портрет лыж

Отчет о пеше-водном туристском путешествии 6 к.сл. по Алтаю

Отчёт

о пеше-водном туристском путешествии 6 категории сложности по маршруту:

г. Москва – г. Бийск – пос. Бельтир – пер. Карагемский (н/к) – р. Карагем– р. Аргут – горная часть (р. Иедыгем – пер. Карачик (1Б) – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу – р. Иедыгем) – р. Аргут – р. Катунь – пос. Иня – г. Новосибирск – г. Москва

Район: Горный Алтай

Сроки путешествия: июль-август 2000 г.

Маршрутная книжка: №1/4-602

1.5 Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу

Часть 2. Описание маршрута

2.1 Подъезды и отъезды

2.2 Пешая часть (р. Джело – пер. Карагемский (н/к) – р. Карагем)

2.3 Сплав по р. Карагем

2.4 Сплав по р. Аргут до р. Иедыгем

2.5 Горный выход (р. Иедыгем – пер. Карачик (1Б) – р. Аккем – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу – р. Иедыгем).

2.6 Сплав по рр. Аргут – Катунь до пос. Иня.

2.7 Тактика движения на маршруте. Обеспечение безопасности

Часть 3. Выводы и рекомендации

Часть 4. Материальное обеспечение похода

4.1 Снаряжение

4.2 Смета расходов

Часть 1. Справочные сведения о путешествии

1. Паспорт маршрута
  1. Вид туризма – водный с элементами горного.
  2. Район путешествия – Алтай.
  3. Нитка маршрута: г. Москва – г. Бийск – пос. Бельтир – пер. Карагемский (н/к) – р. Карагем – р. Аргут – горная часть (р. Иедыгем – пер. Карачик (1Б) – р. Аккем – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу – р. Иедыгем) – р. Аргут – р. Катунь – пос. Иня – г. Новосибирск – г. Москва
  4. Средства сплава – один 2-х местный катамаран и два 4-х местных катамарана.
  5. Категория сложности – шестая.
  6. Протяжённость пешей части (включая горный выход) – 100 км.
  7. Протяжённость водной части – 175 км.
  8. Количество ходовых дней (активная часть) – 17 дней.
  9. Время проведения путешествия – июль-август 2000 г.
  10. Количество участников похода – 11 человек.

Примечание: Три участника похода после перевала Карачик ушли в пос. Тюнгур из-за нехватки времени. Группа продолжила сплав по р. Аргут-Катунь на двух четырехместных катамаранах.

1. Список группы

Чаткал – 5у

Фото, кат 3

1. Средства сплава

Группа проходила водную часть маршрута на трёх катамаранах:

• кат1 – катамаран-двойка объемом 950 л, длиной 3,7 м, шириной 1,8 м;
  • кат2 – катамаран-четверка объемом 1700 л, длиной 5 м, шириной 1,9 м;
  • кат3 – катамаран-четверка объемом 2200 л, длиной 5 м, шириной 2,1 м.

1. График движения

Пос. Черга – пос. Бельтир – 15 км вверх по р. Талдура

Машина

28.07

15 км вверх по р. Талдура – зим. на р. Джело – пер. Карагемский – 3 км за перевалом

Машина, пешком

5.08

р. Аргут: Труба Сапожникова – р. Иедыгем

6.08

Горная часть: стрелка – р. Иедыгем до первого лев. притока выше стрелки Иедыгем-Куркуре

7.08

Левый приток р. Иедыгем – начало ледника Плоский

8.08

Начало ледника Плоский – пер. Карачик (1Б) – р. Аккем – начало ущелья к пер. Дружба

9.08

Начало ущелья к пер. Дружба – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу (до конца)

10.08

Авто,

Поезд

Итого активными способами передвижения: 275 км

Примечание. График движения тов. Потапенко, Заугарова и Ермиловой с 9-го августа был следующим: 9.08, 10.08 – пешком вдоль р. Аккем до пос. Тюнгур, 35 км по хорошей тропе, технических трудностей на этом участке нет. Из пос. Тюнгур уехали попутной машиной до г. Горно-Алтайск за 300 р. с чел.

Экипажи катамаранов 2 и 3 на заключительном участке маршрута (от р. Иедыгем до пос. Иня) были следующими: кат2 – Левчук (капитан), Устинов, Корнейко, Темникова; кат3 – Ежелов (капитан), Брантов, Андреев, Чигирева.

3. Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу

Основной целью похода являлось прохождение маршрута 6 к.с. Члены группы имели опыт нескольких “пятерок” и всем хотелось сделать новый шаг – пройти поход высшей категории сложности.

Наша команда стремится максимально разнообразить впечатления от летнего путешествия, поэтому всегда стараемся к традиционному водному маршруту добавить какую-либо “изюмину”. Так, в 1997 году в начале похода Шавла – Аргут – Катунь группа ходила в горы на 5 дней, совершив несколько радиальных выходов на перевалы в районе пиков Сказка, Мечта, Красавица.

Планируя нынешний поход, мы решили сделать горную мини-двойку с прохождением двух перевалов 1Б к.с. Пятидневный маршрут в район г. Белуха является логичным добавлением к сплаву по р. Аргут: затраты на подход-отход (около 25 км в один конец) с лихвой окупаются незабываемыми впечатлениями от видов Аккемской стены, г. Белуха, Аккемского озера, пиков Катуньского хребта. Для нас, водников, было очень интересно поработать с веревкой, полазить по скалам, походить по ледникам, в том числе по самому длинному леднику Белухи – Менсу.

С точки зрения планирования всего похода в целом, выход в горы от стрелки Иедыгема и Аргута также вполне логичен: основные препятствия на Карагеме и Аргуте пройдены, остаются лишь пороги Белый и Раздельный, можно спокойно распоряжаться временем, оставшимся до конца маршрута.

В плане подготовки к походу были проведены следующие мероприятия:

• Регулярные лыжные, пешие, водные выходы членов группы, в т.ч. – тренировки на скалах у пос. Тучково
  • Весенний поход на Кавказ (р. Белая)
  • Подготовка водного и горного снаряжения

Часть 2. Описание маршрута

1. Подъезды и отъезды
    2. Подъезды.

До Сибири добирались двумя группами: половина команды ехала поездом Москва-Барнаул (плацкарт стоит 380 р.), вторая половина летела самолетом до Новосибирска (самый дешевый тариф туда обратно стоит 4700 р.), затем до Барнаула на микроавтобусе (200 р.). Встретились в Барнауле на привокзальной площади 26 июля в 11 утра месного времени (далее в тексте, кроме особых указаний – время местное, + 3 часа к московскому). Здесь нас ожидал автобус из Бийска. При подготовке к походу мы договорились о транспорте с фирмой “Би Алт-Тур”, телефон в Бийске: (3854) 71-96-00, E-Mail: ivan@gus.biysk.ru http: //www.travel.altai.ru/. На ПАЗе нас довезли до Бийска, затем мы пересели на ГАЗ-66, договорились, что при сухой дороге он завезет группу на Карагемский перевал и при благоприятном раскладе полтора-два километра вниз до заболоченной луговины в истоках р. Иолдо-Айры. За все мероприятие: ПАЗ – Барнаул-Бийск; ГАЗ-66 – Бийск-Карагемский перевал мы заплатили 8800 р. (по 800 р. с человека). Можно было бы сэкономить деньги на переезде Барнаул-Бийск, добравшись поездом, но в этом случае мы теряли бы почти полдня, т.к. в Бийске оказались бы только вечером и поехали бы дальше по Чуйскому тракту лишь утром. Выехав из Бийска около 19 часов, остановились на ночевку у родственников водителя в с. Черга на Чуйском тракте.

27 июля, по графику сегодня к вечеру мы должны добраться до Карагемского перевала. До пос. Бельтир (Кызыл-Маны) доехали без особых проблем, сворачивать с Чуйского тракта следует не в пос. Чаган-Узун, а чуть дальше – в пос. Ортолык, отсюда до Бельтира идет хорошая дорога. Проблемы начались за Бельтиром.

Вверх по долине реки Талдура (Чаган-Узун) идет неплохая грунтовка правым, а после моста примерно в 6 км от Бельтира, и левым берегом реки. В старых отчетах приводиться информация, что надо ехать почти до стрелки рр. Джело-Талдура, затем бродить Талдуру, р. Джело и подниматься на взлет в долину Джело. Теперь дорога на Карагемский перевал идет через мост, дальше – по левому берегу, а подъем в долину р. Джело в обход каньона можно преодолеть двумя способами: от стрелки рр. Джело-Талдура, либо, не доезжая 2-3 км до стрелки подняться по дороге и пересечь р. Джело по мосту уже рядом с зимовьем (см. карты). Второй вариант предпочтительнее, т.к. не надо бродить р. Джело (в солнечную погоду после обеда брод довольно глубокий), он вполне доступен машинам типа УАЗ.

Мы не заметили отворота дороги на мост через р. Талдура и проехали почти до зим. Талдура. Здесь наш водитель, совершая непонятный маневр, умудрился с абсолютно ровной полки задом съехать в реку (фото 2). Он хотел объехать лужу на дороге, через которую позже спокойно проехала “Нива”. Как выяснилось, Володя вообще первый раз поехал в горы, и мы с ним изрядно намучались. Советуем нашим последователям повнимательнее быть при заказе транспорта в вышеозначенной фирме (да и в других тоже). К примеру, знакомые горники доехали до Бельтира на автобусе, а на месте без труда за 1000 р. на 15 человек нашли машину до перевала – местные знают все дороги-подъезды. Как бы то ни было, 19 часов, 27 июля, мы сидим в реке на заглохшей машине, до берега метра четыре, до перевала – километров двадцать, груза – свыше 50 кг на мужика и 30 кг на героическую девчонку, 15 км от перевала до Карагема, а 29 числа вечером необходимо закончить стапель.

