LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



каньоны Канды
Автор: Павел Горбачев


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

р.Северная Шуя и р.Олонга

Северная Шуя на каяках

Игорь Романенко
(Киев)
Алексей Кузнецов
(Ярославль)

Вместо предисловия.

Летом 2001 года у меня планировался поход на Кутсайоки с нашей катамаранной группой. Но хотелось большего, в частности, размяться перед Кутсайокой на чем-то более простом. Так возникла идея пойти на Северную Шую – одну из немногих привлекательных для каякера рек Карелии. Хотелось осуществить этот блиц-поход на одних лишь каяках, заодно проверив возможность каячной группы ходить автономно.

Но вот проблема – желание есть, а попутчиков нет. Каякеров в Киеве негусто – на тот момент я не знал никого (сейчас мне знакомы человека 2-3 на весь почти двухмиллионный город). С отчаяния просил знакомого пойти со мной на Ласточке, но тот отказался. Решив, что, если не найду попутчика, то пойду на Шую сам, закинул объявление в интернет на различные сайты.

К моему удивлению, пошли предложения. Одни люди на катамаранах агитировали бросить Шую и идти с ними на Кутсайоки. Но Кутсайоки у меня была и так запланирована, да и сроки не подходили. Другая группа приглашала на Пистайоки…

Но вот пришло долгожданное письмо от Алексея Кузнецова, каякера из Ярославля. В письме Алексей восторженно отзывался о моей идее пойти на Шую и выражал готовность составить компанию. Больше попутчиков не объявилось. Итак, идем вдвоем.

Избавлю тебя, уважаемый читатель, от описания подробностей подготовки, сборов по Интернету (должен, кстати сказать, что это была одна из самых тщательных подготовок за все мои походы – все нужное, и ничего лишнего, было взято). Перейду к тому моменту, когда я лежу на полке плацкартного вагона, на третьей полке отдыхает мой Diablo Evolution, а поезд неумолимо отсчитывает километры от Киева до Петербурга. Каков будет мой попутчик? Я его не видел даже на фотографиях в инете. Каковы его привычки? Сможем ли мы поладить? Было слегка стремно. Первый раз я шел в поход с совершенно незнакомым человеком. Алексей написал, что ему 21. Почему-то мне представлялось, что это невысокий худенький паренек с каячным безумием в глазах.

21.06.2001, четверг. Петербург – дорога в Карелию.

Около 11 утра по московскому времени мой поезд не спеша (а точнее, с двадцатиминутным опозданием) подкатил к Витебскому вокзалу Петербурга. Резвые пассажиры ринулись на выход, я с каяком не мог составить им серьезной конкуренции. Поэтому, ожидая, пока все улетучатся, я занялся стаскиванием Дьяблы с третьей полки.

– Игорь, если не ошибаюсь? – да уж, тут трудно было ошибиться, ведь каяков у других пассажиров не было.

Оглядываюсь. Здоровый парнище, ростом почти как я, а в плечах значительно пошире. Вот тебе и хилый задумчивый парнишка!

В Петербурге меня поразило серое низкое беспросветное небо. Подморашивал мелкий дождик. На мой вопрос: «А что, у вас всегда погода такая?», Костя, Лехин друг, ответил: «Сегодня еще хорошая».

Сдав большинство вещей в камеру хранения на Центральном вокзале Петербурга, большую часть времени мы провели на квартире у Кости. После принятия какого-то количества пива «Обломовъ» нами действительно овладело обломное состояние – не хотелось никуда идти, что-то делать, ну вообще, двигаться. Но труба зовет…

Проводники в поезде №20(?) оказались дружелюбными, на каяк отреагировали спокойно. Попив чаю, мы попытались заснуть, но давали себя знать белые ночи. Мы с Лехой выходили гулять на всех больших остановках, где наш поезд стоял по 30-40 минут (зачем делать такие остановки в небольших городках, мне до сих пор непонятно). Помню, в Лодейном Поле одна бабка с пирожками расхваливала красоту городка и заверяла нас, что мы будем поражены, лишь только поднимемся на высокий переход над путями. Мы поверили и поднялись. Но были разочарованы, ничего особенного не увидев. Наверное, красота находилась где-нибудь в другом месте. Порешив на этом, мы окончательно пошли спать.

