LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Манарага
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Полярный Урал, пеший поход 5 к.с.

Отчет

о пешеходном походе 4 категории сложности

в районе Полярного Урала,

совершенном с 5 по 23 августа 2002 года.

 

Руководитель: Затонский Андрей Владимирович
Адрес руководителя:
618400, Пермская обл., г. Березники, ул. Свободы 51-38, avz@mo59.umn.ru, zxenon2000@yandex.ru
Поход рассмотрен МКК г. Пермь.

1.     Справочные сведения о походе.
·        Район похода: Полярный Урал, северная часть.
·        Вид туризма: пешеходный
·        Категория сложности: четвертая.
·        Сроки: с 5 по 23 августа 2002 года.
·        Нитка маршрута: пос. Полярный (ст. 110 км) - р. Б. Пайпудына – руч. Мраморный – руч. Золотой – р. Б. Уса – г. Харнаурды-Кеу (1А, 1246) – пер. ИГАН (1Б, 768) – оз. Б. Хадатаеганлор – р. Хадата – руч. Ворга-Шор – р. Нгода-Яха – р. М. Щучья –пер. б/н (1Б, 748, первопрохождение?) – р. М. Кара – р.в. на пер. Ураганный (1Б, 736) – пер. Хуу-Пэ (н/к, 464) – оз. М. Щучье – р. М. Уса – руч. лев. пр. р. Хадата – пер. б/н («Бурный», 1Б, 664) – руч. Бурный – оз. М. Хадатаеганлор – руч. Изъяшор – пер. б/н (н/к, 656) – р. Б. Уса – пер. б/н (1А, 585) – оз. Есто-То – руч. Бадьяшор – пер. б/н (н/к, 845) – верш. 1129 (1А) – руч. Дальний – р. М. Пайпудына – пос. Полярный.
·        Ходовых дней: 18
·        Отсидок: 1
·        Полудневок: 2
·        Активным способом передвижения: 272 км пешком.
·        Чистое ходовое время 76:06.
·        Пройдено перевалов 8 (в т.ч. 1Б – 4, 1А – 1), водоразделов 7, вершин 2.
·        Высшая точка маршрута: г. Харнаурды-Кеу, 1246 м.

2.      Общие сведения о группе.
Группа, в основном, была сформирована из преподавателей и работников дома детского и юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) г. Березники. Первоначально для участия заявилось 11 человек. Трое из них (27%) имели опыт пешеходных походов 2 к.с., кроме того обладали большим спелеологическим опытом и неоднократно участвовали в соревнованиях по технике туризма вплоть до областного уровня. Остальные имели документально подтвержденный в 90-х годах опыт пешеходных и лыжных походов 3-4 к.с., опыт прошлогоднего похода 3 к.с., кроме того, после временного угасания системы МКК много раз участвовали в походах 2...4 к.с. и руководили походами 2...3 к.с., не имея возможности их заявить. Непосредственно перед выездом двое отказались от участия из-за болезни и один – из-за проблем с заключением договора на обучение в институте.
В качестве подготовки к походу большинство участников приняло участие в областных соревнованиях по технике туризма, также был проведен краткий учебно-тренировочный выход для опробования оборудования.


3.      Состав группы

 

ФИО

г.р.

Тур. опыт

Должность

1

Затонский Андрей Владимирович

1969

4п(р), 5п(у) Приполярный Урал

Руководитель, завснар, казначей

2

Романова Ольга Аркадьевна

1968

3п(у) Вост. Саян

Завхоз

3

Русаков Вячеслав Юрьевич

1984

2п(у) Сев. Урал

Реммастер

4

Давыдова Анастасия Владимировна

1973

3п(у) Прип. Урал

Медик

5

Малышева Ольга Владимировна

1974

3п(у) Прип. Урал

Хронометрист

6

Гагарин Дмитрий Евгеньевич

1985

2п(у) Зап. Саян

 

7

Кокшаров Сергей Николаевич

1962

3п(у) Зап. Саян
3п(р) Сев. Урал
4л(у) Вост. Саян

Фотограф

8

Кольчурина Ольга Григорьевна

1985

2п(у) Сев. Урал

 


 

4.      Характеристика района путешествия

4.1.   Общая географическая характеристика района

Полярным Уралом называется отрезок Уральского хребта от горы Константинов Камень на севере до г. Грубе-Из на юге. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к тундровым и таежным территориям Западно-Сибирской и Печерской низменности. Территория горной области Полярного Урала располагается на площади более 25 тыс. кв. км.
Полярный Урал по характеру рельефа и геологическому строению разделяется на Северную и Южную части. Северная часть Полярного Урала, по которой совершалось путешествие, расположена от железнодорожной ветки Сейда – Лабытнанги на юге до горы Константинов Камень и дальше до Карского моря на севере, и представляет собой систему коротких хребтов и массивов северного и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. Наряду с платообразными вершинами здесь широко развиты хребты с типичными альпийскими формами рельефа: наиболее красивы, с иззубренными острыми гребнями, пиками, глубокими карами и скалистыми отвесными склонами является хребет Оченырд, Горно-Хадатинский массив и хребты в районе Большого и Малого Щучьего озер. Также в рельефе выделяются хребты Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Енганэ-Пэ и другие. Склоны многих хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают прекрасные глубокие озера, ледники и снежники. Характерная особенность Северной части Полярного Урала – исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Относительная высота этих хребтов над долинами рек достигает 800…1000 метров, ширина долин – 3…4 км, а абсолютные высоты большинства перевалов не превышают 300 метров над уровнем моря. Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже Северной (до 25-30 км), носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинами рек и карами. По сравнению с Северной частью перевалы здесь расположены на значительно большей высоте.

4.2.   Гидрография

Полярный Урал изрезан густой сетью рек, ручьев и временных водотоков, несущих свои воды на запад – в Печору, на север – в Байдарацкую губу и на восток в Обь. Горные реки отличаются большой водоносностью, бурным, стремительным течением, русла их полны порогов и перекатов; небольшие речки, особенно впадающие в Байдарацкую губу и реки бассейна Кары, прорезающие более твердые, трудно подающиеся размыву горные породы, нередко живописными водопадами низвергаются в глубокие ущелья. Наиболее бурные и порожистые участки с падением русла на несколько десятков метров на километр с быстрым течением (до 15-20 км/час) отличаются в местах прорыва рек через меридианальные хребты, гряды и увалы. В продольных долинах рек по выходе из гор на Печерскую и Западно-Сибирскую низменности течение становится гораздо спокойнее (1-2 км/час), а русло образует многочисленные извилины, острова и старицы.

Реки западного склона имеют большие уклоны русла и большие скорости течения, чем реки восточного склона Полярного Урала. Источниками многих рек являются тектонические, каровые или плотинные озера: Большое и Малое Щучьи, Усвато, Очеты и другие.

Большее время года реки покрыты льдом и только с середины июня по середину октября они освобождаются ото льда. Половодье сопровождается большим подъемом воды (до 5-7 метров) и заканчивается в первой половине июля. Большое препятствие и опасность для туристов представляет резкое поднятие уровня воды в реках в результате сильных дождей.

