LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Белуха, вид из Казахстана
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Лоция реки Китенйоки

Лоция реки Китенйоки

Константин Бекетов

Река протекает в Северном Приладожье, западнее Сортавалы. Китенйоки берет начало на территории Финляндии, впадает в Ладожское озеро, сливаясь в низовьях с Тохмайоки. Протяженность сплавного участка на территории России около 40 км., на которых она теряет около 60 метров по высоте. Основное падение приходится на несколько мощных порогов. Река интересна для сплава в паводок (начало мая).

Информации о предыдущих прохождениях реки у нас нет, но по словам работников форельной фермы (см. препятствие №1), на реке была какая-то группа в 2002 году и пару лет назад сплавлялись финны на каяках (?).

Река пройдена 9-11 мая 2003 года группой в составе:

  • Дмитрий Пивунов, Константин Зыбин - КБ
  • Дмитрий Аверичев - каяк Piranha Creek
  • Константин Бекетов - "цветковский" каркасный каяк
  • Алексей и Наташа Гордеевы - катамаран Тритон-2
  • Принятые сокращения: ПБ - правый берег; ЛБ - левый берег

    Заброска

    Заброска на мост в верховьях реки (2-3 км ниже по течению от пограничного "периметра") - от Сортавалы на автотранспорте. Мы приехали в 11-30 дня на утреннем дизеле из Кузнечного, и после получасовых поисков нашли "кунг", который и завез нас за 600 рублей к вожделенному мосту. Ехать около 25 км, по грунтовой "старо-кааламской" дороге, а затем по отвороту "к пограничникам". Место для стапеля - на ЛБ выше моста (мост при не слишком высоком паводке без проблем проходится в правый пролет). Рекомендуется отойти от дороги вверх по реке из зоны видимости - мы этого не сделали, и в итоге к нам несколько раз подъезжали местные на машинах, а в итоге приехали и пограничники (местные им стукнули). Поговорили с пограничниками примерно полчаса, они переписали паспортные данные и отпустили нас, разрешив сплав. Если отойти 100-200 метров из зоны видимости, то скорее всего никто не приедет и ничего не скажет.

    Описание

    От моста течение спокойное, река шириной около 10 м, с частыми изгибами. Почти сразу справа впадает приток, равный по расходу воды самой Китенйоки. Берега в основном низкие, заросшие березовым лесом (фото 1); иногда ближе к воде подходят коренные берега, высокие скалистые борта долины, поросшие дремучей хвойной тайгой. Через полтора часа сплава прямо по курсу появляется скальный лоб, река перед ним поворачивает вправо, слышен шум падающей воды. Это препятствие №1 - "форельная ферма". Для осмотра удобно высаживаться прямо на скальный лоб.

    Слева от скального холма существует маловодная протока (фото 2), а основное русло плавно огибает холм справа, начинается разгонный быстроток перед бетонным мостом и основным сливом. Можно зачалится к правому берегу перед мостом. На правом берегу огромное бетонное здание, оставшиеся от финнов (была какая-то фабрика), в настоящее время постройка частично используется для фермы по разведению форели. Здесь обитает несколько работников фермы, которые были с нами достаточно дружелюбны.

    Под мостом первый слив высотой около 1 м, с мощной бочкой, а затем большая гладкая плита, по которой вода несется тонким слоем (фото 3, фото 4). Возможен проход справа от плиты, но там много камней. Мы обнесли суда за мост, полиэтиленовый каяк и катамаран стартовали с берега и слились по плите (фото 5), а байдарка стартовала ниже плиты (фото 6) из улова под скалой ЛБ. Прохождение выводной шиверы осложняется несколькими камнями и бьющей справа струей (фото 7). По ПБ на выходе из порога садки с рыбой, охраняемые собакой.

    Через 500 метров спокойной воды препятствие №2 - простой перекат, легко преодолеваемый по центру без осмотра. Ниже переката хорошее место для стоянки на ЛБ (сосновый бор), а через 300 метров - небольшая скала на ПБ, сразу за ней хорошее место для нескольких палаток, еловый лес с обилием дров. Здесь мы и заночевали.

