вид на восток с вершины Скальная Южная

отчет о пешеходном походе в районе Верхне-Ангарского хребта

Отчет о пешеходном походе III к/c
по Верхне-Ангарскому хребту,
проведенном c 3.08 по 19.08.96 г.

руководитель: Павлов С. А.
pavlov@mx.iki.rssi.ru

Маршрут: пос.Н.Уоян - пер.Погибших Друзей (1А*-1Б) - р.Анамакит Ангарский - пер.Литовских туристов (1Б) - р.Асикта - р.Левая Мама - р.Огдында-Москит - пер.Огдында-Северный (1А) - р.Левая Мама - пер.Озерный (н/к) - р.Кичера - пер.Якчий (1А) - р.Якчий - пос.Ангоя

Список группы.

Ф. И. О. Должн. г.р. место раб.(учебы) техн. опыт
Павлов Сергей руковод. 1976 МФТИ IV к. В.Саян IVу. С.-З Кавказ Iр.
Будрик Владислав Глебович зав. снар. рем. мас. 1976 МГАПБ IV к. П.Урал IIу.
Павлов Илья Николаевич фотогр. 1975 МИФИ IV к. П.Урал IIу.
Арвачев Дмитрий Николаевич медик II 1976 ИКСИ IV к. П.Урал IIIу.
Егоров Леонид
Николаевич
завпит. 1964 ИЧП МП "Конус" З.Кавказ IIу. (горн.)
Горохов Антон
Сергеевич
фотогр. 1979 МГААТМ III к. С.-З Кавказ, Крым Iу.
Горохова Екатерина
Сергеевна
медик I 1976 МГААТМ IV к. П.Урал IIу.

График прохождения маршрута.

дата участок маршрута км. время
1 3/VIII.96 пос Н. Уоян - трасса БАМ - подъем по пр-ку р. В. Ангара 7,0 6 ч. 05 м.
2 4/VIII подъем по притоку р. В. Ангара 5,5 4 ч. 20 м.
3 5/VIII пер. Погибших Друзей - верховья р.Анамакит Ангарский 8,5 4 ч. 50 м.
4 6/VIII дневка
5 7/VIII пер. Литовских Туристов - приток р.Асикта 9.5 7 ч. 20 м.
6 8/VIII спуск по притоку до р.Асикта 7,5 4 ч. 40 м.
7 9/VIII спуск по р.Асикта 12,0 5 ч. 10 м.
8 10/VIII спуск по р. Асикта до р.Левая Мама 11,0 4 ч. 40 м.
9 11/VIII подъем по р.Левая Мама 14,5 4 ч. 25 м.
10 12/VIII подъем по р.Левая Мама - р.Огдында-Москит 8,0 2 ч. 55 м.
11 13/VIII дневка
12 14/VIII подъем по р.Огдында-Москит 10,5 5 ч. 45 м.
13 15/VIII пр-к р.Огдында-Москит - пер.Огдында - р.Левая Мама 15,0 7 ч. 35 м.
14 16/VIII р.Левая Мама - пер.Озерный - р.Кичера 7,5 2 ч. 55 м.
15 17/VIII дневка
16 18/VIII Верхне-Кичерское озеро - пер.Якчий - р.Якчий 18,0 8 ч. 05 м.
17 19/VIII спуск по р.Якчий - пос.Ангоя ( БАМ ) 20,0 8 ч. 40 м.
    итого: 158,5 77ч.25м.

По сравнению с заявленным в маршруте были сделаны следующие изменения:

1) Вместо пер. Алмаз (1Б) из-за ошибки ориентирования пройден пер. Литовских Туристов (1Б). По этой же причине стал нецелесообразным и был исключен радиальный выход в верховья р. Асикта.

2) Так как на тяжелый таежный участок р. Асикта - р. Л.Мама - р. Огдында-Москит ушло три с половиной дня вместо трех использовали первый запасной день на дополнительную полудневку

3) Из-за плохой погоды не сделали радиалку на Мамские водопады.

