Ледопад Менсу
Автор: Алексей Чариков

Лыжный поход по южному побережью Белого моря

26-30 марта 2003 года

Автор - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Маршрут
(г. Беломорск) - дер. Вирма - о. Сумостров - о. Седостров - дер. Юково - о. Максимиха - дер. Сумский Посад - (г. Беломорск).

Участники
Григорий Кронин (Санкт-Петербург), Евгения Тананина (Москва).

Цель похода
Посещение побережья и островов Поморского Берега в наиболее, на наш взгляд, интересной, разнообразной и доступной его части. Совершенствование навыков зимнего туризма. Подъём на высочайшую точку района - гору Медвежья Голова.

График движения
1:30
29.03
дер. Юково - о. Максимиха
0, переменная облачность, ветер умеренный -2, ясно, ветер слабый, иногда затихает
3:30
6:50
22:50
31:50

(Примечание: ветер всё время был юго-западный, поэтому в столбце "погода" направление ветра не указано).

Транспорт и заброска
Все поезда, идущие в Мурманск и из Мурманска, имеют остановку в Беломорске. Время пути от Санкт-Петербурга 18 часов, от Москвы 24 часа. Вдоль южного берега Белого моря проходит грунтовая автодорога Беломорск - Сумский Посад, разделяющаяся на ответвления к дер. Колежма и пос. Хвойный. Во время весеннего паводка проезд по дороге для легковых автомобилей может быть затруднён. По рабочим дням рано утром ходит автобус №202 Беломорск - Хвойный - Беломорск. Мы ехали от Беломорска до деревни Вирма на такси за 250 рублей.
Доехать до Вирмы и Сумского Посада можно также по железнодорожной ветке Беломорск - Обозерская, хорошо знакомой водникам, сплавляющимся по реке Сума. Через день ходит поезд Вологда-Мурманск, в котором есть общий вагон. Пригородный поезд Кемь-Маленьга (два вагона) 1-2 раза в день. На обратном пути мы садились на поезд Маленьга-Кемь в Сумском Посаде (по расписанию в 16:15).

Местное население
Если не считать прекрасного приёма, который оказали нам друзья в Беломорске, с местным населением мы почти не общались. В приморских деревнях Вирма, Колежма, Юково живут (в Юково только летом) поморы и их потомки, старинное русское население региона. Сейчас это в основном старики. Деревня Сумский Посад большая, есть железнодорожная станция, леспромхоз, школа. Сумский Посад состоит из двух населённых пунктов - поморской деревни и посёлка лесозаготовителей. Наверное, сейчас уже многое перемешалось, но нам советовали по возможности как можно меньше попадаться на глаза сумским "лесорубам", в то время как "поморов" рекомендовали положительно.
Интересные объекты и особенности туризма в районе. Информацию о Беломорском районе можно получить на странице www.belomorsk.ru. Знаменитый археологический памятник - беломорские петроглифы - находится недалеко от города, на берегу реки Выг близ посёлка Золотец. Интересным объектом является деревянная церковь в деревне Вирма. Большое впечатление произвело посещение деревни Юково, сейчас нежилой, но ещё сохраняющей свой старинный облик, удачно вписанный в окружающий пейзаж. Горы Медвежьи Головы около Юково - отличная панорамная точка, восхождение на которую вполне заслуживает быть целью похода. Основная причина туристской привлекательности района - его суровая и очаровательная природа.

Природа
В конце марта сильные морозы редки. Случаются оттепели, одну из которых мы застали. Температура воздуха колебалась в пределах от -5° до +3°. Световой день длинный, с сумерками 16-17 часов. Обычно нам удавалось ложиться спать ещё при свете вечерней зари, а вставать с восходом солнца. Суровость прибрежной природы определяется не морозом, а ветром. Он дул почти постоянно, не достигая, однако, разрушительной силы и иногда стихая. Погода очень переменчива, не было ни одного чисто ясного и чисто пасмурного дня. Обильных снегопадов мы не застали. Толщина снегового покрова в лесу повсеместно более 1 метра.
На льду снега почти нет. Состояние поверхности льда сильно меняется в зависимости от погоды и близости берега. Много узких трещин, особенно вблизи суши. На мелководье лёд торосистый, отдельные нагромождения достигают полутора метров в высоту. Колебания уровня льда, вызванные морскими приливами, происходят медленно, невооружённым глазом не заметны, лёд медленно "дышит" под влиянием приливов. Открытую воду мы видели единственный раз в бинокль с вершины горы. Граница припая проходила в двух километрах от Седострова. Остров Тиунец окружён открытой водой.
Берега покрыты лесом, основные породы - сосна, берёза, ель. Встречается можжевельник. Вблизи устья реки Сума обширное болото, на кочках растут невысокие сосенки.
Из диких животных мы видели стаи белых куропаток и тетеревов на Седострове. Встречаются следы зайцев. На Сумострове заметили старый след волка.