    Далее следует длинный участок ровного течения без заметных ориентиров, река плавно петляет в низких берегах, малопригодных для стоянки. Течение слабое, завалов нет. Через 1,5 часа сплава скальный выход ЛБ, в 2 км ниже так называемый "красный мост", реку пересекает необозначенная на картах грунтовая дорога. За мостом через пару километров еще одна скала на ЛБ, течение по прежнему спокойное. Через несколько км третья скала ЛБ, ориентир того, что через 20 минут сплава встретится порог.

    Препятствие №3 представляет собой порог перед озером-разливом, образованным ГРЭС "Питкякоски". Порог имеет протяженность около 40 метров, падение 2 метра (фото 8). Осмотр ЛБ, а тропа обноса - на ПБ. Посередине реки маленький остров, основная протока левая, но можно пройти и правой. Справа мелко, слева слив около 1 метра с бочкой. На выходе второй метровый слив с косой бочкой, правее него отдельный скальный жандарм. Каяк может обойти второй слив справа от этого жандарма (фото 9). Возле порога хорошие места для стоянки.

    За порогом озеро с высокими скалистыми берегами, очень красивое. Озеро состоит из 3 плесов, соединенных относительно узкими проходами в скалах, без течения. По озеру надо плыть около 2 км до плотины-водопада. За 300 метров до плотины влево отходит малозаметный узкий рукав, по которому часть воды уходит к самой ГРЭС. По сведениям пограничников, ГРЭС сейчас не эксплуатируется, хотя у нас сложилось обратное мнение.

    Препятствие №4 - водопад-плотина. Внимание! Плотина стоит не на реке, она ПЕРЕГОРАЖИВАЕТ ОЗЕРО! С наплыва слив практически не читается, звук падающей воды слышен плохо, единственным ориентиром служит торчащий из воды посредине слива дощатый щит. Чалка ПБ перед сливом, метров за 20-30 до него (в слив не затягивает).

    Плотина-водопад имеет высоту примерно 4,5 метра (фото 10, фото 11). Обнос ПБ, там же осмотр следующего препятствия №5 - мощного порога "каньон". На самом деле каньона там нет, но есть высокая отвесная скала ЛБ на повороте реки на 90 гр., ниже основных сливов порога. Общая протяженность порога около 300 метров, из них первые 100 приходятся на маловодную шиверу, затем следуют подряд три слива высотой 3,5, 2,5 и 1,5 метра соотвестственно (фото 12, фото 13 - снято со скалы ЛБ). Сразу за последним сливом несильный прижим к отвесной скале ЛБ и выводная шивера 100 метров, постепенно упрощающаяся.

    Байдарку и каяки обнесли до выводной шиверы (обнос по еловому лесу с камнями и скальными выходами 200 метров, неудобный), а катамаран перенесли только через плотину и водопад, и на нем было осуществлено прохождение основных сливов (фото 14 - первый слив; фото 15 - катамаран ниже 3-го слива, уходит от прижима). Страховка с ПБ "морковкой". От прижима стартовали остальные суда (фото 16).

    Сразу за выводной шиверой препятствия №5 - круглый омут с высокими берегами, реку пересекает линия ЛЭП на деревянных столбах. Сразу же начинается препятствие №6 - длинная шивера (500-700 метров) с большим падением и малым количеством воды (фото 17). Очень много камней, даже для каяка. Шивера прерывается напротив здания ГРЭС на ЛБ, затем вновь следует участок простой шиверы, за поворотом реки влево - слияние с рукавом из-под ГРЭС, количество воды сразу удваивается. Ниже слияния перекат, затем ровная вода примерно 2 км, с заметной скоростью течения. По ЛБ идет лесная дорога, в одном месте на берегу небольшая лиственничная роща, где можно встать на ночлег, но смущает близость дороги.

