LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Ледопад Менсу
Автор: Алексей Чариков


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЁТ о лыжном путешествии пятой категории сложности по северной части Полярного Урала

Петрозаводский государственный университет.

Клуб туристов “Сампо”.

ОТЧЁТ о лыжном путешествии пятой категории сложности по северной части Полярного Урала.

 

Руководитель группы Смирнов В. Г.

Адрес руководителя: г. Петрозаводск,

ул. Репникова д. 15 кв. 114, тел. 52-56-69.


Петрозаводск, 2000 г.

Содержание отчета.

Аннотация
Справочные сведения о путешествии
Сведения об участниках
График движения и метеоусловия на маршруте
Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Часть I.
Общая характеристика района путешествия
Выбор и характеристика маршрута

Часть II.
Техническое описание маршрута
Обеспечение безопасности на маршруте

Часть III.
Общественное снаряжение
Личное снаряжение
Питание на маршруте
Походная аптечка
Ремонтный набор
Смета расходов
Нагрузка участников на выходе

Часть IV.
Итоги путешествия
Фотографии

Аннотация.

Лыжный маршрут пятой категории сложности проходит по северной горно-тундровой части Полярного Урала. Маршрут позволяет ознакомиться с одним из красивейших районов российского Севера. Сочетания мягких форм тундрового рельефа с ярко выраженными альпийскими вершинами, глубокие долины, ледниковые кары, с вздымающимися над ними километровыми скальными стенами, узкие каньоны с ледопадами и снежными надувами оставляют неизгладимое впечатление. Обогащают поход и частые встречи с представителями животного мира Полярного Урала: куропатками, зайцами, часто встречаются следы росомахи.

Весь маршрут проходит в безлесной зоне – ночёвки в палатке с использованием примусов. Прохождение отдельных участков требует владения горной техникой и знания всеми участниками правил организации страховки и самостраховки на снежно-ледовых склонах.

На маршруте можно познакомиться с жизнью коренных жителей – ненцев, охотников и оленеводов. Рекомендуемое время путешествия – конец марта – середина апреля.

Справочные сведения о путешествии.

Район путешествия – северная часть Полярного Урала.

Время проведения с 26 марта по 14 апреля 2000 года.

Маршрут: посёлок Полярный – река Большая Пайпудына – река Большая Уса – река Большая Хадата – ручей Ворга-шор – река Ноде-яга – озеро Большое Щучье – озеро Саурей-то – река Малая Хуута – восхождение на гору Хуута-Саурей (1345 м) – перевал Вездеходный – ручей Нярма-яга-тоня – ручей Пырь-яга-тоня – перевал Щучий – ручей Приозерный – перевал Крутой (1 Б)– озеро Малое Щучье – река Малая Щучья – озеро Усва-ты – река Малая Уса – посёлок Советский – г. Воркута.

Протяжённость маршрута – 327 км.

Количество участников – 8 человек.

Ходовое время – 77 часов 50 минут.

Средняя скорость движения – 4,2 км/час.

Количество ночёвок – 19.

Путешествие организованно и проведено на базе двух студенческих клубов – «Сампо» и «Скифы» и т/клуба «Кипатры» г. Костомукши.

Заявочные материалы рассмотрены и утверждены Мурманской областной МКК февраля 2000 года. Шифр 15100554540000. Группа состояла на учёте в КСС г. Петрозаводска и г. Воркуты.

Сведения об участниках.

№ п/п

Ф. И. О.

Год рождения

Домашний адрес, место работы

Тур. опыт лыжных походов

Обязан. в группе

1.

Смирнов В. Г.

1956

Петрозаводск, ул. Репникова 15-114.педагог РДЭБЦ.

I - V - у, I - IV – р

руководитель

2.

Симонов В. А.

1966

Петрозаводск, ул. Зайцева 21а-3. КГПУ, педагог

I - III - у, I - III – р

медбрат

3.

Басалаев И. А.

1977

Петрозаводск, Вытегорское ш.13 студент ПГУ

I - IV - у, I - II - р

завхоз по снаряжению

4.

Ковалёв Д. А.

1976

Петрозаводск, Ключевая 22б-69 студент ПГУ

I - IV - у, I - р

завхоз по питанию

5.

Потахин Р. Е.

1975

Петрозаводск, Первомайский 59 –23,студент ПГУ

I - IV - у, I - р

участник

6.

Акимов А. Е.

1952

Костомукша, Ленина 21-118, механик фабрики

I - IV - у, I - III - р

фотограф

7.

Коптяев В. А.

1970

Костомукша, Мира15-6,центр детского туризма

I - IV - у, I - II - р

участник

8.

Фофанов В. Б.

1955

Петрозаводск, Нойбранденбургская 18-52, нач. спасотряда МЧС

I - V - у, I - IV - р

участник

График движения и метеоусловия на маршруте.

Дни пути

Дата

Участок пути

км

Ходовое время

Характер основ. естеств. препятствий

Метеоусловия

1.

26.03.

п.Полярный- р.Б.Пайпудына

22

320

Движ. по вездеходной дороге

t° =-8°,6°,10°, ветер восточный, ясно

2.

27.03.

Верховье р. Б.Пайпудына

18

340

Движ. по реке, местами тропление до 15 см

t° =-15°,8°,12°, утром ясно, ветер юго - восточный,слабый, ночью снег

3.

28.03.

р.Б.Уса

14

205

Прохожд. водораздела в условиях ограниченной видимости

t°=-15°,8°,6°, пасмурно, вет. ю-зап., слабый,с 10.00 снего- пад,с 10.30 усилен. ветра до 10 м/с,с 16.00 до 25 м/с

4.

29.03.

