LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

отчет о лыжном спортивном путешествии шестой категории сложности, проведенном в районе Западной Тывы

Южно-Кузбасский клуб туристов

 

Отчет

О лыжном спортивном путешествии шестой категории сложности, проведенном в районе Западной Тывы

с 1 февраля по 6 марта 2002 года

По маршруту: г. Междуреченск – г. Абаза – пос. Шуй – горы Кызыл-Хая – г. Мунхулик (3577) – пер. Шестерых (3200) – р. Сайлыг-Хем – р. Шуй – г. Ак-Оюк (3613) – г. Ак-Джарк (3506) – г. Белтыр-Таг (3507) – пик Маяк (3388) – пер. Узун-Хем (3004) – г. Мунгун-Тайга (3970) – пос. Мугур-Аксы – г. Кызыл – г. Абакан – г. Междуреченск.

 

Маршрутная книжка: № 0-1-02

Руководитель группы: Козин Сергей Владимирович

Адрес: 652870, Кемеровская обл., г. Междуреченск, ул. Гули Королевой, дом 13, кв. 114, тел. 2-46-74

 

 

Южный Кузбасс, 2002

Часть 1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Паспорт маршрута.

Цель путешествия:

    • Повышение спортивного мастерства;
    • Разработка и реализация нового технически сложного маршрута;
    • Первопрохождение перевала и ледопадов, а также первопрохождение маршрутов при восхождении на вершины и траверсах хребтов;
    • Более полное и углубленное изучение района;
    • Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму;
    • Участие похода в чемпионатах Кузбасса, Сибири и России.

Нитка маршрута:

г. Междуреченск – г. Абаза – пос. Шуй – р. Барлык – р. Большой Ак-Хем – хр. Кызыл-Хая – г. (3194,5) 1А – траверс наклонного плато 1Б – радиальный выход гора Мунхулик (3577,4) 2А – перевал б/н (2600) 1А – р. Маганнаты – руч. Каньонный – прохождение ледопада 1Б – пер. Шестерых (3200) 2А – траверс хребта 1А – руч. Сайлыг-Хем – р. Шуй – устье р. Мугултур – радиальный выход г. Ак-Оюк (3613) 2А – р. Узун-Хем – пик Обзорный (3260,3) 2Б – пик Ак-Джарк (3506) 3А – траверс хребта через вершину Белтыр-Таг (3507) 2Б – пик Маяк (3388) 2Б-3А – перевал Узун-Хем (3004) 1А-1Б – р. Каргы – р. Мугур – гора Мунгун-Тайга (3970) 1Б-2А – р. Каргы – г. Ак-Баштыг (3253,8) 1А – пос. Мугур-Аксы – г. Кызыл – г. Абакан – г. Междуреченск.

Характеристика маршрута:

    • Район проведения Западная Тыва
    • Вид туризма лыжный
    • Категория сложности шестая
    • Состав группы шесть человек
    • Время проведения с 1.02.2002 по 6.03.2002 г
    • Продолжительность похода 34 дня

из них: подъезды и отъезды 6 дней

дневки 2 дня

ходовых дней 26 дней

    • Протяженность 315,5 км

1.3. Запланированный график движения (фактический)

(первый запасной вариант)

День пути

Дата

Участок дневного перехода

Расстояние, км

Способ передвижения

1-2

1-2.02.02

г. Междуреченск – г. Абаза

270

поезд

3

3.02.02

г. Абаза – пос. Шуй

350

авто

4

4.02.02

пос. Шуй – р. Барлык – устье р. Б.Ак-Хем

21

на лыжах

5

5.02.02

устье р. Б.Ак-Хем – хр. Кызыл-Хая

20

на лыжах

6

6.02.02

хр. Кызыл-Хая – рад. выход гора (3406,2) 1А

8

пешком

7

7.02.02

траверс предгорья Кызыл-Хая (1Б)

16

пешком

8

8.02.02

Плато гор Кызыл-Хая – г. Мунхулик (3577,4) 2А радиально

11

пешком

9

9.02.02

плато гор Кызыл-Хая – перевал б/н (2600) 1А – р. Маганнаты

10

на лыжах пешком

10

10.02.02

р. Маганнаты – левый приток б/н – пер. б/н (3200) – седло

10

на лыжах пешком

11

11.02.02

пер. б/н (3200) 1Б – руч. Сайлыг-Хем

15

на лыжах пешком

12

12.02.02

руч. Сайлыг-Хем – р. Шуй – устье р. Мугултур

25

на лыжах пешком

13

13.02.02

дневка

0

14-15

14-15. 02.02

устье р. Мугултур – г. Ак-Оюк (3613,5) 2А радиально

15

пешком

на лыжах

16

16.02.02

устье р. Мугултур – р. Шуй – р. Узун-Хем

12

пешком

на лыжах

17-18

17-18. 02.02

р. Узун-Хем – г. Ак-Джарк (3506) 2Б-3А – пер. Таня

14

пешком

19

19.02.02

пер. Таня – траверс горы Белтыр-Таг (3507) 2Б – р. Узун-Хем

10

пешком

20

20.02.02

р. Узун-Хем – г. Маяк (3388) 2Б-3А радиально

7

пешком

на лыжах

21

21.02.02

р. Узун-Хем – пер. Узун-Хем (3004) 1Б – р. Каргы

20

на лыжах

пешком

22

22.02.02

р. Каргы – р. Мугур – исток р. Мугур

15

на лыжах

пешком

23

23.02.02

исток р. Мугур (дневка)

0

24-25

24-25. 02.02

исток р. Мугур – г. Мунгун-Тайга (3970) 2А

26

пешком

на лыжах

26

26.02.02

исток р. Мугур – р. Каргы

16

на лыжах

27

27.02.02

р. Каргы – подножие г. Ак-Баштыг (3250) 1А

24

на лыжах

пешком

28

28.02.02

г. Ак-Баштыг (3250) 1А радиально

14

пешком

29

1.03.02

г. Ак-Баштыг – пос. Мугур-Аксы

8

на лыжах

30-31

2-3.03.02

пос. Мугур-Аксы – г. Кызыл – г. Абакан

950

авто

32

4.03.02

г. Абакан – г. Междуреченск

300

ж/д

Итого: активным способом передвижения – 317 км

Продолжительность похода – 32 дня

в полевых условиях – 25 день

из них: ходовых дней 23

дневки 2

 

 

Запланированный график движения (второй запасной вариант)

День пути

Дата

Участок дневного перехода

Расстояние, км

Способ передвижения

1

1.02.02

г. Междуреченск – г. Абаза

300

поезд

2

2.02.02

г. Абаза – пос. Шуй

350

авто

3

3.02.02

пос. Шуй – р. Барлык – устье р. М.Ак-Хем

18

на лыжах

4

4.02.02

устье р. М.Ак-Хем – исток р. М.Ак-Хем

17

на лыжах

5

5.02.02

исток р. М.Ак-Хем – рад. выход гора (3406,2) 1А

11

пешком

на лыжах

6

6.02.02

р. М.Ак-Хем – рад. выход г. Мунхулик (3577,4) 1Б – отм. 2435,4

20

пешком

на лыжах

7

7.02.02

отм. 2435,4 – р. Сайлыг-Хем – р. Шуй – р. Мугултур

32

на лыжах

8

8.02.02

устье р. Мугултур – рад. выход г. Ак-Оюк (3613,5) 2 А – р. Узун-Хем

22

пешком

на лыжах

9

9.02.02

р. Узун-Хем – рад. выход г. Белтыр-Таг (3507,8) – г. Ак-Джарк (3506,5) – траверс 2Б

18

пешком

на лыжах

10

10.02.02

р. Узун-Хем – рад. выход гора (3577,2) 2Б

5

пешком

11

11.02.02

р. Узун-Хем – пер. б/н (1Б-2А) – р. Оюк-Хем

18

пешком

на лыжах

12

12.02.02

р. Оюк-Хем – р. Каргы – верховья реки Мугур

18

на лыжах

13

13.02.02

верховья реки Мугур (дневка)

0

14-15

14-15.

02.02

рад. выход г. Мунгун-Тайга (3970,5) 2Б-3А

24

пешком

на лыжах

16

16.02.02

р. Мугур – р. Балыктыг – верховья р. Каргы

31

на лыжах

17

17.02.02

р. Каргы – рад. выход г. Кат-Тайга (3459) 1Б-2А

14

на лыжах

пешком

18

18.02.02

р. Каргы – оз. Джулу-Куль – р. Чулышман

31

на лыжах

пешком

19

19.02.02

р. Чулышман – рад. выход г. Муштук (3393,6) 1Б – р. Туту-Оюк

20

на лыжах

пешком

20

20.02.02

р. Туту-Оюк – пер. Арсенал 2А – Дикие озера

16

на лыжах

пешком

21-22

21-22.

