стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Оять, Сондала, Шокша, Тянукса, Шапша, Ащина, 28.04-6.05.2001, Д.Шварц, В.Завьялов

Оять и ее притоки (Сондала, Шокша, Тянукса, Шапша и Ащина)
В. Завьялов, Д. Шварц, 29.05.2001
По мотивам похода 28.04 - 6.05.2001

Маршрут проходил по Вепсовской возвышенности, что находится на северо-западе Ленинградской области. Оять - одна из основных рек этого района - левый приток Свири.

Река Оять от деревни Курба до села Алёховщина (на этом участке сосредоточено почти все падение реки - от 174 до 15 м над уровнем моря) - замечательный маршрут 2кс для майских праздников. В это время, как правило, в лесу еще лежит снег, а половодье находится в самом разгаре.

Многие крупные притоки Ояти имеют довольно интересные в спортивном отношении участки. Иногда они расположены в верховьях (Сондала, Тукша, Ащина), и почти всегда - на последних километрах перед впадением в Оять. На эти нижние участки легко заброситься, сделав короткую пешку, возможно даже не разбирая суда. Именно таким образом и был построен наш маршрут. Притоки выбирались с площадью водосбора более 100км^2 и как можно более крутопадающие. Впрочем, как показала практика, по карте не всегда можно правильно оценить характер препятствий, возможно, не исследованные нами реки могут оказаться не менее интересными.

Что касается сложности маршрута - для каяков препятствия не превышают IIIКС. Опыта, например, верхней Поломети совершенно достаточно для прохождения всех участков. В самый пик паводка препятствия станут, конечно, опаснее, однако сильно сложнее - едва ли. Исключением может стать Ащина: только на этой реке есть крупные камни, которые по большой воде вряд ли затопит.

Ниже идет список пройденных нами участков, упорядоченный по возрастанию сложности. Указаны каячно-катамаранные категории.

Перекаты Ояти, IКС
Шапша
Надпорожский порог, Низовья Сондалы, IIКС
Шокша, Сондальский порог, Тянукса
IIIКС
Ащина

Все пройденные реки очень красивы, удивительно мало завалов, (за весь поход был только один обнос) видимо из-за того, что текут они в основном по хвойным лесам. Поэтому нам кажется, что в высокое половодье даже очень маленькие реки этого района могут оказаться интересными.

Хорошую стоянку легко найти в любом месте, исключая 3 небольших участка на Ояти. В паводок в притоки заходит лосось, поэтому невзятие нами никаких рыболовных снастей было явной ошибкой.

Мы шли на каркасных каяках и Ласточках. Нитка маршрута представлена в следующей таблице (время грязное):

участок м км ч:м км/ч м/км -
Оять (мост в д.Курба - волок на Сондалу) -57 40 5:30 7.2 1.4 сплав
итого, сплав: -430 181 28:00
итого, пешка: - 39 10:45

План похода

29.04 - приехали в Подпорожье, оттуда на автобусе - в Курбу; доплыли по Ояти до волока на Сондалу (перед дер. Кармановская);
30.04 - доехали/дошли до Сондалы, доплыли по ней почти до нижних шивер;
01.05 - прошли Сондалу, по Ояти доплыли до Винниц, сделали волок на Шокшу; прошли Шокшу, ночевали на Ояти ниже дер. Кузра;
02.05 - по Ояти доплыли до волока на Тянуксу (подвесной мост в Ярославичах), прошли Тянуксу, ночевали после Надпорожья;
03.05 - по Ояти доплыли до волока на Шапшу, прошли Шапшу, сделали волок на Ащину, прошли ее; заночевали напротив впадения Ащины в Оять;
04.05 - утром доплыли до Алёховщины, на автобусе уехали в Лодейное Поле.

Описания отдельных рек

1. Оять. Заброска на рейсовом или заранее заказанном автобусе от ст. Подпорожье до деревни Курба (118км). При пользовании рейсовым транспортом надо сначала доехать до автостанции (9км, автобус по словам местных, ходят раз в 40 минут), затем до Винниц (70км) и на местном автобусе до Курбы. Согласно [1] автобус Подпорожье - Винницы отправляется ежедневно в 13.00, согласованный с ним до Курбы - в 16.00.

Расписание поездов в последнее время часто и непредсказуемо меняется, но, скорее всего, поезд из Москвы, приходящий в Подпорожье утром, сохранится.

Мы заказывали автобус в фирме Автогарант (г. Подпорожье, тел. 8-(81265)-2-09-41/2-23-08). Автобус до Курбы на 26 человек обошелся в 1925р., поделенных на три группы.

Дорога - сначала асфальт, затем хорошая грунтовка, проходимая для любого транспорта. Время в пути - 2.5-3 часа.

Выше по реке можно заброситься в дер. Макарьевская, что удлинит маршрут на 10км. Но уклон Ояти на участке от Макарьевской до Курбы - 0.6м/км, так что вряд ли можно ожидать чего-то интересного.

Дорога Винницы - Курба пересекает реку собственно в Винницах, Кармановской и Лукинской. Маршрут можно сократить, начав в этих деревнях.

Выброска - рейсовым автобусом из дер. Алёховщина до ст. Лодейное поле (44км, 1ч. 15мин). Расписание автобусов (см. приложения) получено из [2] экстраполяцией. Найти машину до ЛП - скорее всего не проблема.

Справа перед мостом в Алёховщине удобное место для антистапеля - сосновый лес, есть дрова и оборудованное кострище.

Рекомендуемую в старых описаниях церковь Михаила Архангела (1730г.) в Алёховщине мы посмотреть не успели. А жаль.

От Винниц до Алёховщины на небольшом расстоянии от реки идет дорога, поэтому в случае надобности можно пытаться найти машину в любую из сторон. На автобус рассчитывать не стоит, он ходит только 2 раза в неделю [2].

Сплавляться ниже Алёховщины вряд ли интересно - препятствий нет, течение замедляется, населенность берегов возрастает [3].

Длина участка от Курбы до Алёховщины - 150км.