-

-

-

Порыв. ветер, отсутствие видимости

t°=-10°,8°,14°, видимость 10м, вет. ю- зап. , с 10 ч. усиление ветра до 20 м/с

5.

30.03.

Верховье р.Б. Уса-р.Гэна-Хадата-прав.приток р.Гэна Хадата

20

315

Движ. по реке, мес- тами тропление до 30 см.Прохожд. во- доразделов на р.Гэна-Хадата и пр. притока р.Б.Хадата, преодол. склонов до 20° - 30°

t°=-18°,12°,15°, вид. 500м,вет. ю-зап., умерен., с 14 ч. уси- ление ветра, на плато ИГАН ураган. ветер

6.

31.03.

р.Ворга-шор- р.Ноде-яга

24

350

Проход водораздела, наледи на реке, обход карниза по склону крутизной 20°

t°=-19°,10°,22°,ясно, безветренно

7.

1.04.

р.Ноде-яга - оз. Б. Щучье

10

170

Наледи на р.Б.Щучья движ. по реке против сильного ветра и t° воздуха - 16°C

t°=-19°,6°,10°, ясно, ветер с-зап.,слабый, после 10ч. усиление ветра до 15 м/с

8.

2.04.

оз.Б.Щучье - руч., вытек. из оз.Саурей-то

24

300

Движ. по льду на озере, прохождение наледей в каньоне ручья на кошках

t°=-12°,1°,10°,утром ясно,безветрен.,к 12 ч. t повыш.до-1°,пас-мурно,вет. ю-в.,слабый, ночью слабый снег

9.

3.04.

оз.Саурей-то – правый приток р.М.Хуута

8

140

Прохожд. ступенчатых ледопадов высотой до 2-х метров в каньоне на кошках. Движение по озеру и водоразделу, а также спуск с водораздела в условиях плохой ви- димости

t°=-10°,6°,12°,вет. с-зап., слаб. снегопад ночью усиление ветра, изменение его направления

10.

4.04.

-

-

-

Низовая метель,ветер порывами до 20 м/с, видимость 5-10м

t°=-17°,10°,14°,ветер юго-вост.,порывистый

11.

5.04.

р.М.Хуута-восх. на г.Хуута-Саурей - пер.Вездеходный - р.Нярма-яга-тоня

25

440

Подъём и спуск по снежно-ледовому склону до 50°крутизной на кошках, прохождение перевала с преодолеванием склонов 20-30°,прохождение наледей на реке

t°=-12°,5°,18°,ясно, безветрен.,после обеда пасмурно, видимость 250-300м

12.

6.04

р.Пырьяга-тоня - оз.Б.Щучье-пер. Щучий-р.Приозер- ный-л.Щучий

28

480

Прохождение водораздела, подъём по склону крутизной до 60° на пер.Щучий, спуск по склону 20 - 25° с прохождением снежных надувов в русле ручья

t°=14°,1°,2°, пасмурно, безветрен.,с 21 ч. с- з. ветер 10-15 м/с

13, 14, 15.

7.04. - 9.04

-

-

-

Трое суток очень сильный ветер, види- мость 5 м.В ночь с 7 на 8.04 шквальный ветер до 50 м/с

t°=-4°,6°,7°

16.

10.04.

пер.Крутой - оз.М.Щучье

16

350

Подъём к вершине 987м с перепадом высот 400м на 1.5 км, движение по склону в кошках,спуск в связках,движение по льду озера

t°=-7°,3°,+1°,вет.с-з. 10-12 м/с

17.

11.04.

р.М.Щучья - оз.Усва-ты

28

310

Прохождение водораздела в условиях ограниченной видимости.Весь день движение без лыж

t°=0°,+1°,0°,вет. с-з. слабый,мокрый снег

18.

12.04.

оз.Усва-ты-р.М.Уса

38

390

Движение по долине р.М.Уса, движение по азимуту

t°=1°,0°,12°,вет. Слабый,с-з.

19

13.04.

р.М.Уса – возв. Усваберд-мусюр

42

410

Движение по азимуту подъём на возв. и спуск с неё

t°=-18°,5°,4°,ясно, солнечно

20.

14.04.

Усваберд-мусюр – п.Советский

10

150

Движение по азимуту

t°=0°,+2°,пасмурно

Итого:

пройденное расстояние 327 км

общее ходовое время 77 часов 50 минут

средняя скорость 4,2 км/час.

Подъезд к начальному пункту маршрута и отъезд из конечного пункта маршрута.

До станции 110 километр, где расположен посёлок Полярный, можно доехать на московских поездах (прицепные вагоны на Лабытнанги, или на поезде Санкт-Петербург –Воркута до станции Сейда, откуда пересадка на ежедневный поезд Воркута - Лабытнанги). Из Воркуты ежедневно отправляются на Москву скорый и пассажирский поезда, на Санкт-Петербург один раз в четыре дня.

Часть I.

Общая характеристика района путешествия.

Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной области района около 25 000 кв. км.

Большая часть территории совершенно не заселена, слабо изучена и реже, чем другие районы края, посещается туристами. Города и посёлки расположены, в основном, 0вдоль Северной железной дороги между городом Инта и станцией Хальмер-Ю, а на её ответвлении между станциями Сейда и Лабытнанги. Северная железная дорога и её ответвления имеют станции и разъезды, откуда можно быстро попасть в горы.

Полярный Урал – один из наиболее сложных в туристком отношении районов Урала.

Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, не превышают 300 метров над уровнем моря; в тоже время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Особенно низкие перевалы (от 200 до 300 м) с пологими подъёмами, расположены между истоками реки Изья-шор (правый приток Усы) и озером Малое Хадата – Юган - Лор, между верховьем Малой Кары и озером Малым Щучьим, между верховьем Большой Кары и озером Большим Щучьим, между истоком Малой Усы (оз. Усва-ты) и верховьем Малой Щучьей.

