стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Отчет о горном походе шестой к.с., совершенном с 19 августа по 9 сентября 1995 г. на Алтае

Туристский клуб Санкт-Петербургского Университета МКК СПбОФТ

ОТЧЕТ

о горном походе шестой к. с., совершенном с 19 августа по 9 сентября 1995 г. на Алтае группой туристов Санкт-Петербургского Государственного Университета под руководством Гудкова М. Г. Адрес руководителя: 193231, Санкт-Петербург, ул.Дыбенко, д.38, кв.252, тел.584-76-93 МКК СПбОФТ рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует по сложности шестой категории и может быть зачтен всем участникам и руководителю

Председатель МКК________________

Член МКК________________________

Санкт-Петербург, 1995г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Справочные сведения о походе

1.1. Нитка маршрута

Пос.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к, 1513) - р.Аккем - пер.Делоне (2Б, 3400) верхнее плато лед.Менсу - пер.Высоцского (3Б, 3670) - лед.М.Берельский - лед.Б.Берельский - пер.Большое Берельское Седло (3А, 3520) - Восточное плато Белухи - пер.Белухинский (около 4400) + г.В.Белуха (радиально с перевала) (2Б, 4506) - Центральное плато - пер.Любимых жен (северный вариант пер.Шукшина) (2А, 4370) - Западное плато - пер.Памяти Новокузнецких туристов (3Б, 4050) - р.Аккем - пер.Рига-Турист (1Б, 2850) - оз. Кучерлинское - р.Кучерла - пос.Тюнгур.

Продолжительность - 22 дня.
Протяженность - 163 км.
Заключение по заявочным материалам дала МКК СПбОФТ ( 137Ц00Ц5566555 ).

1.2. Состав команды

Ф. И. О. Адрес
Гудков Михаил Геннадьевич Санкт-Петербург, ул.Дыбенко, д.38, кв.252, тел. 584-76-93
Ерохин Владимир Анатольевич Санкт-Петербург, ул.Козлова, д.23, кор.1, кв.46, тел. 159-45-28
Попов Алексей Вениаминович Санкт-Петербург, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д.64/3, общ.115
Салтыковская Татьяна Олеговна Санкт-Петербург, ул.Авиционная, д.11, кв.60, тел.108-53-84
Горбатенков Алексей Витальевич Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.67, кв.11, тел.310-58-57
Заваровский Михаил Игоревич Санкт-Петербург, Большой пр. Петроградской Стороны, ул.69, кв.71, тел.232-79-65
Рысс-Березарк Сергей Алексеевич Санкт-Петербург, ул.Кропоткина, д.17, кв.2

2. Сведения о районе похода

2.1.Краткая туристская характеристика

Алтай несомннено является одним из красивейших горных районов мира. Дикая таежная растительность предгорий и острый альпийский стиль высокогорья создают неповторимый колорит гор. В Катуньских белках в плане спортивного туризма ярко выделяется район г.Белуха. Этот небольшой участок ( 20 на 30 км.) значительно превышает по высоте и сложности все окрестные горы. В туристском плане эти места очень хорошо изучены.

2.2. Транспортная характеристика

В район можно подъехать с севера из г.Горно-Алтайска на рейсовом автобусе до пос.Усть-Кокса и далее до пос.Тюнгур на попутном тран-спорте или заказав отдельный автобус из г.Барнаул или г.Горно-Алтайск. С юга также можно подъехать до пос.Урыль или пос.Рахмановские Ключи, но информацией об этих подъездах мы не располагаем.

3. График прохождения маршрута

День пути Дата Участок маршрута Протяженность (км)
1 19.08 пос.Тюнгур - западное подножие пер.Кузуяк 7
12 30.08 пер. Большое Берельское Седло 1
13 31.08 вынужденная дневка из-за непогоды
14 1.09 плато под пер.ТКТ 2
15 2.09 пер.Белухинский, г.Белуха Восточная (радиально с перевала) - Центральное плато 3
16 3.09 вынужденная дневка из-за непогоды

Итого: 22 дня, 163 км.

