Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
· Нитка маршрута:
пос. Полярный (ст. 110 км) - р. Б. Пайпудына – руч. Мраморный – руч. Золотой
– р. Б. Уса – г. Харнаурды-Кеу (1А, 1246) – пер. ИГАН (1Б, 768) – оз. Б. Хадатаеганлор
– р. Хадата – руч. Ворга-Шор – р. Нгода-Яха – р. М. Щучья –пер. б/н (1Б, 748,
первопрохождение?) – р. М. Кара – р.в. на пер. Ураганный (1Б, 736) – пер.
Хуу-Пэ (н/к, 464) – оз. М. Щучье – р. М. Уса – руч. лев. пр. р. Хадата – пер.
б/н («Бурный», 1Б, 664) – руч. Бурный – оз. М. Хадатаеганлор – руч. Изъяшор
– пер. б/н (н/к, 656) – р. Б. Уса – пер. б/н (1А, 585) – оз. Есто-То – руч.
Бадьяшор – пер. б/н (н/к, 845) – верш. 1129 (1А) – руч. Дальний – р. М. Пайпудына
– пос. Полярный.
·
Ходовых дней: 18
·
Отсидок: 1
·
Полудневок: 2
·
Активным способом передвижения:
272 км пешком.
·
Чистое ходовое время
76:06.
·
Пройдено перевалов 8 (в т.ч. 1Б –
4, 1А – 1), водоразделов 7, вершин 2.
·
Высшая точка маршрута: г.
Харнаурды-Кеу, 1246 м.
2.
Общие сведения о группе.
Группа, в основном, была сформирована из преподавателей и
работников дома детского и юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) г.
Березники. Первоначально для участия заявилось 11 человек. Трое из них (27%)
имели опыт пешеходных походов 2 к.с., кроме того обладали большим
спелеологическим опытом и неоднократно участвовали в соревнованиях по технике
туризма вплоть до областного уровня. Остальные имели документально
подтвержденный в 90-х годах опыт пешеходных и лыжных походов 3-4 к.с., опыт
прошлогоднего похода 3 к.с., кроме того, после временного угасания системы МКК
много раз участвовали в походах 2...4 к.с. и руководили походами 2...3 к.с.,
не имея возможности их заявить. Непосредственно перед выездом двое отказались
от участия из-за болезни и один – из-за проблем с заключением договора на
обучение в институте.
В качестве подготовки к походу большинство участников
приняло участие в областных соревнованиях по технике туризма, также был
проведен краткий учебно-тренировочный выход для опробования
оборудования.
3.
Состав группы
№
ФИО
г.р.
Тур.
опыт
Должность
1
Затонский
Андрей Владимирович
1969
4п(р),
5п(у) Приполярный Урал
Руководитель,
завснар, казначей
2
Романова
Ольга Аркадьевна
1968
3п(у)
Вост. Саян
Завхоз
3
Русаков
Вячеслав Юрьевич
1984
2п(у)
Сев. Урал
Реммастер
4
Давыдова
Анастасия Владимировна
1973
3п(у)
Прип. Урал
Медик
5
Малышева
Ольга Владимировна
1974
3п(у)
Прип. Урал
Хронометрист
6
Гагарин
Дмитрий Евгеньевич
1985
2п(у)
Зап. Саян
7
Кокшаров
Сергей Николаевич
1962
3п(у) Зап. Саян
3п(р) Сев. Урал
4л(у) Вост. Саян
Фотограф
8
Кольчурина
Ольга Григорьевна
1985
2п(у)
Сев. Урал
4. Характеристика района путешествия
4.1. Общая географическая характеристика района
Полярным Уралом называется отрезок Уральского хребта от горы Константинов Камень на севере до г. Грубе-Из на юге. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к тундровым и таежным территориям Западно-Сибирской и Печерской низменности. Территория горной области Полярного Урала располагается на площади более 25 тыс. кв. км.
Полярный Урал по характеру рельефа и геологическому строению разделяется на Северную и Южную части. Северная часть Полярного Урала, по которой совершалось путешествие, расположена от железнодорожной ветки Сейда – Лабытнанги на юге до горы Константинов Камень и дальше до Карского моря на севере, и представляет собой систему коротких хребтов и массивов северного и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. Наряду с платообразными вершинами здесь широко развиты хребты с типичными альпийскими формами рельефа: наиболее красивы, с иззубренными острыми гребнями, пиками, глубокими карами и скалистыми отвесными склонами является хребет Оченырд, Горно-Хадатинский массив и хребты в районе Большого и Малого Щучьего озер. Также в рельефе выделяются хребты Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Енганэ-Пэ и другие. Склоны многих хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают прекрасные глубокие озера, ледники и снежники. Характерная особенность Северной части Полярного Урала – исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Относительная высота этих хребтов над долинами рек достигает 800…1000 метров, ширина долин – 3…4 км, а абсолютные высоты большинства перевалов не превышают 300 метров над уровнем моря. Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже Северной (до 25-30 км), носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинами рек и карами. По сравнению с Северной частью перевалы здесь расположены на значительно большей высоте.
4.2. Гидрография
Полярный Урал изрезан густой сетью рек, ручьев и временных водотоков, несущих свои воды на запад – в Печору, на север – в Байдарацкую губу и на восток в Обь. Горные реки отличаются большой водоносностью, бурным, стремительным течением, русла их полны порогов и перекатов; небольшие речки, особенно впадающие в Байдарацкую губу и реки бассейна Кары, прорезающие более твердые, трудно подающиеся размыву горные породы, нередко живописными водопадами низвергаются в глубокие ущелья. Наиболее бурные и порожистые участки с падением русла на несколько десятков метров на километр с быстрым течением (до 15-20 км/час) отличаются в местах прорыва рек через меридианальные хребты, гряды и увалы. В продольных долинах рек по выходе из гор на Печерскую и Западно-Сибирскую низменности течение становится гораздо спокойнее (1-2 км/час), а русло образует многочисленные извилины, острова и старицы.
Реки западного склона имеют большие уклоны русла и большие скорости течения, чем реки восточного склона Полярного Урала. Источниками многих рек являются тектонические, каровые или плотинные озера: Большое и Малое Щучьи, Усвато, Очеты и другие.
