на лыжах на Валаам

Отчет о лыжном переходе по льду Ладожского озера

маршрут: 152 км - Валаам - Сортавала (за два дня!)

Состав группы:

Леонид Толстов
Иван Храбрых

Описание

1 марта: Электричка 7-33 утра до Кузнечного, выходим на ст.152 км.

10-45 утра, -7 по С. Нас провожает Юра Шахмуров. Через час, слегка поцарапав пластиковые лыжи (у меня беговые классические Пелтонен, у Вани туринговые с металлическими кантами для Телемарка с насечкой), выезжаем на Ладогу. Солнце, не пробивая густой облачности, греет как летом. Очки Ваня взял не зря. Катуха великолепная, Ваня отстает, болит стопа. Расслабил застежку ботинка (Back-country), боль прошла, начал отставать я. Прощальное фото с Юрой, он уходит по шхерам, вокруг Кильполы сегодня вечером будет дома, счастливый.

13-00 проходим между о.Селькямарьянсаари и каким-то малюсеньким несколько юго-восточнее, с 13-15 до 14-00 готовим чай на газу, горелка Primus, баллон российский изобутан, при наклоне захлебывается. Может газ не очень чистый. Залили термос 0,5 л. с собой. Держим курс на о.Хейнясенма. До него около 17 км. От станции 30 км. Острова Хейнясенма быстро появляются в поле зрения. Холодает но не сильно, по ощущениям -10 по С.

17-10 - 17-50 - пьем чай из термоса на северном острове Кугрисаари.

18-35 - 18-45 - о.Ситтулуото-маяк, это еще 4км. Берем азимут на о.Мюкериккю. До него еще 10 км. Начинает темнеть. Рассчитывали пройти это расстояние за 1,5 часа. Прошло больше часа, острова не видно. Идет небольшой снег, скорость падает. Ваня каждую минуту смотрит на компас, сверяя курс с азимутом. Слева от нас какой-то остров, как оказалось потом о. Ялансаари. Через 2 часа хода при погашенных Тикках появились очертания острова. Мы спасены от холодной ночевки. До Валаама теперь точно доберемся.

21-00 - 22-10 - ужин на восточном берегу острова. В трещине находим не успевшую замерзнуть ледяную воду. Кипятим воду два раза, на супчики, чай в термос и чай на месте. Почему два раза - объем котелка 1, 2 литра.

Идем на северо-восток в направлении Валаама. Южнее появляется маяк. Думаем южная оконечность острова, включая логику и карту, понимаем, что это маяк на о.Ханхипаси. Спустя 15-20 мин. Виден свет слева, это горели огни Центрального монастыря.

00-15 - выходим на юго-западный берег Валаама. Небольшой подъемчик, и движемся по тропе от метеостанции на главную дорогу. Тропа выходит на Гефсиманский скит. Рядом с деревянной церковью отстроено новое келейное здание. При обследовании оного выяснилось, что переночевать в нем, не имея при себе элементарных спальных принадлежностей - спальник туристический, коврик полиуритановый - не представляется возможным. Да и лаком с краской попахивает. Рядом домик, в окне горит свет, на подоконнике рыжий кот. Стучим в дверь, окно - ноль внимания. Опять на лыжи и коньком по расчищенной главной дороге к центральному монастырю. За 15 минут долетели шмеликом. Влетаем в центральные (Святые) ворота и к охране "Дяденька, пустите переночевать". Нам в ответ: "Вам ребята нужно к благочинному, отцу Аверкию. Он на всенощной. Через час служба закончится" Т.е. в 2-00 ночи. Уговариваю Ваню зайти в храм. Всяко теплее пережидать, можно на лавочке посидеть, подремать. Спасо-преображенский собор - сердце монастыря, где и проходят ежедневные службы монахов. Обстановка внутри потрясает. Около 20 монахов сидят в специально-отведенных деревянных креслах, чтение молитв при свечах - ни какого электричества. Хор монахов с чистыми голосами, прекрасная акустика. Короче, полный отходняк и душевный покой. После службы о.Аверкий разрешает поселить нас в летней гостинице для послушников (послушники-паломники, находящиеся на общественных работах на острове за трапезу и койко-место). Комендант Дмитрий выделяет нам келью напротив себя, дает колун и показывает где лежат дрова. Топим печь, немного дымит затем теплеет. Потрясает отремонтированный евро-туалет в гостинице. Там стоит масляный радиатор, на котором благополучно высушиваем мокрые носки и перчатки. Ставим будильник на 7-00, ложимся в 4-00 после плотного ужина - греча с копчеными колбасками и праздничное полусухое, красное. Встаю в 6-30, закрываю заслонку печи и отрубаюсь. 7-50, подъем проспали. Быстрые сборы, выезжаем без завтрака в 8-15. С вечера решили, если не будет западного ветра - едем в Лахденпохью, хочется увидеть скалы на о.Хепосалонсаари. Ветер разумеется западный, немного южноватый. Лахденпохья переносится на потом, едем в Сортавалу. Последние снимки монастыря и скитов, выезжаем на шикарный зимник до Сортавалы. Скорость по этой ледяной дорожке 15 км/час без какого-либо напряжения. В 16-17 километрах от Валаама - пьем чай из термоса. Самый короткий перекус - 14 минут, наверное ветер помешал расслабиться. У берега ветер исчезает, становится тепло.

11-45, становимся на завтрак, костер на берегу о.Маркатсимансаари. В 13-00 движемся на станцию. Кругом полно рыбаков, лыжников, лыжниц, народ культурно отдыхает в воскресный день.

15-00, выходим на берег в 2 км. от станции. В ближайшем маге приобретаем 5-6 кило праздничной жратвы: соки, буженина, альпийский сыр, круасаны, марин.огурчики, зефир в шоколаде, карельский хлеб.

17-15 - электричка до Кузнечного, жара в вагоне невыносимая. Еду в одной футболке. Хочется содовой со льдом. В Кузнечном благополучно стыкуемся с "прохладной" до Финбана, отходим по расписанию в 20-20.

Леонид Толстов

2003-11-06 18:07:41 | Виктория | E-Mail
Мы хотим встретить Новый год в Карелии! Посоветуйте пожалуйста самое лучшее место встречи у вас!