LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Лоймоланйоки (Лоймола) (ст.Лоймола -- автомост у пос.Колатсельга) , 28 апреля - 2 мая 2002 года

Лоймоланйоки (Лоймола)

Олег Волков

От станции Лоймола до автомобильного моста у поселка Колатсельга. Юго-запад Карелии, 28 апреля-2 мая 2002 года. КНБ и 10 каяков.

Пешеходный радиальный выход к реке Колласйоки (Колос) и просмотр ее нижнего каньона.

Описание соответствует высокому уровню воды (особенно для части маршрута ниже порога "Веер".

Лоция.

28 апреля.

Стали на воду в конце деревни, примерно в километре ниже автодорожного и железнодорожного мостов.

0-15 ЛЭП пересекает реку.
0-17 Вторая ЛЭП пересекает реку. Ночевка на правом берегу перед ЛЭП.

29 апреля.
0-23 Серия из трех перекатов.
0-27 Шиверка на крутом правом, потом левом повороте.
0-32 В правой части русла завал, в левой -сливчик. Посреди сливчика камень.
0-40 Серия перекатов протяженностью около пяти минут.
0-48 Перекат.

Сразу за перекатом порожек в сужении в левой части русла. Справа каменная гряда с березками.

0-53 Мост и слив под ним.

Почти сразу два переката.

1-03 Перекат.
1-08 Порожек с поворотами длиной около 100 метров В некоторых лоциях фигурирует как "Двенадцатая шивера".
1-18 Разбои реки и выход в озеро.
1-28 Выход из озера в реку.
1-33 Перекат.
1-45 Шивера, далее длинная шивера в длинной протоке.

Сразу шиверка со ступенькой, сразу за ней чалка к левому берегу для просмотра порога "Веер".

1-50 Порог "Веер". (время, затраченное на просмотр порога в лоции не учтено).

Сразу за "Веером" шиверка.

2-01 Раздвоение русла. Мы шли правым прямым каналом. Похоже левая протока проходила краем небольшого озерца.

После соединения проток через некоторое время в сужении начинается достаточно мощный порог с валами. Он расположен в левой основной протоке. Правая мелководная протока уходит непосредственно перед порогом.

2-08 Выход в озеро Корпиярви. На озере были затерты нагнанным льдом. Выдержав "ледовое побоище", вышли на чистую воду.
2-38 Вышли из озера Корпиярви. (Более получаса ушло на борьбу со льдами).

На выходе из озера перекат.

2-42 Порог "Ядрена Вошь". В левой части небольшой завал. В центре, ближе к правому берегу после слива расположена бочка. Левее бочки чистый язык с большими валами. Осмотр с правого берега. Время, затраченное на осмотр порога, в лоцию не включено.
2-45 Два переката. Между ними заночевали на левом скалистом берегу.

30 апреля.

2-47 Перекат.
2-49 Разбои, гряды камней с растущими на них березами, порожек на правом повороте.
2-52 Протоки. В узком коридоре средней протоки -порог с большими валами. По лоциям и карте он обозначен как порог "Раякоски".
2-56 Перекатик.
3-07 Выход в озеро Сариярви.
3-27 Выход из озера Сариярви в реку.

Сразу перекат. Сливчик, за ним около 300 метров шиверы.

3-40 Порог "Цис" на правом повороте. Справа большой камень. Осмотр справа. Очень похож на порог "Ядрена Вошь". Время, затраченное на осмотр порога в лоцию не включено.
3-46 Перекат.
3-49 Перекатик.
3-52 Начинается простая длинная шивера на очень долгом левом повороте, потом крутая шивера на правом повороте.

Сразу за ней тоже на крутом правом повороте еще одна шивера. После небольшого заливчика под правым берегом река резко уходит направо в сужение. Отсюда начинается порог "Табун". Подпор перед началом "Табуна" отсутствует, поэтому имеет смысл зачалиться для осмотра порога "Табун" к правому берегу перед прохождением шиверы, предшествующей "Табуну".

3-58 Порог "Табун". Длина порога около 200 метров. После заходного слива и последующей бочки мощная струя прижимается к левому берегу, здесь идет набор больших валов и отдельных бочек. После порога река выходит в озеровидное расширение. Время на осмотр порога и спасработы в лоцию не включено.
4-01 Выход из расширения в реку в 30 метрах ниже порога налево назад.

