Западный Кавказ

ОТЧЕТ

о походе 1 категории сложности
в районе Западного Кавказа

по маршруту Гуамка - Мезмай - ур.Мурзикал - оз.Псенодах - г.Оштен(2804м) - г.Пшехо-Су(2745м) - пер.Майкопский(н/к) - ур.Водопадистое - пер.Черкесский(н/к) - турприют Бабук-Аул - Солохаул

с 24.06.03 по 30.06.03

Протяженность маршрута 132 км
Продолжительность похода 7 дней

День 1. 24.06. В два часа ночи приехали поездом в Краснодар. Получили сообщение от Алины - она приедет в 5 утра. Ну и сюрприз. Значит, теперь нас 9. Пора распределять роли в соответствии с "Властелином колец" :)
   Но вот бессонная ночь закончилась, и автобусом на 7:30 мы едем в Апшеронск. Погода ясная, и при подъезде к Апшеронску мы уже видим заснеженные вершины гор. Немножко страшно...
   В Апшеронске с большим трудом удается купить 2 литра бензина: слить с машин не получается, на заправке в баллоны не наливают. Зашли в АТП, попросили канистру... Купили билеты на 12:00 до Гуамки. На посадке - толпа народу, а мы не успели просочиться первыми. Пытаемся затолкать рюкзаки и влезть сами, народ возмущается. Когда пролезло 3 человека и 5 рюкзаков, поняли, что остальным не влезть. Приходится выходить... Следующий автобус - в 15:00, ждать не хочется. Находим газельку за 500р (билет стоил 25р, т.е. выходит в 2 раза дороже). Погрузившись в газельку, идем сдавать билеты. Билеты не принимают, мотивируя это тем, что рейс пригородный. Ну, это уж слишком! Пытаемся устроить скандал, требуем начальника и т.д. В конце концов вопрос решается, когда газельку мы уже отпустили. Находим другую, уже за 450. Ладно, зато ехать гораздо быстрее и удобнее.
   В 14:30 приезжаем в Гуамку. Здесь нас встречает милиционер, проверяет мои документы, расспрашивает кто мы такие и куда направляемся. Рассказываю относительную правду, - разумеется, умалчивая про заповедник.
   Начинается небольшой дождик. Переодеваемся и начинаем свой путь по Гуамскому ущелью. Иногда мимо нас проезжает дрезина, везущая стройматериалы к месту ремонта дороги... Красота неописуемая, уже хотя бы ради этого стоило сюда ехать. Справа нависают отвесные скалы, а слева в узком каньоне течет Курджипс. И узкоколейка, непонятно как зацепившаяся за скалы.
   Ущелье проходим за три часа - не спеша и поминутно останавливаясь. Проходим Мезмай и сразу начинаем подъем по дороге на плато. Пройдя пару километров, находим приличную полянку для ночевки. Среди ромашек ставим палатки, балдеем. Обнаруживаем наличие сотовой связи, звоним домой.

Узкоколейка Гуамка-Мезмай Гуамское ущелье Гуамское ущелье-2

День 2. Ясно, жарко. Выходим в 11 часов, через ходку с небольшим обнаруживаем, что дорога спустилась в балку и пропала. Разведав, выясняем, что одна едва заметная дорога идет вверх по ручью, а другая выбирается из балки и через 200-300 метров выводит к отличной тропе. Выбираем второй вариант, еще через ходку приходим к очень необычному старому деревянному мосту. Тут делаем перекус,отдыхаем, лазаем в балку, заготавливаем дрыны. Дальше идти становится тяжелее, солнце жарит нещадно, разрыв между участниками увеличивается. Несколько раз за ходку приходится останавливаться и всех ждать. Часа через два пересекаем удивительный ручей, текущий по монолитной плите, а затем обрывающийся трехметровым водопадом. Здесь снова устраиваем большой привал, перекус и купание (мы матрасники или кто?).
   Через две ходки тропа становится едва различимой, петляет вдоль границы леса и кустарника, затем и вовсе пропадает. Устраиваем короткий отдых среди комариных туч, и ломимся наверх, напрямую через лес. Через 30-40 минут довольно крутого подъема выходим на границу леса. Лес кончается неожиданно - вот растут огромные пихты, а вот уже сразу альпийские луга. Удивительно! Полно отличных дров, поэтому решаем остановиться на ночлег здесь, и готовить еду на костре. Буквально в 50 метрах обнаруживаем маркированную тропу, поднявшуюся параллельно нашему пути. Откуда она началась - непонятно. В лугах тропа снова теряется...

