LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Нявка Тундры
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

ОТЧЕТ о водном туристическом путешествии III категории сложности по Карелии (р.Тунгуда), совершенном с 4 по 17.08.2000 г.

ОТЧЕТ
О водном туристическом путешествии
III категории сложности по Карелии (р.Тунгуда),
совершенном с 4 по 17.08.2000 г.

 

Руководитель похода: Божева И.М.
г. Обнинск


Нитка маршрута: пос. Пертозеро – р.Бохта – оз.Тунгудское – р.Тунгуда – р.Нижний Выг – р.Идель – пос.Идель

СОДЕРЖАНИЕ

1. Справочные сведения о путешествии
2. График движения
3. Техническое описание маршрута
4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
5. Фото
   

1.Справочные сведения о путешествии

В августе 1996 года 5 человек из нашей группы уже проходили нижнюю часть маршрута от озера Машозеро до станции Идель. Тогда мы были очень ограничены временем – всего 6 дней, – но этого хватило получить удовольствие от путешествия. Лесосплав закончил свое существование с 1990 года, и плотина не работала, поэтому привязываться к режиму работы плотины необходимости не было, хотя во всех описаниях лесосплав упоминается до сего времени. В тот раз нам повезло с уровнем воды, с погодой, с рыбалкой и даже с заброской – от Беломорска ходил рейсовый автобус. Тунгуда нам запала в душу и мы решили пройти полный маршрут. Торопились еще и потому, что ряжевые стенки (без надзора ) разрушаются и пороги грозят превратиться в шиверы и перекаты. Что частично и подтвердил наш поход.

Район похода – Центральная Карелия, маршрут намечен от поселка Пертозеро до станции Идель. Заброска нужна только до Пертозера. Общая протяженность маршрута 167 километров. В начале маршрута берега заболоченные, основные препятствия – завалы. В центральной части маршрута – озера, в речной части – шиверы и перекаты. В нижней части – пороги.

   

2.График движения

 
дни пути дата участок пути протяженность, км ходовое время способ передвижения температура примечание
1-2 4 - 5,08 Обнинск - Москва - Летнереченский - Пертозеро     Электричка, поезд, автобус 25*С солнечно
3 6,08 пос. Пертозеро - оз. Шурозеро 20 6 байдарки 25*С солнечно, вечером кратк.дождь
4 7,08 оз. Шурозеро - оз. Келеварака 22 6,3 байдарки 22*С солнечно, утром кратк.дождь
5 8,08 оз. Келеварака - оз. Косьмюзозеро 19 5 байдарки 20*С пасмурно, дождь вторую половину дня
6 9,08 оз. Косьмюзьозеро - оз Машезеро 20 4,3 байдарки 22*С солнечно, днем дождь с градом и грозой
7 10,08 Дневка       23*С солнечно, кратковременн. дождь
8 11,08 оз.Машезеро - пор. Корбо-Кошки 15 4,5 байдарки 22*С солнечно, кратковременн. дождь
9 12,08 пор. Корбо-Кошки - пор. Торсовый 19 7 байдарки 21*С солнечно, кратковременн. дождь
10 13,08 пор. Торсовый - пор. Падун 22 7,5 байдарки 19*С пасмурно, с утра кратковременный дождь
11 14,08 Дневка       23*С солнечно, кратковременн. дождь
12 15,08 пор. Падун - ст. Идель 26 8,5 байдарки 25*С солнечно
13 - 14 16 - 17,08 ст. Идель - Москва - Обнинск     поезд, электричка   солнечно
   

3. Техническое описание маршрута.


           

4.08.

Отправились с Ленинградского вокзала в 16.05.

         

5.08.

Планировали доехать до станции Беломорск, а оттуда рейсовым автобусом до Пертозера. Но в поезде к нам подошел мужик и предложил свои услуги по доставке на своем Пазке от станции Летний. Сначала он заломил 130 рублей с человека, но мы сошлись на 100 рублях. Вышли на станции Летний, сделали отметку в маршрутке. Чуть не потеряли байдарку, при высадке из поезда выгружались в разные стороны вагона, а когда таскали вещи к автобусу, то байдарку не заметили. Хватились только в момент трогания автобуса. Сначала подумали, что забыли в поезде, но она лежала около рельс неприметная. Доехали до пос. Летнереченский – докупили продуктов и хлеба. Т.к. это была суббота, то отправить телеграмму не удалось, – у телеграфа были выходные. На автобусе доехали за 2 часа. В принципе от станции Кочкома до Пертозера ближе, но мы рассчитывали на рейсовый автобус; а тут нам подвернулся мужик, который нас довез и оставил свой телефон. Станкевич Михаил код (81437) 3-82-57. У него в наличии Паз и Уаз. Можно звонить и заранее договариваться. Довезет в любую точку этого района.

