LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На границе Польши и Словакии
Автор: Бекетов Константин


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Урик, июль-август 2002, рук. Ю.Л.Шкенев

О Т Ч Е Т
о водном спортивно-туристском походе пятой категории сложности по р. Урик
26 июля - 14 августа 2002 года

Комитет по физической культуре и спорту мэрии Санкт-Петербурга
Федерация спортивного, оздоровительного и молодежного туризма Санкт-Петербурга

Руководитель группы: Шкенев Юрий Леонидович
Адрес: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 5, кор. 1, кв. 238.
Телефон : (д.) (812) 122 19 80

Отчет составляла: Михайлова Анна

Санкт-Петербург 2002 г.

обзорная карта 1:500000 (780kB)

Содержание

Общие сведения

Географический район : Восточный Саян
Вид туризма : водный
Категория сложности : V к.с.
Сроки проведения : с 26 июля по 14 августа 2002 года
Протяженность маршрута : 180 км.
Продолжительность похода : 20 дней (из них 4 дневки, 2 полудневки)
Выпускающая организация : Федерация туризма Санкт-Петербурга
Заявочные документы зарегистрированы в СПб Турклубе М .К. No. 47/02
Количество участников похода : 8 человек ( 3 каяка и 1 катамаран-4 )
Уровень воды низкий

Сведения об участниках похода

N фамилия, имя обязанности
в группе
г.р. судно тур.опыт
1 Шкенев Юрий руководитель 1945 каркасный каяк 5р Ципа 5у Белин, Балыктыг-Хем, Каа-хем, Катунь, 4у Ока Саянская
2 Михайлова Анна медик 1972 каркасный каяк 3р Шуя, Лоймола 5у Ципа, 4у Ока Саянская
3 Гусаров Александр гитарист 1950 каркасный каяк 5у Катунь, Белин
4 Эдуардов Александр фотограф 1981 катамаран-4 4у Умба
5 Григорьев Алексей кинооператор 1980 --//-- 3у Охта
6 Романов Владимир завхоз 1969 --//-- 5у А.Койсу, 4у Б. Белая, Ципа, Ока Саянская
7 Беляев Вениамин лоцман 1941 --//-- 5у Нарын, Батыктыг-Хем, Снежная, Ципа, Ока Саянская
8 Беляев Андрей реммастер 1967 --//-- 4у Ципа, Ока Саянская

руководитель - Юра Шкенев Шура Эдуардов Аня Михайлова Алеша Григорьев Володя Романов

Андрей Беляев Саша Гусаров Веня Беляев

Определяющие препятствия маршрута

Маршрут по р. Урик традиционно разбивается на следующие участки, четко различающиеся между собой по характеру препятствий (к.с. по отечественной классификации, которая отличается от международной).

1. Верховья р. Урик (каменистые шиверы, практически отсутствуют плесовые участки, уклон до 15м/км, протяженность 10 км, от моста до устья п.п. Хара-Нур)

2. "Дикий Урик" (шиверы, на фоне которых можно выделить отдельные пороги, уклон до 20 м/км, протяженность 10 км, от устья п.п. Хара-Нур до устья п.п. Хара-Жалга)

3. Верхний (Хара-Жалгинский) каньон (сливы водопадного типа, уклон более 20 м/км, участок оценивается 5-6 к.с. для катамаранов, протяженность 3 км, от устья п.п. Хара-Жалга до устья л.п. Убер-Баргамуй)

4. Р. Урик до начала "Амбартагольских Щек" (шиверы с большим количеством камней, отдельные пороги, средний уклон 8 м/км, протяженность 10 км)

5. "Амбартагольские Щеки" (каскад сливов, большое количество камней, уклон до 22 м/км, участок оценивается 5-6 к.с. для катамаранов, протяженность 3 км)

6. Р. Урик до устья (каменистые шиверы, прижимы, отдельные пороги до 5 к.с., средний уклон 6 м/км, протяженность 140 км)

