вид на восток с вершины Скальная Южная

Отчет о лыжном походе по Ладожскому озеру, совершенному с 23 по 26 января 2003 г.

Отчет о лыжном походе по Ладожскому озеру,
совершенному с 23 по 26 января 2003 г.

маршрут: ст."152-й км" - о.Кильпола - о-ва Хейнясема - о.Микериккю - о.Валаам - о.Келисари - о-ва Крестовые - ст.Уукса

продолжительность - 4 дня

протяженность - 120 км

состав группы:
  • Павлюк Владимир
  • Правенькая Елена
  • Бекетов Константин

вступление

Прохождение маршрута в январе стало возможным благодаря сильным морозам в сезоне 2002/03. Обычно в январе-феврале ледовый покров не позволяет посетить Валаамский архипелаг. Припай устанавливается в северной части акватории Ладожского озера не каждый год. Это необходимо учитывать при планировании подобных маршрутов по льду Ладоги.

снаряжение

Группа прошла маршрут на пластиковых лыжах. К.Бекетов шел на туринговых беговых лыжах с мультигрпом (лыжи Trak), Елена Правенькая - на эстонских Cruiser ABS Cap (см. http://www.visuski.com/backcountry/index.htm), Владимир Павлюк - на лыжах Atomic Telemark. Крепления типа универсальных, а на беговых лыжах - Salomon Nordic System. Для ночлегов на льду брали с собой ледобуры - растягивать палатку. Палатку использовали Хоббит, модель Спейс 3. Для приготовления пищи использовали газовую горелку. Для ориентирования в возможных условиях плохой видимости взяли GPS модели Garmin Etrex.

схема маршрута (44 Кб)

Описание маршрута (составила Лена Правенькая)

23 января на первой электричке из Питера доехали до 152 км. Одиннадцать часов утра, градусник показывал +1 по С. Снег не таял. Это обнадеживало. Лыжи у всех пластиковыве. Подлипа, понятное дело, не было.

От ближайшего мыса о.Кильпола взяли курс на острова Хейнясенмаа (30км). Они видны не были. Но мы зато взяли с собой GPS на случай плохой видимости. Островов на пути не было. Только камни в 2км от о.Селькямаринсаари с нагромождениеми разноцветных ледяных глыб, наледями и заторошенными трещинами внесли разнообразие в наше монотонное шествие вдали от обледенелых берегов.

К 18:30 мы уже достигли островов Хейнясенмаа. Уже было темно. Решили заночевать в искусственной пещере скалистого острова Кугрисаари. Пещера выдолблена в скале в глубину на 20 метров. К ней можно подойти с воды. Внутри можно стоять в полный рост. Расположена с внутренней скалистой стороны острова, обращенной к проливу между о.Кугрисаари и о.Хейнясенмаа. Когда-то на островах располагались финские, затем советские военные. В пещере располагался пункт боепитания катеров финской армии. Советские военные занимались на островах исследованиями ядерого оружия.

"Потолок" о.Кугрисари покрыт воронками от авиабомб и захоронениями радиоактивных отходов. Зоны радиоактивности ныне огорожены. Но дозиметр, а лучше, радиометр не помешает. У нас его не было. По информации в Internet в тоннеле фон спокойный. Но в других местах архипелага Хейнясенмаа и на островах Мюкериккю, Веркосари и др. есть зараженные опасные зоны...

Но довольно о грустном. В тоннеле у входа растут прозрачнейшие ледяные сталагмиты. В свете фонарика они представляют очень красивое зрелище. В пещере зимуют летучие мышки, мотыльки, бабочки, пауки. Мышки ма-аленьки, ушастенкие. Трогать руками мы их не стали, дабы они не получили ожог. Да и будить жалко.