    20 минут сплава от слияния - препятствие №7, короткая шивера (50 метров, перепад примерно 1 метр), преодолеваемая сходу ближе к ПБ. Через 20-30 минут сплава по спокойной реке встречается старый деревянный мост, перед ним завал, обнос по ЛБ 30 метров. Затем река делает большую излучину, через 400 метров от моста надо зачалится; поскольку впереди препятствие №8 - мощный порог (фото 18, фото 19) возле разрушенной финской мельницы на ПБ. Перед порогом небольшой перекат. По ПБ идет лесная дорога к строениям мельницы, по ней удобно обносить суда, а просматривать порог лучше с ЛБ. На ЛБ прямо над порогом есть небольшая уютная стоянка с дровами, а на ПБ хорошая стоянка прямо возле полуразрушенного здания (фото 20), на террасе берега, укрепленной каменными блоками.

    Протяженность порога около 40 метров, перепад около 3 метров. Нижняя часть порога разделена вытянутым скальным островом на две протоки, основная - левая. В пороге можно выделить 3 слива, наиболее сложны второй и третий, с мощной бочкой сложной структуры. Порог проходил катамаран, при этом было сломано весло. В результате катамаран в неуправляемом состоянии полу-лагом зашел в финальную бочку, правый баллон вместе с гребцом ушел практически полностью в бочку, но его быстро выплюнуло обратно, так что катамаран не успел перевернуться. Страховка на этом пороге упрощается тем, что он заканчивается тут же за последним сливом в спокойном омуте. Удобный обнос по ПБ позволяет на этом пороге потренироваться.

    Ниже глубокая долина, высокие берега заросли густой еловой тайгой, отдельные выходы скал. Встречается короткий простой перекат в сужении русла (пологий скальный выход на ПБ). Через 2 км на высоком ЛБ появляются постройки поселка, в стороне от реки; за правым поворотом расположено препятствие №9 - порог с двумя ступенями примерно по 1 метру каждая (фото будет позже). Протяженность порога 30 метров. У ЛБ - небольшой скалистый остров, проход правее него по центральной струе с последующим маневром вправо, уходя от скального обломка. Осмотр порога с ЛБ, очень удобный. Здесь же порог можно при желании обнести. Из всех порогов реки Китенйоки этот запомнился как наиболее приятный: достаточно интересный, но при этом сравнительно безопасный и удобный для тренировок. Возможны разные варианты прохождения (в левый слив, или начиная слева от острова, с последующим переходом в центральный слив).

    Через 1,5 км автомобильный мост, под ним препятствие №10 - мощный порог перепадом не менее 4 метров, протяженностью 30 метров (фото будет позже). Зачалится для обноса удобно слева от моста, а для возможного прохождения - справа. Осмотр порога с ПБ и с моста. На ЛБ ниже моста остатки какой-то старой финской постройки.

    Порог разделен на 2 протоки опорой моста. Левая протока более мощная, искусственного происхождения. Она заканчивается очень мощной бочкой и грядой острых глыб, зачем-то накиданных в реку. Правая протока - скальный желоб, природный, со сложной струей и узостью около 1,5 метров в средней части. Возникают сомнения в габаритных ограничениях для катамарана. Порог решено было обнести всеми судами, тем более что у нас был ограниченный лимит времени - спешили на дизель в Сортавале. Обнос слева от моста через шоссе на поляну ЛБ ниже порога.

    Через 500 метров ж/д мост. Отсюда вправо по рельсам примерно 1,5 км до станции Туокслахти. Затем еще 1 км по широкой реке, и она выходит в озеро, которое надо пересечь вперед-влево в направлении хорошо видимой телевизионной вышки города Сортавала. По озеру плыть примерно 2 км. По ЛБ тянется полотно ж/д, в месте, где она отходит от озера, и надо вылезать на берег для антистапеля.

    Выброска

    От места антистапеля 3 км по рельсам до станции Сортавала. Теоретически можно подплыть ближе к вокзалу - по системе озер, но мы решили не экспериментировать, и остановились на простом и надежном варианте, с хорошим местом антистапеля на пологом скальном выступе прямо возле полотна ж/д.

    Если сплав не приходится на выходные и праздничные дни, то вполне можно заканчивать маршрут на полустанке Туокслахти, если же есть сомнения в наличии свободных мест в дизеле Сортавала-Кузнечное, или есть необходимость в посещении магазина, то предпочтительнее вариант выброски в Сортавалу. Дизель дважды в день: в 6 утра и в 17-15.






       Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;