LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Приполярный Урал


О Т Ч Ё Т
о лыжном туристическом походе
пятой категории сложности
по Приполярному Уралу, совершенном
с 4 марта по 23 марта 2002 года

Руководитель группы:
Павлов Геннадий Николаевич

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1 Справочные сведения о походе

Вид туризма: лыжный
Район проведения: Приполярный Урал
Место старта: база «Желанная»
Место финиша: с. Приуральское
Время проведения: 5 марта – 23 марта 2001 года
Протяженность маршрута: 315.6 км.
Число ходовых дней: 19 дней.
Количество дневок: 1 (8 марта - пурга)
Количество полевых ночевок: 19
в т.ч. в балке 4
в лесной зоне 3
в безлесной зоне 12
Пройдено перевалов: 10
Совершены восхождения: 8 вершин (г.Народа, г.Югра, г.Блюхера (траверс), г.Манси-ньер, г.Комсомола, г.Манарага (1 и 2 “зуб”), г.Колокольня Южная (пик Свердловских туристов), г.Сабля
Высшая точка маршрута: г.Народа, 1894
Количество участников: 8 человек.
Кол-во дней с благоприятными метеоусловиями: 6 дней
Кол-во дней с переменными метеоусловиями: 6 дней
Кол-во дней с неблагоприятными метеоусловиями: 7 дней
Наименьшая температура на маршруте: -30 С
Наибольшая температура на маршруте: +5 С

1.2 Подробная нитка маршрута:

База Желанная – р.Балбанью – пер.Надежда (№23, 1А, 1390) – рад.вых. г.Народа (1А, 1894 м) – плато Руин – пер. Югра (№21, 1Б, 1400, «Юрьев день») – рад.вых. г.Югра (1Б, 1587)– траверс г.Блюхера (1Б, 1680) – пер.19 (2А, 1460) – рад.вых. г.Манси-ньер (1Б, 1779) – р.Манарага – р.Ломесьвож – пер. №89 (1Б, 1470) – рад.вых.г.Комсомола (1Б, 1729.4 м) – р.Пывсяншор – рад.вых. г.Манарага (1 “зуб” + 2 “зуб”) (2А,1662.7 м ) – р.Профиль Манараги – рад.вых. Колокольня Южная (1Б,1646,пик Свердловских туристов) – пер.Двойной(№75,1А,1060) – р.Хорота – пер.Рудный (н/к, 890) – р. Безымянный – р.Вангыр – пер.Сундук Восточный (н/к, 640) – пер. Вой-Вож (н/к, 740) – пер.Аранецкий (н/к, 390) – рад.вых. г.Сабля (2Б, 1497.4 м) – с.Приуральское

* - Оценка категорийности перевалов и вершин дана по информации Республиканского центра детско-юношеского туризма г.Инты. Восхождение на г.Сабля осуществлено не по классическому варианту (от озера по центр. кулуару), а с седловины в северо-западном гребне с последующим траверсом до центрального кулуара и поэтому оценено нами как 2Б.

1.3 Справочные данные об участниках группы:

№ п\п Ф.И.О.

Год рождения

Туристический опыт Обязанности в группе
1.
Павлов
Геннадий
Николаевич
1964 V (у) – Шапшал
IV (р) – Полярный Урал
V (р) – Приполярный
Урал
Руководитель
2. Назаров
Александр
Евгеньевич

1967
IV (у) – Полярный Урал Зав.снар
3. Шахов Валерий
Владимирович
1968 IV (р) - Приполярный
Урал
V (у) – Шапшал
Рем.мастер
4. Смирнов
Александр
Анатольевич
1974 III (у) – Кольский п-в
IV (у) – Полярный Урал
Завхоз
5. Харламов Иван
Сергеевич
1975 III (у) – Кольский п-в
IV (у) – Полярный Урал
Фотограф
6. Полухин Михаил
Анатольевич
1963 III (у) – Кольский п-в
Финансист
7. Каргашин
Сергей
Владимирович
1969 V (у) – Восточный Саян Медик
8. Кудряшов
Александр
Борисович
1962 IV (у) – Полярный Урал Летописец


2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1 Идея путешествия, варианты подъезда и отъезда

Идея путешествия родилась в 2001 году, на соревнованиях “Уральская лыжня - 2001”, а желание посетить Приполярный Урал есть, наверно, у каждого туриста-лыжника. Этот район привлекает не только своей неповторимой красотой, он интересен своими знаменитыми вершинами, реками и перевалами и вполне подходит для совершения лыжных походов V-VI категорий сложности. Для новгородцев этот район доступен по его удаленности от г.Великий Новгород (2.5 суток на поезде). Ближе только Хибинские и Ловозерские тундры. В основном все участники были знакомы друг с другом по туристическим слетам, горным и лыжным походам, практически все имели опыт лыжных походов без печки (Полярный Урал - IV к.с., 2000 г. и Приполярный Урал - V к.с., 2001 год). Маршрут хотелось разработать таким образом, чтобы охватить большую часть высокогорных районов Приполярного Урала. Таким образом он включал следующие вершины: г.Народа, г.Югра , г.Защита, г.Блюхера, г.Манси-ньер, пик Свердлова, г.Комсомола, г.Манарага (траверс), Колокольня Южная, г.Сабля. За 19 дней пройти все это казалось нереальным. Но, учитывая сроки отпусков участников группы, мы были ограничены во времени и только поэтому не могли позволить себе дополнительные запасные дни. Полностью понимали значение погодных условий, лавиноопасность данного района. Начинать маршрут на Приполярном Урале действительно удобно с базы “Желанной”. В 2001 году мы встречались с группой из Оренбурга, руководителем которой был Грицай Артур (Новотроицк). Он и познакомил нас с хорошим и приветливым человеком. Это Грода Татьяна Ивановна из Инты. Имеет огромный туристический опыт, хорошо знает район. Заранее с ней созвонившись, договорились, что она сможет помочь с транспортом и чтобы нам не терять время с регистрацией в ПСС, передаст им наши заявочные документы. (Огромное ей спасибо). В настоящее время в Инте существуют организации и частные лица, оказывающие услуги по доставке групп в различные районы Приполярного. Эту информацию в избытке можно получить по Интернету. Безусловно пришлось нам решать вопросы и Национального парка “Югыдва”, представители которого не пропустят в Инте ни одну группу. Разумеется мы не смогли от них получить нормальные финансовые документы, значит, эти “поборы” уходят им на неофициальную зарплату. Цена за пребывание в Национальном парке, пока мы ехали из Новгорода до Инты, увеличилась вдвое и составила для нашей группы из 8 человек 3906 рублей. Чтобы не задерживаться по всем этим вопросам и выехать ранним утром (машина нас ждала), мы не стали обострять отношений с “майором” (фамилию его знают многие). За машину, которая нас доставила к вечеру до базы “Желанной”, мы заплатили 2800 рублей.

2.2 Изменения маршрута и их причины.

