Отчет о водном туристском спортивном походе VI к.с. сборной команды в Индийских Гималаях по рекам р. Сатледж (Sutlej) и р. Спити (Spiti)(первопрохождение)

совершенном с 29 сентября по 21 октября 2007 г

Автор отчета - Жук, отчет героически защитил - Потапыч, фотки прилинковал - bg

Паспорт маршрута.

Вид маршрута........ водный
Категория сложности........... VI
Средства сплава..... четыре четырехместных катамарана (~ 3 – 4 тонны)
Нитка маршрута ...........г. Москва - г. Дели – г. Шимла – г. Рампур - сплав по р. Спити (Spiti) - р. Сатледж (Sutlej) - п. Татапани – п. Ревалсар – г. Дели - г. Москва.
Протяжённость маршрута …………………Сплав по р. Спити 12 км + по р. Сатледж 160 км.
Количество участников.......22 человека (береговая команда + сочувствующие)
Сроки маршрута........ 29/09 - 21/10, ходовых дней (сплав) - 12 дней
Уровень воды ……………………….Низкий, поскольку сухой сезон, в другое время маршрут вряд ли проходим.
Дополнительная информация:......http://taganok.ru :: http://www.nord-ost.net

Состав команды


Дмитрий Шагаев (Рязань)
Андрей Потапов (Москва)
Борис Гусев (Рязань)
Игорь Зудин (Рязань)
Евгений Ильин (Рязань)
Михаил Чичеров (Рязань)
Александр Мижегурский(Балабаново)
Сергей Андреев (Волгоград)
Александр Марков (Спасск-Рязанский)
Вадим Черемушкин (Рязань)
Антон Маторин (Москва)
Кирилл Кубанцев (Москва)
Марина Щепанович (Москва)
Жук (Москва)
Эдуард Хисматуллин (Москва)
Юрий Папко (Москва)
Александр Чаплыгин (Москва)
Роман Пиценко (Дубна)
Дмитрий Любимцев (Дубна)
Равиль Айбатулин (Москва)
Александр Смирнов (Москва)
Ирина Потапова (Москва)
Юрий Мельников (Москва)

Выбор маршрута:

Когда рассматривались варианты путешествия по Гималаям, был ряд пожеланий от потенциальных участников. Безопасность. Стоимость. Новизна. Максимальная сложность. Экзотика. Чтоб тепло и сухо, сыто и комфортно. Из всех пожеланий на троечку вышла только еда (да и то, как посмотреть — она дала лишний плюс Экзотике).

Безопасность - отпал Пакистан (к слову, не самый дешевый маршрут). Минимально возможная стоимость-это исключило маршруты по Китаю (пермит на сплав в китайских Гималаях стоит дорого), а нелегально это не наш путь. По возможности, что-то новое (хотя бы для Россиян)- встал под сомнение Непал, где практически не осталось рек, по которым не ходили вездесущие каякеры (к слову, такая река нашлась и в планах на 2008 год). А в малопосещаемой Индии таких рек много, только информации недостаточно. Посоветовались с первым туристом Афанасием Никитиным и решили, что нам туда надо. Вот только куда? Как водится, делились планами с товарищами по увлечению, и подмога пришла как всегда в России из Сибири. В. Лысенко написал, что хорошая река есть, да еще и на Н. Тимонина (авторитет!) сослался, мол, видел, хотел, но не повезло, был паводок. А нам то - на руку - вездесущие не успели. Созвонились, списались. Понравилось. Наши точно не сплавлялись. Да и «чужие» вразумительного ничего не сказали. Новизна на пять. Со сложностью на потенциально возможных для сплава трехстах километрах все предполагалось быть нормально. Точно найдем кусочек проходимый. Сложность по максимуму, да еще и с плюсиком. Экзотики всякой хоть отбавляй. И тебе горы, и тебе храмы, и тебе мартышки…. А уж флора выше всяких похвал! Только не ленись собирать. Прочими плюсами маршрута была дорога вдоль всей реки, что дает возможность иметь береговую поддержку и магазинчики, дающие подпитку твердого и жидкого корма. Первоначально речь шла о двух неделях, но столковались на три. Конечно, за пять-шесть недель можно наворотить побольше, но это ошибки молодости нами уже изжиты. Получался отличный маршрут, непонятно было только почему неосвоенный (об этом смотри в выводах), и так мы в него поверили, что даже запасной вариант серьезно не рассматривали. Да, чуть не забыл, наш чудо маршрут это Сатледж. А отпали Гилгит, Инд, Занскар, Биасс, Ганг, Карнали, а так же Дудх Коси - которую даже специально весной ездили смотреть и еще целый ряд рек. (с) Дмитрий Шагаев.

Техническое оснащение:

1.

Спутниковый  телефон  THURAYA

1 шт.

2.

Рации фирмы "JJ-Connect", модель Freequency Giga Rangе. Диапазон 433 MHz. 69 каналов, 50 субкодов

4 шт.

3.

 Навигатор GPS Garmin

Все указанные в отчете координаты даны в системе WGS84  - одинаковой для GPS. Сами координаты даны не точно, в связи с ограниченной точностью самого GPS - 9 метров, а так же что часть препятствий отмечалось после их прохождения, соответственно, приближаясь к указанным координатам необходимо усилить бдительность. Часть высотных отметок были сняты из автобуса, а соответственно не вписываются в числовые ряды.

 1 шт.

4.

Армейский фильтр для воды «Барьер»

1шт.

5.

Видеокамеры

4 шт.

6.

Фотоаппараты

5 шт.

 

Схема Спити – Верхний Сатледж (автор Allan Ellard)


Общие справочные данные:

Весь маршрут целиком проходит по штату Химачал Прадеш (Himachal Pradesh). Это красивейшей штат на севере Индии, зеленые долины которого окружены заснеженными пиками Индийских Гималаев и Тибетского массива. Низинные сады, субтропические леса и кукурузные поля постепенно сменяются предгорьями, где сосны прижимаются к крутым каменистым склонам, где неприветливые вершины, скалистые утесы и грозные ледники поднимаются до высоты свыше 6000 м.



Глубокие ущелья, промытые сбегающими с Гималаев бурными реками, образуют естественные границы между дистриктами штата. В каждом дистрикте своя архитектура - от скальных святынь и храмов, до колониальных особняков и буддистских монастырей. Дороги, преодолевая капризы климата, связывают между собой городки, которых куда меньше, чем глухих деревушек, населенных пастухами, ведущими полукочевой образ жизни.



На территории штата расположены бесчисленные индуистские храмы, здесь же в настоящий момент находится Тибетское Правительство в Изгнании. Наиболее значимыми являются районы Дхарамсалы и Маклеод Ганджа, долины Парвати и Чамба, замок Наггар, бывший ранее столицей Куллу и ныне соседствующий с Галерей Рерихов, а также расположенный близ Национального Гималайского Парка город Манали, известный прежде всего тем, что именно там согласно индуистской легенде сошел с ковчега Ной, чтобы начать на Земле жизнь заново. От остроконечных скал и ярящихся потоков, спускающихся в долины Спити и Лахаул, на севере до южного края садов Кангра и Чамба — таково разнообразие пейзажей этого штата.



