Отчет о велопоходе 5 к. с. по Камчатке

• Бирючёв Леонид руководитель
  • Симашов Геннадий

Нитка маршрута:

ЕЛИЗОВО - ПАРАТУНКА - ЕЛИЗОВО - ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ - УСТЬ-КАМЧАТСК - р. РАДУГА - подножье влк ШИВЕЛУЧ - р. МУТНАЯ -КЛЮЧИ - СУХАЯ РЕЧКА - МАЙСКОЕ - КОЗЫРЕВСК - КРАКЧА - КРАПИВНОЕ - АНАВГАЙ - ЭССО - р. БЫСТРАЯ - р. КАДАР - р. ОКУРА - р. БЫСТРАЯ (ХАЙРЮЗОВКА) - р. БАБАВ - р. КЕТАЧАН- р. АГА - р. КОПЫЛЬЁ -- МИЛЬКОВО - ПУЩИНО - ГАНАЛЫ - МАЛКИ - с. БОЛЬШЕРЕЦКИЙ СОВХОЗ - СОКОЧ - сан. НАЧИКИ - ЕЛИЗОВО - приют АВАЧИНСКИЙ - влк АВАЧИНСКАЯ СОПКА - приют АВАЧИНСКИЙ - ЕЛИЗОВО

Характер пути активной части маршрута:
                                                                           км                                        Кол-во суток
Велосипедная часть маршрута                        880                                                 3
Пеше - велосипедная часть 264                         7
Пеше - горная часть                                           16                                                  1
Водная часть /сплав/                                        100                                                  3
Всего                                                                 1260                                                24

Кроме того по Камчатке:
км
на пароме 12
на автомобиле 66
на теплоходе 600
Всего 680

Мой спидометр "накрутил" по Камчатке 1281 км
Немаршрутных километров 137 км
ОПИСАНИЕ ПОДЪЕЗДОВПроезд к началу маршрута:Свердловск и Хабаровск.
Самолёт ТУ-154, рейс 2883, вылет 1 августа в 9ч 20мин
Хабаровск - Петропавловск (аэропорт Елизово).
Самолёт ИЛ - 62, рейс 3883, вылет 2 августа в 00ч 55мин
Проезд внутри маршрута:Петропавловск - Усть-Камчатск. Теплоход "Петропавловск".
Отход 4 августа в 19ч 00мин. Приход в18ч 00мин 5 августа.
Проезд обратно:Петропавловск - Хабаровск.
Самолёт ТУ - 154, рейс 3886, вылет 31 августа в 00ч 15мин.
Хабаровск - Свердловск.
Самолет ТУ - 154, рейс 2884, вылет З1 августа в 19ч 05 мин.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

дни пути

дата

участок пути

Км-ж

характеристика пути

1 03.08.88 Елизово – Паратунка –Елизово - ручей 85 Рельеф слабо и (сильно) срёдне пересечённый. Асфальт хорошего качества

2    04.08.88     Ручей-Петропавловск 5   0

3 04-05. 08.88 Петропавловск - Усть-Камчатск 500 Теплоход

05.08.88     Усть-Камчатск-33-ий км дороги     33     Рельеф ровный. Щебень среднего качества

4     06.08.88     33-ий, км - 53-ий км     20

53-ий км - р. Мутная     28     Вездеходный след. Болото, броды, растительность, рельеф средний

5     07.08.88     р Мутная - избушка     14,5

6     08.08.88     Избушка - выход на лесовозную дорогу     18

Лесовозная дорога - Ключи     61     Рельеф средне пересечённый. Пепел. Колёса вязнут

7     09.08.88     Ключи - Сухая Речка     36

8     10.08.88     Сухая Речка – Крапивная     66     Проехали на машине

Крапивная - ручей у перекрестка дорог     27     Стали встречаться подъемы 10-14% крутизной и длиной до 1 км

9     11.08.88     Ручей - Эссо     66

10     12.08.88     Эссо - р Быстрая     32     Рельеф среднепересечённый. Вездеходный след, тропы. Болото, ямы, реки, ручьи, труднопроходимая растительность

11     13.08.88     р Быстрая - р Окура     41

12     14.08.88     р Окура - ручей     33

13     15.08.88     ручей - р Ага     26

р Ага - приток р Копыльё     10     Рельеф слабо иногда сильно пересечённый. Щебень, грунт

14     16.08.88     Приток р Копыльё -ручей     84

15     17.08.88     Ручей - Мильково -р Черебокс     84

16     18.08.88     Р Черебокс - Малки     144

17     19.08.88     Малки (р Быстрая)     8     Днёвка

18 19 20     20.08.88 21.08.88 22.08.88     Малки - Большерецкий мост     100     Сплав по р Быстрой на катамаране и ПСНе

21     23.08.88     Большерецкий мост - ручей     46     Рельеф слабо и средне пересечённый. Щебень среднего качества

22     24.08.88     Ручей - сан. Начики     66

23     25.08.88     Сан. Начики - 75-ый км от Петропавловска     15

75-ый км - Елизово     60     Рельеф слабо пересечённый. Асфальт отличного качества.

Елизово - приют Авачинский     21     Рельеф аналогичный. дороги по руслу Сухой Речки

24     26.08.88     Приют - влк Авачинская Сопка- приют     16     Подъём с постепенным увеличением крутизны до 45 и спуск. Покрытие пепел, шлак, камни, снег

25     27.08.88     Приют - Елизово     21     См. выше

26     28.08.88     Елизово - Паратунка - Елизово     60     См. выше

УЧАСТОК 1
Елизово - Паратунка - Елизово - Петропавловск. 135 км. Асфальт хорошего качества. Рельеф слабо и средне пересечённый.

2 августа. Самолёт прилетел в аэропорт Елизово. Он находится в 32км от Петропавловска. Елизово небольшой город. Такой длинный перелёт был совершён всеми нами впервые. Это самый длинный авиамаршрут по территории СССР из Свердловска. После получения багажа Лёня Бирючёв отправился становиться на учёт в КСС и оформлять обратные билеты. Мы стали собирать велосипеды. При этом выяснилось, что у велосипеда. Лёни на ободе заднего колеса трещина. Посоветовавшись, мы решили, что необходимо переспицевать этот обод на переднее колесо и наложить накладку. Этим занялся Алексей Чайка и Алексей Шабашов (фото 1). На ремонт ушло около 3-х часов. После возвращения Лёни мы от него услышали слова упрёка за произведённый ремонт. Оказалось, что он знал о трещине и чуть ли не специально так поехал...? Возмутительно! Это нас насторожило. Что-то будет дальше?
Поужинали в столовой у аэропорта. Она самая удобная в Елизово. Работает круглосуточно с перерывами. Ночёвку сделали в 0,5км от аэропорта в сторону центра Елизово.