Большее время года реки покрыты льдом и только с середины июня по середину октября они освобождаются ото льда. Половодье сопровождается большим подъемом воды (до 5-7 метров) и заканчивается в первой половине июля. Большое препятствие и опасность для туристов представляет резкое поднятие уровня воды в реках в результате сильных дождей.
Озер на Полярном Урале великое множество, они придают особую красоту и прелесть горному пейзажу и просторам тундры. Только в горной области насчитывается более 3200 озер общей площадью 98 кв. км. Основная часть горных озер и наиболее крупные из них расположены в Северной, расширенной, части Полярного Урала. На западном склоне крупных озер мало и все они в основном ледникового происхождения (каровые озера, плотинные озера, мореные озера) В основном размеры горных озер невелики (не считая Большого и Малого Щучьего) – всего от нескольких сотен квадратных метров до 1…2 км2. Вода в озерах холодная и даже в самые жаркие дни температура верхних слоев воды не превышает 10-14 градусов.
На Полярном Урале существуют различные типы ледников – от присклоновых и висячих до каровых и карово-долинных. Все полярно-уральские ледники расположены на высоте всего 400 – 1000 метров над уровнем моря и сравнительно легко доступны. Они расположены много ниже климатической снеговой границы и питаются в основном навеянными снегами. Значительную роль в питании каровых ледников играют также лавины, сходящие с крутых склонов кара. Множество красивого и необычного есть на ледниках: и глубокие (до 40 метров) ледяные колодцы с низвергающимися в них ручьями, и 25-ти метровой ширины трещины, и отвесные обрывы льда у конца языка, и голубые ледяные гроты, и хаотическое нагромождение обломков скал в виде боковых и конечных морен в 50 метров высоты. Ледники Урала (как и в других районах) находятся в стадии отступания. Самый крупные ледники – ИГАН длиной 1,8 км и МГУ длиной 2,2 км, но несколько меньший по площади. Наибольшее число ледников сосредоточено в северной части Полярного Урала (68%) – в районах Хадатинских и Щучьих озер и на хребте Оче-Нырд.
4.3. Климат
Климат Полярного Урала резко континентальный. Зима на Полярном Урале длительная, с сильными морозами, обильными снегопадами и метелями. Она продолжается здесь 8…9 месяцев, в горах – на наиболее возвышенных плато зима примерно на месяц длиннее, но морозы слабее, чем на равнинах. В декабре – феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до –50…54 градусов, средняя температура в феврале примерно –19 градусов.
Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2…3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400…600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга наступает полярная ночь.
В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но по ночам еще мороз и средняя месячная температура воздуха отрицательна (–2 градуса на равнине, до –5 градусов в горах ). В июне ночью еще часты заморозки, но днем температура поднимается даже в горах до +20 градусов. Весна на Полярном Урале короткая, и быстро наступает лето.
Летняя погода на Полярном Урале непостоянна, в разные годы погода различна. Средняя температура самого теплого месяца (июля) изменяется от 12…14 градусов на равнинах и до 9…10 градусов на высоких плато. Август уже значительно прохладней. В конце месяца нередки ночные заморозки. Но все же среднемесячная температура в горах 5…7 градусов, на равнинах не ниже 10 градусов. На западном склоне весна наступает на 2 недели позже, чем на восточном, а лето значительно прохладнее, дождливее и короче. Различие в погоде и количестве осадков на западном и восточном склонах объясняется тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. В начале августа ночи становятся темными. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето. В конце сентября выпадает снег и начинает замерзать вода в озерах. Октябрь на Полярном Урале – глубокая зима с частыми метелями.
4.4. Растительность
Растительный мир Полярного Урала чрезвычайно разнообразен. В Южной части таежные леса, состоящие в основном из лиственницы и ели. Среди лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, на которых в изобилии растут черника, голубика и морошка. С подъемом в горы растительность становится все богаче и разнообразней. Встречаются участки тайги, смешанных лесов, высокогорной и арктической тундры, субальпийских и альпийских лугов. На европейском склоне верхнюю границу леса образуют редкие березовые и лиственничные рощицы, чередующиеся с кустарниковыми зарослями полярной березки, ивы, багульника, голубики и с пышными альпийскими лугами, пестрящими разнообразной окраской ярких цветов. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов климат становится очень суровым; здесь склоны хребтов покрыты обычно каменными россыпями (курумами), поросшими лишь мхами и лишайниками.
Растительность Северной части Полярного Урала значительно беднее Южной. По западному склону хребта леса совсем нет, а по восточному он встречается в долинах рек Пайпудына, Большая Хадата и поднимается до верховьев Щучьей и Байдараты. По безлесным равнинам растут в основном кусты ивы (тальника), полярной березки, мхи и лишайники, пышные травы и цветы (иван-чай, акониты, медвежьи дудки). Севернее в свои права вступает красавица тундра. В начале лета на теплых южных склонах и солнечных пригорках золотом горят крупные цветы сиверсии, полярного мака, лютиков и одуванчиков, кусочками небес светятся голубые колокольчики и незабудки, розовые камнеломки и белые цветки куропачьей травы – дриады – пестрят яркими красками, по болотам и мочажинам цветут осочки и пушицы. В конце лета поспевает много грибов и ягод (голубика, морошка, черника). Одновременно с этим, мы с удивлением наблюдали цветение кипрея, незабудок и ветреницы – события, на Северном Урале разделенные месяцами.
4.5. Животный мир
Своеобразие природы Полярного Урала определяет и животный мир. Для существования животного мира здесь очень суровые условия, но длинный полярный день и обилие корма позволяют животным завершить цикл размножения и за короткое полярное лето. Комары появляются уже в июне – после того, как установится теплая погода, и держатся до первых ночных заморозков в начале августа. В июле, в разгар комариного сезона, появляется мошка, оводы, слепни и мокрец. Наиболее часто встречающимися животными тундровой зоны являются: северный олень, волк, песец, горностай, рoсcомаха, заяц. Из птиц наиболее часто можно встретить белую тундровую куропатку, жаворонка, различных куликов. Из водоплавающей дичи обычны нырковые утки (турпан, морская чернеть, гага и другие) и гуси (гуменник, белолобая казарка). Из обычных уток шилохвость, из лебедей – лишь малый лебедь.
