Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Несмотря на то, что майские велопутешествия по Крыму очень популярны, наши
пути до сих пор расходились во времени и в пространстве с этим районом. Ликвидация
этого прискорбного пробела и была основной идеей путешествия.
Описание похода
2.05.2004
Поезд Петербург-Севастополь прибывает на станцию Симферополь глубокой ночью.
Местное время отличается от Московского на 1 час "назад". С нами из
поезда вылезает большое количество велосипедистов.
Ночью на вокзале можно поменять рубли на гривны в обменнике, или воспользоваться
банкоматом. Также открыты некоторые ларьки.
Закупив немного воды, выезжаем в город, находим выход на трассу Симферополь-Керчь,
и по ней отъезжаем примерно 10 км от города. Ночуем в кустах в 100 метрах от
шоссе. Ложимся, едва начинает светать. Ночью в городе и на трассе движение машин
слабое.
После довольно краткого ночлега, разбуженные солнцем и жарой, выезжаем на маршрут.
По трассе движемся до отворота на Зеленогорское (около 35 км от Симферополя).
Отворот также асфальтирован, быстро под горку доезжаем до поселка. Здесь в магазине
закупаемся продуктами на несколько дней.
Дальнейший путь - по асфальтированной, но сильно разбитой дороге вверх на плато
Караби. Постоянный тягучий подъем. По сторонам дороги - сосновый лес. Общий
перепад от поселка Зеленогорское до выхода на плато - примерно 450 метров.
На плато дорога становится грунтовой, вправо уходит асфальтированный отворот
к воинской части с высокими мачтами-антеннами. Мы же продолжаем движение по
полевой дороге в направлении хорошо видной горы Кара-Тау. Возле дороги довольно
много карстовых воронок - плато Караби является одним из мест распространения
карста в Крыму. Много сосновых перелесков - это искусственные лесопосадки.
Затем основная дорога уходит влево к метеостанции, а мы выбираем правые отвороты,
чтобы попасть к источнику Суат, расположенному к западу от горы Кара-Тау. Вдоль
подножия горы тянется кромка леса, дорога уходит в этот лес, преодолевает что-то
типа небольшого перевала в западном плече горы, и после поляны раздваивается:
влево уходит дорога вверх на яйлу, вправо - вниз в пос.Генеральское. Поворачиваем
вправо, спускаемся по грунтовой дороге до указателя "Караби - Суат",
по указателю сворачиваем еще раз направо-вниз на небольшую лесную дорогу. Вскоре
спуск приводит к поляне с памятником, рядом источник, который дает начало речке
Суат.
Здесь уже стоит множество палаток, место популярное. Находим неплохое местечко,
останавливаемся на ночлег. Вечер первого походного дня был несколько омрачен
тем обстоятельством, что Наталья немного переусердствовала на последнем спуске,
и осуществив умопомрачительный кульбит, сильно потянула связки на ноге.
3.05.2004
Утром выяснилось, что Наташа пока не может ходить, да и крутить педали - тоже.
Поэтому мне пришлось потратить день на пешую прогулку по окрестностям, с партийным
заданием достигнуть магазина в поселке Генеральское и пополнить наши скромные
запасы крымского портвейна.
Из интересных объектов на карте обозначены водопад Джур-Джур и гидрологический
заказник Хапхальский - это участок той же долины выше водопада.
От места стоянки вернулся к отвороту дороги на Генеральское, далее через лес
подъем в направлении вершины Кара-Тау. На вершине леса нет, установлен памятник.
Отличный вид на нагорье Караби. На юге поблизости видна дорога, спускаюсь на
нее, и по ней снова возвращаюсь на дорогу в Генеральское. Спуск по этой дороге
проходит мимо родника Ай-Алексий, и приводит на окраину поселка Генеральское.
В поселке пара магазинов около автобусной остановки.
От поселка асфальтированная дорога поднимается в направлении водопада Джур-Джур.
По дороге постоянно ездят машины, ходит много экскурсантов. Дорога упирается
в колючую проволоку - ограду водозаборных сооружений. Здесь место бойкой торговли
сувенирами. Влево уходит тропа к водопаду. Через 300 м на тропе опять забор,
за проход берут 3 гривны. Заплатив мзду, я прошел к водопаду Джур-Джур. Водопад
ничего особенно интересного собой не представляет.
Выше него тропы по обеим берегам поднимаются в направлении Тирке-Яйлы по ущелью
Хапхал. В русле много водопадов, уступающих Джур-Джуру только в высоте. Чем
выше, тем круче становится подъем. Надо отметить, что тропа совершенно не велосипедная
- подняться или спуститься по ней можно только пешком. Тропа идет по густому
буковому лесу.
