портрет лыж

• Зацепин Тимофей
  • Владимир Дворкин
  • Николаев Сергей - каяк Necky Rip

Гидрологические и метеорологические характеристики похода: Вода в Оне была очень низкая, хотя несколько выше, чем в июле. Погода была, в основном, солнечная, один, или два дня шёл дождь. Температура воздуха колебалась от 20 до 25 С.

4.08 Выехали мы из Москвы с Ярославского вокзала до Абакана поездом №068 Москва - Абакан (04.08. 23.11 - 08.08. 2.20)

8.08.
Приехали в Абакан в 6.00 по местному времени. Время отличается от московского на 4 часа. Только мы вылезли из поезда, слышим: "А, лодочники, давай их сюда". Нас дружелюбно встретили местные водители. Предложили за за 120 у.е. довезти нас до места. Всё же, часть нашей группы отправилась на поиски машины на авто-вокзал. Там машин нет. Таким образом, мы согласились на первый вариант. Покидали вещи в "Соболя" и поехали.

Адрес, по которому можно заказать такси: Междугородние такси, г.Абакан, жд.вокзал, тел. 9-38-08 (код 8-39022).

Что удивительно, разместились очень комфортно. Дорога на всём протяжении очень хорошая, асфальтовая. Доехали до Абазы за 3 часа. Сразу за городом, на автостоянке, есть неплохая кафешка для перекуса, также оттуда можно позвонить. Еще через 1 час доехали до поселка Б.Он. Там мы оставили половину продуктов местным жителям с условием, что через неделю мы их заберем. До 105 километра ехали еще около часа.

С водителем мы договорились, что он нас заберёт обратно от Абазы. Раму четверки распихали по рюкзакам, поэтому тут же определились два "рогача" - Миша и Леха. Рюкзаки у мужской части группы были по 50 кг, у Сереги 35+каяк и у женского населения по 25-30. Каяк Сергей сначала надел на рюкзак кокпитом. На маршрут мы вышли около 3 часов дня. Пешка начинается с перехода через болото с переправой через верховья Б.Она. Шириной Б.Он в этих местах метра 2,5, но переходить его следует с осторожностью. Путь через болото занимает около 20 минут. Часть группы шла в сменной обуви, которую после болота выкинули. В начале подъема на перевал в хвойном лесу был сделан привал на быстрый обед. С обедом мы таки провозились примерно час. Подъем на перевал занял от 40 мин до 1 ч 15 мин. Тропа везде видна, уклон достаточно пологий. Первыми зашли на перевал Олеся и Маша. На перевале Сергей спросил у Маши: "Как там ребята", ответ был: "Миша матерится, Лёша - плачет". На перевале сделали привал на 20 минут. Внизу была видны палатки группы, шедшей впереди нас. Сергей сменил тактику несения каяка. Оказалось, что гораздо удобнее каяк не тащить на рюкзаке, когда он под горку цепляется за землю и пихается, а волочить за собой. Правда, на крутых участка спуска приходилось быстро отскакивать от летящего каяка. До палаток мы спускались около 50 минут. После подъема сил уже оставалось маловато и основным стимулом была вода. Когда до нее наконец добрались, мы в 6-ом выпили около 4-х литров. Тут здоровье кончилось окончательно... Решили идти до ближайшей нормальной стоянки. Через 25 минут вышли к речке Курукуль. Для сплава в верховьях она не годиться - узкая и постоянные завалы. Если смотреть с перевала на долину Курукуля, то наша стоянка располагалась напротив первой горы (расположена справа). Вечером собирался начаться дождик, но безрезультатно. Вечером через стоянку прошли ребята из группы, стоявшей у первой воды. Они решили вещи нести в несколько ходок.

