Московский городской центральный туристский клуб
Клуб водного туризма МГУ

Отчет

о водном туристском походе 5 (пятой) к.с. по Алтаю
(рр. Башкаус - Большая Сумульта - Сумульта - Катунь),
совершенном со 2 августа по 26 августа 2003г.

Маршрутная книжка: N 1/4 - 506
Руководитель группы: Шварц Д.А.
115193, Москва, Сайкина, 15/7-74,
тел. (095)279-54-89(д).
e-mail: shvarts@mccme.ru
Электронная версия отчета
находится по адресу

Москва, 2003г.

Оглавление

Паспорт похода

Сроки проведения: 21 июля - 17 августа 2003г.

Район: Алтай.

Нитка маршрута: г. Москва - г. Барнаул (поезд) - пос. Кош-Агач (а/м) - р. Башкаус у устья М. Кокоря (пешком) - сплав по р. Башкаус до устья р. Джундук - р. Кызылтобрак в 2км от устья (пешком) - сплав по рр. Кызылтобрак - Бол. Сумульта - Сумульта - Катунь до фермы в 20км выше пос. Чемал - пос. Чемал (а/м) - г. Новосибирск (автобус) - г. Москва (поезд).

Протяженность: пешей части - 102км, радиальных выходов 41км, сплава - 259км, всего - 402км.

Продолжительность: общая - 26 дней, активной части - 21 день.

Типы судов: 4-х местный катамаран, 2-х местный катамаран - 2 штуки, каяк.

Количество человек: 9.

Уровень воды: паводковый на Башкаусе, средний на Сумульте, низкий на Катуни.

Сведения об участниках

Шварц Дмитрий Александрович.
Год рождения (ГР):1977
Место работы, должность (МР): ГУ-ВШЭ, преподаватель.
Домашний адрес и телефон (ДА): Москва, Сайкина 15/7-74, 2795489.
Туристский опыт (ТО): Утулик-Урик (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4р).
Обязанности в группе (ОГ): Руководитель, капитан К-2к.

Зарубина Анна Юрьевна.
ГР: 1983
МР: МГУ, студентка.
ДА: Москва, Сайкина 15/7-74.
ТО: Сыгыкта (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: Завхоз, фотограф, экипаж К-2к.

Завьялов Владислав Витальевич.
ГР: 1977
МР: ИФП РАН, аспирант.
ДА: Москва, Строгинский б. 17-1-231.
ТО: Утулик - Урик (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: Штурман, фотограф, капитан К-2ж.

Кукин Алексей Олегович.
ГР: 1975
МР: Поликлиника академии БТВ, инструктор ЛФК.
ДА: Москва, Сухонская 7-9.
ТО: Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: Медик, экипаж К-2ж.

Тонис Александр Самуилович.
ГР: 1973
МР: РЭШ, преподаватель.
ДА: Москва, Харьковская 3-4-28.
ТО: Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у), Уда - Утхум - Хойто-ока (4у).
ОГ: каяк.

Захаров Алексей Владимирович.
ГР: 1976
МР: РЭШ, ассистент.
ДА: Москва, Профсоюзная 43-2-479.
ТО: М. Сумульта (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: Реммастер, видеооператор, капитан К-4.

Михайлов Егор Викторович.
ГР: 1985
МР: МГУ, студент.
ДА: Москва, Аптекарский пер. 13/15-58.
ТО: Она (4у), Тумча (3у).
ОГ: Экипаж К-4.

Михайлов Иван Викторович.
ГР: 1987
МР: МГУ, студент.
ДА: Москва, Аптекарский пер. 13/15-58.
ТО: Она (4у), Тумча (3у).
ОГ: Экипаж К-4.

Шаракшанэ Мария Сергеевна.
ГР: 1981
МР: МГУ, студентка.
ДА: Москва, Стрелецкая 14-135.
ТО: Кубань (3у), Сережа (2у).
ОГ: Фотограф, экипаж К-4.

Сведения о судах.

Катамаран-четверка (К-4) Объем 2.5м^3, длина 5м, форма - веретено. Самодельный, дно - совтранс, дека - авизент, баллоны - БЦК с мембраной из чернухи. Рама деревянная, ширина 2м.

Катамаран-двойка красная (К-2к) Объем 1.1м^3, длина 3.8м, форма - верблюд. Самодельный, дно - ТЕЗа, дека - авизент, баллоны - чернуха. Рама деревянная, ширина 2м. Катамаран-двойка желтая (К-2ж) Объем 1.0м^3, длина 3.8м, форма - верблюд. Самодельный, дно - ТЕЗа, дека - турист, баллоны - чернуха с мембраной. Рама деревянная, ширина 1.8м.

Каяк - добрынинский четырехбаллоный КНК, длина 3.50м, ширина 75см. Дно - теза, дека - тонкая теза, баллоны армированный ПХВ.

Прохождение препятствий выше 3КС.

Неупомянутые ниже пороги были пройдены всеми участниками штатными экипажами без особенных происшествий.

КСК-4 К-2кК-2жкаяк
Катунь
Тельдекдпень-1 и 2 4 + + + -[6]
Еландинский 4 + + + +

[1] Экипаж Д. Шварц - А. Захаров.
[2] Экипаж А. Захаров - А. Зарубина - Е. Михайлов - Д. Шварц.
[3] Экипаж А. Захаров - А. Зарубина.
[4] И. Михайлов поменялся местами с Д. Шварцем.
[5] Экипаж А. Захаров - В. Завьялов
[6] На К-2к.
[7] М. Шаракшанэ поменялась местами с Д. Шварцем.

График движения

31.07 8– 5км ниже Саратанского каньона11сплав
01.08 9– 500м ниже устья Аспатты 43сплав
02.08 10 – устье р. Джундук
– стоянка на притоке р. Джундук
сплав
пешком
03.08 11– южный исток р. Тускол13пешком
04.0812 Радиальные выходы на вершины 2340, 2349.
– южный исток р. Моштуайры
15-16.08 г. Москва3335поезд

Транспорт

Подъезды

Основная часть группы выехала из Москвы 21.07 на поезде 96 Москва - Барнаул отправлением 20:08. Приехали в Барнаул 24.07 6.25 утра по местному времени (+3 часа от Москвы). У вагона встретили как приехавшего из Новосибирска А. Тониса, так и водителя заказанной в фирме "Бийскалтайтур" газели. Выехали в 6.45.

Переезд до Кош-Агача занял весь день (до 19.20), включая 40-минутный перерыв на обед в Усть-Семе.

Дорога - хороший асфальт с одним очень коротким участком грунтовки.

Есть возможность закупить недостающие продукты (например в Майме на рынке), несколько относительно дешевых кафе (в той же Майме или Усть-Семе).

В пути не скучно - виды меняются быстро. Особенно впечатлили Катунь, перевал от Урсула к Катуни - классический "горный" перевал с серпантином и Чуйская степь.

В Кош-Агаче потратили около получаса на безуспешные попытки заехать в горы. Найти нужную дорогу оказалось непросто, а сама степь пересечена мелкими, но неприятными для груженой Газели канавами и валиками. В итоге пешая часть началась примерно в 4км от Кош-Агача на полпути до гор.

О деньгах. Плацкартный билет до Барнаула стоил 1260р, до Новосибирска - 1200р, до Бийска - 1300. Цены на автоперевозки стабильные - газель - 5р/км, автобус/Газ-66/Урал - 8р/км, внедорожник на тяжелой дороге - до 80р/км в зависимости от ее качества. Километраж считается не только туда, но и обратно. 700км от Барнаула до Кош-Агача стоили 7600р, из которых 750 заплатила наша попутчица, ехавшая до Чибита. 200 дали водителю с благодарностью за отчаянные попытки проехать в горы. Итого 7050р на группу, 780р/чел.

Способов заброски довольно много - можно пересаживаться в машину не только в Барнауле, но и в Новосибирске и Бийске, ехать с пересадкой, используя поезд Новосибирск - Бийск, заказывать внедорожник с целью подъехать поближе к Башкаусу.

Выбранный вариант заброски мы считаем оптимальным, поскольку он единственный, позволяющий начать поход в тот же день и избежать ночевки на трассе или в Кош-Агаче.

Ехать на поезде до Бийска - приводит к большой потере времени (вагоны стоят в Барнауле около 4 часов) и ночевке на трассе, а экономия денег невелика.

Пытаться заехать на Газели в горы бессмысленно, даже зная дорогу - уже через два километра нашей пешки встретился непроходимый для нее спуск.

Заказывать в Новосибирске/Барнауле/Бийске ГАЗ-66 или Урал с целью проехать часть дороги в горы значительно дороже и тоже выливается в ночевку на трассе, поскольку на асфальте внедорожник медленнее Газели.

Группы, пытавшиеся найти машину непосредственно в Кош-Агаче, тратили на это от полудня до дня. Способы заказать машину в Кош-Агаче прямо из Москвы нам неизвестны. Участок же пути, который можно было бы проехать, мы прошли за полдня.

Впрочем, пройдя перевал, мы встретили автодорогу, не доходящую до реки буквально километров 8. Можно попытаться узнать в Кош-Агаче, как на нее попасть. Это сэкономит примерно 1 1/4 дня нашей пешки.

Отъезды

Сплав закончился на острове на Катуни в 20км выше Чемала и часе сплава от Еланды. Вечером А. Захаров договорился на правобережной ферме о машине до Чемала.

15.08, встав в 5.00, мы собрали лагерь, перечалились на ПБ и, не спеша позавтракав и разобрав суда, в 7.30 были на дороге. А. Захаров, как и было договорено, пошел к фермеру. В 8.20, погрузившись в кузов довольно раздолбанного ЗИЛа, выехали. В Чемале были около 9. Обошлось удовольствие в 320р - ровно 8р/км.

В Чемале много магазинов. Выбор продуктов неплохой, цены на уровне московских. Расписание автобусов:

11:00 Новосибирск
12:25, 15:00 - Барнаул
7:30, 17:00 Горно-Алтайск

Мы купили билеты на 11-часовой автобус до Новосибирска. Стоимость билета 360р + 52р за багаж. Билеты на короткие расстояния начинают продавать только за 45 минут до отправления, поэтому, если появиться на автостанции заранее, проблем с билетами не будет. Есть (не изученная нами) возможность бронирования билетов.

В пути автобус около 10 часов. Газель обойдется рублей в 600 с человека, но экономит часа 3 в пути и 1.5 ожидания. Возможно, этот запас времени сильно упростит отъезд из Новосибирска.

Как выяснилось по прибытии на автовокзал Новосибирска, предыдущая остановка автобуса была у станции метро. Нам же пришлось добираться до вокзала наземным транспортом.

Билеты до Москвы к нашему удивлению, оказались только на поезд Тында - Москва, проходящий через Новосибирск глубокой ночью и прибывающий в Москву в 3.35 утра. Возможно, будь мы на вокзале на 5 часов раньше, удалось бы уехать на одном из вечерних поездов и приехать в Москву в предыдущий день вечером.

Дополнения

Километраж.

