LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



вид на восток с вершины Скальная Южная
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Лоймола-Уксун

р.р.Лоймоланйоки и Уксунйоки 2005



Отчёт
о водном туристском путешествии
II (с эл. IV) категории сложности
в районе Северного Приладожья (Республика Карелия),
совершенном с 4 по 10 мая 2005 г.



По маршруту:
г. Москва – г. Петрозаводск – г. Суоярви – пос.Лоймола – р.Лоймоланйоки – оз. Сариярви –
волок на р.Уксунйоки – р.Уксунйоки – пос.Уукса – г. Лодейное Поле – г.Москва

Маршрутная книжка № 51/4 – 201
Руководитель группы – Торопов М.О.

Москва, 2005г.

1. СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ. 

1.1 Паспорт маршрута. 



1. Вид туризма: водный
2. Категория сложности: II с эл. IV
3. Средства сплава: 2-местные катамараны – 2 штуки
4. Район путешествия:
Северное Приладожье (Суоярвский и Питкярантский р-ны Республики Карелии)
5. Нитка маршрута:
г.Москва – г. Петрозаводск – г. Суоярви – пос.Лоймола – р.Лоймоланйоки – оз. Сариярви – волок на р.Уксунйоки – р.Уксунйоки – пос.Уукса – г. Лодейное Поле – г.Москва
6. Протяженность маршрута:
пешая часть – 5 км, водная часть – 105 км, всего около 110 км
7. Продолжительность активной части маршрута: 5 дней
8. Количество участников: 4
9. Сроки путешествия: с 4 по 10 мая 2005г.
10. Уровень воды: паводковый


1.2 Состав группы. 

ФИО Год рождения Место работы, должность Место проживания Туристский опыт Обязанности
Лисовой Сергей
Владимирович
1975 СГУП по продаже имущества г.Москвы,
ведущий специалист
г. Люберцы Мзымта – 2(5)У,
Малка – 3(4)У
медик,
капитан кат2
Торопов Максим
Олегович
1977 ОАО МНПК "Авионика",
инженер
г. Чехов Шавла – 5У,
Чульча – 5У
руководитель,
капитан кат1
Тюрин Александр
Евгеньевич
1975 ООО "МастерГут",
прораб
г. Раменское Мста – 2У фотограф,
матрос кат2
Фокина Наталия
Германовна 
1978 ВТИ,
инженер
г. Москва Умба - Колвица – 4У,
Охта – 3У,
Вама-Водла – 3У
завхоз,
матрос кат1



2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. 

2.1 Краткое географическое описание. 

Маршрут пролегает по территории Суоярвского и Питкярантского районов Республики Карелия, расположенные в Северном Приладожье, отгороженного с севера цепью озёр, самые крупными из которых являются Салонъярви и Суоярви, и р.Ю.Шуя,с востока – платообразной заболоченной Олонецкой-Шокшинской возвышенностью с высотами до 300м.

2.2 Рельеф. 

Район расположен в прибрежной зоне Ладожского озера, малонаселен, экологически чист, отличается живописными природными ландшафтами (тайга, скалистые и песчаные возвышенности, водопады, разнообразные озёра и реки, ладожские шхеры и фьорды). Относится к Южному озёрному краю Карелии, характеризуется сильно расчленённым рельефом, но с невысокими абсолютными высотами. В Северном Приладожье сочетаются крупные (до 150-180м, наивысшая точка – г.Питсеваара возле оз.Янисьярви – 187м) и мелкие гряды с грядово-холмистыми заболоченными равнинами. Повсюду сохранились в первозданном виде следы Ледникового Периода: озы (следы водно-ледниковых потоков, песчаные гряды высотой до 30-40м, тянущиеся на десятки километров), камы (холмы, образовавшиеся скальным обломочным материалом, возникающем при движении ледника), "бараньи лбы", сельги (каменные гряды). Район представляет интерес как уникальный природный минералогический музей под открытым небом, дающий возможность познакомиться с геологическим строением, разнообразными горными породами. Расположенный на южной окраине Балтийского щита он по своему строению характеризует древнейшую историю Земли на протяжении более 1,5 млрд. лет. Здесь известны месторождениями полиметаллов, ювелирных гранатов, строительных материалов. Природными достопримечательностями района являются Уксинская озовая гряда, объявленная геологическим памятником (находится в 10 км от г.Питкяранта, в окрестностях озера Лоухиярви). Уксинская озовая гряда является памятником деятельности последнего ледника, классический пример развития ледникового ландшафта. Представляет собой систему озовых гряд, центральная часть которых сложена исключительно валунным материалом. Западнее поселка Импилахти часто встречаются неприступные скалы. В свое время здесь проводился открытый чемпионат России по горному туризму (см. www.rifei.narod.ru). Особенно живописно побережье Ладожского озера. Извилистый северный его берег образовал многочисленные острова и глубокие заливы – шхеры. Южнее поселка Салми начинается ровный берег с песчаными пляжами и дюнами.

2.3 Климат. 

Климат умеренно-континетальный с чертами морского, относительно мягкий благодаря Ладожскому озеру, ненамного отличается от климата С-Петербурга (Российского), и намного от С-Петербурга Флоридского. Зима умеренно-холодная, длится с середины ноября по середину марта. Как правило, уже к середине апреля – положительная среднесуточная температура. В случае не поздней весны, во второй половине апреля вскрываются реки, а в мае – озёра. Во второй половине мая почва заметно подсыхает, а заморозки – прекращаются. Долгота дня в Карелии на начало мая составляет около 20-ти часов. Как и почти везде на Севере лето неустойчивое, длится с начала июня по конец августа, теплая и ясная погода нередко сменяется пасмурной и дождливой. В июне появляются комары и мошка, которые исчезают в начале сентября. Белые ночи начинаются с начала июня и длятся до середины июля. На побережье Ладожского озера часто наблюдается сильная рефракция или миражи. В хорошую погоду видны острова Валаамского архипелага, который поднялся из вод озера на расстоянии примерно 40 км к западу. На самом большом из островов расположен Валаамский монастырь, памятник архитектуры и духовный центр мирового масштаба. Благодаря уникальному микроклимату островов монахам удавалось выращивать на своих огородах дыни и арбузы.

2.4 Гидрология Северного Приладожья. 

водопад на р.Кулисмайоки Все реки Северного Приладожья относятся к бассейну Ладожского озера и текут в южном направлении. Питание рек преимущественно дождевое, их режим в основном регулируется озёрами и болотами, через которые они протекают.На этих реках бывает высокий весенний паводок, связанный с таянием снега и возможны летние подъемы воды, обусловленные длительными дождями. Самые крупные из многочисленных озёр района: Янисъярви, Руокоярви, Сюскюярви, Сатисенъярви Высота водопада на р.Кулисмайоки около 15 м, это рекорд для Приладожья и всей Южной Карелии (источник – Водопады Приладожья).

2.5 Флора и фауна. 

