Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье)

Отчет
о горном походе 5 к.с.
по Центральному Кавказу (Приэльбрусье)

Руководитель Гудков М.Г.

1994 год, июль

Нитка маршрута:

а/л Джантуган - пер. Джантуган (2Б, 3460) - г. Гумачи (1Б, 3805) - пер. Даллакара (2А) - пер. Шхельдинский (3А) - пер. Ушбинский (3А) - пер. Бивачный (2Б*) - пер. Родина (2А) - Пер. Седло Эльбруса (2А) - г. Эльбрус Восточный (2А) - ист.Джилысу - т/б "Долина Нарзанов" - гор.Кисловодск

ПОДЪЕЗДЫ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА, КСС (состояние на 1994 год)

Долина Баксана выше поселка Эльбрус, долина реки Адыр-су и, по-видимому, все районы, прилегающие к главному Кавказскому хребту, являются погранзоной между Россией и Грузией с пропускным режимом типа поселка Куликово (большие скалы, Карельский перешеек). Зная об этом, мы подготовили пропуск (см. приложение), в котором был указан маршрут без пересечения Главного Кавказского хребта. Этот пропуск мы показывали два раза: у шлагбаума в поселке Эльбрус, когда ехали вверх на автобусе, и на границе зоны леса на р.Юсеньги, когда спускались с пер.Родина. Вообще, пограничники встречаются везде, и лучше всегда иметь пропуск с собой.

Вверх мы ехали со знакомыми альпинистами на автобусе альплагеря Адылсу.

Встреченные нами на Приюте-11 КСС-ники сказали, что в Терсколе сейчас действует КСС, что регистрация бесплатная и что в этом году туриста со сломанной ногой вывозили с Лекзырского креста тоже бесплатно.

1. Пер. Джантуган (2Б, 3460), г. Гумачи (1Б, 3805)

От устья реки Адылсу до альплагеря Шхельда проложено асфальтовое шоссе (1 час подъема с рюкзаками). Далее до альплагеря Джантуган идет грунтовая дорога (еще 2 часа). От а/л Джантуган по хорошей тропе на правом (орографически) берегу за 1,5 часа можно дойти до границы зоны леса, где тропа переходит на левый берег. Отсюда еще 40 минут хода до "зеленой гостиницы"- широкого травянистого поля на левом берегу реки Адылсу.

От "зеленой гостиницы" на ледник Джанкуат можно попасть двумя равноценными путями: прямо по языку ледника или по гребню левобережной ножевой морены, где есть тропа. Мы воспользовались вторым путем и через час ходового времени вышли на открытую часть ледника Джанкуат. Еще около часа мы поднимались по тропе, набитой многочисленными покорителями вершины Гумачи, по центру ледника. Затем повернули направо, в сторону перевала и за 40 минут подошли под перевальный взлет. Он оказался сильно разломан серией трещин с ненадежными снежными мостами. В связках с попеременной страховкой мы преодолели его минут за 40. Последние 50 метров взлета преодолели по крупной сыпухе со скал Аристова. Заночевали на площадках под скалами Аристова рядом с перевальным туром.

Кратчайший путь к вершине Чегет-тау с перевала З. Джантуган идет почти через вершину Гумачи (с Джантуганского плато надо подняться по снежнику и разрушенным скалам на гребень Главного Кавказского хребта (ГКХ) в 100 метрах южнее вершины Гумачи и оттуда по гребню пройти на перевал Украина). От перевала до начала снежного склона мы шли 50 минут. Перед склоном одели кошки, т.к. было раннее утро и снег был еще твердый. Снежный склон крутизной 30 градусов и протяженностью 150 метров прошли за полчаса. Внизу небольшой бергшрунд с несколькими хорошими мостами. Наверху метров 30 простых разрушенных скал. Ввиду недостаточной акклиматизации решили не идти на вершину Чегет-тау, а довольствоваться г.Гумачи, до которой оставалось 100 метров горизонтального траверса простого скального гребня (10 минут). Спуск в лагерь по пути подъема занял один час (для тренировки самосбросов повесили три веревки на снежном склоне). Спуск с перевала начинается по пологим снежным склонам. Движение в связках. Через полчаса подошли к верхней ступени Джантуганского ледопада у правого борта. Сначала лавируем в связках между трещинами (300 метров, 15 минут), затем вешаем одну веревку дюльфера по льду крутизной 50 градусов и еще спускаемся метров на 100 аккуратно, местами на передних зубьях лицом к склону. Здесь почти горизонтальный участок метров на 200, после которого начинается гладкий ледовый склон протяженностью 70 метров и крутизной до 60 градусов в нижней части. Вешаем две веревки, которые сбрасываем с помощью самовывинчивающихся ледобуров. По склону идут камни. Мы спускались в месте, прикрытым сверху трещиной - все камни падали в эту трещину, а ниже трещины на склоне камней не было. Общее время спуска по ледопаду - 3,5 часа.