Через Химачал Прадеш проходит дорога, связывающая центр Индии с её северным штатом Джамму и Кашмир. Первый перекрёсток на этой важной дороге – город Манди, возле которого находится озеро Ревалсар, важный объект паломничества сикхов, индуистов и буддистов. Севернее Манди дорога входит в узкую теснину реки Биас, до которой по некоторым историческим данным дошли войска Александра Македонского во время его похода на Индию. Если ехать вверх по долине Биас, то попадаешь в одно из самых красивых мест на земле – долину Кулу. Она известна своими яблоневыми садами, древними деревянными храмами. Склоны долины покрыты вечнозелёными лесами. Здесь находится маленький городок Нагар, где последние годы жизни провёл Н.Рерих. Он сам считал это место самым красивым на земле, и оно вдохновило его на написание многих картин и философских трудов.



Чтобы попасть в верховья Сатлежда и на Спити, необходимо оформить пермит на въезд в пограничную зону для каждого участника. Мы оформляли их в столице штата г.Шимле (список организаций и городов, где можно оформить пермиты, смотри в приложении к отчету). От стрелки Спити-Сатлежд менее 4 км до Китайской границы. Договорится с пограничниками на месте о проезде в погран. зону НЕВОЗМОЖНО!!!

Местное население очень дружелюбное.



Световой день длится с 06-00 до 18-30. Вставали утром в 06-00, вставали на ночевку не позднее 17-00, в 18-30 полная тьма.

Мы пили и готовили только на фильтрованной воде (использовали армейский фильтр «Барьер»). Купить бутилированную воду на маршруте тоже не проблема. Никогда не пили просто прокипяченную воду из реки, поскольку в реку скидывают частично кремированные трупы людей, помимо этого, в ней может быть много других инфекций и паразитов. Вода в реках очень холодная, почти не прогревается.

Населёнка отсутствует только в ущелье р.Спити. На дороге № 22 вдоль р. Сатледж полно небольших магазинчиков с едой, (со спиртным значительно меньше), во многих есть телефонная связь. Так же довольно часто встречаются «интернет-кафешки». Сотовая связь есть во всех более-менее крупных поселках. Цены примерно одинаковые по всей Индии, по-моему, у них они регулируются государством, на многих вещах ценники пропечатаны на заводской упаковке.

В выходные дни гостиницы лучше забронировать заранее, ибо этот район считается местным курортом, где отдыхает огромное количество индусов и иностранцев.

Рекомендуемые сроки для сплава по этим рекам: осенью с конца сентября по конец октября, весной с середины марта по начало апреля. Поскольку с мая по август идут муссоны, и расход измеряется тысячами « кубов». А с ноября по февраль дороги и берега занесены снегом, воды в реках почти нет.

река Спити (Спайти – Spiti): (правый приток р. Сатледж). Из озера, образованного завалом в 15 км от устья, подпруженная река вырывается мощнейшим каскадом, потом река несколько успокаивается и примерно через 2 км будет мост у поселка на ПБ.

Старт 2858 м у поселка Лео. 12 км непрерывных порогов-каскадов. От моста в поселке Лео до стрелки с Сатледжем 8 км по GPS. Общий перепад реки на данном участке 309 метров. Уклон на данном участке 25-50 м/км. Расход воды 50 м3/сек. По берегам везде есть песчаные полки и возможность просмотреть пороги. GPS показал на реке среднюю скорость движения катамарана 18 км/час, максимальная была 49 км/час. Вода очень жесткая, желательна акклиматизация, поскольку из-за высоты силы быстро кончаются. Общая характеристика участка 6 - 6+, сильная шестерка для слаженной команды с опытом походов 6 к.с. Короткие и жесткие чалки. Каскады порогов длиной до 1 км с очень короткими участками быстротока между ними. Нет четких ориентиров начала каскадов и порогов, с короткими перерывами они плавно сменяют друг друга. Разделение на отдельные препятствия порой весьма условное. Наличие в русле крупных камней однозначно показывает, что впереди сложный участок! Мощные бочки, опасные даже для больших катамаранов. Много воды течет под камнями, не имеющими «отбойки», есть «сифоны», что значительно повышает опасность прохождения многих препятствий! Самосплав очень криминален, страховка сложная. При большем уровне воды река превратится в почти непрерывный порог-прорыв.

На реке – один «непроходимый» завал перед впадением в р. Сатледж. Катамараны вытаскивали по вертикальной 50-ти метровой стене на дорогу, прорубленную в скале. Летом (в период муссонных дождей) при слиянии: р. Спити ~ 500 м3/сек, р.Сатледж ~ 300 м3/сек. Зимой они по 10-15 м3/сек, по берегам снег, на реках местами лед.

После Спити верхнее ущелье Сатледжа (включая прохождение водопада) воспринялось значительно легче, хотя по российской шкале – тоже однозначная шестерка. Рекомендуем очень серьезно относиться к реке Спити, поскольку времени для раскатки там нет совсем, напряженность сплава очень велика, а самосплав крайне опасен!!! Особенно тщательно следует анализировать уровень воды. Поскольку на стрелке он выглядит куда меньше и безобиднее, а вылезать уже из каньона - ОЧЕНЬ трудоёмкое занятие. Точный расход р.Спити и р.Сатледж могут подсказать гидрологи с электростанции возле поселка Даблинг. На всем протяжении реки Спити от места стапеля до стрелки с Сатледжем включительно сотовой связи НЕТ.

р. Сатледж (Sutlej): Протяженность: 1450 км, площадь бассейна 395 тыс. кв. км, средний годовой расход воды 500 куб. м/с, в нижнем течении максимальный (летом) расход - ок. 20 тыс. м3/с.

Страны: Китай (Тибет), Индия, Пакистан.

На индийском Сатледже, представляющем спортивный интерес, можно выделить следующие участки:
1: 4-х километровое верхнее ущелье п.1-5,
2: участок от водопада до а/моста п.Akpa , около 50 км. Пороги-шиверы 4-5 к.с., ближе к мосту сложность препятствий нарастает до 6А, кульминация за 1км до а/моста.
3: 2,5-х км ПРОРЫВ пор. 7-8 начинается пор. «Притормози» ,
4: 15-ти км КАНЬОН,
5: Ущелье между мостами (8-км)
6: 25-ти км индустриальный участок между 1-ой строящейся и 2-ой действующей ГЭС, на котором выделяется более чем 3-х км КАСКАД-ПРОРЫВ 20, возможно проходим при минимальном уровне воды.
7: 60-ти км маловодный 10 м3/сек участок от второй (основной действующей) плотины до г. Рампура, также отличается большим уклоном и может быть очень интересен для каякеров соответствующего уровня.
8: 105 км рафтовый участок описан в некоторых туристических путеводителях.

Исток: озеро Манасаровара. Впадение: (левый) приток Инда р.Сатледж берёт начало около самого священного из озёр - Манасаровара в Тибете.