Ширина реки постепенно нарастает от 25м у Курбы до 80м в Алёховщине. Скорость течения примерно постоянна - 3-4км/час на плесах и до 10км/ч на перекатах. Единственный участок почти без течения - в д. Лукинская (3-4км). По берегам - по большей части смешанные леса, иногда - чисто лиственные, сосновые или еловые. От Винниц река течет в глубоком овраге. Рекомендую несколько раз подняться наверх - виды совсем, как в горах. Хорошую стоянку можно найти практически в любом месте, кроме участков у д. Лукинская (6км), Винницы (10км), Алёховщина (7км). От Винниц до Ефремково лучше выбирать стоянки на левом берегу, поскольку по правому в 50-500м от реки проходит дорога.

Мостов через Оять немного - на описываемом участке - автомобильные в Курбе, Лукинской, Кармановской, Винницах и Алёховщине, пешеходные в Винницах и Ярославичах.

По сравнению с притоками на реке больше чувствуется влияние человека, но это не раздражает, поскольку деревни и дороги гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Даже огромный башенный кран в дер. Курба выглядит забавной диковинкой.

Лесосплав по Ояти прекращен в 1973 году и теперь о нем напоминают только остатки плотины ниже Лукинской, вышеописанный кран и остатки ряжевой стенки под дер. Ратигора. Топляков в русле нет. По весне сплавляли лес также по некоторым притокам, в частности по Сондале. Никаких следов мы не заметили.

Препятствия позволяют оценить реку, как простую двойку весной и усложненную единичку летом. При нас почти все камни были залиты, при более низкой воде станет менее приятно, но вряд ли более сложно.

В нескольких километрах от Курбы начинается цепь перекатов, заканчивающихся незадолго до Лукинской. Валы до 0.3м, КС I, но приятно. Выделить Сухой порог (согласно [4], у дер. Шондовичи) мы не смогли.

В примерно 6 километрах ниже моста в Лукинской - остатки плотины (порог Серный). Ориентиры - шум и падение. Рекомендуется осмотр справа. По нашей воде порог представлял из себя слив более метра, справа очень пологий с валами 0.5м, слева - достаточно крутой с бочкой. Прохождение в левой части делают более опасным оставшиеся от плотины бревна, поэтому рекомендуется проходить справа. КС I-II.

За плотиной вновь начинаются перекаты, чуть более мощные, чем выше. Ближе к Кармановской один из них длится примерно километр. Мы отождествили его с описанным в [3] Котел-порогом. После перерыва на д. Кармановская перекаты начинаются снова. Сложность постепенно возрастает, достигая своей кульминации в районе устьев Сондалы и Тукши. Высота валов иногда доходит до метра, но сами валы очень пологие и прохождение нисколько не осложняют. Этот участок с большой натяжкой можно оценить второй КС для байдарок.

Перекаты заканчиваются в начале дер. Великодворская. Ниже, кроме Надпорожского порога, остается только десяток перекатов. Высота валов иногда доходит до 0.8м, но их пологость позволяет не замочить даже фартук Ласточки. КС I. Некоторые перекаты имеют собственные названия, например, Чурпорог перед устьем Чурручья.

Самое сложное препятствие Ояти - Надпорожский порог, находящийся перед одноименной деревней. Ориентир - высокий обрыв правого берега. Более сложна первая ступень порога с валами до 1.5м на левом повороте. Под правым берегом большая поганка. Ниже короткий участок быстротока и прямая вторая ступень. Валы до 1м. Общая длина порога 500м. Осмотр (слева) рекомендуется участникам с не более, чем карельским/валдайским опытом, а в пик паводка - всем. По нашей воде КС III для байдарок, II для катамаранов/каяков.

Последний перекат расположен под с. Мустиничи. Села с воды не видно.

Жители Алёховщины ловят рыбу с помощью стальной проволоки, натянутой через реку в 10 см над водой. Мы встретили 4 таких устройства. Будьте внимательны!

30dpi
Сондала. Схема 1:50000, 300dpi, 234kB
2. Сондала. Заброска на верховья Сондалы по дороге Кармановская-Капшозеро. Это грунтовка, вначале очень хорошего качества. К середине есть несколько переездов через ручьи по насыпанным бревнам, ближе к концу - болото, такое, что ни легковушка, ни, кажется, УАЗ не пройдет. От места, где на карте [7] дорога поворачивает на Ю (17км от Кармановской), на С отходит лесовозка к истоку Сондалы из Палозера. Первые несколько километров она раскатана лесовозами, но проходима разве что для Урала, но на полпути теряется в вырубках и если Вы не будете удачливее нас, придется идти 2км по азимуту.

Согласно [5], неплохая основная дорога на самом деле продолжает идти на юг и пересекает низовья впадающего в Палозеро Чогручья. Поэтому при удаче можно заброситься либо колесами в воду, рискуя застрять на завалах в притоке, либо сократить пешку до 1.5км и выйти к Палозеру. И в том и в другом случае могут быть проблемы со льдом на озере.

В истоке из Палозера - охотничья избушка, в середине 80-х [5] жилая, и плотина, вроде бы уже развалившееся. До места начала нашего сплава (в полукилометре ниже) никаких препятствий нет. [5]

Ниже по течению участки быстротока с простыми заломами переходят в серию все усложняющихся шивер.

Ключевое место Сондалы - через 3.5км после истока. Именно этот порог обозначен на карте [7]. Ориентир - большое падение, левый поворот. Зачалиться перед порогом довольно сложно. Очень напоминает первую шиверу Поломети, но гораздо короче. Длина ~300м, ниже короткая и более простая вторая ступень. За порогом река постепенно успокаивается.

Ниже 12км тихой, но довольно быстрой воды, примерно, как на Волгуше. Пару раз деревьям почти удалось перегородить реку, но все же нам не пришлось вылезать из каяков.

Нижние шиверы сосредоточены на последних 9 километрах перед впадением в Оять. Они довольно широкие и мелкие, крупных валов и камней нет, несложно, но довольно приятно. Весь участок шивер пройден нами за 1.20.

Про возможности промежуточных забросок-выбросок сказать что-нибудь определенное трудно. Местные упоминали бывший лесоучасток Сондала в среднем течении и лесовозную дорогу к нему. Но с момента прекращения лесосплава прошло почти 30 лет... От моста, обозначенного на карте примерно в середине Сондалы не осталось и следа.

От устья Сондалы до моста в Винницах 8км простых порожков.

