портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов

р.Барбитай, лоция из отчета N5133 библиотеки МГЦТК

Препятствия реки Барбитай и их прохождение

из отчета N5133 библиотеки МГЦТК

схемы реки, 1:50000, png, 100dpi

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Устье р.Ожигай - до каньона "Осыпной", 10 км. Время (чистое/рабочее) 2:05/5:56. Сплав, препятствия 1-20, особо опасны порог Петровича N3, 4 - водопад Петровича. Каньон Петровичева пор. 3,4 пройдены впервые.

Каньон "Осыпной" - каньон "Алхадыр" препятствие N 42, 7 км. Время 1:38/6:33. Сплав, препятствия N21-42, сложные пороги 29, 32, 34, 42. Порог N29 пройден впервые. Ремонт плота-честера и катамарана.

Каньон "Алхадыр" препятствие 42 - изба с баней в устье р.Дергапсы, 13 км. Время 2:43/6:07. Сплав. Препятствия N 43-54,сложные пороги 46, 48, 50. Порог N 50 пройден впервые.

Дневка,ремонт судов. Истопили баню, хорошая рыбалка.

Изба с баней в устье р.Дергапсы - устье р. Б.Хокай, 44 км. Время 4:46/5:54. Сплав, препятствия N55-69. Имеют характер мощных шивер. Самое сложное препятствие на участке - пор."Сторож". Вода за ночь под-нялась на 45см, т.к. всю ночь лил дождь.

Устье р. Б.Хокай - изба-гостиница в устье р.Б.Шаблык, 15 км. Время 2:06/3:03. Сплав. Препятствия 70-78 имеют характер мощных шивер.

ЛОЦИЯ

Препятствие 1. Порог. /Рис. 13/ Расположен в 200м от избы в устье р. Ожигай. Хорошо виден с воды. Представляет собой чистый локальный слив высотой 1м и шириной 5-4м между коренными скальными выходами слева и крупными правобережными камнями. Прошли по центру с взаимостраховкой.

Препятствие 2. Порог. /Рис. 14/ Расположен в 100м ниже порога 1. Локальный слив шириной 4-5м, но более крутой чем предыдущий. За сливом в центре каменный зуб. Проход и справа и слева. Проходили ближе к левому краю слива и обходили зуб слева.

КАНЬОН "ПЕТРОВИЧЕВА" / препятствия 3...5/ Общая длина каньона 1,5км, перепад около 20м.

Препятствие 3.Порог "Петровичева". /Рис. 15/ Одно из сложнейших препятствий реки Барбитай. Расположен в 500м чистого быстротока ниже порога 2, на крутом левом повороте. С воды издалека хорошо видно нагромождение крупных скальных выходов в русле. Порог имеет невысокие скальные стенки - на всем протяжении высотой 3-5м. Общая длина порога - 300м. Русло на входе в порог на 2/3 перегорожено слева огромным скальным выходом "А". Под левым берегом имеется узкий слив, забитый обливными камнями "Б". Попасть в этот слив можно только, протащив суда по камням. Но потом выхода из левой части русла в основную струю нет, мешает группа камней "В". Основная часть потока входит в порог под правым берегом, падая 1,5м сливом, ширина 6-7м, правая часть которого наваливается на правобережный с выступами скальный берег "Г", образуя очень сильный прижим. Центральная часть слива упирается в крупный надводный скальный выступ "Д", от которого есть хороший отбой. Слева от выступа "Д" есть проход около 4-5м через ступенчатый слив 1,5м с обливных камней. Струя в этом сливе имеет направление под правый берег. С левого берега на самом крутом месте левого поворота идет длинная скальная подводная гряда "Е", перекрывающая всю левую часть русла, и оставляющая под правым скальным берегом чистый проход 4м. Вода падает с этой гряды уступом вертикально на 1,5м. Правая часть струи на самом повороте идет под правым берегом, образуя крутой трек, после которого косым 1,0м сливом падает под выступ "Е" в каменный желоб, образуя пенную яму. Русло сужается до 5м и следует резкий правый поворот, на котором расположен косой 1,2м слив "и". После слива идет прямой участок чистого быстротока в скальном коридоре, со свальным течением к правой стенке. Затем через 40м следует сужение русла до 5м и довольно сильный навал на правобережные скальные выступы "З". Проход слева осложняет группа камней. "И". 3 воротах слив 1,0м. За сливом идет дорожка валов 0,8-1,0 м до левого поворота, за которым большое улово, где вода практически стоит. Порог на этом кончается. Порог производит очень солидное впечатление. До нас это препятствие не проходил никто и нам предстоит это сделать первым. Разведка порога и всего каньона была произведена в предыдущий день, в том числе и с правого берега. По результатам предварительной разведки решение было принято - проходить. Детальную разведку провели по левому берегу. Теоретический вариант входа в порог, предложенный первопроходцами реки, через слив "Б", мы категорически отвергли. Во-первых, мало воды и прохода нет, во-вторых, даже в большую воду, мы считаем, этот вариант только теоретическим, т.к. уйти вправо перед камнями "3" не представляется возможным и придется, в лучшем случае, прыгать с гряды "Е" в желоб со сбоем струи и пенной ямой, что по нашему мнению грозит переворотом. Вариант прохождения прижима под правой скалой тоже был в нашу воду неприемлем. Очень узко, и габариты наших судов не вписывались в проход, что грозило заклиниванием рамы и тяжелой аварией. Заход в порог осуществили через 1,2м слив, упирающийся в скалу "Д". Резко работая прямо в сливе, уходили влево и проходили между камнями "В" и "Д" и затем в 1,5 слив, направленный к правому берегу. Выходили на трек и сливались в каменный желоб под гряду "Е". Слив "Ж" проходили под правым берегом, за сливом отрабатывали в центр потока. В последнее сужение заходили вплотную к камням и отрабатывали сильно влево от прижима к выступам "З". За порогом чалились в улово, в скальную бухту левого берега. Все суда проходили порог одним путем /Фото 47,48,49,50,51,52,53,54,55/. Первым порог проходил экипаж честера, порог был пройден чисто и красиво. Катамараны четверки для увеличения маневренности в связи с большой длиной 4,8м пришлось разгрузить и рюкзаки унести сразу за водопад Петровичева, катамаран двойку не разгружали. Самое опасное место в пороге, это участок от слива на входе до слива "Ж". Страховку в количестве двух спасконцов выставили за сливом "S" на левом берегу и в количестве двух спасконцов в конце порога. Катамараны страховались еще и с воды.

