|
Можно начать сплав от сразу от моста Р132, можно пешком забраться на несколько километров выше. Выброска -- от устья (пос. Дугна, 10км до Р132, 15км до ст. Ферзиково ж/д Калуга-Тула; есть автобусы на Ферзиково, возможно, на Калугу или Тулу). Около поселка Дугна на карте трехкилометровое расширение реки до 20м. То ли правда, то ли глюк, то ли водохранилище. Проверьте свою удачу. Данных о прохождении реки нет.
Участок от моста Р132 до устья:
Река сливается из двух составляющих с одинаковыми названиями и примерно равными площадями водосбора. Вариантов заброски/выброски много: кроме Р132 есть множество других асфальтовых дорог с автобусным сообщением [*] и ж/д Тула-Алексин. Выброска -- 10км по Оке до Алексина. В [1] описывается участок от моста через Левую Крушму у деревни Вишневая в 2км выше слияния с правой Крушмой до устья. Река течет в красивых дубовых лесах, завалов практически нет. [1] http://www.marathon.ru/~vadim/Krushma/krushma.html
Участки:
Левые притоки от Калуги до Тарусы.К этим речкам целиком и полностью относятся слова предыдущего раздела. Калужка, Комола и Мышега доступны благодаря ж/д Калуга-1 - Алексин, а Калужка и Дряща -- благодаря автодороге Калуга - Таруса.Также возможна заброска на Дрящу через Серпухов и Тарусу. Может быть, так быстрее. Таруса не отличается большим уклоном, зато она проходима все лето.
Заброситься/выброситься можно почти из любого места: вдоль реки идет автодорога Калуга-Таруса. В самые верховья можно заброситься от пл. 193км ж/д Калуга-1 - Алексин (2км). Выброска -- от устья на калужском городском транспорте (6км до ст. Калуга-1). На реке ежегодно (в первые или вторые выходные апреля) калужские водники проводят соревнования по ТВТ.
Участок от моста автотрассы Калуга-Таруса до устья:
Заброска: деревня Пышково или мост дороги Ферзиково - Кольцово (есть автобусы, [*]). В любом случае около 7 км от Ферзиково. Выброска по Оке до поселка Дугна. Данных о прохождении реки нет.
Участок от моста дороги Ферзиково - Кольцово до устья:
Заброска по автодороге Калуга-Таруса или по ж/д Калуга-1 - Алексин (3км от станции Ферзиково по дороге) ко впадению Мышенки. Промежуточная заброска/выброска -- на станции 217км и Средняя той же ж/д. Выброска -- от устья, из города Алексин. Данных о прохождении реки нет.
Участок от впадения Мышенки до устья:
Заброска по автодороге Калуга - Таруса. Если у моста речка покажется непригодной для сплава, можно пройти пару километров вниз по течению до правого притока. Выброска - около 20км по Оке до Тарусы. Ближе расположены Алекино (10км, автобусы в Тарусу) и Велегож (15км, автобусы в Заокский) [*]. Данных о прохождении реки нет.
Участок от правого притока (из Петрищево) до устья:
В самые верховья можно заброситься пешком от ж/д Калуга-1 - Алексин (от станции 185км до д. Осипово 7км). От д. Сугоново (22км по асфальтированной дороге от Ферзиково, ходит автобус [*]) можно сплавляться и летом. За 6 км до Сугуново дорога пересекает ручей Черный Омут - в паводок можно начать с него. Дорога Таруса - Лопатино - Кресты - Роща пересекает реку два раза. По ней ходят автобусы [*]. К верховьям подходит дорога от ст. Кульнево Калужской ж/д. Выброска из Тарусы. Согласно [1] от Сугуново до Исаково (36км до устья) река спокойна, встречаются несколько завалов. От Исаково до Лопатино (18км до устья) серия мощных перекатов, ниже перекаты послабее, но река не успокаивается почти до устья. [1] и [2] - описание и дневник апрельского похода 2002г. Таруса пройдена на участке от Сугуново до устья по низкому паводку. Участки: 1. д. Осипово - д. Сугоново 2. д. Сугоново - д. Лопатино 3. д. Лопатино - Таруса
[1] http://www.bon.ru/RECHKI/tarusa.html
Правые притоки от Алексина до Серпухова.Удобную заброску обеспечивает ж/д Москва - Тула и старая и новая тульские трассы. Выброска с этого куста рек (Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига) - по Оке до Тарусы или Серпухова.