Преодолев от поселка почти километр по вертикали, выхожу на плато Тирке. Здесь
тянется полевая дорога, по ней направо в направлении Стол-горы. Сверху вид на
Генеральское и берег Черного моря. На Стол-горе дорога заканчивается, резко
влево п/х отходит тропа, по которой спускаюсь к короткому хребту Таш-Хабах.
Здесь тропа периодически превращается в дорогу и возвращается в исходное состояние.
По этой тропе около 2 км до нашей стоянки возле источника Суат.
4.05.2004
По разведанному вчера пути поднимаемся на Тирке-яйлу. Практически весь участок
до выхода на плато велосипеды пришлось вести - на тропе можно проехать только
на отдельных участках, постоянно встречаются слишком крутые подъемы.
Дальнейшее движение - по дороге по поверхности плато, в направлении южного
края Демерджи-яйлы. Азимут на юг. Безлесные участки чередуются с сосновыми посадками
и березовыми рощицами. На дороге небольшие подъемы и спуски. Затем следует довольно
значительный спуск на седло перевала, связывающего Северную и Южную Демерджи.
Через этот перевал проходят крест-накрест дороги, направо - спуск к пос.Лаванда
и пос.Лучистое, налево - в направлении вдп.Джурла. Поворачиваем влево к водопаду.
Спуск по грунтовой дороге приводит к небольшому заболоченному водоему возле
тур.стоянки Верхняя Джурла. Отсюда есть тропа, которая траверсом склона в лесу
приводит у полянам и сосновому бору на правом берегу реки возле водопада. По
тропе довольно трудно проехать из-за корней деревьев и камней, а напоследок
имеется совсем непроезжий на груженом велосипеде спуск по скалам. Этот спуск
кончается в сосновом лесу с остатками пастушечьего коша. Слева п/х водопад Джурла
и характерные овальные скалы. Сам водопад очень маловодный, особого впечатления
не производит.
От водопада, пообедав, поднимаемся другой тропой в направлении вершины Южная
Демерджи. С полян в верхней части подъема открывается отличный вид на долину
реки Джурла. Не выходя на самый верх, сворачиваем с дороги вправо, и движемся
на велосипедах траверсом склона по рукотворным террасам с посадками сосны. Таким
образом выходим снова на седло перевала между Северной и Южной Демерджи.
С перевала спуск в направлении поселков Лаванда и Лучистое по грунтовой дороге.
Примерно после первой трети спуска справа воле дороги - родник Курлюк-Баши.
Дорога вьется серпантином по лесу, затем выходит на поляны, переходит вброд
небольшую речку, и в конце концов приводит на асфальтированное шоссе. Поворачиваем
направо и через пару километров выкатываемся на шоссе Симферополь-Алушта, ниже
Ангарского перевала. На шоссе интенсивное движение автотранспорта. Спускаемся
в направлении Алушты - дорога постоянно под уклон. После поселка Верхняя Кутузовка
поворачиваем вправо по указателю на пос.Изобильное. Асфальтовая дорога после
затяжного подъема приводит к магазину в центре поселка. Закупив продукты и вино,
спускаемся от магазина в направлении Изобильненского водохранилища, поворачиваем
по Романовскому шоссе направо и еднм до моста через речку, недоезжая 2 км до
кордона заповедника. Здесь по правую руку густые заросли, попасть в которые
можно, изрядно повоевав с колючими зарослями. Место очень укромное, здесь же
вместе с нами ночует группа велосипедистов из Москвы. Они планируют рано утром
отрядить гонцов в Алушту для получения пропуска в заповедник, для проезда по
Романовскому шоссе. Мы попросили их оформить пропуск и на нас.
Ночью наблюдали лунное затмение, которое поначалу приняли за последствия посещения
магазина.
5.05.2004
Утром погода пасмурная, туман. Гонцы вернулись в печальной новостью: в выдаче
пропуска было отказано без мотивации. Москвичи решают ехать в Алушту и далее
по берегу моря до Ялты. Мы же предпринимаем попытку прорваться в заповедник
или хотя бы изучить такую возможность на месте.
Проезжаем 2 км до развилки на пос.Розовый, сразу за отворотом дороги стоит
очень вежливый милиционер, который объяснил нам, что как раз сегодня ожидается
проезд правительства Украины через заповедник, и поэтому туда лучше не суваться.