Большая часть территории поросла хвойными лесами (ель, сосна), все еще богатыми ягодами, грибами и прочей флорой и фауной. Вблизи населенных пунктов встречаются и более экзотические растения: лиственница, кедр. Природными достопримечательностями также являются культуры сосны горной, декоративной породы, единственный в Карелии участок которой (0,6 га) находится на правом берегу р. Уксунйоки в 1,5 км севернее пос.Ууксу. Среди млекопитающих – рысь, куница, норка, хорек, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица, енотовидная собака. В фьордах и шхерах Ладожского озера водится ладожская нерпа, уникальный представитель озерной фауны занесенный в Красную книгу. Из пресмыкающихся – редко уж, гадюка. Весной гадюки особенно опасны! Птиц насчитывается около 200 видов. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Разнообразны водоплавающие: гагара, чомга, утки, гуси, лебеди. Из рыб повсеместно встречаются окунь, язь, плотва, судак, лещ, налим, а также лосось, форель, сёмга, сиг, ряпушка. Леса и болота населены всеми видами насекомых, присущих таёжной полосе. В летнюю пору появляется огромное количество комаров, мошки, оводов. По этой причине весеннее путешествие в этом районе предпочтительнее.

2.6 Население. 

На 1 января 1987г. население Карелии составляло 785 тыс. чел. Из них большинство русские (71,3%), белорусы (8,1%), украинцы (3,3%), седьмую часть населения составляют карелы (11,2%), финны (2,6%) и вепсы (0,8%). Наиболее велика доля карельского населения в том числе в районах Северного Приладожья – Суоярвском, Пряжинском и Олонецком.

2.7 Транспортная сеть. 

Главная железнодорожная магистраль республики Карелия: Москва – Петрозаводск – Мурманск. От Петрозаводска на запад идёт линия на Санкт-Петербург через Суоярви и Соратавалу. От неё вдоль побережья Ладожского озера идёт ветка к основной магистрали: Янисъярви – Питкяранта – Олонец – Лодейное Поле. Автобусным сообщением с Петрозаводском через Суоярви связана Сортавала и Поросозеро, Питкяранта через Олонец.

2.8 История Северного Приладожья. 

Территория района осваивалась человеком в течение многих тысячелетий. Первоначально заселена еще в эпоху мезолита, примерно 8 тыс. лет назад племенами охотников и рыболовов. Поселения были связаны исключительно с берегами. Начиная с конца первого тысячелетия здесь проживало древнекарельское население "корела". Историческая судьба Северного Приладожья связана с Россией, Швецией и Финляндией. Как исконно русская земля, Питкяранта входила в состав Никольско-Сердобольского погоста Карельского уезда. Первое упоминание о селении Питкяранта в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода относится к 1500 году. Основными занятиями населения было земледелие и промыслы. Уже в конце XVI века Северное Приладожье отличалось высоким уровнем аграрного освоения – сельхозугодия занимали до 3-5% от площади отдельных погостов, а население практически полностью отказалось от занятий охотой. Этому способствовали благоприятный климат и плодородные почвы. Пограничное положение региона становилось причиной нередких опустошений в годы войн между Швецией и Россией. Согласно Столбовскому договору 1617 года, все Северное Приладожье отошло к Швеции. Со шведским присутствием связан один из самых старых исторических объектов района – "Варашев камень", установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака (там же находится ещё один пограничный камень, обозначавший старую границу между СССР и Финляндией 1917–1940 г.г.). В результате поражения Швеции в Северной войне, согласно Ништадтскому миру, Питкяранта вошла в состав России. В 1812 году согласно манифесту императора Александра I Выборгская губерния (западная часть Северного Приладожья) вошла в автономное Великое княжество Финляндское и почти на полтора века попала под управление финнов. Лишь в 1940 году, в результате кровопролитной советско-финской войны, эта территория была возвращена России. Во время Великой Отечественной Войны на территории Питкярантского и Суоярвского районов шли упорные бои во время заключительного этапа Свирско-Петрозаводской операции войск Карельского фронта в 1944 году. Следы двух прошедших по этим местам войн – многочисленные траншеи, воронки, остатки оборонительных сооружений и по берегам рек Уксунйоки, Лоймоланйоки, Колласйоки, где проходила линия Маннергейма, и шли наиболее упорные бои, на карте обозначено немало братских могил.

Интересна история с плотинами, остатки которых являются основами трёх из пяти падунов на р.Уксунйоки. Широкая известность и расцвет Северного Приладожья наступают в XIX столетии, связанные с геологическими изысканиями, когда со строительства первых горных заводов и строительством горняцких поселков началось разрастание деревни Питкяранта, которая становится селом, так как в селении была построена Вознесенская церковь. Начало освоения питкярантских руд было положено в 1814 году с исследования медных руд на горе Аласуомяки, где в 30-е годы XIX века был заложен рудник по добыче не только медной руды, но, позднее, и оловянной, и в 1842 году произошла первая в европейской части России плавка олова. Например, в 1856г. в районе Питкяранты было добыто 144 тонны олова и 16 тонн меди. На водопаде Койриноя была построена плотина, от неё вода по двум водопроводным лоткам направлялась на вододействующие колеса фабрики по промывке руды, привозимой из питкярантских рудников и олово-медеплавильной фабрики. Питкярантские рудники продолжали действовать до начала 50-х годов XX столетия. В Суоярви из болот добывали, как писал А.Альфтан, капитан Генерального штаба и автор книги "Материалы для статистики Финляндии", "отличную железную руду". Во второй половине XIX века и в XX столетии в прибрежных районах Ладожского озера начинается развитие лесной промышленности, были построены лесопильные заводы в Койриноя. На реке Янисйоки в 1904 году была построена бумажная фабрика на пороге Хямекоски. В настоящее время от фабрики сохранились плотина и электростанция. Бумагоделательная фабрика в поселке Ляскеля работает и в наше время, там все еще функционирует немецкая бумагоделательная машина 1901 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с середины XIX века до, по крайней мере, 1917г., основой экономического расцвета Северного Приладожье явились горнодобывающая и лесообрабатывающая промышленность, базировавшаяся на водопадах рек, которые при этом могли оставаться и в первозданном виде. Исходя из этого, можно предположить, что на плотинах р.Уксунйоки были расположены небольшие заводы по первичной обработке леса и руды, и разрушенные при широкоизвестной кампании по укрупнению хозяйств.

2.9 Туристская характеристика района похода. 

К основным сплавным рекам для ката в весенний паводок можно отнести: Кокколанйоки, Иийоки, Китенйоки, Тохмайоки, Янисйоки, Уксунйоки, Тулемайоки с притоками Лоймоланйоки и Колласйоки, Видлицу. Нет информации по р.р.Соскуанйоки и Мийналанйоки, но они видимо, как и ещё одна река Сюскюяйоки, на притоке которой р.Кулисмайоки (около обозначенного на карте уреза воды "46") расположен самый высокий в Северном Приладожье 15-метровый водопад (источник – Водопады Приладожья), пригодны для сплава весной лишь на каяках, ввиду маловодности и большого количества завалов. Тоже можно сказать и про р.Савайнйоки, берущую начало в лесах восточнее озера Пюхиярви. В отличие от большинства других рек Северного Приладожья, бассейн этой реки полностью находится на российской территории. Возможно, именно поэтому река не слишком полноводная даже в весенний паводок. Протяженность разведанного участка реки около 30км при ширине 5-10м, падение составляет чуть больше 50м, и приходится оно в основном на три порога-водопада, проходимых лишь на каяках (источник – Водопады Приладожья–2).

