рассвет
Автор: Леонид Смирнов

>ОТЧЕТ о водном туристcком путешествии II к.с. по р.Умба (Кольский п-ов)

ОТЧЕТ
о водном туристcком путешествии II к.с.
по р.Умба (Кольский п-ов),
совершенном с 4 по 21 августа 2001 г.

Руководитель: Городнов Андрей Владимирович
г.Обнинск

Маршрут: Ст.Апатиты1 - г.Апатиты - р.Умба: мосты после пор.Островной, пор.Падун, оз.Капустные, пор.Разбойник, пор.Семиверстный, пор.Карельский, пор.Канозерский - оз.Канозеро - р.Родвинга – оз.Пончозеро, пор.Пончозерский, пор.Подкривец, слияние с р.Низьма, пор.Малый Кривец, рыболовная ловушка, пор.Варакозеро – пос.Умба - г.Кандалакша.

Общие сведения о походе

Способ передвижения: сплав на катамаране-4
Количество ходовых дней: 12
Количество дневок: 1
Количество участников путешествия: 4
Организатор похода:  Обнинский городской туристский клуб.

Состав группы

ФИО Год рожд Адрес, тел. Туристский опыт Обязанности
Городнов Андрей Владимирович     р.Муизерка- р.Чирко-Кемь 2у,
р.Тунгуда 2у,
р.Кузема 2у
Руководитель, рыбак, аптечка
Городнова Настасья Владимировна 1982
Горбачев Вячеслав Михайлович 1970   р.Муизерка- р.Чирко-Кемь 2у, р.Кузема 2у Завхоз, ремнабор
Четвериков Алексей Валентинович       Начпрод, рыбак.

Основные препятствия и их краткое описание

Вид препятствия Длинна препятствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Опоры от моста 50м Трудность представляют узкозти между опорами, оставшимися от старого моста и довольно сильное течение Между ближайшими опорами по правому берегу
Пор. Падун 3к.с. (Перепад ~ 10,4м.) 1км Первая часть представляет собой водо-падный слив 1,5 - 2 м с островком у левого берега после  которого 200-300 м по валам. Далее, у второго острова, находится вторая бочка (около 1 м ) после которой прижим к левому  скалистому берегу (с памятником) Вход в порог впритирку справой стороны островка, потом 200-300 м по валам. Далее в соответствии с уровнем воды.
Левая протока острова между озерами Верхне-Капустным и Средне-Капустным 50м Короткие, прямые валы 0.5-0.8м. По центру. Без разведки.
Пор. Разбойник 1,5км Сильно зависит от уровня воды. Первый слив с короткой бочкой (у левого берега) совершенно не виден с воды. По главной струе.
Пор. Семиверстный 7км Поначалу мелковат. Трудностей не вызывает. По главной струе.
Пор. Карельский 1км >Высокие стоячие валы и сливы. Трудностей не вызывает. По струе.
Пор. Канозерский 1км Водный поток разбивается на ряд мощных струй между камнями, разбросанными в шахматном порядке. Под конец порога русло перегораживают большие камни. На катамаране следует держаться, под конец, ближе к левому берегу, к довольно узкому сливу (~1м) с сильной бочкой. Дальше начинаются мели. Четко выраженного ва-рианта прохода нет. Зави-сит от уровня воды. Под конец порога из за обшир-ной мели возможна только проводка судов или обнос.
Оз. Канозеро 20км На катамаранах предпочтительна тихая погода. Вдоль островов.
Пор. Пончозерский   Высокие стоячие валы и сливы. Трудностей не вызывает. По струе
Пор. Подкривец 5км Высокие стоячие валы и сливы. Проходится на одном дыхании. По струе. Изредка встречаются обливники.
Сеть- рыболовная ловушка. - Перегораживает всю реку. Проход у правого берега.

