На перевале к северу от Пайера

Верхне-Ангарский хребет

МОСКОВСКИЙ   ГОРОДСКОЙ   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ   ТУРКЛУБ

ОТЧЕТ

О  ЛЫЖНОМ  ПОХОДЕ 5 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО  СЕВЕРНОМУ  ЗАБАЙКАЛЬЮ

( ВЕРХНЕ - АНГАРСКИЙ  ХРЕБЕТ )

проведённом с  27 февраля по 17 марта1998 г

Маршрутная  книжка  № 1 / 2 - 502

Руководитель:  Васильев  Михаил  Юрьевич

117602  Москва ул. акад. Анохина  12 - 2 - 35

телефон:  430 - 46 - 22

1.  В  В  Е  Д  Е  Н  И  Е

1.1.  Справочные  сведения о маршруте

Поход организован МГЦТК в рамках УТП московской городской школы высшей туристской подготовки по лыжному туризму 1997-98 гг.

Категория сложности:  пятая

Район: Верхне-Ангарский хребет (Северное Забайкалье)

Сроки проведения:  с 27 февраля по 17 марта 1998 года

Продолжительность: 19 дней (114,5 ходовых часов)

Количество участников:  шесть

Пройденный маршрут:

1207 км БАМа - р. Агней - пер. Агней - р. Асикта - база №1 - р. Асикта - верховья левого притока Асикты - база №2 - радиально: пер. Мартовский ( 1Б ),  пер. Левый Литбамстрой (1А*),  г. 2605 - по новым картам 2460 (1Б ) - р. Асикта - база №1 - разведка пер. Алмаз - база №1 - радиально пер. Дружба (2А) - база №1 - пер. Алмаз (1Б*) - сквозное прохождение каньона западного истока Анамакита-Ангарского (2Б) - каньон восточного истока Анамакита-Ангарского - пер.Анамакит - истоки р. Анамакит Мамский - пер. Трех (1Б) - переход на аварийный вариант: р. Правая Мама - пер. Иннамакит - р. Иннамакит - вертолёт - пос. Нижнеангарск - гор. Северобайкальск.

Протяженность активной части ( к = 1.2 ):     205 км + 90 км радиально

(в зачет - 250 км)

Всего препятствий:  9 ( перевалы - 7; вершины - 1, коньоны - 1 )

Определяющих препятствий:  7, из них

а) перевалы  - 5 (1А* - 1;   1Б-1Б* - 3;   2А - 1)

б) каньоны    - 1 (эквивалентен перевалу  2Б)

в) вершины   - 1 (1Б)

Перепад высот  (суммарный):  18277 м (+ 9117 м;  - 9160  м).

1.4.  Состав группы

1961

2 разряд

завхоз

1.3. Транспортные возможности района.

Добраться к началу маршрута и вернуться обратно можно на поезде по БАМу (см. Приложение  ), где в крупных посёлках Кичера и Новый Уоян останавливаются все поезда. А на мелких полустанках расположенных через 7 - 10 км останавливается только местный поезд Новый Уоян - Северобайкальск (1 раз в сутки). Рядом с железной дорогой проходит хорошее шоссе.

1.4. Планирование маршрута.

Район Верхне-Ангарского хребта хорошо освоен туристами, но по сравнению с пешеходами у лыжников здесь еще имеются не только не пройденные перевалы и вершины, но и целые "белые пятна". Задача нашего маршрута - собрать информацию о возможности проведения маршрутов по "белым пятнам" в зимних условиях. В первую очередь нас интересовал район расположенный между верховьями Левой и Правой Мамы.

Наиболее оптимальным было построить маршрут по линейно-кольцевой схеме. От трассы БАМа через простой перевал Агней выйти в верховья Асикты(3 дня). Отсюда пройти кольцо: база - верховья левого притока Асикты - разведка возможности выхода в долину Колдаса через перевалы Литбамстрой или Мартовский - восхождение на гору 2605 - переход в верховья Колдаса и спуск по нему до Левой Мамы - знакомство с Мамским каньоном -подъём по Огдынде - Маскит с последующим возвращением в долину Асикты через перевал Дружба (8 дней). На этом участке наиболее полной была информация о прохождении литовцами (рук. Новицкас) перевала Дружба (2А). Зимой на перевал Литбамстрой со стороны Колдаса поднимались эстонцы (рук. Тюрк), оценив его как 1Б, но у них не было ни слова сказано о характере восточного склона. Группа Новицкаса впервые совершила радиальный подъём на перевал Мартовский по восточному склону, дав очень скупое описание подъёма и сказав, что "спуск простой". Зимой восхождение на г. 2605 не совершалось. Кроме перечисленных перевалов была информация эстонцев (рук. Каасик и Тюрк) о перевале Динамо (2А), но его восточный склон сразу был оценён как лавиноопасный. Затем мы планировали через перевал Алмаз (1Б) выйти в верховья западного истока Анамакита Мамского и совершить полное первопрохождение его грандиозного каньона - зимой перевал и нижнюю часть каньона проходила группа Тюрка. (2 дня). При необходимости после каньона легко и быстро можно было выйти к трассе БАМа. При благоприятной ситуации мы должны были выйти в верховья Анамакита Мамского и оценить возможность прохождения перевалов в верховья Правой Мамы (2 дня). Перейти на Правую Маму, через перевал Немнянда выйти к Верхней Ангаре и завершить маршрут в посёлке Новый Уоян (5 дней). Перевалы Трёх (из верховьев Анамакита-Мамского на Правую Маму) и Немнянда проходились только летом. Весь маршрут протяженностью около 300 км планировалось пройти за 20 дней с 1 дневкой. Мы ясно представляли, что полностью маршрут может быть пройден только при благоприятных условиях, поэтому подготовили много запасных вариантов на случай плохих погодных условий или повышенной лавинной опасности. Наши предположения подтвердились и пришлось вносить существенные корректировки в сторону сокращения маршрута.

2.Техническое описание маршрута.

2.1. Этап 1. Подход к основному базовому лагерю: Северобайкальск -          1207 км БАМа - р. Агней - пер. Агней (2070 м, н/к) - р. Асикта - устье ручья Алмаз, основной базовый лагерь ( 3,5 дня: 20 часов, 45 км).

1 день (27 февраля). В 7.00 выехали из Северобайкальска на местном поезде и в 9.50 выгрузились за мостом на левом берегу реки Агней (1207 км), не доехав 4 км до разъезда Огдында. Возможность такой незапланированной остановки была получена благодаря договорённости с местным железнодорожным начальством. Справа от насыпи проходит асфальтированное шоссе. Слева от дороги тянется равнинный участок, слегка всхолмлённый и покрытый лесом. За ним в 10 - 12 км встаёт Верхне-Ангарский хребет. Хорошо видно ущелье Агнея, с темными острыми скалками на левом берегу. Легкая облачность, -4С. Спускаемся к широкому, каменистому руслу Агнея и движемся вверх по реке к горам. Очень тяжёлое тропление в рыхлом глубоком снегу (глубина лыжни 30 - 40 см). Русло реки петляет между увалов, характер снега не меняется. Узкая полоса лиственничного леса тянется вдоль берегов, дров мало. На первый ночлег встали 17.30 (Н = 900 м). Воды нет. Погода почти не меняется, -6С. За 5 ходовых часов прошли  9 км.

2 день (28 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.00. Легкая облачность, -12С. Характер снега не меняется. К 12 часам были на уровне характерных скал - останцев левого берега, которые были видны ещё от моста. В русле уже местами видна вода. Постепенно втягиваемся в ущелье Агнея. Обед в 13 часов (Н=1120 м). Здесь дров достаточно, хотя лес тянется узкой полосой вдоль реки. По  прежнему легкая облачность, но теплее: -8С. К 17.30 подошли к устью последнего правого притока. Ночлег на террасе правого берега, дров мало. Облачность усиливается, слабый снег, небольшие порывы северного ветра, -8С. За 6 ходовых часов прошли  11 км.

3 день (1 марта). Весна!  Подъемв 6.30 - выход в 8.30, ясно, -18С. Выше по течению сразу началась наледь - процарапались пешком не одевая кошек. Длина наледи 800 м, узкое русло, камни. Ближе к границе леса идти стало легче - меньше снега. У слияния истоков Агнея были в 12.00, здесь  последние кустарники (Н=1570 м). Легкая облачность, -8С. Обедаем перед крутой голой наледью, спускающейся от перевала Агней. Преодолевать наледь приходится в кошках. Далее идём по широкой, ступенчатой долине западного истока Агнея, которая заканчивается широким понижением в хребте - это и есть перевал Агней. Поднимаемся по крутому руслу, которое петляет между моренных холмов и наконец выводит нас к озеру (1870 м), за которым начинается перевальный взлёт. Через 3.5 часа после выхода с обеденного привала уже вылезаем на перевальное плато (поднимались лесенкой по центральной части перевального взлёта). Ушли около 500 м вправо и решили здесь заночевать. Альтиметр показывает 2070 м. Ясно, -20С. За 6 ходовых часов прошли 12 км.

