Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Проводящая организация: Дворец детей и молодёжи Центрального окружного
управления Московского комитета образования.
Вид
туризма
Категория
сложности
похода
Протяжённость активной части
похода, км.
Продолжительность
Сроки
проведения
Общая
Ходовых
дней
Водный
Вторая
212 км.
14
10
1-21.08.98 г
1.3. Район похода: Архангельская обл. район Кенозёрского национального парка.
. Подробная нитка маршрута: Станция Икса - Западный мыс оз. Ундозера -
Немшозеро - река Ундоша - Почозеро - река Поча - оз. Свиное - оз. Долгое
- оз. Кенозеро - река Кена - река Онега - пос. Конёво.
.Ф.И.О., адрес, тел. руководителя:
КОЖИН ВАЛЕРИЙ АРКАДЬЕВИЧ, р.т. 923-53-07, д.т. 437-92-47, Проектируемый проезд 1980, дом 3, кв. 44
Список группы:
Фамилия, Имя, Отчество участников
Николаев Андрей Петрович
Терёхина Елена Николаевна
Козырев Игорь Александрович
Покровский Антон
Алеева Динара
Ерохина Анна
Алфёрова Катя
Павлов Дима
Бузин Антон
Куликов Саша
Илизаров Даниил
Горнев Олег
Лоскутникова Ксения
Макаров Павел
Тришина Елена
Во время похода двумя видеокамерами велась съёмка на маршруте. Видеоматериалы
общей продолжительностью 8 часов 30 мин. хранятся у руководителей групп
А.И.Казановой и В.А.Кожина.
Поход рассмотрен МКК ЦРТДиЮ "Жулебино" ЮВОУ МКО.
Отчёт хранится в библиотеке МКК ЦРТДиЮ "Жулебино" ЮВОУ МКО.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА (ЛОЦИЯ).
Поезд Москва - Архангельск идёт до ст. и гор. Плесецкого 12 часов - так же, как и до Селигера и примерно за те же деньги. Это было неожиданностью. Район всё же представлялся нам как удалённый от цивилизации Русский Север, а он оказался совсем рядом.
От Плесецкой до ст. Икса идёт рейсовый автобус, на который мы даже не пытались сесть. Нанять автобус куда угодно здесь легко (как, впрочем, и везде по России в теперешние времена). Но вот как дальше добираться до оз. Ундозера представлялось весьма туманно. "Железка" вдоль озера идёт, но ближайшая станция (ст. Скарлахта) находится в 5 км. от воды, а где там брать машину не совсем ясно.
И тут "сработало" везение.
Проводя в июле "единичку" по Селигеру, на одном из плёсов мы повстречались с пред. МКК Восточного округа и получили от неё адрес руководителя детского туристского клуба гор. Плесецкого Аксёнова Владимира Ивановича: Плесецкий р-н, пос. Оксовский, ул. Первомайская, д. 12, кв. 3, а так же телефон его заместителя Надежды Михайловны Цуркан: 8-1818-32---64-20-1, с которой и удалось созвониться из Москвы.
Коллеги не подвели. На ст. Икса они уже ждали нас у прицепленного к местному составу специально для нас "столыпинского" вагона, в котором мы и разместили все наши 15 байдарок и две группы. ФОТО 1.
Владимир Иванович подробно рассказал нам о маршруте, предпочтительных местах ночёвок, границах Кенозёрского национального парка и режиме его посещения.
Попутно выяснилось, что клуб, руководимый Аксёновым, практикует приём детских туристских групп, обеспечение их клубным туристским снаряжением и сопровождение по всему маршруту вплоть до Конева, и всё это за весьма умеренную цену. Такой сервис может здорово пригодиться всем туристам, а особенно многочисленным и слабо подготовленным группам, а так же семейным группам.
По договорённости в Владимиром Ивановичем машинист остановил поезд "в чистом поле", но зато в 300 м. от С-В залива Ундозера.