Р.Кокколанйоки берёт своё начало в Финляндии из оз.Симпелеярви. Протяженность от госграницы до устья 45км. Река не слишком интересна для спортивного сплава, все препятствия сосредоточены в верховьях и в нижней части, где река меняет название на р.Асиланйоки. На большей же своей части река плавно течет в лесистых берегах, ширина 15-20м., встречаются завалы. Основное падение выбирает на нескольких разрушенных плотинах, сложность которых, видимо, не превышает 3к.с. (отчёт – Отчёт по Кокколанйоки)

Р.Иийоки вытекает из оз.Исо-Ийярви. Длина – 35км, ширина – 10-15м, скорость течения 0,5м/с, падение до устья – 83м. Сложность 2-3к.с., один порог – 5B. (отчёт на Отчёт по р.р.Ийоки и Тохмайоки)

Р.Китенйоки берёт начало на границе с Финляндии (оз.Кангасъярви) и впадает в Ладожское озеро в черте города Сортавала. Протяженность на российской территории – около 50км, падение 62м. Единственное интересное место – ГЭС с рекордным для Северного Приладожья 25-метровым перепадом высот на месте порога Питкякоски, правая обводная протока которой представляет собой ущелье близкое к каньону с мощным порогом 5к.с., затем и шиверой. (источник – Водопады Приладожья–2)

Исток р.Тохмайоки расположен на оз.Вахваярви, падение до устья – 83м. Классическая приладожская речка – немного простых шивер, основное падение сосредоточено на естественных или искусственных водопадах, сложность которых варьируется от 3B до 6A. (отчёт на Отчёт по р.р.Ийоки и Тохмайоки)

Перепад уровней между оз.Янисъярви, из которой вытекает р.Янисйоки, и Ладожским озером достигает 60м, но основное падение выбирается тремя грандиозными плотинами, прохождение которых очень сложно и требует скорее обноса. Помимо плотин, на реке встречается несколько интересных порогов и множество шивер и перекатов, сложность которых 3-4к.с. (источник на сайте www.tag.spb.ru)

Р.Тулемайоки вытекает из Тулмозеро, перепад – 71м, протяжённость – 62км, средний уклон – 1,15 м/км. Сложность не превышает 3к.с., правда "...в пороге после первой плотины ГЭС есть мощный слив (2,5м) с весьма нетривиальным заходом и с пенным котлом в скальной щели слева, вторая плотина ГЭС интересна тем, что часть воды уходит в искусственный канал (справа), где расположены гидротурбины, а остальная вода идет по основному руслу (слева), где расположен довольно сложный порог. В середине мая, когда очень много воды, это, наверное, нормальная пятерка." (источник – Описание: р. Лоймоланйоки – р. Тулемайоки)

Интереснее притоки р.Тулемайокир.Лоймоланйоки и р.Колласйоки, на котором помимо простых порожков и шивер 2-3к.с. имеется редкий для Карелии километровый каньон с 20-метровыми стенками, уклоном до 20м/км и порогом 5B-5C, при этом во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40м3/с. (источник – Река Колос (Лоция) )

Р.Видлица вытекает из оз.Ведлозеро, длина – 81км, средний уклон – 0,9м/км, перепад – 72м. Простые порожки и шиверы до 3к.с.


3. ВАРИАНТЫ ПОДХОДОВ И ПОДЪЕЗДОВ. 

3.1 Заброска. 

Способы заброски (для справки по оценки стоимости: 1$ = 27,65руб., 1л АИ-92 = 14,2руб.):

Самый быстрый и дорогой.

1. Заранее заказать машину в Лодейном Поле. От Лодейного Поля до места – 255 км. Стоимость перевозки 10-15руб./км.

Оптимальный по соотношению (время на заброску)/(потраченные на это деньги).

2. На поезде №18 "Москва – Петрозаводск" (1825 из Москвы) доехать до Лодейного Поля (прибытие 530) и пересесть в дизельный поезд №960 "Лодейное Поле – Янисъярви" отправлением в 630 до Питкяранты (прибытие в 1130). Плацкартные билеты до Питкяранты (май 2005г. ∼200руб.) нужно покупать недели за 2-3, билеты в общий вагон, можно купить прямо в поезде, и, скорее всего, дешевле. В Питкяранте осталось только найти машину на оставшиеся 57 км до пос. Лоймола.

Самый дешёвый, но достаточно долгий.

3. Доехав на ночном поезде в СПб, пересесть в поезд № 350 "СПб – Петрозаводск" (1610 с Финляндского вокзала по Пн, Вт, Чт, Сб). На майских праздниках хорошо бы озаботиться билетами заранее. В Лоймоле поезд приходит в 103. По [3] на 2000г.: "Небольшую проблему представляют остатки старой погранзоны. По мнению местных погранцев, туристы должны иметь разрешение на въезд, выданное погранслужбой СПБ. То же написано и на Финляндском вокзале в Питере. Обычно погранцам и кассирам достаточно паспортов и маршрутки. Тем не менее, рекомендую, если Вы забрасываетесь на машине, не заходить на станцию, чтобы не встречаться с "зелеными друзьями", а при заброске на поезде из вагона на полустанках не выходить, тем более что поезд проезжает через реальную погранзону. Также полезно иметь несколько списков группы с паспортными данными и какой-нибудь печатью."

Самый простой по организации.

4. Доехать до Петрозаводска и сесть в поезд №680 "Петрозаводск – Сортавала" (отправляется в 1920 по Вт, Чт, Пт, Вс), который в качестве прицепных вагонов идёт в поезде №350 "СПб – Петрозаводск". В Лоймоле – в 113. Этим же поездом следуют прицепные вагоны до Костомукши (№680), Юшкозеро (№962) и Лендер (№956). Можно пересесть также в ежедневный поезд №960 "Петрозаводск – Янисъярви" отправлением в 2300, который в качестве прицепных вагонов идёт в поезде №657 "СПб – Петрозаводск".
Можно также доехать на пригородном поезде №6384 "Петрозаводск – Суоярви", отправлением в 720, в Суоярви – в 1115.

Достаточно дорогой, но и достаточно быстрый.

5. Можно заказать машину в г. Петрозаводске (∼175км). Фирма "Стелла" (тел. 8(8142)56-21-29, stella@onego.ru, Фирма "Стелла") предлагала нам "Газель" сначала за 3500руб., за день до нашего отъезда снизила до 3000руб., водители привокзальных такси, правда, слабо себе представляя сложность пути и судя лишь по километражу, просили 3200руб.

Эмпирически проверенный вариант.

6. Маршрутки ("ПАЗы" и "Газели") курсируют между ж/д вокзалом г. Петрозаводска и автовокзалом г. Суоярви. В пути 2часа 10-15минут, время отправления можно узнать по телефону в г. Петрозаводске 63-06-20. Мы выехали на автобусе "Петрозаводск – Суоярви – Поросозеро" (данный автобусный маршрут можно использовать и для заброски к традиционному началу сплава по р.Ю.Шуе – к мосту возле истока р.Суойоки) в 1100, предыдущий ушёл в 900, на который мы немного не успели (поезд №18 "Москва – Петрозаводск" прибыл в 855). За четверых плюс багаж отдали 600руб. Шоссейная дорога до Суоярви после зимы изобилует выбоинами и рытвинами, поэтому трясёт нещадно, особенно, если водитель попадётся лихой. Ниже приведено расписание движения автобусов, взятое с сайта Транспорт Петрозаводска, которое может быть использовано как опорное, уточнить можно по второму из указанных петрозаводских телефонов, первый – не отвечает. Билеты заранее бронировать нет смысла, по крайней мере, в рабочий день, поскольку кроме нас в автобусе постоянно ехало лишь 4-5 человек.