Это самая быстрая гималайская река из всех рек, стекающих с Тибета, она единственная прорывает Гималаи. На Спити и Сатледже выше г.RecongPeo типичный высокогорный климат. Из деревьев почти одни кедры и другие хвойные. Если светит солнце, то жарко, ночью температура сильно падает, возможны легкие заморозки. Ниже г.Rampur начинаются тропики: пальмы и бамбук, обезьяны и т.п.

Китайскую (тибетскую) часть р. Сатледж исследовал Александр Сельвачев со своей командой, лидер Russian adventure&travel team. Китайский Сатледж течет по Тибету и не выделяется большим уклоном. От истока река течёт на северо-запад параллельно Гималайскому хребту, пока не находит место для его пересечения. Индийский участок Сатледжа начинается с пересечения Главного Гималайского хребта и поэтому отличается большим уклоном и мощными порогами в глубоких каньонах и ущельях. Это место находится на расстоянии около 400 км по реке от истока, рядом с горой Leo Pargial. Затем река делает 90-градусный поворот и прорывается сквозь хребет Zanskar и ответвление Большого Гималайского хребта. Сразу после этого Сатледж сливается с рекой Спити (Spiti). Здесь, укреплённый Спити и другими мелкими и крупными ледниковыми притоками, Сатледж делает диагональный бросок через Большой Гималайский хребет, прорезав глубокое ущелье - между священным горным массивом Киннер Кайлаш слева от неё и хребтом Мэйнранг справа. Прорвавшись через 60-км ущелье, у п.Карчама (Karcham) Сатледж сливается с кристально чистыми голубыми водами реки Баспа (Baspa), загнанной сейчас в бетонные стенки гидростанции в месте впадения в Сатледж. Эта река течёт из долины Сангла (Sangla), которая считается самой красивой долиной Гималаев.

Вдоль всего Сатледжа до поселка SAINJ идет National Highway № 22 (NH № 22), а дальше идет асфальтированная дорога местного значения.

Попытку пройти индийский Сатледж в апреле 2006г. предпринимал российский каякер Николай Тимонин, но она не увенчалась успехом в связи с грязевым паводком.

По слухам единожды (несколько лет назад) Сатледж прошли европейские каякеры Алан Эллард и Ко (Рыцари Белой Воды), но никаких подробностей данного прохождения нет. Кроме общего наброска реки и небольшой заметки, что река очень сложная и течет в глубочайшем и красивейшем ущелье. Никакой точной информации о характере и протяженности препятствий, их месторасположении и т.п. мы нигде не смогли найти. Так же не понятно, какие именно участки они прошли и прошли ли, что они не шли и почему. На письма разосланные зарубежным каякерам ещё летом до похода, мы не получили никаких ответов. Поэтому шли в режиме полного первопрохождения с просмотром всех предстоящих участков.

График движения на маршруте:

Дата

Участок

Длина

Спортивная

Переезды

29.09 - 30.09

Москва – Ашхабад - Дели

-

-

Самолет.

30.09

Дели – Шимла

370 км

-

Автобус

01.10

Шилма – Рампур

128 км

-

Оформление пропусков. Автобус.

02.10

Рампур – Чек-пост погран.зоны

140 км

Автобус.

03.10

Чек-пост погран.зоны - Тако – р.Спити (поселок Лео)

117 км

-

Автобус

04.10

р. Спити (п. 1)

1,8 км

сплав

-

05.10

р. Спити (п. 2-6)

4 км

сплав

-

06.10

р. Спити (п. 7-8)

1,6 км

сплав

-

07.10

р. Спити (п. 9)

1,7 км

сплав, обнос по дороге непроходимого завала

-

08.10

р. Сатледж (п. 1-5)

4 км

Сплав, верхнее ущелье

-

09.10

р. Сатледж (п. 6)

33 км

сплав

-

10.10

р. Сатледж (п. 7)

11 км

сплав

обвезли прорыв 2,5 км

11.10

подробная разведка каньона

60 км

-

разведка КАНЬОНА и далее до Рампура на автобусе

12.10

р. Сатледж (п. 9-13)

1,7 км

сплав (штурм КАНЬОНА)

-

13.10

р. Сатледж (п. 14-15)

1,2 км

сплав (штурм КАНЬОНА)

-

14.10

р. Сатледж (п. 16-19)

р. Сатледж (п. 20)

10 км

сплав (штурм КАНЬОНА)

обвезли КАСКАД-ПРОРЫВ и маловодный участок, доехали до Рампура на автобусе ~ 60 км

15.10

р. Сатледж

35 км

сплав, рафтовый участок ~ 3 к.с.

-

16.10

р. Сатледж

60 км

сплав,

рафтовый участок 3 к.с.(+порог 5к.с.)

-

17.10

п. Таттапани – п. Ревалсар

-

-

Экскурсионная часть

18.10

п. Ревалсар – г. Манди

-

-

Экскурсионная часть

19.10

г. Дели

-

-

Экскурсионная часть

20.10

Дели – Ашхабад – Москва  

-

-

Самолет.

21.10

Дели – Ашхабад – Москва  

-

-

Самолет.

Определяющие препятствия Маршрута:

Название

К.сл.

Длина

Как пройдено

 

Река Spiti (Спити)

 

 

 

1

Порог 2. «Яблочный»

 5С-6А

500 м.

Тремя катамаранами, успешно

2

Порог  4. «Каскад № 2»

6А-6В

 800 м

Тремя катамаранами, успешно

3

Порог 5. «Белый Клык»

6А-6В

200 м

Тремя катамаранами, успешно

4

Порог 7. «Каскад № 3».

5С-6А

800 м

Тремя катамаранами, успешно

5

Каскад порогов 8.

«Улыбаемся и Машем»

6В-6С  

700 м

Ключевая часть пройдена одним сборным катамараном, успешно

6

Каскад порогов 9.

«Утренний мандраж»

6В-6С  

900 м

Тремя катамаранами, успешно.

7

Порог 10. ЗАВАЛ
(непроходим?)

6С ?

500 м

Обнесен всеми катамаранами.

Река Sutlej (Сатледж)

8

Порог 1. «Стрелочный».

5С-6А

250 м

Тремя катамаранами, успешно

9

Порог 3 «Тимоха».

6А-6В  

260 м

 Тремя катамаранами, успешно

10

Порог 5. водопад «Санаторий»

6А-6В  

350 м

 Тремя катамаранами, успешно

11

Порог 6. «Буря в стакане»

 5В

800 м

 Тремя катамаранами, успешно

12

Порог 7. «Притормози». 

6А-6В 

200 м

 Двумя катамаранами, успешно

13

Порог  8.

КАСКАД-ПРОРЫВ.

 6С ?

 1,5 – 2,5 км

 Обнесен всеми катамаранами.

14

Порог 12.  «1-ый Завальный»

6А-6В   

250 м

 Тремя катамаранами, успешно

15

Порог-завал 14 

«2-ой завальный».

 6С ?

450 м

Ступень 1 обнесена, 2 и 3  пройдена одним катамараном

16

Порог 15.

