LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ БАРГУЗИНСКОГО ХРЕБТА

ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ БАРГУЗИНСКОГО ХРЕБТА

Л. Измайлов, А. Калихман    1988 г.

Строительство БАМа и пуск новых транспортных магистралей резко повысили интерес туристов к Северному Прибайкалью. Были пройдены еще неизвестные водные маршруты, в частности в Баргузинском хребте. В туристской литературе пока не приводились описания новых рек, и этот обзор призван в какой-то мере восполнить существующий пробел.
Баргузинский хребет протянулся вдоль северо-восточного побережья Байкала почти на 300 км при ширине на севере до 90 км и на юге до 35 км. Реки Баргузинского хребта принадлежат бассейну озера Байкал. Самые крупные из них - Баргузин (480 км), Светлая (119 км), Томпуда (108 км), Шегнанда (72 км), в некоторой степени Верхняя Ангара (438 км). Остальные реки представляют средние (50-70 км) и не-большие горные потоки. Мы не касаемся здесь известных туристам Кабаньей и Боль-шой. Но упомянем реки соседнего Северо-Муйского хребта Котеру (224 км), Няндони (85 км), Ангиджан (70 км), а также Тыю (125 км). Эти реки впервые пройдены тури-стами-водниками Иркутска в 1980-1985 гг., за исключением, пожалуй. Светлой.
Баргузин при сплаве с верховий оценивается IV категорией сложности. Сплав можно начинать в районе озеровидного расширения реки, называемого озером Балан-Тамур. Здесь же невдалеке живописное озеро Амут. Расходы воды ниже Балан-Тамура составляет 25-30 м.3/с, а уклоны русла - от 5 до 10 м/км. Такие уклоны и интересные для сплава препятствия продолжаются на участке около 100 км, примерно до моста через Баргузин на 17-м км автодороги к БАМу Улюнхан - Уоян. Эта дорога, кстати, основная магистраль для попадания в верховья Баргузина, Котеры и их притоков.
Проточное озеро Балан-Тамур с заболоченными берегами, обилием рыбы и слабым течением постепенно сужается и переходит в мелководное русло с множеством островов и каменистыми шиверами. За устьем впадающего справа ручья Эдокит уклоны становятся более 10 м/км, а на участке Эдокитской трубы появляются первые пороги. Три из них достаточно сложны, образованы скальными выходами и камнями в русле, сливы с пенными котлами высотой до 1 м. С приближением к правому притоку, реке Балгасун, долина Баргузина немного расширяется, следует участок мелководных каменистых шивер. Чуть ниже долина становится еще шире, и участок заканчивается перед автомостом через Баргузин на 82-м км дороги Улюнхан - Уоян. Она спускает-ся по долине левого притока, реки Ловоктон, несколько километров следует правым бортом долины Баргузина и за впадающей справа рекой Валукочен поднимается к перевалу на Светлую. Ниже Валукочена начинается общий поворот всей долины Баргузина на юг, в направлении гор, которые за устьем Сининды вплотную подходят к реке. Появляются скальные прижимы то с правого, то с левого берега, возрастают уклон и скорость течения, встречаются пороги и сложные шиверы со скальными обломками и камнями в русле. Примерно через 10 км на смену шиверам приходят перекаты и продолжительные плесы, попадаются острова, хотя долина остается узкой. Приближается устье самого крупного левого притока в верхнем течении, реки Ковыли, за которой расходы воды в Баргузине превышают 50 м/с. Следующий за устьем Ковыли участок, называемый также Анкоконским прорывом, можно считать наиболее сложным на Баргузине. Долина и русло реки сильно сужаются, и за устьем Анкокона следует несколько внушительных порогов. За порогами мощные шиверы, но уже через 3 км их сменяют перекаты. Река плавно выходит из гор, долина расширяется, хотя скорость течения еще приличная. Наконец, за упомянутым ранее мостом через Баргузин препятствия практически исчезают, течение становится медленным, возникают плесы.
Примерно через 10 км на левом берегу появляются избы заимки Тазы, еще ниже, за паромной переправой, справа несколькими протоками впадает крупный приток Улюн. Отсюда недалеко до Улюнхана, связанного автобусным сообщением с поселками к долине Баргузина. За устьем реки Джирга течение замедляется, многокилометровые плесы изредка сменяются короткими перекатами, в русле масса затопленных деревьев. Кстати, по Джирге обычно поднимаются к перевалу для выхода на Верхнюю Ципу. Расходы воды ниже поселка Майский превышают 100 м3/с, а от села Могойто река Баргузин уже судоходна.