Часов в десять легли спать. Мужики заснули, как убитые. Мне же было страшно, пещер боюсь. Есть такая слабость. Зато утро встретило нас солнцем и морозцем 12 градусов по Цельсию. Позавтракав, мы отправились осматривать окрестности. Обилие сосулек и наледей, живописные скалы и зоны радиоактивности вызвали у нас бурю эмоций и фотоохоту.

24 января часов в одиннадцать отправились дальше через остров Мюкериккю (15км) к Валааму (еще 15 км). Солнечная морозная погода, прозрачные голубые, зеленоватые, желтоватые торосы, наледи с мелкими трещинами радовали фотоохотников.

Около 14 часов в тепленькой уютной бухточке о.Мюкериккю перекусили и занялись фотоохотой. Зоны радиоактивности и наледи так и лезли в фотоаппарат. Часа через два уже в сумерках отправились дальше. Вспугнули толстохвостую лисицу. Полюбовались великолепным закатом.

Около семи часов вечера подошли к Валааму к скалистой неглубоком Крестовом заливе между мысами Крестовым и Никоновским (Красным или Пунайненниеми) мысами западной стороны Валаама недалеко от метеостанции. Палатку ради разнообразия поставили прямо на льду под скалами, что оказалось стратегически верным. Вечером поднялся юго-западный ветер в нашу сторону. Но он нас не сдувал, а тормозился о скалы, шумел деревьями наверху над нами. С 15 градусов мороза потеплело до 12. Небо затнуло облаками. Около десяти вечера мы легли спать.

25 января на рассвете встали, позавтракали. В десять поехали осматривать Валаам. По Никоновской бухте, минуя Красный (Воскресенский) скит, вышли на дорогу к Желтому (Гефсиманскому) скиту. Пофотографировали. Дорога широкая, расчищенная. У скита свернули с главной дороги, ведущей к монастырю. Решили срезать через ферму по озеру Сисяс. Пофотографировали красивый каменный мост через незамерзший пролив между Скитским островом (где находится Белый скит - скит Всех Святых) и Валаамом. Вышли на главную дорогу и покатили к монастырю.

Первым делом посетили магазин. Еды у нас оказалось маловато. Кушать хотелось. Пофотографировали монастырь.

Между прочим, к Валаамской подворью относятся и скиты, находящиеся на островах побережья Ладоги: на острове Сюскюнсаари, карьер Муроула к северу от Сортавалы находится скит Святого Германа Чудотворца - Германовский скит. Семь лет назад в нем помещалась камнерезная мастерская. На о.Путсари находится восстановленный скит Святого Сергия Чудотворца - Сергиевский скит. Место замечательное. Поклонный крест стоит на скале. От него открывается прекрасный вид на Ладогу и Валаам.

На острове Воссинойнсаари была когда-то церковь иконы Тихвинской Божьей Матери - Тихвинский скит.

На острове Коневец - Коневский монастырь, самостоятельный, действующий. Восстановлен. Информацию о нем почитайте на сайте Приозерск и Страничка путешественника. По прогнозам ледовой обстановки там возможен отрыв припая.

Мы решили возвращаться через Иля-Ууксу. Вечером в сумерках перебросили лагерь на остров Оборонный (Келисаари). Планировали заночевать на Байонном острове. Но обнаружив на Оборонном пятиэтажный дот, а главное, старую финскую казарму с печами, решили в ней и заночевать. Растопили печь. Поставили палатку на нарах.

С дота открывается великолепный вид. Портит его старая гарь. Остров горел лет семь назад, но до сих пор подлесок почти не растет. На острове есть подземное укрытие для мощных орудий с обилием ходов-переходов. В северной части есть глубокий котлован, выдолбленный прямо в скале. Из котлована пробит в скале сквозной ход наружу к Ладоге в пяти метрах над водой. Видимо, сооружение не успели достроить. Что это, можно только догадываться. Мрачные тучи унесло ветром. Прояснилось, Похолодало. Перед тем, как лечь спать полюбовались звездами. Вдали играла огнями Питкяранта. Виднелись отсветы всех крупных поселков Северного Приладожья.

