LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

р.Кокколанйоки и р.Асиланйоки:: лоция

р.Кокколанйоки и р.Асиланйоки

Лоция

К.Бекетов


р.Кокколанйоки берёт начало на территории Финляндии и впадает в Ладожское озеро немного севернее посёлка Берёзово. Протяжённость от госграницы до устья 45 км. Река не слишком интересна для спортивного сплава, все препятствия сосредоточены в верховьях и в нижней части, где река меняет название на Асиланйоки. На большей же своей части река плавно течет в лесистых берегах, ширина 15-20 м., встречаются завалы. Неприятная особенность Кокколанйоки - очень мутная вода, особенно весной, и довольно тяжёлые подходы к началу сплава. Поэтому не удивительно, что река не привлекает внимания туристов-водников, хотя и является самой ближней к Петербургу рекой региона Северного Приладожья.

Река представляет интерес как "экзотика" (в случае сплава с верховьев), или как достаточно интересный вариант выхода в Ладогу при путешествии по Ладожским шхерам. В последнем случае удобно начинать маршрут в Хиитоле.

Сплав по реке наиболее логичен в период весеннего паводка. Идти можно на любом типе судов, но предпочтительны более лёгкие (пешие подходы !) и быстроходные (гладкая вода !) лодки. Возможны несколько вариантов начала сплава.

Для наиболее полного прохождения реки стартовать необходимо от станции Элисенваара; порядка 10 км в западном направлении до хутора Койтонмяки в случае удачи можно преодолеть на попутной машине. В противном случае неизбежен пеший переход по грунтовой дороге. От Койтонмяки ещё 5 км по лесным дорогам на юго-запад, на реку выходим в 2-3 км ниже пограничного "периметра"; к месту, где на карте-километровке обозначен "водопад". От Койтонмяки можно также выйти к плотине в 3 километрах ниже по течению. Этот вариант менее интересен, так как не захватывает несколько верхних порогов.

Возможен старт со станции Алхо, с дальнейшим переходом в северо-западном направлении по лесным дорогам и просто через тайгу по азимуту. В зависимоcти от выбора точки начала сплава протяжённость подходов будет сильно варьироваться.

Третий вариант - заезд из Хиитолы через посёлок Тоунан. Этот путь пока не разведан.

Примерно в 1 км ниже пересечения контрольно-следовой полосы и колючей проволоки на реке начинается цепочка несложных порогов, среди которых выделяется слив 0,5 метра со скальной плиты поперёк всего русла. Замыкает непрерывную цепочку препятствий пресловутый "водопад". На самом деле это короткий порог с перепадом около 1-1,5 м на месте разрушенной плотины или моста. Ниже тянется разлив, чувствуется подпор следующего препятствия, наиболее мощного на всём маршруте - плотины старой ГЭС. Перепад высоты в плотине около 2 м, обнос возможен по любому берегу. За плотиной бурная шивера 300 м, на левом берегу развалины финской ГЭС, где можно вволю налазаться по катакомбам.

Далее следует очень длинный участок без препятствий, до самой Хиитолы ровная вода, но с заметной скоростью течения. Встречаются завалы, но их количество не катастрофическое. Ширина реки в среднем 15 м. Берега высокие, местами крутые, но без выходов скал; в первой половине пути преобладает еловая тайга, затем сменяющаяся лугами и лиственным лесом. Ближе к Хиитоле к руслу подходят поля.

В 2-х км перед Хиитолой деревянный мост, затем в посёлке высокий ж/д мост (под ним перекат 100 м) и через 500 м автомобильный мост на Сортавальском шоссе. Отсюда до ж/д станции Хиитола примерно 500 м. Через 1,5 км течение резко убыстряется, за перекатом (200 м) на зигзагообразном повороте разрушенная плотина с перепадом около 1 м. Осмотр или обнос левым берегом. Плотина преодолевается по центру или ближе к левому берегу. На правом берегу несколько домов. Отсюда около 1 км до станции Хиитола.

Ниже плотины ровное течение, затем река расширяется и переходит в озеро Вейяланъярви протяжённостью 3 км. Вытекающая из него река уже носит название Асиланйоки. От озера близко до станций Куликово и Куликово-2 ("Переезд"). По берегам лес чередуется с лугами и полями, появляются выходы скал.

Протяжённость Асиланйоки 4 км, перепад уровней 8 м. Почти на всём протяжении левый берег луговой, а правый - лесистый. Через 1 км деревянный мост на старом Хиитольском шоссе, ныне заброшенном. Течение спокойное, ширина реки 15 м. На некотором отдалении от русла по берегам - гранитные скалы, слева сосновый бор. В 2,5 км ниже деревянного моста течение резко убыстряется. Слева несколько домов дальней части пос.Берёзово. Необходимо пристать и произвести разведку порога, на 400-метровом протяжении которого Асиланйоки выбирает всё своё падение.

Вначале 200 м разгонной шиверы с серией невысоких сливов. В русле большие камни. Затем река делает рекий, более 90 градусов, поворот влево, у правого берега большое улово, где можно зачалиться. Русло сужается до 7-8 м, на правом берегу скала, на левом - остатки финской мельницы. Впереди - деревянный мост, с которого прекрасно видна динамика струи. Между скалой и каменной стеной мельницы серия сливов с общим падением не менее 2 м. При прохождении надо держаться правее центра, уходя от прижима. За мостом река резко расширяется, порог переходит в шиверу с заметным на глаз падением. Длина шиверы 200 м, в большую воду русло делится на несколько рукавов. При низком уровне воды шивера труднопреодолима из-за большого количества камней. Обнос возможен вдоль левого берега по грунтовой дороге.

За шиверой плёс, короткая протока и выход в Ладожское озеро.

Фотографии

  1. плотина в верхнем течении р.Кокколанйоки
  2. "водопад" на р.Кокколанйоки
  3. шивера ниже плотины старой ГЭС на р.Кокколанйоки
  4. пороги на р.Кокколанйоки
  5. разгонная шивера перед порогом на р.Асиланйоки
  6. порог на р.Асиланйоки
  7. порог на р.Асиланйоки
  8. шивера на р.Асиланйоки перед впадением в Ладогу



   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;