LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЁТ о лыжном походе 3 к.с. - Кандалакшские-Хибинские тундры

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Туристский Клуб

Отчет

о лыжном спортивном походе третьей категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном с 01 марта по 10 марта 1993 года

Маршрутная книжка N 8/93
Руководитель группы: Витчак Д.Н.
Адрес руководителя: С-Петербург, Большой пр. П.С. д.19, кв.45 Телефон: 230-02-43

Маршрутно-квалификационная комиссия ТК СПбГУ рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Mapшрут имеет третью категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке МКК СпбГУ

Санкт-Петербург
1993

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Справочные сведения о путешествии

2. Общие сведения

3 . Состав группы

4. График движения и техническое описание маршрута

4.1. График движения

4.2. Техническое описание маршрута

5. Итоги путешествия. Рекомендации

6. Приложения

6.1. Снаряжение групповое

6.2. Снаряжение личное

6.3. Питание в путешествии

6.4. Походная аптечка

6.5. Ремонтный набор

7. Фотоматериалы

8. Картографический материал

1. Справочные сведения о путешествии.

В марте 1993 года группа туристов ТК СПбГУ совершила лыжное туристское путешествие третьей категории сложности по Кольскому полуострову.

Маршрут путешествия:

пос. Колвица - ЛЭП - оз. Белое - г. Баранья Иолга - оз. Малое Глубокое- - р. Большая - оз. Снежное - ЛЭП - Апатиты - Кировск - оз. Малый Вудьявр - ущелье Раязая - пер.Петрелиуса Зап. - р. Петрелиуса - р. Кунийок - р. Рисйок - пер. Рисчор Сев. - р. Каскаснюнйок - р.Тульйок - оз. Умбозеро - р. Тавайок - радиальный выход на в. Паргуайв - радиальный выход под пер. Тавайок Сев. -железная дорога Кировск-Ревда - Кировск.

Протяженность маршрута - 204 км.

Расчет протяженности производился с коэффициентом 1,1.

Продолжительность путешествия - 10 дней,

Чистое ходовое время - 70 часов.

2. Общие сведения о путешествии.

Основной целью похода было соединить ниткой маршрута, три отдельных (в туристском понимании) района: Колвицкие тундры, Хибины и Ловозерье.

Не смотря на плохую погоду, которая постоянно в течении всего похода пыталась сорвать его темпы, группе все же удалось за 8 дней пройти 170 км от Колвицких до Ловозерсккк тундр. Однако, заключительную часть маршрута пришлось кординально изменить из-за невoзможности пройти пер. Тавайок Сев. (опять-таки из-за погоды).

Первоначальный вариант заключительной части маршрута был следующим:

р. Тавайок - пер. Тавайок Сев. - оз. Сейдозеро - радиальный выход на г. Ангвундасчорр - пер. Эльморайок - Ревда.

Особо следует отметить переход от Кодвицких тундр до Хибин. Не смотря на глубокий снег (глубина тропления лыжни (ГТЛ ) временами достигала 30 - 35 см) группе удавалось проходить и день более 20 км. На это уходило 10 -12 часов ходового времени.

Подъезд к месту совершения путешествия:

С.-Петертбург - Кандалакша : поезд N 185 ( СПб - Мурманск )
Кандалакша - Колвицы : автобус ( Кандалакша - Умба )

Отъезд:

Кировск - Апатиты : автобус
Апатиты - С.-Петербург: поезд N 186 ( Мурманск - СПб )

В отчете "правый" и "левый" указаны в орографическом направлении кроме случаев, где написано “по ходу”.

3. Состав группы.

N Ф. И. О, год рождения Место учебы, работы Домашний адрес Обязанности в группе
1 Витчак Дмитрий Николаевич, 1971 СПТИ, студент Большой пр. П.С., д.19, кв.45 руководитель
2 Крапивин Александр Николаевич, 1968 СПЭТИ, аспирант пр. Испытателей, д,10, к.в. 295 ремонтник
3 Крапивина Татьяна Петровна, 1970 СПГМИ, студент пр. Испытателей, д.10, кв.295 начпрод
4 Русанова Надежда Викторовна, 1968 СПТИ, инженер наб.р.Фонтанки, д.5, кв.45 медик
5 Гук Наталья Васильевна, 1970 СПГТУ, студент Сенная площадь, д.1,кв.13 замполит
6 Рамзевич Андрей Александрович, 1970 СПбГУ, студент пр. Просвещения, д,32, к.2, кв.252 фотограф
7 Михайлов Леонид Евгеньевич, 1967 СПТИ, инженер ул. Фурштадская, д.4, кв.26 начфин

4. График движения и техническое описание маршрута.

4.1. График движения.

01.03.93. Из-за досадной ошибки группа вышла из автобуса не в пос. Колвица, а в 4-х км восточнее на шоссе Кандалакша-Колвица-Умба.