Заявленный вариант: Пройденный маршрут:
1 день: База Желанная – р.Балбанью 1 день: База Желанная – р.Балбанью
2 день: – пер.Надежда – оз.Голубое – рад.вых. г.Народа 2 день: – пер.Надежда – оз.Голубое – рад.вых. г.Народа
3 день: – плато Руин – пер. Югра (№21, «Юрьев день») 3 день: – плато Руин – под пер. Югра
4 день: – рад.вых. г.Югра – рад.вых. г.Янченко – р.Косью-Вож 4 день: – вынужденная дневка (пурга)
5 день: – г.Манси-ньер – г.Блюхера – г.Защита 5 день: – пер. №21 – рад.вых. г.Югра – р.Косью-Вож

6 день: – р.Косью-Вож – р.Манарага

6 день: – траверс г.Блюхера – пер.19 – рад.вых. г.Манси-ньер
7 день: – р.Ломесьвож – Верхние озера в цирке Свердлова 7 день: – р.Косью-Вож – р.Манарага
8 день: – рад.вых.г.Свердлова
8 день: – р.Манарага – р.Ломесьвож – попытка рад.вых.г.Свердлова
9 день: – пер. 89 – рад.вых.г.Комсомола – р.Пывсяншор 9 день: – пер. 89 – рад.вых.г.Комсомола – р.Пывсяншор
10 день: – рад.вых. г.Манарага (траверс) 10 день: – рад.вых. г.Манарага (1 и 2 “зуб”)
11 день: – р.Косью – р.Профиль Манараги 11 день: – р.Косью – р.Профиль Манараги
12 день: – рад.вых. Колокольня Южная 12 день: – рад.вых. Колокольня Южная – пер.Двойной – р.Хорота
13 день: – пер.Двойной – пер.Рудный (н/к, 890) – р. Безымянный – р.Вангыр 13 день: – пер.Рудный – р. Безымянный – р.Вангыр
14 день: – пер. под г.1246 – р.Безымянная – оз.Долгое 14 день: – р.Вангыр – пер.Сундук Восточный
15 день: – р.Озерная – р.Войвож-Сыня – р.Седью 15 день: – р.Вой-Вож – пер. Вой-Вож – р.Седью
16 день: – пер.Аранецкий – р.Лунвож-Сыня 16 день: – р.Седью – пер.Аранецкий – р.Лунвож-Сыня
17 день: – рад.вых. г.Сабля 17 день: – рад.вых. г.Сабля
18-19 день: – р.Лунвож-Сыня – с.Приуральское 18-19 день: – р.Лунвож-Сыня – с.Приуральское

 

На станции Инта нас встретила Грода Татьяна Ивановна, с которой прошла беседа по заявленному маршруту. С ней была договоренность, что одну маршрутную книжку она передаст в Поисково-спасательную службу, где мы встанем на учет. Разумеется, с ней и были согласованы некотрые изменения. По ее рекомендации осуществить связку вершин г.Манси-ньер – г.Блюхера – г.Защита за один день трудно, очень влиятельна погода. Поэтому было принято согласованное с ПСС решение отказаться от г.Защита. Горный массив, расположенный между долинами рек Вангыр, Седью и Бол.Паток дествительно интересен, но учитывая погодные условия и состояние снега, в качестве запасного варианта был предложен и согласован вариант обхода его по р.Вангыр через пер. Сундук. 4 день маршрута (8 марта - Международный женский день) – вынужденная дневка. Пурга, недостаточная видимость не позволили нам даже просмотреть пути подьема на перевал №21. 9 марта в условиях плохой видимости мы вышли на перевал, совершили радиальный выход на вершину Югра и отказавшись от г.Янченко спустились до слияния ручьев с перевалов №19 и №21. На восьмой ходовой день группа смогла в первой половине дня выйти в верхний цирк под пер.№15, ведущий к вершине Свердлова. С кулуара, ведущего к перевалу, были видны лавинные выносы. Поднявшись чуть выше верхнего озера, увидели вариант подьема на гребень по правому борту одного из кулуаров. Через 350 м, не дойдя до гребня метров 100 и оценив состояние открытого снежного склона как высоколавиноопасное, приняли решение вернуться. На девятый день мы были в графике. Первоначально на 10 день предполагался траверс г.Манарага. Поднявшись на второй “зуб”, оценив состояние погоды и время, приняли решение отложить траверс знаменитой вершины на следующий поход. Учитывая, что 12 и 13 ходовой день проходили в условиях выпадения большого количества осадков, и все “верхи” были закрыты сплошной облачностью, приняли решение использовать запасной вариант - обход по р.Вангыр через пер. Сундук в долину р.Вой- Вож.

2.4 Техническое описание.

1 День 5.03

Долина р. Балбанью

Подъем в 4:30 (время московское). Урал встречает нас классной погодой (Т-26°С, яркое солнышко) и умеренным количеством снега, что тоже радует, – меньше тропежки. Перед нашим взором предстала широкая безлесная долина, уходящая на юг. В 630 начинаем движение. Поначалу двигаемся медленно, еще не втянулись, да и приходится устранять мелкие неисправности, которые сразу полезли наружу. Постепенно привыкаем к нагрузке, входим в ритм, и скорость увеличивается. Этому способствует и отличная погода – яркое солнышко поднимает настроение. Идущая в нужном направление лыжня еще больше добавляет положительных эмоций. Идем и любуемся уральскими пейзажами (Фото 2). Все, о чем мечтали в последнее время, начинает сбываться. Вот так потихоньку, за целый день, и добрались до развилки долин на ручье Балбанью. Долина левого ручья (орографически) ведет к перевалу Кар-Кар, а правого – к перевалу Надежды. Нам строго на юг, хочется как можно ближе подойти под перевал. Идти стало сложней, начался набор высоты (при движении по р. Балбанью за 15 километров набрали лишь 150 метров). Изменился и характер долины: раньше шли по широкой ровной долине, а теперь – нагромождение мореных валов. Вдали показалась галка перевала (Фото 3). Хотели подойти еще ближе, но, пройдя первое озеро, увидели ручей с открытой водой. Решили, что пора вставать на ночлег, тем более что ходовой день уже давно превысил 8 часов, да и 20 км для первого дня результат неплохой.

2 День. 6.03

Перевал Надежды (№23, 1А, 1390) – оз. Голубое – плато Руин – г. Народа (1А, 1894).

Утро радует нас хорошей погодой. До перевала около двух километров. Идем, любуемся красивыми скалами (слева по ходу движения красивый скальный гребень, соединяющий перевал с г. Карпинского, справа красивая стена, имеющая «слоеное» строение). Подойдя под перевальный взлет, одеваем кошки, и прямо в лоб залезаем на перевал. Перевальный взлет – это примерно стометровый снежник крутизной 25-30 0 (Фото 4) и кошки там не нужны, но решили потренироваться, а заодно и проверить снаряжение. На перевале нас встретило солнышко и новые красивые пейзажи – оз. Голубое и склоны горы Народа (Фото 5). Сняли записку группы туристов из Сыктывкара: {5 к.с. - 5 марта 2002 г. /Некрасов С.В., Черных М.В., Бунин В.А., Макаровский Е.В., Бабелла Аня, Игушева Л.В.} Спуск с перевала – пологий снежник и поэтому, чуть пройдя пешком, одеваем лыжи и скатываемся к оз. Голубое (Фото 6). Перед нами на юге склон плато Руин. Выбираем самое низкое место (азимут – 160 0) и начинаем подъем. Закладываем 3-4 серпантина и набрав 100 метров над оз. Голубое оказываемся на плато Руин. Находим место для ночевки, делаем перекус и готовимся к восхождению на г. Народа. С плато очень хорошо виден практически весь путь подъема на вершину (Фото 7). Обсудили маршрут, наметили ориентиры и в бой. Первый участок пути – подъем по восточному гребню на предвершину, которая возвышается над озером Голубым. Гребень осыпной, с набором высоты, крутизна увеличивается до 30-350 , снега немного, местами выходы скал. Не успели пройти и половину пути до вершины, как налетело облако, пошел снег, видимость (но не наш энтузиазм!) упала до 200-300 метров. Хорошо, что снизу изучили план подъема, проблем с ориентированием не возникло. От предвершины в юго-западном направлении идет широкий пологий (200) гребень (Фото 8). По нему примерно с километр, и мы выходим на вершину. Фантастика! Вершина находится выше облаков, зрелище! Чистое небо, солнце, под нами море облаков, а из них торчит лишь несколько вершин. Красота! Фотографируемся группой и по отдельности во всех направлениях (Фото 9-11). Как в сказке, не хочется даже уходить отсюда. Но… Пишем записку и снова ныряем в холодное облако. Сказка окончилась. До предвершины еще двигаемся по своим следам, а после уже все замело. К 16:00 без проблем спустились в лагерь, а погода испортилась капитально, всю ночь метель, снег.