Фото 48. Порог Петровичева. Центральная часть. Честер Фото 53. Порог Петровичева. Средняя часть. Катамаран К-2

Препятствие 4. Водопад Петровичева /Рис. 16/. После крутого левого поворота за порогом Петровичева Барбитай успокаивается. Вода практически стоит. Берега невысокие скалистые. Такой участок продолжается около 250м. Затем следует резкий правый поворот. За поворотом в русле галечный остров со скальными выходами. Правая протока крутая, мелководная и забита камнями. Основная масса воды идет левой протокой, образуя водопад. Левый скальный берег сильно изрезал уступами. Водопад имеет три четко выраженные бурные ступени "А", "Б", "В" по 1,5-2 м со сливами через подводные скальные гряды. Общий перепад в водопаде 4,5-4,7м на участке 9-10 м. За каждым сливом пенная яма, особенно большая за последним. Б первом и во втором сливах имеются группы полуобливных камней "Г" и "Д", о которые разбивается поток. Справа от этих групп камней сливы более пологие чем в левой части, где они все три почти вертикальные. За третьим сливом левая часть водопада наваливается на скальный выступ "Е", справа от выступа пенная яма. За водопадом идет скальное сужение, справа группа камней "Ж", а за ней поток наваливается на правобережный выступ "З", слева улово. Водопад - также одно из сложнейших препятствий Барбитая. До нас пройден не был, мы осуществили его первопрохождение. Детальную разведку производили с левого берега / в предыдущий день/ и с правого, перейдя на остров через протоку. Основная опасность в водопаде - навал на скальный выступ "Е" и группы камней "Г" и "Д", да и вообще все вместе выглядит очень внушительно. Зачалились на вершину острова. Было принято следующее решение; катамаран четверку, К-3, провели по правой мелководной протоке и поставили на страховку с воды ниже водопада у берега, правого. Разгрузили катамаран двойку и честер и обнесли за водопад рюкзаки. С четверок рюкзаки обнесли еще от порога 3. Наиболее безопасный путь в водопаде - ближе к острову, правее группы камней "Г" и "Д". Решили, что этим путем пойдут катамараны К-1 и К-2. Первым водопад проходил катамаран четверка. Заходили в порог вплотную к острову. Пришлось экипажу усиленно поработать чтобы не быть выброшенными на камни "Г". В дальнейшем держали судно четко по курсу в сливах /Фото 56,58/. За водопадом К-1 чалился в улово у левого берега для страховки и фотосъемки. Экипаж честера проходил более сложным путем; через более крутые сливы в левой части водопада. Заход осуществляли вплотную к камням "Г", оставив их справа по борту. Успешно прошли первый слив и уже во втором начали сильно отгребать вправо. Но все же чуточку не доработали, и судно левым передним краем рамы задело за край выступа "Е". Корму резко кинуло вправо и честер вышел из водопада задом на перед /Фото 57,60/. Катамаран двойка повторил линию движения К-1 /Фото 58,61/. Кроме страховки с воды ниже водопада при помощи К-3 на левый берег было переправлено 3 человека для фотосъемки и страховки спасконцами на скальном выступе "Е".

