Иовское-Кумское-Княжегубское вдхр (водный маршрут 28 дней)

Маршрут: р. Каменная - оз. Тованд - волок - оз. Толванд - г. Тюртойва - оз. Ориярви - оз. Визиярви - оз. Тумчаозеро - оз. Кустимо - оз. Миня - оз. Рувозеро - оз. Соколозеро - волок - оз. Ципринга - г. Пяйнур - оз. Пяозеро - пос. Зашеек - оз. Кундозеро - волок - оз. Кукас - волок - оз. Челозеро - оз. Нотозеро - оз. Ковдозеро - ж/д ст. Княжая

(приблизительно 275км: 240 по озерам, 10 по протокам, 15 - волоки, еще 10 - радиальные выходы на вершины).

Время проведения: 15.07 - 12.08.2004.

Состав: Санька, Саша - тритоновская Свирь-Н.

Иовское-Кумское-Княжегубское водохранилища - весьма популярные места, но почему-то описаний не так уж много (особенно про Иовское). Поэтому давайте я его похвалю.

Краткая характеристика маршрута:

* почти полностью озерный

* большей частью за полярным кругом

* горы (до 500м) по берегам

* допускает множество вариантов как в сторону сокращения, так и удлинения

Двухкилометровка с нанесенным маршрутом (777Kb)

Хотелось большого отдыхательного маршрута с многочисленными дневками и полудневками. Получилось даже более отдыхательно, чем ожидалось. Особенно для девушки, которую четыре недели бесплатно катали в лодке. (Точнее, за очевидную плату естественного свойства.)

Местность, где пролегает маршрут, исторически называется Лапландией. Основные отличия от Карелии - 1) нахождение поблизости к, и к северу от полярного круга, 2) высокие холмы / низкие горы. Из первого следует полярный день и белые ночи. Из второго - нехарактерные для Карелии пейзажи и возможности горовосходительства во время дневок.

Заброска. Из Кандалакши по дороге на Алакуртти до моста через реку Каменную. Еще на вокзале подходит пограничник и переписывает паспортные данные.

День 0. Река Каменная. Собрали лодку на правом берегу в 100м от моста. Поляны для сборки байдарки нет. Возле моста возможно есть более-менее удобные места, но там повсюду стояли рабочие, ремонтирующие дорогу. Сразу за мостом начинается мелкая каменистая шивера. Плыть бессмысленно из-за постоянных посадок на камни, поэтому пустил девушку вдоль берега, сам занялся проводкой. Потерял весло. Загрустил и остановился на левом берегу. Хотя мест для стоянки нет. Плохая погода. Страшное количество комаров. Думаю мрачно о перспективах (расплата за разгильдяйство - четыре недели катать девушку по озерам).

День 1. Гуляли вдоль шиверы, искали весло. Не нашли. Шивера заканчивается озерообразным расширением реки и островком перед ним, река здесь легко переходится вброд. Обнесли шиверу по берегу, натоптали тропу.

Далее 1км спокойной воды, течение медленное.

Далее короткий порог под разрушенным деревянным мостом. Много нехороших камней по центру. Провели лодку вдоль левого берега.

Далее 0.5км спокойной воды и озеро Тованд.

Погода пасмурная, иногда моросящий дождик, но штиль. Поверхность озера гладкая, светится серебром, одинокая лодка рыбаков. По берегам - холмы, уходящие вершинами в серые тучи. Движемся вдоль правого по ходу берега. Постепенно поднимается ветер, останавливаемся на одном из выдающихся мысов. Стоянка с кострищем. Гнус сдувает ветром. Вдалеке на северо-западе и северо-востоке видны безлесые горные массивы (тундры).

День 2. Выглянуло солнце. Продолжаем путь по озеру. Многочисленные островки и отмели. Естественный сток из Тованд перекрыт дамбой (в восточной части озера), прорублен искуственный канал в озеро Толванд. Падение 42м на 3км.

Поселок Тованд отмечен как нежилой, но летом в нем живут дачники. Находится в дальнем правом углу озера, у воды - лодки. Сразу у озера железнодорожный мост, рельсы ржавые.

Местные жители рассказывают ужасы про невозможность сплавляться по каналу в Толванд, про смертельные случаи на нем и про приезды спортсменов-катамаранщиков для героических прохождений. Говорят, много приезжало в конце 90-х, сейчас меньше. Идем осматривать по левому берегу.

Порог #1 - небольшое волнение под железнодорожным мостом.