«3-ий завальный»

6А-6Б

800 м

Ключевая ступень обнесена, вторая пройдена двумя катами

17

Порог 16 «Слаломный»

6А-6В 

300 м

Двумя катамаранами, успешно

18

Порог 19. «Кульминация»

6А-6В 

200 м

Двумя катамаранами, успешно

19

Участок  прорывного типа 20. миникарагемский (непроходим?)

5 км

Обвезен по дороге всеми катамаранами.

20

Порог 21. «Смерть рафтера»

150 м

Двумя катамаранами, успешно

Подъезд и отъезд с маршрута:

Авиабилет туркменских авиалиний Москва-Дели-Москва (с промежуточными посадками в Ашхабаде) стоил 13 500 рублей. Лучше оформлять весь багаж на группы на один билет - не придется подгонять рюкзаки под 20 кг, легче сокрыть перевес. Каждый лишний килограмм стоит около 5 $. При вылете в аэропорту Домодедово отдали 4000 руб. за перегруз на всех! В аэропорту Дели на обратном пути насчитали много килограмм перегруза, но не потребовали ни копейки, повезло. Вылетевших на день позже Рязанцев заставили взвешивать даже ручную кладь и оплачивать перегруз.

Визу в Москве нам оформили в течение недели за 1600 рублей, там же, где и авиабилеты. Фирма «Аэрокомфорт» Адрес: пр. Вернадского, д. 41, стр. 1, офис 604. Тел. 430 85 52, 83 35, 86 01.

Курс доллара в Дели 1 доллар = 38,8 рупий. Доллары меняют не только в банках, но и в офисах туристических компаний и в специальных обменных пунктах и только в одну сторону – на местные рупии. Курс зависит от суммы.

На маршруте пользовались автобусом, а иногда и гостиницами фирмы «Химачал Туризм» http://hptdc.nic.in/ Автобус (17 местный, с багажником на крыше) сопровождавший нас стоил 4000 рупий в сутки. Если в сутки проезжали более 200 км, шла доплата за километраж.

контакты агентства в Шимле: Marketing Office-Cum- Tourist Information Office and Assistance,
HPTDC, The Mall, Shimla - 171 001
Contact Person : Mr. Naresh Sharma
Telephone NO. 0177- 2658302 & 2652561 & 2800073
номера нашего автобуса HP-01-1851, имя водителя Mr. Rajpal (смышленый мужичок, владеет английским, откликается на кличку "Палыч")его мобильный 09418267084.



В Дели вышеназванное агентство имеет свое представительство. Данное агентство является государстенным, что положительно влияло на отношение властей и военных.

Из поселка Ривалсар мы впятером с двумя катами и веслами уехали в аэропорт Дели за 7000 рупий. Машину заказали на ресепшене гостиницы фирмы «Химачал Туризм», где ночевали в Ривалсаре. Машину лучше сперва посмотреть, влезут ли на верхний багажник и задние места вещи/рамы/весла. Доехали примерно за 13 часов.

Из столицы штата,- города Шимла (от автовокзала) до Дели несколько раз в день ходит комфортабельный автобус с кондиционером. Время в пути 8 часов. Билет стоит около 600 рупий.

Заброска:

29.09 Суббота Собрались в Домодедово, хитро разложили рюкзачки, в итоге получили перегруз примерно в 220 руб. с носа. Все вещи/каты/рамы и весла везем с собой. Еды не везём, совсем. Промежуточная пересадка на 3 часа в Ашгабаде (как они там его называют) и старт в Дели. Вылетели все за исключением экипажа катамарана К-4. Они должны вылететь на неделю позже и присоединиться к команде уже на маршруте.

30.09 Воскресенье Прилетели рано утром. ЖАРА. Первое впечатление от Дели: если у лихорадки есть запах, она пахнет именно так! Индусы начинают обсчитывать ещё в ихнем Дьюти-фри. Например с 20 $ при покупке на 12$ вам могут дать 5$ и мило хлопать глазками. Без проблем нашли заказанный заранее автобус, загрузили вещи и поехали в офис туристической компании. Скинулись по 300 $ на общее + по 100 $ на личные нужды. Ездили менять в банк ибо был выходной день и многие пункты обмена закрыты. Выехали из Дели, проехали несколько часов. Картина за окном автобуса не меняется – сплошняком идут одноэтажные бетонно-кирпичные строения-развалины, больше похожие на оставшиеся после артобстрела руины. Так живет подавляющее большинство. Подобная картина продолжается до начала предгорий, там хибары стоят пореже. Тем не менее, любой более-менее пологий склон горы утыкан хибарками. Примерно на полпути посетили бестолковый супермаркет и закупили всей еды, кроме мяса/рыбы. Во втором часу ночи доехали до Шимлы (Shimla столица штата Himachal Pradesh – Химачал Прадеш, 1800 м над уровнем моря) и устроились на ночевку в гостинице, больше похожей на казарму. Есть сотовая связь.



01.10 Понедельник Проснулись. Марина отправилась оформлять пермиты (разрешения на въезд в погранзону). Адрес и телефон оформления пермитов в Шимле можно посмотреть в приложениях. Остальные пошли гулять по городу и докупать мясные и куриные консервы. ЖАРА. Нашли небольшой магазинчик с широким ассортиментом. Выкупили почти все запасы тунца и курино-свиной ветчины (гадость, но другой нету). Подавляющее большинство местных жителей – вегетарианцы. Поэтому их представление о шашлыке и порции мяса совсем другое, чем у нас. Для них куриный шашлык – огромное блюдо риса с несколькими малюсенькими дольками вареной курицы. Хорошие большие порции мяса только в тибетских ресторанчиках. Оформили пермиты и около 18-00, уже в сумерках выехали в Рампур. В ночи склоны гор, утыканные огоньками домишек, плавно сливаются со звездным небом, красота! К полуночи приехали в Рампур и заночевали в фирменной гостинице сети «Химачал Туризм», к которой относился и наш автобус. Из окон виден Сатледж.



P.S. Если вы хотите питаться вкусно и быстро, не стесняйтесь ходить на кухню, показывать пальцем, что надо и что НЕ НАДО (особенно перец) класть в еду! А также подгоняйте. Индусы могут спокойно сидеть на кухне и думать о вечном, глядя как остывает ваш уже готовый ужин. Если вовремя не пнуть, могут и не подать. В Рампуре есть сотовая связь.



02.10 Вторник Подъем с рассветом (06-00). Едем вдоль Сатледжа вверх по течению. ЖАРА. Очень узкая однополосная дорога, машины разъезжаются только через «карманы». Дорога скачет с одного берега на другой, мостов достаточно много. Кроме того, много небольших натяжных переправ, по которым перетаскивают через реку выращиваемые тут в изобилии яблоки. Доехали до пограничного чек-поста. Около 40 минут потратили на оформление бумаг. Здесь получить пермиты уже нельзя, дальше не пустят. Некоторые места, просмотренные в пути из окна автобуса, оставили впечатление: «Мини Карагемский Прорыв и полный караул!!». Все рады. Первая ночевка с палатками, встали через 10 минут езды от чек-поста. На полке ПБ реки среди какого-то сада. До начала сплава (стрелка Спити-Сатледж) завтра ехать ещё около 40 км.