Фото 58. Прохождение водопада катамараном К-2

Препятствие 5. Порог. Сразу за препятствием 4. Несложный. Имеет трое каменных ворот в скальных берегах с сужениями. Сразу за ним плес. Проходили с взаимостраховкой по центру, по основной струе. Разведка по левому берегу.

Препятствие 6. Прижим. Несильный прижим к левобережным скалам на правом повороте. Перед поворотом слева впадает ручей. Русло узкое. Проходили, смещаясь все время к правому внутреннему берегу. Особых осложнений прохождение не вызывает. Шли с взаимостраховкой на плаву.

Препятствие 7. Порог. Представляет собой локальный слив 1м между камней, ширина 5м. За сливом участок мелководной, каменистой шиверы. Прошли без разведки с взаимостраховкой судов по центральной струе.

Препятствие 8. Порог. Локальный слив между камней высотой 0,8м. Проход по центру. За сливом мелководная каменистая шивера, имеющая рассыпной характер. Через 200м справа впадает ручей.

Препятствия 9 ... 14. Шиверы. Мелководные, однотипные, средние шиверы с обилием надводных и обливных камне":. Линию движения однозначно определить очень сложно, а описать практически невозможно, проходили держась центральной струи с взаимострахозкой без разведки. Постоянно приходилось маневрировать. Между шиверами чистые участки быстротока, хорошими ориентирами являются впадающие в Барбитай притоки.

Препятствие 15. Прижим. В конце препятствия 14 слева впадает ручей и следует крутой правый поворот реки. За поворотом прямой участок реки. Правый берег - скальная стенка высотой 3-5м, с небольшим выступом в русло. Слева галечный берег, от него идет мелководная гребенка в русло со свальным течением под правый берег не скалу. Заходили по основной струе, шириной 4-5м, вдоль правого берега и сразу за гребенкой резко уходили влево от прижима. Проходили сходу с взаимостраховкой.

Препятствия 16 ... 20. Шиверы. Препятствия Идентичны шиверам 9...14. Очень много камней, рассыпной характер. Узкие проходы. Проходили без разведки с взаимостраховкой, стараясь держаться основной струи. В конце шиверы 19 слева впадает ручей Малый Токты-Ой, в устье изба. В 500м ниже за шиверой 20 на левом берегу хорошее место для ночевки.

Препятствие 21. Шивера. Каменистая несложная шивера длиной около 1 KAI. Начинается на прямом участке реки, сразу за шиверой 20, кончается крутым левый! поворотом. Основная струя смещена ближе к правому берегу, у левого - много камней. Впереди видно резкое сужение долины реки, склоны вплотную подходят к воде. Проходим с взаимостраховкой на плаву в правой трети русла.

КАНЬОН "ОСЫПНОЙ" /препятствия 22...27/. Ориентиром начала каньона служит крутой хребет по правому берегу Барбитая, видимый уже от устья р. Малый Токты-Ой. Хребет очень близко подходит к реке, абсолютно лишен леса, покрыт серыми шлейфами каменистых осыпей сверху до низу и начинается характерной конусной вершиной. Каньон начинается на крутом левом повороте. Длина каньона около Зкм.

Препятствие 22. Шивера. Начинается на левом повороте. Не очень сложная. Длина 250м, много камней. Проходили с взаимостраховкой в правой трети русла без разведки.

Препятствие 23. Шивера. Средней сложности. Начинается через 50м чистого быстротока после препятствия 22. Длина 300м. Левый берег крутой из крупных камней. Русло сужается. Проходили по центру. Справа и слева камни. /Фото 62/

Препятствие 24. Порог. Средней сложности. Сразу за препятствием ." 23. Левый берег - скальная стенка, правый сложен из крупных камней, крутой. Длина порога 250м. Начинается мощной шиверой. В середине порога левая часть русла завалена крупными камнями, проход справа от них через сливы 0,5-0,8м. Струя уходит под правый берег и наваливается на крупные скальные обломки правого берега. После прижима два слива в центре по 0,8м. Проходили без фотосъемки с взаимостраховкой, после разведки по правому берегу. Шли по основной струе под правым берегом с уходом от прижима в центр через сливы. Чалка за порогом к правому берегу.