4.Описание маршрута

4.1. Пос.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к, 1513) - оз.Аккем

В пос.Тюнгур есть подвесной мост, но автобус ПАЗ по ширине не проходит по нему. От моста до дер.Кучурла шли 40 минут по хорошей грунтовой дороге (фото 1). В нижнем краю деревни есть мост через р.Кучурла, за которым продолжается лесная грунтовая дорога. Минут через 40 вышли на большое поле. Здесь дорога разделилась на две: обе они ведут в долину р.Аккем, но одна через пер.Кузуяк, а вторая огибает горы с севера по р.Катунь. Через перевал идти быстрее. Повернув у развилки на правую дорогу, мы через 20 минут остановились на ночлег у ручья, дальше воды нет до подобного же ручья в 3 км. за перевалом. На перевал поднимались 2 часа 20 минут чистого ходового времени. За полчаса спустились до ручья за перевалом. Отсюда еще минут 40 хода до р.Аккем. Однако, спускаться к самой реке, где есть мост, ни к чему. На верхней террасе левого берега р.Аккем находится большое колхозное поле, где дорога раздваивается: правая ведет в верховья долины р.Аккем, а левая - через мост на правый берег реки. Около 2 км. дорога идет по полю ( фото 2 ), в конце которого заканчивается. Далее до самого оз.Аккем идет хорошо набитая конная тропа. Время движения от подножия пер.Кузуяк до места впадения р.Араскан около двух с половиной часов. Отсюда до р.Текелю - 3,5 часа и до оз.Аккем еще 3 часа 20 минут. Первую половину пути тропа сильно петляет вверхвниз, вторая половина легче. Где-то посередине между рр. Араскан и Текелю дорогу преграждает крутая осыпь, которую легче преодолеть повыше ( фото 3 ). Отсюда мы впервые увидели г.Белуха. На оз.Аккем есть гидрометеостанция, где продают коекакие продукты, в основном крупы; жилые "бочки" контрольно-спасательного отряда г.Горно-Алтайска и на самом верхнем краю озера - палаточный лагерь Санкт-Петербургской турбазы.

4.2. Оз.Аккем - пер.Делоне ( 2Б, 3400 ) - верхнее плато лед.Менсу

Километра через два от верхнего края оз.Аккем долина перегорожена древним завалом. Перед завалом лучше перейти на правый орографически берег реки и по нему двигаться до самого ледника. Но мы этого не знали и пролезли по очень крупнокаменистой осыпи левого берега ( фото 4 ), что заняло у нас около 3 часов хода до языка ледника. Подниматься на ледник можно с любого берега, движение по леднику особых проблем не представляло ( фото 5 ). От языка ледника до ночевки на правобережной морене шли 2 часа 20 минут. На следующий день за 2 часа подошли под ледопад и еще за полчаса преодолели его по засыпанному камнями льду у правого орографически борта. Далее за час дошли до хижины на правобережной морене. От хижины поднялись на небольшой ледовый взлет по границе льда и снега и подошли к основанию перевального взлета ( 1 час 10 минут ). С нижней части лед.Аккем ( фото 5 ) и из цирка пер.Делоне ( фото 6 ) мы имели возможность с разных сторон хорошо просмотреть весь путь спуска с наиболее сложного перевала на нашем маршруте - Памяти Новокузнецких туристов. На пер.Делоне ведет снежно-ледовый взлет крутизной около 40 градусов и протяж, нностью метров 300 ( фото 7 ). Бергшрунд внизу полностью засыпан снегом. Мы поднимались по чужим следам в кошках без связок ( фото 8 ). С перевала открывается вид на верхнее плато лед. Менсу с двумя нашими перевалами: Высоцкого и Большое Берельское Седло ( фото 9 ). На западе видны перевалы Славутич и Урусвати ( фото 10 ). На перевале сняли записку группы ПКТ ( Санкт-Петербург ) от 14.08.1995 под руководством Мотовилиной Г.Д. Первые 15 метров спуска с перевала представляют собой крутой, - до 60 градусов, склон. Повесили одну веревку на ледорубе. Далее склон быстро выполаживается. Цирк перевала фактически горизонтальный ( фото 11 ) и лишь у самого выхода на основную часть плато крутизна увеличивается до 20 градусов. Движение в связках. Большие трещины в этом месте практически полностью засыпаны снегом, но все же лучше придерживаться центральной части. Прижиматься к правому борту, например, если группа движется на пер.ББС, не стоит, т.к. там довольно крутой лед. Время спуска - 1 час 10 минут.