22.06.2001, пятница. Сосновец – Северная Шуя.

Поезд пришел на станцию Сосновец около 10 утра, точно по расписанию. Выгрузились, оглянулись. Неказистое здание вокзала, какие-то дома в отдалении. Другое турье, кроме нас, не вышло. Леха забрал каяк (Prijon Hurricane) из багажки. Теперь надо забрасываться на реку. Я пошел по домам в деревне.

Сначала нашел большую грузовую машину. Стоила она для нас дорого, но для больших групп, забрасывающихся на Охту или С. Шую, может быть вполне приемлемый вариант, поэтому привожу телефон: 8-81437-366-88, Роман, Юра. Дальнейшие поиски привели меня к некоему мужику, который согласился за 350 р. забросить нас до Пертозера. Выхода не было. Остальные либо отказывались, либо хотели дороже.

Мужик обещал заехать к вокзалу где-то к половине второго. От нечего делать решили развести костер и приготовить еду. Я остался возле вещей, Леха пошел за водой. И тут нам улыбнулась удача.

Удача оказалась в лице местного жителя Лотоша Николая Егоровича, на которого Алексей наткнулся случайно в поисках воды. Мужик за те же 350 р. согласился отвезти нас до моста перед Верхним Кипозером (то есть практически исключалась верхняя озерная часть маршрута). Вскоре он приехал на Ниве с прицепом и верхним багажником, и где-то за 2 часа мы доехали до реки. Дорога местами оказалась совершенно убитая, проходимая только двуприводной машиной. Николай Егорович напоил нас вкуснейшим березовым квасом собсвенного изготовления и рассказал массу интересных историй про жизнь в Сосновце, местные порядки, рыбалку. Мировой мужик! Расстались мы друзьями. С удовольствием привожу здесь его телефон:

Лотош Николай Егорович 8-81437-36-118 (на заметку: если у вас будет некоторое количество спирта, то это может существенно снизить цену на заброску)

Ну вот и Шуя. Речка шириной метров 15, полуразвалившийся мост, бурлит какой-то перекатик. Николай Егорович сказал, что вода низковата, что мы вскоре и сами ощутили. Но еще скорее ощутили присутствие местных комаров – тут их было прилично. Потери в борьбе с комарами были понесены и с нашей стороны, и со стороны противника.

Стали собираться. Распаковали рюкзаки и охренели – неужели все это барахло влезет в каяки? А у Лехи в корме еще и пиллерс стоит! Первый процесс упаковки оказался делом очень нетривиальным и получился не с первой попытки. Да и то, котелок не вместился и был подвешен в каяке у меня между ногами. Не вместился еще купленный в Петербурге батон, вследствие чего отдали его проезжавшим на мотоцикле местным.

Если вы собираетесь в автономный поход на каяках, то хорошо подумайте, а действительно ли вы хотите идти автономно, без поддержки посторонних судов. Если же вы подумали и все-таки приняли это мужественное решение, то самое время написать список вещей, которые вы берете с собой. Пишите только все самое-самое необходимое, и ничего более. После того, как список написан, вам нужно вычеркнуть из него половину предметов. Только после этого вы можете попытаться впихнуть то, что осталось, в ваш любимый каячок. Что, не получилось? То-то же. Берите ручку и из оставшегося вычеркивайте еще половину. После этого у вас есть слабая надежда, что после тщательной трамбовки и компрессии большая часть предметов в каяк все же поместится. И учтите, что кроме всего, в лодку должна помещаться еще и еда.

Тронулись где-то около 16.00. Груженые каяки управляются непривычно тяжело, но пока что река не представляет собой ничего сложного, спокойно петляя по болоту до самого Кипозера. Сразу после впадения виден домик на противоположном берегу. От него надо забирать направо, придерживаясь ближе к левому по отношению к линии движения берегу озера. Лопатить от моста до озера где-то час, да еще по озерам минут 40. Между Верхним и Нижним Кипозером короткая шиверистая протока.