Препятствие 25. Порог. Мощный порог. Расположен в 150метрах слабой шиверы от препятствия У 24 на правом повороте. Длина 400м. Сначала идет сложная шивера с узкими проходами и валами до 0,8м. В конце порога с правого берега на две третьих русло перегорожено косой грядой надводных и полуобливных камней. Струя идет в левой части русла под скальным берегом, затем следует узкий слив высотой до 1,5м с навалом в конце на скальные обломки у левого берега. За сливом справа улово. Дальше идет мелководная каменистая шивера. Порог проходили после разведки по правому берегу с взаимостраховкой попарно, т.е. сначала шла пара честер-катамаран четверка, затем пара катамаранов - двойка и четверка. Входную шиверу проходили по основной струе с лавировкой между камнями. Затем смещались влево по струе под скалу и выходной слив проходили по середине с уходом вправо от навала./Фото 63/.

Препятствие 26. Шивера. Сложная. За препятствием 25 идет мелководная каменистая монотонная шивера до ручья слева. Затем до правого поворота идет быстроток чистый, за поворотом и начинается препятствие 26. Левый берег крутой, заваленный камнями, правый - более пологий, заросший лесом. В русле хаотично разбросаны крупные и средние камни, узкие проходы. Заходили по центру, а затем уходили к левому берегу. Шли с взаимостраховкой на плаву. Разведка по левому берегу /Фото 64/.

Препятствие 27. Порог. Средней сложности. Через 300 м чистого, быстротока от препятствия 26 на крутом левом повороте. Правый берег - скальный обрывистый, Левый - крупногалечный. Длина порога 80м. Струя проходит ряд каменных узких ворот и наваливается в конце на крупный надводный камень в центре русла. Правая часть струи скатывается под саму скалу через ряд надводных камней, стоящих поперек потока. Здесь прохода нет, слишком узко. Левая часть струи падает с центрального камня чистым 1,2м сливом. За порогом 50-метровый участок чистого быстротока. Разведку производили по левому берегу. Весь порог проходили по центру через ворота между камней, а перед центральным камнем уходили в левый чистый слив. Струя сильнее сваливается вправо, поэтому экипажам пришлось усиленно поработать, чтобы не оказаться выкинутыми на камень /Фото N 65,66/. Проходили попарно с взаимостраховкой.

Препятствие 28. Шивера. Идет сразу без перерыва за препятствием 27. Длина около Зкм. На этом участке сосредоточены различные препятствия, разделенные короткими участками быстротока. На данном участке очень сложна ориентировка. Ущелье узкое, берега представляют собой местами крутые каменистные осыпи, местами скальные стенки высотой от 4 до 15 метров. По своему характеру шивера мало чем отличается от препятствий "Осыпного" каньона. Большое количество камней разной величины в русле, узкие проходы, сливы с подводных камней до 1м. Плесов на всем участке практически нет. Характерные участки и препятствия шиверы 28: после ручья Узчео, средняя часть шиверы, конечный участок шиверы за ручьем Тажан /Фото 67/. Проходили шиверу с взаимостраховкой на плаву и поэтапной разведкой. Хорошо просматриваемые с воды участки шли с ходу. Очень осторожно приходилось идти потому, что мы не имели четких ориентиров на каньон "Алхадыр", а ориентировка, как уже писалось выше, очень сложна, т.к. препятствия идут без малейшего перерыва. Весь участок старались идти по основной струе, перед поворотами держались ближе к внутреннему берегу. Участок очень напряженный.

схема каньона АЛХАДЫР,
1:25000, png, 100dpi

КАНЬОН "АЛХАДЫР" /препятствия 29...52/ /Рис.17/. Ниже правого притока ручья Тажан, Барбитай прорывается через хребет Алхадыр, входит в узкое ущелье и носит ступенчатый характер. Каньон "Алхадыр" начинается сразу же за препятствием 23 без всякого перерыва. Ориентиром может служить крутая правая излучина реки, на левом берегу-бом. После излучины следует последний участок препятствия 28 на левом повороте /этот участок показан на фотографии 67/. Сразу за поворотом прямо в воду с берега, слева, опускаются огромные гранитные глыбы, перекрывающие почти половину русла. Слева под глыбами улово и галечно-песчаная отмель. Река впереди сплошь перекрыта крупными гранитными глыбами, прохода не видно. Это, пожалуй, самый четкий ориентир, такого количества глыбового материала на проченном выше участке ни разу не наблюдалось. Еще один приблизительный ориентир - от устья левого притока в середине каньона "Осыпной" до входного порога в каньон "Алхадыр" на честере шли 51 минуту, время чистое. Общая длина каньона около 8 км. Чалка перед каньоном к левому берегу в улово.

