зимние тренировки на скалах

Пустыня Сарыесик-Атырау 1989, пеший поход 3 к.с.

Алма-Атинский областной совет по туризму и экскурсиям
Спортивно-научная экспедиция Г.О. Казахской ССР
"Человек и пустыня"

ОТЧЕТ
о пешеходном туристском путешествии 3 к.с.
по пустыне Сарыесик-Атырау
совершенном с 07.07. по 16.07. 1989 года

руководитель Голиков В.И.
адрес руководителя:
г. Санкт-Петербург
Земский переулок 8, кв. №28, корпус 2
тел. (812)304-49-61
Отчет составлен: август 1989 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
  2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.
  3. 2.1 Нитка маршрута
    2.2 Схема маршрута
  4. СОСТАВ ГРУППЫ.
  5. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ.
  6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.
  7. 5.1 Цель и задачи путешествия
    5.2 Комплектование группы
    5.3 Разработка маршрута
    5.4 Разработка план-графика похода
    5.5 Особенности предпоходной подготовки
    5.6 Распорядок дня на маршруте
  8. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ОПИСАНИЕ ПО ДНЯМ ПОХОДА.
  9. 6.1 График движения
    6.2 Описание по дням похода
  10. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.
  11. 7.1 Общий анализ похода

• гор. - городище
  • буг. - бугор

1. Краткая аннотация.

Маршрут 1989 года оказался последним, который планировался и проводился спортивно-научной экспедицией "Человек и пустыня", постоянно действовавшей при Географическом обществе Казахской ССР с 1980 года. Поэтому хотелось его сделать интересным и запоминающимся. После мероприятия, проведенного в пустыне Таукумы летом 1987 года, спортивно-научная экспедиция "Человек и пустыня" разделилась на 2 коллектива. Часть коллектива во главе с бессменным начальником экспедиции Кондратенко Н.Н. решила создать клуб "Человек в экстремальных условиях" с более широкими научными задачами и переключилась на комбинированные исследования, проводимые в горах и пустынях, причем главный упор делался на научные исследования. Суть деятельности вновь созданного клуба заключалась в проведении экспериментов по изучению способности человека работать в напряженном ритме при контрастной смене окружающей среды с высокогорных условий на пустынные. При этом спортивная и познавательная составляющие походов отодвигались на второй план.

Другая часть коллектива, которую возглавил Голиков В.И., продолжила дальнейшую работу экспедиции "Человек и пустыня" при Географическом обществе Казахской ССР. Нам хотелось сосредоточить все свои усилия исключительно на проблеме выживания в пустыне. Мы считали, что существует еще много проблем, которые необходимо решить при переходах по пустыне. В своих предыдущих походах мы, в основном, передвигались по полевым дорогам, а это не всегда является кратчайшим путем к колодцу. Нам хотелось испытать себя в движении по азимуту на большие расстояния. Все предыдущие маршруты в пустынях планировались нами таким образом, чтобы они проходили через колодцы не реже, чем через 3 дня, а это не более 75-80 км. Дело в том, что используемая нами обычная диета на основе рационального питания приводила к ежесуточному потреблению воды равному 8-10 л на одного человека и из-за ограничения по весу переносимых рюкзаков не позволяла планировать более протяженный безводный участок. У нас давно была задумка пересечь высохшее дно Аральского моря, превратившееся в безводную пустыню, а это более 200 км движения по азимуту при полном отсутствии источников питьевой воды и каких-либо ориентиров, за исключением 2-х бывших островов. Для успешного осуществления задуманного необходимо было проверить на практике специальную малобелковую бессолевую диету, предложенную нам к.м.н. Шаталовой Г.С. и позволявшую человеку в условиях пустыни летом обходиться минимальным количеством воды (до 3-х л в сутки) и пищи (350 г в сутки). И в 1988 году наши планы были успешно осуществлены. Нашим коллективом в пик летнего зноя был в автономном режиме пройден маршрут протяженностью 619 км от казахстанского города Аральск до столицы Каракалпакии города Нукус. Во время этого перехода мы пересекли высохшее дно Аральского моря, при этом протяженность безводного участка составила 210 км, что является рекордным достижением.

После этого перехода общественная спортивно-научная экспедиция "Человек и пустыня" выполнила все намеченные задачи. За время своего существования коллективом спортивно-научной экспедиции были пройдены в экстремальных летних условиях все крупные пустыни СССР, и руководством ГО Казахской ССР было принято решение завершить ее деятельность. В завершение своей десятилетней деятельности мы решили летом 1989 года совершить небольшое по протяженности, но интересное с познавательной точки зрения, путешествие по пустыне, расположенной в междуречье Или и Каратала - рек, впадающих в озеро Балхаш. Здесь раскинулась одна из больших пустынь Казахстана - Сарыесик-Атырау. Эта пустыня привлекла нас тем, что здесь в раннем средневековье (VI - XII века новой эры) жили люди и до нашего времени сохранились городища, которые интересно было посетить. Кроме того, северная часть пустыни Сарыесик-Атырау оставалась еще не пройденной из-за отсутствия источников питьевой воды, и именно здесь расположено самое крупное и наиболее известное городище - крепость Карамерген (Черный охотник). Накопленный нами опыт позволял планировать автономный маршрут в безводной части пустыни до 7 суток, здесь же выходило не более 4-х суток.

Достоинством выбранной нитки маршрута является также ее выход к берегу озера Балхаш после преодоления безводного участка пустыни. Как показал наш предыдущий опыт, особенно приятно после испытания жарой и жаждой выходить к водоему. Кроме того, на Балхаше есть все условия для хорошего отдыха и рыбалки.

2. Справочные сведения о путешествии.

2.1 Нитка маршрута:

Пос. Бозинген - кол. №7 - кол. №15 - кол. №33 - кол. №34 - кол. №48 - буг. Каркаралы - кол. №65 - кол. №64 - кол. №44 - тг/п. "Изгиб" - тг/п "Пустынный" - тг/п Аккум - тг/п Крепость - гор. Карамерген - рыбпром Балхаш - пос. Ортадересин.

Пройденный маршрут относится к пешеходному и проходил по северной части пустыни Сарыесик-Атырау в условиях летнего пика температур (июль). Весь маршрут можно условно разбить на 3 этапа.

На первом этапе протяженностью 110 км путь пролегал через колодцы, расположенные на незначительном удалении друг от друга. С точки зрения ориентирования преодоление этого участка пути не представляет трудности при наличии у группы хорошей карты и опыта ориентирования в условиях огромного количества дорог, наезженных автотранспортом. Двигаться здесь лучше всего вдоль полевых дорог, когда они совпадают с нужным направлением и по азимуту от колодца к колодцу, причем движение по азимуту наиболее предпочтительно. Дороги здесь то расходятся во все стороны, то сходятся вместе, то сворачивают совершенно в противоположную от нужного направления сторону. Они то неожиданно исчезают, то заводят в тупик. Труднее всего ориентироваться, когда дороги расходятся и непонятно, по какой из них нужно идти дальше. Движение же по азимуту позволяет достичь намеченной точки кратчайшим путем.

На втором этапе протяженностью 78 км источники воды отсутствуют. Это самый трудный, но и самый интересный участок пути. Движение группы от колодца №44 осуществлялось по азимуту от тригопункта к тригопункту. Это единственно точные точечные ориентиры. Правильно ориентироваться на местности здесь помогают характерные участки рельефа (линейные ориентиры в виде сухих русел реки Или, а также возвышенности). Работа штурманов на этом этапе состояла в следующем: брался по карте азимут на тригопункт и высчитывалось расстояние до него. Затем начиналось движение группы в сторону тригопункта. Пройденное расстояние учитывалось по шагомерам. При выходе в район тригопункта, с помощью подзорной трубы определялось его местонахождение, затем группа приходила на тригопункт и сличала его название по табличке с названием, которое было нанесено на нашу карту. На этом этапе группа посетила древнее городище Карамерген. От городища был взят азимут на полуостров Узынарал к берегу озера Балхаш. Это единственное место на озере, где реально можно переправиться на противоположный берег (ширина пролива около 8 км).