Для катамарана-4 определяющими являются препятствия 2-5 участков, для каяков в условиях низкой воды все участки, кроме первых нескольких километров в верховьях, где река имеет почти равнинный характер, и последних 60 км перед устьем, где шиверы отделены друг от друга значительными плесовыми участками, можно оценить как соответствующие 4-5 к.с. Третий и пятый участки традиционно считаются не проходимыми на каяках. Мы не стали пробовать опровергнуть это убеждение, тем более, что каяки у нас были каркасные, а не полиэтиленовые, и каякеры везли почти весь свой груз с собой на каяках. Верхний каньон некоторые группы идут на катамаранах, но наша группа, с учетом низкого уровня воды, решила каньон обнести. Зато Амбартагольские щеки катамаран прошел без оверкилей, повреждений и обносов. Каякеры обнесли и каньон, и щеки, а также участок, называемый <<Дикий Урик>>, поскольку очень велик был риск заломать каяки (а впереди еще 150 км !).

В условиях низкой воды практически не имеет смысла выделять какие-либо отдельные препятствия 1 и 4 участков, так как река фактически представляет собой последовательность однотипных шивер, которые благодаря значительному уклону, и, следовательно, большой скорости течения, можно оценить 4-5 к.с. для каяков. Шестой участок, самый протяженный, содержит, помимо шивер и прижимов, несколько ярко выраженных порогов, в частности, порог <<Чертики>>, который также соответствует 5 к.с.

Схемы маршрута:

Техническое описание прохождения маршрута

Поскольку прохождение Урика для каяков и катамаранов имеет различные акценты, то и описание состоит из 2 частей, отдельно для каяков и катамарана.

Каяки

Существует очень подробная лоция р. Урик, которой и пользуется большинство групп и которая кочует из отчета в отчет. Поэтому здесь она не приводится. Наше мнение - она, скорее всего, вполне соответствует действительности, однако для очень низкого уровня воды, который был у нас, нужно вносить свои коррективы. В частности, до середины 6 участка, выше притока Даялык, мы не могли пользоваться этой лоцией, так как количество препятствий практически не поддается учету, все перекаты превращаются в шиверы, и не очень понятно, что было учтено в лоции, а что - нет (поскольку ориентиры подавляющего большинства препятствий не указаны, а описания их просто идут последовательно одно за другим, то есть фактически ориентироваться приходится по последовательности перечисленных препятствий). С другой стороны, на участках 1, 4 и 6 при низком уровне воды очень мало препятствий, для которых имеет смысл организовывать просмотр с берега. Фактически, главное, что здесь требуется - это вовремя зачалиться для обноса водопада, а также просмотреть некоторые препятствия от устья притока Даялык до порога <<Чертики>>. Просмотр с берега других препятствий, особенно на верхних участках, практически бесполезен. Кроме того, для достаточно хорошо подготовленной группы просмотр с воды <<в режиме реального времени>> имеет свой несомненный интерес, и при должном соответствии квалификации группы и сложности маршрута мастерство участников должно позволять прохождение большинства препятствий с наплыва. После впадения Даялыка характер реки несколько изменяется, препятствия становятся более четко выраженными, и поэтому даже при низком уровне воды лоцию уже можно успешно соотносить с реальностью.

Итак, каяки шли участки 1, 4 и 6, в сумме 160 км, и обносили участки 2, 3 и 5 (в сумме 16 км).

Участок 1, в свою очередь, можно подразделить на 2 части. Сначала (первые 2-3 км от моста) Урик - это почти равнинная малорасходная речка с не очень сильным течением, содержащая несколько несложных шивер, разделенных плесами; затем река разливается очень широко, течение практически отсутствует, и каяки, и катамараны надо попросту переставлять между камнями. Потом уклон увеличивается, река несколько сужается и становится более пригодной (и очень интересной) для сплава. В нашем случае повезло с погодой - после того, как 2 дня (26 и 27 июля, когда у нас была дневка) шел дождь и вода несколько поднялась, этот участок мы смогли пройти на каяках (было бы воды еще меньше, обнос начался бы раньше. А было бы побольше, прошли бы и <<Дикий Урик>>). Для этого участка при нашей воде характерными препятствиями были каменистые шиверы; иногда струя, собираясь у одного из берегов, образовывала сливы до метра высотой, которые нам приходилось проводить из-за наличия в них большого количества камней. Главным отрицательным эмоциональным фактором было серьезное опасение заломать лодку в самом начале маршрута - надо сказать, это опасение не было безосновательным, так как один каячный стрингер к концу этого дня оказался сломанным. А про целостность каячных <<шкур>> мы перестали думать в первый же день...Хотя, надо сказать, значительных дыр так и не появилось, только задиры и поверхностные царапины (клеем каякеры пользовались один раз за весь маршрут, поставили 2-3 заплатки). На этом участке - 2 оверкиля двух каяков, один раз с эскимосским переворотом (на глубоком месте), другой раз участнику пришлось спешно покидать каяк, поскольку место было недостаточно глубокое. Во втором случае - самоспас, каякеру удалось быстро оттянуться с каяком и веслом на гряду камней. Но, если бы самоспас не удался, последствия могли бы быть очень неприятными - на таком течении и при обилии камней оттаскивать на каяке другой перевернувшийся каяк, да еще и с человеком, ни одному из нас не удалось бы (катамаран юыл уже вне зоны видимости). А дальнейший самосплав мог бы привести к наматыванию лодки на камень и/или травматическим последствиям для плывущего человека.

