LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Центральный Алтай, Северо-Чуйский хребет

ОТЧЕТ


о горном туристском путешествии
второй категории сложности,
совершенном с 3 по 15 июля 2003 года
в районе Северо-Чуйского хребта.



Маршрутная книжка № 45-03
Руководитель Кизилов
Алексей Николаевич
Адрес: г. Барнаул,
пр-т Ленина 68а - 205




Содержание

I. Справочные сведения.
  1. Проводящие организации
  2. Район похода
  3. Общие справочные сведения о маршруте
  4. Подробная нитка маршрута
  5. Определяющие препятствия маршрута
  6. Адреса и телефоны участников похода.
II. Содержание отчета.
  1. Общая смысловая идея похода.
  2. Варианты подъезда и отъезда
  3. Аварийные выходы с маршрута.
  4. Изменения в маршруте.
  5. График движения
  6. Техническое описание прохождения маршрута группой.
  7. Потенциально опасные участки маршрута
  8. Наиболее интересные объекты в районе маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.





I. Справочные сведения.

1. Проводящие организации

Клуб спортивного туризма "Скала"
  (г.Барнаул www.skala.bstk.ru, E-mail: info@skala.bstk.ru )

2. Район похода

 Россия,
   Республика Алтай,
     Центральный Алтай,
       Северо-Чуйский хребет

3. Общие справочные сведения о маршруте
  • вид туризма - горный;
  • категория сложности - вторая;
  • протяженность активной части - 111 км;
  • По карте с коэффициентом - 133,2 км;
Продолжительность похода, дней:
  • общая - 13 дней;
  • ходовых - 10 дней;
  • дневок - 1 день;
  • сроки проведения - 3 июля - 15 июля 2003 года.

4. Подробная нитка маршрута

г. Барнаул - с. Чибит - р. Чуя - р. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - озеро Нижнее Шавлинское - озеро Верхнее Шавлинское - пер. Абыл-Оюк (1Б) - р. Абыл-Оюк - р. Карагем - р. Иолдо-Айры - пер. Карагем - р. Джело - в. Купол (1Б) - р. Актру - перевалочная база Актру.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения
перевал пер. Нижнешавлинский из долины р.Маашей в р.Шавла, 3300 м. Ледово-осыпной. Протяженность подъема 100 м. крутизна 40°, спуск 250 м. крутизна до 45° Подъем со стороны ледника левый Машей по осыпному склону затем по заснеженному кулуару с наведением перильной страховки.
Спуск справа от ледника по ходу движения по осыпи вдоль скал.
перевал пер.Абыл-Оюк, р.Шавла р.Абыл-Оюк 3220 м. Ледово-осыпной, Протяженность подъема 300 м, крутизна 40° - 45°. Спуск 100 м. до 45° Начало подъема вдоль левого борта кулуара по снегу, далее по центру до скал, выход круто влево на седло.
Спуск по осыпи с навешиванием веревки на ледовом участке в начале спуска.
перевал пер.Купол р.Джело - р.Актру, 3556 м. траверс вершины Купол. Подъем на гребень по правому борту долины ручья справа от вершины по ходу движения. Восхождение на вершину. Спуск с ледника в направлении Малого Актру. Спуск на "зеленую гостиницу" мимо хижины гляциологов, далее по крутому кулуару вниз до р. Актру.


6. Адреса и телефоны участников похода.

Ф., И., О. участника Год
рождения
    Адрес    
Иванова Мария Юрьевна
(участник)
1979 г.С-Пб, ул.Бухарестская, д.144, кв.201
Кизилов Алексей Николаевич
(руководитель)
1976 г.Барнаул,пр-т Ленина 168А-205
alex@bstk.ru
Коковкина Мария Николаевна
(участник)
1979 г.С-Пб, ул.Байконурская, д.5 к.1 кв. 147
Поляков Сергей Алексеевич
(участник)
1978 г.Барнаул, ул.Юрина д.261, кв.60
zerg@bstk.ru
Серкова Елена Владимировна
(завхоз)
1979 г.С-Пб, пр.Культуры д.27 кв.91





II. Содержание отчета.

1. Общая смысловая идея похода

  Идея похода родилась внезапно, способствовала этому переписка в интернете. Девчонкам хотелось сходить в новый район, некому было повести, а наша лыжная команда на лето обычно распадается, и идти тоже было не с кем. А посмотреть район Северо-Чуйских белков летом очень хотелось после лыжной шестерки, где из-под тяжелого рюкзака мало что было видно. Так сошлись наши интересы. Категорию маршрута определил опыт участников и руководителя. Цель, объединившая всех участников: новый район и приобретение опыта.

