зимние тренировки на скалах

Отчет о лыжном путешествии по северной части Полярного Урала

Отчет о лыжном путешествии 4 к.с. по северной части Полярного Урала

21 марта - 1 апреля 2010 г.

Маршрут: пос.Советский - р.Малая Уса - руч.Косрузьтывис - оз.Чаньты - пер.Обручева - оз.Хадатаеганлор - забр.база Хадата - пер.Бурный (рад.) - р.Воргашор - пер. б/н - каньон р.Малая Уса - р.Маталаватарка - р.Малая Щучья - оз.Малое Щучье - пер. б/н - р.Малая Кара - пер.Ураганный - в.Хойтапэ (1240 м) (рад.) - руч.Нюдя-Пырятане - пер.б/н - р.Гераусваю - пер.б/н - р.Мядыяха - пер.б/н - руч.Хэм-Вадаяха - р.Пырятане - пер.б/н - руч.Нярматотане - в.Хуутасангарей (1239.9 м) (рад.) - оз.Нярмато - пер.б/н - руч.Тисьнензашор - руч.Каньонный - пер.Широкий - оз.Сидяямбто - р.Очетывис - траверс плато - р.Нгэтенашор - в.1375 м (рад.) - пер.Моренный (рад.) - пер.б/н - руч.Сидяняавъяха - р.Парус-Щельяшор - "газпромовская дорога".

схема маршрута (1,5 Мб)

4 24.мар пер.Обручева - оз.Хадатаеганлор - забр.база Хадата 22
5 25.мар дневка
6 26.мар пер.Бурный (рад.) 22
7 27.мар забр.база Хадата - р.Воргашор - пер. б/н - каньон р.Малая Уса - р.Маталаватарка - р.Малая Щучья - оз.Малое Щучье 44
8 28.мар пер. б/н - р.Малая Кара - пер.Ураганный - в.Хойтапэ (1240 м) (рад.) - руч.Нюдя-Пырятане - пер.б/н - р.Гераусваю - пер.б/н - р.Мядыяха 30
9 29.мар пер.б/н - руч.Хэм-Вадаяха - р.Пырятане - пер.б/н - руч.Нярматотане - в.Хуутасангарей (1239.9 м) (рад.) 34
10 30.мар оз.Нярмато - пер.б/н - руч.Тисьнензашор - руч.Каньонный - пер.Широкий - оз.Сидяямбто - р.Очетывис - траверс плато 33
11 31.мар р.Нгэтенашор - в.1375 м (рад.) - пер.Моренный (рад.) 20
12 01.апр пер.б/н - руч.Сидяняавъяха - р.Парус-Щельяшор - "газпромовская дорога" 22

Описание путешествия

21.03.2010

Прибыли в Воркуту на поезде в 11 часов (здесь и далее время мск). Солнечно, ясно, -16°С, небольшой ю-в ветер. От вокзала на автобусе №10 доехали до офиса местной турфирмы "Воркута-Тур" и оставили заброску с ненужными на маршруте вещами. Адрес: ул.Чернова, д.10Б. В этом же здании расположена гостиница Северная, в которой мы впоследствии ночевали на обратном пути.

Пешком дошли по улице Ленина до Юбилейной площади, по пути лицезрев ненцев на оленьей упряжке, которые болтали по мобильным телефонам у дверей центрального дома быта. По иронии судьбы больше мы оленеводов на маршруте не встречали.

От Юбилейной площади ходит рейсовый автобус до поселка Советский, но довольно редко. До ближайшего было почти 2 часа, поэтому мы тут же разыскали такси и за 200 рублей к 12:45 уже переместились на северо-восточную окраину полузаброшенного поселка Советский (шахту закрыли). Отсюда началась активная часть маршрута.