Но вот, наконец, стоячая вода заканчивается. Начинаются грозные шиверы, предсказываемые лоцией. В нашу воду эти шиверы действительно оказались одним из самых сложных препятствий маршрута. Сложность их состояла в том, что самые глубокие места этих шивер достигали сантиметров десяти. Сначала мы с Лехой пытались двигаться, отталкиваясь веслами от камней и дна. Затем, положив весла на деку, двигались, отжимаясь руками. Наконец, плюнув на все, вылезли из каяков и потащили их по мелководью. Легкий вечерний ветерок нес над рекой наш матерок. Наибольшие царапины на данном маршруте наши каяки и весла получили именно на этом участке. За час такого прохождения уханькались так, что уже ничего не хотелось. Единственное, что запомнилось – это порог Бутылочное Горло. Запомиился тем, что не садило на камни и была какая-то струйка. В лоции он указан, как порог 3 кс. Может, все радикально меняется по высокой воде… Вообще, категорийность всех препятствий на маршруте была завышена. Сказывается, что лоция написана байдарочниками.

Наконец, догреблись до красивого низкого скального каньончика со спокойной водой. Тут решили и заночевать. Покрутились на пустых каяках, покилялись, поэскимосили, потюленили, поставили палатку, сварили жрачку, заснули. Собирая дрова, Леха бурчал, что дров практически нет; как по мне, на двоих их достаточно. А вот мест для палаток большой группе может не хватить.

23.06.2001, суббота. Каньон после Бутылочного Горла – Белая Лошадь.

Утром, пользуясь хорошей погодой, которая нас баловала с самого начала маршрута, снова потренировались в стоячей воде между скалами. Леха научил меня делать переворот винтом. Около 12 похлюпали дальше. Попроходили всякие там пороги Темный, Софринский, Змея, Чайник. И снова выражаю сомнение о данной им третьей категории. По моему мнению, ее там нет и близко. Может, все выглядит по-другому в высокую воду, но в низкую на каяке можно смело все идти без осмотра.

Вход в порог Белая Лошадь невзрачен и незаметен. Он выглядит, как небольшое тупиковое ответвление от основной реки. Поэтому мы его успешно и проскочили, опомнившись уже перед самим водопадом в правой протоке. Камней в этом мини-водопаде натыкано столько, что, скорее всего, он непроходим в любую воду. Сфотографировавшись на водопаде, поперлись назад, на этот раз успешно найдя нужную протоку.

Стали над порогом Белая Лошадь, поскольку времени впереди у нас было аж 5 дней, а как его убить, было неизвестно. Убивали мы с Лехой время с помощью богатырского сна, не менее богатырской жрачки и прохождения порога.

Порог Белая Лошадь выделяется на фоне предыдущих препятствий «3 категории» своей фотогеничностью и большей сложностью. Ему по нашей воде как раз и можно дать «тройку». Порог представляет собой 150-метровый каньон в левой протоке Шуи. В каньоне достаточно высокая скорость течения и несколько сливов, в которые надо достаточно точно вписаться. А вообще, как показали прохождения, в нашу воду порог не представлял собой ничего криминального. Идешь себе по струйке да слушаешь, как время от времени шуршат камни под днищем. Но посмотреть порог перед прохождением стоит. А еще – на стоянке возле порога просто ОФИГЕННОЕ количество комаров! Люди, будьте бдительны! Не ночуйте возле Белой Лошади, иначе летучие унесут в лес и съедят.

24.06.2001, воскресенье. Белая Лошадь – Сосновый.

