оригинал отчета с фото : http://www.bulawka.ru/travel/story/20030705/
Маршрут: Медвежьегорск Падун Чёбино Кумса II Мяндусельга Юстозеро Совдозеро Поросозеро Гимолы г. Воттоваара Гимолы Поросозеро Линдозеро Юркостров Райгуба Юркостров Гирвас Сопоха Кивач Сопоха Кондопога Шуя Петрозаводск.
Вечером 4-го июля группа в составе: Денис Чижов (chizh), Яна Чванова, Саша Клюкин (Ash), Андрей Исаченко (Zomby), Павел Курносов (ПашаKy), Дима Булавинов (Bulawka), Миша Чусовитин (mike), Артём Касьян (Тёмыч), Максим Грачёв (LyMax) и Женя Щербаков, провожаемая недетским количеством Абайкеров, загрузилась в мурманский поезд и поехала в Карелию. Ещё собиралась Луиза, но заболела ангиной и не поехала.
[05.07.2003]
Выгрузились в Медвежьегорске
]
[Примечание.
Здесь и далее значком
]
Выдвинулись примерно в 13 часов.
Некоторые слегка легкомысленно отнеслись к кое-каким ключевым пунктам предложенной мною раскладки,
и посему им было настоятельно рекомендовано посетить магазин.
Посетили
]
Пересекли Мурманскую трассу
]
]
После обеда снова полезли в водопад. С трудом вылезли и поехали. На шоссе нас застал сильный, но непродолжительный дождик, после которого снова стало солнечно и радужно.
Перед Юстозеро свернули направо к деревне
]
]
]
Но тем не менее, многие ощущали комфорт от накомарника
(ощущали именно комфорт, а не отсутствие гнуса).
Сквозь сетку накомарника можно, например, курить
(правда, сигареты автоматом становятся «лёгкие»
За день проехали 77 км, 95% асфальт.
[06.07.2003]
Выехали около 11-ти. Дорога от Юстозера в сторону Поросозера песочек, временами довольно пересечённая. Большинство мостов сделано из отслуживших своё железнодорожных платформ-контейеровозов.
В Поросозере посетили магазин
]
]
]
Надо отметить, что в среднем мы выдвигались с утра около 13-ти, обедали около 17-ти (часика на два-три, с супом, чаем и пр.), а на ночь вставали около 23-х. Очень, я вам скажу, удачный режимчик дня, особенно в период белых ночей.
Около 23 часов свернули с дороги
]
]
За день проехали 85 км. Безасфальтно.
[07.07.2003]
С утра пасмурно, временами дождик. Две подряд проколотые камеры (не вынутая сразу из покрышки проволока) + дождик + комары = день начался не очень... Но все бодры и веселы, и задорно исполняют подтанцовку с антикомариными ветками.
Доехали до Гимол
]
]
]
]
Потом вернулись немного назад
]
]
Довольно быстро дорожка сошла на нет, упершись в вырубку на высоком обрыве озерка.
Высланные дозорные полезли по травянистому подъёмчику
]
Многие дорожки заканчиваются на вырубках, подходы к нескольким имеющимся озерцам невнятны,
поэтому заночевали мы прямо на лесовозной дороге
]
Обилие лесовозных дорожек мы сначала обясняли себе тем, что внизу обычный лес, а на горе растёт множество таких «завинченных» сосен (отметим, что завинчены они против солнца), и, возможно, такой лес ценнее с лесозаготовительной точки зрения. Но встреченный через пару дней местный объяснил, что внизу всё достойное выпилено ещё в 70-е годы, а наверху ещё остался девственый лес.
За день проехали 56 км, довольно пересечённый грунт.
[08.07.2003]
С утра, проинтуичив что до главной точки нашего путешествия
горы Воттоваара около 3 км по прямой, решили, оставив всё барахло в месте ночёвки,
слегка подъехать на велах. Так и сделали. Проехали примерно километра три
(по другим данным полтора),
оставили велики
]
Вот тут и начались небольшие глюки, возможно связанные с культовостью горы.