02.02

Дикие озера – рад. выход г. Тошкалы-Хая (3507) 2Б-3А – р. Чоон-Хем

20

пешком

на лыжах

23

23.02.02

р. Чоон-Хем – рад. выход г. Пирамидная (3477) 2А-2Б

4

пешком

24

24.02.02

р. Чоон-Хем – р. Хемчик

33

на лыжах

25

25.02.02

р. Хемчик – р. Чиндонзин

25

на лыжах

26

26.02.02

р. Чиндонзин – рад. выход г. Менгулек (3488) 1А – р. Колташ-Су

26

пешком

на лыжах

27

27.02.02

р. Колташ-Су (дневка)

0

28

28.02.02

р. Колташ-Су – исток р. Колташ-Су – пер. б/н (3000) 2А-2Б – р. Хемчик

22

пешком

на лыжах

29

1.03.02

р. Хемчик – р. Шагпай – левый исток р. Шагпай

16

на лыжах

30

2.03.02

исток р. Шагпай – подъем на хребет и траверс до г. Круглая (3081) 2Б

12

пешком

31

3.03.02

г. Круглая – р. Улуг-Урук

24

пешком

на лыжах

32

4.03.02

р. Улуг-Урук – рад. выход г. Тонгуль (3228,2) 1А

23

пешком

на лыжах

33

5.03.02

р. Улуг-Урук – пос. Тели

24

на лыжах

34

6.03.02

пос. Тели – г. Абаза

350

авто

35

7.03.02

г. Абаза – г. Междуреченск

300

поезд

Итого: активным способом передвижения – 544 км

Продолжительность похода – 35 дней

в полевых условиях – 31 день

из них: ходовых дней 29

дневки 2

 

Запланированный график движения (основной вариант)

День пути

Дата

Участок дневного перехода

Расстояние, км

Способ передвижения

1

1.02.02

г. Междуреченск – г. Абаза

300

поезд

2

2.02.02

г. Абаза – пос. Шуй

350

авто

3

3.02.02

пос. Шуй – р. Барлык – устье р. М.Ак-Хем

18

на лыжах

4

4.02.02

устье р. М.Ак-Хем – исток р. М.Ак-Хем

17

на лыжах

5

5.02.02

исток р. М.Ак-Хем – рад. выход гора (3406,2) 1А

11

пешком

на лыжах

6

6.02.02

р. М.Ак-Хем – рад. выход г. Мунхулик (3577,4) 1Б – отм. 2435,4

20

пешком

на лыжах

7

7.02.02

отм. 2435,4 – р. Сайлыг-Хем – р. Шуй – р. Мугултур

32

на лыжах

8

8.02.02

устье р. Мугултур (дневка)

0

9

9.02.02

устье р. Мугултур – рад. выход г. Ак-Оюк (3613,5) 2 А

11

пешком

на лыжах

10

10.02.02

р. Узун-Хем – р. Шуй – р. Узун-Хем

11

на лыжах

11-12

11-12.

02.02

р. Узун-Хем – восхождение на г. Белтыр-Таг (3507) – траверс до г. Ак-Джарс (3506,5) – р. Узун-Хем

16

пешком

на лыжах

13

13.02.02

р. Узун-Хем – рад. выход гора (3577,2) 2А-2Б

12

пешком

14

14.02.02

р. Узун-Хем – пер. б/н (1Б-2А) – р. Каргы

18

пешком

на лыжах

15

15.02.02

р. Каргы – верховья реки Мугур

18

на лыжах

16-17

16-17.

02.02

верховья реки Мугур – рад. выход г. Мунгун-Тайга (3970,5) 2Б-3А

24

пешком

на лыжах

18

18.02.02

р. Мугур – р. Балыктыг – верховья р. Каргы

31

на лыжах

19

19.02.02

р. Каргы – рад. выход г. Кат-Тайга (3459) 1Б-2А

14

на лыжах

пешком

20

20.02.02

р. Каргы – оз. Джулу-Куль – р. Чулышман

31

на лыжах

пешком

21

21.02.02

р. Чулышман – верховья р. Туту-Оюк

24

на лыжах

22

22.02.02

р. Туту-Оюк – пер. Арсенал 2А – Дикие озера

8

пешком

23

23.02.02

Дикие озера – г. Тошкалы-Хая (3507) 2Б-3А

4

пешком

24

24.02.02

г. Тошкалы-Хая – дикие озера – р. Чоон-Хем

17

пешком

на лыжах

25

25.02.02

р. Чоон-Хем – р. Хемчик

30

на лыжах

26

26.02.02

р. Хемчик – р. Чиндонзин – р. Колташ-Су

26

на лыжах

27

27.02.02

р. Колташ-Су – рад. выход г. Менгулек (3488) 1А

13

пешком

на лыжах

28-29

28.02-1.03.02

р. Колташ-Су – пер. б/н (3000) 2А-2Б – р. Хемчик

22

на лыжах

пешком

30

2.03.02

р. Хемчик – верховья р. Хемчик

20

на лыжах

31

3.03.02

р. Хемчик – пер. б/н 1Б-2А – р. Козер

20

пешком

на лыжах

32

4.03.02

р. Козер – р. Козер

28

на лыжах

33

5.03.02

р. Козер (дневка)

0

34

6.03.02

р. Козер – р. Алаш – р. Кара-Сулук

18

на лыжах

35

7.03.02

р. Кара-Сулук – верховья р. Калколу-Оюк

10

на лыжах

36

8.03.02

р. Калколу-Оюк – рад. выход г. Острый Пик (2994) 2Б

4

пешком

37

9.03.02

р. Калколу-Оюк – р. Монагы – р. Колаш

22

на лыжах

38

10.03.02

р. Колаш – р. Н.Колаш

16

на лыжах

39-40

11-12.

03.02

рад. выход – траверс хребта Сальджур 2Б

9

пешком

41

13.03.02

р. Н.Колаш – р. Каратош

17

на лыжах

42

14.03.02

р. Каратош – руч. б/н – юго-восточный цирк горы Карагош

7

на лыжах

пешком

43

15.03.02

рад. выход г. Карагош (2931) 2Б

8

пешком

44

16.03.02

юго-восточный цирк горы Карагош – р. Берт-Кара-Суг – р. Каратош – р. Она

17

на лыжах

45

17.03.02

р. Она – руч. Сараткол – р. Стоктым – тур. база "Снежный Барс"

27

на лыжах

46-47

18-19.

03.02

тур. база "Снежный Барс" – г. Абаза – г. Междуреченск

Итого: активным способом передвижения – 651 км

Продолжительность похода – 47 дней

в полевых условиях – 43 день

из них: ходовых дней 41

дневки 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Аварийные выходы с маршрута

по нитке основного запланированного графика движения

  1. При восхождении на гору (3406,2) 1 А и г. Мунхулик (3577,4) 1 Б – выход в обратном направлении до пос. Шуй.
  2. При аварийной обстановке при восхождении на вершины: Ак-Оюк (3613,5) 2 А, Белтыр-Таг (3507,8), Ак-Джарг (3506,5), вершина (3577,2) – выход вниз по реке Шуй до пос. Шуй.

  1. При прохождении перевала в гидросеть реки Кары, при восхождении на г. Мугун-Тайга (3970,5), на г. Муштук (3393) и на г. Кат-Тайга (3459) – выход вниз по реке Каргы до пос. Мугур-Аксы.
  2. При восхождении на гору Тошкалы-Кая, при прохождении перевала Арсенал 2А, при восхождении на г. Пирамидная (3477), при восхождении на г. Менгулек 1 А, при прохождении перевала б/н р. Колташ-Су – р. Хемчик – выход вниз по р. Хемчик до пос. Байтал.
  3. При аварийной ситуации в гидросети реки Алаш – выход на реку Алаш и вниз по ней до пос. Кара-Холь.
  4. При аварийной ситуации в гидросети реки Каратош – выход вниз по рекам Каратош-Она и далее через перевал Стоктыш на турбазу "Снежный Барс". Здесь имеется радиостанция и работают инструктора.

Часть 2. Техническое прохождение маршрута

2.1. Технический график движения

День пути

Дата

Участок дневного перехода

Рас-ние, км

Способ передвижения

Техническое время движения

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

1-2

1-2.02.2002

г. Междуреченск – г. Абаза

270

поезд

7 ч

3

3.02.2002

г. Абаза – пос. Шуй

350

авто

6 ч

4

4.02.2002

пос. Шуй – р. Барлык

21

пешком

на лыжах

8 ч

наледи, прижимы

ясно

5

5.02.200

р. Барлык – р. Боль.Ак-Хем – хр. Кызыл-Хая

20

пешком

на лыжах

8 ч

подъем по курумнику и крутым травянистым склонам

ясно

6

6.02.2002

хр. Кызыл-Хая – г. (3194,5) 1А радиально

10

пешком

5 ч

подъем по курумнику и снежно-фирновым склонам

ясно

7

7.02.2002

траверс плато хр. Кызыл-Хая 1Б

15,5

пешком

9 ч

передвижение по крупноглыбному курумнику с потерей и набором высоты

ясно

8

8.02.2002

плато гор Кызыл-Хая – г. Мунхулик (3577,4) 2А радиально

11

пешком

8 ч

подъем по скальному ребру, скальный участок крутизной до 70о ~ 50 м перил, крутой подъем по курумам. Подъем по ледовой подушке, крутизна до 35о, навешано 100 м перил. Спуск с вершины через перевал 1Б по северному скально-снежному склону с навеской 150 м перил

переменно, западный ветер

9

9.02.2002

плато гор Кызыл-Хая – пер. (2600) 1А – р. Маганаты

9

пешком

на лыжах

8 ч

крутой, осыпной спуск с перевала (склоны до 45о)

пасмурно, ветер

10

10.02.2002

р. Маганаты – руч Каньонный – прохождение каньона 1Б

7

пешком

7 ч

прохождение каньона и ледопада (крутизна до 80о), перепад на ледопаде до 30 м

снег, ветер

11

11.02.2002

руч Каньонный – подъем на седло перевала Шестерых (3200) 2А

3

пешком

8 ч

крутые снежно-фирновые и осыпные склоны до 50о, навешано на подъем 200 м перил

ясно, ветер

12

12.02.2002

седло перевала Шестерых (3200) – траверс гребня 1 км 1А – спуск с гребня в истоки ручья Сайлыг-Хем

10

пешком

9 ч

траверс узкого гребня по крупноглыбному куруму и скальным выходам, крутой спуск по сыпухе

ясно

13

13.02.2002

руч. Сайлыг-Хем – р. Шуй – устье р. Мугултур

30

пешком

на лыжах

9 ч

наледи, завалы, несложные ледопады

ясно

14

14.02.2002

устье р. Мугултур - исток р. Мугултур

7

пешком

4 ч

подъем по крутому курумнику и наледям

ясно

15

15.02.2002

исток р. Мугултур – г. Ак-Оюк (3613,5) 2А – устье р. Мугултур

7

пешком

8 ч

подъем по скальному ребру в связках, навеска перил на скале – 50 м, при выходе на ледовый гребень – 50 м перил, крутизна до 50о. Траверс ледового гребня до вершины и обратно с попеременной страховкой – 400 м

ясно

16

16.02.2002

устье р. Мугултур – дневка

0

0 ч

ясно

17

17.02.2002

устье р. Мугултур – р. Шуй – р. Узун-Хем

10

пешком

на лыжах

4 ч

наледи, завалы

ясно

18

18.02.2002

р. Узун-Хем – пик Обзорный (3260,3) 2Б – юго-западное ребро

4

пешком

8 ч

восхождение по северо-западному скальному цирку, крутизна до 80о, навеска перил 250 м. На подходах к скалам работа в связках с попеременной и одновременной страховкой, крутизна фирновых склонов до 45о.