4.3. Пер.Высоцкого ( 3Б, 3670 )

С верхнего плато лед.Менсу на пер.Высоцкого ведет снежно-ледовый склон крутизной, в среднем 35 градусов, протяженностью метров 600. У нас на большей части пути была глубокая ( поколено ) тропежка. Движение одновременное в связках. Лишь в одном месте ( фото 9 ) мы повесили одну веревку по льду крутизной градусов 45. Время подъема 5 часов. Седловина - широкое пологое снежное поле ( фото 12 ). По описанию тур находится на скалах пика Героической Кореи, но чтобы пройти туда, надо пересечь лавиноопасный склон ( фото 13 ). Поэтому руководитель решил туда не ходить. Спуск с перевала представляет собой крутой ледопад, почти висячий ледник ( фото 14, 15 ). Некоторые группы проходили здесь по скалам левого борта. Мы спускались все время по центру ледопада и лишь перед последним ледовым блоком ушли направо на снежный склон. До первого разрыва крутизна небольшая, и эти 100 метров мы прошли в связках с одновременной страховкой. Закрепив веревку на ледорубе, спустились дюльфером на дно большой трещины, почти целиком засыпанной снегом ( фото 16, 17 ). Далее одна веревка по снегу крутизной 50-40 градусов, одна веревка по гладкому ледовому склону крутизной 60-50 градусов. Одновременное движение в связках по глубокому снегу крутизной 30 градусов 200 метров. 4 веревки по льду, местами немного снега на льду, крутизной 50-30 градусов на верхнее основание нижнего ледового блока. Отсюда 30 метров дюльфера направо на снежный склон ( фото 18 ). Первые метра 4 на этом участке - почти отвес, затем крутизна 70 градусов. Снежный склон имеет крутизну градусов 35 и через 300 метров выполаживается, выводя на пологую часть ледника ( фото 14 ). Время спуска - 6 часов. Веревки снимались либо с помощью самосбрасывающихся ледорубов, либо с помощью самовывинчивающихся ледобуров, либо с нижней страховкой в зависимости от сложности участка. Пройдя по пологому участку ледника около километра, вышли на перегиб ледника у правого борта. Хотя перегиб и не очень крутой, трещины здесь оказались значительными и нам пришлось даже немного подняться назад и перейти к левому борту, где мы легко обошли все трещины ( фото 19 ). У слияния этой ветви лед.Малый Берельский с ветвью из-под пер.Крепость ледник становится открытым. От подножия перевала до слияния при глубине тропежки 25 см. можно дойти за 1,5 часа, если не петлять между трещин. Далее спускаемся 40 минут по центру открытого ледника до языка и еще 30 минут до небольшого озерца в кармане морен у слияния ледников Малый и Большой Берельские.