Снаряжение
Резиновая волокуша. К ней мы привязываем сверху три байдарочных гермы, загруженные вещами. Получается конструкция массой более 30 кг. Сооружение можно тащить за верёвку по ровной поверхности со скоростью 3-4 км/ч. К концу похода ходовая поверхность волокуши во многих местах прорвалась острым льдом.
Горелка "Trangia". Сделано в Швеции. За 15-20 минут делает из снега 1 литр кипятка. Работает на этиловом спирте. За весь поход истратили 2 литра, без экономии.
Палатка "KaiserSport", дуговая, 2-3-местная. Пригодилась только один раз.
Лыжи "Охотничьи" (ширина 15 см) и "Рыбак" (ширина 10 см). Позволяют комфортно чувствовать себя на снегу любой глубины, даже без палок. Неудобны для хождения по сложному рельефу. К концу похода поверхность оказалась сильно ободрана об лёд.
GPS. Ориентирование на открытом пространстве несложно и без прибора. Тем не менее, прибор GPS добавляет оптимизма при монотонном движении по льду, показывая, что цель приближается. Координаты некоторых мысов и избушек были заранее сняты с топографической карты и занесены в память прибора.

Выдержки из дневника похода
За неделю до похода нам посчастливилось c помощью интернета познакомиться с беломорчанами, которые прониклись нашей туристской идеей и любезно согласились помочь. Они помогли нанять машину до Вирмы, а на обратном пути приютили на ночь перед поездом. Интернет - великое достижение цивилизации, которым нужно уметь правильно пользоваться.
26 марта
Поезд прибывает в Беломорск в 6:14. Нас встречают. Друзья - жители Беломорска - присоветовали знакомого водителя, который отвёз нас в деревню Вирма. Дорога идёт вдоль Белого моря, по которому предстоит ходить несколько дней. Солнце светит сквозь дымку, дует ветер. Юго-западный ветер будет дуть на протяжении всего похода, почти не меняя направление.
8:40. Высаживаемся в деревне Вирма у магазина, который уже несколько лет как не работает. В доме напротив магазина живут люди, у которых наши знакомые туристы из Петербурга останавливались 10 лет назад. Стучусь в дом, передаю привет и фотографии. Бабушка всё быстро вспомнила и пригласила нас в гости, но мы вежливо отказались - слишком не терпелось поскорее ступить на морской лёд и начать собственно поход.
Деревня Вирма населена в основном стариками, но жилых домов большинство, во многих дворах рыболовные сети, сани, есть несколько снегоходов. Осматриваем знаменитую деревянную церковь и по главной деревенской улице, ведущей к морю, спускаемся на прибрежную отмель. Собираем вещи по-походному, укладываем волокушу.
10:30. Прощай, материк! Начинаем движение на север, поперёк губы Вирма, к Сумострову. Проходим каменистые острова Сосновцы. Избушка на Климовых островах в центре губы видна за несколько километров. Ветер попутный, но идти не помогает. Видели издалека двух человек - один ехал на снегоходе, другой шёл пешком, таща за собой сани. Следующие люди встретятся через двое суток. По сравнению с Онежским озером, где я бывал прошлой зимой, скалы и валуны кажутся более "круглыми", сильнее отшлифованы водой и ветром. Формы рельефа, большие и малые, как-то более солидно, основательно выглядят. Лес на берегу редкий, преобладает сосна. На льду много трещин. Толщина льда велика; зима была в этом году холодная.
12:30-13:00. Отдых в заливе за мысом, западной оконечностью Сумострова. Хотя мы завернули для отдыха в залив, спрятались за камень, но ветер не стихает и здесь. Стоило на миг выпустить из рук полиэтиленовый коврик, как он покатился по льду в направлении Соловецких островов. Догнать не смогли. В бинокль ещё долго было видно, как коврик мчится в безбрежную даль.
13:00-15:00. Продолжаем путь на север. Ветер крепчает. Солнце скрылось, сгустилась низкая облачность, ухудшилась видимость. Несколько раз порывы ветра валят Женю с ног. Гриша пока на ногах держится, сказывается разница весовых категорий.
15:00. Усталые, остановились на отдых в избе на северо-западной оконечности Сумострова. Приготовили горячий суп и чай. За окном свистит ветер. Фотографирую избу и случайно выпускаю из рук рукавичку, которая немедленно уносится ветром. О, счастье! - она зацепилась за хилый куст можжевельника, и Женя настигла её там. Это от моря предупреждение - будьте бдительны. Вроде неплохо было бы заночевать в этой избе, но тогда останется недовыполненным план на сегодня - мы собирались достигнуть следующей избы на северо-восточной оконечности Сумострова. После некоторых колебаний решаем идти дальше.
16:40-17:50. Решение продолжить путь было верным. За мысом ветер оказался послабее, больше никто не падал. Идём спокойно, не спешим. Через час достигаем избушки. По пути видели на островке ориентир в форме креста. Прилив и ветер образовали здесь причудливые нагромождения ледяных глыб, некоторые из них выше человеческого роста, глыбы стоят торчком, наваливаются одна на другую. Приходится обходить эти сооружения, чтобы не зацепить за них волокушу.