3 День 7.03

Плато Руин – р. Народа – цирк пер. Югра (№ 21, 1Б, 1400)

К утру метель успокоилась, но видимость – хуже не придумаешь. “Белая мгла”, немного лишь виден склон г. Народа. Идем по “приборам “, то есть по азимуту. В начале движемся почти точно на юг (А-190 0) и выходим к хорошо заметной вершинке (1249,1) на плато Руин. Вершину обходим с запада и находим кулуар (с запада отмеченные на карте выходы скал, с востока вершина 1249,1), по которому реально спуститься в долину р. Народа. Перепад высот кулуара – 250-300 метров, крутизна до 35 0, забит снегом. Снимаем лыжи и вниз по линии падения воды: так безопасней, да и в кулуаре не посерпантинишь на лыжах, – узко. Спустившись с плато, поворачиваем направо и движемся вверх по долине р. Народа. Пройдя отмеченное на карте озеро, ориентируемся: на севере, сквозь пелену просвечивает пер. Центральный (Голубые надежды), на западе видны могучие скалы в цирке ледника Югра, а на юго-западе (А -220 0) вход в нашу долину. Вид на предстоящий путь (Фото 12) не добавляет нам энтузиазма – широкий, снежный кулуар, со следами свежих лавин, а по бортам кулуара многочисленные скальные выходы. Под кулуар подходим на лыжах, серпантином. В самом кулуаре крутизна и количество снега резко увеличивается, и мы с трудом уходим на лыжах до ближайших скал по левому (по ходу движения) борту долины, что бы под их прикрытием одеть кошки. Подниматься в лоб по кулуару, где так много снега и видны следы от лавин, кажется нам безумием, и мы принимаем решение: пересечь кулуар и вдоль кромки скал подняться на правый, более пологий, борт долины и двигаться уже по гребню. Глубина снежного покрова, местами, более метра, потому на всем протяжении лавиноопасного участка набивают ступени двое участников без рюкзаков, а группа движется, соблюдая дистанцию, выставив наблюдателя, распустив лавинные шнуры (Фото 13). 250 метров первого взлета поднимались около 3 часов. Поднявшись в долину, прошли 2 км по ручью и заночевали на озере в цирке под перевалом. К вечеру погода ещё более ухудшается – снег, ветер. Перевала не видно.

4 День 08.03

Дневка.

С утра погода не радует, видимость ноль, метель. Видимо не придётся встретить Международный женский день ударным трудом. Встречаем, как все нормальные люди. Сидим, устраняем мелкие неисправности в снаряжении, иногда предпринимаем меры по откапыванию шатра, заметает.

5 День 09.03

пер. Югра (№21, 1Б, 1400) - вер. Югра (1Б, 1587)

Погода нас не балует (снег, порывистый ветер, видимость не более 500 м.), по всё же, она чуть лучше, чем накануне, перевал почти всегда виден. В связи с большим количеством снега отказываемся от кратчайшего пути подъема на перевал по длинному снежному склону. Держим путь левее, между многочисленными скальными выходами, путь более протяжённый, более сложный, но более безопасный (Фото 14). Склон в 200 метров, крутизной 300 преодолели за час, хотя пришлось попотеть (Фото 15). Тропежка больше чем по колено, а под снегом местами жёсткий фирн (снег свежий, пушистый и не прессуется под ногой). Поднялись выше перевала, метров на 200 левее (Фото 16). Спустились на перевал, оставили рюкзаки, намереваясь подняться на вер. Югра. В сторону в. Югра (А-3400) уходит снежно-скальный гребень (Фото 17), крутизной 25-300. Двигаемся пешком, в кошках, самострахуясь лыжными палками. Цель – подняться на вершину чисто спортивная, так как видимость минимальная и красивые пейзажи не предвидятся, хотя, местами видны красивые заснеженные скалы, которыми обрывается гребень в сторону долины р. Народа. За 200 метров до вершины упираемся в скальный пояс (15 м., 450) – приходится вешать перила. Системы не одевали, петлей вязали схватывающий узел на веревке, свободный конец одевали на руку и получали таким образом, возможность держаться за веревку. В 945 взошли на вершину (Фото 18). Задерживаться на ней не хочется, пишем записку, фотографируемся – и вниз по пути подъема. По скалам спускаемся спортивным способом (Фото 19), последний – по двойной веревке. В 1100 начали спуск с перевала. Спуск, как и подъем, лавиноопасен, поэтому спускаемся вдоль кромки скал, слева по ходу движения. На ходу изобретаем новые способы спуска (точнее вспоминаем старые) (Фото 20). Только надели лыжи – второй сброс, – замерзший водопад от склона до склона. Снова кошки, системы. Слева по ходу нашли более пологий спуск. Повесив две веревки на ледобурах, практически полностью обошли чистый лед (Фото 21-22). Был еще и третий сброс, но его без проблем обошли по левому склону. Заночевали на слиянии долин из-под перевалов 19 и 21.

6 день 10.03

Траверс г. Блюхера(1Б, 1680) – пер.19 – г. Манси-ньер (1Б, 1779) – пер.19 (2А, 1460)

Выход в 6:25. Двигаемся вверх по долине в сторону перевала 19 (азимут 1350).Погода лучше, чем накануне, но не такая, как нам хотелось бы (подморозило, но вершины в «дымке»). Преодолеваем на лыжах серпантином взлет и падаем в цирк, где прямо по ходу движения виден пер.19 (смотрится очень круто), а слева и справа, соответственно, видны вершины Манси-ньер и Блюхера. Правый борт цирка – северо-западный гребень в.Блюхера, а к нему соблазнительно пристроился пологий снежный отрожек. Подняться по нему на гребень, далее на в.Блюхера, спуститься на пер. 19, подняться на вер. Манси-ньер – такой маршрут показался нам очень логичным и красивым. Приняв решение о маршруте, снимаем лыжи и сразу одеваем кошки и системы. Гребень плавно набирает высоту. В начале широкий, с пологими склонами, с набором высоты он становится острее, а крутизна склонов неприятно увеличивается (Фото 23-25). Последние 400-500 метров – это просто снежно-скальная пила, с большими наддувами и карнизами. Жалко, что видимость плохая, наверное, было бы красиво. До вершины (Фото 27-28) добрались (3,5 часа от ночевки) без применения технических средств, хотя, в принципе, при других обстоятельствах (погода, состояние склонов) может понадобиться перильная страховка. Спуск с вершины на перевал занял всего 20 минут, и не отнял никаких сил: простой пологий заснеженный гребень (Фото 29). Не может не радовать улучшение погоды. Прямо на глазах, расходятся облака, то тут, то там открываются великолепные виды (Фото 30). В течение полутора часов, когда мы уже подошли под самую вершину Манси-ньер, погода была уже идеальной: ни облачка, солнце, синее небо, – приятная компенсация за предыдущие дни непогоды. Подъем на вершину происходил по пологому (20-250) осыпному гребню (Фото 31). Снега очень мало – сдут. Сама вершина – нагромождение каменных глыб (Фото 32) (удивительно: обычно камни пытаются упасть вниз, а тут …), среди которых пришлось побродить, чтобы найти безопасный проход, на последние 10 метров оказались необходимы перила. 1255 – мы на вершине (Фото 33). От восхищения панорамой захватывает дух! (Панорама 2) Шестой день похода, четвертая вершина, а мы впервые имеем возможность наблюдать Уральские пейзажи с “высоты птичьего полета”. На севере возвышаются Югра, пик Янченко, чуть в стороне г. Народа, на юге пирамида пика Защиты, на западе, вдалеке, Манарага. Уходить не хочется, но время поджимает. Спуск на перевал по пути подъема проблем не доставил, а вот дальнейший спуск вызывает опасения, слишком уж сурово смотрится склон перевала в сторону Косью-Вож (имели возможность оценить как снизу, так и с гребней в. Блюхера и в. Манси-ньер). Спуск начали с центра перевальной седловины, прямо от тура, к тому же здесь имеется отличный камень для крепления первой веревки. В итоге повесили шесть веревок по слабовыраженому кулуару. Хотя крутизна склона приличная (450), большое количество снега сделало спуск чуть более простым, чем мы предполагали. Четверо шли связка по связке (последний спускался с нижней страховкой), а остальные по закрепленным ими перилам. В дальнейшем склон выполаживается до 30-350, еще метров 200 и спускаемся на дно цирка (Фото 34). Дошли до оставленных лыж, пятнадцать минут классной катухи, и с закатом солнца мы в лагере (Фото 35).