26 января в 7:30 вышли. Тучи снова здесь. Из них валит снег. Температура минус три градуса по цельсию. Ветер. Видимость почти отсутствует. Активно использум GPS. Через полтора часа дошли до Байевых островов. Пошел дождь, мы обледенели с наветренной стороны. Потеплело до плюс одного. Передохнули подольше у о.Хонкасаари, потом у Крестовых. Теперь островов не будет до самого берега. Наш курс лежит в белую мглу. Ничего, с шутками-прибаутками по ветру дошли до берега за два часа до поезда.

Мы, честно говоря, рассчитывали, что станция Иля-Ууксу, куда мы держали путь, имеет кассы, магазины, дома и т.п. Оказалось, это просто красивая дощечка с красивой надписью, прибитая к сосне. Мы пошли к следующей станции в 2км от этой. Она находится сразу за Уксуном и называется Ууксу II. Там касс и магазинов тоже не было. Домишки были. Найденный язык поведал, что билеты нам продадут прямо в поезде. Поезд по расписанию должен был подойти к 17:50. Пришел в 18:15. Мы стали садиться. Нам говорят, мол, не возьмем, мест нет. Сей поезд - два прицепных вагона. Один - до Питера, другой -до Петрозаводска. Их перецепляют в Лодейном Поле. Доехали мы в петрозаводском вагоне до Лодейного поля. Там купили билеты до Питера на 11-ый скорый. В Питер он прибывает в пять утра. Метро открывается в шесть. Если бы мы взяли билеты заранее, то выспались бы и приехали бы в Питер в семь утра. В воскресенье билетов на 657ч наверняка не будет. Или надо покупать заранее, или финишировать в будни, или заканчивать маршрут в Сортавале или Лахденпохье.

точки GPS

переход к Валааму
винтовая лестница
часовня на Валааме
ледовые сталагмиты в тоннеле на о.Кугрисари
Валаам
винтовая лестница
навигация
Валаам
ночевка в тоннеле на о.Кугрисари

2003-12-06 20:55:53 | Андрей | E-Mail
Здорово вы прокатились!
Эти места мне очень знакомы. Несколько лет назад мы с другом проплыли на резиновых лодках аналогичный маршрут. Только с востока на запад: Салми - Крестовые - Валаам - Мюккерюке - Воссинойсаари - Веркосари- Хейнесенмаа - Приозерск.
Кстати, не желаете ли в 2004 летом сплавать со мной на Валаам?

2003-12-08 15:50:35 | kandid | E-Mail
хм. на резиновой лодке пересекать Ладогу - это для смелых парней. Правда, не указано, что за лодки (мне почему-то представились маленькие такие рыбацкие лодочки, с характерным названием Нырок). На Ладоге бывают шторма 4-5 баллов...

2003-12-25 11:24:05 | Алексей | E-Mail
Не знаю Вашего имени, здравствуйте!

Меня зовут Алексей. Уже два года я мечтаю посетить Валаам и западный архипелаг. Был на Ладоге везде,
но на крейсерской яхте. Сейчас ищу попутчиков на июль. У меня Мнев 360 и Tohatsu 18.
За лето 2003г обошел с женой все от Приозерска до о. Лауватсари по выходным.
Пока дальше не рисковал т.к. привязан к стоянке в Березовом.
Золотая мечта пожить несколько дней на Валааме.
Полностью автономен, люблю рыбалку, хочу с кем -нибудь с кооперироваться.

Всем привет!

д.т. (812) 516-83-67

2006-02-22 00:30:26 | Kostik | E-Mail
`Супер поход, супер фотки ребята ! Я сам жил в Питере 25 лет, просто за душу берет...

2012-01-23 19:21:55 | kandid | E-Mail
Все живы и здоровы.

2012-01-20 19:08:33 | Савелий | E-Mail
Господа,сколько из группы осталось живых, и сколько в онкологии?