Остановились у озерка справа от дороги в 18 ч. 30. Собрали байдарки и переправились на другую сторону озера, там и встали на ночлег в 20.00.


6.08.

Встали в 8.30, собрали лагерь и отправились в путь тремя байдарками: в двушке – Горбачев – Матюшина, в трешках – Божев – Божева – Иванов; Городнов – Киселев – Исаченко. По описанию начало маршрута – река Бохта, а по карте – Тунгуда до Шурозера, затем Бохта до озера Тунгудского. Будем считать, что начало – Бохта. До озера Кодьярви река сильно петляет, обносили завал по правому берегу. Обед на разрушенном мосту, который пришлось обносить. т.к. дальше по карте – сплошные болота до Шурозера. И действительно - ни малейшего местечка для остановки. Сильное петляние реки, встали 18.15 на правом берегу Шурозера. Наши рыбаки наловили рыбы: окунь, плотва, щука. Погода солнечная, тепло, вечером прошел дождь, но что удивительно – в дождь пошла щука.


 

7.08.

Подъем в 8.00, завтрак готов в 9.00.Прошел небольшой дождик. Навернули вкусной ячки и в 10.50. вышли со стоянки. В конце Шурозера слева обогнули остров. Здесь река расширяется до 30 метров и течение заметно слабеет. Справа впадает 3 притока примерно через каждые 2 километра. Сделали 2 обноса завалов. На 3–ем притоке остановились на обед в 14.10. Рыба клевала неважно, поэтому долго не задержались и в 15.30 отчалили. Через 20 минут озеро Круглое – прошли вдоль левого берега дальше, проходя по реке пересекли 2 линии электропередач и небольшое озеро. Вышли в озеро Келеварака, прошли вдоль левого берега и встали, не заходя в исток на правом высоком берегу в 18.10. Рыбалка здесь тоже неплохая.


8.08.

Вышли в 11.40, за 1,5 часа дошли до озера Тунгудского. Пошли вдоль правого берега, ветер встречный (северный ), волна хоть и не сильная, но тормозит движению. Примерно километров через 6 встали на высоком берегу на обед в 14.40, и тут же пошел дождь, который перестал только в 21 час. При выходе из озера – плотина. Проход – левым сливом. Дальше до Косьмюзозера 2 длинных мелких переката и мост. На стоянку встали в северной заводи озера в 18.10.


 

9.08.

С утра отличная солнечная погода. Вышли в 11.10, и по левому берегу до выхода из озера. Здесь начинается порог Мельничный. Осмотрели с левого берега, но сложного ничего нет, проходится по основной струе. Дальше мост и через 1,5 километра небольшие перекаты. Река расширяется и образует Верхнее и Нижнее Такхолампи. Высокие скалистые берега и мы решили здесь встать на дневку – очень уж удобные места для стоянок.. Встали в 15.40 немного не доходя до Машозера. Поставили лагерь и тут обрушился страшный ливень с грозой и градом, где-то через час прекратился и опять выглянуло солнце. Такого мы не ожидали и палатки подмочило, так как вода не успевала просочиться в песчаный берег. Рыли подручными средствами (топорами, ножами, веслами) водоотводные канавки. Но еще через час вся вода ушла. Солнце, несмотря на вечернее время неплохо прогревало.


 

10.08.

В 11.00 начали строить баню, рыбаки отправились на промысел. Погода отличная. После обеда опять была сильная гроза, но без града. Через полчаса ливень перестал. Дренажных работ на этот раз не понадобилось. У рыбаков был отличный улов (4 щуки, окуни, плотва). Баня получилась тесноватой и не очень горячей, но помыться и погреться удалось. На ужин копченая рыба.


11.08.