В. И. показал нам удобное место ночёвки. Справедливости ради необходимо отметить, что это место мы бы сами не нашли, а с нравом местных комаров мы познакомились довольно быстро. Как стало ясно в дальнейшем, единственным серьёзным критерием для выбора места стоянки на всём протяжении маршрута является отсутствие комаров. Во всех остальных отношениях мест стоянок с прекрасными естественными песчаными пляжами сколько угодно.
Итак, выехав из Москвы на день раньше плана 1 августа, мы, неожиданно для себя, уже утром 3 августа оказались на маршруте в сопровождении Владимира Ивановича и Надежды Михайловны. Несмотря на обилие островов и мрачные прогнозы В.И., ориентирование на озере для нас трудностей не составило. К обеду мы благополучно прибыли на самую восточную оконечность восточного острова Инсострова (спасибо В.И. - здесь не было ни одного комара). Владимир Иванович сплавал в ближайшую деревню и привёз картошку, зелень и даже молоко.
Утром 4 августа, обогнув с запада Инсострова, мы вышли на главный плёс Ундозера и двинулись прямиком на юг. На плёсе нас впервые на маршруте встретила весьма солидная волна. Временами становилось жутко - уж больно утлое судёнышко эта байдарка! Гора вещей, возвышающаяся над грузовым отсеком, отчаянно парусила, а байдарка как-то легко и игриво, но очень упорно пыталась черпануть бортом воду. Иногда ей это удавалось. Всё же за 4 часа упорной работы плёс мы прошли и остановились на ночёвку (опять же благодаря В.И.) на прекрасном месте на южном мысу коренного берега слева от заливчика, из которого вытекает речка Ундоша - наша главная спортивная цель маршрута. На правом западном берегу примерно около точки уреза воды 118 м. обнаружили избушку охотников и рыболовов, а может и лесников - хозяев на месте не было.
ВНИМАНИЕ! Наша стоянка с воды не видна. Закрыта зарослями камыша глубиной метров 20-30. ФОТО 2. За камышами видна небольшая гривка, поросшая соснами. За ней угадывается понижение с редколесьем - это болото. Несмотря на его близость из-за редкого леса с возвышенности сдуваются все комары. Заливчик с истоком Ундоши запирается небольшим островком. На нём тоже можно встать, но небольшой группе.
На следующее утро, тепло распрощавшись с Владимиром Ивановичем и Надеждой Михайловной, выходим на покорение Ундоши. Чудеса! Изводившие нас два дня горы снаряжения, торчавшие во всех направлениях из байдарок, вдруг исчезли, всё прекрасно уместилось и приходилось только удивляться обилию пустого места в наших плавучих домах.
Исчезли не только вещи - исчезла Ундоша! Плавно подошедшее с нашего берега болото выплеснуло в залив мощные заросли высоченных камышей, полностью перекрывших исток реки. Пробраться к заветному началу маршрута можно было только тайной тропой из узкой еле заметной 200-метровой протоки, в которой даже местным рыбакам на деревянных лодках приходилось "мазаить" (двигаться, толкаясь с кормы одним веслом). Конечно, обо всём этом мы знали заранее из рассказов Владимира Ивановича, и потому с удовольствием предвкушали игры в индейцев.
После протоки Ундоша превращается в неширокую быструю извилистую речушку, похожую на наши подмосковные Истру, Клязьму или Ворю в половодье (только без кустов). Правда, природа по берегам значительно интереснее.
Вода в этом году высокая, и поэтому пороги за оз. Торосозером похожи скорее на небольшие перекаты или просто на кое-где наваленные камни. Проходим их без разведки и вообще как-то незаметно. В памяти они не откладываются. По рассказам В.И. в большую воду маршрут проходится намного легче.