пасмурно, ветер

19

19.02.2002

юго-западное ребро – спуск – р. Узун-Хем – подъем по второму левому притоку Узун-Хема под вершину Ак-Джарк (ледник)

10

пешком

7 ч

спуск по скальному ребру пика Обзорный в связках, крутизна до 45о. Далее спуск к реке Узун-Хем по крутой сыпухе. Подъем к вершине Ак-Джарк через ледопад в устье ручья, протяженностью 400 м, в верхней части крутизна 20-30о, навеска 50 м перил

ясно

20

20.02.2002

подъем на пик Ак-Джарк (3506) 3А по северному ледовому склону – траверс хребта со спуском с вершины до перевала "Таня"

3

пешком

9 ч

навеска 600 м перил на Ак-Джарк по северному ледовому склону, крутизна до 70о. Траверс хребта до перевала Таня с навеской 100 м перил по наклонным скалам

ясно

21

21.02.2002

пер. Таня – траверс хребта через вершину Белтыр-Таг (3507) и далее спуск по восточному ребру горы 2Б – р. Узун-Хем – руч. б/н – подножие пика Маяк (3388,6)

13,5

пешком

9 ч

обход скальных жандармов, спуск с горы Белтыр-Таг по снежно-скальному гребню крутизной до 80о, навеска перил 200 м. В устье ручья б/н Ледопад 1А, навеска 100 м перил

пасмурно, временами снег

22

22.02.2002

восхождение на пик Маяк (3388,6) 2Б-3А по северному ледовому склону – спуск по правому языку ледника до р. Узун-Хем – подход под перевал Узун-Хем

10

пешком

10 ч

навеска перил на подъем по северному ледовому склону 400 м, крутизна до 65о. Спуск в связках с попеременной страховкой по правому языку ледника в соседний верхний приток Узун-Хема

ясно

23

23.02.2002

перевал Узун-Хем (3004,1) 1А-1Б – р. Узун-Хем – р. Каргы

12

пешком

на лыжах

6 ч

подъем на перевал по куруму и снежным склонам, крутизна до 30о. Крутой спуск с перевала по скалам до 50-60о, с навеской 50 м перил

ясно, ветер

24

24.02.2002

р. Каргы – дневка

0

0 ч

ясно

25

25.02.2002

р. Каргы – исток р. Мугур

16

на лыжах

6 ч

снежные склоны, наледи, тропление лыжни

ясно

26

26.02.2002

исток р. Мугур- г. Мунгун-Тайга (3970,5) 1Б-2А

15

пешком

9 ч

подъем по северо-западному скально-снежному ребру крутизной до 45о, выход на ледовую шапку с навеской 150 м перил, крутизна до 45о. Спуск с ледовой шапки в связках с попеременной страховкой.

пасмурно, временами снег, плохая видимость

27

27.02.2002

спуск по северо-восточному ребру горы Мунгун-Тайга – р. Мугур

18

пешком

6 ч

спуск по курумнику

переменно, временами снег

28

28.02.2002

р. Мугур – пер. Мугурский (2550) н/к – р. Каргы

11

на лыжах

5 ч

тропление лыжни

ясно

29

1.03.2002

р. Каргы – подножие горы Ак-Баштыг

22

на лыжах

7 ч

тропление лыжни, наледи

ясно

30

2.03.2002

гора Ак-Баштыг (3253,8) 1А – радиально

12,5

пешком

6 ч

подъем по курумнику и отдельным снежно-фирновым склонам

ясно

31

3.03.2002

подножие горы Ак-Баштыг – пос. Мугур-Аксы

8

пешком

на лыжах

4 ч

ясно

32-33

4-5.03.2002

пос. Мугур-Аксы – г. Кызыл – г. Абакан

950

авто

15 ч

перевалы

ясно

34

6.03.2002

г. Абакан – г. Междуреченск

300

ж/д

8 ч

Итого: активным способом передвижения – 315,5 км

Продолжительность похода – 34 дня

из них: подъезды и отъезды – 6 дней ходовых дней – 26 дней дневки – 2

2.2. Подъезды, отъезды с маршрута

Подъезды. Основной артерией заброски туристов до г. Абаза является железная дорога Новокузнецк – Абакан. Три раза в неделю ходит пассажирский поезд Новокузнецк – Абакан (вторник, четверг, суббота), при нем два прицепных вагона до города Абаза. Время отправления со станции Новокузнецк в 16.00 (время Московское). Расстояние до станции Абаза – 270 км. Время в пути 9 часов. Время прибытия на станцию Абаза 4.00 (время Московское).

Доехать до начальной точки маршрута, поселка Шуй, можно по шоссе Абаза – Ак-Довурак, наняв частный автотранспорт в городе Абаза (у вокзала водители предлагают свои услуги). Расстояние до пос. Шуй – 350 км, время в пути 5-7 часов. Мы доехали на двух Нивах за 6 часов, заплатив 3000 рублей. Рейсовый транспорт отсутствует.

Отъезды. Выезд с маршрута осуществляли с поселка Мугур-Аксы. Здесь на центральной площади, напротив конторы Администрации с семи утра подъезжают водители, направляющиеся в город Кызыл. Рейсовый транспорт отсутствует, но уехать можно без особых сложностей. Расстояние до города Кызыл – 500 км, из которых 200 км по грунтовой, относительно хорошей, дороге, далее - по асфальту. Время в пути 12-15 часов. Наша группа на таблетке УАЗ добралась за 13 часов с обедом. Стоимость проезда на 1 человека 250 рублей.

От автостанции города Кызыл ходят рейсовые автобусы до города Абакан. Последний отправляется в 23.00 (время местное). Мы доехали на частном микроавтобусе за 5 часов. Расстояние 460 км. Заплатили по 250 рублей с человека.

С города Абакан добирались двумя электричками, которые стыкуются в поселке Бискамжа. Время в пути 7,5 часов. В Междуреченск прибыли в 17.00 (время местное).

Далее до Новокузнецка можно уехать на электричке или на автобусе. Время в пути 1 час 40 минут

2.3. Техническое описание маршрута

 

4.02.2002 г. Активная часть маршрута начинается сразу за поселком Шуй в южной его оконечности. Здесь, вдоль реки Барлык (фото 1) множество наезженных лесных дорог. Движение пешком. Пройдя 6 км за два ходовых часа, пересекаем русло реки Шуй. На реке лед (мокрая наледь). Перед рекой небольшой поселок. Далее вверх по реке Барлык по лесной дороге с использованием волокуш. Весь сегодняшний путь до устья реки Большой Ак-Хем сложности не представляет. Расстояние 21 км было пройдено за 8 ходовых часов. В долине реки Барлык растут лиственница, ивняк и тополь. С дровами проблем нет.

5.02.2002 г. Продолжаем движение с небольшим набором высоты вверх по реке Большой Ак-Хем. С правой стороны ручья старая лесная дорога тянется на 5 км от устья до устья ручья Чинге-Кат. Снега становится больше, но идти логичнее пешком. От устья ручья Чинге-Кат движемся по руслу Ак-Хема, где, пройдя 3 км, уходим от Ак-Хема влево по ходу по левому притоку. Здесь уклон подъема увеличивается. Движемся по лиственничному лесу. Местность изрезана оврагами, снежный покров до 25 см, часты завалы. Пройдя 4 ходовых часа по данному участку с хорошим набором высоты в юго-западном направлении, выходим к верхней границе леса (фото 2-4). Далее выход на курумовое плато северных склонов гор Кызыл-Хая. Пройдя по плато около 1 часа, становимся на ночлег, ориентировочно на высоте 2400 м.

6.02.2002 г. Радиальный выход на вершину (3194,5) 1А – первопроход.

С места стоянки начинается пологий подъем по плато в южном направлении (фото 5-6) до второго озерка в истоках ручья б/н. Преодолев этот отрезок пути в 3 км за 1,5 часа, поворачиваем на запад и по восточному склону горы начинаем основной подъем (фото 7-8). На данном участке крутизна склона до 40о, крупные и средние курумовые осыпи, чередующиеся с отдельными фирновыми склонами. Прохождение расстояния от озера до верхней точки горы около 1,5 км занимает 2 часа ходового времени. На вершине тур отсутствует (фото 10). Фотографируемся и спускаемся вниз по северному склону горы. Спуск до базового лагеря занимает 1 час ходового времени. На все восхождение, которое являлось первичной акклиматизацией нашего маршрута, было затрачено 5 часов ходового времени.