На третьем этапе после переправы на северный берег Балхаша, группа продолжила путь до поселка Ортадересин. Движение по полевой дороге (12 км) не представляет никакой трудности. Далее автобусом группа добралась до города Балхаш, откуда вылетела самолетом в Алма-Ату.

Нитка маршрута начиналась от поселка Бозинген (центральная усадьба совхоза "Коктальский") и проходила сначала в восточном направлении через колодцы №№ 7-34, а затем в северном направлении через бугор Каркаралы в сторону древнего городища Карамерген. От крепости Карамерген движение группы осуществлялось в направлении рыболовецкого комплекса, расположенного на южном берегу озера Балхаш на полуострове Узынарал. Из рыбпрома группа на моторных лодках была переправлена на северный берег озера, где продолжила путь до поселка Ортадересин (центральная усадьба совхоза "Балхашский"). Весь маршрут был проложен по топографической карте масштаба 1:100000. На карту были нанесены тригопункты с названиями и азимутами. Маршрут проходил по ненаселенной местности.

В административном отношении маршрут группы проходил по территории Алма-Атинской и Жезказганской области (северный берег Балхаша) Казахской ССР. До места старта (поселок Бозинген) удобно добраться от центрального автовокзала на рейсовом автобусе Алма-Ата - Карой (320 км). Финиш группы был намечен в поселке Ортадересин на северном берегу озера Балхаш, откуда удобно доехать на автобусе до города Балхаш (40 км). Город Балхаш имеет воздушное сообщение с г. Алма-Ата.

Протяженность пешеходной части составила 200 км, продолжительность похода - 10 дней.

2.2 Схема маршрута:

Схема маршрута
Маршрут детально

3. Состав группы.

№ п/п фамилия, имя, отчество дата рождения туристский опыт обязанности в группе место жительства
Голиков Виктор Иванович 04.11.1949 1рук, 4 уч. пустыни Каракумы, Кызылкумы, Таукумы, Сарыесик-Атырау, Приаралье Руководитель,
г. Алма-Ата
Баль Эмиль Львович 16.04.1946 5 уч. - пустыни Каракумы, Кызылкумы, Сарыесик-Атырау, Таукумы, Приаралье Начпрод, фотограф
Юшина Лариса Владимировна 16.07.1951 3 уч. - пустыни Приаралье, Сарыесик-Атырау Медик, фотограф
г. Алма-Ата
Устименко Николай Дмитриевич 23.07.1959 4 уч. - пустыни Каракумы, Кызылкумы, Таукумы, Приаралье Штурман, фотограф
Попик Анатолий Михайлович 18.06.1939 2 уч. - пустыни Таукумы, Сарыесик-Атырау Завснар, ремонтник
г. Алма-Ата
Кураков Виктор Анатольевич 26.02.1965 2 уч. - пустыни Кызылкумы, Приаралье, Таукумы Штурман,хронометрист
Платонова Татьяна Валентиновна 29.03.1945 1 уч. - Приаралье Психофизиол. тесты
г. Ленинград
Сахимбеков Алтынбай 1955 Без опыта походов в пустыне Совхоз Барибаево
Алма-Атинская область

4. Краткий обзор района путешествия

Маршрут группы проходил по северной части пустыни Сарыесик-Атырау. Пустыня Сарыесик-Атырау занимает центр Балхашско-Алакульской впадины. Ее высота над уровнем моря 350 - 400 м. С востока на запад она тянется примерно на 250 км, с юга на север - на 200 км. Здесь царят холодная зима и жаркое лето. Средняя температура января - минус 12-15 градусов, июля - плюс 25-28 градусов. Осадков выпадает за год всего 100 - 140 мм. Почвы здесь песчано-пустынные и пустынные. Пустыня Сарыесик-Атырау - самая восточная пустыня на территории СНГ. Сарыесик-Атырау - это край песчаных барханов, сверкающих солончаков и голых ровных такыров. Ближе к озеру преобладают пухляки, а на побережье озера - огромные заросли камыша и тростника.

Прибалхашье многолико: один пейзаж не похож на другой, но все они хранят очарование этого удивительного края. Бескрайние просторы нетронутой природы знойной пустыни, высохшие русла рек, когда-то шумевших в этих краях и ныне поглощенных сыпучими песками, поражают даже самого бывалого путешественника. Впечатляют и остатки древних городищ и цивилизаций, процветавших здесь когда-то.

На современных топографических картах обозначено множество высохших русел реки Или. Река ушла очень давно, несколько столетий назад. Старое русло реки Или, начало которого ранее было у села Баканас (по русски означает "сухое русло") называлось так же. Километров в 40 от села сухое русло Баканас разделяется на два русла: восточное - Шет-Баканас и западное - Нарын. От сухого русла Нарын километров через 50 отходит сухое русло Орта-Баканас. От Шет-Баканаса километров через 120 отходит русло Ортасу, которое в низовье имеет вид узкой протоки, обросшей вдоль берегов густыми тростниковыми зарослями. Ранее впадая полноводной рекой в озеро Балхаш, именно Ортасу образовало низкий полуостров Узынарал.

Полуостров Узынарал почти пересекает озеро Балхаш поперек и не доходит до его северного берега лишь на 8 км. В этом месте озеро как бы разделяется на 2 части: восточную, глубоководную, но узкую с соленой водой и западную - мелководную, но широкую с пресной. В озеро впадают 5 крупных рек: Аягуз, Лепсы, Аксу, Каратал и Или. Суммарный приток в озеро составляет около 15 кубокилометров в год. Столько же воды в среднем ежегодно испаряется с водной поверхности озера. Береговая отметка озера колеблется в пределах 341-343 м над уровнем моря. Площадь поверхности озера составляет 17,5 - 19 тыс. кв. км. Балхаш мелководен. Средняя его глубина составляет 5 м, наибольшая - 26 м, объем воды - около 100 кубокилометров.

В X - XII веке одно из ответвлений Великого Шелкового пути пересекло все Прибалхашье с юго-запада на северо-восток. Древний путь прошел по правому берегу реки Или к ее низовьям на полуострове Узынарал. На этом пути стояли городища Актам, Агаш-Аяк и Карамерген. Первое упоминание о памятниках древности этого края было сделано русским географом Н.Н. Пальговым. Он сообщил о том, что в низовьях реки Или и в пустыне Сарыесик-Атырау есть следы множества ирригационных сооружений и караванных путей. В наиболее узком месте озера Балхаш караваны переходили его вброд и двигались дальше, следуя долиной Токрау вглубь к кочевьям степняков. Нашей группе тоже предстояло частично проделать этот путь.

В южной части Сарыесик-Атырау преобладают бугристые пески, постоянно встречаются песчаные гряды. Пески, покрывающие пустыню, главным образом образовались от развевающихся ветрами речных отложений. В Сарыесик-Атырау пески - результат деятельности реки Или и ее "прогулок" по пустыне. Все барханы в пустыне вытянуты параллельными грядами и кое-где соединяются друг с другом перемычками. Это объясняется тем, что здесь преобладают противоположные ветры - юго-западные и северо-восточные. Таким образом, рельеф пустыни делают ветры. Они перегоняют песок с места на место, формируют из него барханы. Местами попадаются глубокие, чашеобразные выдувы песка, подобные кратерам вулканов.

В пустыне пески поглощают водяные пары из воздуха и как бы превращаются в хранителей влаги. Вот почему на барханах растительность намного богаче. Они поросли белым саксаулом, жузгуном, песчаной акацией и многими травянистыми растениями. Тогда как между барханами находят приют только редкие коряжистые и приземистые солянки. Кроме того, вода, конденсируемая песками, просачивается в грунт. Чем выше бархан, тем больше он "производит" воды. Поэтому подавляющее большинство колодцев вырыто у подножья крупных барханов.

Между барханами часто расположены идеально ровные и голые глинистые площадки, потрескавшиеся на маленькие многоугольники. Это так называемые такыры. Они образовались в местах отложений речного или озерного ила и сохранились в первозданном виде.

