LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

комбинированный вело-горный поход 3 к.с. по Алтаю

ОТЧЕТ

о спортивном велопоходе третьей категории сложности по Алтаю, совершённом группой туристов Челябинского городского турклуба "Родонит" с 3 по 25 августа 2003 г.

Руководитель группы: Петров Виктор Анатольевич

ЗМКК рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Поход имеет 3-ю категорию сложности.

 



1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Идея похода

Наряду со спортивной целью - совершить велопоход 3-й к.с. - было желание побывать на Аккемском и Кучерлинском озерах, посмотреть на Белуху и Аккемскую стену. Так как на велосипеде по долинам рек Аккем и Кучерла можно проехать всего около 15 км от п.Тюнгур, а далее только пешком, было решено сделать поход комбинированным и был добавлен маршрут горной единички с посещением интересующих мест.

Сведения о маршруте

Вид туризма:                          комбинированный вело-горный.

Категория сложности:          третья (вело - третья, горный - первая).

Маршрут: Челябинск - Бийск - Алтайское - пер.Комар (870м) -Белово - Черга - Шебалино - пер.Семинский (1750м) - Онгудай - пер.Чикетаман (1295м) - Иня - Инегень - Тюнгур (начало горного маршрута) - п.Кучерла - пер.Кузуяк (н/к, 1513м) - р.Аккем - оз.Аккемское - пер.Каратюрек (1А, 3050м) - пер.Текелюшка (1А, 3100м) - оз.Аккемское - р.Ак-Оюк - пер.Рига-Турист (1Б, 2850м) - оз.Кучерлинское - р.Кучерла - п.Тюнгур (продолжение веломаршрута)- Катанда - Усть-Кокса - пер.Кырлыкский (1450м) - Усть-Кан - Яконур - пер.Келейский (1313м) - Келей - Черный Ануй - пещ.Денисова - Турата - пер.Мариинский (1400м) - Тоурак - Никольское - Алтайское - Бийск - Челябинск.

Протяженность активной части:     вело - 896 км, горный - 114 км.

Продолжительность активной части похода:         вело - 12 дней, горный - 7 дней.

Подъезд и отъезд

Время везде московское. Разница с Москвой 2ч в Челябинске, 3ч в Новосибирске, Барнауле и Бийске.

3 августа 17:55, поезд 104: Челябинск - Новосибирск (прибытие 4 августа в 14:30), 577руб.

4 августа 18:32, поезд 601: Новосибирск - Бийск (прибытие 5 августа в 5:12), 231руб.

Обратно билеты не купили заранее, а на вечерний (около17ч) поезд Бийск-Новосибирск были только на следующий день, поэтому добирались так:

23 августа 15:00, автобус Бийск - Барнаул (в пути 3ч), 106руб. + багаж 21руб.

23 августа 20:25, поезд 642: Барнаул - Новосибирск (прибытие 24 августа в 1:20), 97руб.

24 августа 4:50, поезд 059:Новосибирск - Челябинск (прибытие 25 августа в 2:26), 649руб.

Аварийные выходы с маршрута

С любой точки веломаршрута выход до дороги с движением автотранспорта не более 30км.

С горного маршрута выход в п.Кучерла или к КСС на оз.Аккем.

Сведения об участниках похода

Таблица 1

Ф.И.О.

Фото

Год рожд.

Туристский опыт

Обязанности в группе

Домашний адрес

Вело

Пеший

1. Петров

Виктор

Анатольевич

1969

5к.с.(У) Кавказ, 2к.с.(Р) Ю.Урал

4к.с.(У) Алтай, 3к.с.(Р) Алтай

Руководитель, фотограф, казначей

г.Челябинск,

ул. Сони Кривой,

79А-923А

2. Тихонов

Константин

Сергеевич

1981

1к.с.(У) Ю.Урал

2к.с.(У) Сев. Тянь-Шань

Реммастер, медик, секретарь

г.Челябинск,

ул. Пограничная,

25-105

3. Черепанов

Юрий

Владимирович

1968

4к.с.(У) Ср.Азия, 1к.с.(Р) Ю.Урал

3к.с.(У) З.Саян

Завхоз

г.Челябинск,

ул. Масленникова,

16-107

Сведения о районе путешествия

Маршрут пролегал через Алтайский край и Республику Алтай.

 

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири. Имеет границы с Республикой Казахстан, Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай.

Площадь: 169,7 тыс.кв.км.

Население: 2,7 млн.чел.

Городское население: 1,3 млн.чел.

Административный центр: г.Барнаул.

 

Республика Алтай находится на юге Западной Сибири, в центре Евразии. Имеет границы с Монголией, Китаем, Республикой Казахстан, Республиками Хакасия и Тува, Алтайским краем, Кемеровской областью.

Площадь: 92,9 тыс.кв.км.

Население: 201,7 тыс.чел.

Сельское население: 76%.

Национальный состав: алтайцы 31%, русские 60%, казахи 6%.

Столица: Горно-Алтайск

 

Территория Алтая относится к двум физико-географическим регионам - Западно-Сибирской равнине и Алтае-Саянским горам. Для Алтая характерны неоднородный рельеф (от плоской степи до высоких горных пиков), разнообразный климат (от тундры и субальпийских лугов до полупустынной степи и высокогорья). На территории Алтайского края расположены в основном равнинная часть и предгорья Алтая. Горы, достигающие высоты 4506 м над уровнем моря (г.Белуха) расположены на территории Республики Алтай.

Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее, чем на соседней равнине. По мере увеличения высоты на 100м, температура воздуха падает приблизительно на 0,5°. Наиболее прохладно на высотах свыше 1000 м. Если средняя температура июля в низкогорье и среднегорье составляет +16°:+18°, то на высоте около 2000 м +8°:+10°. Самое жаркое лето бывает в межгорных котловинах, где температура воздуха достигает +30° - +35°.

Летом в Республике Алтай господствуют северо-западные и западные воздушные массы низкого атмосферного давления, которые приносят много влаги и отдают ее на высотах свыше 1000-2000м, преимущественно на Западных склонах гор. Горные хребты, имеющие наибольшие высоты (Катунский, Южно-Чуйский, Северо-Чуйский) получают максимальное количество осадков (2000-2500 мм в год), на район горы Белухи приходится 3000 мм в год. В среднегорье выпадает 500-600 мм осадков в год. Наибольшее количество осадков за год выпадает в Северо-Восточной части Горного Алтая - 700-1000 мм и на юго-западе - 1500 мм. Большее количество осадков выпадает во второй половине лета. Максимум приходится на июль.

На Алтае около 20 тыс.озёр. Самое большое озеро Алтая - Телецкое - расположено среди высоких горных хребтов. Это одно из самых глубоких озёр России (325 м).

На реке Чульча (правый приток Чулышмана) находится Водопад Неприступный - крупнейший водопад Алтая. Имеет общую высоту падения 160 м и в большую воду представляет собой грандиозное зрелище. В районе Белухи расположены красивые водопады на реках Кокколь, Текелю, Кони-Айры, Тигеек.

На Алтае известно свыше 2000 минеральных источников. Вода источника Аржан-Суу, расположенного на Чуйском тракте, характеризуется высоким содержанием серебра, меди, марганца. Чулышманский источник отличается большим содержанием сероводорода и используется местным населением в лечебных целях. На всю Россию славятся радоновые источники Белокурихи.