7 день 11.03

р. Косью-Вож – балок Манарага

С утра холодно, сильный ветер, вершины в облаках. Быстро собираемся и вниз по долине (Фото 36). Хорошо хоть на первом этапе ветер в спину. Чем ниже спускаемся, тем ветер чувствуется меньше, но глубина снежного покрова увеличивается. Дойдя до зоны леса, оценили всю мощь прошедшего 3-4 дня назад снегопада: тропежка выше колена, а на бортах долины видны следы свежих оползней. Скорость движения резко упала. Не потерять слишком много времени и сил помогла лыжня, облегчившая нашу участь на последних трех-четырех километрах (Фото 37). Ручей Манарага оказался не замерзшим, пришлось “спешиваться” и переправляться вброд. Хорошо, хоть воды всего сантиметров десять. На наше счастье балок свободен, – первую ночь проведем в тепле (Фото 38). В первый раз пришлось и заготавливать дрова – сушину нашли в трехстах метрах выше по склону.

8 день. 12.03.

Ломесь-Вож – попытка подъёма на перевал 15.

Хорошо переночевать в тепле, но утром покидаем наш тёплый домик и опять на мороз. Погода на улице не очень холодная (всего -70С), зато видимости опять нет, - низкая облачность. Опять вброд переходим ручей, около километра двигаемся по вчерашней лыжне и сворачиваем на ручей Ломесь-Вож (развилка ручьёв заметна очень хорошо). По долине идёт старая лыжня, но километра через три она теряется. Приходится тропить (30см). Километр за километром продвигаемся вверх по долине. За три часа доходим до развилки ручьёв у подножия плато Оленеводов. (Фото 39). Нам направо. Через 1,3 км за озером стометровый взлёт крутизной 25-300 (Фото 40). Преодолеваем его на лыжах, закладывая серпантины и попадаем в «висячую» долину (Фото 41). Отчетливо просматривается положение перевала №15. Проходим еще 2,7 км. до верхнего озера. Дневной переход выполнен. Еще есть время для попытки найти путь к вершине Свердлова. Перевал №15 уже не просматривается, но с кулуара, ведущего к перевалу много лавинных выносов. Забрав необходимое снаряжение, лишнее оставив на озере, начинаем подъем. Лавинные выносы настораживают. Поднимаясь к нашему кулуару, правее увидели еще один заснеженный кулуар, также лавиноопасный, но по его правому борту среди выходов камней просматривался путь на гребень (Фото 42). Еще 350 м. набора высоты, крутизна увеличивается до 45-500, уровень снега местами более метра, в надувах приходится прорывать небольшие проходы. Когда же на поверхности снега стали появляться трещины и стали возможны сходы снежных досок, не дойдя до гребня метров 100 (Фото 43) и оценив состояние открытого снежного склона как высоколавиноопасное приняли решение вернуться.

9 день. 13.03.

Пер.89 (1Б, 1470) – пик. Комсомола (1Б, 1729.4) – р. Пывсяншор.

С утра ясно и холодно (-250С), но горы в дымке. Выход удался ранний – в 550. Доходим до южного края озера и поворачиваем строго на запад. Седловина перевала хорошо видна, до нее около двух километров по горизонтали и 400 метров по вертикали (Фото 44). На перевал залезли практически на лыжах, долго и нудно вычерчивая широкие серпантины. Группа из Сыктывкара, прошедшая перевал на следующий день, насчитала 17 серпантинов. Последние 10 метров – пояс заснеженных скал, лыжи пришлось снять. 2 часа 40 минут потребовалось на то, чтобы подняться на перевал от места ночевки (Фото 45). Следующая цель – пик Комсомола. Гребень ведущий на пик – нагромождение огромных камней, поэтому ищем путь к вершине чуть ниже гребня, на правом, по ходу движения, склоне (Фото 46). Движемся в кошках, используя лыжные палки и ледорубы для самостраховки. На полпути к вершине гребень плавно поворачивает влево. Гребень становится шире, крутизна уменьшается, осыпь становится средней и мелкой. На вершине мемориальная табличка (Фото 47). Сняли записку группы из Оренбурга, знакомой по прошлому году.{5 к.с. - марта 2001 г.: рук. Грицай Артур (Новотроицк) - соревнования “Уральская лыжня 2001”} Спуск по пути подъема (Фото 48). На радиалку потратили 2 часа. Спуск с перевала – петляющий между скальными выходами снежник (Фото 49). Через 100 метров склон становится шире, можно одевать лыжи. Еще 200 метров спуска и мы на озере (Фото 50). Дальнейший путь вниз по долине через озёра. Снега немного, на озерах наледи, в зоне леса лыжня, да и вид на Манарагу (Фото 52) придает дополнительные силы. 20 км пробежали за 3,5 часа.

10 день. 14.03.

В. Манарага (1+2 башня) (2А, 1662,7)

Сегодня центральный день нашего похода. Во-первых, по времени – перевалили через экватор, во-вторых, предстоит восхождение на одну из красивейших вершин Урала – на Манарагу. Половина группы уже была на ее первом зубе (башне), поэтому минимальные планы - покорить два зуба. Погода ясная, морозная, и хотя вершина и в дымке, но чувствуется, что видимость будет. Выходим рано – в 530. По лесу идет лыжня, немного уходя от ручья и набирая высоту. Километра через четыре наш путь пересекает ручей, по которому мы и продолжили путь наверх. Выйдя выше зоны леса, поднимаемся по юго-восточный отрогу (Фото 53), ведущему к северо-восточному гребню в.Манарага. Поднявшись на лыжах до верха отрога, одеваем кошки и системы. Рубим ступени по гребню (Фото 54). Двигаться тяжело – глубокий снег (больше 50 см) чередуется с жестким фирном. За 200 метров до вершины – пояс заснеженных скал (Фото 55). В поисках более простого пути уходим правее от линии гребня и поднимаемся на вершину с севера. Под самой вершиной навесили перила (неприятный пятиметровый участок); не для страховки, а для удобства, – чтобы держаться за веревку. На вершине долго не задерживались: сильный ветер не дает расслабиться, хотя есть на что посмотреть. Фотографируемся (Фото 56), пишем записку и на штурм второго зуба, который чуть возвышается в стороне (Фото 57). Спускаемся 50 метров по пути подъема, 20 метров по полке и оказываемся над перемычкой, соединяющей первую и вторую вершины. Навешиваем дюльфер (6-7 метров, 700, крепление веревки – за выступ скалы) (Фото 58). Спуск с самостраховкой, последний по двойной веревке с самостраховкой. Далее 100 метровая полка, заканчивающаяся 3 метровой стенкой, но в стенке есть лаз (туннель) (Фото 59). Лишь рюкзаки вытаскивали по стенке на веревке. Далее последовательно навешиваем 3 перильные веревки. Во всех случаях, первый выходит с нижней страховкой на всю длину веревки, крепление веревки за камни и выступы скал с помощью локальных петель. Маршрут легко читается. Он как бы серпантином огибает вершину и последний подъем видимо будем искать уже со стороны третьего зуба. Другие варианты маршрута, равные по сложности, даже не просматриваются. Первая веревка: после лаза небольшой (1,5 метра) сброс ступенькой, далее полка проходит над кулуаром и плавно, по дуге, начинает набирать высоту. Вторая веревка: движение по едва заметному кулуару (450) (Фото 60), по которому попадаем на плечо небольшого отрога, направленного в сторону третьего зуба. Третья веревка: 15 метров по отрогу на вершину. Со второй вершины вид еще лучше (ощетинившийся третий зуб (Фото 61), первый с треногой на верху (Фото 62), хребет Колокольня в облаках, долина далеко в низу. Любуемся пейзажами недолго (Фото 63-64) – холодно, очень сильный ветер. Оценив состояние погоды и время, принимаем решение отказаться от траверса, и запланировать его на следующие походы. Поскольку веревки не снимали, спустились по навешанным перилам (Фото 65). Дойдя до перемычки, решили не подниматься на первый зуб, а траверсировать его склон до гребня, по которому поднимались. Так и сделали, хотя для этого пришлось навесить перила на спуск. Спускаясь по гребню, постоянно оборачиваемся, любуясь вершиной (Фото 66-68). Снизу, на фоне синего неба она смотрится великолепно (утром при подъеме, погода была хуже). Фотографируемся на фоне вершины. Жаль, что время к вечеру и надо спускаться. Но классные впечатления еще не кончились. Впереди еще наслаждения от спуска на лыжах по целине отрога, а уже на подходе к балку посчастливилось видеть красивейший закат (Фото 69). Подойдя к балку обнаружили, что у нас появились соседи: группа из Сыктывкара поставила шатер у самого балка. Удивительно, но среди них оказался знакомый, с которым один из нас познакомился два года назад в этих же горах. Мир тесен. Разговорились, перезнакомились, устроили праздничный ужин с песнопениями.