4 день (2 марта). Подъём в 7.00 - выход в 9.00, Облачно, -15С. На лыжах хорошо скатились к Асикте, сбросив 300 м высоты. Долина широкая прямая и пологая. Зона кустарников начинается не доходя 2 км до устья левого притока берущего начало под перевалами Динамо и Дружба, местами голые наледи. На одной из наледей Дима неудачно упал и сильно ободрал руку. От устья левого притока начинается лес. На русле местами промоины. Немного не дошли до устья правого притока Асикты текущего от перевала Алмаз. Условно называем его ручьём Надежды - есть такой перевал в его среднем течении, через который можно выйти к центральному истоку Агнея. Здесь закончился первый этап маршрута и будет база № 1( Н=1300 м). Закопали заброску и пообедали. Пасмурно, слабый снег, -10С. За 3 ходовых часов прошли 13   км.

Выводы по Этапу 1: Из-за тяжелого снега в долине Агнея потеряли полдня. Всего за 3,5 дня ( 20 ходовых часов) прошли 45 км, преодолев 1 простой перевал, суммарный перепад высот: +1140м, - 770м.

2.3. Этап 2. Западное кольцо: база №1 - р. Асикта - верховья левого притока Асикты - база №2 - радиально: пер. Мартовский (1Б),  пер. Левый Литбамстрой (1А*),  г. 2605 (1Б ) - р. Асикта - база №1  ( 4 дня: 21,5  час, 64  км).

4 день ( продолжение).  В 15.50 продолжили маршрут. Теперь наш путь лежал вниз по Асикте к устью её следующего левого притока. Тропя лыжню быстро идем по руслу. Долина нужного нам притока хорошо просматривается. Примерно в 1 км перед устьем началась большая мокрая наледь. Вышли на берег поросший редкими деревьями, немного поднялись от русла Асиикты и в 17.50 встали на ночлег (Н = 1160 м). Протропили серпантином лыжню по правому склону  долины распадка. Ясно, -10С. От базы за 2 ходовых часа прошли  6 км.

5 день (3 марта). Подъём в 6.50 - выход в 9.50. Сплошная облачность, туман слабый снег, -8С. поднялись По подготовленной вчера лыжне поднялись на террасу правого берега притока набрав 70 м. На склоне стланик, засыпанный рыхлым, глубоким снегом. Сверху видно, что узкое русло в устьевой части притока (~ 1 км) завалено деревьями, камнями и глубоким снегом. Туман постепенно рассеивается и начинают просматриваться верховья притока: долина прямая и узкая, ближе к верховьям расширяется, много распадков с цирками, в средней части два островка елового леса. Траверсируя крутой правый склон спустились на русло  (ширина 6 - 8 м) почти не потеряв высоты. Двигаясь по левому берегу (глубина лыжни 40 см) к 12.50 подошли к границе леса (как нам казалось), где разбили лагерь (Н = 1520 м). После обеда в 14.20 вышли на разведку подходов к перевалу Литбамстрой и вершине 2605 м (на новых картах её высота 2460 м). Через 500 м от лагеря на русле мокрая наледь и видно, что  в низине на правом берегу имеется ещё один островок редколесья (Н = 1580 м). Поднялись на увал правого берега откуда рассмотрели верховья этого притока Асикты. Основной исток берет начало в плохо просматриваемом северо-западном цирке. Прямо по оси долину замыкают три остроконечных вершинки. Подход к ним перекрывает мощный увал - "подводная лодка", рубка которой расположена против цирка перевала Мартовский. Южнее третьей вершины просматривается цирк Литбамстроя, а ещё левее массив горы 2605. С увала спустились к озеру, от которого на лыжах поднимались по правому (по ходу) склону взлёта к цирку Литбамстроя (плотный наст и крутовато). Теперь всё хорошо видно(от лагеря шли 2 часа, Н = 1900 м): восточный склон перевала Литбамстрой имеет крутизну 30-40 град., перепад высот 300-350 м, склон перегружен снегом, видны снежные оползни, чтобы подойти к склону нужно ещё спуститься на 20 м; в левой (по ходу) части цирка виден хороший путь подъёма по малоснежному контрфорсу на обширное предвершинное плато г. 2605. Считаем летний вариант прохождения восточного склона перевала Литбамстрой очень лавиноопасным. Завтра вместе с группой Рождественского планируем разведку перевала Мартовский, а литовцы будут подниматься на г. 2605. Возвращаемся в лагерь, легкая облачность, -8С.

6 день (4 марта).  Подъём в 7.10 - выход в 8.50. Ясно, -12С. Идем вместе с иркутянами к перевалу Мартовский. Долина поворачивает на северо-запад. От "рубки подводной лодки" перпендикулярно отходит увал, образующий правый берег истока ручья. Серпантином поднялись к понижению в месте стыка увала и "рубки" (Н = 1980 м, на часах 11.30). Там широкая площадка, за которой находится котловина, западный склон которой образует упиравшийся в подножие вершины крутой (до 40 град.) заснеженный ригель -  "нос подводной лодки". Правее ригеля на склоне следы двух лавин. Предвершинный цирк перевала Мартовский находится за указанным ригелем. Ясно, что путь в подъёма в северо-западной части ригеля (где поднималась группа Новицкаса ) очень лавиноопасен. Остаётся подъём по склону  "рубки" справа от площадки где мы стоим. Поднялись в кошках по снежно-скальному ригеля (снег, наст, крутизна 30 -35 град., перепад высот 120 м). Гребень ригеля полого спускается к в цирк, за которым начинается заснеженный взлёт (около 20 град.) к явному понижению в хребте. Перевал Мартовский (2170 м, зимой  1Б) соединяет средние течения Асикты и Колдаса, ориентировка склонов восток - запад,. Ширина седловины 10 - 15 м, длина около 60 м,  из снега торчат камни. Западный склон снежно-осыпной, крутизна около 40 град., перепад высот 250 - 300 м, ниже виден крутой ригель. На небе появились перистые облака, -4С. Выйти с востока к Мартовскому можно и обойдя "подводную лодку" с юга. Но путь в верхний цирк преграждает снежно-скальный ригель высотой 50 - 60 м и крутизной до 40 град. Обратный путь занял 2 часа. Завтра собираемся подняться на вершину 2605. Литовцы были сегодня на вершине - очень понравилось. Они нашли удобную седловину южнее перевала Литбамстрой, откуда можно спуститься в верховья Колдаса. Подстрахуем их при спуске. К вечеру сильный северо-западный ветер очистил всё небо, но похолодало -20С. За  5 ходовых часов прошли 15 км.

7 день (5 марта). Подъём в 7.30 - выход в 8.50. Ясно, -22С. В 10.20 были под  Литбамстроем у контрфорса ведущего на плато под вершиной (Н = 1880 м). В кошках поднялись по левой части контрфорса на плато (Н = 2100 м), пройдя по   снежно-фирновому склону крутизной до 30 град. Плато напоминает слегка наклонённое футбольное поле (~60 х 100 м). С него поднялись к первому понижению левее вершинки в основном гребне. На узкой седловине длиной 12 - 15 м были в 11.20. Путь к седловине Литбамстроя по гребню не целесообразен -  жандармы и надувы. Сложили тур. Литовцы назвали перевал Южный (Левый) Литбамстрой (2170, 1Б* зимой). Хорошо видна безлесная в верховьях долина Колдаса и озеро под склоном. Западный склон перевала снежно-осыпной, крутизна до 40 град. В 80 -100 м ниже седловины широкая площадка, слева от которой начинается кулуар. Литовцы от седла навесили веревку 50 м, а затем спускались с самостраховкой до площадки. Путь по кулуару им не понравился и они пошли правее площадки, навесив ещё 40 м перил. Первый из литовцев был на озере через 40 минут после начала спуска с перевала. Будем ждать их 9 марта   на перевале Дружба. Спустились на плато и продолжили путь на вершину 2605. Заснеженное плато выводит на седловину (Н = 2300 м), справа от которой вершинка Узловая, а слева снежно-осыпной склон крутизной 25 - 35 град. ведет на вершину. Сильные порывы северного ветра. На горе были в 12.40, альтиметр показывает 2515 м, что почти совпадает с высотой (2463 м) указанной на последних картах топосъёмки 1984  года. Сложность вершины - 1Б. Отличная видимость, -12С. Красивые скальные массивы на западе и юго-западе. Спуск к лагерю по пути подъёма занял 1,5 часа. Принимаем решение отменить кольцо по долинам Колдаса и Огдынды, а вместо него провести разведку перевала Алмаз и подстраховать литовцев при спуске с перевала Дружба, т.к. нет уверенности когда группа железногорцев доберётся к этому перевалу. Ясно, -20С. За  6 ходовых часов прошли 15 км.