Денисова пещера - археологический памятник Алтая, своеобразный <слоённый пирог>, содержащий более 20 культурных слоёв и представляющий, таким образом, разные эпохи развития человечества. Пещера называется Денисовой потому, что во второй половине XVIII в. в ней жил отшельник Дионисий. Алтайцы называют пещеру Аю-Таш - <медвежий камень>.

Перед деревней Балыктуюль в урочище Пазырык находится группа из 5 больших курганов. Курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые в основном в VI - II вв. до н.э. и поражают своими размерами, древностью. Учёные обнаружили, что в условиях высокогорья погребальные камеры превратились в островок вечной мерзлоты.

В районе впадения р.Куйлю в р. Кучерлу найдены наскальные рисунки первобытного человека.

Гора Белуха, самая высокая вершина Сибири, известная сравнительно недавно, не более 150 лет. Белуха считается суровой и недоступной. Возможно, это можно объяснить суровым климатом Белухи: здесь всегда холодно, дует пронзительный ветер, скалы почти везде круглый год покрыты тонкой ледниковой глазурью - натёчным льдом. Белуха - высочайшая двуглавая вершина Алтая. Состоит из разделённых седловиной Западной Белухи (4440 м) и Восточной Белухи (4506 м). Это место связано с именем Н.К.Рериха и ежегодно привлекает сюда сотни почитателей учений великого художника. В селе Верх.Уймон находится дом-музей Рериха.


2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Высотный профиль маршрута


Описание прохождения маршрута по дням

1 день. 5 августа. Бийск - Советское - Сараса. 107,2 км

В 8:12 утра приехали в Бийск. Недалеко от вокзала есть рынок, где мы закупили все необходимые продукты. Здесь же телеграф.

                Выехали в путь в 10:52 по дороге, идущей от рынка на Ю-З. Почти сразу пошел дождь, вскоре он стал сильный. Проехав мост через Бию, повернули направо в сторону Белокурихи.

Движение интенсивное до кольцевой развязки, где мы поворачиваем на Советское (25,7км). Дождь закончился. Ветер северный, сдувает тучи на юг, расчищая небо над нами. Перед въездом в Советский район асфальт сменяется на бетонку. По сторонам поля и луга с лесополосами. Воду можно набрать только в поселках. В Советском (52км) заехали в столовую (до нее 1,2км). Дальше снова асфальт. Начались холмы, впереди показались горы [ф1]. Алтайское (85,8км) тянется 11 км. На выезде находится озеро. Это первое место после Катуни, где можно встать на ночлег. Сараса тоже длинная, на карте-пятикилометровке это не отражено. Приток, где планировалась ночевка, находится еще в деревне. Через 2 км следующая деревня. Нашли ручеек между ними и место для стоянки в стороне от дороги.

 

2 день. 6 августа. Сараса - пер.Комар - Черга - Шебалино.  79,1 км

            Деревни идут одна за другой вдоль реки, почти сливаясь друг с другом. Хорошие места для стоянки появляются только за д.Комар (15,7км), от которой начинается подъем на пер.Комар по грунтовке. Вскоре подъем становится крутым, дорога каменисто-грунтовой. Едем по лесу, слева глубоко внизу течет ручей. Переезжая его, дорога круто поворачивает налево и выполаживается. Еще один небольшой подъем, и мы на перевале (22,1км, Тх=2:00). Спуск до дер.Белое (28,4км) по хорошо укатанной профилированной грунтовке [ф2]. За деревней спуск выполаживается. Горы вокруг невысокие, очень похоже на Урал. На въезде в республику Алтай стоит внушительных размеров указатель с гербом, начался асфальт, который почти тут же и закончился. На левом притоке делаем обед. Перед Чергой проезжаем отворот на Усть-Кан - это старая дорога, сейчас сильно разбитая, но еще проезжая, как нам сказали местные. В Черге (46,4км, Tx=3:10) выезжаем на Чуйский тракт. Асфальт посыпан сверху щебенкой и залит гудроном, оказывает большое сопротивление качению. Местность холмистая, часто проезжаем небольшие подъемы со спусками. Слева был огромный скальный массив на другом берегу Семы. Лес лиственный. Перед Шебалино на карте два правых притока Семы. Первый оказался грязным ручьем, протекающим по полю, вставать негде. Второй расположен перед самым началом деревни, он почище, вверх по течению разведали неплохую полянку, незаметную с дороги. Дровами послужили сухие ветки кустарников и боярышника.

 

3 день. 7 августа. Шебалино - пер.Семинский(1750м) - Онгудай.  88,7 км

            В Шебалино докупили продуктов, поставили штамп на почте. Мост через приток Семы на дороге, идущей через поселок, снесло. Приходится выезжать на Чуйский тракт, обходящий Шебалино по окраинам с востока. Преодолев еще небольшой подъем, спускаемся к мосту через Сему (13,6км, Тх=0:52), от которого начинается подъем на пер.Семинский. Сначала очень пологий, он через 2 км после дер.Топучей (25,9км, Тх=1:37) достигает 12% и так почти до самого верха 7,5км. Едем на минимальных передачах со скоростью около 7 км/ч. На перевале (36,3км, Тх=2:53) стоит обелиск [ф3], идет бойкая продажа сувениров иностранцам. Здесь же встретили велотуристов из Барнаула, едущих на этот раз на джипах в Гоби. Котельников Алексей возглавляет велотуризм Алтайского края, предложил помощь при разработке маршрутов. Ребята прошли по Алтаю больше десятка походов 4-5 к.с., посоветовали нам, что лучше посмотреть.

            Спуск не такой крутой, но все равно раскатывает до 66 км/ч, если не тормозить. Не заметив, пролетели 4 км и остановились на обед на ручье. На перевале растет кедрач, но шишки уже все собрали. Далее новый длинный спуск почти до Зайсанской Елани (49км, Тх=3:14) - первое жилье после перевала. Непонятно, может ли быть в такой маленькой деревушке магазин. Проехали Туэкту (70,8км), она тоже невелика, магазин есть, но хлеба не было, купить мы его смогли только в Караколе (76км, Тх=4:11), и то последнюю булку. Начали смотреть место для стоянки, но здесь леса нет, только узкие полоски деревьев вдоль притоков р.Урсул, а все притоки протекают через поселки. Так доехали до указателя въезда в Онгудай [ф4], начинал накрапывать дождь, и мы решили поискать место среди кустов у реки. В результате нашли мостик через реку, а на другом берегу был опустевший детский лагерь. Сторож, Иван Учурыч, разрешил переночевать в деревянном домике и даже денег не взял. Нам очень повезло, потому что дождь разошелся не на шутку и поливал целую ночь. А мы даже готовили под сухим навесом!

 

4 день. 8 августа. Онгудай - пер.Чикетаман(1295м) - Иня - слияние Чуи и Катуни.  83,5 км

            Закупили еды в придорожном магазинчике в Онгудае. За поселком местность изменилась - долина стала узкой и извилистой. Спустились по ней до притока - р. М. Ильгумень. Отсюда начался подъем на пер.Чикетаман. Крутой участок начинается через 2 км после дер.Хабаровка (21,9км, Тх=1:10), когда дорога поворачивает на 180 градусов и серпантином взбирается на перевал на протяжении 3км. На самом крутом участке (~12%) нас застал сильный встречный ветер с грозовым ливнем. Останавливаться нельзя, т.к. возможно падение камней сверху - дорога прорублена через крутой скальный склон и обочина очень узкая [ф5]. На перевале (31км, Тх=2:05) обзорная площадка, где мы фотографируемся [ф6] и ждем, пока немного просохнет асфальт, чтобы более безопасно спуститься. Спуск крутой и извилистый, первые 2км едем не более 40 км/ч и притормаживаем до 20 км/ч перед крутыми поворотами, чтобы не вынесло на встречную полосу. На фото заснят спуск с перевала снизу [ф7]. Дальнейший спуск без крутых поворотов. Справа протекает Б.Ильгумень, вдоль реки растет хвойный лес. Горы стали скалистые, растительности на них мало.