Далее несколько сот метров гладкой воды в искуственной протоке (высокие крутые осыпные берега), протока совершенно прямая, течение быстрое.

Порог #2 - в конце прямого участка. В нем (помимо просто валов и бочек) два последовательных двухметровых слива (первый - горка, второй - отвесный). Оба маловодные. Красиво. Пройти нереально, проводить нереально или очень тяжело, вытаскивать лодку на высокий берег для обноса - тоже. Поэтому, кажется, обносить удобнее всю протоку от самого озера Тованд. Далее круглое озеро (размером до 1км). Там, где протока вытекает из озера, на высоком берегу место для стоянки.

Порог #3 - начинается сразу за озером. Длинный (более 1км), совершенно не-карельского уровня сложности. Целиком мы его не просматривали, т.к. неудобно. Выйдя к реке (в случайном месте), видим пологий мелководный слив около двух метров высотой. Выйдя к реке в другом месте, видим слив более полноводный, высотой метр или около того. Как и порог #2, нечто принципиально непроходимое для психически здорового байдарочника.

На берегу неясные обрывки лесных дорог и петляющие тропы, и бездна гнуса. Без репеллентов тяжело. Тропы обноса не видно.

Мы делали обнос по правому берегу. Осмысленность сомнительна. Плюсы - хорошая лесная дорога. Минусы - долго и в стороне от реки.

Дорога вела в деревни, находившиеся там где сейчас водохранилище, и с момента его затопления (больше 40 лет) не используется, но хорошо сохранилась. Первые 0.5км - по правому берегу вдоль протоки, затем протока поворачивает, а дорога уходит прямо. Через некоторое время - болото (глубина по колено, длина 50м). Далее развилка, идти нужно направо (так). Далее встретится разрушенный мост через ручей (примерно через 2км после развилки) (пройти по мосту можно без труда) и еще одно болото (аналогичное первому). Далее дорога затоплена небольшим озером слева, есть обход по тропе, или можно пройти вброд (как через болота). Общая длина волока - 6км.

Шли в две ходки (примерно по одному километру за проход), лодку не разбирали. Весь обнос занял почти 6 часов. Самое неприятное - комары, которых очень много (19 июля), привычки к ним еще нет, отдохнуть комфортно (замереть хоть бы на полминуты!) невозможно.

Выходим на берег Толванда уже ночью. (Белой ночью. Светло как днем). Напротив (5км через озеро) - гора Тюртойва. На берегу - плавник, в воде - коряги. В нескольких стах метрах от конца волока (дорога уходит под воду...) скалистый островок, на котором можно встать.

Ужасно устали (начало похода - еда еще несъедена). Основная причина усталости - комары, которые причиняли психологический дискомфорт и плюс к тому не давали толком отдохнуть.

День 3. Озеро Толванд имеет 25-28км в длину и 3-5км в ширину, на нем может подняться большая волна. В многочисленных заливах возле северного берега - стоящий в воде мертвый лес. Кое-где отдельные коряги в 100-200 метрах от берега.

Озеро Толванд имело сток в нижнее течение реки Ковда, через реку Толванд (падение было около 50м на 10км - уровней озер до затопления я не знаю). При создании Иовского водохранилища река Толванд была закрыта дамбой, а сток направлен через озера Ориярви и Визиярви в среднее течение реки Ковда (там она называлась Иова), в район впадения в нее Тумчи. Уровень воды в озере Толванд поднят. Затопленный лес присутствует в огромных количествах.

Можно осмотреть дамбу, если от места впадения в Толванд протоки из Тованда пройти около 5км влево. Мы не осматриваем.

Желаем подняться на гору Тюртойва (495м), для чего требуется пересечь озеро. Из-за большой волны делать это не решаемся и останавливаемся на мысу, откуда виден восточный край озера. Прошли всего чуть больше километра. Ждем погоды.

День 4. Проснулись рано утром (5.30), ветра нет, волнение подутихло, пересекаем. Держим курс на гору Тюртойва. Возле южного берега имеются островки, не отмеченные на карте. Мертвого леса, стоящего в воде, не видно, но подводные коряги встречаются на значительном удалении от берега. Из-за туч выглядывает солнце.

Вдоль южного берега озера плывут многочисленные группы, начинающие маршрут прямо с озера Толванд, с дороги на Зареченск, видимо как раз от дамбы.