По мере приближения к озеру Балхаш, ландшафт пустыни меняется. Барханы остаются позади и появляются солончаки, поросшие травами да кустарниками. Большие площади меду городищем Карамерген и озером Балхаш заняты корково-пухлыми солончаками. Кое-где зеленеют отдельные деревца саксаула. Особую экзотику ландшафту придают песчаные бугры округлой формы высотой от 0,5 до 1,5 м. Порывы ветра поднимают с поверхности пухляков столбы белой пыли. Ближе к берегу озера часто попадаются розовые кусты тамариска.

Человек, впервые попадающий на берег Балхаша, сразу обращает внимание на пышные высокие заросли тростника и камыша.

Животный мир пустыни Сарыесик-Атырау разнообразен. Здесь еще можно встретить дикие стада джейранов, В пути часто встречаются змеи, из насекомых - фаланги и скорпионы. У колодцев часто встречаются клещи.

Средняя дневная температура воздуха во время похода была +34 градуса, а средняя ночная температура - +12 градусов. Максимальная и минимальная зарегистрированные температуры соответственно + 44 и + 10 градусов.

5. Организация путешествия.

5.1 Цель и задачи путешествия

Целью путешествия было проведение автономного пешеходного перехода через ненаселенную местность в экстремальных летних условиях на специальной малобелковой диете, состоявшей из продуктов повышенной биологической ценности. Во время похода выполнялась небольшая научная программа (проводились психофизиологические исследования, и по заданию института питания испытывалась биологически активная пищевая добавка). В задачу экспедиции входило также обязательное посещение разрушенного древнего городища Карамерген и его фотографирование.

5.2 Комплектование группы

Группа была скомплектована из участников спортивно-научной экспедиции "Человек и пустыня", прошедших длительную специальную подготовку к переходам через пустыни в экстремальных летних условиях. В состав группы был привлечен только один новичок. Это житель совхоза Барибаево, хорошо знакомый с местными условиями автономного существования в пустыне. Сведения об участниках приведены в таблице. Возраст участников от 24 до 50 лет, количество участников - 8 человек.

5.3 Разработка маршрута

Район путешествия был выбран в Южном Прибалхашье с целью посещения древнего городища Карамерген. При этом мы руководствовались следующим принципом: район должен быть новым и интересным. Нитка маршрута была выбрана исходя из необходимой протяженности маршрута и удобства проезда к месту старта и финиша с транспортной точки зрения. Нитка маршрута после колодца №44 была проложена через имевшиеся у нас координаты тригопунктов по азимутам. Так было пройден путь до тригопункта Крепость. Городище Карамерген находится в 800 м от этого тригопункта и хорошо видно от него невооруженным глазом. Переход от городища Карамерген до рыбпрома оз. Балхаш осуществлялся по азимуту. Здесь имеется хороший линейный ориентир (высохшее русло Ортасу), который позволяет точно выйти на полуостров Узынарал.

5.4 Разработка план-графика похода

График похода был разработан исходя из предыдущего опыта в щадящем режиме. За день предполагалось проходить не более 25 км. Первый этап до последнего на пути колодца №44 предполагалось преодолеть за 5 дней (110 км), в среднем по 22 км в день. На колодце №44 предполагалось провести дневку. Второй этап (безводный) протяженностью 78 км предполагалось преодолеть за 4 дня, а на 3 этап (12 км) выделялся 1 день. Ключевым являлся безводный участок 2-го этапа, где с ограниченным запасом воды необходимо было точно выйти на развалины городища Карамерген, тщательно осмотреть и сфотографировать его, а затем выйти к берегу озера Балхаш на перешеек Узынарал.

В качестве аварийного варианта, на случай болезни участников или других непредвиденных обстоятельств, было предусмотрено выходить кратчайшим путем на асфальтированную автодорогу Баканас - Карой. Это единственный способ эвакуации с маршрута (2 дня пути).

5.5 Особенности предпоходной подготовки

Группа в основном состояла из хорошо тренированных и прошедших специальную подготовку спортсменов. Спортивная форма участников поддерживалась традиционными методами (3-х разовые тренировки в беге, ходьба с грузом до 50% собственного веса в условиях среднегорья). В этом походе было использовано имевшееся в коллективе снаряжение из предыдущих походов (солнцезащитный тент, рюкзаки "Ермак", шляпы войлочные, фляжки солдатские, подушки кислородные для переноски воды). Общий вес группового снаряжения составил 20 кг. Продукты питания для похода были закуплены на рынке. Весь поход предполагалось пройти на специальной малобелковой бессолевой диете, состоящей из продуктов повышенной биологической ценности. Для этого были закуплены рис, овес, чечевица, мед, грецкий орех, курага, изюм, чернослив и зеленый чай. Продукты были заготовлены на весь маршрут, расфасованы в ситцевые мешочки и упакованы по номенклатуре. Грецкие орехи были предварительно очищены от скорлупы. Учет продуктов велся нач. продом. Общий вес продуктов питания составил 32 кг, а на одного человека пришлось 4 кг продуктов на 10 дней похода. Максимальная нагрузка на одного мужчину в походе составила 32 кг, на одну женщину - 16 кг.

Перед выходом на маршрут все участники прошли углубленный медицинский осмотр в областном врачебно-физкультурном диспансере и получили прививки от клещевого энцефалита и туляремии.

Подробный список личного и группового снаряжения приведен в приложении. Группа была обеспечена медицинской аптечкой. Большинство участников были обучены приемам оказания первой медицинской помощи.

5.6 Распорядок дня на маршруте

Первоначально для передвижения предполагалось использовать утренние и дневные часы до 14-00, а остальное время суток использовать для отдыха. Но через 3 дня пути мы отказались от такого графика, и перешли на движение в утренние (до 12-00) и вечерние часы (с 19-30 до 22-00). Ночной сон предусматривался не менее 5 - 6 часов в сутки, дневной сон под солнцезащитным тентом - индивидуально по возможности. Переходы планировались по 50 минут с 10-ти минутными интервалами между переходами. При движении группы у участников контролировался пульс, который в среднем не превышал 20 ударов за 10 секунд. В случае необходимости планировалось перераспределение груза между участниками.

Как известно, самое главное испытание в пустыне летом - это испытание жарой, а главная опасность - это обезвоживание организма. Оказавшись в пустыне, человек сталкивается с чрезмерно высокой температурой воздуха, интенсивной солнечной радиацией, иногда с сильными ветрами. Организм человека получает дополнительные килокалории тепла и быстро обезвоживается. Бороться с жаждой и обезвоживанием можно только одним путем - постоянно пить воду, желательно в виде горячего зеленого чая. В самую жару желательно избегать нагрузок, поэтому мы отказались от движения после 12-00. Лишний шаг в пустыне днем - лишний глоток воды - говорят туркмены. А нам нужно было привыкнуть обходиться 3-мя литрами в сутки, так как впереди нас ждал безводный участок.