К полудню начинается сильный дождь. Первая встреча с ним неприятна. Накидок под рукой нет, а те , которые есть надевать лень - дождь поначалу кажется тёплым и кратковременным. В итоге, вымокшие до нитки, подходим к Немшозеру. По левому берегу хорошее место для стоянки с оборудованным навесом. Правда непонятно, есть ли там изба, показанная на карте. Искать её некогда - мы отстали от группы Насти Казановой - устремляемся через озеро и догоняем ребят на обеденном привале на мысу в конце Немшозера.
С дождём больше так не "попадались". Если иметь под рукой хорошую накидку, которая по своему размеру и методу использования может заменить байдарочный фартук, а также твёрдую психологическую установку на вступление в "общество пофигистов", можно забыть о дожде до конца маршрута, что мы с успехом и делаем.
Выходим с обеденного привала. Впереди ночёвка на высоком левом берегу реки у порога Падун. Место действительно хорошо заметно: вверх, как и рассказывал В.И., уходит хорошо набитая и заметная на песчаной почве тропа, по левому берегу небольшой заливчик. Впереди видна первая каменная гряда и слышен глухой шум. Случайно свалиться в порог невозможно.
Километра за два до порога одна из байдарок наткнулась на лежащее под водой дерево и получила П-образную пробоину. Такие можно чинить, только разобрав каркас. Покалеченное судно наш групповой реммастер Игорь Козырев (по совместительству - учитель труда в школе) весьма своеобразным способом отбуксировал до стоянки у порога. ФОТО 3.
Поднимаемся вверх по крутой тропе и оказываемся в открытом продуваемом ветром сосняке на мысу с несколькими площадками для ночёвки. Народу здесь много. Вообще речку безлюдной не назовёшь. Если стоять на месте и никуда не идти, то за день мимо проходит 5-6 групп. Правда, такие многочисленные, как наша - редкость.
Вечереет. Ставим лагерь, затаскиваем и разбираем для починки невезучую байдарку, а взгляд всё время невольно тянется к порогу. Сверху он неплохо виден. Речка огибает наш мыс, постепенно сужается и уходит под правый низкий берег. Порог действительно метров 150, но первые 100 м., хорошо видные сверху, сложности не представляют: не очень сильное течение пересекает 2-3 гряды камней с характерными проходами, отдельными камнями и мелями в русле. Ширина реки здесь метров 40. Что делается на главной, заключительной 50-метровой части порога отсюда не видно из-за низкого острова с высокой травой и кустами, подходящего от нашего берега непосредственно к порогу. На островок легко перейти по камням, но это оставляем на утро.
Проснувшись, с трепетом душевным идём смотреть Падун.
Порог официально считается самым сложным на реке, да к тому же он у нас фактически первый на маршруте. Как-то всё получится?
Одно хорошо - вдоль всего 50-метрового главного участка можно пройти по кромке островка и, при ширине реки 15 м., буквально прощупать глазами каждый метр пути. Выяснилось, что при всей внешней суровости порог очень прост и действительно всего только "двоичный". Манёвр в пороге не нужен. Важно лишь правильно выбрать линию движения. Собственно порог - самая последняя гряда камней - даже по теперешней высокой воде нельзя пройти, не чиркнув по ним кормовым концом байдарки. Как подтверждение наших слов по реке подходит семейная группа из двух байдарок и без разведки сходу идёт в порог. Все ощущения настолько обострены, что буквально чувствуешь и слышишь, как байды кормой чиркают по последним камням. (Хорошо, что камни гладкие. На следующей ночёвке даже следов от них не обнаруживаем).
Пользуясь ночёвкой, проходим порог на разгруженных байдарках. Потом долго катаемся по нему на надувной одноместной "ласточке", которой, похоже, всё равно, есть порог, или его нет. Погода сказочная. Здесь мы отсняли, кажется, половину всего походного фотозапаса группы: ФОТО 4, 5, 6, 7, 8.
Выйти с ночёвки 6 августа удалось только после обеда.
Километров через 5 спокойного плавания порог Чёртов.
Очень милый и красивый классический порожек. Откуда такое "страшное" название - непонятно.
