LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Шапша - Хайгары - Важинка, пеше-водный поход 28.04-05.05.2002.

Шапша - Хайгары - Важинка
пеше-водный поход 28.04-05.05.2002

Слава Завьялов (Л11), Саша Тонис (КНК),
Костя Пряжников и Наташа Барьядаева (Кат2)

О районе

Маршрут проходил по Олонецкой возвышенности, довольно ненаселенному и малопосещаемому туристами району Карелии, расположенному к югу от Петозаводска. Этот край совершенно непохож на другие части Карелии, более всего он напоминает соседнюю Вепсовскую возвышенность.

Рельеф -- пологие горы высотой до 320 м над уровнем моря. Лес в основном еловый и, как и везде в Карелии, когда-то полностью вырубленный. Вырубки, как правило, очень старые, кое-где лес восстановился полностью, остались лишь огромные поросшие мхом пни. Довольно много грейдерных дорог (разобранных узкоколеек?), по которым обычно очень легко идти. Еще одна забавная особенность -- канавы в лесу, прокопанные с интервалом метров в 100 почти на всей территории возвышенности. Очень забавно изучать фотографию этих мест из космоса от NIMA (www.nima.mil), все канавы и грейдеры на ней отлично видны. Также часто встречаются небольшие клюквенные болота, легко проходимые даже по весне.

Лесозаготовки, похоже, уже очень давно не ведутся, в частности, на Важинке не видно никаких следов сплава леса.

Местные реки совершенно непохожи на карельские. Они тоже очень напоминают Вепсовскую возвышенность. Нижняя Важинка похожа на Оять, только гораздо менее населенную, а Шапша напоминает ее одноименный приток. Здесь невозможно встретить скалы или короткие крутые пороги. Все огромное по карельским меркам падение выбирается длинными равномерными шиверами. Исключение составляют лишь ни на что не похожие верховья Важинки.

Также нам показалось, что, подобно рекам Вепсовской возвышенности, реки здесь очень мало завалены, несмотря на многочисенные следы бобров. Может быть, в этом заслуга большого количества снега зимой и, как следствие, длинного и высокого половодья.

Как и на другой стороне Свири, историческое население здесь -- вепсы, соответственно и названия в большинстве своем вепсские или русские.

О маршруте

Маршрут шли в режиме первопрохождения. Про Шапшу до похода не было известно ничего. В верховьях Важинки (ударение на первый слог; название, видимо, происходит от ваадж (саам.) -- самка оленя) Саша Тонис был прошлой весной в пешем походе. Тогда он изучил почти весь ее порожистый участок с точки зрения сплава. Нижняя Важинка -- довольно популярная и несложная речка. Хотя единственное найденное в интернете описание слабо соответствует действитльности, характер реки мы довольно точно представляли себе еще в Москве. (После похода мы нашли неплохую лоцию по нижней Важинке. Ссылка на нее дана в конце текста.)

Несмотря на то, что водные препятствия оказались проще, чем предполагалось, в целом поход оказался очень удачным и полноценным благодаря исключительно красивым местам и достаточно сложному пешему переходу.

Погода была очень теплая и почти всегда солнечная, а уровень воды -- очень высокий (была проходима почти любая отмеченная на карте речка).

О пешке

Пеший переход с Шапши на Важинку, оказался, пожалуй, самой поучительной частью похода. За это время мы узнали несколько довольных необычных вещей о хождении по весеннему лесу.

Сильнейшая высотная поясность. В верховьях Шапши (180-200 м над уровнем моря) довольно много снега, иногда приходится идти, проваливаясь выше колена. В окрестностях Ладвы-Ветки (100 м) снега существенно меньше, почти всегда можно пройти по лесу, не заходя на снежники. На перевале от Шапши к Важинке (250 м) -- равномерный слой снега сантиметров 60-70. А если попасть в яму, можно провалиться и по пояс. В низовьях Важинки (17-50 м) вовсю распускаются березы, снег лежит лишь по оврагам.

Удобные для хождения места весной и летом совершенно разные. Весной Вас не сильно спасут просеки и неширокие дороги -- на них снег даже глубже, чем в лесу. Кроме того, если по просеке идет незаметная под снегом колея или канава, Вам часто придется туда проваливаться -- по колено в воду, по пояс в снег. Еще одно неудобство -- под тяжестью снега окрестные кусты ложатся на просеку, еще более затрудняя проход. Тем не менее, по просекам часто идти легче, чем по лесу. Широкие грейдерные дороги весной уже без снега, однако, по ним идти, конечно, не так интересно, хотя и очень быстро.

Гораздо больше помогают передвижению совершенно неожиданные места -- вырубки (или хотя бы низкий и редкий лес), болота (они в этих местах в основном осушены; кроме того, на болотах полно прошлогодней клюквы), различные хребтики, сельги, склоны оврагов -- на их солнечной стороне снега нет совсем.

В ровном высоком лесу почти невозможно найти бесснежную стоянку. Искать надо на краю болот, полянок, на локальных возвышенностях и т.п.

Надо быть готовым к постоянно мокрым ногам. Не в смысле изредка бродить ручьи и канавы, а километрами идти по щиколотку в воде. В нашу теплую погоду это не было проблемой, однако если бы было холоднее, пришлось бы надевать гидрокостюмы или придумывать что-то еще. Очень полезно иметь высокие гидрочулки (мешки из чернухи, одеваемые под ботинки). Некоторым также понравилась идея поддевать под ботинки неопреновые носки.

На пешке могут быть полезны снегоступы. Наши эксперименты с их изготовлением из подручных материалов были скорее неудачными. Полчаса привязываешь к ботинкам какие-то палочки или катамаранные лопасти, хорошо идешь метров 200, потом проваливаешься по пояс. Пока вылезаешь, снегоступы разваливаются, и надо все начинать сначала. Может быть, стоило взять из Москвы короткие широкие лыжи с нормальными креплениями, или что-нибудь в этом духе.