6. График движения и описание по дням похода

6.1 График движения

день дата участок пути расст
км.
ходовое время примечания
06.07.89 Алма-Ата - пос. Бозинген 320 12 часов Автобус
07.07.89 Пос. Бозинген - кол №7 - кол. №15 25,0 5 ч. 20 мин. Песчаная полевая дорога - 17 км, по азимуту - 8 км. Ясно, +43 град.
08.07.89 Кол №15 - кол. №33 20,3 5 ч. 10 мин. Песчаная полевая дорога, ясно +42 град.
09.07.89 Кол №33 - кол. №34 15,0 3 ч. 26 мин Песчаная полевая дорога - 10 км, по азимуту - 5 км, ясно, +44 град.
10.07.89 Кол №34 - кол. №48 - стоянка 1 (у дороги) 15,3 3 ч.30 мин По азимуту - 8 км, песчаная дорога - 4,3 км, ясно, +42 град
11.07.89 Стоянка 1 - буг. Каркаралы - кол. №65 - кол. №64 - стоянка №2 23,5 5 ч.30 мин Песчаная полевая дорога, ясно, +38 град
12.07.89 Стоянка 2 - кол. 9/43 - кол. №44 - стоянка №3 13,0 3 ч.30 мин Песчаная полевая дорога, такыры ясно, +41 град
13.07.89 Стоянка 3 - тг/п Изгиб - тг/п Пустынный - тг/п Аккум 21,3 6 ч.10 мин Полевая дорога - 7 км, по азимуту 14,3 км ясно, +41 град
14.07.89 Тг/п Аккум - тг/п Крепость - гор. Карамерген - стоянка 4 16,0 4 ч.20 мин. По азимуту, грунт песчаный, ясно, +39 град.
15.07.89 Стоянка 4 - рыбпром Балхаш 39,1 9 ч.20 мин По азимуту, грунт песчаный, пухляк, ясно, +36 град.
16.07.89 Рыбпром Балхаш - переправа на моторных лодках на сев. берег - ст. 5 - пос. Ортадересин 12,0 2ч.20 мин. Песчаная полевая дорога, ясно, +40 град.
16.07.89 Пос. Ортадересин - гор. Балхаш 40,0 1 ч.5 мин Автобус
17.07.89 Гор. Балхаш - гор. Алма-Ата - 2 ч. Авиаперелет

6.2 Описание по дням похода

7.07.89, пятница

Пешеходная часть маршрута в край, откуда ушли реки, началась от поселка Бозинген вдоль асфальтированной дороги в восточном направлении в 5-30 по местному времени. Несмотря на солидный вес рюкзаков, идется с утра легко. Солнце пока не очень усердствует, словно сознавая, что нам нужна небольшая акклиматизация. Дует легкий попутный ветерок, слышен щебет птиц в поднебесье, в общем, идиллия! Через 5 км пути пересекли трассу Баканас - Карой и пошли по полевой дороге по азимуту 100. Через 8 км изменили азимут на 120. И вот пески. Кто видел их только "с края", тот обычно отмечал их однообразие. Мол, бесконечные и скучные барханы. Но мы то знаем, что пустыня неистощима на выдумки, бывает, такую вереницу пейзажей покажет, что только успевай фотографировать.

Вот и на этот раз мы вышли на не совсем обычный колодец (№7). Этот колодец был оборудован ветряным подъемником, и вода постоянно бежала из резинового шланга. У колодца стояла юрта чабана, но его на месте не было. В стороне от колодца на привязи находился теленок, а чуть дальше одиноко стоял "корабль пустыни" - верблюд, который спокойно жевал низенькую кустистую траву. Верблюд вообще очень интересное животное, идеально приспособленное к условиям пустыни. Он может прожить без воды 15-17 дней, потеряв за это время до 35% своего веса, а истощенный от жажды может выпить за 10 минут более 100 литров воды. Человек же без воды погибает значительно раньше. Для него обезвоживание более 12% представляет смертельную опасность.

У колодца группа хорошо отдохнула. Все участники помылись. После 1,5 часового отдыха отправились в дальнейший путь по азимуту 350 в направлении тригопункта Солонцовый. Движение до тригопункта через песчаные гряды, частично закрепленные растительностью. Путь до тригопункта занимает 50 минут (1 переход). С тригопункта в подзорную трубу виден следующий тригопункт и колодец №15 (по азимуту 66), совпадающий с полевой дорогой, идущей мимо тригопункта к колодцу. Через 1 переход вышли к колодцу №15, который расположен в 300 м от основной дороги в межгрядовом понижении. Западнее колодца расположена кошара, а рядом мы увидели небольшую рощицу из деревьев туранги. Туранговая роща - хорошее место для остановки на отдых. Под тенью раскидистых деревьев человека охватывает чувство полного покоя и защищенности, словно он после изнурительного пути по раскаленным и однообразным пескам попал в зачарованное место. А игра на дудке, которой порадовали нас Татьяна Платонова и Лариса Юшина, и вовсе успокоила всех, и мы провели прекрасные минуты отдыха.

Колодец №15, глубиной около 10 метров оказался с пресной водой. Когда-то в Прибалхашье было множество колодцев, между которыми проходили караванные пути. Ныне от них не осталось никаких следов. На месте старых колодцев повсюду сооружены новые, добротные с бетонными стенами, оборудованные специальными моторами для подъема воды, но эти подъемники, как правило, находятся в нерабочем состоянии. Поэтому для подъема воды мы всегда носим с собой на группу брезентовое ведро с веревкой длиной не менее 30 метров. За день пройдено 25 км пути. Чистое ходовое время составило 5 часов 20 минут.

8.07.89, суббота

Подъем группы в 5-00, выход на маршрут в 5-40. Дорога от колодца №15 идет в восточном и северо-восточном направлении. Очень часто встречаются развилки. Здесь очень легко заблудиться. Все везде одинаково и за каждым поворотом дороги то же самое, удивительно похожее на только что пройденное место. Наш путь приходится постоянно контролировать по компасу. В конце 2-го перехода справа мы увидели обрывы и под ними заросли туранги и высокого саксаула. Это и есть один из баканасов - сухоречье, по которому когда-то катила свои воды река Или. Сверившись с картой, мы поняли, что подошли к сухому руслу Нарын. Река ушла отсюда очень давно, однако местами русло хорошо сохранилось. И только кое-где песчаные бури сравняли ее бывшее ложе, но время не успело изгладить следы процветавшей здесь когда-то жизни. Около 20 минут заняло у нас движение вдоль русла, затем по дороге мы пересекли русло и вышли на противоположный берег.

Следует отметить, что не только Или, но и многие другие реки пустыни, часто меняли свои русла и навсегда уходили в сторону. Такова Сырдарья, старые русла которой носят названия Жанадарья и Кувандарья. В этой связи мне вспоминается сухое русло другой могучей реки, Амударьи, проходящей между двумя огромными пустынями - Кызылкумами и Каракумами. В 1984 году мне, Виктору Голикову и Николаю Устименко из нынешнего состава нашей группы пришлось пересечь древнее русло Амударьи - Узбой. Двигалась наша группа ночью при свете полной луны. Когда подошли к Узбою, то все подумали, что вышли к настоящей реке. На ее "водной" глади великолепно отражалась лунная дорожка. Спустившись к реке, мы поняли, что это не вода, а затвердевшая соль, по которой мы с успехом прошли десяток километров, и только когда Узбой сделал резкий поворот на запад, мы снова вышли на песок и продолжили свой путь на юг.

Но вернемся к нашему походу. Пройдя русло Нарына, мы продолжили движение по дороге и в конце 4-го перехода вышли к тригопункту, а на следующем переходе подошли к колодцу №32. Вешку колодца хорошо видно с основной дороги. На колодце есть кошара и зимовье. Еще через 2 перехода в восточном направлении подошли к колодцу №33 и остановились на отдых. За 5 часов 10 минут чистого ходового времени группой пройдено 20,3 км.

У колодца стоит побеленный домик и вешка, которую хорошо видно со всех направлений. Решили помыть пол в одной из комнат и расположиться в ней на отдых, но как только вылили на пол воду, то из всех щелей стали выползать целые полчища скорпионов, и от этой затеи пришлось отказаться. Недалеко от колодца обнаружили двухметровый металлический крест с надписью: "Петров Петр Иванович, 1929 - 1964". Чуть в стороне валялся черный ствол саксаула. Пригодится для костра, подумал я и решил оттащить его к месту разведения костра. Сдвинув ствол с места, я увидел притаившегося светло-коричневого скорпиона. Несколько мгновений он был неподвижен, потом, нагревшись на солнце, помчался искать новое убежище. Скорпион слабо ядовит, его укус чуть сильнее пчелиного, а рассказы о смертельной опасности его укуса для человека сильно преувеличены. В походе по Каракумам 1984 года был случай, когда водитель автомобиля ГАЗ-66 из комплексной научной группы неосторожно сел прямо на скорпиона, и был им ужален. И ничего страшного не произошло. Немного поболел, в течение 2-х дней и все прошло.