Климат Полярного Урала, особенно его северной части, очень суровый. В декабре – феврале на предгорных равнинах морозы иногда бывают до – 54°C . Высоко в горах, где зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, морозы слабее и редко достигают - 45°C. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15-25 градусов теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Средняя температура зимних месяцев несколько ниже, чем в других районах края, но сильные ветры и метели делают путешествие сложным и изнурительным. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/с.

С октября по май здесь дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветры. Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные(12 м/сек), наименьшей- западные и юго-западные(8 м/сек).В различных местах горной области бывает от 56 до 118 дней с буйным ветром, дующим со скоростью более 15 м/сек.

По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной-137.Особенно много метелей с ноября по март (ежемесячно в среднем от 14 до 24 дней с метелью). В некоторые годы в северной части района в феврале или в марте метёт почти ежедневно, но и в такие дни обычно можно идти. На равнинах метелей в два-три раза меньше, они менее продолжительны, и ветер не достигает такой большой скорости, как в горах.

В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля- 15часов,а в начале мая наступают белые ночи. Температура воздуха в марте и апреле редко опускается ниже –30градусов. На равнинах в течение апреля бывает около 10 дней с метелью, а в большинстве горных районов –от 14 до 18. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстрые переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям, буранам.

Для лыжных походов северная часть района, несмотря на более суровые природные условия, в некоторых отношениях благоприятнее южной: здесь наряду с менее высокими и более пологими перевалами повсеместно очень плотный снег.

Выбор и характеристика маршрута.

Основная нитка нашего маршрута включала в себя прохождение как несложных водоразделов, так и категорийных перевалов, таких как ИГАН, Крутой и МГУ, что позволяло достаточно полно познакомиться с районом. Мы решили начинать маршрут со станции 110 км, так как здесь можно договориться о ночлеге. Кроме того, со станции подходы к горам значительно короче, чем из Воркуты и большую часть пути можно двигаться по вездеходной дороге. С северной части озера Большого Щучьего был запланирован кольцевой маршрут протяжённостью 50 км, целью которого являлось совершить восхождение на вторую по высоте вершину в районе путешествия – гору Хуута-Саурей. Прохождение сложных перевалов планировалось во второй половине маршрута, когда значительно уменьшится вес рюкзаков и группа приспособится к походным условиям. Маршрут мы должны были пройти за 16 дней, плюс одна днёвка и запасной день. Однако из-за непогоды и сильного ветра мы не шли 6 дней, что выбило группу из графика. Из-за нехватки времени и плохой видимости мы вынуждены были отказаться от прохождения перевала МГУ: выходили на реку Малая Уса через оз. Усва-ты запасным вариантом. Кроме того, пришлось удлинить маршрут на два дня и нагонять километраж на выходе. Из-за сильного ветра нам не удалось пройти траверс хребта вдоль восточного берега озера М. Щучьего и мы ограничились прохождением перевала Крутого.

По общему мнению, наиболее интересными участками нашего маршрута являются каньон ручья, вытекающего из оз. Саурей-то с причудливыми голубыми наледями, восхождение на вершину горы Хуута-Саурей, прохождение перевала Крутого с видами на огромный кар ледника Щучий и сбросами к озеру Малому Щучьему. На заключительном этапе маршрута мы познакомились с огромными просторами тундры и закончили поход, как и планировали в г. Воркуте.

Часть II.

Техническое описание маршрута.

Техническое описание состоит из трёх частей:

а) начальная часть маршрута. Пос. Полярный – верховье реки Большая Уса.

б) основная техническая часть похода. Водораздел на р. Гэна-Хадата – р. Б. Хадата – руч. Ворга-шор – водораздел на реку Ноде-яга – оз. Б. Щучье – оз. Саурей-то – водораздел на реку М. Хуута – восх. на г. Хуута-Саурей – пер. Вездеходный – р. Нярма-яга-тоня – водораздел на реку Пырьяга-тоня – пер. Щучий – пер. Крутой – оз. М. Щучье.

в) заключительная часть похода. Река М. Щучья – водораздел на оз. Усва-ты – р. М. Уса – водораздел Усваберд-мусюр – пос. Советский – г. Воркута.

Начальная часть маршрута.

26 марта, переночевав в общежитии акционерного общества «Конгор – хромит», занимающегося добычей хромитов в районе горы Рай-из, выходим на маршрут. Вездеходная дорога начинается прямо за посёлком и идёт в северо-восточном направлении недалеко от правого (орографически) берега реки Б. Пайпудыны 30 км, а затем, перейдя реку, уходит на восток в направлении р. Ланготюган. На этом участке встречается редкий лиственнично-берёзовый лес. Ночуем, не доходя полтора километра до правого притока – ручья Развильного.

27 марта продолжаем двигаться по вездеходной дороге. За два дня до нас по ней прошёл вездеход, и там, где снег глубокий, образовались глубокие колеи, где застревают саночки. Такие места обходим. До обеда встречаем ненца на упряжке, идёт вниз по реке. После того, как дорога уходит в сторону реки Ланготюган, продолжаем двигаться вдоль восточного склона Большого Харбейского хребта, а затем прямо по реке. Через 10 км подходим к характерному раздвоению реки, образованному её северным и восточным истоками. В трёх километрах к северу хорошо видна г. Пайпудына (625 м). С холма, разделяющего истоки, спускаются три упряжки. Предлагают нам зайца в обмен на спирт. Нам хватает тушёнки, и обмен не состоялся (фото №1). Ночуем в километре выше от слияния на северном истоке.