• Новосибирск -215км- Барнаул -159км- Бийск -550км- Кош-Агач
  • Новосибирск -557км- Чемал

Координаты фирм и водителей:

• Бийскалтайтур (г. Бийск) Тел: (3854)30-74-14 (сот), 23-31-11, 71-96-00
    ivan@mail.biysk.ru, http://www.bialtur.biysk.ru, ICQ# 28152418
  • Юрий Демьянов (Газ-66, Новосибирск, академгородок) 8-(3832)-330896. Предлагал за 14000р довезти от вокзала в Новосибирске до перевала к Башкаусу (на сколько получится).
  • Фирма в Барнауле. transport-altai@mail.ru 8-(3852)-356124

Техническое описание

Точки упомянутые в описаниях, относящиеся к пешим переходам, указаны на картах. К лоции прилагаются оригинальные схемы, построенные с помощью карт 1:200000 и 1:100000 и gps-данных. Все пороги на них точно привязаны к карте. Имеющие GPS могут воспользоваться точками и треками в формате OziExplorer [7].

Всвязи с недостаточным опытом части экипажа К-4 и указанием МКК, большинство препятствий 5КС проходились усиленным экипажем - А. Захаров (капитан), А. Зарубина, Е. Михайлов, Д. Шварц. Причины исключений приводятся в каждом конкретном случае.

Сокращения:
ПБ, ЛБ - правый, левый берега.
ПП, ЛП - правый, левый повороты.
ЧХВ - чистое ходовое время.
[*.*км, *:**] - расстояние и чистое ходовое время на упомянутом участке.

Пеший переход на Башкаус

[34.4км, 10:36]
Выходной вес: 34.5кг у мужиков, не менее 23кг у девушек.

24.07. Когда Газель остановилась перед очередной канавой, было решено продолжить движение пешком (24-STA).

Идем по Чуйской степи в сторону гор. Степь представляет собой плоскую равнину, немного наклоненную к Чуе. Грунт твердый, с камушками, растительности почти нет - только чахлая трава. Идти легко. Сзади в нескольких километрах виден пос. Кош-Агач (фото 1).

Спускаемся к ручью Табожок недалеко от места, где он начинает втягиваться в горы (24P1). Сюда еще можно доехать на неполном приводе. Возле ручья мягкая трава, кочки. Много комаров. Эта короткая болотина - единственное место за поход, где комары были в заметных количествах. Встретилось несколько сухих пней. В принципе, перейдя болотину, можно вставать на ночевку, но мы предпочли продвинуться еще немного вверх по ручью, до лиственничной рощи, спускающейся с южного склона долины, и встать в ней. Воды вблизи лагеря нет (приходится идти за ней назад 0.5км), дров мало, но место симпатичное (24U) (фото 2).

Вообще, с водой и дровами в долине р.Табожок проблемы, еще несколько пригодных для стоянки мест есть выше, в пределах 1-3 км от заезда в горы.

За день [4.8км, 1:20]
Перепад высот: 1880-2020 (+140)
Погода: без осадков

25.07. Продолжаем подниматься по долине р. Табожок. Идем то по дороге, то по срезающей ее изгибы тропе, плавно набирая высоту (фото 3). В устьях правых (орографически) притоков р. Табожок (P1-TA3 и P1-TA4) стоят избы, к ним отходят левые ответвления дороги.

Дорога кончается в месте поворота долины р. Табожок на северо-запад (25DORY). Там мы увидели кош, загоны для скота, народ с мотоциклом. Это последнее место, куда может заехать полноприводная машина, дальше только пешком или на лошадях (фото 4). От стоянки около 2 часов ЧХВ.

За поворотом долина сужается и подъем становится круче. Траверсом по склону идут натоптанные коровьи тропы, по которым в сухую погоду удобно подниматься. В дождь из-за слякоти может быть очень скользко.

Долина раздваивается (25A6), и в этом месте начинается перевальный взлет в северо-восточном направлении. От стоянки [2:59]. Тропа уходит круто вверх левее распадка. Подъем занял 10-15 минут. Перевальное плато представляет собой обширный подболоченный луг с озерами и мерзлотными полянками. Окрестные горы пологие, используются как пастбища. [3:26 от стоянки]

От перевала (25O) В. Завьялов, А. Зарубина, А. Захаров, А. Кукин, А. Тонис и Д. Шварц поднялись на ближайшую справа вершину (25G1, высота по GPS 2773м). Оттуда виден кусочек Чуйской степи и изогнутая долина, по которой мы шли (фото 5).

После возвращения перекусываем и начинаем спуск по пологому плато в долину р. Мал. Кокоря. Незадолго до (25P1) справа подходит колея (~25 мин от перевала) и, перебираясь на левый берег, уходит вниз по ручью. Там отходит левое ответвление, лезущее на гору. Решили по колее не идти, и так хорошо. Но через 10-15 мин, убедившись, что дорога уходит вниз по долине, перешли на нее.

Дорога идет по левому берегу до впадения правого притока из озера, после чего пересекает вброд р. Мал. Кокоря (25P2) [0:58 от перевала]. Справа над ручьем серая сыпуха. Вскоре основная дорога уходит направо, к избе. Слабая колея вновь переходит на левый берег и там идет по болоту. Ниже по ручью расположена еще одна изба (справа) и загон с коровами (слева).

Зона леса (группы лиственниц) начинается по правому берегу, примерно на уровне точки (25P4) [1:58 от перевала]. На невысоком холмике правого берега присмотрели стояночное место, идем к нему. Ручей в этом месте течет через густые заросли ивового кустарника тремя узкими глубокими протоками, и брод через него затруднителен (фото 6). Ниже переходить проще. Место стоянки (25U) оказывается довольно продуваемым. [2:30 от перевала]

За день: [19.1км+1.9км(радиально),5:56+0:32(радиально)]
Перепад высот: 2020-2619-2246 (+599-373); 2619-2773-2619 (+154-154) - радиально
Погода: пасмурно; во второй половине дня дождь (в высокогорьях выпал снег)

26.07. Идем вниз по правому берегу р. Мал. Кокоря. Местность труднопроходимая: протоки, заросшие березкой; местами крупный курумник. Поднимаемся выше, идем по лиственничному лесу, пересекая ручьи с полосами зарослей. По левому берегу идет дорога по безлесным лугам, лучше идти по ней, но брод через ручей означает лазанье по еще более неприятным зарослям.

Наконец, напротив впадения ручейка из кара под вершиной 3064 находим хорошую натоптанную тропу (26A2) [~0:50 от стоянки], перебравшуюся на правый берег. Она немного отходит от реки, огибая верхом прибрежные заросли ивы, а потом лезет еще выше, в лес. После брода правого притока тропа забирается на отрог правого берега (26A35), видимо, для обхода бома. На спуске горелый лес (перед точкой 26A4) [1:43 от стоянки]. Спустившись, тропа идет по лугам, мимо избы (26SR1) (фото 9, 10). Между точкой (26A5) и устьем р. Кокорясалжек тропа траверсирует крутой склон; ниже тропы идут осыпные обрывы. В начале и конце этого опасного (особенно для лошадей) участка на деревья навязаны ленточки.

Далее тропа спускается к реке и идет вдоль нее. В точке (26A65) [3:06 от стоянки] развилка: налево уходит тропа, переходящая через реку. Это хорошее место для брода. Наша тропа идет прямо, пропиливаясь через завалы, и выходит на плоскую поляну у Башкауса, к стоянке (26OU). На поляне полно муравейников. Чуть выше по Башкаусу есть брод через него. Живых деревьев для постройки рамы много. А вот хорошие сушины для рамы удалось найти только в 1км выше по Башкаусу. Вечером сделали большую часть работы по постройке судов.

За день [10.5км, 3:20]
перепад высот: 2246-1799 (-447)
погода: первая половина дня солнечная; вечером и последующей ночью дождь (вечером гроза, град)

27.07. Радиальный выход на вершину 3085.

Ходили А. Тонис, В. Завьялов, А. Зарубина, М. Шаракшанэ. Остальная часть группы отдыхала, довязывала катамараны. Д. Шварц и А. Захаров прошли 1-й порог Башкауса на К-2к.

Возвращаемся по тропе к броду через р. Мал.Кокоря и переходим на левый берег. После этого по крутому (местами более 45 градусов) скально-травянистому кулуару вылезаем на гребень, к краю леса (фото 11). На гребне степное разнотравье; местами - группы кедров и лиственниц. Характерно, что в этих местах вообще южные (солнечные) склоны гор степные, а северные - таежные.

Примерно на уровне 2200м склон сильно выполаживается, лес кончается. Начинаются заросли березки. Их пересекают оленьи тропы, но только в горизонтальном направлении, так что вверх приходится идти напролом.

На высоте 2400м березка кончается. Открывается вид вперед на весь хребет (фото 12). Не набирая высоты, идем по травянистым лугам в направлении локальной вершины 2627. На склонах местами есть березка, поэтому, наверно, более удобно идти по свободной от кустарничков линии водораздела, несмотря на имеющиеся там колебания высоты.

Зайдя за вершину 2627, делаем перекус (27O), после чего продолжаем подъем по хорошо заметному гребню, ведущему к вершине. Выходим на предвершинное плато, покрытое снегом (фото 13). На такой высоте (3000м) отраженный снегом солнечный свет уже слепит и обжигает.

С вершины 3085 (27V1, фото 14, 15) открывается вид на бассейн р. Башкаус (север и восток) и на более высокую и массивную горную цепь Курайского хребта (юг и запад), в которой особо выделяется вершина 3412 в верховьях р. Верх. Ильдугем. На ближайшем склоне виден совершенно прямой осыпной лоток в снегу, напоминающий вездеходную дорогу гигантских размеров.

Обратно идем по хребту, проходим через две вершинки с турами (27TUR0 и 27TUR1) высотой примерно 2560м. Спускаясь к лагерю, пробуем разные пути; по общему мнению оптимальным является путь подъема - по гребню, вдоль северной кромки леса.

За день [17км, ~10:00]
Перепад высот: 1799-3085-1799 (+1286-1286)
Погода: солнечная

Сплав по Башкаусу

Нумерация препятствий - стандартная, как, например, в [1]. В Саратанском каньоне лоции [1]-[3] указывают разный порядок именных препятствий. Мы следуем [3], как лучше соответствующей реке в нашу воду.

По лоциям в каньонах Прямой, Щель, Глубокий могут быть завалы. Мы видели только одно бревно через реку (на входе в Прямой в 0.5м под водой).

28.07.

Вышли в 8:27. Уровень воды - средний.

N1, порожек за устьем Мал. Кокоря, 3КС. Струя с камнями, затем пологий слив у скалы ПБ. Просмотрели еще на стапеле, прошли походным порядком (фото 16).

Далее шиверки попроще (3-КС), с большим количеством камней. Постепенно все упрощается до перекатов 2КС. Идем сходу. 9:27 - впадение р.Кумурлу справа.

N18, 3КС, 9:54-10:03. Река подходит к безлесному ПБ, резко поворачивает налево. На повороте порог. Несколько надводных камней в центре, затем упомянутый левый поворот. Струя довольно мощная. Осмотрели заход с ПБ, прошли походным порядком.

