отчет о лыжном походе по Хибинам

ОТЧЕТ о лыжном походе
2 категории сложности по Кольскому полуострову,
совершенном с 21.03 по 28.03.96г.

Руководитель - Иванов Роман Михайлович

Ст.Имандра - руч.Меридиональный - пер.Юмъечорр (рад.) - пер.Южн. Чорргор - р.Кунийок - пер.Умбозерский - р.Каскаснюнйок - пер.Сев.Рисчорр - пер.Южн.Партомчорр - оз.Гольцовое - сев.отроги Хибин - ст.Имандра

• Протяженность активной части маршрута 136,5 км.
  • Продолжительность - 8 дней.
  • На прохождение линейной части маршрута - 6 дней, на радиальный выход - 2 дня.

Первый день
21.03.96
ст. Имандра - р. Меридиональный - рад. выход на пер.Юмъекорр

В 0ч 40мин вышли из поезда на ст. Имандра. Солнечно, температура -5 С . Начали движение в 10ч 15мин. От станции идем на Юг по дороге (в направлении моста через р.Гольцовка). Через 300м находим лыжню в направлении Ю-В, она нам подходит, и дальше движемся по ней. По лыжне выходим на развилку дорог, идем на Ю-В. До р. Гольцовка от станции дошли за 40 мин. Еще три перехода по 30мин вдоль р.Гольцовка до впадения в руч. Меридиональный. Но опыту знаем, что под г.Манепахк можно найти дрова. От развилки 800 м в направлении склонов (С-В). Находим место. Погода спокойная, облака, снега нет, легкий ветерок. Постановка лагеря и легкий перекус заняли 1ч 20мин.

14ч 40мин отправляемся на пер. Юмъекорр ( радиально). Около 1км на Ю-З до руч.Меридиональный. Вдоль ручья по лыжне на Юг до правого (по ходу) притока примерно 2 км. Далее по руслу притока на Юг , через 1 км лес кончается. В месте поворота ручья на Ю-З проходим красивый скальный выступ. Постепенно долина ручья расширяется, мы теряем само русло , но уже хорошо виден цирк пер. Юмъекорр и начало предперевального взлета , но сам перевал от нас скрывает отрог г. Хибинпахкчорр. Взлет на перевал ровный , широкий 80-100м , крутизна 30 гр, поднимаемся на лыжах. Снег жесткий , фирн. Ветер усиливается, вечереет. Не дойдя до седловины метров 100 принимаем решение возвращаться в лагерь, т.к. уже поздно , 17ч 10мин, и двое участников уже с трудом передвигаются. От лагеря 7,5 км дошли за два часа. Спускаемся на лыжах. В лагерь возвращаемся по своей лыжне за 1ч ходового времени. За день пройдено 16км. Ходовое время 5ч 10мин.

Второй день
22.03.96
рад.Выход в цирк Ферсмана

Подъем в 8ч. Выход в 10ч. Примерно 1км до руч. Меридиональный ( азимут 210гр). Далее вдоль руч. Меридиональный по лыжне. За 30мин доходим до слияния руч. Меридиональный с р. Часнайок. Продолжаем движение по руч. Меридиональный и , пойдя еще 3,5 км выходим на границу леса. Отсюда просматривается путь , ведущий в цирк Ферсмана, он пролегает по ручью , зажатому с Юга скалистым отрогом г. Ферсмана и небольшой возвышенностью с севера. Подъем по ручью пологий , около 15 гр. Подходим под пер. Ферсмана и делаем холодный перекус. Подъем от границы леса занял 50мин. Погода отличная, температура -4С , ветер 2 м/с . В цирке открывается шикарная панорама. На спуске небольшую возвышенность обходим с севера. По руслу притока спускаемся до руч. Меридиональный, и далее в лагерь по своей лыжне. За день прошли 14км ( в один конец). Ходовое время 6ч 30мин.

Третий день
23.03.96.
Юго-зап. склоны г.Манепахк - пер.Юж.Чорргор - дол.р.Кунийок.

Подъём в 8.00. Погода хорошая - солнце, безветренно, t=-5C.Вышли из лагеря в 10.00. Выходим на р.Меридианальный по азимуту (210). Двигаемся по левому (по ходу) берегу ручья. До притока с перевала Юмьекорр от лагеря дошли за 40мин. От точки слияния берём направление на Ю-В и идём через лес по азимуту. Через 1.5км выходим к р.Часнайок в районе границы зоны леса. От границы зоны леса до перевала дошли за 3 ч. Подниматься удобно по правому борту долины р.Часнайок. Подъём представляет собой открытый, пологий склон (10град). Перевал и прилегающий справа цирк хорошо просматриваются из долины ручья. Перед самым взлётом небольшая котловинка (там где на карте обозначено озеро) образует укрытое от ветра место. Крутизна предперевального взлёта 30-35град, длина крутой части 200 м. Склон местами каменистый, фирн. Подъём пешком с долбёжкой ступеней. На перевале в 14.30. Фотографируемся у тура. Первый участок спуска (600 м) проходим пешком. Склон 30гр, много снега. Непосредственно перед озерцом склон резко выполаживается и дальнейший спуск на лыжах проблем уже не составляет. До границы зоны леса от пер. спустились за час. Далее по притоку доходим до р.Петрелиуса, а по нему до р.Кунийок. Идём по лыжням оставленным другими группами. От гр.леса до слияния р.Петрелиуса и р.Кунийок дошли за 40мин. На 1км ниже по течению ставим лагерь. Лагерь разбили в 19.00.
За день прошли - 19.5км.
Ходовое время - 6ч.30мин.

Четвёртый день
24.03.96.
Руч.Партомйок-пер.Умбозерский-р.Каскаснюнйок.