9.08.
Встали 8.30. Стали зализывать раны на ногах и спинах. Завтрак и сборы заняли у нас некоторое время, поэтому выход состоялся только в 11.00. До обеда шли вдоль Курукуля. На протяжении всей пешки вдоль реки надо переходить 5-6 бродов... Обед состоялся в 14.40, а затем, вышли в 16.15. В конце концов Сергей задрался тащить каяк, залез в воду и проводил его на верёвке по руслу Курукуля.. К Оне первой вышла Олеся, в 18.00. Затем Тимофей с Вовкой в 20.00, и, наконец, Сергей, Миша, Маша и Леха в 21.30. Каяк и часть вещей были оставлены в 40 минутах ходьбы до Оны - вещи забрал сильный Вовка, а каяк так и оставили на ночь. На стоянку встали не доходя до Оны 400 метров. Таким образом, пешая часть заняла 1,5 дня общего времени. Тропа на всем протяжении пешки хорошо видна, изредка встречаются завалы из деревьев.

10.08.
Встали в 10.00. На оставленном на Курукуле каяке сплавился Сергей. Все время светит солнце и очень тепло. Бегают бурундуки... Начали стапель. Хотя в некоторых отчетах говорится, что деревьев на рамы там нет, мы нашли очень много подходящих деревьев, поэтому можно подумать - а нужно ли тащить с собой десяток лишних килограмм на пешке? Стапель проходил не спеша, поэтому выплыли только в 18.30.

Сплав начали со стрелки Курукуля и Оны. Река мелкая, катамараны много садятся на камни, давят Серегу на каяке…. вообщем - полный беспредел. До устья Каратоша Она ничего сложного не представляет, однако, требуется много маневрировать между камней. На 4-ке экипаж не слаженный, поэтому возникает много неприятных ситуаций. Мишка, который на кат сел первый раз, неимоверно тормозит... До устья Каратоша от стрелки Курукуля с Оной 3-4 километра. Каратош впадает слева и в устье образуется неплохой катательный вал для каяка. В устье находится 2-3 хороших стоянки, на одной из которых и решили встать. Пока ставили лагерь, Серега колбасился на вале (показывая отличные свечки), а затем его сменил Леха, который на сам вал особо не совался - "…стремно, камни близко…". На том же валу Серега учил Мишу гребле на катамаране. Остальные ставили лагерь сразу за устьем Каратоша. Вовка познакомился с соседями, Детской группой из Новокузнецка, стоящими на соседнем берегу притока. Они нам дали сеть и посоветовали сходить к озеру, из которого вытекает Каратош. По их словам там очень красиво. Ребята строили плот, и этому занятию они собирались предаваться еще около 2-х дней, поэтому они согласились посторожить наши вещи, когда мы отправимся к озеру.

11.08.
Встали в 8.30. Ребята из Новокузнецка перебазировались на нашу стоянку с другого берега Каратоша. Все вещи были покиданы в одну палатку, катамараны сложены рядом, и мы отправились в радиалку. Рюкзаки получились небольшие - по 12 килограмм, поэтому режим продвижения был следующий - 50 минут идем, 10 отдыхаем. Тропа идет с правой стороны Каратоша (если смотреть вверх по течению). Первый отдых был около первого ручья, впадающего со стороны правого берега. Очень живописный ручей, по берегам растет большое количество черной смородины. Еще через 4 ходки мы переправились на другой берег Каратоша.

Мы решили, что пропустили брод через Каратош, и перешли речку в первом попавшемся месте. Мишу с Вовой чуть не смыло, но чуть не считается, и мы идём дальше. Новокузнецкие ребята нас предупредили, что в том году они тоже пытались добраться до озера, но ушли не в тот распадок. Мы повторили их ошибку - через 40 минут ходьбы после переправы начало темнеть, а озера и не предвидится, видимо, мы таки ушли не туда. Пройдя несколько сот метров по руслу ручья, впадающего в Каратош, мы поняли, что сегодня нам не дойти до озера. Так мы и встали, на весеннем русле ручья. Весь вечер был посвящен увлекательному занятию, а именно спортивному ориентированию - выдвигались различные версии нашего местонахожденя. Однозначных выводов так и не сделали, но было ясно, что зашли не туда, куда хотели. Ночь была гораздо холоднее, чем предыдущие. Вспомнили анекдот: "Жизнь похожа на зебру, когда смотришь на нее сзади - черная полоса, белая полоса, черная полоса, белая полоса, черная полоса, белая полоса, задница, черная полоса, белая полоса, черная полоса, белая полоса….".