Крутой ледовый склон выводит на горизонтальную площадку, покрытую крупнокаменистой осыпью с ручьем. Дальнейший спуск проходит сначала по осыпи (10 минут до травянистых площадок, где есть места под палатки, под бараньими лбами), а затем вправо в обход бараньих лбов, траверсируя один осыпной кулуар, выйти во второй осыпной кулуар на длинном (около 500 метров) конгломератном склоне. Аккуратно двигаясь по этому неприятному склону, мы за час спустились на Лекзырский крест.

2. Пер. Даллакара (2А)

От Лекзырского креста поднимаемся примерно по центру закрытого пологого ледника. Минут через 40 подходим к началу ледопада. Очень сильно разорванный ледник почти на горизонтальном участке длиной метров 900. Проходится ближе к левому орографически склону. Мы шли просто в кошках без связок около 2 часов. Дальнейший подъем до перевального взлета проходит по пологому, сначала открытому, а затем закрытому леднику (1,5 часа).

Перевальный взлет снежно-ледово-осыпной, протяженностью 800 метров и крутизной 40 градусов. Нижний бергшрунд обходится слева. Далее метров 250 попеременной страховки на снежном склоне. Обойдя справа скалы, выходим на горизонтальный осыпной гребешок. Пройдя по осыпи метров 200 вверх, вешаем 6 веревок по 40 метров вверх по снегу и льду до выполаживания, откуда остается еще 200 метров до седловины.

Перевал имеет две седловины. Мы спускались с северной, т.к. под южной седловиной есть бергшрунд, а с северной мы сбежали за 10 минут до центра Чалаатского плато.

3. Пер. Шхельдинский (3А)

Перевальный взлет со стороны Чалаатского плато представляет собой снежный склон крутизной 20 - 45 градусов и протяженностью около километра, разорванный бергшрундами. Сначала идем просто пешком в кошках по старому снегу (плотный желтоватый снег с бороздками) и небольшим участкам открытого льда (крутизна около 25 градусов). Через полчаса подошли к более крутому (около 35 градусов) льду, где повесили одну веревку. Далее пологий участок метров 400. Большую трещину обошли справа по ходу.

Последний взлет - снежный, подрезан снизу бергшрундом, крутизна 45 градусов. Бергшрунд обошли слева по ходу. Повесили 8 веревок перил на ледорубах.

Седловина - широкое снежное поле. Тур на скалах с севера. С перевала на запад стекает ледник Двойной, разрезанный в средней части скальным островом. Северная ветвь ледника имеет крутой ледопад (откол). Спускаться нужно по южной ветви ледника. Для этого с перевала надо траверсировать налево по пологому снежному полю до скального выступа, где выложены места под палатки (15 минут).