Поднялись по небольшой осыпи
]
]
]
Никуда не спеша и двигаясь нога за ногу, вышли к так называемой
«лестнице в небо» ]
]
И вот мы на самой высокой точке Западно-Карельской возвышенности,
на вершине
]
Пофоткались на вершине. Погода облачная и ветренная, тем не менее с горы видна вся округа на много километров. Макс вырезал табличку про Абайкеров. А я словил ещё один воттоваарский глюк, а именно все настройки в фотике ни с того ни с сего скинулись в дефолтовые. Прячась от ветра, спустились чуть ниже и перекусили.
Решили возвращаться к месту оставления байков несколько другой дорогой.
Вышли к естественному карьеру
]
Потом нам встретилось несколько красивых и больших сейдов
На саамском языке «сейд» обозначает божество, точнее, скалу, дерево,
пень с необычными антропоморфными или зооморфными чертами,
которые обожествлялись по всей древней Лапландии.
Сейды представляли собой довольно большие ]
Конечно, не исключено, что это проделки выветривания и других природных явлений, но уж больно красиво выглядят теории о том, что это плоды давнишней деятельности населявших эту местность лопарей. Или ещё более фантастические, внеземные цивилизации, всё такое.
По пути обратно видели довольно большие хищные следы, что в совокупности с обилием муравейников на горе, увиденным на дороге огромным слизнем и наловленными вечером окушками слегка опровергает мнение о том, что никакой жизни на Воттовааре нет.
Около 19-ти вернулись к байкам, а затем и в лагерь.
Пообедали, решили что никуда сегодня не поедем,
поэтому сразу и поужинали.
Часть народа поехала разведывать дорогу на завтра. Тёмыч же отправился ловить на спиннинг, и под бодрые ЦУ со стороны наблюдателей наловил ровно 10 окуней (по числу потенциальных сотрапезников) и сварил роскошную уху. Все остались мегадовольны.
За день проехали менее 10 км.
[09.07.2003]
С утра поехали разведанными давеча дорожками, в основном под горку.
Выехали обратно на Y-образную развилку
]
]
Второй раз побывали в магазине в Поросозере. Продавщица слегка удивилась тому, что мы не покупаем пива. От Поросозера поехали по дорожке вдоль Суны в сторону Линдозера (наличие этой дороги местные подтверждали слегка невнятно). Первые 10 км это весьма и весьма качественная грунтовка, потом становится похуже.
С дороги свернули
]
]
]
Тёмыч снова порыбачил, выловил трёх щук (самая большая на полкило, что по его меркам смех, а не рыба), и ещё двух с утра поймал.
За день проехали 90 км, из них асфальта 1 км (в Поросозере).
[10.07.2003]
Выехали как всегда не рано, и поехали дальше по лесовозной дороге вниз по Суне. Довольно скоро дорога зашла в болото, кое-где лужи. Нас неспешно обогнал КрАЗ, водитель которого (по ходу то ли закапывая лужу перед машиной, то ли делая что-то другое полезное с помощью лопаты) сказал, что дорога в Линдозеро есть, и мы, мол, не пропадём.
По пути полазали по хорошо сохранившейся деревянной триге
]
Переправились через полуразрушенный мостик
]
]
]
Выехали с обеда чуть ли не в 20 часов...
31 км грунтовки, переходящей в шлаковую дорогу (по виду асфальт, но ковыряется ногой),
и вот мы на старой Мурманской трассе
]
]
Короче, остойно, и встать негде. А тут и дождь, и сумерки (полночь на дворе плюс облака густые).
Пришлось ехать через деревню Райгуба вдоль берега озера (которое, кстати, очередной разлив Суны)
и вставать на довольно невыразительной полянке
]
Плюнув по случаю дождя на байкерские приметы, некоторые помыли байки в озере.
И ситуацию это, прямо скажем, не усугубило.
За день проехали 74 км.
[11.07.2003]
С утра яркое солнце, все просушились, а кое-кто помыл байк... Поставили рекорд затупления, выдвинувшись только около 14-ти.