А вообще-то, не так страшен черт... Самые суровые наши переходы были по 400 метров по прямой за 25 минут -- не так уж и плохо. Для сравнения, по не очень сложной тайге обычно идется 1 - 1.5 км за переход, на крутых подъемах или в зарослях скорость падает до тех же 400м/переход. Учитывая, что в весеннем лесу всегда можно находить бесснежные участки, для группы с опытом пеше-водных походов я бы планировал проходить не менее 10 км (по прямой) в день -- как в нормальной горной сибирской тайге.

План похода и ходовое время

В ходовое время включены просмотры порогов, отдыхи, другие торможения, но не включен обед.

28.04 Заброска. В 0:28 выехали из Москвы, в 19:00 были на речке. 
29.04 Сплав по Шапше чуть дальше моста дороги на Нырки. 5:05
30.04 Сплав по Шапше до Ладвы-Ветки. 5:46
01.05 Пеший переход на Важинку. 10:53
02.05 Пеший переход на Важинку. 7:24
03.05 Сплав по р.Хайгары и верховьям Важинки почти до В.Важин. 7:02
04.05 Сплав по Важинке почти до Согиниц. 9:15
05.05 Утром сплав по Важинке, вечером -- поезд. 2:32

28 апреля, заброска

Едем на поезде N16 отправлением в 0:28. За час собираемся на вокзале у Ленина. Тут же собирается команда Булычева, человек 12, едут на Лоймолу-Видлицу. Тут же видим Пашу Шрамова, он куда-то быстро бежит в поисках своих каякеров. Они едут на Мсту.

У нас -- та забавная ситуация, когда перед посадкой в поезд еще надо всем познакомиться. В нашей команде ни один человек не знаком со всеми. Неудивительно, ведь всю последнюю неделю состав группы менялся чуть ли не по нескольку раз в день.

А еще, у меня в рюкзаке лежит половина всех наших вещей. И это чуть меньше 50 кг. Так что пешка обещает быть легкой.

Ночью сидим с командой Булычева. Саша Марчук кормит всех салатами, Борода здорово рассказывает разные лыжные истории.

Утром гуляем в Волхове, потом в Лодейке провожаем наших попутчиков. Борода, по-моему, очень удивился, узнав, что мы едем не с ними.

После Свири за окнами в лесу встречается снег. Смотрим, сколько воды в разных речках. Саша примерно помнил с прошлой весны уровень в Ивенке. Сейчас воды гораздо больше, река уходит за поворот мощной широкой шиверой с пенными валами. Впрочем, сюда мы не доплывем, антистапель у нас запланирован недоходя до железнодорожного моста. А вообще-то, неплохо было бы доплыть по Ивенке до поселка Ладва, по карте там немаленький уклон. Однако это сильно удлинит нам пешку и, что хуже, заставит пройти через цивилизацию в середине похода.

Пока же нас больше волнует другой вопрос. Если мы начнем сплав от Шапшозера, нам предстоит несколько километров плыть по очень маленькой речке, теряя силы и время на возможных завалах. Альтернатива -- начать сплав ниже, пройдя по дороге вдоль реки, или же сделав пешку в среднюю часть Шапши от ст.Деревянка (около 15 км). Этот вариант хорош еще и тем, что исключает какие-либо автобусы. В конце концов решили все же ехать до Петрозаводска.

В Петрозаводск приехали в 15:10, встретили Наташу (она ехала в другом вагоне) и пошли на автовокзал (по путям вперед и налево). Здесь я пообщался с водителем автобуса на Ладву (У нас была идея, что автобус в Ладву может идти через Шапшозеро. Оказалось -- неверно.) Купили билеты на 16:00.

Окончательно перепаковали вещи. Общественное снаряжение распределили по 17*3+5 кг.

На автовокзале встретили представителя какой-то туристской фирмы, он пообещал нам на Шапше много завалов. Еще какие-то девицы с маленькими рюкзачками, веслами и спасжилетами едут на Важинку. В Свирь планируют выходить 5-го, как и мы.

В автобусе тоже оказался один водник, едущий на дачу на Шапшозеро. Про Шапшу ничего сказать не смог, зато рассказывал, как местный народ весной плавает на чем ни попадя по Лососинке. Хотел показать проход к истоку Шапши из озера, но мы решили обойти озеро справа и пройти несколько километров по дороге вдоль реки.

На конечную остановку (на схеме обозначена буквой A) приехали около 17:00. Пошли дальше по дороге, потом свернули на грейдер в Деревянку. Тут уже сплошной снег, первые полкилометра шли по следам огромных колес, потом они кончились. Кругом в лесу -- только снег и вода. Я вспоминаю эпизод из поезда, когда Марина демонстрировала свою видеокамеру и пыталась упаковать ее в гидрочулок. Мораль стала ясна мне только сейчас: предусмотрительная Марина взяла с собой гидрочулки, а непридусмотрительный я о них даже не подумал. А здесь они очень могли бы пригодиться...

В 17:45 подходим к обозначенной на карте лесной дороге. По ней меньше километра до реки. Мы с Сашей идем на разведку. Хотим посмотреть на речку и, если она нам не понравится, идти дальше.

Путь к Шапше оказался весьма забавен: сперва брод через ручей, потом немного заснеженной дороги, клюквенное болото (очень приятное, хотя и мокрое место: нет снега, зато есть клюква), опять заснеженная дорога, широкая просека-вырубка и наконец перед самой рекой -- кульминация -- мокрый лес, где под толстым слоем снега много воды. Если не повезет, можно глубоко провалиться.