Под мостом

День 3. С утра доделываем альпенштоки, готовимся к тяжелому подъему на плато. Погода ясная, но над холмами зависли облака. Несмотря на все старания выйти пораньше, выходим в 10:30. В ручье набираем воду - есть опасение, что на плато это будет проблематично.
   Начинается долгий утомительный подъем. Силы пока еще есть, поэтому идем без ходок, и за полтора часа преодолеваем наиболее крутой участок. Все выдохлись, поэтому первоначально запланированное катание по снегу никого не воодушевляет.
   Отдохнув и немного перераспределив вес, отправляемся дальше. Облака почти расходятся, погода ясная. Однако наверху ветрено, и приходится надевать свитера. Дышать становится тяжело - то ли просто одышка после подъема, то ли действительно влияние высоты... На плато - равнина с пожелтевшей травой, холмы, местами снежники. На юге грозно высится Оштен. Нашли остатки дороги, ведущей непонятно откуда непонятно куда, идем пока по ней. Ориентироваться сложно - все холмы как близнецы-братья.
   После перекуса Палкин рвется вперед. Договариваемся, что он подождет нас на перевале между холмами. Однако обогнув холм, обнаруживаем за ним озеро - значит, за этим холмом находится и урочище Мурзикал. Значит, нам поворачивать! Хором пытаемся докричаться до Палкина - куда там!..
   Местность равнинная, открытая, так что мы все же поворачиваем и идем без Палкина, в надежде, что он все-таки обернется и поймет, куда нужно идти. Все заканчивается благополучно - он догоняет нас как раз возле урочища. Мурзикал представляет собой полуразрушенную каменную хижину, очевидно, приют пастухов. Штука довольно колоритная, на фоне гор и снегов. Рядом находим череп овцы, отдыхаем, фотографируемся.
   Перевалив через отрог, спускаемся к истокам реки Цица. Этот район весь изрезан оврагами, образованными истоками, поэтому нам приходится еще не раз спуститься и подняться, прежде чем мы оказываемся у озера Псенодах.
   Здесь мы устраиваем лагерь для восхождения на Оштен и Пшехо-Су. Погода явно портится, небо почти все закрыто облаками, сильный ветер. Палатки приходится сразу заполнять вещами, чтобы не улетели. Для примуса и горелки устраиваем экраны из камней. При приготовлении пищи я экcпериментирую, опуская газовый баллон в горячую воду - пламя сильно увеличивается, горелка гудит. "Один труп и три покалеченных" - предсказывает Палкин, - это обо мне и зрителях. Начинает моросить дождь, я обещаю подъем в 5 утра и забираюсь в палатку.

Перед подъемом на плато Урочище Мурзикал
На фоне Оштена и Пшехо-Су Озеро Псенодах
Оштен Погода портится

