Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Река Тохмайоки протекает в северном Приладожье, севернее города Сортавала. Истоки находятся на территории Финляндии, река пересекает государственную границу возле ст.Маткаселькя. Протяжённость сплава около 45 км. Сплав удобно начинать от хутора Саханкоски, расположенного в 2 км к востоку от ст.Маткаселькя. Подъезд к началу сплава от Санкт-Петербурга возможен двумя способами: на поезде №249 направлением на Костомукшу, далее волок по дороге до моста через реку; можно ехать на электричке до Кузнечного, далее поездом местного сообщения до Сортавалы, а оттуда на попутной машине прямо до реки. Удобное место стапеля на правом берегу в 300 м ниже ж/д моста, возле разрушенной плотины.
Сплавляться по Тохмайоки лучше всего в мае, во время весеннего паводка. Ширина реки 20-30 м. Летом воды маловато. Река крайне редко посещается туристами, хотя является одной из наиболее интересных в Южной Карелии.
Описание реки.
Под ж/д мостом возле хутора Саханкоски препятствие №1 - небольшая шивера, через 100 м ещё одна под автомобильным мостом - препятствие №2. Через 200 м разрушенная плотина (препятствие №3), здесь две протоки, основная левая. Заход в порог через узкие бреши в каменной плотине, для катамарана-двойки здесь габаритный непроход. В левой протоке слив высотой около 2,5 м, длина препятствия 30 м. Обнос возможен правым берегом.
Далее цепь несложных шивер (препятствия 4-7), ниже ещё один ж/д мост на дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала. Карьер остатся слева п/х, интересно осмотреть его старую часть с озером на дне; в озере поразительно прозрачная вода зелёного цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро.
Далее до автомобильного моста в пос.Рускевала цепь несложных шивер и порогов (препятствия 8-10); под мостом короткий порожек (препятствие №11), за ним круглый омут, река выходит влево через небольшой гранитный каньончик. Здесь через реку перекинуты брёвна и металлические трубы, в высокую воду обнос 10 м левым берегом. Через 300 м на повороте вправо препятствие №12 - разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной. Слив высотой не более 1 м. Осмотр прав.берегом.
Далее следуют плёс, за ним цепь мелководных перекатов (препятствия 13-15). Правый берег высокий, с выходами скал, порос еловой тайгой.
Препятствие №16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на лев.берегу. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3 м, длина 50 м. Осмотр правым берегом.
Далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия 17-20), после прямого участка ровного течения вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога №20 и за ним через 100 м - мощного препятствия №21 - 4-х метрового водопада. Порог №20 имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй. За порогом необходимо причалить к левому берегу и осмотреть водопад.
Река разделена здесь на 4 протоки, самая мощная - левая. Правая протока удалена метров на 200-300, остальные расположены рядом друг с другом. Реку перегораживает скальная ступень, водопады на всех четырёх протоках. В большую воду все протоки теоретически проходимы, но это препятствия 6 к.с. Место очень красивое, но в 100 м ниже водопадов реку пересекает шоссе, поэтому здесь всегда людно, подъезжают на автомашинах. Останавливаться на ночлег лучше в 200-300 м выше по течению, на прав. берегу основного русла сразу за ответвлением прав.протоки. Здесь много дров, место сухое, до водопадов не далеко и народ не шастает.
Обнос водопада удобно сделать слева по скалам вдоль воды, протяжённость 15 м.
После шоссейного моста цепь шивер и перекатов (препятствия 22-23), затем слышен сильный низкий гул воды - это препятствие №24, разрушенная ГЭС и водопад высотой 7 м (!). Приставать удобнее к правому берегу, здесь обнос 50 м по кустам и скальным лбам. Над водопадом перекинут узкий бетонный мост, на левом берегу полуразрушенное строение ГЭС. Видимо, электростанция работала за счёт подачи воды в подземный туннель, т.к. внешне сам водопад никак не затронут деятельностью финских гидростроителей.
Теоретически водопад может быть пройден, но в большую воду вселяет противоречивые чувства, близкие к суеверному ужасу. Это препятствие 6 к.с.
За водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с сильным течением. Затем поворот влево, следуют несколько шивер и перекатов (препятствия 25-27); далее 4-5 км тянется гладкая вода с заметным, но не быстрым течением. Справа к реке подходит склон г.Новоринмяки, возвышающейся над руслом на 80 м. Перед горой шивера (препятствие №28), протяжённость около 250 м. Через 1,5 км начинается мощный порог (препятствие №29), заканчивающийся 2,5-метровым прямым водосливом старой плотины. Протяжённость препятствия 500 м, осмотр по левому берегу. Над порогом реку пересекает линия электропередач. В пороге русло перегораживают 3 ступени примерно по 1 м каждая, при высокой воде линия движения: первый слив - проход слева, второй - справа, третий - по центру правее большой бочки. Затем река делает резкий поворот влево, течение быстрое, но гладкое, и падает в слив разрушенной плотины. Под сливом мощная бочка, проход чуть левее центра по единственному "промывному" валу. Надо хорошо прицелиться при заходе в слив, иначе в бочке есть шанс исполнить кормовую "свечку". За сливом 50 м бурлящей воды и резкое расширение реки.
Ниже на 4 км тянется плёс, перед пос.Рюттю небольшой перекат, затем препятствие №30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост. Осмотр препятствия левым берегом. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок её можно обойти справа вдоль берега.
Через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный мост, под которым завал из брёвен. Можно "просочиться" самым левым пролётом моста, перетащив судно через одно толстое притопленное бревно.
Через 3,5 км гладкой воды начинается длинная (около 1 км) шивера (препятствие №31), заканчивающаяся скальной плитой поперёк всего русла - слив 0,5 м. Справа под сливом хорошая стоянка в еловом лесу. Берега реки после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой.
Через 3 км препятствие №32 - водопадный слив высотой 1,5 м через всё русло. В высокую воду существует также узкая правая протока, также с водопадным сливом. Осмотр левым берегом. Длина порога 50 м вместе с выходной шиверой. Проход слева вдоль скальной плиты, по наиболее пологому сливу.
До следующего порога (препятствие №33) 3,5 км гладкой воды с заметным течением. Берега лесистые, но вдоль русла полоса кустов, весной залитых водой. Ориентир несложного порога №33 - на правом повороте сжимающие реку небольшие скалы. Ширина гранитных ворот - 6 м. Быстрое течение, после "ворот" - плита поперёк русла, слив 0,3 м, проход слева. Река резко расширяется, слева отличная стоянка на скальных лбах. Елово-сосновый лес на скалах.
Через 300 м мощное препятствие №34 - порог-водопад высотой более 3 м. Русло разделено островом на две протоки, более мощная левая. Приставать для осмотра и/или обноса удобно к острову. Длина порога 30 м, проход левой протокой в условиях высокой воды вполне реален, но труден из-за сложной перекручивающейся струи во второй части слива. Категорийность препятствия - не ниже 5 к.с.
За порогом крулый омут, справа на холме видны постройки пос.Хелюля. через 300 м разрушенный деревянный мост и за ним плотина с падением 4 м. Теоретически слив плотины можно пройти на судне большого объёма (типа рафта или туристского К-4), сложность представляет исключительно мощная "косоватая" бочка. Обнос препятствия №35 удобен правым берегом. За плотиной плёс в скалистых берегах.
Через 500 м ж/д мост, окончание маршрута на ст.Хелюля. От реки до станции 200 м (вправо от моста). Антистапель либо прямо на станции, либо в 300 м выше по течению на скальной плите правого берега.
При желании можно продолжить сплав до Ладожского озера (ещё около 4-х км) и "морем" подойти к ст.Сортавала. При холодной весне ладожские заливы могут быть ещё забиты льдом.
Приблизительный расклад по времени для двухместного катамарана у нас получился такой:
начало сплава - порог №21 -- 3 часа
пор.№21 - пор.№31 -- 6 часов
пор.№31 - ст.Хелюля -- 2 часа
Это время включало в себя просмотры и обносы. Мы шли без какого-либо описания, поэтому часто просматривали препятствия. С другой стороны, мы шли одним судном, что заметно ускоряет сплав. В любом случае нужно планировать 3 дня на всю экспедицию, включая стапель-антистапель.