Некоторый интерес для туристов-водников представляют левые притоки - Ковыли и Джирга, но более перспективным кажется правый приток - Улюн. Почти на всем протяжении средний уклон реки около 15 м/км, а расходы воды достигают 25-30 м3/с. Участки со сложными шиверами чередуются с невысокими каньонными участками и порогами. Для сплава пригодны около 40 км, поэтому Улюн можно использовать как одну из частей составного водного маршрута. Томпуда - наиболее сложная река в Баргузинском хребте, особенно на участке нерхнего течения, до устья впадающей справа Тыкмы. Здесь могут испытать свои силы только самые опытные водники. А ниже Тыкмы препятствия на реке позволяют отнести ее к IV категории сложности. Выход на Томпуду чаще всего повторяет классические пешие маршруты с северо-западного берега Байкала через озера Фролиха и Укоинда.
После водопада Аквариум начинается сплав по протокам у скальных островов и русле, где порог переходит в участок мелководных шивер. Постепенно река соби-рается единым руслом, и в районе устья левого притока, реки Бирокан, следует каскад из 4 порогов. В порогах много камней, сливы высотой до 1 м, валы. За Бироканом и порогами около 5 км уклон равномерно выбирается шиверами средней мощности, встречаются острова. Ниже берега обрамляются на коротких участках живописными скалами, в местах скальных выходов образуются пороги со ступенчатыми сливами через все русло. Особенно впечатляет порог в небольшом каньоне с сильным навалом воды на высокие скалы правого берега.
До устья реки Бирамия еще несколько порогов и внушительных шивер, которые можно хорошо разглядеть с наплыва. Но самое интересное место на участке - между левыми притоками, реками Бирамия и Топо. В небольшом каньоне из красноватых скал вся вода Томпуды прорывается по узкому желобу шириной не более 4 м. В пороге поток закручивается и сильно наваливает на правый берег с выбитыми в скалах нишами. Это, пожалуй, самый сложный порог среднего течения. До устья Топы еще несколько шивер-порогов и длинных шивер с валами в 1 м и более. С приближением к устью Согзенной появляются острова, протоки нередко перегорожены завалами из деревьев. В месте прорыва Томпуды через Подлеморский хребет на реке мелководные шиверы и перекаты. Перед выходом в Байкал течение почти незаметно.
Согзенная - крупный левый приток Томпуды, традиционный путь для выхода в горные узлы Баргузинского хребта. Но она позволяет попасть еще на одну интересную реку - Шегнанду.
Шегнанда пригодна для сплава от устья Верхней Слюдянки, по которой можно спуститься к реке. Уклон русла большой, но препятствия достаточно простые: почти непрерывные шиверы и шиверы-пороги. Встречаются небольшие завалы в протоках и на берегах. За рекой Кадаун в русле появляются крупные камни и скальные обломки. Впереди начинается сложный каскад порогов - Якшанский прорыв. Уклон доходит до 20 м/км, а на участке около 5 км 10 порогов с обилием камней, узкими проходами между ними, сливами и водоворотами. Ниже Якшанских порогов мощные каменистые шиверы с валами до 1 м, сложность которых постепенно снижается. За устьем Нижней Слюдянки начинаются островные разбои, причем некоторые протоки перегорожены завалами. Шиверы сменяются перекатами, и последний километр Шегнанда тихо приближается к Байкалу в узком лесном коридоре.
Сложность препятствий Шегнанды соответствует III-IV категории сложности, а сама река вполне может быть включена в составной водный маршрут, например с Томпудой. Не следует забывать и о необходимости движения на туристских судах вдоль берега Байкала до мест, где появляется возможность пересесть на транспорт. Более всего годятся для этого гребные суда, особенно катамараны.
Катера хотя и относится к Икатскому и Северо-Муйскому хребтам, подходы к ней захватывают и Баргузинский хребет. По сложности препятствий Котера относится к III категории, а вместе с рекой Тураки, левым притоком верхнего течения, - даже к IV категории. Такой маршрут кажется более логичным, поскольку выше устья Тураки Котера часто разбивается на протоки, встречаются завалы.