17:50. Устраиваемся в избе. Гриша отправился на лыжах с рюкзаком в лес за дровами. В ста метрах от избы нашёл несколько сухих деревьев, притащил полный рюкзак дров.
Печка в избе сложена из кирпичей. Разжигаем огонь. Дым идёт не только в трубу, но и в дом. Изба наполняется дымом, приходится открывать дверь. Больше часа топим печь, держа дверь открытой. Всё-таки это не совсем бесполезное занятие, кирпичи слегка нагрелись, в избе потеплело на несколько градусов. Перестаём подкладывать дрова в печь и закрываем дверь. Женя утверждает, что первый день первого в её жизни лыжного похода превзошёл все ожидания. Оказалось весело, интересно и совсем не холодно.
21:15. Ложимся спать. За окном воет ветер, от стен веет холодом. Зимой в избе спится гораздо спокойнее, чем в тонкой палатке. Даже волки с медведями не страшны.
27 марта
6:40. Подъём. Первое ощущение - почему-то в избе слишком тепло, растаял лёд на окне. Неужели вчера так хорошо топили? - вроде нет. Вышли на улицу - оказалось, что там тоже не холодно. Оттепель. Особенно странно ощущение тепла в сочетании с огромными массами льда и снега вокруг.
9:10-11:40. Волокуша кое-где порвалась, цепляясь за торосы, сегодня она катится тяжелее, чем вчера. От этого у Гриши накапливается усталость больше обычного. Дойдя до Разострова, Гриша нуждается в отдыхе.
11:40-13:00. Безуспешно поискав избу, останавливаемся под елями на южной оконечности острова. Готовим чай, отдыхаем. Далеко-далеко на юге замечаем в бинокль двух рыбаков на снегоходе. Ветер слабеет. Волокуша совершенно изорвалась, поэтому переворачиваем её другой, ещё не повреждённой стороной, и перекладываем вещи. В волокушу впрягается Женя. Оказывается, у неё врождённый талант таскания тяжестей. Неповреждённой стороной наше сооружение хорошо скользит по гладкому льду и снегу, но застревает и может порваться на торосистых участках.
13:00-15:50. Наш путь лежит к Седострову, где планируем найти избушку и переночевать. По пути останавливаемся на короткий отдых около одного из камней, выступающих из льда к северу от о. Еловец. Оказывается, и в пасмурную погоду можно снимать очень недурные фотографии. Всё чаще оглядываемся на юго-запад. Оттуда движется долгожданное голубое небо. Оно догнало нас на подходе к Седострову, выглянуло солнце, и сразу природа окрасилась в насыщенные оптимистические цвета, стало уютно и весело. На прибрежных деревьях примостилась стая из десяти белых куропаток. Движемся по направлению к месту, где, согласно карте, находится изба. Седостров фактически представляет собой два острова (северо-восточный и юго-западный) примерно одинакового размера, разделённых узким "проливом" - болотистой перемычкой, которая зимой почти неотличима от поверхности моря. Оставляю Женю отдыхать на камушке в "проливе" и отправляюсь на поиски избы. Обежал залив по часовой стрелке, внимательно осматривая берега в бинокль при ярком солнечном свете. Красотища, но избы не видно. Неужели она разрушена, или, может быть, я ищу не там, где надо? Возвращаюсь обратно вдоль восточного берега залива, уже не надеясь найти избу, и вдруг замечаю её. Обрадовался напрасно - в избе обвалилась крыша. Вместо окон и дверей дырки. Возвращаюсь к Жене и сообщаю эту печальную новость. Решаем всё-таки обжить эту избу - худо-бедно от ветра она нас защитит.
17:30. Забираемся в избушку. С крыши хлещет талая вода. Внутри сугроб. Сгоряча мы принялись выгребать снег наружу, но затем прикинули, что мокрого снега внутри никак не меньше трёх кубометров - это почти три тонны. Работая нашими инструментами (лыжа, миска и топор), мы выгребли бы снег, наверное, только к утру. На нары, наименее пострадавшие от обвала крыши, удалось втиснуть палатку. Получилось вполне пристойное жилище. Стены избушки защищают от ветра. С заходом солнца капель с крыши прекратилась, талые воды сковал лёгкий мороз. Ночью чистое небо с яркими звёздами, полная тишина, безветрие. В такую погоду как-то особенно хорошо спать, не отвлекаясь на звуки.
28 марта
6:50. Проснулись от яркого солнечного света, проникшего в наше странное жилище сквозь многочисленные дыры. Ясная спокойная погода, ветер дует ровно и несильно. Фотографируем прекрасные пейзажи с карликовыми соснами. Было бы интересно вернуться сюда в другое время года.
