Отчет о водном походе 2 к.сл. по р.Суна (Средняя Карелия)

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Ст.Гимолы - Поросозеро - Пяльвозеро - Линдозеро - пос.Гирвас

Протяженность -160 км

Сроки проведения - 26 июня - 9 июля 1993 г.

Руководитель - Коцот С.Я.


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Река Суна протекает в западном районе Карелии, граничащем с Финляндией. Оптимальный вариант подъезда таков: поезд Москва-Петрозаводск, далее пересадка на поезд Петрозаводск-Костомукша, отправляющийся в 19.30 и прибывающий в поселок Гимолы в 03.03. До берега Суны ведет грунтовая дорога (4км). Участок реки от Гимольского озера до Поросозера спокойный; от Поросозера до Гирваского водохранилища - изобилует порогами. Берега иногда заболоченные, особенно часто между Пяльвоозером и Линдозером, а в основном покрытые лесами (хвойными и смешанными). На протяжении 160 км маршрута встречаются пять населенных пунктов: Гимолы, Поросозеро, Линдозеро, Каткары, Гирвасе; в Линдозеро и Койкары по пятницам приезжают автолавки. В Гимолах, Поросозере, Гирвасе есть магазины.

На озерах много островов, некоторые лесистые. На островах и по берегам озер много охотничьих и рыбацких домиков. От поселка Гирвас есть прямой автобус до Петрозаводска, но твердого расписания нет, так как не хватает бензина и водителей. В тридцати километрах от Гирваса на реке Суна находится один из самых крупных водопадов Европы - водопад Кивач. Чтобы на него посмотреть нам удалось договориться с водителем автобуса, который возит рабочих для ремонта трассы.

Водопад находится в восьми километрах от трассы на Петрозаводск, поэтому путь обратно не представлял сложности. В Петрозаводске всегда можно остановиться в СЮТуре: ул. Толстого, дом 4; тел. 5-91-18). Ехать до СЮТура на троллейбусе N1 (черный). Из Петрозаводска можно совершить экскурсию на остров Кижи. Удобнее и дешевле использовать для этого не экскурсионные катера, а рейсовую "Комету", отправляющуюся в 13.00 из Петрозаводска и в 20.30 с острова, тогда как экскурсионные катера приходят в Кижи всего на два часа. Отъезд из Петрозаводска в Москву сложности не представляет, проблем с билетами нет.


ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА
28.06.93 Облачность переменная, температура утром +5 С, днем до +15 С, ветер умеренный, холодный, вода спокойная. Пройден участок пути от озера Гимольское до озера Поросозеро. Чистое время на воде - 5ч. 30мин. Происшествий не было.

29.06.93
Облачно, дождь, температура около +10 С, умеренный северо-западный очень холодный ветер. Пройден участок реки от озера Поросозеро до Мельничного порога. Чистое время на воде - 3ч., пройдено 16 км. Происшествий не было.
30.06.93
Утром - солнечно, днем дождь, температура воздуха около +10 С, ветер слабый. Пройден участок пути от Мельничьего порога до выхода из Пяльвозера. Происшествий не было. Чистое время на воде - 3ч.10мин. Пройдено 23 км.
01.07.93
Дождь с утра сильный, к полудню - слабеющий, температура воздуха +8-10 С, ветер слабый. Пройден участок пути от порога N5 до озера Линдозеро. Чистое время на воде 2ч. 45мин., пройдено 30км. Пропоролся экипаж (топляк).
02.07.93 С утра - дождь, с 15.30 - ясно, ветер порывистый, но теплый. Температура воздуха +12-15 С. Пройден участок пути от порога N7 до порога N17. Чистое время на воде 4ч. 20мин., пройдено 24км. Оверкиль 4 экипажа на пороге N10.
03.07.93 Дневка. Первый день без дождя, солнечно. Температура воздуха +18-20 С. Делали баню. Пропор 6 экипаж при выходе из порога N16.
04.07.93 С утра ясно, к вечеру - дождь. Ветер слабый, температура воздуха около +10 С. Пройден участок пути от выхода из озера Линдозеро до деревни Койкары. Чистое время на воде - 5 час., пройдено 37км. Происшествий не было.
05.07.93 Пасмурно, моросящий дождь, ветра нет, температура воздуха +15 С. Пройден участок пути от деревни Койкары до поселка Гирвас. Чистое время на воде - 1 час, пройдено 4км. Происшествий не было.

ЛОЦИЯ МАРШРУТА

1-20км
Озеро Кудамгубское - река Суна - озеро Чудское. На воде никаких препятствий. Береговая линия озер сильно изрезана; идти на юго-запад. По берегам смешанный лес. Сложности могут возникнуть только в ветреную погоду из-за большой воды.

