Отчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле 2008 года

Руководитель: Анатолий Сержант (Владивосток)

Справочные сведения о походе

Проводящая организация – Клуб спортивного водного туризма “Легион” г. Владивосток

Паспорт маршрута

Четвертая

600

04.07-28.07.08

Нитка маршрута: Владивосток – Хабаровск – Тында – Новая Чара – ур. Чарские пески – Новая Чара - р. Чина (сплав от нижнего Амудисского озера) – р. Калар (сплав до устья) – р. Витим (сплав до пос. Витим) – ст. Таксимо – Тында – Хабаровск – Владивосток.

Состав группы

п/п

Фамилия И. О.

Год рожд.

Туристский опыт

Обязанности в группе

Сержант А.Н.

1968

Ципа 4у, Снежная 5у, Кема 3р.

руководитель

Вахитов К.Ш.

1955

Ципа 4р, Снежная 5р, Урик 5р.

пом. руководителя

Власенко И.Н.

1972

Тигровая 1у, Кема 3у, Снежная 5у.

финансист, оператор

Фролова С.А.

1984

Сюлбан 3у, Снежная 4у, Кема 3у.

завпрод, оператор

Блиндяев Д.В.

1983

Уссури 1у, Ванчин 1у, Кема 3у.

ботсман

Комаров В.Г.

1971

Ципа 4у, Снежная 5у, Урик 5у.

рыбак, фотограф

Топорков Б.Б.

1972

Ципа 4у, Снежная 5у, Урик 5у.

фотограф

Андреев А.В.

1990

матрос

Распределение участников по судам и экипажам

п/п

Антонова Е.В.

Андреев А.В.

Варианты подъезда и отъезда

Подъезды к началу маршрута можно осуществить из поселка Новая Чара. Добраться до Новой Чары можно либо на поезде (через поселок проходит трасса БАМ), либо самолетом, через с.Чара, которое расположено в нескольких километрах от Новой Чары и связано с ней регулярным автобусным сообщением. Правда, достоверных сведений о работе аэропорта в Чаре в настоящее время мы не имеем. По рассказам местных жителей известно только, что он действует и может принимать небольшие самолеты и вертолеты.

Поскольку прямой поезд из Владивостока до Новой Чары не ходит, нам  пришлось добираться транзитом через Хабаровск и Тынду.

От Новой Чары начинается следующий этап заброски к началу маршрута. До строительства БАМа вариантов было всего два (точнее полтора, поскольку второй был весьма ненадежен): пешком примерно 100-150 км, в зависимости от точки начала сплава или с караваном оленей, если удавалось нанять проводников. Сейчас в верховья Калара (вернее одного из его истоков Чины) можно доехать на автомобиле повышенной проходимости или гусеничном тягаче. Причем большая часть пути проходит по вполне приличной грейдерной дороге, ведущей в поселок Чинейский, где ведется строительство рудника и горнообогатительного комбината по добыче редкоземельных металлов.

Поселок расположен примерно в 10-15 км от истока Чины.  От Новой Чары туда проложена железнодорожная ветка, вдоль которой и идет дорога. Рудничный поселок является закрытой для посторонних, режимной территорией. Любой транспорт, кроме рудничного, может свободно проехать через территорию поселка, но только без остановок. Водители, работающие на руднике, без разрешения местной охраны также вряд ли согласятся брать попутчиков. Не факт, что туристам "в пешем строю" разрешат проследовать через территорию поселка без предварительного согласования. Железнодорожная же ветка на момент нашего приезда находилась в нерабочем состоянии, местами пути были подмыты или завалены оползнями.

Проходимость дороги сильно зависит от погоды. Даже трехосный "УРАЛ" со всеми ведущими колесами не всегда может одолеть путь до Амудисских озер. Особенности рельефа местности и строения верхних слоев почвы приводят к резкому подъему воды даже после, казалось бы, небольших дождей. Уровень воды может подняться на метр и даже выше в течение 30-60 минут! Правда, и проходят паводки достаточно быстро: после прекращения осадков, реки возвращаются к нормальному уровню в течение одних – двух суток.

Отправляться на поиски владельца "УРАЛа"- вахтовки Анатолия Ивановича Мисюры, который уже несколько лет подвозит туристов, из Новой Чары к началу самых популярных в этих местах маршрутов нам не пришлось. Перед выездом из Владивостока мы переговорили с ним по телефону. По приезду в Новую Чару Анатолий Иванович встретил нас на перроне.  Его адрес: Читинская обл. Каларский район, ст. Новая Чара, м/к "Тополек", дом 12 кв.2. Микрорайон "Тополек" - это группа коттеджей, расположенных примерно в 300-400 м от вокзала, за многоэтажными домами. Если выйти из здания вокзала, надо повернуть налево и идти по привокзальной улице.

Дорога заняла у нас примерно 6 часов и обошлась без происшествий.

Классический водный маршрут по Калару начинается от устья его левого притока Читканды. Туда от Амудисских озер можно добраться пешком за 2 – 3 дня по береговым тропам и старому зимнику, идущему от Чары через зимовье "Борода" к ныне нежилому поселку Бурпала. Путь этот хорошо известен и неоднократно описан в туристской литературе.

Отъезды после окончания водной части похода также не вызвали у нас затруднений. Доплыв до мостов через Витим в пределах одноименного поселка (мостов два, рядом с железнодорожным расположен автомобильный), мы разобрали суда и упаковали рюкзаки на удобной площадке левого берега в начале поселка. Отсюда до железнодорожной платформы "Витим" примерно 600-700 м по хорошо укатанному проселку. Два раза в день здесь останавливается местный поезд, на котором можно уехать в Куанду или Таксимо. Поезда дальнего следования здесь не останавливаются. Местные жители называют этот поезд электричкой, но на самом деле это маневровый тепловоз с одним плацкартным вагоном и платформой. Вечерний рейс в сторону Таксимо уходит примерно в 18-45 по местному времени, а примерно через 15-20 минут следует встречный поезд на Куанду.

!! Внимание!! На левом берегу Витима местное время отличается от московского на +5 часов, а на правом – уже на +6 часов.

Мы уехали на запад – в Таксимо, а не на восток – в Куанду. Нам надо было сесть на поезд Москва – Тында, а это можно сделать только в Таксимо или Новой Чаре. До Таксимо путь занимает около двух часов и в этот же день можно сесть на поезд Москва - Тында, а если ехать через Куанду то придется ночевать на вокзале и только утром сесть в местный поезд Куанда -  Новая Чара.

Аварийные выходы с маршрута

Выбранный нами маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены.

На участке от Амудисских озер до устья Каларского Калакана в случае потери судна можно по старому зимнику вернуться пешком в Новую Чару, или хотя бы дойти до рудничного поселка Чинейский, где постоянно есть люди и можно рассчитывать на помощь. Однако это достаточно тяжелый и длинный путь, который может занять несколько дней, причем возможно – в весьма неблагоприятных погодных условиях.

На участке от устья р. Джемку до устья р. Мудопхит можно добраться до метеостанции "Катугин", стоящей в устье одноименного правого притока Калара. На метеостанции постоянно проживают три семьи. От метеостанции есть дорога до поселка Катугино, находящегося примерно в 24-28 км выше по течению притока. А поселок, в свою очередь, связан дорогой с Новой Чарой. Правда, регулярного сообщения нет ни по одной из этих дорог, да и проходимость их сильно зависит от погодных условий. Но даже в лучшем случае они доступны только автомобилям повышенной проходимости и гусеничным тягачам.

Следующая точка на маршруте, где постоянно есть люди – поселок Средний Калар. По непроверенным сведениям из литературных источников, отсюда можно связаться с "большой землей" по радио. Скорее всего, здесь можно получить и какую-то медицинскую помощь. Но постоянного транспортного сообщения летом с другими населенными пунктами Средний Калар не имеет (по сведениям А. И. Мисюры). В советские времена здесь действовал аэропорт, и существовали регулярные рейсы местной авиации в Читу, Чару и другие пункты. Судьба его в настоящее время нам неизвестна. Однако, по словам местных охотников-эвенков, сейчас предпринимаются шаги по возрождению некогда успешно существовавшего здесь оленеводческого колхоза. В этой связи в недалеком будущем возможно и оживление транспортных коммуникаций. Технически нет никаких препятствий добраться на мощной моторной лодке от Среднего Калара до деревни Бамбуйки и ниже.

Деревня Бамбуйка, расположенная в 700-800 м выше устья на одноименном притоке Витима – последний, обозначенный на карте, населенный пункт до самого окончания маршрута. С воды еле видны крыши крайних домов деревни. Так же, как и Средний Калар, в прежние времена Бамбуйка имела собственный аэропорт для местной авиации. Сейчас его судьба нам также неизвестна. Однако сюда ходят моторные лодки из поселка Витим.

В нескольких километрах выше устья Бамбуйки, на правом берегу Витима расположен хутор, которого нет на картах. А в этом поселении стоят несколько домов, баня, теплица, большой загон для скота. Причем все это явно не вчера завезено и построено.

На нашем маршруте и в относительной близости от него есть несколько мест, где с большой вероятностью можно встретить людей. Назвать их аварийными точками выхода нельзя, но знать о них, на случай аварийной ситуации, не помешает. В верховьях Калара эвенки-оленеводы несколько раз за лето посещают поселок Бурпала и зимовье "Борода". Обитаемо зимовье в устье Каларского Калакана (дом расположен примерно в 300 м ниже устья на левом берегу Калара и виден с воды), где постоянно живет охотник Михаил Богданович. Действует и обитаема база геологов в устье двух притоков Калара, впадающих в него друг напротив друга: правого – Южного Сакукана и левого – Лучи. База состоит из трех деревянных домов, расположена на левом берегу Ю. Сакукана вблизи его устья и с Калара видна плохо.

Обобщая все приведенные сведения, необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Калару, в основном следует рассчитывать только на собственные силы. Несмотря на кажущуюся техническую несложность, маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни именно вследствие невозможности быстрой эвакуации с него практически на всем протяжении. Поэтому даже небольшая авария или травма могут здесь иметь самые серьезные последствия.

График движения

10.07

Полудневка. Сплав до притока Сакукан

2.15

Мелководные разбои, шиверы с большим количеством камней (1-2 к.с.), валы более 1м, порог "Бобслей" 3 к.с.

11.07

Сплав ниже устья р. Кудир

5.25

Шиверы до устья Читканды (3-4 к.с.). Ниже разбои, шкуродерные перекаты. Скорость течения падает.

12.07

Сплав до р. Каларский Калакан

5.15

Шиверы первого верхнего каскада. Препятствия несложные, идутся без просмотра

13.07

Дневка

14.07

Сплав за устье р. Джемку

Слабые шиверы первого и второго каскадов. Препятствия легко преодолеваются сходу

15.07

23.07

Сплав до пос. Витим.

9.50

Мощные шиверы "Верхняя Тузалинская", "Нижняя Тузалинская", "Тулдунская", "Сивакская". Валы до 2м Шиверы "Таксимская", "Ивановская". Валы более 1.5м

24.07

Сборы, отъезд в Таксимо

23-26

25 - 28.07

Таксимо - Владивосток

Характеристики р.Калар

Калар (в верхнем течении — Чина) - река на севере Читинской области РФ, правый приток р. Витим. Длина 511 км (по другим данным – 535 км), площадь бассейна. 17 400 км 2. Питание главным образом дождевое. Замерзает в середине октября, вскрывается в середине мая. Берёт начало на хребте Удокан. Чина вытекает из небольшого озера, расположенного в широком заболоченном распадке на водоразделе с реками Кемен (Нгевен) и Ингамакит, (бассейн р.Чара). Чинское озеро лежит на отметке примерно 1750 м (по другим данным 1730 м). Вытекая из него, река на протяжении 7-8 км, вплоть до крутого, почти на 90? поворота на восток, представляет собой ручей глубиной 15-30 см и шириной 2-10 м. После поворота Чина выходит в Верхне-Каларскую котловину, протянувшуюся с запада на восток больше чем на 50 км. Ширина котловины в среднем 3,5-4 км. Дно ее, с ровной поверхностью, имеющей плавное падение вниз по реке, сильно заболочено и покрыто лиственничным редколесьем. Через 10 км после поворота русло Чины почти целиком занято многолетней наледью, длиной около 3 км и шириной 0,5-0,6 км. Толщина льда в отдельные годы достигает 2,5-3 м. Река пропилила в нем узкую, глубокую щель. Характер Чины не меняется до устья Амудиссы. Здесь уже много воды, но часты еще разбои на протоки и непроходимые мелкие перекаты. Лежащие на высоте около 1330 м Амудисские озера находятся на расстоянии всего около 0,5 км от реки. При впадении Амудиссы, Чина имеет ширину в межень 25-30 м и глубину от 0,5 до 0,7 м. Далее, река прорезает Каларский хребет и далее течёт между Каларским хребтом на севере и хребтом Янкан на юге.

Техническое описание

Вся водная часть маршрута проходила в условиях низкой воды на Чине и Каларе. Уровень воды в Витиме был примерно на 1.5–2.5 м ниже максимального уровня затопления прибрежных камней и скал. Поэтому вид, характер и сложность многих именных препятствий существенно отличались от приводимых в описаниях для обычного в этот период уровня воды. Большинство же несложных шивер и порогов, составляющих львиную долю общего количества препятствий на реке, просто отсутствовали и не могли быть обнаружены нами. Это делало и наше прохождение, и описание реки очень непохожим на "стандартный" вариант. Очевидно, также с осторожностью следует пользоваться приведенными хронометрическими данными, поскольку в нашу воду скорость течения на некоторых участках, скорее всего, отличалась от скорости при обычном в это время уровне воды. Уровень воды был определен по рассказам местных жителей и сравнению вида характерных мест с описаниями из отчетов прошлых лет.

Следует также отметить, что все авторы единодушно утверждают: при изменении уровня воды в реках этого района не только сложность, но и сам вид большинства препятствий на них может существенно измениться, причем как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения.

Посещение Чарских песков

07 - 09.07. Одна из основных задач нашей поездки была обязательно посетить Чарские пески, о которых мы слышали столько не обычного.

Что же на самом деле это за уникальное чудо природы – Чарские пески? Пустыня с барханами площадью 100 квадратных километров на стометровую высоту возвышается среди болот и тянется на 20 километров вдоль берега р. Чары. Географически никто толком не может объяснить происхождение пустыни. Есть версия, что это песчинки, выветренные из скал и вынесенные из долины Среднего Сакукана на равнину. Только почему тогда горы сложены из осадочных пород, а песок - чистейший кварц?!