11.30-11.40 Подошли к пересечению шоссе с ЛЭП.
11.40-13.15 Движение по ЛЭП до пересечения её с лесовозной дорогой
13.15-14.30 Перекус
14.30-15.55 Идем по дороге в сторону р. Тикша
15.55-17.30 Недалеко от р. Тикша поворачиваем на север и идем по правому берегу р. Тикша до оз. Белое.

02.03.93. Ночевка на оз. Белое, Выход 7.25.

7.25- 8.40 От ночевки у озера шли на северо-восток, обходя небольшую высоту, и вышли в долину ручья, несколькими истоками стекающего с г. Баранья Йолга. Есть старая лыжня. Вершина горы - в облаках.
8.40-10.25 Группа шла по лыжне, петляя в лесу вверх-вниз по увалам, общим направлением на север. Вышли к границе зоны леса на отроге, спускающемся на юг непосредственно от вершины г. Баранья Иолга.
10.25-11.30 Сняли лыжи и пешком поднялись по отрогу на гребень массива Ёлки-Тундры недалеко от вершины. Видимость около 30 метров. Ветер не значительный.
11.30-11.50 Движение на север по гребню.
11.50-12.50 Спуск с гребня на северо-восток до небольшого безлесного плато.
12.50-13.25 Привал, вызванной сразившим группу "подлипом", Смазываем лыжи парафином.
13.25-14.10 Переход до начала зоны леса по долине ручья, стекающего с г. Баранья Йолга на север.
14.10-16.00 Перекус.
16.00-17.05 Движение вниз по ручью. "Подлип" не прекратился. Пришлось довольно рано встать на ночевку (в надежде на завтрашнее похолодание).

03.03.93. Выход 8.50, Солнечно. Легкий мороз.

6.50-7.30 Поднимаемся на лесистый отрог правого берега ручья.
7.30- 9.55 Пересекаем отрог в северо-восточном направлении и спускаемся к озеру Малое Глубокое.
9.55-10.15 Пересекаем оз. Малое Глубокое в направление его северной оконечности и подходим к устью р. Черная
10.15-11.30 Движение по буранному следу на правом берегу р. Черная до лесовозной дороги на Кандалакшу.
11.30-13.00 Переходим дорогу, идём вверх по р. Черная. ГТЛ 20-30 см. Перешли 2 озера. От этих озер - азимут 0 градусов.
13.00-14.35 Перекус.
14.35-17.10 Движение по азимуту 5-10 градусов. Вышли к р. Большая.
17.10-18.20 Шли азимутом 10 градусов. Встали лагерем примерно в 2-х км от места перехода р.Большая.

4.03.93. Выход 8.20.

8.20-11.45 Движение по азимуту (5-10 градусов) до озера Снежное. ГТЛ 35-30 см. Много лосиных следов.
11.45.13.40 Пройдя озеро в северном направлении, обошли слева по ходу небольшую высоту севернее озера и прошли дальше на север ещё около 4-х км. ГТЛ до 30 см.
13.40-15.30 Перекус.
15.30-17.00 Снова движение на север до телефонной линии связи (просека шириной около 5 м).
17.00-19.10 Шли по просеке телеграфной линии связи до шоссейной дороги и пересекли её.
19.10-20.00 Продолжили движение по "телефонке". Прошли 2 летних дачных посёлка. Встали лагерем недалеко от просеки линии связи. К полуночи сильно похолодало.

5.03.93. Выход 7.55.

7.55-10.00 Идём по "телефонке" до города Апатиты.
10.00-10.30 Добираемся до остановки автобусов в центре Апатит, откуда идут автобусы до Кировска.
10.30-15.40 Переезд Апатиты - Кировск; посещение столовой АНОФа, почты; переезд Кировск- остановка "'Ботанический Сад".
15.40-17.10 От остановки "Ботанический Сад" по дороге идём в долину р. Поачйок. Дорога, затем, от оз. Малый Вудьявр - лыжня. Встали лагерем примерно в 1 км ниже границы зоны леса. За дровами пришлось устраивать небольшую экспедицию.

6.03.93. Ночевка в долине р. Поачйок. Выход 8.20.

8.20- 9.45 Подъём на пер. Рамзая, Лыжня.
9.45-10.00 Привал у входа в ущелье Рамзая.
10.00-11.05 Проходим ущелье Ракзая, спускаемся в долину р. М. Белая и затем поднимаемся на пер. Петрелиуса Зап. Видимость плохая. Ущелье пер. Петрелиуса Зал. из долины р. М. Белая было едва заметно. Седловина Восточного перевала Петрелиуса вообще была не видна.
11.05-11.20 Группа на пер. Петрелиуса Зап.
11.20-12.00 Сняв лыжи, спускаемся по крутому склону (30-35 градусов, местами до 40) в северный цирк пер. Петрелиуса Зап. Старые следы.
12.00-12.30 Спуск до слияния двух истоков р. Петрелиуса. Лыжня.
12.30-15.00 Перекус в начале зоны леса у слияния.
15.00-16.00 Спуск до слияния р. Петрелиуса с р.Кунийок, лыжня.
16.00-16.40 Движение вниз по р.Кунийок. Встали лагерем примерно в 2 км выше впадения р. Рисйок.