В 13:50 проехали Купчегень (43,7км), вскоре встаем на обед. Спускаемся до долины Катуни, здесь нас застал непродолжительный ливень. Дорога идет вдоль Катуни, то подрезая крутые склоны, иногда по выемке, прорубленной в скале, то взбираясь на бомы [ф8]. Перед Яломаном на Катуни большой палаточный городок водников. За пос.Яломан (64км, Тх=3:40) въехали в новую долину, напоминающую Ср.Азию. Скалистые горы без растительности круто обрываются к Катуни, которая течет где-то внизу, пропилив себе русло. Узкая выжженная солнцем и иссушенная ветром долина. Сильный встречный ветер дует и сейчас, затрудняя наше продвижение. Боремся с ним до самой Ини (72,8км).

Закупаем продукты до Тюнгура, но многого не нашли. Вместо хлеба пришлось купить сушки. Зато продается цветная фотопленка <Kodak>. Проехав ~3км от конца поселка видим на другом берегу Катуни поднимающуюся от реки дорогу. Сходив на разведку, обнаружили внизу подвесной мост (78км), который нам и был нужен. Спуск к нему очень крутой, такой же крутой и подъем после моста на террасу, по которой проходит грунтовая дорога к Инегени. Местные жители посоветовали, чтобы пос.Инегень мы проехали как можно раньше, так как частенько там с туристов берут незаконные поборы за проезд. Слияние Чуи и Катуни мы увидели сверху, тут же дорога пошла вниз почти до реки. Внизу есть где встать, но места уже заняты. Далее дорога стала каменистой и пошла по вырубленной полочке вдоль скалистого берега. Перед выходом подъема на травянистый склон слева находится поросший лесом распадок. Спустились по нему к реке. Переносить велосипеды и рюкзаки пришлось по отдельности. Зато местные мотоциклисты, шныряющие ночью неизвестно зачем, нас не заметили с дороги.

 

5 день. 9 августа. Слияние Чуи и Катуни - Инегень - р.Казнахта - ферма.  38,8 км

             Встали еще затемно, чтобы пораньше проскочить криминальную деревню. Выехали в 7:45. Сразу начался двухкилометровый подъем на Колокольный бом по грунтово-каменистой дороге, местами довольно крутой, однажды даже пешком с трудом поднялись. Затем ехали по плоской вершине бома. На развилке поехали по правой, более короткой дороге. Через 2 км плато кончилось. Правая дорога оказалась с гораздо более крутым (порядка 25-30%) спуском к ферме по галечно-булыжниковому покрытию[ф9]. Проехав ферму, переезжаем по мосту приток Катуни (5,3км). Инегень проехали, не останавливаясь в 9:10 (9,2км, Тх=0:55). Посреди деревни река, через нее есть мостик. За деревней новый подъем на бом. Наверху опять плато с небольшими перепадами высот. Справа остаются избушки зимовья Сок-Ярык. Вскоре новый подъем на бом, после которого дорога уходит направо в сторону гор. Мы сворачиваем на тропу, ведущую в сторону реки (16,4км,Тх=1:35). Почти сразу тропа начала очень крутой спуск к дороге, пробитой вдоль скалистого берега. Полкилометра мы тащили велосипеды среди крупных камней [ф10]. Спустившись (17км), обнаружили, что дорога давно заброшена и засыпана камнями, полочка вдоль скал местами почти полностью обрушилась. Слева обрыв к Катуни, поэтому ехать нужно очень осторожно, иногда приходится вести или тащить велосипеды из-за камней. Все время то взбираемся на пригорки, то спускаемся почти до самой воды. Через 2,5 км проезжаем впадение Аргута, вода которого отличается белесым цветом. Внизу проходят водники на катамаранах [ф11]. Облака и тучи, закрывавшие с утра вершины гор удуло ветром, и природа предстала во всей красе. Места вокруг самые живописные. Еще через 2 км встретили приток и пообедали. Вскоре после обеда проезжаем мимо каменного идола (22,7км, Тх=2:28). У <Ягуара> раздался зловещий хруст в каретке (это лопнул сепаратор подшипника, как потом оказалось). Начинается километровый крутой (15-30%) подъем по каменистой тропе на перевал перед р.Казнахта. Приходится затаскивать велосипед наверх изо всех сил. Проехав небольшое травянистое плато наверху, начинаем крутой спуск к реке по тропе, траверсирующей склон [ф12]. Реку переходим по мостику из поваленных стволов березы (25,3км, Тх=3:00). Переправа организована много выше устья реки. На западном берегу заброшенная изба посреди пустыря,густо заросшего крапивой. Тропа пробивается через крапивные заросли и идет на подъем по распадку, затем серпантином по лесу по северо-восточному склону холма. Подъем длиной 1,8 км, крутой. Иногда пытаемся ехать, но, в основном, идем пешком. После небольшого ровного участка на вершине холма, тропа выходит из леса на травянистый склон и с небольшим понижением траверсирует его до ручья. Склон крутой, ехать порой жутковато - слева склон переходит в обрыв. Катунь далеко внизу [ф13]. Ориентируемся по рельефу противоположного берега Катуни. Похоже, мы выехали на верхнюю, так называемую <копаную> дорогу, о которой прочитали в отчетах, выставленных в интернете. Впрочем, по ней уже давно не ездят, разве что только на лошадях. После преодоления оврага и небольшого подъема, замечаем развилку (35,6км). Тропа уходит влево и вниз, копаная дорога угадывается небольшой полоской впереди с небольшим поначалу подъемом. Сделали разведку метров на 800 по ней и увидели, что она преодолевает очередной холм поверху со значительным набором высоты. А внизу увидели заброшенную ферму на ровном участке речной террасы и нижнюю дорогу. Решили спускаться туда по тропе, ведь нам пора уже вставать на ночлег. Спуск очень крутой, идет порой по камням, там приходится идти пешком. Да и без камней пришлось бы - иначе можно перелететь через руль, и даже тяжелый рюкзак на багажнике не удержит велосипед. Метров через 200 уже снова можно ехать по каменистым остаткам дороги. Вот и ферма (36км). Ручья мы не нашли, поэтому едем дальше. А дальше дорога опять пошла по полуразрушенным и осыпавшимся полочкам вдоль скального склона. Все время то вверх, то вниз, и весьма круто. Примерно с километр продолжался этот триал, потребовавший от нас применить все свои умения. Затем вышли на ровный участок, где ехать можно свободно. Здесь опять встретили заброшенную ферму, около нее воды нет, а к Катуни спускаться далеко. Зато чуть дальше нашли ручей, нанесенный на двухкилометровке (третий приток от р.Тургунды). Вдоль ручья лес, здесь и встаем (38,8км).

Участок маршрута от зимовья Сок-Ярык до фермы заявлялся как препятствие третьей категории трудности. Расчет это подтверждает:

Протяженность 22 км => Кпр=1,22;

Путь проходил по конной/туристской тропе, возьмем минимальный Кпк=1,8;

Перепады высот дважды были по 200м, еще несколько поменьше => Кпер=1,4;

Средняя высота местности 900м => Кв=1,18.