Водитель пошел в соседнее стойбище за трактором, уже в темноте машину вытащили на берег, откинули кабину, пусть всю ночь сохнет.

28 июля, встали с рассветом. Осмотр машины показал, что двигатель сухой, слили воду из глушителя и бензобаков, через неплотные крышки набралось. В 10 часов тронулись в путь, вернулись к мосту, переехали через р. Талдура, добрались до стрелки рр. Джело-Талдура (фото 3), перебродили и остановились у подъема в долину р. Джело. Надо отметить, что дождя давно не было, дорога абсолютно сухая, видны следы проехавшей день назад машины. Тем не менее, наш водитель долго ходил до конца подъема и обратно, мы устали ждать и пошли пешком. Доехав с вещами до начала следующего подъема в районе зимовья (фото 6), водитель дальше ехать отказался, сославшись на неисправность машины. Время 15 часов, жара, народ не акклиматизировался, не перестроился на походный лад, но делать нечего – взвалили рюкзаки и, обматерив водителя, медленно-медленно пошли вверх по серпантину к перевалу.

Отъезды.

Сплав был закончен в пос. Иня на р. Катунь. Начиная с 9 утра 14 августа пытались поймать транспорт, местные машины соглашались ехать только до райцентра – пос. Онгудай. В результате в 11.30 уехали на рейсовом автобусе “Улаган – Горно-Алтайск”. В 10 часов был автобус из Акташа, но сесть не удалось – битком. Переезд до Горно-Алтайска стоил по 200 р. с человека, прибыли в 17 часов. По 210 р. взяли билеты на ночной автобус до Новосибирска (отпр. В 19.30), приехали туда рано утром. Не без труда купили билеты (около 400 р.), и в обед поездная группа уехала в Москву. Самолетная группа, побродив по городу, утром следующего дня вылетела в Шереметьево. Поезд прибыл в Москву 17 августа в 11 часов.

3. Пешая часть (р. Джело – пер. Карагемский (н/к) – р. Карагем)
    4. 28 июля. Наша автомобильная заброска закончилась у зимовья на правом берегу р. Джело. На перевал идет хорошая дорога (фото 6), мы начали подниматься по ней в 15.30, рюкзаки тяжелые, несем и водное и горное снаряжение и еду на весь поход, поэтому идем очень медленно. Жара и крутизна подъема усугубляют ситуацию. Перекусили на пологом участке между двумя озерами, затем преодолели перевальный взлет, и в 20.30 поднялись на широкую седловину (фото 8, 9). Высота Карагемского перевала 2885 м, в середине седловины – каменный тур. Вниз с перевала идет дорога, по которой в сухую погоду машина повышенной проходимости может проехать 1-1,5 км до заболоченной луговины. Далее тропа переходит на правый берег ручья. Хорошее место для стоянки имеется в 2,5 – 3 км от перевала в распадке небольшого ручья – первого правого притока р. Иолдо-Айры в 500 м после правого поворота долины. Здесь есть дрова, видимо, подвезенные на лошадях из зоны леса. Группа пришла на стоянку в 22 часа.

29 июля. С утра небо безоблачное, день будет жарким. Пошли вниз в 9.30. Перед крупным правым притоком тропа переходит на левый берег р. Иолдо-Айры. Через 1,5 – 2 км – левый приток, перед ним перешли снова на правый берег ИолдоАйры и до р. Карагем всё время двигались по хорошей тропе правого берега. На Карагемскую поляну пришли в 14 часов (фото 12, 13), быстро пообедали и приступили к стапелю – завтра утром надо начать сплав.

5. Сплав по р. Карагем
    6. Группа проходила реку Карагем при среднем уровне воды. При подготовке к походу использовались материалы отчетов № 4097 (рук. Маркевич, 1981 г.), № 4949 (рук. Ерёмин, 1987 г.), № 5635 (рук. Постнов, 1999 г.) и видеофильм о походе группы Марчука в 1996 г. Лоции Карагема до 1998 года устарели (не годны описания реки на участке от р. Камрю до р. Кара-Айры), см. нашу лоцию, приведенную ниже.

Приведённое ниже описание прохождения Карагема основано на лоции реки из отчетов № 4097 и № 4949 за исключением участка Карагема от р. Камрю до р. Кара-Айры. Современное состояние нижней части первого ущелья Карагема отличается от представленных в вышеназванных источниках. На отрезке от правого притока р. Камрю до левого притока р. Кара-Айры сосредоточены наиболее сложные пороги Карагема, и в последние несколько лет структура ущелья претерпевает значительные изменения. Дело в том, что по правому притоку р. Камрю, и левому притоку (напротив р. Камрю) периодически сходят мощные сели, видоизменяя ущелье Карагема. Хотя для нормального сплава полезно иметь лоцию реки лишь на текущий момент времени, автор этих строк, кроме описания состояния р. Карагем от р. Камрю до р. Кара-Айры на август 2000 года постарался отследить историю изменений ущелья.

Мощные сели из распадка левого притока Карагема (напротив р. Камрю) сошли с 92 до 96 г г. (скорее всего в 94-95 гг.). В 92 году автор принимал участие в горном походе, первые сотни метров Карагема ниже р. Камрю примерно соответствовали описаниям 80-х годов, а в 96 году группа Марчука шла по реке, искаженной селем. Судя по фильму, изменения произошли на протяжении 1-1,5 км от р. Камрю (пороги Нокдаун, Крутой, 15, 16), структура препятствий № 17-22 осталась прежней. Группа сплавлялась по средней воде. Группа под руководством Постнова в 1999 году шла по Карагему в паводок. Выдержка из отчета: “1. После селя 1998 г. русло и состояние реки изменились (по сравнению с описаниями) настолько, что вычленение указанных в описании порогов потеряло всякий смысл. 2. Практически весь участок ущелья представляет собой мощный и очень сложный порог”.

Наша группа проходила описанный участок Карагема при среднем уровне воды. Действительно, после 96 года имели место селевые выносы и по ущелью левого притока и по ущелью р. Камрю, причем настолько мощные, что селевой материал устлал русло Карагема на всём 3-х километровом участке до конца ущелья. По сравнению с 96 годом река изменилась. Поскольку мы шли по средней воде, состояние реки отличалось и от описания Постнова. Фактически, мы шли нижнюю часть первого ущелья Карагема в режиме первопрохождения.

Особенностью сплава на верхнем участке Карагема (первое и второе ущелья) являются большой уклон, высокая скорость течения, обилие завалов, отсутствие плесов, чалки на быстротоке – всё это усугубляется приличным расходом воды. Поэтому необходимо просматривать почти всю реку в первом и втором ущельях. Группа шла с разведкой следующие участки Карагема: от начала первого ущелья до порога № 10, пор. Россыпь, от р. Камрю до конца первого ущелья, пор. Белый бом, пор. Винт, пор. Разбойники; остальные участки реки шли с наплыва.

30 июля.

Подъем в 6 часов, после завтрака закончили стапель. Собрались, стартовали в 11.30. Через полчаса сплава по ровной воде подошли к началу первого ущелья, зачалились на правом берегу, напротив устья р. Калын-Агач. Первое ущелье Карагема имеет длину 8 км, средний уклон – 24 м/км. Начало ущелья – левый приток р. Калын-Агач, конец ущелья – левый приток р. Кара-Айры.

Порог 1. Стартовый (Т). Длина 250 м, начинается через 50 метров после устья р. Калын-Агач. На прямом участке 5-6 сливов до одного метра с бочками. Посредине порога, в центре, большой надводный камень, на котором висит корень дерева. В пороге большой уклон, кончается на левом повороте. Разведка по правому берегу, чалка сложная – узкая суводь, около десяти метров, на страховку встали два человека со спасконцами. Катамараны 1 и 2 прошли порог, объехав корень справа (фото 14, 15), а кат 3 не успел увернуться от дерева, но все закончилось нормально (фото 16, 17).

Порог 2. Олимпийский (Т). Длина 200 м, следует сразу за порогом 1, начало на левом повороте. Представляет собой серию сливов до одного метра на прямом участке реки, выход из порога – ворота со сливом полтора метра. Очень тяжелая чалка к правому берегу перед крутым левым поворотом реки (фото 18). Сразу следует

Порог 3. Эридан (ТТ). Длина 300 м. Это технически сложный порог, наибольшую трудность представляют заход и средняя часть порога. На заходе река разбивается на три части: левая – мелководная, центральная – перекрыта бревном, правая – серия сливов через зубья. Продолжение порога за правым поворотом, здесь река, разгоняясь, упирается в несколько больших надводных камней (фото 19). Заканчивается порог быстротоком, переходящим в шиверу.