1 час 45 минут
По ровной тундре с частыми кустиками в северо-восточном направлении дошли до полотна новой "газпромовской" дороги, огибающей пос.Советский с востока и идущей на север вдоль гор до побережья Байдарацкой губы. Дорога ведомственная, въезд на нее только по пропускам, напротив поселка КПП. Мы на лыжах срезали большой изгиб дороги. По ходу движения слева остался карьер открытой добычи угля.

На дороге достаточно уверенный трафик большегрузного транспорта: в среднем одна машина в 15 минут. Но это в основном автоцистерны с соляркой и они не останавливаются. Притормозивший водитель одного из "Уралов" пообещал вахтовку к вечеру. Нам же нужно пройти по дороге лишь несколько километров, так что проще и быстрее дойти своим ходом (фото 1).

1 час
На лыжах по отлично накатанному снежному полотну дороги прошли порядка 7 км на север и свернули в направлении хорошо различимых далеких гор (фото 2 ). С такого расстояния различить отдельные вершины затруднительно, курс выдерживаем по GPS, установив в качестве пункта назначения западный берег оз.Чаньты.

45 минут
Движение на лыжах по слегка всхолмленной тундре с отдельными кустиками. Иногда лыжи проваливаются сантиметров на 15. Небольшие плотные заструги.

Остановились на ночлег возле одного из кустиков. Вечером ясно, безветрие, -23°С.

22.03.2010

Утром южный ветер, туман, видимость порядка 500 метров. Температура -8°С.

6 часов 30 минут
Движение на лыжах по слегка всхолмленной тундре. Выдерживаем направление по спутниковому навигатору. На обед остановились перед руслом р.Малая Уса в настоящем перелеске (заросли кустов метра по 3 высотой). Русло Малой Усы представляет собой сухую голубую наледь. После обеда на небе появились отдельные просветы, периодически виден мутный солнечный диск.

Вечером ветер почти стих, похолодало до -10°С. Остановились на ночлег в небольшом локальном понижении - то ли русло, то ли котловина озера (фото 3).

23.03.2010

Утром ясно, безветрие, -12°С. Хорошо видно горы (фото 4).

4 часа
Строго выдерживая направление по визуальным ориентирам, вошли в горы по долине руч.Косрузьтывис. Слева по ходу привлекает внимание выраженная вершина г.Саурипэ (фото 5). Остановились на обед на входе в горы.

2 часа
После середины дня постепенно становится пасмурно, усиливается ветер южных румбов, горы пропадают в дымке.

Миновали истоки руч.Косрузьтывис (встречаются промоины) и через пологий низкий водораздел вышли к озеру Чаньты. Озеро окружено высокими обрывистыми склонами (фото 6). Пройдя озеро Чаньты, повернули направо в долину ручья к перевалам Обручева и Шумского.

Началась метель. Встречный ветер, видимость 200 метров.

45 минут
Борясь с ветром, прошли еще немного вверх по долине ручья и встали лагерем под защитой левобережной морены. Метель, -6°С.

24.03.2010

К утру метель стихла. Температура -8°С, видимость удовлетворительная (фото 6).

1 час 30 минут
Поднялись на пер.Обручева. Окончательно распогодилось. Подъем на лыжах по широкому кулуару истока ручья, крутизной не более 15°.

30 минут
Прошли длинное озеро на перевале Обручева. Началась глубокая тропежка (фото 8). Справа по ходу открылся цирк ледника Обручева с высокими стенами и характерным пиком, чем-то напоминающем вершины Патагонии (фото 9, фото 10).

1 час 15 минут
Спуск к озеру Малое Хадатаеганлор. ГТЛ до 30 см. Движение на лыжах по широкой долине (фото 12). Погода в целом ясная, любуемся панорамой гор (фото 13, фото 15), сзади хорошо виден весь цирк ледника Черского (фото 11). На озере Малое Хадатаеганлор тропление лыжни заканчивается, зато появляется небольшой попутный ветер.

1 час 45 минут
По озеру Большое Хадатаеганлор (фото 14) дошли до заброшенной базы Хадата (база ИГАН) (фото 16). На озере плотный снег с застругами, старые следы снегоходов.