Сплав по реке Тураки можно начинать в 15 км ниже озера Тураки, откуда она берет начало, за большой наледью. Расходы воды здесь достигают 20 м3/с. Примерно через 5-б км Сплава по мелководной и заболоченной долине начинается ущелье. Почти 10 км до устья река течет в узкой долине, на протяжении которой шиверы и пороги следуют непрерывно друг за другом. Препятствия образованы скальными обломками и камнями в русле, нередки выходы коренных пород, сливы до 1 м высотой Перед устьем долина немного расширяется.
За устьем Тураки река Котера имеет расходы порядка 40 м3/с. На участке около 10 км до устья правого притока - Инамакита сосредоточены основные препятствия Котеры. Короткие, но мощные шиверы с валами до 1 м, пороги с обилием камней и скальных выходов, причем нередко в протоках у островов - всего около двух десятков. В устье Инамакита каменистая шивера, а ниже уклон русла заметно падает, долина расширяется, река разбивается на протоки. Шиверы и перекаты следуют все реже. До устья Янчуя, впадающего справа, Котера достаточно спокойна. На участке от Янчуя до автомоста по дороге в поселок Уоян река минует Северо-Муйский хребет, и уклон русла возрастает, появляются шиверы с валами до 1 м. Увеличивается и водность реки, особенно после впадения слева Няндони. Сплав удобно заканчивать у автомоста.
Ангчджан и Няндони (самый крупный левый приток Котеры) составляют водный маршрут III категории сложности. Сплав лучше начинать по Ангиджану от устья впадающей справа Авдунды, где река собирается единым руслом и следует в узкой долине. Препятствия в виде простых шивер и перекатов достаточно редки. На участке нижнего течения Ангиджан прорезает отроги Северо-Муйского хребта, образуя каскад интересных порогов с прижимами и валами более 1 м высотой. На реке Няндони, через 2 км после устья Ангиджана, небольшой каньон с частыми прижимами и мощными шиверами. Средний уклон русла более 5 м/км. Перед устьем Богодикты еще один каньон с несложными порогами и шиверами с валами до 1 м.
Тыя располагается в Северо-Байкальском нагорье, и сложность ее для разных средств сплава оценивается III-IV категорией. Подъем к началу сплава совпадает с началом пешего пути на хорошо известную туристам реку Чая. Сейчас от деревни Холодная на БАМе до поселка геологов Перевал можно добраться по грунтовой дороге. Поселок Перевал расположен на левом берегу Тыи, а чуть ниже можно начинать сплав. Уже на первых километрах идут длинные мелководные шиверы с обилием камней, а за устьем реки Ондоко следует участок с б довольно сложными порогами, которые требуют предварительного осмотра с берега. За порогами около 5 км до устья впадающего справа Уокита - участок шивер и коротких порогов с выходами коренных пород.
С впадением Уокита расходы воды увеличиваются до 35-40 м3/с, уклон падает, появляются острова. Но за Амындакаром река стискивается горами, шиверы сменяют-ся внушительными порогами с выходами коренных пород и обилием камней в русле. Берега нередко переходят в скальные стенки невысоких каньонов. Неожиданно берега выполаживаются, и река разбивается на рукава. Примерно на 12 км, до устья Аиультака, простые перекаты и плесы, в протоках возможны завалы. Долина реки широкая, заболоченная, берега низкие. Однако превращение левого низкого берега в высокую осыпь служит сигналом начала последнего короткого каскада из 3 порогов. За порогами несложные шиверы чередуются с перекатами и плесами. Река разбивается на протоки, ориентировка затруднена. От устья Гоуджекита, крупного правого притока, видна железнодорожная насыпь, а вскоре и мост через Тыю. Несколько километров насыпь идет вдоль берега, здесь возможны искусственные препятствия. В устье Тыя разбивается на многочисленные протоки, широкой дельтой сходящие к Байкалу. В 3 км севернее устья город Северобайкальск.

Перечислим пройденные в настоящее время маршруты, включающие сплав по упомянутым рекам Баргузинского хребта.


  • 1. Верхняя Ангара (II к.с.).
    Начинается от пос. Уоян и заканчивается в Нижнеангарске. Основные препятствия - несложные шиверы и перекаты. Протяжен-ность сплава около 200 км.
  • 2. Баргузин (II к.с.).
    Начало сплава от с. Улюнхан (или Алла, Майский, Курум-кан), конец - на оз. Байкал. Протяженность от 200 до 330 км.