Представляется логичным прохождение порогов 2 и 3 слитно, поскольку промежуточная чалка сложна, однако группа ещё не привыкла к реке, и мы решили поставить двух страховщиков со спасконцами для принудительной чалки ниже финишного слива п. Олимпийский. Катамараны 1 и 2 проходили порог 2 с дистанцией 100 метров, ни тем, ни другим не удалось зачалиться, в итоге кат 1 сел на бревно, а кат 2 застрял на надводных камнях справа от бревна кормой вперед (фото 20). Затем кат 2 нормально прошел п. Эридан и зачалился на правый берег. Кат 1 сдернули с бревна спасконцом и его экипаж зачалился перед правым поворотом п. Эридан. На сегодня сплав решили закончить, тем более что вода в реке заметно поднялась. Необходимо отметить, что в солнечную погоду вода в Карагеме начинает прибывать в обед и к 17-18 часам достигает пика, поднимаясь в ущелье до 20-30 см относительно утреннего уровня (фото 21). После обеда был просмотрен участок первого ущелья до порога 8 и намечена дальнейшая тактика движения.

31 июля.

Накануне выяснилось, что в пороге 6 лежит бревно, имеется хорошая тропа обноса, поэтому экипаж кат 3 сразу обнес вещи к порогу 6. Затем кат 3 налегке прошел п. Олимпийский (фото 22 – 23), зачалился, передохнул и успешно прошел п. Эридан (фото 24 – 25). Следом до конца порога Эридан сплавился кат 1, страховку осуществлял кат 2.

Шивера 4 (Т). После Эридана 100 м мощной шиверы со сливами до одного метра и обливными камнями. В конце шиверы навал на камни левого берега.

Шивера 5 (С). Сразу за препятствием 4 идет средняя шивера с отдельными обливными камнями, проходы широкие. Кончается шивера перед порогом 6 до левого поворота. Шиверы 4, 5 шли походной колонной с взаимостраховкой, зачалились к правому берегу перед поворотом. Здесь низкий берег, красивая большая поляна, удобное место для стоянки.

Порог 6 (Т). Длина 200 м, левый, затем правый повороты реки, серия сливов, узкие ворота. Более подробное описание порога не имеет смысла, начало порога перекрыто бревном. По-видимому, дерево лежит уже давно, так как в обход натоптана хорошая тропа, обнесли катамараны и вещи, длина обноса 100 м. Просмотрев очередной участок реки, сплавились до начала

Порог 7. Трамплин (Т). Длина 300 м, начало на левом повороте после острова и невысокой стенки правого берега. Здесь также лежит бревно через всю реку. После левого поворота струя разгоняется, слева впадает ручей и на правом повороте – кульминация порога. В русле три глыбы образуют трамплинный слив 1,5 м, бой в центральную глыбу и прижим к камню левого берега с завалом. Выход из порога под левым берегом, чалка налево. Бревно в начале порога обнесли по левому берегу и поставили двух страховщиков со спасконцами в конце порога. Кат 1 успешно объехал все глыбы (фото 26 – 28), а катамаранам 2 и 3 не удалось избежать контакта с камнями (фото 29 – 31). После чалки на левый берег просмотрели следующий

Порог 8 (Т). Длина 250 м. Начинается через 100 м после порога 7, на левом повороте мощный навал на скалу правого берега. За прижимом река разбивается каменными островами на 3 протоки. Центральная протока мелкая, в правой ряд надводных зубьев, левая – наиболее удобная для прохода. Далее за правым поворотом ряд сливов между камней и навалы на камни в струе – это начало следующего препятствия.

Шивера 9 (Т). Длина 300 м. Средней сложности, в конце шиверы остров. Препятствия 8 и 9 проходились слитно. Кат 1 страховался спасконцом в конце прижима порога 8, затем он встал на страховку за шиверой 9 (фото 32). Следом препятствия прошли катамараны 2 и 3.

Порог 10 (Т). Длина 200 м. Расположен на левом повороте, в начале порога галечный остров, ряд надводных камней завершается сливом 1,5 м с бочкой. Далее на левом повороте несильный прижим и выходная шивера. Порог просматривали по левому берегу. Шли с взаимостраховкой в порядке: кат 2, кат 1, кат 3. Притормозившись в заходных валах, кат 1 нырнул в основной слив на малой скорости и “поварился” в бочке секунд 20. Все суда зачалились ниже порога на правый берег.

Шивера 11 (Т). Длина 2 км. В начале шиверы валы до 1 м, отдельные камни в русле. На левом повороте шивера усложняется – сливы между камнями, прижим к левому берегу, далее слабая шивера. Препятствие 11 шли без предварительного просмотра очень осторожно, так как в реке очень вероятны завалы.

Порог 12. Россыпь (ТТ). Длина 300 м. Расположен после левого поворота, справа скала, слева отмель – место чалки. Разведка производилась по левому берегу. На входе галечный остров с заломом. За островом порог представляет собой россыпь камней с серией водопадных сливов до 1,5 м. Прохождение порога требует большой точности управления судном, так как проходы везде узкие. Прохождение кат 2 страховали двумя спасконцами с левого берега ниже порога. Кат 2 успешно прошел, зачалился на правый берег и встал на страховку. Затем кат 3 и кат 1 также нормально прошли порог (фото 33 – 35).

До устья правого притока р. Камрю остается 200 м, далее следует нижняя, наиболее сложная, часть первого ущелья Карагема. На сегодня сплав закончен. Время 15 часов, обед, разгрузка катамаранов. Решили обнести вещи в конец каньона, поставить там базовый лагерь, завтра проходить вторую половину ущелья на разгруженных судах. Вышли в 17 часов, переправа через Камрю по бревну, затем тропа идет по участку горелого леса, постепенно набирая высоту. Через 3-3,5 км от Камрю тропа серпантином спускается на поляну напротив левого притока р. Кара-Айры. В 19 часов встали лагерем на красивом обрыве, под ним – большая галечная отмель. Как выяснилось позже, она представляет собой окончание селевого выноса из первого ущелья Карагема.

1 августа.

Подъем в 6.30, вышли из лагеря в 8 часов. Погода, как и все предыдущие дни, солнечная. За час дошли до р. Камрю, осмотрели первые сотни метров сплавного участка.

Прежде, чем дать описание нынешнего состояния нижней части первого ущелья Карагема, приведем выдержки из лоции отчета № 4949, чтобы привязать расположение наиболее трудных порогов.

Порог 13. Нокдаун (Т). Длина 350 м, начинается за устьем Камрю, напротив слева впадает ручей. После Камрю на прямом участке мощные сливы между камней. Река делает левый поворот, через 50 м правый. В начале правого поворота несколько навалов на большие камни левого берега…

Порог 14. Крутой (ТТ). Длина 50 м, начинается через 30 м после порога 13 на левом повороте. Слева бом, в начале порога крутой спад к бому со сливами до 1,5 м и навалами на зубья. Далее поворот направо, река расширяется и распадается на три протоки…

Порог 19. Любаша (ТТ). Длина 150 м, справа бом. На входе в порог струя отжимается к бому от левого берега, струя идет вдоль бома и на левом повороте вся вода уходит под козырек в карман правого берега. Проход сужается камнями левого берега до 2,5 м. Далее через 20 м два больших слива с бочками и опять навал на скальную стенку…

Порог 21. Не проходите мимо (ТТ). Начинается через 300 м после препятствия 19 на левом повороте реки, справа бом. Разведка по левому берегу. На входе несколько глыб в русле образуют ворота со сливами. На левом повороте через 50 м река сжимается большими глыбами и образует водопадный слив около двух метров… Через 15 м сильный прижим с карманом к скале правого берега, а еще через 20 м еще один прижим, осложненный камнями в русле…

Места, в которых располагались эти пороги, удалось выделить при составлении новой лоции.

Схема 1. Заключительный участок первого ущелья Карагема.

Как сказано выше, селевые выносы из распадков левого притока Карагема, р. Камрю (фото 36) и небольшого левого распадка в середине описываемого участка заполнили дно ущелья Карагема. Толщина селевых наносов от 10-15 м в начале участка до 1,5-2 м на выходе из ущелья (фото 46). Карагем пропилил себе узкий лоток в этих наносах, в результате русло реки сгладилось, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. В целом, локальные пороги стали проще, но интегрально сложность всего 3-х километрового участка не уменьшилась, так как русло представляет собой извилистый крутопадающий лоток, практически без плесов, до конца ущелья. Описываемый участок Карагема можно разделить на несколько кусков: 1. Самый трудный начальный отрезок – от 50 м выше устья Камрю до места второй чалки (см. схему 1); 2. Отрезок до прижима правого берега (порог 19 по старой лоции), здесь река чуть успокаивается, однако, имеются локальные сложные места; 3. Трудный участок, содержащий видоизмененные пороги 19 и 21; 4. Финишный отрезок ущелья длиной около 800 м до устья Кара-Айры, река успокаивается: порог – мощная шивера – слабая шивера – резвый быстроток.

Нижнюю часть первого ущелья Карагема группа проходила на разгруженных судах поэтапно с промежуточными чалками. Начальный участок представляет собой непрерывную череду мощных сливов, бочек, навалов на надводные камни. Начало разгонной шиверы – в 50 м выше Камрю. По правому берегу тянется обрыв, после 100-150 м разгона по валам до 2-х м (фото 37), на левом повороте реки - стометровый участок непрерывных сливов с мощными бочками, затем следует крутой правый поворот (фото 38), влево отходит маленькая протока, вновь втекающая в основное русло в 100 м ниже. На участке 100-150 м сразу за правым поворотом – ряд мощных сливов с бочками (фото 39), после впадения вышеупомянутой протоки – 100 м быстротока. В этом месте мы наметили чалку на левый берег. В принципе, группа, сильно сомневающаяся в успешном прохождении этого трудного участка, может выставить спасконцы на галечной отсыпке правого берега, вдоль которой идет быстроток (место между первым и вторым обрывами на схеме 1). Мы решили проходить этот кусок реки походной колонной с интервалом 150-200 м с взаимостраховкой судов в следующем порядке: кат 2, кат 1, кат 3. По-видимому, этот 400-метровый отрезок ущелья соответствует порогу Нокдаун на старых лоциях. Все катамараны успешно прошли и зачалились в намеченном месте. Необходимо отметить, что все чалки в ущелье чрезвычайно трудны из-за высокой скорости течения, зачастую очень коротких участков между бомами и множества торчащих бревен по берегам.