Техническое описание

Через 1 км после Островного порога (на выходе из озера Умбозеро) два моста - железнодорожный и шоссейный (между ними остатки опор старого деревянного моста). Ниже ряд перекатов и порожков не представляющих сложности даже для байдарок. С этого места мы начали поход. До него мы с помощью друзей Алексея забрасывались на машине от ст.Апатиты-1 по дороге к п.Коашва. Это довольно далеко и в принципе желательно поискать попутчиков для уменьшения расходов. Во чтобы то ни стало необходимо на мосту побыстрее собраться и отчалить. Внимательно следите за вещами (особенно на мосту). Довольно сносная стоянка перед порогом Падун по правому берегу. Вообще я бы не сказал что мест стоянок много.

Через 7-8 км от моста большой плес, в конце его река суживается и резко идет под уклон. Впереди самый сложный в маршруте порог Падун длиной около 1 км. Порог хорошо слышен еще на подходе. У левого берега небольшой островок. Наиболее приемлем проход впритирку (~1.5-2м) справа от островка. Перед выходом из порога надо стараться держаться ближе к правому берегу, чуть правее основной струи. Это значительно снизит риск порвать катамаран о камни. На байдарках надо тщательно продумать тактику движения с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СТРАХОВКОЙ. Наиболее сложен (для байдарок) выход из порога. Надо постараться не попасть под прижим к левому берегу. Я только могу представить сколько впечатлений можно получить от прохождения на байдарке. Сам шел на кате - славно покачались! Он, прежде всего, представляет сложность для груп только вышедших на маршрут и не совсем привыкших к реке. По обоим берегам имеются тропы, по которым можно сделать обнос полностью или частично.

После Падуна до озера Верхне-Капустного порогов нет. Озеро мелкое, в узких местах заметно течение. Мы шли по центру(4). Мелей хватает, но камней нет. В протоке между озерами Верхне-Капустным и Средне-Капустным расположен остров более 1 км длины и 500 м ширины, покрытый лесом. Правый рукав мелкий, имеет постепенный спад и проходим без разведки. Левая протока более многоводная и короткая, с довольно сложными ступенями с высокими прямыми валами.

После спокойного озера короткая ярость порога слегка ошеломила. Нижне-Капустное озеро - очень мелкое, встречаются песчаные мели, протянувшиеся поперек русла на 100-200 м.

На южном берегу Средне-Капустного видна возвышенность - Лысая гора (как ее называют в некоторых отчетах), на которую и надо держать курс. Скорее это холм с редкорастущими деревьями. Выход из озера хорошо читаем. На выходе из озера небольшой порог. Еще через 2 км - порог Разбойник длиной 1,5 км. Начало порога характеризуется совершенно не видным с воды сливом с короткой бочкой (1-1,5м). Слева по течению вдоль порога идет высокий берег с довольно неплохими местами для стоянок. Это место можно рекомендовать для дневок. Прохождение порога очень сильно зависит от уровня воды. Пожалуй для байдарочников следует просматривать все пороги, так как поначалу, довольно долго они мелки и кажутся несерьезными. Катамаранам можно входить в пороги как угодно- проблем не будет. После Разбойника плес 1 км, небольшой порог и далее до заброшенного леспромхоза Дедко-Ламбина 3-4-километровый плес. Перед поселком невысокий мост, пересекающий залив. Рядом с мостом в воде трактор. Прошлой зимой тракторист на высокой скорости, срезав шикану (из Формулы-1) не вписался (на прямом мосту) в поворот..., гололед наверно... В Дедко-Ламбине виднелась изба, где по слухам иногда живут рыбинспектора.

Справка

- Река Умба является семговым и лососевым нерестилищем. Из за этого на многих местах (порогах) лов запрещен и можно нарваться на весьма солидный штраф – за одно снаряженное удилище 400р, за рыбу хариус и т.п. 1500р за штуку, за самок семги или горбуши 3000р за штуку. Ловля рыбы меньше 30см вообще считается злосным браконьерством.

Так что делайте выводы... Но если очень хочется, то есть два пути:

1.    Можно в пос.Умба (или где-то еще) купить лицензию на определенное число за 80р (по моему на пару особей);
2.    Можно (и нужно) не светиться. Удилища не выставлять на показ (прятать всегда, в противном случае при его стоимости ниже штрафной планки смело выкидывайте в воду и... оно уже не ваше) и по возможности везти в разобранном состоянии (это можно официально).