N21, 10:12, каньон Прямой, 5КС. Река впервые после N18 подходит к коренному ПБ. Чалка - в улова на ПБ (в месте нашей чалки на берегу - высокие сухие пни). Самого каньона еще не видно. Возможна аварийная чалка в огромное улово ЛБ, но передвижение по нему требует значительных усилий. Осмотр по ПБ, есть хорошая тропа обноса. Тропа идет к ферме за каньоном, перед фермой нужно уйти с вниз к реке. Место для стоянки за каньоном есть, но очень близко к населенке.

Длина каньона около 400м, высота скал 5-10м, спусков к воде практически нет. Самое сложное место - в начале. Три слива подряд через обломки скал, много узких проходов. Затем улово под ЛБ, под скалой карман с бревнами. Далее - еще несколько пологих мощных сливов с достаточно очевидными и широкими проходами. За каньоном слева впадает р.Бол.Солжок. Фото 19, 20, 21.

К-4 обнесли и поставили на страховку за каньоном, обнесли все вещи. Каяк перевернулся в начале порога, А. Тонис самостоятельно выбрался на ЛБ, достал каяк и весло из улова с бревнами и успешно завершил прохождение каньона (фото 22-25). К-2ж и К-2к (с экипажем Д. Шварц, А. Захаров) прошли достаточно успешно, посидев, правда, на камнях в третьем и втором сливе первой ступени соответственно (фото 26-28). Вопрос, есть ли по нашей воде габаритный проход в первой ступени, так и остался открытым. Вода не такая мощная, как кажется с берега, при навале на камень (с должной откренкой) катамаран перевернуть не пытается.

Закончили прохождение в 14:00, пообедали и в 14:56 выплыли. Далее перекаты, шиверки 2КС, 15:18 - впадение р.Черн.Солжок слева. Погода портится, дождь, град. Вода начинает прибывать.

N28, 3-КС, 15:24. Ориентир - посередине реки скала-остров. Слева пологий трек, справа - мелкий скальный сливчик. Прошли сходу.

N30, порог Панорамный, 3+КС, фото 29. Расположен сразу за N28. Посередине скала-остров, затем навал на скалу ПБ. Просмотрели заход с ПБ, прошли походным порядком.

Далее перекаты 2КС, протоки, возможны завалы затем река подходит под скалистый хребет ЛБ, препятствия усложняются, шиверы и пороги 3КС. Идем сходу.

В Башкаус впадают притоки Мукур, Верхн.Ильдугем, на них высокий паводок, мощная грязная вода. 17:05 - мост, проходится легко.

N49, порог Ступенька, 4-КС, 17:44. Слив около 1.5м с бочкой. Ориентиры: прямой участок реки, слева - галечный остров с кучей плавника, за порогом - высокие скалы ПБ, читается высокий слив. К-2к и К4 прошли порог сходу, К-2ж и каяк просмотрели слив с галечного острова. Каяк обошел порог по протоке за островом.

N53, 3КС, 18:12. каменный остров посередине, проход слева от него, пологий слив с обливными камнями. Прошли сходу, но линия движения с воды не очень очевидна.

Далее - прямой участок реки в безлесных берегах. По ПБ идет дорога. На ЛБ к реке подходит травянистый хребтик-дамба, обходя который, река делает зигзаг направо. Это - начало Ильдугемского Каньона. В 18:28 встали на стоянку на ЛБ перед каньоном, на низкой заливной полке. По лоциям возможна стоянка на ПБ, несмотря на населенку.

За послеобеденный сплав вода постепенно поднялась до паводкового уровня. Дождь продолжается.

29.07.

За ночь вода поднялась еще на 10см, утром снегопад. Решив, что проходить по такой погоде сложные пороги опасно, устроили полудневку, разведав Ильдугемский каньон и порог Ловушка по ЛБ. Весь дальнейший сплав по Башкаусу происходил при паводковом уровне воды. Вышли после обеда около 13:00.

N54, Ильдугемский каньон, 4КС, фото 30. Осмотр возможен с обоих берегов, обносить лучше по правому. Каньон длиной 400м со стенками около 20м высотой. В каньоне очень мощные поганки и отбойные валы от стен. Бочек, валов и прижимов нет. Прошли походным порядком, каяк перевернулся и встал.

N55, порог Ловушка, 4+КС, фото 31-34. Через 500м после выхода из Ильдугемского каньона. Перед порогом остров, который следует проходить по правой протоке. Чалка на ПБ у конца острова. Порог очень легко просматривается, страхуется и обносится по ПБ, этим он приятно отличается от прочих "каньонных" препятствий Башкауса.

В пороге три слива в скальных сужениях. Самый сложный - первый, около полутора метров высотой, сложной формы с мощными бочками. За ним - участок быстротока, на котором возможна страховка с берега и промежуточная чалка. Катамараны порог прошли без приключений. Страховка осуществлялась морковкой с берега за первым сливом и, после прохождения К-4, - за порогом с воды. Каякер порог обнес. В 14:36 закончили прохождение.

За Ловушкой справа впадает р.Иолдо: грязные брызги летят чуть ли не до середины Башкауса. Далее - шиверы 3 - 3+КС с мощными валами. Идем сходу.

N59, 4-КС, 17:05. Шивера со скальным островом в центре (большой камень с лиственницей наверху, виден от начала порога) и огромным бревном, торчащим из берега слева. Узкий проход между островом и бревном. Ближе к острову - подряд две мощные бочки. Затем сужение с валом. Осмотрели с ЛБ (есть стоянки), прошли походным порядком.

N60, порог Обманка, 4-КС, 17:14. Не сильно выделяется на фоне предыдущих шивер.

N61, каньон Змейка, 5-КС. Ориентир - скалы, большой круглый камень на ЛБ, напоминающий бычью голову (фото 35, 36). Чалка возможна перед камнем на ЛБ в устье небольшого притока, здесь же неплохая стоянка. Осмотр возможен по обоим берегам, обнос лучше по правому.

В 17:18 встали на стоянку на ЛБ перед каньоном Змейка. С вечера осмотрели порог.

30.07.

Каньон Змейка - скальный коридор длиной 700м, высота стен 10-20м, спусков к воде нет. Самое сложное место - на заходе в каньон - мощная шивера с валами и бочками. В каньоне - мощные поганки, сбойки струй. За каньоном - метров 50 быстротока с уловом на ПБ, затем простой перекат с валами, и еще 50м быстротока с уловом на ПБ. Дальше - заход в каньон Открытый. Чалка на ЛБ за Змейкой довольно сложна из-за затопленного леса у берега, на ПБ проста.

Вещи обнесли за порог. Первыми шли тандем К-2ж и К4 (экипаж А. Захаров, Д. Шварц, А. Зарубина, Е. Михайлов). Чалка на ЛБ сразу за каньоном, страховка оттуда же морковкой. Далее К-2ж страховал с воды. Второй тандем - каяк и К-2к (А. Захаров и А. Зарубина). Каяк перевернулся в начале каньона, встать не удалось. Каякер плыл с катамараном и вылез на него во второй, более спокойной части каньона, каяк застрял под кустом, но через некоторое время отцепился и был выловлен с берега за каньоном.

N63 каньон Открытый, 4+КС, фото 37-39. Начинается через 100м после выхода из каньона Змейка. Длина - 800м. Берега - крутые, поросшие лесом (ЛБ) и кустарником (ПБ). Спуск к воде возможен практически везде, но трудоемок. Осмотр более прост по ПБ. Обнос - по дороге ПБ. Ширина первого слива около 10 м (в низкую воду бывает негабарит), слева - мощная бочка, справа - чистый проход. Далее еще несколько (5-6) сливов. Наиболее мощное место - при подходе реки к дороге, высокие валы, обливной камень под ПБ. При просмотре нужно запомнить, в каком месте следует проходить каждый из сливов, после этого сплав не особенно сложен. Каякер каньон обнес, К4 и К-2к прошли тандемом основную часть и подстраховали с воды К-2ж. Дальше шли походным порядком.

Обед 14:00 - 15:20 на ЛБ за Открытым. Далее - простой плес (1-2КС), пос.Саратан на ПБ.

N64-68 Саратанский каскад шивер, 4КС. Мощные шиверы с крупными камнями. Идем походным порядком. Далее плес с перекатами 1-2КС.

Шиверы Саратанского каскада в тренировочных целях И. Михайлов поменялся местами с Д. Шварцем на К-4.

17:26 - чалка перед порогом Предбанный на ПБ. Ориентиры - скальное сужение, дом на ПБ. Осмотрели порог (ничего особенного, но достаточно мощно, чтобы не хотелось идти вечером), перечалились на ЛБ и встали на стоянку. Судя по следам на отмели, вода убывает и уже на 20см ниже того, что было недавно. За ночь вода упала еще на 10см.

31.07.

Порог Предбанный, N72, 4+КС, фото 41, 42. Скальное сужение с четырьмя мощными сливами. В третьем - навал на скалу ЛБ. За порогом - гряда обливных камней. На ПБ дорога, дома. Удобный осмотр и обнос по ПБ. Прохождение: К-4 (далее страховал с воды), К-2к, К-2ж. А. Тонис собрал каяк и пешком ушел в конец Саратанского каньона.

За порогом поворот налево, затем направо. На правом повороте - чалка средней сложности на ПБ для просмотра порога.

Камень Преткновения, 5+КС, фото 43-45. Ориентир - скальное сужение, впереди резкий поворот налево. Осмотр, обнос по ПБ. Каньон длиной 500м, высота стенок 10-20 м, спусков к воде нет. На заходе мощная, но не очень сложная шивера, ближе к концу - ключевое место: скальные глыбы в центре реки. Кульминация левой протоки (в нормальную воду она единственная) - очень мощная струя, упирающаяся в последнюю из скал - "Камень Преткновения". Скорее всего, КС 6, но по нашей воде открылся проход справа - менее мощная протока с обливными камнями и несильными бочками, которым мы и воспользовались. За камнем преткновения резкий уход в левую часть русла от гряды камней с застрявшим деревом и сложная чалка на правый берег за каньоном на правом повороте. Страховка с места чалки морковкой. Проходили в порядке: К4 (А. Захаров, Д. Шварц, А. Зарубина, Е. Михайлов), К-2ж, К-2к (А. Захаров, В. Завьялов). Очень мощная вода.

За порогом начинается Саратанский каньон. Плотная череда препятствий в лесистом ущелье длиной 6-7км. Мест для чалок довольно много, передвигаться по берегу можно, но очень сложно из-за кустарников и скальных выходов. Тем не менее, в каньоне реально организовать стоянку (на худой конец выбравшись со спальными вещами на 50-100м вверх).

Согласно лоциям, все препятствия Саратанского каньона проще Камня Преткновения и обрабатываются по-отдельности. Пройденные нами перед каньоном пороги в результате паводка если и усложнились, то ненамного, поэтому мы вошли в Саратанский каньон без предварительной разведки, считая, что сможем осмотреть и при необходимости обнести все препятствия по низу. Это оказалось ошибкой - в нашу воду нижняя часть каньона (от пор. Проводка) усложнилась, а просмотры на ней стали практически невозможны. В результате несколько порогов 4-5КС были пройдены штатными экипажами без достаточной разведки.

В 12:10 начали проходить Саратанский каньон. Река довольно хорошо совпадает с [3], но, учитывая паводок, осматриваем все, что не видно с воды.