Далее спускаемся по скально-осыпному склону (в снежные годы здесь бывает снежный склон). Сначала метров 100 по осыпи, затем короткий (10 метров) отвесный дюльфер по скале, затем еще 50 метров пешком по осыпи и еще 1 дюльфер (40 метров) по скале, крутизной 60 градусов до ледового участка крутизной 40 градусов, по которому повесили 1 веревку до осыпи. По осыпи 50 метров пешком до характерного пологого сверху скального пояса, который пересекает почти весь склон (2,5 часа от перевала). Со скального пояса спускаемся по осыпи пешком вправо на ледовый склон крутизной 25 градусов. Осторожно проходим по льду метров 300, забирая левее. Становится круче. Вешаем 6 веревок по льду крутизной до 60 градусов (3 часа от скального пояса). Выходим на плотный желтый снег крутизной сначала 40 градусов, постепенно выполаживающийся. Минут за 40 сначала аккуратно спускаемся, а затем сбегаем на центральную морену ледника Двойной. Отсюда до правобережной морены л-ка Шхельдинский остается полчаса хода.

4. Пер. Ушбинский (3А)

От а/л Шхельда поднимаемся по хорошей тропе левого орографически берега до начала крупно-каменистой морены - бывший язык ледника Шхельдинский (2 часа). По морене определенной тропы нет. Через полчаса подходим к языку ледника и поднимаемся на него у левого борта. Отсюда около часа до впадения ледника Аксу (2900) и еще около 3 часов до Шхельдинских ночевок (3200 м). Последние 2 км пути лучше идти по снежникам правого орографически борта, т.к. на леднике много трещин.

От Шхельдинских ночевок за 30 минут подходим к основанию Ушбинского ледопада. Одеваем кошки, обвязываемся. Сначала придерживаемся левого по ходу края, затем правого и потом по центру выходим к главной трещине ледопада (2 часа). На последнем участке повесили одну веревку по льду крутизной 50 градусов.

В разные годы главная трещина преодолевается по-разному. Мы проходили ее справа по ходу, где крутизна льда достигала 70 градусов на протяжении 15 метров. После этого, лавируя в связках между трещинами, выходим на ровное Ушбинское плато чуть выше перевала (1 час). Отсюда проходим между большими разломами на южную сторону Главного Кавказского хребта и уже там по снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов (пришлось повесить одну веревку на льду, так как шли уже без кошек) спускаемся на седловину перевала.

Седловина - большое снежное поле с запада - обрывается на восток отвесной скальной стеной.

Спуск с перевала проходит по снегу и осыпям правого борта долины до начала ледопада (30 минут). Затем лавируем в ледопаде недалеко от правого борта. Вешаем 5 метров дюльфера. После небольшого выполаживания перед началом последней ступени ледопада выходим на осыпь правого борта под скальным нунатаком (1,5 часа). Отсюда по осыпи и разрушенным скалам спускаемся на снежник с правого борта и по нему на пологий открытый ледник (30 минут). По леднику, обходя слева зону трещин, через полчаса достигаем ушбинских ночевок (2900) в кармане правобережной морены Ушбинского ледника и левобережной Южно-Шхельдинского.

5. Пер. Бивачный (2Б*)

От ушбинских ночевок у слияния Ушбинского и Южно-Шхельдинского ледников поднимаемся по гребню левобережной орографически ножевой морены. Через 30 минут спускаемся на середину открытого ледника и еще через полчаса подходим к ледопаду. Ледопад проходим в кошках и связках у левого по ходу борта примерно за час. Выше ледопада - пологий закрытый ледник, по которому идем около часа до перевального склона.

Перевал можно узнать по характерному косому снежнику, спускающемуся, начиная не с самого гребня, слева направо вниз.

Поднявшись по снежнику примерно до половины (15 минут), нужно выйти на правые по ходу скалы. Первые 50 метров скалы простые, разрушенные. Выходим на осыпную полочку под крутой скалой. Правее по ходу есть кулуар, средней крутизной градусов 60, по которому вешаем одну веревку. Далее по осыпи, сначала влево, затем прямо вверх, выходим на перевал. Общее время преодоления перевального склона - 2 часа.

На перевале есть места под палатки. Спуск с перевала меняется в зависимости от снежно-ледовой обстановки.