4.4. Пер.Большое Берельское Седло ( 3А, 3520 )

От слияния ледников Малый и Большой Берельские поднимаемся по гребню левобережной морены лед.Большой Берельский. Через два часа ходового времени ножевая морена закончилась и мы вышли на основное тело ледника, заваленное камнями. Слева по ходу виден пер. Катуньский ( фото 20 ), прямо - открылся весь путь на пер.Большое Берельское Седло ( ББС ) ( фото 21 ). Часа за полтора подошли под основание ледопада, выливающегося из перевального цирка ( фото 22, 23 ). Ледопад легко проходится в связках с одновременной страховкой, начиная у левого орографически борта и затем переходя ближе к правому ( 1 час ). В ценре цирка возможна ночевка. Пройдя по пологому цирку метров 500 ( тропежка поколено, 30 минут ), подошли под перевальный взлет. Это снежный кулуар с небольшими участками льда под тонким слоем снега, на последних 40 метрах есть два участка скал метров по 5 крутизной около 50 градусов ( фото 21 ). Крутизна самого снежного кулуара около 40 градусов, протяженность 600 метров. Небольшой бергшрунд внизу почти целиком засыпан снегом, мы перешли его у левых по ходу скал кулуара. Отсюда до перевала повесили 14 веревок по 40 метров, крепление на ледобурах и ледорубах ( фото 24, 25 ). Наиболее сложные - последние 40 метров ( фото 26 ). Время подъема со дна цирка - 7,5 часов. На седловине есть небольшая ( под 2 палатки ) ледовая мульда, защищенная от ветра, где можно удобно заночевать. На юге виден весь Большой Берельский ледник и даже какие-то горы в Китае ( фото 27 ). На север видны пики Делоне и Восточной Белухи, пер.Делоне ( фото 28 ). Тур находится на скалах в 60 метрах восточнее начала снежного кулуара. Сняли записку группы туристов из г.Новосибирск от 24.08.1995 под руководством Сальникова Г.Е. Спуск на верхнее плато лед.Менсу несложный, примерно 1Б к.с. Сначала надо пройти метров 80 влево, обходя большую трещину, затем прямо вниз по снегу крутизной 35 градусов метров 250 до пологой части плато ( фото 9 ). Движение в связках.

4.5. Пер.Белухинский ( около 4400 ) + г.В.Белуха ( 4506 ) ( 2Б )

От седловины пер.Большое Берельское Седло до плато под пер. ТКТ мы поднимались 7,5 часов по очень глубокому рыхлому снегу ( фото 29 ). Первая связка тропила без рюкзаков. Подъем пологий и лишь перед самым выходом на плато есть участок 300 метров крутизной до 30 градусов ( фото 30 ). Следует указать, что вторая половина пути - левее по ходу водораздела хребта, так что плато под перевалом ТКТ является неким верхним плато лед.Большой Берельский. С плато под пер.ТКТ хорошо видны сам пер.ТКТ, г.Раздельная, пер.Белухинский и г.В. Белуха ( фото 31 ). Если быть очень точным, то видна не самая высшая точка Белухи, а снежный гребень метров на 20 ниже и метров на 100 южнее вершины. На плато можно удобно заночевать ( фото 32 ). Пер.Белухинский находится между вершинами Раздельная и В. Белуха. Пройдя по плато около 40 минут, подошли к более крутому ( до 35 градусов ) снежному участку. Этот участок имеет длину около 250 метров, мы поднимались ближе к склонам г.Раздельная. После этого попадаешь как бы в небольшой цирк размером метров 300, по которому мы за 30 минут подошли под перевальный взлет. Взлет имеет крутизну около 40 градусов и протяженность 300 метров. На расстоянии 85 метров от перевала находится небольшой бергшрунд, засыпанный снегом. Ниже бергшрунда на склоне лежит глубокий слой снега ( первая связка тропила без рюкзаков), а выше бергшрунда под тонким слоем снега - лед. Выше бергшрунда повесили две с небольшим веревки на ледобурах, на перевале крепление на ледоруб ( фото 33, 34 ). Седловина перевала пологая, шириной метров 20 ( фото 35 ). При желании можно поставить несколько палаток. Тура не обнаружили. С перевала на г.В. Белуха ведет некрутой широкий снежный гребень ( фото 36 ). Слева склон скальный, справа - снежный. Небольшие участки ( метров по 5 ) имеют крутизну градусов 40, но затруднений не вызывают. Время подъема - 50 минут. Вершина снежная и пологая, тур находится на скалах в 50 метрах западнее вершины у мемориальных досок ( фото 37 ). Сняли записку связки альпинистов Прохоров Б. и Бочкарев Е. из г.Магнитогорска от 19.08.1995. Спуск на перевал по пути подъема занял 20 минут. Спуск с пер.Белухинский на Центральное плато представляет собой снежно-ледовый склон крутизной градусов 40 и протяженностью метров 400 ( фото 38 ). Первые метров 150 мы спускались в связках по снегу, затем начался лед, по которому мы повесили 3 веревки по 40 метров, далее опять снег до пологой части плато. Время спуска - 2 часа.