Участок 2 (<<Дикий Урик>>) каяки обнесли по правому берегу. За 500 м до устья п.п. Хара-Нур встали на стоянку, а на следующий день с учетом вчерашних событий и впечатлений приняли решение обнести каяки несколько ниже в надежде, что река станет более приемлемой для сплава. Однако этого не случилось, напротив, река становилась все сложнее, и, пройдя челноком 1.5 - 2 км, решили оставить каяки и дойти до следующего притока, Хара-Жалги (начало <<Верхнего>> каньона), с рюкзаками, а назавтра вернуться за каяками. В общем, так и сделали, только вернулись мы за ними не назавтра, а через день. Характер препятствий на участке <<Дикий Урик>> описан ниже, в разделе Катамаран. Обнос <<Дикого Урика>>, надо отметить, стал для нас непростым испытанием, и его описание выделено в отдельный раздел, Обносы.

Участок 3, <<Верхний каньон>>, мы обносили уже всей группой. Для каяков о прохождении его речь не шла с самого начала, а катамаранщики, хотя и не исключали исходно эту возможность, решили не рисковать (им бы пришлось идти одним судном, то есть практически без страховки).

Участок 4, между Верхним каньоном и Амбартагольскими щеками, наконец позволил нам почувствовать себя водниками, а не туристами непонятной разновидности, бредущими вдоль реки с каяками на плечах. Но и он преподнес нам несколько сюрпризов. В описании по Урику 2001 года (группа из г. Рязань, рук. Щукина А.Г), которое было у нас, отмечено, что в районе впадения р. Зун-Холба река перемыла старое русло и течет по лесу. Так оно и есть. Для первых полутора километров после конца каньона характерны разбои, протоки между галечными островами (в нашем случае проток с водой было мало, многие из них пересохли), каменистые <<горки>>. Некоторые из них каякерам пришлось проводить, с досадой думая о том, что по большей воде здесь идти было бы одно удовольствие. И вот, после очередного крутого левого поворота мы влетели в протоку, которая, образуя многочисленные завалы, течет прямо по лесу. Правая протока, в которую впадает Зун-Холба, в нашем случае просто отсутствовала, то есть вода текла только через лес. В результате, потратив полчаса на рекогносцировку, приняли решение пронести катамаран и разгруженные каяки по лесу метров 500 (начало этого мини-волока на левом берегу), после чего загрузились и продолжили сплав. Надо отметить, что после этого уже очень редко приходилось вылезать из каяка для обноса или проводки (если не считать, конечно, Амбартагольские Щеки).

Участок от конца каньона до начала щек, хотя и короткий, но для каяка самый динамичный и интересный, позволяющий (по низкой воде) идти все с наплыва, и, соответственно, требующий значительной концентрации внимания. На общем фоне можно выделить два интересных места: порог <<три бандита>>, на котором по высокой воде, как написано в одном из отчетов 1997 года, удалось частично заломать катамаран-4, и препятствие 16 (в лоции описана как <<сильная шивера>> - действительно, неслабая...). Мы шли за катамараном и рассчитывали на него в плане сигнализации, но то ли сигналов не подавалось, то ли мы их не заметили, но в результате прошли <<бандитов>> без предварительного осмотра. Поскольку по нашей воде была возможность зайти в суводь под гряду камней в начале порога и выбрать дальнейшую линию движения с воды, наверное, не стоит жалеть о том, что с берега мы его не просматривали, хотя, конечно, фотографий мы тем самым лишились. Порог <<Змейка>> фактически представляет собой заходную шиверу в Амбартагольские щеки.