60dpi
Шокша и Тянукса. Схемы 1:50000, 300dpi, 78kB
3. Шокша Заброска - 6-7км от Винниц до моста по дороге на д. Аверкиевскую. Дорога очень качественная, поэтому можно найти машину в Винницах (если не обладать нашим пофигизмом, это нетрудно сделать) или прямо в Подпорожье. Если выбрать пешую переброску с Ояти, удобно зачалиться у подвесного моста в Винницах, в 2км ниже автодорожного. В этом случае можно начать сплав от горизонтали 100м: дорога подходит близко к реке, а все шиверы, судя по всему, оказываются ниже места стапеля.

Начинать сплав с верховий, как рекомендует, к примеру, [6] со спортивной точки зрения бессмысленно, все падение сосредоточено в низовьях. Возможны проблемы со льдом на многочисленных озерах. Но живописные места и возможность подъехать к началу сплава на автобусе Подпорожье - Винницы (мост у дер. Заяцкая) могут искупить эти недостатки.

Препятствия на Шокше - просторные длинные шиверы с небольшим количеством камней и валами до 1м. Мест, аналогичных по сложности Сондальскому порогу, встречается 4-5. Интересны боковые, более короткие и крутопадающие протоки. Опасаясь завалов, мы туда не лезли, а потом, осматривая снизу, жалели. В ~2км от устья склоны оврага расступаются, лес исчезает и открывается вид на долину Ояти впереди. Очень красиво, особенно впечатляет контраст с только что закончившимся узким оврагом. Начинается широкая и мелкая шивера. В 100м до устья Шокши - автодорожный мост.

Если заканчивать спортивную часть похода сплавом по Шокше, можно собраться у моста и дойти до Винниц (1.5км), а можно и продолжить сплав по Ояти до Алёховщины (один очень напряженный ходовой день или 2-3 спокойных).

4. Тянукса Самая маленькая из пройденных речек, площадь водосбора около 100км2. Заброска - от подвесного моста через Оять в селе Ярославичи. Хорошая тропа от моста выводит к деревне Лаврово. За километр подъема набор высоты ~100м. Выйдя на поле, не забудьте обернуться назад. Вид того стоит. Из Лаврово нужно выйти по главной улице и идти по ее продолжению на В, оставив справа деревню Феньково, а затем слева - деревни Средняя и Лошково. Где-то через километр от поворота на Феньково направо в лес пойдет широкая просека с колеей. Это - лесовозка до реки. Идти по ней ~2.5км. Шансы найти машину до реки в окрестных деревнях сомнительны - по лесовозке проедет разве что Урал.

Заброску не с Ояти организовать непросто. Дорога, проходящая мимо Лаврово в направлении З-В - отличная грунтовка. Но о том, куда она ведет, можно только предполагать. И в любом случае по лесовозке придется идти пешком.

На Тянуксе чуть ниже брода лесовозки - два капитальнейших завала из пиленых бревен. Обнести лучше сразу оба (по правому берегу, 70м). Далее сплошных завалов нет. Основные препятствия - мелкие и довольно широкие шиверки. Приходится часто уходить от обливных камней, слалом, впрочем, довольно медленный.

Кульминация реки - перед впадением в Оять. Ориентир - большой остров на левом повороте. Основная протока - правая - без особых сложностей, левая в нашу воду перекрыта в одном месте бревном. Далее следует спокойный прямой участок, резкий правый поворот, за которым идет несколько приятных узких горок, довольно высокий порог на слабом правом повороте и длинная прямая шивера до самой Ояти.

Если спортивную часть маршрута закончить на Тянуксе, для выброски надо сплыть 10км вниз по Ояти и либо (проходя или не проходя Надпорожский порог) искать машину в Надпорожье, либо предпочесть гладкую греблю до Алёховщины.

60dpi
Шапша и Ащина. Схема 1:50000, 300dpi, 137kB
5. Шапша С Ояти пешку на Шапшу можно делать по крайней мере двумя способами: или найти тропу от реки наверх в деревню Левково а затем спуститься к реке через д. Ратигора, или проплыть еще 2.5км и выйти на дорогу, ведущую в Ратигору. В первом случае длина волока чуть меньше 2-х километров, однако в начале придется залезть на почти стометровый крутой склон. Мы выбрали второй вариант.

Антистапель удобно устроить за островом, обозначенным на карте [7]. Его ориентир - ряжевая стенка, закрывающая правую протоку. Идти пришлось почти 3км, однако основная высота набирается плавно, по дороге. От деревни - замечательный вид на долину Шапши. Обозначенную на карте дорогу через д. Ратигору к Шапше найти не удалось, но, обходя деревню слева, мы подсекли тропинку, спускающуюся к реке.

Забрасываться на низовья Шапши не с Ояти не рекомендую - 8км реки не стоят таких усилий. На автобусе Лодейное Поле - Печеницы [2] можно доехать до д. Шапша в 22км выше по реке, а при желании и до Печениц, но у последней деревни река еще очень мала. Падающий участок начинается от устья Сары в 3км выше д. Ратигора.

Шапша начиная от Ратигоры представляет собой почти непрерывную шиверу, широкую и довольно мелкую. Интенсивность при приближении к устью возрастает. Выдающихся препятствий на реке нет, первый ориентир - дома д. Ефремково показывают, что до устья осталось 0.5км. Почти в устье - автодорожный мост через Шапшу.

Вариантов выброски с Шапши два. Либо пытаться уехать на автобусе или машине в Алёховщину или Лодейное поле либо плыть по Ояти до Алёховщины.

6. Ащина Волок на Ащину мы начали от резкой излучины Ояти в километре ниже устья Шапши. Этот вариант оказался не самым удачным, так как обозначенная на карте [7] дорога Карпина Гора - Красный Бор в начале заросла березкой почти полностью, а от самой деревни Карпина Гора остались только остатки выгона.

Удобнее начинать волок почти у устья Ащины. В этом случае надо вылезти по безлесному склону наверх на поле и найти остатки дороги, поворачивающие с Ю на В. Войдя в лес, дорога улучшается, хотя первые километры проехать по ней может только танк. Через пару километров слева начинают подходить раскатанные лесовозки и идти становится легче. Через реки Сарка и Ащина - хорошие мосты. При нас на Сарке паводок уже прошел, плыть было в принципе можно, но вряд ли интересно.

Сплав начали от моста через Ащину. Река довольно сильно отличается от остальных изученных нами притоков Ояти. Тут впервые появляются большие камни (более 1м в диаметре). Уже с самого начала встречаются довольно высокие и мощные горки, иногда с небольшими бочками, разделенные длинными плесами. Встречаются и довольно опасные заломы. Если на Сондале они требовали, как правило, пары вялых гребков, то на Ащине существенно добавляли остроты ощущений.

