На перевале к северу от Пайера

Верхне-Ангарский хребет

Петрозаводский государственный университет.

Клуб туристов «Сампо».

ОТЧЕТ о лыжном путешествии пятой категории сложности по Верхне-Ангарскому хребту (Северное Забайкалье).

Руководитель группы Смирнов Владимир Геннадиевич

Адрес руководителя: г.  Петрозаводск,

ул. Репникова д. 15 кв. 114, тел. 52-56-69.

Петрозаводск, 2001 г.

Аннотация.

Лыжный маршрут пятой категории сложности проходит по южной части Северо-Байкальского нагорья - Верхне-Ангарскому хребту. Он проложен в западном и центральном узлах и позволяет достаточно подробно познакомиться с разнообразными ландшафтами природы Северного Забайкалья. Маршрут комбинированный - ночевки в лесу и в гольцовой зоне. Прохождение отдельных участков требует владения горной техникой и знания всеми участниками правил организации страховки и самостраховки на снежно-ледовых склонах. Лучшее время для проведения путешествия - конец февраля-март.

Раздел 1. Справочные сведения.

1.1.               Проводящая организация:

турклуб "Сампо" Петрозаводского государственного университета.

1.2.               Характеристики похода:

Лыжный

пятая

280

с 22 февраля по 12 марта 2001 г.

1.3.        Район проведения:

Верхне-Ангарский хребет (Северное Забайкалье).

1.4.              Подробная нитка маршрута:

ст. Ангоя - р. Якчий - пер. Якчий (1850 м, 1А) - пер. Озерный (1350 м, н/к) - оз. Большое Мамское - р. Левая Мама - кольцо через пер. Эскалатор (1860 м, 1А) - р. Кичера - пер. Солнечный (1600 м, 1Б) - р. Чая - пер. Цирковый (1830 м, 1Б) - р. Левая Мама - прохождение каньона (1Б-2А) - р. Асикта - восхождение на вершину г. 2460 м по юго-западному гребню (1Б) - пер. Московский (1900 м, 1Б) - р. Анамакит-Мамский - пер. Анамакит (н/к) - р. Анамакит-Ангарский - ст. Анамакит.

1.5.       Участники:

7.      Акимов Александр Евгеньевич - фотограф

8.      Коптяев Вадим Алексеевич

9.      Маликин Дмитрий Александрович

Раздел 2. Основная часть.

2.1.    Подъезды и отъезды.

Наиболее дешевый вариант на скором поезде №76 Москва - Тында (ходит через день). Можно на самолете до Нижнеангарска через Улан-Удэ или Иркутск. На станции Анамакит останавливаются пригородные поезда №621 Чара - Северобайкальск и №5203 Нов. Уоян - Северобайкальск, ходят ежедневно.

2.2.    Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

При составлении нитки маршрута учитывалась возможность его изменения (болезнь участников, выход из строя снаряжения, длительная непогода, осложнение лавинной обстановки). Аварийный вариант - вниз по реке Кичере до станции.

Запасные варианты:

1.      Отказ от прохождения каньона на реке Левой Маме.

2.      Отказ от восхождения на г. 2460 м.

3.      Из района восхождения выходить к железной дороге через перевал Агней (1900 м, н/к).

4.      Отказ от прохождения пер. Московского с выходом по Левой Маме, Анамакиту Мамскому.

Запасные варианты упрощают маршрут. Мы прошли маршрут по основному варианту.

2.3.    Изменения маршрута и его причины.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так:

ст. Ангоя - р. Якчий - пер. Якчий (1850 м, 1А) - пер. Озерный (1350 м, н/к) - оз. Большое Мамское - р. Левая Мама - кольцо через пер. Эскалатор (1860 м, 1А) - р. Кичера - пер. Зенит (1600 м, 1А) - р. Чая - пер. Цирковый (1830 м, 1Б зимой) - р. Левая Мама - пер. Огдында (1950 м, 1Б) - р. Асикта - радиальный выход в район г. 2460 м - пер. Агней (1900 м, н/к) - р. Агней - ст. Огдында.