4) Из-за плохой погоды потратили второй запасной день на отсидку и заменили прохождение пер. Лучезарный (1Б) на запасной вариант пер. Якчий (1А).

Маршрут пройден группой в полном составе.

Техническое описание маршрута

День 1-й , 3.VIII. Выход 9.20 от ж/д моста, четвертого после моста через р. Анамакит Ангарский. Двигались по песчаному карьеру, затем вышли на курумные выносы. Через 0.25 вошли в тайгу с густым подлеском. Шли в северном направлении, и через 1.05 выбрались на сухое русло, шедшее справа от нас. Продолжили подъем по нему. Через 1.25 вышли справа к широкому ( ок. 30 м. ) сухому руслу ручья, ведущего в нужную нам долину ( оно просматривается с БАМа ). Через 2.00 появилась вода. Постепенно русло сужается и приходится часто переходить с берега на берег, временами продираясь через береговые заросли. Через 5.30 вода вновь ушла под камни. Встали лагерем через 6.05, в 18.05 около небольшого ручейка, стекающего с правого борта долины.

День 2-й , 4.VIII. Выход 8.40. Продолжили подъем по сухому руслу. Через 1.00 подошли моренному холму, закрывающему вид на верховья долины. Перед мореной ручей вновь выходит на поверхность. Поднялись на холм слева по ходу (справа кедрач). Река начинает петлять между боковыми осыпями, но мы продолжили движение вдоль русла. Через 4.20 достигли разлива реки, в котором лежит снежник. Здесь находятся последние заросли кустарника, поэтому остановились на ночлег в 17.10 на левом берегу, на зеленой полянке.

Вечером была произведена разведка цирка в поисках перевала в верховья р.Анамакит Ангарский (западный борт). Было обнаружено два вероятных перевала ориентировочной сложности 1Б (ск.-ос.).

Первый перевал (ближний по ходу) неявно выражен и находится перед обширным скальным массивом, ограничивающим его с севера (левый борт кулуара). С юга осыпной кулуар также постепенно переходит в скальные выходы. Мелкая и средняя осыпь имеет красноватый оттенок. На ней заметно большое количество опасных крупных обломков скал. Гребень сильно изрезан, много жандармов, вероятно в верхней части не исключены скальные стенки.

Второй перевал лежит сразу за скальным массивом и представляет собой широкий осыпной кулуар ок. 50-60 м., ограниченный почти параллельными отвесными стенами до 80°. В верхней части находится небольшой темный скальный выход, оставляющий, однако, осыпной проход справа. Перевал глубоко врезан в хребет, и его поиск не представляет затруднений. Из низовьев долины перевал не виден, ориентироваться на него можно по языку светлой осыпи, выходящей из-за отвесного скальника.

Приняли решение о прохождении второго перевала, т.к. он, по-видимому, имеет меньшую крутизну склона и менее камнеопасен.

День 3-й , 5.VIII. Выход 8.20. Через 0.35 достигли юго-западного края озера, лежащего перед верхним цирком, на повороте долины. Начали косой подъем по средней и крупной осыпи 35° в направлении дальнего угла скального массива, которого достигли через 1.30. Далее подъем по неустойчивой осыпи 35-40°, придерживаясь левой по ходу части кулуара. Движение группами по 2-3 человека. Осыпь сложена из крупных и средних глыб светлого гранита, борта кулуара представляют собой 60-70° стены. Скальный выход в верхней части кулуара обходили справа по ходу. Последние 10-15 м. склон до 45° с выходами скал.

Перевала достигли в 13.30, через 2.50 после выхода из лагеря. Перевальная седловина широкая. Тур сложили в точке наибольшего понижения хребта. Перевал назвали "Погибших друзей", в честь наших товарищей, погибших в этих горах в 1995 году. Ориентировочная сложность 1А* -1Б. Судя по ширине западного цирка, второй вероятный перевал ведет в долину притока р.В.Ангара.