7.03.93. Ночевка в. долине р. Кунийок. Выход 7.20. Идет снег.

7.20- 7.40 Подходим к впадению р. Рисйок в Кунийок.
7.40-10.45 Подъем по р. Рисйок до начала ущелья Сев. Рисчорра. Последние 1,5-2 км до ущелья склон становится круче (местами 15 - 20 град.). Снега мало. Фирн, Сильный ветер и очень плохая видимость.
10.45-11.45 У начала ущелья одеваем кошки (под тонким слоем снега - лед), проходим ущелье и спускаемся по крутому склону к началу каньона под пер. Сев. Рисчорр, Спуск с перевала : 100-130 м, крутизна до 30 градусов. Лавшнуры.
11.45-13.00 Спуск по каньону до долины р. Каскаснюнйок. Лыжня.
13.00-14.50 Перекус в зоне леса в долине р. Каскаснюнйок.
14.50-17.05 Не спеша идем по лыжне вниз по долине р. Каскаснюнйок. Солнечно, однако горы и перевалы к западу от нас закрыты облаками. Встали лагерем в среднем течении р. Каскаснюнйок

08.03.93. Ночевка в долине р. Каскаснюнйок. Выход около 8.00.

8.00-10.20 Движение по лыжне вниз по долине р. Каскаснюнйок до слияния её с р.Тульйок. Морозно.
10.20-11.10 Прошли по р. Тульйок до её устья.
10.20-12.00 Перешли залив Тулья Губа (Тудьилухт) в направлении мыса Тульинярк. Сильный ветер с поземкой.
12.00-13-40 Переходим Умбозеро в направлении долины р. Тавайок. Видимость достаточная, чтобы сориентироваться. Ветер 15-20 м/с.
13.40-14.00 Проходим от берега около 200 м по лесу и встаем лагерем. Начинаются приготовления к празднику. Погода, однако, совсем не праздничная: пошел снег; по-прежнему сильный ветер; ни Умбозера, ни Ловозерья не видно.

09.03.93. Ночевка на берегу Умбозера недалеко от устья р. Тавайок. Выход 9.10.

9.10- 9.40 Переходим р. Тавайок, выходим на железную дорогу и доходим по ней до моста через р. Тавайок.
9.40-10.20 Движение вверх по р. Тавайок. Старая, почти засыпанная снегом лыжня. Потеплело. Начался подлип, пошел мокрый снег. Встаем лагерем на дневку.
10.20-12.35 Ставим лагерь, отдыхаем, готовим перекус.
12.35-13.15 Перекусываем.
1
3.15-15-40 Погода разъяснивается. Оставив в лагере дежурных, делаем радиальный выход на г.Паргуайв.
15.40-16.50 По своим следам спускаемся обратно в лагерь.

10.03.93. Ночевкa в долине р. Тавайок. Выход 7.30.

7.30-10.40 Подъем по долине р. Тавайок до границы зоны леса. ГТЛ до 20 см Сильно мешают движению заросли молодого леса и всхолмленный рельеф долины.
10.40-11.10 Вышли из зоны леса, преодолели короткий крутой участок и вышли в пологую часть долины. Видимость 30-50 м. Сильный (до 20 м/с) ветер. Принимается решение спускаться вниз и идти в Ревду по железной дороге.
11.10-12.40 Спуск до железной дороги.
12.10-15.05 Движение по железной дороге в сторону Ревды. Идет снег, видимость до 500 метров.
15.50-16.10 На дрезине, подобравшей нас, доезжаем до станции Умба.
16.10-17.30 Ждем автобуса в пос. Октябрьский (рядом со станцией).
17.30-18.15 Доезжаем до Кировска.
Ночью - буран. Переночевали на почте.

11.03.93. Утром на автобусе доехали до Апатит. Взяли билеты на поезд Мурманск-СПб.

Таблица N 1. График движения.

День

Датa

Участок маршрута

Км

Час. хода

1.

01.03

Шоссе Кандалакша-Колвица-Умба - ЛЭП - р.Тикша - оз. Белое

19

5

2.

02.03

Оз. Белое - г. Баранья Йолга - ручей северо-восточнее г. Баранья Йолга

17

8

3.

03.03

Оз. Малое Глубокое - р. Большая

25

10

4.

04.03

р. Большая - оз. Снежное - ЛЭП

26

10

5.

05.03

ЛЭП - Апатиты - Кировск - Ботаническая станция - р.Поачйок

14

4

6.

06.03

р. Поачйок - ущ. Рамзая - пер. Петрелиуса Зап. - р. Петрелиуса - р. Кунийок

22

6

7.

07.03

р. Кунийок - р. Рисйок - пер. Рисчорр С. - р . Каскаснюнйок

24

8

8.

08.03

р. Каскаснюнйок - р. Тульйок - оз. Умбозеро - р. Тавайок

25

6

9.