Сразу за выходом из озерного расширения начинается набор "послетабунных" шивер с валами, разделенных быстротоками. Шиверистый участок продолжается на протяжении 10 минут.

4-16 Слив с валами.
4-26 Озеро Оравоярви.
5-11 Выход из озера Оравоярви.
5-13 Мост. Обнос возможен по обоим берегам, по менее высокой воде возможен проход под мостом. Обнос 5 минут. Зазор под мостом в нашу воду был около 30-40 сантиметров.

Далее начинается озеро Хисъярви.

5-48 Выход из озера Хисъярви.

Далее идет спокойный плес. Возможна небольшая ошибка во времени прохождения плеса.

6-28 Начало озеровидного расширения реки слева. Это озерное расширение, куда с северо-запада впадает ручей Большой Колаярви. Отсюда минимальное расстояние от реки Лоймола до реки Колос.
6-34 Ночевка на северо-восточном берегу озерного расширения.

1 мая. Дневка, во время которой, посетили нижний каньон реки Колос.

2 мая.

6-36 Выход из озерного расширения.
6-56 Выход в озеро. (Последнее озеро перед шоссейным мостом, расположенное перед урочищем Аги).
7-26 Выход из озера в реку.

Далее идет плес.

7-36 После правого поворота начинается "Осиновый каньон". Для осмотра следует пристать к правому берегу реки.

Длина "Осинового каньона" около 400 метров. Начинается он заходной шиверой, далее идет сильный прижим к скале правого берега. После прижима справа распологаются бочки, слева от прижима улово. После резкого поворота налево река выходит на прямой участок с большими валами. По берегам вода идет через подтопленный лес. От 5 (в средней части порога) до 15 (в нижней его части) метров стоящих в воде по обоим берегам реки деревьев затрудняют чалку и страховку. Время, затраченное на осмотр "осинового каньона", в лоцию не включено.

7-50 Серия шивер на левом повороте.
8-00 Последняя шивера перед мостом. В конце шиверы слева расположен большой полуобливной камень, справа- деревья в воде.
8-02 Мост автодорожный.

Описание пройденного участка реки Лоймола.

На станцию Лодейное Поле прибыли из Москвы на 16 поезде в 11 часов. Автобус из Лодейного Поля до станции Лоймола заказали заранее (5000 рублей на 12+8 человек). Для заказа автобуса в Лодейном Поле надо звонить по телефону 81264-23323 в автоколонну пассажирских перевозок. Выехали из Лодейного Поля в 11-30. Расстояние от Лодейного Поля до станции Лоймола около 250 километров.

После поселка Видлица устроили небольшой отдых на берегу Ладожского озера. В этом месте шоссе проходит в 50 метрах от уреза воды. От берега до самого горизонта поверхность озера была полностью закрыта льдом. Возможно, что лед к восточному берегу озера был нагнан ветром, но, может быть, он еще стоял на всем озере. На берегу Ладожского озера лежал нагретый солнцем теплый песок. Песчаная полоса шириной около 20 метров отделяла ледяной панцирь Ладожского озера от соснового леса. На берегу и по краю леса снега совсем не осталось. В солнечную погоду ледяной покров озера на фоне растущих на желтом песке вечнозеленых сосновых лесов выглядел очень необычно.

До Питкяранты идет хорошая дорога, машин мало. Когда дорога проходит недалеко от берега Ладожского озера снег встречается отдельными кусочками. При подъеме выше уровня озера метров на 100 снежные поля начинают образовывать непрерывный покров. Дорога несколько раз спускается к уровню озера в долине рек и несколько раз забирается вверх. Поэтому снежные пейзажи периодически сменяются полями с пожухлой травой, расположенными вблизи населенных пунктов.

После Питкяранты дорога становится еще менее оживленной, встречных машин совсем нет. Постепенно она начинает подниматься над уровнем моря. Снега становится все больше и больше. После поворота в сторону станций Райконкоски и Лоймола идет щебеночная дорога без асфальтового покрытия. Теперь скорость автобуса падает до 20-25 километров в час. Периодически дорогу пересекают ручьи, иногда они текут прямо по дороге. Много больших глубоких луж. Автобус медленно ползет по туннелю между снежными сугробами, лежащими с обоих сторон от дороги.

На дорогу от Лодейного Поля до Питкяранты затратили около трех с половиной часов. От Питкяранты до станции Лоймола ехали еще более двух часов. На станцию Лоймола прибыли в 17-30. На краю деревни на левом берегу реки с трудом нашли небольшой пятачек, свободный от снега. Собрались и встали на воду уже около 20 часов.