Основная рыба во всех горных реках и многих озерах – хариус (до 1,5-2 кг) и голец (тальма). В некоторых реках бассейна на Оби ловится таймень весом до 60 кг, пыжьян, сырок, щука, а в горных озерах водится налим.
4.6. История освоения района
Полярный Урал еще издавна привлекал человека обилием рыбы и пушного зверя, но освоение и заселение края из-за его отдаленности и отсутствия прямых водных путей связывающих его с центром страны шло очень медленно. Первое географическое описание и карта Полярного Урала были составлены лишь после обследования его территории Северо-Уральской экспедицией с1847 по 1850 годы. Сначала экспедиционные исследования были направлены в основном на изыскания возможных соединительных водных путей между Печерой и Обью через перевалы Полярного Урала. Всестороннее изучение природы и полезных ископаемых началось в 30х годах 20 века, когда в районе реки Воркуты были найдены богатейшие месторождения каменного угля. В 1941 году от Воркуты до Москвы была проложена железная дорога, а в 1948 – до Лабытнанги.
4.7. Население и населенные пункты
Коренное население края – коми, зыряне и ненцы. Основное занятие местных жителей – оленеводство, рыбалка и охота на пушного зверя. Города и поселки расположены вдоль северной железной дороги и ее ответвления к Лабытнанги. Не доезжая до Лабытнанги, от станции Обская проложена трансъямальская магистраль, район вокруг которой в настоящее время все больше и больше обустраивается. В 18-ти км от 6-го разъезда магистрали расположена фактория Лаборовая. Это поселок оленеводов, состоящий примерно из 20 домов. Председателем крестьянско-фермерского хозяйства «Надежда» фактории, а также владельцем вездеходов является «гений ненецкой литературы…, писательница, создавшая духовную историю прекрасного Ямальского края» Анна Павловна Неркаги (см. http://www.yamal.org/yanao70/kult/nerk.htm). Одновременно она, конечно, владелец и продавец магазина.
На самом севере района, в 12-ти км от устья реки Кары, расположен поселок Усть-Кара с вертолетным сообщением с Нарьян-Маром и вертолетно-вездеходным – с Воркутой. Он вытянулся на 1км. вдоль побережья Карского моря. В поселке имеется: 2 магазина, почта, больница, телеграф, телефон и баня.
Большая часть Полярного Урала совершенно не заселена. Летом кочуют оленеводы, по берегам рек встречаются рыбацкие домики. Из новых поселений мы побывали на фактории на берегу оз. Естото, открытой в этом году предпринимателем из Воркуты.
4.8. Варианты подъезда и отъезда.
До г. Ухта существует автомобильная дорога, дальше наземное сообщение возможно только по железной дороге. При заезде из Пермской области возникают дополнительные трудности, связанные с пересадкой в Котласе, где обычно нет билетов на север. Стандартная схема заброски на поездах выглядит так: Пермь – Киров – Котлас (поездом Киров-Котлас) – Печора, Инта, Воркута. Иногда в Котласе удается взять билеты на поезд Москва – Сосногорск, доехать им до Сосногорска, где билеты на север берутся уже без проблем.
Чтобы избежать проблем с пересадками, мы решили забрасываться на автомашине до Сыктывкара по дороге Соликамск – Коса – Сыктывкар. Это позволило сократить продолжительность заброски на сутки. Проблем с билетами на поезд Сыктывкар – Печора нет никогда. До Воркуты с утренним поездом ходит один прицепной купейный вагон.
Следует готовиться к тому, что за подвоз в районе Воркуты с туристов требуют просто бешеные деньги. Так, расценка на ГАЗ-66 составляет порядка 1000 рублей за 10 км. После длительной торговли нам удалось проехать несколько ближе к началу заявленного маршрута, 31 км вместо 47, за 2000 рублей. Вездеход стоит еще дороже. По сообщению Ю.Щеглова (scheglov@pcfarm.pnpi.spb.ru) с них в конце июля 2002 г. в Лаборовой запросили 10000 рублей до Большого Щучьего (60 км), а от станции Обская до Лаборовой довезли на нескольких машинах за 1000 рублей.
В пос. Полярный нет железнодорожной кассы, поэтому посадка в поезд Лабытнанги – Москва может оказаться непростой проблемой. В поезд Лабытнанги – Воркута, говорят, сажают легко. Проблем с билетами в Инте и Печоре мы никогда не испытывали. Сложнее уехать из Кирова до Перми, чем из района Воркуты – до Кирова.
5. Общие сведения о пройденном маршруте
При выборе маршрута мы прежде всего ставили своей целью ознакомиться с совершенно новым (в летнее время) для березниковцев районом – северной частью Полярного Урала. В результате поиска информации в Internet оказалось, что большая часть размещенных сведений относится к походам, проводимым зимой (апрель-май). Так, не удалось найти данные о сложности некоторых перевалов в летнее время. Соответственно, нитка маршрута была составлена таким образом, чтобы всегда оставалась возможность воспользоваться некоторым запасным вариантом, например, более простым перевалом. Вблизи основной линии движения было заявлено несколько интересных вершин на случай, если хорошая погода и фактический график движения позволят на них взойти.
Исследование информации о районе показало, что, несмотря на его освоенность туристами, некоторые важные перевалы, очень сокращающие путь между узловыми точками района, либо не пройдены летом, либо информация об этом не размещена в Сети. Исходя из этого, мы поставили себе задачу пройти и описать, например, перевал от оз. М. Щучье в верховья Малой Кары и двойной перевал из верховьев Малой Усы на ручей Бурный.
Из-за очевидной безлесности района в состав снаряжения включили два примуса. Количество бензина рассчитали на ¾ готовок, планируя хотя бы на ¼ обойтись костром. После консультаций с местными жителями (см. в описании маршрута) так наловчились использовать подножное топливо, что из 10,5 л бензина, взятых с собой, к моменту окончания похода осталось 2 л.
Для определения высоты и положения группа использовала GPS фирмы GARMIN модели eTrex.
6. Изменения заявленного маршрута
При составлении заявки в нее были включены все возможные варианты радиальных выходов, изначально возможные только при хорошей погоде и отсутствии отклонений от графика. О вершинах Обручева, 1343 м и Хойды-Пэ имелась только информация зимнего времени, поэтому досконально планировать летние восхождения не представлялось возможным.