28 марта пасмурно, но видимость довольно приличная, до 1 км. Оставляя г. Пайпудыну справа по ходу, идём на север в направлении водораздела на реку Б. Усу. Наст перемежается с участками рыхлого снега (тропление до 20 см). Водораздел представляет собой довольно ровное плато высотой до 300 м над уровнем моря, поросшее редким кустарником. С 10 часов усиление ветра, снегопад. Проходим водораздел по компасу в условиях ограниченной видимости за 50 минут. Мы в Европе (фото №2). Идём вверх по реке Б. Уса, придерживаясь правого по ходу склона. Противоположный восточный склон хребта Изья-хой не виден из-за снегопада. После обеда, пройдя от устья крупного левого притока, впадающего в Усу севернее вершины 724 м, встаём на ночёвку, т.к. ветер ещё усиливается и, взметая снег, скрывает даже ближайшие ориентиры. Ночью ветер 15–20 м/с юго-восточного направления, который не ослабевает весь следующий день, низовая метель (фото №3). Вечером 29 марта понижение температуры до -14°C,утром температура - 18°C,значительное ослабление ветра, видимость 500–600 м. В полукилометре выше последнего правого притока на склоне увидели чум и стадо оленей около тысячи голов. Это ненец частник со своей семьёй (фото №4,5). Говорит, что в прошлом году потерял половину стада из-за болезни оленей. К обеду за четыре перехода проходим 12 км до верховьев реки Б. Усы, которая вытекает из небольшого озера Усинское. Наста нет, тропление лыжни до 20–25 см (фото №6). При подходе к верховьям реки отлично видны отвесные южные склоны горы Хар-Наурды-Кеу, самой высокой в хребте Изья-Хой (1240 м).

Основная техническая часть маршрута.

К 13 часам усиление ветра, ухудшение видимости. В клубах взметаемого ветром снега сначала склоны горы, а затем и подъём на плато ИГАН теряются из виду. Принимаем решение воспользоваться запасным вариантом и перейти главный водораздел, спустившись на реку Гэна-Хадата (фото №7). От места обеда, придерживаясь южного склона плато ИГАН, понемногу набираем высоту в восточном направлении. Сверху отчётливо видим долину реки (фото №8). Быстро спустившись, мы вновь оказываемся на азиатской стороне Урала (фото №9). На склонах появляются довольно большие кусты, много следов зайцев и куропаток. Чтобы быстрее попасть к ручью Ворга-шор, от реки по её левому притоку 40 минут поднимаемся через водораздел 660 м длиной около 800 м и спускаемся по правому притоку реки Б. Хадата. Ночуем, не доходя 1 км до реки Б. Хадата. На плато ИГАН сильный ветер, отчётливо видны «белые флаги».

Утром 31 марта отличная погода. Ясно, безветренно, t° = - 19°C. Выходим в долину реки Б. Хадата. Видны домики спортивной базы, а пройдя немного к северу по ручью Ворга-шор, ущелье ручья Гидрологов и перевал ИГАН с нависающими карнизами (фото №10). По ручью Ворга-шор через водораздел по реке Ноде-яге проложена вездеходная дорога (фото №11). По водоразделу через 100-150 м идёт разметка металлическими трубами, длина водораздела 2 км, подъём и спуск пологие. При спуске местами тропление лыжни до 20 см. Ночуем после резкого 600-метрового поворота реки на запад, где она огибает платообразную возвышенность, пройдя вниз 10 км от водораздела. Левый берег в месте излучины крутой, наверху большой карниз. Оставив карниз справа, ночуем на левом берегу в безопасном месте. Ночью t° = -22°C, звёзды, безветренно.

1 апреля ясно, слабый северо-западный ветер. Выход в 8.00. За переход проходим до устья (фото №12) и идём вверх по Б. Щучьей. На реке наледи, сильный встречный ветер, t° = -16°C (фото №13). Надеваем свитера, пуховки, маски. Перед озером слева по ходу открывается широкая долина ручья Приозёрного. К 11.30 выходим к балку в южной части Большого Щучьего озера, где живёт сторож Владимир акционерного общества «Конгор-хромит», расположенного в пос. Полярном (фото №14). Информация о балке у нас была.

Большое Щучье – самое глубокое и полноводное озеро Урала (глубина до 136 м, ванна вмещает 0,78 куб. км). Решаем в тепле приготовить обед. К 14 часам погода портится, северо-западный ветер приносит снег. Температура повышается до - 6°С. Остаёмся на ночёвку. В балке две комнаты, которые обогреваются печами на солярке. Есть рация, газ, освещение от аккумуляторных батарей.

Утром 2 апреля слабый ветер юго-восточного направления. Лёд на озере местами голый. Пройдя 7 км по озеру, оставляем часть продуктов и бензина недалеко от берега напротив перевала Щучий (фото №15). С собой забираем пятидневный запас продуктов и бензина. Пройдя озеро, обедаем в междуречье Пырьяга-тони и ручья, вытекающего из озера Саурей-то (фото №16). За три перехода доходим до устья последнего правого притока ручья, вытекающего из озера. Долина ручья узкая, 25-30 м, в виде каньона. Встречаются две крутые мокрые наледи, которые проходим в кошках (фото №17). После устья последнего перед озером правого притока крутой поворот ручья направо, двухступенчатая наледь до 2,5 м высотой. Ширина русла 6-7 м. Ночуем справа от наледи у склона. Из ручья под скалой можно набрать воды. Ночью и утром снегопад, видимость 150-200 м. Наледь проходим в кошках. Перед озером долина ручья просматривается плохо. Озеро Саурей-то расположено на высоте 524 м. В трёх километрах к югу от него вершина горы Байдарата-Саурей (1243 м). На озере видимость около 100 м. Идём вдоль левого склона, начинаем подъём на водораздел в северо-восточном направлении к правому притоку реки Малая Хуута. Высота водораздела 550 м. Тропим лыжню. Спуск в долину ручья пологий. Пройдя около 4 км по ущелью, встаём на обед. После обеда ухудшение погоды. Видимость 5-10 м. Возводим стенку и остаёмся нам ночёвку. Ночью усиление ветра. Утром 4 апреля мороз -17°С, ясное, голубое небо, но внизу ничего не видно из-за позёмки. К 13 часам ослабление ветра, но видимость не улучшается. Утихает ветер к 18 часам, видны все склоны, но идти уже поздно. Фотографу удалось, поднявшись на правый от ручья склон сделать снимок долины реки Малая Хуута и вершины Хуута-саурей (фото №18).