За Камнем Преткновения мощная шивера 3+ КС. Идем сходу. Через 800м - порог Интеграл, 4 КС. Два мощных слива, в первом проход слева, во втором по центру. Просмотрели первый слив с ЛБ, прошли походным порядком.

Через 500 м - порог Трек, 4 КС. Мощный слив на левом повороте со скалами в центре. Чистый проход под ЛБ. Просмотрели с ЛБ, прошли походным порядком.

Ниже - быстроток с большим обливным камнем. Обед на ПБ перед началом Скального Коридора (13:30-15:00), фото 46.

Скальный Коридор, 4+ КС. Мощная струя в невысоких скальных берегах. Есть узкие (4-5 м) места. Есть несколько мест для чалок. Просмотрели заход с места обеда, прошли походным порядком с 2-3 перечалками и просмотрами. Небольшие приключения с К-4: сперва не смогли зачалиться в выбранное место, без просмотра прошли скальную узость; затем упустили весло, но быстро догнали его.

Постепенно скалы кончаются, небольшой плес за левым поворотом перед пор.Проводка. Чалимся на ПБ.

Пор.Проводка. Очень мощная шивера. Просмотрели с ПБ, прошли походным порядком.

Ниже начинается "каскад водопадных сливов". Это короткие, очень мощные, но просторные пороги. Валы, бочки, прижимы. Осмотр практически невозможен, наверх не вылезешь, делать нечего, идем сходу. Весь участок от пор.Проводка 5- КС

Дальше плес, кажется, что каньон закончен. Однако впереди еще один мощный слив.

Последний слив Саратанского каньона, 4+КС, фото 48. Расположен в конце прямого участка, перед крутым правым поворотом. В левой части мощный прижим к скалам ЛБ, справа чистый проход. Просмотр возможен с ПБ. Мы, к сожалению, зачалились на ЛБ и не смогли хорошо просмотреть порог. От нашего места был хорошо виден и заход и выход из порога, не была понятна только мощность валов и оптимальная траектория. К-4 зашел в порог по центральной струе и слегка попал в прижим. Оба К-2, посмотрев на результат прохождения, без проблем прошли под ПБ.

Сразу за порогом слева впадает р. Юлючар. Еще примерно через километр Башкаус выходит на равнину. В 18:23 встретили А. Тониса, который успешно обнес Саратанский каньон по дороге и в 19:00 встали на стоянку на ПБ перед пос. Усть-Улаган. По карте кажется, что более хорош для стоянок ЛБ, однако оказалось, что там у воды идет довольно оживленная дорога. Примерно посередине между выходом из каньона и стоянкой низкий трос через реку.

1.08. Выплыли в 8:03. Очень быстрый, но несложный плес, 1-2 КС. Проплываем поселки Усть-Улаган, Чибиля, Кара-Кудюр.

Примерно в 6 км после Кара-Кудюра (10:28) начинаются первые препятствия. Вначале простая шивера (3-КС) в небольшом скальном сужении, затем еще 5 порожков и шивер не сложнее 3+ КС. Этот участок проходим сходу.

11:16. Мощная шивера в скальном сужении на левом повороте, 4КС. Здесь справа должна впадать Паспарта, но мы места впадения не заметили. Река входит в узкое, почти безлесное ущелье, начинается сложный участок шивер, в нашу воду напоминающий Саратанский каньон: плохие места для чалки, сложное и утомительное передвижение по берегу. Хорошей лоции на этом участке мы составить не смогли, поскольку шиверы в большую воду практически сливаются. Идем от одного места чалки к другому, многие участки просмотриваем с берега. Технически сложных мест практически нет, но лазать по берегу приходится много: выясняем, с какой стороны от валов главной струи лучше идти, куда потом чалиться. Такой утомительный характер передвижения продолжается почти до устья Джундука.

Каньон Щель, 4КС, 11:49, фото 49-51. Ориентиры - резкий поворот реки налево, большое улово под ПБ в которое легко зачалиться. Дальше река входит в скальное сужение. Длина каньона 400м, высота стен 10-20 м. Очень мощная вода, валы поганки, прижимы (наиболее мощный - к ЛБ в середине каньона). По ЛБ страшно выглядящие карманы с бревнами, в которые, к счастью, попасть малореально. Осмотр, обнос возможны с ПБ. Ближе к концу каньона - мост через Башкаус. Каякер каньон обнес, катамараны прошли походным порядком. К-4 ненадолго попал в прижим к ЛБ. За Щелью обедаем на ПБ (13:05-14:21)

Далее проходим небольшой участок шивер 4КС. Два участка перечалки, на втором А. Тонис кильнулся и встал. Думаем, что находимся в начале каньона Глубокого. Отсюда А. Тонис идет по берегу, каяк едет на К4. Оговариваем два последовательных места встречи на устьях правых притоков. На самый крайний случай - напротив устья Аспатты.

Просматриваем с ЛБ порог, который приняли за Колючий. Два последовательных ряда бочек под невысокой скальной стенкой ПБ. 4+КС. К4 проходит первым, страхует с воды остальных (фото 51). Мы так и не поняли, где находится Колючий. Судя по схемам из [2] и конфигурации гор каньон Глубокий и соответственно пор. Колючий еще впереди. Но пройденный порог единственный соответствует лоциям. Кроме того, ниже по ЛБ нет колючих кустов, которыми порог обязан своим названием. Все же будем считать, что каньон еще впереди.

За порогом чалка на ПБ в районе устья притока (16:31). Начинается Каньон Глубокий, 5КС, фото 52, 53. Ориентиры - долина небольшого правого притока (Инкарасу), впереди поворот налево и высокие скалы по берегам. Чалка в районе устья притока на ПБ. Осмотр - по ПБ. Длина Глубокого не менее 2км, высота стен около 100м, все препятствия - мощные горки через груды скальных обломков. В каньоне есть улова, где можно остановиться, но выходов на берег нет. Осмотр трудоемок, однако произвести его следует особенно тщательно. Из-за высоких скальных стен препятствия придется рассматривать издалека, при этом очень важно правильно оценить их мощность, возможность чалки перед ними и т.п.

Осмотр каньона производили В. Завьялов и А. Зарубина. Удалось увидеть все препятствия и места для чалки перед ними. Но мы недооценили мощность препятствий, а самая большая ошибка была в том, что сверху показалось, будто от улова перед пор.Колючий есть выход на берег. В результате несколько порогов 4-5КС мы проходили штатными экипажами без достаточного осмотра и страховки.

Первое препятствие каньона - мощная горка с большим обливным камнем в центре. Слева от него канализация, узкие проходы между надводными камнями. Справа - чистый широкий проход по главной струе. Еще сверху было понятно, что порог можно идти сходу, однако из осторожности зачалились на груду камней ЛБ перед порогом. Это оказалось ошибкой: уйти с места чалки в главную струю очень сложно. К4 удалось подняться против течения вдоль скальной стены и пройти справа от обливного камня (фото 54). Далее К-4 страховал с воды в большом улове за порогом. К-2ж попытался повторить тот же маневр, однако попал точно на обливник. По отбойному валу удалось свалиться влево, миновав бочку за камнем. После этого катамаран перекинуло через небольшой надводный камень. Таким образом прохождение вышло удачным, хотя и очень грязным. К-2к пролез в канализацию слева от обливного камня. Оказалось совсем просто.

Далее простая пологая горка с грудой бревен слева и чалка в улово ЛБ перед пор.Колючий. В улове все три катамарана смогли спокойно стоять у скальной стены (глубина здесь около метра, на дне песок), однако выхода на берег не оказалось. Порог не просматривался, но было видно, что он короткий, с большим перепадом. Справа, возможно, прижим к скале, слева - груда надводных камней. За порогом - довольно большое улово.

Первым пошел К-4. Катамаран, разогнавшись, зашел под ЛБ, затем резко сместился в центр и свалился с высокого слива в мощную бочку. Под М. Шаракшанэ (заднее-левое место) сломались обе поперечины, и Машу смыло с катамарана. Ничего страшного не произошло, в улове за порогом экипаж К-4 восстановил порядок и встал на страховку. Потеряно одно весло. Оба К-2 прошли порог прижимаясь к ЛБ. Бочка в сливе мощнейшая, но сбрасывает суда влево в струю. Позже выяснилось, что слева от скалы была канализация. В 18:29 закончили прохождение порога.

Далее еще 2 простых горки, хорошо просматриваемых с воды. Обходим по краю валы основной струи. Каньон постепенно кончается, одно из первых мест, где можно вылезти на берег - устье правого притока, обозначенного на карте.

Ниже лоция обещала 3 простые шиверы 119-122 и плес до устья Джундука. Реально участок шивер превратился в шиверу-порог 4-5КС. Мощные валы, бочки, обливные камни. Проходы довольно широкие.

В начале порога в большую бочку в центре русла попал К-2к. Выйти удалось после нескольких секунд упорной борьбы.

Аспатты впадает слева в узкой скальной щели, так что устье можно увидеть, только оглянувшись назад (как и в случае с Паспартой).

Точно напротив впадения перевернулся на валах К-2ж. К-2к, увидев киль, не успел уйти в сторону но, приготовившись, пробил цепочку валов.

Экипаж К-2ж быстро выбрался на катамаран и самостоятельно зачалился к правому берегу (19:09). В этом месте река резко поворачивает налево и практически успокаивается до впадения Джундука. Перед поворотом к реке спускается небольшой распадок ручья, к его устью мы и пристали. Всего от пор. Колючий до этого места мы прошли 5-6 шивер и порогов 4-5КС.

В. Завьялов идет встречать А. Тониса назад, к устью Аспатты 500м. Надо сказать, что передвижение по берегу здесь очень сложно (крутые травянистые склоны, скальные выходы, скальный желоб ручья), со второй попытки удалось вылезти на несколько сотен метров над рекой и оттуда спуститься к устью Аспатты. Ущелье Башкауса при вечернем освещении сверху выглядит грандиозно (фото 55). Саша только что подошел на место встречи и нашего оверкиля не видел. Обратный путь - траверс склона метрах в 50 над рекой. Идти несложно, местами есть обрывки тропы. Катамаранов, стоящих у берега, ни с какого места склона не видно.

В это время остальной группе удалось найти небольшую площадку для палаток в 50м выше по склону. К ней надо подниматься по ручью (камнеопасный кулуар!) до поперечной тропы и по тропе направо и вверх. Еду готовили на крутом склоне у воды, наверх поднимались только с вещами, необходимыми для ночевки. Очень красивая, очень запоминающаяся стоянка после тяжелого дня. Стало ясно, что сплав до устья Тускола, как предполагалось в Москве, по паводку для нашей группы слишком опасен. Похоже, что с осмотрами будет так же плохо, как и на последних километрах, пороги сложнее, чем 119-122, а Нижнее ущелье близко. Поэтому решено начинать пеший переход от устья Джундука (это рассматривалось как запасной вариант). А. Тонис решил не рисковать (вода слишком мощна для каяка) и проплыть оставшиеся 3.5км на катамаране.