База Хадата сильно разрушена; судя по всему в этом сезоне мы первые ее "постояльцы" (фото 17, фото 18, фото 19). За полдня выгребли несколько кубометров снега из единственного пригодного для жилья домика с печкой, заделали зияющие оконные проемы, с помощью ломика заготовили дров в остальных разрушенных строениях. Жаль разбирать на дрова труды чьих-то рук, но ничего не поделаешь, тем более что и без нашего участия постройки постепенно гибнут под воздействием местных ветров и осадков.

Вечером ветер и налетевшая с запада облачность.

25.03.2010

Утром сильный западный ветер и плотная дымка; к полудню разыгралась метель. Температура ниже -20°С. У нас дневка на базе Хадата. Уютно обжились, отогрев в общей сложности 3 комнаты и коридор. Удается поддерживать температуру в помещении на отметке порядка +10°С, что по сравнению с забортными условиями кажется раем на земле (фото 20).

26.03.2010

Утром солнце в сильной дымке и по-прежнему сильный западный ветер. Холодно, -24°С.

Тем не менее решаем совершить радиальный кольцевой выход через перевал Бурный, а если повезет и погода наладится, то и с попыткой подъема на в.1343 м.

5 часов
Радиальный кольцевой выход через перевал Бурный.

От базы спустились вдоль левого борта долины р.Хадата (фото 21) до левого притока, ведущего к пер.Бурный. Через 1 час достигли характерной одинокой скалы на широком дне долины ручья (фото 22). Впереди хорошо виден каньон, ведущий к перевальному плато.

Каньон узкий, во многих местах переметен высокими снежными карнизами (фото 23). Встречаются наледи в русле и ледопады на стенах. Некоторые снежные переметы оказались практически непроходимы, обходим верхнюю часть каньона по левому по ходу борту траверсом жестких каменистых склонов (фото 24). Мешает сильный встречный ветер, очень холодный. На перевальном плато совсем мрачно, к тому же горы в плотной облачности. От восхождений на в.1285м и в.1343м пришлось отказаться.

Спуск с плато перевала Бурный в западном направлении проходит также по дну каньона. В отличие от восточного склона, этот каньон гораздо шире, глубже и вообще грандиознее (фото 25), за счет чего русло ручья не забито снежными пробками и можно спокойно скатиться на лыжах. Возможны лавины с бортов каньона.

Выкатившись в долину ручья Авсюка, повернули влево, вниз по долине. Справа в тумане осталась смутно различимая седловина пер.Неожиданный. В русле ручья Авсюка небольшая тропежка, ветер ощутимо слабее. Пошел небольшой снег. Выйдя на озеро Хадатаеганлор, подталкиваемые попутным ветром, замкнули круг и вернулись к базе.

Вечером потеплело до -20°С.

27.03.2010

Утром заметно ослабевший западный ветер, -18°С. В долине Хадаты туман. Покидаем базу (фото 26).

1 час
Вошли в долину ручья Воргашор. Понемногу улучшается видимость, сквозь дымку все явственнее проглядывает солнце. В устье Воргашора растут кусты, придвижении по руслу попадаются промоины и участки с глубоким снегом.

1 час 15 минут
Поднялись к развилке долин: влево по ходу ручей ведет к перевалу в верховья Малой Усы, прямо - водораздел с р.Нгодяяха, через который попадают к оз.Большое Щучье. Нам налево.

Поднялись на широкое и плоское плато перевала. Подъем по ручью пологий, слева по ходу большие снежные карнизы (фото 27). Солнечно, ощутимый холодный ветер. Вершины в районе г.1343м по-прежнему в облаках; в восточном направлении наоборот, видимость хорошая.

45 минут
Миновали плато и начали спуск по каньону истока р.Малая Уса (фото 28). Красивый путь, причудливые скалы. Огромные снежные надувы. На дне каньона безветрие(фото 29, фото 30).