Западный склон перевала - пологая осыпь до 15°, перед озером на повороте долины крутой сброс с морены до 40° . Спуск до озера занял 0.40. Далее двигались вниз по долине, представляющей собой несколько ступеней, на которых лежат зеленые поляны с озерами, разделенные участками крупно-глыбовой осыпи, местами достаточно крутой. Через 1.20 после выхода от верхнего озера достигли долины р. Анамакит. Появляется тундровая растительность и негустые заросли кедрового стланника. Через 1.40, в 20.30 встали лагерем на небольшом островке в русле р. Анамакит Ангарский.

День 4-й, 6.VIII. Дневка.

День 5-й, 7.VIII. Выход 7.45. Перешли по камням на левый берег реки Анамакит, пересекли густые пойменные заросли кустарника и вышли под осыпи. Начали косой подъем в сторону боковой долины пер. Литовских Туристов. Склон до 35°, чередующиеся мелкая и средняя осыпи, травяные склоны и заросли кедрача. Через 1.10 достигли выхода боковой долины. Далее движение в сторону перевальной седловины в дальнем правом углу цирка. Через 1.30 подошли к первому, почти высохшему озеру.

От озера продолжили движение траверсируя левый борт долины в направлении перевала, оставляя второе озеро слева внизу. Склон до 30° , плотная крупная осыпь, Далее выход на травянисто-осыпной склон до 35° , ведущий к небольшой впадине перед перевалом и короткий подъем по крупно-глыбовой осыпи. Путь от нижнего озера занял 1.10. Взошли на перевал в 12.50. Перевальная седловина достаточно широкая. Сняли записку группы литовских туристов, совершивших первопрохождение в 1985 году.

Спуск в сторону р.Асикты - скально-осыпной склон 30-50° , местами покрытый травой и мхом. С перевала просматриваются два неявных кулуара, один, со светлой осыпью, прямо под перевальным туром, второй, с красноватой, чуть левее (ок. 40 м.). Спуск налево по скальной полке ок. 30 м., затем прямо вниз по крупной, крайне неустойчивой осыпи. Осмотрев левый кулуар решаем спускаться вдоль правого, т.к. здесь дно покрыто мокрой травой с большим количеством неустойчивых камней. Далее вышли на скальный выступ, разделяющий кулуары, покрытый в средней части мхом. Т.к. склон достигает 45° и не просматривается до конца, решаем провесить перила. Одна веревка ( 40 м.) вдоль левого борта кулуара по скалам со мхом (ок. 25 м.), далее монолитные скальные плиты на дне кулуара, в конце 10-м скальная стенка ок. 80° . Затем спуск по крупной, неустойчивой осыпи 30-35° , в нижней части до 40° , до зеленых полян. Общее время спуска 2.20.

Продолжили движение по пойме правого берега ручья, по травяным полянам и легкопроходимым зарослям карликовой березы. Через 1.30 встали лагерем чуть выше обширного цирка в правом борте долины.

День 6-й , 8.VIII. Вышли из лагеря в 11.30. Продолжили спуск вниз по долине по левому берегу, по зеленым полянам, чередующимся с зарослями кустарника. Через 0.30 подошли к сужению русла, ограниченному с обеих сторон осыпями. Далее двигались по руслу, постоянно переходя с берега на берег по камням. Через 1.40 прошли левый приток. Долина постепенно сужается, движение затруднено т.к. почти отсутствует пойма с галечными отмелями. Старались двигаться вдоль берега или по сухим протокам. Примерно через 1 км. долина вновь расширилась и мы двигались по берегу, часто переходя реку. Через 4.00 вошли в зону тайги, где русло разбивается на несколько крупных проток. Окончательно вышли на правый берег и двигались по тайге с густым подлеском в 100-200 м. от реки. Вышли к руслу р. Асикта через 4.20. Брод нашли примерно в 100 м. ниже по течению, где река разбивается на две протоки. Броды: первый ок. 30 м., глубина 0.5 м., течение средней силы; второй ок. 20 м., 0.4 м., течение средней силы. Встали на ночевку в 19.10, в 300 м. ниже брода на левом берегу р. Асикта.

