Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
[Примечание.
Здесь и далее значком
[]
обозначены координаты места, о котором идёт речь,
в системе координат «Pulkovo 1942 (2)».
Поднесите мышку к значку, и в качестве alt-текста подсветятся координаты места.
Не факт, правда, что это кому-нибудь пригодится, но тем не менее...
Точки были выковыряны из трека, любезно предоставленного
Андреем Исаченко,
и дополнительно уточнены с помощью цифровых фотографий.
И всё же полностью исключать ошибки не стоит.
Вот непосредственно в самом треке похода, ссылка на который есть в конце этой странички,
ошибок точно нет.]
Выдвинулись примерно в 13 часов.
Некоторые слегка легкомысленно отнеслись к кое-каким ключевым пунктам предложенной мною раскладки,
и посему им было настоятельно рекомендовано посетить магазин.
Посетили
[],
и поехали на запад в сторону Юстозера.
Пересекли Мурманскую трассу
[],
и через 15 км от Медвежьегорска остановились у водопада Падун
[],
справа по ходу, метрах в пятистах от шоссе.
Сначала решили только слегка окунуться, но вода в водопаде оказалась очень тёплой,
и купание переросло сначала в долгое и массовое «джакузирование» в водопаде,
а потом и в обед.
После обеда снова полезли в водопад. С трудом вылезли и поехали. На шоссе нас застал сильный,
но непродолжительный дождик, после которого снова стало солнечно и радужно.
Перед Юстозеро свернули направо к деревне
[],
и асфальт закончился. По совету местных жителей обогнули озеро с юга по песчаной дороге,
через два километра
[],
свернули направо по лесной,
и встали на ночёвку на другой стороне озера на мысу
[].
Очень много комаров и мошки.
Причём мелкая мошка (т.н. мокрец) легко пролезает как через продаваемый в электричках накомарник,
так и через москитные сетки некоторых (не будем тут уточнять каких именно) палаток.
Но тем не менее, многие ощущали комфорт от накомарника
(ощущали именно комфорт, а не отсутствие гнуса).
Сквозь сетку накомарника можно, например, курить
(правда, сигареты автоматом становятся «лёгкие» :-) ),
а также пить разные напитки.
За день проехали 77 км, 95% асфальт.
[06.07.2003]
Выехали около 11-ти. Дорога от Юстозера в сторону Поросозера песочек,
временами довольно пересечённая. Большинство мостов сделано из отслуживших своё
железнодорожных платформ-контейеровозов.
В Поросозере посетили магазин
[]
(работает с 9 до 21 каждый день, также в посёлке есть своя хлебопекарня)
и на развилке
[]
поехали на север в сторону Гимол.
В каком-то болотце
[] с озерцом неподалёку
переждали очередной дождик, заодно и пообедали.
Надо отметить, что в среднем мы выдвигались с утра около 13-ти, обедали около 17-ти
(часика на два-три, с супом, чаем и пр.), а на ночь вставали около 23-х.
Очень, я вам скажу, удачный режимчик дня, особенно в период белых ночей.
Около 23 часов свернули с дороги
[]
и заночевали на Юдозере, на рыбацкой стоянке
[]
(от дороги уверенная грунтовка налево по ходу, метров 500).
Много отличных мест для стоянки, красивый закат и атомное количество летающих насекомых.
Правильно, очень правильно писал на форуме
«ВелоПитер»Дядя Фёдор:
«После 150 грамм исчезают комары, а после 300 прекращается дождь.»
:-)
За день проехали 85 км. Безасфальтно.
[07.07.2003]
С утра пасмурно, временами дождик.
Две подряд проколотые камеры (не вынутая сразу из покрышки проволока) + дождик + комары =
день начался не очень...
Но все бодры и веселы, и задорно исполняют подтанцовку с антикомариными ветками.
Доехали до Гимол
[],
и поехали на северо-восток по лесовозной дороге (положенной поверх старой узкоколейки)
в сторону горы Воттоваара. На Y-образной развилке
[]
поехали направо, объезжая гору против хода солнца.
Потом свернули с неё налево через ручей
[].
На северной оконечности озерка
[]
пообедали (туда ведёт не очень внятная дорожка).
Тёмыч поймал первую рыбу (я бы сказал первых рыбок),
запекли её в фольге, а ещё сварили дополнительное блюдо из грибов.