Итого: КТ=1,22*1,8*1,4*1,18=3,63 балла, т.е. 3-я КТ.

 

6 день. 10 августа. Ферма - п.Тюнгур. 22,1 км

            Сегодня полудневка. Отоспались, наелись ягод - здесь много малины, есть крыжовник. В 11:05 выехали. Здесь уже идет вполне проезжая грунтовка по ровной террасе. Только у ручьев перепады высот. Слева долина Аккема, вершины гор закрыты облаками, а у нас солнце.

            Через р.Тургунду (3,1км) переправляемся вброд в месте, где она разливается на две протоки. Вода выше колен, течение быстрое. Лучше нести велосипед на плече, чтобы не сносило течением. Дорога проходит по полю и далее идет по лесу. В лесу она становится влажной, часто попадаются лужи. Едем чаще всего прямо по лужам - каменистое дно держит. Там, где грязь, объезжаем по обочине по траве. Через р. Деты-Кочек (11,5км) есть мост. Неподалеку памятник партизанам-красноармейцам. Еще несколько километров по лугам и холмам, и показался пос.Тюнгур [ф.14]. Заехали в 2 магазина, купили продукты на неделю горного похода. Не удалось купить только хлеб, колбасу и сало. У нас предусмотрены на случай отсутствия хлеба лепешки. Купили муку и растительное масло, а остальные ингредиенты уже были с собой. Через Катунь переехали по подвесному мосту. В районе т/б <Высотник> нас перехватил один из владельцев кемпинга, расположенного через дорогу от турбазы. У них цены чуть пониже, но самое главное - тут же договорились о том, что можно за 15 руб. в сутки с велосипеда оставить лишний груз и велосипеды в гараже их начальника. Так спокойнее, чем прятать велосипеды в лесу. За стоянку с нас взяли по 20 руб. с человека, за баню - по 50 руб. с каждого за час. Вечером поужинали в аиле рядом с кемпингом. Обошлось это в 50 руб., наелись прилично. Здесь же и муку купили. Если вставать не в кемпинге, надо подальше уходить от Тюнгура, так как в поселке безработица, и часто грабят туристов.

 

7 день. 11 августа. п.Тюнгур - пер.Кузуяк(1513м,н/к) - р.Аккем. 26,9 км

Началась горная часть похода. Рюкзаки получились нетяжелые, порядка 23-25 кг.

Тх=0:30 п.Кучерла. Магазин закрыт. Переходим р.Кучерла по мосту в северной части поселка. Затем наша дорога идет в гору, еще одна ушла вправо вверх по реке. Идем по лесу, дорога петляет, рядом идет конная тропа.

Тх=1:00 Вышли на большое поле. Посереди поля развилка (5,8км). Идем прямо, а влево уходит дорога, идущая потом вдоль Катуни к р.Аккем. От начала леса начинается подъем на пер.Кузуяк. Подъем идет по тракторной дороге. По сторонам заросли черемухи, малины, красной смородины. Ближе к перевалу дорога идет серпантином, подъем становится круче.

Тх=2:25 11,8км пер.Кузуяк. Перевальная седловина лесистая, на деревьях понавязаны тряпочки [ф15]. Начался мелкий дождь. Спуск очень крутой, спускаемся чуть ли не бегом.

Тх=2:50 Встретили избу на ручье. Дождь усилился, мы встаем на обед. С дровами совсем плохо, наломали сухих веток кустарников.

Тх=3:15 Вышли на длинное поле у р.Аккем. Поворачиваем направо на развилке, идем вдоль поля.

Тх=3:40 Вошли в лес, ручей, есть стоянки. Дорога перешла в тропу. Тропа, поначалу хорошая, постепенно стала грязной и разбитой. Она забирается все выше по склону над Аккемом. Воды долго нет.

Тх=4:50 Ручей. Вскоре начинается гроза, ливень продолжается полчаса и переходит в мелкий дождь. Тропа совсем раскисла. Через 1,5 км еще маленькая площадка на крутом склоне у ручья.

Тх=5:35 Ручей. Много мест для стоянок, лучшие уже заняты. Дождь так и не прекращается. Встаем на ночлег. С большим трудом под проливным дождем ставим лагерь, варим ужин. Вода течет ручьями под ногами, заливает костер. Хорошо, что костровище приподнято и огорожено камнями, а то бы залило угли. Сильный дождь шел всю ночь.

 

8 день. 12 августа. р.Аккем - оз.Аккемское. 19,3 км

            Только к утру дождь закончился. Тропа мокрая, скользкая.

            Тх=0:10 Ручей, стоянки.

            Тх=0:45 Осыпи вдоль Аккема [ф16], проходятся легко.

За осыпями идут речные террасы, иногда заболоченные. С интервалом в 20 мин встречаются места для стоянок. Местность постепенно становится более проходимой. Ближе к Аккемскому озеру лес стал редким, здесь растут кедры (с шишками!) и кустарники. Часто попадаются верховые болота, тропа разделяется на несколько параллельно идущих путей.

Тх=3:28 Ручей с водопадом, филиал т/б <Высотник>. Очень много палаток. Погода резко ухудшается, накрапывает дождь, небо закрывают тяжелые снеговые тучи.

Тх=4:03 оз.Аккемское, метеостанция. Начинает густо падать снежная крупа. У озера стоянка запрещена.

Тх=4:10 Поднялись метров 300 по тропе, ведущей от метеостанции на пер.Каратюрек до первых стоянок. Чуть выше есть более удобные места, но они уже заняты. Приходится бегать за водой наверх. Зато место более закрытое - в кедраче, и дров больше. Снег разошелся не на шутку - вскоре покрыл траву и палатки белым покрывалом.

 

9 день. 13 августа. оз.Аккемское - пер.Каратюрек(3060м,1А) - пер.Текелюшка(3100м,1А) - оз.Аккемское. 11 км

Погода с утра отличная, снег быстро стаивает. Подъем продолжаем по тропе, идущей круто вверх (~25 градусов) от нашей стоянки. С открытых мест отличный вид на Белуху [ф17]. Проходим несколько стоянок. Вскоре кедры закончились, поднимаемся по травянистому крутому склону вдоль ручья.

Тх=0:30 Перешли ручей, тропа вышла на заболоченный травянистый склон, подъем стал положе (10-15 градусов).

Тх=1:00 Вышли на вершину холма, откуда открывается цирк с пер.Текелюшка. Далее небольшой спуск и новый подъем на морену. Конная тропа серпантином поднимается на верх морены, пешая уходит вправо, траверсируя крутой склон морены и сокращая путь [ф18].

За мореной последний ручей и начало подъема на перевал Каратюрек. Тропа серпантином поднимается по каменистому склону крутизной 10-20 градусов. Хорошо видно седло и предстоящий путь спуска с пер.Текелюшка [ф19]

Тх=1:40 (5км) пер.Каратюрек [ф20]. Фактически, это просто высшая точка на тропе, переваливающей в долину Кучерлы. Седловины нет. Белуху уже затянуло, стало пасмурно. Мы без тропы идем траверсом на пер.Текелюшка, стараясь сохранять высоту. Сначала по западному склону выходим на узкий гребень. Потом, не поднимаясь на небольшую вершинку, огибаем ее с восточной стороны, траверсируя осыпной склон. Очень помогают альпенштоки. Выходим снова на гребень уже за вершинкой выше перевала.

Тх=2:30 (7,4км) По гребню спустились на пер.Текелюшка.

