LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

описание хребтов Забайкалья

По диким ГОРАМ Забайкалья...

© Константин Бекетов
все фото и схемы - автора

Как известно, Байкало-Амурская магистраль была построена для подвоза туристов к хребтам Забайкалья. Хотя слухи об этих горах просачивались еще задолго до первого прошедшего по БАМу поезда, до сих пор Становое нагорье остается почти "нехоженным" районом Сибири. Стараниями красноярских и ангарских альпинистов некоторую известность получил хребет Кодар, но остальная часть территории для наших восходителей - "белое пятно".

А между тем, многие хребты Станового нагорья имеют альпийский облик и могут похвастаться почти 1000-метровыми стенами, на которые никто и никогда не покушался. Несмотря на сравнительно небольшие абсолютные высоты (немногим более 3000 метров), горы Забайкалья отличаются резкой расчлененностью, а перепады высот от дна долины до вершин могут достигать 2 км.

География

общая схема

Под термином "горы Забайкалья" мы будем подразумевать наиболее возвышенную юго-западную часть Станового нагорья и хребты Северного Прибайкалья - Баргузинский и Байкальский. Западная часть региона орографически относится к бассейну Байкала, а восточная - к бассейну реки Витим. Горы Забайкалья простираются с юго-запада на северо-восток почти на 1000 км.

Климат резко континентальный, характеризуется значительными сезонными и суточными колебаниями температуры. Самый холодный месяц - февраль, когда среднесуточная температура держится ниже -30 С. Самый жаркий месяц - июль, в отдельные дни в горных котловинах воздух прогревается до +30-35 С. Количество осадков падает с запада на восток; прилегающие к Байкалу хребты увлажняются сильнее, особенно много осадков выпадает на Байкальском хребте, следом за ним идут Баргузинский и западная часть Верхне-Ангарского хребта. В характерных для региона межгорных котловинах климат гораздо суше, вплоть до аридного (в Чарской котловине расположена самая северная песчаная пустыня в мире - урочище "Чарские пески"). Зимой на реках образуются мощные наледи, которые облегчают подходы к горам с грузом по речным долинам. Замерзают и водопады, особенно в восточной части региона, где климат более суровый. Впрочем, по количеству и качеству замерзших каскадов Забайкалье все же уступает Восточным Саянам.

Забайкалье расположено в зоне сейсмической активности с землетрясениями от 2 до 9 баллов. Как следствие, часты камнепады, а в зимой - возможен самопроизвольный сход лавин. Есть у этого остоятельства и свои плюсы: в Забайкалье довольно много горячих источников. Кроме того, горные хребты в настоящее время испытывают вертикальные поднятия, каждый год "подрастая" на несколько сантиметров. Возможно, именно этим объясняются расхождения в оценке высот на картах разных лет.

Горы региона нигде не достигают снеговой линии, но на Байкальском хребте и на Кодаре тем не менее существует современное оледенение. В центральной части Кодара насчитывается несколько десятков ледников общей площадью около 20 кв.км. Долгое время существование ледников в Забайкалье отрицалось; фактически, они были открыты дважды - в 1883 г. французский инженер и путешественник Жозеф Мартен записал в путевом дневнике: "...перевал был весьма труден из-за трещин ледников, наш переход через эти высоты сопровождался грустным случаем, один из проводников умер вследствие падения в трещину ледника ...". Академик В.А.Обручев напрочь отрицал возможность оледенения в Забайкалье, и открытие Мартена было забыто. Лишь в конце 50-х годов прошлого века, после проведения аэрофотосъемок, состоялось повторное открытие ледников Кодара. Ледники были исследованы и описаны экспедицией В.С.Преображенского. Гляциологические исследования на Байкальском хребте проводились еще позже - в 1975-м году, экспедицией под руководством А.А.Кошелева. Было описаны каровые ледники общей площадью в несколько квадратных километров.