Оба берега Лоймолы полностью закрыты снегом, отдельные клочки старой прошлогодней травы встречаются только на заболоченных берегах. Однако для ночевки удалось найти свободное от снега место рядом с ЛЭПкой.

Всю ночь шел дождь, тепло (около +3 градусов). Снег тает, но его запасы еще очень велики.

Идем по поднимающейся воде. Начались шиверки, камни залиты, но иногда попадаются обливняки. На спокойных плесовых участках встречаются камни, расположенные недалеко от поверхности воды. Ввиду отсутствия течения следа от камней на поверхности воды не видно. Полноводность реки быстро наростает, что связано с прошедшим дождем и таянием снега. Вдоль реки много следов бобровой деятельности, но сплошных завалов в реке бобры не создают. Обычно они перегораживают малую часть русла реки. Ширина реки от 20 до 30 метров. Берега реки по-прежнему полностью покрыты снегом, в низинах под снегом всюду стоит вода. Иногда удается найти небольшие бесснежные участки среди соснячков. Основными препятствиями на реке являются залитые водой перекаты и простые шиверки. В сужениях образуются порожки, при этом с обоих сторон от основного русла распологаются залитые водой каменные гряды, вдоль которых растут стоящие в воде березки. Вода идет через деревья, растущие вдоль обоих берегов реки.

По первому озеру смогли пройти, миновав ледовые пространства. Однако в это время года лед может добавить проблем при преодолении любого из верхних озер. Все зависит от направления ветра. Сильный ветер всегда сдувает здоровенные ледяные поля к одному из берегов озера.

До порога "Веер" на Лоймоле не было сильно выделяющихся препятствий. На двухкилометровой карте атласа Карелии порог обозначен черточкой, расположенной в километре выше озерка, в которое впадает несколько небольших речек Усиноя, Улисмайсеноя и Улисмайсенйоки. Последняя, наиболее мощная из этих речек проходит через озеро Улисмайсенъярви, расположенное в трех километрах к востоку от реки Колласйоки.

Порог "Веер" отделен от предыдущей шиверы коротким участком быстротока длиной около 20 метров. Основной слив "Веера" расположен в сужении правее каменного острова. Слив пологий, длинный. По нашему уровню воды на сливе не было торчащих камней. В средней части слива ближе к левому берегу находился закрытый водой выступ, не препятствующий прохождению. Левее острова идет меньшая протока реки. Порог локальный, его протяженность не более 70 метров вместе с выходной шиверой. Перепад около двух метров. В сливе река сужается метров до 8-10. Просмотр удобнее с острова, куда можно попасть вброд с левого берега реки. При высоком уровне воды попасть на остров вброд будет сложно.

На левом берегу есть место для стоянки на каменных плитах. Расход воды на пороге "Веер" был около 10-15 кубометров в секунду. Семь каяков обнесли порог по левому берегу, остальные успешно прошли "Веер".

После "Веера" было раздвоение русла, мы шли прямой правой протокой. Похоже, что левая протока проходит через край озерца, откуда возможно переброситься на реку Колласйоки, поднимаясь по реке Улисмайсенйоки.

Весь день идет дождь, вода постоянно поднимается. Ниже "Веера" полноводность реки значительно увеличилась и начали встречаться мощные пороги в сужениях с высокими валами.

Перед выходом реки в озеро в основной протоке застряло бревно, но мы смогли обойти его слева по узкой извилистой протоке. На входе в озеро Корпиярви сильный ветер создал ледяной затор. При изменениях направления ветра лед начинает перемещаться по озеру, при столкновениях льды торосятся. Группа шла кучно, между передним и задним экипажами было не более 2 минут. Тем не менее, события разворачивались очень быстро. Первые несколько каяков удачно проскочили между льдами и берегом, после этого резкий порыв ветра повернул ледяное поле и зажал оставшуюся часть группы. Далее началась игра "в Челюскина". Очень много потеряли те, кто благополучно миновал льды. Отставшие имели возможность наблюдать потрясающее зрелище и даже участвовать в нем. Вокруг нас кружились здоровенные льдины, наползали друг на друга, поднимались над водой с хрустом и перезвоном и снова оседали вниз. Около получаса было затрачено на преодоление ледяной перемычки. Оставшаяся часть озера была свободна ото льда и ее преодолели без приключений. Здесь мы соединились с частью группы, лишенной удовольствия поиграть "в Челюскина". Они, посиневшие от холода, дружно стучали зубами, укрывшись от ветра за чахлым островком. Стук их зубов разносился порывами сильного ветра по всему озеру.