Аналогов такой пустыни в мире нет. Барханы постоянно движутся, меняя свое расположение. Именно эта подвижность препятствует зарастанию песков растительностью. Даже зимой пески часто не засыпаны снегом, и тогда песчаные барханы возвышаются над снежными. Высота самого высокого бархана 120 метров над уровнем окружающего болота. С его вершины отлично виден поселок Новая Чара. Недалеко до пустыни и поселок Чара (около 20 километров). На машине в пустыню проехать нельзя по причине отсутствия мостов через реки. Местные жители ездят в пески из обоих поселков на вездеходах с целью…покупаться. Да! В центре барханов, в оазисе расположено небольшое озеро. Кстати, в оазисах можно сэкономить газ: шишки, валяющиеся под ногами в огромном количестве и почему-то не гниющие, - отличное топливо.

Безусловно, Чарские пески производят потрясающее впечатление. Это как раз о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Края пустыни поросли полынью, и это скорее степь, чем пустыня, но по мере дальнейшего продвижения всякая растительность пропадает. Еще немного подняться наверх, и перед Вами откроется огромный простор песка. Эта мини-Сахара в зоне вечной мерзлоты наряду с природными гейзерами лишний раз подтверждает, что в природе нет ничего невозможного, а нам, простым туристам она предоставляет уникальный шанс снова и снова убеждаться в этом, удивляясь и восхищаясь природными богатствами Сибири.

Можно смело сказать, посещение Чарских песков это самая интересная часть маршрута, сюда можно приехать только за тем, чтобы это увидеть.

До начала Песков на вахтовке мы не доехали. Нас довезли до брода через Средний Сакукан. С Анатолием Ивановичем мы договорились, что он вернется за нами через день.

Перейдя в брод реку, и пройдя по болоту, мы, наконец, увидели первые барханы. От переправы до оазиса, на краю которого расположено озеро "Аленушка" около 2.5 км. Лагерь поставили на оборудованной площадке. Покупались в озере (вода в озере теплая, около 18-20 градусов), затем пошли в пустыню, и там устроили грандиозную видео и фотосъемку. Большим удивлением для нас было наличие сотовой связи. Уходить страшно не хотелось, но нас ждала водная часть похода.

Водная часть маршрута

09 - 10.07. Точка старта водной части нашего похода находится на правом берегу Амудисы, примерно в 400-500 м ниже последнего из цепочки Амудисских озер. Координаты N 56˚33’12.8”, E 119˚04’25.6”. На карте в этом месте стоит значок "изба", однако на деле здесь только крытый кусками старого камазовского тента шалаш с печкой.

По приезду воды в реке вполне хватало для наших катамаранов. В Чине, хоть и торчит немало камней, но проходов в почти 70-метровом русле тоже достаточно. А чуть ниже должны быть довольно крупные притоки. Но в течение ночи вода в реке упала почти на 10-15 см.

Поляна большая, мест для палаток и стапеля очень много. Рядом с балаганом кострище, в нижнем углу поляны – еще одно. С дровами проблем не было.

10.07. Отчаливаем в 17-15. До впадения в Чину препятствий нет. Скорость течения от 3 до 5 км/ч. В Чине приходится уже маневрировать, из за огромного количества валунов не видно траектории движения, местами приходится делать проводку.  Ширина русла Чины здесь явно превышает 60 м. По берегам голубоватыми глыбами лежат остатки наледи, упоминаемой в старых отчетах. Однако в русле льда нет ни здесь, ни дальше. Река разбивается большим лесистым островом на протоки. Выбираем наиболее полноводную и сваливаемся в нее.

Ниже острова русло опять расширяется и река мелеет. Скорость течения остается не высокой, но вода не очень жесткая. Сносить начинает, когда заходишь в поток выше, чем по колено. Днищами катов чиркаем по камням, иногда садимся. К нашему счастью практически все камни здесь хорошо окатаны, острых граней нет.

Далее, на протяжении примерно 5-6 км характер реки не меняется. Широкие и мелкие участки разбоев чередуются с локальными сужениями русла, где расположены шиверы с довольно большим количеством камней. Обычно шиверы заканчиваются сливом, после которого невысокие – около полуметра стоячие волны. На участках разбоев, если смотреть издали, кажется, что камней вообще больше чем воды.

Скорость течения на всем участке не поднимается выше 3-5 км/час. Сплав носит слаломный характер и достаточно напряжен.

Постепенно, к концу этого участка, долина реки начинает сужаться, вода все чаще собирается в единое русло, шиверы становятся мощнее.

Препятствие № 1 - порог расположен на небольшом левом повороте. Правый берег здесь крутой, обрывистый, левый – пологий, сложен крупными валунами. Перед поворотом небольшое, чашевидное расширение русла, скорость потока слегка падает из-за подпора. В чаше торчат из воды несколько крупных валунов, осложняющие просмотр препятствия с воды. Шум воды издали почти не слышен, так как берега отражают звук вниз. За 25-30 м до входа в препятствие виден урез воды, ниже которого периодически всплескивают бурунчики. Само препятствие представляет собой довольно крутую горку с крупными валунами. Русло имеет здесь вид желоба с виражом, по которому вода, разгоняясь, скатывается вниз через крупные подводные плиты. Длина желоба примерно 70–80 метров, ширина потока 15-20 м, перепад уровней не менее двух метров. На всей горке система стоячих валов, идущих от берегов "косичкой". Максимальная высота валов до 1.5 м. В середине горки, в центре струи расположена "бочка" высотой около 50 см. За препятствием быстроток примерно 400 м до начала следующего препятствия.

"Бочка" в центре не представляла для катамаранов угрозы, так как была недостаточно мощной, чтобы остановить судно, да и ширина потока позволяла уйти от нее в любую сторону. С наплыва "бочка" не видна, да и линия движения неочевидна. При повышении уровня воды, валы и "бочка", скорее всего, станут мощнее, а при понижении уровня на месте "бочки" появится обливной или даже полу обливной валун, который может значительно осложнить жизнь экипажу любого судна.

Примерно в 200-250 м ниже на прямом участке реки расположено препятствие № 2. Шивера достаточно мощная, но короткая и слабее предыдущей. Длина ее около 100 м, падение – примерно 0.5-0.7 м. В струе, уютно расположилась группа больших светлых валунов, валы чуть выше 0.5 м. Проходы между камнями достаточны для катамарана, хотя и требуется маневрировать, чтобы не сесть на камни.

Далее, примерно через 150 м быстротока расположено препятствие № 3  Шивера расположена перед левым поворотом. Длина около 150 м, падение более 1.3 метра. Шивера сильно засорена камнями и для прохождения требуется интенсивный маневр. Просмотр – с правого берега.

Примерно через 100 м после препятствия № 3, за левым поворотом русла находится препятствие № 4 – шивера. Длина около 200 м, падение около 2 м. В струе многочисленные обливные и полу обливные валуны. Некоторые размером превышают размеры наших судов. Три самых больших из них могут служить ориентирами. После каждого "жандарма" локальный слив с косыми валами, норовящий сбить судно с курса. На выходе требуется очень резкий маневр (можно вправо, можно и влево), поскольку громадный обливник лежит прямо в струе, в 10-15 м ниже выхода из последнего слива, и слой воды над ним всего несколько сантиметров. Причем правильная линия движения с воды неочевидна. В сочетании с высокой скоростью течения – до 9 км/час – это делает шиверу достаточно сложной. Увы, ни одному из наших экипажей пройти здесь чисто не удалось – кто проехался по камню, а кто и посидел на нем. Но обошлось без последствий: камень плоский и хорошо окатан.

После выхода из препятствия № 4, до правого поворота идет быстроток, отдельные камни в струе, но они легко обходятся. За правым поворотом находится препятствие № 5 – порог. Ориентиром ключевого места порога может служить громадный, темный "жандарм" в русле у левого берега. Левый берег в этом месте крутой, поросший лесом. Чуть ниже камня в реку впадает довольно крупный приток Сакукан, пропиливший себе узкое глубокое ложе в камнях. "Жандарм" как бы придавил собой край плиты, собственно и образующей ступеньку порога. Пространство между ним и левым берегом забито валунами разных размеров. Слив довольно узкий и бурный, так как вся правая часть реки занята крупногалечной отмелью. Высота ступеньки примерно 0.7 м, высота валов на сливе более 1.2 м, ширина слива около 3-4 м.. Заход в слив осложнен крупногабаритными обливняками в струе на предшествующих сливу 100 м.. Ниже основного слива участок с повышенным уклоном (около двух метров на 60- 70 м длины), где также валы около 1 м.. Камней в русле много и линия движения получается весьма извилистой. Требуется интенсивный маневр. Заканчивается порог расширением русла и неким подобием улова, куда влетает основная струя. Общая длина порога около 250 м.

При повышении уровня воды по отношению к нашему, можно предположить увеличение высоты валов, возможно появление вала с обратным гребнем. При существенном снижении уровня воды, в основном сливе возможен габаритный не проход для катамаранов. Страховку с воды удобно ставить с левого берега в тени "жандарма", рядом с которым идет основная струя.

Примерно в 50 м ниже конца препятствия №5 в 21-43 мы остановились на ночлег на левом берегу ниже притока Сакукан. Координаты N 56˚32’54.7”, E 119˚13’36.3”.  Берег около стоянки не высокий, наверху есть небольшая ровная площадка в редколесье и кострище. С дровами здесь, как впрочем, и на всем маршруте, проблем нет. У наших рыбаков пока успехов нет. Надеемся, временно.

11.07. 8-00 подъем дежурных, выход в 10-40. После небольшого быстротока и плавного изгиба реки следует препятствие № 6 - шивера. Она полностью подпадает под классическое определение этого типа препятствий. Это действительно участок реки с повышенным уклоном, быстрым течением и густо засоренный камнями всех сортов и размеров. Длина шиверы примерно 200 м, падение более 1.5 м. Просмотр по правому берегу. Несмотря на значительную ширину русла, проходы для катамарана довольно узкие, и чтобы в них попасть требуются интенсивные маневры. При этом приходится преодолевать четыре локальных косых слива после наиболее крупных плитообразных валунов в русле.

После короткого, относительно спокойного участка подходим к препятствию №7 – порогу. Он начинается на крутом правом повороте русла реки. С левого берега в русло вдается коса, сложенная крупными камнями. Поток воды сжимается, разгоняется и, отразившись от обломков скал на правом берегу, уходит в довольно крутой полутораметровый слив. После слива вся струя с разгону бьется в большой обливной камень у правого берега. От слива до камня примерно 30 метров, что совсем немного, учитывая высокую скорость течения. Высота валов на сливе и после него более 1.2 метра. Общая длина порога около 120-150 м.

Через пару минут хода после этого препятствия, подходим к препятствию № 8 – шивере. Это препятствие по виду и сложности похоже на препятствие № 6. Длина – около 350 м, несколько локальных сливов между каменными глыбами. Линия движения достаточно сложна, требуется интенсивный маневр. Общий перепад более 3 м. Валы на выходной горке более 1 м. Просмотр – с правого берега.

Препятствие № 9 – порог. Порог находится за правым поворотом реки. Правый берег вдается в русло скалистым мысом, высотой около 15 м, левый – каменистая осыпь. После поворота правый берег понижается, а левый, напротив, становится крутым, почти отвесным. В месте расположения порога примерно 3/5 ширины русла от правого берега занимает крупногалечная отмель, через которую сочится вода. На границе отмели стоит большой, острый обливник. Основной поток воды идет в оставшуюся между ним и левым берегом примерно 5-метровую щель. Однако она перегорожена плитой, разломившейся на три части. Правая и средняя части плиты торчат из воды мощными острыми клыками, готовыми перемолоть любое судно, попавшее на них. Узкий проход, чуть шире двух метров остается у самого левого берега. Высота слива в проходе чуть более 1 метра. Неровности левого берега и полу обливные клыки справа от прохода создают в нем косой пульсирующий вал высотой более 1.2 м. Заход в слив осложняется камнями в воде у левого берега сразу за поворотом и навалом основной струи на обливник справа от прохода. Кроме того, с наплыва клыки практически не видны в пене. Если идти без просмотра, может создаться обманчивое впечатление просто высокого крутого слива.

Суда нашей группы успешно преодолели порог. При повышении уровня воды примерно на 20-30 см (при нас уровень в этом месте был ниже максимального паводкового примерно на 1.2 метра, судя по следам на камнях) возможно, откроется мелководный проход в правой части русла, а в левой образуется мощнейшая "бочка". При понижении уровня воды возможно образование габаритного не прохода, но мощности струи будет еще достаточно, чтобы натворить бед с любым судном, попавшим в "Клыки".

Сразу же после выхода из "Клыков" необходимо пересекать струю, уходя под правый берег, поскольку через 50-60 метров начинается препятствие № 10 – шивера. Собственно говоря, и эти 50-60 метров достаточно засорены камнями, но дальше начинается участок с явно выраженным уклоном. Длина шиверы примерно 250-300 м. Береговая линия здесь почти прямая, но углубление русла, по которому течет основной поток, имеет извилистую форму. Сначала ложе реки прижимается к правому берегу, затем смещается к центру, поворачивая поток, почти перпендикулярно берегу, после чего разворачивается опять направо. Здесь у правого берега образуется небольшая заводь, ниже которой река разбивается на две протоки. Эту точку и можно считать концом препятствия. Падение высоты на шивере составляет не менее 2 м, так что когда смотришь на нее с посадки катамарана, воды между камнями почти не видно. Зато камней тут на любой вкус и размер. Описывать линию движения в подробностях бессмысленно: на каждых 10-20 м требуется какой-то маневр. Но в целом, мы сделали заход от правого берега, далее смещение к центру, затем свал влево по первому из локальных сливов в обход галечной отмели в центре русла. Из-за обилия камней скорость потока в этой шивере чуть ниже, чем в предыдущих, но и при этом работать приходится в полную силу.