Следующий сложный отрезок реки (видимо, бывший порог Крутой) длиной 150-200 м начинается за быстротоком разделением русла на две протоки. Левая протока перегорожена бревном, правая идет под бомом правого берега. На левом повороте свал воды сквозь гряду надводных камней, прижим к скалам правого берега (фото 40). Проходили поочередно: кат 2, кат 1, кат 3; чалка на левый берег.

Дальнейшему проходу по берегу мешает бом, поэтому издалека наметили следующее место чалки к галечной отсыпке высотой 2,5-3 м, сразу за бомом. Последовательно прошли относительно несложный 300-метровый участок, чалка после него очень тяжела. Идти сразу за следующий левый поворот опасно, с воды он не просматривается, а сразу за поворотом – крутой свал воды, причем половина русла перекрыта бревном.

Эти обстоятельства выяснились при просмотре следующего участка реки длиной около 800 м. Он включает в себя: крутой левый поворот, справа бом; локальное сложное место; далее на плавном правом повороте река поджимается громадным конусом селевого выноса (фото 41); затем на прямом участке – шивера, правый берег – галечная отсыпка, тянущаяся до крутого левого поворота. У этой отсыпки наметили очередное место чалки. Все суда нормально прошли описанный участок.

По правому берегу можно подойти к порогу на левом повороте не ближе, чем на 100-150 м. Характер препятствия напоминает описание порога 19 Любаша. В принципе, в наших условиях можно было бы устроить перечалку на крутую осыпь левого берега, чтобы поставить страховку ниже порога. Но мы решили, что на сильной струе это будет более рискованное мероприятие, чем прохождение самого порога маневренной двойкой (фото 42 – 43). Сливы, бочки и бой в карманы правого берега оказались не так страшны, как это описано в отчете № 4949. Все наши суда довольно спокойно прошли порог. Очень похожее место встретилось и в полукилометре ниже (вероятно, порог 21 Не проходите мимо), фото 44. Разница заключается в том, что перед этим препятствием легко зачалиться на левый берег и поставить страховку.

Финишную часть ущелья (фото 45) проехали весело и очень быстро. На прохождение всего участка реки от Камрю до Кара-Айры группа затратила 3 часа. В 14 часов дежурные приступили к готовке обеда, а остальной личный состав – к подготовке бани, благо плавника на отмели полно.

2 августа.

Хорошо отдохнув накануне, с утра неторопливо собрались и отплыли в 9.30. После впадения р. Кара-Айры расход в Карагеме почти удвоился (фото 47). До начала второго ущелья – около 20 минут сплава, с воды хорошо видно, как долина впереди сужается, обозначая начало нового участка порогов. Ориентир начала ущелья – залесенный остров, за ним справа бом – начало порога Белый бом. Протяженность второго ущелья – 4 км, средний уклон – 18 м/км, конец ущелья – правый приток р. Куганду-Оюк.

Порог 22, Белый бом (Т), длина 150 м, на входе после галечной косы справа основной слив 1,5 м, через 15 м в центре большой камень, далее гряда обливных и полуобливных камней (фото 48). Просмотрели порог со скалы правого берега, затем прошли традиционным порядком, сначала кат 2, затем он встал на страховку прохождения кат 1 и кат 3 (фото 49). Далее идет

Шивера 23 (Т), длина 500 м, переходит в

Порог 24 (Т) Сарлыки, длина 100 м, локальный сброс воды, осложненный торчащим правого берега бревном.

Шивера 25 (С). Несложная шивера длиной 800 м, переходит в порог Винт. Препятствия 23 – 25 шли сходу с взаимостраховкой, в пороге Сарлыки всем экипажам пришлось очень энергично поработать, чтобы избежать контакта с бревном.

Порог 26. Винт (ТТ). Длина 300 м. Мощный, сложный порог. Ориентир порога – крутые осыпи слева и справа. Мощная разгонная шивера начинается на левом повороте, каскад сливов 0,5 – 1 м, затем – крутой правый поворот русла, и с интервалом 20-30 м друг за другом следуют 3 слива 1,5-2 м, в третьем сливе поток закручивается винтом. Просмотрев порог с правого берега, поставили двух страховщиков со спасконцами, один за первым, самым опасным сливом, второй – чуть ниже. После успешного прохождения (фото 50, 51) кат 2 встал на страховку за порогом. Следом также нормально порог Винт прошли кат 3 (фото 52 – 54) и кат 1.

Шивера 27 (С). Длина 1,5 км, начинается сразу за порогом Винт и тянется до конца ущелья. Шивера средней силы, группа шла походной колонной с взаимостраховкой судов. К часу дня зачалились в конце второго ущелья в устье правого притока р. Куганду-Оюк (В старых лоциях эта река называется р. Каинды-Одра, а р. Куганду-Оюк – правый приток в начале второго ущелья. Однако, на цветных двухкилометровках правый приток в начале ущелья назван Каиндыодра (см. карту 2), поэтому мы решили названия рек переставить местами (см. карту 3)). План на сегодня выполнен, вторую половину дня мы решили посвятить прогулке за ягодами и кедровыми шишками вверх по склону.

3 августа.

Между вторым и третьим ущельями Карагема 7 км разбоев. Перед порогом Разбойники чалились на левый берег в непосредственной близости от отвесной скальной стенки правого берега – ориентир начала порога. Протяженность третьего ущелья – 6 км, средний уклон – 13 м/км.

Порог 28. Разбойники (ТТ). Длина 500 м, порог мощный, протяженный. На входе шивера, затем поворот направо, слив 1,5 м через всю реку, чувствуется возросшая мощь реки. Затем идет остров, левая протока мелкая, забита бревнами, двигались по правой, основной протоке. Плавный левый поворот и заключительный мощный свал воды. В пороге следует очень строго держаться центральной части потока, так как все берега завалены бревнами разной величины и встреча с ними влечет за собой крупные неприятности, учитывая, что расход Карагема и уклон в пороге очень приличны. В нормальном состоянии с судна на берег можно сойти только в конце порога. Кат 2 прошел со страховкой 2 спасконцами с левого берега (фото 55). Затем прошли кат 1 и кат 3 (фото 56 – 59). Сразу за порогом Разбойники идет

Шивера 29 (С). Большое падение воды, валы, камни в русле. Река огибает последовательно отроги левого, потом правого берега. Затем после левого отрога из щели галечного левого берега вытекает ручей.

Шивера 30 (С). Начинается в 200 м выше ручья левого берега. Длина 300-400 м, заканчивается на правом повороте, здесь начало

Порог 31. Трек (С). Порог несложный. На входе поток разбивается большим камнем в центре на две струи. В левой много подводных и надводных камней, правая образует несильный прижим на левом повороте.

Через 3 – 4 км спокойной воды следуют друг за другом

Пороги 32 – 34. Старый, Средний, Луговой. Несложные пороги имеют характер мощной шиверы.

Порог 35. Чибитский каскад порогов (Т). Длина 2,5 км, начало – устье правого притока р. Чибит. Осмотр по левому берегу. На всем протяжении идет мощный свал воды через надводные и обливные камни. Наиболее сложные места: 1. 400 м до моста – мощные валы у скальной стенки правого берега; 2. 100 м до моста – слив 1,5 м через всю реку с мощной бочкой; 3. сразу за мостом – сильный навал на камень левого берега; 4. 200 м ниже моста – локальный крутой обвал воды через груду камней. После Чибитского каскада порогов до р. Аргут остается около 3 км ровной воды. Все препятствия р. Карагем ниже п. Разбойники мы шли без просмотра походной колонной, первым шел кат 1, как наиболее маневренное судно. Очень динамичным оказался сплав в Чибитском каскаде. Рекомендуем нашим последователем просмотреть этот участок реки. Группа зачалилась в 1 км до устья на левом берегу. Пообедали и, оставив вещи, в 15.30 пошли посмотреть на Карагемский прорыв. По дороге дошли до р. Карасу, спускаться вниз, к сожалению, не было времени. Но и увиденное сверху произвело на всех неизгладимое впечатление (фото 60 – 63). Описывать на бумаге бессмысленно, надо видеть. Вернулись к Карагему в 18.30. Подсплавились до первого левого притока р. Аргут (около 2 км ниже стрелки) с тем, чтобы иметь чистую воду для приготовления пищи, так как вода в Аргуте чрезвычайно мутная.

Закончили сплав по Карагему.

Все участники похода подытожили свои впечатления количественной оценкой: в полтора раза сильнее, чем широкоизвестная Шавла.

7. Сплав по р. Аргут до р. Иедыгем
    8. Группа проходила р. Аргут при уровне воды выше среднего, причем после пятидневного перерыва в сплаве (горный выход) из-за дождей вода в Аргуте поднялась ещё больше, так что ниже Иедыгема мы шли по высокой воде. Мы пользовались лоцией реки из отчета № 5197 МГЦТК, она составлена по средней воде, в нашем описании будут особо отмечены отличия из-за высокого уровня воды.