7.02.2002 г. Траверс северного плато гор Кызыл-Хая 1Б – первопрохождение.

От места ночевки начинаем движение по плато в западном направлении (фото 11-12) по крупноглыбному куруму, переметенному снегом. Пройдя 4,5 км, спускаемся на 200 м в истоки реки Малый Ак-Хем по курумовой осыпи (фото 13). От озера в истоках реки М. Ак-Хем поднимаемся на плато в западном направлении по курумовым осыпям крутизной до 30о. Набор высоты около 250 метров. Далее движение по плато в юго-западном направлении вдоль хребта с потерей и набором высоты до 100 м. Характер передвижения сложный – часты участки крупноглыбного курумника, переметенные снегом, где часто проваливаешься в пустоты, да еще с тяжелым рюкзаком. Останавливаемся на ночлег, не доходя 1 км до отметки (2435,4) в истоках ручья б/н – правого притока реки Маганаты под горой Мунхулик. В этот день преодолели расстояние 15,5 км за 9 ходовых часов. На всем протяжении траверса и ночевок зона леса отсутствует.

8.02.2002 г. Радиальный выход г. Мунгулик (3577,4) 2А – первопрохождение маршрута.

Выход из лагеря по левой террасе ручья и подъем с набором высоты, минуя озеро, в западный цирк горы Мунхулик. Этот участок, протяженностью 3 км по снежным склонам и каменным моренам с набором высоты 300 метров, был преодолен за 1,5 ходовых часа. Далее подъем на основной хребет по северному скально-осыпному ребру протяженностью около 1 км (фото 16). На данном участке набор высоты – 500-600 метров. На первой нижней трети ребра подъем по курумнику крутизной до 40о. Далее обход скальных жандармов и прохождение скальной стенки крутизной до 70о с навеской 50 метров перил и использованием скальных крючьев (фото 17-20). Далее подъем в связках с попеременной страховкой с обходом скальных выходов и несложное лазание по наклонным участкам скал. Ребро пройдено за 2,5 часа ходового времени. Далее движемся по основному хребту с набором высоты до начала ледовой подушки. Участок технической сложности не представляет. Расстояние 1,5 км, но физически подъем по курумовым осыпям, переметенным снегом трудоемок. Набор высоты на данном участке 400 метров был нами преодолен за 1 ходовой час. Дальнейший выход на ледовую подушку с западной стороны вершины (фото 21-22) представляет собой определенную техническую сложность. Крутизна льда достигает до 35о, было навешано 100 метров перил. Затем подушка выполаживается и, пройдя в связках 200 метров, выход к туру на вершине. Сняли записку Междуреченской СЮТур за сентябрь 2001 года (фото 23-24). Спуск по основному хребту по линии подъема, где пройдя ниже ребра по хребту 300 метров, выходим на седловину перевала б/н (3100) 1Б. С седловины спуск по северному снежно-скальному кулуару, крутизной до 50о с навеской 150 метров перил. Дальнейший спуск по каменным моренам до озера и далее до базового лагеря сложности не представляет. Весь маршрут восхождения протяженностью 11 км был преодолен за 9 ходовых часов. Это восхождение еще сильнее укрепило акклиматизацию группы на маршруте и таким образом была завершена техническая разминка перед основными КП.

9.02.2002 г. Плато гор Кызыл-Хая – пер. б/н (2600) 1А – река Маганаты.

С утра погода пасмурная, ветер. От места стоянки движемся на запад, обходя вершину (3208,1). Далее спуск по травянистым склонам и отдельным снежникам в верховья ручья б/н – правого притока р. Маганаты (фото 25). В истоках данного ручья находится наш перевал. Трехкилометровый подъем вдоль ручья до перевала занимает 2 часа ходового времени. Участок технической сложности не представляет, но трудоемок. Записки в туре не оказалось (фото 26), оставляем свою и начинаем спуск в долину Маганаты, держась на устье ручья Каньонный. На участке спуска юго-западного склона перевала уклон до 45о. Осыпные и крутые травянистые склоны. Спуск очень тяжел физически. На ночевку встали у устья ручья Каньонный, где у реки можно найти сухих дров. За день пройденное расстояние – 9 км за 8 ходовых часов.

10.02.2002 г. Устье ручья Каньонный – исток ручья Каньонный. Прохождение ледопада 1Б – первопрохождение.

После ночевки на слиянии ручья Каньонный и реки Маганаты спускаемся в каньон по осыпному склону и начинаем движение вверх по руслу реки, покрытой льдом. Часты мокрые наледи. Общая протяженность каньона – 2,5 км. В 600 метрах от устья находится первый ледопад, состоящий из двух ступеней. Перепад высот – 5 м. Навеска 30 метров жестких перил, крутизна склона до 70о. Пройдя по каньону около 1 км, встречаем на пути второй ледопад, состоящий из двух ступеней (фото 27-28, 29-30, 31-32). Перепад нижней до 6 метров с крутизной до 85о, перепад верхней до 3 метров и крутизной до 60о. Здесь навеска 50 метров жестких перил с организацией верхней командной страховки. Подъем рюкзаков производим отдельно. Далее, пройдя еще 150 метров вверх по скальному коридору с высотой бортов до 20 метров, упираемся в третий ледопад, состоящий из одной ступени крутизной до 80о и перепадом в 15 метров (фото 33-34). Здесь также навешано 50 метров перил с организацией командной страховки. Далее, через 30 метров, каньон кончается, и долина ручья расширяется. Пообедав выше каньона, продолжаем подъем по ручью, преимущественно по льду русла, где, пройдя около 5 км, организуем ночлег выше устья второго левого притока. Пройденное расстояние за день – 7 км за 7 часов работы (фото 35-36).

11.02.2002 г. Подъем на седло перевала "Шестерых" (3200) 2А – первопрохождение.

Подход под перевальный северо-восточный склон по левому истоку ручья Каньонный. На участке протяженностью 2 км набор высоты в 500 метров по моренным валам и снежно-фирновым склонам. От места ночлега до перевального взлета на подходы затрачено 4 ходовых часа. Пообедав, начинаем подъем на перевал по северо-восточному склону (фото 37-38, 39-40, 41-42). Нижний участок в 400 метров представляет собой снежно-фирновый склон крутизной до 40о, и был преодолен нами за 1 час ходового времени с самостраховкой. Далее уклон увеличивается до 45о. На участке 350 метров сыпуха, переметенная снегом. Первые 250 метров преодолеваем с попеременной страховкой, далее путь преграждает скальная гряда, где навешиваем 100 метров жестких перил. Принципиально можно пройти, обойдя скалы справа, по крутому снежному склону, но есть опасность схода лавины на этом участке. Так что прохождение на любителя. Мы выбрали технически более сложный путь, но безопасный. Выше скалы уклон плавно выполаживается, но первые 100 метров необходимо навешать перила. Здесь твердый фирн и отдельные участки льда, крутизна 40о. Далее 100 метров некрутого подъема в связках и выход на перевальное седло. Седло шириной 20 метров. Здесь организуем ночлег (фото 43-44). Затрачено на подъем по северо-восточному склону перевала 4 ходовых часа.

12.02.2002 г. Седло перевала "Шестерых" (3200) – траверс гребня – 1 км 1А – первопрохождение – истоки ручья Сайлыг-Хем. Расстояние 10 км.

С утра строим тур (фото 45) и начинаем движение по гребню в юго-восточном направлении. Принципиально можно спускаться с перевального седла по юго-западному склону в истоки ручья Сайлыг-Хем. Прямой спуск представляет осыпной склон крутизной до 45о, который, учитывая вес наших рюкзаков, преодолевался бы с большими физическими затратами. Еще нужно учесть, что перепад высоты от седла до дна долины около 1 км, а в середине склона имеются выходы скал, где наверняка понадобится перильная страховка. Так что по вышеуказанным причинам мы отказались от прямого спуска с перевала по юго-западному склону. Траверс гребня в юго-восточном направлении (фото 47-48) со спуском до озера в истоках реки Сайлыг-Хем занял 5 часов ходового времени. Данный участок траверса особой технической сложности не представляет, но физически очень трудоемок. Спуск до озера по сыпухе крутизной до 45о. Далее, ниже озера, спуск по ручью Сайлыг-Хем совершался преимущественно по наледям (фото 49-50), где, пройдя 6 км, организуем ночлег.

13.02.2002 г. Руч. Сайлыг-Хем – р. Шуй – устье р. Мугултур (фото 51-52, 53-54, 55-56, 57-58). Расстояние – 30 км.

Участок пути технической сложности не представляет. Преимущественно движение по наледям русла рек Сайлыг-Хем – р.Шуй. На пути встречаются несложные ледопады и завалы, которые обходятся по берегу. Ходовое время – 9 часов.

14.02.2002 г. Устье р. Мугултур – исток р. Мугултур. Расстояние 7 км, за 4 ходовых часа.

От места ночлега в устье ручья Мугултур начинаем движение вверх вдоль ручья с правой по ходу стороны. Здесь имеется скотогонная тропа по левому склону. Первый полуторакилометровый участок с большим набором высоты и крутизной 20-30о преодолеваем за 1 час 30 минут ходового времени. Далее русло ручья Мугултур выполаживается. Движемся вверх по долине ручья по курумовым некрутым и травянистым склонам. В верхней части долины снега больше (фото 59-60), продвигаемся с троплением. Пройдя по долине 5,5 км за 2,5 часа, становимся на ночлег чуть выше нижнего озерца (фото 61-62).