11 день. 15.03.

р. Манарага – р. Косью – р. Профиль Манараги.

Вчера был трудный день – восхождение на Манарагу. Плюс праздничный ужин… Поэтому утром дали себе расслабиться – выход только в 800. Дневная норма меньше 20 км, погода отличная (первый раз, чтобы прямо с утра), вниз по ручью – лыжня, рюкзаки уже заметно полегчали, так что надеемся дойти. Фотографируемся на прощание с сыктывкарцами на фоне Манараги (Фото 71). Приятно идти, когда хорошая погода и красивая природа (Фото 72). На заднем плане этой фотографии - в.Колокольня Масленникова, которую иногда путают с в.Урал. и с которой открывается прекрасный вид на весь Приполярный Урал. Открывающуюся понораму с этой вершины в 2001 году посчастливилось увидеть нашей группе. Фотографировал Ваня Харламов, компьютерную обработку, сделанную Павловым Геной, не можем не приложить к этому отчету. Солнце припекает, и хотя на улице -150С, фотографируемся раздетыми (Фото73). 3 часа потребовалось, чтобы дойти до ручья Профиль Манараги. Там устроили обед с видом на Манарагу в профиль (Фото 74). После обеда часа два движемся в зоне леса, оставляя справа левый приток ручья, по которому идет подъем на Колокольню Центральную. Далее тропим еще часа три до озера под перевалом Двойной (Фото 76), оставляя слева вершину Колокольня Масленникова(Фото 75), г.Урал и перевал Прямой. Погода начала портится, метет поземка. Заночевали на озере. Попытались добыть воды, но прокопав 1,5 метра снега, так и не достигли льда и бросили это дело. Ночью опять пошел снег.

12 день. 16.03.

Колокольня Ю. (пик Свердловских туристов, 1Б, 1646) – пер.Двойной (1А, 1060) – р.Хорота.

Побаловала нас погодка денек и хватит: с утра идет снег, видимость до 500 м. Решили все-таки сходить на вершину Колокольня Южная. Начали подниматься прямо с озера, обходя слева отмеченный на карте крутой сброс. Поднявшись на юго-западный гребень, продолжаем двигаться по нему (мелкая и средняя осыпь). Недалеко от вершины, наш гребень сливается с западным гребнем, который через два километра поворачивает на юг и оканчивается перевалом Двойной. Наш гребень на карте практически не обозначен, но путь по нему более логичен и более короток. Характер пути резко меняется: гребень ощетинился огромными каменными глыбами и вынудил нас двигаться ниже линии гребня, по правому склону. Большое количество снега и большая крутизна (до 450) усложняет движение, но потихоньку мы добрались до вершины. Напоследок 5 метров приятного, несложного лазания по скалам, и мы на вершине. К нашему удивлению, на табличке надпись, что это пик Свердловских туристов, а не Колокольня Южная (Фото 77). Но ошибиться мы не могли, да и высоты совпадают, поэтому все разборки оставили на после похода и начали спуск. Хотя шли по своим следам, но в одном месте все же повесили веревку – “скользкое место” (Фото 78). На восхождение и спуск потратили 3,5 часа. Пообедали, с надеждой на улучшение погоды, но не судьба. Все-таки решаем попробовать перевалить через перевал. Первая седловина чуть выше второй, а она почти всегда видна. Склон в 20-250 преодолели на лыжах, заложив пару серпантинов (Фото 79). Вторую седловину перевала с первой не видно, идем “по приборам”. Траверсируем левый склон метров на сто ниже скал, чуть-чуть сбрасывая высоту. Длина траверса – километр, по времени – полчаса. На спуске с перевала группа разделилась: кто-то поехал на лыжах кто-то пошел пешком. Склон, удобный для катания на лыжах, но “белая мгла” создает неудобства, не видны мелкие детали рельефа. После перевального сброса спуск продолжается по ярко выраженному ручью. Постепенно все надевают лыжи. На ручье, перед зоной леса, резкий сброс, надо быть осторожней… Обошли по правому склону. Еще полкилометра и мы в долине р.Хорота. Проходим немного вверх по ручью до нужной нам развилки и встаем на ночевку в пихтовом редколесье.

13 день. 17.03.

пер. Рудный(н/к, 890) – р. Вангыр.

Видимость лучше, чем накануне, но все же погода скверная: пасмурно, ветер, поземка, морозно (-170). Выходим в 620 . Двигаем вверх по долине (азимут 1600), и через 1,5 часа мы на перевале. Подъем на перевал пологий, лишь на последний взлет потребовалось заложить пару серпантинов. Перевальная седловина широкая, снежная, местами выходы камней. Тура нет. Попытались сложить, но не смогли наковырять камней, все смерзлось. На спуске, прямо под перевалом – сброс (наддув). В плохую видимость может представлять определенную опасность. Спуск с перевала пологий, даже не покататься. До зоны леса 3 километра. В лесу приходится тропить, но не очень утомительно (20-25 см). Еще 5 километров и наш ручей впадает в р.Вангыр(Фото 80). Еще марш-бросок и мы на базе “Вангыр”. Здесь нас уже ждут земляки-туристы. Объединяем усилия и начинаем топить баню, вечер – банно-прачечный. Приятно после двух недель скитаний по морозному Уралу погреть косточки да помыться (Фото 81).

14 день. 18.03.

Р.Вангыр – пер.Сундук Восточный (н/к, 640).

Утро как в романсе “утро туманное, утро седое”, видимости никакой, даже ближайшие склоны скрыты густой пеленой тумана. Приходится отказаться от основной нитки маршрута и воспользоваться запасным вариантом. Двигаемся вниз по Вангыру (Фото 82). Первые километры тропим по руслу реки, но дальше очень много промоин, приходится идти по берегу, где снега намного больше. Понемногу погода разъяснивается. Издалека видна г.Сундук, перед которой находится одноименный перевал – наша цель на сегодня. Подойдя к месту, где предполагалось сворачивать от Вангыра в сторону перевала натыкаемся на остатки старой дороги, ведущей к перевалу. Некоторое время двигаемся по ней, но теряем ее и держимся русла ручья. Чем ближе к перевалу, тем крутизна увеличивается, приходится уходить на склон и тропить серпантины еще в зоне леса. Снега очень много (более 50 см), тропежка дается тяжело. Все ругаются на некатегорийный перевал, который отнимает больше сил, чем некоторые категорийные. Но постепенно все-таки взгромоздились на перевал, высота которого чуть выше зоны леса. До базы “Озерная” от перевала километров пять, а уже вечереет. Поэтому спустились до хорошего леса и заночевали.

15 день. 19.03.

р. Вой-Вож – пер. Вой-Вож (н/к, 740) – р. Седью.