Потом вернулись немного назад
[],
и поехали в сторону горы по довольно уверенной (поначалу) лесовозной дороге.
В стороне от неё посетили довольно значительную каменную осыпь
[],
вероятно последствие землетрясения 9000-летней давности.
Довольно быстро дорожка сошла на нет, упершись в вырубку на высоком обрыве озерка.
Высланные дозорные полезли по травянистому подъёмчику
[],
и вскоре вернулись с инфой что наверху много лесовозных дорожек.
И мы с барахлом полезли наверх, набор примерно 60 метров.
Многие дорожки заканчиваются на вырубках, подходы к нескольким имеющимся озерцам невнятны,
поэтому заночевали мы прямо на лесовозной дороге
[],
пересекающий ручеёк, который течёт из озерка к озерку.
Хотя можно встать и на сухом и относительно пологом западном берегу озера,
которое чуть севернее, но это мы уже потом обнаружили.
Обилие лесовозных дорожек мы сначала обясняли себе тем, что внизу обычный лес,
а на горе растёт множество таких «завинченных» сосен
(отметим, что завинчены они против солнца),
и, возможно, такой лес ценнее с лесозаготовительной точки зрения.
Но встреченный через пару дней местный объяснил,
что внизу всё достойное выпилено ещё в 70-е годы,
а наверху ещё остался девственый лес.
За день проехали 56 км, довольно пересечённый грунт.
[08.07.2003]
С утра, проинтуичив что до главной точки нашего путешествия
горы Воттоваара около 3 км по прямой, решили, оставив всё барахло в месте ночёвки,
слегка подъехать на велах. Так и сделали. Проехали примерно километра три
(по другим данным полтора),
оставили велики
[]
(при этом расстояние до горы осталось почти прежним 2,5 км), и дальше пошли пешком.
Вот тут и начались небольшие глюки, возможно связанные с культовостью горы. :-)
А именно флеш-карта у меня в фотике вдруг посчитала себя полностью заполненной.
Но вытаскивание/вставление оной решило проблему.
Поднялись по небольшой осыпи
[],
прошли сквозь лес с огромными камнями
[]
и вышли к небольшому, но очень красивому озеру
[].
Никуда не спеша и двигаясь нога за ногу, вышли к так называемой
«лестнице в небо» [].
Лично мне не верится, что она естественного происхождения,
уж больно ступеньки ровные и протяжённые.
Потом пересекли небольшое, но мокрое болотце
[],
и вышли непосредственно к вершине. Удобная всё-таки штука этот GPS,
особенно когда в него внесены планируемые точки. :-)
И вот мы на самой высокой точке Западно-Карельской возвышенности,
на вершине
[]
этой самой горы Воттоваара, которую также называют «Смерть-гора»
(вроде, после кровавых боёв в этих краях в 1942 году).
На камне сделана деревянная триангуляционная вышка (трига), сильно развалившаяся;
на ней мы с удивлением и радостью увидали вырезанную на дощечке табличку,
оставленную путешественниками из Петрозаводского
велоклуба «Колесо».
Пофоткались на вершине. Погода облачная и ветренная,
тем не менее с горы видна вся округа на много километров.
Макс вырезал табличку про Абайкеров.
А я словил ещё один воттоваарский глюк, а именно все настройки
в фотике ни с того ни с сего скинулись в дефолтовые.
Прячась от ветра, спустились чуть ниже и перекусили.
Решили возвращаться к месту оставления байков несколько другой дорогой.
Вышли к естественному карьеру
[],
который якобы образовался в результате того вышеупомянутого землетрясения.
Огромное множество камней, каменных пустошей, разломов,
глубоких расщелин и прочих следов геоморфологических коллизий.
Очень красиво и загадочно!
Потом нам встретилось несколько красивых и больших сейдов
На саамском языке «сейд» обозначает божество, точнее, скалу, дерево,
пень с необычными антропоморфными или зооморфными чертами,
которые обожествлялись по всей древней Лапландии.
Сейды представляли собой довольно большие []
многотонные камни, стоящие на нескольких маленьких,
и потому не касающихся основной скалы-основы.
Некоторые углом стояли на земле, и подпирались с другого края мелкими камешками.
Конечно, не исключено, что это проделки выветривания и других природных явлений,
но уж больно красиво выглядят теории о том, что это плоды давнишней деятельности
населявших эту местность лопарей.
Или ещё более фантастические, внеземные цивилизации, всё такое.