12.08.
Мы встали с утра пораньше, в 8.30, позавтракали, и в 10.30 бодренько потопали в обратном направлении. 30-40 минут хода и мы оказались на переправе через Каратош. Переправу осуществили чуть выше небольшого острова на речке. Миша опять чуть было не упал пару раз в речку, но остался на ногах, хотя и намочил все что можно. Дабы не натереть его э-э-э-э…. ноги, ему были выданы сухие штаны. На первой ходке выяснили, что переправу надо осуществлять только после того, как пройдена избушка на правом берегу реки. А мы сделали брод до этого места, что и привело вчера к тем последствиям, которые были описаны выше. На второй ходке после переправы Леха с Мишей ушли вперед и через некоторое время (~ 45 минут) остановились на отдых и ждали остальных. Ждали-ждали…. и не дождались. В итоге, у группы, стоящей у одного из притоков Каратоша узнали, что остальные уже прошли, и находятся в 40 минутах впереди. Как такое вышло - осталось не понятным. В итоге, все доковыляли в 15.45, а Миша с Лехой на 30 минут позже. Следует отметить героизм Миши, который шел с подвернутой в первый день пешки ногой. По пути собрали много грибов, которые и ели весь вечер. Погода все время стояла отличная, только ночью было холодно - около 8 градусов. Днем около 20С и на небе редкая облачность.

13.08.
Встали около 9-9.30. Погода испортилась, ночью шел дождь. Собирались долго, поэтому вышли только около часу. Прошли первый именной порог, который начинался напротив стоянки, Каратошский. Ничего сложного он из себя по нашей воде не представлял и почти не отличался от фона реки. Река представляет собой сплошную шиверу, требующую очень хорошей маневренности. При невыполнении какого-либо маневра иногда происходили забавные казусы - Вовка с Тимофеем не договорились с какой стороны оплывать камень и в итоге на него сели рамой. Дошли до порога Максим. Ориентир - река делает правый поворот, перед которым расположено достаточно большое улово, на левом берегу мощный завал. Просмотр порога занял около 30 минут. Первым прошел Тритон, и зачалился после окончания основного нагромождения камней. Порог представляет собой основной слив примерно 1,5 метра (с бочкой после слива), а затем серию перепадов по 0,5 метра, хаотично расположенных среди больших обливных камней. Была организована страховка с берега сразу за бочкой после основного слива. Сергей на каяке успешно прошел основной слив, бочка почти его не задержала, после чего, пересел на кат 4, заместив Мишу.

Для четверки порог оказался не интересен. Через 50 метров после основного слива катамаран развернуло кормой, навалило на камень лагом, и порвало два хомута. Суммарно по времени, весь проход порога Максим занял около 1,5 часа. После порога река не имеет никаких серьезных препятствий, требующих осмотра с берега. Встречаются валы 0,8 метра и сливы по 1 метру. На четверке несколько раз вылетали всем корпусом на обливняки.

Ближайшим серьезным препятствием после Максима было "препятствие №16". Представляет собой перепад около 3-х метров при длине слива около 7-и. Прохождение осуществлялось без просмотра. Кат 4 со всего размаху ударило в скалу левого берега и встал в кормовую свечку. Каякер пролетел слив без проблем. На стоянку встали сразу за препятствием. Примерно через час, нас обогнала группа на катах-двушках, которая просматривала порог около 30 минут. Прошли они его также без проблем. На ужин опять ели грибы, которых в Мишка, знатный грибник, набрал очень много.