15.02.2002 г. Исток реки Мугултур – г. Ак-Оюк (3613,5) 2А (маршрут первопрохождения) – устье р. Мугултур. Расстояние 7 км за 8 ходовых часов.

Маршрут восхождения начинается по юго-восточному ребру (фото 63-64) протяженностью около 1 км. На участке большой набор высоты. Первые 500 метров подъем с самостраховкой по курумнику крутизной до 30о. Далее участок 300 метров, где движемся в связках с одновременной и попеременной страховкой, с обходом отдельных скальных выходов. Крутизна склона на участке достигает до 45о. В верхней части ребра – прохождение скального пояса с навеской 50 метров перил. Крутизна до 60о. Далее ребро выполаживается, и последние 200 метров ребра до стыка с восточным отрогом технической сложности не представляют. По восточному отрогу движемся в северо-западном направлении с набором высоты по осыпным склонам, где, пройдя около 1 км, начинается выход на ледовый гребень основного хребта (фото 65). Выход на ледовый гребень крутизной до 50о с навеской 50 метров жестких перил. Далее движемся 400 метров по гребню с попеременной страховкой в южном направлении до тура на вершине (фото 66-68). На вершине триангуляционный пункт (фото 69-70), где была снята записка Междуреченского СЮТур от сентября 2001 года (руководитель Мустафа К.Ю). Спуск до восточного отрога по пути подъема, далее по восточному отрогу хребта с потерей высоты в юго-восточном направлении до базового лагеря. Демонтируем лагерь и спускаемся по своим следам до р. Шуй.

16.02.2002 г. Устье реки Мугултур – дневка.

17.02.2002 г. Устье реки Мугултур – р. Шуй – р. Узун-Хем. Расстояние 10 км за 4 ходовых часа.

От места ночлега идем вверх по реке Шуй, где, пройдя 2,5 км, совершаем плавный заход в долину реки Узун-Хем. Движемся по старой лесной дороге с чувствительным набором высоты. В 0,5 км выше устья на Узун-Хеме с левого берега тянется скальная стена. Дорога заходит в долину Узун-Хема вдоль правого берега (географически), где мы и поднимались. Пройдя от устья вдоль реки Узун-Хем около 3 км, долина расширилась, впереди открылась панорама на снежные пики (фото 73-74, 75-76). Особенно среди всей горной панорамы выделялся пик Маяк (3388). Пройдя по долине реки Узун-Хем 7 км, встаем на ночлег близ устья правого притока б/н реки Узун-Хем, где до конца дня проводим разведку предстоящего маршрута восхождения на пик Обзорный (3260,3) (фото 77-78).

18.02.2002 г. Река Узун-Хем – пик Обзорный (3260,3) 2Б (первопрохождение) – юго-западное ребро.

Первые два километра, пройденные по правому притоку Узун-Хема с набором высоты около 350 метров, сложности не несут. Далее подъем по северо-западному склону под скалы. Участок протяженностью около 500 метров, преодолеваем по крутому осыпному склону, последние 200 метров – по снегу. Крутизна склона до 45о. Прохождение в связках с одновременной страховкой. Далее следует третий – самый сложный участок восхождения по скалам северо-западной стены пика "Обзорный", где было навешано 300 метров перил. Этот сложный участок условно разбили на три этапа. Первый участок проходим по слабовыраженному скальному кулуару крутизной до 80о с навеской 100 метров перил (фото 81-82). Второй участок представляет собой траверс скального гребня с уходом в соседний правый кулуар и подъем по скально-снежному кулуару протяженностью 50 метров, где крутизна подъема достигает до 60о (фото 83-84). Третий участок, наиболее технически сложный, и следует сразу же за вторым, представляет собой скальную стену до 85о, где было навешано 100 метров перил (фото 85-86). Далее до вершины горы, где нами был сложен тур, участок протяженностью 100 метров несложен и проходится в связках (фото 87-88). От тура движемся с потерей высоты по юго-западному ребру, где, пройдя 0,5 км, организуем ночлег (фото 89-90). Участок спуска до ночлега не сложен.

19.02.2002 г. Юго-западное ребро пика "Обзорный" – река Узун-Хем – подъем по второму левому притоку Узун-Хема под вершину Ак-Джарк (ледник). Расстояние 10 км за 7 ходовых часов.

От места ночлега спуск по юго-западному ребру в связках с одновременной страховкой. Далее по сыпухе и крутым травянистым склонам уходим в долину реки Узун-Хем. Крутизна склонов при спуске до 40о. Ходовое время на спуске 3 часа. Спустившись в долину реки Узун-Хем, поднимаемся по ней 2 км и заходим во второй левый приток Узун-Хема, где в районе устья проходим несложный водопад – 400 метров в связках с попеременной страховкой (фото 95-96). Далее совершаем подъем вдоль ручья с набором высоты под висячий ледник северного склона горы Ак-Джарк. Поднявшись по ручью 5 км, под вершиной Ак-Джарк на морене организуем ночлег (фото 98). С вечера протропили 500 метров под начало технически сложного участка (фото 101-102).

20.02.2002 г. Подъем на пик Ак-Джарк (3506) 3А по северному ледовому склону (маршрут первопрохождения) – траверс хребта со спуском с вершины до перевала "Таня". Расстояние 3 км за 9 ходовых часов.

От места ночлега подход под техническую часть 500 метров по наклонному леднику крутизной до 30о. Условно подъем разбили на три участка. Первый - нижний представляет собой снежно-ледовый склон крутизной в нижней части до 45о, в верхней до 50о. На данном участке склона глубина снега доходит до 20 см, под ним лед. Здесь было навешано 200 метров жестких перил (фото 103-104). Далее начинается основной технически сложный участок протяженностью 300 метров (фото 105-106). Здесь крутизна склона достигает 70-75о. На склоне тонкий слой снега до 10 см, а местами голый лед. Навешано 300 метров перил. Последний участок – предвершинный, где уклон уменьшается до 45о и больше снега на склоне – до 25 см. На данном участке навешано 100 метров жестких перил. Дальнейший путь до тура, протяженностью 150 метров, проходим в связках с троплением по глубокому снегу. Уклон до 25о. На вершине тур, сложенный нашими земляками в прошлом году (фото 107-108). Сняли записку Междуреченской СЮТур от сентября 2001 года (руководитель Мустафа К.Ю). Они поднимались по южному склону 2А к.с. Немного перекурив, продолжаем движение от тура в северо-западном направлении по хребту к перевалу Таня (фото 109-110). На участке траверса сброс высоты 350 метров. Не доходя 300 метров до перевальной нижней точки хребта между вершинами Ак-Джарк и Белтыр-Таг, а точнее перевала Таня (3150) 1А, имеется технически сложный участок гребня, где по наклонным скалам навешано 100 метров перил на спуск. Остальной участок траверса технической сложности не имеет. Ночлег организовываем на перевальном седле перевала "Таня".

21.02.2002 г. Перевал "Таня" (3150) – траверс хребта через вершину Белтыр-Таг (3507) – спуск по восточному ребру горы 2Б – река Узун-Хем – ручей б/н – подножие пика "Маяк" (3388,6). Расстояние 13,5 км за 9 ходовых часов.

От места стоянки на перевале Таня продолжаем движение в северо-западном направлении с набором высоты к вершине Белтыр-Таг, где за 1,5 часа ходового времени выходим к туру на вершине Белтыр-Таг. Участок подъема протяженностью 1,5 км и набором высоты 450 метров технической сложности не представляет. На вершине (фото 115-116) находим в туре записку Красноярского политехнического института от 13 сентября 1982 года. Далее спуск с горы Белтыр-Таг по восточному гребню, где на спуске навешано 200 метров перил (фото 116-117). Дальнейшее прохождение восточного гребня в связках с одновременной и попеременной страховкой. На весь траверс через вершину Белтыр-Таг затрачено 5,5 часов ходового времени. Обедаем на реке Узун-Хем, после чего поднимаемся по Узун-Хему (фото 119-120, 121) 4 км, заходим в устье ручья б/н, вытекающего из цирка горы Маяк (3388,6). Здесь, в небольшом каньоне протяженностью 700 метров, путь преграждает ледопад (фото 122) с перепадом высот до 20 метров, который проходим за 1,5 часа ходового времени с навеской 100 метров перил (фото 123-124, 125-126). Ледопад оцениваем как 1А к.с. (первопрохождение). Дальнейший двухкилометровый подход под северный висячий ледник пика Маяк занимает 1,5 часа ходового времени. Здесь, в долине ручья, почтили память шестерым погибшим туристам (фото 128, 129-130). На морене под горой Маяк устроились на ночлег.

22.02.2002 г. Восхождение на пик Маяк (3388,6) 2Б-3А по северному ледовому склону (первопрохождение) – спуск по правому языку ледника до реки Узун-Хем – подход под перевал Узун-Хем. Расстояние 10 км за 10 ходовых часов.

Подход под начало технически сложного участка по моренным валам занял 1 час ходового времени (фото 133-134). Далее следует основной технический участок подъема по ледовому склону, местами, переметенному снегом. Здесь навеска 400 метров жестких перил по ледовому склону крутизной до 65о (фото 135-136, 137-138). Далее склон выполаживается и выходит на предвершинное плато. Данный участок протяженностью 200 метров был преодолен нами в связках с попеременной и одновременной страховкой. На предвершинном плато (фото 139-140) много снега. Подъем к туру на вершине проходим с троплением. Расстояние 200 метров. Тур находится на снежном холме предвершинного плато к северу от нашего маршрута. В туре (фото 141-142) записки не обнаружено, воткнуты остатки лавинных зонтов – это наверняка спасатели посещали данную вершину 22 года назад. Путь спуска с вершины совершаем с юго-восточной стороны в соседний верхний лог по правому языку ледника в связках с попеременной и одновременной страховкой, где, выйдя в долину Узун-Хема и поднявшись вверх по левому истоку 4 км, организуем ночлег под перевалом Узун-Хем.

