LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

лыжный поход 3 к.с. по Кольскому полуострову

ОТЧЕТ
о лыжном походе III к.сл.
проведенном в районе Кольского полуострова
17.03.00-01.04.00

 

Осуществленный группой подъем по трещине Западного бастиона пер.Щель скорее всего является первопрохождением, по крайней мере в зимних условиях.
Пройдены также перевалы Орлиный и Крестовый - радиально; пер.Центральный Лявочорр - с грузом.

руководитель: Загребельный Н.А.

Состав группы:
Загребельный Николай Александрович руководитель
Кононов Анатолий Владимирович завхоз
Апатенков Сергей Вячеславович фотограф-кинооператор
Дудкин Вадим Александрович участник (сошел с маршрута)



Нитка маршрута.
Заброска: Кировск - пер.Ворткеуайв - р.Тульйок -пер.Ворткеуайв -Кировск
Пройденный маршрут:
ст.Неф.Пески - пер. Юмъекорр(н/к) - руч.Меридианальный - пер.Вост.Арсеньева(1Б?) - р.Малая Белая - пер. Зап.Петрелиуса(1А) -рад: пер.Орлиный(2А)-траверс к пер.Крестовый(2А?) - руч.Петрелиуса - р.Кунийок - пер.Центр.Лявочорр(2А?) - траверс хребта до г.Лявочорр - руч.Майвальтайок - р.Каскаснюнйок - пер. Ю.Рисчор(1А) - плато Кукисвумчорр - траверс плато до оз.Академическое - р.Тульйок - рад: пер. Трещина(2А?)-пер.Щель(2А?) - р.Тульйок - зал.Тульилухт - мыс Голкинский - оз.Умбозеро - руч.Куфтуай - ж.д. до Ревды - пос.Ревда

Карта с ниткой маршрута (900 Кб)

Дневник похода.

17.03
Выехали 185-м в 0.30. Нас четверо, до утра отмечаем отъезд, никто ничего не делает. Днем начинается глобальное доделывание личного снаряжения, как обычно, ни у кого ничего не готово. Потом принимаемся за "общак" и раскладку. Так как нас мало, используем проверенную "приполярную" схему: ничего по дням не фасуется, а все упаковывается вместе, например крупы в большие бутылки и на них делаются риски маркером, по сколько отсыпать на раз. Шоколадки и все такое сматываются скотчем в большие связки так, чтобы можно было отрезать ножом, сколько надо и остальное не разваливалось(при этом, конечно, разделяются заброска и маршрут). Такая упаковка выгоднее при небольшой группе: если все фасовать, то сильно возрастает бесполезный вес, и потом очень сложно отмерить столько-то грамм чего-нибудь. Конечно, это создает некоторые сложности на маршруте с поиском продуктов в рюкзаках, но ведь едим-то по сути каждый день одно и то же, меняется только крупа, поэтому можно и запомнить.
Шли мы на бензине, и для его использования имели два примуса "Шмель". Надо сказать, в каком-то году у нас была замечательная штука - бензиновый растворитель(очищенный бензин). Я как-то случайно пролил полстакана на всякую жратву, и, что самое удивительное, никто ничего не заметил - это штука испаряется полностью, не оставляя ни вкуса, ни запаха. Этот вещь - очень хорошее зимнее топливо, но в этот раз его я не нашел... И все бы было хорошо, но все-таки одна бутылочка дала течь. На нас обратила внимание транспортная милиция в вежливо попросила срочно выкинуть весь наш бензин. После долгих препираний я все-таки договорился не выбрасывать его вместе с тарой, а просто вылить на полустанке в снег. В результате мы залили бензином полвагона и парочку станций, но бутылки не отдали...