2.08. Выплыли в 9:25. Каяк едет на К4, А. Тонис пассажиром на К-2к. Препятствий нет, сплав 1-2КС. Зачалились в большое улово ПБ перед первой шиверой. Здесь большой луг напротив впадения Джундука, хорошая стоянка. К сожалению, моста через Башкаус нет, осталось лишь бетонированное основание и обрывки тросов. Просмотрели шиверу перед Джундуком (3КС) и место чалки перед его устьем, у еле заметных остатков моста.

Перечалились (в 10:10), разобрали и высушили катамараны на поляне ЛБ в 10м надо водой, пообедали и в 14:32 начали пеший переход на Б.Сумульту.

Пеший переход на Б.Сумульту

[67.7км, 33:05]
Выходной вес: 29кг у мужиков, 19 у девушек.

От стрелки р. Джундук и Башкаус (02O) вверх по правому (орографически) берегу Джундука уходит тропа. Через 0.5км она пересекает р. Джундук по мосту (02JU-M) и, делая изгиб в сторону Башкауса, начинает резко набирать высоту. Дойдя до притока (02P2), тропа уходит вверх по нему - видимо, к развилке обозначенной на карте 1:200000. А мы, пытаясь срезать угол, сваливаем с тропы к притоку, переходим его и по лугам с хилыми тропками возвращаемся на тропу (02P3). На лугах, особенно вблизи тропы, растет много дикой клубники.

Тропа поднимается все выше, траверсируя безлесный склон (фото 56). Только в распадках встречаются небольшие лиственничные перелески. Тропа перелезает самый высокий бом (1487м по GPS) и начинает немного спускаться, входя в лесистый распадок. Там стоит изба (02P5IZ), а несколько ниже, в безлесной полосе, видна юрта, пасутся овцы. Туда спускается основная тропа. Воды в распадке нет. От обеда [2:19]

Стремясь не терять высоту, мы продолжаем траверс склона по небольшой тропке. Она лезет вверх и траверсирует высокие скальные бомы (до 1522м по GPS). Наверно, мы напрасно полезли так высоко: все равно потом придется спускаться к Джундуку.

Стоянка на левом притоке р. Джундук (02U). Кругом коровьи следы и лепешки, но место в общем приятное.

От обеда [6.6км, 3:34]
Перепад высот: 1050-1522-1462 (+472-60)
Погода: солнечная, на открытых склонах было жарко и тяжело.

3.08. Спускаемся по ручью к р. Джундук и идем вдоль него вверх. После впадения очередного левого притока (около 03BR1) населенка в виде изб с коровами кончается; одновременно пропадают и мощные тропы [~1:00]. В поисках более удобного пути некоторое время идем по правому берегу, где впервые за поход находим много голубики, затем вновь перебираемся на левый и подсекаем тропу (03A3), которая идет над р. Джундук безлесными склонами. В точке (03A4) тропа пересекает р. Джундук.

До обеда (03O, [3:43]) идем по тропам по правому берегу р. Джундук. Много голубики. После обеда переходим на левый берег и, набирая высоту по тропам, начинаем подрезать к левому притоку, стекающему с нужного нам перевала между вершинами 2272 и 2340. Перед ручьем резко лезем на хребтик, разделяющий его долину и долину Джундука. [1:08] от обеда. Идем по хребту, постепенно подходя к ручью. В его долине полоса травянистых лугов, правее - густой лес. Идти без тропы, траверсируя склон довольно тяжело.

Выходим на безлесное, местами подболоченное перевальное плато (03P4, фото 57). На нем пасутся лошади. Проходим перевал (03P5PE, [2:21] от обеда, высота по GPS 2136м) и спускаемся по лугам направо, к редколесью из вековых кедров. Стоянка в верховьях правого притока р. Моштуайры (03U), среди буйных зарослей чемерицы и аконита и толстых кедров. От перевала шли полчаса.

За день [12.5км, 6:36] Перепад высот: 1462-1328-2136-2000 (-134+808-136)
Погода: переменная облачность, без осадков

4.08. Утренний радиальный выход на вершину 2340.

В. Завьялов и А. Тонис поднялись на вершину 2340, обошли по хребту ее западный цирк и спустились в лагерь. Наверху каменные россыпи, мерзлотные площадки. Очень красивый вид на долины, заполненные туманом. Самой высокой точкой хребта оказалась не вершина 2340, обозначенная на карте 1:200000, а холмик к северо-западу от нее (04VER3, 2371м по GPS). На альпийских лугах встречается золотой корень. Фото 58, 59.

Радиальный выход: [5.3км, 2:50]
Перепад высот: 2000-2371-2000 (+371-371)

После возвращения радиальщиков в лагерь пообедали и продолжили пеший переход.

Переваливаем через хребтик между двумя левыми притоками р. Моштуайры. На склоне луговое высокотравье. На перевале (примерно 04P2, 1:00 от стоянки) есть мощн. поперечные тропы. Находим не менее мощную тропу, спускающуюся в восточном направлении (обозначена на карте 1:200000). Спускаемся по ней к притоку р. Моштуайры. Основная тропа идет вдоль притока, мы же, пытаясь срезать стрелку ручьев по менее мощным тропам, вынуждены лезть через кусты. Впрочем, времени почти не потеряли. Выходим на тропу, бродим ручей напротив изб [2:04 от обеда]. Тропа выходит к избам (04P4) и поднимается по левому (орографически) берегу ручья.

Проходим водопадик на ручье и встаем на ночевку у границы леса (04U) Стоянка не очень удобная, тяжело найти ровное место, и далеко от воды. Лучше было закончить метров на 500 пораньше.

От обеда [6.8км, 2:39] Перепад высот: 2000-2149-1884-2043 (+149-265+159)

Радиальный выход на хр.Джундук

Вечером В. Завьялов, А. Зарубина, А. Тонис, М. Шаракшанэ и Д. Шварц поднялись на гору 2348 на противоположном берегу ручья. На вершинном плато озера, скальные гряды - красиво (фото 60).

Радиальный выход: [3.3км, 1:26]
Перепад высот: 2043-2348-2043 (+305-305)

Погода: облачно, в середине дня дождь, вечером заходит гроза.

5.08. Тропа вылезает из долины и поднимается на хр. Джундук, представляющий собой плато с озерами и альпийскими лугами, на которых пасутся лошади. До верха около 30 минут ЧХВ. Над плато возвышаются небольшие локальные вершинки с каменными россыпями. Идти по хребту очень удобно - мягкая низкая трава, почти без перепада высот. Фото 61.

Обогнув справа вершину 2508, от перевальной седловины (05A6PE, [2:59] от стоянки) начинаем спуск в самые верховья Чебдара. Крутой травяной склон, усугубленный дождем с градом. Внизу виден перевал между Чебдаром и Тайозеном (фото 62).

По лугам спускаемся к р. Чебдар. Редкая березка, случайные тропы. На заросшей диким луком поляне у ручья устроили перекус (05O, [1:08] от перевала).

Идем по тропе слева от Чебдара, теряем ее. Ломиться без тропы довольно трудно: вся долина заросла высокими луговыми травами (чемерица, аконит) и кустарником ивы. После впадения левого притока (CE-BR2) на правом берегу Чебдара находим довольно мощную старую тропу. От перекуса ~1:05 ЧХВ. По тропе давно никто не ходил и нащупывать канавку в траве приходится ногами. Первому идти довольно тяжело.

Тропа переходит на левый берег (CE-BR3; брод обозначен на карте 1:200000), а потом возвращается на правый (05BR4). В поисках тропы на перевал к р. Улусук снова перешли на левый берег, сразу ничего не нашли и заночевали (05U, [2:26] от перекуса).

Пройденный путь: 17.7км
чистое ходовое время: 6:27
перепад высот: 2043-2470-1706 (+423-764)
погода: облачно, в середине дня кратковременный град.

6.08. Радиальный выход на гору 2703.

Участвовали В. Завьялов, А. Зарубина, А. Захаров, А. Тонис и Д. Шварц. Поднимались напрямик по крутому склону долины р. Чебдар. В одном месте преодолевали скальный сброс (можно было и обойти). После выполаживания склона (06A3) пошли по южной стороне гребня, в обход локальной вершинки. Без потери высоты вышли на перевал за этой вершинкой (06A5PE, фото 63) и по осыпям из черных камней поднялись на вершину (06OVER, фото 64).

Спускались через другой перевал (06P1PE, фото 65), затем по тропе мимо озера (06P2OZ). На крутой нижней части склона долины р. Чебдар потеряли тропу, при спуске оказались над скальным сбросом. Пришлось довольно долго обходить. Со стоянки склон выглядел почти полностью покрытым лесом с 2-3 пятнами скальников. Мы умудрились подняться по одному из них, а спуститься по другому.

Днем оставшиеся в лагере участники разведали тропу на перевал. Она уходила от Чебдара чуть выше нашей стоянки.

За день [11км, 7:14]
Перепад высот: 1706-2713-1706 (+1007-1007)
Погода: облачно; временами дождь, град.

7.08. Уходим по разведанной тропе вверх от Чебдара. Пересекаем небольшой ручей, впадающий в Чебдар неподалеку от нашей стоянки (не обозначен на карте 1:200000). Нам нужен следующий, более крупный приток, что течет в километре отсюда. Проходим под скалами и поворачиваем в нужную долину. Ломимся через ивовые кусты и высокую траву, то теряя, то находя тропу. Переходим на северо-западную сторону долины, где начинаются пологие легко проходимые луга. Выбираемся на перевальне плато и находим тропу.

Проходим перевал (07A4PE, [1:57 от стоянки], фото 67) - водораздел между бассейнами Бии и Катуни (Чебдар - приток Башкауса, а Улусук - приток Кадрина). Спустившись с перевала, переходим Улусук (07BR1) и, двигаясь по тропе по правой стороне его долины, подрезаем в долину притока, поднимающуюся на следующий перевал - к р. Кызылтобрак (фото 68). Важно попасть не в первую долину в этом направлении, (она приводит к северным истокам Кызылтобрака, идти дольше и через более высокий и сложный перевал, так шли (К) ), а в следующую.

Поднимаемся по орографически левому берегу ручья (практически без тропы, по лугам с небольшой примесью березки). У последних деревьев обедаем на ручье (07O, [1:33] от перевала) и, не переходя его, без тропы выходим на перевал (07P2PE). Требуется обходить заросли березки и ивы и подперевальное озерко, но это не сложно, поскольку путь можно планировать издалека. Подъем легкий, но это единственный за маршрут ярко выраженный перевал (фото 69). От обеда [1:03]. Находим тропу и идем по ней вниз, держась правого борта долины, затем теряем, но внизу просматриваются несколько ее продолжений.

Первые места, пригодные для стоянки, встречаются уже в 1 км от перевала, в отдельных группах кедров.

Довольно полого спускаемся к реке, переходим на левый берег. Подсекаем тропу и идем по полке над рекой. Начинается зона леса.

Пересекаем большой селевой вынос слева (07P5, [1:31] от перевала). На выносе кусты черной смородины, жимолости, немного малины.

Разглядев на правом берегу луговину, переходим туда, но, видимо, напрасно: после брода следует короткий, но сложный и крутой подъем по зарослям, а луговая растительность оказывается выше человеческого роста. Перешли обратно на левый берег и обнаружили там много поваленного леса. Долго искали место для стоянки. Наконец, нашли поляну высоко над рекой (07U). Очень много черники.