Порог "Ядрена Вошь" выделяется на фоне предыдущих шивер Лоймолы. В центре, ближе к правому берегу, расположена бочка. Левее бочки чистый проход по языку. Левее языка перед началом порога завешено несколько бревен на завале. Между бочкой и правым берегом мелковато.

Ниже порога берега скалистые. Между здоровенных каменных плит расположены широкие засыпанные снегом трещины. Здесь и стали на ночевку. Единственным недостатком является неровный берег. Весь день и всю ночь шел дождь.

Далее на общем фоне выделяются пороги "Раякоски" и "Цис". "Цис" осматривали с правого берега, он очень похож на "Ядрену Вошь" и не запомнился.

По берегам снега становится немного меньше. На озерах встречаются красивые места для стоянок. Полноводность реки быстро возростает. Частично это связано с впадением притоков, но в основном вода прибавляется за счет таяния снегов, усиленного дождем. К "Табуну" расход воды возрос до 30 кубов в секунду. Причем, если на "Веере" вода у нас была скорее средняя, то к "Табуну" мы подошли по высокому уровню воды.

Место для чалки перед "Табуном" небольшое и представляет собой быстроток между шиверой и самим порогом "Табун". Двое из группы не смогли зачалиться перед "Табуном" и им пришлось зависнуть на кустах, торчащих из воды, перед самым заходом в порог. Потом их перечалили к правому берегу. Последняя перед "Табуном" шивера расположена тоже на крутом правом повороте, но при этом русло реки еще широкое (около 20 метров). В отличие от "Табуна" в шивере видно продолжение реки. Лучше зачалиться перед этой шиверой для осмотра места перечалки перед "Табуном". Возможно, при менее высокой воде проблем с чалкой не возникнет. Похоже, что это описание реки на участке ниже порога "Веер" соответствует очень высокому уровню воды, а к порогу "Табун" мы подошли в пик паводка. Из сравнения видеосъемок, вода у нас на "Табуне" была повыше, чем в пик паводка 2000 года.

Просмотр порога с правого берега. Никакого острова перед началом "Табуна" не было. В правой части русла реки ближе к середине в двух местах из воды торчали ветки ивняка. Сильное течение, проносясь с обоих сторон от них, уходило в узкую скальную щель, где на крутом правом повороте начинался порог "Табун". Вдоль правого берега расположен небольшой заливчик, где течение у берега немного успокаивается.

Начинается порог мощным высоким сливом, расположенным на крутом правом повороте реки, с последующей бочкой. Далее, под правым берегом проходит более спокойная линия движения с валами и отдельными бочками. Вдоль левого берега идет мощная струя с большими валами и бочками при значительном уклоне реки (из видеопросмотра съемок, сделанных при среднем уровне воды, здесь расположены обливняки). Все это осложнено прижимом к скале левого берега при правом повороте реки. При менее высоком уровне воды прохождение порога значительно упрощается. Для каяков и байдарок основную сложность представляет слив с бочкой на входе в порог. Была одна попытка прохождения порога на КНБ с одним гребцом. Она благополучно завершилась килем в бочке после слива и дальнейшим самосплавом всей оставшейся части порога. После порога сильная струя выносит метров на 50 в озероподобное расширение реки. Ниже порога на правом берегу есть место для стоянки, при нас на нем рыбаки сушили сети.

Выход же реки из расширения расположен налево непосредственно за порогом. При этом все озероподобное расширение остается в стороне. На карте оно обозначено небольшим крючком, расположенным примерно посреди между озерами Сариярви и Оравоярви.

После завершения "послетабунных" шивер начинается вытянутое озеро с красивыми берегами и островами. Встречаются удобные для стоянок берега, свободные от снега. По правому берегу озера ближе к его выходу в реку идет дорога.

После моста автодороги река выходит в следующее озеро -- Хисъярви.

После длинного спокойного плеса река протекает краем озера, в северный залив которого с северо-запада впадает ручей Большой Колоярви. Заночевали на восточном берегу этого озера, на небольшом мысу напротив выхода реки из озера. Отсюда по карте до реки Колос около трех километров.