8 день (6 марта). Подъём в 7.30 - выход в 9.30. Ясно, тихо, -15С.За 1 час 10 мин. спустились к Асикте и в 12.40 были у верхней кромки леса на левом берегу ручья Надежды, в 400 м от устья, не дойдя 500 м до заброски (Н = 1260 м). Ясно, -8С. Перенесли сюда заброску и разбили лагерь. Хорошо слышен звук мощного потока, но он надежно укрыт льдом и снегом. За 2,5 ходовых часа прошли  12 км. На этом закончился второй этап  нашего маршрута.

Выводы по Этапу 2: нам удалось подняться на вершину 2605 и найти безопасный путь подъёма на восточный склон перевала Мартовский. Отказ от  прохождения западного кольца диктовался необходимостью определения дальнейшего пути продолжения маршрута.

2.3. Этап  3. Разведка перевала Алмаз и юго-западной седловины, радиальный выход к перевалу Дружба  (3,5  дня: 22 часа, 73  км).

8 день (продолжение).

Провели небольшую разведку (вышли в 15.30.), поднявшись в висячую долину ручья Надежды. Ручей врывается в долину Асикты прорезав в склоне каньон, который обходится по террасе правого берега (на левом берегу крутые сбросы, террасы нет). Ниже каньона ручей распадается на несколько рукавов, берега которых покрыты густым кустарником. Пришлось спускаться к Асикте и пройти вниз по течению 200 м, а затем через лес выходить к подъёму в висячую долину - широкий склон крутизной 15 - 25 град., в верхней части плотный наст. Поднялись до входа в висячую долину (Н = 1380 м), впечатляюще смотрится массив выше устья ручья текущего от перевалов Динамо и Дружба. Ясно, что при планировании движения по долине ручья Надежды, лагерь удобно ставить ниже устья на правом берегу Асикты сокращается путь, хороший лес и можно добыть воду. В лагерь вернулись в 18.30. Ясно, западный ветер, - 6С. За  2  ходовых часа прошли 8 км.

9 день (7 марта). Подъём в 7.00 - выход в 9.00, ясно, - 9С. В висячую долину  поднимались 1 час. Затем ещё 1 час шли до устья левого притока (Н = 1550 м), вытекающего из-под перевала Надежда - долина прямая, на склоне ивняк, стланик и камни, наст чередуется с перекристализованным  снегом.  За устьем притока массив с остроконечной вершиной. Сзади отлично видны южные склоны г. 2605. Вышли на русло ручья,  которое петляя между моренных валов, огибает эту вершинку. По кулуарам  правого (орограф.)  склона сошло несколько приличных лавин! Выше долина расширяется. Слева котловина (летом там озеро). В верховьях ручья красивая вершина, склоны которой изрезаны кулуарами. Левее вершины гребень хребта понижается, переходя в распадок с двумя цирками, вход в который перегорожен бугром. Спустились в котловину (от левого притока шли ещё 1 час), где решили поставить палатку (Н =1780 м) и после обеда провести разведку перевала Алмаз. Ясно, - 8С.  После обеда поднялись в распадок, обогнув бугор справа - плотный снег, крутизна 20-30 град., перепад около 30 м. Прямо за бугром небольшой распадок. Чтобы выйти к Алмазу нужно подниматься по руслу ручейка, который уходит влево, и огибая отрог выводит к распадку,  в верховьях которого и расположен Алмаз. Мы решили попробовать подняться по склону первого распадка и попробовать оттуда выйти на седловину Алмаза. Поднявшись на отрог увидели, что для выхода на седловину необходимо пройти траверсом около 400 м по зафирнованному склону крутизной 25-35 град., а путь по ручью намного проще. Времени для подъёма на седловину уже не хватало и мы вернулись к палатке, решив, что утро вечера мудренее. Поздравили Сашу Устинова, которому сегодня исполнилось 26 лет ! Вечером легкая облачность, - 15С. Солнце на закате красиво  освещало верховья ручья Надежды. За  5 ходовых часа прошли 17 км.

10 день (8 марта). Подъем в 7.00- выход в 8.50. Лёгкая облачность,-15 С. Поднялись на бугор и по руслу ручейка вышли в распадок ведущий к перевалу Алмаз - прямая долинка плавно поднимается к широкому понижению в хребте. На левом (по ходу) склоне следы лотковых лавин. В 10.30 были под взлётом (Н = 2030 м), а в 11.00 уже поднялись на седловину (Н = 2200 м). Крутизна подъёма 20-300, в верхней части плотный наст - удобнее идти в кошках. Седловина перевала широкая, камни обрамляют её слева и справа. На камне тур. Сняли записку  группы УрГПУ из Свердловска от 05.02.96 г. (рук. Казанцев). С перевала открывается вид на большой цирк и верховья западного истока Анамакита Ангарского. Спуск просматривается плохо, но вроде наиболее удобное место в районе рядом с туром - за камень на котором он стоит можно закрепить верёвку. Спуск к нашей палатке по пути подъёма. Вторая часть группы провела разведку седловины, лежащей левее вершины (к юго-западу от перевала Алмаз) в верховьях основного ручья. Подъём занял 3 часа и проходил вначале по присыпанной снегом осыпи, а в верхней части по фирну и лёгким скалам, крутизна склона 35-450. Седловина широкая. Спуск плохо просматривается. Собрали вещи и в 14.00 пошли на базу № 1, где и были в 15.30. Отметили 8 марта вместе с тремя группами туриады: Марьясова, Семилета и Рождественского. Тихо, ясно, - 14С. За 8 ходовых часов прошли  26  км.

11 день (9 марта). Подъём в 7.30 - выход в 8.40. Ясно, - 16С. Быстро вышли к покрытому наледью  устью левого притока Асикты, в верховьях которого расположен перевал Дружба. Вначале шли по руслу, а затем по увалам левого (орогр.) берега. В районе притока берущего начало под перевалом Динамо дно долины стало расширилось и стало более пологим. Поверх плотного наста 10-15 см снега. Видно, что далеко впереди она поворачивает по ходу налево, а перед поворотом, справа в висячей долине, просматривается широкий распадок перевала Надежда. У начала подъёма были через 3 часа после выхода из лагеря, набрав за это время 520 м высоты (в лагере Н = 1260 м). Дальнейший путь к верховья  ручья перекрыт моренным валом. Подъём в висячую долину  на лыжах лесенкой по крутому слегка зафирнованному склону. Здесь встретили отдыхающих после спуска с перевала Дружба литовцев. В висячей долине Н = 1910 м. Это скорее не долина, а обширный цирк, в средней части которого заснеженный склон ведет к широкой седловине перевала Дружба (2220 м, 2А). Подъём в кошках по линии падения воды по следам пробитыми на спуске железногорцами и литовцами. Перепад высот 250 м, крутизна 40-450. Первый поднялся с самостраховкой ледорубом и повесил от седла 50 м перил. Если бы мы не шли по уже пробитым следам, то я бы повесил ещё одну веревку (при спуске в нашу сторону - обязательно!). Перевал - узкая, длинная, скально-осыпная перемычка заметённая твёрдым снегом. Стоит тур. По всей перемычке на северо-восток свисают небольшие карнизы. Спуск к Огдынде-Москит несколько короче подъёма, крутизна 35-400.  Возвращались в лагерь 2,5 часа по своему пути, но катиться вниз было очень приятно. За 7 ходовых часов прошли  22 км.

Выводы по этапу 3. Запланированный график выдержан. Проверена возможность прохождения перевала Алмаз, просмотрен более сложный вариант его прохождения через юго-западную седловину (она сложнее и лавиноопаснее традиционного варианта), совершен радиальный выход на перевал Дружба.

2.4. Этап  4. Переход из долины Асикты к верховьям Дылымдыка: река Асикта - ручей Надежды - перевал Алмаз (1Б*) - каньон западного истока Анамакита Ангарского (2Б) - восточный исток Анамакита Ангарского - перевал Анамакит - граница леса в долине Дылымдыка - разведка западного склона перевала Трёх ( 3,5  дня: 33 часа, 70 км).