За день [14.2км, 7:13]
Перепад высот: 1706-2023-1829-2217-1544 (+317-194+388-673)
Погода: переменная облачность; днем кратковременный дождь.

8.08. Ниже в русле реки и по левому борту долины лежит поваленный лес. Если до стоянки целесообразно идти по левому берегу, то дальше лучше уйти на правый берег, подальше от завалов. Высоко над рекой (40-50м) по правому берегу идет хорошая тропа. Спускаемся по ней к впадению крупного правого притока (08A2) и бродим реку. Поваленный лес прошли. От стоянки [0:53]

Заваленная, но четкая тропа идет по левому берегу - по пойме реки, затем по полке над рекой. На другом берегу скалы. Перед впадением крупного левого притока тропа спускается вниз по крутым скальным ступеням и бродит реку (08A4BR).

В этом месте мы совершаем тактическую ошибку - вылезаем вверх метров на сто по вертикали, приняв срезку к северной тропе за нужную нам тропу на северо-запад. Конечно, надо было идти ниже, через (KY-R13).

Спустились вниз по мощной тропе (видимо, вышеупомянутая тропа с севера), перебродили еще один правый приток. Нашли слабую тропку, по ней бродили на левый берег реки (KY-BR1).

Тропа идет по плоской заросшей пойме левым берегом р. Кызылтобрак. Бродим на остров и обратно. Траверсируем по тропе крутой моховой склон левого берега. Спускаемся и встаем на обед (08O).

Продолжаем идти по тропе вдоль реки, вылезаем на полку, спускаемся. Далее следует череда бродов: на правый берег, потом обратно на левый и т. д. (08BR2, 08BR3, 08BR4, 08BR5, 08BR6, 08BR7, 08BR8). Встречаются кусты черной смородины. Более правильная тактика на последних переходах - искать верховую тропу, которая впоследствии нашлась на ЛБ.

После брода (08BR8) вылезли высоко над рекой на правый коренной берег. Река течет в каньоне. В 70м перед устьем крупного левого притока Куруткана спустились к реке, перебродили ее и встали на стоянку на полке ЛБ в 5м над водой (08U).

Похоже, что в долине Кызылтобрака есть 2 верховые тропы по разным берегам высоко над рекой, а мы шли по разнообразным соединяющим их тропкам. Правильная тактика - идти по верху, скорее по ЛБ.

Полка сильно захламлена упавшим лесом, но в остальном место для стоянки удобное. Много стоячего леса для катамаранных рам, по большей части пихты и кедры. После нашего стапеля как дров под ногами, так и сушин для рамы стало заметно меньше.

На стоянке довольно много черники, на другом берегу Куруткана заросли черной смородины. Грибов немного.

За день [9.9км, 6:36]
Перепад высот: 1544-1065 (-479)
Погода: без осадков.

9.08. - стапель, радиальный выход на вершину 2013.

К обеду постройка судов была практически закончена, но мы предпочли отдохнуть после пешего перехода, тем более, что во время стапеля А. Кукин сильно порезал руку.

В. Завьялов и А. Тонис во второй половине дня взошли на ближайшую вершину (09V). Подъем и спуск по гребню. Следы лесного пожара; местами завалы. В верхней части гребня скальные выходы. Фото 71, 72.

С вершины открылся вид на восток, на пройденный от последнего перевала участок пути, и на запад, где горы постепенно понижаются.

Радиальный выход: [5.2км, 3:16]
Перепад высот: 1065-2013-1065 (+948-948)
Погода: солнечная, без осадков.

Сплав по Кызылтобраку и Большой Сумульте

Участок длиной 38км пройден за 10 ходовых часов. Уровень воды - немного ниже среднего. Падение ~290м, средний уклон 7.6м/км. Выделяются каскад П21-31 3-4КС и пороги Мозаичный и Баня 4КС.

Сплав начали в 70м выше впадения Куруткана. Река еще очень мала, но, после того, как вечером спилили мешавшее бревно у стрелки, удалось пройти почти чисто.

С впадением Куруткана водность реки возрастает раза в 1.5-2. Тем не менее, много деревянных заломов в русле. 2-3 раза пришлось протаскивать суда по бревнам, не задевать камни невозможно, но посадок не было вообще. Сливы и прижимы, хотя и встречаются, но не представляют никакой сложности из-за малого расхода реки. 2км до слияния с Аксагызканом шли 30 минут.

Очень красива стрелка рек Кызылтобрак и Аксагызкан. Они встречаются в скальном каньоне лоб в лоб, а Большая Сумульта уходит налево относительно Кызылтобрака под прямым углом. У стрелки маленькая стоянка на ЛБ у воды и большая на высокой полке ПБ, откуда можно спустить суда на веревках.

На Большой Сумульте мы пользовались двумя лоциями - киевской (К) 1985г и уфимской (У) 2002г. Вторая, верно описывая характер препятствий, оказалась на сплаве малополезной. Первую же мы использовали, как основную. Совпадает с рекой дословно, включая некоторые завалы и заломы. Полностью киевскую лоцию можно найти в приложении (в печатной версии отчета) или по ссылке. Названия порогов даются по Киевской лоции, как более ранней.

Первые 2-3км река течет в ущелье. Часты каньонные сужения с прижимами к береговым скалам. По нашей воде препятствия на уровне 2-3КС, но при повышенном уровне сложность и опасность резко возрастет - большинство скал в прямом смысле нависают над рекой. Много намеков на карманы. Этот участок, похоже, соответствует П1-9 (К).

Ниже река резко выходит из каньона и упрощается до 2КС. Через 500м раздвоение. Левая протока завалена, в правой сначала относительно чисто, затем появляются заломы. 1-2 раза пришлось обтаскивать суда по каменистым отмелям метров по 10. К-2к, зацепившись за одно из бревен в заломе, немного порвал деку.

Наконец, протоки сливаются и идет фоновый быстроток 1-2КС, иногда встречаются заломы. Впадения Чибита не заметили (судя по карте, должно быть ниже острова). Ближе к устью Каная препятствия немного усложняются, появляются валы и крупные камни в русле.

На следующих 2км за устьем Каная шиверы и пороги П18-20 КС 3-. За ними

П21 Малыш (по (У)), 3+КС. Это самый мощный из порогов следующего каскада. Ориентиры: высокая осыпь правого берега, крутой левый поворот после после пологого правого, большое падение.

На заходе полуподводные камни, ниже мощная струя наваливает на выступ ПБ. Уход влево незатруднителен. После осмотра с ЛБ, прошли порог тандемами.

На следующих 3-4 километрах расположены остальные препятствия каскада П22-31. В русле много камней, валы до 1м, невысокие сливы. Осмотр необязателен. КС 3-3+. Окончание каскада явно выражено. Более подробное описание в (К).

Через 400м - П32 Домашний. КС 1. В русле несколько огромных каменных глыб, но скорость течения даже меньше, чем на плесе. Зато хороший ориентир.

П33 - мелководная шивера в правой протоке.

П34 - шивера на правом повороте через 500-600 метров быстротока после П33. Обе шиверы несложны, но помогают сориентироваться перед сложным порогом. За шиверой необходимо пристать к ПБ для осмотра.

П35 Мозаичный ("Валунный" по (У)), порог на левом повороте длиной 100м. КС 4, фото 73, 74. Ориентир - выход крупных камней на правом берегу, пологий ЛП. Река завалена крупными камнями, между которыми прорывается вода. В середине порога основной проход перекрыт застрявшим в камнях ПБ бревном. К-2ж прошел рядом с деревом, слегка его задев, остальные пропихивались в узкие проходы у ЛБ. Второе узкое место в конце порога катамараны проходили у ПБ, каяк у ЛБ. Все проходы на грани габарита. Страховка на ПБ ниже порога при прохождении первого судна спас концами, затем с воды.

Ниже связка П36-37 3КС. В конце слабый прижим к залому на ЛБ.

Через 500м впадает река Камга. Большая Сумульта расширяется, становится мелководной. Следующие 5км - мелкая шивера. КС 1-2. Постепенно в русле появляются камни, река несколько усложняется. Наконец,

П38 - короткая крутопадающая шивера (пор. "Сюрприз" по (У)) на пологом ПП, 3КС - хороший ориентир следующего порога.

В 100м ниже на пологом ЛП начинается самый мощный порог Б. Сумульты П39 Баня ("Сумультинский" по (У)). Длина 300м, осмотр справа. Фото 75-78. Для разведки необходимо идти по прибрежным камням, возвращаться быстрее по идущей в 10-20м от берега тропе.

Первые 100м - разгонная шивера с множеством надводных камней и обилием вариантов прохождения, затем река входит в сужение длиной около 100м, в середине которого несколько довольно мощных бочек, в конце - обливной камень, который можно обойти с любой из сторон. Затем еще несколько десятков метров слалома и на выходе из порога река прорывается через полуобливные зубья. КС 4.

По нашей воде чистого прохода не было, но и зубья практически никакой опасности не представляли. Мы шли порог более-менее по центру, обходя обливной камень с разных сторон и стараясь пропустить зубья в конце порога между баллонами. К-2ж почти остановило в бочке в конце сужения. Страховка на ПБ ниже порога при прохождении первого судна спасконцами, затем с воды.

Ниже на реке нет выдающихся препятствий. Мелководья, перекаты, заломы, протоки. (К) не обещала никаких проблем и, несмотря на довольно позднее для нас время, было решено дойти до Шумов, благо лоция обещала 2 часа сплава по спокойной воде. Это оказалось тактической ошибкой.

Через 0:40 П40 - шивера 2-3КС. По (К) до стрелки с Малой Сумультой еще 1:15 сплава, но на последних километрах река разбивается на протоки и сильно завалена. Необходимо точно выбрать протоку, причем иногда заваленной оказывается и основная. Именно эту ошибку и совершил К-2к. Протащившись через 2 завала обнаружив еще 2-3, экипаж предпочел провести катамаран вверх до раздвоения проток, что заняло около 2 часов тяжелой работы и ушел влево, где еще несколько сот метров пришлось заниматься проводкой, теперь, к счастью, по галечнику и вниз по течению. В итоге, группа собралась на стоянке перед Шумами уже в сумерках. Основная группа прошла участок от Бани до стрелки Б. и М. Сумульты за 2:15, К-2к за 3:45.

Из вышеизложенного на нижнем участке Б. Сумульты рекомендуем

• из мелкой или возможно заваленной проток выбирать мелкую.
  • всем судам держаться на расстоянии голосовой связи.

Сумульта от слияния истоков до впадения в Катунь

11-13 августа. Длина участка 21км, падение ~230м, средний уклон - 11м/км. Выделяется 2км каскад Шумы 5-6КС, остальные препятствия на уровне 3-4КС.

От слияния Б. и М. Сумульты река называется Сумультой.

От стрелки удобно держаться ЛБ. Через 500м в реке остров, в конце левой протоки на ЛБ оборудованная стоянка над галечной отмелью.

Здесь мы и встали, а утром договорились о совместном прохождении Шумов с двумя московскими каякерами.