Нам повезло, у реки мы нашли подходящее место для стоянки -- небольшую сухую полянку в высоких елках (обозначение на схеме -- ST28). Река нас тоже обрадовала -- широкая и чистая пойма залита водой сантиметров на 50. Вода черная, довольно прозрачная. Я вброд дошел до летнего русла, оно, как и следовало ожидать, совсем маленькое -- метра 2 - 3 шириной. Решили начинать сплав отсюда.

Вернулись за Костей и Наташей и к 19:00 были на стоянке. Пока варится ужин, я заготавливаю лес для катамарана: на краю вырубки полно отличных еловых сушин. Только вот таскать в лагерь их приходится по колено в воде. В это время Костя надувает баллоны, Наташа режет закрутки. Хорошо, такими темпами мы сможем выплыть завтра до обеда.

29 апреля, первый день сплава по Шапше

Утром проснулись в семь и довольно быстро собрали катамаран. В 11:45 выплыли.

Река, как уже было сказано -- быстрая струя шириной метра 2 - 3, посреди широкой затопленной поймы. Завалов нет вообще, хотя следы бобров встречаются часто. Костя с Наташей осваиваются с катамараном, учатся грести вперед, не слетая со струи.

Через 45 минут -- первые препятствия. Река входит в очень узкий овраг. В нем находится пара несложных шиверок. Кстати, по берегам здесь неплохие стоянки, в отличие от верховьев реки. За оврагом река опять вытекает в широкую пойму, тут в 12:55 устраиваем обед в бесснежном березовом лесу.

После обеда выплыли в 14:30 и минут за 10 доплыли до моста дороги на Деревянку. Мост проходимый, хотя и тесный. Кроме того, река тут быстрая. Я немного боялся за катамаран, но Костя с Наташей прошли чисто. За мостом -- урочище Шапша. По левому берегу идут луга, здесь же впадает речка Елчин. После того, как река входит в лес, она еще некоторае время довольно быстрая. Здесь встретился довольно забавный слив через бревно и порожек, в котором струя поворачивала под густыми и низкими еловыми ветками.

Дальше река успокаивается и петляет по затопленному лесу. Впадения Гейна и Киндоса в этих разливах незаметны, однако Шапша явно увеличивается. Незадолго перед мостом дороги на Нырки река опять входит в овраг. Мост проходится легко, катамаранщикам пришлось только пониже нагнуться.

За мостом -- мощная шивера (2КС). За ней в 18:25 встаем на стоянку. Пока варится ужин, я гуляю вниз по реке и в паре сотен метров нахожу завал: огромное дерево, лежащее поперек реки. Это, кстати, единственный завал, встреченный нами на Шапше. Река тут все еще быстрая, однако у правого берега большой спокойный залив, где и можно спокойно перетащиться через бревно.

30 апреля, второй день сплава по Шапше

Утром выплыли в 8:50. Костя с Наташей были проинструктированы, как надо чалиться перед завалом, однако им это не удалось. Тыкнулись носом в берег на струе перед уловом, развернулись и попали на бревно в самом центре реки. Впрочем, вода здесь не такая мощная, чтобы кильнуть катамаран, так что вылезли на бревно и спокойно перетащились.

Дальше опять петляния по лесу в ожидании впадения Лупручья (Неспроста такое название, думали мы. Может быть, этот ручей никуда не впадает, а спокойно течет себе по кольцу. :) Потом слева пошли луга, река повернула направо и вот уже (11:15) впереди слышен шум и виден верхний край слива. Ну, наконец-то!

Собственно, отсюда и начинается основной каскад шапшинских шивер. Мы же пока увидели разрушенную плотину с перепадом метра полтора, с очень длинным и пологим сливом. Возможно, в низкую воду здесь и откроется какой-нибудь порог, а сейчас все довольно большое падение выбирается совершенно незаметно. За плотиной -- несильная шивера, скрывающаяся за поворотом.

По правому берегу смотрим не столько плотину, сколько место чалки для катамарана за ней. Ничего подходящего не находим, поэтому идем мы с Наташей. Костя хочет попробовать пройти плотину на Ласточке, но в нее не помещается (она забита вещами под коленную посадку).

Следующий небольшой кусочек шиверы я иду вместе с Костей, отрабатывая чалку на струе. Шивера постепенно ослабевает и мы становимся обедать (12:46-14:10).

После обеда идет несколько отдельных шивер и, наконец, самый веселый участок реки -- непрерывная шивера до самого конца. Костя с Наташей уже довольно хорошо чалятся в небольшие улова, так что идем спокойно и без остановок. Шивера не очень мощная, без больших валов, но довольно крутая. Нет в ней и камней, так что все довольно просто. КС 2. Река постепенно выходит на откытые места и течет протоками между ивовых кустов. Появляются чайки в большом кличестве. Когда шивера кончается, оказывается, что мы уже совсем близко от моста в Ладве-Ветки, а времени еще нет и 4-х. Решаем все же становиться на стоянку, не доплывая до моста, и спокойно высушить лодки перед завтрашней пешкой. В 16:00 встаем на южной излучине реки.

Таким образом, всю реку мы прошли почти за 11 ходовых часов. Думаю, что опытной команде каякеров реально это сделать часов за 8-9, уложившись в один хороший ходовой день. По такой высокой воде приятно было бы начать сплав от самого истока реки -- вряд ли там оказались бы завалы. Также интересно было бы продолжить сплав до поселка Ладва (еще километров 10-12). Сложность пройденного участка 2КС, этот маршрут можно смело рекомендовать командам с опытом прохождения любых небольших половодных рек. Из препятствий особенно запомнилась шивера после моста дороги на Нырки, разрушенная плотина и длинная заключительная щивера.

