рассвет
Автор: Леонид Смирнов

Кольский п-ов

клуб туристов ЛГУ

отчет о лыжном походе I к.с. по Кольскому п-ову, совершенном с 22 января по 2 февраля 1993 г.

рук. Чариков А.В.

Общие сведения

Первоначально группой был заявлен следующий маршрут: г. Апатиты - оз Куркьявр - г. Чуна-Тундра - оз. чунозеро - р. Чуна - р. Сылпуай - Нявка-Тундры - р.Нявка - р.Купись - оз.Вайкис - оз.Пагель - г.Мончегорск.

Как видно, маршрут большей частью должен был проходить по территории Лапландского государственного заповедника, ввиду непредвиденных обстоятельств, а именно того, что уже после первого ходового дня, пройденного по заявленному маршруту, группа была вывезена из заповедника, на месте был составлен следующий маршрут:

г.Оленегорск - оз.Кахозеро - оз.Медвежье - Медвежьи Тундры - горы севернее Медвежьих и Свинцовых Тундр - оз. Ниж. Воронье - оз. Ниж. Волчье - Тайбола-Тундры - Свинцовые Тундры - оз. Сухое - г. Оленегорск.

схема маршрута

• продолжительность маршрута: 10 дней.
  • протяженность: 127,5 км. х 1,2

По ряду причин noxoд был совершен неполной группой. Изначально основной задачей ставился траверс Чуна-Тундр. Из-за невозможности совершить поход в пределах заповедника была поставлена задача изучения малопосещаемых районов Свинцовых и медвежьих тундр.

Маршрут полукольцевой, с одной активной дневкой.

Район относительно несложный и легко доступный (близость населённых пунктов и путей сообщения), т.е. как раз то, что небесполезно иметь в виду в походах первой-второй категории сложности. А поскольку этот район вдобавок чаще всего обходится вниманием со стороны туристских групп, то его посещение может доставить массу удовольствия. Вообще, просматривается перспектива интересного похода, включающего в себя прохождение всего хребта Свинцовых тундр с заходом в Медвежьи, Волчьи и Тайбола-Тундры.

Состав группы

1. Чариков А.
  2. Азимов П.

график движения группы

день пути дата участок маршрута километраж ходовое время, ч. характер движения метеоусловия
1 24.01 Оленегорск - зап.склоны Медвежьих Тундр 10,5 4,7 на лыжах по льду и лесу. Везде снег Небольшой мороз.
2 25.01 днёвка. Рад. выход в Медв. тундры. 13 4,2 в лесу троопежка, вне зоны леса - заструги. небольшой мороз.
3 26.01 ю-з склоны Медв. Тундр - вост. склон г. Ровквун 12 3,8 выше зоны леса - наст, много камней ясно, -15 град.
4 27.01 подножье г. Ровквун - руч., впадающий в оз. Ниж. Воронье 13 5,5 5 лесу много снега, подлесок, буреломы. ясно, солнечно, небольшой мороз.
5 28.01 по ручью к вост. склону г.Кайдышвар. 13 3,3 вдоль руч. много снега, в нижнем течении есть пороги весь день пасмурно, но очень холодно.
6 29.01 по оз. Ниж. Волчьему к С-З склонам Туйбола-тундр. 12 3 гропёжка, много влажного снега, подлип Тепло, около нуля, пасмурно, идёт мелкий липкий снег.
7 30.01 переход через Туйбола-тундры 11 4,5 в лесу тропёжка, в тундре временами дует ветер небольшой мороз, переменная облачность
8 31.01 по оз.Инкис через озеро Кашкозеро к юго-западным склонам Свинцовых тундр. 11 4,5 на озёрах снег неглубокий, отличное скольжение, в лесу cнег до 20 см (лыжня) Очень слабый мороз, переменная облачность
9 01.02 переход, через Свинцовые тундры к озеру Сухому. 12 3 в тундре сильный ветер в спину, в лесу глубокий снег и подлип. Небольшой мороз, пасмурно. дует сильный ветер весь день.
10 02.02 оз. Сухое - оз.Кахозеро - г.Оленегорск. 12 4 На озёрах корка наста. Много заструг. Слабый мороз. Переменная облачность. Ветер не сильный.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Поскольку поход по составленному заново маршруту начался после того, как нас выпроводили из заповедника, то первый день - это 24 января, а не 22.01, как предполагалось. Два дня мы по понятным причинам потеряли.

День первый, 24.01.93.