03.10 Среда Подъем в 06-00. Едем вверх по Сатледжу. Около 12-00 доехали до стрелки. На стрелке приток Спити больше по расходу, чем Сатледж. Сатлежд мелкий (с виду кубов 20) каменистый с грязной водой. Спити очень красивый + голубая вода. На вид показалось кубов около 30-ти. Впоследствии выяснилось, что это впечатление очень обманчиво. Река супер жесткая. Гидрологи потом сообщили, что на стрелке расход Спити - 50 кубов, а Сатлежда - 36 кубов.



На стрелке и всём Спити сотовый не берет. К слову, последний населенный пункт, где берет сотовый - поселок Даблинг. Перед ним довольно большой промежуток без связи - от города Пуха. При этом часто случаются отключения электроэнергии, и тогда сотовые не работают вообще. Решили ехать вверх вдоль Спити и проверить возможность её прохождения. Поскольку красивейшая река течет в километровом ущелье, вокруг горные хребты и проглядываются снежные пики.



Картина, наблюдаемая с дороги в 400-500 метрах над рекой, просто завораживает потрясающими космическими пейзажами. Мы решили, что изнутри каньона это будет в 100 раз красивее. Кроме того, с такой высоты река казалось не слишком уж сложной и вполне проходимой дня за два. Кроме того, с дороги видно, что везде есть береговые полки и все препятствия можно будет просмотреть и в крайнем случае обнести. Поднялись до монастыря Нако, высота 3632 м над уровнем моря. Покружив и посмотрев карты, сплав по Спити решили начать от поселка Лео, поскольку там есть мост и единственный автомобильный спуск к реке на участке от «озера» до стрелки. Мост на 2-3 километра ниже по течению, чем «озеро». Из «озера» подпруженая река вырывается мощнейшим каскадом, который мы видели только с большой высоты. Для прохождения этого каскада (если он, конечно, проходим, что не факт) необходимо заезжать дальше вверх по течению и потом 20 км грести по «озеру». Мы решили не терять время ради этого короткого участка и начать сплав от поселка Лео (2858 м над уровнем моря). По слухам, выше озера даже есть рафтовый участок для отдыхающих. Лагерь поставили на каменисто-песчаном ПБ Спити, у моста. Спутниковый телефон тоже не берет – пытались позвонить и сообщить об изменении маршрута. Дров мало. Вечером был праздничный ужин из купленного в пути козла.



Описание водной части маршрута, РЕКА СПИТИ (СПАЙТИ – Spiti river):

04.10 Четверг Подъем в 06-00. Продолжительный стапель и подгонка снаряжения. ЖАРА.

Вышли на воду около 14-00 тремя катамаранами. Сначала тандемом прошли К-1 (Черемушкин, Гусев, Зудин, Ильн) и К-3 (Айбатулин, Смирнов, Пиценко, Любимцев). Потом прошел К-2 (Жук, Потапов, Папко, Хисматуллин), страхуемый с воды. Данные экипажи шли всю Спити без пересадок. Изначально на К-1 капитаном должен был идти Шагаев, но из-за обострения язвенной болезни, не смог этого сделать и вместо него сел не менее опытный Черемушкин. При прохождении первого километра на К-2 «Норд-Оста» обнаружили разорванный шов и вырванное «ухо». Почти два часа потратили на ремонт. Прошли ещё около полукилометра и в 17-00 встали на стоянку под дорогой на ЛБ, поскольку в 18-00 начинается смеркаться, а в 18-30 наступает темнота.

05.10 Пятница Подъем в 06-00. Сразу от лагеря начинается первый порог первого каскада Спити.











Сначала тандемом прошли К-3 и К-1. Рации были на каждом катамаране и у руководителя береговой поддержки Шагаева. Он просматривал некоторые участки дороги и по рации подсказывал, что впереди, где лучше зачалиться для просмотра. Все действия: старты, готовность страховки и т.п. согласовывали по рации. Последним прошел К-2, страхуемый с воды. Зачалились на ПБ. Посмотреть на прохождение собралась небольшая толпа местных жителей, которые притащили нам вкуснейших гималайских яблок. Правда, в итоге они решили попросить за них веревку, но получили отказ. Но, судя по всему, они не очень расстроились, поскольку по местным обычаям если ты не дал подарок в ответ, то принял на себя часть кармы дарившего.

Сначала тандемом прошли К-3 и К-1. Потом прошел К-2, страхуемый с воды.



Сначала тандемом прошли К-3 и К-1. Страховка двумя спас-концами с ЛБ в середине и финале каскада. Потом прошел К-2, страхуемый с воды. Норд-Осты идут замыкающими, весь день подшивают и подклеивают рвущиеся швы катамарана.



Шли по очереди со страховкой двумя спасконцами с ЛБ в конце порога. Первым К-1 через гряду под ПБ. Потом К-3 красиво по треку.

Последними К-2, на выходе немного посидели в прижиме ПБ. Поскольку кат Норд-Оста не успел уйти на чалку под ЛБ, то без промежуточной чалки прошли следующий каскад № 6.



К-3 и К-1 прошли тандемом, страхуемые с воды. Много время теряем на ремонт К-2. В 17-00 встали на песчаной полке на ЛБ. Шагаев рекомендовал это место по рации и сказал, что, возможно, сможет спуститься сюда с дороги. Сверху у дороги поселок Ка. С дороги внизу виден большой «стадион», это стрельбище военных. От стрельбища, двигаясь вверх по течению и спускаясь вниз, можно спуститься к реке. Здесь единственное точно проверенное место, где возможен аварийный выход с реки, поскольку Шагаеву удалось спуститься к нашему лагерю с дороги.





06.10 Суббота Традиционный подъем с рассветом 06-00, Борис будит народ приветливым: «Джентельмены, нет ли желающих проснуться?», и соответственно времени получает самые разнообразные ответы.



Сначала тандемом прошли К-3 и К-1. Страховка двумя спас-концами с ЛБ в середине и финале каскада. Потом прошел К-2, страхуемый с воды. По рации Дмитрий Шагаев сообщил сверху, что впереди «завал», возможно непроходимый.



Осмотрели завал. Решили обнести К-2 и К-1 и пройти одним катом. Страховали котел кульминации и ниже него двумя спасконцами с ПБ. Ещё чуть ниже на страховке стоял К-1.







Проходить решили не разгружаясь, на К-3 (сшитом на заказ в Рафтмастере), поскольку он был самым маневренным из всех остальных. Экипаж сборный: Айбатулин, Смирнов, Зудин, Жук. На обнос вещей и катамаранов, организацию страховки потратили более трех часов. Страховали ниже основного слива двумя спас гранатами. Первую часть порога прошли вдоль ЛБ, успешно преодолели основной слив и без промежуточной чалки ушли от страховки в выходную часть порога, где встали на страховку и по рации сообщили, что готовы встретить оставшийся тандем. Разведка показала, что впереди очередной сложный каскад, обработку которого решили оставить на завтра.