Во время похода основное изменение маршрута – заход в район Щучьих озер не через истоки М. Усы, а через Нгода-Яху – было вызвано наличием каньона и весьма крутых бортов ручья, л. пр. р. Хадата, по которому предполагалось подниматься на перевал к М. Усе. На наших картах эта особенность не была обозначена, сведений о прохождении этого перевала в Internet не обнаружилось. После просмотра долины ручья было решено пройти этот перевал в обратном направлении (вместо пер. Неожиданный), и двигаться к р. Щучьей через руч. Ворга-Шор и р. Нгода-Яха. Это изменение увеличивало километраж маршрута, поэтому вместо линейного прохождения пер. Ураганный оказалось разумным совершить кольцевой радиальный выход через исследуемый перевал на М. Кару с заходом на пер. Ураганный. Поскольку было решено возвращаться по М. Усе, прохождение Ураганного означало бы протяженный подъем в верховья М. Усы через болота в районе оз. Усвато, в чем не было никакой необходимости.
За весь поход ни одного дня не обошлось без дождя (слабого или сильного), от большинства радиальных выходов (в т.ч. всех вершин 2А) пришлось отказаться. Мы не посчитали себя достаточно подготовленными для восхождения на неизвестные вершины 2А в облачности и под дождем. Не удались также восхождения на вершины 1Б Хойды-Пэ и Пендирма-Пэ – на первую из-за большой потери времени на подходе к пер. Ураганный под дождем, на вторую из-за тундровых пожаров, дым которых ограничил видимость до нескольких сотен метров. Тем не менее, основная цель похода – знакомство с новым районом и прохождение не описанных перевалов – от этого не пострадала.
7. Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия
Категория трудности
Длина препятствия (для протяженных)
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, и т.п.)
Переправа ч/руч. Золотой
н/к
100 ´ 0.4 м
Переправа ч/р. Б.Пайпудына
н/к
15 ´ 0.4 м
Растительный покров перед водоразделом на р. Б. Уса
1А
2
Переправа через протоку между озерами перед водоразделом
н/к
5 ´ 0.5 м
Болота на водоразделе
н/к
2
г. Харнаурды-Кеу
1А
1246 м
Осыпь
н/к
2
Осыпь
1А
2
Снег
1А
2
Пер. ИГАН
1Б
680 м
Осыпь
н/к
1
Осыпь
1Б
1,5
Болото на водоразделе руч. Ворга-Шор и р.Нгода-Яха
н/к
3
Переправа ч/руч. пр. пр. р.М.Щучья
н/к
10 ´ 0.5 м
Пер. б/н с пр. пр. р. М. Щучья на пр. пр. р. М.Кара
1Б
748 м (первопрохождение?)
Осыпь
н/к
1
Осыпь
1А
3
Осыпь
1Б
1,5
Лед
н/к
0,5
Каньон на пр. пр. р. М.Кара
н/к
Осыпь
н/к
1
Каньон на р. М. Кара ниже озер под лед. Карский
1А
Осыпь
2А
0,5
Пер. Ураганный
1Б
736 м.
Осыпь
1Б
2
Пер. б/н с р. М. Кара на оз. М. Щучье
н/к
464 м
Осыпь
н/к
1
Болото на берегу оз. М. Щучье
н/к
3
Переправа ч/руч. пр. пр. р М.Щучья
н/к
15 ´ 0.5 м
Болото на водоразделе М. Щучья – М. Уса
н/к
2
Переправа ч/р. М. Уса
1А
25 ´ 0.7 м
Осыпь
1А
0,3
Болото в истоке р. М. Уса
н/к
4
Пер. «Бурный»
1Б
664 м (первопрохождение?)
Осыпь
н/к
3
Осыпь
1Б
1
Осыпь
2А
0,5
Каньон на руч. Бурный
1А
Осыпь
1А
2,5
Болото на зап. берегу оз. М.Хадытаюганлор
н/к
3
Болото на юж. берегу оз. М.Хадытаюганлор
1А
1
Болото на л. б. руч. Изъяшор
н/к
8
Переправа ч/руч. Изъяшор
1А
60 ´ 0.6 м
Пер. б/н с руч. Изъяшор на р. Б. Уса
н/к
656 м
Осыпь
н/к
4,5
Переправа ч/р Б. Уса
1Б
45 ´ 1.3 м
Болота на водоразделе Б. Уса – Б. Пайпудына
н/к
2
Пер. б/н с пр. пр. р. Б. Пайпудына на руч. Естовис
1А
585 м
Осыпь
н/к
3
Осыпь
1А
0,5
Болото перед оз. Естото
н/к
1
Осыпь на берегу оз. Естото
н/к
1,5
Лес в верховьях руч. Бадьяшор
1А
2
Переправа ч/руч. пр. пр. руч. Бадьяшор
н/к
8 ´ 0.4 м
Пер. б/н с пр. пр. руч. Бадьяшор на руч. Дальний
н/к
845 м
Осыпь
н/к
3
верш. 1129
1А
1129 м. В зачет за верш. н/к при оценке сложности согласно п. 3.8 Методики категорирования пешеходного маршрута
Осыпь
н/к
3
Осыпь
1А
2
Переправа ч/р М. Пайпудына
н/к
30 ´ 0.5 м
Переправа ч/р М. Пайпудына
н/к
40 ´ 0.5 м
Лес на р. М. Пайпудына
1А
2
8. График движения
Дата
Нитка маршрута
Километраж по карте
Километраж с учетом к-та 1.2
Чистое ходовое время, ч.мин
Характер пути (описание препятствий)
Способ переме-щения
Осадки (утро, день, вечер)
02.08
г. Березники – п. Уролка – п. Коса – п. Гайны – п. Усть-Черная – с. Кажим – с. Визинга – г. Сыктывкар
а/м
02.08 03.08
ст. Сыктывкар – ст. Печора
поезд 656 Сыктывкар – Печора, общий вагон, 110 руб/чел
поезд
03.08 04.08
ст. Печора – ст. 110 км
поезд 120 Москва – Лабытнанги, плацкартный вагон, 193 руб/чел
поезд
05.08
р. М. Пайпудына – руч. Мраморный
ГАЗ-66, 31 км, 2000 рублей
а/м
1
руч. Мраморный – руч. Золотой – р. Б. Пайпудына
11
12
3:24
По тундре до переправы через руч. Золотой, дальше по болотистой вездеходной дороги до ее отворота в сторону Лонготьегана. Свернули с дороги и вышли на л.б.р.Б.Пайпудына
пешком
ясно, изморось, ясно
2
06.08
Водораздел – р. Б. Уса
15
18
3:34
По тундре и тальникам вышли к водоразделу, несколько раз перейдя реку. От водораздела вездеходная дорога, которая временами уходит в болото, приходится обходить по гривам ближе к хребту
пешком
дождь,
дождь,
изморось
3
07.08
р. Б. Уса
12
14
2:42
За руч. Перевальный дорога пропала, движение по тундре и холмам, дальше траверс крутого л.б. перед расширением долины.