09.03

радиальный выход на в. Паргуайв

10

5

10.

10.03

радиальный выход под пер. Тавайок С. - железная дорога Кировск - Ревда - ст. Умба

19

8

Итого

204

70

4.2. Техническое описание маршрута.

шоссе Кандалакша-Колвицы-Умба - оз.Белое - г.Баранья Йолга oз. Малое Глубокое

От шоссе по ЛЭП шли около 1,5 часов. ГТЛ до 15 см. Погода пасмурная. Далее выходим на пересекающую ЛЭП дорогу (по ней изредка проезжают лесовозы) и по ней идём в течении 1,5 часов в сторону р.Тикша. Ненадолго (примерно 300 м) до моста через р. Тикша поворачиваем налево и идеи по правому берегу реки. Вскоре находим лыжню. Она идёт по слабозаметной лесной дороге. По этой лыжне через час хода подходим к небольшому озеру, идем дальше (на север) и ещё через 0,5 часа выходим к озеру Белому.

Пересекаем озеро и идём на северо-восток, обходя слева по ходу небольшую высоту. Снова находим и лыжню (которая, в итоге, сэкономила нам много сил). По ней, обойдя высоту, идём на север в направлении массива Елки-Тундры. Спускаемся в долину ручья, стекающего несколькими истоками с г. Баранья Йолга, и затем долго петляем в лесу вверх-вниз по нескольким увалам с целью выйти на склон г. Баранья Йолга.

Через 3 часа кода от оз. Белое группа вышла на склон г. Баранья Йолга выше зоны леса, на отрог, ведущий к вершине. Сама вершина горы в облаках. От границы зоны леса - час кода до плоского гребня массива Ёлки-Тундры. Шли без лыж, т.к. выше зоны леса снега практически нет. Фирн, местами выступают камни. Крутизна склона 15-20 градусов. На гребень вышли примерно в 200-300 метрах к востоку от триги. Из-за очень плохой погоды было решено не подниматься к триге на вершине г. Баранья Йопга, а начать спуск на север. Крутизна склона сначала до 25 градусов, затем склон постепенно выполаживается и выводит на небольшое плато северо-восточнее г. Баранья Йолга. Если группа хорошо владеет техникой спуска, то с гребня этого плато спуск займет 20 минут. От плато идём по долине ручья, стекающего с этого плато, около 2-х км. Много снега, но спасает старая лыжня. Затем поворачиваем вправо и поднимаемся на лесистый отрог. Пересекаем его в северо-восточном направлении. Отсюда хорошо видны Хибины - на севере и г. Баранья Йолга - на юго-западе. Внизу - оз. Малое Глубокое. Спуск к озеру сначала идёт по крутому лесному склону (азимут 45 градусов). Глубокий свежий снег делает спуск приятным. Через 40 минут спуска склон начинает выполаживаться. Приходится тропить (ГТЛ до 30 см). На это уходит ещё час. Затем выходим на оз. М. Глубокое и за 15 минут пересекаем его в направлении устья р. Черная (в северной части озера)„

р. Черная - р. Большая - оз. Снежное - ЛЭП - Апатиты - Кмровск

От оз. Малое Глубокое идём вверх по р. Черная по её правому берегу. Пойма реки сильно заросшая кустарником, река неширокая, сильно петляет. На правом берегу находим буранный след, ведущий вдоль реки. Через 1 час 15 минут выходим на лесную дорогу (ведущую в Кандалакшу). Пересекаем дорогу и продолжаем движение на север вдоль р. Чёрная. От дороги ещё час хода до 2--х небольших озёр (истоков р. Чёрная)., От озёр (азимут 0, затем 10 градусов) через 3 часа хода вышли к р. Большая. Лес вокруг хвойный, с примесями берёзы и осины вдоль р. Большая. Мелкий подлесок почти отсутствует. Идти по такому лесу очень приятно. Мешает только глубокий снег.

От места перехода р. Большая продолжаем идти азимутом 10 градусов и через 4,5 часа хода попадаем на оз. Снежное. На этом участке, наоборот, значительно чаще встречается подлесок. Много сушин. Далее обходим слева небольшую высоту севернее озера, и продолжаем движение на север.

От оз. Снежное - 4 часа хода до телефонной линии связи (просека шириной около 5 метров), ведущей в Апатиты. Мы вышли на "телефонку" недалеко от места пересечения ее с ЛЭП (просека шириной около 30 м). На этом участке особенно много молодого подлеска (хвойного и лиственного), что временами затрудняет движение.

Отсюда на севере видны 2 сопки. "Телефонка" проходит правее восточной сопки по её склону- Эту сопку мы отошли по лесной дороге, которая идёт между "телефонкой" и ЛЭП, и затем снова вышли на "телефонку" . По ней группа в общей сложности за 5 часов дошла до г. Апатиты. По пути мы пересекли шоссе (в 6 км от пересечения "телефонки" и ЛЭП"). затем 2 садоводства (посёлки летних домиков и разгороженные земельные участки), перевалили небольшую горку (в 5 км от Апатит), а также пересекли линию железной дороги (восток-запад; в 3 км от Апатит). Перед выходом в город "телефонка" проходит по парку и на ней проложена лыжня. Много лыжников.