23.02.2002 г. Перевал Узун-Хем (3004,1) 1А-1Б – р. Узун-Хем – р. Каргы. Расстояние 12 км за 6 ходовых часов.

Подъем на перевальную точку по моренным валам и снежно-фирновым склонам технической сложности не представляет и был преодолен нами за 1,5 часа ходового времени. Расстояние 2 км (фото 145-146). На перевале в двух турах, обнаруженных нами с обеих сторон седловины, записок не оказалось. Спуск с перевала по южному кулуару в скалах. Верхний участок - крутизной до 55о, прошли с навешиванием 50 метров перил. Далее следует спуск с самостраховкой по крутым, до 40о снежным склонам. Спустившись метров 500, организуем обед. Дальнейший спуск в долину реки Каргы преимущественно проходил на лыжах (фото 151-152). Выйдя к реке Каргы и немного зайдя в лог урочища Хольчунтуг-Хову в зоне леса, встаем на ночлег.

24.02.2002 г. Река Каргы – дневка.

25.02.2002 г. Река Каргы – исток р. Мугур. Расстояние 16 км за 6 ходовых часов.

От места ночевки движемся в южном направлении вверх по логу Хольчунтуг-Хову с троплением лыжни, где, пройдя с плавным набором высоты 12 км за 5 ходовых часов, выходим на перевальную седловину 2 км западней вершины Мугур (2599,5). Далее следует двухкилометровый спуск в истоки реки Мугур. Здесь пересекаем широкую долину Мугура, покрытую наледью и начинаем подъем к горе Мунгун-Тайга (фото 153-154) по северному некрутому склону. Пройдя от реки Мугур 1 км, организуем бивуак и до конца дня занимаемся разведкой маршрута восхождения на гору Мунгун-Тайга.

26.02.2002 г. Исток реки Мугур – гора Мунгун-Тайга (3970,5) 1Б-2А. Расстояние 15 км за 9 ходовых часов.

С утра погода неважная, но видимость есть. Принимаем решение идти на восхождение с полным набором бивуачного снаряжения. Подъем под северо-западное скально-снежное ребро занял 2 часа ходового времени, где нами было преодолено расстояние 3 км с набором высоты 500 метров. Участок технически несложен. Далее совершаем подъем по ребру крутизной 45о. На ребре имеются участки снега, где приходится подниматься с троплением с одновременной страховкой в связках (фото 155-156, 157-158). Погода во время восхождения переменная, сильный ветер. Поднявшись по ребру за 2 часа ходового времени под ледовую шапку горы, обедаем. Затем - подъем на ледовую шапку с навеской 150 метров перил по льду крутизной до 40о. Далее, с набором высоты по ледовому куполу, передвигаемся в связках с одновременной страховкой. На верхней части ледового купола нас накрывает густая облачность, видимость 150-200 метров. После часа безрезультатных поисков тура находим деревянный шест, вмороженный в лед. Фотографируемся (фото 159-160) и движемся траверсом по ледовому куполу в юго-восточном направлении, придерживаясь северо-восточного ледового склона. Проходим в этом направлении около 2,5 км и сбрасываем 100 метров высоты, видимость улучшается. Далее, от отметки (3803,1), поворачиваем на восток, где с одновременной и попеременной страховкой спускаемся по снежному склону с троплением и в районе отметки (3205,2) становимся на ночлег.

27.02.2002 г. Спуск по северо-восточному ребру горы Мунгун-Тайга – р. Мугур. Расстояние 18 км за 6 ходовых часов.

Спуск по северо-восточному ребру с самостраховкой через ледоруб технической сложности не представляет, и был преодолен группой за 3 часа ходового времени. Далее поднялись вверх по реке Мугур 8 км и под перевалом Мугурский встали на ночлег.

28.02.2002 г. Река Мугур – перевал Мугурский (2550) н/к – река Каргы. Расстояние 11 км за 5 ходовых часов.

Данный участок пути технической сложности не представляет и был пройден с троплением лыжни.

1.03.2002 г. Река Каргы – подножие горы Ак-Баштыг. Расстояние 22 км за 7 ходовых часов.

Участок технически не сложен (фото 161). Прошли с троплением лыжни.

2.03.2002 г. Восхождение на гору Ак-Баштыг (3253,8) 1А. Расстояние 12,5 км за 6 ходовых часов.

От границы леса подъем на южное ребро горы Ак-Баштыг по правому борту (осыпной склон до 40о). Подъем по южному ребру в северном направлении с набором высоты 1 км до вершины занял 3 часа ходового времени. Ребро снежно-осыпное, крутизна до 40о (фото 162, 163-164). На вершине горы тур из камней, записки нет. Спуск с горы по юго-восточному ребру, далее в верхнюю долину ручья Чинге-Даштыг-Хем с возвращением в базовый лагерь. Восхождение не несет особой технической сложности, но отнимает много физических сил, особенно в конце маршрута.

3.03.2002 г. Подножие горы Ак-Баштыг – поселок Мугур-Аксы. Расстояние 8 км за 4 ходовых часа.

От базового лагеря спуск к реке Каргы (фото 165-166), где по проселочной дороге через небольшой перевальчик выходим в поселок (фото 167-168). В поселке устраиваемся в сельсовете, приводим себя в порядок и на следующий день утром уезжаем в город Кызыл.

 

Маршрут закончен!

2.6. Определяющие препятствия маршрута

(по ходу пройденного маршрута)

Вид

преп-я

Категория трудности

Длина

преп-я

Характеристика препятствия

Путь прохождения

 

Гора

1А первопроход

10 км

Снежно-фирновые и осыпные склоны до 45о. Высота – 3194,5 м. Радиально.

Северо-восточный склон

 

Траверс

1Б первопроход

15,5 км

Наклонное плато. Северное предгорье гор Кызыл-Хая. Выше зоны леса. Высота 2400-2600 м. Крупноглыбный курумник.

Северный склон гор Кызыл-Хая. Направление:

Восток – Запад

 

Гора

2А маршрут первопроход

11 км

Скально-осыпное ребро, крутизна до 70о. Подъем на вершину по ледовой подушке, крутизна до 35о. Высота – 3577,4 м. Радиально. г. Мунхулик.

Северное ребро

 

Перевал

9 км

Крутые осыпные спуски на юго-западном склоне до 40о. Высота 2600 м.

Северо-восток – Юго-запад

 

Ледопад

1Б первопроход

200 м

В каньоне две ступени ледопада. Общий перепад 30 м. Крутизна до 80о.

Север – Юг

 

Перевал

2А первопроход

3 км

Снежно-фирновый-скально-осыпной. Восточный склон крутизной до 50 о. Перевал "Шестерых" (3200)

Восток – Запад

 

Траверс

1А первопроход

1 км

Траверс склона с потерей высоты в юго-восточном направлении. Крупноглыбный курум, обход скальных жандармов, узкий гребень.

Траверс: Север – Юго-восток.

Спуск в долину ручья на северо-запад

 

Гора

2А маршрут первопроход

5 км

г. Ак-Оюк (3613,5). Подъем по южному скальному ребру, крутизна до 45о. Выход на ледовый гребень по льду и скалам крутизной до 50о.

Восток – Запад

 

Пик

2Б первопроход

4 км

Восхождение по северо-западному цирку. Скалы крутизной до 80о. Пик "Обзорный" (3260,3)

Юго-запад – Северо-восток

 

Пик

3А маршрут первопроход

3 км

Пик Ак-Джарк (3506). Подъем по северному ледовому склону, крутизна до 70о. Навешано 600 м перил.

Север – Юг

 

Траверс

2Б маршрут первопроход

7 км

Траверс хребта через вершину Белтыр-Таг (3507). На участке траверса г. Ак-Джарк – пер. Таня – навеска 100 м перил по наклонным скалам. Спуск с вершины Белтыр-Таг по снежно-скальному гребню. Навеска перил на спуск – 200 м.

Траверс г. Ак-Джарк – г. Белтыр-Таг: Юг – Север.

Траверс г. Белтыр-Таг – р. Узун-Хем: Запад – Восток

 

Ледопад

1А первопроход

150 м

Находится в устье ручья левого притока р. Узун-Хем, берущего начало из северного цирка пика "Маяк" (3388,6)

Север – Юг

 

Пик

2Б-3А маршрут первопроход

3 км

Пик "Маяк" (3388,6). Подъем по северному ледовому склону с навеской перил – 400 м. Крутизна до 70о. Спуск в связках с попеременной страховкой по правому языку ледника, соседний верхний приток Узун-Хема.

Подъем: Юг – Север.

Спуск: Северо-восток

 

Перевал

1А-1Б

12 км

Перевал Узун-Хем (3004,1). Подъем на перевал по курумам и снежным склонам крутизной до 30о. Крутой спуск с перевала по склонам до 50-60о с навеской перил.

Север – Юг

 

Гора

1Б-2А

15 км

г. Мунгун-Тайга (3970,5). Подъем по северо-западному скально-снежному ребру крутизной до 45о. Выход на ледовую шапку с навеской 150 м перил, крутизна до 40о. Спуск с ледовой шапки в связках с попеременной страховкой.

Подъем: Север – Юг.

Траверс: Запад – Восток.