За основу был взят эталонный маршрут. По рекомендации Васильева М. Ю., который предоставил картографический материал, мы внесли изменения в сторону некоторого усложнения маршрута, что не выходило за рамки нашего опыта. Вместо перевала Зенит запланировали прохождение показавшегося более интересным перевала Солнечного (1600 м, 1Б), расположенного юго-западнее и соединяющего те же притоки Кичеры и Чаи. Перевал Огдында (1950 м, 1Б) заменили прохождением каньона на реке Левой Маме и запланировали восхождение на г. 2460 м. Перевал Агней (1900 м, н/к) заменили прохождением перевала Московского (1900 м, 1Б) с выходом на станцию Анамакит.

Но то, что группа была в районе путешествия впервые, и по ходу возникали различные осложнения, пришлось вносить корректировки. На запланированный двухдневный переход в верховья Якчия ушло три с половиной дня. Сказался поздний выход 22 февраля, поломка лыжи 23 февраля, когда за день сделали два перехода и тяжелый снег. Во второй половине 25 и 26 февраля - вынужденная дневка из-за снегопада и плохой видимости. По этим причинам на подходах к перевалу Якчий мы потеряли три дня. На шестой день похода запланированный переход верховье Якчия - оз. Б. Мамское не был выполнен из-за большого объема работы при подъемах на морены (пер. "Ложный") и спуска с перевала Якчий по очень глубокому снегу. Запланированный четырехдневный кольцевой маршрут прошли за три с половиной дня. Ликвидировать трехдневную задержку оказалось очень трудно, и мы не могли полностью с этим справиться до конца маршрута. При прохождении перевала Московского задержка составляла два дня. По первоначальному замыслу из 18 дней мы планировали одну дневку после восхождения и одну полудневку при осмотре каньона. На самом деле поход составил 18 с половиной дней, из них одна вынужденная дневка на пятый день из-за непогоды, запланированная полудневка на осмотр каньона на одиннадцатый день похода и полудневка на четырнадцатый день перед восхождением на вершину. Таким образом, по количеству ходовых дней мы уложились в график. Участок от горы 2460 м до станции Анамакит планировали пройти за пять дней, фактически прошли за четыре.

2.4.    Техническое описание маршрута.

21 февраля около 10 часов вечера по местному времени приехали на ст. Ангоя. Переночевали в здании вокзала, а к 12 часам дня 22 февраля, купив бензин для примусов в леспромхозе и, сделав отметку в маршрутной книжке, выходим на маршрут. Фотографируемся у вокзала (фото №1), по автодороге, идущей параллельно железной, выходим к реке Якчий. На реке глубокий перекристаллизованный снег (чем-то напоминает крупу типа пшена) - следствие низких температур. Лыжню прокладываем то по реке, то уходим в лес, где река открыта (фото №2). Глубина тропления 40-45 см. Применяем тактику, проверенную в районах с глубоким снегом, когда первый идет без груза, второй без рюкзака, но с санями, следующие с полным грузом. Через некоторое время (в зависимости от физической подготовки) первый и второй возвращаются за грузом, вперед выходит третий и так далее. В этот день проходим вверх по реке 8 км (четыре часовых перехода).

23 февраля прошли два перехода по реке и встали на ночевку. При движении через засыпанную снегом трещину на льду сломал лыжу под грузовой площадкой Ваня Басалаев. Запасных "Бескидов", надеясь на прочность этих лыж, мы не взяли, а сломанная ремонту не подлежала. Решили, пока ещё не далеко отошли от поселка, поискать лыжу там. Симонов с Басалаевым отправляются в поселок и уже в темноте возвращаются к костру с широкой охотничьей лыжей, подбитой камусом. Лыжей щедро поделился глава поселковой администрации Песня Василий Иванович, азартный охотник и рыболов. Он рассказал, что рыбаки ходят летом на озера в верховья Якчия. Путь туда занимает 8 часов.