Слева по течению большой валун и за ним к берегу тянется мысок. Слева от валуна заводь, куда можно пристать, чтобы с валуна рассмотреть порог. Часть воды (примерно 1/3 потока) сваливается по классическому полуметровому сливу прямо у камня. Основная часть потока уходит правее в длинный и пологий классический же треугольник слива. По описаниям, там плиты и проходить нужно у камня, но сейчас высокая вода и мы спокойно (но с большим кайфом!) проходим правее по пологому сливу. Лезть у камня что-то страшновато, а главное - нет времени, иначе бы всё равно там покатались. Протяжённость всего порога метров 30-40. ФОТО 9.
Порог Ольховец непонятно где. Действительно (как в описании) есть несколько простеньких перекатов и непонятно, где порог начинается, а где заканчивается. Разведка здесь бессмысленна, да и не нужна вовсе.
А вот порог Белый доставил массу неприятностей. Во-первых, выскакиваешь на него абсолютно неожиданно, хотя и ждёшь встречи. Среди низких болотистых берегов с несильным течением выскакиваешь вдруг на открытый участок, осока справа и слева уходит в стороны, и вода веером в разные стороны кидается с бугра вниз. Опасности никакой. Даже сейчас мелко, и везде можно без опаски выскочить из байды и заняться проводкой.
Но совершенно непонятно, куда плыть. Тут и возникает во-вторых. На разведку в этой ситуации не остаётся времени и пространства. Но даже при полной остановке из-за болотистых берегов разведку провести невозможно. Поэтому продолжаем описание.
С "бугра" - начала порога - впереди виден веерообразный разлив речки, и плыть вроде бы можно везде. (Как показал дальнейший опыт, куда бы ни поплыли, внизу на выходе из порога обязательно застревали в камнях).
Левее виден небольшой островок и левее него проход с довольно мощным течением. Те, кто догадался и успел свернуть туда, прошли порог чисто. Об этом предупреждал нас и Владимир Иванович. Он вообще считает этот порог самым неприятным на реке, даже сложнее Падуна. Называет его "шкуродёром". Наверное, при низкой воде так оно и есть.
После Белого остановились на обед - считать полученные дырки. Оказалось, что никто так и не продрался. Научились что ли.
Дальнейший путь до ночёвки проблем не составил. Километров через 5-7 заночевали на высоком левом берегу реки. ФОТО 10. Тяжело было только затаскивать туда байдарки.
За 7 число решили добраться до Почозера - начала Кенозёрского национального парка. Сложных порогов не ожидалось. (Это действительно так. Пороги, отмеченные на карте, представляли собой несложные отдельные перекатики, которых ждали как манны небесной. Уж больно скучно было идти по однообразной воде).
Но нарвались на сюрприз. Сразу после впадения в Ундошу речки Токши и до Почозера через каждые 200-300 метров, а то и чаще, река оказалась перегорожена от берега до берега песчаными мелями, в которых время от времени приходилось застревать, чувствуя себя уязвлёнными до глубины души.
Переход закончили поздно. Последние байдарки (после получения хорошей 1.5- метровой дыры и ремонта) добрались до ночёвки в районе 12 ночи. Из лагеря им симофорили фонарями.
На входе в озеро на левом берегу стоит изба лесника - егеря национального парка. Он выдаёт путёвки на посещение группами парка и собирает взносы 12-13 рублей с человека. Отсюда начинается район оборудованных егерской службой Национального парка туристских стоянок. Надо отдать должное, места для них выбраны прекрасные и стоянки оборудованы с умом и любовью. Такая стоянка есть на западном берегу озера в месте истока реки Почи. Владимир Иванович говорил, что можно ещё встать напротив избы лесника, там даже баня есть.