пешком
пасмурно, изморось, пасмурно
4
08.08
г. Харнаурды-Кеу (1А, 1246) – руч. Гэна-Хадата
10
12
6:40
По тундре и осыпям под начало подъема. Подъем на вершину крутой осыпной, дальше снеговое плато (глубина снега до колена), дальше крутой заснеженный подъем. После спуска через осыпной водораздел и дальше по тундре.
пешком
ясно,
ясно, изморось
5
09.08
пер. ИГАН (1Б, 680) – р. Хадата – руч. Ворга-Шор
12
13
4:05
Подъем на перевал осыпь н/к, спуск по крутой живой осыпи между скальных выходов. Переправа на лодке. Дорога вдоль л.б. р.Хадата, дальше по пр.б. руч. Ворга-Шор
пешком
ясно,
дождь,
дождь
6
10.08
р. Нгода-Яха – р. М. Щучья
25
26
4:33
по дороге по л.б. руч. Ворга-Шор до заболоченного водораздела, дальше дорога по л.б. р. Нгода-Яха ведет на слияние Б. и М. Щучьей. Свернули с дороги и по тундре через тальники вышли на М. Щучью
пешком
дождь, дождь, пасмурно
7
11.08
р. М. Щучья – пр. пр. р. М. Щучья
10
11
2:05
По дороге, обходя болота, до ручья ниже оз. М. Щучье
пешком
ясно, изморось, дождь
8
12.08
пер. б/н (1Б, 748) – р. М. Кара – пер. Ураганный (1Б, 736, рад.) – пер. б/н (н/к, 464) – оз. М. Щучье
26
31
9:40
Под перевал траверсом осыпного л.б. ручья. Перевальный взлет по средней осыпи и через язык ледника. Спуск по живому осыпному выкату до 40°, дальше через несложный каньон вдоль ручья. Выход к озерам под Ураганным через узкий каньон траверсом очень крупной живой осыпи над непрочным снеговым мостом. Подъем на Ураганный по крутой плотной осыпи. Вдоль М. Кары по тундре до озер под перевалом к М. Щучьему. Короткий подъем по крупной плотной осыпи (до 25°), спуск по мелкой осыпи с зеленками. Вдоль берега М. Щучьего по заиленным осыпям и болотам.
пешком
ясно, пасмурно, дождь
9
13.08
Отсидка
ливень
10
14.08
Р.М.Щучья – пр.пр. р. М. Уса
8
9
2:20
По дороге от озера, дальше через тундру на водораздел. Спуск по зеленкам до 15°.
пешком
дождь, изморось, изморось
11
15.08
р. М. Уса – пер. б/н («Бурный», 1Б, 664) – руч. Бурный
16,5
20
6:40
По тундре до переправы через р. М. Уса (вброд выше колена, течение сильное). Дальше по тундре под двойной перевал. Первый взлет травянистый, спуск к ручью и второй взлет из средней плотной осыпи. Спуск на руч. Бурный в обход каньона по пр. б. по очень живой средней осыпи, маневрируя между скальными выходами, дальше по осыпям и зеленкам.
пешком
изморось, дождь,
дождь
12
16.08
р. Хадата – оз. М. Хадатаюганлор – болота в истоках р. Хадата
14
15
5:05
По каньону руч. Бурный до озера. Дальше по дороге на западном берегу, она теряется, пройдя половину озера, переходит в зеленки, болота, плоские осыпи. Болото южнее озера по средней части непроходимо!
пешком
ясно,
дождь, ливень
13
17.08
Водораздел – руч. ИзъяШор – руч. из-под перевала на Б. Усу
14
17
4:13
Болото обходится только по западной кромке! Дальше без дороги, ближе к переправе – через высокую березку и тальники. За 2...3 км до переправы появляется оленья тропа. После переправы тропа ведет в щель в хр. Изъя-Хой
пешком
дождь, дождь,
ясно
14
18.08
Пер. б/н (н/к, 656) – р. Б. Уса – руч. из-под перевала на Есто-То
13
15
4:49
Выход на перевал по руслу ручья, спуск по л.б. в обход каньона. Переправа через Б. Усу выше каньона (глубина по грудь, течение умеренное). Далее по тундре и через осыпной водораздел до перевального ручья.
Подъем на перевал по очень крупной плотной осыпи (скальным выходам), дальше в обход озера и по мелкой осыпи на седло. Спуск по средней плотной осыпи на зеленки, дальше по пр.б. ручья. Ниже первого озера местами попадается дорога.
пешком
изморось,
дождь, ливень
16
20.08
Оз. Есто-То – руч. Бадья-Шор
14.5
17
4:05
Обход озера с востока и юга по осыпям. Дальше по тундре выше кустов на пр.б. руч. Бадья-Шор. В верховьях через плотные тальники и высокую березку.
Подъем на перевал по плотной осыпи. Выход на вершину через крупноосыпной перешеек между карами, подъем по крупной, местами живой осыпи. Спуск с перевала по средней, местами живой осыпи до озера, дальше по пр.б. руч. Дальний по осыпям. Вдоль М. Пайпудыны сначала по тундре, затем по хорошей дороге через переправу на л.б.
пешком
изморось, ясно,
дождь
18
22.08
Вдоль р. М. Пайпудына до разрушенного моста.