Озер на Полярном Урале великое множество, они придают особую красоту и прелесть горному пейзажу и просторам тундры. Только в горной области насчитывается более 3200 озер общей площадью 98 кв. км. Основная часть горных озер и наиболее крупные из них расположены в Северной, расширенной, части Полярного Урала. На западном склоне крупных озер мало и все они в основном ледникового происхождения (каровые озера, плотинные озера, мореные озера) В основном размеры горных озер невелики (не считая Большого и Малого Щучьего) – всего от нескольких сотен квадратных метров до 1…2 км2. Вода в озерах холодная и даже в самые жаркие дни температура верхних слоев воды не превышает 10-14 градусов.

На Полярном Урале существуют различные типы ледников – от присклоновых и висячих до каровых и карово-долинных. Все полярно-уральские ледники расположены на высоте всего 400 – 1000 метров над уровнем моря и сравнительно легко доступны. Они расположены много ниже климатической снеговой границы и питаются в основном навеянными снегами. Значительную роль в питании каровых ледников играют также лавины, сходящие с крутых склонов кара. Множество красивого и необычного есть на ледниках: и глубокие (до 40 метров) ледяные колодцы с низвергающимися в них ручьями, и 25-ти метровой ширины трещины, и отвесные обрывы льда у конца языка, и голубые ледяные гроты, и хаотическое нагромождение обломков скал в виде боковых и конечных морен в 50 метров высоты. Ледники Урала (как и в других районах) находятся в стадии отступания. Самый крупные ледники – ИГАН длиной 1,8 км и МГУ длиной 2,2 км, но несколько меньший по площади. Наибольшее число ледников сосредоточено в северной части Полярного Урала (68%) – в районах Хадатинских и Щучьих озер и на хребте Оче-Нырд.

4.3.   Климат

Климат Полярного Урала резко континентальный. Зима на Полярном Урале длительная, с сильными морозами, обильными снегопадами и метелями. Она продолжается здесь 8…9 месяцев, в горах – на наиболее возвышенных плато зима примерно на месяц длиннее, но морозы слабее, чем на равнинах. В декабре – феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до –50…54 градусов, средняя температура в феврале примерно –19 градусов.

Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2…3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400…600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга наступает полярная ночь.

В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но по ночам еще мороз и средняя месячная температура воздуха отрицательна (–2 градуса на равнине, до –5 градусов в горах ). В июне ночью еще часты заморозки, но днем температура поднимается даже в горах до +20 градусов. Весна на Полярном Урале короткая, и быстро наступает лето.

Летняя погода на Полярном Урале непостоянна, в разные годы погода различна. Средняя температура самого теплого месяца (июля) изменяется от 12…14 градусов на равнинах и до 9…10 градусов на высоких плато. Август уже значительно прохладней. В конце месяца нередки ночные заморозки. Но все же среднемесячная температура в горах 5…7 градусов, на равнинах не ниже 10 градусов. На западном склоне весна наступает на 2 недели позже, чем на восточном, а лето значительно прохладнее, дождливее и короче. Различие в погоде и количестве осадков на западном и восточном склонах объясняется тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. В начале августа ночи становятся темными. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето. В конце сентября выпадает снег и начинает замерзать вода в озерах. Октябрь на Полярном Урале – глубокая зима с частыми метелями.

4.4.   Растительность

Растительный мир Полярного Урала чрезвычайно разнообразен. В Южной части таежные леса, состоящие в основном из лиственницы и ели. Среди лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, на которых в изобилии растут черника, голубика и морошка. С подъемом в горы растительность становится все богаче и разнообразней. Встречаются участки тайги, смешанных лесов, высокогорной и арктической тундры, субальпийских и альпийских лугов. На европейском склоне верхнюю границу леса образуют редкие березовые и лиственничные рощицы, чередующиеся с кустарниковыми зарослями полярной березки, ивы, багульника, голубики и с пышными альпийскими лугами, пестрящими разнообразной окраской ярких цветов. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов климат становится очень суровым; здесь склоны хребтов покрыты обычно каменными россыпями (курумами), поросшими лишь мхами и лишайниками.

Растительность Северной части Полярного Урала значительно беднее Южной. По западному склону хребта леса совсем нет, а по восточному он встречается в долинах рек Пайпудына, Большая Хадата и поднимается до верховьев Щучьей и Байдараты. По безлесным равнинам растут в основном кусты ивы (тальника), полярной березки, мхи и лишайники, пышные травы и цветы (иван-чай, акониты, медвежьи дудки). Севернее в свои права вступает красавица тундра. В начале лета на теплых южных склонах и солнечных пригорках золотом горят крупные цветы сиверсии, полярного мака, лютиков и одуванчиков, кусочками небес светятся голубые колокольчики и незабудки, розовые камнеломки и белые цветки куропачьей травы – дриады – пестрят яркими красками, по болотам и мочажинам цветут осочки и пушицы. В конце лета поспевает много грибов и ягод (голубика, морошка, черника). Одновременно с этим, мы с удивлением наблюдали цветение кипрея, незабудок и ветреницы – события, на Северном Урале разделенные месяцами.

4.5.   Животный мир

Своеобразие природы Полярного Урала определяет и животный мир. Для существования животного мира здесь очень суровые условия, но длинный полярный день и обилие корма позволяют животным завершить цикл размножения и за короткое полярное лето. Комары появляются уже в июне – после того, как установится теплая погода, и держатся до первых ночных заморозков в начале августа. В июле, в разгар комариного сезона, появляется мошка, оводы, слепни и мокрец. Наиболее часто встречающимися животными тундровой зоны являются: северный олень, волк, песец, горностай, рoсcомаха, заяц. Из птиц наиболее часто можно встретить белую тундровую куропатку, жаворонка, различных куликов. Из водоплавающей дичи обычны нырковые утки (турпан, морская чернеть, гага и другие) и гуси (гуменник, белолобая казарка). Из обычных уток шилохвость, из лебедей – лишь малый лебедь.

Основная рыба во всех горных реках и многих озерах – хариус (до 1,5-2 кг) и голец (тальма). В некоторых реках бассейна на Оби ловится таймень весом до 60 кг, пыжьян, сырок, щука, а в горных озерах водится налим.

4.6.   История освоения района

Полярный Урал еще издавна привлекал человека обилием рыбы и пушного зверя, но освоение и заселение края из-за его отдаленности и отсутствия прямых водных путей связывающих его с центром страны шло очень медленно. Первое географическое описание и карта Полярного Урала были составлены лишь после обследования его территории Северо-Уральской экспедицией с1847 по 1850 годы. Сначала экспедиционные исследования были направлены в основном на изыскания возможных соединительных водных путей между Печерой и Обью через перевалы Полярного Урала. Всестороннее изучение природы и полезных ископаемых началось в 30х годах 20 века, когда в районе реки Воркуты были найдены богатейшие месторождения каменного угля. В 1941 году от Воркуты до Москвы была проложена железная дорога, а в 1948 – до Лабытнанги.

4.7.   Население и населенные пункты

Коренное население края – коми, зыряне и ненцы. Основное занятие местных жителей – оленеводство, рыбалка и охота на пушного зверя. Города и поселки расположены вдоль северной железной дороги и ее ответвления к Лабытнанги. Не доезжая до Лабытнанги, от станции Обская проложена трансъямальская магистраль, район вокруг которой в настоящее время все больше и больше обустраивается. В 18-ти км от 6-го разъезда магистрали расположена фактория Лаборовая. Это поселок оленеводов, состоящий примерно из 20 домов. Председателем крестьянско-фермерского хозяйства «Надежда» фактории, а также владельцем вездеходов является «гений ненецкой литературы…, писательница, создавшая духовную историю прекрасного Ямальского края» Анна Павловна Неркаги (см. http://www.yamal.org/yanao70/kult/nerk.htm). Одновременно она, конечно, владелец и продавец магазина.