12 день (10 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.10. Облачность, - 10С. По знакомой дороге, без приключений, к 12 часам доходим к месту нашего ночлега в верховьях ручья Надежды. Небольшая облачность, лёгкий южный ветерок, - 6С. Здесь обедаем и в 14.15 продолжаем движение. Перед перевальным взлётом одели кошки. В 17 часов мы на седловине перевала Алмаз (2200 м, зимой 1Б*). Погода хорошая, поэтому оставляем записку и принимаем решение - спускаться! Спуск начали в 20 м левее тура. Веревку закрепили через петлю за камень. Повесили 40 м перилл до камней, крутизна на этом участке 35-400,, местами наст. Затем левее камней повесили ещё 40 м перилл, крутизна на этом участке 40-500. Ниже склон выполаживается до 30-350, здесь шли с самостраховкой лыжными палками до пологого участка, проваливаясь местами по колено. От седловины перевала сбросили 140 м. Отсюда на лыжах скатились до обширной ровной площадки, сбросив ещё 100 м. Далее следует небольшой спуск к озеру, но это оставим на завтра. На часах 19.20 - пора ставить лагерь, Н = 1960 м. Ясно и тихо, - 12 С. Сегодня за 7,5 ходовых часов прошли  17 км.

13 день (11марта). Сквозь облака проглядывают кусочки неба, - 10 С, подъём в 7.30 - выход в 9.10. Видимость не очень хорошая, но видно, что:

а) мы спускались с перевала Алмаз оптимальным путём;

б)склоны разведанной  седловины к юго-.западу  от перевала Алмаз значительно круче и лавиноопасны;

в) к северо-востоку от Алмаза расположена перспективная седловина выводящая на приток Асикты ниже ручья Надежды.

Видим, что группа литовцев завершает спуск с Алмаза (они ночевали под западным склоном) и встаем на лыжи. Спускаемся к озеру, затем, придерживаясь русла вытекающего из него ручья, через моренные валы целый час скатывались  по крутым зафирнованным склонам в основную долину западного истока Анамакита Ангарского (Н = 1720 м). Долина широкая и пологая, на русле глубокое тропление. Верховья долины представляют собой обширный цирк. Волнами наползают полосы тумана. По берегам появился небольшой кустарник. В 11.30 подошли к началу каньона (Н = 1520 м) - наледь уходит в скальные ворота. Туман немного растягивается и временами видно всю долину западного истока: последний левый приток впадающий под крутыми скалами и запомнившийся мне по августу 1976 года "капитанский мостик" - выступающий высокий уступ вблизи устья на правом берегу. Одеваем кошки и продолжаем движение. Каньон встречает нас двумя ледяными ступенями (Н = 2,5-3 м). Через 200 метров сухая ледяная дорога обрывается ледопадом высотой около 30 метров и крутизной 70-800. Достаём всё имеющееся горное снаряжение. Закрепляем верёвку на двух ледобурах и выпускаем разведчика просмотреть спуск. Он определяет, что удобнее спускаться прижимаясь к левой части ледопада - внизу небольшая ступенька. От 50-и метровой верёвки внизу остаётся около 7 метров. Лыжи и рюкзаки решаем спускать отдельно. Последний идёт Дима, он выворачивает основные ледобуры и спускается на самосбросе. На прохождение первого ледопада затратили 1,5 часа. Ниже следует небольшая ступенька и сброс (Н = 8-10 м). После сброса быстро обедаем, пасмурно, сыпет мелкий снежок - 4 С. Через 300 метров ещё ледопад (Н = 17-20 м). Перед ним участок около 30 метров с водой поверх льда, глубина воды 20-25 см. К счастью, перед сбросом были 2-3 метра сухого льда, где можно завернуть ледобуры. Передовая двойка уже навесила верёвку. Этот ледопад можно проходить двумя путями: а) навесив верёвку по линии падения воды, б) по верёвке спуститься  на 5 метров в правой части ледопада и дальше ногами по полочкам правого берега. Мы выбрали первый вариант, но спускались уже с полным грузом. После того как спустился первый участник, по ледопаду заструился приличный ручеёк. Внизу, между скалой и ледопадом расположен изумительный синий грот. Продолжаем путь. Стены каньона растут, достигая высоты 6-80 метров, крутизна русла  немного увеличилась и оно стало сильнее петлять. После устья левого притока прошли ещё 2 ледопада (16 и 14 м соответственно), крутизна их 45- 700. Первый прошли в 19.20 ( пасмурно, слабый снег,  - 8 С), а второй в 20.30. Когда проходили последний сверху налетели сильные порывы ветра со снегом. Стены левого берега очень крутые и высокие, но чувствуется, что каньон закончился - русло выположилось   и расширилось, правый склон стал отходить в сторону. Наледь на русле тоже закончилась, но идем проваливаясь в снегу, так как кошки на ногах превратились в комки льда. Наконец дошли почти до слияния истоков Анамакита Ангарского. Снег закончился и  небо немного расчистилось. На правом берегу хорошие кедры. На часах 21.20. Разжигаем костёр и сдираем кошки. По высотомеру Н = 1020 м. Нам вместе с литовцами удалось первыми пройти полностью этот красивый каньон - спасибо Бурхану! Отбой в 24.00.  Сегодня за 9 ходовых часов прошли  15 км.

14 день (12 марта). Утром - 15 С, пасмурно, западный ветер. Немного отдыхаем, подъём в 8.00 -  выход в 10.30. До развилки истоков Анамакита Ангарского около  300  метров глубокого снега. Неожиданно замечаем небольшое,  добротное зимовьё. Оно стоит среди кедров на правом берегу, перед развилкой.  Но наш путь теперь вверх по течению Восточного истока Анамакита Ангарского. От развилки на русле сплошная наледь. За скальными прижимами расширение, а затем начинается каньонный участок. Здесь уже глубина снега 10-40 см. Основными препятствиями в этом каньоне являются два слива (Н = 2 -2,5 м) с мокрыми наледями перед ними. Обедали за устьем левого притока (13.30-15.00). Сыпет мелкий снежок, ветер, -  12С. Через 40 минут после обеда вышли из каньона. Вначале  пешком преодолели несколько пологих ступенек, а потом одели лыжи. Выше каньона снега стало ещё больше ( глубина лыжни до 40 см). Выход на водораздельное плато  Анамакита Мамского и Анамакита Ангарского проходит по залесенной всхолмлённой местности. При плохой видимости (£ 100 м) ушли на высокий левый склон (по ходу) долины. Затем, поняв свою ошибку, начали немного спускаться забирая вправо. На привал встали в 18.00 уже на плато в небольшой еловой роще, Н = 1300 м. Снег прекратился, немного прояснилось, - 16 С. Пока ставили лагерь отправили двоих тропить лыжню. Через 300 м они подсекли старую охотничью лыжню. Она немного кружила обходя соболиные капканы, но была уплотнённой и идти по ней было легко. Быстро проскочили по этой лыжне 1,5 км и повернули к лагерю. Сегодня за 6,5 ходовых часов прошли 12 км.

15 день (13 марта). Утром небо расчистилось, - 26 С. Подъём в 7.00, но вышли только в 9.30 - Устинов чинил носок лыжи. Быстро проскочили накатанную с вечера лыжню, а затем пошли через водораздельное плато по старому охотничьему следу. Сегодня видимость значительно лучше и хорошо видны отошедшие в стороны склоны и само плато, с чередованием лесных островков и больших проплешин. Появился явный уклон к долине Анамакита Мамского. Лыжня потянулась вниз (в устье Дылымдыка стоит маленькая хорошая избушка), а мы решили срезать  и по левому склону выйти выше устья Дылымдыка. К 11 часам  траверсом склона вышли в долину Дылымдык - первого правого притока Анамакита Мамского. Долина узкая, леса мало. Обедали в 12 часов на развилке истоков Дылымдыка (1320 м) в маленьком островке леса. На небе небольшие просветы, - 12 С. Долина левого истока широкая и прямая. Выше развилки где мы обедали есть ещё два маленьких лесных островка, но дров мало. Ниже последнего островка встретили группу северобайкальцев (рук. Женя Марьясов). Они вчера, при плохой видимости, подошли к перевалу Трёх, но ошиблись и сегодня утром вместо перевала Трёх перелезли через отрог разделяющий левые истоки Дылымдыка. У них участник подморозил палец и ребята решили выйти к БАМу через Анамакит Ангарский. Мы быстро поставили лагерь и в 14.50 вчетвером вышли на разведку перевала Трёх. Вдоль русла тянутся кусты ольховника. Выше долина делится на три распадка. По нашим данным перевал Трёх находится в правом борте среднего распадка. В висячую долину распадка ведёт крутой подъём по моренным валам покрытых настом. Удобнее двигаться по левому (орогр) берегу. После входа в висячую долины путь становится более пологим. Уже впереди видна черная скальная стена замыкающая долину, а в левом (по ходу) склоне нет ничего похожего на перевал. Поднявшись на очередной бугор, неожиданно видим широкий кулуар, который уходит к небольшой  седловинке. После сопоставления местности с картой убеждаемся, что это подъём к перевалу Трёх. У подножья кулуара Н = 1800 м, сюда от лагеря поднимались 2 часа. Обратно к лагерю скатились за 70 минут. На небе по прежнему небольшие просветы, - 18 С. Сегодня за 5,5 ходовых часов прошли 20 км.