2. Варианты подъезда и отъезда

  Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся заказным микроавтобусом Тойота. От Чибита до моста через Чую в районе устья р. Машей, дорога в этом году была сильно размыта дождями, и проехать можно было только на машине повышенной проходимости. Поэтому начинать маршрут пришлось на 8 км раньше.
  Отъезд от перевалочной базы Актру возможен на любом легковом автомобиле, хотя несколько бродов осложняют дорогу. Путь от перевалки до Курая длинной в 20 км. занял у нас 1 час 50 минут.
  Начать этот же маршрут можно прямо с Чуйского тракта от разрушенной платины в 8 км выше Акташа, тогда подход будет несколько короче. Завершать маршрут можно прямо в Альплагере Актру - туда сейчас с легкостью проходят УАЗы.

3. Аварийные выходы с маршрута.

  В случае возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуация участников с любой точки маршрута возможна в течение 2 - 3 дней. До перевала Нижнешавлинский - это возврат по маршруту, с Шавлинских озер в Чибит через плато Ештыкель, после перевала Абыл-Оюк выход через перевал Карагем по р. Тулдура в Бельтир (Кызыл-Маны)
  На случай неблагоприятных погодных условий разработан запасной вариант маршрута, исключающий прохождение перевала Нижнешавлинский(1Б).

4. Изменения в маршруте.

  Маршрут был пройден по основному варианту без существенных изменений, не считая исключения одной дневки на Нижнем Шавлинском озере, по причине отставания от графика на первой части маршрута.

5. График движения

День пути Дата Участок пути Протяженность (км) Чистое ходовое время (ч)* Определяющие препятствия Метео условия
1 2 3 4 5 6 7
1 03.07 г. Барнаул - с. Чибит 600      
2 04.07 с. Чибит - р. Чуя (пор.) 4      
р. Чуя - р. Машей (мост) 13 3,5   Ясно t=27°-30°
3 05.07 р. Маашей (мост) - р. Маашей 10 5   переменная облачность t=20°-22° во второй половине дня дождь
4 06.07 р. Маашей - подножье лед. Л. Маашей 8 5,5 маренные валы перед ледником переменная облачность t=18°-20° ветер порывистый
5 07.07 подножье лед. Л. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - руч. впадающий в оз.Нижнее Шавлинское 10 8 пер. Нижнешавлинский (1Б) в.3300м переменная облачность t=13°-15°, временами сильный дождь, порывистый ветер
6 08.07 руч. впадающий в оз.Нижнее Шавлинское - оз.Нижнее Шавлинское - оз.Верхнее Шавлинское. 8 3,5 траверс левого берега оз.Верхнее Шавлинское. переменная облачность t=15°-28°
7 09.07 оз.Верхнее Шавлинское. - пер.Абыл-Оюк (1б) - р.Абыл-Оюк. 11 8,5 пер.Абыл-Оюк (1Б) в.3220м, переправа через р.Абыл-Оюк переменная облачность t=11°-13° ветер сильный порывистый
8 10.07 р.Абыл-Оюк - р.Карагем - р.Иолдо-Айры 14 4 переправа через р.Карагем дождь, t=15°-18°
9 11.07 Дневка 0     переменная облачность t=18°-20°
10 12.07 р.Иолдо-Айры - пер.Карагем - р.Джело 15 5 пер.Карагем (н/к) в.2880 переменная облачность t=15°-17° временами дождь
11 13.07 р. Джело - предвер. Купол 8 5,5 подъем на предвершину г.Купол дождь, t=8°-10° понижение до 0°, ночью снег, видимость 50-100м.
12 14.07 в.Купол (1Б) - р.Актру 4 4 спуск с перевала Купол ясно, t=5°-8°
р.Актру - перевалочная база Актру 10 3   ясно, t=18°-20°
13 15.07 перевалочная база Актру - г.Барнаул 650      

  * - время примерное (по внутренним часам руководителя), так как единственные наручные часы стали показывать погоду под дождем в 4 ходовой день.
  Итого за 56 ходовых часов пройдено 111х1,2=133,2 км, средняя скорость на маршруте - 2,38 км/ч


6. Техническое описание прохождения маршрута группой.