На самом севере района, в 12-ти км от устья реки Кары, расположен поселок Усть-Кара с вертолетным сообщением с Нарьян-Маром и вертолетно-вездеходным – с Воркутой. Он вытянулся на 1км. вдоль побережья Карского моря. В поселке имеется: 2 магазина, почта, больница, телеграф, телефон и баня.

Большая часть Полярного Урала совершенно не заселена. Летом кочуют оленеводы, по берегам рек встречаются рыбацкие домики. Из новых поселений мы побывали на фактории на берегу оз. Естото, открытой в этом году предпринимателем из Воркуты.

4.8.   Варианты подъезда и отъезда.

До г. Ухта существует автомобильная дорога, дальше наземное сообщение возможно только по железной дороге. При заезде из Пермской области возникают дополнительные трудности, связанные с пересадкой в Котласе, где обычно нет билетов на север. Стандартная схема заброски на поездах выглядит так: Пермь – Киров – Котлас (поездом Киров-Котлас) – Печора, Инта, Воркута. Иногда в Котласе удается взять билеты на поезд Москва – Сосногорск, доехать им до Сосногорска, где билеты на север берутся уже без проблем.

Чтобы избежать проблем с пересадками, мы решили забрасываться на автомашине до Сыктывкара по дороге Соликамск – Коса – Сыктывкар. Это позволило сократить продолжительность заброски на сутки. Проблем с билетами на поезд Сыктывкар – Печора нет никогда. До Воркуты с утренним поездом ходит один прицепной купейный вагон.

Следует готовиться к тому, что за подвоз в районе Воркуты с туристов требуют просто бешеные деньги. Так, расценка на ГАЗ-66 составляет порядка 1000 рублей за 10 км. После длительной торговли нам удалось проехать несколько ближе к началу заявленного маршрута, 31 км вместо 47, за 2000 рублей. Вездеход стоит еще дороже. По сообщению Ю.Щеглова (scheglov@pcfarm.pnpi.spb.ru) с них в конце июля 2002 г. в Лаборовой запросили 10000 рублей до Большого Щучьего (60 км), а от станции Обская до Лаборовой довезли на нескольких машинах за 1000 рублей.

В пос. Полярный нет железнодорожной кассы, поэтому посадка в поезд Лабытнанги – Москва может оказаться непростой проблемой. В поезд Лабытнанги – Воркута, говорят, сажают легко. Проблем с билетами в Инте и Печоре мы никогда не испытывали. Сложнее уехать из Кирова до Перми, чем из района Воркуты – до Кирова.

5.      Общие сведения о пройденном маршруте

При выборе маршрута мы прежде всего ставили своей целью ознакомиться с совершенно новым (в летнее время) для березниковцев районом – северной частью Полярного Урала. В результате поиска информации в Internet оказалось, что большая часть размещенных сведений относится к походам, проводимым зимой (апрель-май). Так, не удалось найти данные о сложности некоторых перевалов в летнее время. Соответственно, нитка маршрута была составлена таким образом, чтобы всегда оставалась возможность воспользоваться некоторым запасным вариантом, например, более простым перевалом. Вблизи основной линии движения было заявлено несколько интересных вершин на случай, если хорошая погода и фактический график движения позволят на них взойти.

Исследование информации о районе показало, что, несмотря на его освоенность туристами, некоторые важные перевалы, очень сокращающие путь между узловыми точками района, либо не пройдены летом, либо информация об этом не размещена в Сети. Исходя из этого, мы поставили себе задачу пройти и описать, например, перевал от оз. М. Щучье в верховья Малой Кары и двойной перевал из верховьев Малой Усы на ручей Бурный.

Из-за очевидной безлесности района в состав снаряжения включили два примуса. Количество бензина рассчитали на ¾ готовок, планируя хотя бы на ¼ обойтись костром. После консультаций с местными жителями (см. в описании маршрута) так наловчились использовать подножное топливо, что из 10,5 л бензина, взятых с собой, к моменту окончания похода осталось 2 л.

Для определения высоты и положения группа использовала GPS фирмы GARMIN модели eTrex.

6.      Изменения заявленного маршрута

При составлении заявки в нее были включены все возможные варианты радиальных выходов, изначально возможные только при хорошей погоде и отсутствии отклонений от графика. О вершинах Обручева, 1343 м и Хойды-Пэ имелась только информация зимнего времени, поэтому досконально планировать летние восхождения не представлялось возможным.

Во время похода основное изменение маршрута – заход в район Щучьих озер не через истоки М. Усы, а через Нгода-Яху – было вызвано наличием каньона и весьма крутых бортов ручья, л. пр. р. Хадата, по которому предполагалось подниматься на перевал к М. Усе. На наших картах эта особенность не была обозначена, сведений о прохождении этого перевала в Internet не обнаружилось. После просмотра долины ручья было решено пройти этот перевал в обратном направлении (вместо пер. Неожиданный), и двигаться к р. Щучьей через руч. Ворга-Шор и р. Нгода-Яха. Это изменение увеличивало километраж маршрута, поэтому вместо линейного прохождения пер. Ураганный оказалось разумным совершить кольцевой радиальный выход через исследуемый перевал на М. Кару с заходом на пер. Ураганный. Поскольку было решено возвращаться по М. Усе, прохождение Ураганного означало бы протяженный подъем в верховья М. Усы через болота в районе оз. Усвато, в чем не было никакой необходимости.

За весь поход ни одного дня не обошлось без дождя (слабого или сильного), от большинства радиальных выходов (в т.ч. всех вершин 2А) пришлось отказаться. Мы не посчитали себя достаточно подготовленными для восхождения на неизвестные вершины 2А в облачности и под дождем. Не удались также восхождения на вершины 1Б Хойды-Пэ и Пендирма-Пэ – на первую из-за большой потери времени на подходе к пер. Ураганный под дождем, на вторую из-за тундровых пожаров, дым которых ограничил видимость до нескольких сотен метров. Тем не менее, основная цель похода – знакомство с новым районом и прохождение не описанных перевалов – от этого не пострадала.

7.      Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, и т.п.)

Переправа ч/руч. Золотой

н/к

 

100 ´ 0.4 м

Переправа ч/р. Б.Пайпудына

н/к

 

15 ´ 0.4 м

Растительный покров перед водоразделом на р. Б. Уса

2

 

Переправа через протоку между озерами перед водоразделом

н/к

 

5 ´ 0.5 м

Болота на водоразделе

н/к

2

 

г. Харнаурды-Кеу

 

1246 м

Осыпь

н/к

2

 

Осыпь

2

 

Снег

2

 

Пер. ИГАН

 

680 м

Осыпь

н/к

1

 

Осыпь

1,5

 

Болото на водоразделе руч. Ворга-Шор и р.Нгода-Яха

н/к

3

 

Переправа ч/руч. пр. пр. р.М.Щучья

н/к

 

10 ´ 0.5 м

Пер. б/н с пр. пр. р. М. Щучья на пр. пр. р. М.Кара

 

748 м (первопрохождение?)