3 августа. Утром сдали багаж и отправились налегке в Паратунку. Купались в термальном бассейне в центре посёлка. Вода около 40градусов. Балдёж! После возвращения в Елизово, взяли сумки из камеры хранения и отправились в сторону Петропавловска. Движение большой интенсивности. На 14-ом км от Петропавловска сделали остановку на ночь у ручья. Накануне, днём, по предложению Юрия Медведева купили солёную рыбу нерку и теперь обжираемся, нахваливая Юру. Я впервые ел такую вкуснятину. Хороша....
Наутро произошёл просто анекдотический случай. Все мы вереницей направились в сторону шоссе с места стоянки более лёгким путём. На шоссе обнаружили, что с нами нет Гены Симашёва. Мы направились обратно в сторону стоянки двумя группами и разными путями, но безрезультатно. Прочесали местность. Итог прежний. Стало очевидно, что его здесь нет. На шоссе начали опрашивать водителей справа и слева. На это ушло более получаса. Опять нет никакой информации. В конце - концов двое уехали в сторону столицы и встретили нашего долгожданного. Оказывается он отсиживался около надписи "Петропавловск - Камчатский". Лёня на него накинулся, но я сказал ему что он вообщем-то сам виноват, т.к. не поставил тактическую задачу перед выходом со стоянки. Гену прежде из нас кроме Лёни никто не знал. Для остальных же очевидно было что на шоссе всегда общий сбор. Этот случай должен был насторожить Лёню по отношению к Гене, но увы. В дальнейшем с ним постоянно что-то случалось. И виновен в этом был, как правило, руководитель. Из-за этого происшествия мы потеряли много времени и настроение ухудшилось.
Въехали в Петропавловск (фото 2). Посетили клуб туристов (фото 3), универмаг (фото 4), ряд достопримечательностей (фото 10). В морском порту ознакомились с расписанием (фото 11) и купили билеты на теплоход "Петропавловск'' до Усть-Камчатска. Он уже стоял у причала (фото 12). В назначенный час, пройдя пограничный контроль, сели на теплоход. С велосипедами трудновато подниматься по трапу. На теплоходе мы их разместили где придётся. Три велосипеда внесли прямо в каюту, остальные закрепили на палубе. Толком так и не поняли где их положено размещать. Отплыли по расписанию. И вот мы плывём по Тихому океану. Основным развлечением на теплоходе был видеобар. Вход бесплатный. Кое-кто из нас, похоже, его вообще не покидал. А в кинозале через каждые 1-2 часа показывали допотопные фильмы, но иногда попадались интересные, например "Золотая цепь" по одноимённому произведению А.Грина. Брали мы с собой и пиво. Чудом его раздобыли Шабашов и Медведев в столице. Вообще там с этим делом сильнейшая напряженка.

5 августа. На следующий день любовались Тихим океаном (фото 13), и предвкушали встречу с командорскими островами, как было указано в расписании (фото 11). Да и видеобар нам совсем не надоел. Однако ближе к вечеру нам сообщили, что прибываем в Усть-Камчатск. В чём дело? Поползли слухи. Одни говорили, что будто бы из-за иностранцев, присутствующих на теплоходе, маршрут изменился, другие - из-за пионерлагеря на Командорах, чтобы детей везти сразу в Петропавловск, а не через Усть-Камчатск. Нетрудно представить наше огорчение. Все мы впервые плыли на морском судне по океану. Хотелось продлить наслаждение. Правда, кое-кого укачивало, но они особо не страдали. Но делать нечего. Спешно стали собираться. Предстояло высаживаться на баржу, которая затем и доставляла к берегу. Вновь пограничный контроль (фото 14,15). Прощаемся с таким желанным теплоходом (фото 16).Видим в воде несколько десятков нерп, но для фото они далековаты. В 16 часов прибыли в Усть -Камчатск. В посёлке закупили кое-какие продукты.

УЧАСТОК 2
Усть-Камчатск - 53ий км.53км. Щебень среднего качества. Рельеф ровный. Встречаются горки. Информации о дороге до Ключей нет. Курсирует теплоход "Заря" 3 раза в неделю до него. Люди недоумевают, узнав о нашем намерении добраться на велосипеде (или с ним) до г Ключи. От Усть-Камчатска идёт щебёночная дорога среднего качества. По курсу видна господствующая вершина. Местные жители не знают названия. Впоследствии мы узнали, что это влк Шивелуч, близ которого нам предстоят немалые испытания. Едем по дороге довольно быстро, около 20 км/час. Иногда встречаются машины. На 17 ом км пересекаем речку. Можно встать, но место плохое. На 25ом км место более подходящее. Дорога пошла вверх 10% около 0,5км. Далее положе и через 5км вниз. На .33-ем км по столбам чистая речка Оскава шириной 5м. Остановились на ночь, справа от дороги, на открытом месте (фото17). Это первая стоянка на маршруте.

6 августа. Утром наблюдали в речке несколько рыбин длиной около 0,7м. Красный цвет пробивается через кожу. Даже как-то необычно. От 43го км дорога пошла хуже (фото18). Едем вдоль реки Радуга. Через 3км база дорожных строителей. От них через 2км ручей, можно разбить бивак. Далее дорога кончается и через 1км появляется вновь. Через 53км от Усть-Камчатска дорога круто пошла вниз и после брода её не стало.

УЧАСТОК 3
53ий км - начало лесовозной дороги у подножья влк Шивелуч.63 км. Бездорожье, след вездехода. Рельеф слабо и средне пересечённый. Пеше -велосипедная часть.
После первого брода идём круто вверх. Из множества дорог выбираем наиболее укатанную. Через 2км от первого брода - второй. Берётся сходу. Через 2км от 2-го брода пересекаем р Радуга. Вода выше колен (фото 19), ширина 25м. У меня началась головная боль. Через 0,2км 4-ый брод через эту же речку. Глубина до 0,8м. Переправлялись долго. Через 10км (тут и далее километраж даётся от начала участка) 5-ый брод. Ширина 12м глубина 0,4м. Видимо это приток р Радуги. Через 0,3км от него поднялись на плато. Тут же развилка дорог и стоит бочка под плёнкой. Похоже чья-то заброска. Через 13км началось болото. Ноги мокнут. Досаждают комары и мошка. Надеваем накомарники (фото 20), но они не спасают от мошки. Некоторые участники недостаточно защищаются от насекомых и впоследствии страдают. Больше всех Симашёв. Мошка проникает в малейшие дырки в одежде и через накомарник. Тут экономить мазь не следует. у меня от укусов распухло лицо, т.к. я понадеялся на накомарник, а он "подвёл". От начала болота через 0,7км снова пересекли р Радугу. Ещё через2км перекус у ручья. Перекусив, ребята ушли вперёд. Я отстал из за того что масло протекло на одежду в сумке из за жары. Пришлось чистить. Просто невезуха какая-то. Двинувшись за ребятами, я встретил вездеход. Останавливать не стал, т.к. надеялся, что ребята всё что нужно расспросили. Через 19км мы пошли вдоль ручья на подъём 3км. Затем начался спуск. Тут можно ехать. Бирючёв впереди на лихом коне. Мы не отстаём. Только вот Симашёв далеко позади и, естественно, механик за ним, но это не волнует руководителя. Наконец решили подождать отставших. Где-то через час они появились. Оказывается, отстав, Симашёв стал суетиться, торопиться, чтобы догнать и потерял бдительность. В итоге залетел в яму и погнул раму. Чайка её немного поправил. Налицо ошибка руководителя. Нельзя допускать большого разрыва группы.
Выехали к реке Мутной (через 28 км). Вода в ней мутная т.к. течёт с вулкана Шивелуч и пахнет серой. Уже вечерело. Слышу, что впереди Юра и Лёша Шабашов что-то кричат. Подъехал ближе и вижу на том берегу медведицу с двумя медвежатами с меня ростом. Стали все стучать и кричать. Медведица стала в стойку. Затем нехотя семейство удалилось (фото21). 0т греха подальше решили не переправляться. Встали на ночь на бугорке. Уже темно. Плохо искать дрова и брать воду. Утром, 7августа (фото 22) кое-кто видел медвежьи следы. У меня перестала болеть голова. Дежурил Лёня и оставил не затушенным костёр. Это недопустимо! Переправляться решили с верёвкой, т.к. из-за мутной воды трудно определить глубину. Ширина речки 20 м. Глубина оказалась небольшой (фото 23). После переправы нашли следы вездехода и по ним через 1 к вышли на большую поляну. На ней море голубики! Не можем оторваться. Вдруг кто-то поднял голову и ax...! В метрах 200-ах пасётся медведица и два медвежонка. Похоже что старые знакомые. Нас не замечают. Мы без лишнего шума двинулись мимо них. Когда стали удаляться, заметили, что четвероногие заспешили в лес. Видимо почуяли нас. Через 31 км вышли к ручью. От него в 0,1 км стоит зимовье. Далее куда идти не знаем. Видимо Лёня плохо расспросил людей с вездехода. Голова у меня болит только при физическом напряжении. Вернулись 0,2 км обратно и нашли другой вездеходный след уходящий вправо. Двинулись по нему. След идёт по поляне 1,2 км, по лесу 0,3 км, далее вновь по поляне, но уже под ногами болото,1,7 км. Трава высотой 0,4 м. Далее ручей и начинается лесок. Очень много комаров. Через 6 км от этого ручья вышли к реке Мутной. Ещё через 1 км - поляна. От поляны через 0,4 км начинаются гусеничные следы. Ещё через 150 м, слева от колеи, избушка.
Разбили бивак. Юра с Лёшей Ш. спят в палатке на чердаке, спасаясь от медведей. Видимо по той же причине, Гена и Лёня забрались в избушку. Алексей Ч. Пшенников и я расположились в палатке рядом с избушкой. За день прошли 14,5 км.