На берегу встречаются многочисленные кострища, часто даже с палками для вешания котелков. Оставив палатку и лодку на берегу, выходим на гору. До вершины около 3км, подъем 400м. Лес - глухая тайга, небольшие болота, бурелом, крутые замшелые склоны с выходами скал, идется медленно, троп нет. На вершине - горная тундра (милый сердцу ландшафт), идется быстро и легко (по тундровому участку надо пройти чуть больше 1км). Сильный ветер (правда, холодно) сдувает гнус. На вершине - треугольник, несколько записок. Немного антропогенного мусора.

Тюртойва - самая высокая гора в округе. Замечательные виды во все стороны. Озеро Толванд у ног. Рекомендую внимательно смотреть на конфигурацию заливов в его западной части.

Спустившись, выходим на берег примерно в полутора километрах от палатки. Узкий каменистый пляж завален плавником. Скачем по камням и мертвым деревьям, прибой, мелкий сосновый лес вдоль берега, совершенно доисторический пейзаж. Выглядывающий из воды ихтиозавр замечательно бы вписался. (В дальнейшем ихтиозавры встречались. Породы "гусь".)

День 5. Плывем вдоль берега на запад. Далеко впереди - голубые контуры гор. Примерно 8-9км вода чистая, дальше - поле затопленных деревьев, едва торчащих из воды. "Раскоряжие". Размеры примерно 1х2км, обходим со стороны открытой воды, благо погода хорошая и штиль. Начинается множество небольших островов. Раскоряжия и целые рощи затопленных деревьев встречаются чаще.

С севера в озеро Толванд впадает река Верман. (Падение в нижней части - 50м на 5км). Мы ее не посещали.

Прямо по курсу высокая гора Войтитундра. С вершины вид на запад на долину Тунтсайоки (Тумчи). Ее мы тоже не посещали.

Останавливаемся на хорошей стоянке. Тихо и поэтому очень много комаров. Пытаемся сделать оладьи, получается почему-то печенье. Вкусно, но не совсем то что ожидалось.

День 6. Ищем выход в протоку в озеро Ориярви. Там где он должен быть, заросли мертвого леса (около 0.5км), болото с камышами, протока есть, постепенно становящяяся все уже и уже. Ширина 3-4м, глубина такая, что постоянно задеваем дно (сплошная черная тина...). Вода стоячая... Возвращаемся. Черт побери! Где же выход?!! Плаваем взад-вперед. Материмся.

Вечером опять делаем печенье, и оно с каждой попыткой все более и более похоже на оладьи. Радуемся.

День 7. То слева то справа за деревьями шумят моторки. Мимо проплывает группа и не проплывает обратно - нашли протоку, значит. Обидно чувствовать себя идиотом. Но я привык. Снова петляем среди мертвых деревьев. Настойчиво ломимся по вчерашней протоке, отталкиваясь веслом от донной грязи. О чудо - расширение и озеро, как раз как на карте.

Пересекаем это небольшое озеро (1км) (вообще здесь повсюду коряги в воде - плыть осторожно). Из него вытекает полноводная протока. Следует ли так понимать, то что нарисовано на карте (по чему мы в результате проплыли) - не есть основное русло?.. Мне до сих пор неясно.

Протока из Толванда в озеро Ориярви. Падение - 17м на 3км. Единственное описание - 1996 года. Но у нас и его не было. То что мы видели, тому описанию не соответствует, воды у нас гораздо меньше. Расскажу что видел.

Порог #1 - в нескольких сотнях метрах от озера, сразу за пологим правым поворотом. Можно увидеть-услышать. Осматривать слева. Слив полметра, за ним цепочка валов на плавном повороте налево. В левой части реки - плоские плиты, с которых удобно смотреть, затопленные при большем уровне воды. В самом конце порога, после 100м быстротока, гряда подводных камней через русло и следующее озеро (размеры опять в пределах 1км). Категория сложности - II. (Это в тех единицах измерения, которые встречаются в описаниях карельских речек).

В озере за порогом сели на корягу. Единственный раз за поход. Слезли, поерзав.

Пересекать озеро не надо - выход из него там же, где вход. (Почти. Чуть правее).

Дальше камни в русле при спокойном (но быстром) течении, вокруг камыши. Потом слева подступает лес. Скоро следующий порог, перед которым следует остановиться и осмотреться, поскольку препятствия дальше идут подряд. Здесь также имеется стоянка на левом берегу.

День 8. ("день 8" - это потому что мы отдыхаем и тормозим. Если начинать от озера Толванд, можно оказаться здесь на второй день. Только стоит ли?)

Порог #2 - через 100м после стоянки на левом берегу. Стоянка заметна с воды и вообще привлекает внимание после участка с камышовыми берегами. Сам порог - шиверка, заканчивающаяся пологим сливом (приблизительно 1м) с большим количеством камней по всему руслу. Просматривать можно слева или справа. КС - II-III.