Перед выходом на маршрут мы позавтракали в столовой на руднике, который находится прямо на берегу Кахозера. В 12. 30 мы наконец-то одели лыжи и вышли на лёд этого озера. На озере глубина лыжни около 5 см. Очень скверная видимость (примерно 50-70 м), поэтому приходится идти по азимуту. В лесу тропёжка 10-15 см. Температура около -10 градусов. Под рыхлым снегом в лесу лежит наст, при отсутствии которого мы проваливались бы значительно глубже. Наконец у края озера встречаем накатанную, видимо охотничью, лыжню и далее идём по ней. В 15.00 прошли мимо рыбацкой изушки на берегу Колозера. Сзади неё идёт заснюжные отроги Медвежьих тундр, и спустились с них к небольшому озерцу, разбили лагерь, значительная часть подъёма на южные отроги тундр проходит по лесу, где в основном берёзы. Подъём в целом не длинный. От избушки до высоты 349,3 - 1 час 13 минут ходу. От Медвежьего озера до этой высоты - 40 минут. К вечеру видимость улучшилась до 500 м, потеплело слегка. К ночи прояснилось, снова похолодало.

День второй, 25.01.93.

Вышли в 10.00. По вчерашней лыжне поднялись до границы зоны леса и повернули налево в сторону высшей точки Медвежьих тундр (439,2 м). От лагеря до нее всего 1,3 часа, вокруг видна вся панорама. Спуск вниз сначала довольно крутой (25-30 градусов), потом постепенно выполаживается. В лесу тропёжка порядка 15 см. Много звериных следов. Видели белых куропаток. Скорость в лесу 2 км/ч, в тундре 3 км/ч. С утра температура была 0 градусов, к вечеру спустилась до -10. Видимость хорошая. Облачность переменная.

День третий, 26.01.93.

С утра снова по нашей вчерашней лыкне выбираемся наверх и идем по безлесной зоне на северо-запад, траверсируя хребет, являющийся продолжением Свинцовых тундр. Снег наверху плотный, местами всречаются небольшие надувы и заструги, Много торчащих из-под снега камней. Идти легко, так как сколькение отличное. Скорость 2,5-3 км/ч, За прошедшую ночь нападало немного свежего снега. С утра было -10 градусов, к вечеру до -15. Весь день ясно, видимость отличная, много сухостоя. Ближе к ночи видели северное сияние.

День четвёртый, 27.01.93.

Вышли в 9.30, зная, что нам предстоит тяжёлый день: ведь в ближайшие два дня мы, в соответствии с нашим планом, кроме леса ничего не должны видеть. Так оно всё и получилось. В лесу много подлеска, состоящего в основном из низкорослой березки, местами также встречается поваленные деревья, идти из-за этого довольно-таки трудно. Глубина лыжни 10-15 см. Правда, под рыхлым снегом везде наст, который не дает проваливаться слишком глубоко. Температура с утра была -5 градусов, к вечеру понизилась до -10. Скорость движения по лесу 2-2,2 км/ч, весь день отличная видимость.

День пятый, 28.01.93.

Ночью и с утра шел снег. Вышли в 10.00 и продолжили движение вниз по ручью, на котором мы ночевали, в сторону оз. Ниж. Вороньего. Условия движения в обшем те же, что и накануне: глубокий снег, подлесок. С утра было -5 градусов, видимость несколько километров, в середине дня температура значительно понизилась; до -20, время от времени проглядывало солнце. Но к вечеру снова потеплело до -5 и стало пасмурно. Незадолго перед впадением в оз. Ниж. воронье, ручей, по которому мы шли, впадает в протоку, соединяющую озера ламбина и Ниж. воронье, эта протока незамёрзшая и имеет много порогов, при желании ее можно пересечь по камням, но нам это не очень то нужно, и мы движемся орографически левым её берегом. После оз. Ниж. Вороньего идет ещё одна протока, впадающая в систему Ольче - Куцколь - Кашкозеро - Мончеозеро, она тоже порожиста и идем мы также левым берегом, вскоре пересекаем дорогу, ведущую в лесоучасток Куцколь. дорогой пользуются в течение всего года и по ней ездят трактора и лесовозы, лагерь стали разбивать в 17.00.

День шестой, 29.01.93.

Ночью шёл снег. С утра пасмурно, около С градусов Цельсия, видимость всего 300-400 метров, вокруг влажно, снег тоже влажный. И с неба все время сыплет мелкий, липкий снег. Идём по льду оз. Ниж. Волчьего. По правую руку находится хребет Волчьих тундр, в створе видны Туйбола-тундры, но всё видно сквозь чачу, потому что видимость хоть и возросла к 15.00 до 1,5 км, но всё равно это даёт очень бедный обзор. Временами дует ветер. Глубина лыжни в лесу 15 см, на озёрах 5 см. Часам к 17.00 температура немного понизилась, а к ночи снова около 0 градусов. Весь день пасмурно и мокро. Погода дрянная. Заночевали под склонами Туйбола-тундр.

День седьмой, 30.01.93.