Препятствие № 11 – порог. Порог расположен на плавном изгибе реки вправо. Река в этом месте делится на две протоки длинным высоким островом, поросшим густым лесом. Левый берег высокий, крутой, почти отвесный. Правый более низкий, поросший лесом. В конце левой протоки с берега в воду вдается большая скала характерной прямоугольной формы. Она хорошо видна еще при подходе к развилке русла. Длина порога примерно 180-230 м. Общее падение высоты в пороге составляет по нашей оценке около 2.5-3 м. В левой, более узкой и относительно чистой протоке падение в основном приходится на три ступени. Первая находится почти сразу после входа в протоку. Здесь находится относительно пологий слив (примерно 0.7 м на 7-10 м длины) через каменную гряду, перегородившую русло. Надо заметить, что вход в протоку сильно засорен обливными и полу обливными валунами. Далее, примерно в 50-60 м от конца протоки русло перегораживают три обломка скалы, стоящие в воде на одной линии. Эти скалы треугольной формы высоко торчат над водой, деля русло на четыре примерно равные части, и образуя второй слив. Справа от крайней скалы места больше, но там галечная отмель. Промежутки между каменными "бандитами" оставляют вопрос о габаритной проходимости этого слива открытым. Перед левым проходом в струе виден обливной камень, за линией "банды" примерно в 15-20 м также видны буруны над обливняками. На траверзе нижнего конца острова расположен последний, самый мощный слив в левой протоке. Вода устремляется здесь как бы через несколько ступенек широкой лестницы общей высотой не менее 1.5 м и с разгона бьется в основание той самой прямоугольной скалы, которая служит ориентиром порога. Здесь образуется прижим. Причем, с виду последний слив кажется достаточно мелким. От конца слива до скалы не более 15 м.

Правая протока примерно вдвое шире левой, но гораздо сильнее засорена камнями. Камней столько, что поначалу мы вообще не видели возможности сплава по этой протоке. Падение делится примерно поровну между входной шиверой, занимающей всю длину протоки и крутой выходной горкой на выходе из нее. Здесь слив также идет через ступенчатую каменную гряду высотой около 1.5 м.

Здесь у воды можно пройти по заметно натоптанной звериной тропке до слияния проток. Осмотрев снизу выход из левой протоки, и с учетом имеющейся информации о гибели в этом пороге несколько лет назад туриста, мы пришли к выводу, что идти будем по правой протоке. Левая протока опасна возможным габаритным непроходом во втором сливе (чтобы выяснить это необходимо переправиться на остров или на левый берег, но на нем у кромки воды прохода нет). Но даже если удастся успешно преодолеть строй "бандитов", судну придется резко уходить от прижима, одновременно маневрируя по последнему, крутому и мелководному сливу. При нашем уровне воды мы посчитали эту задачу почти невыполнимой, особенно для более тяжелой четверки. Прохождение на разгруженном судне не рассматривалось, так как за оставшееся светлое время мы не успели бы организовать просмотр левой протоки, обнос вещей и страхующего судна, а затем обнос его же обратно для прохождения. Мест же для лагеря здесь нет. Учитывая количество камней в правой протоке, мы решили, что будем проходить ее на плаву до тех пор, пока это будет возможно, а затем оставшуюся часть протоки проведем суда. Однако, оказалось, что воды достаточно для прохождения всей протоки, включая выходную горку. Чистых проходов для катамарана не было. В нескольких местах пришлось пропускать между гандолами довольно высокие камни, причем на высокой скорости, что могло бы кончиться поломкой поперечины. Поэтому прохождение вышло неожиданно интересным и эмоциональным.

Просмотр порога считаем обязательным в любую воду. Препятствие действительно опасно. Причем, при уровне воды выше нашего опасной может стать и правая протока, в которой, без сомнения, образуются мощные "бочки" и валы. В левой протоке проход через второй слив станет более широким, но не менее сложным, из-за образования мощных завихрений во всех плоскостях после скальных обломков в русле. В то же время увеличится скорость течения в третьем сливе и усилится прижим после него к скале. При понижении уровня воды, правая протока станет непроходимой, да и в левой может образоваться габаритный непроход второго слива и шкуродер на третьем. Похоже, оптимальный вариант в этом случае – проводка по правой протоке или обнос препятствия по правому берегу.

Далее, на участке реки длиной около 1 км расположены препятствия №№ 12, 13 и 14 – шиверы-пороги. Они несколько похожи друг на друга и представляют собой длинные горки с постепенно увеличивающимся уклоном. В начале каждой шиверы в русле довольно много камней, так что требуются маневры. Кончаются эти шиверы мощными сливами высотой от 1 до 1.5 м с валами после них. Однако, по сравнению с предыдущими препятствиями, эти кажутся проще, и мы прошли их без предварительного просмотра, в походном строю. Ниже препятствия №14 по берегам две высокие скалы образуют косые ворота, в которые устремляется река. К скалам есть несильные прижимы, но мы без проблем от них ушли.

В нескольких минутах сплава ниже "ворот" находится препятствие № 15. Шивера расположена на плавном изгибе русла влево, перед высокой отвесной скалой у воды на правом берегу. Перед скалой на правом берегу, у начала склона, завал из плавника. На левом берегу, на траверзе скалы небольшой песчаный пляж. Длина шиверы примерно 200 м, падение около 1.5 м. Состоит из входного участка, основного слива и прижима к скале правого берега в конце. Прохождение не вызвало у нас затруднений.

Ниже препятствия № 15 река делает сначала крутой правый поворот, затем столь же крутой левый.

Препятствию № 16 – шивера. Она находится в конце прямого участка реки перед левым поворотом. Шивера короткая, не более 80-100 м, но крутая. Левый берег отлогий, сложен галечником. Правый отвесный, скалистый. Перепад уровней около 1.0-1.2 м. Вода уходит вниз по шивере двумя основными потоками, обтекая каменистую гряду в центре русла. Правый проход узкий и более-менее чистый, но он уводит прямо под правый берег, в каменный "карман", образованный нависающими над водой скалами. Слева проход несколько шире, но он мелкий и сильно засорен камнями. Проход неочевиден. Места для маневра мало каких-то 12-15 м.

Далее, почти подряд, идут еще семь довольно мощных шивер – это препятствия №№17 - 23. Они отделяются друг от друга небольшими участками более-менее спокойного быстротока. Все шиверы не очень длинные, 150-200 м, и кончаются довольно крутыми горками со сливами. После препятствия № 17, на правом повороте реки в нее впадает левый приток. Перепад уровней на каждой из шивер этого участка от 1.5 до 2 м, максимальная высота валов чуть более 1 метра.

Затем долина реки резко расширяется. Река поворачивает на юг. В вершине этого изгиба слева в Калар впадает значительный приток. Это р.Читканда. 17-18 мы остановились на обед. Координаты N 56˚30’31.7”, E 119˚25’31.2”.  Чуть выше этого места по правому берегу также видна выраженная долина притока, но сейчас воды в нем нет. Около устья Читканды основной поток Калара прижимается к высокой скале левого берега. Это препятствие № 24. Большая часть русла в этом месте занята мелкой галечной отмелью.

Почти сразу за впадением Читканды, Калар широко разливается по плоской долине, начинаются разбои. Однако скорость течения постепенно падает, но остается в пределах 4-7 км/час. Выбрать единственный глубокий проход между многочисленными камнями сходу довольно сложно. Примерно в 5 минутах хода от стрелки, на правом берегу видна избушка-зимовье.

Еще через полчаса хода по многочисленным протокам, на пригорке левого берега видим изгородь загона для скота и пару домиков. К воде спускаются отчетливо заметные колеи дороги. Чуть выше дороги в Калар впадает под прямым углом довольно крупный ручей (или маленькая речка?).

Через 20 минут хода после зимовья видим крупный левый приток, приходящий из явно выраженной долины. Через 40 минут хода – еще один левый приток. Примерно в это же время, на правом берегу впервые на маршруте видим елку и березу. Еще примерно через 1 час хода проходим правый и левый притоки друг напротив друга. Похоже, дошли до Кудира.

Еще 15-20 минут хода и в 23-32 мы становимся на ночевку, примерно в 2 км. ниже Кудира. Координаты N 56˚23’46.4”, E 119˚28’07.4”.

12.07. Выходим в 10-40. Через 20-30 минут хода, в заводи левого берега, недалеко от воды стоит избушка. В районе избушки впервые замечаем обширные участки песчаного, а не галечного дна. Ниже появляются и достаточно большие участки берегов с песчаными склонами. На протяжении всего участка реки от устья Читканды до этой избушки идут мелкие разбои и многочисленные перекаты. Однако постепенно долина реки сжимается, вода все чаще собирается в единое русло. А здесь горы уже совсем близко подбираются к воде. Скорость течения на перекатах достигает 7-9 км/час, на плесах падает до 3-5 км/час.

Ниже избушки оба берега становятся неровными, то бугристыми, то с явными признаками заболоченности. Это один из немногих участков реки, где мест для стоянок практически нет.

В 11-55 видим левый приток. Через 15 минут проходим еще один левый приток, а еще через полчаса проходим крупный левый приток. Перед ним препятствие № 25 – шивера с небольшими до 1 м. валами, а после него прижим. В 13-20 и в 13-40 проходим два крупных правых притока. На всем протяжении этого участка в Калар с обоих берегов стекает много мелких ручьев. Места для стоянок найти можно.

В 16-24 по левому борту замечаем небольшой навес и дым от костра. Решаем пристать к берегу и пообедать. К нам на встречу вышел мужчина с двумя собаками. Так мы познакомились с Михаилом Богдановичем. В разговоре выяснилось, что рыба в Каларе на удочку практически не ловиться. После этих слов все мечты о рыбе растворились как дым. Михаил предложил прогуляться на озера и там порыбачить. От места остановки до озер надо было пройти всего около километра. Пока дежурные готовили обед, мы сходили на рыбалку. Поймали пару щук и несколько окуней. Михаил любезно пригласил нас  к себе домой и разрешил воспользоваться баней. Мы решаем, остановится на зимовье, и сделать дневку.

Примерно через пару часов хода после обеда подходим к устью Каларского Калакана. Приток очень крупный, сравнимый по ширине с самим Каларом. В устье его каменистая шивера. Вытекает из-за горы с правильной куполовидной вершиной, которая маячит перед глазами примерно полтора часа до стрелки. На стрелке, по левому берегу Калакана стоянка с деревянным слипом для спуска моторной лодки. Наверху кострище, старый брезентовый тент, различные хозяйственные мелочи. В 300 м ниже на левом берегу Калара стоит зимовье. Здесь уже более 20 лет постоянно живет охотник Михаил Богданович. Координаты N 56˚13’11.9”, E 119˚31’30.2”.

13.07. Дневка

14.07. Подъем дежурных в 8-00. Выходим в 9-50. Из за малого уровня воды и слабого течения по предварительным подсчетам в день нам надо проходить как минимум 50 км.

Перед впадением Каларского Калакана должен начинаться долгожданный первый Верхний каскад порогов. Однако, в нашу воду выше него была только одна "приличная" шивера. Ниже шиверы встречаются довольно часто, не менее двух на километр пути, но и они нас разочаровывают. Шиверы гораздо слабее тех, что мы проходили на верхнем участке, высота валов не превышает метра, камней в русле немного. Все шиверы преодолевались нами сходу, в походном строю. Судя по описаниям из других отчетов, в малую воду эти шиверы представляют определенную сложность, поэтому и мы не будем исключать их из общего списка препятствий, дабы не вызывать у последователей ложного пренебрежения к реке. Итак, на этом участке мы насчитали 9 шивер – это препятствия № 26-34.

Примерно через час с четвертью хода от устья Калакана видим избу на левом берегу. Еще через 45 минут сплава проходим заметный правый приток. Через 15-20 минут хода после этого места низкий галечный островок и галечная отмель у правого берега. За поворотом шумит очередная шивера.

Через час хода на правом берегу видим у воды избу из почерневших бревен. Чуть ниже слева в Калар впадает заметный приток. На всем участке многочисленные, но слабые шиверы. Скорость течения 5-7 км/час. В меньшую воду здесь может быть гораздо веселее! Участок довольно однообразен. Река здесь течет в узком лесном коридоре, зажатая горами и подступающей прямо к воде тайгой. Скорость течения остается не высокой. Три из пройденных шивер следует включить в общий список препятствий: это препятствия № 35-37. Четких ориентиров у них нет, кроме шума воды и барашков над камнями. Линия движения с высоты катамаранных посадок видна хорошо.

Примерно через полчаса хода на левом берегу видим еще один балок. Ниже него в реку втекает заметный ручей. Через 45 минут хода в устье левого притока видим почерневшую, приземистую избу. Еще три четверти часа сплава и мы подходим к довольно крутому правому повороту реки. Калар в этом месте довольно широко разливается. В русле большой лесистый остров, делящий реку на широкую левую и узкую правую, протоки. Напротив острова, из хорошо разработанной долины в Калар слева вливается широкий и мутный поток. Это Джемку. В ее устье, на левом берегу просторная по здешним меркам изба, рядом внушительная поленица дров. Ниже устья Джемку воды Калара теряют свою кристальную прозрачность, и уже насовсем.

Встали на ночлег в 22-59, примерно через час хода от устья Джемку, на террасе левого берега, за галечной отмелью на песчаном склоне. За площадкой, на которой мы расположились, начинается типичное болото. На болотном мху много больших глубоких следов, кроме наших, разумеется. Олени?… Медведи?… Погода все эти дни солнечная. Все обгорели, носы и уши начали потихоньку облазить. Красотища! Координаты N 56˚00’37.9”, E 119˚20’37.5”.

15.07. Собираемся не торопясь, но выходим теперь уже как всегда рано. Через 10 минут хода видим правый приток. Еще через несколько минут, после левого поворота, на высоком правом берегу аккуратное зимовье, рядом поленица дров. Через 40 минут сплава еще один правый приток. На этом участке впереди часто появляется на горизонте характерная трехглавая скала на гребне гор. Река течет быстро, но спокойно.

Через 1 час 40 минут чистого ходового времени после притока проходим одну за другой две шиверы - препятствия № 38 и 39 . Шиверы довольно мощные, но несложные для наших судов. Вот при более низких уровнях воды тут пришлось бы покрутиться.

Еще через 15 минут сплава, после левого поворота видим устье Катугина. Координаты N 56˚03’29.5”, E 119˚08’55.0”.

Перед ним препятствие № 40 - шивера в скальном сужении русла. Это единственное препятствие на участке, предшествующем Катугину, описание которого соответствует действительности. Есть и большой скальный выступ с правого берега, и обломки скал в струе. Валы около 1 м, свободного места достаточно. Проходим без проблем. На этой шивере мы ставим рекорд скорости аж 16 км/час. (Показание GPS)

На стрелке, с воды видны колеи дороги, уходящей от воды вверх по склону, и большая темно-красная цистерна. С воды гидрометеостанцию не видно. Встретили нас приветливо. Поговорили немного "за жизнь", поставили в маршрутку печать и отправились дальше. От метеостанции есть дорога (наверное, слово не совсем точное, но, полагаю, смысл будет понятен) до поселка Катугино, находящегося примерно в 24-28 км выше по одноименному притоку. А оттуда уже можно на "Урале" добраться и до Новой Чары. Об этом же говорил и Анатолий Иванович Мисюра, завозивший нас к началу сплава.