Еще до похода, разрабатывая разные варианты маршрута, запланировали поход под пер. Аранецкий не классическим путем через базу “Озерная” и р. Седью, а через р. Вой-Вож и перевал, ведущий в левый приток р.Седью (для краткости будем называть его пер. Вой-Вож). Очень хотелось посмотреть на хребет Сабля и на знаменитую северо-восточную стену в.Сабля, через долину с противоположного хребта. Погода благоприятствует: – 300С, ясно, солнечно.

Выход в 615. Спускаемся в сторону р.Озерная. По долине к базе “Озерная” идет «буранка». Проходим по ней чуть больше километра и решительно сворачиваем в сторону р.Вой-Вож (Фото 83). Берега ручья видимо заболочены, поэтому лес очень редкий и не очень затрудняет наше движение. Тропежка 25-30 см (Фото 84). Перевал виден издалека. Это широкая, снежная седловина, лишь на 150 метров возвышающаяся над долиной (Фото 85). Перевальный взлет проходим на лыжах серпантином, держась левой части взлета (там склон положе), хотя залезли чуть выше низшей точки. Залезли на перевал к 1300. На перевале тура нет. Погода, к сожалению, испортилась: резко потеплело, налетели облака, горы затянуло (Фото 86). Спуск с перевала затрудняет жесткий фирн с застругами, сравнение ”как по стиральной доске” невероятно подходит в данном случае. Но данное неудобство длилось совсем недолго. Через два километра въехали в лес и проблемы с точностью наоборот – тропежка более 50 см. Потропили два часа и встали на ночевку, не дойдя до слияния с р.Седью три-четыре километра. Два добровольца протропили еще два километра, чтобы утром было полегче. Вечером погода совсем испортилась: еще больше потеплело, пошел снег.

16 День 20.03

р.Седью – пер.Аранецкий (н/к, 390) – р.Лун-Вож.

Погода в этом сезоне на редкость непостоянная - часто меняется. День начался с праздничного завтрака – начальнику день рождения. Поэтому с выходом подзадержались до 800. Погода не хочет присоединяться к нашим поздравлениям – идет снег, пасмурно, температура около 00С. Первые два километра идем по натропленной с вечера лыжне, дальше утомительная тропежка. Местами долина очень узкая, глубокая, а на крутых боковых склонах висят тонны снега – даже страшно. Теперь понимаем, как могут сходить лавины в лесу (случай с группой Бекетова в 2000 г., в соседней долине). Держим дистанцию, да стараемся побыстрее пройти опасные места. За километр до слияния нашего ручья с р.Седью долина расширяется, и мы можем спокойно вздохнуть! Дойдя до Седью немного порезвились: слепили начальнику в подарок снежную женщину (бабой назвать язык не поворачивается), воплотив в нее все эротические фантазии, накопившиеся за 16 дней. Но это все цветочки, ягодки впереди: температура поднялась выше нуля, и к тропежке добавился еще и подлип (разного рода мази, намазанные на мокрые лыжи, помогают не больше минуты) – каторга. Пройдя вниз по долине р.Седью, обнаружили табличку, установленную в память о погибших туристах из группы Бекетова. Из леса выходит чуть заметная старая лыжня. Видимо, здесь и есть начало подъема на пер.Аранецкий. Очень кстати, так как видимость метров 200 и искать перевал было бы очень сложно. Пройдя с полчаса в сторону перевала, останавливаемся с целью просушить и хорошо намазать лыжи (идти вверх с пудовыми колодками на ногах нет больше сил), а заодно и пообедать (Фото 87). Ситуация получилась комичная: те кто намазал похуже получают облегчение лишь на полчаса, а те кто постарался получше, не могут теперь подняться даже на небольшую горочку – лыжи проскальзывают. Вторые вышли из положения просто: намотали куски репа под колодку лыжи - и снег не прилипает, и лыжи не проскальзывают. Лыжня ведет нас по правому (по ходу движения) склону, не спускаясь в ручей. Мы лишь контролируем направление с помощью компаса. Как-то незаметно оказались на перевале: еще пять минут назад шли по лесу и вдруг перед нами склон, решительно уходящий вниз, в туман. Так как спуск до конца не просматривается, а на перевале плотный фирн, находим разумным снять лыжи и пройтись пешком. Сброс оказался всего метров пятьдесят и снова одеваем лыжи. Похоже, к вечеру температура чуть понизилась – подъем перестал доставать так сильно. Через два километра после перевала обходим справа хорошо заметный холм 477 метров, а впереди виднеются северный отрог от лысого холма 543,8 м и холм 464 м., в основании которых на карте обозначен балок. Без труда находим балок, а в нем, к нашей радости, группа гостеприимныхсыктывкарцев (сразу накормили и напоили усталых путников). Мы в ответ готовим праздничный ужин – теперь у нас два повода. Праздник удался на славу: праздничный салют (Фото 88), танцы под гармонь на свежем воздухе, песни допоздна под аккомпанемент гармони и двух гитар. Сыктывкарцы оказались на радость компанейскими, певучими, заводными, хотя по возрасту они были ближе к возрасту ветеранов туризма. Они только что заехали на буранах с Приуральска и поход для них только начинается. Во время вечеринки они восхищенно говорили, что такого праздника в горах они еще не видели, на что мы, соскучившиеся по общению, скромно отвечали: «Просто вы еще не встречали новгородцев». В общем, все было прекрасно. Но было одно “но” – погода. Все небо было затянуто тучами, а температура упорно держалась около нуля. Масла в огонь подлил один из хозяев, сказав, что был уже под Саблей восемь раз, но погоды ни разу не было, хотя один раз специально приезжал для восхождения и ждали довольно долго. Это была грустная история. И только маленький лучик надежды блеснул, когда, уже после полуночи, собираясь спать, заметили на небе маленькую звездочку, скромно сияющую среди туч. Места в балке было мало, поэтому быстро установив шатер, часть группы переночевала на улице.

17 День. 21.03.

Г.Сабля (2Б, 1497.4)