     3.07.2003. 1 день.
     После долгих сборов, распределения продуктов и снаряжения, мы наконец-то загрузились в наш комфортабельный микроавтобус, и в 20:00 выехали из города. В 1:30 остановились на заправке в районе Монжерока, поспав пару часов, двинулись дальше.

     4.07.2003. 2 день.
     К 7:00 прибыли в Чибит. Расспросив местных жителей о дороге к устью р. Маашей. узнаем, что ее состояние в этом году, пригодно только для движения автомобилей повышенной проходимости. Непрерывными дождями, лившими почти целый месяц до этого, вымыло весь грунт, и дорога в некоторых местах представляет собой нагромождение камней, на один из которых мы и наскочили. Мы не смогли добраться до запланированной начальной точки маршрута на автомобиле около восьми километров. Начинаем маршрут раньше.
     В 10:00 прощаемся с водителем и стартуем. (фото 1.) Дорога идет по правому степному берегу Чуи. Солнце уже высоко. Жарко. Тяжело нагруженные рюкзаки тянут к земле. Сергей и Лена справляются с трудом. На привалы останавливаемся часто и отдыхаем помногу. В 13:00 привал под мостом через Чую. (фото 2.) Подъем на борт долины Маашея дается очень тяжело, завидуем встречным группам, они идут вниз и с пустыми рюкзаками. К 16:00 добираемся до моста через Машей. Здесь останавливаемся на ночевку.
     За день пройдено 14 км. Чистое ходовое время 3,5 ч.

     5.07.2003. 3 день.
     Выход в 9:26. Очень долго собирались. Немного разгрузили Сергея и Лену в надежде на повышение их мобильности. Движемся вверх по реке Машей, в начале по дороге, затем, после разрушенного зимовья идет, хорошо утоптанная тропа. Идти хорошо, температура не высокая облачность переменная. В 14:15 добрались до Маашейского озера. (фото 3.) Встаем на обед. В 15:50 продолжаем движение вверх по реке. Встретили несколько групп, в том числе студентов геофака АГУ. Погода ухудшается сильная облачность, порывистый ветер, вот-вот начнется дождь. Торопимся, правда, скорость передвижения все равно очень низкая. Преодолев болотистую поляну перед первой мареной, в 17:30 находим отличную стоянку на одном из левых притоков.
     За день пройдено 11 км. Чистое ходовое время 5 ч.

     6.07.2003. 4 день.
     Встали на полчаса раньше. Вышли раньше на 6 минут в 9:20. Погода хороша, ясно, ветер слабый. Перейдя по бревну ручей, (фото 4.) уточнив направление тропы у группы барнаульских спасателей, стоявшей на другом берегу притока, выдвинулись в сторону Маашейского ледника. Через 40 минут выясняется, что тропа, по которой мы так уверенно двигались, забирает круто на левый борт долины и идет к водопаду, а вовсе не вдоль реки к леднику. Решаем не возвращаться назад, а, траверсируя склон, спустится к реке ближе к подножию ледника. Идти без тропы по заросшей мхом марене оказывается очень трудно. После двух часов прыгания по камням спускаемся к реке. Вдоль берега идет хорошая тропа, местами правда уходит под воду. Мы потеряли более полутора часов ходового времени, не мало сил. Стало ясно, что мы отстаем от графика уже на день, так как сегодня до перевала мы не доберемся. Два перехода вдоль берега, и мы снова выходим на марену вблизи от начала ледника. (фото 5.) Троп несколько, и большое количество туров вводит в заблуждение. Выбираем свой путь. В 14:30 преодолеваем марену и останавливаемся на обед на хорошей стоянке у маленького озера. (фото 6.) 15:10 продолжаем движение. Тропа идет по лугам, вдоль края марены. Ориентироваться трудно - плохой обзор. Поднявшись на левый борт долины, рассмотрели окрестности: До выхода на ледник Левый Машей еще пару переходов, мест для ночевки больше не будет, спускаемся обратно к марене, собираем сухой карляк для костра, ставим палатку.
     За день пройдено 10 км. Чистое ходовое время 5,5 ч.