Описание радиального выхода к реке Колласйоки (Колос).

На следующий день часть группы сделала пеший выход с целью посмотреть реку Колласйоки и осмотреть ее нижний каньон. В 200 метрах к северу от места ночевки нашли грунтовую дорогу. В одну сторону дорога заворачивает на север вдоль берега озера метрах в 100 от воды. В другую сторону она быстро выходит на вырубку. На дороге лежит плотный снег, глубиной более полуметра. Вдоль нее в сторону озера стекают полноводные ручьи. На вырубках снег уже сошел и местами растут строчки. Из снежных сугробов торчат деревья, на которых уже начали раскрываться маленькие молодые листочки. Изредка попадаются кусты цветущего волчьего лыка.

На вырубке дорога поднимается к водораздельному гребеню, и, не доходя до него, сворачивает к северу. Перевалив через гребень, мы увидели озерко. Оно расположено примерно в километре от места ночевки. Из этого озера в сторону Колоса должен вытекать ручей. При таком уровне половодья ручей скорее всего вполне проходим для каяков. Мы шли без судов, поэтому к озеру спускаться не стали. После окончания вырубки стали смещаться на восток. По лесу идти тяжело. Приходится тропить себе дорогу в глубоком жестком снегу. Оставшиеся два километра до реки прошли примерно за час. На весь путь от места ночевки до реки Колос затратили около полутора часов. Большую часть этого времени затратили на ходьбу по лесу от озера до реки Колос, к озеру вышли очень быстро.

По пути столкнулись с интересным явлением природы. Среди сугробов на солнышке чернеют муравейники. Их многочисленные обитатели шевелящимся клубком кучкуются на самой верхушке своего жилища. Стоило поднести к ним руку на расстояние 20 сантиметров, как муравьи начинали брызгать в сторону руки муравьиной кислотой. Многочисленные маленькие фонтанчики были хорошо заметны при определенных направлениях к солнцу. По внешнему виду это напоминало брызги, вырывающиеся при сжимании апельсиновых корок. Вокруг муравейника стал распространяться запах муравьиной кислоты.

Дойдя до Колоса, мы увидели реку шириной около 30 метров. Лесистый островок разделял реку на две протоки. Обе они были перегорожены упавшими в воду деревьями. Подъем воды на Колосе ниже, чем на Лоймоле. Вода имеет болотный оттенок. Видимо в верховьях Колос протекает по обширным болотистым участкам, питаясь болотными водами. Поэтому и половодье на нем должно быть менее резким и, возможно, более растянутым.

Далее было две возможности: дойти до верхнего каньона или сходить на нижний каньон. Судя по карте до верхнего каньона Колоса надо было подниматься вверх по течению около 6-7 километров. Из изучения лоций Колоса нижний каньон должен был располагаться ниже по течению относительно нашего выхода к реке.

Начали движение вдоль берега реки в сторону нижнего каньона. Идти вдоль реки очень неудобно. Постоянно встречаются затопленные подболоченные берега. При этом под толстым слоем снега может обнаружиться до полуметра воды. Берега заросли густым ельником, поэтому снег только иногда сменяется большими лужами, разливами и небольшими участками насыщенных водой болот. Оптимальная обувь для ходьбы по такой местности высокие резиновые сапоги и/или лыжи.

Чтобы избежать прибрежных подтопленных берегов ушли вдаль от реки и пытались идти вдоль нее на некотором отдалении. Примерно за три часа сместились на три километра вниз по течению. По звуку вышли к реке перед началом нижнего каньона. Он расположен примерно в километре ниже впадения в Колос справа небольшого ручья, обозначенного на двухкилометровой карте атласа Карелии, примерно за три километра до выхода в Тулмозеро. В нашу воду даже этот ручей был условно проходим для каяков.

Ширина реки в каньоне около 20 метров. После заходной шиверы на крутом левом повороте реки вода упирается в скалу. В месте прижима под водой угадываются карманы. В обоих карманах застряло несколько бревен, которые перегораживают всю реку, оставляя небольшой проход под самым левым берегом. При попадании в прижим струя выносит прямо на эти бревна, расположенные вровень с уровнем воды.

После прижима идет несложная шивера в скалистых берегах. При следующем (правом) повороте под левым берегом в камнях было завешено еще одно бревно. Оно перегораживало левую меньшую часть реки. Далее идет простая выходная шивера. Расход воды в Колосе в районе этого каньона был в два -три раза меньше, чем в Лоймоле и составлял около 15 кубометров в секунду.