8 августа. Вышли вновь на колею и продолжаем движение. Можно ехать в седле. Через 3,5 км справа примкнула более укатанная "дорога". Ещё через 0,4 км ручей. Через него мост. Через 0,7 км от моста перекрёсток. Едем влево. Ручей. Мост через него разрушен (фото 24). От него через 2,2 км квартальная отметка. Тут же на дереве синяя табличка. Надписи нет. Через 2,4 км от нее Т-образный перекрёсток неправильной формы. Едем влево. Временами встречается сыпучий грунт и от колёс летят фонтаны вулканического пепла. Он "забивает" подшипники. У меня 2 раза заклинивало педали. Пришлось увеличивать в них люфты. До начала похода они были отрегулированы с минимальным зазором и хорошо смазаны. В этом случае это оказалось неприемлемым. На дороге следы от колёс автомобиля типа "Урал" (фото 25). Через 3,7 км от Т-образного перекрёстка дороги разошлись, стали непроходимыми и мы поняли, что вновь заблудились. Едем обратно. Проехали Т-образный перекрёсток в другом направлении и от него через 1,2 км едем влево. Вправо ушла похожая дорога. Сразу же мост через ручей. За ним влево поляна. Направление изменилось на западное. Через 2 км от последней развилки вышли на лесовозную дорогу. Едем влево.

УЧАСТОК 4
Выход на лесовозную дорогу у подножья влк Шивелуч - Эссо.265 км. Рельеф средне пересечённый. Встречаются горки 10-14%. Покрытие пепел.
Моросит дождь. Через 0,4 км, справа, поляна и остатки от каких-то строений. Дорога довольна широкая, хорошо укатанная. Порой колёса наших велосипедов вязнут. Однако после плутаний по болотам, оврагам, чащобам эта дорога нам кажется раем. Через 34 км от начала участка (далее это уточнение опускаю) остановили лесовоз "КАМАЦУ" и расспросили водителя о дороге (фото 26). Через 37 км вправо ушла дорога на Еловку. Через 53 км слева от дороги появилось озеро. Едем вдоль озера 4 км. Покрытие вязкое. В сырую погоду она проходима. Стало видно г Ключи. Через 60 км мост через протоку, и ещё через 1 км р Камчатка. Когда мы подошли к причалу, с того берега отошёл буксир и переправил нас через реку. Ширина её 0,4-0,5 км. В городе есть асфальт и бетон, но чистотой он не отличается. Ключевскую сопку не видно. Погода мерзкая. Поели в столовой. Проявляю инициативу по поиску ночлега, т.к. надеяться на руководителя не приходится. Начал со спортзала, но концов не нашёл. Однако, этот вариант надо признать реальным. Принадлежит он леспромхозу. Далее я вышел на директора леспромхоза Ефименко Анатолия Васильевича (д.т.3-13-15) через главного инженера Рыбак Владимира Ивановича. Люди оказались отзывчивыми и посчитали своим долгом нам помочь. Директор путём переговоров с ПМК устроил нас в их гостиницу. Довольно приличные номера для Ключей. Всё бесплатно. Отметили мой день рождения. Приняли дозу. Из различных источников узнали, что в аэропорту находятся велотуристы из Новосибирска.

9 августа. Утром Алексей Ч., Женя, я поехали в аэропорт. Дорога круто вверх, затем развилка. Нам надо вправо. Влево военный городок (фото 27). Такой вид в ясную погоду. Мы же это не видели. Фото подарил директор.

лирическое отступление
Ключевская сопка. КАМЧАТКА
В этом месте со дна реки Камчатки бьют мощные ключи. Они-то и дали названия селению (а теперь городу) на берегу реки и огромной горе, что гигантским конусом поднялась над зеленой тайгой. Гора - по-дальневосточному сопка - это действующий вулкан, самый высокий на континенте Евразии. Его рост - 4 750 метров (см. фото на 4-й с. обложки).
За последние 270 лет ученые отметили более 50 мощных извержений Ключевской сопки. Одно из сильнейших произошло в декабре 1944 года. Сила его постепенно нарастала и достигла апогея в ночь на первое января 1945 года. Из кратера вырвался громадный огненный столб раскаленных газов, пепла, вулканических бомб. Грохот разносился на 250-300 километров в округе. За один день первого января вулкан выбросил свыше 60 миллионов кубометров пепла, который покрыл толстым слоем его склоны, окрестную тайгу, улицы поселка Ключи.
Последнее крупное извержение случилось в 1972 году. Но все испепеляющий жар в глубинах недр не утихает никогда. Белое облачко пара постоянно висит над вершиной сопки.
Десятки "огнедышащих горм разбросаны по территории Камчатского полуострова. Самая высокая из них и самая величественная - Ключевская сопка. Местные жители издавна наделяли ее магической силой, считали обителью могущественных духов, как шерпы Сагарматху (Эверест) или карачаевцы - Мингитау (Эльбрус). Они обходили ее стороной. Впервые нога человека ступила на вершину Ключевской сопки в 1788 году. К ее кратеру поднялся Данила Гаус, горный кондуктор. А следующее успешное восхождение состоялось лишь в 1931 году. Его совершили Г.К.Семенов и В.К.Дингес.
В 1935 году в Ключах была основана вулканологическая станция. С той поры изо дня в день, не прерываясь ни на минуту, идут наблюдения за вулканом. В подземных залах сверхчувствительные сейсмографы, установленные на бетонных фундаментах и накрытые стеклянными колпаками, регистрируют малейшие колебания земной поверхности.
Исследования вулканической деятельности представляют большой интерес для науки, для народного хозяйства. Ученые изучают геологию вулканов, анализируют состав газов и лавы. Научные исследования требуют большого упорства, наблюдательности, а нередко - и личного мужества. В историю науки о вулканах вошел беспримерный дрейф сотрудников станции химика И. 3. Иванова и геолога В. Ф. Попкова на потоке раскаленной магмы, извергнутой из кратера Ключевской сопки. Тонкая корка магмы была погорячей, чем сковородка на плите. Вулканологам пришлось пританцовывать на ней в сапогах с асбестовыми подошвами. Пробивая затвердевший верхний слой, они брали пробы газов, выделявшихся из магмы, измеряли ее температуру, скорость движения потока. Два километра спускались исследователи на лаве.
После войны усилился интерес к походам по Камчатке среди туристов. Многие мечтали побывать на макушке огнедышащей сопки. Одними из первых, кто проложил туристские маршруты к Ключевской группе вулканов, были участники Дальневосточной альпиниады, организованной Хабаровским краевым советом по физкультуре и спорту и крайсовпрофом в 1955 году. Спортсмены совершили восхождения на вулканы Авачинский, Корякский, Кроноцкий, Ближний Плоский. Заключительным этапом альпиниады стал подъем на Ключевскую сопку. В штурмовую группу вошли Н. Баженов (руководитель), А. Битный, Е. Сидорцев, А. Филипенко, М. Рыжов и автор этих строк.
Подножие Ключевской укрыто тайгой. Кряжистые березы расположились просторно; под нами - негустой подлесок. Осенью радуют глаз красные гроздья рябины. Среди зелени листьев алеют плоды шиповника. А на полянах, на пологих склонах - сизые поля голубики
Но вот лес остается внизу, группа продирается сквозь заросли кедрового стланика. Начинается высокогорье. Все чаще попадаются участки, покрытые серым, тонким, как пыль, вулканическим пеплом. Хрустит под ногами перегоревший в топке Земли камень - вулканический пористый шлак. На подходах к конусу Ключевской встречается полный набор естественных препятствий, знакомых каждому альпинисту: осыпи, каньоны рек и ручьев, ледники, скалы.
Мощным черным валом высотой в добрый десяток метров выглядит ледник Эрмана. Словно в слоеном пироге перемежаются в его теле пласты льда и смерзшегося вулканического пепла. Это результат многочисленных извержений. На поверхность ледника падали пепел и шлак. Потом - снова снег и снова - пепел
С высоты примерно 2 700 метров начинается непрерывный крутой подъем. Под ногами все время черный или коричневый шлак, кое-где покрытый снегом и льдом. Главная опасность на этом участке маршрута - камнепады. Едва пригреет солнце - по крутым склонам вулканического конуса начинают скакать, словно кузнечики, небольшие камни
Час за часом - вверх, вверх и вверх... Утомительный, непрерывный, однообразный подъем. Вот и "шарра" - глубокий овраг, выдолбленный вулканическими бомбами за одну ночь в 1945 году. Последние сотни метров - самые трудные. Острее дает о себе знать недостаток кислорода Газы, вырывающиеся из фумарол, вызывают тошноту, головную боль.
Вот и кратер - огромная воронка диаметром около 400 метров. Края ее круто обрываются на глубину до 150 метров. Из многочисленных трещин вырываются струи газов и пара. Иногда они курятся слабо, и тогда возможен спуск в кратер. Но обычно газы и пар, температурой в сотни градусов, целиком заполняют воронку.
Влажная, теплая земля по краям кратера источает струйки пара. Соберись с силами, как бы ты ни устал, оглядись вокруг! Глубоко внизу в туманной дымке лежит зеленая долина Камчатки. На юге и юго-востоке поднимаются белоснежные, картинно-красивые конусы соседних вулканов - Толбачика, Ближнего Плоского, Безымянного, сопки Зимина. Подножья их укутаны ватой облаков. А над головой - ослепительный холодный ликующий солнечный свет.
Б. МОСКВИН
мастер спорта,
участник Дальневосточной альпиниады 1955 года
\-------------------- лирическое отступление ---------------------------/