1 мая, первый день пешего перехода

Сегодня планируется ударный день. Хорошо бы к обеду дойти до переправы через Таржеполку. Прошлой весной там не было моста, так что придется строить катамаран. Хорошо бы это мероприятие совместить с обедом.

Произведенная с вечера разведка показала, что окрестный лес достаточно сухой и бесснежный, и на дорогу можно выйти, не замочив ног.

Проснулись в половине шестого, посмотрели на красивый рассвет над Шапшей, позавтракали и в 6:55 вышли.

Через 20 минут были на дороге. По дороге Костя хочет идти быстро, Тонис благоразумно пытается его тормозить. Тем не менее, установвшаяся скорость -- около 5 км/ч. Может, с легкими рюкзаками по хорошей дороге это и не страшно.

Дорога сперва хорошая, на ней встречаем пару мотоциклистов и Ниву. Километров через пять, после мощного ответвления налево, дорога становится более пустынной. Кроме того, мы постепенно залезаем в гору, возвращаясь обратно в зиму. Сперва по сторонам дороги появляются нерастаявшие кучи снега -- следы того, что дорогу зимой все же расчищали. Потом вся дорога оказывается покрыта слоем снега. Несмотря на это, перед нами идет довольно свежая колея: кто-то недавно здесь проехал на легковой машине.

Но даже на самом верху (наша высота -- около 180 м над уровнем моря) в лесу то и дело появляются следы весны -- совершенно сухие солнечные поляны. В одном таком месте встречаем греющуюся на солнце гадюку.

В 10:45 устраиваем перекус. Пьем предусмотрительно запасенный с завтрака чай, едим сладости -- часть специального "штурмового" дополнения к раскладке.

В 11:55 подходим к ответвлению налево. Мощная дорога выходит из лесу и идет на север -- в Петрозаводск. На развилке -- табличка: "Охотничье хозяйство Север-Тур. Охотничий клуб Медведь". И нарисован портрет этого самого медведя.

Но что-то тут не так. По прошлогодним Сашиным воспоминаниям нам нужен прямой перпендикулярный грейдер, а не эта узкая лесная дорога. И gps показывает, что мы не дошли до ответвления метров 200. Проходим немного вперед и находим искомую развилку. Дорога же с медведем на карте не обозначена.

Спускаемся по грейдеру к Таржеполке. Перед нами по снегу идет широкая колея. Неужели мост починили? Однако по мере приближения к реке, на берегу постепенно вырисовывается силуэт джипа, по следам которого мы шли. Водитель не смог проехать на другой берег и теперь моет машину.

Но для нас все не так плохо. С прошлой весны мост все же починили, а нынешнее половодье разрушило его не до конца. Несколько бревен еще перекинуто с берега на берег, по ним и переходим. Уже в 12:23 встаем на заслуженный обед на другом берегу Таржеполки.

Но не все так хорошо. У Кости какие-то проблемы с коленом, от обеда он отказывается. Да и дорога становится гораздо более суровой. Совершенно прямая, она полого лезет вверх на высоту 250 м. Сзади открывается вид на Кили-гору, на далекие леса за Таржеполкой. На южной стороне дороги лежит глубокий снег, по северной стороне идти проще, но постоянно приходится обходить или перешагивать лежащие на дороге кусты. Наташа по снегу идет медленно, ее разгружаем. Костя идет, стиснув зубы, пока довольно быстро.

В месте, где дорога заворачивает к югу, думаем, что делать дальше. Можно пройти еще километров 8 по дороге, сделав большую петлю, а можно срезать по лесу, пройдя всего километра три по прямой. Дорога не очень удобна для передвижения, так что выбираем второй вариант (16:55).

В лесу снега чуть выше колена, но наше продвижение выглядит оптимистично: за 25 минутный переход мы проходим метров 400 по прямой. Такими темпами мы сможем пройти нужные три километра за сегодня и около 8 завтра. (Пока мы планируем идти к началу ущелья Важинки.)

Однако через пару переходов народ вдруг резко замедляется. Решаю, что надо остановиться и вскипятить чай. Времени еще много, а потратить его на передвижение со скоростью 200м/час не хочется. Пока готовится чай, иду на разведку. И метрах в пятидесяти нахожу полную халяву: невысокий бесснежный хребтик идущий точно на северо-запад. А метров через 300 слева начинается открытое клюквенное болото, без снега, разумеется.

Взбодренные чаем, шоколадкой и радостными новостями, идем на болото. Идти легко, даже канавы, которых Саша боялся с прошлого года, оказываются приятным развлечением. Сегодняшний день можно считать удачным: нам остается только выйти на начало просеки, которая завтра должна привести нас почти к самой Важинке.

Подходим к началу просеки и видим забавную вещь: никакой просеки в обычном смысле этого слова нет, а есть настоящая река, вытекающая из лесу по широкой канаве и разливающаяся по болоту. Решаем перейти ее (на северном берегу может быть меньше снега). Максимальная глубина больше метра, но, перешагивая через основное русло, удается намокнуть лишь чуть выше колена. Пройдя еще немного по затопленному болоту, наконец входим в снежный лес.

Народ бодр и весел и готов идти вперед. Однако пора бы уже искать место для стоянки: с этим тут большая проблема. Встречаем несколько поперечных канав, не очень глубоких. Они недостаточно широки, чтобы на их берегу были бесснежные поляны. Лишь минут через 45 выходим на широкую поперечную канаву, обозначенную на карте как просека и находим небольшой пятачок протаявшей земли, пригодный для стоянки. Время 19:30.

Я иду смотреть на пересечение просек. Саша, вроде бы, был там в прошлом году и никаких канав не видел. Но сейчас все не так: с востока на запад по-прежнему идет узкая канава, уже не такая полноводная, глубиной сантиметров 30. Может, просека идет параллельно канаве чуть южнее? Возвращаюсь к остальным. Моя идея идти завтра по руслу канавы энтузиазма не вызвала. А было бы забавно.