4.6. Пер. Любимых Жен (2А, 4370 )

Этот переход с Центрального плато на Западное иногда называют северным вариантом пер.Шукшина. Это безусловно самый простой переход между двумя плато, однако мы считаем, что он имеет 2Б категорию сложности, а не 2А как напечатано в дополнении к классификатору перевалов 1995 года. Перевалом это назвать трудно, потому что собственно седловины здесь нет - это просто участок траверса над Аккемской стеной севернее Северного Бугра. С места ночевки на Центральном плато под пер.Белухинский мы за 30 минут подошли под перевальный взлет ( фото 39 ). Подъем лучше начинать недоходя метров 200 до северного края Центрального плато и нацелиться сразу выше скал на гребне ( фото 39 ). Глубокий снег имеет крутизну градусов 40, протяженность склона до выхода на гребень 500 метров ( фото 40 ). Время движения - 1 час 20 минут. Далее поднимаемся еще метров 100 по узкому гребню с таким же глубоким снегом ( фото 41, 42 ) до небольшого наклонного в сторону Аккемской стены снежного поля правее по ходу гребня ( фото 43, 44 ) ( 30 минут ). Это и есть перевальная точка. Тура не обнаружили. Отсюда открывается широкая панорама окрестных гор ( фото 44 ). Спуск с перевала проходит по заснеженным скалам крутизной около 50 градусов и протяженностью 100 метров, далее 30 метров очень плотного фирна ( кошки ) крутизной 40 градусов и метров 200 пешком по снегу до пологой части Западного плато ( фото 45 ). Повесили три веревки по 40 метров, крепление за петли на скальных выступах. Время спуска - 1 час 40 минут. Группа, описанием которой мы пользовались, проходила перевал в обратную сторону. Они поднимались по снежно-ледовому склону возле самого Северного Бугра ( фото 45 ). Крутизна там чуть-чуть поменьше, чем на скалах, по которым мы спускались, но зато протяженность больше и подниматься надо метров на 100 выше. Мы видели крутизну темного льда на том склоне и считаем, что по сложности это все равно 2Б, а не 2А.

4.7. Пер.Памяти Новокузнецких туристов ( ПНТ ) ( 3Б, 4050 )