Встретились с сибиряками. Руководитель Галина Викторовна Черныхнно.
Лидер, по всей вероятности, её муж Гладышев Валерий Викторович. Их адрес:
630117 г Новосибирск ул Иванова 42-84 д.т.32-45-74 (это академгородок)

Они прошли через Безымянный пер в районе Ключевской сопки. Получили у них информацию. Поговорили о снаряжении. Удивился их фирменным сёдлам. Оказалось, что их они приобрели, будучи в Чехословакии на велосипедах. Позавидовал им. Встречей остались все довольны. Из-зa отсутствия билетов они не могут улететь, да и погода не лётная. Пожелав удачи друг - другу, мы простились. По плану нам надо было ехать через пер. Безымянный. На метеостанции (фото 28), нам сказали, что там видимость 2 м и идёт снег. Решили туда не ходить. Выправили раму и вилку Гене. Сам он совершенно беспомощен. После обеда выехали на дорогу в сторону Козыревска. На дороге глубокая грязь. По ровной дороге идем на передаче 40:28. Рельеф средний. Горки длиной до 1,5 км. На 15-ом км от Ключей по столбам - мост через сухую речку. Ломаются велосипеды. Через 24 км брод через аналогичную речку. Вечером много воды в них. Встречаются очень большие лужи. Обойти их нет никакой возможности. Дно достаточно твёрдое и можно ехать (фото 29). Уровень воды доходит до оси и выше. Через 28 км брод через 3-ую сухую речку шириной 25 м. Ещё через 3 км заночевали перед 4-ой речкой. Вода мутная, но делать нечего. Она не отстаивается. Плохих последствий не было.

10 августа. Утром в реке воды мало. Отъехав от стоянки 5 км, Лёня остановил КАМАЗ оборудованный как автобус. Он отвёз вахту в Ключи из Петропавловска и теперь возвращался. Мы сели в него и проехали 66 км до парома. Так что информации о дороге нет. Помню что сильно трясло, были горки на которые гружённые КАМАЗ-ы не могли подняться и заливные дороги (по рассказам до 5 км). Пообедали в п Майском вместе с водителем. У паромного причала домов нет. Все называют какую-то Кракчу. Видимо поблизости село или оно было раньше. Да и причала никакого нет. Просто место куда пристаёт паром. Кстати, этих мест несколько, и надо расспрашивать, куда пристанет паром. Удалены они друг от друга на несколько километров. Дождавшись парома, погрузились на него, (фото 30). Это баржа с буксиром. Я не заметил, чтобы кто-нибудь оплачивал проезд. Проплыв 12 км по р Камчатке, высадились у с Крапивная. Несколько домов. Нет ни магазина, ни почты. Раздобыли молоко в одном из домов. Перекусили. Дорога с большими лужами. Обходить их трудно, т.к. "борта" у дороги высокие и лес вдоль дороги труднопроходим. Через 16,5 км от парома развилка. Вправо на Эссо. Необычно указан километраж с сотнями метров (фото 31). Через несколько км от развилки, справа от дороги, видим вершины ключевской группы вулканов (фото 32). Рельеф дороги усложняется(фото 33). Через 27 км от развилки пересекли ручей и выехали на перекрёсток. Всё вокруг перерыто, т.к. строят дорогу. Палатки близко к ручью поставить не удалось.

11 августа. От перекрёстка едем прямо. Погода хорошая. Тепло, сухо. Рельеф дороги довольно сложный. Подъёмы и спуски короткие но крутые (фото 34). Через 4 км от стоянки слева появилась река. Через 22 км от развилки по мосту пересекаем р КАВАЛЕ. Неплохое место для стоянки. От неё через 5 км хороший вид с дороги на реку Быструю. Она течёт далеко внизу в ущелье. Рельеф дороги выравнивается. Через 30 км от развилки, справа от дороги, строения пионерлагеря и базы отдыха атласовского леспромхоза. Со стороны Эссо - 36-ой км по столбам. Здесь открытый платный термальный бассейн и ещё закрытый источник. Покупались. От базы отдыха дорога вверх 1 -2% 3 км, далее 14 - 16%. 3атем вниз с 39 го км от развилки. Через 41 км ручей и развилка. Влево дорога через Анавгай. Вправо - объездная. Едем влево. Через 55 км от развилки р Быстрая. Строят новый мост через неё. Тут готовим обед. хорошее место. От этого места через 12,5 км, а от развилки через 68 км по счётчику, надпись Эссо (фото 35). Районный центр Быстринского района. Есть аэропорт, термальный бассейн и ряд заведений. Решили отъехать к термальным источникам близ посёлка. Лёня остался для выяснения разных вопросов. До источников ехали около 3-х км от окраины посёлка вдоль притока р Быстой. Расположились на ночь. Дежурил я (фото 36). Дров очень мало. Ребята помогли собрать. До речки спуск по лесенке. Там же деревянный домик с 3-мя комнатами - ваннами с целебной водой. Рядом стоят несколько автомобилей из Петропавловска. Люди живут тут по несколько недель и лечатся. Мы накупались, поужинали, закончили все дела. Стало Уже темно, а Лёни всё нет. Ходили его встречать. Решили что он попал в переплёт. Пошли навстречу ещё раз. Наконец встретили. Он бы самостоятельно не нашёл. Оказывается, он там засиделся, изучая карты. Безобразие!