Участок 5, <<Амбартагольские Щеки>> - обнос каяков, прохождение катамарана без груза.

Водопадный каньон
Участок 6, от щек до устья - фактически отдыхательная часть похода. На ее прохождение можно оставить, при желании, 3-4 дня. На этом участке имеется 3 каньона, достаточно явно выраженных - водопадный, чертов и красный. Можно отметить первый после щек порог <<Амбартагол>>, который фактически представляет собой аналог расположенных ниже шивер, но, возможно, с более выраженным уклоном. Далее опять следуют каменистые шиверы, скорость течения достаточно велика, но все же не настолько, как в верховьях, так что сплав (после 6 дней обносов) доставлял огромное удовольствие - с одной стороны, совсем не скучно, но уже и не страшно. Начало водопадного каньона очень живописно и имеет ярко выраженный характер, скалы высотой около 5м неожиданно появляются по обоим берегам, образуя подобие ворот. В самом каньоне препятствия при низкой воде несложные, в основном это прижимы на поворотах, которые легко обходятся по внутренней дуге; шиверы уже не столь обильно усыпаны камнями (вернее, глубина реки больше). Водопад угадывается по заметному понижению линии верхушек прибрежных деревьев и по облачку водяной пыли над перегибом русла. Кроме того, на галечной отмели, фигурирующей во всех описаниях этого участка (расположенной на правом берегу на правом повороте, за которым собственно и начинается втягивание в водопад) стоял тур с воткнутой в него палкой, а на палке - желтый полиэтиленовый мешок. После водопадного каньона снова начинаются шиверы, иногда довольно мощные, но и плесовых участков становиться все больше, хотя длина их пока не позволяет заскучать, только расслабишься - очередная шивера!

Препятствие N99 N99. Идет Аня
N100 N101

Препятствия перед устьем Даялыка и после него, до порога <<Чертики>> - также довольно интересная часть маршрута. Мы просматривали прижим, расположенный на левом повороте чуть ниже устья притока Янхор (препятствие 88), а также препятствия 99 - 102. На самом деле, все, кроме <<Чертиков>>, можно было бы идти при большом желании и без просмотра (три сильных прижима, 88, 99 и 101, идутся по классической траектории, вдоль выпуклого берега, насколько позволяют обливные и полуобливные камни, расположенные у галечной отмели внутреннего по отношению к повороту берега). Но ведь надо же было что-то и сфотографировать, так что решили не торопиться и все сделать по правилам. Как отмечено в одном из описаний, характерной особенностью Урика является наличие крупных обломков скал в прижимах, в основной струе рядом с внешним по отношению к повороту берегом, то есть как раз там, куда выносит судно, не успевшее заранее оттянуться к внутреннему берегу. Хотя это, с определенной точки зрения, усложняет подобные препятствия, но практически прохождение их не требует ничего особенного по сравнению с техничным прохождением простых прижимов. Порог <<Чертики>> в нашу воду представлял собой невысокий, но тем не менее сильно турбулентный слив, за которым следует участок быстротока в каньонообразном сужении длиной около 50 метров, а затем и без того узкое русло (не более 10 метров) делится на две неравные части (правая шире) парой расположенных один за другим полуобливных камней (характерный размер 1.5 метра), от которых отходят невысокие, но сильно закрученные косые валы. Все это заканчивается небольшим расширением с довольно быстрым, но спокойным течением, где можно выловить аварийное судно, если страховка стоит наготове. В общем, порог, хотя и сложный, не может быть назван особо опасным. Хотя при неудачном стечении обстоятельств, наверное, можно намотать на один из обливников каяк или байдарку. Наше прохождение: катамаран шел без вещей и прошел хорошо, затем шли 2 каяка (оба разгруженные), первый упал в конце порога и был выловлен катамараном, второй прошел успешно.