Спуск: Северо-восток

 

Гора

12,5 км

г. Ак-Баштыг (3253,8). Подъем по южному ребру крутизной до 40о. Курумник, снежно-фирновые участки. Спуск по ручью Чинге-Дыттыг-Хем.

Подъем: Юг – Север.

Спуск: Юго-восток.

Итого: 16 КП.

Протяженность активной части маршрута 315,5 км.

Ходовых дней 26 + 2 дневки

Перепад высот на активной части маршрута 30 км 800 м

Маршрут пройден в полной автономии

Часть 3. Итоги, выводы и рекомендации

по пройденному маршруту

Пройденное путешествие 6 к.с. (лыжное) в горах Западной Тывы – район Шапшальского хребта, явилось новым этапом в развитии спортивного туризма и более полного освоения района туристами Южно-Кузбасского клуба туристов. Основной целью похода являлось повышение спортивного мастерства в интересном и сложном районе, а также участие в Чемпионате России по спортивным походам.

Поход проходил полностью в автономном режиме. Выходной вес рюкзаков на старте превышал 55 кг. Это связано с безлесьем на маршруте, где было запланировано более 50 % холодных ночевок и взято 25 литров бензина. Также хороший довесок составляло специальное ледовое и скальное снаряжение и 200 метров веревки, которое позволяло безаварийно преодолевать КП 3А к.с.

С погодой нам, можно сказать, повезло на 95 %. В гидросети реки Шуй стояла почти все дни солнечная погода, что позволило совершить ряд интересных и сложных восхождений.

Особенно интересна для горовосходителей долина реки Узун-Хем. Здесь сосредоточено более десятка вершин со сложностью восхождения от 1А до 3А. Снега на этой стороне Шапшальского хребта очень мало, так что на лыжи вставали редко.

На маршруте встретили группу туристов лыжников из Барнаула. Пообщались у костра, встретили знакомых, таких как Юра Иванов и др.… Они держали путь с горы Мунгун-Тайга через перевал Узун-Хем, а мы как раз шли в ту сторону - воспользовались их лыжней. За перевалом Узун-Хем надели лыжи – снегу здесь покалено, так что начался лыжный поход.

Изначально группой было запланировано и представлено в Зон. МКК г. Новосибирска три графика движения. Основной из них, самый протяженный и продолжительный с выходом в Зап. Саян на турбазу "Снежный Барс", второй - поменьше с выходом в пос. Телли, и, наконец, третий был запланирован по минимуму с выходом в пос. Мугур-Аксы. При выпуске группы на маршрут, нам посоветовали пройти более коротким и динамичным маршрутом. Так что группа еще перед стартом решила взять за основу первый запасной график с выходом в пос. Мугур-Аксы и не ошиблась в своем выборе.

Как уже говорилось, в долине реки Каргы много снега, особенно ближе к горам. При восхождении на Мунгун-Тайгу нам с погодой не повезло. С утра дул ветер, пасмурная погода, но видимость была нормальная. Выйдя на ледяную шапку горы, которая в диаметре около 3 км, нас накрыли облака, и видимость пропала вообще. После долгих поисков тура на ровном ледяном поле, нашли деревянный шест, одиноко стоявший вбитый в лед, решили, траверсируя ледовую шапку, спускаться с горы в восточном направлении, держась северного склона. Когда спустились с горы, погода наладилась, появилась видимость. Поневоле начинаешь верить в своенравность культовой горы. Выйдя в поселок Мугур-Аксы, узнали, что жители не удивились нашему появлению, так как говорят, что уже поняли по испорченной погоде, что на гору лезут туристы и ей не нравится появление чужаков.

В поселке Мугур-Аксы население 4000 человек, есть сеть магазинов, столовая, гостиница, почта и телеграф. В г. Кызыл можно выехать без проблем на попутных авто. Расстояние до г. Кызыла по новой дороге, которую открыли 4 года назад 500 км. Из них 200 по грунтовке, а далее по асфальту. Цены на продукты в поселке дорогие из-за отдаленности, зато мясо в этом краю чабанов стоит 30 руб. за килограмм.

В заключении можно сказать, что район очень интересен в техническом плане. Особенно можно выделить г. Мунгун-Тайга (3970,5), где висячие ледники ее северных склонов ждут своих первопроходцев маршрутов 3А-3Б к.с. На наш взгляд, в районе можно крутить интересные и сложные маршруты до шестой категории сложности в пешеходном, лыжном и горном туризме.

4.3. Смета расходов

Смета расходов

на 1 человека

на 6 человек

1

Поезд г. Междуреченск – г. Абаза

160 руб.

960 руб.

2

Авто г. Абаза – пос. Шуй

500 руб.

3000 руб.

3

Продукты питания на маршруте из расчета 100 руб. в день на человека на 30 дней

3000 руб.

18000 руб.

4

Авто пос. Мугур-Аксы – г. Абакан

500 руб.

3000 руб.

5

Поезд г. Абакан – г. Междуреченск

150 руб.

900 руб.

6

Расходы на мед. аптеку, рем. набор, фото-видео принадлежности и др.

600 руб.

3600 руб.

Итого:

4910 руб.

29 460 руб.

Паспорт перевала "Шестерых" (первопрохождение)

Район

Хребет, массив, река

Название

Высота, м

Категория трудности

лето

зима

межсезонье

Западная Тува

Отрог хребта Сайлыг-Хем-Тайгазы

Шестерых

3200

-

-

 

1. Находится в северном отроге хребта Сайлыг-Хем-Тайгазы

2. Связывает левый исток ручья Каньонный и исток реки Сайлыг-Хем

3. Назван нашей группой в честь первопрохождения.

4. Количественные характеристики:

Общее время прохождения (час)

Время подъема (час)

Время спуска

Время движения со страховкой

Кол-во пунктов страховки

Преимущес-твенные направления прохожде-ния

поперемен-

ной

(час)

одновремен-

ной

(час)

15

8

7

3

1

Станции – 4 шт,

ПС – 20 шт

Подъем: восток – запад.

Спуск: север – юг

5. Категория сложности может измениться в летнее время при отсутствии снега.

6. Описание прохождения:

Подход под северо-восточный перевальный склон, по левому истоку ручья Каньонный. На участке протяженностью 2 км набор высоты около 500 метров по моренным валам и снежно-фирновым склонам. от места ночлега до перевального взлета на подходы затрачено 4 часа ходового времени. Участок технически не сложен, но физически трудоемок.

Пройдя данный участок, начинаем основной подъем на перевал по северо-восточному склону. Общая протяженность склона 850-900 метров, где его условно разбили на три этапа:

1 этап – нижний протяженностью 400 метров – представляет собой снежно-фирновый склон крутизной до 40о, и был преодолен нами за 1 час ходового времени с самостраховкой. (На участке тяжелое тропление)

2 этап – это 350 метровый участок склона, где крутизна склона увеличивается до 45о. первые 250 метров участка проходим с попеременной страховкой, далее на пути наклонные скальные выходы крутизной до 60о. навеска перил 100 метров.

3 этап – участок выше скальных выходов и до седловины перевала протяженностью 200 метров. выше скалы уклон плавно выполаживается, но первые 100 метров подъема необходимо преодолеть с навеской перил, здесь твердый зафирнованный снег и местами участок голого льда. Крутизна до 40о.

Последние 100 метров подъема в связке с одновременной страховкой и выход на перевальное седло. Седло шириной до 20-30 метров, где организуем ночлег.

На основной подъем по северо-восточному склону затрачено 4 часа ходового времени. С утра, сделав разведку юго-западного склона перевала, где спуск по осыпным и снежным склонам достигает уклона 45-50о с большим перепадом высот, принимаем решение траверсировать хребет в юго-восточном направлении с плавным сбросом высоты и дальнейшим спуском в истоки реки Сайлыг-Хем по западному склону хребта.

Участок траверса и спуска до озера в истоках Сайлыг-Хема особой технической сложности не несет, и был пройден нашей группой с самостраховкой за 7 ходовых часов. Это на наш взгляд более простой и безопасный вариант спуска с перевала "шестерых", особенно с нашим весом рюкзаков. Общая протяженность траверса и спуска до озера – 4 км.

 

7. Требование к организации движения и страховке.

Весь участок подъема – 850 м необходимо проходить в кошках и иметь комплект личного специального снаряжения и лавинных шнуров, так как северо-восточный склон перевала – потенциально лавиноопасен. Лучший и безопасный вариант прохождения под скальной грядой, а не по основному снежному языку.

8. Специальное снаряжение:

Для прохождения перевала необходимо 100 метров основной веревки, 2-3 ледоруба, комплект скальных крючьев.

9. Разное:

Ночевка возможна на седле перевала, где можно установить несколько палаток; в начале, перед основным подъемом на моренах и после спуска в долину р. Сайлыг-Хем. На участке траверса найти место под установку палатки проблематично.

 

Северо-восточный склон перевала "Шестерых"

 

 

Паспорт вершины "Обзорная" (3260,3) 2Б (первопрохождение)

Район

Хребет, массив, река

Название

Высота, м

Категория трудности

лето

зима

межсезонье

Западная Тува

Сайлыг-Хем-Тайгазы

Обзорная

3260,3

-

-

 

1. Находится в средней части хребта Сайлыг-Хем-Тайгазы.

2. Назван нашей группой – 02.2002 г.

3. Сведения о прохождении данного КП не найдены.

4. Количественные характеристики:

Общее время прохождения (час)

Время подъема (час)

Время спуска

Время движения со страховкой

Кол-во пунктов страховки

Преимущес-твенные направления прохожде-ния

поперемен-

ной

(час)

одновремен-

ной

(час)

11

8

3

4,5

1

Станции – 6 шт,

ПС – 41 шт

Подъем: северо-восток.