Кульминационный участок реки начинается за пару километров до впадения Сарки и кончается через полкилометра от него. Тут препятствия сливаются в почти непрерывную шиверу. Во многих местах требуется быстрый и точный маневр между камнями. Первый километр ниже устья Сарки Ащина напоминает небольшую саянскую речку. Ближе к устью река распадается на отдельные шиверки и становится проще.

По продольному профилю Ащина напоминает Сондалу - плес после истока из озера, крутопадающий участок через несколько километров, длинный плес и крутая шивера в низовьях. На верхний участок падения можно попытаться заброситься по лесовозкам (4-5км) от д. Хмелезеро, в которую ходит автобус из ЛП [2]. Тот же автобус походит через д. Тимошино, находящуюся в середине нижнего плеса и через д. Красный Бор, откуда до моста через Ащину, у которого мы стартовали, около 2км.

Самый простой способ выброски от устья Ащины - плыть до Алёховщины.

Впечатления, Рекомендации.

Маршрут очень понравился, хотя и оказался проще, чем ожидалось. В отличие от Валдайских связок из нескольких речек, удалось обойтись без длительных переездов на транспорте.

В бассейне Ояти активно ведутся лесозаготовки. Из-за этого дорогу при пеших переходах найти легче, но вырубки и остатки деревьев весьма неприглядны. Впрочем, по-настоящему мы с этим столкнулись только по пути на Сондалу.

Обрадовала чрезвычайная благожелательность местных жителей. К туристам они относятся не только с пониманием, но и с интересом. А некоторые и сами не прочь поплавать.

Свободно конвертируемая валюта в этих местах пока еще не рубль, а спирт. Возьмите немного про запас.

Не следует серьезно относиться к страшным описаниям Ояти, [3], [4], [9]. Лесосплав и заломы из молевого леса стали анахронизмом, из выдающихся ляпов - никакого "узкого желоба из валунов и каменных плит" и прижимов [3] не наблюдается, оценки длины Надпорожских порогов завышены до 6 раз.

При расчетах Вашего графика движения учтите, что в нашем походе

- погодные условия были близки к идеальным - только один ночной заморозок и один сильный дождь, обеспечивший необходимый подъем воды в Тянуксе и Ащине. Остальное время - ясно или переменная облачность.

- из-за дружной весны снег и лед растаяли еще до того, как прошел паводок, что облегчило пешки и не оставило никаких намеков на ледовые заторы. А несколько лет назад на майских праздниках группа Д. Марчука была вынуждена от Кармановской до Сондалы тащить лодки 20км по снегу и льду, не смогла зачалиться перед Сондальским порогом из-за ледяных заберегов и, после киля, одну из лодок затащило под лед.

- везло уникально. Не считая погоды, отсутствия снега и льда и так кстати подвернувшегося дождевого паводка, нам удалось поймать вахтовку почти до Сондалы, нигде не ошибиться с ориентированием, прямо в Подпорожье найти еще одну группу на Оять, снизив цену заброски со 140 до 80р. Список можно продолжить.

- все члены группы обладали опытом, превышающим встреченные препятствия, что позволило проходить большинство шивер сходу и останавливаться только для фото и видео съемок.

- В пик паводка исчезнет большинство уловов, что сделает нашу тактику прохождения "иду, пока вижу чалку впереди" неприменимой.

- благодаря быстрым сборам, специально подобранному снаряжению и раскладке и большому опыту пеших походов у всех членов группы мы смогли ежедневно идти 8.5-10 часов, не тратя много времени и сил на пешие переходы и стапели-антистапели.

Суда. Оптимальным судном для подобного похода нам кажется Ласточка-11. Каяки имели больше проблем как на воде, так и на волоках, катамарану будет скорее скучно, а байдарке - очень сурово. Неплохо пойти и на Егерях/Скаутах/надувных лодках.

Снаряжение. Обязательно по полной программе. Нам не понадобились запасные весла и морковки, но вряд ли каждый поход сложится так удачно.

Способов выбора маршрута в стиле нашего много. Например, мне для следующего раза нравится вариант: Тукша с верховий - Шокша - Кузра - Тянукса - (переезд) - Ащина с верховий.

Дополнения.

1. Примерное расписание автобусов Алёховщина - Лодейное Поле.

номер (пункт отправления) время комментарии
85б (Тервеничи) ~08.00 кроме вс
866 (Алёховщина) 08.00 ежедневно, междугородный в СПБ
93 (Надпорожье) ~08.30 пн
95 (Ребовичи) ~09.00 пт
84/88 (Вонозеро/Хмелезеро) ~10.30 пт
85а (Шархиничи) ~15.15 ежедневно, коммерческий, билет 23р.
93 ~19.30 пн
85б ~20.00 кроме пт,вс
84/88 ~21.00 пт,вс
95 ~21.20 пт,вс

Автобус Лодейное поле - Тихвин отправляется из ЛП в 14.30. Когда обратно - неизвестно.

2. Ударения итд. В названии Оять ударение на второй слог, а в названиях притоков - на первый. Ащину местные иногда называют Ащинкой. Деревня Кармановская, судя по указателю и словам местных, имеет общеупотребительное название Нежма. Алёховщина пишется через букву "ё".

3. Километраж, площади водосбора и другие характеристики некоторых притоков Ояти можно посмотреть на схемах [10].

Использованная информация.

[1] Оять и Капша. Отчет. http://lib.ru/TURIZM/oyat2.txt
[2] Расписание автостанции Ладейного Поля. lp.htm
[3] Г. Я. Рыжавский. По рекам и озерам Балтийского склона. М1995.
[4] По реке Оять. http://baydarka.narod.ru/routs/WMS/WMS_E022.htm
[5] Д. Марчук, А. Северин, А. Чернышов, К. Чикин, частные сообщения.
[6] Ю. Б. Воронов. 100 избранных маршрутов для путешествий на байдарках. М1992.
[7] Ленинградская область. Атлас. М1:200000, 444 ВКФ, СПБ1998.
[8] Восток Ленинградской области. Атлас. М1:100000, 444 ВКФ, СПБ1998.
[9] Л. Плечко. Водные маршруты Ленинградской области, Л1987

Дневник.