4 августа.

Ночевали у левого притока Аргута, который является ориентиром

Порога Степной – препятствие № 33 по лоции р. Аргут. Расположен на входе в песчанно-глинистый каньон протяженностью 4 км, начало за левым поворотом реки. Длина порога 200 м, простой – в центре обливная плита, слева узкий чистый проход. Через 100 м быстротока от правого берега отходит гряда камней, образующая ряд косых валов. Встали на воду в 9.45, порог прошли сходу кильватерным строем. Далее до моста через Аргут встречаются участки с валами, отдельными бочками, камнями в русле. После моста долина реки расширяется. В пос. Аргут остановились на 40 минут для покупки (за 250 р.) барана и булочек местной выпечки. За пос. Аргут река разбивается на протоки и поворачивает налево за большой отрог. На повороте находится

Препятствие № 34, порог Куркурек. Несложный, в центре слив с валами, слева надводные камни, прошли сходу. Затем около 3 км река течет спокойно, попадаются слабые шиверы. За внятным правым поворотом реки находится

Препятствие № 35, порог Коротыш. Длина 80 м, чалка и осмотр по левому берегу. На входе по центру расположена мощная бочка, за ней – валы. Между бочкой и камнем левого берега – основной слив, в конце порога на правом повороте несильный прижим. После просмотра последовательно прошли порог кат 2, кат 3 и кат 1. Здесь в полной мере ощутили мощь Аргута: очень жесткая вода, маневрирование в потоке требует значительных физических усилий, небольшие на первый взгляд бочки и валы встречают катамаран настолько сурово, что мало не кажется (фото 64). После порога Коротыш река на протяжении 3 км течет спокойно, затем на правом повороте слабая шивера, после поворота слева видны скалы, перед которыми впадает река Кулагаш. Немного не доходя устья р. Кулагаш надо чалиться к правому берегу, впереди

Препятствие № 36, порог Надолбы, чрезвычайно мощный и опасный порог. Длина 700 м, состоит из 2 ступеней. Первая ступень начинается сразу за устьем р. Кулагаш на небольшом левом повороте мощной шиверой (“гряда камней” по лоции*). Далее следует прямой участок, основная струя идет вдоль скальной стенки левого берега, слив 1,5 м с бочкой, через 20 м возле громадного надводного камня слив 2 м с мощной бочкой и далее до правого поворота – серия валов и бочек (лоция*: “в струе левее центра большой обливной камень с бочкой около 2 м”). На указанном участке вдоль правого берега идет череда крупных надводных камней – “надолбов”, между ними сливы с бочками. Проходили порог в последовательности: кат 2, кат 3 и кат 1. Кат 2 зачалился в конце первой ступени порога на правом повороте и обеспечивал страховку с воды, сам он страховался 3 спасконцами за правым поворотом, где струя отжимается камнями левого берега ближе к правому берегу. Кат 2 и кат 3 прошли впритирку к основному камню первой ступени, зацепив левым баллоном край громадной бочки (фото 65 – 72), а кат 1 аккуратно объехал все неприятности, пройдя между глыб у правого берега (фото 73 – 75). Осмотр _______________________________________________________________________

* – здесь и далее – ссылки на отчет № 5197

второй ступени порога Надолбы совместили с обедом (15.00 – 16.30), пошел дождь, первый сильный дождь за поход. Вторая ступень начинается на правом повороте, слева гряда обливных камней отжимает основную часть потока вправо, далее по центру находится полуобливной камень, справа чистый проход, за камнем – большое улово, затем река разгоняется, через 80 м слив 1-1,5 м с бочкой через всю реку, послабее у левого берега, и через 20 м на левом повороте основная масса воды наваливается на камни у правого берега, ближе к левому – полуобливной камень. Перед камнями правого берега крученый слив около 2 м, на камнях – пульсирующий отбойный вал высотой около 1,5 м. Ниже идет прямой участок с мощной струей, бочками и валами (лоция*: “В 15 м ниже гряды камней левого берега – большой полуобливной камень. Затем через 100 м быстротока река делает левый поворот, на повороте “ворота”, образованные камнями, лежащими у правого берега, и зубом, торчащим из воды левее центра. Струя сильно наваливает на камни у правого берега…”). Последовательность прохождения и организация страховки были те же, что и в первой ступени (следует отметить, что на Аргуте страховка спаконцами может оказаться эффективной лишь в единичных местах, где основная масса воды идет вдоль одного из берегов, как правило все сложные пороги проходили 2 катамарана с взаимостраховкой, затем третий со страховкой с воды). Кат 2 и кат 3 шли вторую ступень п. Надолбы по струе вдоль правого берега, а после полутораметрового слива резко отрабатывали влево (фото 76 – 78). Кат 1 на заходе во вторую ступень через улово полуобливного камня ушел под левый берег, далее без проблем преодолел слив и объехал главный навал, пройдя впритирку к камню у левого берега.

После успешного прохождения второй ступени п. Надолбы в 17 часов перечалились на левый берег и встали на стоянку в хорошем месте перед правым поворотом реки. Приготовили барана, за ужином участники бурно обмениваются впечатлениями, мощь Аргута всех поразила.

5 августа.

Встали пораньше, погода солнечная, хорошая, отчалили в 9 часов. Накануне вечером руководитель группы бегло просмотрел участок реки до порога – водопада Сапожникова и запомнил ориентиры первого места чалки в трубе Сапожникова.

Препятствие № 37. “Труба” Сапожникова. За правым поворотом Аргута у левого берега находится приметный камень высотой 6-7 м “Часовой” – ориентир начала “Трубы”. Протяженность “Трубы” Сапожникова около 1,5 км, она представляет собой серию мощных шивер с большим уклоном, валами до 2 м, бочками, обливными камнями. Ширина русла около 30 м, правый берег – скальные выходы или крутая осыпь. Просмотр возможен по тропе левого берега. В “Трубе” выделяются два наиболее сложных места. Первое – в 500 м от начала, там, где по правому берегу идет скальная стенка. В этом месте от левого берега отходят две гряды обливных камней, струя прижимается к правому берегу, ниже – несколько мощных бочек и большая мощнейшая бочка от левого берега к центру потока. Ниже бочки в центре русла лежит огромный подводный камень, слева и справа – узкие чистые проходы. Длина этого участка 150 м. Первыми с взаимостраховкой проходили кат 2 и кат 1 (фото 79 – 80), следом – кат 3 (фото 81 – 83). Второе сложное место “Трубы” – примерно в 400 м ниже первого. Здесь у левого берега расположена группа камней, ниже в струе по центру русла – серия мощнейших бочек, затем – камни у правого берега образуют косые бочки справа до центра русла, этот участок длиной около 100 м переходит в мощнейшую шиверу, которая тянется почти до конца “Трубы”. Ориентиром окончания “Трубы” Сапожникова является огромный горизонтальный камень у правого берега. Основная задача при прохождении – постараться обойти все громадные бочки. Тактика сплава та же, что и при прохождении первого сложного места (фото 84 – 90). После успешного прохождения “Трубы” зачалились на правый берег перед левым поворотом, за ним начинается разгонная шивера препятствия № 38

Препятствие № 38. Порог – водопад Сапожникова (фото 91 – 92). Самое сложное препятствие Аргута после Карагемского прорыва. Мощная входная шивера длиной 150-200 м на правом повороте реки переходит в порог-водопад, справа впадает ручей Ябелю-Ярык. Протяженность порога-водопада от устья ручья до конца за следующим левым поворотом – 400 м, левый берег – крутая осыпь, по ней идет основная тропа вдоль реки, по правому берегу тянется полка с тропой обноса порога-водопада. Формально шивера заканчивается в устье ручья, далее начинается собственно порог, в нашу воду граница стерлась и образовалось сплошное препятствие длиной 500-600 м, организовать промежуточную чалку в устье ручья очень и очень сложно. От ручья Ябелю-Ярык начинается основной свал воды, вся река шириной 40-50 м перекрыта несколькими мощнейшими бочками, ниже, в 30 м в центре русла лежит громадный полуобливной камень, за ним пенный котел шириной 15-20 м. Слева от камня струя идет через гряду камней, сливы, бочки. Справа – чистый проход, но через 20 м – западня из гребенки крупных камней, между ними сливы, в которых также находятся зубья. Левее зубьев русло перегораживает мощная бочка шириной около 5 м. Это очень сложное и опасное место порога. Далее струю разбивается грядой подводных камней, две трети потока идет к левому берегу, треть под правым берегом. В левой части русла около 50 м сплошной пены, сложно выделить отдельные камни, сливы, бочки, валы, затем – косая бочка в центре потока, с нее вода наваливается на большой камень (5-6 м) у левого берега, далее на левом повороте реки – финишная “горка” порога по обливным камням длиной около 50 м (отчет*: “левая протока забита камнями и непроходима”). Правая треть реки сначала представляет собой шиверу умеренной силы, а на левом повороте вода валит через гряду камней, здесь большой уклон, очень напряженное место. Порог-водопад Сапожникова осматривали долго и пристально, было решено обнести входную шиверу и начальный, наиболее криминальный участок водопада до места разделения реки на две протоки и, стартовав от галечной отмели правого берега, пройти оставшиеся 250-300 м исключительно мощной воды. Обнос был совмещен с обедом. Обнос оказался весьма трудоемким, очень жарко, сплав продолжили только в 16 часов. Перед правым поворотом реки на относительно спокойном участке реки между порогом-водопадом и шиверой Седая поставили трех страховщиков со спасконцами. После прохождения кат 2 (фото 93) встал на страховку. Следом успешно прошли нижнюю часть порога-водопада кильватерным строем кат 1 и кат 3.