Осыпь

н/к

1

 

Осыпь

3

 

Осыпь

1,5

 

Лед

н/к

0,5

 

Каньон на пр. пр. р. М.Кара

н/к

   

Осыпь

н/к

1

 

Каньон на р. М. Кара ниже озер под лед. Карский

   

Осыпь

0,5

 

Пер. Ураганный

 

736 м.

Осыпь

2

 

Пер. б/н с р. М. Кара на оз. М. Щучье

н/к

 

464 м

Осыпь

н/к

1

 

Болото на берегу оз. М. Щучье

н/к

3

 

Переправа ч/руч. пр. пр. р М.Щучья

н/к

 

15 ´ 0.5 м

Болото на водоразделе М. Щучья – М. Уса

н/к

2

 

Переправа ч/р. М. Уса

 

25 ´ 0.7 м

Осыпь

0,3

 

Болото в истоке р. М. Уса

н/к

4

 

Пер. «Бурный»

 

664 м (первопрохождение?)

Осыпь

н/к

3

 

Осыпь

1

 

Осыпь

0,5

 

Каньон на руч. Бурный

   

Осыпь

2,5

 

Болото на зап. берегу оз. М.Хадытаюганлор

н/к

3

 

Болото на юж. берегу оз. М.Хадытаюганлор

1

 

Болото на л. б. руч. Изъяшор

н/к

8

 

Переправа ч/руч. Изъяшор

 

60 ´ 0.6 м

Пер. б/н с руч. Изъяшор на р. Б. Уса

н/к

 

656 м

Осыпь

н/к

4,5

 

Переправа ч/р Б. Уса

 

45 ´ 1.3 м

Болота на водоразделе Б. Уса – Б. Пайпудына

н/к

2

 

Пер. б/н с пр. пр. р. Б. Пайпудына на руч. Естовис

 

585 м

Осыпь

н/к

3

 

Осыпь

0,5

 

Болото перед оз. Естото

н/к

1

 

Осыпь на берегу оз. Естото

н/к

1,5

 

Лес в верховьях руч. Бадьяшор

2

 

Переправа ч/руч. пр. пр. руч. Бадьяшор

н/к

 

8 ´ 0.4 м

Пер. б/н с пр. пр. руч. Бадьяшор на руч. Дальний

н/к

 

845 м

Осыпь

н/к

3

 

верш. 1129

 

1129 м. В зачет за верш. н/к при оценке сложности согласно п. 3.8 Методики категорирования пешеходного маршрута

Осыпь

н/к

3

 

Осыпь

2

 

Переправа ч/р М. Пайпудына

н/к

 

30 ´ 0.5 м

Переправа ч/р М. Пайпудына

н/к

 

40 ´ 0.5 м

Лес на р. М. Пайпудына

2

 

 

8.      График движения

 

Дата

Нитка маршрута

Километраж по карте

Километраж с учетом к-та 1.2

Чистое ходовое время, ч.мин

Характер пути (описание препятствий)

Способ переме-щения

Осадки (утро, день, вечер)

 

02.08

г. Березники – п. Уролка – п. Коса – п. Гайны – п. Усть-Черная – с. Кажим – с. Визинга – г. Сыктывкар

       

а/м

 
 

02.08 03.08

ст. Сыктывкар – ст. Печора

     

поезд 656 Сыктывкар – Печора, общий вагон, 110 руб/чел

поезд

 
 

03.08  04.08

ст. Печора – ст. 110 км

     

поезд 120 Москва – Лабытнанги, плацкартный вагон, 193 руб/чел

поезд

 
 

05.08

р. М. Пайпудына – руч. Мраморный

     

ГАЗ-66, 31 км, 2000 рублей

а/м

 

1

 

руч. Мраморный – руч. Золотой – р. Б. Пайпудына

11

12

3:24

По тундре до переправы через руч. Золотой, дальше по болотистой вездеходной дороги до ее отворота в сторону Лонготьегана. Свернули с дороги и вышли на л.б.р.Б.Пайпудына

пешком

ясно, изморось, ясно

2

06.08

Водораздел – р. Б. Уса

15

18

3:34

По тундре и тальникам вышли к водоразделу, несколько раз перейдя реку. От водораздела вездеходная дорога, которая временами уходит в болото, приходится обходить по гривам ближе к хребту

пешком

дождь,

дождь,

изморось

3

07.08

р. Б. Уса

12

14

2:42

За руч. Перевальный дорога пропала, движение по тундре и холмам, дальше траверс крутого л.б. перед расширением долины.

пешком

пасмурно, изморось, пасмурно

4

08.08

г. Харнаурды-Кеу (1А, 1246) – руч. Гэна-Хадата

10

12

6:40

По тундре и осыпям под начало подъема. Подъем на вершину крутой осыпной, дальше снеговое плато (глубина снега до колена), дальше крутой заснеженный подъем. После спуска через осыпной водораздел и дальше по тундре.

пешком

ясно,
ясно, изморось

5

09.08

пер. ИГАН (1Б, 680) – р. Хадата – руч. Ворга-Шор

12

13

4:05

Подъем на перевал осыпь н/к, спуск по крутой живой осыпи между скальных выходов. Переправа на лодке. Дорога вдоль л.б. р.Хадата, дальше по пр.б. руч. Ворга-Шор

пешком

ясно,
дождь,
дождь

6

10.08

р. Нгода-Яха – р. М. Щучья

25

26

4:33

по дороге по л.б. руч. Ворга-Шор до заболоченного водораздела, дальше дорога по л.б. р. Нгода-Яха ведет на слияние Б. и М. Щучьей. Свернули с дороги и по тундре через тальники вышли на М. Щучью

пешком

дождь, дождь, пасмурно

7

11.08

р. М. Щучья – пр. пр. р. М. Щучья

10

11

2:05

По дороге, обходя болота, до ручья ниже оз. М. Щучье

пешком

ясно, изморось, дождь

8

12.08

пер. б/н (1Б, 748) – р. М. Кара – пер. Ураганный (1Б, 736, рад.) – пер. б/н (н/к, 464) – оз. М. Щучье

26

31

9:40

Под перевал траверсом осыпного л.б. ручья. Перевальный взлет по средней осыпи и через язык ледника. Спуск по живому осыпному выкату до 40°, дальше через несложный каньон вдоль ручья. Выход к озерам под Ураганным через узкий каньон траверсом очень крупной живой осыпи над непрочным снеговым мостом. Подъем на Ураганный по крутой плотной осыпи. Вдоль М. Кары по тундре до озер под перевалом к М. Щучьему. Короткий подъем по крупной плотной осыпи (до 25°), спуск по мелкой осыпи с зеленками. Вдоль берега М. Щучьего по заиленным осыпям и болотам.

пешком

ясно, пасмурно, дождь

9

13.08

Отсидка

         

ливень

10

14.08

Р.М.Щучья – пр.пр. р. М. Уса

8

9

2:20

По дороге от озера, дальше через тундру на водораздел. Спуск по зеленкам до 15°.

пешком

дождь, изморось, изморось

11

15.08

р. М. Уса – пер. б/н («Бурный», 1Б, 664) – руч. Бурный

16,5

20

6:40

По тундре до переправы через р. М. Уса (вброд выше колена, течение сильное). Дальше по тундре под двойной перевал. Первый взлет травянистый, спуск к ручью и второй взлет из средней плотной осыпи. Спуск на руч. Бурный в обход каньона по пр. б. по очень живой средней осыпи, маневрируя между скальными выходами, дальше по осыпям и зеленкам.