Подъём в 8.00. Погода ясная, t=-5C. Выход в 10.00. Выходим на дорогу к базе КСС. Движемся по дороге в северном направлении. За 30мин. дошли до базы КСС. Дорога широкая, расчищенная - удобна для движения на лыжах. Ещё один переход - 40мин. доходим до дороги ведущей в долину р.Партомйок. Сворачиваем на неё. Через два км. после входа в долину р.Партомйок делаем перекус с термосом. От базы КСС до перекуса дошли за 1ч.30мин. Долина р.Партомйок прямая, подъём пологий пр.5гр. Пер.Умбозерский в ясную погоду хорошо просматривается от самого входа в долину. Педперевальный взлёт отсутствует. Перед самой седловиной небольшой подъём крут.20гр. От места перекуса до перевала дошли за 1ч. На перевале в 14.00, довольно сильный встречный ветер. Спускаемся на лыжах.

Сразу за седловиной ледяное озеро. После озера сброс 50м., 20-25гр. На спуске фирн, лёд, много камней. Продолжаем спускаться по долине р.Каскаснюнйок. За два перехода по 30мин. доходим до слияния с ручьём с пер.Рисчорр. Спуск по долине пологий, без особых препятствий. Ещё через 1ч. встаём лагерем под Ю.склонами г.Вост.Партомчорр в "кармане". К вечеру похолодало до -15C. Лагерь поставили в 19.00.
За день прошли - 22км.
Ходовое время - 6ч.30мин.

Пятый день
25.03.96
пер. Сев. Рисчорр - траверс вост. склона г. Каскаснюнчорр- ущелье пер. Юж. Рисчорр (радиально)

Встали в 9ч. Погода солнечная, ясно, слабый ветерок, температура -10С. Вышли в 10ч 30 мин . Двигаемся по долине р. Каскаснюнйок, вдоль русла, на запад до слияния с ручьем с пер.Рисчорр. Долина ручья с Рисчорров довольно широкая вначале, через 3 км от точки слияния, делится на два ущелья. Нам по правому.В ущелье сильный встречный ветер. Перевал хорошо виден на протяжении всего подъема по долине ручья. В ущелье преодолеваем снежный надув крутизной примерно 50гр. Высота надува 4м. Крутизна подъема по ущелью 10 гр. Перед перевалом пологий участок. На перевал поднимаемся пешком , длина предперевального взлета 350м, крутизна 35гр. На перевале в 14ч. Сильно дует. Фотографируемся и спускаемся. Не спускаясь полностью с предперевального взлета, как только позволяет склон , начинаем забирать влево. Траверсируем восточные склоны г. Каскаснюнчорр без набора высоты. На склонах фирн, местами торосы.. Ветер в спину порывами. От ребра склона спускаемся в ущелье пер. Юж.Рисчорр. В условиях плохой видимости есть опасность срыва со склонов ущелья. В ущелье много надувов и сбросов. Выходим из ущелья в долину ручья с пер. Рисчорр и далее по своей лыжне возвращаемся в лагерь. В лагерь пришли в 17ч , температура -12гр. За день прошли 14 км ( в один конец). Ходовое время 5ч.

Шестой день
26.03.96
р.Каскаснюнйок - пер.Южн.Партомчорр - зап.отрог г.Сев.Лявочорр

Подъем в 8ч. Облачно, температура -8С. Выход из лагеря в 10ч. Выходим на русло р. Каскаснюнйок, движемся вверх вдоль по накатанной лыжне. Два перехода по 40мин до развилки на пер. Умбозерский и Юж. Партомчорр. Наш ручей северный . На перевал ведет свежая лыжня. Подъем осуществляем по руслу , через 1,5 км от отвилки долина разбивается на 2 русла. Подъем осуществляем по западному, т.к. он положе. Поднявшись на 80-90м , выходим на небольшое плато, где эти 2 русла соединяются. Отсюда двигаемся , траверсируя зап. берег ручья с набором высоты. За переход в 40 мин доходим до пер. Юж. Партомчорр. Видимость около 2 км, температура -5С, ветер порывистый. Проходим плато перевала и начинаем спуск с него, полого, 15-20 гр. До зоны леса по р. Лявойок дошли за 1 переход( 40 мин). Отсюда 1,5 км до дороги , пересекающей наш ручей. Нам на С, С-З по ней до оз. Гольцовое( Пайкуньявр). По дороге вдоль озера в С направлении 2,5 км до просеки , азимут 35гр. Отсюда берем азимут 75гр и через 500м выходим на небольшое озеро , на северном берегу которого не сразу находим пару сушин. На место пришли в 18ч 30мин. Прошли за день 25км. Ходовое время 7ч.

Седьмой день
27.03.96
Зап.отрог г.Сев.Лявочорр - сев. отроги Хибин

Подъем в 8ч. Погода облачная, температура -6гр, снег. Выход в 10ч20мин. По своей лыжне выходим на дорогу и двигаемся по ней в С-З, С направлении. Через 2 км доходим до развилки дорог. Идем на С-З. Но буранному следу, перейдя на зап. берег реки двигаемся по дороге вдоль сев. отрогов Хибин. За 3 перехода по 40 мин доходим до пересечения дороги с ручьем Манепахкуай. Здесь есть вода и дрова. Делаем горячий перекус . Еще через переход 3 км встаем на ночь. За день прошли 16 км. Ходовое время 4ч 20мин.

Восьмой день
28.03.96
выход на ст.Имандра

Подъем в 9ч . Выход в 11ч 30мин. Движение по дороге до ст. Имандра. На станцию пришли в 13ч 30мин. За день прошли 8км. Ходовое время 2ч. Электричка на Апатиты в 15ч 40мин.