Дальше 100м быстротока и низкий полуразрушенный мост (непроходим из-за высоты).

Порог #3 - сразу за мостом. Слив 1м или чуть больше, за ним высокий пирамидальный вал. Дальше еще камни и постепенно ослабевающий быстроток, около 100м, после чего следующий порог (в большую воду все это сливается в одну шиверу). Слева от моста есть мелководная (10см) протока, по которой можно сделать проводку/обнос. КС - II-III.

Порог #4 - виден от предыдущего. Крутопадающий (длиной около 10м) участок реки с обилием камней, за ним - мелкая шивера. Проводить удобнее вдоль правого берега, но пересечь реку между этим порогом и предыдущим нелегко (быстрое течение и множество камней). КС - II-III.

Далее тянется постепенно ослабевающая шивера, которую можно идти безбоязненно. Она совсем стихает на крутом правом повороте. За ним следует пристать к левому берегу, на нем есть хорошее место для стоянки. Впереди - короткий перекат и последний порог.

Порог #5 - начинается за левым повротом. Длина метров двести. Сливы разной величины (до метра) один за другим, в конце крутой поворот направо и два последовательных слива больше чем по метру. Имеется еще мелководная протока в нижней половине порога справа. Камней повсюду множество. Очень красиво и впечатляет. Перепад метров десять. КС - V (то есть, нормальным людям в нем делать нечего), длинный и сложный до конца и в конце особенно.

Порог можно обнести по левому берегу (сперва хорошая тропа, потом плохая тропа, потом по каменным береговым плитам - это в малую воду). При прохождении этого (или предыдущих) порогов здесь можно удобно дневать.

При непрохождении порогов 3-4-5, их всех можно обнести по левому берегу по дороге/тропе.

Сразу за порогом озеро Ориярви. Оно входит в Иовское вдхр, но уровень в нем естественный. (На двухкилометровке в нем нарисован затопленный лес, а в Толванде - не нарисован. В действительности - наоборот). Вполне может подняться большая волна. Встречаются небольшие островки и отмели. Чуть отплыв, стоит оглянуться посмотреть на последний порог.

Озеро имеет длинный (10-15км) узкий аппендикс на восток. Можно туда сплавать и подневать. Мы не плавали.

Вокруг гористый пейзаж. Гора Войтитундра за спиной похожа на Фудзи, чуть пониже гора Ориярви справа. Слева то и дело показывается вершина Тюртойвы.

На одном из озер в мокром песке медвежьи следи. Отпечаток формой близок к человеческому, но больше, спереди - когти. Если кто-то в группе хочет "посмотреть на мишку", покажите ему его след, он расхочет.

На островах мы не видели стоянок, на берегу - видели несколько очень хороших.

День 9. Остаток озера Ориярви. Протока из Ориярви в Визиярви. Падение 8м на 1км.

Порог #1 - у выхода из озера под сохранившимся деревянным мостом. Небольшой чистый слив. В большую воду может быть непроходим т.к. мост низкий. В любом случае нужно чалиться для просмотра перед мостом, т.к. следующий порог совсем рядом.

Порог #2 - через 50м. Струя перед ним быстрая и идет вдоль правого скалистого берега, а пристать нужно к пологому левому. Порог начинается сливом (0.5-1м), повернутым под прямым углом к струе, разделенным надвое камнем/скалой. Дальше 50м валов, и большая бочка в левой части русла. Ее в принципе можно обойти справа, но туда тяжело попасть после первого слива. Дальше еще 100м крутой шиверы с большим количеством камней.

Падение метров шесть. Люди, не желающие попадать в бочку, должны после первого слива (который ориентирован справа налево) резво уйти под самый правый берег.

За порогом - расширение со спокойной водой. Так что в принципе препятствие вполне байдарочное и при этом интересное. КС - крепкая III.

Вокруг порога - скалы (10-15м). За порогом следует совершенно прямая протока, берега кое-где также скальные.

Пока мы просматривали порог, из-под ног бросился бежать прятавшийся среди камней еще неумеющий летать утенок. Выбежал он прямо в порог и, очевидно, тем самым самоубился. Отсюда мораль: не паникуй!

Параллельно с нами порог осматривал мужчина (москвич) с ребенком и собакой, лодка - таймень. Подарил нам двух рыбин.

Далее прямая протока в высоких скалистых берегах.