Несмотря на выходной день, переход получился ударным. У утра он был ознаменован тем, что сегодня в первый раз мне удалось упаковать вещи в каяк так, что между ногами у меня ничего не болталось. То ли мы сожрали так много, то ли наконец-то научились укладывать вещи. Напоследок прошли порог уже гружеными и пошли покорять одно из самых главных препятствий маршрута – плес после Белой Лошади. Препятствие покорялось тяжело, изредка давая нам послабление в виде переката, на котором не надо было грести. В очередной раз хочу наехать на авторов лоции, которой мы пользовались. Иногда складывалось впечатление, что категорийность порогов была повышена за счет уменьшения длины плесов.

Опускаю описания различных шивер и порожков, которые мы преодолели. Первое более-менее интересное препятствие за этот день – порог Директор. Он представляет собой два близкоидущих слива, в бочке второго каяк притапливает неожиданно глубоко, да и опереться не надо забывать. Далее снова пилеж по плесам до порогов Слива, Ремиз, Банзай. Эти препятствия тоже не запомнились ничем особенным, кроме как нависающими камнями правого берега в пороге Банзай. Ну и тем, что сразу после Банзая идет порог Сосновый.

Перед Сосновым стоит зачалиться к правому берегу. Порог стоит осмотреть, да и стоянка тут очень неплохая. Сосновый слышно хорошо, поскольку гудит он прилично.

Порог Сосновый короток – менее 100 метров, а падение в нем около 4 метров. Порог представляет собой ряд сливов с подводных камней, непрерывно следующих один за другим. В высокую воду здесь может быть очень даже весело, а в нашу – мило и прикольно. Бочки не держали, киляться вследствие мелкой воды было некуда. Мы с Алексеем прошли порог по 2 раза, причем он оба раза успешно, а мне оба раза не везло – где-то в середине порога я цеплял за подводный камень, каяк разворачивало и часть порога я проходил кормой вперед. А второй раз в конце даже сел на камни в последнем сливе, изобразив постамент каякера.

На стоянке возле Соснового у нас начался сезон находок. На деревянной скамье Леха обнаружил банку со сгущенкой, с пробитой дыркой для питья, но почти полную. Нашей радости не было предела. Сегодня на ужин у нас будет сладкая молочная каша с сыром! Спасибо группе, которая шла перед нами. Как мы увидим дальше, это был не последний ее подарок.

И еще одна положительная особенность стоянки на Сосновом, особенно хорошо заметная после Белой Лошади – тут практически не было комаров, а тех двух-трех чахлых созданий, которые вились вокруг нас во время постановки лагеря, мы быстренько прибили. После чего заснули с чувством выполненного долга.

25.06.2001, понедельник. Сосновый – Пуло-порог.

Проснувшись утром и еще не высунув носа на улицу, мы поняли, что дело дрянь. Хорошая погода закончилась. Дул промозглый холодный ветер, с неба капала какая-то мелкая дрянь. Короче говоря, ввиду погодных условий мы с Алексеем вылезли из палатки часам к десяти вместо обычных восьми. Идти куда-то не хотелось, а хотелось снова залезть в спальник и там дрыхнуть до посинения. Но нашли в себе силы и тронулись-таки дальше.

Следующее серьезное препятствие – порог Московский – издалека слышен по издаваемому им мощному гулу. Порог состоит из двухметрового падуна и следующей за ним шиверы длиной метров 300. Ну, о шивере можно и не говорить, а падун на полиэтиленах вполне проходим, надо только его посмотреть. Что мы и сделали. Московский прошли гружеными, причем Лехе пришлось проходить дважды, так как я первый раз зазевался и его не сфотографировал.

После длинного плеса порадовал порог Предбанник, где необходим небольшой слалом между камнями в сливах. Должен, кстати, заметить, что впечатление от длины Предбанника и от его мощи с наплыва у нас сложилось преувеличенное. Потом, когда мы ходили его смотреть, он уже не так впечатлил нас.

Порог Предбанник является ориентиром более сложного Пуло-порога, который начинается сразу после плеса за левым поворотом реки. На левом берегу хорошая стоянка, где мы и окопались (комаров снова практически не было!). Переход в этот день оказался микроскопическим.