Выходим в 10.00. Поднимаемся наверх. В лесу глубина лыжни 15 см. Через 1,5 часа после выхода достигаем перевала в Туйбола-тундрах между высотами 499,5 и 466,5. Перевал едва выходит из зоны леса. Видимость отличная, всё видно, временами наверху дует ветер. Скольжение хорошее. С утра температура -3 - -5 градусов, переменная облачность, К вечеру вовсе прояснилось. Спуск с перевала недлинный, по лесу. К 16.00 достигаем места лагеря.

День восьмой, 31.01.93.

Ночью дул ветер со снегом. Нашу вчерашнюю лыжню замело. С утра тоже дует. Пасмурно, видимость хорошая - видно до нескольких километров. Температура -1 - -3 градуса. В лесу слегка подлипает снег, на озере же скольжение отличное. Снег не идет, движемся по озёрам и соединяющим их протокам. С озера Инкис впереди по ходу движения уже видны Свинцовые тундры, до них отсюда километров 10. Снег на озёрах неглубокий. К 15.00 температура слегка понизилась, выглянуло солнце, стало постепенно проясняться, и лесу под склонами Свинцовых тундр глубина лыжни около 20 см. На противоположном по ходу движения берегу Кашкозера опять пересекли дорогу, ведущую в Куцколь, с которой мы уже встречались за три дня до этого, встали лагерем прямо на склоне Свинцовых тундр, дров много. Вечером ясно. Очень красивый закат, видна Венера. В 18.00 и позже очень красивые северные сияния. Довольно сильно светит Луна.

День девятый, 1.02.93.

С утра пасмурно, но видимость хорошая, временами дует ветер, температура около -3 градусов Цельсия. Начинаем подъём на Свинцовые тундры. С утра скольжение хорошее, подлипа нет. Подъём довольно лёгкий, много времени не занимает. Через 40 минут после выхода достигаем границы зоны леса. Наверху очень сильный ветер, преимущественно в спину. Часов в 15.00 начался подлип. В безлесной зоне налипает относительно немного, но в лесу - до 10 см, а то и больше. В лесу глубина лыжни около 15 см. Идти очень тяжело. В лесу много развалов камней, поваленных деревьев. Плюс ко всему еще довольно-таки пересечённый рельеф и местами подлесок. Выйдя к 17.30 на берег оз. Сухого, увидели отсветы в небе от города Оленегорска. К вечеру ветер усилился, к нему добавился сначала мокрый снег, потом дождь. Началось нечто вроде бурана, ветер очень сильный, дул почти всю ночь.

День десятый, 2.02.93.

С утра погода сравнительно неплохая, гораздо лучше, чем можно было ожидать. Ветра почти нет, температура около -1 - -2 градуса. Видимость хорошая, до нескольких километров. Но прошедший ночью буран поломал много деревьев, причём даже таких, которые имели в диаметре до 10-15 см. Начинаем двигаться по льду озёр в сторону Оленегорска. В лесу и на озерах образовалась корочка наста и прибрежных частях озер и на льду, то есть на более открытых местах, этот наст местами трудно проколоть лыжной палкой. На льду, кроме того, много заструг, па лыжах, особенно без подрезов, идти очень хреново. В лесу под настом лежит рыхлый зернистый снег, глубина лыжни здесь 20 см. Весь день переменная облачность, дует несильный ветер. На льду озёр тоже валяется много сломанных бураном веток и деревцов. На рудник в Оленегорске пришли в 16.45.

ВЫВОДЫ, ИТОГИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Группа прошла маршрут безаварийно, в установленные контрольные сгоки. Единственное, что не соответствовало тому, что было написано в маршрутной книжке, это район путешествия. Но, как мы уже упоминали, изменить нам его пришлось не по своей воле. Вообще, как нам объяснили в заповеднике, сейчас уже нет такой возможности, как раньше, получить разрешение на прохождение данного угодья. Поэтому все попытки получить такое разрешение у тамошних властей, скорее всего окончатся крахом. Мы же сами, идя в заповедник, даже не пытались предварительно что-либо выяснить или о чём-нибудь договориться. Поэтому все так и произошло.

В остальном же поход прошёл в соответствии с заявкой. Снаряжение соответствовало сложности похода и необходимым требованиям безопасности.

На что хотелось бы обратить внимание, так это на недостаток свечей (6 штук). Кроме того, много сил и времени отнимала костровая яма. Рекомендуется обязательно брать костровую сетку. Из ремнабора использовались щёчки, проволока, капроновые веревочки.

Из аптечки использовались драже "Ундевит", жаропонижающее, болеутоляющее (анальгин).

видимо, из года в год, через озера Медвежье и Сухое прокладывается "буранка", которой постоянно пользуются охотники, рыбаки, лесники или ещё кто-то в этом роде. Это можно иметь в виду в случае непредвиденных обстоятельств. Помимо этого, в районе нашего похода, как мы выяснили, имеется много избушек, оборудованных печками. Но избушки бывает трудно найти.

Было бы интересно совершить поход в район, расположенный еще севернее данного, в окрестности Веже-тундр.