     7.07 2003. 5 день.
     Встаем в 6:00. Уже ставшие привычными долгие сборы заканчиваются в 8:12 и мы выходим. Тропа сразу уходит на марену. Через два коротких перехода выходим к краю ледника. (фото 7.) Погода не благоприятная: пасмурно, легкий ветер, временами накрапывает дождь, температура на леднике около +10° 12°. Утепляемся, и выходим на ледник прямо по центру языка. Ледник пологий и идем без кошек. (фото 8.) К 11 подошли под перевал. Надеваем каски и, постепенно забирая вправо по ходу движения, набираем высоту, топчем ступени, подходим под самый взлет. Путь подъема просматривается хорошо по осыпи правого борта кулуара, камни не сыплются, все спокойно. Начинаем подъем. Девчонки боятся сыпухи и уходят левее на снег, затем метрах в 30 от седла крутизна склона не позволяет им продолжить движение. Приходится, оставив рюкзак подняться на седло прямо по кулуару, обеспечивая самостраховку ледорубом и бросить им веревку. (фото 9.) После их подъема спускаюсь за своим рюкзаком и так же поднимаюсь по веревке. (фото 10.) В это время Сергей спокойно поднялся по ранее намеченному пути по осыпи. В 12:30 мы на перевале (фото 11, 12.) снимаем записку группы туристов из города Рубцовска под руководством Борисова С.Ю. от 27.08.02., перекусываем, пишем записку и быстро вниз, так как погода резко ухудшилась. Тучи, поднявшиеся с долины, полностью закрыли обзор. Спускаемся справа от висячего ледника по осыпи. На леднике практически нет снега, лед жесткий и уклон приличный. Начинается дождь, и подмытые водой камни, начинают периодически сыпаться в низ. На последней трети спуска сыпет практически постоянно. Большая часть команды уже вне опасной зоны. Однако две наши Маши находятся прямо на траектории камней. Пытаюсь снизу корректировать их движение, однако плохая видимость не всегда позволяет мне предупреждать их об опасности. Несколько мелких камней попадают им в рюкзаки.
     Однако они благополучно спускаются до ледника. В 16:30 мы отдыхаем у большого кратера с двумя огромными валунами на дне и спешим вниз. Ледник открытый, трещин нет, движемся быстро. (фото 13.) Замечаем тропу идущую по марене на противоположной стороне долины, но решаем идти по леднику дальше. Через переход подходим к нижнему краю ледника, выглядывает солнце, и мы останавливаемся на перекус. Через 20 минут возобновив движение, выходим на тропу. Камни мокрые и скользкие, тропу видно плохо, все уже устали, однако ночевать в мокрой палатке без огня не хочется, и под проливным дождем мы упорно движемся вперед. В 20:30 увидели первый кедр в этой долине и через 10 минут упали на первую подходящую для палатки стоянку. Только потом увидели, что метрах в 600 вниз есть прекрасное место около маленького озерца, (фото 14.) где уже стоит какая-то группа.
     За день пройдено 10 км. Чистое ходовое время 8 ч.

     8.07.2003. 6 день.
     Встали около 7:00. Разбудила походящая мимо группа. По графику сегодня к вечеру мы должны быть на Верхнем Шавлинском озере. Поэтому дневки на Нижнем Шавлинском не будет. Погода с утра хорошая. Ясно, тело, ветра нет, облака только поднимаются из долины. (фото 15.) Сушим вещи, завтракаем в 10:30 выходим. По тропе идем быстро, легко преодолеваем крутой спуск к Нижнему Шавлинскому озеру. (фото 16.) После вчерашнего дождя глинистая тропа уже успела просохнуть, и наши опасения о том, что придется ехать на пятой точке, оказались напрасны. В 12:00 устраиваем большой привал на озере. Варим обед. В 14:00 выходим к Верхнему Шавлинскому. (фото 17.) Благополучно добравшись, на полуострове встретили туриста из Казани. Он сказал, что его коллеги ушли на пер. Абыл-Оюк, куда мы завтра собираемся, и показал дорогу по правому берегу озера, которой они пошли. Тропа представляла собой чьи-то следы между огромных камней, (фото 18.) то спускалась в воду, то круто взбиралась вверх. С рюкзаками идти было очень трудно. К 17:30 мы все-таки добрались до хорошей стоянки выше озера. Сходив на разведку вверх по тропе, решили ночевать здесь.
     За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 3,5 ч.