1 час
Движение на лыжах по каньону. Периодически попадаются сухие наледи протяженностью по 200-300 метров. Остановились на обед на солнышке незадолго до конца каньона.

Вышли в поперечную широкую долину, слева озеро Усваты. Повернули направо на водораздел с бассейном р.Малая Щучья. На лыжах по жесткому снегу вышли на широкий пологий перевал, к плато истоков ручья Маталаватарка.

Пересекли каменистое плато между истоками Маталаватарки и Малой Щучьей. С края плато замечательный вид на озеро Малое Щучье (фото 31). Погода окончательно наладилась. Прекрасно виден дальний северный конец озера под склонами г.Пауркейиз (фото 32), где у нас запланирована ночевка. Ясно, безветрие, -18°С. Спустились с плато к устью ручья Глетчерный (фото 33) по склону крутизной до 15°.

2 часа
Пересекли по длинной оси озеро Малое Щучье (фото 34) и встали лагерем в его северо-западном конце. Озеро окружают высокие обрывистые склоны с характерными останцами-кекурами(фото 35, фото 36).

28.03.2010

Солнечно, тихо, -18°С.

Оставили палатку сохнуть на солнце(фото 37) и отправились в радиальный выход на перевал Ураганный и вершину Хойтапэ (1240м).

1 час 30 минут
От лагеря перевалили очень низкое седло в долину Малой Кары и повернули налево, вверх по течению. Прямо по курсу большой массив горы 1233м (фото 38), правее цирк Карского ледника с характерной треугольной скальной вершиной над ним. Еще правее седло перевала Ураганный (фото 39) и гребень вершины Хойтапэ. Дошли до озера под перевальным взлетом. Погода понемногу портится, появилась облачность, потянуло могильным холодком.

30 минут
Подъем в кошках на перевал Ураганный. Склон крутизной до 30°, жесткий снег, наверху небольшой карниз, который судя по следам лавин периодически обрушивается. На седле тур, и в нем записка годичной давности, оставленная группой из Воронежа (фото 40, фото 41).

1 час 15 минут
Подъем пешком (в кошках) от перевала Ураганный до вершины Хойтапэ (фото 42). Пологий широкий гребень, жесткий снег (фото 43, фото 44). На вершине остатки деревянного тригопункта. Вид сильно ограничен облачностью в долинах (фото 45).

15 минут
Спуск на лыжах по пути подъема обратно на перевал Ураганный (фото 46). С перевала я продолжил было спуск на лыжах, но под карнизом упал и отломал железную скобу в носке правого ботинка (бэккантри, стандарт SNS). Серьезная проблема!

20 минут
Дальше аккуратный спуск пешком в кошках до озера на дне цирка.

1 час
Кое-как привязав сломанный ботинок к креплению, по лыжне спустился вслед за Димой к лагерю. Холодный боковой ветер, -21°С.

Обед в палатке, ремонт крепления ботинка к лыже. Удалось придумать некую систему на основе ремней от кошек и резинки-эспандера (фото 47).

Вышли дальше по маршруту. Поднялись по долине руч.Нюдя-Пырятане до водораздела с притоком Малой Кары (фото 48). Справа по ходу открылся перевал Крутой (фото 49)

45 минут
Дошли до перевала в р.Гераусваю, представляющего собой характерное глубокое ущелье. Пологий подъем на лыжах(фото 50).

30 минут
Спуск на лыжах в долину р.Гераусваю. Слева по ходу лавинный вынос. Пройдя немного вверх по долине, остановились на ночлег. Безветрие, -21°С, полная луна.

29.03.2010

Утром солнечно, ясно, безветрие, -27°С. Ночь была очень холодной.

1 час 10 минут
Поднялись на лыжах на перевал из долины Гераусваю(фото 51) в долину р.Мядыяха. Повесили спальники снаружи на рюкзаки, чтобы сушились на солнце(фото 52).