9:40-12:40. Вышли в направлении Юково. Яркий солнечный свет бьёт навстречу, снег и лёд на тёмных камнях тает. Прекрасное настроение. Кругом суровая красота природы, которая скоро оживёт под неутомимым летним солнцем. С наслаждением рассматриваем чёткие контуры островов, мысов и льдин. На льду есть гладкие бесснежные участки, где можно было бы прокатиться на коньках. Есть также места, где лёд подтаял и образовал острые пластинки, об них мы портим лыжи и волокушу, которая по возвращении из похода потребует капитального ремонта. Остров Двинская Луда, находящийся напротив Юково, обходим со стороны моря, поэтому вид на деревню открывается с уже довольно близкого расстояния. Возле одного из домов замечаем слабый дымок.
12:40. В деревне единственными людьми оказалась группа школьников Беломорской станции детско-юношеского туризма и краеведения, с руководителем. Они прожили в деревенском доме несколько дней. Собираются сегодня уходить обратно в Сумский Посад, и любезно оставляют нам на одну ночь натопленный дом, который занимали по договорённости с хозяевами.
Дети похвастались, что облазали все окрестные горки, катались с них на лыжах и санках. Руководитель сообщил рассказал, что на о. Максимиха, по пути в Сумский Посад, есть изба. Приятное знакомство получилось.
15:40. Проводив юных туристов, стряпаем нехитрый обед на горелке. По словам детей, подъём на гору Медвежья Голова занял у них 20 минут, советовали пройтись по их лыжне. Так и сделаем.
16.30-18.10. Отправляемся к вершине горы. Действительно, лыжня протоптана. Судя по следам и глубине снега, это стоило немалого труда. Движемся по лыжне, которая вскоре начинает взбираться по каменистому крутому склону. На нём массивные обнажённые камни и хилые сосенки соседствуют с глубоким снегом. Каждый шаг приходится обдумывать. Женя поднимается примерно до середины горы и останавливается. Лыжи не приспособлены для такой акробатики. Гриша продолжает путь наверх. Медленно, но ровно поднимаюсь к вершине, достигаю её в 17:10. На вершине лес, свежие следы зайца, геодезический знак. С высшей точки обзор закрыт лесом. Продвигаюсь чуть восточнее и ниже по склону, нахожу площадку с видом на море. Достаю бинокль. Сюрприз! - оказывается, открытая вода совсем рядом. Ночуя на Седострове, мы и не подозревали, что до границы льдов оставалось всего несколько километров. Видно, как по воде гуляют волны с барашками, плавают льдины. Слышно, как шумит далёкий прибой. Хорошо различимы удалённые острова, находящиеся дальше границы льда. Можно оглядеть деревню Юково, живописно расположенную в долине между сопок.
Спуск оказался труднее подъёма и занял больше времени. Потерял лыжню, по которой поднимался, разминулся с Женей, которая осталась ждать на склоне. На "Охотничьих" лыжах не рекомендуется заниматься такой эквилибристикой. Падал раз десять, с трудом поднимаясь с глубокого снега, ужасно устал от этого. Но всё оправдывается прекрасным видом с горы и достижением желанной цели похода. Женя при спуске тоже притомилась, так что, вернувшись в избу, мы устроились отдыхать.
18:10. Как оказалось, вернулись мы вовремя. Через пять минут небо полностью закрыли низкие тучи, задул сильный ветер, пошёл густой снег. В избе тепло, есть русская печь, которую школьники топили в течение нескольких дней. Состояние избы неплохое, по-видимому, летом здесь живут. Неподалёку находится колодец.
На карте Карелии, напечатанной в 90-е годы, деревня Юково обозначена как жилая. Несколько лет назад последний старик - постоянный житель Юково - переселился в Сумский Посад, и теперь зимой деревня необитаема. Некоторые жители возвращаются летом, деревня на несколько месяцев оживает.
За свою долгую (не менее пяти веков) историю деревня Юково знала лучшие времена. Здесь издавна жили поморы, удивительно удачно выбравшие место для поселения - дома окружены холмами, смягчающими сильные ветра. Именно каменистые холмы создают неповторимый образ и микроклимат Юково, типичной поморской деревни южного берега Белого моря. В деревне была электростанция, рыболовные причалы, пункт заготовки морских водорослей, общественные хозяйственные постройки. Сейчас о них напоминают лишь развалины. На некоторых домах ещё сохранились телевизионные антенны. Электричества нет уже давно, а ведь к каждому строению были в своё время заботливо подведены провода, в домах сделана электропроводка, существовало даже уличное освещение. Следы былого благополучия видны и сейчас, когда на смену электрической лампе вновь пришла керосиновая.
29 марта
Ночью в избе было душно, за окном свистел ветер, кружился снег. Утром переменная облачность, температура около -5? и, как всегда, дует. Наведя порядок в избе и позавтракав, выступаем в 9:00. Направляемся в Сумский Посад. Расстояние по зимнику около 22 километров. У нас в запасе два дня, поэтому планируем переночевать в избе на о. Максимиха. На окраине деревни навстречу проехал мужик на снегоходе. Познакомились. Он приехал, чтобы разобрать в одном из разрушенных домов печь, и перевезти кирпичи. Подтвердил, что на Максимихе есть изба.