Если группа не предполагает останавливаться на ночевку, можно пройти еще 100-150м до следующей отмели ЛБ, но, учитывая близость сложнейшего препятствия маршрута, нужно быть предельно осторожным, хотя аварийные чалки ниже еще есть.

Впереди каскад порогов Шумы 5-6КС. Следуя (К), нумерация препятствий начинается заново, весь каскад - П1. В разных лоциях выделяют от 3 до 6 ступеней. Мы считаем логичным ввести новое разбиение, делящее каскад на участки, которые из каких-либо соображений нужно проходить по отдельности.

Тропа от стоянки идет сначала примерно в 50м от реки, затем спускается к реке к 1-й ступени и далее едва видна на осыпях. Обнос катамарана по ней чрезвычайно трудоемок.

Первая ступень - заходная шивера 3+КС, затем мощный слив ~1.5м, разделенный скалами на 3 протоки, причем правая и левая по нашей воде были сомнительной проходимости для катамарана, а центральная весьма мощна. КС 5. Фото 79.

Чалка за сливом возможна как направо, так и налево. Обе плохие. Эффективная страховка за сливом сомнительна.

Ниже вторая ступень - 100м "эскалатор" камней и сливов с кульминацией - скалами в русле, делящими реку на 3 прохода. Из-за скрученности струи место называется Косичкой. КС 6. Фото 80.

По нашей воде, в правый проход попасть было затруднительно (то ли нашей группе, то ли вообще на катамаране), в центральном крайне велика опасность переворота, а в левом навстречу течению торчало бревно. Единственный вариант - попытка зачалиться в маленькое улово слева непосредственно перед Косичкой и сделать 20-метровый обнос.

Вещи были еще перед осмотром обнесены за вторую ступень. Туда же отнесли и каяк.

В группе не нашлось желающих прыгать слив 1 ступени ни на 4-ке ни на 2-ке (из-за опасений попасть в Косичку при самосплаве), поэтому катамараны прошли входную шиверу и зачалились на ЛБ непосредственно перед 1-й ступенью. Были поставлены спасконцы для принудительной чалки. Затем катамараны провели вдоль ЛБ до Косички и обнесли их к вещам. Проводка ~100м, обнос - 20. Здесь же и пообедали. Основная часть времени прошла в раздумьях - "а может все-таки пойти".

Один из каякеров успешно прошел слив по левой протоке. Вещи и второй каяк были обнесены к месту обеда.

За 2-й ступенью 800м фонового сплава 4КС, который разумно назвать 3-й ступенью. Много валов, бочек и камней. Ориентир 4-й ступени - скальное сужение на ПП. Чалка направо довольно комфортна.

После погрузки вещей и перечалки (уплывать с обеда пришлось по очереди - было только одно место для старта), К-4 и К-2к прошли 3-ю ступень сходу тандемом, К-2ж и каяк пересекли реку и шли от улова до улова вдоль ПБ, разведывая с реки сомнительные для каяка участки. К-2ж осуществлял страховку с воды.

В 4-й ступени слева не очень мощная бочка, справа несколько надводных камней с проходами ~2.5м. КС 4. За ступенью большое улово справа, но поставить надежную страховку на случай аварии в бочке проблематично.

К-2ж и К-4 прошли через бочку, К-2к и каяк - между камнями. К-4 страховали спасконцом из улова, двойки и каяк - на К-4 с воды.

На этом сплав закончился. Взяв рюкзаки и каяк, группа отправилась на стоянку за Шумами, находящуюся в 200м ниже последней (6-й) ступени, заодно осмотрев окончание каскада. Тропа идет сначала по берегу по камням, а над концом 6-й ступени уходит наверх в лес. Идти 15-20 минут. Стоянка большая и комфортная.

Каякеры успели пройти 5-ю ступень (с нашей помощью на страховке и съемке) и ушли на ту же стоянку.

Утром мы вернулись к катамаранам и продолжили сплав.

5-я ступень (5КС) начинается мощной шиверой с многими вариантами прохождения. Постепенно вся вода собирается в струю у ЛБ (скальная стенка), где необходимо уйти от 1-2 мощных бочек и легкого прижима к ЛБ. На выходе скальные обломки в русле делят реку на 2 протоки на пределе габарита. В каждой по сливу чуть выше метра. Особенность правого слива - в нем, несмотря на устрашающий вид, не нужно разгоняться, иначе можно вылететь на камень в 5м ниже, а при заходе без скорости вода сама выносит в улово справа. Фото 81.

Ниже плес на ПП. Удастся ли на нем зачалить аварийное судно, неясно.

Все катамараны, успешно уйдя от бочек, прошли правым сливом. Сначала - К-4 усиленным экипажем со страховкой спасконцами с ПБ под порогом, затем - двойки с нижней страховкой.

6-я (5КС) ступень начинается с мощной разгонной шиверы. Вариантов прохождения множество, сложность на уровне 4КС, но нужно быть осторожным - для самосплава 6-я ступень наиболее опасна.

В середине шиверы удобная чалка на ПБ, в конце - мощный навал на скальный обломок у ЛБ, за которым короткий плес с маленьким уловом справа (фото 82). Река сужается и падает в каньон через нагромождение скальных обломков (фото 83). Это место называется "Затычка". Слева негабаритный слив под скалу с непросматриваемым окончанием, куда с большой вероятностью и затянет плывущих отдельно людей, предворительно приложив к вышеописанному скальному обломку, справа 2-метровый слив с непростым заходом. Сам слив сложности не представляет. Ниже длинный плес в каньоне.

Страховку спасконцом по просьбе каякеров поставили в улове перед Затычкой. Эффективность сомнительна, что и показало их прохождение. Оба перевернулись в отбойном валу у навала, встать удалось только непосредственно перед Затычкой (спасконец можно было кинуть разве что на брюхо перевернутого каяка, что, скорее всего, осложнило бы положение) а затем легли еще раз непосредственно в Затычке. Встать удалось уже на подпорожном плесе, после чего ребята заняли места на страховке.

К-4, успешно пройдя Затычку справа, сменил на страховке каякеров. Было решено проходить 6 ступень штатным экипажем, несмотря на 5КС, было принято, поскольку

• Опасность порога для К-4 минимальна - перевернуться на отбойном валу можно было только при форсмажорно неудачном заходе, а при его нормальном прохождении попасть в опасную часть Затычки можно только намеренно. За порогом же длинный плес и 2 каяка на страховке.
  • Экипаж сработался и успешно прошел многие сложные препятствия,

Двойки прошли без особых проблем, но более грязно, посидев на скальных обломках на заходе в Затычку.

До стоянки ~200м по плесу. Загрузив вещи, пообедав и попрощавшись с каякерами, группа (уже в полном составе) продолжила сплав. В целях тренировки М. Шаракшанэ поменялась местами с Д. Шварцем. Далее нумерация препятствий вновь по (К). Цитаты выделены курсивом.

Участок П2-8 запомнился, как непрерывный каскад порогов 4КС. Напоминает пороги верховьев Большой Сумульты, но просторнее и мощнее. Шли в режиме первопрохождения, разведывая все места, где можно было ожидать проблем для каяка. Дополнительной страховки нигде не потребовалось. Более всего запомнилось П5.

П2 - через 150 м после окончания каньона на правом повороте. Мощный крутопадающий порог длиной 100м.

П3 на левом повороте короткий мощный порог. Зашли под правым берегом, затем сместились в центр русла.

П4 - короткий мощный порог. Ориентиры - справа к воде спускается осыпь, крупные глыбы перекрывают русло. Разведка с правого берега.

Через 300 м слева впадает на правом повороте р. Болтырган.

П5 на правом повороте напротив впадения р. Болтырган. В 10м ниже впадения ручья ворота из крупных камней. Прошли под ПБ с самостраховкой.

П6-8 - мощные шиверы, начинаются через 300-400м после впадения р. Болтырган.

Затем русло расширяется настолько, что переходит в мелководье.

П9 - шивера. Расположена в месте впадения справа притока.

П10 - пор. "Двухступенчатая гребенка", расположен через 250-300м после П9. Приметы порога: осыпь на ПБ, в конце порога среди русла скала высотой 5-6м, видимая на подходе к порогу. Осмотр желателен по ЛБ. Вошли в порог по центру. Затем сместились к ЛБ и под ним прошли среднюю часть порога, на выходе обошли скалу справа.

Осматривали порог по ЛБ. В начале слалом между камней, затем скала в русле. Слева довольно мощная бочка, справа канализация. К-4, К-2ж и каяк прошли в канализацию, К-2к пробивал бочку. Ниже сложность препятствий падает до 3+, а при приближении к Катуни и до 3. Шли сходу, один раз остановились на перекус.

П11 - порог со скалами высотой до 1м. Ориентир - порог расположен за скалой на правом повороте, по ЛБ осыпь.

П12 - мощная шивера на левом повороте.

П13 - через 40-45 мин сплава после П12. Мощная шивера на левом повороте. Осмотр по ПБ.

П14 - через 70-80м после П13. Шивера в скальных щеках с прижимом влево. Можно осмотреть вместе с П13.

Долина Катуни открывается задолго до впадения. В отличие от [4] нас встретил не теплый воздух, а сильнейший ветер и холодный дождь.

Катунь от устья Б. Сумульты до острова в 10км ниже пос. Еланда

13-14 августа. Участок длиной 78км пройден за 9 часов. Уровень воды - низкий. Выделяются пороги Тельдекпень-1 и -2 и Еландинский 4КС.

Составлять новую лоцию по такой популярной реке, как Катунь, не имеет смысла. Мы рекомендуем использовать схемы нижней Катуни [6] и лоцию В. Юрина [5]. Удобно ориентироваться по схемам, следя за притоками и поворотами русла.

Километраж в нижеследующем описании дается по [6].

Устье р. Сумульта, 350км.

Номерные шиверы и пороги сложности по нашей воде не представляли - необходимо только не зевать и заблаговременно уходить от слишком больших валов и бочек. Для каяка сложность представляют частые россыпи поганок.

Вечером, пройдя 12км, после непродолжительных поисков, встали на ПБ в 100м ниже впадения р. Кемечапкын. Отличная стоянка в сосновом лесу, дров мало, но пней и сучков нам оказалось достаточно.

Следствие популярности Катуни - отсутствие дров на стоянках. Острова в этом отношении лучше - туда выносит плавник, да и рафтовые группы останавливаются редко. А если примириться с костром из остатков, стоянок много.

Утром продолжили сплав с целью дойти почти до Чемала. Всвязи с крайне низким уровнем воды это не удалось, поскольку скорость течения по сравнению с описаниями сильно упала.

Большая часть туристского населения реки - коммерческие группы на рафтах. Сначала мы обгоняем рафтеров за счет раннего выхода, потом некоторые догоняют нас - рафт идет быстрее катамарана.

373км - Пор. Айала (81). Выделяется большой бочкой в центре русла, которую мы обходили, заранее сместившись влево.