расписание автобусов


В Суоярви на автовокзале погранцы встречают каждый автобус и проверяют паспорта у неместных, желателен список группы, который их вполне удовлетворяет. Дорога от Суоярви до Лоймолы становится из шоссейной гравийной, потом и грунтовой. Проехать по ней на загруженной легковой почти невозможно, так как дорогу могут пересекать разлившиеся ручьи, преодолеваемые вброд. Добраться из г. Суоярви до пос. Лоймолы (∼35-40км) можно следующим образом:

1) нанять машину в Суоярви не составляет больших проблем, метров за 200 до автовокзала, напротив забора военной части есть поворот в гаражи, в которых можно что-то найти;

2) автобус до Лоймолы уходит в районе 17 часов, в пути, если судить по качеству дороги, 1-1,5 часа. По словам местных с билетами могут возникнуть проблемы, видимо, много желающих ехать, поэтому билеты следует купить сразу по приезду;

3) можно позвонить в заказ такси по телефону 8(81457)2-15-09 тариф - 8руб./км. Переговорный пункт в Суоярви работает с 9 до 17, перерыв с 13 до 15, неподалёку от автовокзала.

Эмпирически проверенный вариант.
Мы добрались на УАЗ-"буханке" за 1000руб. за 45минут.
Собирать каты можно возле автомоста на левом берегу Лоймолы, на правом – одноимённый посёлок. В 20 метрах от автомоста выше по течению – устье реки, вытекающей из оз.Лоймолъярви.

3.2 Выброска. 

При выброске нужно учитывать, что поезда до Москвы из Лодейного Поля уходят в . Из Ууксы можно выехать:

1) дизельным поездом в 1750 до Лодейного Поля (прибытие в 2225), прицепные вагоны до Петрозаводска (710) и СПб (655). Ж/д станция, скорее полустанок, находится сразу за мостом на ЛБ. Если антистапель делать на ЛБ в 50 метрах от строения бывшего ГЭС, то нужно выйти на грунтовку, до шоссе "Питкяранта – Олонец" – 15минут, при этом на перекрёстке будет виден внизу автомост, ж/д мост метрах в 300 ниже по течению, перейти дорогу, по грунтовке через дома ещё 5 минут. Можно закончить маршрут на скальной плите справа, метрах в ста выше остатков ГЭС. По ПБ непосредственно у реки идет дорога, по которой около 1км до моста. Его надо перейти и, повернув налево, пройти через поселок к станции (порядка 300м). Расписание движения поездов из Питкяранты на 2005г.:

Движение поездов Отправление Прибытие
Питкяранта – Санкт-Петербург
№959
1715 655
Питкяранта – Петрозаводск
№959
1715 710
Санкт-Петербург – Питкяранта
№657
005 1200

Петрозаводск – Питкяранта
№658
2300 1200

2) проходящим из Питкяранты автобусом до СПб в 1330 через Лодейное Поле, до Петрозаводска через Олонец в 1530, которые можно останавливать у автомоста. Расписание автобусов и поездов можно посмотреть на сайте Питкяранты. Расписание движения автобусов из Питкяранты на 2005г.:

Движение автобусов Отправление из начального пункта Прибытие в конечный пункт
Питкяранта – Петрозаводск 820, 1530, 1820 1420, 2210, 000
Питкяранта – Санкт-Петербург 1330 2200
Петрозаводск – Сортавала/Питкяранта 630, 730, 1630 1230, 1410, 2230
Санкт-Петербург – Питкяранта 1430 2300

3) если выезжать машиной, то лучше приставать к скале ПБ, метрах в 300 до плотины, там дежурят "Газели" и грузовые, что удобно для большой группы, маленькой группе придётся искать в пос. Уукса, расположенного на том же берегу.

3.3 Аварийные выходы с маршрута. 

Вдоль р.Лоймоланйоки по орографически ПБ проходит грунтовка на расстоянии 1-2 км из Лоймолы в Кяснясельку, по которой ходят лесовозы, иногда и легковые машины (в 2005 г. её почистили грейдером, сделав вполне приличной для легковушек). Часть пути волока и оз. Сариярви проходит по данной дороге. Р.Уксунйоки пересекает автомобильную дорогу в районе пор. "Сильтакоски" ["Мостовой-2"], к первому на данной реке падуну – пор. "Сионитсанкоски" ["Розовый слон"] по ПБ ведёт дорога из пос. Ууксу, однако проход по которой в начале и даже середине мае затруднён обилием снега (нередко – по пояс).



4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. 

4.1 График движения. 


День Дата Участок пути Протяженность,
км
Ходовое время,
ч.
Характер пути,
способ передвижения
Особенности метеоусловий
1/2 04.05/05.05 г.Москва – г.Петрозаводск – г.Суоярви –
пос.Лоймола – р.Лоймоланйоки – шив."Двенадцатая"
поезд – 850, автобус – 140, машина – 35, сплав – 10 автобус – 2ч.10мин., машина – 45мин., сплав – 2ч.15мин. автобус до Суоярви, машина от Суоярви до Лоймолы, сборка судов, сплав, шивера "Двенадцатая" солнечно,
ветрено,
+8..+10ºC
3 06.05 шив."Двенадцатая" – оз.Сариярви – волок на р.Уксунйоки – пр.№20 сплав – 40, пешком – 5 сплав – 6ч.40мин.,
пешком – 1ч.30мин.
сплав, пор. "Веер", прокладывания пути во льдах на озёрах, пор. "Кривая Бочка", шив. "Раякоски", волок на р.Уксунйоки во второй половине дня
начался дождь,
+6..+8ºС,
оз.Корпиярви и Сариярви покрыты льдом
4 07.05 пр.№20 – пор. "Сионитсанкоски" ["Розовый слон"] сплав – 45 сплав – 6ч.45мин. мощные шиверы пр.№24 – 32, пор."Сильтакоски" ["Мостовой-2"], пор."Каурокоски" ["Блюдце"], шив."Лососевая" дождь,
ветрено,
+5..+7ºС
5 08.05 пор."Сионитсанкоски" – пор."Храмина" сплав – 5, пешком – 2 сплав – 50мин.,
пешком – 1ч.
пор. "Сионитсанкоски", "Мельница", "Каньон"*, обнос пор."Храмина"** дождь,
ветрено,
+5..+7ºС
6 09.05 пор."Храмина" – пос.Ууксу – г.Лодейное Поле сплав – 6,
поезд – 180
сплав – 45мин. шив."Лихая", "Последняя", разборка судов утром дождь,
сильный ветер,
+5ºС, днём облачно,до +9ºС
7 10.05 г.Лодейное Поле – г.Москва поезд – 650      
* – порог "Каньон" пройден штурмовым экипажем ката1 (Лисовой – Торопов), кат2 обнесён
** – порог "Храмину" группа обнесла

4.2 Техническое описание маршрута. 