Путь подъема с западной стороны намного проще - меньше крутизна, и камни не очень мелкие. На восточной стороне мелкая сыпуха, подъем по ней был бы чрезвычайно утомительным. Зато спускаться хорошо.

Тх=3:00 Спустились к морене с огромными валунами.

Тх=3:20 Прошли морену, снова вышли на тропу в месте, где были 2ч 20мин назад.

Тх=4:00 Спустились до стоянки.

           

10 день. 14 августа. оз.Аккемское - пер.Рига-Турист(2850м,1Б) - оз.Кучерлинское. 14,5 км

            Погода хорошая, настроение тоже, а природа просто изумительная [ф21].

            Тх=0:20 Спустились до метеостанции и вдоль озера прошли до бочек спасателей. Отметили у них маршрутку. Через 5 минут тропа раздвоилась. Прямо идет к южному краю озера и на Аккемский ледник, наша ушла направо резко в гору (крутизна ~30 градусов).

Тх=0:35 Через 10 минут подъема кончился лес и тропа вышла на травянистое плато. Пройдя немного вперед, увидели седловину пер.Рига-Турист [ф22]. Влево ушла тропа на пер.Студентов, мы поднимаемся вдоль склона.

Тх=0:55 Перешли ручей с водопадом.

Тх=1:05 Перепрыгиваем по камням еще один ручей. Через 5 минут подъема вышли на ровную лужайку с речкой. Справа открылась долина левого притока р.Ак-Оюк. Примерно через полчаса переправились через р.Ак-Оюк и начались морены с крупными камнями. Справа скально-осыпной склон. Впереди хорошо виден наш перевал. Отсюда кажется, что подъем на него очень крутой, не верится, что это 1Б [ф23]. Начали попадаться снежники.

Тх=2:40 Подошли под перевальный взлет. Продумали путь подъема, чтобы избежать, по-возможности, подъема по мелкой сыпухе. Одели каски, перчатки. Сначала поднялись под скальные выходы по участкам, где камни покрупнее. Потом вдоль скал наискосок к кулуару. По кулуару лучше не идти, так как там местами ледок и катятся падающие сверху камни. Придерживаемся правого борта кулуара, по-прежнему поднимаясь вдоль скальных выходов. Идем компактно, чтобы не разогнались камни, скатывающиеся из-под ног. Там, где есть опасность спустить камень на ниже идущего, приходится идти по очереди. Под седлом перевала кулуар очень крутой и покрыт фирном. Без страховки по нему идти нельзя. Обходим этот участок справа по скалам. Проход несложный, даже не потребовалась веревка.

Тх=3:30 Перевал Рига-Турист. Спуск по мелкой сыпухе и не такой крутой, как подъем. Из-под ног летят камни, поэтому спускаемся серпантином или параллельно на одном уровне по высоте.

Тх=3:55 Спустились до морены. На [ф24] снят перевал с морены. Здесь заметна тропа, впрочем идти по ней ничуть не легче, чем просто по камням. Морены волнами спадают вниз одна за другой и даже не думают кончаться. Долина сначала идет на юго-запад, потом поворачивает на запад, характер местности не меняется.

Тх=4:25 Озеро между мореной слева и скальным склоном справа. Обходим по берегу слева. Перед озером крутой спуск по скальным уступам, незаметным сверху.

Тх=4:55 Ручей, небольшой лужок, заросший луком. Ниже воды нет до оз.Кучерлинского. Зато морены все еще продолжаются. Показалось, что уже все, пошли травяные склоны, кедры, но чуть дальше новая осыпь, поросшая травой. Идти трудно, тропа теряется в камнях. Приходится делать разведку. Нашли слабую тропу слева от осыпи. Вошли в зону леса. Начался очень крутой спуск (30 градусов) среди деревьев, кустов жимолости и смородины. Тропа скользкая, постоянно работаем альпенштоком, чтобы не скатиться вниз. Так продолжается примерно полчаса до самого берега оз.Кучерлинского (Тх=6:00, 14,5км). К югу в 50м от выхода тропы на берег в озеро впадает крупный ручей. Сразу за ним хорошая стоянка.

 

11 день. 15 августа. Дневка на оз.Кучерлинское. 14,5 км

 

12 день. 16 августа. Оз.Кучерлинское - вниз по р.Кучерла до р.Куйлю. 25,2 км

            Озеро смотрится по-разному в зависимости от времени дня, но неизменно красиво. Вдоль берега идет набитая тропа, за 10 минут дошли до северного края озера. Здесь большая поляна, много палаток, есть мост через вытекающую из озера р.Кучерлу [ф25]. Затем начинается крутой подъем по тропе на перегораживающую долину морену, занявший у нас 15 минут. Сверху открывается чудесный вид на озеро с окружающими его горами. Спуск по разбитой конной тропе.

            Тх=0:45 Крутой спуск закончился. Есть хорошая стоянка. Много брусники. Дальше тропа идет по лесу, стоянки попадаются все время.

            Тх=1:25 На левом берегу виден большой водопад на р. Тигеек

            Тх=1:55 Начинаются прижимы. Тропа обходит их верхом. В начале подъема крест. Реку стало не слышно, тропа ушла далеко от нее.

            Тх=2:15. (9км) Р.Текелюшка. Есть мостик, стол со скамейками под навесом. Вверх уходит тропа на перевалы Каратюрек и Текелюшка. Наша тропа идет прямо, по-прежнему на удалении от Кучерлы.

            Тх=3:10 Ручей, обед. Вскоре тропа приближается к Кучерле.

            Тх=3:40 Ручей.

            Тх=4:10 (16,4км) Ручей, изба на поляне. Долина расширяется, спуск уже пологий. Начинаются поляны, идти стало легко.

            Тх=5:35 Столик под крышей у тропы. Справа скала, огороженная заборчиком, на ней наскальные рисунки первобытных охотников. Постепенно они стираются, 13 лет назад рисунки были намного четче.

            Тх=5:43 р.Куйлю, за ней опять прижим

            Тх=6:15 Тропа спустилась к р.Кучерла, есть оборудованная стоянка.

           

13 день. 17 августа. Р.Куйлю - п.Тюнгур. 17,3 км

            Сначала тропа обходит верхом очередной прижим, потом выходит на большое плато

Тх=0:35 перепрыгиваем по камням р.Черную, вскоре хорошо набитая тропа траверсирует травянистый склон.

Тх=0:52 внизу видна дорога и мост через Кучерлу, через 10 минут еще один мост. Вскоре начинается дорога и у нас. Она выходит на длинный луг. Примерно через полчаса начинается лес с ягодниками. Много красной и черной смородины, малины.

Тх=2:25 спустились к мосту, переходим на левый берег Кучерлы. Вскоре подходим к пос.Кучерла, но в него не заходим, а сразу срезаем угол на дорогу к Тюнгуру. Но таких дорог тут много, в результате выходим немного с другой стороны, сделав крюк метров в 500.

Тх=3:30 наш кемпинг, пешая часть окончена.

Договариваемся с хозяевами, едем забирать наши велосипеды. Все в сохранности. Кстати, мы их сцепили друг с другом тросом и правильно сделали, а то на них хотели прокатиться. Заменили подшипники в каретке <Ягуара>, подрегулировали тормоза, смазали. Все, завтра поедем. Закупили продукты на очередной этап. Встретили местного мужика, он предложил купить хлеба, молока, картошки и даже презентовал маленький арбуз с грядки! Вечером ходили в баню, пели у костра песни под гитару с подошедшими группами из Москвы и Новосибирска.