На стоянке возле Пуло-порога мы нашли 20 м крепкой капроновой веревки, а немного позже – начатую пачку «Orbit». Дорогие друзья, шедшие перед нами в середине июня этого года! Если вы все еще претендуете на начатую банку сгущенки, упаковку «Orbit» и потерянную веревку, вы можете связаться с нами, написав мне или Алексею письмо. Возвращение сгущенки и орбита не гарантируем, а вот веревку можем вам выслать(сейчас она лежит у меня дома в городе Киеве).

Остаток дня традиционно убивали с помощью непомерной жрачки и лазанья по камням возле Пуло-порога в поисках обещанных лоцией россыпей граната. Переходили также на остров в центре порога. Вообще, должен заметить, что запланированных на прохождение реки шести дней оказалось слишком много. Река вполне реально проходима на каяке за 3 дня.

26.06.2001, вторник. Пуло-порог – полуразрушенный мост – р. Олонга – Большой Падун.

Пуло-порог – один из сложнейших на Шуе. Он начинается с метрового слива. Далее река разделяется каменистым островом на две протоки. В левой протоке находится самый натуральный водопад высоты около 2.5 метров. Он обильно утыкан камнями. Пути для его прохождения в нашу низкую воду мы так и не увидели. Правая протока – извилистый трек в узком каменном желобе. Именно по этому треку мы и проскользнули, когда стартовали утром. Далее, после слияния обеих проток, тянется мелководная шивера.

Еще вечером, становясь на Пуло-пороге, мы поняли, что, несмотря на наши старания, нам все равно не удается растянуть поход на 6 дней. Переход от Пуло-порога до Большого Падуна очень невелик, а дневку делать не хотелось. Поэтому-то и возникла полуавантюрная идея сделать пешку на реку Олонга – левый приток Шуи, и, сплавившись затем до слияния с Шуей, дойти до Большого Падуна.

Сказано – сделано. Уже около 11 утра мы дошли до полуразрушенного моста через реку – места начала волока на Олонгу. Далее переоделись, загрузили вещи в рюкзаки и потыкали по дороге. Алексей нес каяк, одетый очком на рюкзак, а я волок свою Дьяблу за ручку. Оба способа передвижения показали свою применимость и примерно одинаковые скоростные возможности – около 3 км/ч с перекурами.

Так мы прошли часа три и уже слегка уханькались. Судя по карте, уже давно должен был появиться выход реки к дороге, но никаких признаков этого не прослеживалось. Зато в изобилии присутствовали жужжащие твари, которые нещадно кусали руку, тащившую каяк, а также прокусывали гидру в местах швов. Кстати, о гидре. Если вы собираетесь совершать пешие волоки даже на небольшое расстояние, обязательно снимайте гидрокостюм! Паховые области у меня и у Лехи были натерты так, что вечером мы ходили походкой бывалого кавалериста, что только что слез с коня.

Наконец-то справа от дороги начал слышаться шум воды и проблескивать какая-то речка. Резонно решив, что, кроме Олонги, быть здесь больше нечему, мы загрузили каяки и спустились вниз по склону.

Это действительно оказалась Олонга, да только вот пороги на ней вследствие очень малой воды превратились в небольшие ручейки между камнями. Так что часть обратного пути мы с Алексеем снова проделали пешком, на этот раз по скользкому речному дну, волоча за собой груженые каяки. Удовольствие еще то! Хотя, должен заметить, что пороги на Олонге в высокую воду для каяка могут быть очень интересны, в чем вы можете убедиться, поглядев на фотографии. Но в низкую воду и не пробуйте соваться туда.

Наконец-то «порожистый участок» пройден. После такого гладкой воде радуешься как манне небесной. Да тут еще, совершенно неожиданно, закончилась плохая погода, небо быстро расчистилось и выглянуло солнце. Достаточно скоро мы впали в Шую и дошли до Большого Падуна, где и стали на правом берегу перед порогом. Сил ни на что уже просто не было. Привязав каяки, мы легли спать.