пешком

изморось, дождь,
дождь

12

16.08

р. Хадата – оз. М. Хадатаюганлор – болота в истоках р. Хадата

14

15

5:05

По каньону руч. Бурный до озера. Дальше по дороге на западном берегу, она теряется, пройдя половину озера, переходит в зеленки, болота, плоские осыпи. Болото южнее озера по средней части непроходимо!

пешком

ясно,
дождь, ливень

13

17.08

Водораздел – руч. ИзъяШор – руч. из-под перевала на Б. Усу

14

17

4:13

Болото обходится только по западной кромке! Дальше без дороги, ближе к переправе – через высокую березку и тальники. За 2...3 км до переправы появляется оленья тропа. После переправы тропа ведет в щель в хр. Изъя-Хой

пешком

дождь, дождь,
ясно

14

18.08

Пер. б/н (н/к, 656) – р. Б. Уса – руч. из-под перевала на Есто-То

13

15

4:49

Выход на перевал по руслу ручья, спуск по л.б. в обход каньона. Переправа через Б. Усу выше каньона (глубина по грудь, течение умеренное). Далее по тундре и через осыпной водораздел до перевального ручья.

пешком

ясно, изморось, изморось

15

19.08

Пер. б/н (1А, 585) – руч. Есто-Вис – оз. Есто-То, фактория

8

9

2:15

Подъем на перевал по очень крупной плотной осыпи (скальным выходам), дальше в обход озера и по мелкой осыпи на седло. Спуск по средней плотной осыпи на зеленки, дальше по пр.б. ручья. Ниже первого озера местами попадается дорога.

пешком

изморось,

дождь, ливень

16

20.08

Оз. Есто-То – руч. Бадья-Шор

14.5

17

4:05

Обход озера с востока и юга по осыпям. Дальше по тундре выше кустов на пр.б. руч. Бадья-Шор. В верховьях через плотные тальники и высокую березку.

пешком

дождь, дождь,
дождь

17

21.08

Пер. б/н (н/к, 845) – в. 1129 (1А) – руч. Дальний –р. М.Пайпудына

17.5

20

6:23

Подъем на перевал по плотной осыпи. Выход на вершину через крупноосыпной перешеек между карами, подъем по крупной, местами живой осыпи. Спуск с перевала по средней, местами живой осыпи до озера, дальше по пр.б. руч. Дальний по осыпям. Вдоль М. Пайпудыны сначала по тундре, затем по хорошей дороге через переправу на л.б.

пешком

изморось, ясно,
дождь

18

22.08

Вдоль р. М. Пайпудына до разрушенного моста.

9

10

2:53

Первый переход по хорошей дороге до переправы на пр.б. Вскоре после балка дорога теряется, двигались по высоким кустам через множество ручьев и проток.

пешком

изморось, ясно, пасмурно

19

23.08

Пос. Полярный, ст. 110 км

3

3

0:40

По хорошей сухой дороге до станции

пешком

пасмурно

   

ст. 110 км – ст. Инта

     

поезд 119 Лабытнанги - Москва, плацкартный вагон, 170 руб/чел

поезд

 
 

23.08 24.08

ст. Инта – ст. Котлас

     

поезд 283 Воркута - Новороссийск, плацкартный вагон, 429 руб/чел

поезд

 
 

25.08

ст. Котлас – ст. Балезино

     

электричка 634 Киров – Глазов – Кожиль – Глазов – Балезино, 76 руб/чел

поезд

 
   

ст. Балезино – ст. Пермь-II

     

поезд 374 Москва - Томск, купейный вагон, 220 руб/чел

поезд

 
   

г. Пермь – г. Березники

     

а/м

а/м

 
   

ИТОГО

238,5

272

76:06

     

9.      Таблица высот и координат

Дата

Время

Место

N

E

H

04.08.02

19:05

пос. Полярный

67 ' 03,906

65 ' 21,393

131

 

19:50

мост на р. М. Пайпудына

67 ' 04,976

65 ' 21,393

145

05.08.02

9:46

брод через р. Б. Пайпудына

67 ' 15,130

65 ' 43,736

199

 

12:23

брод через руч. Золотой

67 ' 17,141

65 ' 46,934

255

 

15:59

отворот с дороги к устью ручья

67 ' 19,057

65 ' 51,986

303

06.08.02

10:02

коса на Б. Пайпудыне

67 ' 19,877

65 ' 51,535

266

 

12:35

обед на озерах перед водоразделом

67 ' 23,451

65 ' 51,471

299

 

16:55

ночевка на Б. Усе перед чумом

67 ' 26,804

65 ' 54,996

332

07.08.02

11:42

водопады на Б. Усе

67 ' 27,620

65 ' 55,750

349

 

13:48

обед

67 ' 29,755

65 ' 58,547

377

 

17:28

стоянка перед поворотом Усы

67 ' 31,055

66 ' 02,344

454

08.08.02

10:50

сбоку от пер. на Гэна-Хадату

67 ' 32,379

66 ' 01,766

525

 

12:22

точка хранения рюкзаков

67 ' 33,182

66 ' 02,047

603

 

15:10

г. Харнаурды-Кеу

67 ' 34,381

65 ' 59,203

1251

09.08.02

11:15

пер. ИГАН

67 ' 34,823

66 ' 02,839

768

 

17:45

отворот с дороги к Ворга-Шору

67 ' 36,458

66 ' 08,536

211

 

18:50

стоянка на Ворга-Шоре

67 ' 37,373

66 ' 11,771

248

10.08.02

11:52

чумы на водоразделе

67 ' 40,199

66 ' 15,942

379

 

18:32

перегиб с Нгода-Яхи на Щучью

67 ' 46,965

66 ' 23,938

319

 

20:00

стоянка на М. Щучьей

67 ' 47,293

66 ' 22,260

246

11.08.02

15:21

южная оконечность оз. М. Щучье

67 ' 47,311

66 ' 12,333

277

12.08.02

11:00

озеро под перевалом

67 ' 48,725

66 ' 06,109

709

 

11:30

перевал б/н

67 ' 48,725

66 ' 05,454

748

 

13:26

спустились на М. Кару

67 ' 49,277

66 ' 03,292

439

 

15:10

пер. Ураганный

67 ' 48,663

66 ' 00,646

736

 

16:14

щель на выходе из озера

67 ' 48,959

66 ' 02,175

563

 

16:38

М.Кара, перекус

   

480

 

озеро под перевалом

   

315

 

18:29

пер. на М. Щучье

   

464

15.08.02

11:28

стоянка на притоке М. Усы

67 ' 45,203

66 ' 11,299

304

 

13:23

переправа через М. Усу

67 ' 42,701

66 ' 10,110

441

 

пер. Бурный

67 ' 39,123

66 ' 02,605

664

16.08.02

11:30

стоянка на руч. Бурный

67 ' 38,913

65 ' 59,616

377

 

12:50

оз. М. Хадытаюганлор

67 ' 37,491

65 ' 56,906

211

17.08.02

11:20

стоянка над болотами

67 ' 34,303

65 ' 48,505

224

 

16:30

переправа через руч. Изъяшор

67 ' 27,598

65 ' 47,109

214

18.08.02

12:12

перевал б/н

67 ' 26,274

65 ' 47,359

656

 

14:20

переправа через р. Б. Усу

67 ' 24,628

65 ' 48,077

315

 

16:39

ручей под перевалом на Естото

67 ' 22,288

65 ' 45,662

425

19.08.02

10:40

стоянка с грудой бутылок

67 ' 21,994

65 ' 45,225

462

 

11:32

перевал б/н

67 ' 21,471

65 ' 43,193

585

20.08.02

оз. ЕстоТо

67 ' 19,715

65 ' 37,663

247

21.08.02

стоянка под перевалом

67 ' 14,919

65 ' 26,201

400

 

11:35

перевал б/н

67 ' 23,428

65 ' 24,322

845

 

13:04

вершина 1129

67 ' 12,959

65 ' 21,010

1127

 

ночевка перед руч. Олений

67 ' 08,928

65 ' 22,815

319

22.08.02

переправа через р. М. Пайпудына

67 ' 08,153

65 ' 19,964

330

 

мост на р. М. Пайпудына

67 ' 05,303

65 ' 20,800

145

 

10.  Хронометраж и описание маршрута

02 августа 2002 г.