УЧАСТОК 5.
Эссо - р Быстрая - подножье влк Ичинская Сопка - р Ага.135 км. Рельеф средне пересечённый. Пеше - велосипедная часть маршрута.
12 августа. Утром посетили ряд магазинов в посёлке. Купил Славе шапку. Большинство из нас купили балык Нерки и отправили посылки домой. Я смазал куски рыбы растительным маслом и положил в полиэтиленовый мешок. Последнее оказалось ошибкой. Посылка шла до дома больше месяца. Дошла рыба подгнившая, но съедобная. Пол - дня были в Эссо. Пообедали в столовой "Алней" - местное название влк Ича. Отсчёт километрам на участке идёт от неё. За посёлком дорога (след вездехода) идёт вверх 1,5 км и далее вниз 1,5 км и р Быстрой(фото 37). Через 15 км от Эссо развилка. Едем вправо. Дороги вновь сходятся и она вновь приближается к реке вплотную. Влево, в воду, уходит след вездехода. Видимо тут брод через реку. Возможно нам туда, но Лёня, а за ним и все, умчались вперёд и посоветоваться не с кем. Надо быстрее догонять. Через 19 км от Эссо вышли к своеобразной развилке. Вправо и влево уходят ущелья (фото 38). Не знаем куда идти. Лёня сказал направо. Идём вдоль р Демишхан, притока р Быстрой. Через 21 км от Эссо, слева от дороги, загон для скота. Через 1 км от него перешли вброд р Демиршхан и через 0,9 км ещё раз. Через 25 км от Эссо встретили всадника. Им оказался телятник Володя. Стали его расспрашивать (фото 39). Оказалось, что мы идём не туда. Вернулись обратно 6,2 км на место своеобразной развилки. Прошли вхолостую 12,4 км. Это на совести Лёни. С этой точки пошли влево, если идти со стороны Эссо, к р Быстрой. Очень кочковатая местность. Долго шли 0,8 км до берега. Река оказалась трудной. Ширина 40 м, глубина 0,8 - 1 м, течение быстрое, вода холодная. Навели переправу (фото 40). Долго переправлялись. Закончили в 23 ч 00 мин. Тут же разбили бивак. За день прошли 32 км из них 12 км вхолостую.

13 августа. На пути встречаются несколько болотистых участков. Через 7,5 км от стоянки пересекли первую речку шириной 8 м. Пройдя от неё 1,5 км, вышли к р Быстрой. Через 10,4 км от стоянки пересекли р Оемтевлан, а ещё через 0,2 км вышли к избушке охотника Василия Кириловича. Его дома не оказалось. Через 6 км от избушки встретили группу всадников. Кони шарахались от велосипедов со страшной силой. Среди всадников оказался некий Алексеев - организатор детского туризма из Эссо. Немного с ним поговорили. Далее пошли болотистые участки на протяжении 1,5 км. Пройдя 9 км от избушки, устроили обед. Ещё через 1 км вышли к р Кадар. Тут встретили экспедицию ботаников из Петропавловска на лошадях (фото 41). Двое мужчин и одна женщина. Они очень удивились когда узнали, что мы идём без карты, что Лёня от нас скрывал. Изучив их карты, я записал легенду предстоящего пути. Это нам здорово в дальнейшем помогло. Через 13,5 км от избушки охотника минуем Чёртовый палец. Скала осталась справа от дороги. Далее через 2 км у меня сломалась трещотка. Починил за 12 мин с помощью Лёши Чайки. Группа двигалась без остановки. Затем стали догонять. Догнали через 2 км у р Окура. Тут кабина трактора и каркас вигвама. Много оленьих рогов. Едем вправо по левому берегу реки. От поворота через 7,2 км перевал. На спуске дорога лучше, чем на подъёме. От перевала на расстоянии 5,4 км пересекли речку 10-ый раз и встали на ночь. Перед этим открывается вид на влк Ичинская Сопка(фото 42). За день прошли 41 км.

14 августа. Ночью немного капало. Утро пасмурное, но сухое. Продолжаем спуск. На участке пути в 2 км пересекли речку ещё 8 раз. Далее дорога поворачивает влево. Можно иногда ехать (фото 43). 'Через 1 км пересекаем уже другую речку. Через 4,2 км от стоянки встретили избушку справа от дороги. От неё через 4 км вышли к р Быстрой (Хайрюзовка) (фото 44) .Преодолели пару перевальчиков и через 8,4 км от избушки начался спуск. Через 5,8 км спуска видим справа водопад (фото 45 - 46). Вода тёплая. Через 2 км от водопада пересекаем р Бабав. Ветер встречный сильный и очень сильный. Через 5,5 км от водопада начался болотистый участок длиной 2 км. Через 7 км от водопада пошли подъёмы и спуски на отрезке 2 км. Подъёмы берутся с огромным трудом. Далее рельеф пошёл ровнее и началось болото. Через 14 км от водопада разбили бивак. Хорошо видно влк Ичинская Сопка (фото 47). За день прошли 33 км.

15 августа. Ночью температура воздуха упала до 0 градусов. Продолжаем движение по болоту (фото 46). Через 0,5 км от стоянки оно кончилось и можно ехать. Через 20 км от водопада слева видно озеро. В этом месте наши грибники близ дороги набрали грибы на грибницу. Через 25 км от водопада вышли к р Кетачан. Обед (фото 49). Тут же постирали футболки и даже высушили на солнце. После обеда переправа через р Кетачан (фото 50). Через 2,8 км от неё, справа от дороги, деревянный дом без крыши. Это бывшая культбаза. Далее можно ехать в седле (фото 51). Через 5,6 км от р Кетачан, справа от дороги, в метрах 500-ах, оленеводы. Съездил к ним. Угостили олениной. Я поинтересовался, нельзя ли у них приобрести икру или рыбу (или обменять на спирт). Ответ был отрицательным. Затем они подошли к группе и предложили две рыбины (фото 52). Мы с благодарностью приняли. Затем я заметил в руках хозяйки кружку и понял её намёк. Но момент был упущен. Получилось не очень хорошо. Недавно я отослал им несколько фотографий. Думаю они на нас не в обиде. Затем отъехали от них 1 км и на память сфотографировались на фоне ИЧИ (фото 53). Предполагалось, что мы её больше не увидим. Далее наш путь лежит влево, по распадку, на террасу. С террасы круто вверх 1 км примерно в том же направлении. Видим 2 озера внизу - справа. Это через 9 км от р Кетачан. Далее идёт спуск вдоль одного из озёр. Через 12 км от р Кетачан вышли к р Ага.

УЧАСТОК 6.
р Ага - п Мильково - п Малки - р Быстрая.330 км. Грунт, щебень.
Появилась дорога. Она идёт вдоль р Ага. Мы пересекли её 3 раза в брод (фото 54). Через 3,5 км от выхода к р Ага, слева от дороги, на скале, памятник с баранкой от машины. Тут, видимо, погиб шофёр. Сразу крутой поворот влево и выходим к двойному мосту через р Копыльё (фото 55). Видимо проще построить два маленьких моста чем один большой. Перед мостом примкнула слева более укатанная дорога. Едем на спуск (фото 56). Покрытие довольно твёрдое. Скорость более 30км/час. Начался велотуризм! Через 6,5 км от двойного моста дорога близко подошла к небольшой речке и ушла влево вдоль неё вверх. Тут мы остановились на ночь. Где-то потерял крышку от широкоугольного объектива. К счастью нашёл в 50 м от бивака. Моем велосипеды. Варим оленину. Подъехал какой-то друг на машине. Покормили его. У него нашлась буханка хлеба, что было весьма кстати .У нас его запасы на исходе. За день прошли 36 км. У всех ребят сломались счётчики. Работает только мой спидометр.