Мы всё же встали на плановой стоянке. 8 августа была днёвка. Осматривали достопримечательности: церкви в старинных деревнях Русского Севера. ФОТО 11, 12. Вечером приехал гость - начальник охраны Кенозёрского национального парка Сергей Александрович Евсеев с супругой. Познакомился с нами, нашей походной документацией. Дал телефон конторы управления заповедника в Вершинино на Кенозере: 3-48 и рассказал, где находятся на Кенозере оборудованные места стоянок. (это же место нам указал и Владимир Иванович).
9 августа, почувствовав, что созрели для чего-то стоящего, наша часть большой экспедиции (группа "детей капитана Гранта") решила выйти пораньше и "рвануть" подальше, куда сможем.
Смогли мы много. Лихо (часа за 1.5-2) проскочив речку Почу (на ней действительно кошмарное количество топляков), вышли к пос. Усть-Поча в месте волока в оз. Свиное. Волок угадывается хорошо. Перешеек шириной метров 50 и высотой метра 3. По верху идёт дорога, соединяющая две части посёлка. В посёлке есть магазин. У местных жителей можно купить молоко. Кроме того, чуть ниже по течению из воды торчит лес свай. Как мы узнали у местных жителей, когда-то здесь стояли сети для отлавливания бревен, сплавленных по Поче.
В Свиное вышли в полном тумане, при ветре и приличной волне. Но к этому мы были уже привычны. С ориентированием сильных проблем не возникло. А в оз. Долгом и вовсе стало хорошо. Всё озеро прошли под попутным ветром и волной.
В одном месте высадились на открытый западный берег посмотреть одиноко стоящую посреди поля и, как потом выяснилось, недавно отреставрированную, церквушку. ФОТО 13, 14.
Аккуратно пройдя вдоль юго-восточного берега, через проливчик вышли в Кенозеро. Зашли в Вершинино в контору национального парка, со второго этажа которой осмотрели дальнейший маршрут. Наш путь лежал к небольшому П-образному островку Виловатый к западу от острова Медвежий. Рассмотреть из конторы ничего толком не удалось. Чуть позже разобрались, почему. Остров Нюра, действительно существующий на местности, низкий, весь в камышах, окружён обширнейшим мелководьем с огромными массивами камышовых зарослей непонятной конфигурации. С воды из байдарки вообще непонятно поначалу, куда идти. Потом догадались. Нужно просто двигаться на юг. Пересечь в любом месте массив камышей (там по ходу дела оказалось достаточно удобных проходов) и выскочить на плёс. Два небольших островка южнее острова Нюра с плёса видны прекрасно. Необходимо пройти между ними или обогнуть с востока (слева по ходу движения) левый (восточный) остров. Далее открывается Медвежий. Наш остров с ним сливается, но сразу после восточного островка в стороне Межвежьего видна полоска огромного пляжа. Этот пляж - в лагуне нашего острова. Мы по ходу маршрута выскочили на него, а затем сделали волок на южный берег острова. На восточном и западном мысах южного берега расположены великолепно оборудованные службами парка туристские стоянки. Много грибов. Комаров нет совсем. Классическое место для днёвок.
Есть здесь и настоящее чудо природы - полтора десятка можжевеловых деревьев. Действительно деревьев! 15-18 метров высотой и толщиной в берёзу средних размеров. Сколько же лет этим созданиям : страшно подумать.
Нам повезло - проскочили до острова без особой волны. Но когда на следующий день подходила группа Казановой:
Шторм, по местным понятиям не такой уж и сильный, продолжался дня три (а может и больше, не знаю, мы ушли дальше по маршруту). Все три дня мы постоянно мотались двумя-тремя байдарками в Вершинино и обратно. То отправляли Настю за билетами на обратный поезд - от Вершинино через Першлахту до Конева ходит рейсовый автобус (возможность закончить маршрут), то встречали присоединившихся к нам здесь друзей, то устраивали экскурсию в музей при конторе национального парка. Нам повезло - через неделю должен был состояться большой праздник освещения новой построенной церкви (ФОТО 15) местным Владыкой. Должны были приехать делегация ЮНЕСКО, шведы (спонсоры программы развития национального парка) много других гостей. Лучшие научные силы парка уже были в сборе, и у них ещё было время. Для нас устроили ряд великолепных экскурсий по запасникам музея национального парка. Парк организует также однодневные экскурсии на моторках и речном трамвайчике, а также 2-3 дневные экскурсионные походы на лодках и байдарках по отдалённым южным старинным деревням, входящим в систему парка. Дирекция парка расположена в Каргополе, и там тоже можно обо всём договориться.