День 7-й, 9.VIII. Выход в 8.30. Двигались вдоль левого берега реки Асикта, по тайге с густым подлеском. Временами выходили на галечный пляж или использовали сухие протоки. Движение сильно затрудняют завалы из деревьев. Несколько раз пересекали курумные выносы с левого борта долины. Через приблизительно 4.00 нашли тропу, ведущую вниз по реке. Тропа время от времени поднимается высоко над рекой и идет по моховым полянам и кедрачу, иногда теряясь при входе в густой лес у берега. Через 5.10 остановились на ночевку в пойме реки Асикта.

День 8-й, 10.VIII. Выход из лагеря в 9.00. В поисках тропы поднялись, траверсируя левый борт, под осыпи. Тропы не обнаружили, и продолжили движение вдоль кромки курума, по мху и редкому кедровому стланнику. Через 1.10 достигли левого притока, текущего в глубоко врезанном русле с земляными берегами. Далее двигались по густой тайге в 100-200 м. от русла р. Асикта. Постепенно тайга редеет и появляется хорошая тропа. Далее двигались по ней. Через 3.15 после выхода вышли к берегу р. Асикта в 1-1.5 км. выше впадения в р.Левая Мама. Тропа уходит вдоль русла, а мы продолжили движение по высохшему болоту, срезая угол при слиянии рек. Через 3.45 нашли хорошую тропу, ведущую в сторону верховьев р.Л.Мама в 800 м. от реки. Двигались по ней около получаса, затем тропа теряется. Поиски вверх по склону ничего не дали, поэтому мы, траверсируя склон, спустились к руслу. Тайга средней проходимости. Через 4.40, в 18.40 встали лагерем в сухой протоке на правом берегу р.Л.Мама.

День 9-й, 11.VIII. Вышли в 9.15. Пересекли р. Левая Мама вброд (ширина около 80 м., глубина 0.4-0.6 м., течение средней силы). В 150 м. от реки обнаружили отличную тропу и продолжили движение по ней. Тропа ведет по мху и редкому кедрачу. Через 0.45 пересекли сухое русло, вскоре за которым тропа вышла на берег реки. Продолжили движение по пойме левого берега, по зарослям голубики, временами по галечному пляжу. Через 1.35 тропа вновь отошла от русла и повела по лиственичному редколесью. После 2.10 движения пересекли по завалу из бревен крупный левый приток. Далее тропа ведет в удалении от реки, срезая излучину и через 2.40 вновь выводит на берег. Здесь тропа заметно слабее, т.к. идет, в основном, по заболоченным моховым полянам. Через 3.10 тропу потеряли окончательно и решили выйти к руслу, которого достигли через 3.30. Река здесь (чуть выше реки Нижний Колдас) имеет широкую пойму с несколькими мелкими протоками у левого берега. Основной брод около 30 м. длиной, глубина 0.5 м., течение несильное. На правом берегу тропы не нашли и двигались по слегка заболоченному лиственичному редколесью. Иногда находили слабую тропу, идущую вдоль небольшого рукава. Через 4.25 оставили тропу и вышли к основному руслу. Стоянка на галечном пляже в 18.45.

День 10-й, 12.VIII. Выход в 8.20. Двигались по слабой тропе вдоль правого берега р.Л.Мама. Тайга средней проходимости. Через 0.40 достигли р.Верхн.Колдас, которую пересекли по бревнам. Далее двигались ок. 0.15 по галечным пляжам и сухим протокам. Затем нашли слабую тропу, уводящую от реки в сторону гор, которую быстро потеряли. Вообще, устойчивая, хотя и очень слабая тропа идет, по нашим наблюдениям, лишь по кромке берега. Далее шли, стараясь придерживаться берега, и через 2.05, вышли на хорошую тропу, шедшую слева от нас. Через 2.20 прошли зимовье, за которым тропа удаляется от русла на 400-500 м. и разделяется на несколько мелких троп. Через 2.55 вышли к р. Огдында-Москит, перешли ее вброд ( ок. 20 м., 0.5 м., теч. ср. силы ) и встали лагерем в 12.30 на галечной отмели. Полудневка.