Горы Забайкалья в основном сложены архейскими и протерозойскими кристаллическими сланцами, гнейсами, кварцитами, прорванными более поздними интрузиями гранитов, порфиров, сиенитов. Рельеф сформировался под воздействием выветривания и плейстоценового оледенения.

Высшей точкой региона считается пик БАМ на Кодаре (3071 м), вторая по высоте вершина расположена в Южно-Муйском хребте - пик Муйский Гигант (3068 м). На пик БАМ восхождения по простейшему маршруту (2Б) совершаются ежегодно, в основном летом; на Муйский Гигант достоверно известно лишь два восхождения, оба в летний период.

Еще один момент, который волнует путешествующих по Забайкалью - это пресловутое обилие кровососущих насекомых. Замечу, что слухи несколько преувеличены. Во-первых, их количество сильно различается от года к году, и в некоторые удачные сезоны их почти не наблюдалось. Во-вторых, в основном вся эта напасть сконцентрирована в межгорных котловинах и по долинам крупных рек (например, Муи). В горах комаров и мошки обычно нет, особенно в гольцовой зоне.

Транспорт

Как было отмечено в самом начале статьи, основной транспортной магистралью является БАМ. Трасса железной дороги проходит по крупным межгорным котловинам, пересекая Байкальский, Северо-Муйский и Каларский хребты. Расстояние от станций до горных массивов составляет 10-60 км. Крупными населенными пунктами являются Северобайкальск, Новый Уоян, Таксимо и Чара (станция Новая Чара). Нижнеангарск связан авиасообщением с Иркутском, Таксимо и Чара - с Читой. Кроме того, летом через Байкал курсирует "Ракета" от Иркутска до Нижнеангарска. По Бургузинской котловине, расположенной между Баргузинским и Икатским хребтами, проложена автодорога из Улан-Удэ в пос.Улюнхан. Теоретически эта же дорога продолжается и до трассы БАМа, выводя на него в районе Нового Уояна, но перевальный участок между Улюнханом и Куморой представляет собой зимник, и преодолим только для машин повышенной проходимости.

Для дальнейшей заброски в горы используется автотранспорт, вездеходы и авиация (вертолет). Зимой за счет наледей по речным долинам можно затащить груз на волокушах пешком (на лыжах). Подробнее о подходах будет расказано ниже в описании отдельных хребтов.

Байкальский хребет

долина р.Молокон Байкальский, водопад Стеклянная ЛентаХребет протянулся вдоль северо-западного берега Байкала. В северной части его пересекает трасса БАМа. Основной интерес представляет центральная часть хребта, где расположена высшая точка - гора Черского (2588 м). Здесь, в истоках рек Куркула и Молокон, горы носят альпийский облик. Интерес для восхождений представляют сама гора Черского, пик Птица, и некоторые другие безымянные вершины. Известны только два простых маршрута: 2А на Черского (с востока от ледника через перемычку Черского-Птица) и неклассифицированный маршрут на Птицу по восточному гребню. Гора Черского покорена только летом, удачных зимних восхождений нет, несмотря на несколько попыток. Основная сложность восхождений в районе - нестабильная погода, в зимний период огромное количество снега и повышенная лавиноопасность. Район посещается редко, на вершины восходят только по классическим, самым простым, маршрутам. Насколько известно, никаких других путей на Черского и Птицу не пройдено. Однако, возможности здесь богатые: на Черского возможен путь по восточной стене, пик Птица имеет нависающие стены на южном и северном склоне. Перепады высот от ледников до вершин - порядка 600 метров. В зимний период восхождения по стенным маршрутам объективно безопаснее классических маршрутов, перегруженных снегом.

На правом борту долины Молокона (Байкальского) находится один из самых высоких водопадов Забайкалья - Стеклянная Лента. Зимой здесь образуется сосулька высотой порядка 100 метров.

Наилучшее время для посещения Байкальского хребта - июль-август летом и февраль-март зимой. Летом много дождей, зимой возможны продолжительные метели. В отдельные годы случаются длительные периоды устойчивой ясной погоды в сентябре-начале октября, но в горах в это время уже лежит снег.