День 4. Ночью ветер усиливается. Если трепыхание палаточной ткани по лицу я еще терплю, то удары каркасом по голове заставляют меня вскакивать и держать палатку спиной. Потом начинается дождь...
   В 5 утра выглядываю из палатки: дождя нет, но все небо затянуто облаками. Объявляю отбой до 8-ми. В 8 потихоньку вылезаем из палаток, не спеша готовим завтрак, обсуждаем ситуацию. Решаем пока ждать погоды.
   Ближе к обеду с Лешей собираемся на разведку. Начинаем движение в сторону Майкопского перевала, но замечаем двух человек, движущихся к Фишт-Оштеновскому. Быстро бежим к ним, налегке догнать их не составляет труда. Это бывалая тетка-альпинистка с сыном. Расспрашиваем про местные горы, ее мнение о погоде и восхождении. Она говорит, что подняться вполне реально, лишь бы в тумане не идти. А то, мол, у местных спасателей и так работы хватает...
   Ободренные, спускаемся в лагерь, объявляем о восхождении. Предлагаем собрать ударную группу и взять хотя бы одну вершину. Однако оставаться никто не хочет, и мы возвращаемся к первоначальному варианту - восхождению связками на обе вершины. В конце концов Ольга остается в лагере, и получается две связки по 4 человека. Леша ведет связку на Оштен, я - на Пшехо-Су.
   Выходим из лагеря около часу дня, идем к Фишт-Оштеновскому перевалу, по тропе на левой стороне распадка. Порывы сильного ветра заставляют иногда приседать и ждать относительного затишья. Начинается дождь... Дождь довольно быстро прекращается, зато на перевале начинается град. Забираемся под полиэтилен, пытаемся не замерзнуть, изучаем карты. К счастью, минут через 15-20 прекращается и град. На несколько минут открывается вид и на Оштен, и на Пшеху. Быстро совещаемся, назначаем контрольные сроки, и, пожелав друг другу удачи, расходимся в разные стороны...
   Из технического описания подъема на Пшехо-Су: "Подъем начинаем за 200-300 метров до перевального знака; склон северо-восточный. Сначала поднимаемся 400-500 метров по травянистому склону, уклон около 20 градусов, до заснеженного цирка. Снег достаточно прочный, сверху подтаявший, уклон 10 градусов, идем 200-300 метров на юг до травянисто-осыпного склона, уклон до 30 градусов. Отсюда, при отсутствии тумана, просматривается уже весь склон гребня. Видно, что в верхней части склон покрыт снегом и уклон до 40-50 градусов. Ближе к юго-восточной оконечности имеется свободный от снега скально-осыпной проход."
   Сильный ветер затрудняет дыхание и вообще не дает идти. Идем очень медленно, часто отдыхаем. Вскоре вообще оказываемся в облаке, и теперь трудно понять где именно нужный проход наверх. Движемся вдоль границы снега... Наконец, благодаря, небольшому, буквально на несколько секунд, просвету, путь найден.
   Выбравшись на гребень, понимаем, что внизу ветер был слабым... Здесь ощущение такое, что летишь на крыле самолета. От капюшона стоит такой грохот, что орать приходится друг другу в ухо. Мимо с огромной скоростью пролетают облака, усиливая ощущение нереальности... Начинаем движение по гребню, согнувшись и уперевшись палками в камни - ветер стремится сбросить нас с обрыва...
   Из технического описания подъема на Пшехо-Су: "Юго-западный склон гребня более пологий. Гребень с небольшим повышением к северо-западу, каменистый. Движемся 700-800 метров до плато. Плато широкое, пологое, с небольшим повышением в западной части. В восточной части плато покрыто снегом; к югу от вершины - резкий обрыв. На вершине обнаружен тур и остатки металлического триангулятора. Сняли записку группы туристов из г.Москвы."
   На вершине довольно холодно, хотя ветер на удивление меньше. Обнаруживаем записку, написанную на железнодорожном билете - хорошая идея! Съедаем только половину шоколада, больше не хочется. Зато достаем мобильники и начинаем звонить домой. Связь на удивление хорошая, - видимо, берет напрямую от Сочи.
   Спуск оказывается не очень простым. На гребне опять сумасшедший ветер и туман, поэтому я опасаюсь проскочить наш проход в снегах. К счастью, с ориентированием все нормально, и вот я уже буквально спрыгиваю с гребня. Ощущение такое, что здесь просто штиль! С минуту я просто стою и наслаждаюсь этим необычным ощущением. Затем строимся шеренгой и начинаем веселый спуск на дрынах по сыпухе, а потом и на ботинках по снегу.
   Когда мы спускаемся к перевалу, погода налаживается. Мы как будто специально выбрали самое плохое время для восхождения! Спускаемся в лагерь, минут через 40 подходит и другая связка. Таким образом, все восхождение заняло около 5 часов.
   Одеваем сухие вещи, готовим ужин. За ужином выпиваем весь имеющийся бальзам и с чувством выполненного долга идем спать.
Путь второй связки на Оштен Путь первой связки на Пшехо-Су
Хоббиты Вершина Пшехо-Су
Подъем на Пшехо-Су Спуск

День 5. Сегодня погода гораздо лучше, лишь небольшая облачность. Не спеша собираем лагерь и отправляемся к Майкопскому перевалу. Меньше чем за ходку доходим до перевала, но в начале спуска все же делаем привал, любуемся видами... Здесь ландшафт уже другой - кругом все зелено. Спускаясь с перевала, замечаем внизу новый домик, явно жилой. Через некоторое время оттуда выезжает всадник и направляется к нам, однако, не доехав метров 200, разворачивается и едет обратно. Вроде на егеря похож; непонятно... Спустившись с перевала, движемся по дороге в к Водопадистому. Повсюду пасутся коровы и лошади, на тропе устойчивый запах навоза. Тоже мне, заповедник... Однако людей нигде нет, и мы беспрепятственно доходим до Водопадистого. Времени еще полдня, так что на водопад никто не спешит: готовим еду, отдыхаем, болтаем.
   Только ближе к вечеру вшестером идем на водопад, еще трое расходятся по палаткам - спать. Вот чудаки. На водопаде, как всегда, хорошо. Нежимся на солнышке, пытаемся хоть немного искупаться в водопаде. Вода ледяная, но несколько секунд продержаться можно, зато потом всю жизнь рассматривать исторические фотографии :) Спустившись в лагерь, будим остальных и тоже отправляем их наверх - такую красоту нельзя пропускать!
   Вечером разводим костер. Для романтики, ибо еда по привычке уже приготовлена на примусе. Хорошо сидим, несмотря на отсутствие алкоголя. Уже близится конец похода, а уходить так не хочется. Еще бы дня 3-4!