Заброска в верховья до ст. Ясногорск Тульской ж/д (300м до реки). Можно начать и с ее притока Вашанки (2.5км от ст. 153км). Средний (проходимый и летом) участок начинается от моста старой тульской трассы после впадения Сулемы. В низовьях реку пересекают еще две трассы, по которым можно уехать в Алексин или Заокский. От устья можно плыть по Оке до Тарусы (22км), можно попробовать уехать в Алексин. Недостаток реки - полное отсутствие стоянок в верхней части. Верховья реки существенно круче, чем низовья. Недоходя д. Вашана, вроде бы, большой участок завалов. Зато по словам местных, река то ли не замерзает, то ли что, но льда на ней в половодье не бывает (в отличие, например, от Скниги). В интернете есть тексты [1] и [2], оба - впечатления от верхней части реки и имеют только развлекательную ценность. [3] - описание нижней части реки (от Р143) в августе. Река очень популярна, в апреле тульские водники устраивают на ней соревнования по ТВТ.
[1] А.Савватеев:
http://slazav.chat.ru/vash99as.htm,
http://www.lib.ru/TURIZM/washana.txt
Участки:
Начало сплава - мост старой тульской трассы. До него можно добраться от ст. Тарусская на автобусах, идущих по оной трассе (их расписание согласовано с утренними электричками) или на такси. Можно также дойти пешком от ст. Пахомово (9км) выйти на трассу от пл. 132км (2км) и оставшиеся 12км проехать на автобусе, а можно и воспользоваться автобусами Москва - Алексин или Москва - Тула. В низовьях реку пересекает дорога Алексин - Заокский. Выброска - 10км вниз по Оке до Тарусы. За последние несколько лет река стала очень популярна. Есть подробные описания - [1], [2] и [3]. Авторы (А. Тонис и В. Завьялов и О. Волков) рекой очень довольны. Выделяются самое мощное из известных препятствий района - Гатницкий порог и непроходимая плотина в Масолово с удобными для катания валами.
[1] http://slazav.chat.ru/vypr99.htm,
http://www.lib.ru/TURIZM/wyprejka.txt [3] http://slazav.chat.ru/vypr01ov.htm
Участок от д. Ненашево до устья:
Забрасываться можно к самым верховьям - мосту старой Тульской трассы или д. Немцово чуть ниже. Обе эти точки в ~5км от пл. 132км. Вам решать, компенсирует ли большой уклон (~6м/км) маловодье (пл. водосбора 11км^2 у моста) и возможную необходимость 2км волока по/вдоль замерзшего водохранилища. Более надежно начать от д. Нечаево, до которой 7км от Заокского. Есть автобусы [*]. Для выброски можно использовать дорогу Заокский - Музей Поленово, идущую вдоль низовьев. По ней ходят автобусы [*]. Можно также переплыть Оку и выйти на дорогу Таруса - Серпухов (2км) или плыть вниз по Оке до ж/д моста (25км). Отчет [1] описывает участок реки от места примерно в 2км ниже Нечаево до устья. Речка менее мощная и разнообразная, чем Выпрейка, однако более техничная (уже струя, меньше уловов). На всем ее протяжении по берегам замечательные хвойные леса. Из необычных препятствий - проходимая размытая плотина в Нечаевском и 2-3км каньон ниже Страхово, где основным препятствием становятся поганки. В начале деревни Страхово - непроходимая плотина.
[1] http://slazav.chat.ru/skni01.htm
Участок от д. Нечаево до устья:
Самая верхняя точка с удобной заброской - д. Дмитревское в 8км от ст. Пахомово. Есть автобусы [2]. Вообще, река течет не более, чем в 8 км от ж/д Москва - Тула, так что заброситься или выброситься можно куда/откуда угодно. И дорожка найдется. Особо отмечу дер. Русятино (автобусы от Заокского, [*]) и мост новой тульской трассы. От последнего можно сплавляться и летом. Выброска от устья - 2км по Оке до моста и несколько сот метров до ст. Ока (левый берег). На первых ~10км нет леса, ниже со стоянками скорее хорошо. Очень красивые места в среднем течении. Много вариантов заброски/выброски в середине. По низкой воде появляются 5 техногенных, но вполне приятных препятствий. Есть тексты по верхнему [2], среднему и нижнему [3] и нижнему [1], [5] течению. Они покрывают всю реку, исключая ~3км участок Ченцово - Дворяниново. [1] и [3] содержат информацию о состоянии реки в межень, [5] - в самом конце весеннего паводка, что эквивалентно сильному дождевому. Еще есть текст [4] про особенности национального туризма А. Захарова...