На отдых расположились на ближайшем бархане, установив солнцезащитный тент. Смерили температуру воздуха. Термометр показывал в тени +42 градуса. Местность вокруг представляет собой ячеисто-грядовые пески высотой 6-10 м.

9.07.89, воскресенье

На этот раз мы проспали до 7-00. На маршрут вышли c опозданием только в 8-00. Погода ясная, солнечная. Сегодня день будет жарким, подумал я и не ошибся. Движение продолжили вдоль полевой дороги в восточном направлении. Вокруг расположены ячеисто-грядовые пески, поросшие саксаульником. Через 2 перехода группа вышла на сухое русло. Это Орта-Баканас. Русло хорошо сохранилось, как будто вода по нему протекала недавно, а не сотни лет назад. Пересекли русло и продолжили движение по полевой дороге в направлении тригопункта Корсибек. От тригопункта Корсибек по азимуту 360 мы увидели вешку, ошибочно принятую нами за колодезную, и направились к ней. На самом деле это оказался старый поврежденный тригопункт, на нашей карте не обозначенный. Бывает и так, мы немного отклонились от курса. С этого места мы в бинокль разглядели вешку по азимуту 330 и пошли на нее. На этот раз мы шли в правильном направлении. На очередной бархан первым поднялся штурман Виктор Кураков. Он посмотрел по сторонам, и все услышали его торжествующий крик: "Колодец!" Вскоре мы пришли на колодец №34. День был в полном разгаре. Быстро установили тент и расположились на отдых. Замерили температуру воздуха в тени. Термометр застыл на отметке + 44 градуса. Это самая высокая температура за все время похода. За 3 часа 26 минут чистого времени пройдено 15 км.

10.07.89, понедельник

Подъем в 5-00, выход на маршрут в 5-40. Движение начинаем по азимуту 65 в направлении колодца №48. И снова наша восьмерка месит пески на больших барханных грядах, многие из которых вздымаются сорокаметровыми волнами. За 3 утренних перехода прошли около 8 км и остановились на короткий отдых. Дальнейший путь продолжили по азимуту 60 на тригопункт Глубокий. Под зловеще палящим солнцем подошли к тригопункту. Рядом расположен колодец №48, у которого делаем основательную остановку. Ставим тент и ложимся отдыхать. Дальше на север от тригопункта окружающий ландшафт резко меняется. Барханы ушли к востоку. Исчезли песчаные гряды и высокие заросли саксаула. Пустыня стала ровнее и растительность в ней беднее: видны только жалкие приземистые деревца саксаула.

В 19-30 продолжили путь. Мы вышли на широкую разбитую полевую дорогу. Где-то здесь, в этом районе, должны находиться развалины древнего средневекового города Актам. Но для того, чтобы найти это городище, необходимо обследовать большую площадь. Посещение этого городища мы не планировали, поэтому пошли по дороге в северо-западном направлении в среднем по азимуту 300. Через 1 переход остановились на ночлег.

Красное солнце медленно опустилось за горизонт. Наступила глубокая тишина. И тут мы услышали слабый гул моторов. Это высоко в небе пролетел пассажирский самолет. За день пройдено 15,3 км.

11.07.89, вторник

Утром, в 5-40 продолжили путь по дороге по азимуту 300. Однообразие местности притупляет внимание, и постепенно перестаешь реагировать на окружающее. Где-то недалеко должен находиться бугор Каркаралы, который обозначен на всех топографических картах, так как является самым высоким местом на этой равнине. Каркаралы в переводе означает "тающий снег". В начале 2-го перехода слева от дороги показалась какая-то возвышенность. Это и есть бугор Каркаралы. После 3-х переходов, наконец, мы на вершине бугра. Здесь расположен одноименный тригопункт. Теперь мы точно знаем свое местонахождение. После короткого отдыха продолжили путь по дороге по азимуту 280. Через 2 перехода вышли на колодец Агаш-Аяк (на колодце надпись Михаил-кудук, №65). У колодца остатки большой и длительной стоянки строителей колодцев, следы от больших полуземлянок, мастерских, остатки буровой, невдалеке расположен тригопункт Развалины. Рядом с колодцем небольшое понижение, поросшее зарослями кустарника, и имеется несколько деревьев, в тени которых располагаемся на дневной отдых. Вокруг равнина, дороги, подходящие к развалинам, разбиты. Где-то в этом районе находится древнее городище Агаш-Аяк (деревянная нога). Но как найти его и сколько на это понадобится времени? Наша задача - пройти через городище Карамерген.

После дневного отдыха, в 20-30 мы продолжили путь по дороге с азимутом 280. Через 1,5 перехода достигли колодца №64 и продолжили движение по азимуту 310. В 22-35 остановились на ночевку на большом ровном такыре. За этот день группой пройдено 23,5 км.

12.07.89, среда

Встали как обычно в 5-00 и в 5-45 продолжили путь. Через 1 переход подошли к колодцу 9/43. Колодцы - наше спасение. В бетонных колодцах, которые встречаются на нашем пути, вода находится на глубине 10-15 м. Иногда из них вылетают голуби и воробьи. На каждом колодце мы, как правило, пополняем запасы воды, предварительно процедив ее через тройной слой марли. Первые 2-3 ведра приходится обычно выливать. Чего только в них нет. Но чаще всего попадаются дохлые птицы.

Далее дорога идет по азимуту 320-330 параллельно мощной песчаной гряде высотой около 20 метров. Постепенно дорога переходит на азимут 350 и через 2 перехода выходит на колодец №44. Здесь у нас основательная остановка. Это последний колодец на нашем пути к озеру Балхаш. Первоначально в этом месте мы планировали провести дневку. Но так как нам не была точно известна ситуация с наличием переправы на Балхаше, мы решили от дневки отказаться и вечером отправиться в дальнейший путь. Хорошо отдохнув и взяв запас воды на четверо суток, мы отправились в дальнейший путь по дороге, идущей между высокими песчаными барханами. Изредка дорога выходит на такыры и снова, затем заходит в пески. На 2-м вечернем переходе пересекли высохшее русло и остановились на ночлег на такыре. За этот день группа прошла 13 км.

13.07.89, четверг

Утром в 5-45 начинаем движение вдоль дороги по азимуту 340. Справа видны мощные песчаные гряды. Через 3 перехода подошли к тригопункту Изгиб, который виден справа от дороги на песчаной гряде. Далее дорога резко уходит на северо-запад и нам это уже не по пути. Мы свернули с дороги и начали движение по азимуту 40 в направлении тригопункта Пустынный. Через пол часа мы вошли в сухое русло реки. Это Орта-Су. В сухом русле пламенеет цветущий розовый куст тамариска. Вскоре в подзорную трубу увидели тригопункт и направились к нему. От тригопункта Пустынный взяли азимут на тригопункт Аккум и начали движение по направлению на него по азимуту 15. Передвигаться приходится по труднопроходимым зарослям сухого саксаульника, что затрудняет движение. Вокруг видны мертвые стволы саксаула, которые торчат будто скелеты чудовищ с распростертыми в сторону ветвями. Многие повержены на землю. Через 2 перехода группа вышла на колодец №76, который на карте не был обозначен. Вода в колодце горько-соленая и не пригодна для питья. От колодца виден тригопункт на бархане по азимуту 60. Через 1,5 перехода подошли к тригопункту. Это тригопункт Аккум, который находится на нашем пути. Перед нами гряда больших и голых барханов. Здесь настоящее царство пустыни, и поверхность песка испещрена аккуратными валиками ряби. На одном из барханов расположились на ночлег. За этот день группой пройдено 21,3 км.