Выехали на шоссе, и бодренько покатили в сторону Гирваса. Вернее, бодренько покатили все кроме меня, потому как я, злостно наплевав на советы бывалых и технически более осведомлённых байкеров, ни разу с момента покупки велика (около года) не менял цепь...
И проеханные 4000 с гаком километров дали о себе знать... Почти в одночасье цепь стала скакать и по 2-ой, и по 3-ей передним звёздам. А 8-ая сзади у меня уже как полгода не включалась (гнутый после конфликта на Кушелевке петух заднего переключателя)...
Поэтому оставшиеся дни (а это был сплошной асфальт) я катил на 1/7... Это ужасно, маскимум 24 км/ч, притом с весьма недетским каденсом. Поэтому я мог успевать за группой только при условии рельефа в виде крутых спусков/подъёмов, а дороги были как назло ровные.
Так что не забивайте на сношеную цепь, мотивируя своё раздолбайство тезисом «вот умрёт совсем тогда и поменяю»!
Перед Гирвасом снова пересекли Суну через мост-плотину
]
]
На въезде в Сопоху посетили ещё один магазинчик
]
]
8 км и мы у водопада Кивач
]
Выдвинулись оттуда около 22-ух.
Вернулись в Сопоху, а потом чуть-чуть назад по трассе.
Свернули
]
]
Как всегда щуки, грибы и прочие приятности, не смотря на то что озвученная стоянка как бы посреди деревни.
За день проехали (с учётов многочисленных магазинов и Кивачей) 64 км.
[12.07.2003]
Ранним-ранним утром Макс с Женей свалили встречать Луизу (они втроём планировали продолжить путешествие ещё на недельку), а остальные поднялись попозже, мягко говоря, и покатили в Кондопогу.
Бдительно не пропустив поворот с трассы
]
]
Потом погоняли по Кондопоге в поисках рекомендованного Максом кабачка
(а мы их троих встретили, они ехали навстречу нам
в Кивач на второй заход ]
Чижик с Яной ломанулись было на подкид до Петрозаводска, а остальные медленно и печально покатили своим ходом. (Чижик с Яной, кстати, обломились, и попозже покатили следом.)
И без особых приключений приехали в Петрозаводск. В оставшееся до поезда время успели съехать вниз к набережной, и подняться обратно. На набережной особо порадовала скульптура «Рыбаки», точнее, лица этих самых рыбаков чисто терминаторские.
Сели в поезд и поехали. И нельзя сказать, что в поезде мы не начали выпивать и закусывать...
За день проехали 102 км, что для езды с барахлом на передаче 1/7
результат.
[12.07.2003]
В какую-то атомную рань (отвыкли мы от вставания в 7.00)
приехали на свежевыстроенный Ладожский вокзал
]
Ну вот, собственно, и всё.
Всего за поход (восемь дней, один из которых практически пеший) проехали примерно 555 км.
Кое-какие дополнительные материалы.
1) Все мои фотографии из этого похода (в виде таких же масюсеньких превьюшек), в том числе и не вошедшие в этот рассказ.
2) Фотографии Зомби из этого похода.
3) Фотографии ПашиKy из этого похода.
4) Страничка про гору Воттоваара, есть инфа о происхождении сейдов и вообще про Воттоваару и её «культовость».
5) Карты Карелии, некоторые из которых использовались для привязки (будьте осторожны, карты там мегабайта по 23, а никаких предупредительных надписей не висит), и файлы *.map для их привязки (разобраться какой лист к какой привязке не сверхлегко, но реально).
6) Два рассказа о походах в районе Воттоваары Петрозаводского велоклуба «Колесо»: в августе 2000 года (рассказ) и в июле 2001 года (рассказ).
7) Рассказ о походе в те края (на майские 2004 года) по следам нашего походика.
8) Сайт АБайкеров: http://www.a-bike.spb.ru, большинство участников было оттуда.
9) А вот тут мы поможем поисковикам индексировать данную страничку
воттоваара, ваттоваара, воттаваара, воттовоара, ваттовоара, воттавоара,
вотоваара, ватоваара, вотовоара, ватовоара,
воттовара, ваттовара,
вотовара, ватовара,
смерть-гора.