16 августа. Утром температура воздуха +1с..Через 3 км от места стоянки дорога приблизилась к речке. Женя заметил сеть. В ней оказалось 20 - 30 рыбин. Решили позаимствовать две рыбины (фото 57). Затем вытащили ещё две. В 3-х оказалась икра. Разделали, упаковали в сумки и быстрее ушли с этого места, уничтожив следы наших действий. С браконьерами шутки плохи. Сразу начался подъём 2 км с нарастающей до 14% крутизной (фото 58). Далее крутой спуск 0,5 км и пошла дорога с перепадами.
Через 3,5 км от вершины подъёма начался спуск. Ещё через 2 км. Спуска остановились, поджидая Юру и Алексея Чайку. Ждали 1,5-2 часа. Руководитель не принимал никаких действий. Наконец они появились. У Юры лопнул обод заднего колеса. Задержка могла быть гораздо меньше, если бы мы двигались без больших разрывов. Ещё через 1 км ( 18 км от стоянки) остановились на обед у каких-то домиков. Видимо это база дорожных строителей. Рядом хорошая речка. Сварили уху, приготовили икру. Балдеж! Наелись рыбы до тошноты. Икра досталась каждому по две столовой ложки с горкой. От базы строителей через 15,5 км справа видим 4 палатки. Через 20 км началась песчаная дорога. Ехать можно, но трудно. То и дело останавливались. Чайка тут, как всегда, на "коне". Уже темнеет. Все мы устали ехать по песчаной дороге. Тут я немного отстал от группы. Через 65,5 км от базы строителей подъезжаю к речке. Стоит вся группа, а Лени нет. Ребята говорят, что решили тут остановиться на ночь, т.к. уже темно, а до Мильково ещё около 30 км (в последствии оказалось 28 км). Ехать уже опасно. Я согласился с их мнением. Стали ставить палатки. Тут подъезжает Лёня и с яростью набрасывается на меня, мол это я велел всем остановиться. Далее он сказал, что я буду отвечать за опоздание к контрольному сроку, за возможный вылет вертолета и т.д. Кстати в Эссо я ему предлагал дать телеграмму в КСС и сдвинуть контрольный срок на 2 дня, но он не послушал. Тут в небе показался вертолет, но он явно никого не искал, так как летел очень высоко. Ребята говорят Гене, что это нас ищут и придется раскошеливаться, все-таки 800 рублей за 1 час. Гляжу, Гена совсем приуныл. Потом ему сказали, что Лёня за все заплатит. Все-таки не унывающий народ и любят подшутить! Порой, даже чересчур. Опять ели уху из красной рыбы, но уже без прежнего энтузиазма. Погода пасмурная, но сухо. Подъехал к нам всадник, а с ним и собака. Покормили его. Оказалось, что он переезжает из Агинского в Атласово из-за ребенка. В школу надо в следующем году Так он сокрушался, что пришлось хозяйство бросить. Затем подъехал ещё УАЗик. В нем был местный писатель и еще люди. Поговорив с всадником, они удалились. Ребята утверждали, что в кабине был рюкзак наверняка набитый рыбой и что она из той сети, которую мы видели. За день проехали 84 км.

17 августа. Утром температура +2с. Всадник двинулся в путь раньше нас. Спал он, закрывшись какой-то одеждой. От приглашения в палатку вечером отказался. Через 28 км от стоянки доехали до почты в п. Мильково. Я надеялся получить свою посылку из Свердловска, отправленную 20 дней назад, но её не было. Работники почты сказали, что она может идти 3 месяца! Я тут же написал заявление, чтобы ее отправили сразу по прибытии обратно в Свердловск. По приезду домой я её получил 15 октября, то есть она в пути в общей сложности была чуть меньше 3-х месяцев. Вафельный торт хорошо сохранился, а пряники "Сказы Бажова" прокисли, остальное все было цело. Целая история с этой посылкой.
Через 15 км от Мильково дорога пересекает р. Камчатку (фото 59). Дорога похожа на ровный спекшийся грунт. Как нам объяснил один шофер, её поливают "кальцием". Во время дождей это покрытие размывается. На пути встречаются участки, похожие на асфальт, сыпучие участки и побитые до невозможности, особенно плохо на сыпучих участках. Много пыли от машин и приходится ехать то по колее, то по обочине, то вообще идти пешком. Многие водители уважительно обходятся с нами. По пути встречаются много речек где можно разбить бивак. У 52-го км столба съехали с дороги к речке Черебокс и поставили палатки. Ловили рыбку мелкую. Затем ели её печеную в фольге. За день проехали 84 км.

18 августа. Четверг. Утром довольно тепло +9с. Через 26 км с места стоянки, на 76-ом км по столбам, выехали в с.Пущине. Хорошо и дешево поели в столовой. Она работает в определенные часы, удобные для рабочих. Километров через 15-20 от Пущино начинается плавный подъем крутизной 1-2%. Далее крутизна доходит до 10%.У 103-го км столба надпись "Елизовский район". Это перевал. Далее не очень крутой спуск и дорога с малым уклоном. На 140 км по столбам с.Ганалы. Обед. Со 160 км по столбам дорога стала хуже. Между лидером и замыкающим в группе разрыв несколько километров. Настроение плохое, так как нет группы, едет, кто где и как хочет. Да и покрытие дороги (фото 60) - сыпучий щебень, не улучшает настроения. На 171 км, справа от дороги, видим р.Быструю. На 183 км надпись "Малки", тут же неподалеку бочка минеральной Малкинской воды. Столовая не работает. Почты нет. Где же получать посылку с катамараном, отправленную в Малки? Надо ехать в Сокоч.

Но это завтра. От надписи едем влево 3-4 км до горячих источников по очень неровной дороге. Ищем место. Уже темнеет. С дровами плохо. Народу море. Машин тоже. Дежурю я. Везет же мне на эти источники! Юра с Алексеем Шабашовым отправились купаться, хотя я их просил принести дрова. Возмутительно! Ужинаем при свете костра. Настроение дрянь. За день проехали 144 км.

19 августа. Закончив утренние дела, пошел к источникам. Это настоящее блаженство! (фото 61). Давно я мечтал о таких "лужах". Настроение резко пошло вверх. "Ванны" тут на любой вкус. Рядом течет река (фото 6) и можно чередовать горячие и холодные процедуры. Кругом множество источников, бьющих прямо из под земли. Температура 70-80°с. Её разбавляют речной, водой, прокопав канавы от речки. Так образуются лужи с разной температурой. На приемлемом месте мы устроили "прачечную". Лёня и Женя потратили несколько часов, получая посылку с катамараном на почте и закупая продукты. Затем они тоже испытали блаженство в этих замечательных целебных "ваннах". Ближе к полудню мы покинули этот райский уголок
Прежним путем выехали на трассу, далее по ходу проехали 1 км от надписи "Малки" и свернули вправо. Дорога довольно наезженная, местами насыпан щебень. По ней 3 км до берега р.Быстрой. Тут разбили бивак и стали собирать катамаран-плот. Очень плохо с лесом. Ребята ходят искать жерди за 1 км и более. Сколько мы погубили берез! Наверное, штук 20.Я зашиваю баллоны. Их всего 5 штук. Жерди все корявые. Хорошо ещё один товарищ помог с досками. Тут поблизости то ли дача, то ли база какая-то. До вечера занимались подготовкой. Сделали мало, так как опыта почти ни у кого нет. Ближе к вечеру к берегу подъехал ГАЗ-66 и курганский автобус. Оказалось, что это популярное место сбора водников из Петропавловска. Они привезли с собой несколько плотов спасательных надувные (ПСН) (фото 62,64). С этого места на этих плотах они плывут 2 дня до моста, куда за ними вновь приезжают машины. Часть людей тут же, через час начала сплав, не смотря на позднее время. Другие ждут утра. Видели мы и как самонадувается ПСН. Выглядит эффектно. За день проехали 8 км.