Предварительные замечания

Категория сложности приведена для катамарана (КС для байдарки = указанная КС + 1-1,5) в низкий паводок (НП)/высокий паводок (ВП). НП обычно бывает в конце апреля – начале мая и с середины мая по середину июня и в сентябре, ВП, в случае не поздней весны, с 3-5мая по середину мая. Пик паводка приходится на 3-5мая. В 2005г. поздняя холодная весна, многоснежная зима и практически непрерывные дожди с начала мая сместили пик паводка на 8-12мая.

В качестве базовой лоции по обеим рекам использовался отличный отчёт Д. Шварца по р.р. Лоймоланйоки, Пенсанйоки и Уксунйоки на Весло.ру:отчёт Д.Шварца.

Принятые сокращения: ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег, ЛП – левый поворот, ПП – правый поворот. УВН – условное время от начала похода, включает (нарастающим итогом) прогоны между препятствиями для катамарана при среднем темпе гребли и скорости течения в ВП – 1м/с.

фото в приложении– фотографии.


Р. Лоймоланйоки от оз. Лоймоланярви до оз.Сариярви


Р.Лойманйоки (в переводе с саамского – "река с озёрками") берёт начало из оз.Лоймоланярви и через 70 км впадает в р.Тулемайоки, средний уклон – 1,3 м/км, расход в пик паводка – 20-25 м3/с. В весенний паводок на реке имеется 4 порога 3к.с. и 1 – 4к.с.

В ВП река характерна разливами в верховьях, чалка часто осложнена стоящими в воде затопленными деревьями. По [3] "...встречаются препятствия четырех типов: простые перекаты, шиверы с прижимами к берегам, полузатопленным деревьям и искусственным каменно-набросным грядам с растущими на них деревьями (наверное, это когда-то были ряжевые стенки. – пороги типа "горка с бочкой"). Исключениями являются пороги "Тайваскоски" ["Табун"], "Осиновый Каньон" и последняя шивера." Стоянки (пока нет комаров) на реке не проблема. Главное – найти место без снега. На левом берегу за ж/д мостом поляна для сборов.

Уровень воды на реке – ВП.


Соответствие с картой.

На карте обозначены пор. "Веер" (перед оз. Корпиярви), "Раякоски" (подписан) и "Цис" (за оз. Сариярви). "Тайваскоски" ["Табун"] находится перед маленьким озерцом. Мосты и озёра местности соответствуют.


Лоция р. Лоймоланйоки от оз. Лоймоланярви до оз.Сариярви


№№ УВН Название КС От начала,
км.
Берег разведки/
обноса вещей
и страховки
Ориентир Описание и прохождение Примечания
    Устье р.Лоймоланйоки          
1 0-00 Порожек 1B Сразу же за выходом из озера, под автомобильным и ж/д мостами Длина – 100 м В ВП под автомостом просвет ∼40см. Через несколько сот метров после ж/д моста – разлив
2   Шивера 3,5   Длина – 50 м  
3   Шивера 4 Скала на ЛБ Длина – 150 м, на S-образном ПП – ЛП с прижимом к левобережной скале
Неопытным байдарочникам можно посмотреть слева.
 
4-7   Шиверы       Простые шиверы длиной 50-100 метров, разделённые участками плёса.  
  1-30 Мост 5,5   После плавного ПП Зазор ∼40см Простой обнос слева
8, 9   Перекаты 5,5   Сразу за мостом    
10   Шивера "Двенадцатая" 2C 7   ЛБ Длина – 200 м. Узкое русло, повороты, ощутимое падение, ближе к концу прижим к наледи ЛБ, при этом левый гребец может получить травму Желательно осмотреть и, при необходимости подрубить наледь, поскольку чистое прохождение нетривиально, а наледь может быть неприятной
  2-01 Небольшое озерцо   8,3     Длина – 800 м  
11,12   Перекаты 9,1 Сразу за озерцом    
13   Шивера 10,2   Длина – 700 м. Комбинация плавных ПП – ЛП и ряжевой стенкой посередине  
14   Порог
"Веер"
фото в приложении
3B/3C 11 ЛБ Небольшой разлив после пр.№13. После метровой горки на ПП участок быстротока с камнями в русле, слева цепочка камней острова После метровой горки участок быстротока ∼30м и очень пологий слив (2,5м) с бочкой, затем маленькая горка с еще одной бочкой и короткая выходная шивера. Левая протока непроходима, вся струя бьёт в скалу.
Оба ката(1,2) успешно прошли по языку слива.
В НП можно сразу после пр.№13 зачалиться слева и осмотреть порог, перебравшись через мелкую левую протоку. В ВП лучше чалиться на ЛБ после пр.№13, а можно пройти первую часть пр.№14 – горку высотой 1м и зачалиться после неё к цепочке камней острова.
15   Перекат 11,1 Сразу за пр.№14 Метровая горка  
    Озерцо            
16   Перекат   На выходе озерца    
  3-00 Оз. Корпиярви   12,9   Длина короткого пути – 2,2км На озере возможен лёд. Идти следует к южному концу озера, ориентируясь на шум пр.№17, расположенного на выходе озера.
  3-29 Выход с озера   15,1        
17 3-29 Шивера 15,1 На выходе озера Длина – 100 м. Состоит из двух ступеней, разделённых быстротоком.  
18 3-36 Порог
"Кривая Бочка"
["Ядрёна Вошь"]
фото в приложении
3А/3В 15,6 ПБ Крутой ПП, из-за которого слышен шум падающей воды Горка с бочкой.
Кат1 прошёл через валы, обходя бочку слева. Кат2 не сумел уйти от бочки, но успешно из неё выбрался.
 
19 –22   Шиверы       Простые шиверы, разделённые небольшими плёсами
23   Шивера "Раякоски" 2B/2B   Скалы с 3-метровыми трещинами   Байдарочникам, возможно, стоит посмотреть
24   Перекат 18,2 Сразу за пр.№23    
  4-11 Оз. Сариярви   19,2        

Волок с р.Лоймалонйоки на р.Уксунйоки

Для волока на р.Уксунйоки следует держаться ПБ, во втором заливе, в его западной точке есть удобное место, откуда начинается тропинка, ведущая на, и через 100 метров, выходящую на грунтовку. На озере нередко бывает лёд, лучше держаться около ПБ, где всегда существует полоса воды, позволяющая дойти до точки начала волока.