Вышли в 11.00, прошли через Машозеро на выходе из которого – плотина (проходимая в левом сливе). Сразу же за ней начинается простой порог с небольшими поворотами от правого берега к левому и обратно к правому. Затем идут Верхняя и Нижняя козеламбины. После второго озера порог Столбовой с крутым правым поворотом и большим количеством подводных и надводных камней. Проходится вплотную к левому берегу. Выход в маленькое озерцо с ряжевой стенкой. Первый экипаж после прохождения сразу стал кидать спиннинг, и тут же поймали щуку и окуня. Встали на правом берегу на обед в 14.00. Но рыбы поймал немного – несколько окуней. После плеса две шиверы и Нижнее Машозеро. За ним два простых порога и полуразрушенный мост – проход в правом пролете. Вскоре появляется ряжевая стенка и на первый взгляд перегораживает реку. Причалили к стенке и осматриваем порог Корбо-Кошки со стенки, но осмотр лучше и удобнее с правого берега. Экипажи Городнова и Горбачева прошли чисто. Байдарка Божева очень сильно качнулась на подводном камне, но устояла. Сразу же слева отличная стоянка на скальном выходе. Встали в 17.40 и пошли еще раз глянуть на порог. Здесь нас догнала группа из двух байдарок. Первая байдарка прошла, а вторая перевернулась, сильно качнувшись на подводном камне, которого не видно даже после внимательного осмотра. И только покидав камни в воду обнаружили его. Есть неплохая стоянка и на правом берегу в самом начале порога, но тесновато. В этот вечер Городнов наловил перед ряжевой стенкой 14 щук. Причем щука брала исключительно в дождь. День солнечный, но вечером небольшой моросящий дождь.


12.08

Вышли в 10.15. Река идет широким плесом и впадает в Корбозеро, по берегам которого, поваленные деревья – результат деятельности плотины. Встали на обед на плотине, она еще проходима, но очень ветхая. Домика сплавщиков (справа от плотины) уже нет. Городнов несмотря на дежурство поймал 2-х щук. Вскоре после плотины порог Тимонин из двух ступеней и спустя 1 км. Еще 2 порога. Все они однотипные – проход по основной струе, осмотр не требуется – все хорошо видно с воды. Затем порог Медвежий( сразу после него ручей из озера Медвежье. Осмотр удобней с левой ряжевой стенки. Заход под правую стенку, далее в центр и выход влево. Но на выходе полно подводных, невидимых камней. Через 1,5 км. порог Широкий. Слева ряжевая стенка. Весь порог немного петляет, но его хорошо видно с воды. Последняя байдарка Городнова долго сидела на подводном камне рядом с ряжевой стенкой, но все-таки слезла и прошла дальше. Через один километр – порог Островской. Хорошо видно центральный слив – по нему и прошли. Через один километр порог Торсовый, справа завален большой ольхой – проход вплотную к дереву и в основную струю. Сразу за порогом справа – стоянка. Встали в 18.45. День солнечный с кратковременным дождем.


13.08.

Вышли в 10.00.С утра небольшой дождь. Через 3 километра расширение русла – луголамбины, через 1.5 км после них порог обозначенный на карте, но на самом деле небольшая шивера, затем озерцо и справа высокий зеленый бугор с домиком–бытовкой. После этого Деккалручей перегорожен ряжевой стенкой и уход в основное русло влево, сразу порог, но все как обычно - в основную струю. Пошла череда порогов с хорошо видимым основным сливом. После второго продралась «трешка» Городнова – они стали зашивать дыру – 20 см. После следующего - байдарка Славца : Т-образная дыра длиной 20 см (у обоих из-за лей: у Городнова – дыра прямо рядом с узкой леей, у Горбачева оторвало кусок леи и получилась пробоина.) Это задержало нас на 2 часа. Сначала ждали Городнова, потом Горбачева. Остановились на обед на высоком крутом берегу в 15.05. Сразу простой порог, через 500 м порог Кривой. Осмотр - справа. Заход в основной слив, а дальше слалом по основной струе. После Кривого – Шумный с зигзагом русла. Две «трешки» в середине садились на камень, и капитаны вылезали и сталкивали суда. «Двушка» тоже села, но Славец столкнул не вылезая. Через 600м начало Падуна. Осмотр по правому берегу, перед последним сливом справа есть стоянка, но не очень удобная для дневки. Решили, что встанем на 100 метров ниже порога на левом берегу. Порог заметно ослабел по сравнению с 96 г. Раньше был сильный изгиб русла перед основным сливом. Теперь же русло делает небольшой поворот и плавно входит в основной слив. Вдобавок образовался дополнительный слив справа от огромного валуна, что сделало основной слив менее полноводным. На валуне появилась еще одна табличка датированная 25.09.98г. – мужчина 43 лет. Все байдарки прошли без проблем. Встали в 20.00. День был пасмурным и наверное самым прохладным за весь поход.