21км
Река Суна - железнодорожный мост - выход в Поросозеро. Поселок Поросозеро на левом берегу. Есть поселковый совет, погранзастава, магазины, пекарня.

26км
Выход из озера в реку Суна. Ширина реки 100-150 м. Есть удобные стоянки по обоим берегам.

28км
Порог N1. Перед порогом река резко сужается с 200 до 40м. Длина порога около 250 м. Буруны до 0,5 м. Течение около 0,7 м/с. Сразу за порогом мелкий перекат около 200м. По большой воде проход безопасен, по малой воде есть опасность для судов со значительной осадкой. На дне множество острых камней, топляк. Проходили с просмотром. Происшествий не было.

32км
Порог N2 - Мельничий. По обеим сторонам реки остатки разрушенной мельницы. Перед порогом - шивера. Вход по главной струе безопасен. Протяженность порога около 100 метров. Обливных и подводных камней нет. Сразу за порогом перекат - около 100 метров. Большие валы, свал в левый берег. За перекатом под левым берегом улово, забитое бревнами. Затем русло опять резко сужается. В этой горловине небольшой островок под левым берегом и шивера. Проход несколько осложнен большими валами. Прошли без происшествий.

34км
По выходе из горловины по руслу два больших лесистых острова, все протоки проходимы.

35км
Перекаты в протоках между берегом и большим лесистым островом. По выходе на основном русле - два подряд переката около 100 метров каждый с расстоянием между ними по 100 метров.

36км
Серьезный порог (N3). Протяженность около 300 метров, перед порогом и после него около 150 метров перекаты. По руслу множество подводных и обливных камней, на левом берегу завалы, топляк; сразу за большим обливником в центре основной струи - торцащие из воды бревна и доски, что делает проход там невозможным. Оптимальный вариант прохода - под правым берегом, с выходом на основную струю после обливника и завала. Прошли без происшествий (под левым берегом шел 2 экипаж).

39км
Вход в узкое, изобилующее островами Пяльвозеро.

39-48км
Плыть по Пяльвозеру, ориентируясь на левый берег. Узкая (100-150м) протока делит озеро на две части. Проплывать по центру. На островах расположены рыбацкие домики с печками. В будни возможна остановка для просушки. Вход в Суну - мели, заросшие камышом и осокой.

48-60км
Суна неширокая, много поросших лесом и кустарником островков, течение 0,5-0,7 м/с

60-62км
Каскад порогов и перекатов, течение 1,0-1,2 м/с. Все пороги в протоках между островами, по основному руслу - перекат и небольшие шиверы. Пройдено без происшествий.

63-64км
Небольшие перекаты, не представляющие опасности.

69-71км
Порог N5 "Большой кипящий". До порога втечение около 1500м мелкие перекаты с обливниками и подводными камнями. Вход в порог скрыт островом посередине реки. Для входа в главную струю обходить остров левой протокой. Характерная особенность порога - нечетко выраженная основная струя, что затрудняет его проход. Течение 1,5-1,7 м/с.

72км Многопролетный деревянный мост. Проходить, держась правых проемов, так как струя выносит на плохо видные подводные камни. 73км Небольшой порожек почти сразу за мостом. Русло резко сужается. Проход опасности не представляет. (порог N6)

74-76км
Каскад перекатов. Проход не сложен.

78-79км
Порог N7 "Малый кипящий". Течение 1,2-1,3 м/с; множество обливных камней по всему руслу, заболоченные берега; в течение всего порога ни одного улова. Поскольку проход без просмотра сложен, особенно на участке, где на повороте резко сужается русло, рекомендуем начинать его по правому берегу сразу после окончания каскада перекатов. Проходили с просмотром. Происшествий не было.

80-81км
Бесконечные камышовые острова, предваряющие вход в Линдозеро.

82-89км
Береговая линия Линдозера сильно изрезана. Плыть лучше под левым берегом. Хорошие места для стоянок есть перед поселком по левому берегу. Справа множество мелких островов. Берега высокие, неровные. За поселком при выходе из озера в Суну многопролетный деревянный мост, проходить который надо с осторожностью: остались сваи от старого моста и, по отзыву местных жителей, туристы здесь часто пропарывают байдарки.

91км
Порог N8 - каскад из двух порогов, протяженностью около 500 м, с перекатом на крутом повороте реки между ними. После перекатов во второй части порога много обливников от правого берега до самой середины русла, валы до 0,8 м. Прошли без происшествий.

94км
ЛЭП. По берегам сосна, затем смешанный лес.

98км
Порог N9, протяженностью около 800м, большой перепад, четко выраженная основная струя со сливом в правый берег. Прошли без происшествий.

99км
Порог N10, протяженностью около 600м. Большой перепад, от середины русла до правого берега гряда обливников, за ними бочка. Россыпи камней по берегам. За бочкой ближе к правому берегу водоворот. Оверкиль 4 экипаж (на бочке).