     9.07.2003. 7 день.
     Помня о времени, необходимом нам на сборы, встаем в 5:00. В 7:00 мы уже на маршруте. Тропа круто уходит вверх на правый борт долины перпендикулярно склону. За 45 минут преодолеваем этот подъем. И выходим на полку, которая идет практически до ледника. Тропа хорошо видна, по маренам отмечена турами. К 10:30 часам добираемся до хорошей стоянки прямо перед ледником. Осматриваем выход на ледник. Все очень просто - ледник сухой и пологий идти можно прямо в кроссовках. Через полтора часа приятной прогулки по леднику заглядываем за поворот, где должен находится наш перевал. Он производит впечатление. Около 250 - 300 метров разноколиберной сыпухи под углом до 40° упирается в вертикальную скальную стенку метров пятидесяти. Но если внимательно посмотреть то даже снизу видно, что под скалами кулуар круто поворачивает вправо и там, судя по описаниям, находится седло перевала. Перекусываем, надеваем каски и начинаем подъем по снегу в правой части кулуара, затем выходим на осыпь по центру. Подъем дается тяжело, особенно Маше Коковкиной. Остаюсь помочь ей. Лена, Сергей и Маша Иванова идут чуть впереди. Они свернули вправо раньше, чем надо было, и оказались отделены от основного кулуара скальной грядой. Поднимаюсь на перевал без рюкзака в 15:00. Бросаю веревку для застрявших внизу. Придерживаясь за веревку руками, они преодолевают трудный участок. Работать с веревкой приходится осторожно, так как из-под нее постоянно вылетают камни. Спускаюсь за рюкзаком, в 15:30 второй раз поднимаюсь на перевал, Маша, Лена и Серега уже там. Спускаюсь вниз на помощь другой Маше. В 16:12 все на перевале. (фото 19, 20)
     Тур на большом камне слева от седла. (фото 21.) Снимаем записку той же группы из Рубцовска под Руководством Борисова С.Ю. от 25.08.2002. Погода резко ухудшается. Сильный ветер нагоняет плотные тучи. Холодно. Съедаем шоколадку и вниз. Приходится бросать веревку на спуске, (фото 22.) так как народ боится идти по осыпи, но через 40 метров веревка кончается, и все спокойно спускаются дальше без нее. Выходим на снежный участок. Двое последних соскальзывают метров на 5, но опасности нет. К 17:10 последний участник преодолевает 200 метровый спуск (фото 23.) и мы на леднике. Он покрыт слоем мокрого снега переменной глубины, под снегом во многих местах вода, а сверху нас накрывает туча. (фото 24.) Движемся по направлению наименьшей крутизны спуска, постепенно приближаясь к правому борту долины. Спускаемся с ледника в самом конце языка на каменные лбы. Они удивительно не скользкие хотя и мокрые. Тучи остаются над хребтом, в долине значительно теплее. Тропа идет по левому, противоположному от нас, берегу реки. Река течет по неглубокому каньону, но переправиться возможности нет. Преодолевая заросли карликовой березки, доходим до озера. Река при впадении в него образует широкую дельту, и мы без особого труда переправляемся в брод на другой берег. С верху было видно второе небольшое озеро уже в зоне леса, однако через полтора часа убеждаемся, что это лишь разливы реки, и мест, пригодных для стоянки практически нет. В 21:20 с трудом находим площадку для палатки рядом с костровищем под большим кедром, и встаем на ночевку.
     За день пройдено 11 км. Чистое ходовое время 8,5 ч.

     10.07.2003. 8 день.
     Встали поздно около 8 (часы стоят). Как обычно через 2 часа вышли. Тропа хорошая скорость передвижения не плохая. Рюкзаки уже полегчали, да и адаптировались уже все. Погода ухудшается, пасмурно. К 12 часам подходим к слиянию Абыл-Оюка и Карагема. Начинается дождь. Температура около 15°. Бродим Карагем, (фото 25.) чуть выше в падения Абыл-Оюка, где река образует широкую дельту с несколькими протоками. Глубина не большая, но вода очень холодная. После переправы останавливаемся на обед, дождь не надолго прекратился. Быстро пообедав, продолжаем движение в сторону Карагемской поляны, преодолевая болотистые разливы. Дождь возобновился. Через два перехода. Доходим до стрелки Карагема и Иолдо-Айры, где стоится что-то похожее на турбазу. У работников стройки уточняем время 15:40. Выходим на дорогу, которая уходит круто вверх по правому берегу Иолдо-Айры. Дождь закончился, появилось солнце, температура повышается. Пройдя еще 4 километра, останавливаемся на одном из правых притоков Иолдо-Айры, на оборудованной стоянке. Завтра дневка и хорошее место для стоянки нам не помешает. Мимо проезжают местные жители на ГАЗ-66, от них мы узнали, что на Карагемской поляне действительно строится турбаза, и планируется построить их несколько практически по тем местам, где проходит наш маршрут. Давно заброшенную дорогу по Иолдо-Айры через перевал Карагем отремонтировали два года назад и теперь по ней могут передвигаться автомобили типа УАЗ.
     За день пройдено 14. Чистое ходовое время 4 часа.