От берега тропа через 50 метров выходит на заброшенную лесовозную дорогу, выходящую через 100 метров на хорошую грунтовую дорогу. Или на берегу оз. Сариярви, или под навесом около лесовозной дороги неподалёку от грунтовки в это время часто живут рыбаки, которые ставят сети вдоль берега на свободной ото льда воде. У них можно уточнить дальнейший волок. На развилке нужно повернуть налево, перейти ручеёк и пройти ∼1км вверх по дороге. В самой верхней части поворот направо к небольшой поляне со следами недавней вырубки. Далее по тропинке сначала вверх на пригорок, со следами воронок (где-то здесь на карте указана братская могила), потом вправо-вниз в лес по заброшенной дороге, которая, поворачивая влево, приводит к крутому 20-метровому спуску к оз. Полиярви (∼0,5км). На месте начала спуска хорошо оборудованное место для обеда. Неподалёку от берега озера почти на тропе – большой муравейник, с очень настырными и наглыми муравьями. На озере нужно идти вдоль ПБ, так как нередко там бывает лёд. В северо-западной части первого залива ПБ существует забитая упавшими деревьями протока в р.Уксунйоки, тропа обноса рюкзаков по ЛБ протоки. Длина протоки – 100м, ширина 2-3м, в НП глубина ∼1м, катамараны лучше разгрузить, т.к. в нескольких местах кат нужно приподымать над лежащими стволами, в ВП глубина ∼1,5м, можно пройти, не разгружая кат, поскольку только в самом начале нужно приподнять судно над упавшим деревом..

При наличии времени и отсутствии льда в южной части оз. Сариярви имеет смысл пройти самый сложный порог р.Лоймалонйоки. В этом случае волок увеличиться с 1,5 до 5км. Лоцию для этого случая по [3].

Волок на р.Уксунйоки от пор. "Тайваскоски" ["Табун"] состоит из движении на запад по лесу к грунтовке (∼1,5 км) и назад по грунтовке к обозначенной на карте братской могиле (∼3,5 км)..

Непройденными из интересных препятствий в этом случае остаются лишь пр.№34 – пор. "Осиновый каньон" (2C/3A) и пр.№35 – шивера (2B/2C).


 Лоция р. Лоймоланйоки от оз.Сариярви до пор."Тайваскоски" ["Табун"]


№№ УВН Название КС От начала,
км.
Берег разведки/
обноса вещей
и страховки
Ориентир Описание и прохождение Примечания
  4-33 Выход из оз. Сариярви   20,6        
25   Шивера 20,6 Сразу на выходе озера Длина – 1 км  
26 4-45 Порог "Цис" 3A/3В 21,9 ПБ   Копия пор. "Ядрена Вошь"  
27,28 4-46 Перекаты 22 Сразу за пр.№26    
29 4-47 Порог 2B/2B 22,1 Сразу за пр.№28 Короткая мощная горка  
30 4-48 Шивера 22,1 Сразу за пр.№29 Длина – 2 км Внимание! Переходит в сложный пр.№31. Если очень уверены в себе, можно пройти шиверу и зачалиться для осмотра пр.№31 к ПБ перед ЛП и островком. Если нет, стоит зачалиться перед шиверой и осмотреть место промежуточной чалки или сразу весь порог.
31 5-10 Порог
"Тайваскоски"
["Табун"]
4A/4B 24,3 ПБ Сразу за пр.№30 В ВП состоит из заходной шиверы в протоках у острова, высокого (∼1,5м) слива с большой бочкой и мощной шиверы с локальными бочками и прижимом к ЛБ

Р.Уксунйоки от пр.№10 до пос.Ууксу.

Предварительные замечания.

Р.Уксунйоки берёт начало из оз.Лоймоланярви и через 100км впадает в Ладожское озеро, средний уклон – 0,9м/км, расход в устье в пик паводка – 40-45м3/с. В ВП на реке имеется 3 порога 3к.с., 3 – 4к.с. и 1 – 5к.с. Значительно возрастает водность реки после впадения крупного левого притока – р.Пенсанйоки (в пик паводка – 8-10м3/с).

По Ууксунйоки в интернете имеются несколько лоций, в основном на библиотеке Машкова: Николая Спрингиса (НС) [НС] и каякеров (К) [К]. Обе они вполне удовлетворительны, ошибок и странных временных интервалов больше у НС, у К только одна очевидная ошибка.

Уровень воды на реке – ВП.


Соответствие с картой.

Перекат перед "Блюдцем" – порог перед урезом "61". Само "Блюдце" находится сразу после обозначенного на карте моста. Место, где можно много срезать – первый остров, "Лососевая шивера" – в правой протоке у второго острова. Левая есть, но крайне маловодна. "Розовый слон" и "Мельница" – следующий обозначенный порог. "Каньон" – следующий порог. "Храмина" – первый из следующего каскада, весь остальной каскад (2-5 черточки) – шивера "Лихая". Следующая черточка ничему не соответствует, а оставшиеся две – шиверы "Разгонная" и "Последняя". Порог "Падун-5" начинается через ∼100м после пересечения реки и ЛЭП.


Лоция р.Уксунйоки от пр.№10 до пос.Ууксу.