Мы заплатили за два старых спиннинга. Кто-то на реке на кого-то стуканул по рации, а приехали к нам. Просто к стоянке быстро подъехали на моторке. Выскочили рыбинспектор, мент и омоновец. Омоновец сразу ломанулся в лес, на поиски вокруг лагеря. Так как мы сопротивления не оказывали и вели себя довольно мирно, то и отношение в принципе было неплохое (за исключением омоновца, но на него, правда, никто особенно внимания не обращал). Рыбинспектор оказался в принципе неплохим товарищем, но был просто вынужден нас штрафануть (так как ехал по вызову и должен был вернуться с каким нибудь результатом). Я говорю это потому, что, во-первых, по моему глубокому мнению и многочисленным наблюдениям туристы не являются браконьерами и серьезный урон реке (в отличии от рыбной ловушки у пос.Умба и проф. браконьеров) причинить не могут. А во-вторых, за отчизну обидно – иностранцы ловят вовсю, даже на участках, где ловля вообще запрещена, а наших гоняют! Кстати, в прошлом году оштрафованная на таком участке группа увидела спокойно ловящих иностранцев и по приезду домой подала в суд, который успешно выиграла.

В 1 километре за поселком трудный Семиверстный порог. Его трудность заключается в большой протяженности в совокупности с обильными отмелями. Маневрирование на катамаране сильно выматывает. Сложности порог не представляет и вполне успешно проходим на байдарках. Надо быть внимательным, чтобы на повороте течение не выбросило судно на мелкий, каменистый перекат, захватывающий большую часть реки.

За порогом на 3-4 км вытянулся Жемчужный плес с высоким правым берегом, покрытым сосновым бором. Место очень живописно. При прохождении плеса мы наблюдали радостную возню неких мелких, похожих на ласку, зверьков. И было заметно, что изучение проходило обоюдно. Следует помнить, что это место часто посещаемо местным населением с не всегда хорошими намерениями. В случае ночевки следует убирать по возможности все в палатки или под тенты. В конце плеса Умба делится на два рукава, идти лучше более полноводным правым, в нем 2 несложных порога (Карежки - 100 и 300 м). Через 3 км впереди шумит довольно живописный Карельский порог (1 км) с множеством камней, высокими стоячими волнами и сливами.

Через 3 км после поворота реки вправо путь преграждает труднопроходимый Канозерский порог. На левом берегу перед порогом отличная стоянка.  Водный поток разбивается на ряд мощных струй между камнями, разбросанными в шахматном порядке. Под конец порога русло перегораживают большие камни. На катамаране следует держаться, под конец, ближе к левому берегу, к довольно узкому сливу (~1м) с сильной бочкой. Это место очень живописно. Далее река двумя мелкими рукавами впадает в Канозеро, вытянувшееся на 20 км с севера на юг. Здесь река из за мели непроходима для всех типов судов. Суда можно провести. Байдарочникам следует обнести верхнюю часть порога по левому берегу, а затем проводить суда по основному левому рукаву.

Войдя в озеро, держать курс на юг мимо двух живописных, особенно в солнечную погоду, скалистых островов. На первом, по ходу движения, острове сравнительно недавно обнаружили древние наскальные рисунки- петроглифы. На втором острове, со стороны озера, над скальными выходами- шикарная стоянка. Правда, длительное использование стоянки свело к минимуму наличие на острове сухой древесины. Впрочем, дровами можно запастись заранее.

Против второго острова несколько домов с проживающим дедом - мотористом рыбнадзора.  У него есть радиосвязь с внешним миром и вертолетная площадка. Так же дед подторговывает рыбой и за умеренную цену может добуксировать до конца озера. Мы решили дойти оставшие полозера своим ходом. Если вам посчастливилось выйти в тихую погоду, значит, вам повезло. Мы прошли озеро за день гребли против ветра. Ветер – сильнейшая помеха и, к сожалению, дует всегда в лицо. Обычно на песчаной косе в конце озера обязательно кто нибудь стоит, но места много. Мы остановились на ночевку на правом мыске заливчика, из которого вытекает р.Кица. Отчетливо слышен порог Падун на реке. К сожалению, наличие огромного количества муравьев не позволило нам остановиться на дневку.