Идти на лыжах по накатанному следу снегохода приятно, без особого труда поддерживаем скорость 3,5км/ч, хотя не спешим, смотрим по сторонам, фотографируем. На карте показано, что зимник идёт по лесу и выходит на дорогу Сумский Посад-Колежма. Однако, снегоходный путь идёт западнее и в четырёх километрах от Юково выводит на берег. Продолжаем путь по морю при встречном ветре, держим курс на мыс Петролудский и достигаем его в 12:20. На живописном мысу останавливаемся для отдыха и чаепития. Погода всё лучше, ветер стихает, облака рассеиваются. Остров Максимиха уже хорошо виден на западе, спешить некуда.
13:30-14:20. Неспешный переход до острова Максимиха. Остров маленький, почти круглый, в диаметре не больше 200 метров. Растёт берёза и ель. Избу нашли быстро, но пришлось ещё потрудиться, чтобы попасть внутрь. Скромное пристанище давно не посещалось людьми, и пришлось разбирать сугроб перед дверью.
14:20-15:00 Откапывание входа заняло полчаса. Гриша орудует топором, а Женя - лыжей. В избе небольшой стол, на нарах место для 2 человек, матрасы, чугунная печь-буржуйка. Заготовлены хорошие берёзовые дрова. Мы не стали трогать чужое, Гриша отыскал поблизости сухую берёзу и нарубил дров. Избушка срублена добротно, без щелей, крыша не протекает, от стен не дует, печка не коптит. На балке над входом вырезан православный крест. Большая от нас благодарность рыбакам за это удобное пристанище! Прекрасная погода - солнечно, тихо. Единственный час за всё время похода, когда совершенно не было ветра.
За три часа удалось протопить избу до +15, но буржуйка плохо держала тепло, к утру снова была холодной. К вечеру погода резко переменилась, сгустились низкие облака, потеплело и пошёл мокрый снег, вновь задул ветер. В избушке тепло и уютно, никакие капризы погоды не страшны, но что будет завтра, когда предстоит последний переход до Сумского Посада?
30 марта
Встали в 7:00 (по-вчерашнему в 6:00, так как перевели часы вперёд, на летнее время). Печь совершенно холодная, как будто её и не топили вчера.
На улице тепло, дует сильный ветер и идёт дождь - настоящий ливень, под которым одежда промокает за несколько минут. Но делать нечего, другой погоды у нас нет. Разнообразие - дождя у нас в походе ещё не было.
Выступаем в 9:30. На морском льду лежит мокрый снег, кое-где вода. Несмотря ни на какую мазь, лыжи идут очень плохо, тем более что поверхность их успела за четыре дня изрядно стереться. Лёд тает, это заметно. Наша вчерашняя лыжня исчезла, снег на берегу осел.
9:30-12:40. Женя тащит волокушу, Гриша идёт с рюкзаком. Никаких следов на льду нет, если что-то и было, то растаяло и смыто дождём. Вокруг ни души - в такую погоду все дома сидят. С помощью компаса и GPS держим направление на деревню.
Мыс Регостров, подтверждая своё название, действительно является почти островом, отделённым от материка стометровым проливом, в котором торчат камни и тростник. Срезаем путь, проходя этим проливом, и берём курс на деревню. На берегу вдали виднеется просвет - как было бы славно, если бы именно он оказался выходом к морю снегоходного зимника. Да, так оно и есть. Компас, прибор и интуиция были правы.
Но! - море хочет напоследок напомнить о себе. За триста метров от берега под нами начинает ломаться лёд. Ускоряем ход и держим дистанцию, на одном дыхании пролетаем последние метры до берега и устраиваемся на отдых. Прощай, море - дальнейший путь лежит по суше.
Усталые и мокрые, расстилаем коврик, пьём чай, но особенно долго сидеть не хочется. Дождь и ветер немного успокоились, но не прекратились. Облака висят так низко, что накрывают верхушки опор линии электропередачи, которая виднеется вдалеке на северо-западе.
13:20-15:00. По болоту до деревни около 5 км. Движемся по еле заметному следу снегохода. Идти трудно, снег прилипает к лыжам, и мрачная погода не добавляет оптимизма. За несколько километров услышали, как в деревне лают собаки, и увидели дымок. На болоте есть проталины, верхушки кочек выглядывают из-под снега. Кое-где топаем на лыжах по голой земле.
Наконец, снегоходка выводит к мосту через реку Сума. Река, хорошо известная многим туристам-водникам, скована льдом, по руслу проложен зимник, проезжает снегоход. Собираем вещи в рюкзак и направляемся к автобусной остановке. Встретив двух местных жительниц, спрашиваем у них об автобусе. Они отвечают, что сегодня его не будет (выходной день), но через 15 минут отправляется поезд Маленьга-Кемь, и они сами на него торопятся. Полтора километра до станции за 15 минут бегом под дождём, по грязной дороге - и мы на станции.
Через два часа поезд доставил нас в Беломорск.