Препятствие № 39, шивера Седая. Начинается галечным островом в центре русла. В основной левой протоке стоят валы и бочки, далее следует левый поворот, сильный навал на камень у правого берега, по центру струи – слив с громадной бочкой, чуть ниже, ближе к левому берегу еще одна бочка, послабее первой. (отчет*: “основная струя идет левее надводного камня, до 1,5 м”). Далее до правого поворота идет прямой участок с менее мощной водой. Мы просмотрели шиверу с правого берега, отсюда величину главной бочки трудно правильно оценить. Пошли кильваторным строем в порядке: кат 2, кат 1 с интервалом 100-150 м, кат 3 немного задержался на старте. Кат 2 зашел прямо в основной слив, затормозился бочкой и “кильнулся” через корму. Экипаж кат 1 с самого начала шиверы стал отрабатывать влево и ему удалось обойти основную бочку, но катамаран немного “поварился” во второй бочке. На следующем, за левым поворотом, более-менее спокойном участке экипажу кат 2 удалось зачалить перевернутое судно на левый берег, а кат 1 зачалился и снял прохождение кат 3. Он также угодил в основную бочку, но за счет большего объема вышел на ровном киле (фото 94-99).

Препятствие № 40, порог Угловой. Расположен на правом повороте после шиверы Седой. Длина порога 150 м, левый берег – скальная стенка, к ней несильный прижим, далее гряда обливных камней с бочками, кончается шиверой длиной 80 м. Порог простой, линия движения читается с воды.

Препятствие № 41, порог Медвежий. Начинается сразу за п. Угловой, длина 300 м. На входе в порог мощные валы, бочки. На выходе струя наваливает на надводный камень в центре русла, слева и справа – череда валов до 2,5 м. Хорошо просматривается с воды, заход по центру, затем – под левый берег, где поменьше валы. Отдышавшись после событий в шивере Седая, группа без труда прошла пороги № 40, 41 кильватерным строем с взаимостраховкой. Зачалились на левый берег на левом повороте реки перед препятствием № 42 – порогом Иедыгемский в 17 часов. Встали лагерем на полке примерно в 400 м выше устья р. Иедыгем. Здесь мы оставляем водное снаряжение и завтра выходим в горы. Место удобное, основная тропа вдоль Аргута идет выше, и из-за бугра не видно кустов, где мы спрятали катамараны и снаряжение.

9. Горный выход (р. Иедыгем – пер. Карачик (1Б) – р. Аккем – пер. Дружба (1Б) – лед. Менсу – р. Иедыгем).
    10.

В горном выходе в район г. Белуха приняли участие все члены группы, протяженность горной части похода составила около 80 км, продолжительность – 5 дней. Три участника похода, ввиду нехватки времени, после пер. Карачик ушли в пос. Тюнгур, оттуда на попутной машине уехали в г. Горно-Алтайск. Тактика движения, обеспечение безопасности и перечень горного снаряжения приведены в соответствующих разделах отчета.

6 августа.

Вышли на маршрут в 9 часов. Поднялись до основной тропы, идущей вдоль Аргута, по хорошему, добротному мосту перешли р. Иедыгем, поднялись на левый борт Иедыгема. Здесь тропа раздваивается: вдоль Аргута и вдоль Иедыгема. Наша тропа сначала идет по степи, затем входит в лес, много смородины, шиповника, малины. Перед плавным правым (по ходу движения) поворотом долины Иедыгема тропа круто поднимается на участок курумника, с которого впервые открывается красивый вид на Белуху и пик Делоне. Жарко, идем довольно медленно, пообедали у первого после поворота долины левого притока Иедыгема. Вскоре после выхода с обеда встретилась лужайка с полуразрушенной избушкой, дальше тропа стала хуже, часто теряется в лесных завалах. Около 19 часов вышли на красивую поляну напротив водопада на р. Куркуре (фото 100 – 101). Река Иедыгем образуется слиянием р. Менсу и р. Куркуре, так что дальше мы двигаемся левым (орограф.) берегом р. Менсу. Заночевали на первом (по ходу) после стрелки левом притоке Менсу.

7 августа.

Вышли в 9 часов, мучают заросли кустарника, тропа часто теряется, через полтора часа обошли поверху последний прижим на р. Менсу, хорошо видны окончание ледника Менсу и начало долины под перевалом Карачик (фото 102). Спустившись к реке в районе разбоев, устроили перекус и заготовку топлива, выше леса нет, и на следующие 3 дня гор мы прихватили немного дров. Прошли красивый водопад р. Менсу (фото 103), у окончания ледника Менсу повернули направо. Еле приметная тропа серпантином забирается на ступень в конце висящей долины ручья из-под перевала Карачик (фото 104). Жарко, двигаемся медленно. Пройдя взлет, в 16 часов вышли к красивому озеру, отдых, обед. Двинулись дальше в 18 часов, прошли еще пару взлетов на моренные валы, покрытые крупным курумником, и в 19.30 встали на стоянку в хорошем месте – большая ровная площадка. До ледника Плоский остается подъем на еще один моренный вал (20 минут хода). Пообщались с группой горников из С-Петербурга, они сказали, что сейчас в горах очень мало снега, давно стоит солнечная погода, осадков не было, ледники открытые, и некоторые перевалы из-за этого стали проще, а некоторые сложнее (в частности, пер. Дружба – гораздо сложнее, чем обычно пресыпанный снегом).

8 августа.

Подъем в 6.00, выход в 7.45. Подошли к леднику Плоский в 8.15, одели кошки, ледник открытый, некрутой, все трещины видны, поэтому связываться не стали (фото 105). Обошли слева скальный останец, режущий ледник на две части, обошли сеть трещин, отходящих от скального останца, вышли в верхний цирк. Здесь также лёд – открытый, можно продолжить движение не связываясь, на всем протяжении крутизна ледника Плоский не превышает 20° . Перевальная седловина видна с верхнего цирка (фото 106). Под перевальный взлет подошли в 10 часов. Он представляет собой скальную стенку, по которой наискосок-вправо проходит полка длиной 150-200 м. Полка имеет ширину от 2 до 12 метров, наклонена наружу до 40° и полностью пресыпана подвижной осыпью. К концу полка расширяется и заканчивается скальным кулуаром, высотой около 100 м. Скалы достаточно сухие и прочные, выводят непосредственно на седловину перевала. Из-за того, что давно стоит сухая, солнечная погода, выход к началу наклонной полки и движение по сухой осыпи по полке не представляют трудностей. Движение по скальному кулуару объективно требует страховки, поэтому провесили две веревки; в 11.30 группа поднялась на перевал Карачик (1Б) (фото 107). Виды с перевала хорошие (фото 108), просматривается часть Аккемской стены и западная вершина Белухи.

Начали спускаться с перевала в 12 часов, спуск идет по крупнокаменной осыпи, переходит затем в среднюю (фото 109). Однообразие полуторакилометрового склона нарушается участками живой осыпи, а в нижней части склона – скальнами выходами. По всей ширине склона спуск сложен и утомителен. Наконец, спуск заканчивается, и мы попадаем в висячую долину р. Кара-Оюк. Ожидание облегчения сменяется разочарованием – долина заполнена огромными валунами с провалами глубиной 3-5 м. Трудность спуска усугубил начавшийся мелкий проливной дождь, камни стали скользкими, скорость передвижения резко упала. Дальнейший спуск идет по моренному гребню слева по ходу движения, который дальше круто обрывается вниз, обход правым склоном (фото 110), он выводит в широкую и пологую нижнюю часть ущелья р. Кара-Оюк. Чуть выше и левее находится красивое Духовое озеро – объект поклонения у парапсихологов. Далее р. Кара-Оюк выводит на скальные сбросы, которые обходятся по тропе справа. Тропа, петляя между скальными сбросами и участками кустарника выводит к реке Аккем в районе разбоев (фото 112). Вниз спустились в 16.30. Обед, натоптанная тропа идет вдоль р. Аккем, от Аккемского озера вверх к леднику (фото 111). Пообедав, двинулись вверх по тропе правого берега р. Аккем. Вход в ущелье, ведущее к пер. Дружба перекрыт громадным моренным валом, поэтому необходимо внимательно отследить разветвление троп, одна из которых идет левее, к пер. Дружба, вторая – правее, вдоль Аккемского ледника, под Аккемскую стену, к пер. Титова (фото 113). Мы шли уже в сумерках, долго ориентирвались, и спустились с моренного вала к “зелёнке” в начале ущелья, ведущего к пер. Дружба, в темноте. Время – около 10 часов вечера, разбили лагерь, здесь же стоят две группы горников. Одна сегодня спустилась с пер. Дружба, вторая собирается идти на него завтра. Те, что спустились, говорят о непомерных трудностях, что перевал сейчас не 1Б к.с., а как минимум, 2А. Дело в том, что снег растаял, подъем и спуск с одной и с другой стороны перевала – крутой голый лед, по которому катятся камни и т.д. и т.п. Нам, водникам, все это не очень понятно, а вообще, все встречаемые нами горники как минимум – весьма удивлены тем, что здесь водники, идущие маршрут 6 к. с. Как бы то не было, сегодня мы, поужинав, просто упали от усталости, а завтра – посмотрим, что будет.