Нам любезно рассказали как добраться до остановки нужного нам автобуса (NN 101,102,203,104), чем мы и воспользовались. Сели в автобус и приехали в Кировск. Здесь маршрут традиционный для многих групп; столовая АНОФа - почта - остановка автобусов (у почты).

Кировск - ущ. Рамзая - пер. Петрелиуса Зап. - р. Петрелиуса - р.Кунийок

На остановке автобусов у почты садимся в автобус N 1 и доезжаем до остановки "Ботанический сад". От остановки в сторону ботанической станции и дальше к озеру Мал. Вудьявр ведет дорога. За 20 минут доходим до ботанической станции и еще за 50 минут - до оз. М. Вудьявр. Дальше дорога идет на пер. Кукисвум. Перед выходом на озеро спускаемся с дороги к наледи артезианской скважены (в 200-х метрах от дороги). Здесь одеваем лыжи, проходим оз. М. Вудьявр и направляемся в долину р. Поачйок. Лыжня.

(Встали лагерем в берёзовой роще примерно в 1 км от верхней границы леса. Сушин в долине очень мало. За дровами пришлось подниматься высоко на левый борт долины. Разведка показала, что на правом берегу тоже есть некоторое количество сушин.

В районе оз. М. Вудьявр работает буровая вышка. Местность довольно сильно захламлена. Печально.)

От озера до входа в ущелье Рамзая около 2-х часов хода. Со стороны р. Поачйок ущелье выглядит как огромный провал в склоне цирка слева по ходу.

Вообще, район ущ. Рамзая - г. Юдычвумчорр - г. Петредиуса отличается "скалистостью". Отвесные, очень высокие черные скалы грандиозны...

Итак, ущелье Рамзая. Оно находится в левой по ходу части цирка в верховье р. Поачйок; ближе к долине р. М. Белая немного сужается. Мы прошли ущелье за 10 минут. Выйдя из ущелья, спускаемся в долину P.M.Белая, забирая вправо (уже при спуске по крутому склону в саму долину р. М. Белая). Затем начинаем подъём на пер. Петрелиуса Зап. Он выглядит как. V-образный провал в понижении гребня между г. Петрелиуса и г. Юдычвумчорр. Подъем местами немного крут, но несложен,. От ущелья Рамзая до пер. Петрелиуса Зап. около часа хода.

В виду неустойчивой погоды и плохой видимости не был совершен "радиальный” выход на г.Юдычвумчорр.

Спуск с пер. Петрелиуса Зап. в сторону р. Петрелиуса представляет собой склон 30-40 градусов крутизной и протяжённостью 100-150 м. Фирн. Много выступающих камней. Склон г. Петрелиуса (справа по ходу) - практически без снега крупнокаменистая, устойчивая (на первый взгляд) осыпь. По ней поднялась на перевал (только что) группа туристов из Харькова. Мы же спускались с перевала по старым следам со страховкой на лыжные палки. Следы вели с центра седловины вправо-вниз. Если таковые отсутствуют, то лучший способ спускаться в данной ситуации (по фирну) - в кошках, тоже забирая вправо.

Спуск с седловины и одевание лыж заняли 40 минут. Далее следовал приятный спуск, по лыжне вниз по долине р. Петрелиуса до долины р. Кунийок (1,5 часа хода).

р. Кунийок - р. Рисйок - пер. Рисчорр Сев. - р. Каскаснюнйок - р. Тульйок

От места впадения р. Петрелиуса в р. Кунийок до устья р. Рисйок час хода по хорошей лыжне. По правому берегу р. Кунийок. идет дорога с пер Кукисвум к. базе КСС. На дорогу - накатанный след "Бурана". Дров в долине р. Петрелиуса практически нет, в долине р. Кунийок - мало (очень много народу ходит по Хибинам). От бывшего посёлка геологов под г. Куэльпорр начинаем набирать высоту, двигаясь в направлении ущелья р. Рисйок. Вокруг - следы довольно гнусного обращения человечества с природой.

Идем по молодому берёзовому лесу с примесью елочек. Через 25 минут хода от остатков пос. "Куэльпорр" выходим в долину р. Рисйок. выше водопада. (Идет крупный обильный снег, контуры г. Каскаснюнчорр едва различимы. Лишь иногда в просветах облаков и снега можно на некоторое время увидеть окружающие нас склоны. Далее идём по р. Рисйок до слияния 2-х его истоков (еще около часа хода по старой лыжне), затем вверх по правому истоку - к пер. Рисчорр Сев - Склон здесь становится круче (местами 15-20 градусов); значительно меньше снега, в основном - фирн. Идти на не окантованных лыжах довольно тяжело. Подъем от слияния истоков р.Рисйок. до начала ущелья Сев. Рисчорра занял 1,5 часа. Погода испортилась совершенно. Сильный встречный ветер со снегом, видимость 50-150 метров.