Местные дети провожали нас до судов и настойчиво клянчили средство от комаров.

Через 15 минут хода после устья Катугина, на скалистом мысу правого берега у слияния двух проток, перед изгибом русла вправо, на высоте 10-12 м от воды видим белый обелиск. На небольшой площадке среди скал стоит стандартная, крашеная когда-то белой краской, железная пирамида под красной звездой. Кем был этот человек? Геологом, туристом, охотником? Что случилось тогда в этом спокойном на вид месте? Мы не знаем. Но, глядя на необъятное зеленое море тайги вокруг, прорезанное широкой лентой реки, наверняка, каждый из нас в душе желает вечного успокоения этому человеку.

Примерно через 35-40 минут сплава видим на левом берегу избу около устья левого притока. Через полчаса проходим мимо устья правого притока, а еще через 40 минут проходим левый и правый притоки, расположенные почти друг напротив друга.

В 22-58 встаем на ночевку. Координаты N 56˚02’01.3”, E 118˚46’27.2”.

16.07. Выходим 9-40. Через 30-40 минут ходового времени проходим характерное место: два именных притока впадают в Калар с разных сторон друг напротив друга. Это Южный Сакукан (справа) и Луча (слева). Калар в этом месте делает резкий зигзаг сначала вправо, затем влево. На стрелке Сакукана и Калара издали видны три дома с высокими двускатными крышами. Судя по нашей схеме, это база геологов.

Через 1 час 30 минут проходим устье левого притока, рядом с которым стоит очередное зимовье. Чуть ниже – приток справа. Часто расположенные "избушки-зимушки" не дают сформироваться ощущению полной оторванности от остального мира.

Еще один правый приток видим через 1 час 20 минут. Судя по схеме, мы имеем реальные шансы добраться до крупного правого притока - р. Чукчуду,

На левом берегу видим очередное зимовье. Через 20 минут хода – левый приток.

В 20-48 наконец-то увидели устье Чукчуду. Река действительно большая. По ширине можно сравнить, пожалуй, только с Каларским Калаканом, но расход явно меньше. Мелко. Прозрачная вода. Наверное, эта река проходима только при очень высоком уровне воды.

Становимся на ночевку. На большой песчаной площадке правого берега недалеко от устья, высоко над водой. Все пространство перед площадкой занято широкой галечной отмелью, а небольшая коса образует заводь удобную для чалки. Координаты N 55˚59’13.6”, E 118˚09’52.0”. Пошел дождь.

17.07. Проснулись с надеждой на подъем воды, но нет, дождь наполнил только притоки. В Каларе вода не поднялась. Через 20-30 минут после выхода, мы услышали мощный низкий гул. Так мог бы шуметь приличных размеров водопад или, на худой конец, какой-нибудь завалящий шестерочный порог. Но по описанию ни того, ни другого впереди не предвиделось. Вскоре все стало ясно. Это Станнах – еще один именной правый приток

На стрелке Калара и Станнаха с воды видно зимовье и рядом обитый жестью лабаз на железном столбе.

Далее, на участке до самой Биримьяны, практически из каждого распадка в Калар стекали притоки различной величины и мощности – от маленького ручейка до внушительного потока.

Порогов Биримьянского каскада пока нет. Кое-где небольшие валы.

На левом берегу замечаем два дома. Возможно, это база геологов, обозначенная на схеме. Порогов все нет. Примерно через 50 минут хода после обеда проходим мимо скалы "Медведь" на правом берегу. Издали она действительно напоминает вставшего на дыбы хозяина тайги. Чуть ниже нее, примерно в 5 минутах хода, на скалах обрывистого правого берега, довольно высоко над водой видим обелиск: пятиконечная звезда из полированной нержавейки укреплена на металлической треноге.

Ниже этого места прошли с полдесятка довольно мощных шивер с валами до 1.5 м. Полагаем, они будут в том или ином виде встречаться при любом уровне воды, поэтому заносим их в общий список препятствий. Это – препятствия №№ 41-45. Однако при нашем уровне воды ни одна из них не занимала всего русла. Около одного из берегов всегда оставались свободные проходы. В меньшую воду их может и не быть. Хотя и сейчас мы ими не пользовались. Стараясь не пропустить ни одного приличного вала, гонялись за ними по всей реке. Благо, суда позволяют. Струя довольно мощная, отбойные валы закручивают и рвут ее, местами появляются довольно существенные "поганки". А вот обещанных многочисленных прижимов, тем более Z -образных, мы не видели.

В 15-55 становимся в устье Биримьяны на обед. Координаты N 55˚56’04.9”, E 117˚43’32.3”.

Похоже, все основные препятствия каскада остались позади. Зато скорость течения значительно увеличилась: GPS показывает от 10 до 16 км/час!

Вскоре после Биримьяны, горы отступают от реки, долина расширяется. Мы вплываем в пределы Среднекаларской котловины.

Встали на ночлег в 21-16 на правом берегу, вскоре после правого притока Туруктах. Здесь ровный лесистый берег обрывается к реке довольно высоким галечным склоном. На нем наискосок лежат упавшие стволы деревьев. Координаты N 55˚54’06.3”, E 117˚27’32.3”.

До села Средний Калар по береговой тропе осталось около 10 км. Значит и по реке примерно столько же, поскольку русло здесь петляет не сильно, плесы довольно длинные, а повороты плавные.

18.07. Встаем рано, выходим в 9-40. За 1 час 20 минут дошли до Среднего Калара. За несколько минут до него проходим под двумя высоко натянутыми над водой тросами гидроствора. На обоих берегах видны решетчатые металлические конструкции, к которым крепятся тросы.

Само село хорошо заметно с воды. Правда, напротив него русло делится надвое большим островом, поэтому, при желании пристать следует держаться правого берега.

На всем протяжении Среднекаларской котловины река течет в широкой пойме, нередко делится на протоки низкими галечными островами. В таких разбоях нам часто приходилось проходить по мощным перекатам, но при правильном выборе линии движения воды всегда хватало, и мы ни разу не садились на мель. При более низких уровнях воды, возможно, некоторые острова превратятся в полуострова, и количество проток сократится.

Примерно через 15-20 км после Среднего Калара горы снова начинают придвигаться к реке, превращая долину местами почти в ущелье.

На обед встали в 14-32. Координаты N 55˚48’55.3”, E 117˚15’27.4”. Через 20-30 минут после выхода проходим приток Левый Юмурчен.

На стоянку встали в 21-24. Координаты N 55˚39’50.1”, E 117˚00’18.7”.

19.07. Через 15 минут после выхода проходим левый приток Талакан. Начинается “большая петля”, река выписывает большие петли. Погода солнечная.

Стремительно движемся вперед. Пейзажи сменяются с почти автомобильной быстротой, скрашивая однообразие гладкой гребли. На "большой петле" и ниже, на скалах стали появляться характерные, почти белые прослойки на темном фоне монолита. Раньше мы их не видели.

На обед становимся на выходе из “большой петли”. Координаты N 55˚36’24.7”, E 116˚51’43.1”.

После места обеда долина реки сжимается, и несколько километров подряд оба берега круто обрываются в воду. Мест для стоянок здесь нет. Затем горы несколько расступаются. Перед одним из левых поворотов, на зеленом склоне правого берега хорошо видна приметная скала в виде головы динозавра или какого-то другого животного.

Пройдя примерно 1,5 км ниже правого притока Бугунгда, в 20-43 становимся на ночевку. Координаты N 55˚31’34.1”, E 116˚40’11.6”. Место для стоянки отличное. Большая песчаная площадка на правом берегу выше галечной косы. Решаем сделать дневку.

20.07. Дневка

21.07. Вскоре после выхода на прямом участке реки проходим мощную шиверу с валами около 1.5 м в левой части русла.

Примерно через 10 минут хода, перед крутым левым поворотом характерная темная скала вдается в воду с левого берега. Через 50 минут проходим довольно большой левый приток, ниже которого стоит дом. Далее, в конце прямого участка, перед правым поворотом, еще один левый приток. После поворота, в расширении русла два галечных острова.

Примерно через 40-50 минут после выхода прошли мимо устья крупного правого притока. Похоже, это Джело. Дальше река течет в узкой ложбине, образованной склонами окрестных гор. Насколько видит глаз, нет ни одной горизонтальной линии на местности, кроме линии уреза воды. Со стоянками на этом участке напряженка. Горы невысокие, но довольно живописные.

На обед встали в 15-40, на скальной площадке левого берега. Координаты N 55˚25’06.9”, E 116˚24’54.6”. Поев и отдохнув, продолжили путь. За первым же поворотом после обеденной остановки видим препятствие № 46 – порог "Центрифуга". В отличие от многих других мест на реке, этот порог описан везде одинаково и везде точно и узнаваемо. Река в этом месте проходит через местное расширение русла почти правильной круговой формы. Поток, в высокую воду, делится на три части двумя галечными островами. При понижении уровня воды сначала закроется левая протока, затем, возможно, и средняя. Правая – основная. В нашу воду была открыта правая протока. Здесь вода идет по правильной круговой дуге под правым отвесным берегом, сложенным скальными породами. В конце дуги с правого берега в воду выступает скала, с которой поток срывается, образуя приличный вал и улово между ним и берегом. При нашем уровне воды не было прижимов сначала к правому, затем к левому берегу. Так что прохождение и этого препятствия не вызвало у нашей группы затруднений.

После "Центрифуги" через 15-20 минут, в 18-53 как-то незаметно подошли к устью Калара. Фотографируем стрелку снизу. В Витиме вода мутная. Похоже на низкий уровень. Да и течение слабовато. Координаты N 55˚21’57.2”, E 116˚15’52.6”.

До устья Ципы дойти не успеем. Решаем становится на ночевку. Со стоянками на Витиме огромная проблема. Дошли до правого притока Бугарикта. В 50 метрах от берега, в лесу стоит зимовье и баня. Площадки для палаток нет. Мы встали на галечном берегу. Координаты N 55˚21’49.7”, E 116˚04’53.7”.

22.07. Встаем рано и примерно за 2.5 часа доплываем до устья Ципы. Вода в ней абсолютно спокойна. Никак не верится, что всего в нескольких десятках километров выше эта мирная река ревет и пенится, образуя мощные и сложные пороги. Координаты N 55˚23’01.7”, E 115˚55’59.6”.

Останавливаемся на стрелке Ципы и Витима. Отдыхаем и фотографируемся.

На расстоянии нескольких километров перед устьем Ципы и нескольких после него, приличных мест для стоянок практически нет. Береговые склоны покатые, горизонтальных площадок почти нет.

Через час полтора после выхода, видим крупный левый приток. Скалы левого берега в районе его устья сложены "кирпичиками". Вода в притоке прозрачная. Далее, река выписывает большую дугу влево. На всем ее протяжении скалы правого берега до максимального паводкового уровня (примерно на 1.5-2.0 м выше нашего уровня) белесые, как бы вытертые, а выше – темные, серо-коричневые. В середине дуги в Витим впадает мелкий, но хорошо заметный на фоне скал, правый приток.

Через два поворота реки, в русле два больших лесистых острова. Основная протока широкой дугой огибает их справа. Левая протока короткая и просматривается насквозь, но течение в ней тише. В нашу воду проходимы были обе протоки. Проходим первый остров и в 15-10 становимся на обед против второго острова на небольшой площадке правого берега. Координаты N 55˚29’35.4”, E 115˚52’36.4”.

Через 50 минут после отплытия от стоянки, на крутом правом повороте слева видим то ли устье левого притока, то ли узкий извилистый залив. Вроде, и долина небольшая подходит к реке, вроде и похоже на реку, но течения в устье не наблюдается.

Походим мимо большого хутора, расположенного на правом берегу.

Останавливаемся на ночевку в 21-46 примерно в километре выше устья Бамбуйки, на левом высоком берегу. Он здесь менее удобен для выхода, но правый берег весь зарос непроходимым кустарником. Координаты N 55˚46’05.2”, E 115˚50’04.7”.

23.07. Через15 - 20 минут после выхода проходим устье Бамбуйки, впадающей в Витим двумя потоками. С воды видны крыши крайних домов одноименной деревни. По сравнению с Витимом, расход воды в Бамбуйке невелик. Бамбуйская котловина кончается, река втягивается в горы, и течение наконец-то становится устойчиво и более сильным.

Через 1 час 20 минут хода на левом повороте видим небольшой, но шумный правый приток. Долина реки ощутимо сужается, песчаные берега уступают место крупно-галечным и скалистым. Еще через 40 минут проходим препятствие № 47 - шиверу. Это была одна из первых именных шивер этого участка. Какая именно? Больше похоже на "Широкую речку".

Через 20 минут подходим к следующему препятствию - мощной шивере (препятствие № 48), шум которой слышен издали. Уклон реки здесь также резко увеличивается, что заметно на глаз. Препятствия похоже на Большую Тузалинскую шиверу, хотя и не полностью ему соответствует.

Шивера расположена на прямом участке реки после небольшого левого и перед правым поворотом реки. Правый берег крутой, скалистый. Левый берег представляет собой большую и низкую каменистую косу, занимающую пространство от уреза воды до подножия склона долины. Коса сложена крупными валунами и обломками скал преимущественно темных оттенков (серых, коричневых), которые хорошо окатаны. Кое-где между валунами виден песок. Во второй трети участка коса вдается в русло, сжимая поток. Ниже, у левого берега образуется небольшая заводь. Выступающие скалы правого берега и подводные плиты создают значительное волнение. В правой части русла высота валов превышает 1.5 м, но у левого берега валы ниже. Камней в русле, мешающих проходу наших судов, практически нет – линия движения видна и вполне реализуема. Ширина русла в самом узком месте около 45-50 м. Как мы и предполагали, данная шивера оказалась Большой Тузалинской.

Примерно через 15-20 минут после Большой Тузалинской, проходим препятствие № 49 - Малую Тузалинскую шиверу. Опять же, вопреки описанию, не могу сказать, что она является зеркальным отражением предыдущей. Но, что она слабее предыдущей – это точно. Затем река успокаивается.

Примерно через 40 минут хода на крутом сером склоне правого берега видим укрепленный бревнами вход в заброшенную шахту. Из черного зева шахты торчат остатки рельсов. Поднявшись по склону к входу в шахту, мы увидели, что крепь поддерживает только сам вход, а дальше потрескавшийся свод. Рельсы уходят вглубь шахты и теряются в темноте. Поглядев на это, мы не решились идти в глубь шахты, тем более, что фонарей с собой не было.