18.03
С утра приехали в Апатиты и сразу пошли искать бензоколонку с пакетом полулитровых и литровых бутылочек. У меня были некоторые опасения, что нам могут не дать бензина - в Питере ведь можно только в металлические канистры...Мы решили спросить у тетки, которая продавала бензин, на время канистру, но она ответила, что может предложить только полуторалитровую пластиковую бутылку... Первый раз в жизни я наливал бензин из "пистолета" в полулитровую бутылочку, заливая заодно и все вокруг. Так что если у вас отберут бензин - смело идите на бензоколонку в Апатитах, там нальют во что угодно.
Но это еще не все. Мы собирались делать заброску, а бензин мы на этот раз закрыли хорошо, и чтобы его не разорвало в тепле, часть сныкали в сугробе, а часть оставили под окнами вокзала. Пока мы укладывали заброску в рюкзаки, бензин был замечен работниками доблестной милиции и чуть не реквизирован опять...
На автобусе доехали до "Кировского рудника", оттуда пешком до вентиляционной шахты, там одевали лыжи. Видимость почти нулевая, никаких гор, ничего, собственно, не видно. Хорошо, я здесь много раз ходил, идем почти на ощупь. Встретили спускавшуюся откуда-то с хребта группу из Минска, которая шла домой, они вообще после перевала ушли в какой-то аут. Первый раз в жизни взял перевал Ворткеуайв слева по ходу - там были следы каких-то безумцев, под конец мы даже кошки одели, вылезли где-то сбоку. На спуске встретили еще одну группу, у которой вместо перевальных шоколадок были перевальные "мальки".
Быстро пробежались по Тульйоку, закопали заброску. В долине видимость лучше, поэтому возвратились без особых приколов, в Апатиты приехали около 22 часов. Всех сильно колбасит, клинит и коматозит, шиза косит наши ряды...
Фишка в том, что как-то так получилось, что на все это подъезды, заброски и все прочее раскладки у нас не оказалось - поэтому питались мы, в основном тем, что под руку попадется - витаминками и прочей дрянью. К тому же, не спали все довольно давно.
Тут надо упомянуть о небольшой проблеме. Дело в том, что Вадик Дудкин попал к нам случайно - нам нужен был четвертый участник на заяву. Летом мы ходили втроем на Приполярный, и особо об этом не жалели, но тут - зима, куча снаряжения и все такое, поэтому и взяли мы его, благо сам напросился. Все остальные - проверенные люди, мы с ними много ходили, все хорошо катаются на лыжах. В общем, мы Вадика немного загоняли на заброске, его приходилось постоянно ждать, и он ставил под угрозу прохождение маршрута(с ним бы мы просто ни хрена ни прошли). Поэтому когда он начал жаловаться на ногу и захотел остаться, я не возражал.
Но тогда нам пришлось делить все на троих, все перекладывать...Ежу ясно, раскладку не переделаешь. Получается по 1200 г чел/день, ничего, будем хорошо питаться. Мы выбросили почти весь ремнабор, половину аптечки, ненужный личняк, от второго примуса оставили клапан и насосик и еще много чего урезали. И все равно, даже с учетом заброски, получилось прилично(а я то уже радовался легким рюкзакам). Весь этот хлам отдали Вадику, он его отвез в город. Перераспределение закончилось часа в четыре, в семь у нас поезд до Неф.Песков...(182, стоимость 24 руб, идет полчаса)
Я пишу это, потому что не хочу никого обманывать, и надеюсь, что это будут читать здравомыслящие люди, и что тот факт, что поход пройден втроем, а не вчетвером, не является основанием для его незачета. Но так как всякие крутые люди могут думать иначе(и к тому же это противоречит общеустановленным правилам, что я всецело осознаю, но не возвращаться же нам было всем!), читая этот текст, последние несколько абзацев можно выкинуть и все это дело замять.