Спускаемся обратно до Алушты - отличный спуск по асфальтированной дороге. В
Алуште выезжаем к морю, едем по набережной. Город готовиться к летнему сезону
- всюду что-то строят, красят, подправляют и приводят в порядок. По пирсу колесят
пустые велорикши - видимо, тренируются к сезону. Находим на пляже давешних москвичей,
обедаем вместе с ними. На набережной есть продуктовые магазины, нашелся и пункт
обмена валюты, причем по приятному для нас курсу.
После обеда проезжаем вместе с москвичами немного по берегу, а затем наши пути
расходятся: они пытаются продолжить путь в Ялту максимально вдоль береговой
линии, не поднимаясь к шоссе; мы же, напротив, решаем попытать сяастья подняться
на заповедное плато Бабуган-яйла со стороны моря, где нет кордонов. Нам предстоит
набор высоты в 1300-1400 метров.
Подъем начинается от пос.Лазурное. Асфальтовая дорога долгими изматывающими
серпантинами поднимается на три сотни метров к шоссе М18 (Алушта-Ялта). Пересекаем
шоссе, проезжаем по нему вправо примерно 200-300 метров, и по едва заметной
дороге сворачиваем. Дорога проходит мимо небольшого кладбища, и совсем хиреет.
Постоянный крутой подъем, приходится идти пешком. Дорога на карте не обозначена,
или обозначена неправильно, но в ориентировании помогает линия электропередач.
Выходим на другую дорогу, и по ней - наконец на нужную нам и обозначенную на
картах более проезжую дорогу к тур.стоянке "Горное Озеро". Озеро представляет
собой довольно большой пруд, изрядно заболоченный. В юго-восточном углу пруда
- хорошая стоянка, здесь уже виднелись палатки какой-то группы. Мы же упорно
продолжаем подъем по дороге. Дорога иногда ветвится, потом варианты снова сходятся
вместе. Вокруг дубовый лес. Воды практически нет. Ехать удается только на отдельных
участках - из-за крутого подъема и плохого качества дороги, заваленной большими
камнями. идно, что по дороге крайне редко проходит транспорт, да и то что-то
типа вездеходов.
Медленно набирая высоту, наконец случайно находим отличное место для стоянки
недоходя седла между г.Чамны-Бурун и г.Урага. В стороне от дороги - небольшой
родниковый ручей и участок высокого соснового леса. Начинает накрапывать дождь,
встаем на ночлег. С дороги место стоянки не видно, поскольку находится в паре
сотен метров и скрыто складками местности. Высота над уровнем моря около 750
метров.
6.05.2004
Весь день идет дождь, вокруг туман, довольно холодно.
Под вечер дождь несколько стихает, решаем налегке пешком разведать дальнейший
путь. По дороге примерно через 3 км доходим до обозначенного на карте источника
Талма, от него начинается наиболее крутой взлет на плато. В полном тумане и
под дождем выходим на поверхность яйлы. Путь разведан, спускаемся обратно в
лагерь, изрядно промокшие, несмотря на весь свой гор-текс и прочие достижения
цивилизации.
7.05.2004
Утром по разведанной с вечера дороге поднимаемся на плато. После полуторасуточного
дождя дорога очень грязная и скользская. Движение по ней - сущее мучение. Особенно
досаждает налипающая на колеса и обувь глина.
Выйдя на плато, попадаем в сильный ливень, который вынуждены пережидать в наспех
поставленной палатке. Как только дождь стихает, продолжаем движение. Очень сильный
встречный ветер, безумно холодный, и периодически идущий дождь создают не совсем
крымскую атмосферу. На плато много снежников, поверхность Бабуган-яйлы изобилует
скальными выходами. Движемся по слабонаезженной дороге. Обед возле большого
снежника и целого озера талой воды. Местность вокруг очень напоминает Полярный
Урал летом, с той поправкой, что когда я там ездил в конце июля 2003 года на
велосипеде, было не в пример теплее.
Постепенно погода налаживается. По дороге достинаем подножия Роман-коша, высшей
точки Крыма. Роман-кош с юго-востока представляет собой ничем не выдающийся
холм. На вершину ведет тропа, склон пологий. Быстро выходим на вершину, увенчанную
металлическим крестом.
От Роман-коша скатываемся на перемычку гребня Бабуган-яйлы, через которую проходит
примыкающая к Романовскому шоссе дорога. Это перевал Гурзуфское седло. По грунтовой
дороге с остатками мощеного покрытия поворачиваем вправо и через красивый буковый
лес выкатываемся на асфальт пустынного Романовского шоссе. Дорога очень узкая,
непонятно, как здесь могут разминуться 2 машины. С шоссе открывается вид на
Роман-кош с более крутой стороны.