День 11-й , 13.VIII. Дневка. Из-за плохой погоды не получился радиальный выход к Мамским водопадам.

День 12-й , 14.VIII. Выход со стоянки в 10.30. Около 0.20 двигались по слабой тропе вдоль левого берега р. Огдында-Москит. Затем тропа уводит в тайгу и теряется. Далее вышли на склон и продолжили движение траверсируя левый борт долины в 250-300 м. от русла, по горелому лесу. Движение достаточно быстрое, т.к. сгоревший мох образовал на куруме плотную поверхность. Через 1.40 склон стал круче и появились обширные выходы осыпей. Через 3.30 подошли к глубокому каньону притока, следующего, вниз по реке, за ведущим к пер. Огдында. Каньон преодолели в 200 м. выше, где он имеет 40-50° склоны поросшие кустарником. Далее движение по моховым полянам. Перед входом в долину нужного нам притока появляются густые заросли кедрового стланника. Русла притока достигли через 5.20 после выхода. Правый борт долины, по-видимому, более проходим и мы продолжили движение по нему в 50-70 м. от ручья. Через 5.45 встали на ночевку на окончании светлого осыпного выноса с правого борта.

День 13-й , 15.VIII. Выход в 8.15. Двигались правым бортом долины, в 100 м. от русла, по травянистым полянам, кустарнику и редкому кедрачу. Через 0.40 перешли на левый берег и продолжили движение по средней и мелкой осыпи 25-30° , траверсируя склон в направлении выхода перевального цирка. Вышли в висячую долину через 1.55 от начала движения.

Далее подъем по светлой осыпи в центральной части цирка по мелко-осыпному склону 30-35° , неустойчивому в средней части. В конце ( 40-50 м. ) выход на крупную осыпь. Достигли перевала в 12.05, подъем занял 0.45. Перевальная седловина очень широкая, практически во весь гребень. Наш перевал находится в 100-150 м. севернее точки наибольшего понижения хребта, однако это единственный подъем, на котором нет выходов скал. Тура не нашли, поэтому сложили свой. Перевал назвали .Огдында-Северный. (1А). Спуск направо по ходу, по крупно-глыбовой осыпи около 30° . Затем выход на светлый, мелко-осыпной вынос с правого борта. Спуск до дна цирка, покрытого небольшими холмами с макушками, поросшими стланником, занял 0.40.

Далее спуск вдоль левого борта цирка, по слабой тропе. После выхода в долину р. Левая Мама траверсировали склон в сторону верховьев реки по преимущественно крупным осыпям ( до 35° ) и кедрачу. Через 3.00 после выхода из цирка спустились вниз к озеру, сначала по осыпи, затем ок. 200 м. по густым зарослям кустарника. Далее двигались по кромке озера. Местами видна заболоченная тропа, иногда выходили на узенький галечный пляж менее 0.5 м. шириной. Через 4.15 достигли южного окончания Мамского озера, где остановились на стоянку в 20.45 на травяной поляне между болотом и зарослями кедрового стланника.

День 14-й , 16.VIII. Вышли со стоянки в 8.35. Продолжили движение по заболоченной местности в сторону р. Кичера. Перевала Озерный достигли примерно через 1.00 после выхода. Заболоченная перевальная седловина очень пологая и широкая. Через 1.10 вышли к первому озеру, имеющему сток в сторону р. Кичера. Далее спускаясь вдоль ручья, вышли к большому бессточному озеру, которое обошли по левому берегу. Через 2.10 достигли седловины гряды, ограничивающей озеро с юга. Продолжили движение траверсом левого стороны небольшого цирка, за отрог, закрывающий вид на верховья р.Кичера. Через 2.45 спустились к ручью, вытекающему из-под гряды которая подпирает Верхне-Кичерское озеро с запада. В 12.40 встали на полудневку из-за состояния группы.