1 час
Спуск на лыжах по реке Мядыяха. В начале спуска необозначенный на карте каньон, который обошли траверсом правого по ходу склона (фото 53). На всем протяжении долины лавинные выносы с левого борта, образованные упавшими снежными карнизами. Открылся вид на пока еще далекий хребет Оченырд (фото 54)

Выйдя в основную долину, повернули направо в направлении водораздела с истоками р.Хэм-Вадаяха. Видать, старина Хэмингуэй любил бывать в этих благославенных местах... (шутка, типа).

1 час 30 минут
Прошли по долине р.Хэм-Вадаяха до выхода в долину р.Пырятане и начали подъем влево по ходу в эту долину. По правую руку осталось озеро Большое Щучье(фото 55), которое хорошо видно с многочисленных моренных валов в низовьях долины Пырятане.

Обед на ярком солнце, практически безветрие, очень тепло (фото 56).

Поднялись на лыжах по пологой долине р.Пырятане до истока и вышли на перевал в долину к ручью Нярматотане, впадающему в озеро Нярмато. Если пройти немного дальше, то вышли бы на более пологий и низкий основной вариант этого перевала. Мы же раньше свернули влево и вышли на более высокое широкое седло, с более крутым спуском в сторону озера Нярмато. С перевала открывается прекрасный вид на массив горы Хуутасангарей (фото 57).

45 минут
Спуск с перевала на лыжах, первая часть спуска крутизной до 25°, затем резкое выполаживание. Слева по ходу большие лавинные выносы со склонов. Вышли на озеро Нярмато и остановились на ночлег в его восточном конце, под склонами в.Хуутасангарей с видом на пер.Вездеходный (фото 58). От этого места вечером я совершил восхождение на вершину.

2 часа
Пешком, без кошек (что было ошибкой), по западному гребню поднялся к вершине г.Хуутасангарей (фото 59). Крутизна склонов до 25°, много задутого жесткого наста. Выручают торчащиее камни. С вершины хороший вид на север и на запад (фото 60, фото 61, фото 62, фото 63).

Спуск с вершины.
По пути подъема спускаться без кошек опасно, поэтому я пошел окружным путем через плато севернее горы. Спуск по пологим (10-15°) склонам практически бегом.

Вечером -11°С, ветер со стороны перевала Вездеходный. На небе характерные перистые облака, предвещающие перемену погоды.

30.03.2010

Утром на удивление солнечно, небольшой ветер, -7°С. Вскоре солнце померкло и сложились условия классической "белой мглы".

2 часа
Поднялись на перевал в долину р.Тисьнензашор. На озере Нярмато (фото 64) и в истоке р.Нярмаяха большие наледи, местами мокрые. Обходим их слева, по очень жестким застругам.
Потеплело до 4°С, безветрие.

1 час
Спуск по р.Тисьнензашор до выхода к озеру Тисьнензато. На спуске в разрывах мглы видна г.Нгэтенапэ(фото 65). Спуск пологий, по руслу. Дошли до устья скального каньона на руч.Каньонный. Справа по ходу оз.Тисьнензато (фото 66).

40 минут
Поднялись по каньону ручья Каньонный (фото 67) до его конца и остановились на обед. В русле ручья наледи и промоины (фото 68).

1 час 30 минут
Поднялись на перевал Широкий и вышли к озеру Сидяямбто. Постепенно из тумана проступает г.Лядхей.

1 час
Прошли озера Сидяямбто, оставив справа г.Лядхей и скальный цирк ледника Алешкова (фото 69). На ручье, стекающем в р.Очетывис, каньон (фото 70). Первую часть проехали на лыжах по руслу, затем перед мокрой наледью пешком вышли наверх и обошли нижнюю секцию каньона по правому берегу. Обозначенного на километровых картах 8-метрового водопада обнаружить не удалось.

Слева по ходу крутые склоны г.Нгэтенапэ и окруженная черными скалами котловина оз.Очеты (фото 71); справа выход реки на предгорную равнину.