Выехали из г. Березники в 7-40 на вахтовке «Урал». Дорога от Березников до Сыктывкара была не знакома никому (включая водителя), однако, здравого смысла, атласа Пермской области и дорожных указателей оказалось вполне достаточно, чтобы успешно прибыть в пункт назначения. Столь экзотический метод начала заброски был выбран, поскольку имелся неоднократный печальный опыт битв за билеты в северном направлении в Кирове и Котласе. При подготовке похода мы предположили, что уехать из Сыктывкара до Печоры не составит труда, а в этих широтах никогда не наблюдались проблемы с билетами на север (как, впрочем, и в сторону Кирова). Ехали до Сыктывкара следующим образом:

Время (местное)

Место

Километраж

Состояние дороги

Скор. (км/ч)

7-40

Березники

0

   

9-30

д. Уролка

90

асфальт, хорошая грунтовка

60

10-55

Сломался палец крепления тяги среднего моста

 

12-35

Поломку устранили

 

13-10

пос. Коса

158

разбитая грунтовка

30

14-55

пос. Гайны

240

хорошая грунтовка

60

15-40

переправа ч/р Кама

262

хорошая грунтовка

60

17-45

д. Усть-Черная

350

грунтовка

40

18-00

Перекус до 18-35

 

20-13

д. Кажым

404

за дер. Парманка разбитая песчаная дорога, хотя и проходимая даже для легкового автомобиля

25

22-45

пос. Визинга

529

асфальт

60

24-35

г. Сыктывкар

604

асфальт

60

А/м «Урал» для заброски выбрали, потому что не имели информации о состоянии дороги. Рациональнее было бы ехать на более быстроходном транспорте («ПАЗ», «КАВЗ»), потому что большая часть пути проходит по асфальту, и даже самый плохой участок дороги (от дер. Парманка до дер. Кажым) вполне проходим даже на «Жигулях» – по дороге мы встретили несколько легковушек.

В целом, такой способ начать заброску оказался очень рациональным и может быть рекомендован для жителей Пермской области, старающихся попасть на Полярный или Приполярный Урал. В поездах Сыктывкар-Печора есть общие вагоны, и нет никакой проблемы уехать. В сутки идут два поезда – в 9-20 и 22-45 (здесь и дальше время московское). Правильнее ехать на поезде в 9-20 – меньше ждать воркутинских поездов в Печоре. Однако для заброски на Приполярный Урал вполне подходит и поезд 22-45, потому что через час после его прибытия в Печору идет местный поезд Печора – Сивая Маска, на котором можно доехать до Кожим-Рудника, Косью, Инты и других точек начала маршрута.

Поскольку время не позволяло взять билеты в кассах, мы уехали из Сыктывкара по согласованию с начальником поезда по 110 рублей с человека.

11.  Оценка сложности похода

Для расчета пеших и пеше-водных походов (питание, снаряжение, маршрут и т.д.) разработана свободно распространяемая программа, размещенная на сайте http://zxenon.narod.ru. Она использовалась как при подготовке похода, так и при оценке его сложности. Результат оценки приведен ниже.

Программа ~ПОХОД~ 0.1 (С) Затонский А.В., 2001 г.

выведено 03/09/2002 15:04:39

Оценка сложности похода Полярный Урал, 2002

Основание для оценки: фактически пройденный маршрут

Пробная категория сложности: четвертая

Подробная нитка маршрута:

ст. 110 км - р.Пайпудына - р.Б.Уса - г. Харнаурды-Кеу (1А, 1246) - пер.ИГАН (1Б,768) - р.Хадата - р.Ворга-Шор - р.М.Щучья - пер. б/н (1Б,748) - р.М.Кара - пер.Ураганный (1Б,736)- пер. б/н (н/к,464) - оз.М.Щучье -  р.М.Уса - пер.б/н (1Б,664)- руч. Бурный - оз.М.Хадытаюганлор - руч.  Изъяшор - пер. б/н (н/к, 656) - р. Б.Уса - пер. б/н (1А,585) - оз.    Есто-То - руч. Бадья-Шор - пер. б/н (н/к, 845) - в.1129 (1А) - руч.   Дальний - р. М.Пайпудына - ст. 110 км

Район похода Полярный Урал, географический показатель Г = 12

Коэффициент автономности А = 1.0, коэффициент перепада высот К = 1.30

1. Оценка по общим требованиям

Протяженность маршрута 274 км соответствует минимально

установленной для 4П  к.сл. (220 км)

Количество ходовых дней  18 соответствует минимально

установленной для 4П  к.сл. (13 дней)

2. Локальные препятствия           Кол-во  В зачет  Баллы   В зачет

      Переправа н/к                 9.0     4.0     2.0

      Переправа 1А                  2.0     2.0     2.0

      Переправа 1Б                  1.0     1.0     3.0

ИТОГО Переправа                                     7.0     7.0

      Перевал н/к                   3.0     1.0     2.0

      Перевал 1А                    1.0     1.0     4.0

      Перевал 1Б                    4.0     1.0     5.0

ИТОГО Перевал                                      11.0    11.0

      Вершина н/к                   1.0     1.0     4.0

      Вершина 1А                    1.0     1.0     5.0

ИТОГО Вершина                                       9.0     9.0

      Каньон н/к                    1.0     1.0     0.7

      Каньон 1А                     2.0     2.0     2.0

ИТОГО Каньон                                        2.7     2.7

ИТОГО ЗА ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ     51.2

В ТОМ ЧИСЛЕ В ЗАЧЕТ                29.7

МАКСИМУМ В ЗАЧЕТ ДЛЯ ПОХОДОВ 4 К.С 35.0

УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СЛОЖНОСТИ ЛП = 29.7

3. Протяженные препятствия         Км      В зачет  Баллы   В зачет

      Лес 1А                        6.0     6.0     2.4

ИТОГО Лес                                           2.4     2.4

      Болото н/к                   26.0    20.0    10.0

      Болото 1А                     1.0     1.0     1.2

ИТОГО Болото                                       11.2    11.2

      Осыпь н/к                    24.0    10.0     5.0

      Осыпь 1А                     10.3    10.0    15.0

      Осыпь 1Б                      6.0     5.0    10.0

      Осыпь 2А                      1.0     1.0     5.0

ИТОГО Осыпь                                        35.0    35.0

      Снег 1А                       2.0     2.0     4.0

ИТОГО Снег                                          4.0     4.0

      Лед н/к                       0.5     0.5     0.4

ИТОГО Лед                                           0.4     0.4

ИТОГО ЗА ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ     65.5

В Т.Ч. В ЗАЧЕТ                       53.0

МАКСИМУМ В ЗАЧЕТ ДЛЯ ПОХОДОВ 4 К.С   60.0

УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СЛОЖНОСТИ ПП = 53.0

4. Количество баллов за маршрут КС = ЛП + ПП + (Г * А * К)