Вечером Саша угощает всех коньяком -- сегодня был действительно тяжелый день.

2 мая, второй день пешего перехода

Выходим в 8:33, бредем по снегу. Сейчас мы как раз на перевале к Важинке, наша высота более 260 м! Сегодня нам предстоит долгий спуск почти на 100 метров. Решаем выйти на просеку и, о чудо, канавы на ней не обнаруживаем. Просека узкая, снега тут не меньше, чем в лесу, но нам больше не придется тратить силы на пролезание по зарослям.

На просеке довольно прочный наст. Однако это не очень приятно: идешь несколько шагов, потом проваливаешься и с трудом поднимаешь себя и рюкзак обратно на поверхность.

Находим еле заметную поперечную дорогу, и садимся отдыхать, думая, что это обозначенный на карте грейдер. Возникает идея сделать снегоступы.

Полтора часа пытаемся воплотить идею в жизнь. Саша и Наташа привязывают к ботинкам поперечные палочки, Костя приклеивает скотчем к ботинкам катамаранные лопасти, я экспериментирую с "лыжами" из длинных палок. На снегу снегоступы держат замечательно, однако все наши конструкции постепенно разваливаются, чтобы их перевязывать требуется большое время. Видя, что так можно экспериментировать хоть до вечера, выхожу вперед, говоря, чтобы остальные меня потихоньку догоняли.

Метров через 50 проваливаюсь в снег, ломая снегоступы, иду пешком и еще через 50 метров выхожу на обозначенный на карте грейдер (11:40). Это -- отличнай широкая дорога, совершенно бесснежная. Остальные постепенно подходят, я же бегу на разведку на север. Меня интересует ответвление в верховья реки Хайгары, притока Важинки. До него около километра и оно может сильно сократить нам путь по снегу.

Ответвление оказывается узкой лесной дорожкой ничем не лучше нашей просеки. Так что лучше нам продолжить путь к Важинке.

Идем дальше по просеке. Саша в снегоступах, я без них идем примерно с одинаковой скоростью впереди. Костя с Наташей отстали. Как потом выяснилось, Костя провалился в незаметную под снегом канаву с водой, потерял лопасть и минут пятнадцать ее искал. Наташа тоже несколько раз проваливалась, снегоступы сильно мешали ей вылезать на снег. В конце концов от снегоступов все отказались, тем более, что просека стала пошире, а окружающий лес -- пониже. На северной стороне даже стали иногда попадаться проталины. Далеко впереди, наконец, показались горы на другом берегу Важинки -- стала видна цель нашего пути.

Таким образом, в снегоступах мы прошли не более километра, потратив на их изготовление и перевязывание часа два с половиной. То есть они оказались скорее забавным развлечением, чем удобным средством передвижения.

А просека тем временем спускается все ниже, становится все более бесснежной. Уже сотни метров можно идти по земле, не заходя на снег. А незадолго перед нами здесь разгуливал небольшой медведь. Судя по следам, он пару раз прошел туда и обратно по просеке, причем наст его всегда выдерживал. Голодный, наверное, был, поджидал кого-нибудь.

Пройдя крутой заснеженный спуск, становимся обедать (13:38-14:41). Дальше просека уже совсем без снега, только теплая вода по щиколотку и немного клюквы под ней.

После обеда довольно быстро доходим до притока Хайгары. Последние метров пятсот слышим слева в лесу мощный шум и недоумеваем, что же там происходит. Наконец вылезаем на хребтик и видим: по лесу с огромным уклоном течет ручей шириной метров пять. Это не шивера, это просто поток с цепочкой высоких стоячих валов по центру струи. Ни о каком броде речи нет, зато о сплаве -- даже очень. Впрочем, катамаран сюда пускать довольно жестоко.

В 16:14 идем с Сашей на разведку вниз по ручью до его впадения в Хайгары. Это большая река, по ней и катамаран проплывет без проблем. С некоторым трудом находим место для стоянки в высоком еловом лесу у самого устья ручья. Возвращаемся за остальными и в 17:00 встаем на стоянку.

Пешая часть похода закончена!

3 мая, сплав по Хайгары и верховьям Важинки

Вчера вечером удалось почти полностью построить катамаран, так что выплыли в 10:38. Хайгары течет по широкой затопленной пойме в еловом лесу.

Примерно за километр до впадения в Важинку начинается овраг со все усиливающейся шиверой. Шивера не особенно сложная, но узкая и приятная.

В Важинке при впадении (11:45) -- тоже шивера, но гораздо более широкая. За шиверой идет длинный плес, в его начале над рекой натянут трос, на нем -- тележка для переправы. На левом берегу -- небольшой охотничий домик.

За плесом река резко поворачивает направо. За поворотом расположен мощный порог (2+КС, на схеме обзначен П1). Мы просматривали его с левого берега, продираясь через частокол молодых елок; возможно, лучше смотреть справа.

Порог представляет из себя мощный слив с двумя последовательными бочками. Первая не особенно мощная, зато во вторую не хочется попадать даже на катамаране. По левому краю бочек идет мощная проносная струя, самое подходящее место для прохождения. Еще левее можно обойти все волнение по почти спокойной воде, слившись с двух каменных гряд. За порогом -- длинная шивера, вначале довольно мощная. В целом все напоминает зеркально отраженный порог Курки на Писте.

Ставим морковку посередине выходной шиверы и по очереди проходим: Саша, и я по мощной проносной струе, Костя с Наташей под самым левым берегом.