5 апреля ясно, безветренно. За два километра до устья притока сокращаем путь, двигаясь на север по плато, выходим на реку Малая Хуута. До вершины горы Хуута-Саурей около 9 км, она прекрасно видна. По плану мы должны были подняться на вершину по большому левому притоку через перевал Спартаковский. При подходе оказалось, что русло притока сильно переметено и проще подниматься по следующему притоку. Оставляем рюкзаки на реке, забираем с собой кошки, обвязки, верёвку и два ледоруба. По притоку поднимаемся на лыжах, перепад высоты составляет 140 м. Далее склон выполаживается, но встречаются поля очень плотного снега, много выступающих камней. Одеваем кошки, на этом участке, длиной 1200м, двигаемся на северо-запад, перепад высот составляет 100м. Отсюда крутизна склона возрастает, идем в северном направлении. На участке длиной два километра перепад высоты составляет около 600 метров. В хорошую погоду восхождение на вершину со стороны реки М. Хуута несложно. Веревку и ледорубы не использовали. От реки М. Хуута затратили на подъем два с половиной часа, спустились за один час.

На вершине тригопункта нет, тур сложен из камней (фото №19). Сняли записку группы туристов из двух человек из г. Инта от 17 июля 1999г., оставили свою записку. Обедаем на реке М. Хуута и начинаем подъем на перевал Вездеходный. Перепад высоты на полтора км составляет 100 метров. Слева по ходу при спуске отвесные северо-восточные склоны горы 1147м, отчетливо видные еще в верховьях М. Хууты. На перевальном плато снега мало. Спуск в сторону реки Нярма-яга несложный. По долине реки до озера Нярма-то наледи. В километре от озера в Нярм-ягу впадает левый приток – р. Нярма-яга-тоня. По широкой долине притока пять км идем на юг до водораздела на ручей Пырьяга-тоня и встаем на ночевку. Жалуется на кашель, слабость Фофанов Виктор. Температура вечером 37,4?С и утром не спадает. По признакам похоже на воспаление легких. Врач дает антибиотики.

6 апреля пасмурно, видимость около 1 километра. Высота водораздела 480м, он расположен между вершинами 581 (на севере) и 877м. Длина перевального плато 700м, проходится в западном направлении. Потеря высоты до слияния северного и восточного истоков ручья Пырьяга-тоня составляет 100м на отрезке 2,5км. Через 2.5км, огибая возвышенность, долина поворачивает на запад, а потом в широкой долине на юго-восток. Отсюда до Б.Щучьего озера 9км. С северной части озера виден балок сторожа (фото №20). С 12 до 14 часов обедаем под перевалом Щучий в месте, где оставили продукты. Решаем Фофанова проводить в балок, где есть рация и вызвать помощь. Через пос. Полярный связались с Салехардским спасотрядом. Обещали вертолет, как будет погода.

Перевал Щучий крутой, лавиноопасный. Перепад высоты от озера на участке 900м составляет 240м. Высота перевала 424 метра. Поднимаемся, держа направление на левую часть седловины, т.к. с правой стороны снежный карниз. Поднимаемся пешком по одному с дистанцией 100м по линии падения воды (фото № 21). Подъем от озера занял два часа. На перевальном плато снега практически нет. В конце плато перед спуском находим каменный тур, но записки нет. Оставляем свою записку и спускаемся вниз на лыжах. Спуск несложный. Потеря высоты до верховьев ручья Приозёрного составляет 50м. Через километр после устья второго правого притока, подрезав склон, выходим к ручью, берущему начало в цирке ледника Щучий. После правого притока русло ручья переметено, двигаться можно только по льду, так как склоны очень крутые. Испытывая немалые трудности, пешком преодолев несколько высоких плотных сугробов поперёк русла, наконец выходим из ущелья и поднимаемся левым по ходу движения берегом. Впереди видны чёрные отвесные стены кара, где находится ледник Щучий. Немного не доходя кара, поднимаемся по склону на северо-запад и встаём на ночёвку.

7 апреля день начался неудачно. Сначала дежурный не смог зажечь один из примусов. При его починке пролился бензин, и сгорела часть стенки палатки возле кухни площадью около 1 кв. м. Усилился северо-западный ветер. После завтрака, так как видимость была неважная, руководитель с участником решили без рюкзаков подняться на хребет для разведки. Во время подъёма при порывах ветра, взметающего снежную пыль, совершенно пропадала видимость. Приняли решение вернуться в лагерь. Палатку не снимаем, так как идти на хребет в такую погоду не имеет смысла. Около 10 часов вечера ветер начал набирать силу. Срочно укрепили центральный кол лыжей, проверили состояние стенки и оттяжек. Ураганный ветер продолжался всю ночь (40 – 50 м/с.). Установили дежурство у кола, придерживая его вдвоём, так как одному удержать было не под силу. Кроме того, чтобы не порвало боковые оттяжки, при сильных порывах придерживали углы палатки на ветровых гранях. Утром обнаружили сломанную лыжу «Бескид» с ветровой стороны и погнутые лыжные палки.