Каньон смотрится красиво, но перебрасываться на Колос только ради него не стоит. Похоже, Колос в отличие от Лоймолы является лесной дремучей речкой с возможностью завалов. На осмотренном нами участке мы обнаружили завал на шиверистом участке с обоих сторон от островка (а вдоль реки у самой воды мы прошли не более 300 метров) и бревна, завешенные в каньоне. Судя по увиденному, на Колосе возможны и другие завалоподобные препятствия, в том числе и на порожистых участках реки. Для сравнения, на всем протяжении Лоймолы мы не встретили ни одного завала.

На обратном пути мы сместились по направлению от реки на северо-запад и через некоторое время поднялись на вырубку, расположенную чуть выше начала каньона. Далее, придерживаясь северо-западного направления, по заброшенным старым лесовозным дорогам вышли на основательную лесовозную дорогу, идущую по направлению север-юг. Далее шли по ней на север, при развилках выбирая, как правило, правые ответвления. Дорога частично проходила по краям вырубок, пока не вышла на вырубку, ближайшую к месту ночевки. На весь обратный путь от каньона до места ночевки на берегу озерного расширения Лоймолы затратили чуть более полутора часов (шли практически ни разу не сбившись, со средней скоростью около 3-4 километров в час).

Из пешего выхода можно сделать выводы.

1. Идти надо или по вырубкам, или по частично освободившимся от снега лесовозным дорогам, даже, если это не самый короткий путь. Неплохо идти по очистившимся от снега болотистым участкам.

2. Перемещаться вдоль реки Колос менее удобно, чем пересекать водораздел между реками Лоймола и Колос.

3. Попасть на нижний каньон Колоса можно перетащившись через водораздел по дороге и вырубке до озера и далее сплавляясь по вытекающему из озера ручью до Колоса. Далее сплав по Колосу до каньона. Участок ручья от озера до реки Колос не просматривался, но по внешнему виду всех текущих ручьев, все, что было обозначено на двухкилометровой карте, было вполне проходимо как для каяка, так и для КНБ. И в любом случае это будет удобнее путешествия по заросшему лесу по колено (минимум) в снегу, а снег в этом районе на майские праздники в любой год обязательно будет лежать. Не будет неожиданностью и выпадение свежего снега.

4. Можно попасть и на верхний каньон Колоса, но для этого надо подняться вверх по течению на 6-7 километров (данные получены из изучения карты). Перемещение вдоль русла реки затруднено снегом и подтопленными низинами, поэтому попадание на верхний каньон Колоса с Лоймолы пешком будет очень трудоемкой работой. Этот вариант возможен, если взять с собой лыжи. При таком состоянии снега на лыжах можно спокойно перемещаться, не проваливаясь ни в снег, ни в воду, расположенную под снегом.

5. Между реками Лоймола и Колос много вырубок и лесовозных дорог. В основном дороги распологаются по направлению север-юг, то есть параллельно течению обоих рек, и соединяют вырубки с автодорогой, проходящей южнее.

Продолжение описания реки Лоймола.

Озера и плесы, расположенные перед "осиновым каньоном" большей частью свободны от снега, на них есть хорошие стояночные места. Берега сильно затоплены водой, в низменных местах прибрежные деревья стоят далеко в воде.

"Осиновый каньон" начинается на правом повороте после окончания плеса. Причалить для просмотра лучше до правого поворота, после поворота тоже можно причалить к правому берегу, но места здесь меньше. "Осиновый каньон" выделяется сильным прижимом к скале правого берега. Здесь полегло четверо из десяти проходивших порог судов. Далее идет прямой участок с большими валами длиной около 200 метров. По обоим берегам вода идет через густой частокол затопленных молодых деревьев (возможно осин), поэтому промежуточная чалка после прижима невозможна. При киле в прижиме или в последующих бочках судно выносится на основную струю и после расширения "Осинового каньона" чалится пострадавшим или с помощью страхующего судна. Расход воды в "Осиновом каньоне" был около 40 кубометров в секунду.

Далее идет ряд шивер. На выходе последней перед мостом шиверы под левым берегом расположен большой полуобливной (при нашем уровне воды) камень. Здесь наблюдается возростание уклона реки. Ниже камня с правого берега реки в воду завалилось несколько деревьев с ветками (возможно, это берег). Далее река уходит вправо, а выходная струя последней шиверы, ослабев, идет через затопленные деревья левого берега реки. Далее начинается разлив реки.