     11.07.2003. 9 день.
     Дневка. Производим переучет продуктов, ремонтируем снаряжение, лечим нарыв на пальце у Елены, просто отдыхаем. Сходил на разведку километров на 5, сделал вывод, что место для дневки выбрали правильно.

     12.07.2003. 10 день.
     Встали рано, часы не идут совсем. Собирались не долго - меньше двух часов. Погода не устойчивая: переменная облачность, слабый ветер, температура +15°. Пошли по дороге в сторону перевала Карагем. Дорога местами идет прямо по руслу, приходится идти вдоль крутого берега по камням. Через 5 километров зона леса заканчивается, дорога уходит на другой берег. Бродим реку, (фото 26.) это не трудно, хотя течение сильное. Пошел дождь. Через полкилометра дорога возвращается обратно, снова брод. Так, по дороге, мы поднимаемся на перевал Карагем. (фото 27.) Дождь закончился. Здесь устраиваем перекус и, оценив обстановку на склоне, решаем спускаться не по дороге, а траверсировать левый борт долины р. Джело и спустится ближе к ее верховью. Альпийская растительность, перемежается с болотистыми участками и каменными выступами, идти даже без тропы довольно легко. Через час, по небольшому, круто падающему, притоку мы спускаемся на правый берег р. Джело выше зоны леса. В долине значительно теплее, чем на перевале и ветер не такой сильный. На противоположном берегу зимовье местных чабанов. (фото 28.) Идем на поиски удобного места для стоянки. В полутора километрах вверх по течению находим поляну, на которой много сухого карляка и сразу за ней ручей и небольшая ровная площадка, где можно поставить палатку. (фото 29.)
     За день пройдено 15 км. Чистое ходовое время 5 ч.

     13.07.2003. 11 день.
     Вышли около 8 часов. Пасмурно, температура около +13°. Направляемся вверх по правому берегу р. Джело. Попытки найти место для переправы, пока, безуспешны. Река очень бурная, течет в каньоне. К 10 часам поднимаемся до разлива, который она образует после маренного вала, выше впадения Тураоюка и там находим место для переправы. Спокойно преодолеваем две протоки (без ботинок ноги замерзли и перестали слушаться). Надеваем в сменную обувь. Выбираем место для переправы через последнюю протоку. За 2 метра до берега легкую Лену сносит течением, но через несколько метров она выбирается на берег, однако вещи все здорово вымокли. Приходится устраивать перильную страховку для остальных участников. (фото 30.) Переправившись, начинаем крутой подъем в висячую долину р.Тураоюк. Открывается вид красивого водопада. (фото 31, 32) Поднимаемся в долину, ориентируемся, отсюда хорошо просматриваются все пути подъема на купол. Начинается дождь. Обедаем, пока дождь еще не сильный, и начинаем подъем по левому истоку Тураоюка. Путь преграждает небольшой водопад, обходим его слева по ходу движения, взбираясь между камней, там угадывается тропа. Дождь усилился, камни все мокрые, вешаем веревку для подстраховки. Преодолев прижим, выходим на пологую мелкую осыпь из плоских камней, в 50 метрах над ручьем, идти по ней довольно просто. Нас накрывает тучами, которые дальше становятся все гуще. Видимость не дальше 40 метров, иногда туман сгущается еще сильнее, и белые каски участников сливаются с ним. В одном из малочисленных просветов успеваю разглядеть каменные выступы на хребте у ледника и держу направление на них, траверсируя правый борт ручья. Однако выйдя на хребет не находим ни ледника ни характерной приметы. Впереди отвесные сбросы с висящими на них снежными карнизами. (фото 33.). Оставляю группу иду на разведку. В просвете смог разглядеть широкую долину и несколько маленьких озер внизу на разных высотах. Понимаю, что это долина р.Тюте, и что мы слишком забрали вправо и вышли ниже вершины г.Купол.
     15-ти минутная пробежка вверх по гребню подтверждает мои предположения. В прояснениях вижу знакомые очертания вершины. Выхожу на ледник, видимость несколько улучшилась, смог рассмотреть внизу хижину гляциологов. Вернувшись с разведки, принимаем решение, ночевать здесь, на хребте. Все очень устали и замерзли. (фото 34.) Температура упала, видимость не улучшилась. Поставили палатку, поели, выпили по 50 г. походных и спать.
     За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 5,5 ч.