У начала ущелья собираемся тесной кучкой, снимаем лыжи и одеваем кошки, т.к. в начале ущелья под тонким слоем снега - ледок. Ущелье очень красивое, особенно со стороны долины р. Каскаснюнйок (это заметно даже в такую погоду). Протяженность его около 200 метров. Спуск начинается сразу после выхода из ущелья и представляет собой фирновый склон крутизной 30-35 градусов, около 100-150 метров длиной, постепенно расширяющийся к. низу. Из-за наличия значительного слоя свежего снега на этом склоне мы спускались прямо вниз в кошках и с лавшнурами (и прочими гаерами предосторожности). Ниже этого склона расположено небольшое плато, а за ним начинается длинный каньон. Технических сложностей при прохождении каньона нет, нам на пути встретился лишь один небольшой наддув, для преодоления которого пришлось снять лыжи. От начала каньона до выхода в долину р. Каскаснюнйок (до места слияния ручьёв из-под перевалов Рисчорр С. и Умбозерский) занял 1 час 15 минут.

Далее спуск по р. Каскаснюнйок до р. Тульйок по хорошей лыжне занимает 5 часов. На реке часто встречается открытая вода. Дров в среднем и нижнем течении р. Каскаснюнйок много.

Спуск от устья р. Каскаснюнйок до устья р. Тульйок занимает примерно час. Но правому берегу р. Тульйок идет лесная дорога.

р.Тульйок - оз. Умбозеро - р. Тавайок - радиальный выход на в. Паргуайв - радиальный выход под пер. Тавайок Сев. - железная дорога Кировск-Ревда - Кировск.

За 50 минут хода перескакиваем залив Тулья Губа от устья р. Тульйок до южной оконечности полуострова. Видимость достигает 1,5-2 км. Сильный ветер. Огибаем полуостров с юга и начинаем движение в сторону долины р. Тавайок. Противоположный берег виден, но сами Ловозерские тундры - в облаках. Понижения рельефа, соответствующие долинам рек, хорошо заметны. В разрывах облаков можно заметить характерные скалы южнее г. Ангвундасчорр (кто видел панораму Ловозерья в хорошую погоду легко их узнает). Переход от южной оконечности полуострова до устья р. Тавайок занял 1,5 часа чистого ходового времени. (Для перехода Умбозера в плохую погоду (как то: сильный ветер, плохая видимость и т.п.) требуется значительный запас сил; в отсутствие видимости на Умбозеро лучше не сорваться). От берега озера идем на восток, переходим р. Тавайок и выходим на насыпь железной дороги Кировск-Ревда; по ней идем на север до моста через р. Тавайок (40 минут хода). Далее идём вверх по р. Тавайок. Старая лыжня.

Из-за дальнейшего ухудшения погоды пришлось, встать лагерем в нижнем течении р. Тавайок. Здесь река течёт в неглубоком распадке. Место для лагеря очень удобное, т.к. рельефом и лесом оно защищено от ветра. Дров мало, много старых пней от спиленных сушин- Выше по течению реки дров гораздо больше.

Мы решили сделать радиальный выход на в. Паргуайв, т.к. к полудню погода значительно улучшилась, снег перестал идти, даже выглянуло солнце. От лагеря (который был расположен в 30 минутах хода от моста через р. Тавайок) идём по лиственному лесу (низкорослые: березки и т.п.) на юго-восток в направлении отрога в. Паргуайв. Через час хода от лагеря поднимаемся выше зоны леса на отроге, а ещё через 1,5 часа выходим на вершинное плато. Хорошо видно Умбозеро, Хибины в облаках, облака так же на юге и на севере от нас, но довольно далеко. Снега наверху мало; фирн. Спускаемся до зоны леса, находим свою лыжню и по ней возвращаемся в лагерь. В лесу, наоборот, снега очень много. При подъёме ГТЛ достигала 25-30 см.

На следующее утро снимаем лагерь и начинаем подъём вверх по р. Тавайок, ГТЛ до 30 см. Снова идёт снег, окрестных склонов не видно. За 3 часа доходим до верхней границы зоны леса. В средней части долины движению сильно мешает подлесок и всхолмленный рельеф. Выйдя из леса, проходим небольшой крутой участок и выходим в пологую часть долины. Здесь довольно сильный ветер, а видимость едва ли достигает 50 метров. Ещё некоторое время идём вперёд, но потом решаем повернуть назад, т.к. подъём на перевал в такую погоду посчитали небезопасным.

Спуск по своей лыжне до железной дороги занял 1,5 часа. По железной дороге поюли на север с целью к вечеру выйти в Ревду, Здесь видимость значительно больше, ветер тише. Крупными хлопьями идёт снег. Пройдя по железной дороге 11 км от моста через р. Тавайок, встали на перекус- Перекус холодный, т.к. особого желания искать дрова не было. Вскоре нас подобрала, проезжавшая мимо дрезина. Перспектива оказаться в Кировске по многим причинам была нам: по душе.