19.03
Наконец-то началась нормальная жизнь - начался маршрут, все дешевые заморочки кончились. Сейчас 7-30 утра, начинаем движение по старой буранке, потом по заметенной лыжне. Погода так себе - перевала не видно, вообще выше зоны леса почто ничего не видно, идет редкий пушистый снег. Доходим до долины, связанной с Юмъейоком, затем уходим с лыжни и переваливаем через трещину в долину Юмъейока. Затем идем траверсом до перевала. Идти, в общем, несложно, но как-то все медленно полечается, всех коматозит. Снег глубокий, одна нога уже кажется короче другой, за спиной куча ненужного горного барахла... В темпе черепахи залезаем на перевал, но сильно легче от этого не становится - ели и спали все нормально еще в городе. На перевале дует, почти валит с ног, облачность ползет вниз, ни о каком траверсе хребта не может идти речи - наверху мы в пяти метрах друг друга не увидим, решили идти через Арсеньева. На спуске лень ехать траверсами, и благо там спуск не особо крутой и видно, что внизу делается - просто становишься на прямые лыжи и едешь, потом летишь еще столько же(а в городе мы без падений катались в Орехово по горнолыжным трассам на туристских лыжах).
Едем по долине до первой полыньи в ручье. Оказалось довольно приветливое место, защищенное от ветра, оно, я думаю, вообще вряд ли замерзает. Готовим обед, усилив его бонусом - китайской лапшой. К этому времени начинается метель, ветер усиливается. После обеда начинаем движение к пер. В.Арсеньева.
Метель превращается в пургу, очень сильный ветер(конечно же в рожу), ничего не видно. Около часа играем в героев-полярников, медленно продвигаясь вперед. Потом это занятие надоедает, и мы начинаем ставиться: ветер до 30 метров, пурга, видимость метров пять, вокруг нас ни единого кустика, ни единого камешка. Строим ветрозащитную стенку (как назло, после 20-30 см плотного снега идет "труха", кирпичи из которой разваливаются в руках). Строим стенку полукругом, лопатой выбрасывая все, что под плотным снегом на бруствер. Стенку быстро разрушает ветром, приходится делать 2-3 слоя (общая ширина почти метр). Мы использовали "модную" лав.лопату, которая одевается на ледоруб; эта штуковина мне не особо понравилась: при эксплуатации в тяжелых условиях в плохую видимость с ледоруба она слетает, ее всю крючит, непонятно, где верх, где низ, потом, и примуса не нее не поставить и вообще обычный лист дюрали с дырками куда круче.
Провозились, в общем, часа два, может, больше даже; под конец вообще стоять, не согнувшись, тяжело - валит, все легкие вещи норовит унести и все такое. Когда залезли в шатер, не могли нарадоваться - при таком мясе снаружи внутри было очень даже комфортно. У нас был двухслойный квадратный шатер 2.2х2.2 метра, внешний - кингисеппский фильтр, внутренний - pertex, ставится на связанные палки. Ветроустойчивость обеспечивается большим количеством лееров, основной недостаток - проблема постановки на неглубоком снегу. Вес - 4.5 кг, производство мое. В таком шатре зимой мы спали вшестером, сейчас же половину застелили пенами (у нас было по две ижевские пены в лицо) наподобие "корыта" с высокими бортами, половину оставили под всякого рода парашу. Получилось очень классно, тепло, сухо и комфортно. Несмотря на пургу настроение у всех отличное, вечером развели один к двум и отметили первый день похода.