14.07.89, пятница

Движение по маршруту начинаем в 6-10 утра по азимуту 10 в направлении тригопункта Крепость. Наши штурманы Виктор Кураков и Николай Устименко все чаще забираются на гребень барханов и осматривают в подзорную трубу местность. Наш путь пролегал между широких межгрядовых понижений (до 100 м). Вся местность покрыта густыми зарослями труднопроходимого саксаула. Наконец штурманы разглядели в бинокль тригопункт. Где-то недалеко должны быть развалины крепости Карамерген. И вот мы уже поднимаемся к тригопункту. Городище! Вот оно городище, первым воскликнул Николай Устименко, забравшись на бархан к тригопункту. Какая радость! С тригопункта Крепость нам открылся великолепный вид на развалины древнего средневекового городища Карамерген, до которого не более 1 км. Городище расположено на ровных закрепленных песках. Спускаемся с бархана и движемся к крепости. Остановились на отдых у стен крепости, набросив наш тент на один из самых больших кустов саксаула.

Городище Карамерген достаточно хорошо сохранилось. В переводе на русский язык это название означает буквально "черный охотник". Название это не вымышленное. Здесь, в этой местности, когда-то действительно жил охотник, прозванный очевидно за темный цвет лица Черный.

"Черный охотник" расположен на обширной ровной местности, вероятно служившей когда-то для возделывания сельскохозяйственных культур. Сейчас со всех сторон на эту большую площадь надвинулись беспорядочные гряды барханов.

Как много на его территории вымытых дождями и выдутых ветрами черепков. Входы в городище Г-образные. Восточная часть городища совершенно голая, западная же заросла саксаулом. С восточной стороны к городищу примыкают остатки строения, возможно загона для скота. Мертвый город видимо был когда-то многолюдным. Жители города сопротивлялись полчищам Чингизхана и поэтому были уничтожены. Время, дожди, ветры, жара и морозы уничтожили следы трагедии. Следы шурфов, или как говорят археологи, раскопов, еще хорошо видны. Мы с интересом побродили по городищу. В одном конце хорошо видны следы гончарной печи, возле нее куча крупных черепков от больших сосудов. На одной из башен городища - глубокий провал, возможно следы бывшего в ней помещения. Снимаем все городище на цветные слайды. Со всех сторон на городище надвигаются беспорядочные гряды барханов. Когда-нибудь археологи вскроют пласты земли, и тогда по обнаруженным предметам можно будет судить об обитателях этого края.

Неожиданно недалеко от нашей стоянки я увидел рыжую, покрытую золотистыми волосками фалангу, которая перемещалась по такыру, от кустика к кустику. Пренебрегая привычку к ночному образу жизни, она вылезла на дневную прогулку.

Я вспоминаю свою первую встречу с фалангой в песках Восточных Каракумов летом 1983 года. Это был мой первый поход в пустыне. Наша группа тогда совершала ночные переходы при свете полной луны, и огромные, темные фаланги постоянно пробегали мимо. Большие фаланги ведут себя независимо и дерзко. Пощелкивая острыми, почти черными зазубренными челюстями, они всем своим видом показывают намерение нападать. Мы поймали одну фалангу и посадили ее в пол-литровую стеклянную банку. Для эксперимента я опустил в банку 10-мм деревянный прут. Наша фаланга немедля, энергично работая челюстями, принялась за работу, попеременно двигая вперед и назад верхней и нижней челюстями как заведенным механизмом, быстро перегрызла этот прут. Все были поражены этим зрелищем. Позднее произошел забавный случай. Наша группа шла по полевой дороге в 2 ряда. Шли молча, думая каждый о своем, кое-кто на ходу дремал. Выполняя обязанности штурмана, я шел впереди, и когда на встречу пробегала фаланга, я предупреждал позади идущих товарищей словами "фаланга". На этот раз на меня двигалось небольшое скопление веток, такое маленькое перекати-поле. Когда оно докатилось до меня, я расставил ноги и, пропуская его между ног, крикнул фаланга! Шедший за мной в 2-х шагах руководитель похода, увидев бегущую прямо на него "фалангу" резко отпрыгнул в сторону и, не удержавшись на ногах, упал с тяжелым рюкзаком на обочину дороги. Поднявшись на ноги и сообразив, что это была не фаланга, он сделал мне выговор, а я получил хороший урок на будущее и понял, что так шутить было нельзя.

Однако, вернемся к нашему походу. Закончив знакомство с городищем, пообедав и хорошо отдохнув, мы продолжили путь по направлению к полуострову Узынарал на Балхаше по азимуту 320. Наш путь пролегал по саксауловому лесу через пески. Через 2 перехода остановились на ночлег. За этот день пройдено 16 км.

15.07.89, суббота

Утром в 5-50 продолжили путь по азимуту 320. Нам предстоял ударный день. Так как запасов воды у нас оставалось на 1,5 дня, мы решили двигаться в этот день до упора и добраться до берега озера. Во время первых 2-х переходов движение проходило по саксауловому лесу, затем группа вышла на солончаки и пухляки. Движение стало затруднительно, ноги проваливались по самую щиколотку. В конце 3-го перехода прошли мимо тригопункта, который остался справа по ходу движения группы. Скорректировали от этого тригопункта азимут на 345 и пошли дальше. Во время 5-го перехода вышли на огромный такыр (не менее 3-х км в поперечнике). Затем путь группы проходил по местности, состоявшей из небольших бугорков, солончаков и такыров. Когда-то это место было дном большого залива. Часто стали попадаться сиреневые кусты тамариска. Видимо Балхаш уже недалеко. Вскоре мы вышли к сухому руслу. Это Орта-Су. По карте это русло должно нас точно вывести на полуостров Узынарал, однако двигаться по нему невозможно, так как оно заросло непроходимыми зарослями камыша. С трудом продираемся через русло на противоположный берег и дальше видим еще одно такое же русло. Переходим и его и движемся параллельно. Вскоре мы увидели тригопункт и пошли на него. И здесь нам очень повезло. Мы вышли на хорошо наезженную колею, оставленную колесными тракторами местных рыбаков и заготовителей кормов. Пройдя около 6 км по этой колее, мы вскоре прибыли к домикам 10 бригады заготовителей, которые косили здесь камыш. Это была первая за 9 дней встреча с людьми. Набрав у заготовителей пресной воды (вода здесь привозная) мы двинулись дальше. Через три перехода по полевой дороге, пройдя около 15 км, мы вышли, наконец, к протоке озера Балхаш. Здесь расположен поселок рыбаков и откормочный комплекс предприятия Каззолото.

Следует отметить, что вся эта инфраструктура создана представителями Карагандинской области, хотя весь южный берег Балхаша относится к Алма-Атинской области. Однако, ввиду удаленности от населенных пунктов, этот богатейший край алма-атинцами не осваивается, и этим пользуются представители Карагандинской области, которые на катерах и моторных лодках переправляются на южный берег Балхаша, и чувствуют себя здесь как дома.

За этот день группой пройдено 39 км, из них последние 20 км по дорожной колее, причем последние 10 км мы двигались по узкой дорожной полосе в 3-х метровых зарослях камыша. Остаток дня мы провели в дружеских беседах с местными рыбаками, а вечером они пригласили нас на ужин. Все блюда были естественно из рыбы, вареной и жареной. В основном это был сазан и белый амур. После 10 дней нашей малобелковой диеты мы, наконец, наелись до отвала. Утро следующего дня было решено посвятить рыбалке, а днем нас обещали на моторных лодках за небольшую плату переправить на другой берег Балхаша.

16.07.89, воскресенье

Рано утром никуда идти не надо и мужчины отправились ловить рыбу, в чем преуспели. Особенно отличились оба Виктора, Голиков и Кураков. В первой половине дня был сильный ветер, и переправа на моторных лодках была опасной. Но как только ветер стих, рыбаки на 2-х моторных лодках, взяв в каждую по 2 человека, отправились на северный берег. Время в пути по озеру составило 20 минут (ширина озера здесь около 8 км). За 2 рейса вся наша группа была переброшена на северный берег озера Балхаш к месту, от которого отходит полевая дорога до поселка Ортадересин. Вторую половину дня мы посвятили купанию в озере. В 17-00 группа после хорошего отдыха выдвинулась в сторону поселка Ортадересин. Через 2 часа, пройдя 12 км по полевой дороге, мы достигли центральной усадьбы совхоза Балхашский. На этом пешеходная часть нашего похода завершилась. Всего нами было пройдено 200 км.