24 февраля весь день и 25 Февраля до обеда двигаемся вверх по реке. Обедаем перед нижним озером в зоне леса. Вскоре начинается снегопад. Решаем идти ближе к левому по ходу склону, минуем зону леса, проходим озеро и встаем на ночевку юго-западнее второго озера (фото №3).

26 февраля снег, видимости нет. К 15 часам немного проясняется, руководитель с двумя участниками поднимаются на каменную гряду, находящуюся северо-восточнее лагеря и уточняют свое местоположение. По характерной вершине с отвесными западными склонами, находящейся в километре юго-восточнее, определяем, что второе озеро лежит прямо под нами. Долина, имеющая северо-восточную ориентацию, полностью не просматривается из-за снегопада. Решаем, спустившись с гряды, пройти по долине в сторону перевала, до которого около трёх километров. Идем вдоль левого склона, поднимаемся на невысокую гряду с двумя понижениями (вначале из-за ограниченной видимости приняли за перевальное седло). С гряды виден перевал Якчий в виде явно выраженного понижения в хребте, с правой стороны от седла отвесные скалы. Время позволяет нам по крупной осыпи 20-25º налегке подняться на перевал. Камни тура засыпаны снегом, отрываем его, находим металлическую банку из-под кофе, но записки внутри нет. Быстро спускаемся по своей лыжне и в 1830 возвращаемся в лагерь.

27 февраля отличная видимость. Выходим в 830, и в 10 часов группа на перевале Якчий. Оставляем записку в туре, фотографируемся (фото №5,6). Ширина перевального седла 50 м, длина 12 м. Спускаемся на лыжах в северо-восточном направлении на террасу по осыпи крутизной 25-30º, перепад высот 60 м (фото №7). Спуск с террасы в сторону ручья, впадающего в Верхнекичерское озеро крутизной 25-30º с перепадом высот 250 м. Спускаемся на лыжах по одному с дистанцией 50 м по снегу глубиной 50 см (фото №8). Идем по ручью и выходим на озеро длиной около 600 м. Выход к Кичере с северо-запада перегорожен моренным валом (фото №9). Поднявшись по крупным камням на вал, с 1245 до 1500 обедаем в палатке, приготовив пищу на примусах (фото №10). С вала на западе далеко внизу виден лес на Кичере. Дальше идем вдоль правого склона в северо-западном направлении. Впереди ещё один вал крутизной 35-40º (перевал "Ложный"). Заманчиво выйти на него без потери высоты, но для этого надо подрезать правый перегруженный снегом склон, а этого делать нельзя. Спускаемся к подножию вала и начинаем подъем на него по глубокому снегу с перепадом высот 40 м (фото №11). Подъем по крупным камням, засыпанным снегом, занимает 1 час 20 минут. Спускаемся к озеру длиной 500 м, проходим его и начинаем подъем на перевал Озерный (фото №12). Поднимаемся по склону крутизной 35º и высотой 30 м, поросшему кедровым стлаником (фото №13). В 1830 встаем на ночевку на перевальном плато. Ужин и завтрак на примусах.

28 февраля. За два с половиной перехода, пройдя озеро Большое Мамское, готовим обед в первом островке леса на реке Левой Маме напротив устья притока, ведущего к перевалу Эскалатор. Отбираем продукты и бензин для четырехдневного кольца, остальное упаковываем в мешки и закапываем в снег. В 1400 переходим реку по огромной наледи и в течение двух часов поднимаемся по правому притоку (тропление лыжни 15-20 см). Долина безлесная, прямая, с небольшим уклоном. Из верховьев начинаем подъем в южном направлении по склону 20-25º, перепад высот 40 м, в направлении перевала. В 17.00 встаем на ночёвку у левого склона у огромной каменной россыпи, как наиболее безопасном месте (фото №15).