9
10
2:53
Первый переход по хорошей дороге до переправы на пр.б. Вскоре после балка дорога теряется, двигались по высоким кустам через множество ручьев и проток.
пешком
изморось, ясно, пасмурно
19
23.08
Пос. Полярный, ст. 110 км
3
3
0:40
По хорошей сухой дороге до станции
пешком
пасмурно
ст. 110 км – ст. Инта
поезд 119 Лабытнанги - Москва, плацкартный вагон, 170 руб/чел
поезд 374 Москва - Томск, купейный вагон, 220 руб/чел
поезд
г. Пермь – г. Березники
а/м
а/м
ИТОГО
238,5
272
76:06
9. Таблица высот и координат
Дата
Время
Место
N
E
H
04.08.02
19:05
пос. Полярный
67 ' 03,906
65 ' 21,393
131
19:50
мост на р. М. Пайпудына
67 ' 04,976
65 ' 21,393
145
05.08.02
9:46
брод через р. Б. Пайпудына
67 ' 15,130
65 ' 43,736
199
12:23
брод через руч. Золотой
67 ' 17,141
65 ' 46,934
255
15:59
отворот с дороги к устью ручья
67 ' 19,057
65 ' 51,986
303
06.08.02
10:02
коса на Б. Пайпудыне
67 ' 19,877
65 ' 51,535
266
12:35
обед на озерах перед водоразделом
67 ' 23,451
65 ' 51,471
299
16:55
ночевка на Б. Усе перед чумом
67 ' 26,804
65 ' 54,996
332
07.08.02
11:42
водопады на Б. Усе
67 ' 27,620
65 ' 55,750
349
13:48
обед
67 ' 29,755
65 ' 58,547
377
17:28
стоянка перед поворотом Усы
67 ' 31,055
66 ' 02,344
454
08.08.02
10:50
сбоку от пер. на Гэна-Хадату
67 ' 32,379
66 ' 01,766
525
12:22
точка хранения рюкзаков
67 ' 33,182
66 ' 02,047
603
15:10
г. Харнаурды-Кеу
67 ' 34,381
65 ' 59,203
1251
09.08.02
11:15
пер. ИГАН
67 ' 34,823
66 ' 02,839
768
17:45
отворот с дороги к Ворга-Шору
67 ' 36,458
66 ' 08,536
211
18:50
стоянка на Ворга-Шоре
67 ' 37,373
66 ' 11,771
248
10.08.02
11:52
чумы на водоразделе
67 ' 40,199
66 ' 15,942
379
18:32
перегиб с Нгода-Яхи на Щучью
67 ' 46,965
66 ' 23,938
319
20:00
стоянка на М. Щучьей
67 ' 47,293
66 ' 22,260
246
11.08.02
15:21
южная оконечность оз. М. Щучье
67 ' 47,311
66 ' 12,333
277
12.08.02
11:00
озеро под перевалом
67 ' 48,725
66 ' 06,109
709
11:30
перевал б/н
67 ' 48,725
66 ' 05,454
748
13:26
спустились на М. Кару
67 ' 49,277
66 ' 03,292
439
15:10
пер. Ураганный
67 ' 48,663
66 ' 00,646
736
16:14
щель на выходе из озера
67 ' 48,959
66 ' 02,175
563
16:38
М.Кара, перекус
480
озеро под перевалом
315
18:29
пер. на М. Щучье
464
15.08.02
11:28
стоянка на притоке М. Усы
67 ' 45,203
66 ' 11,299
304
13:23
переправа через М. Усу
67 ' 42,701
66 ' 10,110
441
пер. Бурный
67 ' 39,123
66 ' 02,605
664
16.08.02
11:30
стоянка на руч. Бурный
67 ' 38,913
65 ' 59,616
377
12:50
оз. М. Хадытаюганлор
67 ' 37,491
65 ' 56,906
211
17.08.02
11:20
стоянка над болотами
67 ' 34,303
65 ' 48,505
224
16:30
переправа через руч. Изъяшор
67 ' 27,598
65 ' 47,109
214
18.08.02
12:12
перевал б/н
67 ' 26,274
65 ' 47,359
656
14:20
переправа через р. Б. Усу
67 ' 24,628
65 ' 48,077
315
16:39
ручей под перевалом на Естото
67 ' 22,288
65 ' 45,662
425
19.08.02
10:40
стоянка с грудой бутылок
67 ' 21,994
65 ' 45,225
462
11:32
перевал б/н
67 ' 21,471
65 ' 43,193
585
20.08.02
оз. ЕстоТо
67 ' 19,715
65 ' 37,663
247
21.08.02
стоянка под перевалом
67 ' 14,919
65 ' 26,201
400
11:35
перевал б/н
67 ' 23,428
65 ' 24,322
845
13:04
вершина 1129
67 ' 12,959
65 ' 21,010
1127
ночевка перед руч. Олений
67 ' 08,928
65 ' 22,815
319
22.08.02
переправа через р. М. Пайпудына
67 ' 08,153
65 ' 19,964
330
мост на р. М. Пайпудына
67 ' 05,303
65 ' 20,800
145
10. Хронометраж и описание маршрута
02 августа 2002 г.
Выехали из г. Березники в 7-40 на вахтовке «Урал». Дорога от Березников до Сыктывкара была не знакома никому (включая водителя), однако, здравого смысла, атласа Пермской области и дорожных указателей оказалось вполне достаточно, чтобы успешно прибыть в пункт назначения. Столь экзотический метод начала заброски был выбран, поскольку имелся неоднократный печальный опыт битв за билеты в северном направлении в Кирове и Котласе. При подготовке похода мы предположили, что уехать из Сыктывкара до Печоры не составит труда, а в этих широтах никогда не наблюдались проблемы с билетами на север (как, впрочем, и в сторону Кирова). Ехали до Сыктывкара следующим образом:
Время (местное)
Место
Километраж
Состояние дороги
Скор. (км/ч)
7-40
Березники
0
9-30
д. Уролка
90
асфальт, хорошая грунтовка
60
10-55
Сломался палец крепления тяги среднего моста
12-35
Поломку устранили
13-10
пос. Коса
158
разбитая грунтовка
30
14-55
пос. Гайны
240
хорошая грунтовка
60
15-40
переправа ч/р Кама
262
хорошая грунтовка
60
17-45
д. Усть-Черная
350
грунтовка
40
18-00
Перекус до 18-35
20-13
д. Кажым
404
за дер. Парманка разбитая песчаная дорога, хотя и проходимая даже для легкового автомобиля
25
22-45
пос. Визинга
529
асфальт
60
24-35
г. Сыктывкар
604
асфальт
60
А/м «Урал» для заброски выбрали, потому что не имели информации о состоянии дороги. Рациональнее было бы ехать на более быстроходном транспорте («ПАЗ», «КАВЗ»), потому что большая часть пути проходит по асфальту, и даже самый плохой участок дороги (от дер. Парманка до дер. Кажым) вполне проходим даже на «Жигулях» – по дороге мы встретили несколько легковушек.