Порог #3 - просто шивера спустя 800м-1км после окончания порога #2. В малую воду можно идти без просмотра. Сразу за ней протока расширяется, превращаясь в вытянутый залив озера Визиярви.

Озеро Визиярви - тоже Иовское вдхр, но уровень естественный. Довольно широкое (до 2км), волна может подняться сильная.

В озере множество островов, в т.ч. с хорошими стоянками. Вокруг - сплошные холмы. В целом, на маршруте это последнее озеро с горным пейзажем по берегам. (Пусть "низкогорным". Но упоминания про Кукас как "горное озеро" - смешной бред.)

День 10. Пасмурно, но штиль. Все серое, на берегах сумерки, от воды бесцветный свет, удивительное зрелище. Абсолютная тишина.

Быстро прошли все Визиярви и вышли в Тумчаозеро. Протока из Визиярви в Тумчаозеро узкая, но со стоячей водой, берега высокие и залесенные, темные. Вода достигла состояния полного зеркала. На выходе из протоки рыбаки (или отдыхающие. Четыре человека, две лодки. 28 июля вечером) подарили двух живых щук. Щуки были в полиэтиленовом мешке. Лежали у девушки в ногах, вырвались, прыгали, щелкали зубами и очень девушку пугали. Но мы с ними справились и съели их за это.

На Тумчаозере функционируют два катера, снующих между Зареченском и устьем Тумчи, возят совсем ленивых "спортсменов" с Тумчи и Кутсайоки. Катера размером скорее с буксир, чем с рыбацкую лодку, громкие и вонючие. То же можно сказать про ездящие на них группы. За вечер и утро следующего дня катера прошли мимо 5-6 раз.

Как следствие популярности, много мусора. Газовые баллоны, явно туристская тара из-под продуктов. Если кому-то из турья набьют морду за то, что "ходют и мусорют" - будут бить за дело. Я бы сам за такое приложил, да комплекция не та.

Ночью, под дождем, мимо проплывает кат-четверка. Загадка. Синие водники.

День 11. Движемся по Тумчаозеру в сторону Кустимо. Широкие плесы, большая волна, ветер в лицо. К счастью, затопленного леса не очень много. Когда доходим до озера Кустимо, за спиной гроза. Озеро узкое и тихое. Затопленного леса - больше. На берегах хорошие стоянки "пикникового типа", сделанные из бревен столы с каменными столешницами.

Протока из озера Кустимо на юг зарастает и скоро возможно зарастет совсем. Сплошь камыши, илистое дно и грязевые островки. Высадил девушку, прошел один. Длина 100-150м, почти все время полз на брюхе по жидкой грязи, отталкиваясь веслами ото дна.

Дальше губа, открытая на восток в основную часть Иовского, затем озеро Миня. В озере много островков и отмелей с корягами. Впереди выдающийся формой холм на берегу.

Выплываем в Рувозеро на огромный плес. На мысу хорошая стоянка со столом, очагом, решеткой для копчения. Вдалеке уже видна выделяющяяся над всеми вершина Пяйнура. Холмистая линия горизонта заставляет задуматься о тех реках, что текли здесь до создания водохранилищ...

День 12. Проходим оставшуюся часть Рувозера. Ветер слабый, волна небольшая. Идем по центру озера, вдоль островов. Дальше протока в (из) Соколозеро без течения, широкая и короткая. Озеро Соколозеро округлой формы, нам нужно пересечь, ветер в спину, волнения под берегом нет - идем напрямик. Начиная с середины озера начинается волна, когда доплываю до островов в средней части - она уже весьма сильная, хорошо что в спину. Подумайте несколько раз прежде чем пересекать открытые водные пространства. На озерах гибнет больше людей, чем на реках.

На дальнем берегу Соколозера много плавсредств - моторки, рыбацкие лодки, парусный туристский катамаран. Видим все это на берегу, но людей не видно? Чтож. Останавливаемся неподалеку от устья реки Левгус (стоянка у самого устья занята). В лесу множество гнуса.

День 13. Волок с Соколозера на Ципрингу. Утром разбираем лодку и выходим на юг в сторону озера Ципринга. Идем в одну ходку, весь скарб за плечами. Тяжело. Лес - совершенно дремучая тайга. Безлесые болота, замшелые ельники, буреломы, черные выходы скал. Там где начинали волок - у воды многочисленные следы копыт.

Подосиновики со шляпками по 20-25см десятками. Идем с языками на плече - не до них. По сравнению с началом похода, из гнуса появились мошки и мокрецы. Почти не кусают, но толпятся вокруг, залетают в нос-рот-глаза. Вокруг человека вьются сплошным облаком в несколько сот экземпляров. Невозможно отдохнуть.