[1] Алексей Скрипко: http://www.lib.ru/TURIZM/skniga.txt
Участки:
Правые притоки от Серпухова до Коломны.Интерес представляют притоки, образующие Беспуту (три одноименных речки и Сушка), на которые можно более или менее удобно заброситься от Ясногорска. Уклоны тут ~4м/км. Беспута после слияния всех притоков - большая река с малым уклоном. Аналогична по своим свойствам Большая Смедва (с притоком Малая Смедва), но ее верховья куда менее круты. Более спортивен, хотя и короток ее левый приток Любинка. Недостаток этих рек (кроме Любинки) - отсутствие лесов в верхнем и среднем течении. Интересен, хотя и труднодоступен левый приток Беспуты Восьма. Мутенка коротка, но уклон очень велик. (~5.5м/км) Осетр спортивной ценности не представляет (А+), но знаменит разными авариями, происходившими на нем. Можете проверить свою удачу...
Заброска - автобус от Каширы до Иванькова [1], [*], далее 12км по Р115 до моста у д. Климовское пешком или на нанятой машине. От устья 1км до дороги Иваньково - Кашира. От д. Восемское в 2.5км выше устья 2.5км до Иваньково. По верхнему и среднему течению есть текст А. Тониса [1] с исчерпывающей информацией. Можно продолжить поход по Беспуте (12км, ~1м/км) и Оке (15км) до Каширы. [1] http://slazav.chat.ru/vosm99at.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/wosxma.txt
Участок от д. Климовское до устья:
Сливается из четырех составляющих: трех Беспут и Сушки (а на гидрографической карте Моск. губернии 1926г. и Сушка называется Безпутой). Все составляющие примерно одинаковы, заброситься на них можно из Ясногорска (12-20км), на все, кроме Левой Беспуты - на автобусе [*]. Правая Беспута перекрыта плотиной в 2км ниже моста трассы Ясногорск - Мордвес. Длина водохранилища около километра, поэтому имеет смысл начинать от плотины. Также интересен и приток Беспуты - Апрань. На нее можно заброситься от дороги Мордвес - Ясногорск (2км пешком вдоль притока от Спицино). Можно сплавиться и по 4.5 последним километрам притока Апрани - Пранки. В нескольких местах Беспуту пересекают дороги, их полезность неизвестна. Надежнее идти до моста дороги Иваньково - Кашира и уехать автобусом в Каширу [*]. Можно продолжить поход до устья (13км) и по Оке до Каширы (еще 15). Нижний участок реки от дер. Михайловка (~34км до устья) до конца в межень описан в [1]. Локальные маленькие порожки, проходимые даже Тайменями. Заброска на машине от Ясногорска, выброска по Оке. [2] описывает неудачную попытку сплава по правой Беспуте от плотины у дер. Мокрый Корь. Информации немного.
[1] http://www.bon.ru/RECHKI/besputa.html
Участки:
Начать сплав можно от моста ж/д Ожерелье - Узловая-1 (электричка от Ожерелья до пл. 137км и 2км пешком). Ниже реку пересекает М6 (Москва - Тамбов). Можно также начать поход и по реке малая Смедва от моста М6. Следующая удобная точка заброски - мост ж/д Москва - Узуново неподалеку от ст. Топканово. Отсюда можно сплавляться и летом. В низовьях реку в нескольких местах пересекают асфальтированные дороги. От д. Емельяново в 5км выше устья ходят автобусы в Каширу. От устья 4км до г. Озеры, откуда можно уехать в Коломну автобусом [*] или электричкой. Можно закончить маршрут и в 6км ранее, у моста в дер. Емельяновка, откуда ходят автобусы в Каширу. Под мостом через Оку, сразу после устья Б.С. при среднем паводке образуется порог. По сведениям группы, проходившей маршрут в меженную воду от Топканово до устья Малой Песочни (примерно половина нижнего участка), недалеко от начала слив, при попытке прохождения которого был угроблен Таймень, далее стоячая вода и завалы. Словом, врядли можно рекомендовать летний сплав. [1] описывает участкок моста в пос. Маслово до дер. Емельяновка в пик паводка. По сложности напоминает Малую Истру, но гораздо красивее. Единственное нетривиальное препятствие - техногенный слив чуть ниже Бутьково со сложной лавировкой за ним. [1] http://slazav.chat.ru/smed01as.htm
Участки
Заброска в верховья Любинки - по асфальтированной дороге от Ожерелья. Ходит автобус [1]. Сплав начинается от деревни Богатищево сразу после впадения Сухой Любинки (10км от станции). Выброска - дойти от устья Любинки до Оки - 6км и уехать сначала в Озеры, потом в Коломну или пройти от устья Любинки 1км и уехать в Каширу. (См. Б. Смедву) Отчет [1] описывает участок от с. Воскресенское до дер. Емельяновка (На Б. Смедве, в 1км ниже устья Любинки). Очень красивая и сложная река класса Выпрейки или Скнижки. По берегам по большей части сосновые леса. Недостаток - завалов на километр раза в 2 больше, чем на той же Выпрейке. [1] http://slazav.chat.ru/lubi01ds.htm
Участок от д. Богатищево до устья:
Сплав лучше начать у моста М6, до которого можно добраться автостопом или от ст. Кашира и Ожерелье (6 и 9км соответственно). Через 2км - мост М4 (Москва - Воронеж, М4 и М6 разделяются за 2км до мостов). В 2км от устья реку пересекает Р115, а от устья 7км по Оке до Каширы. В 500м выше моста Р115 Мутенка перекрыта плотиной, образующей водохранилище длиной 800м. Чуть выше на 1-1.5км вдоль реки тянется д. Корыстово. Словом, несмотря на выдающийся уклон, ценность реки пока не ясна. Название реки происходит от слова "омут", что плохо сочетается с малой водностью и большим уклоном. Данных о прохождении реки нет.