1 марта двигаемся на юго-запад среди крутых склонов, преодолеваем две невысокие каменные гряды, затем поворот налево, сужение долины до 15 м. Через полчаса от места ночевки выходим на перевальную седловину шириной 10-15 м и длиной 20 м. На каменной плите сложен тур (фото №16). Записки в туре не находим. Оставляем свою и начинаем спуск. На спуске справа характерная двузубая вершина. Спуск с перевала по двум крутым ступеням и кулуару занял 2 часа. На спуске придерживались правого склона, как более безопасного. Спускались по одному с дистанцией 50 м. Спуск с первой ступени крутизной 30º, перепад высот 50 м, внизу озеро (фото №17). Спуск со второй ступени более пологий, внизу второе озеро, с которого видна зона леса на Кичере (фото №18). Кулуар шириной 10-12 метров и крутизной 30-35º проходили с особой осторожностью, учитывая его лавиноопасность. В 1130 мы в зоне леса на реке, очень глубокий рыхлый снег. После обеда проходим в западном направлении один километр, постепенно поднимаясь по склону к правому притоку, ведущему к интересующему нас перевалу. Долина ручья узкая, безлесная, крутизна подъема 20º, в русле крупные камни. После впадения правого притока долина выполаживается и расширяется, на правом берегу островок леса (старые тополя). При движении на север, преодолев мощный моренный вал, можно выйти на широкую седловину перевала Зенит. Если двигаться по долине на северо-запад, минуя рощицу из   берёз и ольхи, дальнейший путь преградит морена. Ночуем в рощице. Ужин и завтрак готовим на дровах. Никак не ожидали, что здесь они будут.

2 марта. Первую морену преодолеваем на лыжах в северо-западном направлении короткими серпантинами в наиболее пониженной правой части. Крутизна подъема 35º, перепад высот 60 м. Время подъёма полтора часа. Дальнейший путь на запад преграждает вторая морена, поднявшись на которую выходим на изрытую каменными грядами котловину. Долина поворачивает направо узким коридором среди скал и выходит на платообразную возвышенность, ограниченную с юга отвесными склонами хребта. Тур находится ниже на спуске на берегу озера (фото №19). Записки там не находим, оставляем свою и двигаемся по ровному плато на север. Справа видим седловину перевала Зенит. Дальше идем по левому притоку реки Чаи по насту. В устье притока небольшой островок леса из ёлок (фото №20). Чтобы сократить путь, на реку не спускаемся, а идем вдоль правого склона. Снега очень мало (5-10 см), кедровый стланик весь наверху. Встаем на ночевку в 1730, не доходя 1 км до следующего за перевальным левого притока. Ужин и завтрак на примусах.

3 марта. Для того чтобы пройти следующий приток, пришлось спуститься ниже к реке, так как склоны слишком крутые. Следующий за ним левый приток, ведущий к перевалу, имеет восточную ориентацию долины. Со склона видим явно выраженную седловину перевала Цирковый, которая находится слева от двуглавой вершины (фото №21). Поднимаемся к перевалу левым склоном, оставляем далеко внизу озеро в виде восьмерки и выходим на предперевальное плато (фото №22). Далее подъем на седловину по осыпи крутизной 25º, засыпанной снегом. Первую часть подъема проходим на лыжах, потом пешком (фото №23). Время подъема с плато до тура 1 час 15 минут. В туре нашли записку группы туристов клуба "Кедр" города Железногорск-Илимский  (фото №24). Первый участок спуска по склону крутизной 30-40º с перепадом высот 150 м - пешком по одному с дистанцией 50 метров с распущенными лавинными шнурами (фото №25). Второй - крутизной 25-30º, перепад высот 100 м - на лыжах. Обедаем прямо на небольшом озере после второго участка (примуса). С перевала до озера спускались один час. Проходим второе озеро длиной около 800 м, оно было видно с перевала. После него спускаемся с каменной гряды ближе к правому склону, под которой третье озеро (спуск 50 м крутизной 25-30º). Дальше идет ровный спуск мимо еще одного озера к пологому руслу ручья Безымянный. Спускаемся левым берегом, правый склон круче, с выходами каменных россыпей, по насту.  Около одного километра идем по руслу ручья, а когда начинаются заросли кедрового стланика и тропление, уходим под правый склон, где меньше снега. В 1830 приходим к месту закладки продуктов.