Но вернёмся к походу.
Шторм был хорош. Представьте себе волну, на скате которой умещается трёхместный "таймень", да ещё с каждой стороны остаётся по полметра запаса. Ходить по такой волне ни на лодке, ни на байдарке да ещё под парусом, мне не приходилось ни разу. Я такой волны на озёрах и не видел то никогда.
Только 13 августа мы вышли на маршрут. Вышли хитро в 4 утра, увернувшись от сильной дневной волны. Неплохо было бы выйти и ночью, но ориентироваться на Кенозере не так то просто. На ночёвку остановились в 5 км. от пос. Першлахта на северном берегу напротив острова Паромский с одноимённой деревушкой. Очень рекомендую всем, идущим этим маршрутом, поискать, а затем и пройти протокой между о. Паромским и южным берегом залива Кенозера. Протока начинается чуть заметным проходом в гряде камней рядом с устьем мощного ручья, впадающего в озеро. По низкой воде вполне возможна неминуемость проводки первые метров 50 протоки. Далее обилие уток, кувшинок, лилий, а также отсутствие ветра, волн и комаров.
На прохождение реки Кены 14 августа ушло полтора ходовых дня. По дороге встретилась парочка симпатичных порожков уровня Ундошских, которые мы прошли сходу, имея предыдущий опыт, и огромное количество топляков. Встретился нам и наплавной мост, который пришлось обносить. Вот с ночёвкой пришлось трудно. Хороших мест ночёвок на Кене, похоже, нет.
15 августа за пол дня дошли до устья Кены. Здесь нас ждал приятный сюрприз. На карте в устье Кены нет ничего примечательного. А на самом деле реку перегораживает гряда камней с проходом по центру примерно 4 метра шириной. Слева островок. Левее него обход препятствия по перекату. Поскольку было неясно, с чем столкнулись, все байдарки пошли слева на обход гряды, и не было никого, кто бы об этом не пожалел.
Проход в гряде заканчивался метровым сливом, абсолютно чистым, без камней и других неприятностей. Мы даже попытались подняться по нему на вёслах, но, конечно, неудачно.
Двумястами метрами ниже река расширилась, и мы вышли к высокому острову, оканчивающемуся в нашу сторону симпатичным пляжем, и тропой, уходящей куда-то наверх. Встали на ночёвку. И не пожалели. Здесь можно было даже небезуспешно половить рыбу.
16.08. Последний ходовой день. Через 300 метров после острова вышли в Онегу - реку полноводную, быструю и, одновременно, вполне безопасную. Смущали нас только Верещагинские пороги перед Конёво - о них в описаниях ничего толком сказано не было. Топляков на Онеге практически нет - за всё время встретился только один - громадное деревище, чуть в него не врезались. Путешествие по этой речке напоминало катание на качелях - на хорошей мощной струе от берега до берега между каменистыми отмелями.
Верещагинский порог оказался один, действительно в полукилометре от Конёва.
Небольшой слив, одинаковый по всей ширине реки, думаю, сантиметров 40. За ним на протяжении сотни метром хаотичное нагромождение стоячих валов, высотой 60-70 см. Глубоко. Камней за сливом не видно. Вообще в этих валах из байды ничего не видно. Валы, как ни странно, довольно безобидные. Лодку не трясёт, не заливает, так, качаешься, как на диване. Слева от гряды камней (порога), как здесь водится, остров, а левее него такой же порожистый проход. Что там, не знаю.