День 15-й , 17.VIII. Вынужденная дневка из-за погоды: видимость менее 30 м, целый день дождь, температура 3-5° С, сильный ветер. Приняли решение использовать второй запасной день и воспользоваться запасным вариантом замены пер. Лучезарный (1Б) на пер. Якчий (1А).

День 16-й , 18.VIII. Выход в 9.30. Нижняя граница облаков примерно в 40-50 м. над нами, на уровне гряды. Приняли решение попытаться зайти на перевал ориентируясь по ручьям.

Поднимались по сухому руслу ручья вдоль гряды к ее южному окончанию, где вышли на гребень и спустились к Верхне-Кичерскому озеру. Озеро обошли справа, в 20-30 м. от воды по осыпям и травяным полкам. Через 0.40 достигли ручья. Поднимались по ручью около 0.20, затем повернули направо, вверх по небольшому притоку. Подъем по травянисто-осыпному склону 30-35° . Через 2.00 после выхода вошли в перевальный цирк пер. Якчий, на дне которого расположено озеро. Облачность поднялась, и открылся вид на перевал в дальнем южном углу цирка.

Подъем от озера сначала по травяным лужайкам, затем по крупно-глыбовой осыпи 20-25°. Движение сильно замедлено снегом на камнях. Перевала достигли в 12.50, Путь от озера занял 0.50. Седловина широкая и пологая. Сняли записку туристов из г. Кирова от 14.III.96. Спуск: около 50 м. по средней осыпи менее 20° до заболоченных лужаек.

Далее шли вниз по долине по участкам тундровой растительности, перемежающейся с курумом. Большое озеро обошли справа. Местами видна тропа. Через 5.10 после выхода из лагеря тропа перешла на правый берег р. Якчий (брод простой) и взбирается на отрог. На спуске тропу потеряли, но вновь перейдя на левый берег обнаружили ее снова. Тропа ведет по густым зарослям кедрового стланника в 50-100 м. от реки. Через 6.40, на входе в зону леса тропа теряется, и мы двигались вдоль основного русла, преимущественно правым берегом. Броды простые. Через 8.05, в 20.00 встали лагерем на левом берегу, в 100 м. от реки.

День 17-й , 19.VIII. Вышли со стоянки в 9.00. Продолжили движение по кустарнику примерно в 100 м. от русла. Через 0.40 появилась тропа, ведущая вниз по р. Якчий. Двигались по ней в течении 1.30. Тропа ведет по сухим полянам из ягеля, траверсируя левый борт долины в 200-300 м. от реки. Перед высохшим левым притоком тропа теряется, и мы спустились к реке по сухому руслу, т.к. поиски вверх по склону ничего не дали. Далее в течении 2.00 двигались левым берегом, по достаточно легкой тайге, затем вышли к зимовью. Продолжили движение по левому берегу, но через 0.20 перешли реку по бревну чтобы обойти прижим. Долина реки сузилась, начались прижимы с обоих сторон. Через 5.00 ходового времени поднялись на крутой правый берег ( ок. 50 м. ) и продолжили движение по редкой тайге. Через 5.20 справа спустилась хорошая тропа, далее шли по ней. Через 5.50 тропа перешла на левый берег по бревнам и, траверсируя крутой левый склон, ушла на 100-200 м. от русла. Тропа ведет по тайге преимущественно из лиственных пород деревьев (осина, береза). Через 7.15 вышли на поляну от которой ведет грунтовая дорога, вскоре выводящая к большому, наезженному тракту. Тракт выходит к ЛЭП и далее идет под ней в сторону пос. Ангоя. Через 8.20 достигли станции Ангоя Байкало-Амурской магистрали.