На наружных бревнах крепи наши предшественники не преминули выцарапать свои адреса. По надписям выходило, что на этой реке бывали группы из Челябинска, Ельца, Смоленска (и не единожды), Перми, Екатеринбурга, Москвы и т.д. Мы не стали портить бревна своими каракулями и, сняв на память вход в шахту, двинулись в путь.

Примерно через 15 минут хода, пройдя короткий зигзаг "право лево", видим устье Тулдуни. Ошибиться невозможно: других крупных притоков слева здесь нет. Да и характерный рисунок левого берега, с хорошо запоминающимся названием – Многообещающая Коса.

Чуть ниже начинается препятствие № 50 - Тулдунская шивера. Имевшееся у нас ее описание, так же сильно отличалось от действительности, как и для предыдущих шивер. Для надувных судов она проходима в любом месте, но высота валов в правой части русла при нас была не менее 2 м, причем это не единичные стоячие волны, а две системы валов по 100-150 м каждая. Камней в русле близко к поверхности нет, за исключением выступающих в воду обломков скал правого берега во второй части шиверы. Скорость течения на этом препятствии примерно 12-15 км/час. Влияния Тулдуни на основной поток мы практически не ощущали. Возможно, потому, что уровень воды в ней был невелик, судя по мелкой дельте и прозрачной воде притока. Впрочем, Тулдунскую шиверу походным строем, без просмотра. Длина шиверы в описании кажется нам также завышенной. Практически, она кончается перед поворотом влево, где начинается более спокойный быстроток, с изредка встречающимися подводными плитами и камнями в русле.

Далее, за поворотом, проходим еще одну шиверу (препятствие № 51), но слабее предыдущей. Несколько плит в русле не ухудшают проходимости реки, зато дают нам возможность еще раз покататься на высоких – почти 2-х метровых валах. Возможно, лоция объединяет эти две шиверы в одну – Тулдунскую, тогда понятна фраза о длине опасного участка в 1.5 км. Но между ними есть достаточно длинный, сравнимый с длиной каждой из этих шивер, участок совершенно гладкой воды!

Идем дальше. Берега на этом участке крутые, скалистые, ровных площадок практически нет. Примерно через 20 минут хода после Тулдуни, проходим препятствие №52 – шиверу. Она расположена сразу после локального правого поворота реки. Длина примерно 300- 400 м. В русле находятся несколько подводных плит и отдельных камней, образующих волнение до 1.3 м и две "бочки" в правой части русла. Линия движения просматривается с наплыва и мы прошли шиверу, не останавливаясь. Судя по описанию, это не может быть ничем иным, кроме как шиверой Сивак – "… самой опасной, по местным понятиям…".

Показания GPS однозначно свидетельствуют, что правый поворот последний перед впадением правого притока - р.Таксимы. Следовательно, впереди нас ждут еще две именные шиверы и, всего через каких-то 12-15 км – наша главная цель – Витимский мост.

Через несколько минут проходим препятствие № 53 – Таксимскую шиверу. Шивера короткая, но достаточно сложная. Валы ниже, чем на Тулдунской, но не менее 1.6 м. Линия движения несколько извилистая из-за каменистых отмелей на входе (в меньшую воду, возможно, это низкий остров) и выходе, однако хорошо читается с наплыва, поэтому идем без просмотра. Сама Таксима – довольно крупный приток. Если уж по Тулдуни сплавляются, возможно, проходима и эта река.

Ниже шиверы, за поворотом, течение ослабевает, зато начинается довольно сильный встречный ветер. Слава Богу, не такой, чтобы остановить нас совсем, но движение сильно замедляется. Плывем в узком скальном коридоре, который пропилил себе Витим. Последней именной шиверы не находим. Есть только небольшие быстрины со слабым волнением.

Вдали видим мост. Осталось около 5 километров. Но тут течение сдыхает окончательно. Впереди по левому берегу видны нисходящие к воде скалы – последние отроги Южно-Муйского хребта, через который мы только что прошли. За ними – просторы Муйской котловины. Почти 40 минут по практически стоячей воде догребаем до начала поселка, если его можно так назвать.

Останавливаемся выше моста, не доходя до выходящих к реке домов поселка. Здесь небольшая галечная коса. На берегу хорошая, ровная площадка, где можно разобрать суда и просушить вещи. Чуть дальше площадка переходит в дорогу и уходит вправо, в поселок. Есть следы предыдущих "разборок". Все. Водная часть похода успешно завершена. Разбираемся, сушимся, ужинаем.

Вернемся ли сюда еще? Хотелось бы, но загадывать не будем.

P.S.  А, впрочем, в планах нашей команды сплав по Ципе. Но это будет уже другая история.

Дневник похода

Забайкалье. Чарские пески – р.Чина - р.Калар – р.Витим.

Эпиграф: Долго сказка сказывается, да быстрее дело делается. Жили да были … туристы клуба спортивного водного туризма «Легион»: Толя – руководитель, Камил – зам. руковода, Игорь – оператор, Дима – реммастер, Света – зав. прод., Алена – медик, лето-писец, Андрей – матрос, Саша – матрос, Вова – рыбак, Боря – фотограф. Все собрались, купили много еды, и много билетов и понеслась …. Русская народная сказка.

4 июля 2008 г. в 0.40 ритуально сфотались на перроне Владивостока. Осуществили погрузку и посадку в 10 вагон пензенского поезда, в 3 часа ночи забрали Вову и Борю в Уссурийске, после чего организовали коллективный сон. Пока все спали, на станции Спасск-Дальний в вагон нашего поезда осуществили посадку: пирожки, салатики, клубника, компотик, домашний хлебушек, вареная картошечка, эти все вкусности передала Светина мама. На утро коллектив решал важный вопрос: как всё это съесть! Толик увлёкся клубничкой! С посадкой Камила в Дальнереченске пожирание пошло быстрее, но Камил на самом деле не так уж и много съел, от него ожидали большего, но он уверил, что наверстает.

«Многоуважаемые читатели, пишем вам с верхних полок вагона, ЕЩЁ ПОКА, сытые, и лоснящиеся, туристы «Легиона». Пришёл «рэкет» - Игорь и стал Робин Гудом: забирал деньги у богатых и раздавал их бедным. В 14.00 прибыли на станцию Хабаровск, пошли гулять и фотографироваться, до пересадки 6 часов.

В Хабаровске ребятам понравилось:

1. Кинотеатр «Дружба» и фильм «Особо опасен»

2. Мороженое «Белое на 100%»

3. Фонтаны и велосипедисты

4. Душ на вокзале

5. Набережная и «Хабаровск как Хабаровск»

6. Сырок «Дружба» и туалет в кинотеатре

Сели на поезд до Тынды в 19.40, в вагоне жарко и душно в лучших традициях газовых камер Гестапо. Боря сказал: «Мама мыла раму, рама мыла маму…» И мы поехали (вместе с нашей крышей).

Эпиграф: «Зануда – это такой человек, которому проще дать, чем объяснить, почему ты не хочешь с ним спать». Народная мудрость.

5 июля 2008 г. Отлично выспались, утром был Белогорск, все, топая копытцами, погнали в магазин. Пока стояли в очереди, влезли наглые проводницы без очереди и сказали, что если вы опоздаете на поезд, то это ничего страшного, а вот если они …! Толя провел с ними разъяснительную беседу по политинформации и объяснил кто кого. Мы закупились и на поезд бежали бегом, но поезд и не думал уходить без нас. Весь день снова ели, пили, говорили, спали, читали отчеты о походе прошлых лет. Вывели аксиому: если мы не спим и тихо, значит, мы едим! Тишину нарушал периодически раздававшийся вопль с верхней полки: «Все жрете и жрете, в стране уже жрать нечего!» В голосе слышалась надежда, что его покормят. Во время очередного по счету приема пищи, затрудняюсь сказать какого по счету, Игорь, заботясь о боевом духе команды, раздал полезной микстурки, горящей и вкусной. После того как поели, конечно же, поспали это дело, периодически выгуливали свои тела на станциях. Как обычно Камил попытался привлечь молодых девушек в поход и организовал маникюрный кабинет. Наконец-то появились карты, и маршрут пошел веселее. С нами в поезде едет кролик, белый, толстый, с красными глазами, но никто его не видит. «Ты видишь кролика? – Нет. – И я не вижу, а он есть!» Перед выходом на ст.Тында узнали, что Нерюнгри (город в Якутии) в переводе означает «тысяча хариусов». В Нерюнгринском районе есть поселок Беркакит в переводе с якутского: «место, где ставят самострелы на зайцев». В Нерюнгри есть источник «Нахот» и ведется добыча угля.

В 11.30 прибыли в Тынду, перенеслись на вокзал, узаконили свое присутствие там. Совершили вечернюю прогулку вокруг вокзала, сходили в душ в комнате отдыха и завалились спать кто где, кто в нумерах, а кто так, на вокзале на лавках. На дискотеку Толя нас так и не пустил, а девочкам, между прочим, хотелось танцев! В Тынде красивые закаты и рассветы – красные с разноцветными отблесками на облаках.

6 июля 2008 г. 11.49 Владивостокского времени. Утром проснулись, встрепенулись, помылись, побрились, похмелились, вокзал стал уже как родной. Пошли гулять по городу, потрясла архитектура, свойственная видимо только городам, основанным уже во 2-ой половине Советского Союза, без империалистических витиеватостей и с коллективистской добротностью и капитальностью. Шикарный большой вокзал, внешне похожий на инопланетный корабль, мраморные полы и лестницы, картины с сюжетами стройки БАМа, кованые люстры, фонари-домики с лавочками и аллеями вокруг. На вокзалах Владивостока и Хабаровска под потолком были замечены воздушные шары - миккимаусы и Тындинский вокзал не стал исключением – в люстре уже сдувшийся шарик (мы уже думали, что это один и тот же шар нас преследовал). Во время прогулки по городу увидели много памятников и посвященных БАМу монументов. На привокзальной площади – локомотив поезда, посвященный 30-летию БАМа и бюст героя СССР, сержанта железнодорожных войск Мирошниченко. В Тынде все открывается поздно 10-11 часов местного времени, а разница с Владом 1 час. Поэтому поиски кафе затянулись и привели к обзорной экскурсии по городу. Очень красивый и новый храм расположился в центре: золотые купола и крест – памятник строителям БАМа с элементами рельсов железной дороги – живописное дополнение к высоким монолитным домам и стеле в виде серпа и молота. За нами по городу увязалась собачка, очень милая и смешная, мы думали, что она голодная и дали ей пирожок, но она есть не стала, видимо закормленная. Кафе в центре мы не нашли, но ларчик проще открывался, чудесное кафе оказалось прямо в здании вокзала: горячий борщ, сырные лепешки, салатики – все было очень вкусно. И после сытного обеда и прогулки, отдохнувшие и душистые после душа, мы прибалдели на солнышке на близлежащих лавочках как котики. Жизнь прекрасна! Еще и поезд подали на первый путь ближней высокой платформы. Ночью было прохладно и ночью тоже, хотя часы показывали температуру 14 градусов тепла. Выглянуло солнышко и стало свежо и тепло, солнце и ветер – лучшая погода! Мальчики подарили нам шампанское. Молодцы! Настоящие индейцы! Сели в поезд с местными туристами, узнали, что Тында в переводе с эвенкийского «место запряжения оленей». А так же, что дискотеки так все же есть в клубах «Дизель» (на ул. Советская) и «Мегаполис» (на ул. Мохартова). Тындинские туристы ехали на туристский фестиваль в Куанду, который проводится каждый год в июле, там они ходят в горы на Кодар.

21.50 мы прибыли на станцию Хани, сотовой связи нет, зато за зданием станции 3 продуктовых магазина, а к поезду приходит женщина и продает вкуснейшие пирожки и малосольные огурчики. Вся станция – три многоэтажки среди тайги и горных хребтов и вокзал. Над самой станцией гора, с которой в половодье по кулуарам стекает вода, образуя множество водопадов. Говорят, что каменистый гребень этой горы напоминает всадника на лошади, но неполовозрелые пионеры увидели там сиськи. Дима говорит, что станция похожа на Дальнегорск.

Приехали в Новою Чару, провожал нас весь вагон тындинских туристов, с которыми мы успели подружиться. Как и в предыдущем поезде под конец поездки мы замучили умы присутствующих логическими загадками и, смеясь, разгадывали их всем вагоном. На перроне по прибытии нас встретил Анатолий Иванович Мисюра – водитель Урал-вахты, с которым мы договаривались о заброске. Молодец, что пришел и встретил (в 2 то часа ночи!) и предупредил, что сможет забросить на Чарские пески нас в 12 дня, отпросившись с работы, а на Аммудисские озера к месту начала сплава забросит только утром в среду 9 июля, т.е. мы теряем день. Посчитав, мы решили, что провести на песках больше времени это даже неплохо, на реке мы планировали нагнать этот день. Смирившись с тем, что в среду выезжаем с песков на реку с группой Карикова, которая шла следом за нами (чем больше народа едет за раз, тем дешевле с человека заброска), мы отправились на вокзал. Зарегистрировались у местной милиции и упали спать.

Эпиграф: Вокзал в Новой Чаре строили казахи, поэтому интересна архитектура здания и резные панно из дерева с изображением быта казахских народов. Памятная табличка.

7 июля 2008 г. 8 утра. Толик нас поднял и разбудил, или в обратной последовательности, но, проспав всего 4 часа, вставать очень не хотелось. Решили собрать в рюкзаки все необходимое на 2 дня для похода на Чарские пески, а сплавное снаряжение оставить в музее и забрать по дороге на р. Чину. Пошли договариваться с работниками музея. Координаты музея в Новой Чаре: N 56˚47’23.9”, E 118˚16’13.7”, 755 метров над уровнем моря. Из поселка открывается шикарный вид на хребет Кодара. В музее можно купить за 100 рублей очень подробную карту района с описанием туристических маршрутов. За 70 рублей – интересный буклет с красивыми фотографиями и легендами о  Чаре. Посещение экспозиции стоит 30 р. с человека – очень интересно и познавательно: флора и фауна района, уникальные природные и туристические объекты с фотографиями и описаниями. Богатая экспозиция быта и истории коренных народов эвенков, а так же описания истории строительства уранодобывающего ГУЛАГовского лагеря в Мраморном ущелье. Мы узнали много о строительстве БАМа, увидели фотографии и карты стройки века. Так же представлены образцы полудрагоценного камня Чароита, единственное в мире, месторождение которого находится в Кодарском районе, фиолетовый камень с разводами, структурой похожий на малахит. За хранение вещей с нас взяли что-то около 300 рублей.