4 марта. Утром пасмурно, снегопад, но вниз по реке идти можно. По ходу считаем крупные левые притоки: Безымянный, по которому спустились вчера, Седова, два притока без названия, р. Майгунда-Москит. К обеду устраиваем лагерь на левом берегу перед каньоном и проводим разведку с левого склона. Длина каньона, требующая страховки, 600 м. Движение по склону осложняется многочисленными валежинами, пересечением русел двух ручьев, впадающих в каньон и образующих на его стенах ледопады. При подъёме от каньона выше по склону - сплошные заросли кедрового стланика. В общем, разведка мало что дала. Разве что увидели часть каньона сверху и огромный ледопад по первому ручью.

5 марта. Утром перед выходом сразу одеваем кошки, обвязки, готовим ледовые крючья, карабины, веревки, спусковые устройства, ледорубы (фото №26). Первые две небольшие ступени проходим без крючьевой страховки, в "кошках". Проходим 100 метров и оказываемся в Амфитеатре - месте впадения первого притока слева. Здесь по ручью ледопад около 50 метров высотой (фото №27), а перед ним на схеме показан ледопад 20 метров. Закрепляем два ледовых крюка, каждую веревку делим пополам и начинаем спуск участников группы и груза, чтобы сократить время, по четырем концам (фото №28,29). В Амфитеатре любуемся подобием пещеры, образованной с одной стороны натечным льдом, а с другой отвесными стенами каньона. Следующим с крючьевой страховкой проходим Органный зал и Водяной котел со ступенями по 5 метров (фото №31). Через 100 метров подходим к последнему препятствию, так называемому Гроту. Здесь река падает с уступа 10 метров с крутым поворотом направо, образуя еще две ступени высотой три и два с половиной метра (фото №32). В этом месте веревку можно закрепить за дерево, растущее с правой стороны на уступе. Время прохождения каньона - два часа пятьдесят минут. Обедаем в лесу вблизи устья реки Огдында-Москит. В 1 км ниже устья на правом берегу зимовье, в нем живет охотник Николай. Он сказал, что от реки Дылымдык через водораздел на ст. Анамакит хорошая лыжня. Вспомнив, сколько снега было на реке Якчий, мы воспряли духом. Проходим крупные правые притоки Верхний и Нижний Колдас и в устье левого притока, из верховья которого через одноименный перевал можно попасть на озеро Соли, встаем на ночевку.

6 марта через три перехода выходим к устью реки Асикты, пройдя правый приток Амнундакан. При движении по Левой Маме наледи чередуются с участками, покрытыми снегом, местами тропление 10-12 см. Обедаем напротив первого правого притока на Асикте, если считать снизу. На реке наледи, покрытые 1 см снега. Проходим второй правый приток, вытекающий из-под горы 2278 м. Перед третьим правым и до четвертого правого притока из-под перевала Московский в русле Асикты много галечниковых отмелей. В 1840  встаем на ночевку в лесу на левом берегу напротив устья третьего правого притока.

7 марта. Утром отмечаем самую низкую температуру на маршруте -35ºС. При движении вверх по реке встречаем несколько завалов леса, которые обходим по берегу. Глубина снега на реке 20-25 см. Возле устья шестого правого притока - большая наледь. Проходим её и делаем базовый лагерь в лесу на левом берегу. Решаем сделать полудневку, чтобы отдохнуть перед восхождением.