101-103км
Каскад из трех порогов (N11, N12, N13). На трех крутых поворотах реки, посередине порога N12 большой обливник, за ним бочка. Выход из порога N13 прикрыт травянистыми островками с непроходимой грядой обливников до левого берега. Проход без происшествий.

104км
Порог N14, протяженностью около 500 м, резкое сужение русла реки (со 130 до 40м), камни по всему руслу. Прошли без происшествий.

105км
Небольшой порожек N15, за ним русло реки резко расширяется. Проход совершенно безопасен.

107км
Перекат, протяженностью около 100м, с большим обливником по центру русла. Ширина реки за перекатом до 120м, берега заболоченные.

108км
Порог N16. Русло широкое, много мелких островков, подводных и обливных камней во всех протоках. Наибольшую опасность представляет собой каменная обливная плита по центру русла сразу после первых валов порога, так как именно на нее ведет сильная основная струя. Пропороли 6 экипаж на камне за обливной плитой. Ремонт по выходе из порога.

112км
Первое после Линдозера подходящее место для ночлега и даже дневки: удобная песчаная бухта по левому берегу, на берегу сосновый бор, основная растительность - черника и голубика, очень много грибов.

115км
Каскад из двух порогов N17 и N18 по 300 м каждый; между ними около 500м. Основная струя проходит под левым берегом и выносит на россыпь обливных камней. Миновали благополучно.

116км
Правый приток - река Черенга.

118км
Порог N19 на крутом изгибе реки, по всему руслу множество подводных и обливных камней. Оптимальный вариант прохода - под правым берегом.

119-120км
За уловом справа на очень крутом повороте порог, (N20), на глаз перепад не менее трех метров. Протяженность порога около 1500м. На всем протяжении большие валы (до 1,5м). На самом узком месте реки (ширина 25-30м) - одна за другой две бочки; основная струя выносит именно на них. Между бочками и левым берегом россыпь обливных камней. Оптимальный вариант прохода: пересекая слив в бочке, пройти между ними и камнями у правого берега, а затем выход на середину реки, проход по основной струе. Так и проходили все экипажи.

121км
Перекат с камнями по всему руслу. Проход безопасен.

123-126км
Порог N21. Русло реки резко сужается, затем расширяется за счет каменистого улова под правым берегом. По центру русла два острова , от них к правому берегу идет сплошная россыпь камней. В правой протоке порог, в левой мелкий перекат. По выходе из порога резкий правый поворот, ширина русла до 45м, посередине большой лесистый остров, в обеих протоках перекаты и протяженный перекат за островом. Прошли без происшествий.

131км
Большой лесистый остров, за ним порог N22 с четко выраженной основной струей и бочкой под правым берегом. Проход безопасен. Гораздо опаснее перекат за порогом: он очень мелкий, множество острых камней по всему руслу. Прошли без происшествий.

133км
Порог N23 - каскад из двух небольших порогов с перекатом между ними. Сразу за этим порогом русло Суны расширяется до 300 м; течение спокойное.

139км
На самом широком месте Суны из воды торчит старая свая, рядом бревна, камни. Пейзаж больше похож на уральский, чем на карельский: большие обливные платформы под берегами, скалы с соснами, скалистые островки.

142км
Левый приток - река Семча. Суна в этом месте делает крутой правый поворот, на котором несколько маленьких островков, поросших елками. Течение незаметно, так что здесь легко сбится с курса: принять поворот за устье Семчи.

144км
Суна втекает в озеро Сухое, на дальнем берегу его слева - деревня Койкары. Оптимальный вариант подхода к ней - идти по левой протоке между берегом и большим лесистым островом.

150км
Деревня Койкары по левому берегу.

160км
Суну перекрывает большая плотина.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут соответствует 2 категории сложности, вполне доступен подготовленным группам, не требует особого снаряжения. Наиболее сложны для прохождения пороги N3, N5, N10, N16, N21. Здесь обязательна страховка с берега. Особенно опасен порог N10. В центре его по основной струе прикрытая высокими бурунами "бочки" гряда обливников, один из которых очень высок - настоящая скала.

Самое удобное время для прохождения маршрута, видимо, июль: вода еще не обнажает мелкие перекаты, уже достаточно тепло, много грибов и ягод. Правда, грибы мы и в июне собирали ежедневно, а вот черника была еще зеленая.

Подъезд к месту старта очень удобен (см. раздел "Общее описание маршрута"). Заканчивать маршрут удобно у плотины в Гирвасе, но здесь надо учесть, что рейсовые автобусы ходят нерегулярно (нет бензина, нет водителей), поэтому, возможно, для выезда в Петрозаводск придется воспользоваться попутным транспортом.