гора ЧерскогоВсе подъезды к хребту начинаются от Северобайкальска. В 30 км южнее на берегу Байкала раскинулся поселок Байкальское, куда можно легко добраться на машине. В Байкальском надо нанять моторный катер до Котельниковского мыса (на нем расположен ведомственный курорт и горячие источники). Дальнейший путь - вверх по долине р.Куркула пешком до истоков (30-35 км) по таежным тропам. Для захода в горы по долине Молокона надо проплыть на катере дальше - до бухты Балсадей (Баргунда). Зимой вместо катера по льду Байкала можно проехать на машине (проложен зимник). Байкал устойчиво замерзает в январе-феврале. Возможен также спецрейс вертолета из Нижнеангарска прямо на ледник под горой Черского.

Основные препятствия на подходах к вершинам Байкальского хребта: летом - кедровый стланик, зимой - очень глубокий снег. Зимой во многих долинах района повышенная лавиноопасность! Все эти факторы сдерживают освоение хребта, хотя он и является самым близким к относительно крупному городу Северобайкальску.

схема района горы Черского

Верхнеангарский хребет

Верхне-Ангарский хребетХребет образует правый борт долины Верхней Ангары, резко вздымаясь над заболоченной межгорной котловиной. Высшая точка - вершина 2641 м - расположена в восточной части хребта. Основной интерес представляет центральная часть хребта, где в истоках реки Асикта и ее притоков развит альпийский рельеф: горы здесь имеют вид скальных башен с протяженными стенами. Горные породы сильно разрушены, случаются камнепады, инициируемые сейсмическими толчками. Отличительная особенность рельефа Верхнеангарского хребта - многочисленные каньоны, преодоление которых требует больших затрат сил и времени.

Подходы к хребту - от небольших полустанков на участке БАМа между станциями Кичера и Новый Уоян. По протяженности подходы не превышабт 20-30 км, но отсутствие троп и каньоны делают их очень тяжелыми. Возможно, именно поэтому хребет посещается редко.

К северо-западу от Верхнеангарского хребта расположен обособленный голец Иняптук (2514 м), главная вершина которого по всей видимости так и не покорена до сих пор (известно несколько восхождений, в том числе зимнее, до предвершины, без прохождения финального гребневого участка). Удаленность этого массива - около 100 км от трассы БАМа - способствуют малому количесву информации о нем, и его малой популярности.

Баргузинский хребет

Хребет протянулся вдоль восточного берега Байкала. Район сравнительно часто посещается летом с целью совершения пешеходных и водных походов, значительно реже здесь ходят зимой. Южная часть хребта входит в состав Баргузинского заповедника с довольно строгим режимом посещения. Высшая отметка - вершина 2841 м - расположена в юго-восточной части хребта и возвышается над Баргузинской котловиной более чем на 2300 метров.

Участки альпийского рельефа встречаются по всему району, особенно в истоках рек Талинга, Алла, Кабанья. Более подробная информация по альпинистским возможностям хребта у автора отсутствует.

Подъезды к хребту: с севера от трассы БАМа (пешком), с юга - из поселков урумкан, Алла, Улюнхан, связанных автодорогой с Улан-Удэ (есть рейсовый автобус).

Икатский хребет

Хребет вытянут в меридианальном направлении к востоку от Баргузинского хребта, между долинами Баргузина и Верхней Ципы. На севере Икатский хребет стыкуется с Северо- и Южно-Муйскими хребтами. Высшая точка - безымянная вершина высотой 2574 м, расположенная в истоках реки Баргузин. Здесь же и наиболее приподнятый альпийский узел. Горы представляют собой причудливое сплетение ажурых башен, гребней, скальных пальцев в несколько сот метров высотой. Район очень перспективен для скальных восхождений и при этом совершенно неизвестен.