8 марта. Погода способствует успешному восхождению: ясно, безветренно, температура - 26ºС. Оставив в лагере двух человек, берем с собой термос и сухой паёк. Выходим в 800. Двадцать минут идем по Асикте до устья левого притока, берущего начало в цирке под вершиной. Вблизи устья обширная наледь. Поднимаемся на лыжах по притоку около 1 км. Проходим два завала леса. Тропление лыжни 10-15 см. Одеваем кошки, т.к. уклон ручья возрастает, и появляются наледи (фото №33). Местами поверху идет вода. Проходим 2,5 километра и, не доходя 800 метров до границы зоны леса, встаем на лыжи, т.к.  долина значительно расширяется, и уходим под левый склон. В верховьях ручей имеет два истока: северный и восточный. К вершине ведет северный. Оставляя ручей справа внизу, поднимаемся по склону крутизной 15º (наст) и наконец видим вершину, до этого скрытую склоном горы, расположенной южнее. С этой стороны она смотрится в виде остроконечного зуба с крутыми склонами (фото №34). По описанию высота гольца 2605 м, на нашей карте высота 2460 м. Спускаемся на дно цирка, ограничивающего северный исток ручья. Одеваем кошки, обвязки, берем веревку, перекусываем и в 1345 начинаем подъем по снежному склону крутизной 40-45º в западной части цирка (фото №35). Через двадцать минут подъема выходим на плато длиной около 800 м и шириной 150 м и двигаемся по нему в направлении вершины (фото №36). Пройдя плато, начинаем подъем по снежному склону (наст) крутизной 20º и через 20 минут выходим на гребень (фото №37). Гребень состоит из крупных и средних камней, покрытых снегом. Веревку оставляем на плато, т.к. весь гребень до вершины просматривается, погода чудесная, без ветра и можно было с уверенностью сказать, что поднимемся мы успешно. В течение часа, идя друг за другом, поднимаемся по гребню и в 1525 мы на вершине (фото №38). Это небольшой пятачок, на котором с трудом размещается группа. Костомукшане поднимают флаг дробильно-обогатительной фабрики комбината (фото №39). В туре находим записку группы Снегирева из Екатеринбурга от 9.03.99 г. Оставляем свою записку и за один час спускаемся на дно цирка. Надо спешить, т.к. светлого времени остается два с половиной часа, а путь неблизкий. Благополучно одолев обратную дорогу, к 1900 возвращаемся в лагерь.

9 марта. С 5 марта установилась ясная морозная погода со средней утренней температурой -28ºС. Возвращаемся по своей лыжне к ручью, ведущему на перевал Московский. На ручье сразу одеваем "кошки" т.к. начинаются крутые наледи (фото №40,41). Обедаем, пройдя 2,5 км по ручью в месте раздвоения на восточный и северный истоки. Обед можно приготовить на сухих ветках растущих кустов ивы и ольхи. Наледи по северному истоку идут вверх на протяжении полутора километров (фото №42). Их можно обойти по левому склону, но там движение осложняется обилием камней и глубоким снегом. Мы уже привыкли проходить в "кошках" длительные участки, поэтому выбираем движение по льду. Через 1 час подъема долина реки расширяется и поворачивает на северо-восток, одеваем лыжи. Встаем на ночевку в цирке под перевалом Московский (фото №43). Ужин и завтрак на примусах.

10 марта. Погода, так радовавшая нас в течение 5 дней, портится. Утром снег, перевала не видно, просматривается только нижняя часть склона. Откладываем выход до 930, когда значительно проясняется. Закладываем два серпантина на лыжах, т.к. глубокий снег не позволяет сразу начать подъем пешком. Потом поднимаемся пешком (фото №44) след в след и в 1110 выходим к туру. Снимаем записку группы туристов турклуба концерна "Тулачермет" от 2 августа 1999 г. Оставляем свою записку, фотографируемся (фото №45) и начинаем спуск. В этом году с восточной стороны перевала карниза нет. Спуск начинаем южнее седловины пешком по одному с дистанцией 50 метров по снежному склону крутизной 40-45º (20 минут). На дне цирка одеваем лыжи. Дальнейший путь возможен в северном направлении, где с перевала далеко внизу виден лес на притоке Анамакита-Мамского, или в восточном, где чтобы выйти на следующий приток Анамакита-Мамского, нужно пройти невысокий водораздел (фото №46). Выбираем второй вариант, как более короткий. Проходим две невысокие каменные гряды, придерживаясь правого по ходу склона, тропление лыжни 25-30 см и спускаемся в верховья притока. Долина притока прямая, безлесная, с небольшим уклоном. Виден лес на Анамаките-Мамском. Кусты и кедровый стланик начинаются в двух километрах от устья. Обедаем, используя сухие ветки на ручье. Продолжаем двигаться к Анамакиту правым склоном над ручьем, перед устьем на ручье наледи. Огромная наледь видна на Анамаките. Через полтора часа от места обеда выходим на реку по склону в северо-восточном направлении по лиственничному лесу (тропление лыжни 35-40 см). Один час идем по наледям реки и встаем на ночевку вблизи устья р. Дылымдык.