 

14 день. 18 августа. Тюнгур - Усть-Кокса - Красноярка. 94,3 км

От Тюнгура идет пыльная гравийная дорога вдоль Катуни, то подходя близко к ней, то отдаляясь. До п.Катанда (12км) два крутых подъема на отметках 3,5км и 11,1км. Через 14 км после Катанды целый перевал Ак-Кобу с двумя крутыми километровыми подъемами и еще более крутыми спусками. Приходится притормаживать, чтобы пройти крутые повороты на спуске. За перевалом дорога выходит в Уймонскую степь, на противоположном конце которой расположена Усть-Кокса. Перед перекрестком с дорогой Чендек-Ниж.Уймон начался асфальт, скорость резко поднялась. В 13:20 уже въехали в Усть-Коксу [ф26]. В центре много продуктовых магазинов, можно купить все необходимое. Вскоре за поселком кончился асфальт, долина р.Кокса сузилась, дорога идет вдоль нее. Тх=3:35 (66,3км): начало подъема на пер.Громотушка от впадения р.М.Громотуха. Здесь мы, наконец, пообедали, отойдя подальше от дороги. Подъем оказался крутой: 12% на протяжении 1км, а на одном участке 20%. С учетом облаков пыли от машин и недавнего обеда, он нам дался отнюдь не легко. У <Ягуара> не хватило передач, чтобы заехать на перевал. Зато на спуске появился асфальт, впрочем спуск намного положе. Долина расширилась. Асфальт закончился у дер.Власьево (71,8км). Местность красивая, едем среди смешанного леса, только пыль надоела. Проехали еще 3 небольших поселка и стали смотреть место, так как по описанию за р.Юстик лес кончается. Встали за п.Красноярка (92км), свернув в сосновый лес на берегу Коксы у указателя <163км>.

 

15 день. 19 августа. Красноярка - пер.Кырлыкский(1430м) - Усть-Кан - Экинур. 112,2 км

Тх=0:14 (3,7км) сворот к п.Юстик, еще через пару километров переехали по мосту р.Юстик. Начался асфальт и пологий подъем по Абайской степи. Проезжаем мимо расположенных в стороне поселков Амур (12,6км), Абай (20,4км), Талда (Тх=1:30, 26,2км). Приходится бороться со встречным ветром.

Тх=2:05 (35,9км) п.Сугаш, есть небольшой продуктовый магазин с самым необходимым. Здесь кончается асфальт и подъем становится заметным на глаз. Последние 2 км перед перевалом самые крутые (~10%) [ф27], очень мешает пыль.

Тх=3:05 (48,5км) пер.Кырлыкский находится в зоне леса. Спуск некрутой, разгоняемся  до 45 км/ч, убегая от ливня.

Тх=3:25 (58км) Перед небольшим фермой-поселком Кырлык чистый ручей пересекает дорогу. Вдоль него полоска хвойного леса - обед.

Тх=4:00 (66,1км) Снова указатель <Кырлык>, но это уже большой поселок, отмеченный на карте. За поселком проезжаем участок, где ведутся дорожные работы. Машины одна за другой насыпают кучи глины, бульдозер их разравнивает, а нам приходится ехать по этому <покрытию>. Вскоре мы были вознаграждены - начался асфальт (76км). Проезжаем по мосту через р.Чарыш (77,3км). Здесь можно встать, можно еще 5 км проехать и встать, но уже придется искать место, закрытое с дороги. Еще рано, и мы решаем перевыполнить план. Перед Усть-Каном справа видна большая выемка в скале. Как мы потом узнали, это пещера, в ней ведутся археологические раскопки.

Тх=5:10 (87,3км) Усть-Кан [ф28]. В центре много продуктовых магазинов, есть все, что нам надо, закупаем продуктов на несколько дней, так как крупных поселков не будет до Алтайского. На выезде из Усть-Кана влево уходит дорога на Озерное, мы пока едем по главной дороге, переезжаем мост. Слева - болотистая безлесая равнина.

(94,1км) Сворачиваем влево на Экинур (Яконур на карте). Деревья растут только на северных склонах холмов, да и там их негусто. Вставать на ночлег негде. Был вариант набрать воду и подняться к деревьям, но место слишком открытое, решили ехать дальше.

(103,1км) п.Экинур. Едем прямо, направо уходит дорога на п.Верх.Ануй. Асфальт кончился, теперь едем по мелкощебеночной дороге. Небольшой подъем.

Тх=6:35 (112,2км) Мостик через речушку. Наконец-то есть вода. Поднимаемся метров 500 вверх по речке до леса на берегу. Пришлось проехать прямо по скошенному полю, что весьма затруднительно. Можно было доехать и по проселочной дороге, которая идет к этому лесу, но неохота было возвращаться на 800м назад и в гору. Нашли отличное место с дровами, тут же стемнело. Сегодня хорошо потрудились, завтра можно сделать полудневку.

 

16 день. 20 августа. пер.Келейский(1313м) - Усть-Мута - Денисова пещера. 44,2 км

Отсчет Тх и километража от моста через ручей. Через 10 мин проезжаем еще один ручей, после него начинается подъем на перевал. Покрытие - мелкая щебенка. 3км подъем 4%, затем 2км 10%.

Тх=0:45 (6,9км) пер.Келейский. На седловине столик под крышей. Указатель обещает крутой трехкилометровый спуск [ф29]

Спуск круче подъема, разносит до 63 км/ч. Крупные камни встречаются редко. Облака пыли от встречных машин ухудшают видимость. Хорошо, что их совсем мало. (9,7км) проехали ручей, вокруг лес, хорошее место для стоянки.

Тх=0:55 (12,2км) п.Келей. Дальше дорога идет преимущественно под гору, но все время чередуются подъемы и спуски. Разгоняемся на спуске, чтобы по инерции заехать в гору.

Тх=1:10 (18,2км) п.Усть-Мута, есть магазин.

Тх=1:50 (29,3км) мост через Ануй, выезжаем на дорогу Верх.Ануй-Солонешное. Покрытие - мелкий гравий, иногда проступают крупные камни от скального основания, по которому проложена дорога. Вскоре въезжаем в Черный Ануй (34км) [ф30]. Есть магазины. Покупаем у местных картошку и молоко.

Далее местность пересеченная, все время то вверх, то вниз. Через 8км проезжаем границу с Алтайским краем, после спуска начинается турбаза, которая идет до самой Денисовой пещеры (42,3км). Дорога идет вдоль берега р.Ануй, хороших мест для стоянки долго не попадается. На базе цена астрономическая: 750р. за сутки с питанием, а домики пустуют. Можно либо перед турбазой встать (но там место загажено, дров почти нет), либо проехать до впадения левого притока - р.Щинок. Немного поколесив, все же возвращаемся к турбазе, так как хочется еще пещеру осмотреть. Пришлось расчистить одну полянку, закрытую от дороги кустами.

В Денисовой пещере [ф31] ведутся археологические раскопки уже почти 10 лет. Поговорив с археологами, узнали, что здесь несколько культурных слоев, начиная от 8 тысяч лет до н.э.. Находки от костяных орудий до керамики. Подробнее можно прочитать на сайте [www.archaeology.nsc.ru] по теме "Палеолит Алтая". Сама пещера небольшая, для спелеологов интереса не представляет. А место красивое: высокие прибрежные скалы, утесы, поросшие соснами.