14.08.
Встали поздно, завтракать начали только в 11.45. Дождь шел всю ночь и до 11.30 утра. Хмурое небо не предвещало ничего хорошего, однако было принято решение плыть дальше. Воды в реке не прибавилось, ну может быть сантиметра на 2-а. Погода установилась переменчивая - то солнце, то мелкий дождик. Серьезных препятствий по-прежнему нет, сливы по 1-му метру. Требуется некоторая слаженность экипажа для осуществления маневров среди обливных камней. Через 30 минут сплава, на правом повороте реки, располагается гряда больших камней, торчащих на 1,5 метра от воды, между которыми располагаются сливы высотой 1 - 1,5 метра. На один из камней чуть не посадили четверку. Возможно, это был порог Трон. Далее следует порог Косые Ворота. Порог представляет собой слив 1,5 метра через всю реку с незаварной бочкой после. После прохождения основного слива требуется маневр для предотвращения вылета на скалы, расположенные с правой стороны реки. После основного слива через 10 метров идет S-образный поворот. Просмотр занял около 20-ти минут. Первым прошел Тритон. Прохождение основного слива производилось по правой стороне, так как слева острый камень прямо в сливе. После прыжка - отгребание влево от камней правого берега. Сразу за сливом, ближе к правой стороне реки, находиться острый камень, на который сели и 2-ка, и 4-ка. Далее, находится левый прижим в начале S-ки, с дальнейшим сливом высотой ~ 0,8 - 1 метра, за которым идут 0,8 метровые валы. На каяке Сергей прошел порог справа, почти без захода в основную бочку под основным сливом. За порогом следуют живенькие S-образные повороты, где мы умудрились порвать четверку. Заклейка баллона заняла около 1,5 часа. После Косых Ворот, через 100 метров, имеется слив, высотой около 1 метра со сложным заходом.

За Косыми Воротами, на правом берегу имеется хорошая стоянка. Далее река имеет в русле большое количество обливных камней, прохождение которых требует высокой маневренности. На стоянку встали у бани, на левом берегу реки. За 400 метров перед стоянкой имеется слив высотой 1 метр с хорошей бочкой за ним. Вовка с Тимофеем встали в 16.00, а остальные из-за клейки порванного баллона только через 1,5 часа.

15.08.
Банный день. Продукты подходили к концу. С утра не спеша встали, и начали заготавливать дрова для бани. Дров было много, хотя на первый взгляд их не было вообще. Протапливание бани сопровождалось многочисленными противопожарными мероприятиями, потому что старенькая баня каждые 20 минут пыталась сгореть.

В итоге, всеобщими усилиями баня была натоплена и вечером все получили огромное удовольствие, хотя многочисленные дырки в стенах это самое удовольствие портили. За ужином выпивали сделанную днем клюковку.

Ягод, кстати, на Верхней Оне очень много. Правда это относится преимущественно к бруснике. Следует напомнить, что половину продуктов мы оставили в Б.Оне, и сей факт начал сказываться на нашем рационе. Полуголодные, но чистые, легли спать.

16.08.
Выплыли, как обычно, около часа дня. Все плывут в ожидании Бобслея (Трехступенчатого). А его нет… Через час сплава наткнулись на группу, обогнавшую нас на дневке. Выясняется, что Бобслей мы проехали еще позавчера.… Из чего мы сделали несколько выводов: 1) мы вафелы 2) воды мало 3) мы на Средней Оне 4) скоро будем много есть - Б.Он близко. Река становится шире, мельче и появляются разбои. Держаться стоит правых проток. Встречаются завалы. В некоторых местах слезали с ката и его проводили. Погода при всем этом безобразии стоит отличная. Где-то слева в Ону впадает Карасума. За разбоями мы этот момент пропустили. Леха пересел на каяк и начал искать любой повод посерфить. Через час приплыли на стрелку Б.Она и Оны. Продукты забрали безо всяких проблем.

Тетенька, которой оставляли мешок, отказалась принять от нас деньги, чуть было не обиделась, но согласилась взять колбасу и конфеты для внучки. Самое интересное, что ее муж, ночевавший в комнате с мешком продуктов, упер таки банку тушенки, а тетенька сама нам об этом сказала и отдала свою. На стоянку встали на 3 километра ниже пос.Б.Он, на левом берегу реки за 300 метров до возвышающегося острова. В процессе перебирания продуктов недосчитались пары кило риса (вероятно потеряли пока несли).

17.08.
Погода стоит отличная. На завтрак третий раз подряд гречка с молоком. Надоело. Выплыли в 12.30. Река спокойная, много плесов, перемежающихся простенькими шиверами через каждые 500-700 метров. Через два часа сплава сделали прямо на воде перекус. Леха мотается по всей реке в поисках экстрима.