20.03
С утра погода значительно лучше, снег кончился, ветер ослаб, тучи разнесло и стало видно горы, иногда проглядывает солнце. Ночью оторвало два самых хилых леера, шатер сильно просел под тяжестью снега и его площадь уменьшилась на треть.
Чтобы выбраться наружу, пришлось копать наверх лаз; готовим на улице, выходим поздно. Когда подходим под перевальный взлет В.Арсеньева, погода портится, начинает дуть. Перевал вроде как видно, то есть видно какое-то понижение в хребте. Решили подниматься пешком "в лоб", чтобы не промазать в плохую видимость. Погода ухудшается, идет снег, видимость 50 метров. Наконец куда-то вылезли, вроде как выше и правее перевала, съехали на него по хребту. Перевал вроде как 1А, но чего-то мы на него уж очень долго и круто лезли, это более похоже на 1Б.
Тут мы остановились в затруднении: внизу все в снегу, все белое, характер и крутизна склона угадываются на несколько метров, склон кажется довольно крутым, хотя на самом деле он выполаживается через несколько метров. На этом склоне я и сломал свою мега-палку salewa: решил съехать на лыжах (поход-то ведь лыжный!) и неудачно (вернее, слишком активно) зарубился, в результате палок у меня стало не одна, а три. Я эту палку потом пытался дома сломать об колено - не получилось; поэтому как там все это произошло, я не знаю.
Далее спуск сохраняет свой непонятный характер. Траверсируем направо между редкими камнями, потом склон выполаживается окончательно, но пропадают камни, и теперь непонятно, едешь ты или стоишь - поганое чувство. Вдобавок у меня на склоне разорвало на куски пружину на одной лыже, пришлось приспособить репшнур (хорошо, у меня есть дополнительные мощные пружины на самих собачках - с репшнуром получается лучше, чем с пружиной). Все участники похода шли на горных лыжах Fischer мукачевского производства с вырезанным под колодкой пластиком, обладающими удивительной надежностью (канты цельные от верха до низа, ни пятке и носке металлические пластины). Они немного тяжелее Бескида, зато гораздо надежнее, долговечнее, дешевле и вообще мне они нравятся, их только надо уметь "довести".
Наконец спускаемся в долину Малой Белой, начинаем подниматься вверх, но вскоре находим здоровенный баобаб и встаем лагерем. Меня чего-то заклинило на тему дров, и я начал его пилить. Мы брали с собой не двуручную пилу, а хорошую шведскую ножевку, что весьма оправданно для небольшой группы. Пилил я, наверно, час, как наркоман с лобзиком, и в тот момент, когда баобаб рухнул, ребята все давно приготовили на сучьях. Ям мы не копаем и ничего специального не берем: надо просто быстро разводить костер на паре поленьев, и за одну готовку он не успевает протаивать. Правда, готовить надо каждый раз на новом месте. Мы поели, развели один к одному и отметили второй день похода и смерть палки salewa.

21.03
Поднимаемся по долине М.Белой. Температура все эти дни держится порядка -5 градусов. Наконец распогаживается, светит солнце, это первый день с нормальной погодой. Пологим левым траверсом выходим на перевал Зап.Петрелиуса(1А).
Подъем на перевал пологий и простой, спуск же несколько круче, поэтому мы решили поиграть в горнолыжников: сбрасываем рюкзаки вниз и бодро съезжаем сами. Встаем лагерем недалеко от перевального взлета, на озере. Шли от места ночевки часа три, поэтому ставим лагерь и производим разведку под пер. Орлиный, до которого оказывается почти час ходу.