Заночевали на ЛБ.

07.10 ВоскресеньеПодъем в 06-00. Очень долго осматривали порог, хотя линия движения достаточно понятная.





Поскольку каскад очень длинный, а русло широкое, страховка с берега почти бесполезна, но один спасконец на близкой к ЛБ траектории поставили. Первыми тандемом пошли К-3 и К-1. Пока экипаж К-3 посидел в небольшой подпертой бочке, К-1 его обогнал. В одной из бочек в середине каскада у рязанцев на К-1 почти вымыло из упоров Черемушкина, но он не оторвался от ката и самостоятельно вернулся на рабочее место. За это время К-3 вновь обогнал К-1 Рязанцев, увидев, что помощь не требуется. Выходную часть К-1 прошел под ЛБ, К-3 по самой правой протоке. Последним, страхуемый с воды, прошел кат «Норд-Оста». Прошли успешно, но в очередной раз порвался К-2. По мощности и насыщенности сливов/бочек каскад вызвал ассоциации с порогом-водопадом Сапожникова на Аргуте.





Пока ремонтировали кат, остальные связались с береговой группой и подобрали место вытаскивания катамаранов на дорогу. На веревках вытащили каты по 50-ти метровой отвесной скале ЛБ и, тормознув грузовик, отвезли два ката на стрелку Спити-Сатледж. К-1 рязанцев донесли до лагеря на руках. Его решили ставить прямо около моста. Стоит традиционная ЖАРА! Пока проходило обустройство лагеря, капитаны катамаранов провели разведку верхнего ущелья Сатледжа ниже слияния.



08.10 Понедельник Подъем в 06-00. На катамаранах перестановки. На К-2 у Потапова разболелась старая травма – порванные связки колена и вместо него на кат сел Ильин. Вместо Ильина на рязанский К-1 сел Шагаев, который в береговой группе сильно истосковался по воде.

Шли тандемами, поочередно меняя порядок катов. Тандем страховался двумя спасконцами, а последний кат страховался с воды. Повторно просматривали все с уровня воды. После напряженного сплава по Спити, этот участок кажется менее техничным, но более мощным.

Просмотрели и выставили страховку двумя спасконцами. Первыми левый вертикальный слив прошел Рязанский К-1 и встал на активную страховку. Потом Норд-Осты на К-2 прошли правый покатый слив. Последним их траекторию повторил К-3 под руководством Айбатулина. На ПБ ниже водопада набрали в камнях кучу плавника для костра. Ближе к 16-00 впервые пошел дождик и вверх по долине задул ветер. Пока ждали последнее прохождение, страховка успела немного подмерзнуть.

После короткого прогона встали на стоянку не далеко от устья левого притока. Над стоянкой поселок Даблинг (Dubling). Здесь работает сотовая связь.

09.10 Вторник Впереди относительно простой участка Сатледжа, поэтому на рязанский катамаран садятся представители группы поддержки под руководством Вадима Черемушкина: Чаплыгин, Маторин, Кубанцев.



Весь участок шли походной колонной. Рязанский К-1 со сборной командой в середине группы. Осматривали и страховали только три сложных порога, остальное прекрасно видно с наплыва. Встали на стоянку на ЛБ возле моста, расположенного ниже погранпоста. Здесь нас уже ждал экипаж катамарана К-4: Межегурский, Марков, Чичеров, Андреев. Они прилетели в Дели на неделю позже нас и должны были догнать на реке. Но, поскольку среди них не было англо-говорящего человека, они не встретились с заказанным для них автобусом и не смогли оформить пермиты в погранзону. Поэтому смогли доехать только до погранпоста и трое суток ждали нас там. Вновь воцарилась ЖАРА.





10.10 Среда Вышли на воду четырьмя катамаранами. Впереди пара К-3: Айбатулин, Смирнов, Пиценко, Любимцен и К-1: Шагаев, Черемушкин, Гусев, Зудин. После пара К-2: Жук, Папко, Хисматуллин, Ильин и К-4: Межегурский, Чичеров, Андреев, Марков.



Шли парами с периодической съемкой и страховкой спасконцами. Подошли к заходному порогу, расположенному выше моста в п.Акпа. Вновь прибывший экипаж К-4 ощутил силу реки ещё на «прогонном» участке и оказался просто не готов к ней. К тому же они не имели возможности раскатиться и втянуться в реку. Ребята быстро посмотрели порог и сообщили, что поскольку совершенно не раскатились для такой мощной реки, то не готовы идти порог и сразу несут свой катамаран на страховку.

Рязанский К-1 так же обнесли на страховку. Первым прошли «Норд-Осты» К-2, крадясь вдоль ПБ. В середине порога сделали телемарк об береговые камни. Кат К-3 Равиля также прокрался вдоль ПБ, с телемарком ближе к концу порога.











После тщательной разведки всего каскада и детального осмотра первой части, решили обвезти весь прорыв целиком из-за невозможности организовать надежную страховку. Вынесли катамараны по крутому склону прямо к мосту на ПБ. потом перетащили каты на ЛБ, поскольку там есть площадка, где их удобно закинуть в попутный грузовик. Поймали два грузовика и, заплатив по 100 рупий за каждый, обвезли около двух км. Лагерь поставили на ЛБ между двух ручьев, прямо над порогом. Противоположный правый берег - огромная белая, очень мелкая сыпуха. В 50 метрах выше лагеря на берегу реки место кремации. На деревьях вокруг развешаны куски ярко-оранжевой материи, рядом сложены специальные дрова для погребальных костров.

11.10 Четверг Сегодня объявлена дневка для отдыха, восстановления сил и подробной разведки ожидающего нас впереди 15-ти км каньона. Определили ключевые препятствия, просмотрели возможности их обноса, а также наметили места для ночевки в каньоне. Так же на автобусе доехали вдоль реки почти до Рампура. Просмотрели сверхсложный участок выше плотины, а также маловодный участок ниже плотины. Ниже основной плотины, где дорога идет в 700-900 метрах над рекой, нашли спуск к реке и посмотрели в близи. Расход воды 10-15 кубов непригодный для сплава на катамаранах. Участок может быть очень интересен для группы сильных каякеров.

12.10 Пятница Ранний подъем. Идем в Каньон тремя катами. К-2: Жук, Папко, Хисматуллин, Ильин, К-3: Айбатулин, Смирнов, Пиценко, Любимцев. К-1: Межегурский, Черемушкин, Гусев, Зудин (вместо Шагаева у которого вновь обострение язвенной болезни сел Межегурский). Экипаж К-4 принял решение прекратить сплав, поскольку оказался не готов к мощи этой реки.

Первыми тандемом шли К-1 и К-3, после шел К-2 страхуемый с воды.

Выставили береговую страховку на ЛБ после первой ступени и на выходе из порога. Прошли поочередно вдоль ЛБ. Первыми К-3, потом К-1, К-2 последним.