На этом активная часть маршрута заканчивается. На дрезине доехали до ж/д станции Умба, в посёлке Октябрьский (рядом со станцией) посетили местный магазин, сели в автобус и доехали за 40 минут до Кировска. И очень вовремя. Начался буран. Добрались до почты и там пробыли некоторое время. Автобусы в Апатиты с началом бурана ходить перестали, как, впрочем, и местные автобусы. Видимость 10-15 метров, скорость ветра до 30 м/с. Попытка прорваться в столовую АНОФа запомнится нам надолго. К тому же, столовая была. закрыта. Переночевали на почте (2 этаж; телеграф).

Утром к 11 часам возобновилось автобусное сообщение с Апатитами. Доехали до Апатит. На следующее утро сели в поезд N 186 Мурманск-СПб Па скорые поегзда билетов не било.

Все!

5. Итоги путешествия. Рекомендации.

Не смотря высокий темп похода и на непогоду, преследовавшую группу почти в течении всего похода, нам удалось сохранить боевой дух и тёплые дружеские отношения в группе. Этим и понравился поход всем участникам.

В заключение - несколько интересных (на наш взгляд) замечаний:

1) О переходе из Колвицких тундр в Хибины. Во-первых, на этот переход следует планировать не менее 3-х дней (это если идти прямо в Кировск), т.к. практически все это расстояние (около 50 км) группе придётся тропить (а снега бывает много). Во-вторых, в случае отсутствия хорошей карты могут возникнуть сложности с ориентированием. Однако, для группы, подготовившейся к такому переходу это обстоятельство не является опасный, т.к. двигаясь на север (точнее, азииутом 0-20 градусов) через 2-3 дня она выйдет или к Хибинам, или на железную дорогу СПб-Мурнанск. (Азимут от oз. М. Глубокое на Кировск около 20 градусов).

2) Из-за непогоды в первые дни похода наметилось отставание от графика движения по маршруту; кроме того, много сил потребовал первый день движения по равнине между Колвицкими тундрами и Хибинами. Этими обстоятельствами был вызван отказ от намеченного ранее выхода в Кировск. Выход в Апатиты в значительной пере облегчался той "телефонкой" на которую мы вышли.

3) О дровах. В Колвицких тундрах, а также на равнине между Колвицкими и Хибинскими тундрами сушин много, проблем с дровами нет. В Хибинах, где число туристских групп гораздо больше, дров значительно меньше. В долине р. Поачйок, например, сушины можно найти только высоко на склонах долины (и то с трудом); практически нет дров в долине р. Петрепиуса, довольно мало дров в долине р.Кунийок; в долине р. Каскаснюнйок сушины встречаются в основом в нижнем течении ближе к месту, где река поворачивает на юг. В Ловозерье лесной массив гораздо меньше, чем в Хибинах, позтому, не смотря на то, что в Ловозерье бывает намного меньше туристов, дров там не намного больше. Есть сушины на берегу Умбозера, меньше сушин в долинах ручьёв, впадающих в Умбозеро, в окрестностях Сейдозера выше границы заказника в долинах ручьёв тоже можно встретить сушины.

4) Ночное дежурство у печки в зимней походе дело не новое. Конструкция печки, а именно специальное круглое отверстие в верхней горизонтальной стенке печки, позволяло нам не просто замачивать крупу для каши, но и полностью готовить кашу ещё до подъёма дежурного. Ему оставалось только разложить готовую кашу по мискам.

5) Очень хорошо зарекомендовала себя практика использования дров, оставшихся с ночёвки для приготовления перекуса. Необходимый объём дров определяется экспериментально.

6) Сетка для костра необходима, т.к. снега в марте на Кольском очень много.

7) О столовой АНОФа. Теперь она открыта с 11.00 до 16.00 с перерывом на обед с 14.00 до 15.00.

6. Приложения.

6.1. Снаряжение групповое.

N НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЩИЙ ВЕС, кг
1 Палатка шатровая 1 6,0
2 Котлы - вставки 2 2,0
3 Троск костровой 1 0,4
4 Пила 1 1,1
5 Топор 1 1,6
6 Аптечка походная комплект 1,8
7 Ремонтный набор комплект 2,1
8 Фонарик, электрический 2 0,9
9 Пленка полиэтиленовая (3х3 м) 2 1,2
10 Bepeвка основная (40 м) 1 2,8
11 Якорь снежный 1 0,2
12 Ледобур 1 0,1
13 Карабин дюралевый 2 0,2
14 Гитара 1 1,6
15 "Манюня" 1 0,6

Итого : 24.6

6.2 Снаряжение личное.