Д.Шварц с комментариями В. Завьялова и А. Захарова

Какая все-таки радость - после бешеной гонки по маршруту школа - дом - вокзал с 20-минутной остановкой на сбор рюкзака, встретить первого члена группы даже не у Ленина, а в 100 метрах до него у пивного ларька. Зах, как всегда, гордо поднимает рюкзак одной рукой. У Ленина - столпотворение как диких, так и организованных туристов. Последние ищут своих вожаков, машущих тетрадными листочками с названиями фирм. Пока народ собирается, узнаем, куда идут соседи: по большей части на Мсту.

Мимо проходит мужик с рюкзаком невообразимых размеров. Когда это чудо падает с тележки, водрузить его обратно можно только втроем. Короче, наши с Захом суперрюкзаки отдыхают. От шока так и не спросили, куда мужик собрался.

В поезде встречаемся с будущими соавтобусниками. Кроме них в вагоне еще две группы - одна, кажется, на Уксунйоки, другая - на Полометь. Неужели на Валдае еще есть вода?

В Подпорожье. Леша К., Леша С., Саша
С утра вперед выступают чисто вещественные стороны жизни. Выясняется, что Зах не забыл лодку, каны, герму для сигарет и, кажется, что-то еще. Раскладка, костровой набор и сигареты не были так удачливы. По старой весенней традиции частично закупаемся в Лодейном поле. Но дальше нам везет! Заказанный автобус уже ждет, находится еще одна группа в Курбу, и цена заброски падает почти вдвое. В дороге выясняется, что наши попутчики - небезызвестные ТНБ (в смысле - почти ТОО) и начинается хаотичная распальцовка с обеих сторон. Волна критики обрушивается на мою седую (а точнее лысую) голову. ТНБшники говорят, что утопят своего адмирала, если он запретит им пить и советуют Лешам сделать то же самое. Впрочем, до воды еще далеко, почему-то даже снега не видно, и вообще, кажется, паводок прошел. Вид Ояти подтверждает худшие опасения. Местные говорят, что пик был дней 5 назад и на метр выше, а нормальный уровень - на полметра ниже. Обедаем и собираемся, оставляя позади не только попутчиков но и приехавшую на 4 часа раньше детскую группу с двумя ПСН-6 и тремя байдарками. Леша Савватеев, обмениваясь последними приветствиями, нахально пожелал им выйти сегодня, что произвело деморализующее действие - маленькая девочка спросила: "Мама-мама, а мы сегодня будем плыть?"

Стапель в Курбе

Леша Кукин
Дима Шварц

Шивера на Ояти
Небольшой дождь

[Еще пониже стояли две группы с катамаранами. Один из катамаранов был весьма странный: на очень маленьких поплавках, с огромной мачтой в виде буквы А. - СЗ]

Река несет весьма шустро, хотя пороги носят характер чисто номинальных перекатов. До вечера нам надо сбросить 72м по высоте - неужели все пройдет на такую халяву?

Плотина
Часов в 7 доходим до плотины. Слева - слив чуть более метра с бочкой, справа - гладкий черный язык. В слив из-за техногенности не хочется, смотреть не на что, тем не менее 5 человек вылезли изучать. Проходили мы как-то странно. В конце Зах, стараясь меня подстраховать, залез в бочку, где некоторое время плавал между бревнами, оглашая воздух нецензурными комментариями.

Еще пара часов и, как говорит наш штурман Слава, дошли до места, откуда стоит начать волок на Сондалу.

[Уже поздно было, всем наскучило плыть, и каждые десять минут меня просили сориентироваться, а то как бы мы нужное место не проплыли... В конце-концов мне это надоело и я сообщил, что по берегу идет дорога, по которой утром можно будет пройти недоплытое вечером расстояние. Все обрадовались и тут же решили заночевать. - СЗ]

Пока варится ужин, иду на разведку. Дорог в лесу - как грязи, большинство - лесовозные, основная, довольно плохого качества, идет в направлении В-З - ровнехонько, как нам надо. Вот только по карте до нее должен быть километр. Ладно, вернусь в лагерь, посмотрю на GPS, может ошиблись.

В лагере выясняется, что не ошиблись и найденной на местности дороги на карте нет. Решаем с утра, разобрав каяки, идти вдоль реки по подвернувшимся дорогам с целью попасть на магистраль. А пока радуемся первому ходовому дню, борщу, рису и соевому мясу, оказавшемуся на удивление вкусным.

Начало пути на Сондалу
Утро встретило нас сплошной облачностью, хотя и без дождя - идеальная погода для пешки, которой предполагалось ни много ни мало - 18км, если не заблудимся. Лесовозная дорога и вправду пошла вдоль реки, любезно повернув на север, но через 15 минут путь преградил завал из бревен высотой метров 5. Да, на реке такое еще куда ни шло, а вот на дороге! Вспомнив добрым словом лесорубов и маму, перебрались поверху и оказались в месте, где лес валили не 20 лет назад, а всего неделю. Груды бревен, вагончик и странные железные штуковины. Зато магистраль оказалась в сотне метров. Накатанная грунтовка, на первый взгляд проедет что угодно.

А через 10 минут хода удача повернулась к нам лицом далеко не в последний в этом походе раз. Оказавшиеся в вахтовке мужики без разговоров взялись отвезти нас до поворота на зимник. Но сначала они сели передохнуть, попивая что-то из бутылки Очаковского.
- Пивко?
- Обижаете ребята, спирт.

Позже, правда, оказалось, что спирт разведен до ~35%, но пили они его, как мы с Гришей кока-колу. Впрочем, как же на русской машине по русской дороге и без русского напитка?!

Время нашего совместного пути распределилось так: 40 минут на дорогу (11км), полчаса на согласование названий и выяснение, куда мы хотим. Как выяснилось, правильное ключевое слово - Палозеро, неправильное - Сондала, поскольку ассоциируется с лесоучастком в среднем течении, куда тоже идет зимник. Но комиссия из двух водителей и двух мужиков со встреченной по дороге Нивы разобралась, куда нам все-таки надо.

Дорога отличного качества, но несколько сложных мест на легковушке не проедешь, нужна Нива. Даже в нашем ГАЗе-66 пару раз были шансы врезаться головой в потолок.

[Под конец, по моему, есть одно болото не для Нивы, и, по-моему, даже не для УАЗа - СЗ]

А еще 40 минут заняла культурная программа - мужики очень заинтересовались, откуда мы и куда, и прокомментировали наши ответы:

[Идем плавать по Сондале.]
- Плавает дерьмо в проруби (один из них служил на флоте).