В этот же день мы на автобусе добрались до города Балхаш, а на следующий день вылетели в Алма-Ату. Так завершился последний поход спортивно-научной экспедиции "Человек и пустыня" - один из самых интересных переходов за 10 лет существования нашего коллектива. Навсегда останется в памяти посещение развалин древнего городища Карамерген и озера Балхаш.

6.3 Обеспечение безопасности на маршруте

Вопросы безопасности в данном походе были хорошо продуманы. Так как данный поход был полностью автономным, то связь на маршруте не предусматривалась, за исключением сообщений с места старта (пос. Бозинген) и финиша (г. Балхаш). Во всех вопросах группа рассчитывала только на собственные силы. Группа была снабжена топографическими картами масштаба 1:100000, на которых были нанесены практически все колодцы и тригопункты с их названиями. Все остальное зависело от правильной работы штурманов. Наши штурманы имели достаточный опыт и почти безошибочно выводили группу к нужному колодцу.

Статистика показывает, что почти все случаи гибели человека в пустыне связаны с обезвоживанием организма, тепловыми или солнечными ударами и очень редко - с укусами ядовитых змей и паукообразных. Исходя из этого, во избежание несчастных случаев, группе запрещалось хождение днем с открытыми участками тела и без головного убора. Для дневного отдыха, как правило, устанавливался солнцезащитный тент на растяжках, укрепленных с помощью песчаных якорей. Иногда тент набрасывался на большой куст, и таким образом создавалась необходимая тень. Для сокращения водопотерь организма запрещалось снимать одежду на длительное время, так как это сильно обезвоживает организм. Всем участникам рекомендовалось в дневное время носить длинные штаны и рубашку с длинным рукавом, а также куском материи закрывать шею от солнца. Покрой одежды должен быть свободным, снимать ее разрешалось только в тени. Запрещалось размещение группы на отдых в местах стойбищ, где вероятность наличия паукообразных насекомых и клещей наиболее велика. Для ночлега выбиралось ровное место без растительности. При обнаружении норок они засыпались. Для организации ночного отдыха в начале расстилали на землю тент, а затем каждый укладывал на него свои личные вещи. Во время остановок тщательно осматривали место привала, прежде чем расположиться на отдых. Для ходьбы все участники имели прочную обувь с одетыми поверх нее бахилами из толстого брезента. Перед тем, как одеться и обуться все вещи тщательно осматривались и вытряхивались. Во избежание пищевых отравлений запрещалось употребление воды в сыром виде. Соблюдение этих простейших мер профилактики вполне достаточно, чтобы избежать неприятностей (солнечных ударов, укусов змей и пауков, отравлений).

Предотвращению аварийных ситуаций способствовала высокая физическая готовность большинства участников, большой опыт участия в переходах по пустыням, грамотная тактика перехода (полноценный отдых, оптимальная скорость передвижения и т.д.), а также хорошая мобильность группы за счет имевшегося у участников запаса прочности. В случае необходимости имелась возможность перераспределения груза в рюкзаках, вплоть до полной разгрузки одного участника. Во время похода группа несла аварийный запас воды на одни сутки.

На случай попадания группы в песчаную бурю предусматривалась немедленная остановка. В таких случаях для защиты от песка и пыли группа должна была быстро укрыться солнцезащитным тентом, надеть респираторы или марлевые повязки и дышать через них. Дыхание должно быть спокойным и желательно только через нос.

Безопасному прохождению маршрута способствовала также грамотная тактика перехода с полноценным ночным сном и достаточным дневным отдыхом. Большое значение имел и своевременный выход группы к источникам воды.

7. Итоги, выводы, рекомендации

7.1 Общий анализ похода

Поход в Южном Прибалхашье пройден по запланированному маршруту в установленные сроки. В начале похода мы решили попробовать весь суточный план выполнять в первой половине дня. Первые 3 дня группа двигалась только до 14-00. Но затем мы отказались от такого режима, и перешли на привычный для нас режим: движение осуществлялось в утренние (до 12-00) и вечерние (после 20-00) часы. В дневные часы группа, как правило, находилась под солнцезащитным тентом и отдыхала. Вода в походе на первом этапе употреблялась без ограничения и использовалась исключительно в виде свежезаваренного горячего зеленого чая (самое эффективное ее использование в жару), однако ее потребление не превышало 3-4 л в сутки, благодаря используемому рациону питания и правильному режиму водопотребления. На втором безводном этапе потребление воды составляло 3 л в сутки. В ходе похода группа решила отказаться от дневки на маршруте, так как не было ясности со способом переправы на северный берег Балхаша, а авиабилеты до Алма-Аты были приобретены нами заранее на 18 июля, поэтому решили, что дневку лучше провести на Балхаше. Так как проблемы с переправой не возникло, и появилась возможность улететь на сутки раньше, то от дневки вообще отказались. Таким образом, поход оказался на одни сутки короче запланированного срока.

Состав участников похода был близким к оптимальному. Группа состояла из 8 человек. В течение всего похода между участниками сохранялись дружеские и доброжелательные отношения. На привалах все помогали дежурным быстрее разжечь костер и установить солнцезащитный тент. Возраст участников был от 24 до 50 лет. Группа состояла из 6-ти мужчин и 2-х женщин.

Во время этого похода было продолжено использование малобелкового бессолевого рациона питания, который хорошо себя зарекомендовал в экстремальных условиях Приаралья и в пустыне Кызылкумы. Мы отказались от мясных и молочных продуктов, рыбных консервов, сахара, соли и других, традиционных для туристских походов продуктов. Основу нашего рациона составляли крупы - овес, рис, а также чечевица, и сухофрукты - курага, изюм и чернослив.

Обед варили обычно перед дневным сном. Это были овес, рис или чечевица из расчета 80 г на человека, приправленные травами. Три раза в день кипятили зеленый чай. К чаю полагалась столовая ложка меда, 10 шт. кураги или чернослива. На завтрак выдавалось по горсти изюма и грецкого ореха. На ужин варили опять одну из круп. Такая диета позволяла нам сохранять высокую работоспособность и одновременно обходиться минимальным количеством воды.

В целом поход оказался удачным. Всем надолго запомнится пребывание на развалинах древнего городища Карамерген и на берегах озера Балхаш. Все участники подошли к финишу в хорошем состоянии. Каких-либо отклонений в здоровье после похода у участников обнаружено не было.

7.2 Выводы и рекомендации

Для успешного проведения походов в пустынях руководитель и большинство участников похода должны быть хорошо подготовлены по многим вопросам поведения человека в экстремальных условиях пустыни, которые специфичны. Необходимо хорошо разбираться в вопросах режима питья и водопотребления, профилактики укусов ядовитых змей и насекомых, профилактики тепловых и солнечных ударов, методах ориентирования и т.д.

Для пустыни характерны следующие условия:

• Высокая температура воздуха в летний период (выше 40 градусов в тени) и высокая солнечная радиация, способствующая перегреву организма;
  • Резкие перепады дневных и ночных температур;
  • Пылевые и песчаные бури, несущие раскаленную пыль и песок;
  • Недостаточное количество четких ориентиров;
  • Сложность водоснабжения, связанная с недостаточным количеством источников питьевой воды, плохим качеством воды в колодцах и угроза обезвоживания организма при недостатке воды;
  • Наличие опасных для жизни пресмыкающихся и насекомых;
  • Скудная растительность

Чтобы выжить в пустыне летом, в дневное время (с 12-00 до 17-00) желательно находиться под солнцезащитным тентом. Одежду под тентом лучше не снимать. Можно расстегнуть воротник, ослабить манжеты и снять обувь. Одежду снимать допустимо, только находясь в тени. Не допустимо находиться на солнце с непокрытой головой. Открытые майки, футболки с короткими рукавами, полупрозрачные рубахи, шорты и прочая прогулочная одежда повышает риск тепловых и солнечных ударов, поэтому в походах по пустыне ее использование не желательно.