11 марта. Залесенный водораздел между реками Анамакит-Мамский и Ангарский проходим по охотничьей лыжне. Хоть здесь не надо тропить! Дальше лыжня поднимается под правый склон и идет над каньоном Анамакита-Ангарского. Пройдя 5 км от водораздела, обедаем перед вторым правым притоком. Отсюда начинается достаточно утомительный участок. В густом лесу следуют многочисленные подъемы и спуски. Спуск ко второму притоку очень крутой. К тому же, чтобы его перейти, пришлось одеть "кошки", так как в русле наледи. Продолжаем идти по склону и в 1730 выходим на лед вблизи устья крупного западного притока. По описаниям здесь мощный каньон с ледопадами. Один часовой переход делаем по реке и встаем на ночевку.

12 марта. Быстро двигаемся вниз по реке среди галечниковых отмелей. Изредка встречаются наледи, едва покрытые снегом. Снега на реке очень мало. Река постепенно выходит из гор. Крутой левый склон, рассечен прямолинейными желобами, местами схода лавин (лавинные конусы) (фото №47). Через три часа выходим к дороге, подходящей к левому берегу, на дороге следы "Краза". По ней в юго-восточном направлении в 1230 выходим на ст. Анамакит (фото №48). Поход закончен.

Выезжаем в г. Северобайкальск пригородным поездом. 13 марта выезжаем в Москву.

2.5.    График движения:

27.02

Пер. Якчий - оз. Верхнекичерс-кое - пер. Озерный

515

Подъем и спуск с перевала,  спуск с террасы к озеру, подъем и спуск на морены, подъем на пер. Озерный

Ясно, безветренно, tº=-31,-18,-32

28.02

Оз. Б. Мамское - р. Левая Мама - верх. притока к перевалу Эскалатор

330

Спуск к озеру, подъем по притоку к перевалу

Ясно, tº=-22,    -16,-22

3.03

Пер. Цирковый - р. Левая Мама

480

Подъем на перевал и спуск с него, движение по притоку к реке

tº=-30,-16,-22

5.03

Каньон реки - левый приток р. Л. Мама

510

Движение в каньоне в "кошках", дюльферные спуски, транспортировка груза

Ясно, солнечно, безветренно,

7.03

Р. Асикта - устье 6-го правого притока. Полудневка

180

Тропление вверх по реке, прохождение наледей и каменных отмелей

tº=-35,-28,-30

8.03

Восхождение на г. 2460 м

640

Движение по притоку в "кошках", подъем на плато и вершину в "кошках", прохождение гребня, спуск в цирк и по притоку в "кошках"

tº=-26,-23,-28

9.03

6-й правый приток - цирк пер. Московский

390

Полдня движение в "кошках"  вверх по притоку

tº=-28,-22,-26

10.03

пер. Московский - р. Анамакит-Мамский -         р. Дылымдык

420

Подъем и спуск с перевала, тропление при спуске на Анамакит- Мамский

Утром до 930 снег, видимость 500 м, потом прояснение,

tº=-20,-18,-20

11.03

Пер. Анамакит - р. Анамакит-Ангарский

510

Прохождение водораздела, спуск к реке по пересеченной местности

Пасмурно, ветер юго-восточный слабый,

tº=-16,-14,-18

12.03

Р. Анамакит-Ангарский - ст. Анамакит

270

Движение вниз по реке и по дороге до станции

Ночью слабый снег, до 900 пасмурно, потом ясно,

tº=-13,-8,-10

ИТОГО:

113 час

Средняя скорость 2,5 км/ч

2.6.    Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Вниз по реке

восхождение на вершину

h=2460 м

из цирка левого притока р. Асикты на плато, дальше по юго-западному гребню

пер. Московский

h=1900 м

из цирка правого притока Асикты - лев. приток р. Анамакита-Мамского

2.7.    Потенциально опасные участки маршрута:

1.      Главная опасность маршрута - лавинная. Особенно опасны склоны с перекристаллизованным сыпучим снегом, образующимся в результате воздействия низких температур и отсутствия ветрового уплотнения. В этом году карнизов над восточными склонами не было, т.к. в январе-феврале вследствие очень сильных морозов выпало меньше снега, меньше было и ветров.

2.      Потенциальная опасность заключалась в возможности потери ориентировки в условиях плохой видимости (снегопад, туман). Таким участком явился подход к перевалу Якчий, когда из-за отсутствия видимости вынуждены были переждать и произвести разведку.

3.      Потенциальная опасность была при движении в каньонах по льду: вниз по р. Левой Маме, вверх по притокам р. Асикты, при движении к вершине и к перевалу Московскому.

2.8.    Наиболее интересные объекты на маршруте:

1.      Здание вокзала на станции Ангоя. Для такого маленького поселка поражает воображение мощностью и затратами на строительство.

2.      Это, конечно, каскад ледопадов в каньоне Левой Мамы. Голубой натечный лед создает удивительный контраст узким темным стенам ущелья.

3.      Долина реки Асикты - нетронутый уголок дикой природы. Здесь находят приют множество диких животных и птиц.

4.      Вершина горы 2460 метров, откуда открывается прекрасная панорама окружающих гор.

5.      Подход к перевалу Московский по наледям оставляет незабываемые впечатления.

6.      Город Северобайкальск с его рынком, где можно попробовать байкальского омуля в разных видах, отдохнуть на горячих источниках в окрестностях города.

2.9.    Дополнительные сведения о походе.

2.9.1.      Перечень специального общественного снаряжения.

·        Палатка "Зима" с тентом.

·        Веревка основная, 2 бухты 60 и 40 м.

·        Ледовые крючья - 9 шт.

·        Карабины - 4 шт.

·        Закладки - 4 шт.

·        Фотоаппараты - 2 шт.

·        Лопаты лавинные - 5 шт.

·        Печка - 1 шт.

·        Примусы "Шмель" - 2 шт.

2.9.2.      Перечень специального личного снаряжения.

·        "Кошки", карабин - 2 шт.

·        Обвязка - 1 шт.

·        Лента лавинная.

·        Лыжи "Бескид", палки - 1 пара.

·        Очки с/защитные - 1 шт.

·        Ледоруб или айсбайль - 1 шт.

·        Санки пластиковые для груза - 1 шт.

2.10.   Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

2.10.1.  Итоги.

За 19 дней похода нами пройдено 7 перевалов (3 из них 1Б категории сложности), каньон на реке Левая Мама (1Б-2А категории сложности), совершено восхождение на г. 2460 м (1Б). Было пройдено всё, что планировалось. Этому способствовали погодные условия.

2.10.2.  Выводы.

Участники группы показали неплохую физическую и техническую готовность к маршруту. Несколько человек обращались к врачу по поводу потертостей ног и кашля, который прошел за 2-3 дня. Взятое снаряжение полностью себя оправдало.

2.10.3.  Рекомендации.

Рекомендуем вместо двух дней на подходы к пер. Якчий запланировать три дня ввиду глубокого рыхлого снега. Базовый лагерь при восхождении делать не на Асикте, а на границе зоны леса на ее левом притоке. При движении по Анамакиту-Ангарскому идти не правым склоном, где сильно пересеченная местность, а непосредственно в каньоне реки.