Пор.Чертики. Идет Аня Пор.Чертики. Идет Юра

После <<Чертиков>> каменистые шиверы исчезают как класс, сменяясь прижимами, сливчиками и извилистыми порогами Красного Каньона. Места очень живописные, но сам сплав становится менее напряженным, хотя еще не приходится говорить о занудной гребле в режиме 50 - 10 (50 минут гребем, 10 отдыхаем) - это появится только в последний день, километров за 10 до устья. При нашей воде ниже <<Чертиков>> лоция опять-таки не нужна, так как линия движения всегда видна с воды, и особо опасных мест уже нет.

Катамаран

Так как автор этого отчета шел (то есть шла) на каяке, то описание для катамарана, возможно, получилось довольно поверхностным. Но наличие упомянутой выше лоции, составленной как раз с точки зрения катамаранов, я думаю, позволяет мне в данном случае не вдаваться в подробности. На участке 1 (с учетом низкой воды и полной загрузки, обычной для начала долгого маршрута) поначалу катамарану приходилось туго - часто прохождение сводилось к перетаскиванию через камни. Зато, когда воды прибавилось после двух дождливых дней, катамаран поехал веселее, по крайней мере, это он ждал каякеров, а не наоборот. Тем не менее, на починку оболочек гондол после 1 и 2 участка ушел целый день - они не столько прорвались, сколько протерлись.

"Дикий Урик". Примерно в 2-х км ниже вп. Хара-Нур
Участок 2 резко затормозил продвижение катамарана. Для сравнения: каякеры шли около 8 км с веслами и рюкзаками вдоль берега, пробираясь по бомам и буреломам, и все же пришли к <<точке сбора>> раньше почти на час. Очень много времени у катамарана уходило на просмотры, местами приходилось полностью разгружать катамаран для прохождения отдельных препятствий. Указанные в лоции пороги не всегда удавалось идентифицировать (например, <<потерялся>> порог <<Баобаб>>).

"Дикий Урик"
Здесь короткие участки быстротока чередуются с шиверами, усеянными большим количеством крупных камней, часто встречаются узкие сливы, уклон реки хорошо заметен. Можно отметить, что по мере приближения к Верхнему каньону характер препятствий постепенно изменяется, уклон становится все больше, в русле все чаще встречаются крупные обливные и полуобливные камни. Участок 3 мы обносили.

Участок 4. Для катамарана особой сложности не представляет. Одна из шивер (насколько можно понять по лоции, номер 3) оказалась для катамарана, тем не менее, весьма коварной - она, хоть и расположена на прямом участке реки, но из-за перепада высот не все можно увидеть с воды. А смотреть было на что - заканчивается она навалом струи на левый берег, рядом с которым стоит большой камень. Справа пройти, наверное, можно (хотя никто из каякеров этого тоже не смог сделать), но надо заранее туда оттягиваться, лавируя между камней (воды больше слева), а слева для нашего катамарана-4 габаритный <<почти непроход>>, и видно это становится тогда, когда идти направо уже поздно. В результате кусочек рамы отломался, но мы решили, что, раз отломался, значит, был лишний, и поехали дальше. Все остальное для катамарана было сравнительно просто. Катамаран шел без груза порог <<Змейка>>, так как он является заходным в Амбартагольские щеки.

Участок 5, <<Амбартагольские щеки>>, как написано во всех отчетах, несомненная <<пятерка>> для катамаранов. Этот участок довольно удобен для фото и видеосъемки, наверное, можно сделать довольно эффектный фильм (на любительском уровне, конечно. Это все же не прыжки с водопадов в Новой Зеландии). На его прохождение обычно уходит полдня, и, если вещи обнесены в предыдущий день (так обычно и делается), то после прохождения можно двигаться дальше.

Амбартагольские Щеки

При нас одна группа (как они представились, московская водная МКК) на двух катамаранах-4 и одной <<двушке>> щеки обносила. Большинство других групп, встреченных нами на реке, говорили, что щеки они шли с той или иной степенью полноты (то есть отдельные группы отдельные участки обносили). Описание щек имеется в лоции, так что здесь я его не привожу. Можно отметить, что нашему катамарану удавалось зачалиться после каждого серьезного слива, что давало им возможность просмотреть следующие несколько сот метров, а нам - перейти на следующую позицию для съемки и страховки.