Помыться в гостинице, что рядом с вокзалом нам не удалось, оказалось, что душ только для постояльцев, а кафе начинает свою работу поздно. Приехал Мисюра, мы погрузились, завезли вещи в музей и отправились на Чарские пески. Проехали через старую Чару (от Новой до нее 10 км), повернули направо и поплыли по болоту (от старой Чары проехали еще 10 км). Анатолий Иванович высадил нас возле брода через Средний Сакукан, вода в нем после дождей бывает большая и сильное течение, не перейти. Но нам повезло, вода не достала до наших рюкзаков (а для сугрева мы взяли с собой неопреновые тапочки). Брод преодолен, солнце светит, водитель рассказал куда идти и мы пошли. Прошли прямо от брода до следующего рукава Среднего Сакукана метров 100-150 и стали искать тропу, искали долго, до песков напрямки не пройдешь – болота. Методом логического тыка нашли еле заметную колею, пройдя направо от реки в месте поворота русла. Пошли по ней через лес, и вышли на барханы, пошли прямо через пустыню и, выйдя на колею от колес, пошли направо. И … О чудо! Через пару десятков метров оазис! Заросшая хвоей и березами поляна со столом и лавками и … шикарное озеро изумрудного цвета! И это не мираж! С разбега ныряем в освежающую прохладу озера с противоположного берега, окруженного песчаными барханами и видами горных хребтов Кодара. Вода очень теплая и чистая, местные уверили, что питьевая! Мы купались и пили, полный восторг, это место просто рай на земле! В озере водится рыбка, но удочки мы не взяли, ловили на нитку с крючком, и она ловилась! Купались весь оставшийся день, стирались, мылись, погода радовала, тепло и солнце. Сварили обед и насытились, но оказалось, что огненной жидкости не взяли, все понадеялись друг на друга, и мужчины расстроились – 2 дня без спиртного, не отметить даже посещение песков. Но оказалось, что Светик взяла бутылочку, мы притихли и сговорились выдать ее мальчикам под выкуп – пусть танцуют. Танцевал только Камил, но как он это делал! О! Снимали на камеру материал для фильма, с места нашей стоянки открываются великолепные виды: изумрудное озеро, песчаные барханы, горные хребты, лиственницы и кедры …. Устроили лежбище котиков и кошечек и читали Чарские легенды вслух. Озеро к вечеру стало прохладней – то, что нужно жарким днем – свежо и чудесно. Плывешь и наслаждаешься видами песчаных барханов и величественных гребней великих гор, вода в озере серебрится под светом вечернего солнца. Темнеет очень поздно, мы уже после 12 пошли гулять по барханам и смотреть закат, солнце нехотя заходило в Мраморное ущелье. Сидели на бархане, и пили вино в ожидании заката, вместо кактусов – елки, мы устроили им фото - сессию, необычное, чарующее впечатление произвели на нас Чарские пески.

Эпиграф: Озеро в Чарских песках называется Аленушка, 747 метров над уровнем моря, координаты N 56˚51’58.9”, E 118˚10’19.8”. Показания GPS.

8 июля 2008 г. «Батон день», всю ночь еще бдели Дима и Камил, утро было свежо и солнечно, потрясающая красота отражалась в хрустальной глади воды. Решили этот день посвятить купанию и съемке фильма. Отдыхали и валялись, потом пошли на барханы снимать, придумали сюжеты, была страшная суета и ажиотаж, но весело. Мы валялись в песке и купались, загорали и расслаблялись. Решили выходить к броду через Средний Сакукан вечером, когда спадет жара. После обеда поднялся сильный ветер, как при песчаной буре и наши планы пришлось изменить, чтобы не рисковать мы вышли раньше. Бывает, после дождя вода в реке сильно поднимается, так что ее не перейти, решили перейти реку и заночевать на противоположном берегу. Не хотелось покидать это место, и чем дальше мы отходили от озера, тем сильнее уже хотелось вернуться обратно или еще раз туда попасть! От озера до брода мы дошли за 50 минут, а по подсчетам и GPS-ке расстояние всего 2,5 км. Ночевать нам предстояло на русле Среднего Сакукана, которое в это время было сухое, но не исключалось его сильное обводнение после хорошего дождя. Начинало затягивать небо тучами, и вдали гремел уже гром, мы начали искать место для ночлега. В этом районе при дожде речки очень быстро заполняются водой, и проснуться посреди реки в палатке, плывущей по течению – пара пустяков. Мы ночевали возле основной дороги, из-за сильного ветра мошка нам особо не докучала, дождик тоже решил не баловать нас своим присутствием.

9 июля 2008 г. Водитель обещал утром привезти на пески группу Карикова и забрать нас. Мошка кушает нас с аппетитом, нужно брать с собой москитки. Сидим, кормим кровопийц, спорим о происхождении песков и камня Чароита. Около 11.00 за нами пришел транспорт, мы уже загорали на утреннем солнышке. Группу Карикова водитель высадил у второй дороги на пески, и мы с ними так и не встретились. Погрузились и поехали за вещами в Новую Чару, радуясь хорошей погоде и позитивному настроению. Погрузились, закупились и продолжили путь, пролегающий вдоль железнодорожного полотна в поселок Чинейский. Всего нам предстояло проехать 100 км до места нашего старта – Аммудисских озер. В музее мы видели склон горы, который опоясывала железная дорога, поистине захватывающее зрелище, нам предстояло это увидеть! Поселок Чинейский очень удален от поселений и знаменит выработками и месторождениями магнитита и меди. Железную дорогу строили как раз для перевозки руды с 2000-2003 года, но только единственному поезду суждено было пройти по ней от начала до конца и привести груз. Далее власть и собственники сменились, и дорога закрылась и пришла в разруху. На ней только одна колея, 2 ряда рельсов, ныне поезд может пройти только до середины, там стоит грузовой виадук, и дальше грузы уже перевозятся машинами. От былой роскоши дальше остались только столбы без проводов и рельсы, на которых лежат огромные камни – часто случаются обвалы и осыпи. Но размах, вложенный труд и средства поистине поражают. На карьерах Чинейского идет разведка ископаемых, там находятся несколько домов, техника, постоянно живут люди. Наша дорога проходит по распадку – слева склон и железная дорога, а справа внизу в распадке протекает речка с белыми шапками ледников, над которыми возвышается величественный хребет Удокан. Потрясающий вид на кулуары и вершины, перевалы и цирки, заросшие яркой зеленой растительностью. Одна только дорога до Амудисских озер стоит того, чтобы на нее посмотреть. Так же мы увидели исток Чины – маленький и очень живописный ручеек, который, проходя через озера и ледники, напитывается водой и превращается в красивую большую реку. Повернув от поселка Чинейский налево, мы поехали по бездорожью и, плывя по речкам, продолжили путь. Нам нужно было вырубить поперечины и продолины для ката 4-ки, и водитель остановил машину около ледника, где росли молодые лиственницы. Мы вышли с дороги на русло реки, которое в ширину было около 150 метров, это, как нам рассказали, называется Аян. На русле лежал лед – бело-голубой, серебрящийся на солнце, он простирался от одного берега до другого. В шлепанцах и маячках, под палящем солнцем на льду – это что-то фантастическое! Верхний слой льда потрескался на кристаллы, мы подбрасывали их в воздух, фотографировались и наслаждались видами. На небе живописно выстроились причудливой картиной облака, подсвеченные розоватым светом. В проталинах среди льда журчала вода – вкусная и ледяная. Эта прогулка по леднику – одно из самых сильных и позитивных впечатлений похода! Наши ребята взяли большой мусорный мешок, набрали в него ледяных кристаллов и устроили холодильник, сложив туда напитки. Мы углублялись в тайгу и чем дальше, тем дорога становилась хуже, а потом и вовсе стала болотом, по обочинам которого росла и цвела брусника. Ехали мы часов 6, прибыли на поляну стапеля около 19 часов. Там стояли два столика, пеньки, кострище, домик-зимушка с печкой и шкурой зверя внутри, около реки – каркас и каменка для бани. Стали разгружаться, ужинать и строить катамараны. Строительство шло не шатко, не валко и грозило перенестись на другой день. Темнеет здесь чуть раньше, чем на песках, где-то в час ночи, мошки и комаров зато невероятное количество!

Эпиграф: Точка стапеля – Амудисские озера, высота над уровнем моря 1363 метра, координаты N 56˚33’12.8”, E 119˚04’25.6”. Показания GPS.

10 июля 2008 г.  Встали, поели, потом проснулись и стали снова строить катамараны. На 4-ке написали серебристой краской название судна «Везунчик», а на другом борту девиз «Знай наших!». Однако оказалось, что при написании гондола стояла задом - наперед и пришлось ее развернуть так, что название «Везунчик» оказалось внутри ката. Мы не расстроились этому факту, ведь как судно назовешь, так оно и поплывет, а где там будет написано название – это уже детали. В дальнейшем название себя оправдало. Ребята из Уссурийска приготовили божественный борщ, и выходить на реку решили после обеда. В 17.00 мы после торжественного построения и погрузки вещей на каты вышли на реку. Кариков и его команда приехали до обеда и стали строиться, они решили выходить завтра утром.

Мы отчалили, и полил проливной дождь, начались камни на чинейском Аяне, мы проносились – тащили катамараны, которые постоянно садились на камни, прошли мимо еще одного ледника. Физически было тяжеловато, но холод и дождь не давали останавливаться. Когда мы вылились из Чины в Калар, начались шиверы и пороги, от 3-4 категории сложности – в основном шиверы со сливами, валами и выпирающими камнями. Мы стапелились на Амудисских озерах, на высоте 1363 метра над уровнем моря (Пидан отдыхает) и пошли по реке с этой высоты вниз. Прошли пороги успешно, несколько раз двойки садились на камни, но прохождение состоялось. Заночевать решили на месте впадения Сакукана в Калар (на высоте 1280 м). Прошли 5 препятствий. На стоянке разместилось 5 палаток, хотя она и не большая, на левом берегу, сразу после устья притока. Дрова есть, растет брусника, есть возможность просмотра следующих препятствий. Настроение и боевой дух команды отличные, поели, отдохнули, дождик прекращается. Прошли 11 км за 4 часа, вода теплее, чем в горных реках нашего региона.

11 июля 2008 года. Проснулись по команде «Подъем!», светило солнышко, но чувствовалась прохлада. Позавтракали, подготовили катамараны и в 13.00 вышли на маршрут. Сразу начались порожки и шиверы, идущие каскадами на участке километров 7 один за другим. Препятствия были через каждые 100-300 метров, их количество определить затруднительно, в основном шиверы и небольшие пороги с валами. При проходе порога «Бобслей», в середине которого торчала коряга: 2 ката двойки прошли по левой протоке, тритон и четверка по правой. В правой протоке много непокрытых водой камней, Тритон сел на камень перед самым сливом, 4-ка шла следом и на скорости столкнула двойку и оба ката лагом вошли в слив – удачно. «Гоша», шедший по правой протоке прошел без происшествий, изредка садясь на камни, а Вова после неудачной попытки столкнуть их «Кулик» с камня пошел самосплавом. Но все закончилось хорошо, всех отловили и пошли дальше. Препятствия на данном отрезке реки не сложные, но интересные, проходили в основном слаломом, без просмотра. В 17 часов подошли к устью реки Читканды, встали на обед. Рыбы нет, нигде, за все время поймали только 5 маленьких рыбок, хотя рыбачили постоянно. Воды немного, после обеда пошли дальше, препятствия закончились, река стала шире и мельче, разделилась на протоки. Долго искали место для ночевки, было уже 10 часов, холодно, на этом участке хотя бы течение, поэтому шли в темпе. Встали на стоянку, устала страшно, по такой малой воде упахались сильно. Речка красивая, высокогорная и интересная, не жесткая, хороша для новичков. Сложность порогов, вероятно, увеличивается в большую воду до 4-5 категории. По ранее сделанным описаниям идти невозможно, т.к. препятствия видимо сильно меняются в зависимости от уровня воды. Многих препятствий мы вообще не обнаружили, например мифический 25-ый порог, обозначенный на лоции.

Эпиграф: «Здесь рыбы нет, и здесь рыбы нет! Кто говорит? Говорит директор стадиона!» Ералаш

12 июля 2008 года. Проснулись, все тело болело ужасно, отработали вчера на славу. Погода солнечная, вышли в 11.00, препятствий не было, течения тоже. Было два варианта: грести или стоять на месте и спать и, хотя места красивые, идти было скучновато. Где-то в 16.00 подошли к месту обеда на приток Мулукан, там увидели резиновую лодку и навес. Познакомились с замечательным человеком Михаилом Богдановичем – охотником и рыбаком, живущим в тайге на реке Калар уже 20 лет в зимовье на притоке Каларский Калакан. Ему 60 лет, но выглядит моложе, стройный, как 20 летний парень. Показал озеро, где ловится рыба, в реке по его словам рыбы мало, потому что на притоках моют золото открытым способом и оттого вода грязная и мутная. Ребята наловили окуньков и щуку, это улучшило их боевой дух. Пообедали и пошли дальше, Михаил пригласил нас ночевать на своем зимовье, а сам обещал прибыть туда завтра, как проверит сети. До зимовья Богдановича шли на перископной глубине, так как в наличие экипажа был подводник, а Камил был под водкой. До протока Каларский Калакан шли прилично, сначала по тихоходу, потом были небольшие перекаты.. 4-ка сильно веселилась, потом стало спускать правую гондолу и мы постоянно подкачивались ртом, потому что потеряли какую то пипочку от насоса и его нам больше не доверяли. Пришли на зимовье на час позже основной группы, получили от Толи на орехи. Потрясающее зимовье, лесенка с берега, домик, банька, кухонька под навесом, лобаз, место красивое и душевное. Решили на следующий день делать баньку и оставаться на дневку. Делали рыбу: щуку в фольге, окуньков в коптильне – было очень вкусно!

13 июля 2008 года. Погода менялась от солнца к дождю, Игорь, Вова и  Дима пошли на озеро Давачан рыбачить, до него 10 км и мы не ждали их скоро, постирались, затопили баньку, там и Михаил подоспел – очень интересный человек, много поведал нам об этом крае, животных и тайге. Парились в бане, это здорово, парок – самый-самый, вода – мягкая и приятная. Отдыхали и набирались сил перед следующими днями, за которые нам предстояло нагнать то расстояние, что мы упустили. Михаил угостил нас рыбой и мясом оленя – самое вкусное мясо из того, что я когда-либо ела.