 

17 день. 21 августа. Денисова пещ.-пер.Мариинский(1400м)-Мариинск-р.Казанда. 48,6 км

Вернулись в Черный Ануй, докупили продуктов. Спросил у водителя про дорогу на Мариинск. Есть две дороги: одна идет из Черного Ануя, но подъем более крутой, вторая - из Тураты. В сухую погоду дороги проезжие для УАЗиков. Как раз второй день нет дождя!

Около магазина был первый конфликт с местными. Несколько пьяных алтайцев принялись, угрожая, вымогать деньги на очередную бутылку. Но сами же местные их и удерживали. Я с ними вообще говорить не стал, спокойно сказал <поехали>, на этом все и закончилось.

Тх=0:35 (11км) центр п.Турата. Сворачиваем налево перед школой (с красной крышей и двумя памятниками перед ней). На выезде из поселка дорога превратилась в изрытый копытами и подсохший чернозем. В дождь пришлось бы идти не по дороге, а по траве и полю рядом с дорогой. Слева остается стоянка колхозной техники, далее очень длинное поле и некрутой подъем. Вскоре развилка (11,8км). Едем прямо, а направо уходит более накатанная дорога, она чуть дальше переходит через ручей. 

 Тх=1:00 (14,4км) Заброшенная ферма, переправа через ручей.

 Тх=1:15 (16,3км) Проезжаем мимо еще одной фермы, расположеноой в 400 метрах от дороги. Далее крутизна увеличивается до 5%. Дорога - чернозем с колеями, иногда пересекаем ручьи. В таких местах много грязи, все изборождено колеями и приходится обходить по болотистому лугу [ф32]. Крутизна подъема постепенно увеличивается до 8-10%, ручьи попадаются все чаще.

Тх=1:40 (19,4км) Еще одна ферма, местные пашут землю. Ручей.

Тх=1:51 (20,4км) Слева по распадку между холмами идет дорога из Черного Ануя и примыкает к нашей. Дорога повернула направо, чернозем сменился на глинисто-каменистую почву, подъем стал чуть положе.

Тх=1:56 (21,1км) Переезжаем ручей. Справа чуть выше ферма, пасется стадо коров. Вскоре за ручьем начинается километровый подъем на перевальный взлет крутизной 12-20% по каменистой дороге. Часть пути удается проехать, часть прошли пешком [ф33].

Тх=2:10 (22,3км) пер.Мариинский(1400м), набор высоты от места ночевки 720м, последние 4км со средним уклоном 11,8%.

Тх=2:20 (25,1км) Спустились по каменисто-грунтовой дороге с уклоном 14% до ручья. Обедаем. Далее спуск по каменистой дороге с уклоном 8-10% до поворота дороги налево. После поворота - грунтовка, испорченная лесовозами. Приходится обходить участки с грязным месивом посреди дороги [ф34].

Тх=2:45 (30,8км) п.Мариинск, ремонт каретки <Ягуара>. Дальше идет грейдер на Ильинку. Погода начинает портиться.

Тх=3:08 (37,2км) Мост через реку. Долина реки очень красивая, растут лиственницы и сосны. За хребтами справа и слева гроза, черные тучи, а у нас солнце. Здесь свой микроклимат, видно по растительности, что осадков выпадает не очень много. Дорога плавно спускается.

Тх=3:34 (44,5км) Грейдерная дорога делает резкий поворот к Ильинке, мы сворачиваем налево и перезжаем по мосту р.Песчаную [ф35]. Слабые колеи вскоре переходят в скотопрогонную тропу, идущую по краю болотистой террасы реки. Иногда приходится спешиваться. Через несколько километров вновь появляются колеи.

Тх=3:55 Брод через Казанду. Река разлилась на три неглубоких рукава. Основной - третий по счету, глубиной 0,4м с быстрым течением. Дно очень скользкое, галька покрыта каким-то склизким мхом. Ехать бесполезно, велосипед сразу падает.

После переправы задул сильный ветер. Долина впереди резко сужается, поэтому дует как в аэродинамической трубе. Собирается гроза, мы оперативно разбиваем лагерь на берегу реки. Палатку приходится закреплять всеми имеющимися колышками, а тент дополнительно привязать к ветке дерева. Нам повезло - успели пройти посуху перевал Мариинский!

Расчет категории трудности для пер.Мариинский (4км крутого подъема):

Набор высоты 470м => Кнв=1,09;

Средняя высота 1200м => Кв=1,24;

Средняя крутизна 11,8%=>Ккр=1,5;

Дорога каменистая и непрофилированная грунтовая => Кпк=1,4;

КТ=1,09*1,24*1,5*1,4=2,84 балла, что соответствует 3-й КТ

 

18 день. 22 августа. р.Казанда - Куяча - Никольское - р.Б.Шемиловка. 72,7 км

Дорога пошла вверх, затем траверсом склона. Она каменисто-грунтовая, вся в ямках от копыт, иногда попадаются большие лужи, но проехать можно даже в дождь.

Тх=0:25 (5,7км) п.Тоурак. В магазине есть необходимые продукты. В конце поселка развилка (7,7км). Левая дорога ведет коротким путем в Куяган, но это разбитая грунтовка. Направо в крутой подъем (400м,12%) идет грейдер в Куячу. Едем по грейдеру. За первым крутым подъемом становится положе. Мест для ночевки с этой стороны перевала нет.

Тх=1:09 (15,9км) Верх перевала. Общий набор высоты 200м. Спуск сначала крутизной 6-8%, с поворотами, затем выполаживается.

Тх=1:14 (18,3км) мост через р.Куячонок

Тх=1:22 (20,5км) большой поселок Куяча [ф36]. Дорога поворачивает на запад. Она очень пыльная, посыпана мелкой щебенкой.

Тх=2:03 (35км) Выехали на дорогу Куяган-Алтайское. Это широкий и пыльный грейдер. Начинается подъем на очередной мини-перевал. 5км подъема, 180м набор высоты, последний километр крутизна до 12%.

Тх=2:30 (40км) Верх перевала. Спуск более пологий.

Тх=2:50 (46км) Никольское. Перед деревней пообедали на берегу притока Баранчи. Еще раз приходится убирать люфт в каретке <Ягуара>. За деревней небольшой поначалу подъем. Дорога на Белокуриху - разбитая грунтовка, уходящая вверх между холмов. Крутизна подъема постепенно увеличивается.Крутой взлет начинается после моста через Баранчу. Последние 1,5 км до перевала со средним уклоном 10,5%, а максимальный уклон до 20%.

Тх=3:40 (59км) С трудом, но заезжаем на перевал. Последний перевал в этом походе. Спуск довольно крутой и очень длинный. Дорога разбитая, в ухабах, поэтому едем не более 40 км/ч. С такой же скоростью спускался и микроавтобус за нами. Долго высматривали место для ночлега, сделали несколько разведок, но хорошего места все не попадалось.

Тх=4:30 (72,7км) Уже почти подъехали к Алтайскому и встали на последнем до него левом притоке.

 

19 день. 23 августа. р.Б.Шемиловка - Алтайское - Бийск. 104,6 км

 Сегодня ранний подъем, чтобы пораньше приехать в Бийск - нам надо успеть купить билеты на поезд. В 7:45 уже выехали. Продолжается вчерашний спуск к Алтайскому.

Тх=0:03 Дорога и приток справа, есть где встать.

Тх=0:15 (6,5км) Начало Алтайского. Асфальт.