УЧАСТОК 7.
П.Мильково - Большерецкий мост. сплав 100 км.

20 августа. Небо все затянуто. Низкая облачность. Постоянно моросит. Продолжаем сборку посудины. Из местных туристов одна группа почему-то не отплывает. Разговорились. Оказалось, что у них один ПСН дырявый. Пробовали починить - хлопотно, так как в одном месте он подгнил. Сказали: "если сможете починить - берите". Я пошел поглядеть. Шабашов, Чайка и я решили починить. Возились, правда, долго. Пришлось наложить 6-7 заплаток. Затем перенесли его в свой лагерь (фото 62). Заставило нас взять этот "бросовый" ПСН и то, что мы не очень-то надеялись на катамаран Бирючева. Все-таки нас 7 человек. В последствии наши опасения полностью подтвердились. Наконец собрали и катамаран-плот. Ближе к вечеру приготовились к отплытию. Взяли спасжилеты у водников на прокат и сфотографировались перед отплытием (фото 63). Только у меня был свой жилет. На ПСНе сумки и велосипеды мы закрепили в середине. Получилось удачно (фото 64). Начальный участок сплава был спокойным. Через пару часов после отплытия остановились на ночь.

21 августа. К утру ПСН чуть-чуть спустил. Другому экипажу пришлось изрядно потрудиться для восстановления плавучести катамарана. Погода пасмурная, низкая облачность, временами дождь. Предполагаемые красоты вокруг недоступны взору. Второй день сплава готовил нам испытания 2-3 категории сложности. Когда сильно начинал идти дождь, мы на своей посудине (ПСН) натягивали тент на дуги и не испытывали особых неудобств (фото 65). Труднее приходилось нашим собратьям. Да к тому же приходилось постоянно подкачивать гондолы. Это делал Симашов. Ему это, в конце концов, надоело и он порывался сбежать с катамарана. Но Лёня был суров. И вот мы проходим первый порог (фото 66). Наш ПСН ведет себя прекрасно. "Облизывает" любые препятствия. Но надо все равно быть предельно внимательным. Наш друг (ПСН) всё-таки не первой молодости. На спокойной воде видишь, как проносятся косяки рыб. Жаль, нет снастей! Попадаются на дне и весла. Это говорит о популярности этой водной трассы среди туристов. Примерно через 50 минут после первого порога проходим второй порог "Вертушка" (фото 67,68), а через 18 минут от него проходим третье препятствие под названием "Фьорд" или "Карелия". Длина около 1,2 км. Очень красиво. Шли в Фьорде около 12 минут. И, наконец, через 1 час 20 минут проходим четвертый порог "Лабиринт". Хороших снимков не удалось сделать. Здорово понравилось проходить пороги! Еще раз приходится сожалеть, что пасмурно и выше 20 метров ничего не видно. Проплыв ещё 30 минут, поставили палатки (фото 69). Сушимся у костра.

22 августа. Утром, как и накануне, картина повторилась. Только у катамарана прибавилось воды в одной из гондол. Через несколько сот метров от места стоянки проплыли разрушенный "японский" мост (фото 70). В своё время его построили японцы. Начались протоки. Держимся левее. Протоки сплошные ребусы. Порой приходится принимать решения в последний момент. И тогда включаем "самый полный". Хлопот на этом участке оказалось больше, чем на порогах. Один раз катамаран наскочил на корягу. Пришлось остановиться. В экипаже Бирючева скандал. На берегу постоянно встречаются следы медведей. Плывем дальше. Делаем остановку, так как видим очень много рыбы в заводях. Решили половить. На жердь длиной 2-3 м. Прикрепляем загнутый острый колышек для крепления дна палатки. Рыба, в основном это горбуша, не боится даже прикосновений. Подцепляю первую рыбину и обалдеваю, так как она килограмма 3 и так легко поймалась. В жизни не ловил рыбу больших размеров! Наловили достаточно много. Плывем дальше. Вдруг один из нас выронил весло. Гонялись за ним минут 30. Поймали. Через 6 часов хода от стоянки прибыли к Большерецкому мосту близ села Большерецкий Совхоз (фото 71). Едим рыбу. Местное население ловит горбушу только ради икры. Если нет икры, рыбу выбрасывают, а мы подбираем.

УЧАСТОК 8.
Большерецкий мост - 75км.от Петропавловска.121км.Грунт,щебень. Рельеф слабо пересеченный.
23 августа. Ночью палатку подмочило. Юра и Женя страдают, так как лежат по краям. Недоволен особенно Женя. Полдня копаемся. С грустью расстаемся с нашим другом ПСНом (фото 71). Далее мы вырезаем из него клапана, чтобы доставить в Петропавловск друзьям - водникам. Видимо клапана они используют при изготовлении катамаранов и плотов. На память с ПСН оторвали таблички (см.1 лист). После полудня начинаем движение. Дорога терпимая, хотя много грязи. Ехать можно. Через 3км мост через р.Гольцовка. Затем встречаем ещё одну речку и на протяжении 30км. их больше нет
После километрового столба 94/35 (35км до трассы) съезжаем с дороги вправо к речке. Перед стоянкой преодолеваем небольшой перевал. Ставим палатки. Уже темно. Все делаем при фонарях. Ужин не получился. За день проехали 46км.

24 августа. Ночью шел ливень. Опять подмочило. Больше всех опять страдает Женя. Ели икру, которую подарили нам пацаны у Большерецкого моста. Утро сухое, но пасмурное. Вокруг экзотическая растительность (фото 72). Поехали дальше. Дорога пошла немного под уклон. Через 14км. справа большая река. Можно разбить бивак. Далее пересекаем много её притоков. Встречаются подъёмы крутизной до 10%. Вдоль дороги от р.Быстрой до пересечения с магистралью идёт труба. По ней, похоже, "гонят" топливо. Через 35км от стоянки выехали на магистраль Петропавловск - Мильково на 112км от Петропавловска. Тут встретили велотуриста из Петропавловска (фото 73). Его адрес:683016, Камчатка г Петропавловск-Камчатский, ул. Дружбы,19. Заочный Александр Александрович. Он направлялся в сторону Мильково. Ехал на старт-шоссе. От развилки сразу дорога вверх 10% около 1км. Далее дорога идет равнее. Стало выглядывать солнце. После 5 дождливых дней - это как нельзя кстати. Через 18км от развилки столовая в п.Сокоч. Ещё через 6км, слева от дороги, санаторий Начики. Едем от магистрали 0,8 км до него и разбиваем лагерь в кустах близ небольшого прудика (фото 74). Тут же знаменитые горячие источники и грязи. Погода улучшается. Купаемся в прудике, стираем. Белье сушится быстро на горячей трубе, проходящей близ прудика. Ребята купались даже среди ночи. И снова очередная беда с Геной. Он перекупался и лежит на горячей трубе, усугубляя свое состояние. На наши советы не реагирует. Ночью ему совсем стало плохо, о чем нам поведал Алексей Шабашов. За день проехали 60км.

25 августа. Полдня ремонтируется велосипед Гены. В который раз! Бедный Чайка. За что ему приходится страдать весь поход! Купаемся, загораем. Погода прекрасная. После обеда двинулись вперед. Дорога 5 км идет вверх 2-4%, затем спуск. За 75км до Петропавловска (через 15 км от стоянки) начался асфальт отличного качества.

УЧАСТОК 9.
75км от Петропавловска - Елизово.40 км. Асфальт, рельеф слабо пересеченный.