     14.07.2003. 12 день.
     Проснулись рано. Видимости нет никакой. Температура ниже -3°. Ждем. Примерно в 8:00 появилось солнце. Тучи рассеялись. (фото 35.) Выходим. Вершину Купола хорошо видно. Поднимаемся метров на 100, здесь уже лежит снег, выпавший ночью. Через 35 минут подъема мы на вершине. Мы выше облаков. Виды великолепные. (фото 36.) Настроение отличное. Фотографируемся, съедаем последнюю шоколадку. В туре находим записку 3-х беспечных туристов из г. Томска, от 13.07.03. Пишем свою, еще несколько минут наслаждаемся не реальной картиной заоблачных далей (фото 37.) и начинаем спуск по направлению к долине Актру. (фото 38.) Через 15 минут мы на краю ледника, здесь его уклон уже гораздо больше, чем вначале и последние 50 м. некоторые участники преодолевают с трудом. (фото 39.) Дальше по мягкой мелкой осыпи непринужденно шагаем вниз. На Водопадном ручье устраиваем привал, и наблюдаем, как группа из четырех человек с собакой поднимается на Купол, траверсируя хребет.
     Подходим к хижине осматриваемся, и решаем здесь позавтракать. Погода великолепная: солнечно, не жарко, облака из долин поднимаются вверх и рассеиваются. Около 9:30 начинаем спуск к "зеленой гостинице" (фото 40.) (заболоченная висячая долина ручья, по которому идет спуск покрытая ярко-зеленой растительностью). С нее есть два пути спуска, ориентируемся и уходим по правому кулуару, куда течет ручей. Спуск крутой сложен из камней разного размера. (фото 41.) Скорость передвижения очень низкая. Зимой здесь идти было намного проще, даже на подъем и с полными рюкзаками. В скоре малозаметная тропа совсем пропадает, и путь спуска приходится выбирать самим. Маша Коковкина сильно отстает. Она давно уже подвернула ногу, и по этим камням ей трудно идти. Остаюсь, чтобы как-то ей помочь. Серега, Лена и Маша уже далеко впереди. К 13 часам они спустились. Через полчаса спускаюсь, начинаем готовить обед. Машу хорошо видно на склоне, (фото 42.) через несколько минут, и она спускается к стоянке. На этом технически сложные препятствия нашего маршрута заканчиваются. Остается долгий переход по хорошо утоптанной тропе до перевалочной базы алплагеря Актру. Пообедав 15:30 выходим. Через 35 минут отмечаемся у спасателей в Актру и дальше на выход. Через два хороших перехода мы на мосту через Актру. (фото 43.) Прошли мимо перевалочной базы, и только, когда спустились в степь, поняли, что место для ночевки найти будет проблематично. Дошли до дороги ведущей к мосту через Чую, вдоль которой идет арык, и остановились на опушке леса.
     Договорился с водителем УАЗа, что завтра он меня довезет до моста, где назначена встреча с нашим водителем.
     Прощальный ужин затянулся почти до утра.
     За день пройдено 14 км. Чистое ходовое время 7 ч.

     15.07.2003. 13 день.
     В 8 утра вышел на дорогу, через пол часа подъехал вчерашний водитель, и к половине десятого я уже загорал на мосту, дожидаясь наш микроавтобус. В 11 он подъехал, и через полтора часа поисков приемлемой для иномарки дороги по Курайской степи мы были в нашем лагере.
     Долгие сборы закончились в 13:30 и мы отправились. Два часа до Курая, (фото 44.) и потом еще 11 до Барнаула.
     Этот день, как и весь поход, закончился в 6:00 16 числа, принятием холодного душа, так как горячей воды в городе не было.


7. Потенциально опасные участки маршрута

 Главной опасностью при преодолении перевалов Нижнешавлинский и Абыл-Оюк являются камнепады, особенно на восточных склонах со стороны Шавлинских озер.
 Опасны так же переправы через реки Абыл-Оюк, Карагем и Джело в случае большого уровня воды. Лучше переправляться до полудня, когда уровень воды чуть ниже.
 Другие виды опасности нейтрализуются правильным планированием маршрута, своевременной страховкой в необходимом объеме, правильной экипировкой.

8. Наиболее интересные объекты в районе маршруте.