И, наконец, участок 6 - для катамарана, в общем, довольно простой. Что особо приятно, даже в самом конце в реке сохраняется течение, достаточное для того, чтобы группа разнотипных судов не разрывалась. Точнее, катамаран стал несколько отставать на последних 40 километрах, но минимальные по времени (2-3 минуты) остановки каякеров позволяли катамарану ликвидировать намечающийся разрыв. Единственное место, которое было отмечено катамаранщиками - это препятствие 101 (см. фото <<Препятствие 101>>), прижим с камнем на левом повороте перед <<Чертиками>>. Для каяка это препятствие как раз очень простое, так как имеется пусть узкая, но гладкая струя по внутренней стороне поворота, а в центре стоит мощная косая бочка, куда катамаран и влетел со всего маху. Первые номера сказали, что даже в щеках их так не дергало.

Обносы

Как легко можно догадаться, поскольку обнос Верхнего каньона и щек практикуется многими группами (по крайней мере, обносят груз, если не сами суда), то там имеется удобная и хорошо идентифицируемая тропа обноса. Для Верхнего каньона тропа обноса начинается от устья п.п. Хара-Жалга, поднимается вверх по правому берегу Урика и вскоре выходит на хорошо заметную вездеходную дорогу, по которой идти - одно удовольствие. Примерно час надо идти по вездеходке, а потом, после довольно широкого (во всяком случае, идентифицируемого однозначно) ручья, от вездеходки отходит влево тропа, которая минут через 30 выходит на удобную для стоянки поляну на берегу Урика уже ниже каньона. То есть ориентировка очень простая и четкая, сбиться практически невозможно. Тропа обноса удобна для ходьбы, позволяет идти достаточно быстро. Если все организовано правильно, вполне реально за день пройти ее трижды, что дает возможность перенести груз за 2 ходки. Можно перенести и раму (может, даже и целиком, не развязывая), но наши катамаранщики предпочли сделать новую. При желании можно пройти вдоль каньона и полюбоваться водопадами и отвесными скальными стенами, это займет где-то полдня (в обе стороны) с учетом времени на фотосъемку и отдых. Мы за 2 часа сходили от места стоянки ниже каньона до препятствия <<Философский камень>> и назад, правда, вниз не спускались. Надо сказать, это действительно каньон, а не просто сужение долины. То есть он стоит того, чтобы потратить (или даже запланировать) время на его осмотр. Например, если идти Урик от Зун-Холбы (так раньше делали многие группы), то стоит просто пройти вверх несколько километров специально, чтобы посмотреть этот каньон. Особенно для тех, кто в Саянах первый раз. Обнос щек и того проще - тропа идет по левому берегу, хорошо заметна. Обнос каяков и рюкзаков с катамарана занял в сумме с обедом около 4 часов. Идти с рюкзаком от начала подъема до поляны ниже щек ровно час. Потом надо вернуться за каяком и проделать этот путь еще раз. Тропа хорошая, но местами подъем довольно крутой. Две ходки можно сделать за полдня, но идти щеки в тот же день, наверное, не следует, так как обнос требует сравнительно больших физических затрат.

Верхний Каньон Над пор.Философский Камень Ниже Верхнего Каньона Перед впадением Зун-Холбы

обнос "Дикого Урика"
А вот обнос <<Дикого Урика>> - это испытание для настоящих мужчин! Первые полтора-два километра после устья п.п. Хара-Нур мы шли в две ходки (сначала рюкзаки, потом каяки) по хорошей вездеходной дороге, идущей вдоль правого берега. Не очень понятно, почему ее нет дальше - возможно, правый берег становится слишком крутым, и дорога переходит на левый. Оставшиеся 8 километров до устья Хара-Жалги мы шли около 5 часов с рюкзаками, оставив каяки у конца дороги. Поначалу все же можно было идти по тропинкам неясного происхождения, петляющим по склону вверх-вниз. Примерно через 2 часа после того, как дорога оборвалась, склон стал совсем уже неходибельным - многочисленные осыпи, поваленные деревья, ревущий внизу Урик вкупе со становящимся все более крутым склоном заставили нас на следующий день отправиться на разведку в поисках более удобной дороги для обноса каяков. В результате мы нашли несколько вездеходок, но все они так или иначе пропадают на самом неприятном участке обноса. Видимо, вездеходчики не идиоты, чтобы ездить по таким крутякам...Решили просто идти по лесу, но не вдоль берега, а повыше, где склон более пологий и деревьев поменьше. Выйдя в 10 утра, отправились за каяками (примерно 8 км по прямой в одну сторону) и с двумя остановками (обед и чай) вернулись в лагерь часам к 7 вечера. Местами приходилось спускаться к воде, так как проводка оказывалась предпочтительнее обноса.