По пути обратно видели довольно большие хищные следы, что в совокупности
с обилием муравейников на горе, увиденным на дороге огромным слизнем
и наловленными вечером окушками слегка опровергает мнение о том,
что никакой жизни на Воттовааре нет.
Около 19-ти вернулись к байкам, а затем и в лагерь.
Пообедали, решили что никуда сегодня не поедем,
поэтому сразу и поужинали. :-)
Часть народа поехала разведывать дорогу на завтра.
Тёмыч же отправился ловить на спиннинг, и под бодрые ЦУ со стороны наблюдателей
наловил ровно 10 окуней (по числу потенциальных сотрапезников) и сварил роскошную уху.
Все остались мегадовольны.
За день проехали менее 10 км.
[09.07.2003]
С утра поехали разведанными давеча дорожками, в основном под горку.
Выехали обратно на Y-образную развилку
[],
но уже по другой дорожке чем туда. И покатили обратно тем же макаром,
через Гимолы.
Пообедали примерно там же
[],
где ночевали 2 ночи назад. Небольшой дождик.
Второй раз побывали в магазине в Поросозере.
Продавщица слегка удивилась тому, что мы не покупаем пива.
От Поросозера поехали по дорожке вдоль Суны в сторону Линдозера
(наличие этой дороги местные подтверждали слегка невнятно).
Первые 10 км это весьма и весьма качественная грунтовка,
потом становится похуже.
С дороги свернули
[]
к порогу Валазменский
[]
на Суне, очень красиво.
Хотели там остановиться, но там было совсем уж безветренно (а ветер сдувает комаров),
да и было ещё не очень поздно, поэтому проехали ещё немного,
и заночевали на берегу
[] озера Пяльвозеро,
образованного разливом Суны.
Тёмыч снова порыбачил, выловил трёх щук (самая большая на полкило,
что по его меркам смех, а не рыба), и ещё двух с утра поймал.
За день проехали 90 км, из них асфальта 1 км (в Поросозере).
[10.07.2003]
Выехали как всегда не рано, и поехали дальше по лесовозной дороге вниз по Суне.
Довольно скоро дорога зашла в болото, кое-где лужи.
Нас неспешно обогнал КрАЗ, водитель которого (по ходу то ли закапывая лужу перед машиной,
то ли делая что-то другое полезное с помощью лопаты) сказал,
что дорога в Линдозеро есть, и мы, мол, не пропадём.
По пути полазали по хорошо сохранившейся деревянной триге
[].
Солнечно, комаров никаких нету, зато активизировались слепни.
Переправились через полуразрушенный мостик
[],
и довольно скоро выехали в Линдозеро
[].
За деревней дорога стала снова весьма хорошей грунтовкой.
На полянке сразу за мостом через Суну пообедали
[],
как водится совместив обед с проливным дождём.
ПашаKy сделал несколько фоток, которые на следующий год сто проц выиграют
фотоконкурс
фирмы «ПИК99».
:-)
Это мы так, слегка ПиАр-им.
Выехали с обеда чуть ли не в 20 часов...
31 км грунтовки, переходящей в шлаковую дорогу (по виду асфальт, но ковыряется ногой),
и вот мы на старой Мурманской трассе
[]...
5 метров асфальта, и ещё 7 км грунта и вот мы на берегу озера Сундозеро, но то ли в помойке,
то ли в военной части, то ли на базе отдыха для новых русских
[].
Короче, остойно, и встать негде. А тут и дождь, и сумерки (полночь на дворе плюс облака густые).
Пришлось ехать через деревню Райгуба вдоль берега озера (которое, кстати, очередной разлив Суны)
и вставать на довольно невыразительной полянке
[]
с дровами в виде ольхи и нормальным подходом к воде.
Плюнув по случаю дождя на байкерские приметы, некоторые помыли байки в озере.
И ситуацию это, прямо скажем, не усугубило. :-)
За день проехали 74 км.
[11.07.2003]
С утра яркое солнце, все просушились, а кое-кто помыл байк...
Поставили рекорд затупления, выдвинувшись только около 14-ти.
Выехали на шоссе, и бодренько покатили в сторону Гирваса.
Вернее, бодренько покатили все кроме меня, потому как я,
злостно наплевав на советы бывалых и технически более осведомлённых байкеров,
ни разу с момента покупки велика (около года) не менял цепь...