Стоянки в пути бывают промежуточные (в песках) и у зимовок или колодцев. Для выбора промежуточной стоянки годится любое ровное, желательно без растительности чистое место. После установки солнцезащитного тента, все норы в радиусе 5-10 метров вокруг тента должны быть засыпаны. Во время нахождения в пустыне нельзя загорать на маршруте, передвигаться в шортах. Необходимо стремиться сохранять запас воды в организме. Находясь у колодцев нельзя обливаться водой. Это грозит потерей адаптации.

Во что вы одеты весьма важно в пустыне. Одежда должна защищать вас от солнца, жары, песка и насекомых. Голова, туловище и ноги должны быть прикрыты все время. Желательно носить одежду белого цвета из хлопчатобумажной ткани. Одежда белого цвета уменьшает потовыделение и лучше отражает солнечные лучи. Для защиты глаз необходимо носить солнцезащитные очки. Находясь в пустыне в условиях недостатка воды необходимо принять меры по минимизированию потерь влаги организмом, а именно:

• Не обнажаться, оставаться полностью одетым;
  • Не расходовать воду на умывание;
  • Не делать лишних и резких движений;
  • В питании отказаться от соли, сахара и мясных продуктов;
  • Если у вас осталось всего 0,5 литра воды на день - полностью откажитесь от еды.

Помните, что питание имеет большое значение, но еда стоит на втором месте после воды. Если у вас недостаточно воды, не ешьте до тех пор, пока у вас не будет ее в достаточном количестве. Питание берется на все время похода, а запасы питьевой воды в длительном походе пополняются из колодцев по мере необходимости. Пища готовится на костре (саксаул). При разведении костров необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. Вода употребляется только кипяченая, желательно в виде горячего зеленого чая. Во избежание желудочно-кишечных расстройств, сырую воду лучше не пить!

Длительная ежедневная физическая работа (переноска тяжелых рюкзаков) в экстремальных условиях пустыни летом предъявляет очень высокие требования к организму человека, и требует длительной специальной и общефизической подготовки для всех участников походов в пустыне.

Пешее движение в пустыне сопряжено с рядом опасностей. Необходимо правильно оценить климатические условия и характер местности, по которой предстоит двигаться. Без необходимости не следует совершать переход в середине дня. В дневное время испепеляющая жара делает передвижение по пустыне просто бессмысленным. Переход в жаркое дневное время крайне изнурителен. Физические нагрузки во время дневного марша вызывают усиление водопотерь потоотделением и ведут к быстрому обезвоживанию. Помимо этого прямая солнечная радиация создает опасность быстрого перегрева организма, способствует возникновению теплового или солнечного удара. Поэтому дневной переход оправдан только в том случае, когда местоположение объекта, до которого надо дойти (колодец, скважина, оазис и т.д.) достоверно известно и расстояние до них не превышает 10-20 км, а состояние группы позволяет преодолеть его за 3-4 часа.

При дневном переходе голову защищают широкополой войлочной шляпой, на шею завязывают платок из куска белой хлопчатобумажной ткани. Чтобы песок и колючки не попадали в обувь, поверх ее одевают бахилы. Обязательно надеть солнцезащитные очки-светофильтры.

Передвигаться в пустыне нужно равномерно в одном темпе, не делая резких и лишних движений. Не следует идти до полного изнеможения. Переходы совершаются по 50 минут с привалами на 10-15 минут. Допускаются сдвоенные переходы по 1,5 часа. При движении по вязким сыпучим пескам шаг делается короче обычного. При движении нужно выбирать самый легкий путь, избегая сыпучих песков и труднопроходимые участки местности. Необходимо пользоваться попутными тропами и дорогами. Особое внимание и осторожность следует соблюдать при передвижении по пескам, изрытым многочисленными норами. При движении с тяжелыми рюкзаками и во избежание проваливания ног, такие места лучше обойти. Наиболее благоприятное время для переходов в пустыне - утренние и вечерние часы.

Очень важна психологическая подготовка участников похода. На фоне очень тяжелых условий летней пустыни может развиваться особое психическое состояние - монотония (реакция в виде скуки, сонливости и заторможенности). При этом даже неосторожно сказанное слово или другое незначительное действие может вызвать у человека неадекватную реакцию. Это следует учитывать при комплектовании группы, в которую следует включать людей с опытом участия в "пустынных" переходах, а доля новичков должна быть минимальной.

При включении в состав группы женщин необходимо соблюдать такое соотношение, чтобы на одну женщину приходилось не менее 3-4 мужчин.

В группе обязательно должны быть квалифицированные штурманы, обеспеченные для работы топографическими картами (желательно масштаба 1:100000 или 1:200000) и всеми необходимыми средствами ориентирования. Ориентироваться в пустыне очень сложно. Здесь глазу часто просто не за что зацепиться, поэтому сбиться с пути очень просто. Карты пустынных районов обычно неточны, ввиду постоянно изменяющегося рельефа местности. В качестве ориентиров служат автомобильные дороги, караванные пути, курганы, тригопункты, русла высохших рек, развалины, колодцы и т.д. Грамотное ориентирование в пустыне имеет решающее значение для безопасности путешествия. В знойную пору при значительных физических нагрузках просчеты штурманов могут создать критическую ситуацию. Группа может не выйти к колодцу, а запасы воды, как правило, ограничены и рассчитаны на определенное время.

Большое значение имеет обеспечение группы питьевой водой. В короткий поход на 3-4 дня всю воду можно взять с собой и не использовать для питья воду из колодцев. В более протяженных маршрутах запасы воды необходимо пополнять из колодцев. Наш опыт походов по пустыням СНГ показывает, что вода в колодцах, за некоторым исключением, почти всегда имеется и после фильтрации и кипячения она может быть использована для питья и приготовления пищи. Важно помнить: главное, не сколько выпить воды, а сколько удается сохранить ее в организме. Необходимо соблюдать правило пить больше воды, когда есть возможность (у колодцев), особенно при приеме пищи. Необходимо помнить, что в природе не существует заменителя воды. Находясь в пустыне, следует полностью отказаться от употребления алкогольных напитков. От курения в пустыне следует также отказаться, так как оно вызывает чувство жажды. Не употребляйте в пустыне соль! Она усиливает жажду.

Во время переходов между колодцами и промежуточных стоянок в песках воду необходимо расходовать экономно. На переход от колодца к колодцу вода должна обязательно браться с запасом на непредвиденные обстоятельства. Лишней воды в пустыне не бывает! Не используйте воду для мытья, мойтесь только у источников воды. Не пейте сырую воду, не проглатывайте воду залпом, пейте ее маленькими глотками. Наилучшее использование воды в пустыне - в виде горячего свежезаваренного зеленого чая. Если вода на исходе, пользуйтесь ею лишь для того, чтобы смочить губы. Дышать нужно только через нос и без надобности не разговаривать.

Перед выходом на маршрут желательно получение всеми участниками похода необходимых прививок.

8. Приложения

1. Рюкзак станковый Ермак
  2. Вкладыш от спального мешка
  3. Коврик теплозащитный + тонкое легкое одеяло
  4. Трико х/б синее + белое только низ )
  5. Рубашка белая х/б с длинным рукавом + майка
  6. Одежда парадная легкая
  7. Ботинки походные (лучше всего войлочные)
  8. Кеды
  9. Носки х/б 2 пары
  10. Носки шерстяные 1 пара
  11. Стельки запасные войлочные
  12. Кружка 0,5 л (лучше 1-литровая)
  13. Фляжка солдатская 750 гр. - 2 шт.
  14. Очки солнцезащитные стеклянные

пр. Сейфуллина 510, кв. №26
тел. (3272)67-55-71
E-mail:bal@cdu.kegoc.kz

При составлении и оформлении отчета использованы штурманские материалы Николая Устименко и дневниковые записи Эмиля Баля.

Отчет иллюстрирован слайдами, Николая Устименко, Ларисы Юшиной, и Эмиля Баля.