Препятствие 29. Порог /Рис.18/. Этим порогом собственно начинается каньон. Порог сложный, длина около 250м. Отличается обилием крупного глыбового материала в русле. Вход в порог у левого и правого берегов завален камнями. В центре метровый слив между камнями "А" и "Б", сразу за ним еще один 1,2м слив с пенной ямой за ним. Затем единственный проход со сливом 0, 8м в ворота между камнями "В" и "Г". За воротами гряда надводных и подводных камней "Д" поперек русла. Проход по центру невозможен из-за надводных камней, слева от которых есть чистый слив 1м. Возможен проход и сразу справа от этих камней, но струя сильно давит в центр. Дальше почти все русло перегорожено крупными глыбами "Е", проходы между которыми не более 1,5м. Единственный проход шириной 2,2 м имеется под левым берегом между камнями "Е" и "Ж". В проходе подряд два слива по 1,2м, затем поток резко идет вправо почти под прямым углом к направлению основного течения реки. Существует навал воды на камень "М". За группой камней "Е" поток идет центром в ворота со сливом 0,8м между камнями "3" и "И", смещается затем к правому берегу и минует мощный метровый слив с пенной ямой в воротах между камнями "К" и "Л". За сливом возможна чалка к левому берегу, хотя далее идет шивера. По имеющейся информации данный порог до нас не был пройден. Первопроходцы реки /рук. Демидов В./ отнесли порог к абсолютному непроходу. После тщательной детальной разведки по левому берегу мы с таким мнением не могли согласиться; да- сложно, но проходимо. Даже в нашу не очень большую воду данный порог проходим, правда, путь прохождения имеется единственный. Все суда проходили порог одним, единственно возможным путем поочередно. Заходили в порог в ворота между камнями "А" и "Б" и шли по всем сливам, затем интенсивно смещались влево и гряду "Д" преодолевали через левый слив. Прижимались вплотную к камню "Е" и резко отрабатывали прямо в сливе вправо от навала на камень "И". Выходили на основную струю, проходили выходные сливы и чалились к левому берегу /Фото N 68,69,70.71/. Первым проходил порог честер. При прохождении была выставлена береговая страховка в конце порога в месте предполагаемой чалки, в количестве четырех человек и два чальщика.

Препятствие 30. Шивера. Собственно препятствие 29 переходит почти без разрыва в сложную мощную шиверу, препятствие 30. В шивере узкие проходы, навалы на камни, сливы до метра, очень сложный судовой ход. Продолжается до правого поворота, левый берег на повороте - скальная стенка. Длина шиверы около 400м. Проходили после разведки с взаимостраховкой судов на плаву сначала по центру, затем после середины смещаясь ближе к правому берегу.

Препятствие 31. Шивера. Средней сложности. Начинается на правом повороте после впадения ручья слева. Левый берег - бом. Характерна большим количеством камней. Проходили с взаимостраховкой в основном по центру, по основной струе. Длина 450м.

Препятствие 32. Порог. /Рис. 19/ Мощный порог на левом повороте реки. Па входе в порог мощная сложная шивера, центр русла загроможден на протяжении 100м надводными камнями. Проходы есть под правым и под левым берегами, но под левым проход гораздо шире и чище. Сам порог представляет мощный крутой 1,5-метровый слив с пенной ямой за ним, слева скальная невысокая стенка, в конце порога, навал на камни в центре русла. Разведка возможна и по правому и по левому берегам, в нашем случае по левому берегу. Входную шиверу проходили под левым берегом последовательно через сливы, основной слив проходили по центру, а за ним отрабатывали влево. Чалка после порога возможна на любой берег, но лучше на левый, т.к. через несложную короткую шиверу идет сложный порог, препятствие N 34. Первое судно /честер/ страховали слева за порогом двумя спасконцами, остальные суда с воды /Фото 74,75/.

Препятствие 33. Шивера. Средней сложности. Идет на левом повороте. Проход чище у левого берега. Переходит без разрыва в порог, препятствие 34. Проходили вместе с порогом после разведки по левому берегу.