9 августа.

За вчера наломались, встали позже, чем нужно, выход в 8.30 (фото 114). Перед нами в 7 часов вверх ушла группа воронежцев. Погода пасмурная. Поднялись на два моренных гребня, вышли на ледник. Красивый вид назад, на Аккемский ледник и горы Аккемско-Кучерлинской перемычки (фото 115 – 116). Ледник, ведущий к пер. Дружба открытый, прошли два крутых взлета ледника, вышли в пологий цирк, откуда хорошо просматривается скальная седловина перевала Дружба. Подъем на перевал – наискось по склону справа налево вверх по ходу 100-150 м по склону крутизной около 30° . Характер склона – лед, слегка прикрытый снегом (фото 117 – 118), в самом конце подъема – 15-20 м движения по крутому голому льду. Здесь повесили веревку. Группа поднялась на пер. Дружба (1Б) в 13 часов (фото 119). Сняли записку воронежцев, оставленную два часа назад. Посмотрели спуск в сторону ледника Менсу (фото120), весьма печальное зрелище: по эту сторону перевала лед абсолютно голый, крутизной до 30° , длина ледового склона 150-200 м, внизу два бергшрундта, через которые имеются снежные мосты, но склон простреливается камнями, идущими с интервалом в несколько минут. Судя по описаниям обычного состояния пер. Дружба, спуск (подъем) в сторону лед. Менсу представляет собой снежно-ледовый склон, по которому можно спокойно передвигаться в связках (или по перилам), опасаясь лишь срыва и падения в трещину бергшрундта. Теперь нам стали понятны рассказы горников об опасном перевальном взлете п. Дружба. Дальнейшую линию движения подсказали воронежцы, замеченные нами на леднике Менсу левее традиционной линии спуска. Обход опасного ледового склона оказался возможным по скалам, с седловины перевала нужно траверсировать скальный гребень на 150-200 м влево, затем вниз склоном кулуара. Необходимо навесить несколько (от 2 до 7 в зависимости от опыта) веревок перил – и группа спускается на ледник Менсу. Спуск с перевала Дружба занял у нас полтора часа трудного движения вниз по скалам. В 15 часов пошли вниз по леднику не связываясь и не одевая кошек, поскольку ледник везде открытый и достаточно пологий. Погода хмурая, вершина Белухи прячется в облаках (фото 121). Основной язык ледника образуется слиянием трёх составляющих: первая – по которой движется наша группа – из-под перевалов Титова, Дружба, Кара-Оюк; вторая – втекающая ледопадом Делоне (фото 122); третья – из-под перевалов Туристов и 50 лет КПСС. Ледник Менсу – самый мощный и протяженный из ледников, стекающих с Белухи, длина довольно пологого языка ледника Менсу от места слияния трёх составляющих до конца – около 6 км (фото 123). Наша задача на сегодня – дойти до конца ледника с тем, чтобы ночевать на “зелёнке”, а не на курумнике боковых морен ледника. Погода совсем испортилась, дождь, впереди в долинах Иедыгема и Аргута угадываются мощные грозы. Быстро идем вниз без кошек и связок – лед открытый и достаточно пологий. В основном идем по леднику, обходя зоны трещин (в местах небольших ледниковых притоков из соседних распадков) по курумнику левого борта долины. В целом, ледник представляет собой весьма причудливое зрелище: нескончаемые валы, словно дюны в пустыне, высотой до 2 м, длиной до 10-15 м, разделенные “овражками” с ручьями, к краю, поперек основной линии течения ледника (фото 123). Язык ледника переносит на себе кучу камней различной величины: от щебня до 3-5 м в поперечнике; некоторые из них падают в ледниковые трещины, некоторые образуют грандиозные грибы с ледяной ножкой и каменной шляпкой. В 20.30 спустились с ледника и заночевали у начала подъёма в долину под пер. Карачик (фото 124). Горное кольцо замкнули, остается двадцати пятикилометровый отход к Аргуту. Впереди, в долине Аргута весь вечер грохотало и сверкали молнии, здесь также ночью был дождь.

10 августа.

К утру дождь закончился, но долина р. Менсу закрыта низкой облачностью, наверняка лес мокрый, идти будет противно. Вышли в 9 часов, появляется солнце, облака постепенно поднимаются, становится веселее. Напоследок сфотографировались у водопада (фото 125) и побежали вниз. При движении обратно тропа отслеживается гораздо лучше, поэтому задержек на ориентирование не было, бросили последний взгляд на исчезающие в дымке г. Белуха и пик Делоне (фото 126), и около 10 часов вечера в темноте вернулись на берег Аргута. Всё оставленное снаряжение и еда – в целости и сохранности.

11. Сплав по рр. Аргут – Катунь до пос. Иня.
    12. Сплав осуществлялся на 2-х четырехместных катамаранах, состав экипажей см. выше.

11 августа.

До обеда погода – то дождь, то солнце, за прошедшие дни вода в Аргуте поднялась ~ на 15-20 см. Не торопясь собираемся, кое-что подлатываем, подклеиваем. Осмотрели порог Иедыгемский (фото 127).

Препятствие № 42, порог Иедыгемский. Порог начинается после левого поворота реки, длина 300 м. Начало – мощная шивера на прямом участке, затем русло поворачивает вправо, от левого берега отходят два громадных косы вала с мощными бочками. Проход справа от валов шириной около 4 м. Далее плавный левый поворот, струя наваливает на большой обливной зуб, стоящий правее центра потока. После зуба – плёс длиной 50 м, слева каскадом водопадных сливов впадает Иедыгем. Порог проходили походной колонной с интервалом около 100 м с взаимостраховкой судов.

Ниже порога Иедыгемский идет шивера длиной около 100 м, переходящая в

Препятствие № 43, порог Остров. Длина порога 100 м, посередине галечный остров, основная протока – левая, в ней у конца острова находится полуобливной камень, за которым следует ряд валов до 2 м. При слиянии проток уклон увеличивается, левее центра струи несколько мощных бочек. Порог достаточно простой, при меньшем уровне воды можно идти сходу. Мы же просмотрели по левому берегу и прошли порог кильватерным строем.

Следующие 1,5 км река спокойно течет в небольшом каньоне, в конце каньона русло делает два резких поворота – правый, затем левый. На поворотах сильные прижимы к скалам. Это –

Препятствие № 44, порог Зиг-Заг. Прошли сходу по основной струе. За этим порогом необходимо зачалится, мы чалились налево, но можно и на правый берег, для просмотра

Препятствия № 45, порог Стерегущий. Мощный, хороший порог. Расположен на крутом правом повороте. Здесь русло разделено островом с растущими на нем деревьями. Эти деревья мешают просмотру основной левой протоки с правого берега, а с левого берега удается просмотреть лишь начало правой протоки и на две трети – левую протоку. Правая протока начинается сильным прижимом к камням у начала острова, затем ряд мощных валов, на выходе сильный прижим к скале правого берега (отчет*: “…небольшие валы, а на выходе небольшой прижим…”). Правая протока узкая, нет места для маневра. В левой протоке идёт мощный свал воды и сильный прижим на правом повороте, вплотную к острову – чистый слив, за ним – правый поворот с рядом бочек и валов, величину которых трудно оценить издалека, а ближе к сложному месту подойти нельзя. Решили идти левой протокой. Проходили порог походным строем с дистанцией 50 м. Заходили по центру, объезжая камни у начала острова, затем резко отрабатывали направо, к острову, и, пройдя чистый слив, на скорости пробивали мощные валы и бочки в финишной части порога. Далее река до устья левого притока р. Бортулдаг течет спокойно, после устья река несколько раз поворачивает налево-направо, на поворотах несильные прижимы. До правого притока р. Юнгур Аргут несложен, встречаются участки слабых шивер. Участок от р. Юнгур (фото 128) до р. Большой Ары-Юл называется Юнгурским прорывом. Здесь Аргут течет в узком каньоне, на поворотах шиверы с прижимами, сливы, валы. Участок не очень сложный, но красивый. Группа встала на ночевку за устьем р. Большой Ары-Юл перед крутым левым поворотом на левом берегу, здесь – полуразрушенное зимовье.

12 августа.

Сегодня выспались, отплыли в 10.30. Просмотрели

Препятствие № 46, порог Арыюльский. Начинается за крутым левом поворотом. С правого берега отходит гряда камней, ниже в русле несколько полуобливных камней. Порог простой. Сначала прошли вдоль левого берега, затем сместились к центру русла. После большого Арыюльского порога на левом повороте начинается входная шивера порога Белый.

Препятствие № 47 порог Белый. Сложный, протяженный, мощный порог. Ориентиры порога – поворот долины вправо, слева – красноватая осыпь. Длина порога – около 3 км, в нём можно выделить 4 ступени, с первой по третью ступени сложность нарастает. Чалка перед препятствием, промежуточные чалки и просмотр порога – по левому берегу. Первая ступень длиной 200 м. Начинается сливом высотой 1,5 м через всю реку, затем от левого берега отходят крупные глыбы – за ними мощный косой вал, через 50 м быстротока – та же картина от правого берега, далее ряд мощнейших бочек и сильный навал на камни у левого берега. Первую ступень проходили поочередно, первый катамаран страховался 3 спасконцами в конце ступени, затем он встал на страховку. Шли, стараясь обойти наиболее мощные бочки, сначала по центру, далее – к левому берегу и траверс под правый берег (фото 129 – 130).