14.08.

Баню решили сделать посерьезней предыдущей. Здесь была сложена небольшая, но и топка была расположена не по ветру, и сама кладка маловата. Переложили камни и соорудили довольно-таки просторную баню, еле хватило полиэтилена. В этот раз баня удалась еще и тем, что есть хорошая заводь. Городнов притащил с Деккалручья целый рюкзак рыбы – из него 5 щук. Но надо сказать что рыба даром не дается – ушел когда все еще спали и пришел затемно. Одна на 5 кг, другая на 3,5 кг, третья на 2 кг остальное по сравнению с этими мелочь. День солнечный теплый, с утра небольшой дождь.


15.08.

Подъем в 7.00, так как в Идели хотим успеть посушить байдарки. Вышли в 9.00. До автомобильного моста есть хороший порог не отмеченный на карте, а в описании обозначен как шивера. Заход под правый берег, затем в центр, потом уход влево. После моста – через 600 метров начинаются пороги вперемежку с продолжительными плесами. Все они не представляют сложности, главное идти по основной, как правило, центральной струе. Речной остров обошли по правой протоке. Потом два Березовых порога прошли осмотрев с воды. Порог Банный осмотрели по левому берегу от полуразрушенной ряжевой стенки, есть натоптанная тропа. Очень крутой правый поворот, но выгрести все экипажи успевали вовремя. В конце еще одна ряжевая стенка слева. После река разливается до 500 метров в ширину. Прошли 3 линии электропередач, железнодорожный мост и вышли в Беломоро – Балтийский канал. Встали на обед на правом ( по ходу движения) берегу. Огромное количество спелой брусники. До Идели было еще 3-4 отличных стоянки на этом же берегу, и все усыпано брусникой. Нужно иметь еще день в запасе для сбора ягод. Встали на берегу рядом с железнодорожным мостом через реку Идель в 18.30. До станции 350-400 метров. Просушили байдарки и вещи. День солнечный, ветренный и без дождя. Дождь был каждый день кроме дней приезда и отъезда. С билетами нет никаких проблем. Уехали в 3 часа ночи 182 поездом.


 

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

 

В общем на Тунгуде категория сложности реки – III осталась, но пороги: Падун, Банный, Березовые уменьшили категорию сложности на 1 ранг. Падун, наверное, даже до III категории сложности дошел с первоначальной V. Большинство остальных порогов отвечают – II и III категориям сложности. В дальнейшем, при условии разрушений ряжевых стенок, ряд порогов превратится в шиверы. Река на самом деле очень красивая и интересная в техническом плане. Погода в этот раз была отличной несмотря на то, что дождя не было только в дни приезда и отъезда. В остальные дни – дождь каждый день, но преимущественно кратковременные и не сильные. Рыбы было поймано много, благодаря нашим рыбакам. Ягоды – черники и брусники – много, но брусника спелая в конце пути на Беломоро – Балтийском канале. Грибы пошли, в последние 3 – 4 дня. Комаров, гнуса и мошки было крайне мало, - в основном в первой части маршрута. За время похода встретили 4 группы туристов в последней части похода после Машозера. Из них 1 – я два мужика на резиновой лодке, 2 – я катамаран 4-ка из Москвы и Обнинска, 3 – я две байдарки ( откуда люди мы не спросили), 4-я  - катамаран – мы прошли мимо них. Народа на реке крайне мало, что придает речке дополнительный плюс. Из населенки только Машозеро (тоже удобно для экстренной выброски). Мы настоятельно рекомендуем пройти этот маршрут, заинтересовавшимся группам в ближайшие годы. В дальнейшем река будет интересна только в большую воду.


5. фото

Порог "Кривой"
Порог "Падун"
Порог "Падун"
Последние пороги на Тунгуде.


Комментарии: Ваш комментарий:
2009-05-13 17:59:44 | Сергей | E-Mail
20 июня 2009 отправляемся по данному маршруту. Группа из 6ти человек, катамаран. По прибытию постараюсь отписать. Идем, как я понял, в большую воду. ))) Благодарю за описание маршрута, крайне интересно!!!



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;