14 июля 2008 года. Утром рано встали и собрались в путь. Мы отставали от графика и чтобы нагнать, мы должны были проходить в день по 55 км. Сразу сели на весла и пошли в темпе. Погода была отличная, хотя с утра и был туман. Группа Карикова нагнала нас на старте и мы, не сговариваясь, пошли на перегонки. Прошли несколько перекатов и шиверы, видели бурого медведя, молодую особь, подросль. Он вышел, видимо, на водопой, на правый берег и при виде нас стал удаляться в глубь тайги. Далее заметили плот  и двух эвенков-охотников с ружьями, они мастерили плот для спуска по Калару. Мы подошли к ним и попробовали завести разговор, но эвенки оказались молчаливыми, ответили, что идут на Джемку (левому притоку Калара) и планируют дойти за день. Выглядели они серьезными и сосредоточенными, к нам интереса не выказали. Монголоидная внешность и худоба выдавали их эвенские древние корни. На обед останавливаться не стали, пошли дальше, хотя солнце палило, и идти было нелегко. Путь предстоял на Джемку, где мы планировали ночевать. По дороге видели оленя на берегу, пейзаж однообразный, кроме лиственниц никаких деревьев не видно. Долго искали место для ночевки, встали уже в 12 ночи ниже Джемку на километр на левом берегу на песке. Решили рано не вставать, все очень устали, всего за день прошли 60 км и это практически по стоячей воде.

15 июля 2008 года. Проснулись в 9, позавтракали и вышли около 11.30. До Катугина дошли к обеду, зашли на метеостанцию, там несколько домов, баня, хозяйство, живут четверо взрослых и дети, которые приезжают из Куанды на каникулы. Встретили нас приветливо, напоили чаем, поставили печать в маршрутке. От метеостанции до пос. Катугино, где вроде бы никто не живет 30 км болота, дорога есть только зимой, когда все замерзает. Именно тогда жителям станции привозят продукты и вещи. Видимо ходит еще вездеход, но редко, а от пос. Катугино договариваются с транспортом, с Мисюрой. Мальчишки носятся на велосипедах, они попросили у нас средство от комаров, да, мошки там не меряно. На станции есть генератор и связь с большой землей. Нам сказали, что течения дальше большого не будет, так как мало воды. И, решив не обедать, мы рванули дальше в надежде до вечера дойти до Южного Сакукана. Но, не дойдя 3 км, встали на ночевку на правом берегу на песке, было уже 12 ночи (но светло как днем). Прошли 65 км.

Эпиграф: Кто рано встает, тот кофе со сгущенкой пьет. В.Г.Комаров

16 июля 2008 года. Собрались и вышли на воду, на притоке Южный Сакукан видели зимушку и памятник. Пейзаж стал живописнее – скалы и прижимы, сопки, река петляла. Серьезных препятствий уже второй день не было – перекаты и мелкие шиверы. Мы спускались с высокогорья все ниже, стали встречаться по берегам березы и ивы. Перед очередным прижимом со вторым островком справа – шиверы с валом и струей бьющей в скалу. За ним после плесов опять шиверы и справа впадает приток Чукчуду. После притока небольшая заводь, чуть повыше нее песчаная поляна на кряже – отличное место для стоянки. Там и встали, за весь день видели только мышку на берегу, рыбы как не было, так и нет. Встали на ночевку, пошел дождь, весь день он собирался, и небо гремело, а тут полил. Мы читали отчеты и переживали за уровень воды. В этот день прошли 50 км и ночевали на высоте 863 м над уровнем моря. С притока Джемку появилась белоножка и продолжала все время нами питаться.

Эпиграф: Пороги проходили не закусывая, запивали водицей из встречных двухметровых валов! Кто - то из народа.

17 июля 2008 года. Проснулись все рано и не в настроении, было туманно, прохладно и моросил дождь. С трудом собрались, так как для многих вечерние посиделки удались, вышли в одиннадцатом часу. Пошли резво, за дождик вода не поднялась, только притоки с шумом вливались в Калар, вода стекала по прибрежным скалам, образуя небольшие и красивые водопады. Засветило солнышко, и грести стало веселее. После высоких живописных скал слева начался Беримьянский каскад порогов. Москвичи, по отчетам которых мы шли, проходили реку в большую воду и писали, что эти пороги не доставили им драйва. Препятствия, состоящие из шивер и порогов, встречались через 200-800 метров, между ними были непродолжительные плесы. Очень красивые виды – сопки и скалы, почти все пороги с прижимами. Скорость течение значительно увеличилась. Хотелось бы отметить несколько порогов с прижимами, высота валов в одном из них достигала 2-х метров, и состоял он из 3-х больших валов и косых волн, отбивающих от скалы прижима. Недалеко от него похожий порог с бочкой посредине. На Беримьянском каскаде поймали драйв, шли без просмотра, иногда удавалось снимать на камеру. Протяженность у каскада большая, все препятствия интересные, река петляет зигзагом среди хребтов. Скорость течения на одной из шивер Беримьянского каскада – 17 км/ч. Это место очень нам понравилось, порция адреналина – поход пошел веселее. Остановились на обед на шикарной охотничьей стоянке по правому берегу, перед притоком Беримьян, там много рододендрона, шиповника, жимолости и брусники, место отличное. После притока еще несколько шивер и на большом плесе каскад заканчивается, далее идут плесы и перекаты до селения Средний Калар. Не доходя до него несколько километров, справа стоянка, там и встали на ночлег в десятом часу. Настроение отличное, на плесах все каты шли вместе, пришвартованные друг и другу, было весело, пили, ели, отдыхали. Поход начал приносить всем удовольствие. Прошли около 50 км, норму сделали, река стала идти по долине.

Эпиграф: Каждый настоящий Легионер должен объесть другого Легионера! Народная мудрость.

18 июля 2008 года. Проснулись, поели, гребли, ели, гребли, ели, спали. В свободное время матерились, а уж времени свободного было валом! А валы стояли по 4 метра, но почему-то до нас или после нас. Река как озеро – вода стоит. Чуть не забыли таганок, но самый лучший момент дня – это обед, когда наливали. Прошли 50 км.

Эпиграф: Есть надо регулярно, часто и как можно больше! Д.Р.Р.Толкиен "Хоббит"

19 июля 2008 года. Проснулись, ели, гребли, ели, гребли, ели, спали. Вроде ничего не забыла. Шивер и валов не случилось, прошли 64 км до притока Топоры и встали на стоянку справа, ниже притока Бугунгда. Решили завтра делать дневку, поэтому по команде «Пить и веселиться!» куражились до утра. Богданович подарил нам забытые предыдущей группой колонки, мы подключили к ним плеер и устроили дискотеку. Больше всех отжигал Камил, радуя нас эротик - денсом. Второй день уже кат Гоша был плав - баром, на нем играла музыка, наливали и давали закусить. Вечером, когда стали ужинать, пошел дождь, а после него небо озарила прекраснейшая радуга – яркая, двойная, от нашего лагеря до противоположного берега реки. Потрясающее зрелище! Мы решили, что это хороший знак.

Эпиграф: Настоящий Легионер должен обязательно с кем-нибудь поругаться! Народная мудрость.

20 июля 2008 года. ДНЕВКА!!! Ночная гульба не позволила встать рано, но дежурные завтрак приготовили и накормили «жаворонков». Народ раскачался только к 12, стали строить баню, купаться, загорать. Ребята поставили рыболовную сетку, погода радовала, вода в реке теплая. Сели обедать и увидели, что порывом ветра сорвало баню – тяжелую и большую – и потащило по берегу. Это был маленький смерч, он закрутил воду на реке, поднял вверх пакеты и скрылся за противоположной сопкой. Баню пришлось ремонтировать и ставить снова, но попарились шикарно, помылись, постирались. Этот отдых был всем необходим и морально и физически. Завели оладушки и нажарили целую чашку. Света, Дима и Саша килялись, отрабатывали переворот - подъем на катамаране. Вечером накрыли стол на плоском камне, баловались коньяком, оладьями, шоколадом и ананасами. Сидели не долго, завтра предстоял активный день, послушали музыку, насладились яствами и пошли спать. День был отличный, до места впадения в Витим оставалось 50 км, мы отдохнули и выспались.

21 июля 2008 года. Сетку мы порвали, но рыбы наловили: 7 ленков, 1 налим, 2 валька на уху хватило, вечером была вкуснейшая уха с дымком. Вышли в 11.00 под солнышко и до обеда прошли 25 км, встали на обед на левом берегу на камнях. Препятствий было немного при нашей то воде, но несколько небольших шивер и бочек мы прошли. На месте, где обедали, ныряли с 3 метровой скалы, фотографировались, и отправились дальше. Порог Центрифуга мы благополучно проспали. Дошли до устья впадения Калара в Витим, радости нашей не было предела, на песчаной стрелке с красивыми плоскими камнями мы купались, фотались и валялись в песке. Сегодня был день морского боя, обливались и брызгались водой. Прошли 45 км до устья и по Витиму 15 км и встали на правом берегу после красивых скал, перед притоком, здесь оказалось зимовье с баней, лодка, машина, хозяина не было. Мы встали на берегу, так как зимовье высоко на склоне. Толя нашел сердолик. Впереди должны были встречаться сердолик, нефрит и мощные шиверы, которыми славится Витим, как глубоководная река.

Эпиграф: Светик после 15 дней гребли на «Гоше» смогла открыть банку с сахаром, любовно со всей силы закрученную Толей. Е.В.Антонова

22 июля 2008 года. Под утро стало холодно, от реки шел пар, мы взмерзли. Видимо от этого собрались резво и около 11 вышли на воду. Вскоре погода порадовала солнцем, которое нещадно обжигало наши тельца. Воды в Витиме очень мало, течения почти нет, зато красивые скалы по берегам дарили нам виды в стиле альпийских лугов. Дошли до стрелки Витим - Цыпа, в этом месте их разделяет живописная скала, на верху которой мы ритуально сфотографировались и продолжили путь. Обедать встали на правом берегу острова, там оказалась охотничья стоянка на крутом бережку. Вообще берега у Витима в отличие от Калара высокие каменистые и малопригодные для стоянок. На обеденной стоянке нашли камни сердолика, которыми славятся косы и берега Витима. Только камни сердолика, оникса и нефрита, которые встречаются здесь, нужно искать. Во время обеда услышали звук моторной лодки, трое мужчин высадились на галечном острове и, вооружившись длинными палками, стали искать нефрит. Нам он пока не встречался, но повезло найти несколько камней красного и желтого сердолика. Дойти сегодня планировали до Бамбуйки – левого притока Витима, там выше по притоку находится одноименная деревня. За километр до места впадения Бамбуйки по правому берегу увидели дома и хутор, где живут охотники, знакомые нашим ребятам по прошлому походу на Цыпу. Там у них хозяйство, коровы, козы, свиньи. Завтра нам предстоял сплав к станции Витим и проход Витимских шивер. На ночевку встали на лесной стоянке слева, не доходя притока Бамбуйка, на урочище Красный Яр. Ночью слышали рыки медведя на противоположном берегу. Наши ребята среагировали неожиданно, Вова скомандовал запрягать катамараны и потребовал ружье, видимо с целью плыть на ту сторону, успокаивать медведя. Мы успокоили Вову, подивились медвежьему гону и легли спать.

Эпиграф: Бамбуйскую котловину обозвали “ «Бобруйской» - вода стоячая, течения нет, заманались ……. Вообще!” Д.В.Блиндяев

23 июля 2008 года. Вышли на реку около 11, собирали сердолик на перекатах и галечных косах, течение и дальше было не ахти, и на веслах прошли еще пару часов. Дальше стали появляться перекаты, горы стиснули русло реки между хребтов, стали открываться чудесные виды. Вскоре начались шиверы, с валами более 1.5 метров, препятствия шли на значительном расстоянии друг от друга, но регулярно. На правом берегу в склоне мы увидели вход в шахту с торчащими из нее рельсами довольно высоко от воды. Зачалились и забрались к входу, на бревнах, укрепляющих вход, были вырезаны города команд побывавших здесь до нас и годы. Мы взяли фонарик и попробовали пройти дальше по шахте, поперек лежал металлический котел или нечто его напоминающее. Нутро шахты уходило дальше, а поскольку существовала вероятность обвалов со свода на наши головы, то было принято решение глубже не ходить. Как мы позже узнали, эту шахту сделали для проверки грунтов и геологических изысканий, длина ее около 60 метров.

Недалеко от этого места слева и ниже по течению впадает приток, вода в котором изумрудная и хрустальная, чистая и вкусная – это приток Тулдунь и Многообещающая коса – так это место называется на карте. После нее мощные шиверы на фоне горных хребтов, уже второй день мы шли, стремясь к горе Шаман, где по легенде собираются бурятские шаманы для обрядов. Река обогнула эту гору, красивые склоны в каменных осыпях. Далее в одном месте после ряда шивер с высокими валами и двумя бочками река раздваивается. Левая протока – простая и спокойная с перекатами, а по правой – прижим с порогом, и валами около 2.5 метров. Кулик и Тритон  пошли по левой, а четверка и Гоша по правой – чуть не кильнулись, но выгреблись! Хапнули экстрима! Это была Таксимская шивера. Прошли устье притока Тулдунь, выше по течению – поселок Тигровка и стоят золотари. Прошли еще несколько шивер. И вскоре показался железнодорожный мост через реку, несколько домов, развалины, мы как-то сразу поняли, что это станция Витим и страшно обрадовались!

На станции Витим мы познакомились с очень интересными и добрыми людьми – Петром и его женой Любовью. Петр сам с Бирюсы Иркутская область, 58 лет, белая окладистая борода и голубые добрые и искрящиеся глаза, геолог, приехал много лет назад в пос. Витим для изысканий. Трое детей, четверо внуков, старшему 15 лет. В 1975 году приехали в пос. Витим, там уже стояли эстонцы – строили БАМ. Местные жители тех мест – это читинские гураны. Поселок Витим интересен тем, что на правом берегу реки Витим, которая делит поселок на две части, - Читинская область, а на левом – республика Бурятия. Разница во времени у левого берега с правым – 1 час. От ст. Витим 157 км до Северомуйска, а до Таксимо 64 км, ехать на поезде 1.5 часа. Петр ездит на моторке до Среднего Калара, шиверы проводит по берегу. Рассказывает, что раньше в пос. Витим жило 700 человек, была школа, больница, магазины, строили железную дорогу, тянули ЛЭП. Сейчас остались в основном развалины домов, сейчас живет всего 15 человек. Ближайшая инфраструктура – пос. Куанда, станцию Куанда строили узбеки, но на свой манер по традиции БАМА станцию не оформили. Раньше на Витиме сплавляли лес, рубили его недалеко от Бамбуйки и сплавляли по реке.