8 апреля сильный северо-западный ветер дул весь день и всю ночь. Несколько раз за день выходили в масках и откидывали снег со скатов палатки. С ветровой стороны образовался сугроб выше боковых стенок палатки, пришлось его срезать снеговыми лопатами, чтобы палатку не заносило. Решили в целях экономии продуктов и бензина обед не готовить, а на завтрак и ужин уменьшить порции.

9 апреля никаких изменений в погоде. Ветер начал потихоньку стихать только к вечеру.

10 апреля видны соседние склоны, но кар ледника Щучий не виден. Срочно собираемся и начинаем подъём на хребет сначала на лыжах, потом на кошках. Подъём крутой. От верховьев перепад высоты составляет 400 метров на полтора километра подъёма. Высота перевала 960м. Подъём занял у нас два с половиной часа. Это даже не перевал в прямом смысле, а место на хребте вблизи вершины 987м, с севера и юга ограниченной огромными карами. Подняться на хребет в западном направлении нам не удалось ввиду большой крутизны склона, шли траверсом на юго-восток. Поднялись на хребет юго-восточнее вершины 987 м в районе второго от неё кара. Спуститься к озеру М. Щучьему здесь невозможно из-за отвесных стен кара. От дальнейшего траверса хребта на юго-восток пришлось отказаться в виду начавшего усиливаться ветра. С хребта хорошо видна панорама на запад (долина реки Малой Кары) и юго-запад, где среди отвесных склонов зажато озеро М. Щучье (фото №22). На востоке – оз. Б. Щучье. На два километра спуска перепад высоты до верховьев ручья, впадающего в оз. М. Щучье с севера, составляет 380м. 100 метров (по высоте) спускаемся на кошках, обвязавшись верёвкой, так как дует сильный ветер, потом можно встать на лыжи. Спуск занял полтора часа. При движении к озеру М. Щучьему ухудшается видимость, температура повышается до +1°С. На озере много участков открытого льда. Ночуем в южном конце озера.

Заключительная часть маршрута.

11 апреля утром 0°С, ветер юго-западный, слабый, мокрый снег. Перевал МГУ при такой видимости не пройти. Уходим вниз по реке М. Щучьей, а затем по её правому притоку поднимаемся к водоразделу на оз. Усва-ты. Сильный подлип, смазка лыж «серебрянкой» не помогает, идём пешком. Видимость неважная, ориентируемся по левому по ходу движения склону. Высота водораздела около 300 метров, проходится легко. Мы вновь в Европе. После водораздела спускаемся вниз до озера Усва-ты, из которого вытекает река М. Уса. Проходим озеро и встаём на ночёвку вблизи истока Малой Усы.

12 апреля температура = -1°С, видимость нормальная, В верховье М. Усы встречаются небольшие кусты. Участки с мокрыми наледями обходим по склону. После впадения в реку ручьёв Неожиданного и Спутника поворот долины на север. После впадения правого притока – ручья Ветвистого долина расширяется до 1.5 км. Обедаем в двух километрах от последней перед выходом в тундру вершины высотой 587 м. От вершины берём азимут 220° на посёлок Советский. Это значительно сокращает путь, но предстоит пересечь возвышенность Усваберд-мусюр с высшей отметкой 276 м. После обеда делаем 4 перехода и ночуем в устье второго крупного левого притока реки.

13 апреля ясно, солнечно, наст. На севере хорошо виден хребет Оче-Нырд (фото №23). Идём в направлении возвышенности 276 м. При подходе к возвышенности поворачиваем к югу, чтобы не набирать лишней высоты. С возвышенности видим высокое здание шахты «Юнь-яга», в двух километрах от шахты расположен посёлок. Спустившись с возвышенности, ночуем в 10 км от посёлка.

14 апреля. Утром пасмурно, температура +1°С. За четыре перехода выходим к шахте. Там есть душ, договариваемся с автобусом до Воркуты. Снимаемся с учёта в Воркутинском спасотряде. Через начальника Николая Степанова связываемся с Салехардом и узнаём, что Фофанова вывезли с озера на вездеходе, находится в больнице, состояние удовлетворительное. Вечером выезжаем в Москву.

Обеспечение безопасности на маршруте.

Безопасность на маршруте складывается из многих факторов:

· знание и соблюдение всеми участниками правил организации и проведения спортивных путешествий;

· психологическая, техническая и физическая подготовка всех участников;

· тактически грамотное построение и прохождение маршрута;

· умение ориентироваться в горной местности и в условиях ограниченной видимости;

· наличие соответствующего общественного и личного снаряжения и правильное его применение;

· рациональное питание на маршруте.

Поскольку первый пункт из этого списка комментариев не требует, остановимся вкратце на остальных. Основой психологической, технической и физической подготовки является участие в предыдущих походах.

Наша группа с небольшими изменениями в составе ходит в лыжные походы седьмой год. Для усиления группы мы пригласили опытных туристов из г. Костомукши, которые хорошо вписались в коллектив.

Во время совместных походов мы хорошо изучили психологические особенности друг друга. Все участники в достаточной степени владели техникой преодоления препятствий, как на лыжах, так и с применением горной техники.

Строго соблюдались меры безопасности при прохождении лавиноопасных участков. При движении по долинам ручьёв старались держаться подальше от карнизов, а при необходимости пересекали опасные участки по одному.

В отношении тактики мы придерживались общепринятых в лыжном туризме положений. День планировался так, чтобы на сон отводилось не менее 8-9 часов, дневной обед занимал два с половиной часа, а чистое ходовое время 6-8 часов. Всё это зависело от походных условий и, при необходимости, варьировалось.