Выставили два спас-конца в конце порога ниже навала на камни. Первым прошел К-2 и не сумел уйти от навала на камни в конце порога. Раскорячился на камнях и выкинулся на берег. Вторым прошел К-3, удачно уйдя под правый берег с навала на камни. Замыкающий К-1 Рязанцев, так же как и «Норд-Ост», не смог уйти от камней под ЛБ и забился в улов прямо перед ними. Эти каты явно уступают в маневренности кату Айбатулина. Кат Норд-Оста в очередной раз порвался, на этот раз рвались не швы, а уже сама теза. Долго шили кат. В это время рязанцы и Равиль уже перечалились на ПБ и начали ставить лагерь перед завалом. При перечалке Норд-Оста на ПБ Жук сломал весло. С правого берега сразу кинули спас-конец, который закрепили за раму ката. Кат некоторое время повисел на спасгранате. Кат одним мощным рывком выдернули на берег. Хисматуллин даже через неопреновые перчатки немного порезал веревкой ладонь, пока держал кат на спас-конце, а другие фиксировали конец за раму ката. К сожалению, держать порезанной ладонью весло он не смог, а желающих сесть на постоянно рвущийся катамаран не нашлось. Штурм каньона решено продолжать завтра двумя катамаранами. Кат Норд-Оста вытащили по камням на берег непосредственно перед кульминационной частью завала. Группа береговой поддержки уехала ночевать в г. RekongPeo, откуда открываются потрясающие виды на Гималайский Хребет.



Ремарка относительно сломанного весла: весло с надписью «Простор 2000», аналог «Агентство Венгрова», производства фирмы TNP. Дюралевый шафт, пластиковая черная тэшка, широкая пластиковая лопасть (обычно синяя/красная/желтая/зеленая). Сломалось при обратном гребке, называемом отброс кормы или табан. Данное сломавшееся весло использовалось мной шестой год, в связи с этим следует более внимательно отнестись к штампу производителя (круглый на пластиковой лопасти) с надписью – «гарантия три года». Возможно по истечении трех лет службы их лучше использовать в качестве запаски, а как основное использовать более новое.

13.10 Суббота Ранний подъем. Каньон продолжают штурмовать: рязанский К-1 (Черемушкин, Гусев, Межегурский, Зудин) и К-3 Айбатулин, Смирнов, Любимцев, Пиценко.



К-1 вытащили на дорогу, обнесли его за третью ступень завала, спустили на веревке к воде и встали на страховку с воды. К-3 обнес ключевую ступень и прошел вторую и третью.





Оба катамарана обнесли 200 м первой ступени. Катамараны вытаскивали и спускали на дорогу по 40-метровому косогору на основной веревке. Чтобы максимально облегчить жизнь сплавщиков, это делала группа береговой поддержки. Вторую ступень успешно прошли тандемом. На подъём и спуск катамаранов затратили много времени, ЖАРА. Встали на стоянку на ПБ. Сегодня пройдено около 2-х км каньона. 14.10 Воскресенье Ранний подъем, сегодня планируется закончить каньон и переехать на рафтовый участок.



В быстром темпе за 3 часа К-1 и К-3 прошли этот участок тандемом со взаимостраховкой. Потом вытащили катамараны, арендовали грузовик, в который погрузили неразобранные катамараны, и переехали ниже города Rampur на рафтовый участок, поскольку средний участок Сатледжа представляет собой БольшойКарагемскийПрорыв в миниатюре и требует огромного количества времени на разведку/страховку прохождение/обносы. При этом река течет среди промышленных пейзажей – по берегам стройка многочисленных каскадов ГЭС. В реке множество крупных камней и строительный мусор.



Доехали до Рампура, но в связи с выходным днем, все гостиницы были забиты. Ночевали в 11 км ниже Рампура в уютном отеле «North Parck».

15.10 Понедельник Традиционный ранний подъем. Около двух часов спускали катамараны от гостиницы, через огороды до реки. На рафтовом участке снова есть возможность покататься ребятам из береговой группы поддержки и опоздавшего экипажа. Вышли тремя катамаранами: первым К-3 (Айбатулин, Смирнов, Пиценко, Папко + Жук обезьяной на раме), К-1 (Черемушкин, Ильин, Маторин, Кубанцев), + замыкающими К-4 Межегурский, Марков, Чичеров, Андреев. Походной колонной прошли около 35 километров рафтового участка с красивыми видами (выделяются отдельные довольно мощные порожки на сужениях или изгибах русла не выше 4 к.с.) и встали на высокую песчаную полку ЛБ. Чуть выше по берегу идет второстепенная дорога, по которой нас сопровождал автобус. Вечером стал накрапывать небольшой дождь.







16.10 Вторник Около часа ночи Марков почуял неладное и вылез из палатки. К его изумлению, он заметил отсутствие на берегу К-4. К-3 Равиля был уже почти на плаву. Рязанский К-1 был вытащен далеко от берега, поскольку сильно травил после перевозки в грузовике и с вечера его начали ремонтировать. Вода в реке поднялась почти на полтора метра, но через пару часов вернулась на прежний уровень. Наверное, в верховьях прошли сильные дожди, и на плотине ночью сделали сброс излишков воды. Утром же ничто не выдавало событий ночи, кроме отсутствия одного катамарана. Некоторые участники, спокойно проспавшие всю ночь, даже не верили поначалу, что один кат смыло и ночью был аврал по вытаскиванию другого.



Утром заклеили рязанский кат и продолжили сплав К-3 (Айбатулин, Жук, Пиценко, Папко), К-1 (Черемушкин, Ильин, Маторин, Кубанцев). Береговая группа на автобусе поехала вниз по реке искать пропавший кат. Когда о пропаже сообщили водителю, он позвонил кому-то из местных, рассказал о пропаже и ему сообщили примерное место, где кат прибило обратно к берегу.







Тандемом без происшествий дошли до порога 21. Осмотрели, выставили страховку: три спасконца по ЛБ, после заходного слива, над основным котлом и на выходе из порога. Первым прошел К-3 вдоль ПБ. В первом мощном сливе кат крутануло, поэтому во второй въехали кормой вперед. Небольшая свеча и порог пройден. Встали на страховку с воды. К-1 повторил траекторию, но все прошел ровно носами.



Через пару км после порога на ЛБ у вновь найденного ката уже гидрился его экипаж: Межегурский, Марков, Чичеров, Андреев. Короткая остановка на перекус и дальше пошли тремя катами. Дорога местами далеко отходит от реки. Препятствий нет, в русле попадаются трупы коров и осликов. Окончили сплав на поляне-кемпинге для рафтеров в поселке Таттапани, напротив местной школы. Даже окопанные места под палатки были. Поселок полностью вегетарианский, нам даже не дали самим приготовить мясо, только картошку дали сварить в местной забегаловке. Праздничный ужин и поздний отбой.





Экскурсионная часть и выброска:

17.10 Среда

Поздний подъем, долгие сборы, просушка катамаранов. Около 14-00 выехали в поселок Ривалсар - курортное местечко. Приехали на место ближе к полуночи. Ехали какими-то дорогами местного значения, частично прямо по вершине небольшого хребта. Уже в ночи и темноте в свете фар, навстречу автобусу выскочил дикий тигр. Поскольку свидание длилось пару секунд, сфотографировать не успели.