- Москва одно, деревня [о себе] - другое.
- Да ну, один ...
- ... то один, размеры разные.

По их словам, последний раз столь теплая весна была в 83-м году.

После небольшой совместной выпивки мужики решили проверить, умеют ли москвичи стрелять. Честь команды блестяще поддержал Леша Кукин.

Выпив еще немного, отлив четвертинку спирта и обменявшись с мужиками последними пожеланиями удачи, мы продолжили путь.

Обозначенный на карте зимник к истоку Сондалы существует и в начале раскатан лесовозами. Но через пару километров мы его потеряли и оставшиеся 2.5 шли по азимуту, в итоге выйдя на Сондалу в полукилометре ниже Палозера. Но мужики высадили нас во-время - даже по "дороге" Газ-66 не пройдет.

Сондала. Спуск на воду
Река течет быстро и ровно и, что самое удивительное, воды всего на 15см ниже пика. Радуемся удаче, сушим гидры на выглянувшем солнышке, собираемся и обедаем.

На воде сразу же начинает выделяться адреналин - впереди порог, в котором кильнулся Марчук (3-кратный чемпион России по ВТ), хороших ориентиров нет. Только введенные в GPS координаты черточки на карте. А на реке начинаются шиверы. Идем осторожно, один раз, когда не было улова в прямой видимости, просмотрели с берега. Ложная тревога. И вот впереди очередная шивера, кажется, немного помощней, внизу - улово. Вхожу. И вскорости понимаю, что, как и Марч, влетел без просмотра в Сондальский порог. Впрочем, страшного ничего не происходит. Мощная шивера с камнями и валами до метра, медленный слалом, КС II+ или III-. Не карельские, конечно, честные "катамаранные". У народа - первые приключения (Не зря за них вечером пили!) - о бревно кильнулся Леша Кукин и на отмели, пытаясь его спасти, Слава. Последствий никаких.

Вход в Сондальский порог. Снято с последнего возможного места чалки. Никто больше, почему-то, чалиться не захотел...
[Леша уже почти вылез на берег. Я хотел подплыть к нему, чтобы спросить как дела. Но из-за черной, почти непрозрачной воды просто не увидел отмель. Вылетел на нее боком и вывалился на мелководье. Даже висящий на боку фотоаппарат не намок! - СЗ]

После левого поворота на прямом участке - второй порог, он попроще и просматривается сверху. Прошли без осмотра и проблем.

Ниже шиверы постепенно ослабевают и, наконец, заканчиваются. В нескольких местах деревьям почти удается перегородить реку, но мы прорываемся без вылезания из лодок. Решаем плыть до семи и искать место для стоянки. Задача уже не так проста, в среднем течении леса по берегам Сондалы скорее лиственные. Но нашли быстро. GPS говорит, что прошли 2/3 реки.

Захаров
С утра термометр показывает +1, а на Ласточке - иней. Видно, был заморозок. Вода упала на 5см. Выходим. Быстрее собравшимся - призовая игра - можно расслабляться, а река быстренько несет тебя вниз. Через полчаса догнали последние вышедшие, а еще через час начались нижние шиверы. Очень приятно, но проще верхних порогов (II). Зато кайф непрерывный. Последние минут 10 GPS упорно показывал, что до Ояти осталось 0, и на языке уже вертелись шуточки, что опять пропустили слияние, как прошлым летом, или попали в кольцо времени.

Винницы
Но не опознать Оять было нельзя. Великая Русская река. Страшные пороги с прижимами и метровыми валами, описанные в старых лоциях, на поверку оказались игрушечными, но милыми перекатами. Стратегия прохождения на Ласточке - по возможности не грести, а то еще фартук намокнет. Через час мы уже в Винницах, откуда предстоит пешка на Шокшу.

Начало пути на Шокшу

Местные относятся крайне дружелюбно, но на вопросы, где можно найти грузовик, ничего внятного не говорят. Ладно, каяки решаем не разбирать, благо пешка по дороге и идем в горку, шокируя население своим московским видом. Населению, впрочем, плевать, видимо привычное или с похмелья, благо 1 мая. Дорога - в поселке асфальт, дальше - хорошая грунтовка. Последний километр пути вкушаем шум от реки, текущей внизу в овраге. Наконец, решаем, что прошли достаточно и спускаемся. Впереди - шивера, позади - ровная вода. Угадали! Обедаем и сплываем.

Леша Захаров
Леша Савватеев

Шокша
Река больше и шире Сондалы, менее разнообразна с точки зрения видов, но очень красива. От старта начинается непрерывная шивера, лучшие участки (4-5) в духе Сондальского порога. Народ ругается, что мало останавливаемся на съемку и в этом прав. Интересны места, где река разбивается на протоки. Одна из них меньше и короче, зато очень круто падает. Мы туда ни разу не сунулись, опасаясь завалов и мелководья, а зря!

Саша
Слава

Леша С.
Леша К.

Последняя шивера Шокши. Впереди -- мост и Оять
Километра за два до устья горы (А как еще назвать овраг глубиной 60м?) расступаются и река уносится вниз между безлесных холмов широкой мелковатой шиверой. Контраст впечатляет! А впереди уже видна долина Ояти. 15 минут поисков основной струи и мы проплываем под мостом, в 100м за которым прощаемся с Шокшей.

Машем веслами еще 15км (мне показалось по карте, что 10 и последние полчаса прошли в вопросах к самому себе - а где?). Показавшийся за поворотом старый башенный кран напомнил о прочитанной в Москве лоции. Кузра! В деревне устье одноименной реки. Оно помогает понять, сколько сейчас воды в притоках с площадью водосбора ~100км^2. Мало, но плыть можно. Решаем, что пойдем на Тянуксу, но идти до места волока уже поздно, поэтому встаем на первой же приглянувшейся стоянке. Вечером, ночью и утром - сильный дождь, поэтому ужин проходит в палатке, а завтрак и сборы - под тентом. К началу волока, однако, разгуливается. Ставятся новые рекорды пофигизма на сборах - по мокрости погоды никто не разгидривается, а я, чтобы гидра не сползала, не снимаю спасжилет. В конце концов каску все же решил снять. Впрочем, еще один рекорд я поставил на предыдущей пешке, скатав Ласточку с невынутой из-под деки пилой-цепочкой. Как ни странно, обошлось.