Препятствие 34. Порог /Рис.20/. Правый берег обрывистый скальный. Длина около 450м, порог сложный. Характерен большим уклоном, мощной струей и узкими проходами с крутыми сливами. Требует полной отдачи сил, т.к. очень длинный. На входе крупный камень "А" по центру, справа и слева от него крутые метровые сливы. Дальше основная струя идет центром через слив между камнями "Б" и "В" и ряд менее крупных сливов. Затем идет гребенка валов до 0,8м и мощный 1,5м слив между камнями "Г" и "Д". После слива основная струя смещается ближе к левому берегу и минует еще ряд мощных 1 - 1,2м сливов. Порог кончается на правом повороте, на левом берегу скальная стенка, перед которой есть возможность чалки не. левый берег. Разведку проводили по левому берегу. Прохождение начинали с шиверы, препятствия 33, за которой не чалились. Камень "А" обходили слева, затем смещались в центр, вправо и далее шли по основной струе через все сливы. Чалка на левый берег перед бомом. Проходили поочередно. Выставляли береговую страховку в количестве двух спасконцов в конце порога и двух - в центральной части. /Фото 74,75/.

Препятствие 35. Шивера. Средняя шивера. На длинном плавном правом повороте. Проход по центру. Шли с взаимостраховкой на плаву. Длина около 150м.

Препятствие N 36. Порог. /Рис. 21./ Расположен на очень плавном правом повороте, левый берег - скальная стенка. Длина около 150м. Основная струя идет в пороге по центру через слив 1,2м в каменных воротах шириной 7-8м, затем струя j смещается к правому берегу и проходит еще через один слив 1м. За порогом большое улово. Разведка по правому берегу. Проходили порог попарно по основной струе через сливы с взаимостраховкой на плаву /Фото 76/.

Препятствие 37. Шивера. Мелководная каменистая простая шивера длиной около 250м, сразу за плесом после порога - препятствия 36. Левый берег - скальная стенка. Проходили по центру с взаимостраховкой.

Препятствие 38. Шивера. Сразу за препятствием 37. Длина 300м. Русло широкое, вода растекается. Мелко и много камней. Шивера простая. Проходили ближе к левому берегу, в конце уходили в центр.

Препятствие 39. Порог. /Рис. 22./ Препятствие 38, шивера, переходит непосредственно в порог. Правый берег каменистый крутой, левый - пологий из крупных камней с галечно-песчаными отмелями. Длина порога 100м. Порог струйного типа, представляет собой крутую горку. Имеет широкий чистый проход по основной струе, за порогом улово. Разведка возможна по обоим берегам. Проходили с взаимостраховкой на плаву по центру. За порогом экипаж честера зачалился к левому берегу для фотосъемки /Фото 77/.

Препятствие N 40. Прижим. Располагается на прямом участке после улова за порогом, препятствием 39. Представляет собой несложную каменистую шиверу, которая кончается свальным течением налево и несильный прижимом к небольшой скальной стенке. Хорошо просматривается с воды. За прижимом - улово под правым берегом. Прошли с ходу с взаимостраховкой.

Препятствие 41. Шивера. Длинная, 300м, шивера на левом повороте реки, основная масса воды идет под правым берегом. Много камней, но струя не очень мощная и позволяет совершить нужные маневры. В конце шиверы небольшой остров, смещенный ближе к левому берегу. Шивера почти без перерыва переходит в порог, препятствие 42. Разведка возможна по обеим берегам, у нас - справа. Проходили поочередно вдоль правого берега по основной струе вместе с препятствием 42.

Препятствие 42. Порог. /Рис. 23/ Начинается после правого поворота без перерыва за шиверой, препятствием 41. Длина около 120м. Образован крупными глыбами правобережной осыпи. В пороге достаточно мощные узкие сливы 1 - 1,2м, но и проход в техническом отношении достаточно простой, почти весь порог j проходится по основной струе без сложного маневра. За порогом слева галечно-песчаная отмель и улово, дальше слева идут скалы. Разведка возможна по обоим берегам, в нашем случае - справа. Проходили попарно по основной струе с взаимостраховкой /Фото 78/. Чалились за порогом к левому берегу к отмели. Имеется на берегу хорошее место для ночевки.

Препятствие 43. Шивеpa. Сразу за порогом, препятствием 42, идет крутая горка со сливом воды под левобережные скалы, как бы в продолжение порога. Затем следует правый поворот русла и на прямом участке находится шивера, препятствие 43. В шивере валы до 0,5м, камней стало меньше. В середине, под правым берегом бурная недлинная горка. Длина шиверы 300м. Долина Барбитая несколько расширяется, препятствия становятся проще. Шиверу проходили без разведки, держась ближе к правому берегу на всем ее протяжении, с взаимостраховкой на плаву.