Надо отметить, что упомянутые выше дыры в каячной шкуре появились именно во время обноса, а не при прохождении...То есть, в данном случае верно высказывание: <<порог - пятерка, обнос - шестерка>>.

Даже не знаю, что можно порекомендовать в отношении этого обноса. Наверное, молиться всем богам о том, чтобы вода была высокой или хотя бы средней. Никакого удобного способа обносить <<Дикий Урик>> мы не изобрели, хотя потратили на эти 10 километров 3 дня и пробежались вдоль него не один раз.

Дневник

24.07.02 С 13 часов (по местному времени) до 19 - ожидание обещанной машины (координаты владельца - Михаил Исаев, Иркутская обл., г. Слюдянка, ул. Полевая 21, тел. 4-99 заказывать через рудоуправление; машины - ГАЗ 33-07, УАЗ под вопросом, что значит <<заказ через рудоуправление>>, мы так и не поняли). Далее 10 часов дороги. В районе пос. Монды дорога, ведущая вдоль Иркута, сильно разрушена паводком 2001 г. Идут работы по восстановлению, но все же качество дороги по сравнению с 2000г резко ухудшилось. Далее подъем на водораздел Оки и Урика, примерно 50 км. вдоль Оки и затем вдоль п.п. Оки реки Улзыты направо. Долтна Улзыты довольно широкая, на мосту имеется указатель с названием реки - проскочить трудно, даже если, как в нашем случае, водитель в этих краях первый раз и карта местности отсутствует. Подъем вдоль Улзыты поначалу крутой, затем выполаживается. Приходится переезжать вброд 2 ручья.

25.07 С некоторыми задержками добрались, наконец, до места сборки судов. Начав во второй половине дня, провозились весь вечер и начало следующего дня.

26.07 Вышли после обеда. Через несколько минут проплыли под мостом через Урик. Шли до 8 вечера. Встали вскоре после окончания участка, где Урик широко разливается, обнажая многочисленные камни и где течение почти отсутствует. Ходовое время - около 3 часов.

27.07 Дневка (день рождения Володи Романова). Радиальный выход к озеру Хара-Нур. Имеется много вездеходных дорог, тем не менее, часть пути проходит по мокрому болоту - сохранить обувь в сухом состоянии практически невозможно. Озеро очень красивое, в противоположном конце видны какие-то постройки.

28.07 Сплав до устья п.п. Хара-Нур. Шли довольно медленно (многочисленные проводки отнимают очень много времени, так как течение сильное, и, чтобы не оступиться, приходится идти очень осторожно и медленно. Также непросто бывает найти место для того, чтобы сесть обратно в каяк). Ходовое время - около 5 часов.

29.07 Каякеры - обнос (рюкзаки), катамаран - прохождение до п.п. Хара-Жалги. Ходовое время - очень долго...Встали на стоянку в 10 вечера, почти в темноте.

30.07 Поиск вездеходных дорог для обноса каяков.

31.07 Обнос каяков.

1.08 Обнос Верхнего каньона.

2.08 Постройка новой рамы для катамарана.

3.08 Сплав от конца верхнего каньона до порога <<Змейка>> (перед Амбартагольскими щеками). Ходовое время (если вычесть время, потраченное на обнос судов по лесу) - часа 4.

4.08 Обнос рюкзаков и каяков за Амбартагольские щеки.

5.08 До обеда - прохождение щек экипажем катамарана, после обеда - сплав до пр. 31. Ходовое время после прохождения щек - 2.5 часа.

6.08 Дневка, радиалка на соседную горку.

7.08 Сплав до пр. 72. Обед под водопадом. Ходовое время - 5 часов.