В палатке

Дорога вверх оказалась тропинкой от навесного моста. За километр подъема мы набрали ~100м, вспомнив маму, плато Путорана, Саяны и Хамар-Дабан.

[Тропа, впрочем, отличная, прямо слоновья! А сверху -- отличный вид на Оять! - СЗ]

Идем на Тянуксу. Внизу видна Оять
Разобравшись с ориентированием, настраиваемся на 2.5км азимута, но неожиданно находим лесовозку, идущую в нужном направлении и, более того, совпадающую с указанной на карте. 40 минут и мы у Тянуксы. Немного потрепавший нас дождь сослужил хорошую службу - не знаю, сколько воды было до него, но после стало всего на 30см ниже пика. Пока река напоминает Большую Сестру, только ярко-рыжего цвета. Мужики в устье Шокши говорили, что на Тянуксу есть лесовозная дорога, но сама река завалена. К словам местных обычно надо относиться спокойно, но лесовозка действительно была. И на берегу лежат остатки лесозаготовок, вполне пригодные для перегораживания реки. Через 100-200м худшие опасения подтверждаются - два мощных завала подряд. Обносим сразу оба, пошучивая, что сейчас нам мало не покажется. Стартовать приходится с отвесного берега высотой примерно метр. Для Ласточки тюлений старт больше напоминает ползанье, но результат достигнут. Долго жду остальных. Оказывается, Саша, пытаясь повторить мой маневр, заклинил каяк. Что ни говори, а у Ласточки много плюсов!

Тянукса в верховьях
Вскоре начинается шивера. По сложности сравнима с Шокшей, но более узка и камениста. Требуется быстрый слалом. Чем ниже, тем круче. Но завалов, как ни странно, нет вообще. Все, что плывет с верховий, застревает в тех двух. Ближе к концу, правда, нашли заваленную протоку и мы со Славой туда ломанулись, считая, что проход есть. В итоге пришлось перетаскивать лодку через бревно на очень мощной струе. Финальные шиверы впечатляют. Выйдя из-за поворота, смотрю, что впереди. Бревен не видно. Иду. На заходе в порог понимаю, что высмотренное улово метра на два с половиной ниже, чем я сейчас. Короткая борьба за жизнь. Проехали! Впереди 100м несложной шиверы и Оять. Но как оказалось, даже небольшое ослабление внимания может стать источником ... небольшого приключения. В 10-15 метрах впереди оказалось бревно на уровне воды, перегородившее основную струю. Для спасения необходимо было выброситься на камни слева, что мне не удалось, поскольку маневрировать пришлось тоже среди камней. Идея перекинуть бревно через себя мне в голову не пришла (а могло получиться), оставалось мирно и спокойно кильнуться. Вытаскивание лодки проблем не вызвало, Зах и Саша воспользовались моим опытом и ушли влево заранее. Саше, правда, пришлось круто - камни, на которые можно было выброситься, занял Зах. Но все обошлось. А через 30 секунд я вернулся за застрявшим в бревне веслом, забрал последнее и пустил первое прямиком в Оять, так что остальные участники долго не понимали, где произошел киль.

[По своему положению, бревно и камни эти напоминали планку для прыжков в высоту. Бедный спортсмен (в лице адмирала) прыгнул не с той стороны и был прижат к бревну. Потом, вылезши из байдарки, я попросту сбросил бревно в воду - так что никто не увидел место киля - ЛЗ]

Перед впадением в Оять

Оять
Оять встретила нас холодным ветром в морду. Народ связывает это с дыханием Севера и вспоминает, что главное в нашем туристском деле - вовремя смыться. Да и дождевой паводок проходит. Короче, на Сару мы не пойдем, а значит впереди у нас 15км гребли до пешки на Шапшу.

Через час с небольшим показывается обрыв левого берега - ориентир Надпорожского порога - единственного достойного на Ояти. Ничего страшного, но мне удалось забраться в самые большие валы - 1.5м и пройти по краю невиданной с лета поганки диаметром метра 3-4. Кайф.

[По-моему, порог впечатляет не меньше порога верхней Сондалы или шокшинских шивер. Чувствуешь себя буквально как маленькая Ласточка на большой Ояти! -СЗ]

После порога решаем искать стоянку, как только деревня скроется за поворотом. И находим. Вечером ходим на экскурсию на верхнюю террасу - чистый сосновый лес с белым мхом - прямо Карелия. Вечером прячем вещи и подтаскиваем лодки к палаткам - встреченный чуть выше мальчик на деревянной лодке греб тайменевым веслом...

Над Шапшей
С утра, плывя вдоль косогора правого берега, пытаемся найти тропинку наверх. Не видно, хотя идущая следом группа была более удачлива. Решаем сплыть еще на километр ниже до места, где дорога подходит к воде. Будет длиннее, зато набор высоты не по лесу. Пешка запомнилась только подъемом к дороге - пришлось продираться через молодую еловую поросль. Дошли до д. Ратигора и, обойдя ее слева, нашли тропинку вниз.

Шапша

Сама Шапша доставила много удовольствия, но сложностей не было - широкие и достаточно чистые шиверы. Основная проблема - солнце в глаза. Упражнение называется "чтение воды задницей". Час развлечений и снова Оять, а в устье - деревня Ефремково. Иду общаться с населением. Мужики проблемы туристов понимают хорошо - не успел я подойти, как узнал, где колодец и магазин. А вот автобус будет сегодня. Жаль, нам надо завтра, так что придется доплывать до Алеховщины. Но пока наш путь на Ащину.

Оять

Место обеда и антистапеля выбрали у подхода к реке обозначенной на карте дороги. Поиски привели к пониманию, что дорога - это две слабо просматривающиеся колеи посередь березовой поросли. Нашему "катамарану" пришлось тяжело.

Отступление: каяки мы так и не разбирали, поэтому мы с Сашей Тонисом несли сашин каяк, а Леша Савватеев и Леша Кукин вдвоем два своих. Они и назывались катамараном.

От деревни Карпина гора осталось только поле с видом на стрелку Ояти и Ащины (Отсюда бы и начать волок!). Дорога уходит в горку. Нести становится еще тяжелее - по колеям текут ручьи, а ноги мочить не хочется, да и болотины надо обходить. Катамаранщики на эти проблемы плюют и их смачное хлюпанье слышно метров за 50.