  • 3. Котера (III к.с.).
    Начинается от с. Баунт и заканчивается в пос. Уоян. Пеший путь - вдоль рек Верхняя Ципа, Точа и через оз. Доронг, протяженность около 100 км. Протяженность сплава порядка 130 км.
  • 4. Ангиджан-Няндони-Катера (III к.с.).
    Начальная точка- с. Улюнхан, конечная - пос. Уоян. Пеший путь сначала вдоль автодороги Улюнхан - Уоян и далее через Амутскую котловину, протяженность около 120 км. Сплав около 130 км.
  • 5. Ковыли-Баргузин (III к.с.).
    Начинается из с. Улюнхан, заканчивается в с. Курумкан. Пеший путь по автодороге Улюнхан - Уоян до моста через Ковыли, протяженность 54 км. Сплав возможен от места слияния Левой и Правой Ковыли, протяженность 180 км.
  • 6. Светлая - Верх. Ангара (III к.с.).
    Варианты подхода к началу сплава: а) бухта Хакусы (оз. Байкал) - р. Бирея - оз. Фролиха - р. Лев. фролиха - р. Томпуда - р.Ильбикайчи - р. Илогирь (около 100 км); б) Дагарская губа (оз. Байкал) - р.Акули - р. Тала-Светлинская (около 75 км); в) пос. Верх. Заимка - р. Верх. Акули - р. Аку (около 65 км). Сплав возможен от устья рек Илогирь, Тала-Светлинская Аку до пос. Верх. Заимка или оз. Байкал. Протяженность сплава 160-200 км.
  • 7. Тыя (III к.с.).
    Начинается от пос. Перевал и заканчивается в Северобайкальске. Пеший путь вдоль дороги от деревни Холодная до Перевала, протяженность около 60 км. Протяженность сплава 107 км.
  • 8. Тураки - Котера (IV к.с.).
    Начальная точка - с. Улюнхан, а конечная - с. Уоян. Пеший путь вдоль автодороги Улюнхан - Уоян, затем вверх по рекам Баргузин, Давачан, Тураки, протяженность 110 км. Протяженность сплава около 140 км.
  • 9. Баргузин (IV к.с.).
    Начало от с. Улюнхан, пеший путь вдоль автодороги Улюнхан - Уоян и далее до Амутской котловины. Сплав от оз. Балан-Тамур до пос.Майский, протяженность 180 км.
  • 10. Томпуда - оз. Байкал (IV к.с.).
    Пеший подход начинается из бухты Хакусы (оз. Байкал) и далее вдоль р. Бирея, оз. Фролиха, р. Лев. Фролиха, оз. Укоинда, протяженность 65 км. Начало сплава ниже устья Тыкмы и водопада Аквариум, протя-женность сплава по Томпуде 70 км, по Байкалу до бухты Хакусы 60 км.
  • 11. Аку (или р. Тала-Светлинская) - р. Светлая - р. Верх. Ангара (IV к.с.).
    Пеший подход из Дагарской губы (оз. Байкал) вдоль р. Ниж. Акули около 60 км, из пос. Верх. Заимка вдоль р. Верх. Акули около 55 км. Сплав по р. Аку около 8 км, по р. Тала-Светлинская около 13 км. Общая протяженность сплава до оз. Байкал около 230 км.
  • 12. Томпуда - р. Шегнанда - оз. Байкал (V к.с.).
    Пеший подход из бухты Хакусы (оз. Байкал) и далее вдоль р. Бирея, оз. Фролиха, р. Лев. фролиха, оз.Укоинда, протяженность 75 км; пеший переход с Томпуды на Шегнанду от устья Согзенной около 30 км. Начало сплава от устья Ильбикайчи, общая протяженность плава до бухты Хакусы около 180 км.
  • 13. Томпуда - Улюн (V к.с.).
    Пеший подход аналогичен маршруту 12, пеший переход с Томпуды на Улюн от устья Топо около 30 км. Общая протяженность сплава до с. Улюнхан около 140 км.
  • 14. Прав.Намана - р.Намана - р.Светлая - р.Верх. Ангара (V к.с.).
    Начиается от с. Улюнхан, идет вдоль р. Улюн, протяженность около 90 км. Протяженность сплава до пос.Верх.Заимка порядка 160 км.





  •    Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;