Несмотря на поздний отбой, подъем как обычно. Все как по команде первым делом на улицу смотреть погоду. О чудо!!! Перед нами Саблинский хребет как на картинке (Фото 89). Боясь спугнуть удачу лихорадочно собираемся. Даже сыктывкарцы пытаются нам помочь, чем могут (у них поход не спортивный, они не торопятся). Выход в 615. Сабля зовет. Первые шесть километров по болотам до отрога, закрывающего вход в цирк под вершиной, пролетели за час. К утру подморозило (-80С), образовался крепкий наст, были бы беговые лыжи, можно было бы бежать ”коньком”. Этот отрог решили не обходить (он далеко уходит к северу), а перелезть через него. Отрог – мелкая сыпуха, снега мало, поэтому сняли лыжи, одели кошки и в бой. Лыжи оставили, и это было небольшой тактической ошибкой: отрог перемахнули быстро, а попав в цирк, вспомнили о лыжах: снега почти по колено. Но мы не привыкли отступать: тропим в сторону седловины в северо-западном гребне вершины Сабля (Фото 90-92). По рассказам сыктывкарцев на Саблю с запада есть два варианта подъема. Первый – по центральному кулуару (путь классический, по сложности 2А – 2Б, но лавиноопасный). И второй – с упоминавшейся выше седловины по гребню (более безопасный, но технически более сложный). И ведь поверили на слово, решили подниматься через седловину, тем более, что на накануне был снегопад, да и вчерашняя оттепель могла нарушить состояние снега в кулуаре. На седловину из цирка ведет широкий снежный склон (500 метров, 30-400). Хоть и идем пешком, но приходится двигаться серпантинами. С западной стороны седловина технически несложная (не сложнее 1А), но судя по карте и по фотографиям Сабли с востока, с другой стороны – стена. На перевале одеваем системы, готовим веревки, ледорубы, оставляем палки, все лишнее и вверх по гребню. Идем, любуемся. Впереди, левее гребня, удивительная скала – откол (Фото 93), сзади за перевалом к северо-западному гребню примыкает отрог, на котором виден перевал, обозначенный на двухкилометровой карте (перевал нешуточный – карнизы в сторону ледника Гофмана). Все вокруг покрыто снегом, каким-то удивительным способом намороженным на скалы (толщина 30-40 см) (Фото 95). На гребне жесткий фирн, двигаемся в кошках с самостраховкой (Фото 94). Через 200 метров гребень соединяется с отрогом, идущим с запада, и крутизна резко возрастает. Приходится подниматься на этот отрог (снежно-фирновый склон до 450). Вешаем перила (две веревки 40 и 25 м.) (Фото 96). Пути вверх с отрога нет, слишком круто. Траверсируем верховья кулуара у основания отвесной стены и попадаем на параллельный отрог (перила 40м, крепление веревки – локальные петли на камнях) (Фото 97). Все повторяется: пути вверх нет, необходимо траверсировать до следующего отрога. Кулуар между отрогами очень крутой и чтобы траверсировать его у основания, поднимаемся на 10м вверх по склону 500 (Фото 98). Основание склона – гладкая плита, лазанием не преодолеть. Пришлось применить подсаживание. Со следующего отрога виден внизу широкий, заснеженный кулуар, идущий почти до вершины. Принимаем решение спуститься в него и по нему подниматься к вершине. Крепление веревки – френда, дюльфер 4м., траверс влево до скал, промежуточная точка страховки – френда , дюльфер 10-12м. Крутизна кулуара 30-400. Снег сырой, тяжёлый (солнце светит прямо в кулуар), но тропить удобно, хоть глубина ступени 30 см. Пробиваемся вверх (Фото 99-101). Неожиданно, метров через 100, кулуар разветвляется сначала на два рукава, а затем, когда мы выбрали левый, еще на два. Идущие впереди сходили вначале опять по левому отвороту и вышли на гребень, но путь к вершине преграждают крутые скалы. Правый отворот заканчивается тупиком. Пришлось спускаться до первой развилки и подниматься направо. Кулуар постепенно сужается и вдруг неожиданно скалы на бортах кулуара сходятся, оставляя узкий проход в виде двухметровой стеночки (Фото 102). Организуем страховку на двух ледорубах, вешаем перила, затем еще 50 метров по продолжению кулуара и опять выходим на гребень. Впереди, далеко внизу, открывается вид на долину р.Седью (Фото 103). Ощущается близость вершины. Справа и слева скальные башни, покрытые толстым слоем снега, с карнизами в сторону Седью. На правую (2,5 метра) забираемся без страховки. Нет, с этой стороны путь только вниз. Левая башня покруче и повыше, без веревки не залезть, приходится ждать пока не подойдет вся группа. Последние веревки перед кулуаром не снимали. Так как вещи остались на седловине, необходимо забрать, а там где спускались дюльфером, без веревки не залезть. Как только освободились перила, организовали новую точку страховки и предоставили почётное право руководителю (Фото 103) заглянуть на вершину. Не прошло и десяти минут, как оглядевшись и отдышавшись, сверху он сказал то, что группа и желала услышать: ”Крибля, Крабля, Все б…, Сабля!!!”. Тура не видно, вся вершина покрыта толстым слоем снега, вероятен карниз в сторону Седью. Места на вершине мало, всей группой сюда залезать небезопасно, да и 5м непринципиально. Фотографируемся (Фото 104) и скорее вниз (уже 16 часов, а впереди еще трудный спуск). Решаем, что на седловину вернутся только двое, чтобы снять перила и забрать вещи, а основная часть группы спустится по кулуару. Так и поступили. Двое на жумарах поднялись из кулуара, прошли по перилам (последний, где по двойной веревке, где с нижний страховкой), спустились на седловину и далее по пути подъема. Остальные спустились по кулуару (Фото105-106), повесив по пути еще одни перила в средней части кулуара. Объединились группы на озере, в цирке. До темноты успели дойти до лыж. На подъем (от места где оставили лыжи) потратили 8 часов, на спуск 2 часа. По лыжне уже шли в полной темноте, а в балок вернулись в 1925, очень усталые, но довольные.

18 День. 22.03.

По болотам, профилям, ближе к дому...

С утра чувствуется, что накануне сил потрачено немало: побаливают некоторые мышцы, идти никуда не хочется, вялость. С другой стороны, на Урале нас ничего больше не держит, надо выходить к людям. Тем более надо торопиться, потому что в с.Приуральское идет буранка, не дай бог, снегопад, и путь окажется в два раза сложней. Так что не расслабляемся и выходим как обычно, в 615. Дорога, идущая от балка до с.Приуральского, обозначена на нашей километровой карте. Она идет на восток, лишь немного забирая к северу, обходя болота. Зимний вариант, наоборот, прокладывается по возможности по открытым, безлесным (летом болотистым) участкам, а в лесу опять выходит на описанную выше дорогу. Погода с утра отличная: -8 0С, солнце. За спиной саблинский хребет во всей красе (Фото 108-109). Первые четыре километра лыжня идет чуть вниз: ехать приятно, постепенно втягиваемся в темп. Километров десять двигаемся по болотам (Фото 110), затем по лесу. Пройдя 30 километров доходим до избы. Около нее развилка дорог с указателями на Саблю и на Аранец. Недалеко от избы останавливаемся на обед, а через 1,5 часа продолжаем движение. Дальнейший наш путь проходит по обозначенному на карте зимнику. Температура поднимается выше нуля, но примятый бураном снег не прилипает. Постепенно накапливается усталость, да и монотонное движение утомляет, - во второй половине скорость замедлилась.

На ночевку остановились в 1800, пройдя за день, по приблизительным подсчетам, 45 километров. Осталось примерно 15. По данным сыктывкарцев, из с.Приуральского первый автобус отходит в 8 часов 20 мин утра, а второй вечером. Очень хочется успеть на утренний автобус, чтобы иметь свободное время в Печере.

19 День. 23.03.

Выход

Очень домой хочется, поэтому утром бьем все рекорды по раннему подъему и скоростному сбору. В 430 мы уже на лыжне. У нас около 4 ч. на то, чтобы пройти километров 15. Буранка поворачивает к югу – видимо недалеко река Печера. Вначале буранка идет по профилю (Фото 111), а затем выходит на болота. Наконец вдалеке показываются какие-то строения на берегу реки - это нежилая разрушенная д.Борис Дикост. Подъехав к ним, видим с.Приуральское на другой стороне реки (Фото 112). По льду переходим на другой берег. Последний рывок и финиш! (Фото 113).

 

2.5 Дополнительные сведения о походе

2.5.1 Групповое снаряжение

Группа использовала самодельный шатер, изготовленный Смирновым Александром, участником группы. Верх и бока из селикона (не промокает и сильно не промерзает), низ из тормозного парашюта (уходит влага), внутренний слой из тонкого парашютного капрона. Конструкция эта уже многие годы неоднократно используется новгородскими туристами-лыжниками: удобное размещение (низ квадратный 3х3 м.), простота и быстрота установки, хорошие ветрозащитные свойства. В третий раз группа совершила лыжный поход в условиях низких температур без печки. В этом есть свои преимущества. И это еще раз говорит о проверенном личном снаряжении участников группы. Наличие необходимого горного снаряжения позволило группе уверенно действовать на технически сложных участках маршрута: восхождения на г.Манарагу, г.Саблю

2.6 Итоги, выводы по прохождению маршрута

Маршрут, который мы прошли действительно был сложным, насыщенным большим набором естественных препятствий, охватывал практически все высокогорные районы Приполярного Урала. Разумеется успех путешествия зависел и от погодных условий, и от морально-волевых качеств участников, от их физической подготовки. Я очень рад, что группа состоялась, не подвела, что каждый участник выдержал это испытание. Очень рад, что погодные условия позволили нам не отказаться от основной нитки маршрута. Логически правильным был совершен траверс в.Блюхера с северо-западного отрога, а не с пер.19. Отказ от восхождения на пик.Свердлова был обусловлен только высокой лавиноопасностью данного района. Мы не смогли совершить полный траверс г.Манарага, но провели восхождения на 1 и 2 “зуб”. Оценив состояние погоды, состояние склонов и световое время решили перенести эту идею на будущие походы. Очень интересным, технически сложным было восхождение на в.Сабля. Зная по изученным отчетам, что погода в районе Саблинского хребта крайне неустойчива, нам удалось совершить восхождение не по традиционному маршруту - от озера, а по северо-западному гребню, выполнив сложный траверс до центрального кулуара и выход на вершину.