16 день (14 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.20. Пасмурно, кружится мелкий снежок (но окружающие склоны видны, значит видимость  около 400 м), - 18 С. В 11.30 были под взлётом (Н = 1800 м), где вчера закончили разведку. К началу кулуара ведет широкий снежный склон крутизной 15-200 с достаточно плотным настом. Под настом глубинная изморось отсутствовала. Широкими серпантинами поднимались к началу кулуара 1 час, перепад высот 270 м. (На противоположном склоне распадка, по которому мы выходили к перевалу, торчат три скальных останца. Они ввели в заблуждение группу Марьясова, которая приняла эту неявную седловину за перевал Трёх). Дальше начинается непосредственно сам кулуар: ширина 12-15 м, обрамлен лёгкими скалками, плотный наст, крутизна 30-350 (увеличивается к верху), слева в верхней части хорошо видна мелкая осыпь, в данное время не лавиноопасен. Одели кошки и с интервалом 10-15 метров начали подъём. Когда достигли середины, начались сильные порывы западного ветра. В верхней части кулуара очень плотный наст. Подъём по кулуару занимает ещё 1 час, последние были на перевале в 14.00. При достижении мелкой осыпи по надо уходить влево и выходить непосредственно на седловину перевала Трёх (2350 м, зимой 1Б). Седловины как таковой нет, это просто пологий участок гребня размерами 20 х 25 метров.

Выводы по этапу 4. Участок пройден по плану, без нарушения графика. Лавиноопасными являются верховья ручья Надежды (северо-восточные склоны), долинка (северные склоны) выводящая к западному склону перевала Алмаз и его восточный склон. Движение с интервалом 30-50 м и выпущенными лавинными шнурами. Спуск по восточному склону перевала Алмаз нашим вариантом считаем оптимальным. Разведанный путь через юго-западную седловину перевала Алмаз более трудоёмкий, а спуск по северо-восточному склону более лавиноопасен, чем традиционный. При желании он может использоваться, но только в летнее время и с предварительной разведкой. Технической изюминкой этапа несомненно является каскад ледопадов на западном истоке Анамакита Ангарского. Сложность его полного его прохождения можно оценить как 2Б. Для гарантированного прохождения безлесного участка до темноты (при спуске по каньону) ночевать надо перед наледью у начала каньона.

2.5. Этап 5. Аварийная ситуация. ( Материал раздела даётся в виде выдержек из статьи подготовленной для журнала "Спортивный туризм").

"Я пишу эти строки  не для того, чтобы пощекотать нервы любителя острых ощущений. Весь ужас заключается в том, что если всё останется как было, то подобные трагедии будут не единичны..."

Это случилось 14 марта 1998 года. Шел 15 день похода, проводимого в рамках Российской туриады лыжников. Перед нашей группой и группой литовских туристов стояла задача пройти перевал Трех (2350м, 1Б), соединяющий истоки реки Дылымдык и верховья Правой Мамы. Как начальник сборов, я принял решение объединить группы и проходить перевал совместно. Следует отметить, что зимой этот перевал уже несколько раз заставлял повернуть группы из-за непогоды или большого количества снега. Перед прохождением  мы провели разведку перевала и выяснили, что лавинная опасность на западном склоне отсутствует. Но было известно, что в этом районе, при ориентации перевала запад - восток, наиболее лавиноопасны восточные склоны, где скапливается снег из-за метелеевого переноса. Первые 12 дней похода стояла ясная погода с температурой днём 10 - 15 градусов мороза, а ночью до - 28С. Последние два дня было пасмурно и периодически сыпал мелкий снег, хотя дневная температура практически не менялась. Как и предполагалось, подъём по кулуару западного склона не представлял особой сложности: вначале на лыжах, а последние 300 метров в кошках по плотному насту крутизной 30 -35 градусов. Естественно, 18 человек сильно растянулись, так что разница между выходом на седловину первого и последнего составила не меньше 1 часа. При прохождении перевала мы всегда собираемся на седле и принимаем решение о действиях на спуске. В этот день это правило было  нарушено. Одним из первых на седловину поднялся мой заместитель - Дима, отлично подготовленный турист, с которым вместе прошли много "пятерок", я же шёл ближе к концу, поджидая четырёх последних участников. В середине подъёма начал дуть порывистый юго-западный ветер. Поднявшись на перевал, чуть ниже седловины увидел Диму и только трёх ребят, старающихся укрыться от ветра. На мой немой вопрос Дима ответил, что остальным разрешено спускаться пешком вниз по кулуару, до ровной площадки, где можно было бы организовать обед. На часах было 14.00. Спуск по довольно широкому и некрутому кулуару сверху просматривался только в верхней части, но был простым и казался однозначным. Нижняя часть кулуара поворачивала направо, поэтому он не просматривался до конца. Дальше по долине был виден скальный островок, за которым угадывалась ещё одна ступень ведущая вниз. Слева склоны были заснежены, но путь по кулуару опасности не представлял, так как при этом никакой склон не подрезался. Отправив ребят вниз, дождался последних, и мы начали спуск примерно через 20 минут. Ветер ниже седловины почти не ощущался. Пройдя около 50 м по кулуару, с удивлением обнаружил, что следы повернули направо и вышли на небольшую терраску, которая заканчивалась широким заснеженным склоном, а вниз обрывалась небольшими "бараньими лбами". Ниже и правее "лбов" на склоне виднелись снежные обломки, лежало несколько рюкзаков, а дальше были видны несколько пар воткнутых в снег лыж. (До сознания не сразу дошло, что группа попала в лавину.) Ближе к камням, возле раскопанной ямы, группа ребят делала кому-то искусственное дыхание. Оглядев и сосчитав находящихся внизу понял, что помощь оказывают минчанину Жоре Выговскому (у него была заметная желтая куртка).

События восстановленные по воспоминаниям участников и их комментарии  выделены курсивом:

...Характерного "вздоха" при сходе лавины я не слышал. Идя по следам, траверсирующим склон крутизной около 20-25 градусов, услышал вдруг громкие крики участников, находившихся позади меня: "Лавина! Лавина!" Обернулся на крик и тут же был сбит с ног наползающей волной снега, которая образовалась при сходе мощной мягкой снежной доски. Выходя на склон, я не предполагал возможности схода лавины, поскольку по следам первого участника до меня здесь уже прошло еще восемь человек. Я нес рюкзак, одетый на обе лямки и с застегнутым поясным ремнем; лыжи были пристегнуты к рюкзаку. На ногах у меня были кошки, в руках - лыжные палки.  В том месте, где меня застигла лавина, она двигалась довольно медленно, по крайней мере, с такой скоростью, что оставляла возможность бороться со снегом, стараясь не дать накрыть себя с головой. Рюкзак на спине заметно уменьшал мою подвижность, создавая рычаг, благодаря которому снежная масса стремилась развернуть меня на спину и головой вниз по склону. Барахтаясь в снегу, я заметил в нескольких метрах от себя еще двух участников, захваченных оползнем - Еву и Сашу. Интуитивно чувствуя, что теперь уже скорость лавины вряд ли возрастет, я понял, что могу следить за положением моих товарищей, и, если их накроет с головой, то должен постараться запомнить это место. К счастью, этого не потребовалось, так как в момент остановки они были хорошо видны. Лавина остановилась, протащив нас вниз метров 30-50. Точнее сказать трудно, поскольку на склоне не осталось неподвижных ориентиров. Хорошо помню, как в момент остановки всем телом почувствовал мягкое, но вполне ощутимое сжатие снега: верхняя часть лавины надавливала на уже остановившуюся нижнюю ее часть. Тогда же подумалось: "Да, если бы присыпало посильнее, то создать перед лицом полость для дыхания было бы проблематично..." Отплевываясь от снежинок, попавших в рот (это происходит неизбежно, так как борясь со снегом, дышишь не хуже марафонца), начал отчаянно откапываться. Освободившись, увидел, что Саша тоже успел откопаться сам, и мы вместе рванулись к Еве, которой повезло чуть меньше: лавина и ее развернула головой вниз по склону, но рюкзак за спиной сместился и придавил затылок, не давая девушке возможности пошевелить головой. Надетые на ноги лыжи тоже не способствовали ее успешной борьбе со снежной массой. В момент остановки Ева была засыпана с головой, но по рюкзаку и части спины, видневшимся из снега, положение ее тела хорошо угадывалось. Саша и я тут же начали копать мягкий снег в том месте, под которым была голова девушки. Через пару минут Ева была извлечена из снежной западни, отделавшись легким испугом. Травм ни у кого из нас не было. Отряхиваясь и отфыркиваясь от снежного душа, оглядываемся вокруг и слышим крики тех, кто оставался на "бараньих лбах" и не попал под снежный оползень:" Проверьте, кого нет! Надо пересчитать всех!" - кричали сверху. Через минуту стало понятно, что отсутствует один участник - Жора. Он шел примерно в 50-70 метрах позади меня, поэтому  трудно было предположить, в каком месте его следовало искать. Растянувшись в некое подобие цепи, мы пошли назад, к тому месту, где мог находиться Жора. "Надо искать ниже этой точки,- кричали сверху, указывая на зону впереди нас. Да, кажется, здесь его видели в последний раз!" Несколько человек, не задетых лавиной, догнали нас снизу, и вместе мы подошли к зоне поисков. Почти сразу же один из участников обнаружил место, где был засыпан Жора, по концам лыж, закрепленным на его рюкзаке и торчавшим из-под снега. Мы гурьбой бросились туда и начали лихорадочно раскапывать снег. Действуя сначала лавинными лопатами, а потом и просто руками, мы откопали из мягкого снега сначала его левую руку, а затем освободили лицо и всю голову. С момента схода лавины прошло не более 15 минут. При первом же взгляде на Жору становилось понятно, что ему досталось больше всех: он был без сознания. Попытались сделать ему искусственное дыхание еще до того, как высвободили его из снега целиком. Однако это к успеху не привело, и тогда начали делать все по порядку: откопали пострадавшего, положили на спину и принялись за искусственное дыхание параллельно с наружным массажем сердца...