Пройдя 50 метров по горизонтальному снегу, мы вышли на край бергшрунда. 10 метров дюльфера, крепление на ледобуре. Затем 100 метров пологого снежного склона. Постепенное увеличение крутизны до 50 градусов. Вешаем 6 веревок по 40 метров. Сдергиваем с помощью самосбрасывающихся ледорубов. Внизу - неожиданный бергшрунд. Траверсируем полверевки направо к снежному мосту. Выходим на пологий (градусов 20) участок. Прямо вниз серия трещин и увеличение крутизны. Идем далеко (500 метров) траверсом налево, обходя все сложности. Пересекаем пологий снежный цирк и чуть поднимаемся на скально-осыпной остров, где расположены верхние ночевки Аксу. Общее время спуска - 2 часа 15 минут.

6. Пер. Родина (2А)

От верхних ночевок Аксу поднимаемся в связках по снегу между скалами Главного Кавказского хребта и небольшой осыпью. Через полчаса выходим в верхний цирк перевалов Аксу и Родина. Перевал Родина - очень широкая снежная седловина прямо по ходу, а Аксу - небольшая снежная седловина влево. Еще через полчаса тропежки по глубокому снегу достигаем перевала.

Примерно от середины широкой седловины перевала на запад отходит снежно-скально-осыпное ребро. Можно спускаться по этому ребру. Но нам захотелось спуститься правее ребра, прямо на дно цирка. Сначала мы прошли метров 150 по глубокому снегу. Потом под снегом появился лед и мы повесили 6 веревок по 40 метров прямо вниз на ледорубах на склоне крутизной 40 градусов. Последний спускался с нижней страховкой. Дальше лед под снегом не стал прощупываться и мы пошли с одновременной страховкой - 300 метров до бергшрунда, где повесили один дюльфер на 20 метров. Собственно вертикальная стенка бергшрунда была метра 4. Веревку сдергивали с помощью системы самосбрасывающихся ледорубов. С перевала до этого места шли 3,5 часа.

Отсюда за 20 минут сбегаем на правобережные осыпи. Далее забираем еще правее по траве в осыпной кулуар с ручьем, по которому идем вниз. Небольшой водопад в конце спуска обходится по траве слева. Спуск от ледника до Бечойской тропы занимает 1 час. По тропе до реки Баксан мы шли 1,5 часа.

7. Пер. Седло Эльбруса (2А), г. Эльбрус Восточный (2А)

От станции Мир до верхней станции кресельной дороги, которая не работала, мы шли 40 минут. Отсюда до Приюта-11 - около часа. От Приюта-11 до скал Пастухова - 2 часа. От скал до седловины 3,5 часа. Весь путь промаркирован вешками. Большое количество людей сделало хорошую тропу. Кошки не понадобились.

От седловины на Восточную вершину поднимались в кошках по снежно-ледовому склону крутизной 30 градусов около часа. Восточная вершина, как и западная, представляет собой большое поле. Один тур нашли на краю, ближайшем к седловине, второй у флажка, на краю, ближнем к Ушбе. Записки нигде не обнаружили.

Спускались на седловину чуть правее пути подъема по глубокому снегу без кошек.

Спуск с перевала на север проходит по снежному склону крутизной около 20-25 градусов. Зону трещин обошли слева по ходу. До поверхностной морены, где есть места под палатки, шли около 1,5 часов.

Дальнейший спуск к источникам Джилысу проходит правее скального отрога и занимает около 2 часов.

От источников идем по тропе, а затем по дороге, постепенно поднимающейся на левый борт долины 6 часов до турбазы Долина Нарзанов. Откуда по грунтовой дороге идем еще 8 часов до предместий Кисловодска.

Заключение

За 19 дней мы прошли все, что запланировали. Нам удалось посмотреть вблизи красивейшие вершины Центрального Кавказа. Все остались очень довольны этим путешествием.

На вершину Чегет-тау мы не дошли из-за недостаточной акклиматизации. Вершину Донгузорун-тень-Чегет-карабаши и пер.Когутаай пришлось обойти по долине Баксана из-за непогоды.

На западную вершину Эльбруса мы не стали подниматься, потому что внизу все горы были закрыты облаками, а сама вершина ничего красивого из себя не представляет.