На следующем переходе мы подверглись массированной атаке клещей. К счастью они только что проснулись и уже поняли, что надо падать, но что надо кусать еще не знают. Впиться успел только один.

К дороге потихоньку притекают лесовозки. На обочинах сложены огромные осиновые стволы. Правда, идти становится не проще - ноги вязнут в грязи.

А вот мост через приток Ащины - Сарку. Увы, на ней дождевой паводок прошел и плыть затруднительно, хотя соблазнительно - в низовьях уклон ~20-25м/км. Придется идти еще 2.5км до Ащины.

Вскоре после моста пришла еще одна дорога и появились следы разровнявшего покрытие трелевочника. Халява!

Начало сплава по Ащине

На Ащине дождевой паводок в самом разгаре (река-то большая) и вода мутно-рыжая, как в Тянуксе. В Сарке была коричнево-прозрачная болотная. Сама река сразу же удивила средним размером камней - примерно метр, в отличие от ~30см на предыдущих реках. Соответственно, крутопадающий участок еще не начался, а уже пошли требующие маневра сливы, иногда осложненные заломами. Приключение, впрочем, произошло на совершенно ровном месте - сначала, налетев на камень, кильнулся Леша Кукин, затем, при попытке его спасти на входе в струю - Леша Савватеев. Обоих понесло на залом из березы, за которую зашел Зах, [кинувшийся было спасать кильнувшихся, но вовремя заметивший пугающего вида завал и со страшными матюгами выгребший оттуда восвояси. - ЛЗ] готовясь ловить, что выплывет, и чуть не кильнулся на каких-то камнях. А перед заломом оказалось по колено...

Но нельзя не поблагодарить Ащину за предупреждение - начавшаяся ниже 3-4км шивера, упростившаяся через ~1км после впадения Сарки, оказалась самой сложной на маршруте. Кроме постоянного быстрого слалома среди камней, приходилось прыгать с горок высотой 1-1.5м. Таких мест встретилось около 10. Ниже одного из порогов реку перегораживает расческа. Расстояние между сучьями около метра. Прицелился... Попал! Вот наконец и Сарка. По карте осталось примерно 500м крутопадающего участка. Иду смотреть, что впереди. В поле зрения ничего нет. Так и докладываю - ничего особенного, обычная саянская тройка.

[После такого объяснения все, конечно, испугались... Но и вправду, ничего сложного не было, а миниатюрную сибирскую речку напомнило! - СЗ]

Остров. Ухожу в основную левую протоку. Увы, в конце она перегорожена завалом. Выбрасываюсь на камни и протаскиваю лодку. Леша С. решил провести каяк под бревно слева. Решение привело к забавной ситуации - на мощном течении стоит Леша по пояс в воде и держит каяк. Как садиться, непонятно, особенно учитывая то, что юбка сползла до колен и вернуть ее на пояс одной рукой Леша не может. Однако, пока Слава, Зах и я перечаливались, чтобы помочь, пострадавший справился сам. В конце острова Слава останавливается и показывает всем конец правой протоки - крутой слив ~1.5м. Сурово!

Шивера проявляет признаки агонии - исчезли горки, появились улова. Еще немного, еще... Ура! Оять!!! Встаем на шикарной стоянке напротив устья Ащины. Спортивная часть маршрута закончена.

Вечером решили, что вставать, как обычно в 6 бессмысленно - осталось 25км по гладкой воде, встанем в 7. И что же? В 6.10 все уже проснулись и решили, что пора вылезать.

Туман над Оятью
Через час с небольшим хода видим мужика на берегу.
- Сколько до Алеховщины осталось?
- Да километров 11.

Через 2км останавливаемся и смотрим на карту. Обычно местные сильно завышают или занижают расстояние, в зависимости от того, есть у них машина или нет. Но этот мужик совершенно прав.

Еще минут через 30-40 показываются первые дома Алеховщины. До моста, правда, еще несколько километров. Новое развлечение - натянутые через всю реку (~80м) тросы, к которым крепятся сети и переметы. Первый мне показал Саша, остальные или видны лучше, или просто привык.

Антистапель
У моста на удивление безлюдно. Есть сосновый лесок, дрова и кострище. Разведка в лице Заха докладывает, что до остановки 500м, автобус в 3-3.20. Сейчас 10 с небольшим. Вовсю пользуемся предоставившейся халявой, сушим вещи на так кстати подвернувшемся солнышке и обедаем.

Отступление: не удивляйтесь, что так рано. В походе выработался стабильный график: встаем в 6, выходим в 7.30, обедаем с 12 до часа, встаем на стоянку в 6-7 вечера.

Около двух выходим. По дороге познакомились с местным туристом. Он, конечно, был на многих из пройденных нами рек, хотя в арсенале их организации (на базе школы) только байдарки. Рассказал о правильных ударениях и готовящемся 7-8 июня слете авторской песни, куда мы и напросились.

Остановка ничем не отличается от прочих мест, зато окружена магазинами, которые подверглись небольшому налету саранчи. Пришедшая за 15 минут до автобуса тетушка пугала нас очередями в автобус - все желающие точно не влезут. Но на практике даже осталась примерно треть сидячих мест.

Час пути по отличной грунтовке и мы в Лодейном поле. По дороге видели построенную объездную вокруг ЛП и баржу с лесом на Свири. А в самом городе впечатляет выбор места для статуи Ленина - если ехать к вокзалу, последние 100м кажется, что Ильич не меньше Алексеевича и показывает прямо на тебя. От привычки к удаче совершаю тактическую ошибку - вместо того, чтобы взять билеты на поезд, отправляющийся в 21 с копейками и приходящий в Москву в 10, беру на ближайший - 16.35/3.35, благо круто показалось на него успеть. Даже вина для празднования окончания похода купить не смогли. Основное проявление цивилизации - система Экспресс-2 до Лодейки так и не дошла. Шучу с тетей-кассиршей, что мол, где мы еще такие билеты увидим.

Поезд, сначала опаздывавший минут на 30 (что и позволило нам на него сесть), в Москву, паразит, приехал во-время. Но я немного соскучился и пешка по ночной Москве с 25кг рюкзаком тоже доставила удовольствие. В без пяти 5 впервые в жизни перехожу поверху проспект Андропова, захожу в дом и бужу родителей звонком в дверь. Все.