Препятствие 44. Шивера. Длинная /около 800м/ простая шивера с невысокой скоростью течения и простым проходом. В середине шиверы остров, перед ним слева впадает ручей. Прошли более полноводной правой протокой.

Препятствие 45. Шивера. Простая шивера, наподобие предыдущей. Тянется до левого поворота реки. За левым поворотом длинный плес, на левом берегу охотничье зимовье.

Препятствие 46. Порог. /Рис. 24./ За избой галечный остров, ближе к левому берегу, слева впадает ручей. Почти вся масса воды идет правой протокой. Начинается средней шиверой, которая перед самым правым поворотом кончается порогом. Длина порога 40м. В русле крупные глыбы. По центру два больших камня "А" и "Б", между ними слив явно уже 2м. Справа от камня "А" русло перегорожено "плитами. Левее камня "Б" под берегом имеется хороший проход. Затем путь преграждают камни "В" и "Г", слева от них узкий проход, справа по центру реки между камнями "В" и "Д" - широкий. Дальше струя идет по центру с валами 0,5м. Разведка порога по левому берегу, но в принципе можно и по правому. Все суда, кроме К-1, проходили порог одним путем. Заходили слева от камня "Б" через метровый слив и сразу сильно отрабатывали вправо в центр, оставляя камень "В" слева. Дальнейшее прохождение по центру и чалка на правый берег. За порогом плес 60м. Первыми проходили порог К-1 и К-2 с взаимостраховкой вдоль левого берега с минимумом маневров, затем чалились на правый берег для страховки и фотосъемки /Фото 79,80/

Препятствие 47. Шивера. Расположена на правом повороте после плеса за препятствием 46. Длина 300м. Сначала мелкая, много камней. Затем камни в русле становятся крупнее, русло сужается. Узкие проходы. С самого начала основная струя идет центром реки, затем смещается под левый берег. Проходили по основной струе с взаимостраховкой. На выходе из шиверы крупные камни, за ними 50м чистого быстротока. На быстротоке чалились на правый берег. Разведка по правому берегу, левый - крутой каменистый.

Препятствие 48. Порог. /Рис.25/ Уже на быстротоке после препятствия 47 впереди видны в русле крупные камни. Начинается шиверой, справа впадает двумя рукавами ручей Торбаз. Общая длина 250-270м. Левый берег крутой каменистый. Разведка лучше по правому берегу. Основная струя входит в порог по центру через несколько каменных ворот, проходы узкие. Затем перед камнем "А" весь поток уходит под правый берег, это единственный проход. Слева русло забито камнями. За проходом почти сразу у берега путь потоку преграждает большой камень "Б", на который наваливается струя и уходит влево. Проход шириной 2,5 - 3м, в проходе метровый слив и пенная яма за ним. После слива поток уходит под левый берег и минует ряд ворот со сливами 0,5-0,8м. В конце порога навал воды на камень "В" в центре русла, проход - слева от него, дальше небольшое улово у правого берега, слева - мель. Технически порог сложен, но поток не очень мощный. При большем уровне воды камень "Б" будет очень опасен. Линия прохождения порога однозначна, вариантов нет. Заходили все суда по центру, затем перед камнем "А" уходили вправо и сразу влево в слив, прямо в сливе отрабатывая влево от камня "Б". Дальнейшее прохождение под левым берегом. Чалка на мелководье левого берега. Страховка первого судна за порогом одним спасконцом в улове правого берега и двумя спасконцами на быстротоке за камнем "Б". Остальное суда страховались с воды. Первым порог проходил честер. /Фото 81/.

Препятствие 49. Шивера. Средняя шивера длиной 100м на левом повороте реки. Проход под правым берегом. Без перерь^ва переходит в порог I 50. Разведка по левому берегу /Фото 32/.