КС = 29,7 + 53 + (12 * 1.00 * 1.30) = 98.27

Интервал баллов для походов 4 к. cл. от 95 до 134

Маршрут соответствует заявленной к. сл. по числу баллов

5. Результирующая оценка

Километраж    соответствует заявленной категории сложности

Кол-во дней   соответствует заявленной категории сложности

Кол-во баллов соответствует заявленной категории сложности

Маршрут соответствует категории сложности: четвертая

12.  Перечень общего и специального группового снаряжения

Название

Количество

Вес, кг

Палатка каркасная «Тулум» 4-х местная

1

4,3

Палатка каркасная «Тулум» 3-х местная

1

3,7

Тент общий

1

1,2

Спальник трехместный БАСК V-2M* 2

1

2,8

Cпальник трехместный

1

4,0

Спальник двухместный

1

2,7

Пена

7

0,7

Пила-ножовка

1

0,4

Топор

1

0,8

Веревка 0,8

30 м

1,7

Кошки

2

2,0

Примус «Шмель-4»

2

2,0

Воронка

1

-

Стеклоткань

2

0,5

Ремнабор

компл.

3,0

Аптечка

компл.

3,0

Котлы алюминиевые 6 л и 8 л

2

2,2

Гитара, ключ, запасные струны, чехол

1

1,6

Фотоаппарат «Зенит»

2

1,5

Фотопленка KodakProfoto-100

20

-

Половник

1

0,1

Сковорода

1

0,5

Доска разделочная

1

-

Бензин

10,5 л

8

Спирт

6 л

5

13.  Перечень личного снаряжения

·                     Ботинки туристические

·                     Сапоги резиновые легкие

·                     Кроссовки

·                     Носки х/б (3...4 шт)

·                     Носки шерстяные (2...3 шт)

·                     Носки капроновые, подследники

·                     Штормовка или заменитель (анорак, болоневая куртка, ветровка)

·                     Утепленная куртка, жилет, поддевка

·                     Непромокаемый плащ, комплект

·                     Шапка

·                     Брюки брезентовые или х/б

·                     Свитер теплый

·                     Физкультурка

·                     Штаны шерстяные

·                     Штаны х/б

·                     Рубашки, футболки с длинным рукавом

·                     Белье

·                     Рюкзак

·                     Гермомешок

·                     Кружка, Ложка, Миска, Нож (КЛМН)

·                     Средства личной гигиены

·                     Накомарник

·                     Паспорт                       

·                     Медицинский страховой полис

14.  Ремонтный набор

·                     Плоскогубцы

·                     Надфили плоские и треугольные

·                     Ножницы большие

·                     Проволока стальная и медная, тонкая

·                     Гвозди 40 и 100 мм

·                     Брусок точильный

·                     Шило

·                     Наждачная бумага

·                     Клей водостойкий «Момент»

·                     Пуговицы, шнурки, кусочки ткани в ассортименте

·                     Нитки черные, белые, хаки, капроновые

·                     Иголки, булавки

·                     Пачка безопасных лезвий

·                     Скотч (3 катушки)

·                     Комплект для заклейки резиновых изделий (автомобильный)

15.  Аптечка

      Перевязочные материалы

 Бинт стерильный 5...7 (3 шт)

 Бинт стерильный 10...14 (3 шт)

 Бинт нестерильный 5...7 (3 шт)

 Бинт нестерильный 10...14 (3 шт)

 Вата (2*50 гр)

 Бинт эластичный (5 м)

 Лейкопластырь 3 см *50 м (2 шт)

 Лейкопластырь бактерицидный большой (4 шт)

 Лейкопластырь бактерицидный малый (8 шт)

 Жгут

      Обеззараживающие средства и мази

 Йод 5% (30 мл)

 Перманганат калия (5 гр)

Линимент синтомицина (30 гр)

 Финалгон

 Вазелин

 "Золотая звезда"

Хлоргексидин

 Пантенол

Фурацилин N20

 Санорин

      Лекарства различного назначения

 Валидол N30

 Корвалол 15 мл

 Нитроглицерин N20

 Фталазол N30

 Левомицетин N20

 Фестал N30

 Лоперамид N20

 Но-шпа N40

 Сульфадимезин N40

 Эритромицин N40

 Аспирин импортный N50

 Анальгин N40

 Темпальгин N10

      Прочее

 Нашатырный спирт 10% (20 мл)

 Поливитамины (аэровит) (200 драже)

 Витамин С N100*0.1 гр

 Спирт 500 мл (из общего количества)

      Общественная косметика и принадлежности

 Термометр в твердом пенале

 Пинцет

 Скальпель

 Ножницы хирургические

 Зеркало (маленькое)

 Мыло антибактериальное


16.   Продуктовое обеспечение

При составлении раскладки на этот поход в порядке эксперимента решили увеличить вес продуктов от обычного (600…650 граммов на человека в день) до 750 граммов. Результат нас приятно удивил. Несмотря на 2…2,5 лишних килограмма в рюкзаке на входе, идти маршрут с такой раскладкой оказалось легче, чем с предельно легкой. Обострения чувства голода не возникали, все участники остались довольны питанием. Оно оказалось сытным, хорошо наполняло желудок и было почти сбалансированным по отношению белки : жиры : углеводы. Общая схема раскладки была принята следующая:

Продукт

Вес, гр

Белки, гр

Жиры, гр

Углеводы, гр

Ккал

Говядина тушеная в суп 1/6 банки (325 гр) на человека

55

8,80

8,25

0,55

121,00

Свинина тушеная в рожки, кашу, пюре 1/3 банки на человека

100

13,43

27,81

0,36

315,20

Суп пакетный с мясом 1/3 пакета (100, 120 гр) на человека

35

4,20

3,50

15,40

112,00

Рожки 70 граммов на человека + 20 граммов в суп

90

8,41

0,76

64,11

304,38

Крупа (рис, греча, ячка, пшеничная, полтавка, чечевица) варимая в пакетах

100

6,40

0,92

72,04

330,20

Молоко сухое в кашу

20

7,60

0,20

10,00

116,00

Шоколадный батончик на завтрак и перекус

75

7,80

21,30

16,28

378,00

Печенье на перекус

50

6,00

5,00

30,00

205,00

Сахар в день

70

0,00

0,00

69,23

283,85

Сало на перекус

50

0,90

40,00

0,00

385,00

Масло топленое в кашу

15

0,00

14,11

0,00

131,21

Сухари 6 штук в день на человека, буханка делится на 40 сухарей

50

6,28

0,73

41,07

200,88

Карамель на день в карман

20

0,10

2,00

16,00

66,00

Чай, соль, специи

25

       

ИТОГО

750

1,00

1,78

4,79

2948,72

Дополнительно к указанному в фонде завхоза были взяты в небольших количествах майонез, приправы, сухие соки “Zuko”, перевальные шоколадки и сюрпризные продукты.