Его найти не получается. Серега и все остальные расслабляются на катамаране, ведь там можно лежать на спине, на животе, сидеть, стоять. На стоянку встали около шести вечера. Все обгорели, вечером принимали ледяные ванны в реке. До поселка Кубайка остается около 10 километров. Река становится полноводнее, шириной около 50-и метров. Стоянок после Б.Она очень мало, практически нет - рядом идет дорога. Вставать надо, разумеется, напротив дороги. Судя по рыбакам на берегу, рыба есть, и много. Ночь в этот раз была очень теплая, пожалуй самая теплая за весь поход. Любители ночных прогулок любовались офигительно красивым звездным небом.

18.08.
Выплыли опять посреди дня. Характер реки не изменился - плесы с шиверами. Через 1,5 часа доплыли до Кубайки и зачалились перед мостом. Половина группы отправилась в местный магазин, в котором царило полное запустение. Кроме гороха, гречки и Инвайта ничего нет. Купили немного всего на недостающие завтраки, появившиеся в связи с утерей риса. Пока стояли, по берегу прошла группа местных ребят, оказавшихся вполне дружелюбными. Дальнейший сплав проходил в игривом настроении, четвёрка безуспешно пыталась охотиться за Лёхой. Если бы ни его никотиновая зависимость, то поймать бы каякера так и не удалось, но всё кончилось хорошо, Сергей оседлал Лёху и порядочно над ним поглумился.

Еще через 2 часа сплава оказались в Малом Анзасе. До поселка стоянки есть, но очень посещаемые людьми и лошадьми. В Анзасе купили у местных молока и творога, но те продавали без охоты - у них пост, поэтому ничего нет. После Анзаса проплыли еще несколько шивер и встали на левом берегу через 30 минут. Стоянка отвратительная, очень загаженная лошадьми, но все же лучший вариант из того, что было. Во время вечернего моциона с реки раздались вопли Олеськи, в которую влетела летучая мышь со сломанным крылом.

19.08. Утром пришли лошади, как раз в момент отплытия. Река полноводная, начался каскад шивер с валами высотой до метра. Прохождение почти везде по основной струе. Ориентир Первого Большого Онского порога - левый поворот со скальным выступом на правом берегу. Это, однако, еще не начало порога. Мы зачалились прямо перед поворотом, сходили на просмотр. Основная струя идет через слив, высотой 1 метр, но возможен проход слева, по спокойной воде. Напротив препятствия - отличная стоянка на левом берегу. По этому берегу идет хорошая тропа мимо Больших Онских порогов.

Через 150 метров начинается собственно ПБО I.
В некоторых описаниях Онские пороги фигурируют как Джерга I и II. Прохождение порога Джерга I осуществляется по основной струе. Порог имеет большое количество бочек (некоторые держат катамаран), высоких валов (до 1,5 метра). В целом, сложности для прохождения не представляет - хороший катальный порог. Есть еще одна хорошая стоянка сразу после порога, однако, мы встали метров на 400 ниже по течению. Стоянка располагалась почти на тропе, но это не сильно мешало.

20.08.
Было решено устроить дневку. В связи с большим количеством времени, полезли на гору на правом берегу реки, переправившись туда на одном из катамаранов. Залезли так высоко, что было видно стрелку Оны и Абакана.

Во время прогулки Леха нахватался клещей, которых из него и вытаскивали весь оставшийся день и часть ночи. Погода немного испортилась - последние два дня во второй половине идет мелкий противный дождь, тогда как с утра погода стоит великолепная.

21.08.
Опять дневка. Утро посвящено катанию на Джерге I. Серега несколько раз прошел порог на каяке, и с Лехой на Тритоне. два раза даже четверку занесли и прокатились все вместе. Катание на Тритоне Сереги с Лехой представляло собой отдельное шоу - Леха, укушенный вечером очередным клещом, был в невменяемом состоянии (мало ли, может энцефалит), поэтому на команды реагировал плохо, в результате чего порог 3 раза был на кате пройден лагом. В сумме Сергей прошёл порог 11 раз.

22.08 Опять днёвка. Утром затопили баню. Для этого всё мужское население стоянки было разбужено в 7.30 утра. Федякова толкали 10 мин, только когда ему пригрозили котелком холодной воды в спальник, он вылез из палатки скабрезно ругаясь ("Инсинуация!!!" - прим.верстальщика). Для начала надо было собрать очаг, мы нашли три камня весом килограмм по 150-200. С трудом перекатывая мы собрали их в одно место, необходимо отметить, что Лёше после первого поднятия, камень положили прямо на палец, далее, он осуществлял только идейное руководство. Мы сформировали тело очага, построили каркас бани, и начали её топить.