Спуск: юго-запад

 

5. Категория сложности может измениться в слабую сторону в летнее время.

6. Описание маршрута.

Из долины реки Узун-Хем подходы под техническую часть маршрута по правому притоку б/н в Западный цирк пика Обзорный. Участок подхода протяженностью 2 км и набором высоты 350 метров технической сложности не представляет и был преодолен за 1,5 час ходового времени.

Далее подъем по северо-западному склону под скалы. Данный участок протяженностью около 500 м, где первые 300 метров подъема по крутому осыпному склону, далее 200 метров по снежно-фирновому склону. Крутизна до 45о. Преодолевали в связках с одновременной страховкой.

Третий, самый технически сложный участок восхождения по скалам северо-западной стены пика "Обзорный", где было навешано 300 метров перил. Это сложный участок условно разбили на три этапа, первый из которых проходит по слабовыраженному скальному кулуару крутизной до 80о с навеской 100 метров перил.

Далее второй участок представляющий собой траверс скального гребня с уходом в соседний правый кулуар и подъем по скально-снежному кулуару – 50 метров, где крутизна до 60о.

Третий, верхний участок, наиболее технически сложный и следует сразу же за вторым. Представляет собой скальную стену до 85о, где было навешано 100 м перил. Затем до вершины участок 100 м несложен и пройден в связках с одновременной страховкой.

На вершине сложили тур и оставили записку. От тура движение с потерей высоты по юго-западному ребру, где, пройдя 0,5 км, организуем ночлег на ребре. Участок спуска от вершины до ночлега технически не сложен, но самостраховка через ледоруб и кошки необходима.

От места ночевки спуск по гребню юго-западного ребра в связках с одновременной и попеременной страховкой. Далее спуск с ребра по западному склону, где сыпуха и крутые травянистые склоны до 40о в долину р. Узун-Хем. Ходовое время от ночевки до Узун_Хема – 3 часа.

7. Требования к организации движения и страховки.

Весь участок движения на подходах под скалы и прохождение скального участка восхождения необходимо проходить в кошках, в альпинистской обвязке, иметь жумар, страховочные усы 2 шт., обязательно каску, так как скала старая и хрупкая. Необходимо 3 веревки основных по 40 – 50 метров, полный набор скального снаряжения (крючья, френды, петли расходные).

8. Автор описания: Козин С.В.

Пик Обзорный

Схема маршрута восхождения. Тактический крок.

Паспорт вершины "Ак-Джарк (3506,5) 3А – маршрут первопрохождения

Район

Хребет, массив, река

Название

Высота, м

Категория трудности

лето

зима

межсезонье

Западная Тува

Северо-восточный отрог Шапшала

Ак-Джарк

3506,5

- ?

- ?

 

1. Находится в центральной части северо-восточного отрога Шапшальского хребта.

2. Назван тувинцами. В переводе на русский – "Белый клык".

3. Вершина редко посещаемая, последнее восхождение совершено 09.2001г. междуреченскими туристами по юго-западному склону (2А к.с.).

4. Количественные характеристики:

Общее время прохождения (час)

Время подъема (час)

Время спуска

Время движения со страховкой

Кол-во пунктов страховки

Преимущественные направления прохождения

поперемен-

ной

(час)

одновремен-

ной

(час)

9

7

2

7

2

станций- 13 шт.

ПС – 109 шт.

Подъем: север – юг.

Спуск: юг – северо-запад.

5. Условия, при которых изменяется категории трудности.

На наш взгляд маршрут может усложниться в летнее время, когда склон более очистится от снега и останется чистый лед.

6. Описание прохождения:

Подходы из долины Узун-хема к основной части восхождения по второму левому притоку Узун-Хема. В устье притока несложный 400 метровый ледопад, который был преодолен в связках с попеременной и одновременной страховкой за 0,5 часа.

Далее подъем по долине ручья с набором высоты под висячий ледник северного склона горы Ак-Джарк. Расстояние 4 км за 2,5 ходовых часа. На морене под вершиной организуем ночлег.

От места ночлега подходы под основную техническую часть – 500 метров по наклонному леднику крутизной 30-40о.

Далее начинается основной подъем, который условно разбили на три части. Первая из которых – нижняя, представляющая собой снежно ледовый склон крутизной в нижней части до 45о, в верхней – до 50о. На данном участке снег до 20 см, под ним лед. Здесь было навешано 200 метров перил.

Далее начинается основной технически-сложный участок, протяженностью 300 м. Здесь крутизна склона достигает 70-75о. Снега на склоне от 5 до 10 см, местами голый лед. Навешано 300 метров перил. В средней части участка ледовая ступень – полка шириной до 15 метров, где при необходимости можно установить палатку. Время прохождения участка 3 часа.

Последний участок – предвершинный, где уклон уменьшается до 45о и больше снега на склоне. На данном участке навешано 100 метров перил, где дальнейший путь протяженностью 150 метров, проходим в связках с троплением по глубокому снегу. Уклон до 25о. Время прохождения 1,5 часа.

На вершине тур сложенный нашими земляками в сентябре прошлого года.

От тура на вершине движение в северо-западном направлении по хребту, со сбросом высоты к перевалу "Таня" 1Б (3150 м). На участке траверса сброс высоты 350 м, расстояние 1,2 км. Не доходя 300 метров до перевальной точки, имеется технически сложный участок гребня, где по наклонным скалам крутизной до 40о было навешано 100 метров перил.

Остальной участок траверса г. Ак-Джарк – пер. Таня технически не сложен. Время прохождения 3 часа. Ночевка на седле перевала "Таня" – удобное место для палатки. В случае непогоды с перевала "Таня" можно спуститься на ледник г. Ак-Джарк по снежно-осыпному склону крутизной до 45о.

 

7. На участке восхождения и траверса постоянное движение в кошках, самостраховка ледорубом, наличие касок и всего арсенала личного снаряжения.

8. На данное восхождение необходимо следующее спец. снаряжение:

Веревка основная – 150 метров;

Веревка вспомогательная Ж 8 мм – 50 метров;

Набор ледовых крючьев (ледобуров) – 20 шт.;

Карабины общественные – 20 шт.;

Ледовые молотки – 2 шт.;

5 – 6 скальных крючьев;

А так же полный набор бивуачного снаряжения, включая примуса и бензин.

9. Автор описания: Козин С.

Гора Ак-Джарк

Тактическая схема маршрута

Паспорт вершины "Маяк" (3388,6) 2Б – 3А (маршрут первопрохождения)

Район

Хребет, массив, река

Название

Высота, м

Категория трудности

лето

зима

межсезонье

Западная Тува

Шапшальский

Маяк

33388,3

- ?

2Б-3А

- ?

 

1. Находится в основном хребте "Шапшальский".

2. Назван нашей группой – 02.2002 г.

3. Сведения о прохождении горы не найдены, но гора посещалась.

На вершине сложен тур из камней и в нем воткнуты отдельные звенья лавинных зондов, что свидетельствует о посещении вершины спасателями в 1980 году. В год гибели 6 туристов, попавших в лавину, где именно нам неизвестно. В туре на вершине записки не обнаружено.

4. Количественные характеристики:

Общее время прохождения (час)

Время подъема (час)

Время спуска

Время движения со страховкой

Кол-во пунктов страховки

Преимущес-твенные направления прохожде-ния

поперемен-

ной

(час)

одновремен-

ной

(час)

10

7

3

6

4

Станции – 8 шт.

ПС – 54 шт.

Подъем: на юго-запад.

Спуск: на северо-восток

 

5. Категория сложности может измениться в летнее время, когда северный склон полностью освободится от снега. На наш взгляд восхождение по полностью ледовому склону усложнит маршрут.

6. Описание маршрута:

От места ночлега на подходы под начало технической части ушел 1 час ходового времени. Далее следует подъем по северному снежно-ледовому склону пика "Маяк". Здесь навеска 400 метров жестких перил, крутизна до 65о. Участок был пройден за 5 часов.

Затем склон выполаживается и выводит на предвершинное плато. Данный участок, протяженностью 200 метров, был пройден нами в связках с одновременной и попеременной страховкой за 0,5 часа.

На предвершинном плато много снега. Тур находится на снежном холме предвершинного плато к северу от нашего маршрут. Подъем до тура с троплением занял 0,5 часа ходового времени.

Путь спуска с горы по юго-восточному склону в соседний верхний лог по правому языку ледника. Передвижение в связках с попеременной и одновременной страховкой. Расстояние до выхода в долину Узун-Хема – 4 км за 3 часа ходового времени. На участке спуска снежные склоны до 30о.

7. Маршрут восхождения пройден в кошках, перила крепились с помощью ледобуров. При движении в связках самостраховка ледорубом.

 

8. Специальное снаряжение:

На спуске с вершины (в верхней части) по юго-восточному склону необходимо иметь лавинные шнуры и комплект лавинного снаряжения, так как склон потенциально лавиноопасен.

Для прохождения данного маршрута необходимо иметь 3 основные веревки 120-150 метров, комплект ледовых крючьев, 2 ледовых молотка и полный комплект личного специального снаряжения.

9. Автор описания: Козин С.В.

 

Пик Маяк (3388,6) 2Б-3А

Техническая схема маршрута восхождения


Комментарии: Ваш комментарий:
2007-08-08 00:14:19 | Ваше имя | E-Mail
Светлана Козина! отзовись! Галина Чирцова (бассейн г. Березовский)
8 9609295410
дом. 8-384 2- 35-67-70



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;