Наличие и состояние изб
Где изба
Описание
Источник информации
о-ва Климовы в губе Вирма Изба стоит, видна издалека. Состояние неизвестно. Рядом нет дров (каменистый островок). Видели сами издалека
Северо-западная оконечность о. Сумостров Большая изба. Вмещает 10 человек, а то и больше. Крыша и стены в удовлетворительном состоянии. Окошки застеклены. Есть печка, стол, нары. Судя по следам, изба часто посещается рыбаками. До хороших дров не меньше 100 метров. С юга и запада изба видна издалека, с севера и востока обзор ограничен пригорком. Видели сами, были внутри.
Северо-восточная оконечность о. Сумостров Изба с печкой. На нарах место для четырёх человек, но в тесноте поместятся и шестеро. Есть стол и печка - дырявая, дымит, но топить всё-таки можно. Крыша немного протекает. Окошки застеклены. Поблизости есть дрова. Избушка расположена в небольшом заливе, с восточной стороны мыса, хорошо видна только с северо-востока. Видели сами, ночевали.
Юго-восточная оконечность о. Разосторов Не смогли найти избу, хотя, по слухам и по карте, она где-то была.
о. Седостров Изба с провалившейся крышей. Печка разрушена, вместо окон и двери - дырки. Давно не посещалась. Сохранившаяся часть крыши протекает. На нарах место для четырёх человек, но печка и часть нар завалена балками упавшей крыши. Под наиболее хорошо сохранившейся частью крыши на нарах достаточно места для двух человек или маленькой двухместной палатки.Седостров фактически представляет собой два острова (северо-восточный и юго-западный) примерно одинакового размера, разделённых узким "проливом" - болотистой перемычкой, которая зимой почти неотличима от поверхности моря. Изба находится на внутреннем, обращённом к "проливу", берегу северо-восточного островка, примерно в километре к югу от обозначенной на карте высшей точки Седострова с отметкой "34 м". Издалека не заметна, так как высоту имеет небольшую и окружена молодыми соснами. Видели сами, ночевали.
Деревня Юково Деревня зимой необитаема, но несколько домов не заколочены и поддерживаются в хорошем состоянии. Можно переночевать. Есть колодец. Видели сами, ночевали.
Мыс, ограничивающий с востока губу Куна (7 км к юго-востоку от Юково) Изба с крышей и печкой. Рассказ встреченной группы туристов.
о. Максимиха Удобная избушка на двух человек. Маленькая, даже вдвоём тесновато. Есть стол, не дымящая печка-буржуйка, застеклённые окошки, крепкая дверь, крыша не течёт. Рядом березняк с хорошими дровами. Расположена на западном берегу острова, издалека не видна, так как имеет плоскую крышу, почти вровень со снеговым покровом. Видели сами, ночевали.
Устье ручья Избной Раньше существовала изба, сейчас полностью разрушена Рассказ местного жителя.
о-ва Калганицы в Сумской губе Изба с печкой. Находится на юге самого большого, западного, острова. Сообщение Сергея Орлова о походе 2000 г.