Препятствие 50. Порог. /Рис. 26./ Начинается после впадения ручья справа. Порог сложный. Левый берег - крупные камни, правый - скалистый, с большими глыбами. Длина порога 150-200м. Сам вход в порог густо забит разнокалиберными камнями, проходы возможны справа, слева и по центру. Затем поток наваливается на камень "А" в цетре русла, справа и слева от которого сливы 1-1,2 м. После камня основная струя уходит в центр. Далее следует гряда надводных камней "Б", перегораживающая почти всю реку от левого берега и оставляющая единственный проход справа со сливом 1,2м. В Юм ниже точно такая же гряда камней слева "В". За 1,2 м сливом справа в этой гряде, струя наваливается на группу камней "Г" и уходит резко влево под самый берег и наваливает на камни "Д". После этого струя опять идет под правый берег / слева камни/, следует выходной 1,5м слив между камнями "Е" и "Ж". За порогом улово. Разведка порога по левому берегу. Порог до нас не был пройден. Путь движения в основной части порога один единственный, других вариантов нет. Заходили в порог под левым берегом, оставляя камень "А" справа по ходу. Затем уходили резко вправо и преодолевали подряд два слива, причем уже во втором резко работали влево, уходя от навала на камни "Г". Прыгали в слив у левого берега и далее в слив между камнями "Е" и "Ж". Чалка в улове на левый берег. Порог проходили поочередно с береговой страховкой, в количестве двух спасконцов за камнями "Д" и двух спасконцов в улове за порогом. Первым шел честер. /Фото N 85,84,85,86/

Препятствие 51. Шивеpa. В самом начале справа впадает ручей. Начинается за плесом после порога, препятствия А" 50. Длина около 300м. Характерна большим количеством надводных камней, где река теряется в лабиринтах. Проходили в левой части русла с взаимостраховкой.

Препятствие 52. Сложная шивера. Начинается за коротким участком быстротока после препятствия 51. Очень много крупных камней, узкие проходы. Длина 250 м. На выходе в центре крутая горка, зажатая с обоих сторон крупными камнями. Слева скальная стенка 1Пм. Справа в самом конце впадает ручей. Проходили с взаимостраховкой. До горки шли в левой части русла, затем уходили в центр. Разведка по правому берегу. На этом препятствии каньон "Алхадыр" кончается.

Препятствие 53. Шивера. Длинная, мелкая шивера с большим количеством камней в русле. Течение не сильное. Проходили по основной струе, держась центра реки.

Препятствие 54. Шивера. На правом повороте реки. Крутая горка через две гряды камней. Прошли сходу по центру.

Препятствие 55. Шивера. Мощная шивера перед правым поворотом. Основная струя идет под левым берегом. Валы до метра. Шли сходу с взаимостраховкой по основной струе.

Препятствие 56. Порог. На крутом правом повороте реки. Порог простой. Представляет собой крутую горку, состоящую из нескольких сливов по 0,5 - 0,8м. Основная струя идет у левого берега. В конце несильный прижим к левобережным скалам. Шли сходу.

Препятствие 57. Шивеpa. На плавном левом повороте. Несколько сливов по 0,8м. Валы до 1,2м. Основная струя без камней. Шли сходу" Хорошо просматривается с воды.

Препятствие 58. Порог "Сторож". /Рис. К 27./ Мощный порог. Находится за левым поворотом. Правый берег крутой обрывистый, левый - галечная отмель. Хорошо виден издалека с воды. По середине русла в пороге большой скальный выход. Поток наваливается на этот выступ и делится им на две части. Правая часть мелководная и проходит несколько невысоких сливов через обливные, слабо прикрытые водой плиты. Слева - крутой мощный слив 1,5м с края выступа и дорожка метровых валов. Разведка по левому берегу. Проходили через основной слив левой протоки поочередно. Только катамеран двойка обошел основной слив слева под берегом /фото 87/.

Препятствия 59 ... 78. Шиверы. Мощные шиверы. Описывать каждую из них в отдельности, наверное, не имеет смысла. Препятствия в общем похожи друг на. друга и довольно однообразны. Характерной чертой является то, что все они расположены в остриях крутых левых и правых поворотов. Все повороты и сами препятствия на карте обозначены очень точно, и ориентироваться легко. Начало шивер видно издалека, а сами они хорошо просматриваются с наплыва. В препятствиях мощная струя с валами до 1,5м, крутые бурные горки, сливы с обливных крупных камней. Надводных камней в русле не много, основная струя в основном чистая. Как правило, внутренний берег представляет собой галечную отмель, а внешний -- обрывистый, скалистый. Долина реки до устья р.Дергапсы узкая и представляет собой ущелье, ниже долина незначительно расширяется. Препятствия такого характера, мы считаем, можно, а скорее даже нужно, идти сходу без разведки с взаимостраховкой судов. Так намного интереснее и такое прохождение является хорошей практикой на "чтение" реки сходу. Русло достаточно широкое и везде есть место для маневра судов, при желании можно вообще основную струю миновать. На фото 88 показано прохождение шиверы, препятствия 69, оно характерно для данного отрезка реки.

Сплав по реке Барбитай был закончен в устье левого притока реки Большой Шаблык.

(Текст получен от Ю.Воронова)