Что же произошло? Когда Роланд (руководитель литовской группы) пошёл вниз, то ему не понравился спуск по кулуару из-за нависающих карнизов на левом склоне. Поэтому он вышел на террасу правого склона, обошёл справа  заснеженные "бараньи лбы" и пошёл наискосок (вперёд - вниз) по широкому заснеженному правому склону. Пройдя около 120 м одел лыжи и вышел к скальному островку. Остальные последовали за ним. Первые 7 человек преодолели этот участок удачно, а затем подрезанный склон не выдержал. С интервалом в 1 - 2 секунды сошло две лавины из мягкой доски. Вначале оторвался склон на перегибе "бараньих лбов" и слева под камнями, а затем сошёл участок правого склона. Общий фронт лавины составил примерно 150 м, которая захватила следующие 7 человек. Её воздействие на них было неравномерным. У первого из снега торчала голова (он нырнул навстречу сползающему потоку, и его в нем дважды перевернуло, но оставило на поверхности). Второго засыпало с головой (лицо было в 5 см от поверхности, но из снега выступали отдельные части тела). Третий был засыпан лишь частично. Четвёртый участник, хотя и попал в зону оползня, каким-то чудом удержался на ногах, соскользнув вместе со снежной доской на десяток метров вниз, Шестой и седьмой участники стояли на камнях вблизи линии отрыва и были засыпаны по колено. Первый и третий откопались сами  и помогли второму. Жоре, шедшему в этой группе  пятым, повезло меньше других. Вероятно он попал в самый мощный участок потока, где сошлись обе лавины (следует сказать, что на подъеме и спуске он тащил за собой саночки, которые могли как нанести  травму, так  и не давать выплыть на поверхность). Его откопали через 10 - 15 минут в 20 - 25 м ниже места попадания в лавину. Он лежал головой вниз по склону, лицом вверх. Его лицо находилось в 20 - 25 см от поверхности, дыхательные пути были свободны от снега, но дыхание и пульс отсутствовали. Бывшие поблизости ребята быстро извлекли Жору на поверхность (внешних повреждений не просматривалось) и стали делать искусственное дыхание, внутривенные инъекции (адреналин и преднизолон), растирать руки и ноги. Одновременно на безопасном скальном островке (Н = 2100 м) другие участники устанавливали палатки и вязали волокушу. Дыхание и слабый пульс появились у пострадавшего только через час после начала реанимационных мероприятий. Но зрачки глаз оставались  суженными и не реагировали на световое воздействие - вероятно, он был в коме. Через некоторое время Жору перенесли в палатку, где уже топилась печка (у нас были дрова на случай холодной ночёвки). Погода улучшилась, прояснилось и ветер стих, - 15 С. В 18.30 четырех человек отправили обратно через перевал, чтобы кратчайшим путем выйти к станции Анамакит на БАМе (ребята были там через 20 часов и сообщили по телефону о случившемся в спасслужбу Северобайкальска). Оставшиеся провели тревожную ночь, прислушиваясь к затрудненному дыханию Жоры так и не приходившего в сознание (хрипы, постоянно западал язык - вставили в рот ложку, из носа и рта сочилась бурая жидкость, пульс оставался слабым и редким, хотя ещё два раза вливали внутривенно адреналин с преднизалоном). Его организм отчаянно боролся за жизнь, но, по всей видимости, лавина нанесла ему тяжелые травмы внутренних органов, не определяемые при внешнем осмотре. Как показало вскрытие, в результате компрессионного сдавливания Жора получил следующие травмы: сломаны рёбра 2 - 7 (слева - спереди) и 2 - 4 (слева - сзади), пробито левое лёгкое, разорвана печень. Он боролся за жизнь еще около 18 часов, но на следующее утро последние силы окончательно оставили его и в 9.50  Жора Выговских скончался...

Комментарии участников группы выделены курсивом:

Есть ли такие слова, которыми можно утешить Жориных близких? Какой урок должны извлечь из случившегося мы, те, кто остался в живых? Надолго ли сохранится в нашей памяти воспоминание о ледяном душе, что обрушился на нас в конце интересного и насыщенного разнообразными впечатлениями похода? Наверное, каждый сделает свои выводы. Лавина показала мне, как тонка может быть граница между жизнью и смертью, какую ответственность берет на себя участник, который идет первым и выбирает путь для группы. Теперь я знаю, что в подобных ситуациях ничей опыт успешного прохождения склона, ничьи действия не должны заменять мне собственную оценку лавинной опасности. Если я сомневаюсь в безопасности выбранного пути, то должен непременно сообщить об этом руководителю и своим товарищам - лишний раз подумать, прежде чем действовать, никогда не помешает. Ведь из снежной западни может быть поздно апеллировать к авторитетам. В конце концов, лавина всегда права.

Мы искренне благодарны экипажу вертолета, показавшему высокое мастерство в непростых погодных условиях, спасателям Северобайкальска (начальник спасотряда -  Виктор Карпов) во главе с начальником спасслужбы Бурятии - Юрием Евгеньевичем Голиусом (благодаря настойчивости которого удалось быстро найти 12000 рублей на оплату 10 вертолётных часов затраченных во время спасательных работ, учитывая, что вертолёт гнали из Улан-Удэ) и врачу Нижнеангарской больницы, вылетевшим вместе с вертолётом для оказания помощи пострадавшему, а также  местной администрации и всем тем, кто помог в течение короткого времени уладить множество формальностей и сделать все для отправки тела Жоры на родину в Минск.

Выводы по этапу 5. Несанкционированное отклонение от выбранного варианта спуска с перевала Трёх руководителя литовской группы и грубейшее нарушение им правил безопасности при действии в лавиноопасной местности, привело к попаданию части участников объединённой (нашей с литовской) группы в лавину, что привело к гибели Георгия Выговского.

Я много передумал за время, прошедшее с момента трагедии. Если уж наши ошибки привели к гибели Жоры, то нужно сделать определенные выводы, чтобы на этом страшном опыте могли учиться и другие, не умножая трагедии в горах. Выводы, к которым я пришёл, достаточно очевидны, но не сказать о них просто не считаю возможным.

Ошибок в наших действиях было несколько:

1.Отсутствие моих чётких указаний как руководителя о действиях после выхода на седловину.

2.Движение вниз с перевала было начато без просмотра оценки всего участка спуска, оценки его сложности и потенциальной опасности, а также разрешения руководителя объёдинённой группы.

3.Несанкционированное отклонение первого спускающегося от намеченной ими же самими линии движения.

4.Неправильная оценка впереди идущим лавиной опасности склонов  и выбора линии движения. В следствии этого полное отсутствие организации им преодоления лавиноопасного склона.

5.Одновременное движении участников с небольшим интервалом по лавиноопасному склону, не выпустив лавинные ленты и не выставив наблюдателя.

6.Утрата бдительности каждым участником - инстинкт стадности.

Как же нужно было действовать в сложившейся ситуации:

1.Дать указание первым поднявшимся на седло оценить ситуацию, утеплившись при необходимости.