2005-10-29 17:54:24 | Аноним | E-Mail
Я ПОТОМОК ОСНОВАТЕЛЯ ЮКОВО МЕНЯ ЗОВУТ ОЛЕГ Р

2005-10-29 17:59:21 | Аноним | E-Mail
МОЙ ПРАДЕТ ПОЛУЧИЛ ДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО НА ЭТОТ ОСТРОВ ОТ ЦАРЯ И ОСНОВАЛ ДЕРЕВНЮ ЮКОВА.ОЛЕГ Р

2005-11-17 19:38:45 | Andrew Jelly | E-Mail
А почему такими большими буквами?

2005-12-14 11:01:48 | Юлия | E-Mail
Собираемся в лыжный поход по Карелии в нач. января.
Нас 2 человека. "Зиму" и печку не берём. Идём с обычной альп. палаткой. Очень актуален вопрос с ночёвками в пустых хижинах.
Скажите, есть ли такие хижины в Карелии и легко ли их найти? В каждой деревне можно найти ночлег?

2005-12-15 12:00:22 | kandid | E-Mail
вы бы хоть район указали - Карелия большая...

2006-01-06 13:30:50 | Аноним | E-Mail
Пиши сюда!
беломорский район,

2006-01-06 13:36:11 | Аноним | E-Mail
andrew напиши как ты узнал существовании юково,олег ру

2007-07-20 09:40:03 | Аленка | E-Mail
Беломорский район обажаю!!!!каждый год и зимой и летом там, хотя в Волгограде сама! природа-супер!Сумский посад-родина!на лыжах обажаю кататься!как завидую тем, кто сейчас в Карелии!ежайте все в Карелию отдых-ать, отдых-сказочный...