Просеку север-юг находим не сразу, когда находим, радости нет - тропа по ней плохая, скальные ступеньки все равно нужно обходить, и озеро на пути тоже нужно обходить. После озера просека проходит через безлесое болото с окнами черной бездонной воды. Хорошо что лето сухое.

Весь волок от Соколозера до Ципринги - около 7км. Мы прошли за неполные пять с половиной часов сравнительно легко.

Северный берег Ципринги плохой, каменистый пляж завален плавником, полоса мертвых деревьев вдоль берега, на берегу - темный ельник на крутом склоне. Радость от прохождения волока необычайна. Напротив Пяйнур, видна его крутобокая безлесая вершина.

День 14. Релакс после вчерашнего. Переплываем Ципрингу (берега не соответствуют карте - все острова являются полуостровами), встаем под горой Пяйнур. Высота - 486м, уровень Кумского водохранилища - 109. Ближе к воде, чем Тюртойва. Склоны крутые. Несколько более популярна, т.к. поблизости "национальный парк" Паанаярви. Восходить обязательно!

Днюем весь день на заброшенной стоянке в ельнике.

День 15. До рассвета выходим на гору. Крутой подъем по лесу - мшистые склоны перемежаются выходами скал. Ельник, внизу - замшелый, влажный и мрачный, вверху - редколесье, без подлеска, но из огромных по местным меркам елей. Грибы. Следы медведей. Выше 400м начинается тундра. Вершина горы - скальный купол высотой метров тридцать. Набитая тропа.

Вид бесконечно прекрасен. Вокруг равнина (в отличие от вида с Тюртойвы), только на север уходят постепенно повышающиеся горы. Тюртойва видна далеко-далеко. Ципринга у ног, Соколозеро видно все, Рувозеро - почти все. На западе видно ущелье, в котором озеро Паанаярви. На юго-западе огромные отдельно стоящие горы Кивакка и Нуорунен (высшая точка Карелии). На юго-востоке видно целиком озеро Пяозеро. Все это покрыто утренним туманом. Холодный ветер сдувает гнус.

Спустившись, проходим озеро Ципринга. Протока в Пяозеро узкая, но без течения. Совершенно непрозрачная мутная вода. Пяозеро встречает открытой водой, уходящей до горизонта, и бескрайним затопленным лесом (коряги, едва поднимающиеся над водой).

Пролив между островом Варисниеми и берегом непроходим. Зарос тростником и завален сплошь плавником. Это не видно издалека. Чтобы потом не возвращаться, рекомендую сразу обходить остров с юга. Там есть места для стоянок.

Отсюда возможно сплавать на юго-запад в сторону впадения реки Оланга, посмотреть на водопад Киваккоски и подняться на гору Кивакка (это ориентировочно два дня). Мы не плавали.

От Варисниеми доходим до острова Ниска. Погода хорошая, волны почти нет. Высокий остров Лупчинга. На западе - грозный Пяйнур рядом и массивная Кивакка вдали. На озере много парусных катамаранов (видели 5 штук у разных берегов).

Вокруг необыкновенный простор. Вообще весь маршрут - для любителей просторных озер. Но Пяозеро просторно - особенно.

Вечером местный рыбак дарит большую рыбу.

Жарка рыбы требует масла - масла нужно больше чем обычно. Большое количество лесных ягод подталкивает к варке компота, поэтому сахара тоже нужно больше чем обычно. У нас эти продукты на исходе, рассчитываем на магазин в Зашейке.

День 16. По хорошей погоде дошли до поселка Зашеек. Около 20 изб. Магазин работает с 14 до 17 часов. Хлеб пекут через день (причем через раз то белый, то черный). Пива в магазине нет. Все основные продукты (крупы/масло/сахар/тп) имеются.

Протока из Пяозера в Кундозеро широкая, без течения. Кундозера боялся на основании фразы из отчета: "обезображено стоящим в воде мертвяком". За время маршрута так к мертвяку привык, что Кундозеро не пугает и не удивляет. В южной части много мертвого леса, но широкий проход (бывшее русло реки). В средней и южной части отдельные торчащие коряги.

Видны сооружения гэс. Сжираем купленное в Зашейке.

Наблюдаем плавающего вокруг гуся. Гусь кричит "крякря...крякря" по пять-шесть раз, после чего издает звук "ииияяя" (представьте младшеклассника, изображающего каратиста) и ныряет. Выныривает и все продолжается сначала. От других гусей таких звуковых эффектов не наблюдали. Этот - что - идиот?