Имеется три варианта пути вниз по Умбе.

Первый вариант - вдоль восточного берега Канозера с выходом в залив, из которого вытекает река Кица, и по ней в Пончозеро. В юго-западном заливе озера находится исток Умбы. По нашему мнению воды в ней маловато. ( По этому варианту точных описаний нет.)

По второму варианту - от поселка Зашеек идти вниз по реке Родвинге (Умбе), вытекающей из южного конца Канозера. Вначале 500-метровый плес, переходящий в короткий, бурный Нижне-Канозерский порог. Потом река течет в низких, заболоченных берегах, и от нее отделяется правый рукав - Низьма, идущий в обход Пончозера. На стрелке, образованной ими, стояла изба сплавщиков, а ниже реку перекрывает плотина. Щитов нет и слив трудностей не представляет. Через небольшую бурную протоку Низьма уходит направо, затем поворачивает налево. На ней два порожка. За ними она медленно течет в низких, болотистых берегах, которые дальше повышаются, и река пересекает холмистую гряду. В этом месте сложный порог Кривец, длиной 0,5 км, с пологим сливом и двумя поворотами. За ним Низьма петляет меж живописных холмов. В русле попадаются порожки и перекаты.

Перед слиянием Низьмы с Умбой очередной порог Падун (0,7 км). В этом месте река суживается до 8 м и падает с 1,5-метровой ступени. Ниже - высокие стоячие волны и шивера с множеством камней, идущая вдоль вогнутого обрывистого левого берега. В конце несколько крупных подводных камней, за которыми большие суводи. Падун нужно обносить по левому берегу.

Третий, основной, вариант (по которому мы пошли) - проход плотины и спуск по Родвинге (Умбе) в Пончозеро. На этом участке всего несколько несложных порогов и перекатов. Выйдя в Пончозеро, пройти в его юго-западный край, откуда вытекает Умба. До слияния с Низьмой встретятся два сложных порога - Пончозерский и Подкривец протяженностью ~5км. Стоянку на ночлег следует планировать до порога Подкривец так как дальше идут закупленные рыболовные участки реки (где, кстати лов вообще запрещен). С этого момента с особой ответственностью относитесь к прятанию улова и рыб. принадлежностей как во время продвижения, так и на стоянке. Далее река проходима для моторок с иностранцами и рыбинспекторами.

После слияния Умбы с Низьмой 2-километровый плес, заканчивающийся несложной шиверой Малый Кривец (0,5 км). Затем еще один плес и небольшой порог Варакозеро (где нас штрафанули). Между ними находится знаменитая рыболовная ловушка. От порога Варакозеро уже видны строения бывшего села Погост (слышен шум генератора). На месте поселка отстроена довольно шикарная база отдыха для иностранных туристов-рыбаков.

Отсюда начинается Приморская зона - самый красивый участок Умбы: высокие скалы, покрытые сосновым лесом, подходят к воде. От Погоста совсем недалеко до автомоста. На мосту удобно закончить маршрут и имеется масса места для дорожных сборов.

Не следует сильно надеется на проходящий вечером автобус до г.Кандалакша. Желательно объединить усилия с какой нибудь группой в поиске транспортного средства что позволит значительно снизить дорожные затраты. Мы смогли зафрахтовать в поселке Умба остановленный УАЗик. При подъезде к Кандалакше дорога идет через перевал с очень красивыми видами. С билетами на Москву проблем нет.

Маршрут очень интересен и его можно смело рекомендовать как в качестве тренировочного для катамаранщиков, так и для желающих испытать что-либо посерьезней, чем Карелия.

Для байдарочников данный маршрут требует серьезной подготовки с обязательной катамаранной поддержкой.

Карты реки можно скачать отсюда: ZIP-архив карт