Большое внимание уделялось равномерности движения. При плохой видимости группа всегда двигалась очень компактно, а при хорошей видимости интервал между участниками не превышал 100 метров. При плохой погоде (сильный ветер, отсутствие видимости) мы не выходили на технически сложные участки (перевалы ИГАН, Крутой, восхождение на вершину), а предпочитали выжидать или использовали запасные варианты. Более безопасные участки (водоразделы рек Пайпудына – Уса, Уса – Гэна-Хадата, оз. Саурей-то – р. М. Хуута, р. М. Щучья – оз. Усва-ты) с нашим снаряжением мы уверенно проходили при плохой видимости, ориентируясь по нижним склонам.

Для успешного прохождения маршрута на Полярном Урале необходимо умение хорошо ориентироваться в условиях ограниченной видимости.

Хорошее общественное и личное снаряжение, обеспечивающее защиту участников от ветра и низких температур на маршруте и во время отдыха, имеет решающее значение для успеха всего похода.

Мы использовали палатку «Зима». Каждую ночёвку вокруг неё устанавливалась ветрозащитная стенка. Тёплые групповые спальные мешки в сочетании с 3-х слойными пенополиуретановыми ковриками обеспечивали полноценный отдых. Хорошо отрегулированные примусы кухня и автоклав позволяли быстро готовить пищу.

Работоспособность участников на протяжении всего похода определяется правильным восполнением энергетических затрат, соблюдением режима питания. Раскладка была достаточно хорошо продумана, были взяты питательные, высококачественные продукты.

В связи с серьёзным заболеванием одного из участников, была организована его доставка в больницу. На вездеходе он был вывезен с Большого Щучьего озера, единственного места на маршруте, где была рация и возможность связаться со спасательным отрядом.

Таким образом, тщательная подготовка к походу, пристальное внимание к вопросам обеспечения безопасности, строгое выполнение правил – всё это способствовало безаварийному прохождению маршрута.

Часть III. Материальное обеспечение путешествия.

Общественное снаряжение.

Аптечка

3,5 кг

Бензин А-76 (25 л.)

20,0 кг

Бутылки п/этил под бензин (16 шт.)

1,0 кг

Верёвка основная 40м

2,5 кг

Гитара

2,5 кг

Кастрюля 6 л

0,8 кг

Кол разборный

1,0 кг

Компаса, документы, карты

1,0 кг

Кухня разборная

1,5 кг

Лавинная лопата (4 шт.)

3,0 кг

Ледорубы (2 шт.)

2,0 кг

Палатка «Зима»

6,0 кг

Пила-ножёвка (2 шт.)

1,0 кг

Половник

0,2 кг

Примусы «Шмель» (3 шт.)

4,0 кг

Ремнабор

4,0 кг

Скороварка 6 л

2,5 кг

Спальные мешки двойные (3 шт.)

15,0 кг

Сухое горючее, свечи

0,5 кг

Тент к палатке

2,0 кг

Термометр уличный

0,1 кг

Фотоаппарат «Зенит»

1,0 кг

Щётка для сметания снега

0,2 кг

Итого

75,3 кг

Личное снаряжение.

Рюкзак капроновый

1,5 кг

Куртка синтепоновая

1,2 кг

Костюм штормовой капроновый (куртка, брюки)

1,0 кг

Костюм тренировочный

0,5 кг

Нательное бельё

0,3 кг

Свитер шерстяной

0,8 кг

Носки шерстяные две пары

0,4 кг

Носки х/б две пары

0,1 кг

Рукавицы меховые 1 пара

0,3 кг

Рукавицы шерстяные 1 пара

0,1 кг

Рукавицы капроновые 1 пара

0,1 кг

Шапочка шерстяная

0,1 кг

Шлем-маска шерстяная

0,1 кг

Ботинки туристические

1,2 кг

Стельки войлочные 2 пары

0,3 кг

Бахилы капроновые в комбинации с калошами

0,5 кг

Лыжи «Бескид»

4,0 кг

Палки лыжные

0,5 кг

Карабин альп. титановый 1 шт

0,1 кг

Саночки пластиковые 1 шт

0,6 кг

Нож, миска, кружка, ложка 1 комплект

1,0 кг

Спички в герметичной упаковке 2 комплекта

0,1 кг

Индивидуальный мед. пакет

0,1 кг

Туалетные принадлежности

0,1 кг

Часы наручные

0,1 кг

Коврик пенополиуретановый 0,8 на 1,8 м

1,0 кг

Очки солнцезащитные

0,1 кг

Лавинный шнур

0,1 кг

Кошки альпинистские 1 пара

1,0 кг

Обвязка нижняя

1,0 кг

Общий вес личного снаряжения

18,5 кг

Питание на маршруте.

Продукты

Кол-во
на одного
чел. в день (г)

Кол-во
на 8 чел
на 18 дней (кг)

Калорийность
(ккал) на 1
чел в день

Завтрак

Рис, пшено, геркулес

100

14,40

31

Сухое молоко

60

8,64

300

Масло топлёное

30

4,32

250

Сахар

50

7,20

203

Чай

5

0,72

-

Сухари белые

50

7,20

157

Соль

5

0,72

-

Обед

Суп: вермишель

35

5,04

113

Мясо тушеное

25

3,60

47

Бульонные кубики

15

2,16

54

Сало

20

2,88

148

Сухари чёрные

40

5,76

132

Шоколад

50

7,20

274

Чай

5

0,72

-

Сахар

50

7,20

203

Сухари белые

25

3,60

105

Ужин

Макароны или греча

100

14,40

340

Мясо тушёное

60

8,64

113

Сухари чёрные

50

7,20

153

Пряники

25

3,60

115

Сахар

50

7,20

203

Чай

5

0,72

-

Соль

5

0,72

-

Молоко сгущенное

40

5,76

160

Итого:

900

129,60

3100

Походная аптечка.