День 17. Проходим остаток Кундозера до тропы волока. В северном конце озера много островков и коряг, но просеку на Кукас найти легко. Много следов пожаров.

У начала просеки стоянка, очевидно использующаяся туристами при волоке. Возле берега камень, под камнем щель, туда все кидают мусор (без признаков сжигания), оттуда по-настоящему несет помойкой. Это - плата за популярность. Свиньи приходят и засирают. Всем, кто не уносит и не умеет утилизировать свой мусор - желаю умереть скорее. (Предпочтительно - в мучениях).

Волок из двух частей, с озером посередине. Общая длина чуть больше 2км по хорошей тропе. Шли в две ходки, лодку не разбирали. Прошли весь волок за 2.5 часа.

Навстречу группа из четырех мужиков. Сплавсредство разобранное. Идут в какое-то большое количество ходок. Забавно следующее: в начале второй половины волока видим вещи, принесенные ими в первую ходку - продукты питания, в т.ч. крупы и сахар в пластиковых бутылках.

У нас тоже есть крупы и сахар в пластиковых бутылках. И мы несем их в противоположном направлении. Что неэффективно. Было бы здорово знать, какие группы встретишь на волоках, и дублирующимися продуктами просто обмениваться, не таская одно и то же туда-сюда. Жаль, технически это неосуществимо.

После пройденного маршрута озеро Кукас не поражает исключительной красотой, зато засрано туристами вдоль и поперек. Многочисленные гари по берегам. Встаем неподалеку от волока, потушив разгорающийся от какой-то предыдущей группы ползучий пожар.

Западнее озера Кукас находится гора Сурьяпия примечательной формы.

День 18. Идем по Кукасу. Вода удивительно чистая - этого еще не отнять. Более ничего примечательного. Пройдя совсем немного, останавливаемся на островах по центру озера.

День 19. Захотелось проплыть ночью. Уже довольно темно (5 августа). Озеро сужается, берега становятся круче, сосны на скальных ступенях. Многочисленные группы по берегам. Зашли в северный залив (ориентированный с юго-востока на северо-запад). В нем - совем крутобокие холмы (залесенные скалы 150м над водой...).

Встали на островке, что возле входа в упомянутый северный залив. На его восточном берегу стоянка.

День 20. В который уже раз полудневка. Мимо все время шастают группы одна другой отвратительнее. Напротив орут. Кто-то из проплывающих поет что-то невразумительное. Выходим под вечер. Проходим остаток Кукаса до волока на Челозеро.

Волок: сперва 100м до небольшого озерца (в центре которого каменистая отмель, на которую все садятся). Затем еще около 2км по дороге и по хорошей тропе. Сперва идем в две ходки, лодку не разбираем. Ближе к Челозеру слышны многочисленные пьяные крики - идем в одну ходку (рюкзаки за плечами, лодка в руках) - получается без труда (еще бы, почти вся еда уже съедена). На весь волок ушел примерно час.

На Челозере, в радиусе километра от начала волока, стоит шесть-восемь групп. Судя по голосам, большинство пьяны как свиньи. Повсюду срач. Прошли половину пути по Челозеру и встали.

Западная часть Челозера красива (не уступает Кукасу). Именно поэтому здесь так много групп.

День 21. Утром жарко, потом грозы. Прячемся в палатке. Вечером сплошная облачность, похолодало...

Прошли мимо устья Винчи. Горы мусора (банки-бутылки-полиэтилен-заплатки). Монстроидальные тропы. Известность уже убила эту реку и почти убила озеро Кукас. Надеюсь, скоро сюда перестанут ходить. Хотя, как показали разговоры со встречными группами, большинство этой грязи не замечают. Они-то ее и производят, надо полагать.

После Челозера на Винче небольшой порожек - см. соответствующие лоции. Доставил больше ощущений чем казалось с берега. Поплескало в рожи.

Выход в Нотозеро. Снова огромные открытые пространства, волна. На западе невысокий, но изрезанный контур дальних холмов. Справа по курсу гора Иванова (можно совершить восхождение - 343м). Встали у поворота маршрута на север.

День 22. Кончающаяся еда вынуждает завтра же выйти к магазину, поэтому оставшуюся часть маршрута пришлось несколько скомкать. Вышли утром. В этой части Нотозера много мелких островков, видов вдаль меньше.