22.03
Вышли часов в десять, через час были под взлетом пер.Орлиный. Погода хорошая, солнце, отличная видимость, только слегка задувает ветер, выше он усиливается. До перевала шли пешком, везде наст, под взлетом одели горную снарягу, оставили все ненужное и пошли.
Слева самая высокая, по некоторым данным, точка Хибин - гора Юдычвумчорр, по другим данным таковой является Ферсмана, есть также мнение, что выше всех Часначорр. Сам взлет не особо высокий, крутизна начальной и средней части около 40-50(местами) градусов, наверху склон выполаживается до 15-20 . Основную сложность представляет повышенная лавиноопасность, хотя перевал днем "не светит" (почти северная экспозиция), поэтому лезем по некоему подобию контрфорса. Страховку начинаем крепить у начала камней, и всего до начала пологой перевальной седловины провешено 6 веревок. Идем сначала прямо, по выступающему рельефу (4 веревки) потом одна веревка направо под нависание и потом еще одна до выполаживания (последнюю веревку закрепили на ледорубе). Работа идет медленно, сказывается неотработанность связок, отсутствие точек страховки, которые приходится подолгу откапывать. К тому же усиливается ветер и срывает со склонов снежную поземку, которая летит в рожу .
Абзац не для печати: нас трое, и мы не сразу сообразили, как вообще ходится связка-тройка. Идем в таком порядке: я иду на первой веревке и организовываю точки, Серега меня выпускает. Потом Серега быстро забегает ко мне по первой веревке и одновременно провешивает (встегивает) вторую. Далее Толик идет по второй веревке и вытаскивает крюки, а я в это же время вешаю следующую веревку.
У нас было штук шесть скальных крючьев плюс три закладки, чего нам вполне хватало. Были еще четыре бура: два стандартных, длинных, и два специально укороченных, в натечку. Ледобуры нам здесь не понадобились, крепили все на крючья и закладки. По сути, это была перестраховка: весь подъем спокойно ходится со страховкой на ледорубе, она там почти везде должна хорошо держать, а для поиска нормальной трещины уходит много времени.
Еще одна фишка: когда мы собирались, я решил сэкономить на весе и мы взяли на "выбивание" маленький 200 граммовый "гинекологический" молоточек (а у меня был нормальный ледовый молоток). С ним у Толика было немало проблем, и он порой вырывал крюки своим ледорубом.
Вылезли на перевал, поснимали и пошли дальше. Траверс от пер. Орлиный на плато не представляет особых трудностей (вообще никаких), ходится свободно, уклон 15 градусов.
В самом конце плато обрывается на пер. Крестовый почти отвесной стенкой, но я с верхней страховкой спускаюсь налево вниз по ходу метров на 20 на небольшую полку, а там откапываю два хороших камня, креплю петлю. Отсюда отвесный (даже отрицательный) дюльфер около10 метров по "зеркалу". Честно говоря, я там вообще хотел спрыгнуть в сторону (метра четыре), но передумал, чего и вам не советую: там внизу снежный нанос образует небольшой хребтик, и если приземлишся на правую сторону, то все ок, а если на левую, то пролетишь Крестовый до низа, поэтому лучше провесить эти 10 м.
После сдергивания веревок дальнейший спуск сложности на представляет - сначала на седловину Крестового, а потом в цирк (это дешевая сторона Крестового). Спуск в кошках с самостраховкой. В цирке забрали свои вещи с вернулись в лагерь. Очень хорошо отметили прохождение перевала.

23.03
С утра двинулись вниз по ручью Петрелиуса. Солнечно, температура -10 градусов. В долине Кунийока куча народу, спасатели, все друг друга ищут, кому-то оторвало голову... Обедаем перекусом на базе КСС. По всей долине лыжни, буранки. Доходим до долины р. Сев.Лявойок. Подъем по долине долгий, и лыжня какая-то кривая. Становимся в полукилометре от взлета Центр.Лявочора. От стоянки шли около семи часов. Вечером отметили хороший набор километража.
24.03
С утра видимость - три метра, не видно дальнюю оттяжку шатра. Я пошел на разведку под перевальный взлет, отошел метров на 200 и еле нашел дорогу обратно, так ничего и не увидев, кроме белой тошноты. Сидим в шатре, ждем погоды. Жратвы почему-то стало мало, нас это беспокоит. Едим сюрпризы, бонусы и заначки. Спирта еще много. Весь день проходит в коматозном состоянии ожидания, но погода не меняется.