Пер. ПНТ является самым простым путем по Аккемской стене. Этот восточный контрфорс пика 20-летия Октября имеет у альпинистов 4А к.с. Западное плато разновысокое, в ценре его по краю Аккемской стены находится Северная Горка. От места спуска на Западное плато с пер.Любимых жен до Северной Горки 40 минут хода с незнечительным набором высоты ( фото 45 ). Отсюда начинается спуск на нижнюю часть Западного плато, где и расположен пер.ПНТ. Мы спускались в связках с одновременной страховкой вдоль гребня Аккемской стены ( фото 46 ). Надо быть осторожным, т.к. в сторону стены свисают огромные карнизы, под слоем снега местами можем оказаться лед. Время спуска - около 1 часа. Перевальная точка, - начало контрфорса, расположена на остром мысу Западного плато ( фото 44 ). В этом месте плато довольно сильно ( градусов на 20 ) наклонено. Поэтому целесообразно заночевать, недоходя метров 400 до этой точки на пологой части плато ( фото 46 ). От места ночевки до перевала 20 минут хода. В начале контрфорса есть пологая снежная подушка с выходами скал на краю ( фото 47 ), где мог бы быть расположен тур. Может быть из-за большого количества снега мы не смогли его найти. Первую веревку ( 40 метров ) мы закрепили за петлю на выступе скалы. Спуск по снежному гребню крутизной 50 градусов ( фото 48 ). Вторую веревку закрепили на ледорубе ( очень плотный снег ). Спуск вправо от гребня сначала по снегу, затем по скалам крутизна в среднем 50 градусов, есть отвесный участок скал метров 5 ( фото 49 ). Спуск вправо с гребня был вынужденным из-за наличия острых скальных жандармов на гребне ( фото 48 ). Третья веревка - косой дюльфер с выходом на пологий снежный участок гребня ( фото 50, 51 ). Эта и все последующие веревки были закреплены за петли на выходах скал. Четвертая и пятая веревки - косой дюльфер правее гребня в обход скальных жандармов на гребне ( фото 52 ). Здесь находится большая почти горизонтальная площадка. Это верхнее основание бастиона, - ключевого места на гребне ( фото 53 ). Спуск с бастиона мы начали метрах в 50 восточнее главной линии гребня. Первые две веревки по бастиону ( шестая и седьмая от начала ) были повешены по скалам крутизной 90-70 градусов ( фото 54). Есть небольшие наклонные снежные полочки. Восьмая и девятая веревки - косой дюльфер по заснеженным скалам крутизной 50-40 градусов ( фото 55 ). После этого прошли пешком метров 30 и вышли на гребень. Десятая и одиннадцатая веревки были повешены правее гребня по заснеженным скалам крутизной 60-40 градусов. Двенадцатой веревки хватило до большого снежного гребня ( фото 5 ). Ее повесили прямо по гребню, последние 20 метров - почти вертикальная скала ( фото 56 ). При подъеме по этому гребню эту скалу можно обойти по снегу справа по ходу ( фото 56, 57 ). На снежном гребне метров 50 прошли просто пешком, затем повесили одну веревку на ледорубе по снегу крутизной 50 градусов. Далее гребень выполаживается и путь по нему затруднений не представляет ( фото 57 ). Здесь наиболее удобное на всем гребне место для ночевки. Время спуска от перевала - 5 часов 15 минут. В принципе, возможны ночевки после третьей веревки, над бастионом и после девятой. Дальнейший спуск проходит по почти горизонтальному сильно заснеженному скальному гребню, который полого спускаясь, выводит прямо на пологую часть Аккемского ледника. Однако же мы очень утомились проваливаться по пояс в рыхлый снег между камнями и, не доходя конца гребня, повесили одну веревку направо по скале крутизной градусов 60, которой хватило до ледника ( фото 58 ) ( 1 час ). Пройдя над ледопадом, вышли на правобережную морену, по которой обошли ледопад ( 1,5 часа ). Дальнейший спуск проходит по телу ледника у правого борта. От ледопада до языка ледника - 1 час 20 минут. Далее по тропе правого берега до начала плоской равнины с оз.Аккем - 1 час. Здесь надо по камням переправиться на левый берег. По тропе левого берега до оз.Аккем - 20 минут.