Такая раскладка обеспечила при стоимости продуктов (с учетом заезда и отъезда) порядка 1200 рублей на человека полноценное и разнообразное питание по схеме:

  • утром – молочная каша, половинка батончика, печенье.
  • обед – суп с тушенкой.
  • перекус – сало (или варено-копченая колбаса в начале похода), печенье или халва, растворимый сок. Перекус делали, если не было возможности быстро вскипятить воду для супа или не позволяло время.
  • ужин – каша (рожки, пюре) с тушенкой.
  • на день выдавались карамельки «в карман».

На практике сделать столько обедов, сколько запланировали, не удалось, их заменили перекусами. Для запасных дней питания взяли тушенку, сало, запас сухарей, чай, сахар. Общий вес продуктов составил 16 кг на человека на 18 дней + 2 запасных.

17.  Итоги, выводы, рекомендации по маршруту.

Основную цель похода считаем достигнутой. Знакомство с новым для туристов нашего города районом пеших походов состоялось. Пройдено несколько не описанных перевалов, разумно сокращающих путь между узловыми точками района. Особенно стоит отметить перевал, через который можно быстро попасть от южной оконечности озера М. Щучье в район истоков Малой Кары и окрестных вершин. Несмотря на стабильно плохую погоду, удалось взойти на две интересные вершины.

В целом, впечатление от района очень благоприятное. Вероятно, он очень подходит для походов экспедиционного типа с многочисленными радиальными выходами от базового лагеря, например, в районах Оче-Нырда, верховьев Кары (массив Хойды-Пэ), Горно-Хадатинском (верш. 1343, Обручева и другие). Было очень жалко проходить по болотам мимо столь прекрасных гор. Но чрезвычайная изменчивость погоды заставляет тщательно продумывать возможности «аварийного» отступления со сложных вершин. Так, в районе оз. М. Хадытаюганлор, на наших глазах погода с абсолютно чистого неба и почти штиля за 40 минут изменилась до ливня со штормовым ветром.

Местное население (жители чумов) благожелательно относится к туристам. Жители поселков (и, по слухам, Воркуты) видят в туристах источник наживы, который сам Бог велел ободрать интенсивнее. Из особенностей следует отметить, что у местных желательно спрашивать разрешение на фотосъемку стойбища и оленей – есть какие-то предрассудки, на основании которых иногда это не разрешают. Основным продуктом питания у них является оленье мясо, которого, вероятно, настолько много, что им охотно делятся с туристами. Причем самым ценным является не мясо в нашем понимании, а субпродукты (печень, сердце, язык) и реберное мясо. По нашим наблюдениям, спирт выпрашивают, если в стойбище нет женщин. Вероятно, они не одобряют. Для приветливых жителей хорошо бы иметь какие-то легко носимые сувениры, наподобие красивых канцтоваров, косметики, украшений и т.п.

18.  Список источников информации

http://nsk.tourism.ru/mount/MIRRORS/kf/ski/polur_3_spb_univ_92.html

http://verclub.chat.ru/travel/12t.htm

http://gallery.net.ru/lib/publ1/page1.html

http://www.tag.spb.ru:8001/ski/pol_ural/4_2000/report.html

http://tourism.perm.ru/html/otchet/zapol.htm и другие отчеты с http://tourism.perm.ru

http://www.vengrov.ru/5/fortis.ural/ural.html

http://lib.interline.ru/koi/TURIZM/pajpudyn.txt

http://lib.ru/ALPINISM/polural1.txt

http://tourism.perm.ru/html/otchet/hadyt97.htm (фотогалерея)

http://zxenon.narod.ru/Chernov.htm

http://seismic.geol.msu.ru/travels/a/map/kemmerih/kemmerih.html

Четвериков Дмитрий, г. Ухта [dechet@mail.ru]

Николаев Александр, г. Печора [alex_n_i@mailru.com]

http://exp2.i-koleso.ru/ и http://train.mza.ru/index.jsp - шлюзы в систему «Экспресс-2»

19.  Картографические материалы, использованные в походе

На западную часть хребта у нас были цветные километровые карты, распечатанные с компакт-диска. На восточную часть – несколько черно-белых листов плохого качества и разного масштаба. Копии всех использованных карт приведены в приложении к отчету.

 

20.  Расписания поездов по станциям района путешествия

Маршрут

Отправление

Прибытие

Сыктывкар

956Я

СЫКТЫВКАР -ПЕЧОРА

08.50

00.11

656М

СЫКТЫВКАР -ПЕЧОРА

22.45

12.54

Печора

955Я

ПЕЧОРА -СЫКТЫВКАР

01.08

16.35

630Я

ПЕЧОРА -СИВ МАСКА

13.20

22.15

655Ч

ПЕЧОРА -СЫКТЫВКАР

14.28

06.05

629Я

СИВ МАСКА -ПЕЧОРА

04.20

12.23

187В

С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА

01.18

10.10

385Г

ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по нечетным)

01.38

06.10

176Я

МОСКВА ЯР –ВОРКУТА (вагон до Лабытнангов)

02.22

11.57

175М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

03.30

15.07

041М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

04.00

11.21

042В

МОСКВА ЯР -ВОРКУТА

05.26

13.15

187Я

ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ

06.20

22.57

120Ч

МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ

07.33

20.28

386Г

ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА

19.52

05.37

119Ч

ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР

21.17

05.18

284Й

АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА

23.22

08.24

283Й

ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)

23.57

06.20

       

Инта

041М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

00.29

11.21

187Я

ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ

02.22

22.57

284Й

АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА

03.02

08.24

633Я

ВОРКУТА – ИНТА

05.00

11.58

187В

С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА

05.02

10.10

176Я

МОСКВА ЯР –ВОРКУТА (вагон до Лабытнангов)

05.56

11.57

629Я

СИВ МАСКА -ПЕЧОРА

08.00

12.23

042В

МОСКВА ЯР -ВОРКУТА

08.40

13.15

120Ч

МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ

10.45

20.28

634Я

ИНТА – ВОРКУТА

13.00

20.00

119Ч

ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР

17.35

05.18

630Я

ПЕЧОРА -СИВ МАСКА

18.12

22.15

283Й

ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)

20.15

06.20

385Г

ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по четным)

21.16

06.10

386Г

ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА

23.40

05.37

175М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

23.47

15.07

       

Сейда

041М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

20.53

11.21

187Я

ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ

22.38

22.57

284Й

АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА

06.43

08.24

633Я

ВОРКУТА – ИНТА

06.45

11.58

187В

С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА

08.27

10.10

176Я

МОСКВА ЯР –ВОРКУТА

10.15

11.57

953M

ВОРКУТА – ЛАБЫТНАНГИ

11.30

18.08

120Ч

МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ

13.57

20.28

634Я

ИНТА – ВОРКУТА

18.01

20.00

953Р

ЛАБЫТНАНГИ - ВОРКУТА

18.01

20.00

119Ч

ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР

13.58

05.18

283Й

ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)

16.43

06.20

385Г

ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по четным)

17.44

06.10

386Г

ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА

04.00

05.37

175М

ВОРКУТА -МОСКВА ЯР

19.28

15.07

Собь

119Ч

ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР

09.42

05.18

953Р

ЛАБЫТНАНГИ - ВОРКУТА

11.48

20.00

953M

ВОРКУТА – ЛАБЫТНАНГИ

15.45

18.08

120Ч

МОСКВА ЯР –ЛАБЫТНАНГИ

18.05

20.28

 

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;