В целом, такой способ начать заброску оказался очень рациональным и может быть рекомендован для жителей Пермской области, старающихся попасть на Полярный или Приполярный Урал. В поездах Сыктывкар-Печора есть общие вагоны, и нет никакой проблемы уехать. В сутки идут два поезда – в 9-20 и 22-45 (здесь и дальше время московское). Правильнее ехать на поезде в 9-20 – меньше ждать воркутинских поездов в Печоре. Однако для заброски на Приполярный Урал вполне подходит и поезд 22-45, потому что через час после его прибытия в Печору идет местный поезд Печора – Сивая Маска, на котором можно доехать до Кожим-Рудника, Косью, Инты и других точек начала маршрута.
Поскольку время не позволяло взять билеты в кассах, мы уехали из Сыктывкара по согласованию с начальником поезда по 110 рублей с человека.
11. Оценка сложности похода
Для расчета пеших и пеше-водных походов (питание, снаряжение, маршрут и т.д.) разработана свободно распространяемая программа, размещенная на сайте http://zxenon.narod.ru. Она использовалась как при подготовке похода, так и при оценке его сложности. Результат оценки приведен ниже.
Программа ~ПОХОД~ 0.1 (С) Затонский А.В., 2001 г.
выведено 03/09/2002 15:04:39
Оценка сложности похода Полярный Урал, 2002
Основание для оценки: фактически пройденный маршрут
· Комплект для заклейки резиновых изделий (автомобильный)
15. Аптечка
Перевязочные материалы
Бинт стерильный 5...7 (3 шт)
Бинт стерильный 10...14 (3 шт)
Бинт нестерильный 5...7 (3 шт)
Бинт нестерильный 10...14 (3 шт)
Вата (2*50 гр)
Бинт эластичный (5 м)
Лейкопластырь 3 см *50 м (2 шт)
Лейкопластырь бактерицидный большой (4 шт)
Лейкопластырь бактерицидный малый (8 шт)
Жгут
Обеззараживающие средства и мази
Йод 5% (30 мл)
Перманганат калия (5 гр)
Линимент синтомицина (30 гр)
Финалгон
Вазелин
"Золотая звезда"
Хлоргексидин
Пантенол
Фурацилин N20
Санорин
Лекарства различного назначения
Валидол N30
Корвалол 15 мл
Нитроглицерин N20
Фталазол N30
Левомицетин N20
Фестал N30
Лоперамид N20
Но-шпа N40
Сульфадимезин N40
Эритромицин N40
Аспирин импортный N50
Анальгин N40
Темпальгин N10
Прочее
Нашатырный спирт 10% (20 мл)
Поливитамины (аэровит) (200 драже)
Витамин С N100*0.1 гр
Спирт 500 мл (из общего количества)
Общественная косметика и принадлежности
Термометр в твердом пенале
Пинцет
Скальпель
Ножницы хирургические
Зеркало (маленькое)
Мыло антибактериальное
16. Продуктовое обеспечение
При составлении раскладки на этот поход в порядке эксперимента решили увеличить вес продуктов от обычного (600…650 граммов на человека в день) до 750 граммов. Результат нас приятно удивил. Несмотря на 2…2,5 лишних килограмма в рюкзаке на входе, идти маршрут с такой раскладкой оказалось легче, чем с предельно легкой. Обострения чувства голода не возникали, все участники остались довольны питанием. Оно оказалось сытным, хорошо наполняло желудок и было почти сбалансированным по отношению белки : жиры : углеводы. Общая схема раскладки была принята следующая:
Продукт
Вес, гр
Белки, гр
Жиры, гр
Углеводы, гр
Ккал
Говядина тушеная в суп 1/6 банки (325 гр) на человека
55
8,80
8,25
0,55
121,00
Свинина тушеная в рожки, кашу, пюре 1/3 банки на человека
100
13,43
27,81
0,36
315,20
Суп пакетный с мясом 1/3 пакета (100, 120 гр) на человека
35
4,20
3,50
15,40
112,00
Рожки 70 граммов на человека + 20 граммов в суп
90
8,41
0,76
64,11
304,38
Крупа (рис, греча, ячка, пшеничная, полтавка, чечевица) варимая в пакетах
100
6,40
0,92
72,04
330,20
Молоко сухое в кашу
20
7,60
0,20
10,00
116,00
Шоколадный батончик на завтрак и перекус
75
7,80
21,30
16,28
378,00
Печенье на перекус
50
6,00
5,00
30,00
205,00
Сахар в день
70
0,00
0,00
69,23
283,85
Сало на перекус
50
0,90
40,00
0,00
385,00
Масло топленое в кашу
15
0,00
14,11
0,00
131,21
Сухари 6 штук в день на человека, буханка делится на 40 сухарей
50
6,28
0,73
41,07
200,88
Карамель на день в карман
20
0,10
2,00
16,00
66,00
Чай, соль, специи
25
ИТОГО
750
1,00
1,78
4,79
2948,72
Дополнительно к указанному в фонде завхоза были взяты в небольших количествах майонез, приправы, сухие соки “Zuko”, перевальные шоколадки и сюрпризные продукты.
Такая раскладка обеспечила при стоимости продуктов (с учетом заезда и отъезда) порядка 1200 рублей на человека полноценное и разнообразное питание по схеме:
перекус – сало (или варено-копченая колбаса в начале похода), печенье или халва, растворимый сок. Перекус делали, если не было возможности быстро вскипятить воду для супа или не позволяло время.
ужин – каша (рожки, пюре) с тушенкой.