4.8. Пер.Рига-Турист (1Б, 2850 )

Ручей из долины с пер.Рига-Турист впадает в реку Аккем в 500 метрах выше оз.Аккем. Однако хорошо набитая тропа начинается от озера в 300 метрах выше "бочек" КСС. Поднимаясь по крутому залесенному склону, мы за 40 минут вышли из зоны леса в пологую часть долины. Движение по тропе до границы травы и камней заняло еще 1 час 10 минут. Слева остается пик Акоюк ( фото 59 ). Здесь долина разветвляется: направо уходит большая пологая травинистая долина, налево - каменнистый цирк, за которым хорошо виден весь путь подъема на пер. Рига-Турист ( фото 60 ). Подход под перевальный взлет по моренным валам - 50 минут. Преодоление перевального взлета - 1 час ( фото 61 ). На взлете среднекаменистая осыпь крутизной 40 градусов, покрытая небольшим слоем свежего снега. На последних 100 метрах в основном кулуаре появился твердый наст - обошли справа по ходу за отдельной скалой ( фото 60 ). Седловина перевала узкая, осыпная ( фото 62 ). Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Воронина Александра от 04.09.1995. Спуск с перевала по мелкой и средней осыпи, 15 минут до цирка ( фото 63 ). При движении в обратном направлении надо обратить внимание на то, что подниматься нужно на левую по ходу ( северную ) седловину, т.к. спуск с южной седловины намного сложнее ( фото 60 ). Дальнейший спуск по крупнокаменистой осыпи до границы леса занимает около 2 часов. Затем начинается тропа. По крутому лесному склону мы за 40 минут спустились к Кучерлинскому озеру. Заметим, что на известной карте Алтая ( Москва, 1990 г. ) перевал нанесен неправильно: на самом деле он соединяет те же долины, что и пер.Буревестник, тропа из-под него спускается к Кучерлинскому озеру метрах в 700 от его северного берега.

4.9. Долина р.Кучерла

У места спуска с пер.Рига-Турист на берегу оз.Кучерла есть места под 2 палатки. Отсюда по тропе до северного берега озера 15 минут хода. Здесь очень много мест для стоянок ( фото 64 ). Переправы через р.Аккем мы здесь не видели и про такую не слышали. На левом берегу реки у северного берега озера расположена туристская база, где есть вертолетная площадка. На базе есть лодки. Путь от Кучерлинского озера до поселка Тюнгур проходит сначала по хорошей тропе, а затем по дороге и занимает около двух дней. Дорога идет все время по правому берегу реки и лишь за 1 километр до дер. Кучерла переходит на левый берег. Идти лучше все время по наиболее натоптанному пути. Время движения от оз.Кучерла до места впадения р.Тегеек - 1 час 40 минут. Отсюда до р.Тикоюк - 3 часа 40 минут ходового времени. Р.Тикоюк - пос.Тюнгур - 4 часа. Где-то посередине между р.Куйлю и р. Берткем тропа выводит на широкое травянистое поле и превращается в дорогу. Вскоре дорога уходит вниз к мосту на левый берег, а по верхней террасе правого берега продолжается хорошо набитая тропа: быстрее пройти по тропе правого берега.

5. Итоги, выводы, рекомендации

В результате похода пройден на наш взгляд интересный маршрут. Группа познакомилась с новым для себя районом - никто из нас до этого не был на Алтае. Погода в этом районе, как правило, половину времени плохая. У нас сложилось впечатление, что в начале сентября здесь начинается солнечное, но холодное "бабье лето". Большое количество снега на склонах создает постоянную лавинную опасность. Выбор пути на перевалы предпочтителен по гребням. Передвижение по закрытым ледникам может вызвать непредвиденные задержки из-за большой глубины тропления. В связи с отсутствием регулярного автобусного сообщения с пос.Тюнгур рекомендуем заранее организовать подъезд, например, заказав еще в Санкт-Петербурге автобус Санкт-Петербургской турбазы в пос. Тюнгур.
2004-01-08 15:49:46 | Елизарьев | E-Mail
Нескромно,но хотелось бы спросить Г-на Гудкова М не учился ли он в Лесосибиске с Байкаловым Николаем.