1 час 30 минут
На лыжах и затем пешком по плотному снегу с застругами траверсом поднялись на плато, отделяющее долину Очетывис от р.Нгэтенашор (фото 72, фото 73). На плато много камней, снег в некоторых местах полностью сдут ветрами. Видели хромого песца - первое живое существо на нашем пути с тех пор как мы покинули предгорную тундру.

Остановились на ночлег с видом на закатное солнце и бескрайнюю европейскую равнину. Безветрие, -11°С.

31.03.10

Ночью безветрие, утром умеренный восточный ветер, который вскоре снова стих. Ясно, хорошая видимость, -7°С. (фото 74, фото 75)

1 час 30 минут
Спустились с плато в русло р.Нгэтенашор и поднялись по ее долине до слияния истоков перед озером Нгэтенато. Поставили палатку и отправились на восхождение на г.1375 м, высшую точку хребта Оченырд и всей северной части Полярного Урала (фото 76).

50 минут
На лыжах подошли под склон г.1375 м по пологому дну долины и моренным валам по берегам озера Нгэтенато. Оставили лыжи, одели кошки.

2 часа
Подъем на вершину 1375 м. Крутизна склонов 15-25°, плотный снег, выходы камней. Прекрасная погода, безветрие, -4°С.

Первая часть подъема проходит по одному из западных контрфорсов, затем длинный пологий участок вдоль обрыва северо-западного гребня, и в завершение что-то вроде вершинной башни, где крутизна вновь немного увеличивается. Слева по ходу большие снежные карнизы нависают над цирком ледника Терентьева(фото 78).

Тура на вершине не обнаружили, возможно он под снегом. Открывается великолепная панорама гор вообще и хребта Оченырд в частности (фото 77). Замечательно смотрится в.Нгэтенапэ, расположенная в несккольких километрах и лишь немногим уступающая по высоте нашему местоположению (фото 89). С юго-запада с предгорной равнины наползает облачность (фото 88).

Фотографии с вершины:
(фото 80)(фото 81)(фото 82)(фото 83)(фото 84)(фото 85)(фото 86)(фото 87)

45 минут
Спуск по пути подъема в кошках.

На лыжах поднялись на перевал через хребет Оченырд, расположенный прямо над озером Нгэтенато (фото 90). По ряду источников, его название - Моренный. Подъем со стороны озера Нгэтенато пологий, 10° (фото 91). На восток свисает не очень большой карниз (фото 92), который легко обойти с севера, ниже снежный склон примерно 30° крутизной, с выходами разрушенных скал. Вопреки имеющимся описаниям, авторы которых называли этот перевал "лавиноопасным адом", нам он таковым не показался. Наоборот, очень логичный и красивый перевал.

От перевальной седловины в северном направлении отходит длинный пологий гребень к вершине Нгэтенапэ, по которому проходит один из наиболее простых маршрутов восхождения (фото 93).

30 минут
С ветерком спустились на лыжах до нашей палатки. Ясно, безветрие, -7°С. До темноты еще 3 часа, но все планы уже выполнены. Сидим в палатке с включенной горелкой и активно уничтожаем излишки газа и продуктов, следуя заветам В.П.Шамало: "все сожрать и ломить налегке!".

01.04.2010

Утром солнечный свет быстро тускнеет, так что к моменту выхода все уже тонет в "молоке". Практически безветрие, -17°С.

45 минут
На лыжах поднялись на безымянный перевал через отрог, разделяющий долины рек Нгэтенашор и Сидяняавъяха. Подъем очень пологий.

Стремительно, насколько позволяют большие заструги, спустились по долине Сидяняавъяхи до выхода на равнину. Перед выходом на плоскость, как последнее испытание, - небольшой каньон со снежными пробками.