Подход к горному массиву вершины 2574 - по долине Баргузина, от зимника Улюнхан-Кумора. Подъехать можно как с юга от Улан-Удэ, так и с севера с трассы БАМа, от пос.Новый Уоян. К сожалению, путь по зимнику устойчиво существует только зимой, летом подходы значительно удлинняются, поскольку с большой степенью вероятности придется идти по заболоченной дороге и речному руслу пешком (но можно попытаться нанять вездеход).

Зимой Икатский хребет характеризуется более устойчивой и холодной погодой, чем описанные выше районы. Здесь меньше снега, более развиты речные наледи. Наилучший сезон зимой - февраль-март; летом - июнь-сентябрь.

Южно-Муйский хребет

Хребет вытянут субширотно между долинами Муи (на севере) и Ципы (на юге). Протяженность хребта более 300 км. На западе он стыкуется с Икатским хребтом, а на востоке прорезается Витимом и заканчивается уже в Читинской области, по долине реки Куанды стыкуясь с Каларским хребтом.

Муйский ГигантВ западной части хребта интерес представляет массив пика Доронг (2661 м) в истоках Инамакита, но главный "полюс притяжения" Южно-Муйского хребта - это его наиболее возвышенная восточная часть, на стыке с небольшим Мудириканским хребтом. Именно здесь расположена вторая по высоте точка всего региона - пик Муйский Гигант (3067 м). На старых туристских схемах иногда встречается его второе название - пик Спартак. Долгое время считалось, что высота горы - немногим более 2700 метров, но потом выяснилось, что на более подробных и современных картах, где приведены достоверные высоты топосъемки 80-х годов, высота вершины на 300 метров больше. Такая же история произошла, кстати, и с пиком БАМ на Кодаре, который на старых картах имеет высоту 2999 м. Косвенное подтверждение правильности позднейших данных о высотах было получено автором статьи: GPS показал на вершине пика БАМ высоту 3081 метр, что близко к указанной на современных картах (3071). Поэтому мы будем придерживаться высот съемки 80-х годов.

Итак, "изюминкой" Южно-Муйского хребта является мощный горный узел в истоках рек Бамбуйка и Бамбукой. Водораздельный хребет и его отроги представляют собой острые гребни, широко развиты характерные монолитные стены, по которым район узнаваем на фотографиях. В "вилке" двух истоков Бамбукоя возвышается Муйский Гигант, поднимающийся над стрелкой истоков на 1400 метров. Простых путей на вершину нет, пройденный маршрут (по всей видимости - самый легкий) имеет неофициальную категорийность 4А-4Б. К сожалению, точная нитка не известна, ясно только, что подъем осуществлялся с севера, от левого истока Бамбукоя. правый борт Бамбукоя в истокахх рекиМассив Муйского Гиганта внешне напоминает монументальный собор, башня основной вершины поднимается над несколькими более низкими вершинами в гребнях. Вариантов подъема очень много. Базовый лагерь удобно организовать на стрелке истоков Бамбукоя, где есть большие ровные площадки. Подход под гору отсюда занимает от 1 до 2,5 часов, в зависимости от выбора маршрута. При сильных дождях площадки возле ручья могут затапливаться. Можно организовать лагерь выше, на нижнем или верхнем озере в долине левого истока Бамбукоя, непосредственно под склонами Муйского Гиганта. Здесь меньше комаров, но полностью отсутствует возможность разжечь костер и климат более суровый, даже летом на высоте лагеря может идти снег. От нижнего озера удобные подходы также под стены вершин Двурогая и Именинник, а от верхнего - рукой подать до маршрутов на пик Зорро, расположенный в верховье левого истока Бамбукоя напротив Муйского Гиганта. Для маршрутов из долины правого истока Бамбукоя можно организовать лагерь на берегах озера Холодного, полностью оправдывающего свое название.

Помимо вышеупомянутых вершин, интерес представляет также Пирамида Соловьева, расположенная в истоке Левого Бамбукоя. По своей форме это действительно пирамида, с монолитными крутыми склонами, образованными протяженными плитами. Весьма интересны северные склоны вершин Именинник и Двурогая, обрывающиеся в небольшой правый приток Левого Бамбукоя отвесными стенами с перепадом высот около 900 метров.