Через 500 м. после порога причаливаем к берегу у первых домов Конёва. Взбираемся с байдарками на высокий крутой берег, сушимся, обедаем, собираемся. В назначенное время приходят заказанные Настей автобусы, и мы едем в Каргополь - древний русский северный город (старше Москвы, правда, всего на один год) из окрестностей которого когда-то пошёл род Кожиных.
Но это уже совсем другая история.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маршрут показался нам несложным. Из-за большого расстояния между отдельными препятствиями психологически маршрут выглядит как "единичка" с элементами "двойки", хотя набор препятствий в целом на "двойку", конечно, "тянет". Сильно изматывает необходимость в длительной однообразной гребле.
Характер препятствий локальный. Все пороги и перекаты с хорошими возможностями чалки до и после препятствия, а особенно сложные, с возможностями просмотра. Переворот на препятствиях возможен, но поломать судно всерьёз трудно. Даже в большую воду практически на всех препятствиях достаточно мелко, и при перевороте можно встать и провести лодку вручную. Выход со всех препятствий чистый без камней, водоворотов и т.д. таким образом, препятствия можно считать сложными (в своём классе), но безопасными.
Район, в целом, изумителен. Здесь встречаются хорошие спортивные "четверочные" речки с элементами "пятёрок". И это практически рядом. По времени выхода в район похода и возвращения назад сравнимо с ближайшим Подмосковьем. Стоит серьёзно продумать вопрос о возможности скооперировавшись несколькими группами выезжать сюда на заказанных автобусах, решая тем самым как денежные проблемы, так и проблему выхода к воде.
Коргополье вообще и Кенозёрье в частности - тема отдельного разговора.
В этом районе можно и должно проводить мощные многодневные краеведческие экспедиции.
Думается, что Архангельская область незаслуженно обходится
вниманием (по сравнению, скажем, с Карелией) широкой туристской общественностью.
ХРОНОМЕТРАЖ МАРШРУТА
(группы Насти Казановой)
Москва, Ярославский вокзал. Поезд "Москва - Архангельск".
Ст. Плесецкая - ст. Североонежск - оз. Ундозеро.
Ундозеро - Икс-острова. Ходовое время (ХВ) = 3 ч. 30 м. прошли 8 км.
Икс-острова - залив у истока р. Ундоша. ХВ = 3 ч. 10 мин. Прошли 7 км.
Исток р. Ундоша - пор. Падун. ХВ = 6 ч. 50 мин. Прошли 22 км.
Пор. Падун - пор. Чёртов - пор. Ольховец - пор. Белый. ХВ = 3 ч. 45 мин. Прошли 23 км.
Пор. Белый - пор. Еловец - пор. Горелый. ХВ = 2 ч. прошли 18 км.
Пор. Горелый - мост в Кузьминку - Почозеро - исток р. Поча. ХВ 4 ч. 45 мин. Прошли 20 км.
Исток р. Поча - с. Поча - р. Поча - с. Усть-Поча - обнос - оз-0. Свиное. ХВ = 3 ч. 20 мин. Прошли 15 км.
Днёвка.
Оз. Свиное - оз. Долгое - оз. Кенозеро - с. Вершинино - остров Виловатый. ХВ = 3 ч. 25 мин. Прошли 22 км.
Днёвка.
Днёвка.
Остров Виловатый - берег напротив острова Паромский. ХВ = 4 ч. 30 мин. Прошли 16 км.
Берег напротив острова Паромский - дер. Першлахта - р. Кена - дер. Коровино - пор. Коровинские - берег после дер. Рудниковская. ХВ = 6 ч. 20 мин. Прошли 37 км.
Берег после дер. Рудниковская - р. Кена - р. Онега - остров в р. Онеге. ХВ. 1 ч. 10 мин. Прошли 6 км.
Остров в р. Онеге - с. Конёво (байд.) - дер. Саунино - г. Каргополь - т/б "Лачо". ХВ 2 ч. прошли 16 км.