Участок от моста М6 до устья:
Есть подробная лоция и техописание в тексте Олега Волкова "Лоции 9 рек Подмосковья 1988-98 г." http://lib.ru/TURIZM/moskwa2.txt И еще несколько интересных речек.Левые притоки Оки от Тарусы до Коломны интереса не представляют. Если исключить совсем маленькие и для сплава вряд ли пригодные, останутся практически не падающие Протва (про Протву и ее притоки см. [1]), Нара (см. [1] и [2]) и Лопасня ([3] и [4]) и очень популярная, но простая Каширка (уклон ~1м/км) (см. ниже). Однако поблизости протекают три речки о которых хотелось бы упомянуть. Именно, Городенка и ее приток Городянка (течет рядом, на карте МО не подписана) и Коломенка. К сожалению, сплавные участки этих рек коротки. Информацию о них можно почерпнуть из текстов Славы Завьялова и Саши Тониса (Городенка-98 [5], Городенка-99, неудачный поход [6],[7], Коломенка [8]).
[1] Валентин Юрин "Паводковые реки Подмосковья и Валдая":
http://www.lib.ru/TURIZM/moskwa.txt
Популярная речка. Течет по населенному району вдоль ж/д, так что забросок/ выбросок предостаточно. Самая верхняя - 2км по путям от ст. Михнево ж/д Москва - Узуново. Неподалеку от устья д. Старая Кашира, откуда ходит автобус до ж/д. По поводу остальных - смотрите карту или читайте в многочисленных отчетах. По низовьям (например от моста ж/д Жилево - Воскресенск) можно ходить и летом но рекомендовать не могу из-за техногенного мусора в реке.
[1] Денис Будяк:
http://www.lib.ru/TURIZM/kashirka.txt
Участки:
1. от ж/д моста у Михнево до ж/д моста у Колычево
Летние перспективы района.Увы, остается совсем немного (зато это почти единственные места в Подмосковье, где можно покататься в текущей воде). Именно,- Крумша от слияния правой и левой Крумши до устья, 25км. - Низовья Вашаны от моста старой тульской трассы до устья, 40км. - Скнига от моста новой тульской трассы до устья, 22км. - Таруса от Сугунова до устья, 62км. - Большая Смедва от Топканово до устья, 30км. - Беспута от впадения Сушки до устья, 46км. - Каширка от Колычево до устья, 27км Уклон (в зависимости от реки) от 0.9 до 1.8м/км. Все же я посоветую перед тем как идти, дождаться дождика, а если берете Таймень, большого дождика.
Карты.Поскольку не исключена аварийная выброска, лучше иметь двухкилометровку. Из стандартных:
Листы "Подмосковье"
Книжки фабрики Дунаева (в скобках номера страниц)
Также интересны километровые карты-книжки, выпускаемые
совместно фирмами Арбалет и АСТ-Пресс Картография. На них нет сетки
и горизонталей, да и вес порядка 0.5кг великоват для похода, но
наличествует свежая информация о плотинах, дачных участках итд. Электрички.Расписание электричек по направлениям Москва <-> Тула-1, Москва <-> Калуга-1, Москва <-> Узуново можно посмотреть на poez.da.ru или moskva.ruz.net.Возможно, более свежую информацию о разных электричках/поездах можно почерпнуть в книге А. Кротова "Все электрички России".
Калуга-1 - Алексин (08.98) 8.00-10.11 12.54-15.00 22.15-0.21
Тула-3 - Алексин (7.95) 7.43-9.41 17.34-19.30 20.00-21.55(летний, В) Озеры - Голутвин (г. Коломна) (4.97) 5.33-6.47р 6.50-8.11В, 10.40-11.55(ос. назн.) 14.02-15.22 18.35-19.57В 18.45-19.55р, 22.01-23.11(ос. назн.) Ожерелье - Узловая-1 8.15-11.21(кр. субб.) 9.35-12.42с, 13.57-16.27, 17.22-20.27, 20.43-23.11
|