2.Минимум двум опытным участникам просмотреть весь путь спуска и обсудить тактику спуска от седловины до места сбора всей группы.

3.Спускаться до дна долинки по кулуару, прижимаясь к его правому борту - что бы не подрезать (даже теоретически) левый склон. Распустить лавинные ленты и выставить наблюдателя.  (Анализ фото восточного склона показал, что это был наиболее приемлемый вариант.)

4.В случае выхода на терраску, спускаться по одиночке от её края на дно долинки по линии падения воды, выставив наблюдателей и распустив лавинные ленты.

2.6.Этап 6. Аварийное завершение маршрута: восточные склоны пер. Трёх - р. Правая Мама - пер. Иномакит - р. Иномакит - эвакуация вертолётом в Нижнеангарск - Северобайкальск ( 3 дня: 15,5 часов, 42  км).

17 день (15 марта). Облачность, небольшой юго-западный ветер с мелким снегом, видимость 100-200 метров, - 18 С. После смерти Жоры мы вначале хотели поэтапно транспортировать его тело до границы леса на Правой Маме, а дальше действовать по обстоятельствам. Но видимость была плохая (100-200 м), а лавинная опасность слонов всё время повышалась из-за падающего снега. В этой ситуации одновременный спуск по склону транспортирующей группы мог вызвать сход лавины. Поэтому было принято решение подготовить тело Жоры для транспортировки (упаковав в спальный мешок, обернув полиэтиленом и привязав к лыжам) и оставить за снежной стенкой на месте лагеря. Потеряв одного участника, мы должны были сделать всё, чтобы сохранить остальных. Когда вчера вечером погода улучшилась, мы провели осмотр дальнейшего пути спуска к Правой Маме. Наш лагерь был расположен на скальном островке посреди долины. Ложе долины как бы отекало  этот островок и стекало на следующую ступень. Справа от островка спуск проходил по снежному кулуару шириной 10-15 метров и крутизной 25-300, перепад высот 50-70 метров. Вдоль правого края до половину кулуара тянулась каменистая грядка. Ещё правее - крутой заснеженный борт основной долины. Спуск слева от островка я толком не успел рассмотреть, видел только, что основной левый склон долины очень близко и что он заснежен. В это время меня позвали в палатку к Жоре, а потом быстро стемнело...(летом выяснилось, что этот путь был более простым и безопасным  ). Как я уже говорил, утром видимость была плохая и нам оставалось идти только просмотренным правым кулуаром. Простившись с Жорой начали спуск в 12.15. Немного прояснилось и видимость увеличилась до 300 метров. Мы поставили наблюдателя и распустив лавинную ленту первый пешком пошёл вниз, проваливаясь по колено и прижимаясь к скальной грядке. Он вышел на пологий  участок, прошёл по нему ещё около 100 метров и на безопасном месте стал нижним наблюдателем. Так по одному мы прошли этот опасный участок. Перепад высот оказался равным 60 метрам и было видно, что с правого борта ранее уже скатывались небольшие лавинки. Затем одели лыжи, дошли до перегиба висячей долины и спокойно скатились к верховьям Правой Мамы. Сквозь снежную пелену проступают мощные вершинки. Русло реки шириной 2-3 метра, река огибает справа широкий ригель. Вокруг расположены отдельные рощицы хороших елей, глубина снега 0,8-1 м. Здесь будем ждать до завтра (Н = 1600 м ). Если погода улучшится, то должен прилететь вертолёт. Пока сплошная облачность, мелкий снег и - 10 С. Если завтра погода не улучшится, то вертолёта не будет и нужно двигаться дальше к Новому Уояну. Из верховьев Правой Мамы в долину Верхней Ангары зимой можно выйти только двумя путми: через перевал Немнянда или перевал Инамакит, ведущие на одноимённые притоки Верхней Ангары. Перевал Немнянда (1Б) значительно ближе к нам и к Новому Уояну. Я поднимался на него с северной стороны (от Правой Мамы) в 1981 году, но плохо просмотрел южный склон. По данным пешеходов (Ирина Гайлит, Москва) южная сторона перевала Немнянда - это протяжённый, покрытый мелкой осыпью склон, крутизной 20-400. При нынешнем состоянии снега и погодных условиях вероятность схода лавин на южном склоне очень высока. О перевале Инамакит (н/к) известно только то, что этот простой перевал использовали водники ещё в конце 60-х годов. Вечером метеоусловия не изменились: сплошная низкая облачность, слабый снег, но неожиданно потеплело до - 2 С. Сегодня за 2,5 ходовых часов прошли 4 км.

18 день (16 марта). Утром по прежнему сплошная облачность, туман, мелкий снег, - 18 С. Принимаем решение спускаться вниз по Правой Маме и выходить через перевал . Подъём в 7.00 - выход в 8.30. На маленькой ёлке посреди поляны повесили Жорин рюкзак, записку спасателям о наших планах и большой кусок оранжевой ткани для ориентира. Двигаемся плоским левым берегом. В 500-х метрах ниже по течению обнаружили загон для оленей и плохонькую летнюю избушку. Затем долина стала немного сужаться. В 11.30 вышли к устью притока берущего начало в районе перевала Немнянда. Здесь русло расширяется, появились первые сырые наледи. За наледью маленький каньон с ледяным сливом высотой 2,5 метра - сползали на "пятой точке". Облачность постепенно рассеивается и виден глубокий распадок левого притока Правой Мамы - Верхнего Акуя. Его устья достигаем в 12.40 и становимся на обед. Ясно и - 12 С. Через 1 км ниже устья Верхнего Акуя на правом приподнятом берегу две большие избы и загон для оленей. Ниже по течению на русле Правой Мамы много мокрых наледей прикрытых рыхлым снегом. Правый борт долины отходит от русла, его склоны становятся всё более низкими и пологими. Хорошо видно, что вдали долина Правой Мамы резко поворачивает налево. Где-то в районе этого поворота находится перевал Инамакит, но никаких явных понижений в правом борте долины не видно. Просматривается только широкий, ровный и поросший лесом склон между безлесными вершинками. Через 1 км ниже устья второго левого притока Правой Мамы - Акуя, река втянулась в сужение (здесь были в 17.00) с тонким ненадёжным льдом во всю ширину русла. Обойти вдоль берегов не удаётся, поэтому с трудом вылезаем серпантинами на крутой правый берег, покрытый глубоким снегом. Двигаемся, ориентируясь на середину отмеченного выше залесённого  седла, по покрытой жидким лесом террасе. Глубина снега 60-90 см. В 18.20 останавливаемся на ночлег вблизи склона правого борта долины (Н = 1230 м). Погода опять стала ухудшаться - опять стала наползать сплошная облачность. Пока ставили лагерь три человека пошли топтать подъёмную лыжню. Двигаясь широкими серпантинами они поднимались около 50 минут (пока не стало темнеть) по залесённому заснеженному склону крутизной 25-300. За это время удалось подняться до высоты 1400 м и до выполаживания седловины осталось совсем немного. Сверху стал виден отмеченный на карте ориентир -  отдельная залесённая вершинка на террасе левого берега в излучине реки (на километровке она отмечена как  высота 1423,6 м). Эта вершинка расположена напротив седловины перевала Инамакит, что подтвердило наши расчёты. Уже в темноте скатились к лагерю. Сплошная низкая облачность, мелкий снег, - 17 С. Сегодня за 7 ходовых часов прошли 22 км.

19 день (17 марта). Утром облачность, туман, - 26 С. Подъём в 6.40 - выход в 8.00. Быстро поднимаемся по лыжне к перевалу, но после окончания вчерашней лыжни движение замедляется из-за рыхлого и глубокого снега. Еще 20 минут и мы выходим на широкую седловину перевала Иномакит (1420 м, н/к). Перевал - широкое, слегка поросшее деревьями понижение в хребте. Пересекаем небольшое озерцо, за которым начинается спуск по истоку Иномакита. Крутые участки чередуются с пологими, очень тяжёлое тропление - первый проваливается выше колена. Затем долина сужается, лес пропадает и ручей втягивается в каньон шириной 5-6 метров. Правые склоны круты, изрезаны лотками и лавиноопасны. По этим лоткам уже не один раз скатывались лавины - каньон перегорожен частыми лавинными конусами. Идем с большими интервалами по руслу, местами участки открытой воды. Через 50 минут выходим к нескольким деревцам  растущим на закрытой от ветра площадке. Здесь следы летнего кострища. Это удобное место для обеда, тем более, что на часах 12.30. После обеда продолжаем движение по изумительно красивой долине Иномакита. Окружающие склоны изрезаны живописными боковыми ущельями, окрашены в красно-белые цвета и покрыты останцами. Река петляя продирается через несколько скальных ворот, русло вначале покрыто сплошной наледью, затем идут слегка заснеженные участки, а после впадения крупного правого притока под снегом много камней и воды. Видно, что горы начинают расступаться, выпуская Иномакит в Верхне-Ангарскую котловину. Неожиданно (в 15.40) доносится шум вертолёта МИ-8, который идёт от верховьев Иномакита. Он видит наши сигналы и садится в 300 метрах перед нами. Это спасатели. Они только сегодня смогли пробиться сквозь непогоду и шли вдоль нашего следа по Правой Маме, думая, что мы самостоятельно транспортируем пострадавшего. Узнав, что Жоры больше нет, Голиус принимает решение забрать Жору и попробовать взять всех нас. Вертолёт возвращается через 30 минут, забирает нас с литовцами и тяжело  нагруженный летит над Верхе-Ангарской котловиной. В 17.30 мы садимся в аэропорту Нижнеангарска. Тело Жоры отвозят в морг, а мы на автобусе едем в Северобайкальск. Сегодня за 6 ходовых часов прошли 16 км.