18.10 Четверг В первой половине дня - прогулка вокруг озера, подъем к пещере где две тысячи лет назад тусил какой-та местный авторитетный йог. После пещер обед в замечательном тибетском ресторанчике недалеко от отеля сети ХимачалТуризм. Только у тибетцев: чистенько, огромные порции, включающие большие куски мяса, аналог пельменей, прочие вкусности и никаких перцев и т.п., а не как у индусов: куриный суп – кофейная чашка с бульоном и несколькими стружками мяса; куриный шашлык – огромная тарелка перченого риса с несколькими стружками мяса и т.п.

После обеда разделись на две подгруппы:
1. москвичи + дубнинцы в ночь поехали в Дели,
2. рязанцы и сборная (у которых билеты на самолет были днем позже) поехали смотреть музей Рерихов и далее в курортный городок Манди.

19.10 Пятница Разбрелись разными группами кто-куда: кто отсыпался и отмывался в гостиницах, кто лазил по Дели, кто съездил в Агру, кто в нац.парк. Шестичасовая экскурсия по Дели (аренда машины) стоила по 250 рупий с носа. Водитель везет куда скажешь, ждет возвращения с осмотра и везет на следующее место. В Дели для иностранцев вход на территорию интересных объектов стоит 250 рупий, или же 5 $.

20.10 Суббота Вылет в Москву первой подгруппы.

21.10 Воскресенье Вылет в Москву второй подгруппы.



Варианты аварийного выхода с маршрута:

р. Спити (Spiti river):
1) На протяжении первых 1,5 км от моста у поселка Лео по ПБ поселок, по ЛБ, постепенно набирая высоту, идет дорога.
2) Сразу после порога 4 «Белый Клык» есть переправа. Поэтому ВОЗМОЖНО где-то есть тропа к дороге ЛБ, а по распадку, наверное, можно выйти к дороге/жилью на ПБ.
3) В конце порога «Каскад № 3». Вверху у дороги поселок КА. С дороги ниже виден большой «стадион», это стрельбище военных. От стрельбища, двигаясь вверх по течению и спускаясь к реке, Шагаев вышел к нашему лагерю. То есть тут возможен аварийный выход с реки. Возможно, есть спуск к воде, если двигаться от стрельбища вниз по течению, но он не проверен.
4) Над входом в финальный завал выход на дорогу ЛБ по сыпухе, катамараны поднимали на основной веревке.

р. Сатледж (Sutlej river):
5) Вдоль всего Сатледжа до поселка SAINJ идет National Highway № 22 (NH № 22),а дальше идет асфальтированная дорога местного значения, часто переходя с одного берега на другой, множество мостов. На дорогу без особых проблем можно выбраться самому или, в крайнем случае, вылезти по веревке.

ВНИМАНИЕ!!! Все участники данного похода имели соответствующий опыт, специальную подготовку и прошли совместные весенние тренировочные сборы на р. Белая. Костяк команды из Рязани имеет неоднократный опыт первопрохождений. Некоторая легкость в описании прохождений препятствий связана с мировоззрением (веселым характером) автора отчета. Пожалуйста, отнеситесь к данному маршруту со всей серьезностью и не выбирайте его без наличия соответствующего сплавного опыта и личного снаряжения у ВСЕХ участников вашей команды. Призываем к этому, в связи с участившимися трагическими случаями, вызванными отсутствием у людей необходимой подготовки и снаряжения.



Итоги, выводы и рекомендации

1) Рекомендуемые сроки для сплава по этим рекам: осенью с конца сентября по октябрь, весной с середины марта по начало апреля, поскольку с мая по август идут муссоны, и расход в реках измеряется тысячами кубов. В период муссонных дождей в месте слияния: Спити ~ 500 м3/сек, Сатледж ~ 300 м3/сек. Зимой они по 10-15 м3/сек, по берегам снег, на реках местами лед. Максимальный летний расход Сатлежда в нижнем течении до 20 000 кубов. А с ноября по февраль дороги и берега занесены снегом, воды в реках почти нет. Летом дороги могут быть очень сильно размыты водой и опасны.

На ВСЕМ МАРШРУТЕ проводили просмотр КАЖДОГО предстоящего участка.



2) Команда полностью справилась с поставленной задачей.
Составлено описание спортивного участка р. Сатледж (индийский), выделены принципиальные участки реки, общий характер которых не изменится даже после муссона:
1. 4-х километровое верхнее ущелье п.1-5,
2. участок от водопада до а/моста Akpa , около 50 км. Пороги-шиверы 4-5 к.с. ближе к мосту сложность препятствий нарастает до 6А, кульминация за 1км до а/моста.
3. 2,5-х км прорыв пор. 7 «Притормози» - пор. 8 каскадный прорыв ,
4. 15-ти км КАНЬОН,
5. Ущелье между мостами 8-км
6. 25-ти км Индустриальный участок между 1-ой строящейся и 2-ой действующей ГЭС, на котором выделяется более чем 5 км мини-карагемский-прорыв пор. 20, возможно проходимый при минимальном уровне воды.
7. 60-ти км маловодный 10 м3/сек участок от второй, основной действующей, плотины до Рампура также отличается большим уклоном и может быть очень интересен для каякеров соответствующего уровня.
8. 105 км рафтовый участок описан в некоторых путеводителях.

3) Выяснили, что нижний 12-ти км участок р. Спити проходим и очень интересен для катамаранов. Это практически единый каскад порогов полной автономке. Приведенная лоция может оказаться бесполезной после ближайшего сезона муссонов, поскольку все камни перемоет или накидает новых. Каждый новый сплав будет проходить в режиме первопрохождения.

4) Последствия единственного оверкиля, произошедшего на несложном участке по причине невнимательности, экипаж смог устранить собственными силами.

5) Считаем крайне желательным наличие в группе хотя бы 1 спутникового телефона и нескольких раций.

6) Наличие заброски «колесами в воду», а также дороги/»населенки» почти вдоль всего маршрута, делает его доступным. Кроме того, в крайнем случае, медицинская помочь так же в шаговой доступности: девушки из группы береговой поддержки бесплатно были осмотрены в больнице РеконгПео и получили рекомендации, чем мазать сильные солнечные ожоги, какие таблетки пить. Почти в каждом поселке работает мобильная (или же есть стационарная) связь. Наличие большого числа магазинчиков, может позволить обойтись без фильтра, если пить только бутилированую воду (при этом, не возя с собой огромных её запасов).

Примерная стоимость на одного человека 13500 руб. (авиабилеты) + 1600 руб. (визы) + 400 $ в самой Индии. Итого:1000$

Краткий релиз о походе

фото Сатледж

фото Спити

клип "Опасные игры"

клип "Нирвана ч.1"

Индийская экспедиция на Сатледж и не только.Блог Кирилла Кубанцева" ч.1

Индийская экспедиция на Сатледж и не только.Блог Кирилла Кубанцева"ч.2