Районом Муйского Гиганта не ограничиваются альпинистские возможности хребта. Практически не исследованы в этом отношении истоки ручья Горбылок и реки Вековье, где судя по карте, также развит альпийский рельеф. Несмотря на сложность заброски, Южно-Муйский хребет в ближайшем будущем может стать популярным районом для экспедиционного альпинизма, поскольку такого представительного набора интересных и непройденных маршрутов не найти больше нигде во всем обширном регионе Забайкалья.

истоки Бамбукоя, конец августаОпорным пунктом для заброски в район Муйского Гиганта может служить поселок и станция Таксимо. Здесь расположен местный аэропорт, имеется возможность заказать спецрейс вертолета. Напрямик от Таксимо до вершины - около 50 км. При невозможности использовать авиацию придется заходить вверх по долине Муи; первые 20 км можно проехать на машине по песчаной дороге, но затем путь преграждают пойменные болота и прижимы, и единственный способ передвижения - старая, часто теряющаяся тропа. Затем для перехода в бассейн Бамбукоя необходимо подняться по долине реки Мудирикамскит и перевалить основной водораздельный хребет. Такой путь с грузом может потребовать 3-5 дней, особенно труден подъем по долине к перевалу, так как перепад высот от долины Муи до перевала составляет почти 2 км.

Зимой по долине Муи прокладывают зимник, и на машине повышенной проходимости можно подъехать ближе к горам. Необходимо учитывать, что не все ручьи Южно-Муйского хребта зимой залиты наледями, и можно столкнуться с многокилометровыми каменными завалами в русле, засыпанными глубоким сыпучим снегом. Движение по таким ручьям крайне утомительно и отнимает массу времени.

схема района Муйского Гиганта

Северо-Муйский хребет

Хребет потянулся от стыка с Икатским хребтом на юго-западе до долины Витима на северо-востоке. В южной части его пересекает трасса БАМа (именно здесь построен самый длинный в мире горный тоннель протяженностью 15 км, впрочем, в эксплуатацию его так и не ввели, поезда преодолевают перевал). В целом для района характерен среднегорный рельеф, альпийские формы встречаются в истоках Верхней Ангары и Амнунды, где расположена и высшая точка хребта - вершина 2493 м. Подход к горам - от станций Ангаракан, Тоннельный, Северомуйск. Этот обширный район еще ждет своих исследователей; в 80-90х годах здесь было совершено несколько лыжных походов, и это практически вся имеющаяся информация.

Кодар

Этот хребет наиболее известен и популярен среди прочих районов Забайкалья. Причина тому - простые подходы к горам и наибольшая концентрация интересных объектов. Именно Кодар в последние годы удостоился внимания альпинистов, а первые сложные восхождения были совершены еще в 80-х годах.

Хребет протянулся с юго-запада на северо-восток на 200 км, ограничивая с севера Чарскую котловину. Выделют три части: Западный, Центральный и Восточный Кодар. Наиболее интересны Центральный и восточная часть Западного Кодара. Здесь повсеместно развит резко расчлененный альпийский рельеф с современными ледниками.

КодарВысшей точкой, как уже говорилось, является пик БАМ (3071 м). Кроме него, еще несколько вершин поднимаются выше 3000 метров. Центральный Кодар отличается крайне запутанной орографией. На коротком участке водораздельный гребень выписывает невероятные петли, а многочисленные отроги зачастую выше основного хребта (пик БАМ, в частности, находится именно в отроге). Характерная черта Кодара - очень узкие долины. На фотографиях видно, насколько плотно "сжаты" горы.