27.06.2001, среда. Большой Падун – ст.Шуерецкая – Кемь.

Утром на облегченных каяках мы прошли первую и вторую ступени Большого Падуна. Перед попаданием в двухметровый слив второй ступени нужно совершить со струей два маневра – сначала под правый берег, затем под левый, но по нашей воде они проблемы не составляют. Прохождение самого слива в чем-то сходно с катанием на наждаке – камни там натыканы криво и беспорядочно и какой-то оптимальной линии движения мы с Алексеем так и не высмотрели.

Загрузившись, прошли остальную часть Падуна. Она хоть и не выглядит так могуче, как вторая ступень, но требует внимания. Я расслабился, меня тут же прижало к камню и чуть не кильнуло, но успел открениться.

Порадовал также порог Зигзаг, идущий вскоре после Падуна. Мы зачалились в самом пороге на быстротоке, в улово около левого берега, метров за 30 до первого слива и прошли все по-быстрячку с фотографированием. Порог с приятными бочечками.

Далее шел целый каскад шивер, которые ничем особенным не запомнились. Ну, а после того мы прошли под железнодорожным мостом и вскоре попали в деревню Шуерецкая. Для антистапеля чалиться стоит возле здания сельсовета с флагом на правом берегу, после порога «Морской». Там хорошо продуваемая поляна, где можно быстро высушить шмотки. Местные жители обращали на нас не очень много внимания, за исключением двух девушек, которые издалека помахали нам рукой. Тех же девушек, но уже вблизи, мы встретили и потом, когда тащили наши шмотки к станции. Они упросили нас сфотографировать их в каяке, и приглашали на танцы в клуб. Мы сдержанно отказались.

Станция Шуерецкая представляет собой полное отсутствие станции как таковой. Несколько путей, небольшой домик и все. Поезда, соответственно, стоят здесь одну или две минуты. Для того, чтобы сесть на поезд, нужно быстро бежать к выбранному вагону(с каяком!) и стучаться изо всех сил. Проводница пустила нас до Кеми за 20 рублей с человека.

Вот так и окончилось наше путешествие. Мне было слегка грустно, как всегда бывает в конце хорошего похода. На вокзале в Кеми Алексей купил билеты до Вологды, а я до Кандалакши, чтобы присоединиться к нашей группе, шедшей на Кутсайоки. Но это уже совсем другая история.

Выводы из путешествия

Река Северная Шуя в малую и среднюю воду проходима на полиэтиленовых каяках. В очень малую воду смысл идти на нее пропадает, так как большинство самых сложных препятствий представляет собой шкуродер. Узнав о том, что вода малая, нужно принимать решение о заброске на Охту. Нецелесообразно идти на реку на катамаране или фабричной байдарке, поскольку в первом случае просто скучно, а во втором судно получит на шару множество дыр.

Маршрут может служить хорошей разминкой для каякера с небольшим походным опытом перед походом на более сложную реку. Большинство препятствий дают возможность читать воду с наплыва. Осмотреть необходимо только пороги Белая Лошадь, Сосновый, Московский, Пуло, Большой Падун.

Маршрут по реке легко укладывается в 3-4 дня. Приблизительный график движения при этом может быть таков: первый день - заброска до моста перед Кипозером - порог Белая Лошадь, второй день - порог Белая Лошадь - порог Сосновый, третий день - порог Сосновый - порог Большой Падун (либо Пуло, тогда в этот день выходит даже полудневка), четвертый день - порог Большой Падун - деревня Шуерецкая.

фотографии
01.jpg
Белая Лошадь
02.jpg
Сосновый
03.jpg
Московский
04.jpg
05.jpg
Пуло-порог
06.jpg
порог на Олонге
07.jpg
порог на Олонге
08.jpg
Большой Падун
09.jpg
Большой Падун
10.jpg

11.jpg
карта

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2006-06-12 21:14:27 | Марина | E-Mail
Молодцы, ребята, что встретились и дали возможность присыпаггым пылью горожанам ощутить на себе брызги настоящей жизни



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;