Скорость более 30 км/час. Вновь группа распалась. Разрыв доходит до 5км. Через 40км от стоянки (50км до Петропавловска) видим Авачинскую группу вулканов. Всей группе не удалось собраться (фото 75). За 34км до Петропавловска. Въезжаем в г. Елизово. Поели в городе и выезжаем по новой дороге в сторону Петропавловска. Через 6,4км от центра Елизово сворачиваем влево на Мутное. И ещё через 1,3км развилка. Едем влево. Петляем по дачам, проходим через немыслимые дырки, теряем уйму времени. Наконец вы ходим к р. Мутной-1. 0т центра Елизово проехали 1км. Надо было проехать по новой трассе на Петропавловск ещё около 1км и только тогда свернуть влево в сторону дач аэрофлота. Лёня в этом эпизоде выступал явно в роли Ивана Сусанина. Переправились вброд через речку (фото 76) и едем по дороге, проложенной по руслу Сухой Речки.

УЧАСТОК 10.
Елизово - приют Авачинский. 21км. Пепел, грунт. Рельеф слабо пересеченный.
Вершина влк. Авачинская Сопка закрыта облаками. Ехать по пеплу очень не просто (фото 77). Вода в речке то появляется, то исчезает. Часто идем пешком. Темнеет. Мы с Шабашовым с разрешения Лёни рванули вперед, чтобы что-то приготовить на приюте к приходу ребят. До приюта от брода 21км. Добрались в полной темноте. По пути меня обогнал ещё и Чайка. Остальные ребята последние километры доехали на машине. На приюте есть освещение, домики на 10 и 20 мест, дрова. До воды 0,5км. С разрешения инструктора Сергея расположились в домике №13. Получили у него и консультацию по маршруту восхождения на Авачу.

УЧАСТОК 11.
Приют Авачинский - вершина влк. Авачинская Сопка - Приют. 16км-Грунт, щебень, шлак, пепел, камни, снег.
26 августа, пятница. Утром, взяв с собой сухой обед и теплые вещи, двинулись вверх (фото 78). На пути встречаются причудливые скалы, снежные участки (фото 79). Через некоторое время мы оказываемся выше облаков (фото 80). Ближе к вершине склон становиться все круче. Последний участок 0,5км идем по верёвочным перилам, установленными инструкторами. И вот он кратер вулканам (фото 81). Очень впечатляет! Я прямо-таки обалдел. Рассказывать бесполезно. Делаем снимок на память (фото 82). Глубина и диаметр кратера около 300м. Подъем занял у нас Зч.25мин., плюс 25мин. перекуса. На спуск ушло тоже примерно столько же. Отчасти от того, что не хотелось расставаться и полюбоваться еще и еще раз окружающими видами (фото 83) Другая причина - работа других мышц на спуске. В конце они совсем заболели. И вот мы на приюте. Инструктор Сережа в память о покорении Авачи подарил всем нам грамоты - свидетельства. Далее мы перебрались из домика ближе к речке и поставили палатки. Дело в том, что к вечеру ожидался наплыв плановых туристов (150 человек). Около нас вскоре расположились еще несколько групп. В одной из них оказалась наша землячка. Поговорили. В последствии она помогла нам раздобыть икру и рыбу. За день проехали 16км.

УЧАСТОК 10.
27 августа. Приют - Елизово.21км. Спуск до брода аналогичен.

УЧАСТОК 1.
Елизово - Паратунка - Елизово. 60км. Асфальт. Рельеф слабо и средне пересеченный.
После выхода на асфальт новой дороги на Петропавловск Леня опять хотел куда-то увести нас, но вовремя опомнился. Свернули вправо с новой дороги на 9км по столбам. Через 2км выехали на старую дорогу. По ней вправо на Елизово. Поели в столовой у аэропорта (фото 84). Разошлись по городу, решив собраться в 19.00 у известного магазина, чтобы ехать в сторону Паратунки и найти хорошую стоянку. Гене персонально повторили дважды и убедились, что он понял правильно. В назначенное время Гены не оказалось. Стали его искать по известной схеме. Было такое впечатление, что он провалился. Ни в милиции, ни в больнице его не оказалось. Способный мужик! Чертыхаясь, мы поехали в аэропорт ужинать. Такие планы сорвались! Тут явился наш ненаглядный. Он, оказывается, уехал в сторону Паратунки и нас там ждал. Какого черта...! Пришлось в темноте ставить палатки на испытанном месте, вспугнув влюбленных. За день Леня совершил 3 ошибки: 1)при въезде в Елизово заблудился, 2)у столовой днем не мог принять решение как действовать дальше, 3)при поиске Гены не мог разослать нас на поиски, а затем получить информацию из милиции и больницы.

28 августа, воскресенье. Утром произвели расчеты. Леня наконец-то отдал нам деньги, которые обязан был выдать в первый же день путешествия и билеты на обратный рейс. Уф!...Теперь-то мы с Геной никак не связаны. Посетил живой уголок, музей и поехал один в Паратунку. Намеревался идти на Мутновский, если будет информация. Но по пути её не раздобыл, да и одному рискованно. А в Паратунке у бассейна играл в волейбол, купался. Народу много, так как выходной. Вернулся в Елизово в назначенное место. Опять спим на старом месте. Поставили палатку в темноте. Похоже, что днем уже мы не можем это делать. За день 60 км.

29 августа. Устроились в гостиницу у аэропорта. Съездил с Шабашовым и Юрой в Паратунку на автобусе. Купались в бассейне на базе. Я взял, забытые накануне вещи в городском бассейне. Вернувшись в Елизово, сходили за икрой. Всем не досталось. Надеемся на завтра.

30 августа. Посвятил день Петропавловску. Пробовал рыбу кижуч в кляре, увидел бутерброды с икрой (не досталось) купил соленую рыбу нерку домой, "чижи", гонялся за песцом командорским, попытался встретиться с Абушкевичем В.П. (друг Мельникова Валентина). Зашли с Лёней в турклуб. Намотавшись, вернулся в Елизово. Получил икру и собираю вещи. Вылет в 0 ч. 15 мин. по Москве. По местному в 9ч.15мин.

31 августа. В аэропорту Петропавловска мы с Женей даже не платили за багаж. Прилетели в Хабаровск. День гулял по городу. Любовался Амуром (фото 85). Город ничего. Вечером был в гостях у велотуриста Мельникова Николая Романовича. Его адрес: ул. Калараша 2а -44, дом. тел.36-02-51, раб. тел.33-36-95. Передал через него Мельникову Валентину атрибутику. В аэропорту кантовались часть ночи. Вылетели в 19,05 Москвы, по местному в 2 часа ночи. За багаж пришлось платить на "полную катушку", так как регистрировала нас женщина -"цербер" (по выражению Юры). Летели хорошо. Дома был около 9 утра,1 сентября.

КРУПНЫЕ ПОЛОМКИ, ВЫЗВАВШИЕ ЗАДЕРЖКУ ГРУППЫ
1.Симашёв Гена - погнул раму и вилку, несколько раз проведена замена спиц, центровка обода, починка камер.
2.Медведев Юрий - лопнул обод заднего колеса, замена спиц, камер.
3.Бирючёв Лёня - сорвана резьба в каретке, залетел переключатель в спицы, замена спиц.
4.Чайка Алексей - протёрлись шины на обоих колёсах до дыр, замена камер, спиц.

ВЫВОДЫ
Очень много нареканий получил от всех участников похода руководитель. Велопоход пятой категории на Камчатке нецелесообразно проводить, т.к. он получается слишком "пеший". Необходим подробный картографический материал на бездорожные участки. У нас он практически отсутствовал.
Несмотря на неприятные моменты, поход мне понравился. Он оставил массу впечатлений, которые не забыть НИКОГДА !