На этот порог потратили довольно много времени, потом быстро дошли до следующего, который в прошлом году Саша назвал Двойным (2+КС, на схеме -- П2). Этот порог менее мощный, чем предыдущий, однако обойти основные валы в нем не удается (да и незачем). Начинается ровным пенным валом через всю реку. Метров через 20 за ним слив с мощными валами по центру и бочкой в правой части.

Еще метров через 100 -- пологие щельи с правого берега, здесь же -- отдельно стоящая бочка. По очереди прошли порог и встали обедать перед бочкой (13:40-15:30).

По традиции иду на разведку вниз по реке. Недалеко от места обеда вижу крупный левый приток (из болота Сомер), потом резкий поворот направо. На повороте -- небольшая скала левого берега, под ней -- отдельная бочка. Дальше река слабой шиверой выходит из лесу на открытое пространство, впереди видны высокие стенки ущелья Важинки.

После обеда катаемся в бочке, но в самый центр так, по-моему, никто и не попал. Плывем дальше. На повороте я зачем-то залезаю в бочку под левым берегом и там киляюсь. Переворачиваю ласточку и сажусь в нее с воды.

Наконец, доплываем до ущелья. Река успокаивается и, совершенно прямая, течет между поросших лесом стенок высотой метров 60-80 и крутизной градусов 30. То и дело видны пятна курумника. По одному из них и вылезаем наверх. Сверху -- отличный вид на противоположный левый берег. Там тоже курумник, но он местами еще покрыт снегом.

Некоторое время лазаем по камням. Иногда здесь встречаются небольшие скальные выходы. Все камни -- одинакового розоватого цвета. Но по мнению Саши, самое интересное еще впереди.

Плывем дальше, примерно с середины ущелья на реке начинается шивера, а на левом берегу за деревьями вдруг мелькают высокие скалы. Срочно чалимся и лезем смотреть. Тут хождение сильно затруднено снегом. Все скалы не очень высокие, не более 10 метров, однако из-за того, что они стоят одна над другой, вылезая своими уступами почти на сотню метров над рекой, впечатление очень сильное. Вылезаем на самый верх ущелья. Здесь небольшая полоска коренного елового леса, за ним -- поросшие березкой вырубки.

Плывем дальше. На реке -- длинные несложные шиверы, а впереди -- мощный порог. Именно он отмечен на карте двумя горизонталями, 120 и 140 м в километре друг от друга.

Неожиданно выясняется, что у нашего катамарана проблемы с чалкой на струе. В результате осторожно плывем от улова к улову. Тем не менее, перед заходной шиверой порога катамаран зачалиться не смог. К счастью, шивера длинная, и метров через 200 Костя с Наташей все же благополучно зачалились.

Порог (П3 на схеме) -- самое сложное препятствие нашего маршрута. КС 3 - 3+, очень достойно смотрелся бы он на сибирской или кавказской тройке-четверке.

Длинная заходная шивера постепенно становится все более мощной. В центре собирается струя с большими пологими валами. Первое препятствие -- большая бочка в правой трети русла -- обходится по струе. Впереди уже видно ключевое место порога -- скалы, сжимающие с двух сторон реку.

К скале правого берега прижима почти нет, надо идти ближе к ней, чтобы избежать мощного прижима к скале левого берега. За прижимом -- косой слив с бочкой в левой половине русла, обходится под правым берегом. Однако сразу за сливом надо уходить влево, так как дальше река идет в длинный прижим к скалам правого берега. Это -- конец основной части порога. Дальше идет постепенно ослабевающая шиввера на несколько километров. В начале шивера очень крутая (10-20м/км), но широкая и равномерная, без камней и больших валов.

Технически порог не очень сложен. Все неприятные места легко обходятся по струе, однако из-за большой длины, густого леса и скал по берегам, осмотр и страховка довольно сложны.

Мы просматривали порог с правого берега, здесь передвижению по берегу помогают кусочки заросшей дороги и узкая просека вдоль реки перед ключевой частью порога.

На катамаране идем мы с Наташей, Саша на каяке идет тандемом с нами. Костя фотографирует, Ласточку я обношу по берегу.

За порогом хороших мест для стоянки нет. Проплываем основную часть выходной шиверы и в 19:30 находим замечательное место на левом берегу, чуть не доплыв до обозначенного на карте моста.

4 мая, сплав по Важинке

На сегодня опять планируется ударный день. Ведь нам за полтора дня предстоит проплыть более 80 км. Выплыли в 8:40. Примерно в месте нашей стоянки шивера кончается, дальше идет быстроток с небольшими валами.

Мост, как и в прошлом году, перекинут лишь через левую протоку. Но если тогда правая протока была очень мелкая, то сейчас туда идет почти вся река и перейти Важинку здесь уже нельзя.

Еще несколько коротких перекатов, и мы вплываем в поселок Верхние Важины (9:25). Отсюда многие начинают сплав, пренебрегая красивейшим верхним участком. У моста в поселке неплохое место для стапеля.

Вода действительно высокая. Прямо в речке стоит колодец с журавлем. При желании можно подплыть и достать воды, не вылезая из лодки.

За поселком видим моторку, которая уходит вверх по Рандозерке. Через Рандозерку в устье перекинут деревянный мост.

Долго ждем катамаран. Решаем для увеличения скорости сделать небольшую пересадку. Грузим Ласточку на катамаран, садимся туда втроем и гребем по очереди. Получается немного быстрее.

Немного неприятен Гирплес -- спокойный участок реки с сильным встречным ветром. Впрочем, течение все же есть, так что километра 3-4 в час мы делаем.

Сильный южный ветер приносит грозовые тучи. Саша хочет срочно искать место обеда, чтобы хотя бы развести костер до дождя. Но обедать еще рано, решаем подождать полчаса. За это время гроза рассасывается.