25.03
С утра стоит отличная погода. Выходим в восемь часов. Светит солнце, слабый ветер. От лагеря до седловины час двадцать . Половину на подход, половину на взлет. Подъем на перевал по снежному кулуару в скальном гребне . Поднимаемся в кошках, подъем недолгие крутизной 35-40 градусов, и только в самом конце снежный козырек метра три 60 градусов, жесткий фирн, единственное место, где действительно нужны кошки .
С перевала траверсируем хребет до горы Лявочорр и выходим на саму гору. Начало траверса в кошках, потом по более менее ровной вершине на лыжах. Перед предполагаемым местом спуска оставили рюкзаки и сбегали на г.Лявочорр .
Спускались методом сбрасывания "балласта", то есть рюкзаков. Толиковский рюкзак, как самый аэродинамичный, пролетел дальше всех. У Сереги на половине склона "отстрелился" и улетел в пространство топор и он за ним лазал обратно наверх. Далее спускались по пологому склону в долину ручья Майвальтайок. Хорошая катуха, ехать приятно, но Толик умудрился на полной скорости наскочить на подснежные камни и разодрал себе колени, я Серега вообще летал только так, когда после фирна шел пушистый снег или наоборот, потому что у него камера была сверху и его колбасило.
Уже на подъезде к Каскаснюнйоку начался сильный подлип, светит солнышко. По 30-градусному склону идем вниз на прямых лыжах, и если подлип неожиданно срывает, да еще только с одной лыжи... На ручье встали на обед. По долине идет лыжня, на ней встретили группу человек десять, они тоже шли на Южный, но пошли по ущелью, а мы вылезли на отрог и пошли напрямик. До перевала они, видимо, не дошли, либо мы их сильно обогнали, но мы их больше не видели.
Когда подошли под взлет, решили уже было вставать, но потом все-таки залезли на перевал, а с него вылезли на плато Кукисвумчорр . На Рисчор поднялись одним большим траверсом, потом одели кошки и быстро забежали на плато. Подъем довольно пологий, никакой сложности не представляет. Встали на самом верху плато, хотя снег там довольно неглубокий. Вечером сходил на разведку немного вперед. Отметили хороший день.

26.03
С утра позавтракали и уже собрались сворачиваться, но тут я вылез из шатра, отошел от него метров на пять и чуть не заблудился. Видимость нулевая, дальние лыжи, на которые поставлен шатер, пропадают в густом тумане, а так тихо, ветра почти нет, снега тоже.
До полудня сидим в шатре, потом чуть-чуть проясняется. Ждать нам больше нельзя, мы и так уже день просрочили. Мы все связались красной основной веревкой, а спереди на 15 метровый конец привязали ледовый молоток, а к нему - Толиковский красный жорик. В особо трудные моменты предполагалось его бросать перед собой и смотреть, провалится он куда-нибудь или нет. По плато шли почти наощупь, бросая вперед молоток, и только иногда в дымке проглядывали его края, по которым мы хоть как-то ориентировались. Под конец, хорошо, немного растянуло и мы без особых проблем спустились по хребту в направлении пер. Куропачий. Спуск пологий, вроде как там даже идет дорога до самого плато. Когда оказались прямо напротив заброски, начали спуск с хребта. Там есть такая расщелина, отмеченная на карте, так мы спускались справа от нее, а лучше бы было слева. Склон крутой, 35-40 градусов, но невысокий, около 100 м и без кустов и камней. Я по-ковбойски поехал левым траверсом, неожиданно вылетел на жесткий фирн и уже под конец лыжи у меня сосклизывают вниз и я проезжаю на боку метров двадцать, потом зарубаюсь. Посмотрев на меня, Толик скинул рюкзак вниз и поехал налегке, но уехал не сильно дальше моего и добирался до низу частично съезжая, частично сползая на боку, зарубаясь палками. Серега же тоже сбрасывает рюкзак, но он у него на лету начинают отваливаться всякие части, и вот уже по склону несется лавина вещей: пены, спальник, пухарь и прочее. Только шатру удалось удержаться в рюкзаке, а все остальное оказалось разбросанным по склону. Серега же все это спокойно снимает сверху на камеру. Потом начинает спускаться сам, тоже падает и стремительно едет вниз на заднице, потом начинает зарубаться, но немного не успевает и врубается в кусты, сносит парочку, потом останавливается и как ни в чем не бывало идет собирать вещи. Пожалуй, это было самое опасное место у нас в походе, и при его прохождении мы проявили наибольшую безбашенность.
Договорились встретиться у заброски, поэтому к Тулийоку выезжаем по отдельности. Первая же встреченная мной группа проявила ко мне немалый интерес и предложила аптечку МЧС. Я спросил, зачем нам аптечка, на что услышал "А разве у вас нет пострадавших?". Оказывается, наш спуск наблюдали все стоявшие рядом группы и решили, что это аварийная ситуация, приняв летавшие по склону рюкзаки за людей.
Откопали заброску, пообедали, пошли дальше. И тут мы встретили группу Корнева, он там был с какими-то детьми, а рядом стояли еще пара групп. Посовещавшись, решили остаться здесь, хотя было еще довольно рано, а на следующий день идти в радиалку на Карниз .