№№ УВН Название КС От начала,
км.
Берег разведки/
обноса вещей
и страховки
Ориентир Описание и прохождение Примечания
  0-00 Устье протоки из оз. Полиярви         Хорошая стоянка возле впадения протоки на ЛБ р.Уксунйоки. На участке до разрушенного моста в реки много упавших деревьев, до пр.№14 сложно со стоянками – берега заболочены
10 0-30 Шивера 4     Хорошая стоянка возле впадения протоки на ЛБ р.Уксунйоки. На участке до разрушенного моста в реки много упавших деревьев, до пр.№14 сложно со стоянками – берега заболочены
11,12 1-00 Шиверы 7,9      
13 1-30 Шивера 11,8      
14 1-40 Порог 1C/1C 13,1 На ЛП Мощная струя, валы На ЛБ за порогом – стоянка
15 1-53 Порог 14,8   Мощная струя  
16,17 1-58 Перекаты 15,5     Подряд
18 3-13 Перекат 25,4      
19 3-14 Перекат 25,5      
20 3-15 Порожек 25,6   Небольшой слив  
21 3-20 Перекат 26,3      
22 3-25 Шивера 26,9   Длина – 100м  
  4-15 Разрушенный мост   33,5   На прямом участке пути многолетний завал. По берегам выходы огромных каменных плит и остатки старой дороги, проходящей по ним. Обнос по ЛБ – 20м Место для стоянки отсутствует, можно сделать обед. Трудный отход от берега, осложнённый торчащими из воды стволами деревьев из завала
23 4-20 Перекат 34,2      
24 4-25 Шивера 1B/1C 34,8   Длина – 200м  
25 4-30 Перекат 35,5      
26 4-35 Шивера 1C/2A 36,1   Длина – 400 м с выраженной струей и перепадом около 2 метров.  
27 4-40 Перекат 36,8      
28 4-45 Порог "Тюфяк" 2A/2B 37,5   С небольшой бочкой. Достаточно мощный с перепадом около 1,5 м, слив 0,5м с бочкой через всю реку  
29 4-50 Перекат 38,1      
30 4-55 Порог 1C/2A 38,8   Достаточно мощный с перепадом около 2-3 метров  
31 5-00 Шивера 39,4   Длина – 200м  
  5-05 Автомост   40,1        
32 5-07 Шивера 40,3 ЛП, за которым слышен шум пр.№33 Длина – 50м Внимание! Пр.№32 сразу переходит в сложный пр.№33, поэтому лучше зачалиться к ЛБ перед ЛП для осмотра места перечалки перед пр.№33
33 5-07 Порог
"Сильтакоски"
["Мостовой-2"]
фото в приложении
левая протока: 3A/3B,
правая протока: 2C/2C
40,3 ЛБ ЛП реки, за которым начинается пр.№32 Длина – 150м, образован тремя опорами бывшего автомоста, имеет две протоки, разделённых сначала центральным быком, затем 20-метровым островом, в ВП от которого остаются только торчащие из воды деревья и кусты. Чалиться для осмотра порога можно перед ЛП реки, за которым начинается пр.№32. В этом месте в ВП река раздваивается, в НП существует только левая протока. Меньшая правая протока продирается сквозь деревья, в основной левой после ЛП начинается пр.№32, затем вода идёт метров 50 вдоль насыпи дороги, поворачивает направо, где протоки сливаются, и на крутом ЛП между опорами бывшего автомоста падает двумя протоками в основной слив.
Для левой протоки, куда идёт большая часть воды: пологий слив 0,7м с чистым проходом слева и мощной бочкой в центре и справа. Затем, через 20м после слива, ПП, слияние двух проток и выходная шивера длиной 100м. Постоянный прижим сначала на камни у левого берега, затем, в НП, на каменистую отмель в центре реки.
Для правой протоки: пологий слив 0,5м с чистым проходом справа и небольшой бочкой слева. Через 15м после слива ближе к острову лежит необливной камень, который можно в ВП обойти у ПБ, в НП это сделать сложнее.
Оба ката шли левой протокой, успешно обошли бочку слева и отгребли от прижима.
В основной слив у ПБ можно попасть из левой протоки, для чего нужно в заходной шивере (пр.№32) держаться возле острова, и сразу после слияния отрабатывая вправо.
34 5-12 Шивера "Лестница" 2B/2B 41     Длина – 500м, начинается на ЛП, состоит из двух ступеней, образованных связками ЛП – ПП, разделённых 50-метровым участком быстротока.  
  5-47 Устье р.Пенсайоки   45,6        
35   Перекат 47,8      
36   Перекат 50,4      
37   Порог
"Кауракоски"
["Блюдце"]
фото в приложении
2B/1С 53,6 Колодцы разрушенного моста Подковообразный по течению слив 1м через всю реку В НП порог – чуть более мощная копия Тюфяка, в ВП залит почти полностью
38   Перекат 55,8     В ВП залиты полностью
39   Перекат 57,6    
    Остров   60,6   ⊥ - образный поворот реки   Левая протока узка и немного завалена, зато длиной 20м, а правая – не менее 500м
40 8-39 Шивера "Лососевая шивера" 2B/2B 69,6 Обрыв на ЛП. И обрыв, и поворот после начала шиверы, но видно их за 100м до Длина – 700-800м, перепад 6-8м, заметный уклон, особенно в последней трети  
41   Перекат 71,1   Мощный перекат В ВП залит полностью
42 9-11 Порог
"Сионитсанкоски"
["Розовый Слон"]
фото в приложении
левая протока: 4B/4C,
правая протока: 3A/3B
72,6 ЛБ/ПБ Чалка перед плавным ПП, порог через 100 м после поворота Длина – 50м. В пороге 2 протоки: правая, непроходимая в НП, в ВП представляет собой очень пологий слив ∼2м с невзрачной, но достаточно мощной бочкой. Левая состоит из пологого слива у ЛБ острова и крутого у ЛБ, разделённых винтообразным валом, идущего от центра протоки к острову. Мощный слив 2,4м в НП и 2м в ВП, основная струя после ПП отходит от ПБ к ЛБ острова – бочка у острова мощная. Много вариантов прохождения. Наиболее оптимальный – там, где винт стыкуется с бочкой острова, и откуда идёт выносная струя. Осмотр слева или справа в зависимости от того куда идти. В НП можно перейти правую протоку вброд и посмотреть с острова.
Оба ката прыгали в левой протоке в место, где находится винтообразный слив. Кат1 зашёл на слив точно по винту, ушёл полностью в бочку, но остался на ровном киле, успешно отгребя от слива. Кат2 зашёл правее, после слива был закушен левым баллоном и, после непродолжительной борьбы, перевёрнут. Экипаж и кат2 был вытащен страхующим катамараном.
Справа на пороге оборудованная стоянка, правда, дров на ней мало, а выходы к воде ниже порога бывают забиты плавником.
43 9-13 Порог "Мельница"
фото в приложении
4A/3C 72,8 ПБ – для обноса,
ЛБ – для страховки
За пр.№42 200м разлив, покрытый пеной В НП в пороге 2 протоки со сливами ∼2м и мощными бочками (справа мощнее), В ВП – очень пологий 2м слив с бочками, вариантов прохода много, бочки можно почти обойти.
Оба ката успешно прошли слева.
Осмотр с обоих берегов, стоянка справа
44 9-43 Порог "Каньон"
фото в приложении
3B/4B 75,4 ПБ – для обноса,
ЛБ – для страховки
Скалы по обоим берегам, остров и начало шиверы В НП в пороге 2 протоки со сливами ∼1,7м с небольшими бочками, правая более грязная. В ВП – 2,5м слив через все русло с устрашающего вида бочкой (при попадании туда совершенно непонятно, что, когда и в каком состоянии вынесет). Бочку можно обойти слева.
Ввиду непрекращающихся дождей и высокого уровня воды было принято решение проходит только штурмовым экипажем. Штурмовой экипаж (Лисовой – Торопов) на кате1 прошёл слева, пробив небольшую бочку. Кат2 был обнесён.
По правому берегу несколько стоянок
45 9-43 Порог "Храмина"
фото в приложении
4B/5A 76,9 ПБ После прямого участка: сужение русла, заметный уклон, ускорение течения, начало шиверы Заходная шивера с двумя грядами камней. В НП со второй образуется слив ∼1м, в ВП гряды затоплены, на их месте маленькие бочки. В НП порог заканчивается простым сливом ∼2м с небольшой бочкой слева и мощным сливом (2,5м) без бочки, но с высокими валами справа. В левый слив можно угрестись. В ВП в конце пологий слив ∼4м с буйством стихий за ним. Лезть в бочку по центру совершенно не хочется, можно пытаться обойти её слева, придется пробить тоже не маленькую бочку и не познакомиться с деревом в потоке. Можно пройти и справа, но это чревато попаданием полулагом в косой закусывающий вал высотой ∼2м.
Ввиду непрекращающихся дождей и высокого уровня воды и, невозможности обеспечить надёжную страховку, было принято решение обнести порог.
Справа на пороге несколько стоянок
46 Шивера "Лихая" 2B/2B 77,9 Сразу за пр.№45 Длина – 2км  
47 Шивера "Разгонная" 81,9   Длина – 100м  
48 Шивера "Последняя" 1C/3A 83,5   Длина – 500м. В НП ничего из себя не представляет, в ВП несколько прижимов и локальных бочек. 2 ступени
49 10-40 Порог "Падун-5"
фото в приложении
левая протока: непроход,
правая протока: непроход/4C
84,1 ПБ Вскоре за пр.№48 в конце длинного плёса появляются строения плотины – начало порога "Падун- 5". Осматривать его стоит с острова между протоками, так сразу видно оба варианта, а по берегам реки растет труднопроходимый лиственный лес. Именно поэтому не надо пытаться подойти ближе к падуну, если не предполагается прохождение/обнос. В левой протоке у остатков ГЭС слив 1,5м в самом левом пролете. Ширина метра 3-4 и туда идет вся вода. Соответственно, бочки нет, а скорость течения дикая. Затем 100м прямого быстротока с валами до метра) и для НП по [3] "река опять делится на 2 части. Левая огибает огромную скалу. Она очень узкая (3-5м), с крутыми поворотами, прижимом на/под завал из бревен (и не только туда) и камнем посередине струи перед этим завалом. В конце лежат перегораживающие протоку бревна, но их можно убрать, подойдя с левого берега. Правее – собственно водопад: вода с трех сторон падает в бочку, откуда прямо сливается вниз. Общая высота – 4м (два слива водопадного типа по 2м)." В ВП деления левой протоки отсутствует, брёвен не видно. По [3]: "Справа в НП мощная шивера сомнительной проходимости. На первых 150м – валы, камни, два невысоких слива, затем сливы с двух или трех гряд подводных камней. Во второй приличного прохода не видно, в первой же в единственной достойной ката дырке лежит бревно, которое мало того, что проход перекрывает, еще и хочет затащить под себя. Далее все, на первый и далекий взгляд, менее круто. В ВП шивера вполне проходима, хотя очень сложна (4C). 2 опасных прижима, бочки. Через ∼100м после начала – высокий трос поперек реки, на нем вертикально висит бревно – очень неприятное место." Для каяка левая протока вполне проходима – 5B/5A, правая проходима и в НП – 5A.


5. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ. 

Маршрут был пройден полностью, за исключением пор. "Храмина", пор. "Каньон" – штурмовым экипажем, что было обусловлено высоким подъёмом воды, в результате непрекращавшихся весь поход дождей, и невозможностью, в связи с этим, обеспечить надёжную страховку. Имел место один оверкиль – кат2 на пор. "Сионитсанкоски" ["Розовый слон"], экипаж и кат были успешно выловлены страхующим катамараном.


1. Маршрут удобен для короткого весеннего похода в начала мая: простая, дешёвая заброска/выброска; оптимальная продолжительность на 4-5 ходовых дней; глухие, нетронутые места; полное отсутствие населения; достаточно серьёзные пороги до 4-5к.с. (по паводку). Единственное условие – непоздняя весна. Наиболее сложные мощные препятствия находятся в конце маршрута.

2. Переход от реки с меньшим расходом 20-25м3/с (р.Лоймоланйоки) к реке с большим расходом 40-45м3/с (р.Уксунйоки), постепенный рост сложности, мощности препятствий, и достаточно равномерное распределение их по маршруту способствуют проведению учебно-тренировочных походов. Значительно возрастает водность р.Уксунйоки после впадения крупного левого притока – р.Пенсанйоки (в пик паводка – 8-10м3/с), что надо учитывать при прохождении препятствий, начиная с пр.№37.

3. Весной обязателен гидрокостюм.

4. Наледи на порогах опасны.

5. Пр.№31 (пор. "Тайваскоски" ["Табун"]) на р.Лоймалонйоки, пр.No42 (пор. "Сионитсанкоски" ["Розовый слон"]), пр.No43 (пор. "Мельница"], пр.No44 (пор. "Каньон"], пр.No45 (пор. "Храмина"] и пр.№49 (пор. "Падун-5") на р.Уксунйоки – пороги с мощными бочками, требуют просмотра и страховки. Наиболее сложный порог на маршруте – пор. "Храмина", который в отличие от остальных падунов более протяженный: "входная шивера – слив – выходная шивера", и водный поток в нём мощнее.

6. Наиболее оптимальное судно – "Скаут", одиночный или в связке. Для ката многовато спокойной воды и озёр.

7. Со стоянками больших проблем нет: в пределах 1 ходового часа всегда можно найти что-либо более-менее пригодное.

8. Р.Лоймоланйоки значительно болотистее, чем р.Уксунйоки, которая даже по паводку практически везде течёт в своих берегах.

9. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому берегу реки, поэтому при разведении костров необходимо тщательно приглядывать за тем, чтобы не поджечь торфяной пласт и не вызвать подземный пожар. В ряде мест видны следы такой гари, они занимают квадратные километры.

10. Описанные в тексте реки более интересны в паводок, а р.Лоймоланйоки в межень вряд ли проходима. Вопрос, идти в НП или в ВП спорен. Преимущества ВП – высокая (∼1м/с) скорость течения на плёсах, тогда как в НП и межень реки почти стоят, мощные валы и бочки на порогах и удобное время, поскольку пик паводка хорошо совпадает с майскими праздниками. Недостатки – лёд на озёрах, неустойчивая погода (минус в порядке вещей, метель тоже возможна), меньшая "техничность" порогов.



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 


  1. www.pitadmin.onego.ru – неплохой сайт г.Питкяранты;
  2. www.tag.spb.ru – водопады Северного Приладожья;
  3. www.slazav.mccme.ru – отличный отчёт по р.р. Лоймоланйоки, Пенсанйоки и Уксунйоки;
  4. отчёты №5874 МГЦТК по р.Уксунйоки и №6048 МГЦТК по р.р. Лоймоланйоки и Уксунйоки – не очень подробные отчёты;
  5. многочисленные отчёты с библиотеки Мошкова:
  6. Атлас 2км Карелии 439ВКФ;
  7. Атлас 1км "Карелия. Южная часть."


7. СХЕМА МАРШРУТА. 



Общегеографическое положение.

карта



Схема маршрута.

карта-2



ПРИЛОЖЕНИЯ. 



Команда
Наташа

Наташа

Серёга

Серёга

Саша

Саша

Кат1. "Гоша-2".Объём примерно 1000 литров. Катамаран сделан фирмой "Рафтмастер". Экипаж: Торопов Максим и Фокина Наталия.
Кат2. Объём примерно 1000 литров. Катамаран сделан фирмой "Красное Солнышко". Экипаж: Лисовой Сергей и Тюрин Александр.
Кат1 Кат2

Р.Лоймалонйоки


Порог "Веер"
Порог 'Веер'

Правая протока

левая протока

Левая протока

кат1 в 'Веере'

Кат1 в пороге

Порог "Кривая Бочка"["Ядрёна Вошь"]
Порог 'Кривая Бочка'

Р.Уксунйоки


Порог "Сильтакоски"["Мостовой-2"]
Порог 'Сильтакоски'['Мостовой-2']
Порог "Кауракоски" ["Блюдце"]
Порог 'Кауракоски'

Порог "Сионитсанкоски" ["Розовый Слон"]
Порог 'Сионитсанкоски'

левая протока

правая протока

правая протока

кат1 в 'Слоне' кат1 в 'Слоне'-2
Кат1 проходит порог
кат2 в 'Слоне' кат2 в 'Слоне'-2
Кат2 проходит порог
Порог "Мельница"
Порог 'Мельница'
кат1 в 'Мельнице'

Кат1 проходит порог

кат2 в 'Мельнице'

Кат2 проходит порог


Порог "Каньон"
Порог 'Каньон'
кат1 в 'Каньоне'

Штурмовой экипаж на кате1 проходит порог

Порог "Храмина"
Порог 'Храмина'
Порог "Падун-5"
Порог 'Падун-5'


Максим Торопов
Комментарии: Ваш комментарий:
2006-12-24 04:16:47 | Андрей | E-Mail
Интересный сайт. Надеюсь, что дальше будет еще больше информации



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;