Каменный Порог представляет собой несколько простых перекатов. А вообще, в лоции, списаной в интернете, отмечено много разных именных порогов, но идентифицировать их не удается. Впрочем, в ней даже деревни идут не в том порядке, что на карте, так что пользы от нее нет никакой.

Обедаем (13:55-15:35) не доплыв километра четыре до Любской плотины. Пока варится обед, я сдуваю и убираю в рюкзак Ласточку, ставлю на катамаран гребь длиной метра четыре. Подгребицу делать не стал -- мало времени, привязал гребь веревкой за последнюю поперечину -- получилось неплохо.

С гребью плыть гораздо приятнее. Можно спокойно грести, не подстраиваясь под напарника. В результате весь участок подпора перед плотиной идем против сильного ветра со скоростью 5-6 км/ч (из них примерно 2 -- из-за течения).

Плотина (16:20) совсем разрушена, лишь на берегу видны ее остатки. На реке в этом месте -- несложный широкий перекат. За ним -- еще один, подлиннее с двумя протоками. Саша на каяке изучает самую узкую из них.

За плотиной -- быстроток, по нему идем до 12 км/ч. Проплываем заброшенную деревню Мошницы. На правом берегу -- разрушенные дома, и одна маленькая хижина вполне жилого вида. На левом берегу -- луг. На обрыве над рекой стоят деревья, среди них -- большая лиственица, нетипичное для Карелии дерево.

Саша видит бегущего по берегу зайца. Потом берет фотоаппарат, чтобы сфотографировать нас с воды, и видит еще одного зайца. Этот спокойно сидит на берегу. Саша подплывает и фотографирует его. Потом подплываем мы. Кричим "Эй". Заяц -- ноль внимания, зато сверху раздается голос: "Привет, мужики!". Не понимаем, что происходит, а река тем временем проносит нас мимо. Видимо, охотник выставил чучело или шкурку зайца на берег. Вот только зачем? Как приманку для крокодилов или туристов, или кто тут еще водится?

В 18:23 проплываем разрушенный мост УЖД. За мостом в воду с двух сторон сходят рельсы. Очень похоже на брод, но бывают ли железнодорожные броды?

На берегу видем двоих байдарочников и, чуть подальше, охотника.

Еще несколько перекатов, и в 19:35 останавливаемся ночевать в начале глобального поворота налево. Опять заходит гроза, заставляя нас быстрее разводить костер, ставить палатку и пр., но опять она рассасывается.

5 мая, сплав по Важинке, выброска.

Выплыли в 8:10. Река быстро течет между травянистыми берегами, за ними начинается лес. Время от времени в реку из леса водопадами сбегают ручьи. Встречаем еще четырех зайцев. Они греются на солнечном берегу и, подпустив нас метров на пятнадцать, разбегаются в разные стороны.

На участке, где река течет на северо-восток, встретилось несколько длинных перекатов. У меня в GPS окончательно сели аккумуляторы, так что эти и следующие перекаты на схеме отмечены довольно приблизительно.

Деревни Гришино и Согиницы -- довольно большие и населенные. По берегам стоят высокие деревянные дома (с хозяйственным нижним этожом и жилым верхним), много машин и пр. Вот только лодок почему-то нет. Видимо, летом перекаты на Важинке совсем мелкие. На берегу опять растут лиственицы. Сажали их тут, что ли?

Церковь в Согиницах по карте непонятно на каком берегу, на самом деле -- на левом. От обозначенного на карте моста нет и следа. В Коягино -- у реки многочисленные дачи.

На участке от Гришино до Коягино река спокойная, дальше опять начинаются перекаты. Тут Важинка гораздо больше (в нее впала Мужала), перекаты очень длинные, просторные и мощные. Появляются стаи чаек.

Тут нас немного полило дождем, но в 10:40, когда мы подплыли к мосту в Важинах (ударение на первый слог), опять вышло солнце. Оставляем Костю с Наташей разбирать и сушить катамаран, идем с Сашей на станцию Свирь. До нее -- километра четыре по дороге. Перед станцией дорога уходит направо на мост; чтобы не проходить лишний километр, лучше обойти стоящие вагоны слева по путям.

Тут явно происходит большая стройка: кладут штук пять новых путей, строят подстанцию, еще какие-то здания, в том числе, по-моему, новый вокзал. В остальном место довольно ненаселенное, единственный магазин работает только днем в будни.

Все поезда, как и следовало ожидать, вечером. 18:50 Арктика, 20:45 Карелия и в 21:32 -- 111й. 181-го то ли нет вообще, то ли он здесь не останавливается. Билеты на Арктику обещают продавать только в пять вечера (когда он отправится из Петрозаводска).

Расписание пригородных поездов:

  приб. отпр. приб.на кон.п.
Свирь - Петрозаводск 11:33 13:42 16:53
Лодейное Поле - Токари 7:59 8:01 8:27
  19:29 19:32 19:58
Токари - Лодейное Поле 16:08 16:10 17:12
  20:58 21:00 22:02

На обратном пути ловим попутку до центра поселка. Тут покупаем немного еды и смотрим расписание автобусов.

Расписание автобусов:

отправление из Подпорожья
(У - до Усланки, С - до Северной)

пн - пт сб, вс
7:50 8:00 У
8:50 10:20 У
/10:10 У/ 12:00
11:50 13:00
12:50 С /14:00 У/
14:10 У 16:00 С
16:10 С 18:00 С
17:40 У 19:20 У
19:30 С  

отправление из Важин [в Подпорожье]
(Н -- через Никольский)

пн-пт сб, вс
7:10 7:10
8:20 9:00
9:30 11:30
11:20 12:30
12:20 13:30
13:30 15:00
15:10 17:00 Н
17:00 Н 19:00
18:40 20:20
20:10  

отправление из Усланки

пн-пт сб, вс
11:00 8:40
14:40 11:10
18:20 14:40
  20:00

Вдоль берега реки долго возвращаемся к остальным. Карту с собой не взяли, поэтому обошли большую излучину. Окончательно решили, что в Важины на автобус идти незачем, пойдем сразу на станцию Свирь. (От моста можно доехать на автобусе из Усланки, но подходящего, судя по всему, нет.)