Дополнение к техническому описанию

Радиальный выход совершен в период 21-25.VIII.96 в каньон притока р. Анамакит Ангарский ( пер. Седьмое Небо ) с целью оставить памятную табличку на месте гибели 5.VIII.95. Медведева Н.В. и Живаева И.Н. В выходе принимали участие Павлов С.А., Будрик В.Г., Павлов И.Н. и Арвачев Д.Н.

21.VIII. Выход в 11.30 от БАМа, от второго моста после сухого русла р. Анамакит Ангарский. В течении 1.30 шли вдоль русла по достаточно легкой тайге, используя звериные тропы, ведущие в нужном направлении. Сухое русло представляет собой канаву шириной 1.5-3.0 м. глубиной около 2 м., часто перекрытое завалами из упавших деревьев. Далее русло резко расширяется до 10-30 м., и мы продолжили движение прямо по нему. Через 2.40 прошли родник на правом берегу. Левый берег покрыт редким сухостойным лесом. Через 3.20 подошли к повороту долины. Здесь она резко сужается, появляется много монолитных плит, обточенных водой. В двух местах река образует небольшие каньоны, которые пришлось обойти верхом, по правому берегу. Через 4.05 встали на стоянку прямо в русле, на камнях, перед вторым каньоном, в 100 м. выше последних деревьев.

22.VIII. Вышли из лагеря в 9.20. Поднялись на правый борт и двигались траверсом по скальным и травяным полкам, с постепенным набором высоты. Через 0.40 долина расширилась, и мы вышли на моренную гряду идущую вдоль правой части цирка. Продолжили движение по мху и редкому кедрачу. Большой моренный холм обошли справа, по 35° склону. Далее перешли на левый берег, и продолжили подъем к верхнему цирку. Перевального взлета достигли через 1.50.

Подъем на перевал: нижняя часть крупная и средняя плотная осыпь 20-10° , далее живая осыпь 35-40° , в конце пологий выход на седловину. Подъем занял 0.30. Перевальная седловина представляет собой узкую щель между двумя скалами, шириной около 7 м., гребень узкий. Сняли записку группы под руководством Медведева Н.В. от 5.VIII.95, совершившей первопрохождение пер. .Седьмое небо.. Ориентировочная сложность 1Б (за счет спуска в сторону р. Анамакит Ангарский).

Спуск начали в 13.40. Спуск вдоль левой части кулуара по средней подвижной осыпи 35° , осложненный мокрым снегом на камнях. Перед поворотом вышли прямо к левой скальной стене. Далее спуск по средней части, по крайне неустойчивой осыпи 40° . Движение тесной группой, самостраховка альпенштоком, каски. Через 150 м. кулуар выводит к глубоко врезанному руслу ручья. Косой спуск по левому борту по мелкой осыпи 30-35° к бараньему лбу, перегораживающему ручей перед долиной притока р. Анамакит. Далее крутой спуск (до 35°) и выход в основную долину притока. Спуск до зеленых полян занял 1.25.

Поиск перевала со стороны р. Анамакит крайне затруднен большим количеством полуразрушенных скал-останцев. Из долины притока р. Анамакит выход в боковую V-образную долину в правом борте, затем подъем по последнему боковому кулуару левого борта перед конечным ветвлением русла.

Стоянка на лужайке напротив выхода боковой долины.

23-24.VIII. Работа в каньоне.

25.VIII. Выход в 7.00. Подъем на перевал занял 2.00. Спуск до сужения русла ( до места ночевки ) через 2.55 ходового времени. Через 4.45 вошли в тайгу, и через 5.55 достигли трассы БАМ.

Список снаряжения.

7. Жумар 2 шт. 0.3 + 0.3 кг

итого: 41.0 кг

личное специальное:

1. Система страховочная 1 шт.
  2. Блокировка и самостраховка 1 шт.
  3. Прусы ( 6 мм. ) 2 шт.
  4. Карабины 3 шт.
  5. Спусковое устр. (.восьмерка.) 1 шт.