Перед автодорожным мостом причалили к правому берегу. Во время приготовления обеда договорились с двумя проходившими мимо попутными пустыми продуктовыми машинами о переброске на реку Нялма, которая впадает в Ведлозеро, вытекая оттуда Видлицей. Не разбирая судов, мы загрузились и менее чем через час были у моста через Нялму.

ВЫВОДЫ.

Сложность прохождения порогов Лоймолы сильно зависит от я уровня воды. У нас вода сильно поднялась после прохождения "Веера" из-за сильного таяния снега под действием дождя и теплой погоды. Пик паводка мы встретили на "Табуне".

Наиболее сложным порогом на пройденой части реки является порог "Табун". Перепад на нем около 8 метров (из лоций).

На пороге "Веер" река еще не успевает набрать воды, кроме того это короткий порог, поэтому прохождение его намного проще, чем прохождение "Табуна".

Третьим препятствием, выделяющимся на общем уровне реки является "Осиновый каньон". Основную сложность в его прохождении представляет сильный прижим к скале правого берега на левом повороте реки. В остальном "каньон" ничем не отличается от мощных порогов Лоймолы: "Ядрена Вошь", "Цис" и "Раякоски". Достаточно мощный порог с валами расположен ниже слияния проток (отметка в лоции (2-01)). Валы при мощной воде были на последней шивере (отметка в лоции 8-00) и на отдельных участках "послетабунной" шиверы. Все эти пороги выделяются на общем фоне остальных препятствий Лоймолы. Стоячие валы на мощных порогах были высотой от одного до полутора метров.

Полноводность реки быстро наростает даже при отсутствии крупных впадающих в реку притоков. Это связано весной с таянием лежащих по берегам снегов и пополнением за счет затопленных водой прибрежных низменных участков.

На верхнем участке реки в сужениях на порогах наблюдались затопленные каменные гряды с растущими на них березками. Однако, ни в "Осиновом каньоне", ни на других порогах нижнего участка реки ряжевых стенок, упоминающихся иногда в лоциях, мы не заметили. Возможно, они были залиты водой.

Лоймола подходит для весеннего сплава (май- первая половина июня).

Особенности Лоймолы для большого уровня воды:

На верхнем участке реки на майские праздники слишком много снега. На верхних озерах остаются крупные ледовые скопления. В зависимости от направления ветра они перемещаются по всему водоему и могут создавать проблемы при прохождении озер. По большой воде для порогов, расположенных ниже порога "Веер" характерна мощная вода.

Возможные особенности Лоймолы для малой воды.

После схода снега с верхнего участка реки обнажатся мелкие перекаты. После поселка Лоймола в малую воду даже на плесах будет много торчащих из воды камней и сама река наверняка преобретет шкуродерный характер.

Снеговая обстановка по берегам и ледовая на озерах быстро изменяются при перемещении вниз по течению. Это связано с высотной поясностью. Падение уровня реки (со 150 метров над уровнем моря на станции Лоймола примерно до 65 при пересечении автодорожного моста) приводит к тому, что полностью заснеженные берега в начале маршрута плавно сменяются весенними берегами с пожухлой травой в его конце. По берегам Ладожского озера не остается ни клочка снега, а в Олонце растет зеленая трава и на деревьях зеленеют молодые листочки.

Стояночных мест на реке достаточно. В верхней части реки сложно найти место, не покрытое снегом. На озерах много удобных стоянок, иногда подход к ним перегорожен нагнанными льдами.

Данные по расходам воды на разных участках реки приблизительные.

Погода на протяжении похода. (Температура примерная).

28 апреля. Днем переменная облачность, температура днем около +10, ночью +3, всю ночь шел дождь.

29 апреля. Весь день и ночью шел дождь, днем ветер, температура днем около +8, ночью +2.

30 апреля. До обеда пасмурно, временами дождь, температура утром +7, потом вышло солнце, +14, ночью переменная облачность, +3.

1 мая. Утром ясно, днем солнечно, температура днем +17,к вечеру иногда облака, местами немного дождило, ночью переменная облачность, +4.

2 мая. Утром пасмурно, днем переменная облачность, +15, вечером и ночью переменная облачность, ночью +3.




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;