27.03
Вышли около 9 часов, до перевального взлета шли часа два . Погода солнечная, -10 градусов, то что надо. Под перевалом оставили лыжи, одели обвязки и кошки. Встретил начальника кировского ПСО, спускающегося на ски-туре со Щели. Поговорил с ним насчет лавиноопасности и прохождении перевала. Он сказал, что вроде как все уже упало, а сейчас холодно, должно держаться. Сообщил мне, что статистика в этом году по Хибинам - два трупа в неделю...
В начале крутизна склона около 45 градусов; подходим под левую стенку . Начинаем подъем по кулуару с самострохавкой ледорубом, крутизна 45 . В начале узкого места наги у меня куда-то проваливаются, и я понимаю, что передо мной 1,5 метра хорошей, толстой, крепкой натечки крутизной 80 градусов. С этого места несколько дней назад сошла лавина(там был небольшой козырек). Организуем первую точку страховки на трех ледобурах, держат они здесь хорошо. Дальше вешаем веревки с одной промежуточной точкой или вообще только станции. Колотимся все время в левую стену, вроде там больше трещин и идти там удобнее . Кроме самого низа особых проблем с поиском трещин у меня не было, а ближе к верху их вообще довольно много. Станции крепим на 2-3 швеллерах, Толик их потом доблестно выколачивает своим гинекологическим молоточком, и все же один крюк ему выбить не удается, и мы его оставляем. В середине кулуара склон 50 градусов, далее, где заканчивается правая стенка выполаживается до 30 , но ненадолго, так как надо уходить влево-вверх, по широкому снежному языку, и там крутизна 60 градусов, жесткий фирн.
Портится погода, дует. Во второй половине перевала очень много натечки, много где можно ввернуть бур, но она не особо надежная: я вкрутил парочку, дернул за один и оторвал здоровенный кусок льда. Падать оттуда неприятно, т.к. под тобой стена метров 200. Под конец проходим веревку за 20 минут, с навеской и выбиванием. Всего провешено 12 веревок(в среднем получалось метров по 40) от первого льда до верха. Самый сложный участок - выход на плато, это примерно веревка 60 градусов фирн + нависающий козырек, который я доблестно пробил и вылез на плато. Под самым выходом оставили еще один большой швеллер, забитый в отличную трещину в монолите(последняя выходная веревка). Поэтому необходимо брать с собой экстрактор (мы бы взяли, да не было) и хороший второй молоток(Толик однажды аж ледоруб погнул, крюк выдирая). На плато не составляет труда откопать приличный камешек и в него забиться, что я и сделал. Весь подъем занял у нас почти шесть часов. Вообще-то, в кулуаре можно организовывать страховку на ледорубе, там хороший снег, но вот при проходе козырька нужна действительно надежная станция.
Наверху нет и намека на перевал, мы вылезли просто на вершину горы. Проходим по плато и с самостраховкой спускаемся чуть-чуть за пер.Щель. Спуск пологий 30 градусов, только в одном месте около 45, высота около 100 м. (со стороны Щели подьем на плато не составляет сложности, но при движении в обратную (как мы) сторону просто надо найти это место, т.к. в других местах круто и камни)
Далее быстро спускаемся со Щели с самостраховкой. Уклон 40 градусов, перевал простой, ходится, в общем-то, вообще без специального снаряжения или на лыжах, а после Трещины смотрится вообще дешево.
Забираем рюкзаки и спускаемся в зону леса по ручью, склон пологий, катится легко. Когда вышли к Тулийоку, уже стемнело, мы в темноте запутались в лыжнях и оказались под Куропачим. Пошли по азимуту, но вскоре нашли нашу лыжню и благополучно добрались до лагеря, где уже все спали. Немного отметили прохождение перевала, но сильно устали, поэтому отложили до завтра.