402км - Шивера (87) на правом повороте с мощные валами по всему руслу. На последнем участке (после поворота) требуется резкий маневр направо, чтобы не попасть в самые высокие валы и несколько бочек. Искать приключения здесь опасно - ниже крайне неприятный для самосплава порог. За шиверой огромное улово справа, а река уходит налево в скальное сужение. Для осмотра начинающегося в сужении порога Тельдекпень-1 нужно зачалиться в улово и вылезти на проходящую вдоль берега дорогу. Над порогом а/д мост, с которого можно организовать съемку. Фото 87, 88.

Сам порог - сплошные нестационарные течения, поганки, зачатки воронок. Ниже (405км) расположен Тельдекпень-2 - копия первого с довольно мощной воронкой на входе.

Мы осмотрели Тельдекпень-1 с берега и моста над порогом. Зрелище впечатляет. Участок Тельдекпеней катамараны прошли походным порядком, а А. Тонис предпочел проехать его на К-2к. Каяк взял К-4.

Катамаранам Тельдекпени напомнили каньоны Ильдугемский, Змейку или Щель на Башкаусе в паводок, но с точки зрения сплава оказались проще - ширина русла больше, прижимы слабее, а никаких маневров, кроме удержания судна от навала на стенки не нужно.

418км - Еландинский порог (4КС, 93).

Порог группа проходила сходу, что, возможно, было ошибкой - валы и бочки весьма мощные. Об адекватности описания Юрина сказать что-либо сложно - при прохождении было не до того. С другой стороны, порог короткий и безопасный, плес за ним большой, вероятность же одновременного киля 2 или более катамаранов крайне мала. Тем не менее, рекомендуем осмотр, например, с ПБ.

За порогом недостроенный мост и пос. Еланда.

Примерно в часе сплава от Еланды (430км) нашлась отличная стоянка на острове напротив фермы, где удалось договориться о машине (см. Транспорт).

Впечатления, рекомендации

Выбор маршрута оказался удачным. Достаточно сложная и разнообразная вода, красивые и не слишком трудные пешие переходы, простые подъезды. Жаль только, что не посмотрели на "высокую" часть Алтая.

Для многих участников поход стал первой "пятеркой", а руководитель приобрел первый опыт руководства походом 5КС. Не обошлось без ошибок, но до опасных для жизни ситуаций было все же далеко.

Пешие подходы к Башкаусу можно сократить до минимума, а можно и вообще исключить, заехав через Усть-Улаган. Но в последнем случае выше по течению остается каньон Прямой.

В паводок на Башкаусе существенно усложняются только "строго" каньонные участки - конец Саратанского каньона, каньон Глубокий, участки шивер перед Щелью, между Щелью и Глубоким, ниже Глубокого. Полагаем, что та же судьба ждет участок шивер ниже Джундука и Нижнее ущелье.

Оба пеших перехода проходили в условиях, близких к тепличным - никакой труднопроходимой растительности, скользких скал, сложных перевалов. Второй можно сократить на 5-7км, дойдя до устья Тускола, что нам не удалось из-за паводка на Башкаусе. Поэтому цифры 67км последователям бояться не стоит.

Последние 10-20км второго пешего перехода и р. Большая Сумульта - самые непосещаемые участки маршрута. Нам известно только о двух прохождениях Большой Сумульты ([К] и [У]), причем многие расспрашиваемые перед походом водники считали, что Большой Сумульты не существует, это просто название Малой ниже Шумов.

Для быстрого прохождения каскада "Шумы" необходимо заранее продумать подробный план действий.

Впечатление от Катуни - река не столько сложная, сколько тяжелая. Постоянно всплывающие поганки мешают грести, поэтому маневры оставляют ощущение тяжелой работы, а попытки работать вперед быстро изматывают. Прохождение шивер и порогов сводится к уходу от локальных бочек и слишком больших валов. Маневры нужно выполнять заблаговременно, впрочем, по сравнению с Витимом, Катунь кажется маленькой и легко перегребаемой.

Очень разнообразны ягоды - мы ели чернику, голубику, 4 вида смородины, клубнику, жимолость, но каждый вид в сборных количествах встречался в течение 1-2 дней. Грибов немного, но набрать на суп удавалось всегда. На стапеле на Башкаусе много маслят и рыжиков. Рыбу ловили редко и неудачно. Часто встречаются ядовитые травы (аконит, чемерица), при стоянках на лугах нужно следить, чтобы ни одной травинки не попало в пищу.

Очень порадовали огромные кедры в долине Чебдара. На всем маршруте много кедровых шишек, но в начале они еще не созрели, а в конце было не до того.

Диких животных (кроме, разумеется, бурундуков) почти не встретили, зато часто видели свободно пасущиеся табуны лошадей. В долине р. Джундук много коров.

В общем, мы считаем пройденный маршрут хорошей пеше-водной пятеркой и рекомендуем его к дальнейшему освоению.

Источники

[К] Башкаус (сплав от р. Мукарчик до р. Тускол) - переход р. Б. Сумульта - Катунь - пос. Чемал. Руководитель И. Дюков. Киев, 1985г. http://slazav.mccme.ru/sum85.htm

[У] Башкаус (сплав от р. Мукарчик до р. Тускол) - переход на р. Кызылтобрак - Б. Сумульта - Катунь - пос. Чемал. Руководитель Н. Игнатьев. Уфа, 2002г. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/chur2002/ignat02.htm

[1] Башкаус. Отчет N3443 библиотеки МГЦТК. Руководитель Н. Полянский. Москва, 1978г.

[2] Башкаус. Отчет N3512 библиотеки МГЦТК. Руководитель С. Папуш. Москва, 1978г. Лоция верхнего и среднего Башкауса из этого отчета: http://slazav.mccme.ru/3512bash.htm

[3] Башкаус. Руководитель М. Верхотуров. Уфа, 1999г. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/bashkaus/bashks99.htm

[4] М. Сумульта - Сумульта - Катунь. http://lib.ru/TURIZM/sumulta1.txt

[5] Катунь. Руководитель В. Юрин. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/k_katun.htm , Отчет N5718 библиотеки МГЦТК.

[6] Схемы нижней Катуни. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/k_katun.htm , Отчет N5718 библиотеки МГЦТК.

[7] GPS-данные в формате OziExplorer. http://slazav.mccme.ru/bs03/gps.zip

Путевые точки с комментариями

Система координат WGS84. Широта и долгота в градусах и долях градуса. Высота в метрах (над поверхностью эллипсоида).

24-STA 50.042776  88.688896  1880 Начало пешки
27V1   50.211150  88.658130  3085 Вершина горы
27TUR0 50.237651  88.691302  2570 Тур на локальной вершинке
27TUR1 50.243500  88.703120  2551 Тур на локальной вершинке

03ST  50.256856 88.748530 27-JUL 18:21 стоянка на Башкаусе 26-28.07, стапель.
P01   50.257296 88.747376 28-JUL 08:28 пор. 1 за устьем р.Мал.Кокоря
KUMU  50.273513 88.680831 28-JUL 09:27 впадение р.Кумурлу справа
P18   50.283684 88.646037 28-JUL 09:54 пор. 18
P21K  50.283496 88.638521 28-JUL 10:12 чалка перед Прямым Каньоном (N21)
SOLZH 50.286511 88.633119 28-JUL 14:06 конец Прямого Каньона, обед 28.07,
                                       впадение р.Бол.Солжок слева
CHSOL 50.286655 88.616474 28-JUL 15:18 впадение р.Черн.Солжок слева
P28   50.287090 88.606887 28-JUL 15:24 пор. 28
P30   50.287460 88.603583 28-JUL 15:27 чалка перед пор. Панарамный (N30)
MUKUR 50.297116 88.566976 28-JUL 16:06 впадение р.Мукур (справа)
VILD  50.323799 88.500865 28-JUL 17:00 впадение р.В.Ильдугем
M1    50.326948 88.496134 28-JUL 17:05 мост
P49   50.358646 88.455938 28-JUL 17:44 пор. Ступенька (N49)
P53   50.386342 88.429191 28-JUL 18:12 пор. 53
S4ILD 50.401196 88.401768 28-JUL 18:28 чалка перед Ильдугемским каньоном (N54),
                                       стоянка 28-29.07
ILDB  50.402634 88.401355 29-JUL 09:02 начало Ильдугемского каньона
ILDE  50.404093 88.398464 29-JUL 08:51 конец Ильдугемского каньона
LOVU  50.408165 88.395631 29-JUL 08:35 первый слив пор.Ловушка (N55)
IOLD  50.409640 88.395095 29-JUL 14:43 впадение р.Иолдо (справа)
NILD  50.492263 88.319998 29-JUL 14:45 впадение р.В.Ильдугем (справа)
PBR   50.481840 88.334091 29-JUL 16:05 порог с бревном и скальным островком
M4    50.622951 87.910522 01-AUG 08:57 мост
M5    50.659643 87.839416 01-AUG 09:31 мост в пос.Каракудюр
KARAK 50.672727 87.828178 01-AUG 09:55 вп. р.Кракудюр слева
S1    50.725669 87.799784 01-AUG 10:28 первая шивера.
SPASP 50.781984 87.782843 01-AUG 11:16 шивера у вп.Паспарты

07U    50.995650  87.156060 1544 Ночевка 7-8.08
08A2   50.997600  87.141880 1331 Устье крупного правого притока
08A4BR 50.989180  87.124490 1213 Тропа бродит реку
KY-R13 50.987768  87.122823 -    Правильное место брода (согл. карте)
KY-BR1 50.990174  87.115351 -    Брод через р. Кызылтобрак

MALY  50.965576 86.897210 10-AUG 11:22 порог Малыш
KYZTA 50.966944 86.886175 10-AUG 11:45 вп.Кызылтала
SHIE  50.977340 86.868371 10-AUG 12:03 конец каскада шивер
MOZAI 50.975404 86.841785 10-AUG 12:27 чалка перед пор. Мозаичный (Валунный)
17OB  50.975484 86.838958 10-AUG 14:12 обед 10.08 (ПБ)
BANJB 50.955765 86.771345 10-AUG 15:59 чалка перед пор. Баня (Сумультинский)
BANJE 50.956028 86.765031 10-AUG 16:58 конец пор.Сумультинский
17ST  50.851432 86.669667 11-AUG 08:36 стоянка 10-11.08 перед Шумами
SHU2  50.848326 86.670756 11-AUG 11:33 2-я ступень Шумов ("косичка")
SHU1  50.848417 86.669447 11-AUG 11:36 1-я ступень Шумов (слив)
SHUB  50.849404 86.667135 11-AUG 11:43 заходная шивера Шумов
TDP2  51.138691 86.174322 13-AUG 15:35 порог Тельдекпень-2
20ST  51.256338 86.066074 13-AUG 19:17 последняя стоянка на Катуни на
                                       острове перед Чемалом 13-14.08
GPS-данные в формате OziExplorer.

Карты, схемы

2005-07-09 12:13:17 | Аноним | E-Mail
Пиши сюда!
Добрый день!
Идём в этом году на Сумульту и очень хотели найти схемы... В Ваших отчётах они самые лучшие с которыми доводилось сталкиваться. Подскажите где найти схемы Малой Сумульты. Спасибо.

2005-07-11 13:46:01 | slazav | E-Mail
Схемами по Мал.Сумульте я не интересовался, так что не знаю, где они есть. А эти схемы рисовал с помощью карты и gps-точек, записанных в походе.