Майкопский перевал В долине реки Пшеха
Водопад

День 6. Погода совершенно ясная, день будет жаркий. Первая ходка начинается с довольно длительного подъема, несмотря на мое недавнее обещание, что отныне будем идти только вниз. Наконец все-таки начинается небольшой уклон вниз. Идти становится весело, поем песни. На Лунной Поляне ходят хмурые дядьки, но на нас внимания не обращают. Начинается совсем цивильная тропа: на Черкесском перевале и перевале Чигурсана красивые информационные таблички. Ощущение, что идем по парку.
   Уже в лесной зоне встречаем отдыхающую группу из Ростова. Немного пообщавшись, они идут дальше, а мы устраиваем привал. На бревне обнаруживаем аккуратно порезанную буханку хлеба. Кто-то пробует первый; остальные, увидев, что тот выжил, тоже разбирают куски. Вот что значит походная привычка при любой возможности пополнять запасы! У самих еще на 3 дня хавки...
   Начинается "веселый" спуск, а поворота на Хуко еще не было. Значит, я его где-то проскочил - в позапрошлом году была довольно четкая развилка и указатель; видимо, указатель пропал... Конечно, возвращаться и превращать веселый спуск в печальный подъем ни у кого желания нет, так что продолжаем свой бег к Бабук-Аулу.
   В конце спуска торжественно утилизируем альпенштоки. Затем идем к кордону, где нас (конечно же!) останавливают егеря. После долгих уговоров и препирательств составляем протокол только на руководителя. Неплохо, хотя и все равно неприятно. Зато теперь успокоенные идем к приюту. Здесь есть пиво по 25 и ночлег по 20 рублей. Со вторым народ соглашается с явно большей неохотой...
   Сегодня - день рождения Нурии, так что пиво очень кстати. К тому же делаем торт и разводим ставший ненужным спирт из аптечки. Наблюдаем парадокс: из 100мл спирта и 100мл воды получается меньше 200мл раствора. Палкин утверждает, что молекулы воды очень компактно располагаются между молекулами спирта и таким образом раствор занимает меньший объем :)

Висячий мост у Бабук-Аула Дорога Бабук-Аул - Солох-Аул

День 7. 30.07. С раннего утра у участников наблюдается невиданный энтузиазм. Все хотят успеть на двухчасовой автобус из Солохаула в Дагомыс. Впервые за весь поход группа выходит раньше девяти утра, без всяких понуканий со стороны руководителя. Дорога в Солохаул особого описания не требует. Только после пионерлагеря, как выяснилось, можно пойти двумя путями: нижний путь дает возможность перейти вброд один из рукавов Шахе, а верхний - полюбоваться еще одним водопадом. Изначально я хотел пойти понизу, однако ошибся на развилке и мы прошли по верхней дороге, так и не попробовав брод...
   И вот мы доходим до Солохаула, до автобуса еще почти час, стоит страшная жара и хочется пива. А еще хочется дней на 5 обратно в горы. Может быть, в следующий раз получится подняться на Фишт...

2004-10-30 16:36:29 | Аноним | E-Mail
я тут был там там круто :))
мне очень понравилось!

2005-01-18 16:00:00 | Алена | E-Mail
Честно говоря была В Мезмае один раз, НО и этого хватило!!!! Очень понравилось!!!!!!!!!!!!!!

2005-05-28 13:17:20 | Дмитрий | E-Mail
А я вот в 2001 году ходил там же, но чуть по-другому.
Мы начали не из Мезмая, а из Хаджоха (Каменномостский), пошли по ручью Руфабго, потом - Азишская пещера, плато Лаго-Наки, вышли к Цице и оттуда уже так же... Только на Фишт ещё ходили

2007-09-10 10:48:59 | Иван | E-Mail
Читал и плакал!!!!! Как жаль что этим летом не удалось ступить на эти земли...