на день выдавались карамельки «в карман».
На практике сделать столько обедов, сколько запланировали, не удалось, их заменили перекусами. Для запасных дней питания взяли тушенку, сало, запас сухарей, чай, сахар. Общий вес продуктов составил 16 кг на человека на 18 дней + 2 запасных.
17. Итоги, выводы, рекомендации по маршруту.
Основную цель похода считаем достигнутой. Знакомство с новым для туристов нашего города районом пеших походов состоялось. Пройдено несколько не описанных перевалов, разумно сокращающих путь между узловыми точками района. Особенно стоит отметить перевал, через который можно быстро попасть от южной оконечности озера М. Щучье в район истоков Малой Кары и окрестных вершин. Несмотря на стабильно плохую погоду, удалось взойти на две интересные вершины.
В целом, впечатление от района очень благоприятное. Вероятно, он очень подходит для походов экспедиционного типа с многочисленными радиальными выходами от базового лагеря, например, в районах Оче-Нырда, верховьев Кары (массив Хойды-Пэ), Горно-Хадатинском (верш. 1343, Обручева и другие). Было очень жалко проходить по болотам мимо столь прекрасных гор. Но чрезвычайная изменчивость погоды заставляет тщательно продумывать возможности «аварийного» отступления со сложных вершин. Так, в районе оз. М. Хадытаюганлор, на наших глазах погода с абсолютно чистого неба и почти штиля за 40 минут изменилась до ливня со штормовым ветром.
Местное население (жители чумов) благожелательно относится к туристам. Жители поселков (и, по слухам, Воркуты) видят в туристах источник наживы, который сам Бог велел ободрать интенсивнее. Из особенностей следует отметить, что у местных желательно спрашивать разрешение на фотосъемку стойбища и оленей – есть какие-то предрассудки, на основании которых иногда это не разрешают. Основным продуктом питания у них является оленье мясо, которого, вероятно, настолько много, что им охотно делятся с туристами. Причем самым ценным является не мясо в нашем понимании, а субпродукты (печень, сердце, язык) и реберное мясо. По нашим наблюдениям, спирт выпрашивают, если в стойбище нет женщин. Вероятно, они не одобряют. Для приветливых жителей хорошо бы иметь какие-то легко носимые сувениры, наподобие красивых канцтоваров, косметики, украшений и т.п.
19. Картографические материалы, использованные в походе
На западную часть хребта у нас были цветные километровые карты, распечатанные с компакт-диска. На восточную часть – несколько черно-белых листов плохого качества и разного масштаба. Копии всех использованных карт приведены в приложении к отчету.
20. Расписания поездов по станциям района путешествия
№
Маршрут
Отправление
Прибытие
Сыктывкар
956Я
СЫКТЫВКАР -ПЕЧОРА
08.50
00.11
656М
СЫКТЫВКАР -ПЕЧОРА
22.45
12.54
Печора
955Я
ПЕЧОРА -СЫКТЫВКАР
01.08
16.35
630Я
ПЕЧОРА -СИВ МАСКА
13.20
22.15
655Ч
ПЕЧОРА -СЫКТЫВКАР
14.28
06.05
629Я
СИВ МАСКА -ПЕЧОРА
04.20
12.23
187В
С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА
01.18
10.10
385Г
ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по нечетным)
01.38
06.10
176Я
МОСКВА ЯР –ВОРКУТА (вагон до Лабытнангов)
02.22
11.57
175М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
03.30
15.07
041М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
04.00
11.21
042В
МОСКВА ЯР -ВОРКУТА
05.26
13.15
187Я
ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ
06.20
22.57
120Ч
МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ
07.33
20.28
386Г
ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА
19.52
05.37
119Ч
ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР
21.17
05.18
284Й
АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА
23.22
08.24
283Й
ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)
23.57
06.20
Инта
041М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
00.29
11.21
187Я
ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ
02.22
22.57
284Й
АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА
03.02
08.24
633Я
ВОРКУТА – ИНТА
05.00
11.58
187В
С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА
05.02
10.10
176Я
МОСКВА ЯР –ВОРКУТА (вагон до Лабытнангов)
05.56
11.57
629Я
СИВ МАСКА -ПЕЧОРА
08.00
12.23
042В
МОСКВА ЯР -ВОРКУТА
08.40
13.15
120Ч
МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ
10.45
20.28
634Я
ИНТА – ВОРКУТА
13.00
20.00
119Ч
ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР
17.35
05.18
630Я
ПЕЧОРА -СИВ МАСКА
18.12
22.15
283Й
ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)
20.15
06.20
385Г
ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по четным)
21.16
06.10
386Г
ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА
23.40
05.37
175М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
23.47
15.07
Сейда
041М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
20.53
11.21
187Я
ВОРКУТА -С-ПЕТЕР-ГЛ
22.38
22.57
284Й
АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК) -ВОРКУТА
06.43
08.24
633Я
ВОРКУТА – ИНТА
06.45
11.58
187В
С-ПЕТЕР-ГЛ-ВОРКУТА
08.27
10.10
176Я
МОСКВА ЯР –ВОРКУТА
10.15
11.57
953M
ВОРКУТА – ЛАБЫТНАНГИ
11.30
18.08
120Ч
МОСКВА ЯР -ЛАБЫТНАНГИ
13.57
20.28
634Я
ИНТА – ВОРКУТА
18.01
20.00
953Р
ЛАБЫТНАНГИ - ВОРКУТА
18.01
20.00
119Ч
ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР
13.58
05.18
283Й
ВОРКУТА –АДЛЕР (НОВОРОССИЙСК)
16.43
06.20
385Г
ВОРКУТА -ГОРЬКИЙ М (по четным)
17.44
06.10
386Г
ГОРЬКИЙ М -ВОРКУТА
04.00
05.37
175М
ВОРКУТА -МОСКВА ЯР
19.28
15.07
Собь
119Ч
ЛАБЫТНАНГИ-МОСКВА ЯР
09.42
05.18
953Р
ЛАБЫТНАНГИ - ВОРКУТА
11.48
20.00
953M
ВОРКУТА – ЛАБЫТНАНГИ
15.45
18.08
120Ч
МОСКВА ЯР –ЛАБЫТНАНГИ
18.05
20.28
Комментарии:
Ваш комментарий:
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].