2 часа
Движение в западо-северо-западном направлении по всхолмленной тундре. Вначале следовали заснеженному руслу, затем пошли напрямик. Примерно в середине участка пересекли широкое русло р.Парус-Щельяшор с наледью.

В самом начале этого перехода резко испортилась погода: поднялся сильный и очень холодный южный ветер, видимость из-за поземки упала до 50 м. Утеплились, некоторое время шли в пуховках. Затем вновь разъяснилось, но ветер лишь чуть ослабел, так что условия бесконечно далеки от понятия "комфорт".

Пару раз видели далеко впереди проезжающие по дороге машины, и наконец вышли на полотно "газпромовской" трассы. Все, активная часть путешествия закончена, осталось удачно поймать транспорт в сторону Воркуты.

С дороги хорошо виден хребет Оченырд (фото 94). Построили ветрозащитную стенку и только сели обедать, как с севера показалась "буханка". Человек ехал порожняком в Воркуту и без вопросов согласился взять и нас.

Снова началась метель, но теперь она уже практически не страшна, разве что влияет на скорость машины, а мы не торопимся. Весь путь записываю трек новой дороги - "для будущих поколений покорителей Заполярья" скачать.

Через 2 часа остановились у дверей той самой турфирмы "Воркута-Тур", где нас дожидается наша заброска. Заселились в гостиницу за 300 рублей с человека. Прямо в холле к восторгу администрации поставили палатку - просушить (фото 95). Наконец-то горячий душ, холодное пиво и т.д.

02.04.2010

Погода вновь наладилась - в Воркуте яркое солнце и легкий морозец (фото 96, фото 97, фото 98). Посетили местный краеведческий музей (рекордная стоимость билета: 20 рублей), осмотрели природную, этнографическую и историческую экспозиции. Музей расположен на ул.Ленина возле Юбилейной площади.

Заходя по пути в книжные магазины, добрели до бани на ул.Московской. Баня стоит аж целых 350 рублей, такие вот странности местного ценообразования. Но парилка хороша.

И третий пункт нашей воркутинской программы - ресторан Теремок на Гагарина. На гортекс смотрят косо, обстановка с легкой заявкой на понты, но средний ценник за ужин с бокалом красного в районе 500 рублей и готовят очень даже прилично.

Усталые и довольные, к 21 часу великие землепроходцы погрузились в поезд Воркута-Петербург и отбыли восвояси.

Полезности

трек новой "газпромовской" дороги Воркута - Байдарацкая Губа

разные полезные точки Полярного Урала и места наших ночевок

хорошо зарекомендовавшая себя конструкция санок-волокушей

2010-04-10 17:52:50 | slazav | E-Mail
в тексте неправильная ссылка на Ф.10

2010-04-11 19:39:50 | kandid | E-Mail
исправил ошибки и вообще доделал отчет

2010-05-09 13:50:09 | Alexey_Golt | E-Mail
Здравствуйте. С какой силой упали, чтоб выдрать этот штырь? Если не секрет, какой марки ботинок и есть ли фотка пострадавшего? Сам хожу в ботинках подобного плана. Интересна конструкция штыря. Заранее спасибо!

2010-05-09 14:00:20 | Alexey_Golt | E-Mail
Значит это Ваши билеты с поезда, мы видели в избушке на базе Хадата, прикреплённые к стене с пластиковой бутылочкой!

2010-05-10 10:50:22 | kandid | E-Mail
скоба отламывалась долго, видимо появилась вначале трещина по месту усталости металла. Пару дней чувствовалось, что она шатается. И лишь потом при несильном падении окончательно отломилась. Ботинки прослужили более 2-х лет, достаточно активно.

2010-06-11 16:16:32 | Clementine | E-Mail
Костя, ты молодец!

2010-06-11 16:17:31 | Clementine | E-Mail
Я с замиранием сердца, на одном дыхании прочла отчет!!! Супер!!!

2010-07-14 17:47:53 | kandid | E-Mail
добавил в текст отчета график прохождения маршрута и примерный километраж по дням