Выводы по этапу 6.

1.Выбранный нами вариант аварийного завершения маршрута оказался наиболее приемлемым и безопасным в сложившейся ситуации. Несомненно, возвращение обратно через перевал Трёх, по следам посланной за спасателями группы, был бы более коротким. Но непогода не позволила нам использовать этот вариант. Конечно, мы уложились в контрольный срок только благодаря вертолёту, который  минимум на один день сократил нам время выхода в Новый Уоян.

2.Перевал Трёх является лавиноопасным, особенно его восточные склоны и верховья висячей долины со стороны Правой Мамы. Спуск и подъём можно проводить только по линии падения воды. Движение по восточным участкам перевала только при хорошей видимости с соблюдением мер лавинной безопасности: выставлением наблюдателей, движением с интервалом не менее 40- 50 м и распущенными лавинными лентами.

3.Перевал Иномакит прост для прохождения и летом и зимой. Однако в верховьях Иномакитского каньона при снегопадах могут сходить с левого борта  прыгающие лотковые лавины. Большое впечатление оставляет красивое ущелье Иномакита.

3. Выводы и рекомендации по пройденному маршруту.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия явившиеся причиной некоторого изменения первоначально заявленного маршрута, фактически пройденный маршрут можно оценить 5 категорией сложности (см. раздел 5.4). Поставленные задачи исследования новых туристских возможностей данного района были в основном выполнены. Пройденный маршрут подтверждает первоначальную идею о том, что в данном районе можно найти ещё много новых, интересных в туристском плане мест. Совершено первопрохождение следующих препятствий в зимних условиях: перевал Левый Литбамстрой (1Б) радиально, гора 2605 (1Б) - по новым картам 2460 м, полное прохождение каньона западного истока Анамакита Ангарского (2Б), перевал Трёх (1Б ! ), перевал Инамакит (н/к). Вводимые тактические изменения маршрута диктовались обеспечением безопасности в экстремальных погодных условиях и желанием использовать тот небольшой шанс, который давал нам возможность собрать хоть крупицы новой информации. Этим можно объяснить отказ от первоначально запланированной кольцевой части маршрута. Тактику построения маршрута и график движения в целом считаем рациональными.

Несанкционированное отклонение от выбранного варианта спуска с перевала Трёх руководителя литовской группы и грубейшее нарушение им правил безопасности при действии в лавиноопасной местности, привело к попаданию части участников объединённой (нашей с литовской) группы в лавину, что привело к гибели Георгия Выговского. Хотя этот несчастный случай произошёл не с участником нашей группы, но я считаю, что здесь есть и моя доля вины. (Более подробно об этом сказано в выводах по этапу 5).

По итогам похода можно сделать следующие выводы.

1.Заход в район через долину Агнея вполне возможен, если планировать маршрут в центральной и восточной частях Верхне-Ангарского хребта.

2.Прохождение кольцевой части маршрута: Асикта - гора 2605(1Б) - перевал Левый Литбамстрой(1Б*) - Колдас - Левая Мама - радиальное прохождение Мамского каньона(1Б*) - Колдас - перевал Дружба(2А) - Асикта, очень интересно как в техническом, так и в эмоциональном плане и вполне реально. При этом штурмовой лагерь для восхождения на гору 2605 надо организовывать на северо-восточном плато, и после восхождения, не возвращаясь в лесную зону, уходить на Колдас. Перевал 8 марта (зимой 1Б*) рациональнее проходить с запада на восток, спускаясь из висячей долины по склону правого борта. Перевал Литбамстрой зимой непроходим из-за высокой лавиноопасности восточного склона. Соблюдать меры лавинной безопасности при спуске по восточному склону перевала Дружба.

3.В зимнее время рациональнее использовать основную седловину перевала Алмаз. При подходах к перевалу из долины Асикты учитывать лавиноопасность восточных и северо-восточных склонов в долине ручья Надежды и висячей пред  перевальной долинке. Спуск по восточному склону безопаснее в лавинном отношении проводить от тура в центральной части седловины.

4.Большой интерес представляет прохождение каньона западного истока Анамакита Ангарского. Полное прохождение каньона можно оценить как 2Б. На прохождение сверху - вниз нужно затратить не менее 7 часов, поэтому рекомендуем организовывать ночлег непосредственно перед началом каньона.

5.При интенсивных  снегопадах, после прохождения каньона западного истока Анамакита Ангарского, безопаснее закончить маршрут, выйдя к трассе БАМа по долине Анамакита Ангарского.

6.Прохождение перевала Трёх зимой возможно при благоприятных погодных условиях, движении на спуске и подъёме по рекомендуемому нами в разделе 5 варианту и строжайшем соблюдении мер лавинной безопасности.

7.Возможно использование долины Иномакита при движении как от Правой Мамы, так и в обратном направлении. Однако в верховьях Иномакитского каньона при снегопадах могут сходить с левого борта прыгающие лотковые лавины. Большое впечатление оставляет красивое ущелье Иномакита.

8.Следует отметить, что другими группами туриады впервые в зимних условиях были пройдены следующие перевалы:

а) Арго (2225 м, зимой 2А) - группы Семилета и Романенкова

б) Левый Литбамстрой (2200 м, зимой 1Б*) - группа Пакштаса

в) Батенина  (1980 м,  зимой 1Б) - группы Семилета и Марьясова

г)  Кедр (1900 м, 1Б) - группа Семилета.

д) Добрый (2140 м, 1Б) - группа Семилета.

9. Необходимо продолжить исследование Восточного узла Верхне-Ангарского хребта. Здесь большой интерес представляет оценка возможности прохождение в зимнее время перевала Немнянда, а также исследование верховьев Акуев, Дылымдыка и Асеникты.

10. Район характеризуется высокой лавиноопасностью. Особо опасными являются восточные склоны.

11. При подготовке маршрута необходимо разработать запасные варианты, позволяющие обеспечить безопасное прохождение маршрута при любых погодных условиях.

5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1.Снаряжение. Мы  использовали стандартный набор личного, группового и специального снаряжения применяемого в походах 5 к/с для данного района , при этом необходимо отметить следующее:

1. имели две основные веревки  50 и 40 м и вспомогательную 50 м, два куска по 7 м трубчатой капроновой тесьмы  для крепления веревки. Наличие кошек  у каждого участника и минимум 2 ледоруба - обязательно.

2. как всегда отлично показали себя двухслойная палатка и конденсатор ( накидка на спальники)

3. снаряжение имело следующий вес ( на участника ):

личное - 10 кг,  групповое - 8 кг, продукты - 13 кг

5.2.Питание: было трехразовым, 650 г на чел/день. При возможности обед был горячим. Хорошо зарекомендовал себя соевый гранулят Бона Вита - использовали вместо мяса(на ужин: 200г+50г томатной пасты + 1л кипятка + 250г легкого масла Долина Сканди + соль и молотый перец- томить на печке 15 мин; на обед добавляли в супы 100г гранулята со специями). Очень хороши сухие овощные смеси для супов(100г+100г Бона Вита). Приятно было выпить после установки лагеря по кружке горячего растворимого напитка ДеЛайтс (клюква, лимон, яблоко). Хотя 1 пакет (60г) рекомендован на 8 литров воды, лучше его разводить на 12 литров. Нам больше понравился яблочный - ароматнее.

5.3. Картографический материал

1.Обзорная схема                                                                                                            - 1

2.Карты по маршруту М 1см = 1 км (растянуты с М 1см = 2 км)                             -

3.Схемы перевалов    М 1см = 500 м                                                                          -

5.4. Литература

1.Туристские маршруты Западного БАМа. М. Васильев и В. Громов, М., 1985

2.Лыжные маршруты Южной и Северо-Восточной Сибири.