 Центральный Алтай - является традиционным туристским районом, пригодным для проведения горных походов любой степени сложности. Маршрут проложен по одному из интереснейших мест этого района. Северо-Чуйский хребет, горный хребет Центрального Алтая, на междуречье р. Чуй и рр. Карагем и Чаганузун. Длина около 120 км. Высота до 4173 м (г. Маашей-Баш) в горном узле Биш-Иирду (современное оледенение площадью более 130 км2). Сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. Преобладает глубоко расчлененный рельеф. На склонах до высоты 2200-2400 м - лиственнично-кедровая тайга, выше - альпийские луга, тундры.
 Весь район проведения путешествия насыщен очень интересными природными объектами. Это и множество высокогорных озер, среди которых особо нужно отметить Шавлинские озера, и красивейшие горные вершины, покрытые ледниками, чего стоят виды Мечты, Сказки и Красавицы, горные реки, водопады и разнообразный растительный мир практически всех климатических поясов.
 Отличные панорамы с вершины Купол, позволяют рассмотреть весь главный узел этого хребта, а также и Южно-Чуйские белки.

9. Дополнительные сведения о походе.

 В походе использовалось стандартное для таких походов снаряжение
общественное:
N п/п Наименование Кол-во Вес
в кг
1 Палатка 4-х местная 1 3,5
2 Полиэтилен на пол 1 0,5
3 Топор 1 1,5
4 Котлы 2 1,5
5 Поварешка 1 0,06
6 Ремонтный набор 1 компл. 0,5
7 Аптечка 1 компл. 1,5
8 Свечи 8 0,8
9 Фотоаппараты,фотопленка 2 3
10 Ледоруб 1 1,5
11 Веревка основная 10 мм 1х40м 3
Итого: 17,36
 Специальное личное снаряжение

  1. Каска
  2. Кошки
  3. Страховочная система
  4. Репшнур(2м)
  5. Очки солнцезащитные
 Один ледоруб на группу вполне оправдан на таком маршруте. Кошки не понадобились ни где, а вот каски - это обязательный элемент снаряжения, так как опасность камнепадов очень велика.

10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения

 Услугами размещения в местах для ночевок ни где не пользовались и о стоимости информации не имеем. Питание на маршруте обеспечивалось из расчета 60 р. на человека в день.На подъездах отъездах на питание уходит гораздо больше, в зависимости от аппетитов участников.
 Проезд обошелся нам 3000 рублей на каждого. Т.е. всего 15 000 р. туда-обратно 1250км х 2 х 6р. за км. Заказать любой транспорт в настоящее время не составляет труда, ни в Барнауле, ни в Бийске, ни в Горно-Алтайске. Цена колеблется от 5 до 8 рублей за километр в зависимости от вида транспорта.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

 Поход получился удачным, не смотря на отставание от графика на первой, самой простой части маршрута. Далее эти моменты были учтены.
 Каких-то особых целей в этом походе мы перед собой не ставили, но прохождение спортивного маршрута само по себе подразумевает достижение некоторых результатов, и они были достигнуты. Участники получили реальный опыт прохождения классических перевалов категории 1Б. Повышен опыт руководителя не только в области руководства прохождения перевалов 1Б, но и вообще руководства сборной командой, где у каждого участника есть своя цель.
 Имея описания перевалов, карту и обязательно схему с обозначениями перевалов (расхребтовку), а их сейчас легко найти в интернете, ориентироваться в данном районе не сложно. При плохой видимости лучше прекратить движение и дождаться прояснения. На перевалах Нижнешавлинский (1Б) и Абыл-Оюк (1Б) обязательно нужны каски, по причине большой камнепадной опасности. В солнечную погоду, как и везде на ледниках, необходимы солнцезащитные очки. А вот без кошек можно легко обойтись.


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-01-21 08:58:23 | Аноним | E-Mail
Без фотографий ничего не понятно.

2005-08-17 15:23:34 | Paul J | E-Mail
Сделайте корректные ссылки на фото!!!!!!!!

2005-08-17 21:02:32 | kandid | E-Mail
увы, это не представляется возможным - у нас нет самих фотографий, а ссылки в тексте - это просто изначальная авторская верстка. Я переверстаю отчет, зделав ссылки неактивными, чтобы никого не смущать, но если нужны САМИ фото - обращайтесь к участникам похода (адреса есть в тексте).
Или - пусть они пришлют фото мне, тогда я сделаю корректное отображение.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;