И проеханные 4000 с гаком километров дали о себе знать...
Почти в одночасье цепь стала скакать и по 2-ой, и по 3-ей передним звёздам.
А 8-ая сзади у меня уже как полгода не включалась
(гнутый после конфликта на Кушелевке
петух заднего переключателя)...
Поэтому оставшиеся дни (а это был сплошной асфальт) я катил на 1/7...
Это ужасно, маскимум 24 км/ч, притом с весьма недетским каденсом.
Поэтому я мог успевать за группой только при условии рельефа
в виде крутых спусков/подъёмов, а дороги были как назло ровные.
Так что не забивайте на сношеную цепь, мотивируя своё раздолбайство тезисом
«вот умрёт совсем тогда и поменяю»!
Перед Гирвасом снова пересекли Суну через мост-плотину
[].
В самом Гирвасе зашли в магазинчик
[],
и поехали дальше, на развилке у магазина свернув со старой Мурманской трассы по дороге
в сторону новой Мурманской трассы.
На въезде в Сопоху посетили ещё один магазинчик
[],
и чуть дальше
[]
свернули на дорогу к водопаду Кивач.
8 км и мы у водопада Кивач
[].
Оставили велики у охранницы при входе, заплатили по 10 рублей
(по графе «дети и студенты», а так 20),
и пошли гулять. И надо сказать славно пошлялись; пофотали,
посетили музей, покушали шашлычку (100 рублей), всё такое.
Выдвинулись оттуда около 22-ух.
Вернулись в Сопоху, а потом чуть-чуть назад по трассе.
Свернули
[]
в сторону озера (или залива) под названием Сопохская, слегка обогнули его
(Ash недавно тут был и рассказал про более менее приличную стоянку)
и заночевали
[].
Как всегда щуки, грибы и прочие приятности, не смотря на то что
озвученная стоянка как бы посреди деревни.
За день проехали (с учётов многочисленных магазинов и Кивачей) 64 км.
[12.07.2003]
Ранним-ранним утром Макс с Женей свалили встречать Луизу
(они втроём планировали продолжить путешествие ещё на недельку),
а остальные поднялись попозже, мягко говоря,
и покатили в Кондопогу.
Бдительно не пропустив поворот с трассы
[]
на Кондопогу, приехали туда и посетили церковь
[].
Потом погоняли по Кондопоге в поисках рекомендованного Максом кабачка
(а мы их троих встретили, они ехали навстречу нам
в Кивач на второй заход :-) ),
а потом в поисках второго, рекомендованного официантками первого
(потому как первые уже успели закрыться на банкет),
и в результате обедали опять же в рекомендованной Ash-ем забегаловке
[].
Чижик с Яной ломанулись было на подкид до Петрозаводска,
а остальные медленно и печально покатили своим ходом.
(Чижик с Яной, кстати, обломились, и попозже покатили следом.)
И без особых приключений приехали в Петрозаводск.
В оставшееся до поезда время успели съехать вниз к набережной,
и подняться обратно.
На набережной особо порадовала скульптура «Рыбаки»,
точнее, лица этих самых рыбаков чисто терминаторские.
Сели в поезд и поехали.
И нельзя сказать, что в поезде мы не начали выпивать и закусывать...
За день проехали 102 км, что для езды с барахлом на передаче 1/7
результат. :-)
[12.07.2003]
В какую-то атомную рань (отвыкли мы от вставания в 7.00)
приехали на свежевыстроенный Ладожский вокзал
[].
Очень он нас порадовал не слезая с байка можно въехать с платформы
в центральный зал, а оттуда по серпантину выкатиться на улицу.
Правда, охранник в зале раскричался, когда я начал внутри фотографировать,
но это уже из другой оперы.
Ну вот, собственно, и всё.
Всего за поход (восемь дней, один из которых практически пеший) проехали примерно 555 км.
5) Карты Карелии,
некоторые из которых использовались для привязки
(будьте осторожны, карты там мегабайта по 23,
а никаких предупредительных надписей не висит),
и файлы *.map
для их привязки (разобраться какой лист к какой привязке не сверхлегко, но реально).
6) Два рассказа о походах в районе Воттоваары
Петрозаводского велоклуба «Колесо»:
в августе 2000 года (рассказ)
и в июле 2001 года (рассказ).
7) Рассказ
о походе в те края (на майские 2004 года) по следам нашего походика.