Не спеша готовим обед, сушим вещи. В 16:00 вышли и в пять были на вокзале. На Арктику билетов нет, есть лишь одно купе, которое берет самый спешащий в Москву Саша. Провожаем его и, наконец, покупаем три плацкарта на 111-й.

Забавно, что в нашем вагоне не оказывается проводника. Садимся через соседний вагон, находим подходящие места, пьем чай, варим гречку. Проводница пришла только в Лодейном поле и, естественно, очень удивилась. Дальше ехали без приключений и днем 6-го мая были в Москве.

Приложение 1. Архитектурные памятники в низовьях Важинки

(по данным страницы http://www.luca.ru/netway/russia/karelia/podpor.html)

1. Согиницы. Ансамбль деревянного зодчества. Стоит на открытом месте при впадении Каскесручья в речку Важинку, рядом еще видна старая дорога и брод на другой берег реки. "Если смотреть на Согиницы со стороны реки, то кажется, что ты попал на несколько столетий назад или вообще в какую-то русскую сказку: в котловине, образованной двумя сопками стоят старые дома, церковь и колокольня на фоне высоких старых елей, бурная порожистая речка и тишина."(В.Карсаков).

- Никольская церковь, 1696г.
- Колокольня, соединенная с церковью крытым переходом. 18в.
- Зимняя церковь, значительно более поздняя, приземистая, расположена рядом с колокольней.

2. Важины Воскресенская церковь, 1630г. Восьмигранник Воскресенской церкви рублен от самой земли (скорее всего в старину, имел шатровое завершение). К нему примыкает обширная трапезная под двускатной кровлей. Холодные темные сени служат одновременно переходом на высокую колокольню. В 1827 - 1831 годах артель олонецких плотников во главе с Гаврилой Мироновым перестроила ставший ветхим Воскресенский храм, в соответствии с требованиями своего времени, под тип каменных церквей: перекрытия церкви и колокольни были выполнены в виде купола с фонарем, расширена трапезная, церковь была обшита тесом. Что-то скрадывается у церкви после общивки тесом, можеть быть ее индивидуальность, или свобода, так подчеркиваемая мощностью открытого сруба. Ранее Воскресенская церковь составляла ансамбль с более древней постройкой - Воздвиженской церковью, разобранной из-за ветхости в середине 19 века. Расположены на правом (противоположном от дороги) берегу излучины р.Важинка, неподалеку от моста узкоколейной ж.д.

Приложение 2. Некоторые ссылки

http://nrd.pnpi.spb.ru/social/water_holiday/descriptions/Vazhinka_1999.html -- грамотный отчет питерцев с подробной лоцией (вода на 1.5м ниже пика паводка).

http://ktmz.boom.ru/library/wwte/len47/south/svir.html -- из энциклопедии КТМЗ. Куча ошибок (вплоть до того, что перепутан порядок деревень).

http://www.sight.ru/photo.emax?pic=420011023_000600_bezdomnaya&cat=4 -- Фото: вид с колокольни деревянной церкви в в Согиницах. Остров выше церкви вполне узнаваем, но вода очень низкая. Теперь понятно, почему по берегам не было моторок.

http://st.karelia.ru/~goutch/1999/mai/marshrut.html -- Дневник пешего похода. Петрозаводчане в 1999г довольно мощной командой прошли от Нырков на каньон Важинки. Маршрут примерно такой же, как в

olon01at.htm -- Пеший поход Саши Тониса и компании по Олонецкой возвышенности в 2001г, примерно за год до нашего. Но там-то было настоящее лето...

Еще Важинка упоминается в детских рассказах карельского писателя В.М.Данилова, правда, под псевдонимом Неженка.

А вот про Шапшу нигде ничего нет...

Слава Завьялов, 11-12 мая 2002.,
с исправлениями и дополнениями Саши Тониса

Комментарии: Ваш комментарий:
2004-07-12 19:07:08 | slazav | E-Mail
Забавно... А мы и в 2003-м году по Важинке плавали: slazav.mccme.ru/olon03.htm


2004-07-06 22:13:05 | Аноним | E-Mail
Приветы!

В мае 2004 года в два этапа сплавились по р.Важинка.
лодка Орион-5, 3 чел.
Все из Петрозаводска

1-3 мая, с верховьев реки до В.Важин.
28-30 мая с В.Важин - до Важин
Заходили со стороны Святозера.

Несколько коментариев:
- Правильное (местное) название Важинки до ее слива с р.Тукшей у В.Важин - река Верховина
- Месечко обозначенное П3!! называется Мурмакаши.
-в Мошничке вас напугал Гена, местный Шаман (постоянно живет в лесу)
- каньон просто супер, нам не повезло снегу было гораздо больше.

При желании поделюсь фотографиями

Вершинин Роман
tudin@karelia.ru



2004-07-17 17:04:53 | НАТАЛЬЯ | E-Mail
Что здесь скажешь, пройтись нужно что бы и меть хотябы какоето впечатление.
А вот по фоткам видно что,
ТУРИСТЫ- просто молодцы!!!
Лично я была только на одной единственной горе в Крыму.
Это ощющение кокой-то победы, над собой, хочется сфотографироваться со всеми, вопщем сказать не пересказать . А ВЫ ребята молодцы!!!!!!!!!!!!!


Привет всем! В следующий раз возьмите и меня.

Наталья, Харьков



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;