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩИЙ ВЕС, кг В РЮКЗАКЕ
Рюкзак 1.5 1.5
Коврик теплоизоляционный 1.0 1.0
Штормовой костюм 1.2 -
Костюм тренировочный (шерстяной) 1.0 -
Пуховка 1.2 1.2
Свитер шерстяной 0.6 0.6
Футболка трикотажная 0.2 0.2
Шапка шерстяная 0.2 -
Носки шерстяные (3 пары ) 0.9 0.6
Носки простые (2 пары ) 0.2 0.1
Ботинки 1.3 -
Бахилы 0.9 -
Лыжи 2.0 -
Лыжные палки 0.6 -
Руковицы утеплённые 0.5 -
Кошки 1.1 1.1
0чки солнцезащитные 0.1 -
Лавшнур 0.1 -
Туалетные принадлежности 0.5 0.5
Личная посуда 0.4 0.4
Итого 15.5 7.6

6.3. Питание в путешествии.

За основу раскладки продуктов была принята так называемая "плавающая" раскладка с постепенным возрастанием дневной нормы. В среднем в день была принята норма 600 г/чел. Использовались 3 чередующихся варианта дневной раскладки. Перечень продуктов традиционный: крупы (греча, рис, манная, овсяная, пшенная), вермишель, сушеное мясо или тушенка, супы суженые, сухое молоко, копчёности, восточные сладости, сухофрукты, печенье, конфеты, сахар, чай, соль, специи, чеснок, сухари чёрные, пряники и т.п.

Масса продуктов доставила:
В среднем на 1 чел. в день - 0.6 кг
В среднем на 7 чел. в день - 4.2 кг
На 7 чел. на 10 дней - 42.0 кг.

6.4. Походная аптечка

Перевязочный материал:
стерильные бинты 7 шт
не стерильные бинты 7 шт.
эластичный бинт 2 шт.
салфетки стерильные 7 шт.
вата 200 г
бактерицидный пластырь 5 уп
пластырь простой 2 уп.
Витамины:
"Аэровит" 2 уп.
кислота аскорбиновая 100 драже
Обеззараживающие средства:
спирт 800 мл
йод 30 мл
перекись водорода 30 мл
марганцовка (порошок) 10 г
Сердечно-сосудистые средств:
валидол 3 уп.
нитроглицерин 2 уп.
Жедудочно-кишечные средства:
бисептол 480 2 уп.
уголь активированный 5 уп.
камфора рубини 1 уп.
Обезболивающие и жаропонижающее средства:
димедрол 2 уп.
анальгин 5 уп.
Ho-шпа 1 уп.
Другие средства:
апизартрон 1 т.
салицилово-цинковая мазь 50 г
стрептоцид 3 уп.
фурацилин 1 уп.
синтомициновая эмульсия 1 фл.
цитрамон 2 уп.

6.5. Ремонтный набор.

N НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пассатижи 1 шт.  
2 Напильник 1 шт.  
3 Шило 1 шт.  
4 Проволока 2 м стальная и медная
5 Носки для лыж 2 шт. дюралевые
6 Капрон 0.5 кв. м.  
7 Гвозди 10 шт. разных размеров
8 Шурупы 20 шт. разных размеров
9 Отвёртки 2 шт.  
10 Нитки капроновые 1 кат.  
11 Нитки х/б 1 кат.  
12 Иголки 10 шт. разных размеров
13 Клей "Момент" 1 т.  
14 Ножевочное полотно 1 шт.  
15 Нож 1 шт.  
16 Стропа 4 м  
17 Шнур расходный 4 м  
18 Булавки английские 10 шт.  
19 Брусок 1 шт.  
20 Резинка продевная 3 м  
21 Кольца мета ллические 10 шт. разных размеров
22 Пряжки металлические 10 шт.  
23 Очки солнцезащитные 1 шт,  

Вес ремнабора - 1.6 кг

Фотоматериалы


Фото 1. Группа на вокзале в Кандалакше

Фото 2. На ЛЭП в районе г. Домашние Тунлры

Фото 3. Группа на г. Баранья Йолга

Фото 4. Группа тропит лыжню севернее г. Баранья Йолга

Фото 5. Вид с оз. Малое Глубокое на г. Баранья Йолга

Фото 6. Группа на р. Большая

Фото 7. Группа на дороге на пер. Кукисвумчорр

Фото 8. Ущелье Географов

Фото 9. А. Рамзевич у артезианской скважины у оз. Малый Вудъявр

Фото 10. Группа в ущ. Рамзая

Фото 12. Вид из долины р. Петрелиуса в долину р. Кунийок

Фото 11. Группа на пер. Петрелиуса Зап.

Фото 13. Фрагмент спуска группы с пер. Рисчорр Сев.

Фото 14. У начала каньона на ручье под пер. Рисчорр Сев.

Фото 15. Фирновый "козырек" в каньоне

Группа у мыса Тульинярк

Фото 17. Переходим Умбозеро

Фото 18. В нижнем течении р. Тавайок

Фото 19. Группа в средней части долины р. Тавайок после радиального выхода на г. Поргуайв

Фото 20. На железной дороге Кировск - Ревда

Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;