Интересным был и марш-бросок в 45 км в предпоследний день на выходе в с.Приуральское (спасибо старой буранке). На следующий 19 день в 8 ч.20 мин. мы вышли в село, успели на единственный, как потом оказалось, идущий до Печеры автобус. В результате чего вся группа смогла до московского поезда сходить в баню и с чувством выполненного долга возвращаться домой. Пройденный маршрут по существующим методикам оценки значительно превосходит минимальные значения показателей для походов V к.с.

Фотографии

Фото 02. Долина р. Балбанью. Задний план - в. Народа.
Фото 03. Пер.Надежда.
Фото 04. Перевальный взлёт
Фото 05. На перевале Надежда
Фото 06. Спуск с превала Надежда к оз.Голубое
Фото 07. Плато Руин. Вид на г.Народа
Фото 08. Подъём по гребню г.Народа
Фото 09. С вершины Народа
Фото 10. На самой высокой вершине Уральских гор
Фото 11. Вид с г.Народа на г.Манарагу
Фото 12. Начало подъёма по ручью, ведущему к пер.Югра (№21)
Фото 13. Преодоление первого взлёта
Фото 14. Стоянка под пер.Югра
Фото 15. На пер.Югра
Фото 16. Гребень над пер.Югра
Фото 17. К вершине Югра
Фото 18. На вершине Югра
Фото 19. Спуск спортивным способом
Фото 20. Спуск с пер.Югра
Фото 21. Замерзший водопад на спуске с пер.Югра
Фото 22. Вид снизу.
Фото 23. К в.Блюхера
Фото 24. По гребню
Фото 25. На гребне в.Блюхера
Фото 27. На в.Блюхера
Фото 28. Табличка на в.Блюхера
Фото 29. Спуск на пер.№19, погода меняется на глазах
Фото 30. Вид на в.Защита
Фото 31. Гребень, ведущий к в.Манси-ньёр с перевала №19
Фото 32. в.Манси-ньёр
Фото 33. На в.Манси-ньёр
Фото 34. В цирке под пер.19
Фото 35. “На сегодня всё!”
Фото 36. Долина Косью-Вож
Фото 37. На горизонте - Манарага!
Фото 37а. Переправа через Манарагу
Фото 38. Знаменитый балок на р.Манарага
Фото 39. Впереди развилка ручьев у подножия плато Оленеводов. Нам направо
Фото 40. Впереди подьем в висячую долину под в.Свердлова
Фото 41. Верхний цирк. Понижение в гребне - пер.№15
Фото 42. Выход на отрог, ведущий к в.Свердлова по правому борту снежного кулуара.
Фото 43. До гребня оставалось около 100 м., но мы решили вернуться...
Фото 44. Подъем на перевал №89
Фото 45. Вылезли на перевал №89.
Фото 46. По гребню на в.Комсомола
Фото 47. На в.Комсомола
Фото 48. Спуск с в.Комсомола. На заднем плане открылся перевал №13 (пер.Неприступный), который прошли в 2001 г.
Фото 49. Спуск с пер.89. После себя оставляли траншеи
Фото 50. Вид на пер.89 со стороны р.Пывсяншор, перевал обозначен *
Фото 51. Удивительна природа Урала
Фото 52. Вид на в.Манарага из долины р.Пывсяншор
Фото 53. По юго-восточному отрогу к в.Манарага
Фото 54. Фирн давался с трудом
Фото 55. До вершины остается немного...
Фото 56. Нет слов, на первом “зубе” Манаранги
Фото 57. Второй (ближе) и третий “зуб” Манараги. Между ними два жандарма - “Братцы”
Фото 58. Спуск с первого зуба на перемычку между 1 и 2.
Фото 59. Через этот лаз протиснулись все: и тонкие, и толстые.
Фото 60. Подьем на вторую башню.
Фото 61. Мы на втором...
Фото 62. Вид на первую башню.
Фото 63. Уходить не хотелось
Фото 64. Вот он какой - третий “зуб” Манараги
Фото 65. Спуск вниз.
Фото 66. Стена Манараги.
Фото 67. Вид с юго-восточного отрога г.Манарага. Видны вершины: г.Народа, г.Янченко, г.Югра, г.Манси-ньер, г.Блюхера, г.Защита
Фото 68. С этого места мы спускались на лыжах.
Фото 69. В лучах заходящего солнца Колокольня Масленникова.
Фото 71. На фоне Манараги
Фото 72. Долина р.Косью. На дальнем плане г.Колокольня Масленникова
Фото 73. Как приятно немножко позагорать
Фото 74. г.Манарага в профиль
Фото 75. В долине ручья Профиль Манараги
Фото 76. Верховья ручья, началась низовая пурга
Фото 77. На вершине Колокольни Южной
Фото 78. Лишний раз страховка не помешает. Спуск с вершины
Фото 79. Подъем на перевал Двойной
Фото 80. В долине Вангыра
Фото 81. После бани. Еще одна встреча с земляками
Фото 82. Вниз по р.Вангыр
Фото 83. На фоне г.Сундук
Фото 84. По долине р.Вой-Вож
Фото 85. Верховья р.Вой-Вож
Фото 86. На пер.Вой-Вож
Фото 87. На подходах к пер.Аранецкому был ужасный подлип.
Фото 88. Встреча еще с одной группой из Сыктывкара
Фото 89. Саблинский хребет. Раннее утро 21 марта
Фото 90. Выход в верхний цирк.
Фото 91. Берем направление на седловину
Фото 92. г.Сабля перед нами. Принимаем решение: вначале на седловину, затем по гребню на вершину.
Фото 93. На седловине гребня.
Фото 94. Покрытые снежными перьями скалы завораживают. Начало подъема.
Фото 95. Это было похоже на крылья ангелов...
Фото 96. Первые веревки...
Фото 97. Начинаем траверсировать отроги
Фото 98. Везде страховка..., следующий отрог
Фото 99. Сказочные склоны ...
Фото 100. Дошли до центрального
Фото 101. Движемся по центральному кулуару вверх
Фото 102. В верху центрального кулуара 2-х метровая стенка, снова страховка и еще 50 м вверх...
Фото 103. Вид на долину реки Седью с в.Сабля
Фото 103а. На вершине уместиться все не могли, но заглянуть на неё предоставили начальнику
Фото 104. Мы были на Сабле: Харламов Ваня, Каргашин Сергей, Полухин Миша, Смирнов Саша, Шахов Валера и Павлов Гена
Фото 105. Вниз по центральному кулуару (верхняя часть)
Фото 106. Вниз по центральному кулуару (средняя часть)
Фото 107. Вид на центральный кулуар снизу
Фото 108. Саблинский хребет
Фото 109. Оглядываясь назад, каждый думает о своем...
Фото 110. По профилям
Фото 111. Когда есть небольшой подлип, можно воспользоваться таким способом передвижения
Фото 112. По реке Печере, последние км.
Фото 113. В селе Приуральском.


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-07-13 18:13:12 | Александр | E-Mail
Привет Великому Новгороду из Сыктывкара. Случайно нарвался на ваш отчет. До сих пор для меня остаются незабываемыми 2 вещи : "...ляжем мы ляжем..." и надпись на 89 перевале... Выходите на связь.


2006-11-01 22:20:33 | Гена | E-Mail
В том же походе, в районе Сабли мы встретили еще одну группу из Сыктывкара фото 88.
Если кто увидит их и признает сообщите.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;