На перевале к северу от Пайера

Большая-Колвица

Краткий отчет о пеше-водном походе 2 к.с. по Кольскому полуострову

по маршруту: ст.Африканда-Сайгозеро-Сайгоручей-р.Большая-оз.Колвицкое-г.Баранья Иолга-р.Колвица-Белое море

В период: 25 июля-5 августа

Состав:

• Байдарка Щука-3 (2 человека)
  • Каяк Necky Blunt

Карты есть у Чеха на сайте:

Заброска

На станции Африканда останавливается 382-й поезд, в нем есть почтовый вагон. До Хабозера ходит электричка и "кукушка". Но ходят только в будни. Около 9:30 и 10:30. Мы приехали в воскресенье, и шли 18 км пешком. Если доехать до Хабозера, то идти придется только 8 км. Не исключено, что в высокую воду можно начать сплав от озера (одноименного ?) рядом со станцией Хабозеро, но сток из озера окружен болотами и посмотреть на ручей не получилось. Поэтому решили идти до Сайгозера . Дорога наезженная. Главное - не пропустить поворот налево к озеру.

Сайгоручей-Большая

И на Сайгоручье и на Большой все пороги проходились руками (на каяке) или ногами (на байдарке) по дну. В верховьях Большой видели группу катамаранщиков. Даже не представляю, как они там шли. Воды для нас-то было впритык. Вода, для этого времени года была достаточно высокая, иначе бы и нам пришлось помучиться капитально.

Колвицкое озеро - г.Баранья Иолга

Тут зашли в залив Тикша. Остановились в его северном конце (N 67 07.236' E 33 17.221'), как ближайшем к Бараньей Иолге. Баранья Иолга - самая высокая гора массива Елки-Тундры (785 м). На радиалку к горе ушло два дня. При желании можно уложится и за день. Промежуточный лагерь ставили на границе леса у небольшого горного озерка (N67 09.619' E 33 10.988'). Если идти с горелкой, то к лесу можно не привязываться, т.к. на всем пути наверх много ручьев и мелких озер. Крупная лужа есть даже на вершине. На следующий день после возвращения в лагерь устроили дневку.

Колвица

В Колвице с уровнем воды дела обстояли гораздо лучше. Все пороги, кроме Белого, Черного и водопадов оказались вполне проходимы для двух новичков на Щуке. Опытный экипаж, вероятно, мог бы пройти и Белый. Все пороги, кроме уже упомянутых вполне проходятся без предварительного просмотра.

Белое море

В Колвицкой губе вода уже соленая. По берегам воду найти можно, но сложно. Мы отыскали небольшую лужу в русле пересохшего ручья. Во время отлива можно набрать мидий. Мидии - не только вкусны и полезны, но на них еще неплохо клюет треска :) (Вообще, с подножным кормом проблем не было: грибы, морошка, черника и голубика в избытке.). В море довольно-таки много тюленей (на счет их съедобности, правда, я не уверен). И, как мы узнали потом из газеты "Вечерняя Кандалакша", в Колвицкую губу примерно в тоже время зашла парочка китов. Далее пошли на остров, находящийся напротив Колвицкой губы. Возможно, это остров Власов, но точной уверенности у нас нет, т.к. острова на карте не вполне совпадают с островами в реальности. Воды на острове нет совсем, т.ч. брали запас с собой. Утром вышли в Лувеньгу. Антистапель устроили недалеко от обелиска на берегу.

Выброска

Из Лувеньги по шоссе Кандалакша-Умба достаточно часто ходят автобусы. Причем есть автобусы, которые идут по маршруту Лувеньга-Кандалакша, т.ч. выбрасываться из Лувеньги предпочтительнее, чем из Колвицы. В автобус пустили даже с каяком. А вот в 15-м поезде ни багажного ни почтового вагона не оказалось, хотя в справочном Лен.вокзала его обещали. Пришлось в срочном порядке договариваться с проводником и везти на третьей полке.