Для альпинистов на Кодаре сосредоточено огромное количество интересных объектов. Помимо пика БАМ, к настоящему моменту пройдены стена пика Пионер (Обрез), стены пика Трон (Царский Трон), маршруты на пик Москва (пик Поливанова). Пока не систематизированы совершавшиеся восхождения по более простым маршрутам - приходилось слышать упоминания о восхождениях на некоторые другие вершины (пик Сыгыкта, пик Чара и др.). Практически не посещались интересные вершины левобережья долины Сыгыкты, а также северные отроги основного хребта. Так, напрмер, в истоке ручья Водопадный расположен пик Читинец, одна из высоких вершин района, которая пока не привлекала внимания альпинистов из-за своей относительной удаленности.

Кодар, на заднем плане пик ЧитинецБлагодаря наличию относительно развитого оледенения и большим абсолютным высотам, на Кодаре встречаются комбинированные маршруты и ледовые кулуары большой протяженности и крутизны. Скальные породы сильно разрушены, поэтому актуальна опасность камнепадов, которые могут быть вызваны не только действиями восходителей, но и подземными толчками, а значит - практически не предсказуемы.

Подъезды к Кодару относительно просты. Путь в горы начинается от поселка Чара (ж/д станция Новая Чара). В Чару можно попасть как на поезде, так и самолетом из Читы. Для захода в горы используют три долины (перечислены с запада на восток): Верхнего Сакукана, Среднего Сакукана и реки Апсат. Наиболее популярен путь по Среднему Сакукану, поскольку существует лесная дорога, по которой машины повышенной проходимости заходят на 7 км вверх по ущелью. Действовавший 10 лет назад зимник на озеро Ничатка, пролегавший по долине Апсата, в настоящее время не используется и уже частично зарос. Путь по Верхнему Сакукану также подразумевает протяженные пешие подходы, но зато это единственная возможность попасть к пику БАМ без дополнительных перевалов.

Логистика восхождений в Забайкалье

Все альпинистские мероприятия в регионе неизбежно носят экспедиционный характер. Регион исключительно слабо заселен, на протяжении многих дней вы не встретите ни одного человека и даже вообще никаких следов пребывания людей. Такая автономность накладывает повышенные требования к безопасности. Спасательные отряды существуют только в Северобайкальске и Чаре, и они обладают достаточно скромными возможностями. Связаться с ними прямо из гор вы сможете только при наличии спутникового телефона или очень мощной базовой рации. Соответственно, и придти на помощь спасатели смогут далеко не сразу.

Кодар, ночевка на гребнеНа этом фоне особую важность приобретают опыт, трезвая оценка своих сил и возможностей, наличие небходимого снаряжения как для технической работы на маршруте, так и для жизни в суровых климатических условиях. По сравнению с горами Кавказа или Альпами, вам может понадобиться более надежное бивачное снаряжение, дополнительный запас продуктов, средства навигации и владение многими специфическими навыками и знаниями (наведение сложных переправ, преодоление каньонов, ориентирование в тайге и т.д.). В Забайкалье отсутствует только фактор высоты, в остальном же - это совершенно не "игрушечные" горы, и они предъявляют к восходителям самые высокие требования.

Эпилог

"Я подарил тебе прескверную страну, о мой герой!
Она как контурная карта, и по ней горизонталь
Наискосок - иной державы не имел я под рукой,
Здесь нет дорог, а потому побег немыслим,
очень жаль. Но это так..."

(с)М.Щербаков, "Обращение к герою"

Литература

Кодар

Васильев М., Громов В. "Туристские маршруты западного БАМа", М.ФиС, 1986

Буяльский В., Васильев М. "На лыжах по Северо-Муйскому и ДелюнУранскому хребтам", Ветер странствий, вып.21, М., ФиС, 1986

Углов А. и др., "Зимой по Икатскому хребту", Ветер странствий, вып.23, М., ФиС, 1988

Воробьев С., "Горы к северу от Байкала", Ветер странствий, вып.24, М., ФиС, 1989

Воробьев С., "Путешествия по Прибайкалью", Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1991

Васильев М. и др., "Лыжные маршруты южной и северо-восточной Сибири", М., 1994

кроме того, довольно много разрозненных сведений можно найти в Интернете и подчерпнуть из отчетов о сложных туристских походах последних лет.






   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;