8.08 Сплав до устья п.п. Даялык. Шли только до обеда, ходовое время - 3 часа (полудневка). Уже после похода узнали, что можно было бы сходить вверх по Даялыку - там, в 3-4 км. от устья, имеется красивый водопад (правый приток Даялыка). Вообще, последние 15 км. перед устьем Даялык течет в скальном каньоне.

9.08 Сплав от устья Даялыка до порога <<Чертики>>. Полудневка на <<Чертиках>>. Чистое ходовое время - не более часа, но с фото и видеосъемкой получилось значительно дольше.

10.08 Сплав от <<Чертиков>> до пр. 117 (примерно час ходу).

11.08 Дневка.

12.08 Сплав от пр. 117 до пр. 155 (приблизительно 5 ходовых часов). Хотели встать раньше, но не так просто на этом участке найти хорошую стоянку. В режиме поиска стоянки мы шли не менее полутора часов. В результате встали далеко не на лучшем месте. Что самое обидное, когда 14-го августа мы вышли, примерно через 20 минут сплава характер берегов изменился в лучшую сторону, мы обнаружили много красивых мест для стоянки.

13.08 Дневка.

14.08 Сплав от пр. 155 до места разбора судов (в 20 минутах ниже впадения в Б. Белую), 6 ходовых часов. Через час после нашего появления на берегу подъехал бортовой грузовик и предложил свои услуги по перевозке нас до ст. Черемхово. Договорились на следующее утро. 15.08 В условленное время подъехал грузовик. Дорога хорошая, доехали за полтора часа. Из Черемхово в Иркутск ходят электрички, время в пути 3 часа.

Выводы и рекомендации

Все три каякера нашей группы фактически впервые столкнулись с препятствиями такого типа, какими изобилуют верховья Урика в низкую воду. Хотя у руководителя имеется богатый опыт байдарочного и каячного сплава, в основном он ходил по более мощным рекам с большим расходом (Катунь, Ципа, Белин и т.п.); два других каякера-участника тоже имеют опыт водных пятерок и четверок на каяках, но также по менее <<слаломным>> рекам, чем Урик в верховьях. Высказывались мысли, что это вообще <<не каячная река>>, и что сплав на каяках надо начинать от Зун-Холбы. На самом деле это зависит от уровня воды, который, конечно, предугадать невозможно. Поэтому идеальным вариантом для каякера на Урике, с нашей точки зрения, является сплав с верховьев (лучше на полиэтиленовом каяке) при наличии катамарана, который готов при необходимости полностью разгрузить каякера. Кроме того, в этом случае на прохождение верховьев нужно запланировать достаточно много времени - что-то, скорее всего, все равно придется обносить или проводить. Если идти только каячной группой, при низком уровне воды вещи можно просто обнести по берегу, и на прохождение участков 1 и 2 отвести достаточно много времени, может быть, дней 5 (тем более что после Амбартагольских щек река упрощается). Тогда и при низкой воде можно получить большое удовольствие от сплава.

Мы запланировали на этот маршрут 23 дня. С одной стороны, хорошо, что у нас был резерв на случай поломок, но, так как мы его практически не использовали по прямому назначению, следовало бы придумать какой-нибудь способ более рационального использования времени, чем сидение на берегу. То есть, если есть желание потратить на этот поход месячный отпуск, надо разработать варианты каких-то радиальных выходов, или подъема и сплава по притокам (Хончин и Даялык, например, но это только по высокой воде). А вообще-то, даже если начинать с верховьев, двух недель было бы вполне достаточно (если без приключений). То есть, от этого маршрута не стоит отказываться по причине короткого отпуска.

Заброска. Мы принципиально не хотели делать пересадку в Мондах, опасаясь столкновений с местными жителями. Однако, как выяснилось, подходящую машину для заброски в верховья легче найти именно в Мондах. По деньгам получается примерно одинаково - что ехать сразу из Слюдянки на одной машине до самого конца, что ехать до Монд и там пересаживаться на другую. До Монд доехать из Слюдянки просто, извозчики дежурят на станции.


Комментарии: Ваш комментарий:
2006-06-30 21:51:06 | ГОФЕР | E-Mail
ХОТИМ ПООБЩАТЬСЯ! НА ТЕМУ ЭКСТРИМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;