Существует легенда про Синильгу – женщину, которая ходит по воде. Ее видят в одном и том же месте реки осенними вечерами. Сам Петр однажды рыбачил на Витиме. Ставил сеть и вдруг почувствовал неприятное ощущение со спины и, повернув голову назад, оцепенел. Он увидел  женщину в белом длинном платье шедшую по поверхности воды в самом глубоком месте реки. Из-под платья виднелись лишь лодыжки, и по воде за ней тянулся водный шлейф. Петр смотрел на нее как завороженный и не мог пошевелиться, даже мотор не завел. Девушка дошла до середины реки и исчезла, он не видел, откуда она появилась и куда ушла. Петр думает, что это рефракция – преломление лучей от глади воды.

На Витиме собираются строить плотину и Мокскую ГЭС, запланировано 3 ГЭС каскадом, гравийно-насыпная плотина 1км шириной.

Еще год назад на станции Витим жил белый козел Мишка, который ел бычки от сигарет и встречал электрички, но его хозяева продали, когда переезжали в Куанду.

Говорят, что пос. Таксимо назвали в честь старушки – долгожительнице этих мест. В 8 утра и 17.20 дня бурятского времени (19.20 – Владивостокского) – идет поезд – рабочий вагон в Таксимо (два раза в день каждый день, развозит рабочих).

Алена – медик, летописец.

Перечень наиболее интересных природных объектов в районе проведения похода

1. Прежде всего, это Чарские пески. В 5 км от села Чара находится 10-километровый песчаный массив, своеобразная "Сахара" в миниатюре. Здесь все от настоящей пустыни — тонкий струйчатый песок, ветровая рябь полос, многократно повторяемые цепи двурогих барханов высотой в многоэтажный дом, песчаные "флаги" на гребнях... Но есть и такое, чего не увидишь нигде, кроме Забайкалья: рядом с желтым теплым песком соседствует холодная голубая наледь, а среди песчаных гребней вдруг встречаешь оазис, где пальмы уступили место северным лиственницам. К пескам ведет дорога (зимник), пересекающая в 3 км от села реку Средний Сакукан. Глубина брода в межень - 0,4 м при ширине русла 30 м.

2. Не менее интересен район Чина-Вакатской сейсмогеннной структуры - предполагаемый эпицентр землетрясения, содрогнувшего Становое нагорье 2 февраля 1725 года. Это самая активная внутриконтинентальная сейсмическая область Земли. Здесь поперек расположенной на высоте двух километров ледниковой долины прошла трещина, разорвавшая Удоканский хребет. Пропасть глубиной около трехсот метров перехватила истоки реки Чина, каскадами водопадов уведя воду в соседний бассейн - к реке Нижний Ингамакит. Произошло явление, известное у географов под названием "перехват речной долины". От основного разлома во все стороны разбежались "мелкие" - шириной по 20- 30 метров и под сотню метров глубиной трещины, в каждую из которых водяными обвалами рухнули притоки древней Чины, оставив в ложе некогда бурной реки лишь пару - другую озер.

Исчезла, уйдя через Ингамакитский разлом, древняя Чина. Чина нынешняя, сливаясь из мелких ручейков, стекающих в долину ниже "перехвата", превращается в более - менее полноценную реку лишь через семьдесят километров. Там, соединившись еще с несколькими речками, она образует Калар - один из крупнейших притоков Витима.

3. Яркие впечатления несомненно оставит экскурсия в Мраморное Ущелье в верховьях Среднего Сакукана. Кроме обычных красот сурового горного района, здесь можно наблюдать живописный трехметровый каскад брызг водопада из-под толстой наледи, голубое озеро, обычно покрытое плавающими льдинами, поля конечной морены и ледник им. Нины Азаровой. Скромная могила инженера-геолога Н. И. Азаровой, погибшей здесь в 1949 г. находится под отвесными гранитными скалами правого берега у второго (на пути от Чары) моста через Средний Сакукан. Рядом с перекрестием геологического молотка и ледоруба куст цветущего рододендрона.

Ледник имеет длину около 2 км и выделяется резкой продольной асимметрией языка: левая часть языка лежит значительно выше правой, что, вероятно, обусловлено дополнительным питанием глетчера за счет мощных зимних лавин и метелевого переноса снега с западных склонов цирка. Тыльная часть долины цирка разрушена и открывает для групп, имеющих достаточное количество веревки и альпинистский опыт, путь в долину одного из верхних левых притоков Верхнего Сакукана. Если стоит хорошая погода, то можно сделать экскурсию на перевал Медвежий и на глетчер, "декорированный" в нижней части языка ледниковыми грибами и столами с высотой ножек до 1 м. Путешествие в Мраморное ущелье из Чары и обратно – примерно 100 км.

4. В 100 км от Чары, но только вниз по течению одноименной реки, находится еще одно интересное место - народный курорт "Горячий ключ". Возможность посещения минерального источника определяется наличием попутной моторной лодки: ведь по реке от села Чара до Ключа почти 100 км. Это расстояние вниз по изрядно извивающейся, но вместе с тем быстрой и полноводной Чаре проходится за день. Минеральные источники расположены не на берегу, и курорт с реки не виден. Ориентиром служит появление на Чаре так называемого Утюга — клинообразного острова под высокоствольным лесом. Пристав против него к левому берегу, надо подняться по тропе через лес к озеру. На его противоположной стороне несколько больших изб. Деревянная дощечка на одной из них гласит: "Каларский курорт". Рядом — сероводородный источник с температурой до 50°, лечебная грязь.

5. Расположенное в живописной котловине, обильное сиговыми породами рыб, окуней, щукой, озеро Орон — крупный водоем Привитимья. При длине более 25 км и ширине 3- 5 км он своей конфигурацией в плане несколько напоминает сапог, у которого носок "просит каши". Озеро тектонического происхождения и имеет глубины до 180 м. Проточная, вполне пригодная для питья вода озера пополняет Витим. Однако при высокой воде на последнем (амплитуда колебаний уровней среднего Витима достигает нескольких метров) — уже Витим стекает в Орон. Орон по красоте не уступает другим, более известным озерам Сибири, например Телецкому. В настоящее время озеро находится на территории Витимского заповедника, поэтому посещение его должно быть согласовано с дирекцией этого учреждения и, увы, не бесплатно.

6. Проложив маршрут из Чары к верховьям притока Калара – реки Чукчуду – можно увидеть самый значительный в Сибири, вулканический район, открытый профессором В. П. Солоненко в 60-х годах нашего столетия. Здесь тянется на 60—70 км в юго-западном направлении узкая полоса, к которой приурочены все известные вулканы Удокана.

7. Еще более удивительное открытие было сделано совсем недавно. Это - забайкальские гейзеры. Гейзеры – это переходное звено между действующими вулканами и термальными источниками, характерный признак недавней вулканической деятельности.

Сотрудник Читинского института природных ресурсов СО АН СССР Ф. М. Ступак слышал от старожилов-эвенков, что высоко в горах Удокана есть эймнахи (ямы) с теплой лечебной водой, много горячих ключей, а некоторые бьют из-под земли фонтанами. Летом 1983 года Федор Максимович с большим трудом пробрался в эти малодоступные районы хребта и сделал удивительное открытие. Как он рассказывает, в верховьях ручья Кислый ключ, одного из притоков реки Эймнах, расположен потухший вулкан, лавы которого несколькими потоками когда-то затопили старую долину ручья. Его нынешняя долина представляет собой глубокий каньон, прорезавший потоки лавы. Левый берег ручья - круто наклоненная к его руслу травертиновая (из известковых туфов) терраса. Вблизи уреза воды вдоль террасы видны многочисленные выходы сильно газирующих минеральных вод, и в ущелье местами чувствуется запах сероводорода.

Два уникальных для Удокана источника резко выделяются среди других. Травертиновая ванна одного из них находится на вершине небольшого с крутыми склонами купола размером в верхней части два на три метра. Сама ванна размером полметра на метр, заполнена мутной водой с температурой 18 градусов Цельсия. Глубина ванны с полметра. Вода спокойно сливается по всему периметру ванны. Но еще более удивительное явление в ста метрах по течению выше. Прямо в русле ручья поднимается невысокий, около двадцати сантиметров, травертиновый конус. В его верхней части четыре отверстия величиной около сантиметра, из которых периодически, каждые две-три секунды, с шумом выбрасывается на полтора-два метра сильно насыщенная газом минеральная вода.

До сих пор считалось, что гейзеры есть только в Исландии, США, Новой Зеландии и на Камчатке. Открытие долины гейзеров на Камчатке в 1941 году было целой сенсацией. Не меньший интерес вызывает и каларский гейзер на Удокане. К тому же он уникален в своем роде, от других известных гейзеров отличается миниатюрным размером и температурой воды.

Осмотреть все вулканы за один маршрут практически невозможно из-за сложного рельефа местности и сложности маршрута, что определяет низкую скорость перемещения группы по маршруту. Однако можно составить такой маршрут, который позволил бы осмотреть некоторые наиболее интересные из них, такие как Вакат, Аку, Чепе (и минеральные источники рядом), Сыни. Возможны и другие варианты.

8. К числу уникальных природных объектов смело можно отнести и такие известные пороги на р. Витим как Парамский и Делюн - Оронский.

Итоги похода, выводы и рекомендации

1. Пройденный маршрут соответствует заявленной категории сложности. Хорошо подходит для первого знакомства с районом. Может служить основой для прохождения различных связок рек в бассейне Витима и совершения комбинированных походов. Может быть рекомендован другим группам для прохождения в период с начала июля до середины августа.

2. Рекомендуемые суда – разборные байдарки всех типов для технически хорошо подготовленных групп, не планирующих пешей части, и катамараны - для менее подготовленных (или планирующих пешую часть). В большую воду для катамаранов река представляет спортивный интерес на участке выше Читканды. В малую воду техническая сложность нижних участков может существенно увеличиться.

3. Поставленные задачи группа выполнила. Все участники показали хорошую спортивную, туристскую и общефизическую подготовку, повысили свой спортивный уровень и готовы к прохождению более сложных маршрутов.

Использованный материал

Отчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим с 24 июля по 21 августа 2004 года

Руководитель: Борис Карабин (Балашиха)

Отчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим с 31 июля по 30 августа 2004 года

Руководитель: Лурье Валентин Абрамович  (Москва)

Приложение

Сведения о материальном оснащении группы

Средства сплава

1 четырехместный катамаран

1 двухместный катамаран «Тритон»

1 двухместный катамаран «Кулик»

1 двухместный катамаран «Рафтмастер»

Рамы катамаранов дюралевые.

Каждый катамаран снабжен 1 чальным концом длиной до 10м.

Общий вес всех средств сплава приблизительно 150 кг.

Общественное снаряжение

Весла полиэтиленовые                                                         -14 шт.

Выброска (морковка)                                                          - 2 шт.

Котлы                                                                                   - 4 шт.

Таганок                                                                                 - 1 шт.

Пила цепная                                                                          - 2 шт.

Топор                                                                                    - 2 шт.

Тент                                                                                      - 1 шт.

Общий вес общественного снаряжения 15 кг

Личное снаряжение

Спасжилеты надувные 24л                                                  - 1 шт.

Спасжилеты пенные 18                                                         - 9 шт.

Каски слаломные                                                               - 10 шт.

Костюмы неопреновые                                                       - 10 шт.

Гермоупаковки (личные)                                                       - 10 шт.

НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички,

гидропирит, бинт) в двойной гермоупаковке                                -  10 шт.

Вес специального личного снаряжения (на одного участника) - 5 кг

Рекомендации по питанию

Основные рекомендации по питанию связаны  с полной автономностью маршрута, отсутствие практически, каких бы то связей с внешним миром, отсутствием возможности хоть как-то пополнять свой рацион извне. Соответственно все продукты были взяты на маршрут в полном объеме. Необходимо тщательно запаковать продукты, как из-за очень тяжелой дороги с жуткой тряской, так и из-за длительного непрерывного нахождения на маршруте.

Второй особенностью данного маршрута можно считать его "энергозатратным" – 600 км почти по 50 км в день и 8-12 часовым активным рабочим днем ежедневно. Следует продумать возмещение потраченных калорий за счет дополнительного количества высококалорийных продуктов: мяса, масла, шоколада. С рыбалкой на протяжении всего маршрута большие проблемы. Купить хлеба на всем маршруте не удастся, поэтому необходимо использовать сухари.

Географические термины и названия

Первое эвенкийское название, с которым мы столкнулись, была Чара. Это крупная река в Забайкалье, приток Лены. По реке названы два поселка: Чара и Новая Чара. Поселок Новая Чара построен при строительстве БАМа и имеет на нем железнодорожную станцию. Мы ездили на знаменитые Чарские пески, расположенные недалеко от поселка Чара. Это участок песчаной пустыни с барханами, расположенный посреди заболоченной лиственничной тайги на берегу реки Чара. Чар по-эвенкийски - это мель, отмель (об этом нам сказали в музее Новой Чары). Таким образом, получается, что песок Чарской пустыни и образует мели на реке, по которым Чара  получила свое название.

С другим эвенкийским словом, которое употребляется и в устной речи, и на топографических картах, мы познакомились по дороге на место сплава. Это слово - аян. Его перевел нам водитель машины.

Аян - наледь, открытый участок низкой поймы, где река дробится на рукава.   Мы встретили на пути  три аяна в верховьях реки Чина. Один мы увидели с машины при заброске на начало сплава. Два других мы проплывали, если можно это назвать сплавом, потому что через каждые десять метров приходилось слезать с катамаранов и протаскивать их через камни. Все три аяна представляли собой участки широко разлившейся  и потому мелкой реки. Первый был целиком покрыт толстым слоем льда (это посреди лета!), а на двух других остались небольшие островки льда на берегу.

Во время сплава, из общения с местным населением мы узнали о происхождении  названий горного хребта Кодар (в этом районе и проходило наше путешествие) и реки Калар, по которой мы сплавлялись. Кодар переводится как скала, утес, гора, горный хребет. Калар - это река, текущая между двух хребтов. В справедливости такого названия мы убедились, пройдя всю реку от начала до конца. Река текла в каньоне среди высоких скал все время между двумя хребтами.

Бугар – новая гарь, горелый лес, гарь вообще. Мы проплывали  мимо устья реки Бугарикта. Это один из притоков Витима. Таким образом название можно перевести как   протекающая через горелый лес.

Саку – закрытый со всех сторон, замкнутый, ограда, долина с циркообразными   замкнутыми верховьями. Именно такие участки долин мы наблюдали на реке Калар. Мы встретили два притока реки Калар с названием Сакукан (Верхний и Нижний). Таким образом, это название можно объяснить как река, имеющая долину с циркообразными   замкнутыми верховьями.