Тх=0:28 (11,5км) АЗС в центре поселка, далее по уже пройденному в первый день пути, только в другую сторону. В 11 утра были уже у Советского. Вскоре дорога повернула на запад, и ветер стал попутным.

13:00 Тх=3:28 (84км) Мост через Катунь. Время есть, делаем обед на берегу Катуни слева за мостом. Заодно искупались, отмыли велосипеды.

Тх=4:28 (104,6км) Вокзал г.Бийск. Поход завершен.

Билеты на поезд до Новосибирска есть только на завтра, но нам подсказали вариант доехать автобусом до Барнаула, а там вечером идет поезд в Новосибирск. Так и сделали.

Протяженные препятствия на маршруте

Горные участки

Таблица 3

Препятствия

Макс. высота, м

Набор высоты, м

Средний уклон в %

Баллы по МКВМ

Категория трудности

1

Пер. Комар

870

240

8

1,74

2

2

Пер. Семинский

1750

650

8,7

1,79

2

3

Пер. Чикетаман

1295

300

8,6

1,50

1

4

Пер. Громотушка

1100

120

12

1,81

2

5

Пер. Кырлыкский

1450

250

5

1,37

1

6

Пер. Келейский

1313

200

10

1,71

2

7

Пер. Мариинский

1400

470

11,8

2,84

3

8

Пер. р.Баранча-р.Б.Шемиловка

820

160

10,5

1,61

2

 

Равнинные участки

Таблица 4

Препятствия

Протяженность, км

К в

К пк

К пер

Баллы по МКВМ

Категория трудности

1

Подвесной мост ч\з Катунь-Инегень-начало тропы

22,4

1,17

1,4

1,2

2,41

2

2

Начало тропы-р.Казнахта-ферма

22

1,18

1,8

1,4

3,63

3

3

Ферма - п.Тюнгур

20

1,17

1

1

1,40

1

4

п.Тюнгур - сворот на Мульту

33,6

1,18

0,8

1,2

1,51

1

5

Сворот на Тоурак - р.Казанда

4,1

1,13

1,8

0,8

1,69

2

 

Баллы за препятствия на маршруте:

 

1 категории трудности 1,5+1,37+1,4+1,51=6,88                                         В зачёт идут 3 балла 

2 категории трудности 1,74+1,79+1,81+1,71+1,61+2,41+1,69=12,76       В зачёт идут 5 баллов

3 категории трудности 2,84+3,63=6,47                                                       В зачёт идут 6,47 балла

 

Итого: 14,47 балла идут в зачёт за протяжённые препятствия.

Суммарная оценка категории сложности маршрута

Она определяется по формуле:

 

КС = П * I * А + СГ=14,47*1,5*1,02+0=22,1 балла, что соответствует 3 кат.сл.

 

Условия МКВМ выполнены 

 

Интенсивность прохождения маршрута

 

          Из рассмотрения исключены участки, пройденные дважды за поход.

 

                 (Lф+ЛП)*Тн     (794+30)*(10*1,2)            

            I  = ----------------- = ----------------------- = 1,5

                        Тф*Lн                 11*600                      

 

Расчёт эквивалентного пробега /ЛП/                          

          Таблица 5

Локальные препятствия

Эквивалентный пробег,км

Примечание

1

Переправа через р.Тургунда

10

2

Переправа через р.Казнахта

2

по бревну,н/к

3

Переправа через р.Казанда

2

Н/к

4

Осыпь при спуске к р.Катунь, 20 градусов

2

100м, н/к

5

Осыпь при спуске к ферме, склон 20 градусов

4

200м, н/к

6

Лес после р.Казнахта

10

2км, н/к

Всего                                                                                                      30 км

 

Автономность веломаршрута

Таблица 6

Время прохождения

Участок маршрута

Количество автономных дней

9 - 10.08.2003

от п.Инегень до п. Тюнгур

2

 

                                                А = 1,1*2/12+1,0*10/12 = 1,02 балла

Перечень интересных объектов

1. Участок Чуйского тракта Онгудай-Иня: красивые долины рек, пер.Чикетаман.

2. Инегень-Тюнгур: очень живописная долина р.Катунь, технически сложный и интересный участок.

3. Оз.Аккемское: замечательные виды Белухи и окружающих ее вершин.

4. Траверс пер.Каратюрек-пер.Текелюшка: отличный обзор на многие десятки километров.

5. Оз.Кучерлинское: красивейшее горное озеро.

6. Наскальные рисунки первобытных охотников в районе впадения р.Куйлю в р.Кучерлу.

7. п.Верх.Уймон: дом-музей Рериха.

8. Перевал Громотушка за Усть-Коксой: красивый рельеф.

9. Денисова пещера: историческое место, красивые скалы.

10. Пер.Мариинский-Тоурак: живописные долины, захватывающий спуск с перевала.

11. Спуск к Алтайскому вниз по р.Б.Шемиловка: красивый рельеф, длинный извилистый спуск.

Характеристика снаряжения

Велосипеды. Использовались горные велосипеды "Jamis" и "RockMachine" с навеской уровня Acera. Один горный велосипед "Jaguar" класса Tourney. Незначительные неисправности были у первых двух велосипедов, в основном связанные с износом колодок и регулировкой натяжения тросиков. Третий горный велосипед требовал постоянного внимания к кареточному узлу. Диапазон передач у него также недостаточен.

Рюкзаки. Велорюкзаки, которые можно переносить на плечах, и везти на багажнике стандартного размера. Для горной части брали дополнительно обычные пешие рюкзаки

Обувь. У каждого участника было две пары обуви. Одна для пеших участков с подошвой типа Вибрам, другая для езды на велосипеде.

            Горное снаряжение. У каждого были каска, обвязка, наконечник альпенштока, рукавицы, а также основная веревка и карабины на группу.

 

Список группового снаряжения

1. Палатка трехместная типа <полусфера> с каркасом и тентом

2. Ручка, карандаш, блокнот

3. Карты, описания маршрута, компас, маршрутка

4. Спички, гермоспички, оргстекло

5. Тент для велосипедов

6. Костровой трос, рукавицы

7. Замок - 2 шт. и трос д/велосипедов

8. Фотоаппараты - 2 шт., фотопленка, видеокамера

9. Котлы 5л и 4л из тонкой нержавеющей стали

10. Топор, ножовка, чехол

11. Ремнабор и запчасти

12. Медаптечка

13. Половник

14. Газовая горелка, баллоны с газом (как резерв на случай обеда в безлесной местности)

15. Жидкая и густая смазка

16. 2 велокомпьютера с 7 функциями

17. Веревка основная 30м.

18. Карабины - 4 шт.

Выводы и рекомендации

Главная цель похода достигнута. Сочетание велосипедного и горного участков пути безусловно удалось, сделало поход разнообразнее и богатым на впечатления. Маршрут пройден полностью, без отклонений. Велосипеды "Jamis" и "RockMachine" с навеской уровня Acera и алюминиевыми рамами отлично себя зарекомендовали. Диапазон передач "Jamis" от минимальной 22/30 до максимальной 42/11 представляется оптимальным для разнообразных условий езды. Как обычно, самые сложные участки маршрута оказались самыми красивыми и интересными. Удачными оказались сроки похода, так как ранее было много дождей, а позже в горах устанавливается ненастная погода, часто со снегом.

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2005-03-19 09:11:34 | дима | E-Mail
Пиши сюда!
ЗДРАВСТВУЙТЕ. Я наченающий путешествиник и хотелбы полочить советы .что мне понадобиться для путешествия на велосипеде от Томска до Горног Алтая



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;