Поворачиваем влево, и поднимаемся по шоссе опять на гребень яйлы. Впереди становится
видна Беседка Ветров, построенная на краю обрыва. К ней от Романовского шоссе
ведет короткая боковая отвилка. Возле беседки какие-то туристы уже поставили
палатку, явно наплевав на заповедник. От беседки открывается широкий вид на
побережье. Ветер практически сбивает с ног, оправдывая название этого места.
Особо не задерживаясь, возвращаемся снова на шоссе, но вскоре покидаем его,
свернув вправо на полевую дорогу. Наш дальнейший путь - "верхами"
по яйлам до Ай-Петри. На закате успеваем проехать еще несколько км по дороге
через гору Демир-Капу, и недоезжая до г.Кемаль-Эгерек встаем лагерем в сосновом
перелеске с видом на ночную Ялту. Воду с трудом нашли ниже маленькго снежника
на склоне. Сосны закрывают нас от неистового ветра.
Всю ночь слышались глухие раскаты взрывов - как потом выясниось, это взрывались
армейские склады боеприпасов в 150 км к северу от нас. А мы-то думали, что в
Ялте салют...
8.05.2004
Утром нас встречает яркое солнце. Наконец-то значительное улучшение погоды!
Продолжаем движение по Ялтинской яйле в западном направлении. Дорога хорошо
заметна, и в целом соответствует нанесенной на карте линии. Плавные подъемы
и спуски, правда заехать вверх на груженом велосипеде удается не всегда. На
спусках из-за камней и небольших выходов скал лучше ехать сбоку от дороги по
траве. Открываются широкие панорамы во все стороны. Хорошо видны крупные водохранилища
к северу от хребта. Видны столовые горы в районе Бахчисарая. Безлесные участки
перемежаются с сосновыми перелесками. Дорога успела подсохнуть после дождей,
грязи немного.
Примерно за 3 часа движения доехали до шоссе Ялта-Соколиное, уже на Ай-Петринской
яйле. Выехав на асфальт, поворачиваем вправо, в направлении Соколиного. Предстоит
спуск с гор на север: 23 км сплошного спуска с перепадом более 850 метров! На
участке до Большого каньона на шоссе крутые виражи серпантина. Спуск достаточно
напряженный.
В Соколином остановились у магазина, последний раз закупились продуктами. Через
2,5 км шоссе по мосту преодолевает реку Коккозка, сразу за мостом сворачиваем
вправо на лесную дорожку, идущую вдоль берега. Находим отличную поляну у реки,
которая на удивление многоводна. Здесь обедаем, купаемся. При необходимости
здесь прекрасное место для ночлега.
После затяжного обеда, дождавшись когда пройдет дневная жара, выезжаем дальше.
Проезжаем населенные пункты Куйбышево, Танковое. Горы кончаются. Вливаемся в
шоссе Севастополь-Симферополь. Проехав мимо Бахчисарая (дорога объездная), в
паре километров за городом уходим вправо на километр от шоссе в поле, и здесь
ночуем возле зарослей кустов. До Симферополя остается около 26 км.
9.05.2004
Продолжаем движение по шоссе. В целом этот участок пути ничем интересным не
выделяется, кроме разве что населенного пункта с названием "Приятное Свидание".
Погода жаркая, сухая, трудовой народ Республики Крым готовится отметить 9 мая...
На вокзале в Симферополе много туристов, в том числе и вело. Всех заботит одна
проблема: в связи со взрывами боеприпасов нарушено движение поездов. В итоге
мы приехали в Питер почти на сутки позже, так и не довезли до родного города сувенирный
потрвейн...
Но это уже совсем другая история, а поход - окончен!
2005-05-14 15:53:16 | Лидия | E-Mail Здорово! Мне все понравилось. Только мало впечатлений, хотелось бы побольше восторгов, Крым это прекрасно!
2006-02-20 18:12:53 | Людмила | E-Mail Я там родилась.Просматривая фотографии Крыма вспоминаю свою юность и очень скучаю !!!
2009-11-06 01:01:39 | Геннадий | E-Mail Уважаемый БЕКЕТОВ !
А в Бахчисарае у Вас были родственники по мужской линии-с одним из них я учился ...
Очень все понравилось и все так знакомо,хотя уже прошло 50 лет...
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].