В это свободное время было решено желающим пройти пор. Джерга 2. Пошли Вова с Тимофеем на Тритоне, и Сергей - на каяке. Порог представляет собой два слива, разделённые между собой 20 метрами быстротока. Второй слив проходили только по правой части русла, потому что в левой - находятся две огромные бочки, и попадать в них нельзя. Первый же слив проходим в любом месте. Слева там находится мошная косая бочка, правее - бочка плавно переходит в стоячий вал - стенку. Заход в порог - элементарный. Опасность состоит в том, что при оверкиле в первой ступени, который вполне вероятен, можно влететь в бочки второго слива. Тритон проходил порог 3 раза, два раза - залезал в бочку первого слива. Бочка не держит, но были попытки развернуть кат лагом и кильнуть через диагональ.

Сергей проходил порог два раза. Первый раз он зашёл в порог вдоль правого берега, и попал в жёсткий стоячий вал. Там его остановило, подняло нос, и кильнуло, встал он незамедлительно. Адреналин хлынул, и второй раз он пошёл по той же траектории. Лучше разогнался, лучше задал крен, зацепился. Его так же остановило, некоторое время он находился целиком в пене, затем каяк поставило на кормовую свечку. Из пены торчало только 50 см носа лодки, на такой свече Сергея быстро вынесло из поганой бочки.

После прохождения была отличная баня. Все напарились всласть. У нас было на редкость удачное место стоянки, песчаный пляж и огромное улово, в котором можно было купаться.

23.08 Встали в 6.30, быстро поели, собрались в 9.00 и пошли проходить Джергу 2 на четвёрке с Сергеем в качестве капитана. Страховала двойка перед второй ступенью. Вова ещё загодя сообщил, что в случае киля четвёрки он не сможет выловить всех, и поэтому принимает пожертвования. Всё-таки мы прошли порог хорошо вдоль правого берега, однако в основной стоячий вал впилились диагональю, нас там же на месте и развернуло лагом, но несмотря на это быстро выплюнуло.

Сплав по Оне после порога до впадения в Абакан занял у нас около часа. На каяк сел Лёха поменявшись с Сергеем местами, и успешно проходил все троёчные препятствия, в то время как катамаран постоянно считал камни. Особенно весело было, когда кат и Леха плыли рядом и вдруг... кат резко останавливается и отлетает на пару метров назад - баллоны спружинили.

Погодка весь день была солнечная, плыли по Абакану полураздетые. Долина реки в этом месте широкая, красивые виды, течение хорошее, грести не надо. Плыли мы до Абазы 3-4 часа. Всего, доплыв плюс прохождение последнего порога заняло 6-7 часов. Вечером разобрали суда, просушили, и пошли гулять и пить пиво в Абазу. Тимофей с Вовой готовили ужин и жутко ругались на всех остальных, которые не торопились домой.

24.08 В 11.00 (7.00 по Москве), как и договаривались, появился наш Соболь, на котором мы за 100у.е. доехали до Абакана. В городе мы были уже в 3 часа (11.00 по Москве), ещё осталось время погулять, попить пива и позвонить.
Выехали мы из Абакана поездом №067 Абакан - Москва (24.08. 12.30 - 27.08. 15.39)

Выводы и рекомендации:

Пешка длиной 25 км, плюс перевал - весьма сложное препятствие для каякеров, пожалуй это единственный минус этого маршрута. Она по малой воде несколько теряет в сложности, но остаётся интересной для прохождения, как на каяках, так и на более крупногабаритных судах. Для опытных сильных экипажей, желающих пройти сложный маршрут, эта речка не подходит, однако, для неслаженных, начинающих команд, а также для опытных, ждущих от похода интенсивного, но безопасного водного экшена, это идеальная речка.

2007-07-30 16:32:22 | Ваше имя | E-Mail
Сравни Она - 2002.
Косые вопрота до 3-х метров.
Босблей трудно не заметить - три ступени алреналина.
В предыдущей группе 3 трупа на Максиме.