28.03
Встали поздно, вышли поздно. Погода ничего, по долине идти можно, хотя наверху все не так хорошо. Порадовались, что так вовремя была хорошая погода вчера. Идем вниз по Тулийоку. У Толика почему-то бодряк, он шпарит впереди, у нас с Серегой коматоз. Однако в середине дня все меняется. По долине идет лыжня, только тропил ее какой-то больной человек - то право, то влево, много петель, однако самим тропить лень. Наконец выходим на дорогу; вдоль нее много сушняка и покинутых стоянок. Нашли сумку с газетами, взяли себе нескольно почитать. Уже в сумерках переходим Тульилухт и встаем на м.Голкинский. Вечером как следует отмечаем выход из Хибиней, конец технической части мершрута и многое другое.

29.03
Перешли Умбозеро до долины р.Куфтуай за полтора часа. Погода, поначалу солнечная, начинает портиться, на берегу сильный подлип, пришлось парафинить лыжи (реально только пол-лыжи, где дерево - опять же достоинство лыж Fischer). Долина Куфтуая - чисто северное ладожское побережье: небольшие сельги по 5-20 метров, постоянно перегораживающие дорогу во всех направлениях, все в зарослях, идти тяжело. За 4 часа порядочной имелки прошли всего несколько км. Понимаем, что по долине идти невозможно, поэтому выходим на левый траверс склона долины, там идти много легче, и на одном из холмов встаем лагерем. Вечером добили третий литр. Больше ничего не осталось.

30.03
Сильная оттепель, все течет, везде шумят лавины. Ночью выпало много свежего мокрого снега, а теперь он переходит просто в дождь. Начинаем траверс и через полчаса выходим на 15 градусный склон, поросший кустами со следами свежей лавины.
Идти сейчас длинным траверсом - самоубийство, до и вообще идти в Ловозерье в такую погоду довольно опасно. Поэтому разворачиваемся на 180 градусов и после порядочной имелки по сельгам с полуметровым подлипом, выходим на железку и идем в Ревду.
Под вечер начинает примораживать, едем быстро и поэтому решаем идти сегодня до конца (еще мы надеялись, что нас подвезет поезд, они там вообще-то ходят, на в этот день его не было). Ночью видим обалденное северное сияние, правда, не цветное, но зато очень бодрое. Вечером, вернее, поздно ночью, приходим в Ревду. Сфотографировались у расписания автобусов. Утром, в 5-50, автобус в Оленегорск. Ходят они по расписанию , стоимость 30 рублей + 5 багаж. Пока ждали автобуса, познакомились с местными, они нас приютили, напоили и накормили. Очень хорошо отметили знакомство.

31.03
Проснулись уже в Оленегорске. Я через пару часов уехал в Апатиты, оттуда в Кировск кататься на лыжах, а остальные бойцы уехали вечером до Волхова на московском поезде(на наш билетов не было, я даже до Апатит в купе ехал), а оттуда в Питер.

фотографии


ALL.JPG
ALL.JPG
         H_FR02.JPG
H_FR02.JPG
HOLE_01.JPG
HOLE_01.JPG
  HOLE_02.JPG
HOLE_02.JPG
HOLE_03.JPG
HOLE_03.JPG
  HOLE_04.JPG
HOLE_04.JPG
HOLE_05.JPG
HOLE_05.JPG
  HOLE02.JPG
HOLE02.JPG
K_ALL02.JPG
K_ALL02.JPG
  KARNIZ01.JPG
KARNIZ01.JPG
LAVIN.JPG
LAVIN.JPG
  LAVO_S.JPG
LAVO_S.JPG
LAVO_S01.JPG
LAVO_S01.JPG
  LAVO02.JPG
LAVO02.JPG
LAVOCH.JPG
LAVOCH.JPG
  ORLIN_YA.JPG
ORLIN_YA.JPG
ORLIN02.JPG
ORLIN02.JPG
  PANOR.JPG
PANOR.JPG
PLATO.JPG
PLATO.JPG
  RASPIS.JPG
RASPIS.JPG

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;