I. Материалы.

Бинт стерильный – 6 шт.

Бинт эластичный – 1 шт.

Лейкопластырь – 1 моток.

Ножницы – 1 шт.

Термометр – 1 шт.

II. Наружные средства.

Аэрозоль «Ингалипт» – 1 уп.

Крем «Луч» – 1 тюбик.

Марганцево-кислый калий – 1 пробирка.

Перекись водорода – 10 таблеток.

Раствор йода 5% - 1 уп.

Стрептоцид белый – 10 таблеток.

Эмульсия синтомицина 5% - 1 уп.

III. Внутренние средства.

Амидопирин – 1 уп.

Ампицелин – 4 уп.

Анальгин (10 табл.) – 3 уп.

Аспирин (10 табл.) – 2 уп.

Валидол – 1 уп.

Нитроглицерин – 1 уп.

Парацетамол – 3 уп.

Спирт медицинский – 0,7 л.

Сульфадимезин – 1 уп.

Фталазол (10 табл.) – 2 уп.

IV. Витамины.

Десять упаковок поливитаминов по 50 шт.

Общий вес медицинской аптечки – 3,5 кг.

Антибиотики и парацетамол были использованы при заболевании Фофанова. Кроме того, использовались лейкопластырь при потёртостях ног, крем для кожи лица и рук. Поливитамины давались регулярно в течение всего маршрута.

Ремнабор.

1. Гвозди мелкие – 1 комплект.

2. Жесть – 1 комплект.

3. Запасные крепления – 1 комплект.

4. Запасные тросики – 2 шт.

5. Запасные части для примусов (насос в сборе, иглы, рейка иглы, манжета насоса, уплотнительная шайба горелки, прокладка насоса, прокладка ручки регулятора).

6. Куски брезента, кожи, капрона – 1 комплект.

7. Набор иголок – 1 комплект.

8. Нитки х/б и капроновые – 1 комплект.

9. Отвёртки – 2 шт.

10. Пассатижи – 1 шт.

11. Проволока мягкая – 1 комплект.

12. Шило – 1 шт.

13. Шурупы – 1 комплект.

Смета расходов.

Статья расходов

На чел. (руб.)

1. Проезд Петрозаводск – Волховстрой – Сейда (общ. вагон)

297

2. Проезд Сейда – ст. 110 км

25

3. Проезд Воркута – Москва (общ. вагон)

165

4. Проезд Москва – Петрозаводск (плац. вагон)

187

5. Питание 30 X 26

780

6. Аптечка

10

7. Фотоплёнка

30

Итого:

1494 руб.

Нагрузка участников на выходе.

Вид нагрузки

На 1 чел. (кг)

1. Общественное снаряжение

9,4

2. Продукты

16,2

3. Топливо

2,6

4. Личное снаряжение

10,0

Итого:

38,2

Часть IV.

Итоги путешествия.

Пройденный маршрут является достаточно сложным и эмоционально насыщенным. Группа получила опыт лыжного путешествия в одном из наиболее суровых по климатическим условиям туристских районов России. За 20 дней пройдено три перевала и семь водоразделов, совершено восхождение на одну из самых высоких вершин главного водораздельного хребта. Из-за длительной непогоды и шквального ветра не удалось пройти перевал ИГАН и МГУ. Время похода выбрано удачно. С середины апреля снег начинает быстро таять, и может пойти верховая вода, а в начале марта, по словам сторожа с оз. Большого Щучьего, ещё сильные морозы. Разумным было решение оставить часть груза под перевалом Щучий и идти на кольцо, основательно разгрузившись. Считаем, что пройденный маршрут соответствует пятой категории сложности.

Пройдено 3 перевала (один 1 Б к.с.).

Фотографии.

Фото №1. Встреча с ненцами в верховьях реки Б. Пайпудына.


Фото №2. Долина р. Б. Усы после водораздела с р. Б. Пайпудыны.


Фото №3. Устройство лагеря в пургу 28 марта.


Фото №4. Стоянка ненца-оленевода в верховье р. Б. Уса.


Фото №5. Сбор стада оленей.


Фото №6. Река Б. Уса перед плато ИГАН.


Фото №7. От озера Усинское на водораздел Европа-Азия к реке Гэна-Хадата.


Фото №8. Долина р. Гэна-Хадата с юго-восточного склона плато ИГАН.


Фото №9. Спуск в долину р. Гэна-Хадата.


Фото №10. Вид с устья ручья Ворга-шор на долину р. Б. Хадата, оз. Б. Хадата-юган-лор и перевал ИГАН.


Фото №11. Вверх по ручью Ворга-шор.


Фото №12. Река Ноде-яга перед впадением в р. Б. Щучья.


Фото №13. Наледи на р. Б. Щучья.


Фото №14. Ночёвка в южной части оз. Б. Щучьего.


Фото №15. Закладка продуктов перед перевалом Щучий.


Фото №16. Обед в междуречье Пырьяга-тони и ручья, вытекающего из оз. Саурей-то.


Фото №17. Прохождение наледи в каньоне ручья, вытекающего из озера Саурей-то.


Фото №18. Вид на долину реки М. Хуута и вершину г. Хуута-Саурей с места ночёвки на правом притоке.


Фото №19. На вершине г. Хуута-Саурей.


Фото №20. Возвращение на оз. Б. Щучье.


Фото №21. Подъём на перевал Щучий. Внизу оз. Б. Щучье.


Фото №22. Вид на оз. М. Щучье и долину р. М. Кары с хребта у второго от вершины 987м кара.


Фото №23. Вид на хребет Оче-Нырд и долину р. М. Усы при движении по тундре 13 апреля.


© Турклуб "Сампо", 2004-2007


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;