Вторая ступень порога имеет длину 700 м, начинается после правого поворота. По всей ширине реки следуют мощнейшие сливы и бочки всех видов: прямые, косые, пенные котлы и т.д.; в конце участка – сужение русла перед третьей ступенью. Третья ступень длиной 150 м расположена на крутом левом повороте. В центре потока – крупный обливник, с обеих сторон которого сливы с громадными бочками. В нашу воду вторая и третья слились друг с другом, никакой возможности промежуточной страховки с берега здесь нет, участок протяженный, ориентиры запомнить сложно. Поэтому, наметив лишь в общих чертах линию движения, вторую и третью ступени проходили кильватерным строем с взаимостраховкой судов с интервалом около 100 м. Оптимальную линию движения описывать бессмысленно, так как в другую воду и для других судов она может быть совершенно иной. Сплав на этом участке порога Белый получился весьма динамичным и интересным, все экипажи работали в полную силу; зачалились к левому берегу передохнуть перед четвертой ступенью. Четвертая ступень порога Белый имеет длину 1,5-1,7 км. Это мощная шивера со сливами и валами до 2 м. Начинается на правом повороте, затем прямой участок и заканчивается после левого поворота. Четвертую ступень шли походной колонной, стараясь обойти наиболее мощные бочки.

После левого поворота слева впадает р. Коир, далее до устья р. Ело Аргут течет в узкой долине, ширина русла 30-40 м. На этом участке встречаются шиверы, локальные сливы. После устья р. Ело следует

Препятствие № 48, порог Зуб Ело. Порог простой, длина 30 м, предстваляет собой сильный прижим к надводному камню, лежащему в центре русла. Зуб Ело является ориентиром следующего сложного порога, через 600 м, на правом повороте расположен один из самых сложных порогов Аргута

Препятствие № 49, порог Раздельный. Следует чалится на левый берег за 100-150 м до крутого правого поворота русла. Осмотр по левому берегу. Длина порога 200 м. Начинается разгонной шиверой, далее после пары валов высотой 1,5-2 м по центру идет петух с переменной высотой и слив высотой 1,5-2 м через всю реку, от берега до берега. Под сливом – мощнейший пенный котёл. Чуть ниже несколько надводных камней и на выходе – ещё пара сильных бочек. В нашу высокую воду камни у левого берега оказались почти полностью затоплены водой (фото 131). В принципе, возможно прохождение порога вдоль левого берега, но для этого на заходе необходимо прострелить мощную косую бочку от камня левого берега, которая сбивает судно в центр потока. Малейшая ошибка на заходе может иметь пагубные последствия. Основная струя настолько сильная, что мы не увидели возможности сместиться на заходе вправо под скалы, где главный слив чуть положе (так проходят порог в среднюю воду). Идти же по центру нам показалось совершенно криминальным делом. Порог Раздельный мы долго осматривали, пообедали, подумали, и решили его обнести. Кат 3 проводили на веревках вдоль левого берега; о силе воды можно судить по тому факту, что, будучи чуть отпущенным вперед, груженый катамаран тут же перевернулся в основном сливе возле левого берега, где струя значительно слабее, чем в центре и в правой части порога (фото 132 – 134). Стартовали ниже основного слива, переместились в центр потока и прошли выходные бочки порога. После 300-метрового участка спокойной воды следует

Препятствие № 50, каньон Труба. Длина этого красивого каньона около 6,5 км, встречаются мощные сливы с бочками, прижимы в узостях, громадные “поганки”. Заканчивается каньон сужением русла до 10 м. Каньон очень красивый, сплав по нему довольно напряженный по нашей высокой воде. Прошли каньон нормально, от его окончания до устья р. Шавла – около 20 минут сплава, идет дождь. Встали на стоянку на стрелке Аргута и Шавлы в 18.30.

13 августа.

Все основные препятствия маршрута позади. Сегодня – доплыв. Лоция нижнего участка Аргута хорошо известна, поэтому нет смысла повторяться. За 3 часа сплавились до Катуни с просмотром пор. Атланты. После препятствий Карагема и Дикого Аргута пор. Атланты трудностей не представляет: заход по центру реки, затем сместились влево перед крупным надводным камнем в центре русла. Пообедав в “кафе Аргут”, продолжили сплав по Катуни (фото 135). Музей на стрелке вовсе пришел в упадок, обиднее всего пропажа тетради с записками туристов начиная с середины восьмидесятых годов, остались лишь письмена за последние два года. За 3 часа дошли до пос. Иня, зачалились на левом берегу, чуть не доходя до пешеходного моста. Антистапель. Активная часть похода закончена!

13. Тактика движения на маршруте. Обеспечение безопасности

При сплаве по р. Карагем учитывались суточные колебания уровня воды. Поэтому, в первые дни (при прохождении первого и второго ущелий) выходили на реку пораньше и заканчивали сплав не позднее 15 часов. Все препятствия первого и второго ущелий и порог Разбойники на Карагеме проходились с разведкой и страховкой в необходимом объеме (см. описание). Сплав по р. Аргут проходил в условиях высокой воды, поэтому просматривались практически все препятствия, в том числе и те, про которые в лоции по средней воде сказано: порог несложен, можно идти сходу. Береговую страховку спасконцами ставили лишь в двух-трёх местах, где основная струя идет ближе к берегу со страховщиками. В большинстве случаев при прохождении порогов р. Аргут шли с взаимостраховкой или страховкой последнего катамарана с воды ниже препятствия. Во время горного выхода связываться не пришлось – все ледники были открыты, при прохождении перевалов потребовались кошки, ледорубы и навеска перил на скалах. Умелое использование участниками похода качественного водного и горного снаряжения также способствовало повышению безопасности при прохождении маршрута.

Часть 3. Выводы и рекомендации

Группой пройден маршрут 6 к.с., для всех участников это была первая полноценная “шестерка”. На р. Карагем все суда успешно прошли все пороги. Нижняя часть первого ущелья пройдена фактически в режиме первопрохождения в условиях средней воды (имелось лишь очень приблизительное описание состояния русла по паводковой воде). Составлена новая лоция этого участка Карагема, тем не менее, нашим последователям следует быть готовыми к неожиданностям.

На р. Аргут по высокой воде группа прошла все препятствия Дикого Аргута за исключением первых 100 м порога-водопада Сапожникова и основной ступени порога Раздельный, эти места были обнесены всеми экипажами. За весь поход имел место один оверкиль кат 2 в шивере Седая, судно было зачалено к берегу силами экипажа. От р. Иедыгем до пос. Иня группа в количестве 8 чел. Сплавлялась на 2-х четырехместных катамаранах. Поразила мощь Аргута, особенно в прорыве Сапожникова.

На протяжении всего маршрута мы не встретили ни одной водной группы, даже ниже впадения популярной Шавлы. То ли случайное стечение обстоятельств, то ли действительно Аргут и его притоки стали меньше посещаться туристами. Зато горников хватает и на маршрутах Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов, и особенно – в районе Белухи. Группа прошла кольцевой горный маршрут с двумя перевалами 1Б к.с., причем пер. Дружба объективно оказался сложнее, чем ожидалось, если судить по отчетам. Горный выход явился достойным украшением нашего похода.

По нашему мнению, группа, идущая маршрут “Карагем – Аргут”, должна состоять из участников, имеющих опыт не одной водной пятерки. Желательно также иметь опыт сплава по крутопадающим рекам (типа р. Шавла).

Начало похода было чуть-чуть скомкано из-за плохой заброски, при подготовке к походу следует очень тщательно заниматься организацией подъездов к началу активной части. Грибов в этот сезон не было, из ягод попадались смородина, жимолость, крыжовник и облепиха в умеренных количествах.

Часть 4. Материальное обеспечение похода

1. Снаряжение

Личное и групповое снаряжение, раскладка были стандартными для пеше-водных походов 6 к.с. Отличие составляло горное снаряжение. Приводим список специального водного и горного снаряжения на группу 11 человек, которое использовалось в нашем походе:

1. Катамараны (в полной комплектации) – 3 шт.;
  2. Весла (с учетом запасных) – 20 шт.;
  3. Спасконец с фалом диаметром 8 мм, длиной 25 м – 4 шт.;
  4. Основная веревка диаметром 12 мм, длиной 40 м – 2 шт.;
  5. Ледорубы – 6 шт.;
  6. Комплект личного водного снаряжения: каска, спасжилет, гидрокостюм, гермоупаковки;
  7. Комплект личного горного снаряжения: каска (та же), страховочная система, кошки, 2 карабина.

1. Смета расходов

Расходы на одного участника похода примерно составили:

1. Поезда Москва-Барнаул и Новосибирск-Москва (плацкарт) – 800 р.;
  2. 1а. Самолет Москва-Новосибирск и обратно – 4700 р.,

Автобус Новосибирск-Барнаул – 200 р.;

3. Заброска (Барнаул-под Карагемский перевал) – 800 р.;
  4. Выброска (пос. Иня-Горно-Алтайск-Новосибирск) – 500 р.;
  5. Раскладка – 820 р.;
  6. Общественные расходы – 80 р.;

Итого, поход стоил: участнику, ехавшему на поезде – около 3000 р.;

участнику, летевшему самолетом – около 7100 р.

плюс затраты на разносолы.