Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Пос.Кош-Агач (Ортолык) - р.Чуя (без прохожденя Мажойского каскада) -
р.Катунь - пос.Чемал (Манжерок) - (б. - VI, н. - V к.с.). С прохождением
Мажойского каскада - н. - VI к.с.
Протяженность сплава 380 км, продолжительность: 10-14 дней,
сезонность: май - сентябрь.
В пос.Кош-Агач, находящемся впогранзоне, можно добраться рейсовом
автобусом из Горно-Алтайска или самолетом из Барнаула. Первые 50 км
сплава - от пос.Кош-Агач до слияния с р.Чагой-Узун - Чуя течет,
разбиваясь на массу проток, по голым, выжженным солнцем стенам, в
низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой.
В долине много стариц, где встречаются утки.
После впадения Чаган-Узуна слева река резко меняет свой характер:
становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На
протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю {Актру}, почти
непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты, средний уклон Чуи 4,6 м/км,
вдоль реки вьется дорога. Участок носит название Горной Чуи. Через 6 км
ниже пос.Чаган-Узун появляются шиверы, затем каскад порогов,
начинающийся между 510-509 км трассы Бийск - Ташанта. Всего на участке
26 препятствий, большую часть из которых можно идти сходу. Надо
просмотреть порог No 11 - {Прямой}, находящийся у отметки {500.7 км}
длиной 500 м, наиболее сложный на Горной Чуе. В русле много камней, с
навалом воды на них, пенных ям глубиной более 1 м, косых валов до 1,5 м.
За мостом через дорогу из пос.Курай в альплагерь {Актру} река входит
в Курайскую степь и вновь разбивается на протоки. Берега низкие, главная
опасность на этом участке - завалы. У отметки {457 км} находится плотина
Чуйской ГЭС.
У отметки {456 км} начинается участок Дикой Чуи, на котором можно
выделить Менский и Мажойскй каскады порогов.
2-километровый Менский каскад начинается сразу же после плотины.
Здесь мощные препятствия с уклоном до 15-20 м/км, с большим количеством
камней, валами и ямами до 1,5 м, требующие тщательного просмотра и
организации надежной страховки. Можно выделить 4 ступени, после
последней - 2-километровый простой участок и далее Мажойский каскад -
сложнейшая часть Чуи.
Мажой - это 20-километровое угрюмое ущелье, вверху которого снег
лежит даже летом. Ущелье труднопроходимо и имеет каньонообразный
характер, в нижней части переходит в каньон с обрывистыми стенками
высотой 100 - 150 м. Чуя ревет мощнейшим потоком, продираясь через
частокол камней, вспениваясь валами высотой до 4-х м и падая в
водопадные сливы. Мажойский каскад начинается сразу за устьем левого
притока Чуи реки Машасол (Мажой). Сначала идут пороги средней сложности,
имеющие характер прижимов. Участок завершают два сложнейших порога
{Суровый} и {Пирамида}. {Суровый} пройти чисто очень сложно, многие
группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.
Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км,
переходящий в длинный порог {Гарнитур}. Это начало сложнейшей части
Мажоя. 17 порогов на 5 км требуют тщательной разведки и надежной
страховки. Пороги {Сито}, {Приманка}, {Недотрога} непроходимы в малую и
среднюю воду. Плотность препятствий очень высока, иногда в день
преодолевается по 500 м. Каскад заканчивается длинным красивым порогом
Зайсан, за которым горы расступаются и Чуя выходит в долину. До с. Чибит
на Чуе перекаты и шиверы. Каскад удобно объехать на попутной машине по
дороге в Чибит.
Следующее препятствие - порог No 30 ({Сумрачный}), находящийся у
отметки {423 км} за правым поворотом реки, имеет длину 600 м. Порог No
31 ({Буревестник}) начинается у отметки {422,5 км} через 400 м ниже
{Сумрачного}, имеет длину около 300 м и состоит из 2-х ступеней. 1-я
почти вся перегорожена огромными {быками}, во 2-ой - пульсирующий вал,
высотой до 2-х м, за ним яма глубиной до 1,5 м. Порог надо просмотреть.
Через 0,5 км ниже устья р.Айгулак у отметки {414 км} - порог No 35
({Бегемот}) - V-VI к.с. Необходимо причалить при появлении моста, под
опорами которого находится первый водосброс высотой 1,5 м. Длина порога
около 400 м, условно его можно разбить на 7 ступеней, наиболее опасны
1-я, З-я и 4-я. Высота пульсирующих валов в пороге достигает 2,5 м,
глубина ям - 2,0 м. На З-ей ступени в сливе - {зуб}, куда идет основная
струя.
Через 2 км начинается порог {Классический} длиной 0,5 км, сразу за
ним у отметки {410,5 км} - {Слаломный} длиной около 2 км. В этих порогах
приходится маневрировать между глыбами. Высота валов и глубина ям
достигает 1,5 м. До порога No 52 можно плыть без разведки.
Порог No 52 ({Турбинный}) - один из З-х сложнейших порогов Чуи. Он
расположен у отметки {370.6 км} и находятся за крутым левым поворотом
реки. Это мощное препятствие водопадного типа, осложненное камнями в
сливах и скалой в русле, делящей поток на 2 части. На протяжении 25 м
падение воды составляет 4 м. Заходить в него лучше максимально
прижавшись к левому берегу.
В в 600 м ниже {Турбинного} не менее опасный порог {Турклуб
Горизонт} в узком скальном коридоре длиной 200 м. Это мощное препятствие
со сливами и высокими валами, весьма проблематичное для байдарок, не
очень простое и для надувных судов, кончается навалом на скалы правого
берега. Последняя на Чуе шивера {Конечная} густо забита камнями и
начинается у отметки {367.5 км}. Ее длина до 2 км. Путь от устья Чуи до
Манжерока описан в маршруте по Катуни.