Здесь меньше и людей - большинство предпочитает заканчивать маршрут, поднимаясь по Нольозерке. Туда им и дорога, а мы идем своим путем. Начало протоки Тюлле найти среди островков непросто. Течения в протоке нет. После некоторых усилий догоняем утку. Приятно разнообразит меню (на 4-ю неделю).

Спустя несколько километров озеро Лопское. В западной части в него впадает речка с водопадом. Мы не посещали.

Короткая протока в озеро Ковдозеро - последнее на маршруте. Озеро огромное, кое-где уходит за горизонт. На берегах видны отдельные горные массивы. Многочисленные острова, несколько широких плесов. Волна может вынудить задержаться. Озеро достойно пристального разглядывания.

Уже под вечер пересекаем ковдозерские плесы. На одном из островов - высокая мачта на холме (выше леса - открываются виды...). У нас заканчивается карта и мы останавливаемся у ее верхнего края... (Атлас Карелии, страница 8...).

День 23. За мысом (последнее что изображено на карте) открывается залив с двумя крупными островами в нем. Плывем между ними, проход очень мелкий, каменистый. Далее еще один плес, пересекаем его, где-то в противоположном берегу, чуть правее, имеется протока. Если повезет, туда или оттуда пройдет моторка - вход в протоку становится виден яснее.

За протокой несколько километров до тупикового конца залива (точнее, откуда как раз вода уходит в Белое море через гэс), где населенка и 3км до станции.

Погода плохая, пасмурно, дождь. Мне с утра нездоровится, часто останавливаюсь. Проходим протоку. За ней ветер совсем сильный, большая волна, едва выгребаю. До конца залива дойти просто не могу, разбираемся возле "лесобиржи" на титанических горах древесной коры. До станции 4км по дороге.

Зал ожидания и кассы работают до 21.00. Поезда на СПб проходят в 15-16 часов, на Москву - ночью. (летом 2004 года).

Ковда, Софьянга, Кундозерка, Кума, Иова, Ругозерка - река в Карельской АССР и Мурманской области. Берет начало из Топозера, впадает в Кандалакшскую губу Белого моря. Длина 233 км, площадь бассейна 26 100 км2, из них 14% занимают озера (около 11 000). Представляет собой каскад озер, соединенных короткими протоками, составляющими только 34% длины К. В 1955 при выходе К. из Ковдозера построена глухая плотина, и весь сток К. сбрасывается в Белое море через Княжегубскую ГЭС по каналу длинной 3,8 км. На реке также Кумская и Иовская ГЭС.

Иовское водохранилище - водохранилище, образованное в 1960-61 плотиной на р. Иова (Ковда) на территории Мурманской области РСФСР и Карельской АССР. Состоит из озерных (в подпоре находятся Сушозеро, Ругозеро, Соколозеро) и речных участков. Площадь 294 км2, объем 2,06 км3, длина 58 км, наибольшая ширина 10 км, средняя глубина 7 м. Уровень водохранилища колеблется в пределах 2 м; оно осуществляет сезонное регулирование стока. Используется в целях энергетики, лесосплава и водоснабжения. Рыболовство (ряпушка, сиг, кумжа, хариус, щука, корюшка).

Кумское водохранилище - водохранилище в северной части Карельской АССР, на р. Кума (бассейн р. Ковда). Площадь 1910 км2, объем 13,3 км3, длина 75 км, наибольшая ширина 30 км, средняя глубина 7 м. Образовано плотиной Кумской ГЭС (1966) в результате затопления долины р. Кума и подпора озер Топозеро, Пяозеро, Кундозеро. К. в. осуществляет многолетнее регулирование стока. Размах колебаний уровня 4,5 м. Замерзает в ноябре - начале декабря, вскрывается в мае - начале июня. Используется для энергетических целей, лесосплава и водоснабжения. Рыболовство (ряпушка, сиг, кумжа, хариус, щука, корюшка).

Ковдозеро, Ковда, Ковдо-озеро - озеро в южной части Мурманской области РСФСР. Площадь озера вместе с островами 294 км2 (при естественном уровне). Имеет сложную лопастную форму берегов и большое количество островов (свыше 580). Общая площадь их около 70 км2. Наибольшая длина 48 км, ширина 23 км, наибольшая глубина 56 м. В связи с постройкой Княжегубской ГЭС (1955) превращено в водохранилище; с его помощью осуществляется частичное многолетнее регулирование стока р. Ковда. Уровень К. поднят на 6,4 м, а площадь увеличилась до 608 км2. В К. впадает много рек. Рыболовство, судоходство; сплав леса.